Нейролингвистическое программирование в психологии: Что такое НЛП и работает ли оно: научный подход

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — Глоссарий

Что такое нейролингвистическое программирование и как это работает

Нейролингвистическое программирование — это направление в психологии, которое занимается изучением влияния мышления человека на его поведение. НЛП также называют определенную модель действий, когда один собеседник стремится оказать воздействие на другого посредством вербальных и невербальных способов общения.

Ключевой идеей НЛП является утверждение, что любой человек может добиться успеха. Для этого необходимо всего лишь копировать поведение выдающихся людей. Иными словами, нейролингвистическое программирование — это моделирование и реализация таких известных приемов и правил поведения, которые помогают человеку достичь определенных целей как в саморазвитии, так и в личной коммуникации.

Таким образом, методы нейролингвистического программирования находятся на стыке сразу нескольких научных областей: психологии, программирования и языкознания. Ученые утверждают, что между протекающими в организме каждого человека неврологическими процессами, его средствами общения и шаблонами поведения есть прямая связь. Такой подход имеет широкий спектр применения, поэтому техники НЛП могут использоваться в самых разных областях: маркетинге и продажах, образовании, психотерапии, менеджменте, юриспруденции.

Также с помощью техник НЛП можно научиться управлять собственным настроением, эмоциями и чувствами. А после достижения контроля над своим разумом НЛП позволяет оказывать влияние и на других людей, профессионально убеждать и доказывать свою правоту. Причем это умение пригодится не только управленцам и крупным руководителям. На самом деле НЛП — это набор техник, которые можно применить в любой сфере жизни, и чаще всего это касается именно убеждения других.

Помимо прочего, сторонники этой концепции считают, что практикование техник НЛП улучшает физическое и психологическое состояние, помогает справиться с тревогой и различными расстройствами, такими как ОКР, нарушения пищевого поведения, посттравматический синдром, дислексия.

История появления НЛП

Теория нейролингвистического программирования впервые появилась во второй половине прошлого века. В 1960–70-х годах группа ученых Калифорнийского университета занялась разработкой собственной модели практической психотерапии. Психолог Ричард Бендлер и лингвист Джон Гриндер изучали методики гештальттерапии и гипнотерапии. Так, они анализировали опыт психотерапевтов Вирджинии Сатир, Фрица Перлза, Мильтона Эриксона. Значительное влияние на молодых ученых оказал и известный антрополог Грегори Бейтсон, который занимался изучением природы познания человека. Именно его образ мышления впоследствии стал одним из эталонов для создателей НЛП.

Свою концепцию Бендлер и Гриндер изложили в двух частях книги «Структура магии», вышедшей в 1975 году. Помимо того, что авторы книги обобщили опыт и знания лучших специалистов в области психического здоровья, они разработали уникальную модель нейролингвистического программирования. Эффект ее применения создатели назвали «терапевтической магией». Так идея о реконструкции поведения успешных людей стала набирать популярность.

Со временем методика обрела популярность, и уже к концу 1970-х годов НЛП заинтересовало не только ученых, но и общественность. Методика получила распространение как важнейший практический инструмент, позволяющий узнать о секретах достижения успеха в карьере, личной жизни и переговорах. Несмотря на то, что в 1980 году основатели теории НЛП прекратили сотрудничать друг с другом, они продолжили развивать свои идеи. Кроме того, именно их труды стали фундаментом для дальнейших исследований в этой области. Во многом благодаря Бендлеру и Гриндеру методология нейролингвистического программирования постоянно дополняется и видоизменяется, имеет множество последователей и не прекращает развиваться.

Базовые принципы НЛП

Базовыми принципами нейролингвистического программирования являются следующие утверждения:

Это метафора, используемая для иллюстрации разницы между реальным миром и нашим субъективным пониманием мира. То есть как географическая карта не является на самом деле природной местностью или территорией, так и наша речь, внешний вид и поведение не являются абсолютным отражением нашего опыта и мировоззрения. Техники НЛП работают именно с изменением восприятия реальности, а не с самой реальностью.

Этот принцип логично вытекает из предшествующего постулата. Иными словами, человек гораздо масштабнее, чем просто его поведение. Некоторые поступки он может совершать непреднамеренно, поэтому поведение не определяет самих людей. Личность всегда намного шире и значительнее каких-то сиюминутных действий.

Только осознав, что поведение человека отличается от самой его личности, мы можем ожидать, что в другой ситуации человек поведет себя иначе. Ведь поведение зависит от множества субъективных обстоятельств и внешних факторов. Таким образом, оно становится зависимым от контекста. Значит, если вы предложите иной контекст, то и поведение человека изменится.

В НЛП нет даже понятия «неудача». То есть любые действия, как успешные, так и не самые удачные, являются вовсе не поводом для обид, разочарований или огорчений, а ценной информацией, которая поможет вам в дальнейшем избегать подобных ошибок.

Этот базовый принцип подразумевает то, что наши тело и разум взаимосвязаны и неизбежно влияют друг на друга. Даже на физическом уровне все нервные клетки нашего организма, которых около 100 миллиардов, связаны друг с другом. Так, на методы НЛП оказывает значительное влияние такое направление в медицине и психологии, как психосоматика. Она по сути и занимается изучением того, как чувства и переживания человека отражаются на его физическом здоровье.

Когнитивная гибкость — это умение человека адаптироваться к новым обстоятельствам, находить эффективные решения проблем в кризисных ситуациях, мыслить творчески и нестандартно. То есть человек, обладающий большей гибкостью своего мышления и, соответственно, поведения, способен рассматривать сложившуюся ситуацию с разных сторон, анализировать все ее аспекты и даже самые незначительные на первый взгляд детали. Поэтому он и обладает мощным влиянием, способностью воздействовать на других, что является важнейшей задачей нейролингвистического программирования.

Техники НЛП

В техниках НЛП имеют важнейшее значение именно практически ориентированные методики, позволяющие получить ответы на такие вопросы, как:

  • «Как следует реагировать на свои мысли и эмоции?»

  • «Как мне адаптировать свой стиль общения к определенной ситуации?»

  • «Как изменить свое мышление?»

Существует довольно много различных упражнений для тренировки НЛП , однако нет их четкой классификации. Условно их можно разделить на техники, направленные на себя и саморазвитие, а также техники убеждения других людей.

Среди техник саморазвития выделяют следующие:

  1. Тренировка воображения

Это классическая техника нейролингвистического программирования, которая основана на визуализации. Иногда ее называют «мысленной репетицией». Суть метода заключается в следующем: представьте себе определенную ситуацию, в которой вы успешно справляетесь со всеми поставленными задачами. Например, это может быть защита вашего проекта, выступление перед спонсорами, собеседование на новое место работы или сдача экзамена.

Главное в этой технике — создать в собственном воображении максимально четкую картинку, со всеми подробностями. В это время почувствуйте свое тело, ощутите дыхание и прислушайтесь к сердцебиению, чтобы связать мысли с физиологическими проявлениями.

  1. NLP Swish

Это также одна из техник визуализации, однако несколько сложнее предыдущей. NLP Swish предполагает создание в вашем воображении сразу двух картинок. Первая из них — отрицательная, то есть то, чего вы не желаете для себя. Представьте свой провал, неудачу, проигрыш максимально точно и ярко. Должна получиться масштабная и достоверная картинка вашего поражения. Но не спешите переживать! После этого создайте в воображении такую ситуацию, которой вы бы хотели заменить свой проигрыш из предыдущей картинки.

Теперь воссоздайте то, о чем вы мечтаете: удачное собеседование, сданный на отлично экзамен, успешный питчинг проекта. Не забывайте, что все это необходимо представлять максимально наглядно.

После того как вы воссоздали две противоречащие друг другу картинки, необходимо сравнить их. Как только вы представите эти изображения рядом, выведите положительную картинку-мечту на передний план. То, о чем вы мечтаете, должно перекрыть картинку с неудачей. Негативное изображение постепенно будет становиться все меньше и выцветать, а картинка вашего триумфа, наоборот, будет увеличиваться и наполняться яркими красками. Лучше всего повторить такой прием от трех до пяти раз.

  1. Моделирование

Эта техника основана на законе притяжения и предполагает, что нужно быть как можно ближе к уже состоявшимся людям, иными словами, окружить себя людьми, которые добились желаемого успеха. Так вы сможете сосредоточиться на моделировании, то есть копировании их поведения.

Например, вы можете найти себе наставника среди коллег или брать пример с вашего босса. Помните, что чем больше образцов для подражания, тем успешнее вы освоите технику моделирования. Это и есть основа нейролингвистического программирования: чтобы стать успешным, нужно общаться с успешными людьми и вести себя соответствующе.

  1. Фрейминг

Это техника изменения фокуса или ракурса вашего восприятия той или иной ситуации. Наиболее целесообразно использовать фрейминг, когда какое-либо негативное событие уже случилось. В таком случае необходимо посмотреть на сложившуюся ситуацию под другим углом, попробовать ее проанализировать, найти положительные моменты или хотя бы сделать ценные выводы. Например, если вы провалили собеседование, не стоит сразу отчаиваться. Прежде всего, дайте себе выдохнуть, после чего следует заполнить пробелы в знаниях, обновить резюме или даже попробовать свои силы в другой сфере деятельности.

Техники, направленные на убеждение других людей, бывают следующими:

  1. Техника зеркального отражения

В 70-е годы прошлого века психолог Альберт Мейерабиан сформулировал правило «7%–28%–55%». Оно означает, что только 7% информации передается с помощью слов, 38% — через тон голоса и ритм речи, а 55% приходится на язык тела. Так, отзеркаливание — это техника НЛП, которая использует язык тела для установления мгновенного контакта и взаимопонимания с кем угодно. Для этого следует повторять язык тела вашего собеседника. Например, если он расслаблен, вам тоже не стоит напрягаться. Вы также можете подстроиться под собеседника с помощью речи, незаметно копируя его манеру или ключевые фразы. Проще говоря, эта техника предполагает отзеркаливание человека. Если вы понаблюдаете за собеседником и в дальнейшем повторите некоторые его жесты, позы или слова, он отнесется к вам с большим доверием только потому, что вы похожи на него.

  1. Правило трех «да»

Это техника манипуляции, которая позволит влиять на подсознание людей. В ее основе лежит закон инерции: для того чтобы выстроить доверительные отношения, необходимо задать собеседнику всего 3 вопроса, ответом на которые будет уверенное «да». Так мысль будет двигаться в правильном направлении, а собеседник в дальнейшем будет склоняться к согласию с вами.

  1. Переключение внимания

Техника переключения внимания рассчитана на смену фокуса, как и фрейминг, но теперь у вашего собеседника. То есть необходимо переключить его внимание на другую тему или другой объект с помощью неожиданного вопроса. Не секрет, что наш мозг, зрение и в общем-то все внимание могут быть сконцентрированы только на чем-то одном. Резко сменив тему, вы заставите собеседника «переключиться», а после этого вернитесь к исходной теме вашего разговора. Тогда собеседник потеряет концентрацию и станет более податлив.

  1. Техника якорения

Эмоциональный якорь — это своеобразный триггер, то есть конкретный и обозначенный стимул, который запускает у человека ту или иную эмоциональную реакцию. Иными словами, эмоциональный якорь служит сигналом для подсознания, заставляющим нас вновь и вновь переживать определенные ситуации и состояния.

Он может быть визуальным, аудиальным и кинестетическим (то есть ощущения и прикосновения, запахи, вкусы). Такие якоря можно создавать искусственно, например для того, чтобы общение с каким-либо человеком вызывало у вас приятные ассоциации.

Лучшие книги по НЛП

В этой подборке книг по нейролингвистическому программированию мы расскажем о наиболее информативных и полезных книгах по НЛП, авторы которых рассказали о собственном опыте регулярного использования методов нейролингвистического программирования. Итак, самые действенные руководства по применению техник НЛП:

  • «Из лягушек — в принцы. Нейролингвистическое программирование». Это книга авторства Ричарда Бендлера и Джона Гриндера. Именно эти ученые первыми обосновали концепцию нейролингвистического программирования, поэтому их труд является одним из основных произведений в направлении практической психологии и дает базовые знания о НЛП, его ключевых техниках и методиках.
  • «НЛП. Практическое руководство по достижению желаемых результатов». Это бестселлер Джозефа О’Коннора, который является тренером и консультантом по НЛП, а не только теоретиком концепции. В своей книге он учит, прежде всего, применять полученные знания на практике. Одной из важнейших методик НЛП О’Коннор считает аффирмации и самовнушение, поэтому особое место в книге занимают именно эти техники, а также алгоритмы грамотного их использования в реальной жизни.
  • «Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП». Автор книги Роберт Дилтс является практикующим специалистом по НЛП. В своей книге он изложил ключевые приемы и техники нейролингвистического программирования, особое внимание сосредоточив на способах убеждения собеседников и внушения им определенной информации. По мнению Дилтса, именно речь человека имеет наибольшее влияние на других людей, поэтому с помощью определенных речевых шаблонов возможно изменить человеческое сознание.
  • «НЛП-практик». Книга-сборник Боба Боденхамер и Майкла Холла содержит только самые необходимые знания в области нейролингвистического программирования и наиболее действенные методики.
  • «НЛП. Новая технология достижения успеха». Книга Стива Андреаса и Чарльза Фолкера объясняет самые базовые и основополагающие принципы НЛП. Она написана простым и доступным языком, поэтому наиболее актуальна среди новичков в области нейролингвистического программирования.

Но лучше всего освоить нейролингвистическое программирование можно на различных онлайн-тренингах или курсах. Например, во время обучения на курсе «НЛП в продажах. Мощные психологические техники» от Lectera.

Обучение по теме

Выводы

Сфера применения НЛП крайне широка. Некоторые психологи внедряют техники нейролингвистического программирования при лечении страхов и фобий, а также низкой самооценки, стресса и посттравматических синдромов, алкогольной и наркотической зависимости. При этом влияние нейролингвистического программирования на психологическое здоровье продолжает изучаться и расширять горизонты. Очевидно следующее: техники НЛП воздействуют на подсознание человека, меняя его внутренние убеждения, помогая ему стать успешным, изменить окружающую действительность и даже окружающих людей. Поэтому не стоит пренебрегать такой простой возможностью изменить мир!

НЛП в педагогике

Преподавателям

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — тема для бурного обсуждения в обществе. Кто-то говорит о том, что это псевдонаука, кто-то видит в НЛП практическую пользу. В любом случае мы с уверенностью можем утверждать, что эта тема вызывает неподдельный интерес у людей. Актуальность этого вопроса обусловлена несколькими причинами:

  1. НПЛ находится на стыке сразу четырех предметных областей: психотерапии, психологии, языкознания и программирования;
2. НЛП является относительно новым исследовательским направлением, которое направлено на использование в реальной жизни.

Если вы не знакомы с этой техникой, мы поясним, что это такое.
Нейролингвистическое программирование — это модель психологических процессов, которая создана по аналогии с компьютером. В данном случае мозг человека рассматривается как компьютер, а его психика — как набор программ. Согласно концепции НЛП качество жизни человека определяется качеством его «программного обеспечения», которое может быть улучшено с помощью использования более продвинутых и совершенных «программ».

Разобрав по частям термин «нейролингвистическое программирование», мы более глубоко разберемся в сущности этой техники. 
«Нейро» представляет идею о том, что человек ведет себя определенным образом под воздействием неврологических процессов в своем мозге и теле. 

«Лингвистическое» указывает на то, что именно с помощью языка мы выражаем наши мысли, вступаем в контакт с окружающими. 

«Программирование», как мы писали выше, указывает на способы или программы, благодаря которым человек организует свою психику, чтобы достичь определенных целей и результатов в коммуникации с окружающими.    

Основная задача НЛП сводится к тому, чтобы найти общедоступные техники, которые помогут управлять поведением людей. 
НЛП на сегодняшний день наиболее активно применяют в продажах, в менеджменте и ораторском искусстве. В педагогике эта техника тоже применяется, но в более легком формате, чтобы не навредить школьникам и студентам.   

Техника НЛП применяется преподавателями в основном для создания более комфортной атмосферы на занятиях и для ускорения процесса обучения, ведь все учащиеся разные. Различия в восприятии информации соответствуют ключевым сферам сенсорного опыта — визуальной, аудиальной и кинестетической. Понимание разницы между этими тремя типами дает преподавателю возможность найти индивидуальный подход к каждому студенту.  

Для визуального типа характерно следующее: люди воспринимают информацию в виде ярких образов, в разговоре они часто жестикулируют и используют такие фразы, как «давайте представим…», «вот, смотрите…» и похожие. Когда они что-то припоминают, то их взгляд направлен прямо перед собой или вверх вправо/влево. 

Визуальному типу нужно предоставлять информацию, используя слова, которые описывают цвет, размер, форму. Рассказывая новый материал, выделяйте цветом различные аспекты содержания материала.

Аудиальный тип, как правило, использует фразы по типу: «вот послушайте…», «я слышу, что вы говорите…» и подобные. Когда человек такого типа что-то вспоминает, то получается, что ответ ему как бы наговаривает внутренний голос. При этом его взгляд обращен влево или влево вниз.  

Аудиальному типу подавать материал лучше всего, используя разную громкость голоса, паузы.

Последний тип — кинестетический, который основан на том, что люди хорошо запоминают движения и ощущения в определенный момент. Когда они вспоминают что-то, то сначала повторяют ощущения тела, при этом обычно их взгляд направлен вниз или вправо вниз. В разговоре используют фразы «я чувствую…», «мне тяжело…» и похожие. 

Кинестетическому типу стоит рассказывать о новой теме, задействовав жесты, поскольку студенты такого типа обучаются посредством мышечной памяти.

Здесь стоит понимать, что в чистом виде не бывает ни визуального, ни аудиального, ни кинестетического типа, однако какой-то из них будет более ярко выражен. Для каждого из типов предназначен свой подход к подаче информации. 

Расскажем о безопасных приемах и способах НЛП, которые позволят качественно улучшить коммуникацию со студентами  

После того, как вы определили тип студента, можно использовать технику подстройки для установления доверительного контакта. Они бывают разного уровня и глубины. Мы выбрали для вас то, что пригодится в профессиональной деятельности.

Подстройка по телу. Смысл заключается в том, что между преподавателем и студентом происходит полное совпадение по основным биологическим параметрам до такой степени, что студент идентифицирует преподавателя как одного из «своих». Критерий достижения подстройки — обоюдное чувство комфорта, тогда возникает сильная неосознанная симпатия.  

Подстройка по ключевым словам. В речи студент выделяет слова. В зависимости от того, какое слово будет выделено, можно определить, что самое важное для него. Стать «своим» вы сможете, если станете употреблять в своей речи те же важные для студента слова. При этом необязательно соглашаться, вы просто можете повторить эти слова.

Подстройка по убеждениям и ценностям происходит, когда вы показываете студенту, что вы разделяете его основные ценности. Если есть момент, с которым студенту сложно согласиться, нужно расширить или наоборот сузить его до такой степени, когда студент может с ним согласиться. 

Нередки ситуации, когда люди подстраиваются друг к другу неосознанно. В случае если вы решили использовать подстройку целенаправленно, не забывайте о своей цели, иначе можно вернуться к состоянию до подстройки. 

Кроме подстроек, есть и другие приемы для улучшения взаимодействия между студентом и преподавателем.

Присоединение шепотом. Если аудитория не хочет вас слушать и все вокруг шумят, не стоит повышать голос. В таком случае лучше пойти от обратного — начать говорить шепотом. Говорите мягко, и через какое-то время на вас обратят внимание и перестанут разговаривать.

Неполные предложения. Если вы предполагаете, что интерес к предмету на лекции будет низким, вы можете использовать неполные предложения. Студенты, которые отвлекаются и не следят за ходом лекции, услышав неполные фразы, «очнутся» и будут готовы вас слушать.   

Использование метафор. Многие считают, что проникнуть в подсознание аудитории можно с помощью метафор. Метафоры легко  доносить с помощью притч. Главное помните, что их использование должно быть уместно. 

Переход «петля». В течение 1,5-часовой лекции есть моменты, когда преподаватель дает прямые указания, тем самым получая внимание аудитории, а также периоды самостоятельной и групповых работ. После этого преподавателю снова нужно дать указания. Таким образом, план лекции выглядит следующим образом:
деятельность А — переход — деятельность Б — переход — деятельность В.  Переходами может быть небольшой перерыв, момент, когда все студенты открывают учебники и подобное. 

Позитивные и негативные предложения
 
В рассматриваемом контексте позитив и негатив означают желательное и нежелательное поведение.  

Если позитив идет перед негативом, аудитория запомнит последнее предложение. Например: Я хочу, чтобы вы слушали меня. Слишком шумно в аудитории.   

Негатив идет перед позитивом. Такая конструкция может использоваться, если студенты не осознают своего неуместного поведения. Здесь главное говорить спокойно, и это позволит достичь желаемого результата. Приведем пример: Как много шума. Группа, я хочу, чтобы вы меня слушали.   

Использовать исключительно позитивные фразы можно, когда вы понимаете, что у аудитории развито чувство ответственности.
Схема «позитив — негатив — позитив». Ее преимущество состоит в противопоставлении негатива и позитива. Эта схема позволяет начать с описания желаемого поведения и затем повысить энергетический уровень. Например: Мне нужна тишина в аудитории. Очень много шума и разговоров. Поднимите глаза и слушайте. 

Приведенные способы по управлению аудиторией достаточно просты и эффективны в использовании и не способны навредить психике учащихся.

Понравился ли Вам материал?

Преподавателям

Как открыть доступ к книжным памятникам в библиотеке вуза? 3 способа

Собрали несколько способов организации доступа к особо ценным книгам и объектам культурного наследия. Все предложенные способы можно реализовать в университетских библиотеках.

Библиотекам

Библиотечный фандрайзинг: значение, виды и методы реализации

Практический фандрейзинг в библиотеке: что это такое, его значение и применение. Виды и методы фандрейзинга.

Студентам

Нетворкинг: 4 эффективных способа для студента найти полезные знакомства

Широкий круг общения всегда имел большую ценность, особенно в тех случаях, когда необходима помощь для решения различных проблем. Грамотное формирование своего окружения — стиль жизни и образ мышления, которые приводят к желаемым результатам. В этой статье мы расскажем, что такое нетворкинг и в каких сферах его может применить современный студент.

Скачивайте наше приложение на IOS и Android

© Электронно-библиотечная система Лань, 2011-2023

Интеграция

Маркетинговые материалы

Правообладателям

Библиотекам ВО и СПО

ЭБС для СПО

Тестовый доступ

Сотрудничество

«Просвещение» для СПО

+7 (812) 412-05-97

+7 (812) 412-14-45

lan@lanbook. ru

[email protected]

Тестовый доступ

Помощь

Новости

Тур

Помощь

Пользователям

Добро

Издательство «Планета музыки»

Издательство «Лань»

Global F5

Волонтерская программа

ЛаЛаЛань

Ректор Говорит!

Проекты

Нейролингвистическое программирование — Psynso

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это подход к психотерапии и организационным изменениям, основанный на «модели межличностного общения, в основном связанной с взаимосвязью между успешными моделями поведения и субъективными переживаниями (особенно моделями). мысли), лежащей в их основе» и «система альтернативной терапии, основанная на этом, которая направлена ​​на обучение людей самосознанию и эффективному общению, а также на изменение их моделей психического и эмоционального поведения».

Соучредители, Ричард Бэндлер и лингвист Джон Гриндер, считали, что НЛП будет полезно для «поиска способов помочь людям жить лучше, полнее и богаче». Они придумали термин «нейролингвистическое программирование», чтобы подчеркнуть свою веру в связь между неврологическими процессами («нейро»), языком («лингвистическими») и поведенческими паттернами, которые были изучены на основе опыта («программирование») и могут быть изменены. организованы для достижения конкретных целей в жизни.

На ранних семинарах Бэндлера и Гриндера и в последующих книгах часто утверждалось, что с помощью НЛП проблемы, особенно фобии, можно преодолеть за один короткий сеанс, в то время как традиционные методы лечения потребовали бы недель или даже месяцев регулярных занятий. сессии, чтобы добиться прогресса. Утверждалось, что НЛП способно решать весь спектр проблем, с которыми могут столкнуться психотерапевты, таких как фобии, депрессия, расстройство привычек, психосоматические заболевания и расстройства обучения. Основатели выступали за возможность самоопределения путем преодоления приобретенных ограничений и подчеркивали благополучие и здоровое функционирование. Бэндлер и Гриндер утверждали, что если бы можно было смоделировать эффективные паттерны поведения выдающихся терапевтов (и других выдающихся коммуникаторов), то эти паттерны могли бы быть усвоены другими. НЛП было принято частными психотерапевтами по всему миру, в том числе гипнотерапевтами, которые проходят обучение НЛП и применяют его в своей практике. Позже ее продвигали как «науку о совершенстве», основанную на изучении или «моделировании» того, как успешные или выдающиеся люди в разных областях достигают своих результатов. НЛП приобрело популярность в сфере обучения менеджменту, лайф-коучинга и индустрии самопомощи.

Исследования в области НЛП сократились с 1980-х годов, когда эмпирическая проверка показала, что НЛП содержит множество преувеличенных утверждений и концептуальных ошибок и не дает надежных результатов для заявлений об эффективности, сделанных его создателями и сторонниками. Критики заявляли, что НЛП демонстрирует псевдонаучные характеристики, название, концепции и терминологию. Согласно опросу экспертов-психологов, проведенному в 2006 году, НЛП было оценено между «возможно дискредитированным» и «вероятно дискредитированным».

 

История и основание

По словам психиатра Роберта Спитцера, НЛП возникло, когда Ричард Бэндлер, студент Калифорнийского университета в Санта-Круз, слушал и выбирал фрагменты записанных на пленку сеансов терапии покойного гештальт-терапевта Фрица Перлза в качестве проект Роберта Спитцера. Бэндлер полагал, что он распознал определенные структуры слов и предложений, которые облегчили принятие терапевтических предложений Перлза. Бэндлер поделился этой идеей с одним из своих университетских преподавателей, лингвистом Джоном Гриндером. Вместе они изучили записанные на пленку высказывания Перлза и наблюдали, как второй терапевт, Вирджиния Сатир, создавала то, что они назвали метамоделью — моделью для сбора информации и проверки языка клиента и лежащего в его основе мышления.

Метамодель была представлена ​​в 1975 году в двух томах: «Структура магии I: книга о языке и терапии» и «Структура магии II: книга о коммуникации и изменении», в которых авторы выразили свое убеждение в том, что терапевтическое « «магия», как ее выполняют в терапии Перлз и Сатир, а также исполнители в любой сложной человеческой деятельности, имела структуру, которой другие могли научиться, используя соответствующие модели. Они считали, что в поведении Перлза и Сатира скрыта способность противостоять искажениям, обобщениям и опущениям в языке клиента. Лингвистические аспекты были частично основаны на предыдущей работе Гриндера с использованием трансформационной грамматики Ноама Хомского.

Борьба с лингвистическими искажениями, уточнение обобщений и восстановление удаленной информации в высказываниях клиента, поверхностной структуры должны были дать более полное представление о лежащей в основе глубинной структуре и иметь терапевтическую пользу. Они черпали идеи у Грегори Бейтсона и Альфреда Коржибски, особенно о моделировании человека и идеях, связанных с их выражением: «Карта — это не территория».

Сатир и Бейтсон написали по предисловию к книге Бэндлера и Гриндера «Структура магии», тома I и II. Бейтсон также представил пару Милтону Эриксону, который стал их третьей моделью. Эриксон также написал предисловие к серии двухтомных книг Бэндлера и Гриндера, основанной на их наблюдениях за Эриксоном, работающим с клиентами, «Паттерны гипнотических техник Милтона Х. Эриксона, тома I и II». Эти тома также были посвящены языковым паттернам и некоторым невербальным паттернам, которые, по мнению Бэндлера и Гриндера, они наблюдали у Эриксона. В то время как метамодель преднамеренно специфична, модель Милтона была описана как «искусно расплывчатая» и метафорическая — противоположность метамодели. Она использовалась в сочетании с метамоделью в качестве смягчителя, для наведения транса и для косвенного терапевтического внушения. В дополнение к первым двум моделям Бэндлер, Гриндер и группа студентов, присоединившихся к ним в ранний период развития НЛП, предложили другие модели и техники, такие как привязка, рефрейминг, субмодальности, позиции восприятия и репрезентативные системы.

В то время движение за человеческий потенциал развивалось в индустрию; в центре этого роста был Институт Эсалена в Биг-Суре, Калифорния. Перлз провел множество семинаров по гештальт-терапии в Эсалене. Сатир был одним из первых лидеров, а Бейтсон был приглашенным учителем. Бэндлер и Гриндер утверждали, что НЛП является не только терапевтическим методом, но и исследованием коммуникации, и к концу 1970-х Гриндер и Бэндлер продавали его как бизнес-инструмент, утверждая, что «если человек может что-то сделать, то и ты». После того, как 150 студентов заплатили по 1000 долларов каждый за десятидневный семинар в Санта-Круз, Калифорния, Бэндлер и Гриндер отказались от академического письма и выпустили популярные книги на основе протоколов семинаров, такие как «Из лягушек в принцев», которые были проданы тиражом более 270 000 экземпляров. Согласно судебным документам, Бэндлер заработал более 800 000 долларов за 19 лет.80 от продаж семинара и книги.

 

Техники или набор практик

Согласно одному исследованию Штейнбаха (1984), классическое взаимодействие в НЛП можно рассматривать с точки зрения нескольких основных этапов, включая установление взаимопонимания, сбор информации о проблемном состоянии и желаемых целях. , используя специальные инструменты и методы для вмешательства и интегрируя предлагаемые изменения в жизнь клиента. Весь процесс управляется невербальными реакциями клиента. Во-первых, это акт установления и поддержания взаимопонимания между практикующим врачом и клиентом, который достигается за счет стимуляции и управления вербальным (например, сенсорными предикатами и ключевыми словами) и невербальным поведением (например, соответствием и отражением невербального поведения или реакцией на движения глаз – см. схему) клиента.

 


«Ключевая таблица зрительного доступа», как она представлена ​​в книге Бэндлера и Гриндера «Лягушка в принцы» (1979)

 

текущее состояние, а также помочь клиенту определить желаемое состояние или цель взаимодействия. Практикующий обращает особое внимание на вербальные и невербальные реакции, поскольку клиент определяет текущее состояние и желаемое состояние, а также любые ресурсы, которые могут потребоваться для преодоления разрыва. Обычно клиенту предлагается рассмотреть возможные последствия желаемого результата для его или ее личной или профессиональной жизни и отношений с учетом любых позитивных намерений любых проблем, которые могут возникнуть (например, экологическая проверка). В-четвертых, помощь клиенту в достижении желаемых результатов с помощью определенных инструментов и техник для изменения внутренних представлений и реакций на стимулы в мире. Другие инструменты и методы включают косвенное внушение модели Милтона, рефрейминг и субмодальности. Наконец, изменения «адаптируются к будущему», помогая клиенту мысленно репетировать и интегрировать изменения в свою жизнь. Например, клиента могут попросить «сделать шаг в будущее» и представить (мысленно увидеть, услышать и почувствовать), каково это, когда он уже достиг результата.

Согласно Stollznow (2010), «НЛП также включает анализ второстепенного дискурса и «практические» рекомендации по «улучшению» коммуникации. Например, в одном тексте утверждается, что «когда вы используете слово «но», люди вспомнят, что вы сказали потом. Со словом «и» люди запоминают, что вы сказали до и после».

 

Применение

Психотерапевтическое

Ранние книги по НЛП имели психотерапевтическую направленность, особенно с учетом того, что первые модели были психотерапевтами. Как подход к психотерапии, НЛП имеет сходные основные предположения и основы, общие с некоторыми современными краткосрочными и системными практиками, такими как краткосрочная терапия, ориентированная на решение. Также было признано, что НЛП повлияло на эти практики с помощью своих техник рефрейминга, которые стремятся добиться изменения поведения, изменив его контекст или значение, например, путем нахождения положительной коннотации мысли или поведения.

Два основных терапевтических применения НЛП: (1) использование в качестве дополнения терапевтами, практикующими в других терапевтических дисциплинах, и (2) в качестве специальной терапии, называемой нейролингвистической психотерапией, которая признана Советом по психотерапии Соединенного Королевства с аккредитацией, регулируемой сначала Ассоциацией нейролингвистического программирования, а в последнее время ее дочерней организацией Ассоциацией нейролингвистической психотерапии и консультирования.

 

Другое использование

В то время как первоначальные цели нейролингвистического программирования были терапевтическими, модели также были адаптированы для использования вне психотерапии для межличностного общения и убеждения, включая деловое общение, обучение менеджменту, продажи, спорт и межличностное влияние, используемые для коучинга, команды строительство, публичные выступления, переговоры и общение. Чартерный институт персонала и развития Великобритании включает ряд курсов НЛП, включая применение НЛП в коучинге, в свою программу обучения 2010 года. Был опубликован ряд книг, посвященных применению НЛП в коучинге.

 

Критика и полемика

Эмпирическая достоверность

клиническая психология. В середине 1980-х обзоры в The Journal of Counseling Psychology и комитете Национального исследовательского совета (1988; NRC) не нашли практически никакого эмпирического основания для утверждений о предпочтительных репрезентативных системах (PRS) или предположениях НЛП. В статье, опубликованной в 2005 году, психолог Грант Девилли заявил, что в то время, когда оно было представлено, НЛП было провозглашено прорывом в терапии, и в отраслевых журналах начали появляться рекламные объявления обучающих семинаров, видео и книги. Мастерские прошли сертификацию. Однако контролируемые исследования пролили такой плохой свет на эту практику, а те, кто продвигал вмешательство, делали такие крайние и изменчивые заявления, что исследователи начали сомневаться в целесообразности дальнейшего изучения этой области, предполагая, что это неподдающаяся проверке теория.

Существующие экспериментальные исследования в основном проводились в 1980-х и 1990-х годах. Он состоял из лабораторных экспериментов, проверяющих гипотезы Бэндлера и Гриндера о том, что предпочтительный сенсорный способ мышления человека можно выявить, наблюдая за сигналами движения глаз и сенсорными предикатами в использовании языка. Обзор исследования, проведенный Кристофером Шарпли, который сосредоточился на предпочтительных репрезентативных системах в 1984 году, за которым последовал еще один обзор в 1987 году в ответ на критику, опубликованную Эйнспрухом и Форманом, пришел к выводу, что существует мало доказательств его полезности в качестве эффективного инструмента консультирования. Обзор литературы в 1988, Майкл Хип также пришел к выводу, что объективные и честные исследования не подтвердили утверждения НЛП о «предпочтительных репрезентативных системах».

Исследовательский комитет Национального исследовательского совета США под руководством Дэниела Дракмана пришел к двум выводам. Во-первых, комитет «нашел мало, если вообще нашел» доказательств, подтверждающих предположения НЛП или указывающих на то, что оно эффективно как стратегия социального влияния. «Предполагается, что, отслеживая движения глаз и язык другого человека, тренер по НЛП может формировать мысли, чувства и мнения человека (Дилтс, 19 лет).83). Эти предположения не имеют научного подтверждения». Во-вторых, члены комитета «были впечатлены подходом к моделированию, который использовался для разработки методики. Техника была разработана на основе тщательных наблюдений за тем, как три ведущих психотерапевта проводили свои сеансы, уделяя особое внимание имитации вербального и невербального поведения… Затем комитет занялся темой экспертного моделирования на втором этапе своей работы». 2004) Фон Берген и др. (1997) заявляют, что «наиболее красноречивым комментарием к НЛП может быть то, что в последней редакции его книги об улучшении человеческих возможностей Дракман (Druckman & Bjork 1991) опустил все ссылки на нейролингвистическое программирование». Эти исследования, в частности обзор литературы Шарпли, отметили спад в эмпирических исследованиях НЛП, особенно в сопоставлении сенсорных предикатов и их использовании в отношениях консультант-клиент в психологическом консультировании.

НЛП-практики и ученые Този и Мэтисон утверждали, что экспериментальный подход не всегда подходит для исследования НЛП, вместо этого предлагая исследовать НЛП феноменологически. Гарет Родерик-Дэвис (2009 г.)) заявил, что «феноменологическое исследование свободно от гипотез, предубеждений и предположений и стремится описывать, а не объяснять. Учитывая утверждения, сделанные сторонниками НЛП, это мало что добавляет к дебатам о достоверности и приведет к отчетам об опыте с точки зрения человека, а не к подтверждению заявленной эффективности. Факт остается фактом: сторонники НЛП делают конкретные заявления о том, как работает НЛП и что оно может делать, и это требует предоставления доказательств для обоснования этих утверждений». Он утверждал, что предложение провести феноменологическое исследование с использованием моделирования НЛП «представляет собой признание того, что НЛП не имеет доказательной базы и что практикующие НЛП ищут достоверность постфактум».

 

Научная критика

Критика НЛП выходит за рамки отсутствия надежных экспериментальных данных, подтверждающих заявленную эффективность. Название «нейролингвистическое программирование» было описано как псевдонаучное, потому что утверждения, концепции и терминология могут показаться научными, но не основаны на научных исследованиях. НЛП появилось в списке дискредитированных психологических вмешательств в соответствующих исследованиях, в которых исследуется то, что не работает.

Название НЛП было охарактеризовано как псевдонаучное. Витковски (2010) пишет, что «НЛП представляет собой псевдонаучный мусор, который следует законсервировать навсегда». Родерик-Дэвис (Roderique-Davies, 2009) утверждает, что «нейро» в НЛП является «фактически мошенническим, поскольку НЛП не предлагает объяснения на нейронном уровне, и можно утверждать, что его использование ошибочно подпитывает понятие научной достоверности». Witkowski (2010) также утверждает, что на нейронном уровне НЛП вообще не дает никаких объяснений и не имеет ничего общего с академической лингвистикой или программированием. Точно так же психолог-экспериментатор Корбаллис (1999) в своей критике латерализации функций мозга (миф о левом/правом полушарии) утверждает, что «НЛП — это полностью фальшивое название, созданное для того, чтобы создать впечатление научной респектабельности».

Witkowski (2010) утверждает, что НЛП использует впечатляюще звучащие, но сомнительные выражения, такие как; прагмаграфия, поверхностная структура, глубокая структура, сигналы доступа, движения без доступа и т. д. Канадский скептик и психолог Барри Бейерштейн (1995) также говорит, что НЛП содержит такие термины, как сигналы доступа глаз, метамоделирование, метапрограммирование, неврологические уровни, репрезентативные системы, и субмодальности, предназначенные для того, чтобы запутать и создать ложное впечатление о научной дисциплине. Он говорит: «Хотя НЛП претендует на нейробиологию в своей родословной, устаревший взгляд НЛП на взаимосвязь между когнитивным стилем и работой мозга в конечном итоге сводится к грубым аналогиям». Кроме того, Бейерштейн (1995) считал, что НЛП способствовало популяризации мифов о мозге и неврологии. Он считает, что афоризм «вы сами создаете свою реальность» пропагандирует релятивистскую точку зрения и лишь стремится получить иммунитет от научной проверки.

Клинический психолог Грант Девилли (Grant Devilly, 2005) определил НЛП как ранний пример силовой терапии. Дэвилли утверждает, что эти так называемые силовые терапии имеют общие черты с псевдонаукой, в том числе: поощрение недостижимых целей, ловушки рационализации, сфабрикованное доверие, набор конкретных убеждений, убеждение, созданное самим собой, живые призывы, использование распространенных заблуждений и нападки на критики с помощью инсинуаций.

НЛП подвергается критике наряду с теориями и практиками, охарактеризованными как сомнительные, псевдонаучные и/или дискредитированные практики в терапии. Источники по терапии и психологии включают такие книги, как Crazy Therapies: What Are They? Они работают? (1997), Наука и псевдонаука в клинической психологии (2002) и Небылицы о разуме и мозге (2007). Статьи с критикой НЛП также появляются в «Энциклопедии лженауки» (2000 г.) и «Словаре скептиков» (2003 г.). В последнее время НЛП используется как ключевой пример псевдонауки для облегчения понимания важности рационального и критического мышления в ряде академических предметов. Lilienfeld et al (2001), Lum (2001) и Dunn et al (2008) использовали НЛП в качестве примера лженауки для обучения студентов тому, как идентифицировать псевдонаучные психологические вмешательства.

Согласно Witkowski (2010), НЛП также фигурирует в «списке дискредитированных методов лечения», опубликованном в журнале Professional Psychology: Research and Practice. Ссылаясь на работу Кэрролла (2003), Делла Сала (1999), Лилиенфельда и др. (2003) и Сингера и Лалича (1996) о «псевдонаучных, недоказанных или шарлатанских психотерапиях» в рамках клинической психологии, Норкросс и др. включил НЛП для лечения психических/поведенческих расстройств в обзор мнений психологов, которые оценили НЛП между «возможно дискредитированными» и «вероятно дискредитированными», рейтинг, аналогичный терапии с помощью дельфинов, иппотерапии, психосинтезу, программам испуганного натурала и технике эмоциональной свободы (EFT). ). Норкросс и др. в их «Руководстве для клиницистов по доказательной практике» «нейролингвистическое программирование при наркотической и алкогольной зависимости» указано на седьмом месте в их списке десяти наиболее дискредитированных вмешательств в отношении наркотиков и алкоголя, и оно указано как «безусловно дискредитированное» в доказательной практике при зависимости. лечение: обзор и рекомендации для государственной политики (Fala et al. 2008, цитируется Glasner-Edwards and Rawson, 2010).

 

Споры об интеллектуальной собственности

В 1980-х годах, вскоре после публикации книги «Нейро-лингвистическое программирование: том I» с Робертом Дилтсом и Джудит Делозье, Гриндер и Бэндлер поссорились. На фоне озлобленности и судебных исков об интеллектуальной собственности бренд НЛП был принят другими учебными организациями. Некоторое время спустя Джон Гриндер сотрудничал с разными людьми для разработки формы НЛП под названием «Новый код НЛП», в которой утверждалось, что он восстанавливает системный подход «разум-тело» к НЛП. Новый код нейролингвистического программирования (Новый код НЛП) представляет собой пересмотренная структура для обучения и доставки паттернов НЛП. Он был разработан в начале и середине 80-х годов. Гриндер описал новый код как попытку устранить несколько недостатков дизайна, которые наблюдались в классическом кодировании. Ричард Бэндлер также опубликовал новые процессы, основанные на субмодальностях и эриксоновском гипнозе.

В июле 1996 года, после многих лет юридических разногласий, Бэндлер подал иск против Джона Гриндера и других, требуя ретроспективного единоличного владения НЛП, а также исключительного права использовать термин под торговой маркой. В то же время Тони Кларксон (практик из Великобритании) успешно обратился в Высокий суд Великобритании с ходатайством об аннулировании зарегистрированного в Великобритании товарного знака Бэндлера «НЛП», чтобы юридически разъяснить, что «НЛП» является общим термином, а не интеллектуальной собственностью.

Несмотря на раздробленность сообщества НЛП, в большинстве материалов НЛП признается ранняя работа соучредителей Бэндлера и Гриндера, а также группы разработчиков, которая окружала их в 1970-е годы. В июне 2001 года судебные процессы были урегулированы, и Бэндлер и Гриндер согласились называться соучредителями НЛП.

 

Ассоциации, сертификация и стандарты практикующих врачей

По мере развития НЛП, когда его применение стало выходить за пределы терапии, были разработаны новые способы обучения, а структура и дизайн курсов изменились. Продолжительность и стиль курса варьируются от института к институту. В 1990-х годах, после попыток поставить НЛП на регулируемую основу в Великобритании, другие правительства начали сертифицировать курсы и поставщиков НЛП; например, в Австралии сертификат о высшем образовании в области нейролингвистического программирования аккредитуется в соответствии с Австралийской структурой квалификаций. Тем не менее, НЛП продолжает оставаться открытым полем для обучения без «официальной» передовой практики. Поскольку разные авторы, отдельные тренеры и практики разрабатывают свои собственные методы, концепции и ярлыки, часто называя их «НЛП», стандарты и качество обучения сильно различаются. Множественность и общее отсутствие контроля привели к трудностям в определении сравнительного уровня компетентности, навыков и отношения в различных тренингах НЛП и привели к тому, что НЛП стало ассоциироваться с культами, такими как саентология, и получило неблагоприятные политические ярлыки (назилингвистическое программирование). По словам Петера Шютца, продолжительность обучения в Европе варьируется от 2–3 дней для любителей до 35–40 дней в течение как минимум девяти месяцев для достижения профессионального уровня компетенции.

В 2001 году нейролингвистическая психотерапия, производная от НЛП, была признана Советом по психотерапии Соединенного Королевства экспериментальной конструктивистской формой психотерапии.

Сегодня существует множество конкурирующих организаций, предлагающих различные формы обучения НЛП и сертификации в том, что может быть прибыльным бизнесом. The Guardian сообщила, что в 2006 году семидневный курс, проведенный компанией Пола Маккенны для 600 делегатов, принес 1 миллион фунтов стерлингов. Многие варианты практики можно найти на семинарах, мастер-классах, книгах и аудиопрограммах в виде упражнений и принципов, предназначенных для воздействия на поведенческие и эмоциональные изменения в себе и других. Существуют большие различия в глубине и широте обучения и стандартов практиков, а также некоторые разногласия между специалистами в этой области относительно того, какие паттерны являются или не являются «НЛП».

5 способов использовать нейролингвистику в своих интересах на рабочем месте

способы нейролингвистического программирования улучшают рабочие места

  • улучшение коммуникаций
  • Активное прослушивание
  • Улучшение переговоров
  • Силовые слова
  • Маркетинговый инструмент

Нейролингвистическое программирование (НЛП) было разработано в 1970-х годах Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером. Пара обнаружила способ улучшить навыки общения (как вербальные, так и невербальные) между людьми. За прошедшие годы НЛП стало ключевым элементом во многих командах по продажам и показало значительные результаты в улучшении многих рабочих мест.

Улучшенные коммуникации

Одним из наиболее важных элементов любого рабочего места является эффективная коммуникация. Если два человека разговаривают друг с другом, но не эффективно общаются, драгоценное время и ресурсы могут быть потрачены впустую. НЛП позволяет работникам говорить эффективно, а также определять, когда их сообщения и заявления не понимают. Если они неясны, они могут изменить способ общения, чтобы другие могли их лучше понять.

Активное слушание

Слишком часто люди склонны к пассивному слушанию. Это стиль слушания, при котором все внимание не сосредоточено на том, что говорится в данный момент, а человек, пассивно слушающий, просто ждет подходящего момента, чтобы ответить на вопрос или утверждение. НЛП поощряет активное слушание — позволяя другим сторонам видеть и понимать, что их слова и намерения понимаются.

Улучшение переговоров

На рабочем месте переговоры происходят постоянно. Сотрудники ведут переговоры с руководством, продажи ведут переговоры с потенциальными клиентами, а сама компания часто ведет переговоры в таких областях, как общественное мнение. Нейролингвистическое программирование позволяет вести эти переговоры гладко и эффективно. Частью проблем с плохими переговорами является непонимание точки зрения другой стороны и того, как воспринимается ваша собственная точка зрения. Если руководство эффективно использует НЛП, чтобы найти лучший способ мотивации сотрудников на рабочем месте, это становится беспроигрышной ситуацией для всех сторон.

Сила слов

НЛП понимает невероятную силу слов. Слова, используемые между людьми, оказывают огромное влияние на то, будет ли сообщение доставлено. Поиск правильных слов, которые можно использовать в нужное время для нужного человека, — это навык НЛП, который может стимулировать продажи, превращать жалобы клиентов в позитивный обмен и даже может быть эффективным в разрешении межличностных конфликтов между сотрудниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *