кто это в коллективе, работа с ним
Содержание:
- Определение неформального лидера
- Формальное и неформальное лидерство: различия
- Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров
- Сценарии проявления неформального лидерства
- Амплуа неформального лидера
- Бунтарь
- Серый кардинал
- Рубаха-парень
- Дирижер
- Использование неформала в интересах руководства
- Что делать с деструктивным лидером
- Видео
В каждом коллективе есть официальное руководство и неофициальное лидерство. Появление авторитетного человека в группе обусловлено межличностным взаимодействием участников коллектива. В ходе совместной деятельности у каждого есть возможность проявить свои качества. Тот, кто располагает к себе, проявляет заинтересованность и симпатию к коллегам, становится неформальным лидером.
Неформальный лидер
Определение неформального лидера
Неформальный лидер – это человек, способный оказывать влияние на людей, независимо от того, какую должность в фирме он занимает. Это личность, с которой приятно находиться рядом.
Неформальный лидер обладает такими качествами, как:
- Обаяние. Он не только умеет нравиться другим, но и использовать эту способность себе во благо.
- Позитивный настрой. Его вера в благоприятный исход любого дела служит примером для окружающих.
- Уверенность в себе. Осанка, тон голоса, жесты – весь внешний облик и поведение человека выражают его уверенность. В сложной ситуации он сохраняет спокойствие, это делает его привлекательным для сослуживцев.
Формальное и неформальное лидерство: различия
Холерик — что это за человек
Внимание! Главное отличие неформального лидера от формального в том, что этот статус приписывает ему сам коллектив. Формальный лидер – это руководитель, лицо, которое занимает административную должность на предприятии. Руководящая должность не может наделить человека определенными качествами.
Неформал от официального руководителя отличается в следующих моментах:
- Руководитель в коллективе есть всегда. Если этот пост освобождается, вакансию в короткие сроки занимает тот или иной кандидат. Неформал появляется спонтанно, контролировать этот процесс невозможно.
- Формальное лидерство – стабильная структура. Неформальное лидерство – явление временное.
- В руках начальника всегда есть санкции. У лидера нет санкций, которые он мог бы применить к коллегам, если они отказываются делать так, как он говорит.
- Неофициальный лидер удерживает свои позиции благодаря сильным качествам. Руководитель возглавляет предприятие в соответствии со своей должностной инструкцией.
- Удерживать лидирующие позиции руководителю легче, чем неформалу, потому что производственная иерархия признается всеми сотрудниками.
Авторитет директора
- Руководитель регулирует производственные взаимоотношения сотрудников, а неформал влияет на межличностные отношения в коллективе.
- Принимая управленческие решения, директор учитывает множество факторов, взвешивает и анализирует, иногда созывает на совещание заместителей. Административные решения учитывают интересы не только конкретного предприятия, но и интересы других фирм. Лидер принимает решение единолично и непосредственно. Его решения основываются на интересах членов конкретного коллектива.
Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров
Взаимоотношения официального руководства и неформального в коллективе можно охарактеризовать как соперничество либо сотрудничество. Для того чтобы в коллективе был благоприятный климат, и при этом производственные задачи выполнялись в срок, начальство должно сделать так, чтобы неформальные лидеры стали их соратниками. В этом случае через неформала формируется корпоративная культура фирмы.
Пессимист — что это за человек
Если директору не удается сделать неформального лидера своим соратником, то с большой вероятностью их отношения будут складываться тяжело. Неформальный лидер будет при каждом удобном случае показывать остальным сотрудникам несостоятельность руководства, ставить под сомнение авторитет администрации.
Дополнительная информация. Иногда активность неформального лидера обусловлена его стремлением к продвижению по карьерной лестнице. В этом случае начальник замечает в лидере потенциал, переводит его на более высокий пост, возлагая надежды на его лидерские способности. Однако, добившись желанного кресла, лидер может проявить себя совсем с другой стороны.
Лидер пробился в начальники
Сценарии проявления неформального лидерства
Идеалист — что это за человек
Психологи в процессе изучения лидерства в производственных коллективах выделили несколько сценариев проявления этого феномена:
- Ситуативный. При условии благоприятного стечения обстоятельств и личной заинтересованности в той или иной ситуации каждый человек может однажды проявить лидерские качества.
- Карьерный. Данный сценарий выбирают те, кто стремится занять руководящий пост в организации. В этом случае лидер может выбирать как честные, так и нечестные способы достижения своих целей. Он может пойти на действия исподтишка, обман.
- Командный. Данный сценарий предполагает наличие в коллективе нескольких неформальных лидеров. На основе сходства личностных характеристик они объединяются и разрабатывают краткий конспект решения производственных задач. В большинстве случаев командный сценарий лидерства положительно сказывается на работе всего предприятия в целом.
Амплуа неформального лидера
Начальство, как правило, всегда дистанцируется от подчиненных: кабинет директора располагается вдали от производственного цеха, общение с подчиненными директор осуществляет только по необходимости. Поэтому директор не имеет возможности регулировать и контролировать процессы становления межличностных отношений внутри коллектива работников.
Важно! Неформальный лидер коллектива может выступать в разных психологических ролях. Основными амплуа лидеров являются бунтарь, серый кардинал, рубаха-парень, дирижер.
Бунтарь
Лидер в таком амплуа умеет сказать нужную фразу в нужный момент. Это борец за справедливость. Он склонен в споре доказывать свою правоту начальству. Порой он провоцирует бунт, отстаивая чьи-то интересы. В коллективе к нему привязываются, так как он готов вступиться за любого сотрудника.
Внимание! Если случается, что лидер увольняется из-за конфликта с руководством, вслед за ним могут уволиться те, для кого он был привлекательным.
Серый кардинал
Такой человек прекрасно разбирается в психологии: все его действия – это тонкий расчет. Часто серый кардинал выбирает выжидательную тактику: наблюдает за коллегами и начальством, анализирует, выбирает тех, кто легче поддается давлению. Он может навести смуту в коллективе, оставаясь при этом в тени. Свои задачи он реализует силами других людей.
Серый кардинал
Рубаха-парень
Сущность этого сценария лидерства – генерирование множества идей. Такого человека любят в коллективе за общительность, обаятельность, чувство юмора, оптимизм. Его предложения и идеи воспринимаются сослуживцами с энтузиазмом.
Важно! Отличительной особенностью этого лидерского амплуа является способность человека общаться на равных как с коллегами, так и с руководством.
Дирижер
Лидер-дирижер – это правая рука директора. Директор передает через дирижера информацию для служащих, в то же время узнает от лидера о том, какова была реакция коллектива на эту информацию.
Внимание! Лидер-дирижер – хороший организатор. Однако он слабо разбирается в менеджменте, поэтому предпочитает быть помощником официального руководства.
Использование неформала в интересах руководства
Грамотный руководитель всегда стремится вычислить неформальных лидеров в коллективе и выстроить конструктивные взаимоотношения с ними. Это поможет избежать многих проблем.
Единство неформального и формального лидерства – это путь к повышению эффективности деятельности предприятия. Для использования неформала в интересах фирмы эффективны следующие приемы:
- Поощрение инициативы. В качестве поощрения не всегда должно выступать материальное стимулирование. Словесное одобрение тоже является важным для человека.
- Признание авторитета. Если руководитель признает авторитет лидера в коллективе и открыто сообщает ему об этом, неформал чувствует уважение со стороны начальства. Привилегированное положение стимулирует неформала к активным действиям и мотивированию коллег к хорошей работе.
- Если цели руководства и неформального лидера не совпадают, начальник должен быть максимально открытым с подчиненными. Организация совещаний и коллективного обсуждения текущих дел исключит возможность искажения информации и противостояния сотрудников во главе с неформальным лидером администрации предприятия.
- Лидера-бунтаря следует максимально загружать производственными делами. В этом случае он будет чувствовать себя нужным предприятию, времени на организацию забастовки у него не останется.
Партнерские отношения лидера и руководителя
Что делать с деструктивным лидером
Часто случается так, что неформал вносит разлад в отношения между начальством и подчиненными. Деструктивное лидерство не только портит психологический климат коллектива, но и приносит финансовые убытки фирме. Для исправления ситуации директору нужно пойти на хитрости:
- Инициативу неформала нужно перехватывать и направлять его активность в нужное русло. При этом не ругать его, а хвалить, делать акцент на том, что фирма в нем заинтересована.
- Неформальный лидер знает особенности отношений коллег, поэтому способен помочь им настроиться на работу. Также он может оказать поддержку подавленному сотруднику. В конфликтных ситуациях его мнение сотрудники считают авторитетным, поэтому он может урегулировать ссору, не доводя дело до обсуждения в кабинете директора.
- Необходимо выстроить демократичные отношения с подчиненными. Учет мнения подчиненных в решении рабочих вопросов поможет наладить дисциплину и снизить вероятность распространения слухов и сплетен.
Неформальное лидерство – это феномен, который появляется в производственных коллективах, благодаря врожденным качествам и способностям человека. Руководству нужно выстраивать партнерские отношения с неформальным лидером, тогда его присутствие в среде подчиненных обеспечит фирме высокую производительность, сохранение штата и стабильно высокую прибыль.
Польза лидера для коллектива
Видео
Автор:
Тaрaсенкo Нaтaлья ВлaдимирoвнaПлюсы и минусы неформального лидерства
Тема: плюсы и минусы неформального лидерства.
Организация – это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует формальный и неформальный лидеры, которые могут оказывать сильное влияние на качество деятельности организации и организационную эффективность. Формальный и неформальный лидер могут совпадать. Неформальный лидер может одновременно являться одним из членов управленческого персонала формальной организации, очень часто он или она занимают там сравнительно невысокую ступень в организационной иерархии.
Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам коллектива. Опора неформального лидера это признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.
Неформальное лидерство в организации может иметь как плюсы, так и минусы. Так, к позитивным функциям не формального лидерства в организации относятся: помощь формальной организации в достижении ее целей, поддержание и укрепление ее существования.
Осуществляя социальный контроль за коллегами, и, вовлекая их в неформальную организацию, неформальный лидер может оказать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Это происходит в том случае, если цели не формального лидера совпадают с целями формальной организации, а нормы эффективности созданной лидером неформальной организации превышают нормы формальной организации.
Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства. Неформальные каналы связи также могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.
Однако, неформальный лидер может оказывать и негативное влияние на членов организации, мешать достижению формальных целей. Он может использовать свое влияние для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, которые могут произойти в их отделе или организации, может призывать к сопротивлению переменам. Могут распространять ложные слухи, поощрять отрицательное отношение к руководству. Это произойдет в том случае, если цели неформального лидера не будут совпадать с целями организации, а грядущие перемены пагубно отразятся на его положение в коллективе.
Влиятельный неформальный лидер может сделать так, что трудовой коллектив ограничивать выпуск продукции или производить товары и услуги низкого качества.
Неформальный лидер влияет на сплоченность коллектива. Сплоченность – это мера тяготения членов коллектива друг к другу. Высокосплоченная группа – это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченный коллектив хорошо работает, высокий уровень сплоченности повышает эффективность всей организации.
У высокосплоченных групп бывает меньше проблем в общении, а те, что бывают, — менее серьезные, чем у других. У них меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия. Отрицательно высокая сплоченность коллектива может сказаться при несовпадении целей коллектива и его руководства.
Неформальный лидер, имея отличное от других мнение на ряд вопросов, способствует более эффективной работе коллектива. Однако это также повышает вероятность конфликта. Обмен мнениями, несомненно, полезен, но он может привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые пагубны.
Поскольку благодаря неформальному лидеру складываются в коллективе особые, иногда весьма преданные отношения, многие люди отказываются от более выгодной работы в других организациях, поскольку они не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели.
Для
того чтобы свести к минимуму
негативное влияние
Использованная литература.
1. Афонасова М.А. Менеджмент: Учебное пособие. − Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2010 г.
2. Вергилес Э.В. Лидерство и власть:. / Московский международный
институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2009 г.
3. Лапыгин Ю.Н. Теория организации. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007 г.
Что нужно и что нельзя делать при воспитании неформальных лидеров
Давайте будем откровенны: вы не можете оставаться в роли лидера вечно. Так или иначе, в какой-то момент вы перейдете на более заметную должность, в другую компанию или уйдете на пенсию. Одна из лучших вещей, которую вы можете сделать для своей организации на своем нынешнем посту, — это создать список лидеров в своей команде. Отличный способ развить таких лидеров — предоставить им возможности для неформального лидерства.
Неформальные лидерские роли могут принимать различные формы. Возможно, в вашей команде есть должность, требующая ответственного человека, который может управлять одним аспектом ваших обязанностей. Это может быть специальное задание, требующее, чтобы кто-то организовал и управлял специальным проектом. Или может быть место, где кто-то может вмешаться, пока коллега находится в длительном отпуске.
Какова бы ни была причина, эти неформальные роли могут позволить вам увидеть возможности для развития, открыть новые таланты и выполнить важные задачи, которые иногда не выполняются без руководства.
Неформальные роли полезны и для членов вашей команды. Эти роли могут позволить неопытным членам команды развивать навыки и исследовать новые области интересов. Они также могут создать среду, в которой эти неформальные лидеры могут выяснить, хотят ли они стремиться к лидерству. И, возможно, самое главное, они дают развивающимся лидерам возможность добиться успеха или потерпеть неудачу в безопасной среде.
Но развивать лидерство с помощью этих неформальных ролей не так просто, как просто передать задание и ждать результатов. Сотрудники, которые все еще развивают свои лидерские качества, нуждаются в поддержке и руководстве со стороны тех, кто занимает руководящие должности, чтобы максимально использовать эти возможности. Серия исследований неформальных лидеров показала, что их неформальные роли могут привести к низкому уровню энергии и снижению удовлетворенности работой. Однако те же исследования показали, что поддержка официальных менеджеров значительно снижает эти риски.
Поскольку вы стремитесь развивать лидерские качества в своей организации с помощью неформальных руководящих ролей, есть несколько способов, которыми вы можете обеспечить поддержку и руководство, которые помогут развивающимся лидерам в вашей очереди расти и преуспевать в своих ролях.
1. не заниматься микроуправлением
Делегирование руководящих ролей иногда является более сложной задачей для того, кто делегирует, чем для того, кто получает роль. Может возникнуть соблазн заняться микроуправлением, передав важную задачу или функцию в чужие руки. Однако лучше всего для вас и вашего неформального лидера позволить новому лидеру полностью взять на себя роль — без микроуправления сверху. (Чтобы узнать больше о том, как избежать микроменеджмента, ознакомьтесь с нашими советами здесь и здесь. )2. Окажите внешнюю поддержку
Убедитесь, что соответствующие члены команды и заинтересованные лица в вашей организации знают, что ваш неформальный лидер возглавляет задачу или роль. Укажите другим в направлении этого лидера, если это уместно. Публично освещайте ключевые успехи вашего неформального лидера.
3. Не слишком полагайтесь на одного-двух талантливых людей
Один из верных способов сжечь ваших лучших развивающихся лидеров — слишком полагаться на них каждый раз, когда появляется новая возможность. Поищите в своей организации и в своей команде других непроверенных людей, которым может просто понадобиться шанс продемонстрировать свои навыки и таланты.
4. Предложите руководство для руководства
Обязательно проводите время со своими неформальными лидерами один на один, чтобы дать совет и рекомендации по решению сложных вопросов лидерства. Позвольте этим развивающимся лидерам задавать вопросы и учиться на ваших успехах и неудачах в качестве лидера. Будьте тренером для своих неформальных лидеров.
5. Не ожидайте, что неформальные лидеры будут выполнять несколько функций
При переводе кого-либо на неформальную руководящую должность, которая не вытекает естественным образом из существующих обязанностей этого человека, обдуманно определите, как временная должность будет соответствовать текущей работе описание. Например, ожидание того, что кто-то возглавит особое мероприятие, может полностью выходить за рамки его текущей роли. Может быть необходимо позволить этому лидеру сократить некоторые существующие обязанности, чтобы взять на себя специальное задание.
6. Заранее озвучивайте ожидания
Очень легко позволить кому-то просто перейти на неформальную руководящую роль, что в конечном итоге приведет к выгоранию или неудовлетворенности работой. Вместо этого заранее определите неформальные обязанности лидера и ожидаемые результаты, а затем придерживайтесь их.
Когда вы смотрите на развитие своего лидерства, не пренебрегайте ценностью возможностей неформального лидерства. При правильном подходе эти роли могут стать неоценимым способом вырастить новых лидеров среди вас и создать кадровый резерв, который будет поддерживать процветание вашей организации даже после того, как вы будете бездельничать на пляже и наслаждаться выходом на пенсию.
Понимание неформальных лидеров на рабочем месте и почему они важны | Джейсон Мандей
8 минут чтения·
9 августа 2018 г.Каждое рабочее место ценит лидеров. Иногда лидерство может быть по-разному. Лидерство должно заключаться в надзоре и управлении, но это не всегда так. Надзор за персоналом не всегда включает руководителей.
Это подводит нас к неформальным лидерам. Что такое неформальный лидер? По материалам сайта businessdictionary.com , неформальный лидер определяется как «Человек в организации, который рассматривается как человек, к которому стоит прислушиваться из-за его предполагаемого опыта и репутации среди коллег. Неформальный лидер не имеет формальной власти или власти над сверстниками, решившими следовать их примеру, но может влиять на решения других». Важными аспектами этого определения являются слова ценность, воспринимаемое, влияние .
Ворт показывает, что неформальный лидер имеет ценность для организации, а также ценность для своих коллег. Восприятие или восприятие показывает, как человек рассматривается в организации. Наконец, влияние показывает, что человек обладает силой убеждения в организации.
Чем неформальные лидеры отличаются от формальных лидеров внутри организаций? Самым важным человеком в организации является руководитель первой линии. Эти формальные руководители должны рассматриваться как агенты перемен и нести ответственность за достижение миссии и целей организации, делегированных вышестоящими руководителями.
Неформальные лидеры занимают положение в цепочке командования, даже не осознавая, что берут на себя такую ответственность. Руководитель первой линии должен быть официальным лицом, ответственным за повседневную деятельность организации, однако неформальный лидер может иметь большее влияние среди своих коллег в этой области.
Далее, каковы конкретные примеры неформальных лидеров на рабочем месте? Неформальные лидеры бывают как позитивными, так и негативными. Следующие примеры не являются всеобъемлющими, но могут относиться и к организациям.
Этот сотрудник проработал в организации значительное количество времени. Их уважают коллеги и руководители. Ветеран знает свою работу вдоль и поперек и из стороны в сторону. Они дают результаты и знают, что работает, а что нет. Сотрудник-ветеран имел шансы и возможности подняться по карьерной лестнице в качестве руководителя, но решил не делать этого, потому что ему нравится повседневная работа, которую он выполняет. Они также могут не хотеть дополнительных обязанностей руководителя. Сотрудник-ветеран — это сотрудник, к которому можно обратиться в своей группе коллег, когда дело доходит до проблем по мере их возникновения. Этот неформальный лидер является самым важным в группе.
Положительный: Разносторонний, опытный, «был там, делал это», в глубине души заботится об интересах организации.
Отрицательный: может представлять угрозу для неуверенных в себе руководителей первого уровня или других неформальных лидеров.
Следующий сотрудник — это новичок или новичок, пытающийся сделать себе имя в организации. Как правило, они трудолюбивы, ставят перед собой цели и много работают для их достижения. Они амбициозны в организации и считают себя «супервайзерами по обучению». Эти сотрудники всегда ищут способы развить влияние и завоевать популярность среди своих коллег. Младший или начинающий сотрудник будет стремиться принести в жертву своего начальника первой линии и может развить положительные или отрицательные привычки в результате этого клонирования. Этот сотрудник увидит в неформальном лидере-ветеране угрозу. Начинающий сотрудник-неформальный лидер должен видеть в опытном сотруднике положительный ресурс.
Положительный: Сильная воля к успеху, склонность к нестандартному мышлению, эффективность.
Отрицательный: Может использовать ярлыки, может ставить амбиции выше организации.
Этот сотрудник является новым или новым сотрудником организации. Сотрудник присоединился к организации на должности начального уровня после того, как был руководителем, менеджером или администратором в аналогичной организации в другом месте. У них был формальный надзорный опыт, и они могли или не могли получать удовольствие от роли ответственных лиц. В любом случае у них есть опыт командования. Они имеют значительный опыт в бизнесе. Равные сотрудники могут рассматривать этого сотрудника как неформального лидера из-за его предыдущего опыта, или сотрудник настаивает на том, что у него есть предыдущий опыт руководящей работы в другой организации. Они могут сказать: «Ну, мы сделали это так в . . . . . . » или «Если бы я был главным, мы бы… . . . . . “. Иногда этот сотрудник не делится своим личным опытом с другими сотрудниками, но будет доступен для помощи по запросу или по мере необходимости.
Положительный: Демонстрирует опыт, понимание процедуры, разделяет разные точки зрения.
Отрицательный: Может вызвать конфликт и потерять доверие с точки зрения «как мы это сделали».
Следующим неформальным лидером является сотрудник, ранее занимавший руководящую должность в организации. Этот сотрудник по какой-то причине больше не занимает эту формальную руководящую должность. Причины могут заключаться в том, что сотрудник сделал шаг назад по личным причинам, например, ему нужно было больше времени проводить с семьей. Еще одной причиной отступления может быть понижение в должности из-за производительности. Коллеги в организации могут смотреть на этого сотрудника как на человека, который хорошо разбирается во всех тонкостях организации.
Положительный: Хорошо разбирается в организационной политике, процедурах и действиях. Опытная точка зрения.
Негатив: Формирует негативный имидж организации.
Назначенный «следующий ответственный» сотрудник также может быть неформальным лидером в организации. Этот сотрудник назначается ответственным руководителем первой линии, если руководитель отсутствует. Иногда этот человек хорошо подходит для этой должности, а иногда он любимец начальника.
Положительный: Может быть готов к этой должности и поддерживается своими сверстниками.
Отрицательный: Может рассматриваться сверстниками как подлиза к начальству.
Сотрудник-ветеран, даже упомянутый выше опытный сотрудник-ветеран, может переживать фазу выгорания на работе. Выгорание может наступить в разное время и длиться разную продолжительность в зависимости от отдельного сотрудника. Организация должна осознавать разницу между ветераном, переживающим выгорание, и опытным ветераном, продуктивно работающим. Младшие сотрудники могут не понимать концепции выгорания и смотреть на этого сотрудника как на неформального лидера.
Иногда возможность использовать этого сотрудника на неформальной руководящей должности позволит ему выйти из карьерного выгорания и вернуться к позитивному мышлению.
Положительный: Опыт работы в большинстве аспектов работы. Знающий организацию.
Отрицательный: Может иметь отрицательное мнение об организации, руководителях и самой работе.
Неформальные лидеры важны в любой организации. Неважно, занимается ли организация продажами, производством, технологиями или общественным обслуживанием. Руководители организаций могут понять, когда использовать положительные стороны этих неформальных лидеров для достижения максимальных результатов. Кроме того, организационные лидеры также могут свести к минимуму негативные аспекты этих неформальных лидеров.
У каждого из этих неформальных лидеров есть сфера контроля над другими сотрудниками. Этот факт важно понимать руководителям и администраторам. Некоторые из них могут иметь небольшую сферу влияния, а некоторые могут иметь более широкую сферу влияния. На самом деле, некоторые из этих неформальных лидеров могут иметь более широкие сферы влияния, чем руководители первой линии или даже администраторы.
Более ясное понимание этого можно описать как влияние против контроля.