Негативная и позитивная евгеника – Евгеника — Википедия

Содержание

Позитивная и негативная евгеника — «за» и «против»

Евгеника – учение об улучшении наследственности человека, своего рода селекция, позволяющая контролировать генофонд. Была популярна в начале 20 века, эти постулаты использовали нацисты гитлеровской Германии, что оттолкнуло от них общество. Но в начале нового тысячелетия ученые вновь заявили о пользе этого учения для науки.

Евгеника — что это?

Основные принципы евгеники первым обозначил в конце 19 века английский психолог Фрэнсис Гальтон. В 20 веке некоторые правительства даже взяли на заметку это учение для практического применения, но препятствием стали этические принципы и отсутствие высокой результативности на практике. Евгеника — это наука, определяющая принципы аутоселекции, ученые выделяют несколько форм:

  1. Биомедицинская. Вмешательство в генетику, чтобы повлиять на выживаемость и здоровье людей.
  2. Дискриминационная. Уничтожение отобранных групп населения.
  3. Репрессионная. Подавление общества насильно навязанными идеями.

Свою ценность сохранила для будущего биомедицинская евгеника, позволяющая:

  • избегать рождения детей с дефектами;
  • обследовать молодые пары на наличие наследственных отклонений;
  • составлять банк спермы и яйцеклеток известных деятелей.

Евгеника — «за» и «против»

Что изучает евгеника? Эта наука исследует проявления конкретных особенностей или генов в той или другой популяции. Исследования показали, что генные частоты меняются при:

  • мутациях;
  • естественном или искусственном отборе;
  • случайном сочетании генов у пары;
  • миграции.

Евгеника – это не только полезное, но и опасное учение. Опыт показал, что идея создать расу суперлюдей увлекала многих ученых и деятелей разных стран. Но такое увлечение стало порождением геноцида и насилия. Исследователи пытаются разделить позиции:

  1. Положительный аспект. С каждым годом в обществе увеличивается генетический груз, уменьшить его может помочь евгеника: аборты, биотестирование групп риска.
  2. Отрицательный аспект. До сих пор нет определения, как и почему наследуются дефекты, от которых всегда хотели избавить общество.

Позитивная и негативная евгеника

Утверждения о пользе и вреде практического использования этих постулатов сформулировали такие виды евгеники:

  1. Позитивная. Улучшение человеческой расы за счет приближения к уровню лучших представителей.
  2. Негативная. Удаление из генофонда носителей наследственных дефектов.

Печальную известность приобрела негативная евгеника, первыми решились побороться с деградацией человечества путем насилия в начале 20 века правители США. В штате Индиана появился закон о принудительной стерилизации алкоголиков, психически больных и закоренелых преступников, позже его нарекли «индианским». За 26 лет его применяли еще в сорока штатах, но без высокой результативности.

Позитивная евгеника

Положительная евгеника поощряет рождение потомства с лучшими генами, но она не получила отдельной программы развития, поскольку так и не было сформулировано:

  • четкого определения, какие признаки желательны, а какие – нет;
  • эффективных методов;
  • знаний о генетике ценных признаков.

Поэтому евгенические мероприятия пока ограничиваются только попытками не допустить передачу тяжелых наследственных патологий. История имеет два примера такого успешного применения:

  1. Программа предотвращения в-талассемии, которую еще называют серповидноклеточной анемией, на Сардинии.
  2. Фильтрация браков в Израиле, этим занимается специальная организация. Это стало необходимым при ярком проявлении в семьях гена Тея-Сакса, присущего только евреям. Он провоцирует рождение тяжелобольных детей, если у пары выявляют такой ген, то их отговаривают от свадьбы.

Негативная евгеника

Отрицательная евгеника имеет более четкие постулаты, поскольку нежелательные признаки определить намного проще. Их генетика лучше исследована учеными, что позволяет избежать таких проявлений. Но это направление запятнало себя насильственными проявлениями на практике:

  • уничтожение асоциальных элементов общества в нацистской Германии;
  • закон о стериализации;
  • жесткий запрет браков.

Цель подобных методов – изъятие нежелательных генов, но внедрение привело к тысячам личных трагедий. До сих пор нет четких данных, помогли ли такие методы отсеять «генетический мусор» в расе арийцев в начале прошлого века. Но снижение процента рождения больных эпилепсией детей в Швеции, когда в 18 веке появился закон о табу на брак людей с таким диагнозом, исследователи зафиксировали.

Расизм и евгеника

Люди нередко считают расизм и евгенику сходными учениями, но это не так. Евгеника, как наука, разрабатывает методы улучшения наследственных качеств человека и тормозит вырождение генофонда. А в основе расизма – утверждения о неравноценности определенных рас, только на основании другого цвета кожи, цвета волос или глаз, принадлежности к конкретной национальности. Здоровье, способности, потенциал – то, что ценится при отборе евгеникой, расизм полностью игнорирует.

Этические проблемы евгеники

Проблемой евгеники называют этическую, поскольку сохранение жизни детям с мутациями и ослабленным физически отрицательно влияет на генофонд. Возникает противоречие: принципы гуманизма защищают любую жизнь, и при этом приводят к вырождению людей. Некоторые ученые считают, что если генетический контроль помогает избавить человечество от уродств и болезней, все средства оправданы. Большинство исследователей такие идеи евгеники не поддерживает, считая, что нужно добиваться улучшения, а не уничтожать.

Евгеника — интересные факты

Евгеника в современном мире нашла применение в генной инженерии – разработке методов снижения генетических болезней. С помощью основных принципов этого учения ведутся разработки:

  • в генной терапии;
  • коррекции генома яйцеклеток;
  • репродуктивном клонировании.

Грамотный подход создал науку, которая получила название «новая евгеника». В пользу правильного внедрения основных принципов свидетельствует интересный факт. До середины 60-х годов прошлого века Сингапур был одной из беднейших стран третьего мира, но через пару десятков лет превратился в сильную державу. Все это — благодаря социальной политике, специальные организации создавали браки на основе уровня интеллекта, с молодежью работали отличные психологи и врачи.

Дети, рожденные от одаренных пар, имели право на бесплатное образование, делали отличную карьеру. Неплохим рычагом стали такие принципы, позаимствованные в евгенике:

  • женщины, не имеющие высшего образования, платили штраф за рождение второго ребенка;
  • малограмотным и плохо парам обучаемым предлагали стериализацию, компенсацией служила новая квартира;
  • образованная и здоровая пара должна была родить не меньше трех детей, за что имели льготы от государства.

Евгеника — книги

Принципы евгеники привлекали многих исследователей разных стран. Самыми популярными называют сегодня:

  1. «Русская евгеника» Владимир Авдеев. Автор излагает все существующие позиции этого учения, чтобы читатель мог составить свое мнение о евгенике в России.
  2. «Трансэволюция. Эпоха разрушения человека» Даниэль Эстулин. Книга посвящена секретной криптополитике руководителей многих стран.
  3. «Будущая эволюция человека. Евгеника XXI века» Джон Глэд. Излагаются основные вехи евгенического движения, его роль в создании человека следующего поколения.

 

womanadvice.ru

Позитивная и негативная евгеника. Евгеника — запрещённая наука будущего

Дарвина, написанного еще в 1859 году, распродавались в считаные дни, а споры о путях эволюции и возможностях на нее повлиять не утихали ни на минуту. За несколько десятилетий, что ученые интенсивно исследовали эволюционный подход, появилось много направлений в биологии, некоторые из которых предлагали активное воздействие на ход эволюции человека.

Евгеника — что такое?

На протяжении всей своей истории человечество использовало селекцию для того, чтобы повышать урожайность сельскохозяйственных культур и производительность домашних животных. Таким образом, история евгеники имеет свои корни в самом желании человека максимально повышать производительность не только животных, но и своего собственного вида.

Отдельной дисциплины, занимающейся научной этикой в XlX веке еще не существовало, поэтому роль главного ограничителя и препятствия на пути улучшения человеческого вида взяла на себя церковь, которая активно критиковала всякие попытки вмешаться в устройство божественного творения.

Таким образом, идеи евгеники состоят в том, чтобы путем целенаправленного отбора произвести улучшение человеческого вида, осуществляя контроль над деторождением и брачными союзами.

Популярность и сомнительная репутация

В первые десятилетия XX века она приобрела такую популярность, что некоторые государства стали задумываться о применении на практике ее основных положений. Так состоялся союз Германской нацистской науки и евгеники. Именно при получили наиболее ужасное распространение такие меры, как принудительная стерилизация, эксперименты над живыми людьми и уничтожение целых групп населения, признанных правительством нежелательными.

Однако евгенические законы применялись и далеко за пределами нацистской Германии. Например, в США в некоторых штатах беднякам и людям с низким IQ предлагали вознаграждение за прохождение добровольной стерилизации. Предполагалось, что люди с нежелательными качествами могут испортить генофонд самим фактом рождения детей.

В первую очередь евгеника — изучающая искусственный отбор, главным объектом которого становится человек. Существуют два способа осуществлять контроль над таким отбором: так называемая позитивная евгеника концентрируется на стимулировании браков, в результате которых рождаются дети с востребованными чертами; негативная генетика основана на исключении рождения детей с дефектами развития или чертами, нежелательными для общества. С развитием диагностических медицинских технологий в арсенале евгеники оказались такие способы контроля рождаемости, как генетические тесты и УЗИ-диагностика.

Вернувшаяся евгеника

Что такое евгенические принципы, становится понятно, если взглянуть на проблему ретроспективно. В первую очередь стоит разобраться со значением самого слова. В переводе с древнегреческого слово переводится примерно как «благороднорожденный». Так зародилось учение евгеника. Что такое искусственный отбор, стало понятно в 1883 году, когда ученый Ф. Гальтон опубликовал свой фундаментальный труд «Исследование человеческих способностей и их развитие».

Главной опорой ученых-евгеников была идеология генетической детерминированности. Суть учения Гальтона сводилась к тому, что ни воспитание, ни образование не влияют радикальным образом на манеру поведения, но ведущую роль имеет наследственность, которая определяет, в том числе и социальное поведение.

С публикации этой книги началось победное шествие евгеники по университетам Европы. Новая наука заслужила себе место в академической среде.

Евгеника как наука. Основные положения

В 1907 году в Британии было создано Общество Гальтона, в котором занимались разработкой положений новой науки и поиском инструментов для применения их на практике. В США аналогичное общество появилось в 1921 году и получило название Американского Евгенического Общества.

История евгеники неразрывно связана с понятием социального дарвинизма, который основан на том, что только определенные классы и сословия, а также люди с некоторыми антропологическими признаками достойны продолжить свой род.

Этика евгеники основывается на том, что люди не рождаются равными, только самые достойные вправе контролировать ход эволюции человека, вмешиваясь в репродуктивный процесс. Таким образом, евгеника — изучающая селекцию человека.

Критика современников

Несмотря на победное шествие новой науки по университетам и правительственным кабинетам, далеко не все интеллектуалы поддерживали ее методы. Убежденными противниками евгенических методов были писатель Честертон, американский социолог Лестер Уорд, а также биологи Фишер и Холдейн, которые выразили сомнение в том, что стерилизация «дефективных» может привести к исчезновению из человеческой популяции нежелательных признаков.

Самый многочисленный и мощный лагерь последовательных противников принудительной стерилизации и искусственной селекции состоял из представителей религиозных организаций. Несмотря на то что на первых порах некоторые религиозные деятели с интересом отнеслись к новой науке, уже после 1930 года поддержка прекратилась. Так как против применения евгенических законов высказался папа Пий Xl, который ясно заявил, что светские власти не имеют права распоряжаться телами своих подданных.

Нацизм и понижение уровня исследований

Репутационные проблемы у евгеники как науки начались в 1930 годах, когда нацистский генетик Эрнст Рудин взялся использовать ее для оправдания преступлений Третьего рейха. К тому моменту уже было примерно понятно, как работает естественный отбор и евгеника. Что такое нацистская медицина станет понятно немного позже, но эта связь бесповоротно испортит репутацию евгенической науке.

Ближе к концу Второй мировой войны репутация евгеники была окончательно испорчена. Замечательно иллюстрацией к эволюции взглядов на методы искусственной селекции служит история Герберта Уэллса, которой из последовательного сторонника принудительной стерилизации превратился за тридцать лет в убежденного борца за права человека. В том числе он утверждал, что никто не имеет права калечить человека, к

www.qiks.ru

Евгеника (2)

Введение

  1. Понятие евгеника

  2. Виды евгеники

  3. Евгеника и современность

  4. Заключение

  5. Литература

Введение

Не так давно в нашей науке слова «евгеника» и «генетика» были ругательными. С генетики проклятие со временем сняли, а вот евгеника – наука об улучшении человеческого рода – так и остается чем-то сомнительным, связанным с бесчеловечными экспериментами нацистов и другими опытами того же толка. Евгеника – это что-то вроде «больного вопроса» для человечества. Поэтому поговорить о ней не только интересно, но и полезно.

Это учение в современном его понимании зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон — двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника».

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека. В связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

Понятие евгеника

Евгеника (от греч. – «хорошего рода», «породистый») – учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Первый, кто поставил перед собой этот вопрос, был Фрэнсис Гальтон — двоюродный брат Чарльза Дарвина. Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Хорошо известны предложения Платона по евгеническому устройству общества. Он считал, что не следует растить детей с дефектами или рожденных от неполноценных родителей.

Виды евгеники

Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна).

В позитивной евгенике во главу угла ставится вопрос о содействии воспроизводству людей с генетическим кодом, не загрязненным наследственными заболеваниями, а также людей с высоким интеллектом.

В негативной евгенике большее внимание уделяется прекращению воспроизводства физически или умственно неполноценных людей, а также людей, имеющих опасные наследственные заболевания. Негативная евгеника требует, чтобы «негодный человеческий материал» более не размножался. Из данных генетики был сделан вывод, что люди так же, как и растения и животные, должны быть отделены от своих менее полезных членов посредством принудительной стерилизации, тогда как размножаться могут только самые здоровые особи.

Широкую реализацию получила негативная евгеника: во многих странах мира быстро завоевала популярность «научно обоснованная» стерилизация людей, объявленных в конкретном обществе неугодными.

В Китае, Индии широко практикуют диагностику пола плода и часто абортируют девочек. В Германии были объявленные неполноценными евреи и цыгане, несущие угрозу политическому строю представители других политических партий, душевно больные люди, а также гомосексуалисты; в США стерилизации и кастрации подвергались половые извращенцы и коммунисты.

Евгеника и современность

Доводы «За»

Предполагается, что в развитых странах растет т. н. генетический груз. В том числе это может быть результатом сохранения маложизнеспособных особей. Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям.

Доводы «Против»

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные и положительных.

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

Заключение

Итак, евгеника безусловно послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части — медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели — освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами — полностью актуальны и теперь.

Как бы ни были гуманны побудительные мотивы евгеники — сделать человечество более здоровым, красивым, одаренным и, в конечном счете, более счастливым, — в самой ее сути есть какой-то изъян. Она не вписывается в сложную структуру человеческого общества, сотканного из противоречий не только биологических, но и юридических, социальных, психологических, религиозных.

Литература

  1. http://ethology.ru/

  2. http://www.13min.ru/

  3. http://www.53l.ru/

  4. http://ru.wikipedia.org

studfiles.net

4. Евгеника

Термин «евгеника» предложен и 1883 г. Френсисом Галь-тоном, кузеном Ч. Дарвина, который известен также благодаря многим научным открытиям, например методу идентификации личности путем сличения отпечатков пальцев. По Гальтону, евгеника призвана разрабатывать методы социального контроля, которые «могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные». В первой половине XX века, когда евгеника была особенно влиятельным научным и политическим движением, видные его представители выступали в роли консультантов при правительствах многих стран по вопросам аборта, стерилизации, психиатрической помощи, образования, эмиграции и т.д.

По мнению сторонников евгеники, общество за счет развития медицины, социальной поддержки инвалидов и других «искусственных» мер улучшения качества жизни ослабило действие естественного отбора, в результате чего возникла опасность расового вырождения. «Субнормальные» индивиды, участвуя в размножении, «засоряют» так называемый «генофонд нации» недоброкачественными генами. Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение населения. Различают «негативную» и «позитивную» евгенику. Негативная евгеника должна приостановить передачу по наследству «субнормальных» генов. Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества (например финансовые) для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных. Исторически излюбленным объектом негативной евгеники являлись алкоголики, психиатрические больные, наркоманы, сифилитики, уголовники, «половые извращенцы» и т.д.

Первый закон о принудительной стерилизации был принят в США в штате Индиана в 1907 году. Он разрешал ее по генетическим основаниям. Подобные законы потом были приняты еше почти в тридцати штатах. Всего до Второй, мировой войны в США было зарегистрировано около 50 тыс. случаев принудительной стерилизации. Евгенические соображения

оказали существенное влияние на иммиграционную политику США после Первой мировой войны, когда поток переселенцев из стран Восточной Европы буквально хлынул в Америку. В результате к концу 20-х годов, в том числе и по рекомендации ев-геииков, иммиграция была сокращена на 95%.

До Второй мировой войны около 30 американских штатов по евгеническим основаниям ввели законы, запрещающие межрасовые браки. Человек считался «негром», даже если у него была всего 1/32 часть «негритянской крови». Это-был куда более жесткий расовый критерий, чем тот, который использовался в нацистской Германии, где для того, чтобы считаться «евреем», необходимо было иметь не меньше 1/4 «еврейской крови».

В целом же идеи евгеники оказали очень существенное влияние на формирование фашистской расовой теории. Нацистскими специалистами в области евгеники было введено понятие «генетическое здоровье нации», разработана специализированная отрасль превентивной медицины — «расовая гигиена». В 1933 г. в Германии был принят «Закон о защите потомства от генетических заболеваний», применение которого привело к более чем 350 тыс. случаев насильственной стерилизации. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в брак.

Опыт довоенной евгеники свидетельствует о том, в какой мере смесь генетического знания и невежества могут служить в качестве инструмента репрессивной политики государства, а также насколько легко ученые могут соучаствовать в репрессивной политике, придавая ей вид респектабельной легитимности. Наука и научное знание оказались средством для распространения и политической реализации самых темных предрассудков толпы.

В последние годы евгеника как форма государственной политики получила развитие в Сингапуре. С 1982 года в этой стране действует особая программа, стимулирующая плодовитость образованных женщин и ограничивающая ее среди необразованных.

Политика правительства Сингапура включает добровольные меры позитивной и негативной евгеники. К мероприятиям позитивной евгеники относятся компьютерный подбор пар, брак между которыми способен произвести наиболее одаренное потомство; круизы и «лодках любви», которые для образованных одиноких государственных служащих (женщин) оплачиваются из казны, разнообразные финансовые льготы, а также привилегии для их детей при поступлении в элитарные школы и университеты. Меры негативном евгеники также носят «добровольный» характер. Убеждающими, а, скорее, принуждающими аргументами служат финансовые соображения. Правительство предоставляет безвозмездную ссуду женщине для приобретения дешевой квартиры в построенном за счет государства доме при соблюдении следующих условий: возраст до 30 лет, не более двух детей, невысокий уровень образования, доход не выше 300 долл. в месяц и согласие на стерилизацию. Несмотря на достаточно жесткие условия, эта мера пользуется большой популярностью среди женщин с низким уровнем образования и дохода. Здесь, таким образом, нет добровольного выбора в точном смысле слова, поскольку власти .манипулируют выбором, который осуществляет женщина.

По мнению большинства отечественных генетиков, евгеническая политика, какими бы методами она ни проводилась, вызывает серьезные возражения и с теоретической, и с практической точек зрения. Многие значимые в евгеническом отношении признаки, такие как интеллект, детерминируются, вероятно, сотнями генов. И все эти гены примерно одинаково важны. Вести отбор по такому количеству генов — нереальная селекционная задача. Столь же нереально пока пытаться изменить эти сотни генов методами генной инженерии.

Евгеника как составная часть генетики человека активно развивалась в нашей стране до начала 30-х годов такими крупными учеными, как Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, Ю.А. Филипченко. Однако в СССР евгеника никогда не была частью государственной политики. Более того, в конце 20-х годов она попала под пресс идеологического давления и вскоре оказалась под запретом. Вместе с тем нелишне подчеркнуть, что медицинская генетика и нашей стране фактически родилась из евгеники.

В настоящее время нельзя сказать, что евгеническая идеология совершенно чужда российскому общественному мнению. Хотя термин «евгеника» практически не используется, но ее идеи достаточно отчетливо звучат в суждениях идеологов и политиков, отдающих приоритет интересам «генофонда» нации в сравнении с интересами отдельных индивидов. По мне-

нию юриста М.В. Ковалева, «вопросы, касающиеся безусловной зашиты генофонда от любых акций: научных, медицинских, промышленных, религиозных или коммерческих, которые стали бы или могут поставить в опасность генофонд человечества, должны регулироваться международным правом, нормами, принятыми на уровне самых авторитетных международных организаций. При этом несомненным приоритетом должны пользоваться интересы генофонда перед интересами и правами отдельных людей».

О том, что евгенические умонастроения имеют довольно широкое распространение в современном российском обществе, свидетельствуют данные опроса, проведенного в 1995 г. Российским национальным комитетом по биоэтике РАН (РНКБ РАН) и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным этого опроса, 56% респондентов по общероссийской выборке согласились с мнением, что населению России угрожает опасность физического вырождения, и только 21% выразили несогласие с этим. Около трети населения высказалось в пользу применения насильственной стерилизации наркоманов, больных СПИДом, психиатрических больных. Примерно столько же высказалось в пользу принудительного аборта плодов с диагностированными пороками развития и генетическими отклонениями. Вместе с тем лишь незначительная часть опрошенных согласилась с жесткими евгеническими мерами, такими как направленный отбор особо одаренных родителей для выращивания «элиты нации». Улучшение здоровья населения, в том числе и путем снижения концентрации генов, детерминирующих развитие тяжелой патологии, можно считать морально оправданной целью здравоохранения. Неприемлемы с моральной точки зрения насильственные средства для реализации подобных целей, что имело место в практике американских и немецких евгеников в первой половине XX века.

Следует также иметь в виду, что, конечно, не все евгеники были и являются сторонниками насильственных мер. К примеру, один из ведущих британских евгеников начала века X. Эл-лис настаивал на допустимости лишь добровольных евгенических мероприятий: «Единственное принуждение, которое мы можем применять в евгенике, есть принуждение, которое идет изнутри», то есть связанное с личными убеждениями индивида. Если еще раз обратиться к важнейшей этической проблеме — проблеме свободы воли, — то можно, вообще говоря, различать два противоположных подхода к проблеме принуждения. С точки зрения консервативных либералов, действие может рассматриваться как свободное, то есть не содержащее признаков принуждения, в том случае, если отсутствуют правовые или иные формальные (например административные) барьеры для его выбора и осуществления. В рамках социалистической традиции считается, что принуждение отсутствует тогда, когда человек практически имеет возможность согласиться или отказаться от осуществления определенного действия.

С формальной точки зрения сингапурские женщины, соглашающиеся на ограничение числа детей и стерилизацию, свободны. Ни закон, ни правительство их к этому не принуждают. Их вынуждает и принуждает материальная нужда. Конечно, экономическое принуждение не столь жестко, как административное или правовое насилие. Но оно сохраняет, тем не менее, характер насилия и принуждения.

Поэтому даже если цели медицинской генетики смещаются от обеспечения интересов населения к более полному учету интересов и ценностей отдельных пациентов и их семей, общество должно ответственно использовать и контролировать социальные и экономические силы принуждении, которые могут существенно влиять на свободный личный выбор индивида.

Воспоминания, связанные со злоупотреблениями евгеникой в первой половине XX века, определяют болезненность реакции, с которой в современном научном и медицинском сообществе воспринимаются предложения, направленные на выработку государственной политики в области улучшения генетических качеств человеческих популяций. Однако невмешательство государства означает в современных условиях власть рынка.

При рассмотрении интересующего нас вопроса следует иметь в виду, что поводом для генетического вмешательства может быть не только »исправление1‘ неблагоприятного влияния патологических генов, но и улучшение нормальных качеств. Если родители мечтают о карьере баскетболиста для своего ребенка, то они захотят «заказать» ребенка с генами, определяющими высокий рост. Если о карьере музыканта — то с генами, определяющими абсолютный слух, и т.д. Массовый результат индивидуальных выборов может иметь неоднозначный популяционный эффект, который следует прогнозировать, разрабатывая моральные и правовые рамки деятельности медико-генетической службы в рыночных условия.

Применение в массовых масштабах технологии, приносящей благо отдельному человеку, должно, на первый взгляд, увеличивать «общее благо». Однако mi деле суммирование индивидуальных благ на уровне общества в целом может приводить к негативным последствиям. Пример выбора пола ребенка наиболее нагляден. В ряде стран азиатского континента рождение мальчика воспринимается как благо, а рождение девочки — как своеобразное «наказание» и бремя. Существуют медицинские технологии, способные с достаточной надежностью детерминировать пол будущего ребенка. Пока применение этих технологий единично, оно приносит благо. Но когда вследствие упрощения и удешевления они начинают использоваться в массовом масштабе, то это оборачивается бедой для общества вследствие диспропорции полов. Уже сейчас во многих странах вводятся ограничения на право родителей выбирать по своему усмотрению пол ребенка, если последнее не связано с уменьшением риска возникновения сцепленного с полом наследственного заболевания.

Серьезность риска негативных последствий при безответственном использовании генетической информации предопределяет особую важность морального принципа «не навреди». В генетике человека, как и в других отраслях науки, значительное место занимают гипотезы и теоретические модели, еще не получившие достаточного эмпирического подтверждения и теоретического обоснования.

В связи с этим следует иметь в виду, что, оказавшись в массовом сознании, научные гипотезы выходят из-под контроля жестких механизмов «отбора», приобретают собственную жизнь, мотивируя и направляя социальные действия, неоднозначные по своим последствиям. Ученые должны осознавать ответственность за ущерб, который способна принести выпущенная «на волю» недостаточно продуманная, или тем более ошибочная, гипотеза.

Сточки зрения морального принципа «не навреди» научные гипотезы, влекущие серьезные социальные последствия, должны подвергаться особенно жесткому отбору и проверке. Весьма серьезное значение этот принцип приобретает также при обсуждении проблем генной терапии.

studfiles.net

Что такое евгеника? Определение, цели и методы :: SYL.ru

Что такое евгеника и как она появилась? С развитием биологии человечество пыталось найти новые способы повышения урожайности взращиваемых культур и улучшения показателей производительности домашних животных. Для достижения этих целей использовали методы селекции. Одновременно с этим в научных кругах нарастало желание применить полученные навыки для улучшения собственного генофонда. Попытки воплотить эти идеи в жизнь и отразились в новом учении – евгенике.

Основные понятия

Что такое евгеника? Можно ли назвать это направление научным, и есть ли у него будущее? Об этом до сих пор ведутся споры. Кто-то называет евгенику псевдонаукой, кто-то – наукой будущего. Для многих деятелей, занимающихся вопросами улучшения генотипа, грань между научными исследованиями и расизмом является слишком тонкой. В этом учении пересекаются этические и социальные нормы, поэтому воспринимать его только как науку нельзя.

Термином «евгеника» обозначают научную деятельность, направленную на сохранение и улучшение наследственных характеристик человеческого организма. Слово это греческого происхождения и дословно обозначает «хороший род». Таким образом, евгеника – это наука, изучающая влияние различных окружающих и наследственных факторов на врожденные качества человека. Цель деятельности – определить негативные показатели и свести их присутствие к минимуму.

Многие ученые в разное время стремились отделить внешние факторы от генетических. Однако, как показали исследования, это невозможно. Эти факторы взаимодействуют между собой. Так, например, климатические условия формируют такие свойства организма, как пигментация кожи, а социум, в котором обитает человек, оказывает значительное влияние на его психику в целом.

Виды евгеники

Принято выделять два основных направления:

1. Позитивная евгеника. В этом случае улучшение наследственных характеристик достигается путем стимуляции распространения генотипов, свободных от заболеваний, которые способны передаваться из поколения в поколение.

2. Негативная евгеника. Это направление считается более жестким и категоричным. Оно препятствует распространению негативного генофонда.

Позитивная евгеника является более щадящей. Однако она не получила распространения, и методы ее применения так и не были сформированы. Причина в том, что до настоящего времени нет четкого понимания того, как вывести и сохранить ценный генофонд.

С негативной евгеникой дела обстоят значительно проще. Существует богатая практика выявления нежелательных наследственных качеств, которую можно успешно применять. К сожалению, опыт использования этих методов довольно печален. Что такое евгеника негативная на практике? Именно ее применяла нацистская Германия, пытаясь уничтожить асоциальных, по ее мнению, представителей общества. В США и некоторых странах Европы насильно стерилизовались преступники, душевнобольные и другие люди, неугодные обществу.

Предыстория

О селекции человеческого вида впервые серьезно заговорили после выхода в свет теории Дарвина о происхождении видов. Именно тогда вопросы эволюции и поиски способов влияния на нее обсуждались во всех научных кругах.

Следует отметить, что идеи улучшения генофонда существовали с древних времен. Например, древнегреческий философ Платон считал, что людей неполноценных и порочных не следует лечить, а «моральные выродки» должны подвергнуться казни. Слабых и болезненных детей в Спарте и странах Скандинавии умерщвляли во младенчестве, так как считалось, что они не смогут справиться с суровыми жизненными условиями. Царь-реформатор Петр Великий даже издал указ, в котором говорилось, что «дураки, что ни в какую науку и службу не годятся», не должны воспроизводить потомство, так как «доброе наследие» у них отсутствовало и не могло передаться их детям.

История возникновения

Вопросы и задачи евгеники человека первым сформулировал натуралист Фрэнсис Гальтон из Англии. Он был знатного происхождения и приходился Чарльзу Дарвину двоюродным братом. Начиная с 1863 года он изучал родословные благородных семейств, пытаясь выявить закономерность наследования умственных и физических данных потомками. Первые его наработки были опубликованы в 1965 году в статье «Наследственный талант и характер». Через четыре года в свет вышла его книга «Наследование таланта».

Термины и основные положения новой науки были сформулированы в 1883 году. Они касались селекции сельскохозяйственных культур, улучшения породы домашних животных, сохранения и облагораживания человеческого вида. Эти аспекты были описаны в первой книге по евгенике, вышедшей в том же году.

Следует отметить, что в царской России тоже велись аналогичные научные исследования. Врач и писатель Василий Маркович Флоринский в 1866 году опубликовал свой труд «Усовершенствование и вырождение человеческого рода».

Формирование евгеники как науки

В 1907 году Фрэнсис Гальтон определил евгенику как науку, которая занимается улучшением врожденных характеристик расы. С этого момента она стала заниматься вопросами исключительно человеческого генофонда. Появилось и другое определение евгеники. Это наука, использующая методы социального влияния на эволюцию человеческого вида.

Несмотря на то что Гальтон проповедовал позитивные меры улучшения расы, в 20 веке почти во всех развитых государствах широкое распространение получила негативная евгеника. В 1920 году в СССР было образовано Русское евгеническое общество, в котором участвовали ведущие генетики и врачи того времени. В странах Европы активно применялась принудительная стерилизация. Такая мера использовалась и в США.

В начале прошлого столетия появилось устойчивое словосочетание – индианский метод. В истории евгеники это был первый опыт использования негативного направления. Название методу дал штат Индиана, где эта практика применялась первоначально. Позже она распространилась и в других штатах. Начиная с 1904 года, согласно официально принятому в США закону, принудительной стерилизации подвергались «нежелательные обществу» люди. Это были преступники, наркоманы, алкоголики, душевнобольные.

Евгеника в СССР

История русской евгеники началась в 1920 году с основания Русского евгенического общества. Во главе этой группы стоял биолог-новатор, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук Николай Кольцов. Он также являлся редактором «Русского евгенического журнала».

В стенах Общества проводилась активная научно-исследовательская деятельность. Участники занимались изучением фенотипа и генотипа человека. Они собирали данные русских семейных хроник, проводили анкетирование людей с выдающимися способностями. Целью этих исследований был поиск закономерности наследования и приобретения тех или иных способностей человека.

Кардинальное отличие русской евгеники от евгеники других государств в том, что в СССР не принимались меры по стерилизации и истреблению носителей нежелательной наследственности. В труде Кольцова об улучшении породы человека была сформулирована идея создания человека созидающего (HomoCreator). Биолог считал, что снижение рождаемости искусственным путем приведет к отрицательному результату в вопросе улучшения генофонда. Верным методом, по его мнению, являлось создание благоприятной среды для поддержки носителей хорошей наследственности.

Генетик Юрий Филипченко и евгенист Михаил Волоцкий, напротив, считали евгенический опыт стерилизации, применяемый в США, наиболее удачным. Психиатр Виктор Осипов главным фактором, влияющим на вырождение русской нации, считал алкоголь.

Ученый Серебровский предлагал создать отдельную евгенику для каждого класса. Это было вполне логично, ведь каждая социальная группа имела определенный набор положительных и отрицательных качеств, сложившихся поколениями. В целом, утверждал он, для достижения целей, которые преследовала евгеника, необходимо улучшить условия жизни граждан. Также он предлагал создать банк спермы с образцами семенной жидкости представителей социальной элиты для искусственного осеменения женщин.

С приходом к власти Сталина наука претерпела ряд изменений. Общество, образованное в 1920 году, распалось. Евгеника переродилась в медицинскую генетику.

Наука и нацизм

В первой половине 20 века принудительная стерилизация была популярна и в Германии. Однако меры евгеники Третьего рейха были значительно жестче, чем в других странах Европы. Потомство запрещалось иметь не только больным и неблагонадежным гражданам. Эта участь постигла цыган и евреев. Такие же меры были предприняты и относительно людей с коммунистическими взглядами. Затем было принято решение не только стерилизовать неугодных Третьему рейху людей, но и истреблять их физически. Изначально такие меры осуществлялись только на территории Германии, но позже распространились и на захваченные нацистами земли.

Немцы считали, что такая «евгеника» предотвратит вырождение арийской расы, единственными представителями которой они и были. Однако это был геноцид в самом жестоком его проявлении.

После Второй мировой войны отношение к евгенике кардинально изменилось. На нее плотно легла тень фашизма и тех ужасов, которые происходили под руководством Гитлера. С того времени люди, не посвященные в тонкости науки и историю ее происхождения, неумолимо ассоциирует ее исключительно с Третьим рейхом. Именно это является основной причиной негативного отношения к науке.

Проблемы евгеники

На Нюрнбергском процессе ученые-евгенисты Третьего рейха были причислены к палачам за опыты, проводимые над заключенными, а на само учение было наложено строжайшее табу. Кроме того, в обществе вызывали критику и некоторые методы, предлагаемые евгенистами. В Советском Союзе, например, предлагалось ввести искусственное осеменение женщин.

Основной проблемой, с которой столкнулась евгеника, является недостаток информации о передаче положительных и отрицательных наследственных качеств из поколения в поколение. Нет формулы, которая определяла бы и прогнозировала наличие высокого уровня интеллекта или таланта в какой-либо области у детей. Из этого следует, что позитивная евгеника построена на гипотезах и не имеет научного подтверждения. А негативное направление встретило резкую критику общества.

Евгеника как научная деятельность начала возрождаться спустя много лет. Преимущество отдается исследованиям позитивного направления. Современные ученые в большинстве своем склоняются к мнению, что эта наука сегодня утратила смысл. Поставленные цели так и не были достигнуты, а деятельность, которая первоначально позиционировалась сугубо научной, тесно переплелась с нормами этики и морали.

Евгеника и права человека

Всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Так произошло и с евгеникой. Наука столкнулась с моралью. Дело в том, что процесс совершенствования начинается с определения эталона, к которому следует стремиться. Таким образом происходит выявление хороших качеств и плохих. В евгенике разделение произошло на людей, достойных жить и производить потомство, и недостойных.

Следует отметить, что количество неугодных обществу значительно превосходило число тех, у кого наблюдалась положительная наследственность. Ведь среди них были не только больные и преступники. Отбор происходил по целому ряду признаков, которые часто не имели никакого отношения к наследственности. Это могла быть религия, социальная принадлежность, уровень достатка.

Чтобы избежать ущемления прав и свобод человека, был принят ряд юридических мер. Странами Европы были подписаны конвенции и декларации, посвященные этой теме. Согласно Хартии основных прав Европейского Союза (2000 год), евгеника стала запрещенной наукой.

Евгеника сегодня

В современном мире задачи евгеники решаются наукой генетикой. Пары, желающие иметь ребенка, но опасающиеся появления у малыша наследственных заболеваний, могут при помощи специалистов провести анализ своих данных и оценить риски. Такое консультирование позволяет рассчитать вероятность того, что потомство будет/не будет обладать тем или иным пороком.

Широко используются методы пренатальной диагностики. Исследование плода, развивающегося в утробе матери, помогает выявить большинство наследственных заболеваний и патологий. В случае необходимости женщина имеет возможность прервать беременность на ранних сроках.

Генная инженерия занимается непосредственно нахождением и исследованием способов, которые могли бы позволить улучшить генофонд и избавить человечество от заболеваний, передающихся по наследству.

Другая евгеника

Если вплотную заняться поиском сведений о евгенике, на страничках информационных ресурсов можно найти ответы, никак не связанные с наукой. В выпадающем списке появляются словосочетания: «евгеника инстаграм», «евгеника дидюля», «евгеника певица» и тому подобное. Что обозначают эти фразы и какое отношение они имеют к селекции человека? Абсолютно никакого.

Под звучным псевдонимом Евгеника скрывается Евгения Дидюля. «Певица. Актриса. Модель. Телеведущая. Чудо-жена» — так пишет она о себе в социальных сетях. В данный момент она задействована в проекте «ДиДюЛя». Кроме того, она является блогером и часто появляется в различных ток-шоу.

Евгения имеет два высших образования по специальности «Вокал», замужем, у нее есть дочь. Ее муж – Валерий Дидюля, знаменитый гитарист-виртуоз, композитор и шоумен. По совместительству он является продюсером красавицы.

В своем блоге Евгеника Дидюля читает различные саркастичные стишки. Авторы этих стихов — режиссер Олег Ломовой, сетевая поэтесса Юлия Соломонова и другие.

Творчество Евгеники

Певица выпустила свой первый альбом летом 2017 года. Он называется «Оптимистка». Песни Евгеники наполнены юмором и жизненной простотой. Как утверждает сама исполнительница, они полностью отражают ее характер и взгляды на жизнь. Клипы певицы также юмористичны. Кроме того, она не стесняется показаться публике как в откровенных нарядах, так и в мужском образе. Ярким примером тому служит клип на песню Евгеники «Бабы».

www.syl.ru

Позитивная и негативная евгеника

Голова должна быть круглой, с мягкой линией перехода от лба к носу, череп – развитой и вместительный, глаза большие, но не навыкате; общее выражение должно свидетельствовать о чуткости и уме. Спаниель, наделенный этими качествами, всячески превозносится и увековечивается в потомстве; спаниеля же, способного насаждать одни вихры да светлые носы, лишают его наследственных привилегий. Так судьи устанавливают закон и соответственно определяют награды и кары, которые обеспечат его соблюдение.
А теперь обратимся к человеческому обществу – и какой же мы обнаружим тут хаос, какую досадную неразбериху! Нет вообще никого клуба, ведающего выведением человеческих особей.
(Вирджиния Вульф «Флаш»)
А вот и нет – такой Клуб существовал. Где и когда? И какую породу людей он вывел?
Селекция людей обещала превратиться в целую науку, евгенику. Обычно под ней подразумевают выведение «лучшего человека», «высшей расы».
Но ведь можно действовать и наоборот, направленно ухудшая социум! Для этого нужно 1) хорошо изолировать популяцию, 2) в течение нескольких поколений выбраковывать лучших ее представителей – путем прямой элиминации или высылки за пределы ареала, 3) снижать репродуктивный потенциал элиты, 4) препятствовать внутри-элитным бракам на фоне поощрения браков межкастовых с понижением ранга детей, 5) препятствовать социальному успеху выходцам из «породистых» семей на фоне поддержки «простых людей» и т.д.
Снижению физического, культурного и нравственного потенциала общества способствуют также многочисленные негенетические факторы: 1) узаконивание традиции нездорового образа жизни, 2) массовое внушение и культивирование негативных идей, 3) культивирование факторов стресса, 3) пропаганда непрочных браков и малого числа детей среди элиты, 4) пропаганда оттока элиты из общества и т.д.
При слове «евгеника» на ум приходят либо утопические проекты философов, либо неудачные эксперименты наци. А также учебник поп-генетики, где красным по белому написано: селекция человека невозможна. Однако живое общество демонстрирует обратное. Социальная селекция, как отрицательная, так и положительная не была редкостью. Вероятно, самых высоких отрицательных результатов добилась Одна Изолированная Северная Мегапопуляция, где факторы «анти-евгеники» действовали с особой силой. Причем к концу ХХ века их давление усилилось на порядок. Продуктивные личности не только в массе эмигрировали, но и спрятались за личиной нарочитого негативизма.

Возможно, вы в шоке после прочтения названия статьи. Слово евгеника, получившее отрицательный окрас из-за событий 40-вых годов, кажется далеким от процветающего Сингапура. Но настолько ли ужасна евгеника?

История евгеники

Для начала разберемся, что такое евгеника. Само слово евгеника переводится как «благородный». Это учение о селекции человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Свойства эти как физические, так и умственные. Придумал и развил это учение двоюродный брат знаменитого Ч. Дарвина — Френсис Гальтон. Изначально она воспринималась лишь как наука о том, как совершенствовать человека и воспринималась вполне позитивно, даже была популярна.

Свой след наложила на это понятие фашистская идеология, а также многие жестокие эксперименты, которые совершали нацистские ученые для достижения «расовой гигиены». Зная эти бесчинства, очень сложно воспринимать слово евгеника в хорошем ключе, тем не менее, не будьте жертвой своих предрассудков. Современная наука занимается евгеникой и это не имеет никаких схожих черт с нацистскими пытками, не подразумевает дискриминации. Евгеника помогает ученым вырабатывать методы борьбы с наследственно передающимися заболеваниями или склонностями к болезням (например, к раку). Такие исследования также нацелены на усиление способностей нашего мозга.

Положительная и отрицательная евгеника

Для сравнения:

Цель положительной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).

Цель отрицательной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.

Конечно, грань между двумя этими понятиями очень тонка, и в современном мире, который так нацелен на уважение прав всех людей, на демократические ценности и свободы, может быть воспринята превратно. Но тем не менее, если смотреть на эту тему шире, но можно заметить сколько сильных сторон имеет евгеника. Реальный пример того, как евгеника в политической стратегии может нести и положительные результаты — предотвращения рождения детей с серповидноклеточной анемией на острове Сардиния.

В середине 1970-х была начата массовая программа диагностики плодов, которые имеют вероятность болеть этим видом анимии. То есть ребёнок, развившийся из такого плода, обречён на тяжёлое заболевание, для предотвращения летального исхода необходимо переливание донорской крови с периодичностью в 20-30 дней. Стоит заметить, что, конечно, никто не заставлял, и даже не пропагандировал делать аборты таких детей. Родителям лишь предоставлялся выбор — прерывать беременность или нет. Но ранняя диагностика, которую обеспечивало государство, дала им возможность сделать этот выбор. В результате частота рождения детей, больных талассемией, на Сардинии за 25 лет снизилась в 20 раз. Оставшиеся 5 % больных детей появляются при информированном согласии родителей.

Евгеника в Сингапуре

Евгеника как политическая концепция в Сингапуре была разработана Ли Куаном Ю. Этот человек, более известный как преймер-министр Сингапура, который смог сделать страну с 3 в мире ВВП за несколько десятилетий из отвергнутой части Малайзии. Более подробно я говорила об этой в другой статьей, поэтому не буду останавливаться на этой теме детально. Но одна из мер, которая также способствовала росту уровня жизни и прогрессу Сингапура — позитивная евгеника.

Страна стала поддерживать тех, у кого было хорошее физическое развитие, высокий интеллект и отсутствие наследственных заболеваний. Ли Куан Ю распорядился создать мощную базу для создания традиционных семей, способных растить и воспитывать здоровых и умных детей. Под патронажем правительства было создано два брачных агентства. Одно занимается образованными молодыми людьми, другое — всеми остальными. Главная задача брачных агенств — заключение браков между парами сопоставимого социального и интеллектуального уровня.

Это агентство не только подбирает пару молодому человеку с учетом всех личностных особенностей, но и создают условия для встреч. При агентствах функционирует сеть спортивных тренажерных залов, кафе, бассейнов, дискотек и кинотеатров. После заключения брака молодоженам от государства «светит» солидный подарок в виде кредита на приобретение жилья.

С другой стороны, наркоманкам и неграмотным женщинам предлагается стерилизация, но полностью добровольная, в обмен на большую сумму денег. Недипломированные женщины, заводя­щие второго ребенка, платят штраф. Однако, если после рождения двух детей такая женщина пойдет на стерилизацию, ей за это предлагается вполне качественное жилье.

Продолжается такая политика уже и после рождения ребенка. Все дети до 12 лет имеют одинаковый стартовые условия, но те, кто показывает лучше успехи и имеют высший IQ субсидируются государством для продления их успехов. Государство практически везде делает упор на то, чтобы поддерживать воспитание и прививает любовь к учебе, физическому здоровью. Но замечу, что условия для этого созданы на высочайшем уровне, а медицина высоко развита. Ни бедные, ни больные, ни люди малообразованные не остаются за бортом, их не унижают, но создают явный мотив пытаться совершенствоваться.

eg-nsk.ru

4. Евгеника

Термин «евгеника» предложен и 1883 г. Френсисом Галь-тоном, кузеном Ч. Дарвина, который известен также благодаря многим научным открытиям, например методу идентификации личности путем сличения отпечатков пальцев. По Гальтону, евгеника призвана разрабатывать методы социального контроля, которые «могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные». В первой половине XX века, когда евгеника была особенно влиятельным научным и политическим движением, видные его представители выступали в роли консультантов при правительствах многих стран по вопросам аборта, стерилизации, психиатрической помощи, образования, эмиграции и т.д.

По мнению сторонников евгеники, общество за счет развития медицины, социальной поддержки инвалидов и других «искусственных» мер улучшения качества жизни ослабило действие естественного отбора, в результате чего возникла опасность расового вырождения. «Субнормальные» индивиды, участвуя в размножении, «засоряют» так называемый «генофонд нации» недоброкачественными генами. Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение населения. Различают «негативную» и «позитивную» евгенику. Негативная евгеника должна приостановить передачу по наследству «субнормальных» генов. Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества (например финансовые) для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных. Исторически излюбленным объектом негативной евгеники являлись алкоголики, психиатрические больные, наркоманы, сифилитики, уголовники, «половые извращенцы» и т.д.

Первый закон о принудительной стерилизации был принят в США в штате Индиана в 1907 году. Он разрешал ее по генетическим основаниям. Подобные законы потом были приняты еше почти в тридцати штатах. Всего до Второй, мировой войны в США было зарегистрировано около 50 тыс. случаев принудительной стерилизации. Евгенические соображения

оказали существенное влияние на иммиграционную политику США после Первой мировой войны, когда поток переселенцев из стран Восточной Европы буквально хлынул в Америку. В результате к концу 20-х годов, в том числе и по рекомендации ев-геииков, иммиграция была сокращена на 95%.

До Второй мировой войны около 30 американских штатов по евгеническим основаниям ввели законы, запрещающие межрасовые браки. Человек считался «негром», даже если у него была всего 1/32 часть «негритянской крови». Это-был куда более жесткий расовый критерий, чем тот, который использовался в нацистской Германии, где для того, чтобы считаться «евреем», необходимо было иметь не меньше 1/4 «еврейской крови».

В целом же идеи евгеники оказали очень существенное влияние на формирование фашистской расовой теории. Нацистскими специалистами в области евгеники было введено понятие «генетическое здоровье нации», разработана специализированная отрасль превентивной медицины — «расовая гигиена». В 1933 г. в Германии был принят «Закон о защите потомства от генетических заболеваний», применение которого привело к более чем 350 тыс. случаев насильственной стерилизации. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в брак.

Опыт довоенной евгеники свидетельствует о том, в какой мере смесь генетического знания и невежества могут служить в качестве инструмента репрессивной политики государства, а также насколько легко ученые могут соучаствовать в репрессивной политике, придавая ей вид респектабельной легитимности. Наука и научное знание оказались средством для распространения и политической реализации самых темных предрассудков толпы.

В последние годы евгеника как форма государственной политики получила развитие в Сингапуре. С 1982 года в этой стране действует особая программа, стимулирующая плодовитость образованных женщин и ограничивающая ее среди необразованных.

Политика правительства Сингапура включает добровольные меры позитивной и негативной евгеники. К мероприятиям позитивной евгеники относятся компьютерный подбор пар, брак между которыми способен произвести наиболее одаренное потомство; круизы и «лодках любви», которые для образованных одиноких государственных служащих (женщин) оплачиваются из казны, разнообразные финансовые льготы, а также привилегии для их детей при поступлении в элитарные школы и университеты. Меры негативном евгеники также носят «добровольный» характер. Убеждающими, а, скорее, принуждающими аргументами служат финансовые соображения. Правительство предоставляет безвозмездную ссуду женщине для приобретения дешевой квартиры в построенном за счет государства доме при соблюдении следующих условий: возраст до 30 лет, не более двух детей, невысокий уровень образования, доход не выше 300 долл. в месяц и согласие на стерилизацию. Несмотря на достаточно жесткие условия, эта мера пользуется большой популярностью среди женщин с низким уровнем образования и дохода. Здесь, таким образом, нет добровольного выбора в точном смысле слова, поскольку власти .манипулируют выбором, который осуществляет женщина.

По мнению большинства отечественных генетиков, евгеническая политика, какими бы методами она ни проводилась, вызывает серьезные возражения и с теоретической, и с практической точек зрения. Многие значимые в евгеническом отношении признаки, такие как интеллект, детерминируются, вероятно, сотнями генов. И все эти гены примерно одинаково важны. Вести отбор по такому количеству генов — нереальная селекционная задача. Столь же нереально пока пытаться изменить эти сотни генов методами генной инженерии.

Евгеника как составная часть генетики человека активно развивалась в нашей стране до начала 30-х годов такими крупными учеными, как Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, Ю.А. Филипченко. Однако в СССР евгеника никогда не была частью государственной политики. Более того, в конце 20-х годов она попала под пресс идеологического давления и вскоре оказалась под запретом. Вместе с тем нелишне подчеркнуть, что медицинская генетика и нашей стране фактически родилась из евгеники.

В настоящее время нельзя сказать, что евгеническая идеология совершенно чужда российскому общественному мнению. Хотя термин «евгеника» практически не используется, но ее идеи достаточно отчетливо звучат в суждениях идеологов и политиков, отдающих приоритет интересам «генофонда» нации в сравнении с интересами отдельных индивидов. По мне-

нию юриста М.В. Ковалева, «вопросы, касающиеся безусловной зашиты генофонда от любых акций: научных, медицинских, промышленных, религиозных или коммерческих, которые стали бы или могут поставить в опасность генофонд человечества, должны регулироваться международным правом, нормами, принятыми на уровне самых авторитетных международных организаций. При этом несомненным приоритетом должны пользоваться интересы генофонда перед интересами и правами отдельных людей».

О том, что евгенические умонастроения имеют довольно широкое распространение в современном российском обществе, свидетельствуют данные опроса, проведенного в 1995 г. Российским национальным комитетом по биоэтике РАН (РНКБ РАН) и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным этого опроса, 56% респондентов по общероссийской выборке согласились с мнением, что населению России угрожает опасность физического вырождения, и только 21% выразили несогласие с этим. Около трети населения высказалось в пользу применения насильственной стерилизации наркоманов, больных СПИДом, психиатрических больных. Примерно столько же высказалось в пользу принудительного аборта плодов с диагностированными пороками развития и генетическими отклонениями. Вместе с тем лишь незначительная часть опрошенных согласилась с жесткими евгеническими мерами, такими как направленный отбор особо одаренных родителей для выращивания «элиты нации». Улучшение здоровья населения, в том числе и путем снижения концентрации генов, детерминирующих развитие тяжелой патологии, можно считать морально оправданной целью здравоохранения. Неприемлемы с моральной точки зрения насильственные средства для реализации подобных целей, что имело место в практике американских и немецких евгеников в первой половине XX века.

Следует также иметь в виду, что, конечно, не все евгеники были и являются сторонниками насильственных мер. К примеру, один из ведущих британских евгеников начала века X. Эл-лис настаивал на допустимости лишь добровольных евгенических мероприятий: «Единственное принуждение, которое мы можем применять в евгенике, есть принуждение, которое идет изнутри», то есть связанное с личными убеждениями индивида. Если еще раз обратиться к важнейшей этической проблеме — проблеме свободы воли, — то можно, вообще говоря, различать два противоположных подхода к проблеме принуждения. С точки зрения консервативных либералов, действие может рассматриваться как свободное, то есть не содержащее признаков принуждения, в том случае, если отсутствуют правовые или иные формальные (например административные) барьеры для его выбора и осуществления. В рамках социалистической традиции считается, что принуждение отсутствует тогда, когда человек практически имеет возможность согласиться или отказаться от осуществления определенного действия.

С формальной точки зрения сингапурские женщины, соглашающиеся на ограничение числа детей и стерилизацию, свободны. Ни закон, ни правительство их к этому не принуждают. Их вынуждает и принуждает материальная нужда. Конечно, экономическое принуждение не столь жестко, как административное или правовое насилие. Но оно сохраняет, тем не менее, характер насилия и принуждения.

Поэтому даже если цели медицинской генетики смещаются от обеспечения интересов населения к более полному учету интересов и ценностей отдельных пациентов и их семей, общество должно ответственно использовать и контролировать социальные и экономические силы принуждении, которые могут существенно влиять на свободный личный выбор индивида.

Воспоминания, связанные со злоупотреблениями евгеникой в первой половине XX века, определяют болезненность реакции, с которой в современном научном и медицинском сообществе воспринимаются предложения, направленные на выработку государственной политики в области улучшения генетических качеств человеческих популяций. Однако невмешательство государства означает в современных условиях власть рынка.

При рассмотрении интересующего нас вопроса следует иметь в виду, что поводом для генетического вмешательства может быть не только »исправление1‘ неблагоприятного влияния патологических генов, но и улучшение нормальных качеств. Если родители мечтают о карьере баскетболиста для своего ребенка, то они захотят «заказать» ребенка с генами, определяющими высокий рост. Если о карьере музыканта — то с генами, определяющими абсолютный слух, и т.д. Массовый результат индивидуальных выборов может иметь неоднозначный популяционный эффект, который следует прогнозировать, разрабатывая моральные и правовые рамки деятельности медико-генетической службы в рыночных условия.

Применение в массовых масштабах технологии, приносящей благо отдельному человеку, должно, на первый взгляд, увеличивать «общее благо». Однако mi деле суммирование индивидуальных благ на уровне общества в целом может приводить к негативным последствиям. Пример выбора пола ребенка наиболее нагляден. В ряде стран азиатского континента рождение мальчика воспринимается как благо, а рождение девочки — как своеобразное «наказание» и бремя. Существуют медицинские технологии, способные с достаточной надежностью детерминировать пол будущего ребенка. Пока применение этих технологий единично, оно приносит благо. Но когда вследствие упрощения и удешевления они начинают использоваться в массовом масштабе, то это оборачивается бедой для общества вследствие диспропорции полов. Уже сейчас во многих странах вводятся ограничения на право родителей выбирать по своему усмотрению пол ребенка, если последнее не связано с уменьшением риска возникновения сцепленного с полом наследственного заболевания.

Серьезность риска негативных последствий при безответственном использовании генетической информации предопределяет особую важность морального принципа «не навреди». В генетике человека, как и в других отраслях науки, значительное место занимают гипотезы и теоретические модели, еще не получившие достаточного эмпирического подтверждения и теоретического обоснования.

В связи с этим следует иметь в виду, что, оказавшись в массовом сознании, научные гипотезы выходят из-под контроля жестких механизмов «отбора», приобретают собственную жизнь, мотивируя и направляя социальные действия, неоднозначные по своим последствиям. Ученые должны осознавать ответственность за ущерб, который способна принести выпущенная «на волю» недостаточно продуманная, или тем более ошибочная, гипотеза.

Сточки зрения морального принципа «не навреди» научные гипотезы, влекущие серьезные социальные последствия, должны подвергаться особенно жесткому отбору и проверке. Весьма серьезное значение этот принцип приобретает также при обсуждении проблем генной терапии.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *