Нейропсихология для детей упражнения: занятия, игры, задания с целью коррекции внимания, развития речи, фонематического восприятия

Содержание

виды игр и упражнений, чем они полезны

Один ребёнок к году может рассказывать стихи, а к пяти годам читать без запинки. Другой же с трудом усваивает чтение по слогам в школе. Одни могут похвастаться абсолютной грамотностью, другие – проштудировав десятки учебников, ошибаются в каждой строчке. И с таким сталкиваются не только ребята с каким-либо диагнозом, но и абсолютно здоровые детишки. Один из вариантов решения проблемы – нейропсихологические игры. Что это, чем они полезны для ребёнка и какие виды упражнений есть, рассказываем в статье.

Аудио-версия статьи «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Содержание

Нейропсихологические игры: что это и чем полезны для ребёнка

Игры и упражнения для детей

  • «Робот»
  • «Путаница»
  • «Вода-земля»
  • «Меняемся ролями»
  • «Повтори рисунок»
  • «Покажи путь»
  • «Графический диктант»
  • «Расположи по порядку»
  • «Найди меня»
  • «Угадай-ка»
  • «Опиши меня»
  • «Таблицы Шульте»
  • «Убери лишнее и прочти»
  • «Зеркальное рисование»
  • Числовой поиск
  • Расставь числа
  • Рисование двумя руками
  • Нейрогимнастика
  • «Нейроладошки»
  • «Половинки»
  • «Кольцо»
  • «Нейротаблица с геометрическими фигурами»
  • Нейропризнаки
  • Найди и вычеркни
  • «Лабиринт»
  • Запоминаем написание слов
  • «Кристальная пирамида»
  • «Волшебные квадраты»
  • Расставь точки
  • «Дутибол»
  • Кто придумает больше слов
  • «Сократ»
  • Отыщи меня
  • «Кошки-мышки»
  • Прочти вверх ногами
  • «Стёртые буквы»
  • «Воображариум»
  • Задачи на логику
  • Составь слово

Настольные нейропсихологические игры

  • «Почеши мне спинку»
  • «Четыре ключа»
  • «Попробуй повтори»
  • «Раз, два, три! Сравни и забери»
  • «Шляпы, крылья, две клешни»

Игра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям. Именно поэтому мы говорим о нейропсихологических играх, как одном из способов коррекции дисфункций у детей. Их используют нейропсихологи на коррекционно-развивающих занятиях с детьми. Что они развивают, и какие виды игр бывают, читайте дальше.

Нейропсихологические игры: что это и чем полезны для ребёнка

Нейропсихология – наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С помощью неё мы понимаем, как работает наше внимание, память, ориентация в пространстве, восприятие окружающего мира и другое. Так нейропсихологи определяют, в каком возрасте, какой уровень развития является нормой. Отстаёт ли малыш от сверстников, есть ли у него трудности в обучении или нет.

Нейропсихологические игры не заменяют полноценное обучение, а помогают и корректируют небольшие нарушения у детей.

Кому особенно полезны нейропсихологические игры? Ребятам, которым сложно сосредотачиваться, запоминать материал, переключаться с одного вида деятельности на другой, а также тем, у кого есть проблемы с поведением и обучением в школе. Они будут полезны и тревожным детям, которые боятся ошибок. Стоит обратить внимание и на тех ребят, которые порой чересчур импульсивно реагируют на что-то или, напротив, слишком медлительны.  «Я учил, но уже забыл», «Перепутал», «Не заметил», «Мне сложно представить» и так далее – всё это корректируется нейропсихологическими играми.

Что они развивают:

  • Память.
  • Внимание.
  • Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и др.
  • Логику.
  • Умение делать прогнозы.
  • Умение приходить к выводам, основываясь на разных факторах.

Нейропсихологические игры могут использовать не только специалисты на своих занятиях, но и родители в домашних условиях. Но совсем необязательно иметь какие-либо нарушения в развитии. Игры в любом случае это полезно и интересно для каждого. Дети развиваются играя. Им важно взаимодействовать со сверстниками, учиться работать в команде и за самого себя, видеть свои ошибки и делать выводы.

Игры и упражнения для детей

Прежде чем приступить к нейропсихологическим упражнениям для детей, убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении. Не настаивайте и не перегружайте малыша занятиями, иначе достичь нужного эффекта не получится. Ребёнок начнёт протестовать и вовсе откажется от каких-либо совместных игр. Комбинируйте разные упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия. 

Начинайте с простых и доступных для малыша игр, чтобы он видел, что может с ними справиться. Постепенно добавляйте более сложные упражнения. Достаточно проводить занятия до получаса, главное – регулярно. Не забывайте хвалить ребёнка за успехи, не акцентируйте внимание на том, что не получается. И помните – это игра, где есть место веселью, никакой «обязаловки».

«Робот»

Цель игры – выполнять команды ведущего. Он говорит последовательность действий, например: правую руку вверх, правой ногой шаг назад, поворот налево, присед на левую ногу и так далее. Важно говорить чётко и последовательно, чтобы малыш успел усвоить информацию и не запутался. Позже ребёнок хорошо запомнит, где какая сторона и будет выполнять действия быстрее и без ошибок. Тогда можно будет постепенно усложнять упражнение, подключив наклоны, повороты головы, взмахи и другое.

«Путаница»

Усложнённый вариант игры «Робот». Ведущий говорит, какое действие необходимо выполнить, но сам при этом делает что-то другое. Например, нужно положить правую руку на бок, но он поднимает левую руку. 

Задача ребёнка – не попасться на уловки ведущего, а внимательно послушать, что он говорит, и сделать всё правильно. Такое упражнение отлично улучшает концентрацию.

«Вода-земля»

Эту игру можно проводить как для одного ребёнка, так и для целой компании. Сделайте «берег». Это может быть верёвка, плинтус, край ковра, пледа или любая другая вещь, которая обозначит границу. Игроки встают на «землю». Ведущий говорит: «вода», дети должны прыгать на другую сторону. «Берег» – все возвращаются на землю. Сначала потренируйтесь, посмотрите, чтобы все дети поняли, что от них требуется, а затем переходите к основной части.

Ведущий может прыгать вместе с участниками, командуя: «вода», «земля», «вода», «земля». Когда ребята привыкнут к этой последовательности, измените её: «вода», «земля», «земля», «вода». На такую уловку, как правило, попадаются те ребята, у которых есть трудности с переключением внимания. Они привыкли действовать по старой схеме и делают это автоматически. Если ребёнку сложно переключаться моментально, то можно предложить ему проговаривать действия вслух. Речь поможет сосредоточиться.

Следующим уровнем вводите «путаницу». Можно обманывать глазки. Говорите правильно, а делайте упражнение с ошибками. Малыш должен быть внимателен к вашим словам и следовать им. Потом можно поменять правила и обманывать ушки. То есть выполнять задания вы будете правильно, а говорить нет. Для ребят, которые привыкли действовать непроизвольно, такое задание окажется очень непростым. Игра научит их справляться с импульсивностью и быть внимательными.

Вместо «вода» – «земля», где нужно перепрыгивать на разные участки, можно использовать, например, «цветочки» – «деревья», где потребуется присаживаться и вставать.

«Меняемся ролями»

На этот раз вместо ведущего встаёт ребёнок. Теперь не ему говорят, что делать, а он. Пусть представит, что управляет человеком, который ничего не умеет. Он должен комментировать каждое действие.

Задача взрослого – делать всё в точности, что говорит ребёнок. Если он думает, что для приготовления бутерброда нужно только взять хлеб, а сверху положить на него колбасу, то так и сделайте, возьмите буханку хлеба и положите сверху палку колбасы.

Получился ли бутерброд? Каких действий не хватило? Малышу важно видеть, что получается. В следующий раз он будет планировать более тщательно.

«Повтори рисунок»

Ребёнок рисует картину, состоящую из геометрических фигур. Вы не должны видеть, что получилось. Художник должен сам детально и точно описать рисунок, а вы должны его повторить на своём листе. Получилось? Если да, то это отличный результат. Можете меняться ролями.

«Покажи путь»

Ведущему завязывают глаза. Ребёнок должен провести его от точки А до точки Б, подсказывая, куда двигаться и на сколько шагов. Например: два шага вперёд, четыре шага вправо, один шаг назад, два вправо, три вперёд. 

Задача – ведомый не должен ничего задевать, пока идёт. Запрещается врезаться в стулья и стены, спотыкаться о подушки и тазики.

«Графический диктант»

Приготовьте листочек в клеточку. Вы диктуете, а ребёнок рисует, например, 2 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 3 вверх. Задача дошкольника быть внимательным и чётко следовать инструкциям. В итоге должен получиться рисунок. Примеры графических диктантов, а также советы, как их проводить смотрите в нашей статье “Графический диктант по клеточкам для детей 5-7 лет”.

Есть и другой вариант проведения диктанта. На листочке в клеточку ребёнок рисует какую-то фигуру, используя вертикальные и горизонтальные линии, диагональные нельзя.

Взрослый должен изобразить точно такой же рисунок, слушая только подсказки ребёнка. Каждый шаг не должен выходит за пределы одной клетки. Инструкция может быть такой: вправо, вправо, вверх, вверх, влево, влево, вниз, вниз. Получится квадрат 2х2.

«Расположи по порядку»

Это упражнение направлено на развитие памяти. Попросите ребёнка перечислить по порядку времена суток, времена года, месяцы, цифры, названия планет и так далее. Можно использовать картинки.

«Найди меня»

В непрозрачный мешочек положите цифры и буквы. Подойдут детали от магнитной доски или вырезанные из картона.

Предложите ребёнку опустить руку в сумочку и отыскать загаданную цифру или букву.

«Угадай-ка»

Игра подходит для ребят старше 6 лет. Определите с ребёнком тему, например, животные, известные люди, праздники или возьмите карточки из игры «Лото», где будут изображены разные предметы. Вы должны загадать что-то одно и попросить малыша угадать, что именно. Для этого он должен задавать вам вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».

Сложность в том, что часто дети начинают просто перечислять: «это тигр?», «сова?», «ящерица?». Но так игра затянется надолго. Угадать загаданное будет крайне трудно. Подскажите, что нужно объединять животных по группам и спрашивать об их общих признаках. 

Например, есть обитатели рек и морей, а есть те, кто живёт на суше. Задав вопрос «это животное живёт в воде?» и, получив ответ «да» или «нет», можно отбросить огромную часть возможных вариантов.

Так, предметы можно разбить по размеру, цвету, предназначениям, материалам и другим признакам, и задавать вопросы в соответствии с этим. Постепенно круг возможных вариантов будет сужаться.

«Опиши меня»

Теперь очередь ребёнка загадывать предметы, а вы должны угадать задуманное по описанию. Например, малыш выбрал резиновые сапоги. Ему нужно рассказать о них так, чтобы вы поняли, о чём идёт речь. Как это может выглядеть: «Их надевают в дождливую погоду, бывают разных цветов, ноги в них не промокают».

«Таблицы Шульте»

Это упражнение, улучшающее память, внимание и периферическое зрение. С помощью таблицы Шульте можно научиться концентрироваться, быстро читать, искать информацию в тексте.

Игра представлена в виде таблицы, в ячейках которой в произвольном порядке расположены цифры. Чаще всего встречается вариант таблицы 5х5. Задача ребёнка – как можно быстрее отыскать числа от 1 до 25 в порядке возрастания, либо убывания.

Старшим ребятам, которые легко справляются с предыдущим вариантом таблицы, можно предложить усложнённую версию.

Скачать таблицы можно по ссылке ниже.

Скачать таблицы

«Убери лишнее и прочти»

В этом упражнении нужно подобрать стихотворения, а затем вставить в слова лишние буквы. Ребёнок должен вычеркнуть ненужное и прочесть. Пример:

Бокжья конровкнка,
Уленти нак ннебок,
Пркиненси нам нхлекнбак,
Чёнрнокго и белокгон,
Тколькно нен гноренлогко.

В этот стишок мы вставили лишние буквы «Н» и «К».

«Зеркальное рисование»

Распечатайте картинку. Она может быть любой, в зависимости от подготовленности ребёнка. Обратите внимание, чтобы на рисунке были мелкие детали. 

Положите картинку перед ребёнком вверх тормашками. Он должен срисовать изображение, но в правильном виде.

Числовой поиск

Положите перед ребёнком таблицу с числами от 1 до 100, которые расположены в произвольном порядке. Часть чисел отсутствует. Так же приготовьте карточки с числами от 1 до 100. 

Ребёнок должен вытягивать карточки по очереди и смотреть, есть такое число в таблице или нет. Если есть, то показать. Начинайте с небольшого количества карточек, увеличивая их постепенно.

Расставь числа

Задание – расставить числа в квадраты так, чтобы при сложении по горизонтали и вертикали получалось заданное число.

Рисование двумя руками

Такая нестандартная техника творчества активизирует сразу оба полушария головного мозга. Специалисты используют параллельное рисование в качестве профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. Ведь трудности с чтением и письмом, когда дети путают или пропускают буквы, становятся всё более распространённой. Рисование двумя руками повышает умственную способность и работоспособность, а также снимает тревожность, которая часто мешает сосредотачиваться на заданиях.

Для занятий с детьми предлагаем рабочие листы, где нужно одновременно двумя руками обвести по линиям узоры и рисунки. Рисовать можно карандашами, фломастерами или ручкой. Скачать материалы можно по ссылке ниже.

Скачать 39 листов

На первый взгляд, это очень простое задание. Но когда обводишь рисунки двумя руками, сложность повышается. Начинать следует с крупных узоров и линий. Это упражнение подойдёт для ребят от 5 лет. Если ребёнок работает над картинками, то в завершение можно предложить раскрасить изображения так же двумя руками одновременно. Сделать задания более увлекательными помогут загадки и стишки. Задания с мелкими линиями подходят для детей младшего школьного возраста.

Есть рисунки, где линии накладываются друг на друга. Это повышенный уровень задания. Некоторые детки с трудом могут отследить путь, поэтому для начала можно провести одну из линий пальцем, а затем попробовать сделать это двумя руками.

Нейрогимнастика

Делаем нейрогимнастику.

Вариант 1 «Черепашка». Одна черепашка прячет голову в панцирь – ребёнок сжимает правую руку в кулак. Другая черепашка выглядывает из своего домика – левая ладонь раскрыта. Потом меняем руки. Повторяем упражнение несколько раз.

Затем усложняем гимнастику. В момент смены положения рук делаем хлопок. Постепенно ускоряемся.

Вариант 2. Сжимаем правую руку в кулак и ставим на ребро, затем расправляем ладонь, после кладём её на стол. Повторяем упражнение несколько раз, чтобы закрепить последовательность действий. Подключаем левую руку и делаем гимнастику одновременно двумя руками, постепенно ускоряясь.

Вариант 3. Сжимаем обе руки в кулак. Затем на левой руке раскрываем мизинец, а на правой – указательный палец. Делаем это одновременно. Убираем пальчики и меняем положение. Теперь на левой руке вытягиваем указательный палец, а на правой – мизинец.

Когда упражнения будет получаться без ошибок, добавляем хлопок, затем пробуем ускориться. Обратите внимание, что такую гимнастику выполнить очень непросто. Требуется концентрация, сосредоточенность и внимательность.

Нейрогимнастику и примеры рисования двумя руками смотрите на этом видео:

«Нейроладошки»

Из самоклеющейся разноцветной бумаги вырежете ладошки. Приклейте их к вертикальной поверхности на уровне груди ребёнка и чуть выше головы. Как играть?

1. Попросите малыша поставить руки на зелёные ладошки. Затем давайте задания: сдвинь руки на 2 ладошки вниз, на 1 ладошку вверх, на 1 ладошку влево и так далее. Ребёнок сдвигает руки и смотрит, где они оказались.

2. Малыш сам выбирает, на какие ладошки поставить руки, а затем считает, сколько свободных ладоней осталось внизу, вверху, слева и справа.

3. Игра похожа на «Твистер», только здесь задействованы одни руки. Нужно перекладывать ладошки с одного цвета на другой, как укажет стрелка. Играть можно вдвоём. «Твистер» удобно располагать на столе.

«Половинки»

Активная игра для детей старшего дошкольного возраста.

Вариант 1. Ребёнок садится на пол и поочерёдно начинает напрягать разные части тела. Например, сначала правую половину – руку, плечо, ногу, затем расслабляет все мышцы и вновь напрягает, только на этот раз правую половину тела.

Затем после очередной паузы задействует верхнюю часть – руки, плечи, шею, спину, грудь. В завершении напрягает нижнюю половину.

Вариант 2. Здесь требуется напрягать по очереди правое плечо, руку, бок, ногу. Затем переходим на левую сторону.

«Кольцо»

Упражнение, которое можно делать «между делом»: в дороге, на прогулке, в очереди, дома. Малыш перебирает пальчиками, соединяя большой палец со всеми остальными по очереди. 

Сначала делается кольцо из большого и указательного пальцев, затем из большого и среднего, из большого и безымянного, из большого и мизинца. Нужно проделать это упражнение в прямом и обратном порядке ка можно быстрее сначала на одной руке, а потом на обеих руках одновременно.

«Нейротаблица с геометрическими фигурами»

Нужно нарисовать табличку и разделить её на две равные части. На каждой стороне в произвольном порядке рисуются разноцветные геометрические фигуры. 

Взрослый просит малыша отыскать, к примеру, зелёную трапецию. Малыш должен найти фигуры одновременно на обеих сторонах и показать руками.

Нейропризнаки

Положите перед ребёнком лист с разноцветными геометрическими фигурами. Задание – отыскать красные звёздочки и обвести их в круг правой рукой. Одновременно с этим нужно находить жёлтые квадраты и зачёркивать их левой рукой.

Найди и вычеркни

Это упражнение развивает внимательность, пространственное мышление, закрепляет образ цифр.

Нужно приготовить лист, где в произвольном порядке будут намешаны буквы и цифры.

Чем старше ребёнок, тем больше может быть табличка.

Можно вписывать любые цифры, но лучше брать те, которые малыш чаще всего путает, отзеркаливает или забывает.

Задание – найти и вычеркнуть все буквы, которые стоят после цифры 6 и перед цифрой 5.

«Лабиринт»

Любимое для многих детей задание – пройти лабиринт. Сначала малыш должен проследить нужный путь глазами, а затем провести линию карандашом. На картинках ниже нужно помочь автобусу проехать в зоопарк, а детям пройти через поле на пикник.

Скачать 2 лабиринта

Запоминаем написание слов

Начиная с первого класса, детям дают задание выучить словарные слова.

Чтобы лучше запомнить их, предлагаем опираться на образы. Придумывание разных ассоциаций хорошо развивает воображение.

Сначала можно проговорить. Например: корова говорит «ооо». Или ворона несёт во рту овальные бусы.

После ребёнок закрывает глаза и представляет перед собой эту картинку. Затем переносит образ на бумагу.

«Кристальная пирамида»

Подготовьте шаблон. Это треугольник, поделённый на множество частей – «кристаллов». Рядом положите такой же треугольник, но в нём должно быть закрашено несколько участков. Задание – закрасить «кристаллы» в пустом шаблоне как на образце.

Образцы можно составлять любые в зависимости от возраста и уровня подготовки малыша. Скачать материалы можно по ссылке ниже.

Скачать шаблон и образцы

«Волшебные квадраты»

Положите перед малышом два квадрата. В одном будут расположены в виде таблицы буквы, а в другом – числа. Нужно находить числа по порядку и списывать буквы, которые находятся в тех же клеточках в соседнем квадрате. При правильном выполнении упражнения ребёнок получит предложение.

В первом примере зашифровано: «Никогда не обижайте слабого». Во втором: «Слон – самое большое млекопитающее на суше».

Расставь точки

Перед ребёнком лежит образец, на котором расставлены точки. В пустой строке малыш должен расположить точки так же.

Задание можно давать в двух вариантах – чёрно-белом и цветном.

«Дутибол»

В эту игру можно играть вдвоём. Из подручных материалов соорудите ворота. Они могут быть сделаны из карандашей, линеек, счётных палочек и других средств. Поставьте их на противоположные стороны. Мяч сделайте из скомканной салфетки или ваты. Положите его по центру. По сигналу игроки начинают дуть на салфетку, стараясь забить гол в ворота соперника.

Если ребёнок один, то можно взять вариант «Рекорды», когда малыш дует на «мяч», стараясь продвинуть его всё дальше.

Кто придумает больше слов

Задание – вспомнить и записать как можно больше слов на загаданную букву. Играют на время. Выигрывает тот, кто смог за 1 минуту назвать больше слов.

«Сократ»

Расширяем словарный запас. Если в предыдущем задании мы думали любые слова на одну загаданную букву, то здесь требуется вписать конкретные категории слов: город, дерево, птицу, животное, овощ, фрукт.  

Сначала вспоминаем эти слова на букву «С», затем на «О», «К», «Р», «А», «Т».

Отыщи меня

Дан рисунок, на котором вперемешку изображены контуры фруктов, животных, инструментов или любых других предметов. Малышу нужно внимательно рассмотреть картинки и назвать, что он видит.

Скачать картинки

«Кошки-мышки»

Игра помогает снять импульсивность и повысить самоконтроль. Выполнять упражнение можно за столом или на полу. Взрослый и ребёнок садятся друг напротив друга. Один играет роль мышки, а другой – кошки. Мышка пальчиками гуляет по столу, а задача кошки изловчиться и поймать мышку в свои ладони. Мышке нужно быть внимательной и быстро убирать руки в момент опасности.

Прочти вверх ногами

Упражнение подойдёт для ребят, которые уже умеют читать. У них хорошо сформирован образ буквы и нет трудностей с заменой. Их задача – прочесть текст вверх ногами.

«Стёртые буквы»

На листочке написаны слова, но часть букв стёрлась. Нужно их дописать и прочесть слова.

«Воображариум»

Нарисуйте геометрические фигуры и попросите ребёнка пририсовать к ним дополнительные элементы так, чтобы получился рисунок. Такая игра отлично развивает воображение.

Задачи на логику

Время от времени предлагайте ребёнку решать разные логические задачки.

Примеры:

1. Термометр показывает 5 градусов холода. Сколько градусов покажут два таких прибора? (5 градусов холода)

2. Ребята отдыхали на скамейке. Перечисли детей слева направо, если сказано, что Нина сидела справа от Максима, а Максим справа от Кати? (Катя, Максим, Нина)

3. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

4. Миша доходит от дома до садика за 15 минут. Сколько у него уйдёт времени, если он пойдёт вдвоём с братом? (15 минут)

5. Нитку перерезали в пяти местах. Сколько всего частей получилось? (Шесть)

6. У Оли мелка: зелёный, голубой, фиолетовый. Какой мелок самый толстый, а какой самый тонкий, если сказано, что зелёный толще фиолетового, а фиолетовый толще голубого. (Зелёный самый толстый, а голубой самый тонкий)

Составь слово

Игра на развитие речи и умение делать анализ звуков и букв. Предложите ребёнку схему, он должен придумать под неё слово. Количество чёрточек равняется количеству пропущенных букв.

Например:

­– А – – –
– – – Е
– О – –
– – – – – А

Настольные нейропсихологические игры

Много нейропсихологических игр можно приобрести и в магазине. Расскажем о некоторых из них.

«Почеши мне спинку»

Суть игры – один ребёнок рисует на спине другого символы и картинки, другой угадывает. Важно изображать не только знакомые фигуры, но и незнакомые. Так будет интереснее.

Игра позволяет осваивать буквы, цифры и знаки телесно, а не зрительно, как мы привыкли. Воспринимать нарисованную на спине информацию очень непросто. Мозг анализирует картинку, выделяет её части и их расположение, интегрирует и осознаёт смысл. Чем устойчивее образы – тем успешнее будет проходить обучение.

В комплекте игры карточки с геометрическими изображениями, буками, цифрами. К каждой карточке прилагается задание, каким именно образом нужно рисовать: постукиванием, левой рукой, правой, кулаком, конкретным пальцем и так далее. Игра подходит для ребят от 5 до 11 лет.

«Четыре ключа»

Игра развивает пространственное восприятие, память, внимательность, учит действовать по правилам. Рассчитана на детей от 5 лет.

Игроки перемещаются к волшебному замку. В одной из башен спрятан сундук с драгоценностями.

Задача – добраться до драгоценностей вперёд соперников. Но чтобы туда попасть, нужно собрать 4 ключа. Для этого дети проходят непростые испытания разных типов.

«Попробуй повтори»

Весёлая игра с простыми, на первый взгляд, заданиями.  Но это только на первый взгляд. Ребёнок вытягивает карточку, где показано, в какую позу ему нужно встать или какое движение воспроизвести. Сложность в непривычности заданных постановок. Не всё можно исполнить с первого раза.  

Ребёнок начинает искать варианты, чтобы выполнить задание, а это в свою очередь активизирует работу обоих полушарий мозга, а также развивает внимание, пространственное восприятие, реакцию. Играть можно с ребятами от 5 лет.

«Раз, два, три! Сравни и забери»

Отличная игра на тренировку внимательности, речи, памяти, зрительного восприятия.

Ребёнок учится сравнивать, разделять признаки предметов.

Игра также рассчитана на детей от 5 лет.

Задача – собрать семью в поездку. В автомобиль можно поместить максимум три человека, три животных и три цветка.

Ребёнок должен опередить остальных игроков, отыскать нужную комбинацию карточек и сделать задание.

«Шляпы, крылья, две клешни»

Весёлая космическая игра, которая тренирует память, внимательность, пространственное восприятие, реакцию. 

Задача ребёнка – поприветствовать инопланетян, используя верную комбинацию звуков и движений. Важно быть внимательным и ничего не перепутать. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех карточек. Играть можно с детьми от 5 лет.

Нейропсихологические игры полезны как для детей с различными нарушениями в развитии, так и для здоровых ребят. Играйте и развивайтесь непринуждённо и весело. Тогда обучение будет в удовольствие.

Упражнения нейропсихолога для детей от 3 до 7 лет

Гармоничное развитие детей – это путь, который родители могут пройти вместе с опытными и знающими специалистами. Сегодня для этого разрабатываются полноценные планы занятий, коррекционные курсы, а также индивидуальные программы, которые помогают не только подтянуть отстающие умения, но и стимулировать развитие сильных сторон ребенка.

Список упражнений во многом зависит от особенностей малыша, однако сегодня родителям доступно множество простых и эффективных упражнений. Они в игровой форме разовьют реакцию, координацию, память и восприятие.

Универсальный комплекс для детей любого возраста

Следует начать с базовых упражнений, которые позволят развивать ребенка как индивидуально, так и в группе.

  • «Зоркие глазки». Задача проста, игрушка или другой предмет перемещается перед глазами ребенка в хаотическом порядке. Движения должны быть плавными, но достаточно активными. Задача малыша – следить глазами за вещью не используя шею и не поворачивая голову.
  • «Ушки на макушки». Эта игра развивает внимание и фонематическое восприятие информации. При определенном звуке малыш должен совершить действие, например, поднять руку вверх или улыбнуться. Ребенок закрывает глаза и слушает ведущего, который издает различные звуки, в том числе контрольный. Звуки можно заменить перечислением алфавита.
  • «Вдохи, выдохи». Данное упражнение – это эффективный инструмент нейропсихологии и отличная дыхательная зарядка. Ребенок ложится на спину и вытягивает руки вдоль туловища, тело должно быть спокойным, а внимание сосредоточенным. Затем взрослые считают до 3х, после чего малыш делает вдох и задерживает дыхание. Как только взрослые опять досчитают до 3х, воздух следует с силой выдохнуть. Можно усложнить упражнение, добавляя больше цифр в счет, например на 3 вдох, а на 7 выдох и так далее.

Дети до 3х лет не способны выполнять упражнения, поэтому для их развития рекомендуется использовать массаж, плавание, читать книги и развивать мелкую моторику.

3-4 года – это время активных занятий

В этом возрасте многие дети хорошо говорят, лучше фокусируются на предметах и совершают ожидаемые от них действия.

  • «Волшебные дубки». Игра требует несколько стульев и свободное пространство. Стулья, они же дубки, выставляются в шахматном порядке, задача ребенка – аккуратно проползти между ними, лежа сначала на животе, потом на спине. Прикасаться к «дубкам» нельзя, иначе прилетит щекотка.
  • Вариации «Море замри». Эта игра универсальна и очень любима детьми.
    «Хлопаем в ладоши» начинается игра с громкого хлопка, он означает, что пора двигаться. Затем через некоторое время звучит второй хлопок, после которого двигаться запрещено. Игра становится интереснее, если делать паузы между хлопками разной продолжительности.
    Второй вариант предполагает музыку, которая будет служить фоном. В данном случае ребенку не нужно идти до ведущего, ведь он будет танцевать. Командами «Замри» и «Отомри» родители задают темп игре, а ребенок сможет не только отточить внимание и координацию, но и потратить энергию в танце. Завершать подобные игры следует простым счетом до 10, после чего малыш должен тихонечко присесть, успокоиться.
  • «Бесстрашный гимнаст». Игра позволяет развивать не только координацию, но и фантазию малыша. Положите на пол веревку и расскажите ребенку, что подстерегает его за ее пределами. Дети часто играют в подобные игры, представляя, что вокруг огонь, лава или пропасть. Важно следить за тем, чтобы малыш шагал по веревке, плотно прижимая стопы.

Читайте также: 8 книг для развития детей от опытных нейропсихологов

Возрастная группа 4-5 лет

  • «Игры с прыжками». Берем ранее знакомую веревку или обруч, выкладываем их на полу. Это может быть круг, тогда перед ребенком появится озеро, а может быть ровная линия, в этом случае расскажите о том, что это река. Определите, что слева или снаружи обруча расположен «берег», а вот внутри или справа от веревки водичка. Теперь по команде взрослого ребенок должен запрыгнуть «в воду» или выпрыгнуть на «берег».
    Игру можно усложнить. Теперь взрослый не только говорит, но и показывает. Договоритесь о том, что важнее слова или действие. Сказали «Река!» и остались стоять на месте, дети должны отреагировать, отталкиваясь от правил игры. Историю с берегами можно заменить обычными классиками. Главная задача добиться того, чтобы ребенок прыгал сначала двумя ногами, потом только левой или правой ногой.
  • «Настольный теннис». Веселая игра, которая будет интересна и взрослым. На стол кладется небольшой и легкий шарик, перо или иной предмет. Задача участников задуть «мяч» на территорию соперника или сдуть со стола. Главное условие: не прикасаться к предмету.

В 5-7 лет используем игры для приобретения навыков

«Я забыла, помоги мне!». При желании можно сделать карточки с заданиями или использовать игру в повседневных делах. Например, наливая чай, родители вдруг забывают, что нужно сделать и тогда ребенок приходит на помощь. Задача малыша дать четкие и последовательные инструкции: нагреть чайник, взять кружку, насыпать заварки и налить кипятка.

Читайте также: Сколько стоят занятия с нейропсихологом и почему это недешево

Темы для игры могут быть абсолютно любыми, главное чтобы ребенок 5–7 лет мог их детально описать.

В последующие годы задания усложняются, больше внимания уделяется памяти и координации. Однако многие умения закладываются в простых на первый взгляд играх и упражнениях, которые можно легко повторить в домашних условиях. Но это не отменяет профессиональной консультации, так как только опытный врач сможет подсказать, на что именно стоит обратить внимание. При необходимости он составит индивидуальный план занятий и подберет наиболее полезные упражнения.

Гармоничное развитие ребенка – это его возможность к дальнейшей реализации заложенного потенциала. А чуткое отношение родителей и внимание нейропсихолога позволяют устранить многие препятствия на его пути еще до того как они станут активно проявляться и влиять на самоопределение малыша.

Дата публикации: 11.07.2022. Последнее изменение: 17.11.2022.

Домашние упражнения, способствующие балансу полушарий мозга

Упражнения, укрепляющие мозг

Программа «Баланс мозга»® для детей с СДВГ, расстройствами обработки информации и другими неврологическими расстройствами основана на идее нейропластичности, которая показывает, что мозг замечательно адаптируется и способны создавать новые нервные пути в ответ на стимул в окружающей среде.

Следующие занятия и упражнения взяты из книги доктора Роберта Мелилло «Отключенные дети». Они способствуют балансу между левым и правым полушариями мозга и поощряют усиление той стороны, которая может быть слабее. Наша онлайн-оценка может помочь дать некоторое представление о функциональных сильных и слабых сторонах вашего ребенка.

Сенсорно-моторный

Упражнения, укрепляющие сенсомоторные навыки правого полушария

  • Игра в обоняние (стр. 157): Стимулируйте обоняние и попросите ребенка угадать запах (с завязанными глазами), используя сильные запахи, такие как черный перец, кофе и лимон в правую ноздрю только для того, чтобы помочь детям со слабостью правого полушария открыться для новой и разнообразной пищи.
  • Musical Brain Balance (стр. 167): попросите ребенка слушать музыку, которая больше всего подчеркивает музыкальные качества, которые обрабатываются правым полушарием мозга, например, гармоничные пьесы в таких произведениях, как «March Militaire» Шуберта (см. стр. 166–170). для полного списка). Используйте беруши, чтобы заткнуть правое ухо во время этого упражнения.
  • Одна нога перед другой (стр. 174): Попросите ребенка надеть один носок на правую ногу, а затем встать прямо, открыть глаза, поставить ноги вместе и поставить одну ногу прямо перед другой. Затем ребенок должен оставаться неподвижным, не падая и не наклоняясь в течение 30 секунд. Как только ребенок сможет успешно выполнить это упражнение 4 раза подряд, переходите к следующему упражнению (см. страницу 174 книги).

Упражнения, укрепляющие сенсомоторные навыки левого полушария

  • Игра «Обоняние» (стр. 157): стимулируйте обоняние и предложите ребенку угадать запах (с завязанными глазами), используя приятные запахи, такие как банан, лаванда и шоколад в левую ноздрю только для того, чтобы помочь детям со слабостью левого полушария открыться для новой и разнообразной пищи.
  • Musical Brain Balance (стр. 167): пусть ваш ребенок слушает музыку, которая больше всего подчеркивает музыкальные качества, обрабатываемые левым полушарием мозга, например, ритмические фрагменты из таких произведений, как «Концерт для фортепиано си минор» Чайковского (см. стр. 166-170 для полного списка). Используйте беруши, чтобы заткнуть левое ухо во время этого упражнения.
  • Одна нога перед другой  (стр. 174): попросите ребенка надеть один носок на левую ногу, а затем встать прямо, открыть глаза, поставить ноги вместе и поставить одну ногу прямо перед другой. Затем ребенок должен оставаться неподвижным, не падая и не наклоняясь в течение 30 секунд. Как только ребенок сможет успешно выполнить это упражнение 4 раза подряд, переходите к следующему упражнению (см. страницу 174 книги)
Академический

Упражнения, укрепляющие когнитивные навыки правого полушария

  • Упражнение на понимание (стр. 205): Используя любую книгу на уровне чтения вашего ребенка, прочитайте отрывок вслух ребенку, а затем предложите несколько вариантов ответа Вопрос, который просит ребенка различать, что верно, что ложно, а что является выводом.
  • Упражнение с движением глаз (стр. 209): встаньте лицом к лицу с ребенком. Поднимите обе руки так, чтобы одна из них находилась в поле зрения каждого глаза вашего ребенка. Попросите ребенка посмотреть вам в глаза. Скажите ему, что когда вы шевелите пальцем одной руки, он должен смотреть на противоположную руку. Больше покачивайте правой рукой, чтобы ваш ребенок смотрел налево. Сделайте это в общей сложности десять раз.

Упражнения, укрепляющие когнитивные навыки левого полушария

  • Упражнение на буквальное понимание (стр. 205): Используя любую книгу на уровне чтения вашего ребенка, прочитайте ребенку отрывок вслух, а затем задайте вопрос с несколькими вариантами ответов, относящийся к конкретные детали из отрывка.
  • Упражнение с движением глаз (стр. 209): встаньте лицом к лицу с ребенком. Поднимите обе руки так, чтобы одна из них находилась в поле зрения каждого глаза вашего ребенка. Попросите ребенка посмотреть вам в глаза. Скажите ему, что когда вы шевелите пальцем одной руки, он должен смотреть на противоположную руку. Больше покачивайте левой рукой, чтобы ваш ребенок смотрел вправо. Сделайте это в общей сложности десять раз.

Другие упражнения и упражнения для балансировки мозга можно найти в книге доктора Роберта Мелилло «Отключенные дети».

В дополнение к вышеупомянутым сенсомоторным и академическим компонентам наша программа сочетает в себе третью основную модальность — питание. Система питания Balance 360 ​​Clean Eating представляет собой пошаговый подход, призванный помочь родителям постепенно отказаться от продуктов, содержащих глютен, рафинированный сахар и молочные продукты. Известно, что эти продукты реагируют с несбалансированным мозгом, что приводит к пищевой непереносимости и воспалению, вызывая негативное поведение, физические симптомы и проблемы с обучением.

Каждый из этих трех столпов развития мозга играет важную роль в улучшении способности ребенка учиться и вести себя на соответствующем возрасту уровне.

Чтобы запланировать обследование вашего ребенка или узнать больше о том, как может помочь программа Brain Balance Program, свяжитесь с нами через Интернет или найдите ближайший к вам центр.


Наслаждайтесь этими статьями по теме
Характеристики правополушарного ребенка
Характеристики левополушарного ребенка
Почему мой ребенок испытывает трудности?

Детская нейропсихология | Детская Алабамы

В этом разделе

Закрыть модальное окно

Что такое детская нейропсихология?

Детская нейропсихология фокусируется на взаимосвязи между развитием мозга, навыками мышления, поведением и эмоциями. Детские нейропсихологи будут тесно сотрудничать с медицинской бригадой вашего ребенка, чтобы помочь с планированием лечения и определить способы поддержки вашего ребенка. Семьи часто работают со своим детским нейропсихологом с момента постановки диагноза. Эта взаимосвязь гарантирует, что обновленные рекомендации могут быть сделаны для поддержки потребностей пациента и семьи на разных этапах развития вашего ребенка.

Детские нейропсихологи:

  • Лицензированные клинические психологи со степенью доктора наук (Ph. D.)
  • Иметь представление о том, как навыки мышления и поведение связаны с развитием структур и систем мозга
  • Понять, как на мыслительные способности, поведение и социально-эмоциональное развитие ребенка могут повлиять рак и методы лечения рака, такие как операции на головном мозге, лучевая и химиотерапия
  • Изучение других состояний, которые могут повлиять на развитие мозга и мыслительные способности, включая нейрофиброматоз 1 типа и заболевания крови, такие как серповидно-клеточная анемия
  • Помогите семьям понять сильные и слабые стороны своего ребенка, используя формальные тесты и информацию, полученную от воспитателей и учителей
  • Предоставление рекомендаций по поддержке пациентов и их семей дома, в школе и в обществе
  • Тесно сотрудничайте с медицинской бригадой вашего ребенка, чтобы помочь в планировании лечения
Что такое нейропсихологическое обследование?
  • Дети выполняют компьютерные и бумажно-карандашные задания для измерения многих типов мыслительных навыков и способностей.
  • Воспитатели заполняют формальные анкеты, чтобы предоставить информацию о способностях и поведении своего ребенка в их повседневной среде.
  • С вашего разрешения у учителей вашего ребенка будет собрана информация, которая поможет понять навыки и поведение вашего ребенка в школе.

Оцениваемые области включают:

  • Общий интеллект
  • Язык
  • Обучение и память
  • Внимание
  • Исполнительные функции (гибкость, организация, планирование, решение проблем)
  • Визуально-пространственные навыки
  • Координация мелкой моторики
  • Академическая успеваемость
  • Навыки повседневной жизни/адаптивные навыки
  • Поведенческое и эмоциональное функционирование
  • Социальные навыки
Что мне ожидать?

Оценка обычно длится несколько часов, иногда целый учебный день. Либо до дня оценки, либо во время работы вашего ребенка нейропсихолог проведет с вами собеседование. Это интервью длится около часа и дает возможность поделиться своими опасениями, предоставить информацию о развитии вашего ребенка и задать вопросы. Вы также заполните несколько анкет о навыках мышления, поведении, эмоциях, социальных навыках и повседневных жизненных навыках вашего ребенка, соответствующих возрасту.

Чтобы подготовить вашего ребенка к осмотру:

  • Ваш ребенок должен хорошо выспаться в ночь перед приемом.
  • Ваш ребенок должен съесть здоровый завтрак перед тем, как прийти на прием. Ваш ребенок будет делать перерыв на обед, а также будет делать несколько коротких перерывов в течение дня.
  • Вы можете принести ребенку что-нибудь перекусить.
  • Пожалуйста, возьмите с собой очки, слуховые аппараты, вспомогательные устройства или другие вспомогательные средства, которые ваш ребенок использует для обучения, общения и безопасного перемещения в окружающей среде.
Что я должен сказать своему ребенку?
  • Ваш ребенок будет выполнять множество заданий, таких как рисование, ответы на вопросы, игры с кубиками и компьютерные задания.
  • Оценка может показаться похожей на школу.
  • Нейропсихолог будет поощрять вашего ребенка думать и стараться изо всех сил.
  • Ничего страшного, если ваш ребенок находит задание слишком сложным или не знает ответа.
Что происходит после оценки?
  • Запланируйте конференцию по результатам нейропсихологии, чтобы обсудить результаты и то, как эти результаты могут быть связаны с медицинским диагнозом и лечением вашего ребенка.
  • Вы получите отчет с описанием сильных и слабых сторон вашего ребенка, а также рекомендации по поддержке развития вашего ребенка.
  • Отчет будет передан направляющему врачу, обычно детскому онкологу, гематологу, хирургу-трансплантологу или нейрохирургу.
  • Поделитесь отчетом со школьными учителями и консультантом вашего ребенка.
  • Нейропсихолог порекомендует, как помочь вашему ребенку добиться успеха в школе. Представители школы могут помочь вам работать со школьной командой над выполнением этих рекомендаций.

Базовая форма нейропсихолога


Часто задаваемые вопросы

Как моего ребенка направить к детскому нейропсихологу?
Направление выдаст лечащий врач вашего ребенка, например, онколог, гематолог, хирург-трансплантолог или нейрохирург.

Кто будет работать с моим ребенком во время обследования?

  • Детский нейропсихолог
  • Техник-психолог
  • Children’s of Alabama — учебная больница. Продвинутые студенты и стажеры могут участвовать в оценке под непосредственным наблюдением лицензированного нейропсихолога.

Какие рекомендации может дать детский нейропсихолог?
Детские нейропсихологи учитывают результаты оценки, информацию, полученную от вас и школьной команды вашего ребенка, и информацию из медицинской карты вашего ребенка, чтобы определить соответствующие рекомендации. Рекомендации могут включать:

  • Трудотерапия или речевая терапия
  • Терапевтические услуги у поставщика психиатрических услуг
  • Школьная поддержка, такая как услуги по ориентации и мобильности или способы поддержки навыков математики и чтения
  • Стратегии помощи вашему ребенку дома

Несколько соображений включают:

  • Не всем детям требуется всестороннее нейропсихологическое обследование.
  • Если у вашего ребенка диагностирован рак и он прошел лечение от рака, вполне вероятно, что ему будет полезно обратиться к нейропсихологу на каком-то этапе лечения или выживания.
  • Перед проведением медицинских процедур, таких как трансплантация крови и костного мозга или облучение, детям будет проведено нейропсихологическое обследование.
  • Многим детям с нейрофиброматозом типа 1 и серповидно-клеточной анемией полезно пройти нейропсихологическое обследование для определения поддержки, необходимой для дома и школы.

Не могли бы вы рассказать мне больше о нейропсихологических тестах?

  • Нейропсихологические тесты оценивают различные навыки и способности мышления.
  • Они вводятся в компьютеризированном или бумажно-карандашном формате.
  • Результаты
  • помогут определить, находятся ли навыки вашего ребенка на должном уровне или необходима поддержка, чтобы помочь вашему ребенку добиться успеха.

Наша команда

Ави Мадан-Суэйн, доктор философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *