в чём польза нейтрального мышления
К сожалению, негатив сильнее позитива. Это демонстрируют многие психологические исследования. На негативные эмоции и переживания люди реагируют острее. Этой особенностью часто пользуются мошенники и различные манипуляторы. На эмоциях (в гневе, страхе, зависти, ревности) человек озлоблен, рассеян, может выдать лишнюю информацию или совершить необходимое действие. Например, перевести деньги на «безопасный» счёт.
Мыслить позитивно полезно. Но излишние надежды и утешения себя лишь подпитывают иллюзии и ведут к самообману. Например, настрой «Я рассчитываю выиграть в лотерею, этим решу этим все свои финансовые проблемы» ни к чего хорошего не сулит. Ещё один вариант позитивного самообмана — мысленно перенести себя в прошлое к началу ситуации, мысленно всё исправить и временно пребывать идиллии альтернативного развития событий в настоящем.
И негативные мысли, и излишний оптимизм — это крючки, на которые легко попасться в кризисных и стрессовых ситуациях.
Как поступить?
Представьте, что у вас потекла труба в ванной. Событие довольно неприятное. Можно кричать на домочадцев, выдвигать гипотезы, чего не стоило делать, предположения, что сейчас ещё и соседей снизу затопит. А можно просто принять ситуацию. Быстро перекрыть воду, вызвать сантехника или, при наличии необходимых знаний, сходить в магазин сантехники, купить всё необходимое и устранить проблему самостоятельно. Спокойно и без эмоций. В скором времени ванной снова можно будет пользоваться.
Избавиться от предубеждений, отдалиться от того, что только что произошло, контролировать чувства, признать, что прошлое не вернуть, не изменить, работать с настоящим, меняя будущее — значит мыслить нейтрально.
В чём польза нейтрально мышления
Нейтральное мышление позволяет увидеть и работать с данными, которые находятся под рукой здесь и сейчас. Люди, мыслящие нейтрально, продолжают осознавать ситуацию, которая меняется от момента к моменту, извлекают урок из произошедших событий, убирают эмоции, а вместо этого быстро ставят под контроль всё, что будет происходить в будущем.
Не запрашивайте у сознания эмоционального отношения к ситуации — «Что я чувствую?». Задайтесь вопросом: «Что мне делать?»
Осознайте, где вы находитесь, что произошло, что и как сделать дальше. Вы будете чувствовать себя спокойнее, лучше поймёте ситуацию, представите карту развития событий от момента к моменту.
Как развить нейтральное мышление
Переключение мыслей на нейтральную передачу требует практики. Человеческий мозг привык либо двигаться вперёд, либо включать обратный ход. Важно немного абстрагироваться.
В любых рабочих ситуациях старайтесь избавиться от эмоций и честно оценивать действительность. Не беспокойтесь о том, что вы чувствуете. Полагайтесь на то, что знаете.
Снизить количество негатива помогут несколько практических шагов:
- По возможности ограничьте общение с токсичными людьми;
- Держитесь подальше от СМИ, разжигающих негатив и ненависть;
- Меняйте формулировки, оценивая себя и подводя самоитоги. Вместо: «У меня ничего не получается, я неудачник!» скажите: «Это непростой период в моей жизни, но обязательно со всем справлюсь».
- Составьте список позитивных моментов — всего, за сто чувствуете благодарность. Хорошие друзья, работа, которая нравится, отменное здоровье — всё что угодно.
Прогулки на свежем воздухе, физические тренировки, медитации также помогут вам снизить уровень стресса.
Как я нашел для себя способ справиться с негативными эмоциями
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Профиль автораВ нашей жизни мы очень часто сталкиваемся с разными эмоциями. Человек испытывает эмоции постоянно. Кто-то умеет ими управлять, кто-то нет. Эмоции можно разделить условно на три типа: благотворные, нейтральные и разрушительные. Речь идет о разрушительных эмоциях, например, таких как: гнев, злость, ревность, вина, обида, стыд, страх — одним словом «негативные эмоции».
Сегодня, хотелось бы рассказать вам про одну простую технику для управления эмоциями. С этой техникой я познакомился в одной интересной книге (если интересно, скажу автора и название), глава была про управление негативом. Это обычный опыт, обычного человека, который вправе выбирать. Основная суть самой техники, заключается в трёх пунктах.
Заметь. Для меня, это одно из сложных действий в этой практики. Нужно вовремя поймать себя на негативной эмоции. Здесь нужно осознанно понимать и научиться фильтровать свои намерения. Захотелось тебе обсудить коллегу по работе. Для чего? Человек тебе ничего не сделал, слухи про тебя не распространял, не вредил тебе. Все не так просто — в любом желании сплетничать лежит сильная эмоция и глубинная потребность.
Например, если повышают твоего коллегу, правильная эмоция — это солидарность с решением руководства, радость за коллегу, уважение к сотруднику — ведь он это заслужил своим трудом. Неправильная — это зависть. «Почему он, а не я?» Зависть состоит из трёх основ — злость, страх и стыд. Злость за «место под солнцем». Страх за простой на месте и ослаблении позиции для дальнейшего развития. Стыд за то, что тебе не удалось быть на его месте, а значит не заслужил. И это только один пример, а таких примеров можно привести много. Отсюда следует, что главное уловить этот момент, когда зарождается этот негатив и почему. Иногда он бывает просто неоправданным, чтобы быть в тебе.
Замри. Замри — это образное выражение. «Возьми паузу», «остановись», «осмысли» — это можно назвать как угодно, но смысл будет один. Замри — будет нашим «стоп-словом». На этом этапе есть прекрасная возможность дернуть ручник и прекратить выращивать с себе ком негативных эмоции. Нужно отпустить их, не дать им развиваться в тебе и постараться запихнуть их обратно.
Замени. «Этот этап очистит вам карму. Освободит вас от всего плохого, что в вас скопилось». После того, как вы поймали себя на негативе, остановились и проанализировали причину, остается последний этап — это замена. Замена негативного на положительное (или хотя бы на нейтральное). Самое последнее, что вам остается всего лишь найти замену для того, чтобы переключить внимание. Например, вместо того, чтобы обсуждать коллегу получившего повышение, подойти и сказать ему искренние добрые слова о его положении дел или проигнорировать коллегу, который будет пытаться с вами обсудить ссылаясь на то, что это не «ваше дело». Ведь это действительно не ваше дело. Есть много разных способов замещения, такие как: вспомнить о своих ценностях, посмотреть на ситуацию под другим углом или со стороны, вспомнить о чувстве юмора и др.
В завершении, хотелось бы добавить, что без практики теория не работает. Больше используйте технику. В начале будет сложно реагировать быстро, но со временем станет просто, потом очень просто, а потом соотношение негативных эмоции к позитивным будет меньше и меньше. Постарайтесь совместить это с такой практикой, как «5/1» — на одну негативную эмоцию, выдать пять позитивных. Больше добра вам в вашу жизнь.
Читатели пишут.Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Рассказать свою историюКак насчет нейтральных чувств?
На симпозиуме Веданы, организованном Мартиной Бэтчелор и проходившем в BCBS с 13 по 16 июля 2017 года, природа нейтрального чувства была одной из нескольких обсуждаемых тем. См. обзор всех презентаций Му Соенга здесь. В этой статье я продолжаю дискуссию, в частности вопрос о том, признают ли ранние дискурсы нейтральные чувства как отдельную категорию.
«Чувство» стало стандартным переводом палийского термина ведана . Несмотря на то, что означает английский термин, ведана не относится к «эмоциям». Вместо этого ведана означает аффективный тон, гедонистическое качество, тональность опыта. Это может быть приятное, болезненное или adukkhamasukha , буквально «не болезненное, не приятное», также переводимое как «ни приятное, ни болезненное», как «безразличное» или как «нейтральное».
Тип чувственного тона adukkhamasukha (здесь переводится как «нейтральный») охватывает диапазон в средней части спектра чувственного опыта. Между болью и удовольствием область в аффективной тональности опыта кажется относительно мягкой и ни явно болезненной, ни явно приятной. Срок adukkhamasukha относится к этой области.
На симпозиуме поднимался вопрос, в какой степени нейтральные чувства действительно признаются отдельной категорией в раннем буддийском дискурсе. Впечатление, что это не обязательно так, создается двумя отрывками из «Беседы о многих типах чувств», Бахуведания-сутта (MN 59), и из «Краткой беседы с вопросами и ответами», Кулаведалла- сутта (МН 44).
Многие типы чувствБеседа о многих типах чувств начинается с разногласий между двумя учениками относительно того, скольким типам чувств учил Будда. Плотник Панчаканга утверждает, что Будда учил двум типам; монах Удайин утверждает, что Будда учил трем типам. Узнав об их разногласиях от Ананды, Будда поясняет, что он учил различным способам анализа чувств посредством двух типов, трех типов, шести типов и т. д. Учитывая такие разные типы представления ( pariyaya ), заключает Будда, его ученикам неуместно догматически настаивать только на одном способе представления.
Отрывок, касающийся вопроса о природе нейтрального чувства, встречается в ответе плотника Панчаканги на предложение Удайина о том, что Будда учил трем чувствам. Панчаканга утверждает:
Благословенный не научил трем чувствам, почтенный Удайин, Благословенный научил двум чувствам: приятному чувству и болезненному чувству. Почтенный, Благословенный учил этому нейтральному чувству, как принадлежащему к мирному и возвышенному виду удовольствия.
Утверждение такого типа может легко создать впечатление, что нейтральное чувство на самом деле не является отдельной категорией, так как в конце концов оно оказывается своего рода удовольствием. В последующей части речи Будда, кажется, поддерживает это утверждение Панчаканги, говоря:
Представление плотника Панчаканги, на которое Удайин не дал согласия, действительно существует.
На первый взгляд это может быть прочитано так, будто Будда одобряет идею о том, что на самом деле существует только два типа чувств. Однако более пристальное рассмотрение говорит об обратном.
Во-первых, вышеупомянутому заявлению предшествует Будда, делающий такое же заявление относительно представления Удайином трех чувств:
Ананда, представление Удайина, на которое плотник Панчаканга не дал согласия, действительно существует.
Это показывает, что Панчаканга был не совсем прав в том, что он сказал, поскольку он разделил анализ на три типа чувств. Тем не менее, это явно допустимый способ анализа. Более того, одобрение Будды одобряет тип «представления» (9).0003 pariyaya ) двояких чувств. Фактически это главная тема оставшейся части его изложения, которое касается существования различных способов представления и необходимости избегать догматического цепляния за какой-либо конкретный способ.
Согласно комментарию на пали, два типа чувств, которым учил Будда, — телесные и ментальные. Таким образом, по крайней мере, с точки зрения комментаторской традиции, двойной анализ чувств Буддой касался не приятных и болезненных типов, а, скорее, различия между телесными и ментальными типами. На самом деле представленный Панчакангой двойной анализ гедонистической тональности чувства уникален для ранних дискурсов. Тройственный анализ в значительной степени стандартен, и различие между телесными и ментальными чувствами повторяется и в других местах.
Конечно, объяснения, найденные в палийской традиции комментариев, не обязательно должны точно отражать ранние дискурсы. Поэтому отождествление двух типов чувств как телесных и психических еще не решает вопроса.
«Рассуждение о многих типах чувств» имеет параллель, сохранившуюся в китайском переводе, который иногда отличается от версии на пали. Например, вместо того, чтобы Ананда рассказал им о дискуссии, два спорщика сами идут к Будде, чтобы разрешить свои разногласия.
Кроме того, в китайской параллели Будда не только перечисляет различные типы чувств, которым он учил, но и сам объясняет, что представляют собой эти различные представления. Таким образом, в то время как в палийской версии он просто заявляет, что обучал двум типам чувств, в китайской версии он также объясняет эти два типа. Это объяснение согласуется с комментарием на языке пали в том смысле, что есть два типа чувств: телесные и ментальные:
Каким образом я учил двум чувствам? Я учил телесным чувствам и душевным чувствам; это считается двумя чувствами.
Учитывая соответствие комментария на пали и китайской версии, принадлежащих к другой школе и линии передачи, можно с уверенностью заключить, что это действительно предпочтительный способ интерпретации ссылки на два чувства.
Окончательное подтверждение приходит из речи в Samyutta-nikaya (SN 36.22). Дискурс излагается в терминах, очень похожих на Бахуведания-сутту , перечисляя различные способы анализа чувств, включая два типа и три типа. Аналогично китайской параллели с Бахуведания-сутта , эта беседа Самьютта-никая продолжается беседой Будды, объясняющей, к чему относятся эти типы. Согласно этому объяснению, анализ на два типа действительно означает телесные и душевные чувства:
Монахи, что это за два чувства? Они телесны и ментальны; монахи считают, что это два чувства.
Это сближение палийского комментария, китайской параллели и другого палийского дискурса подразумевает, что в случае0003 Bahuvedaniya-sutta Одобрение Буддой «изложения» Панчаканги должно быть связано с идеей существования двух чувств как таковых. На самом деле в китайской версии Будда даже не поддерживает изложение Панчаканги. Вместо этого он прямо указывает, что обучал различным способам анализа чувств.
Это не означает, что нейтрального чувства как мирного и возвышенного вида удовольствия не существует. Но если так считать все нейтральные чувства, то все они были бы похвальны.
Этическое измерение чувств
Проблема презентации Панчаканги заключается в том, что она может создать впечатление, что нейтральное чувство, будучи «мирным» и «возвышенным», неизменно похвального типа. Такой вывод не согласовывался бы с анализом чувства в других дискурсах. Это можно увидеть, например, в Беседе в Китагири, Китагири-сутта (MN 70).
Поводом для этой беседы послужил отказ группы монахов следовать наставлению Будды не принимать пищу вечером. Будда упрекает их за такое поведение, а затем объясняет, что его наставления основаны на его личном понимании этических последствий чувств. В случае нейтральных чувств он поясняет:
Когда кто-то испытывает определенное нейтральное чувство, нездоровые состояния усиливаются, а благотворные уменьшаются. Когда кто-то испытывает нейтральное чувство другого рода, нездоровые состояния уменьшаются, а благотворные состояния усиливаются.
Далее Будда объясняет, что именно поэтому он рекомендует отказаться от определенных нейтральных чувств, а именно тех, которые усиливают неблаготворные состояния, и почему он одобряет те нейтральные чувства, которые усиливают благотворные состояния.
Эта презентация отражает всеохватывающую этическую озабоченность, столь распространенную в раннем буддийском дискурсе. Что действительно важно, так это различие между благотворным и нездоровым.
Применение этого различия к чувствам, по-видимому, было решающим осознанием Будды во время его поисков пробуждения:
Важен не аффективный тон чувств, а скорее их этические последствия.
До своего пробуждения Будда вел жизнь, полную снисходительности, как принц, преследуя приятные чувства чувственного типа. Выйдя и приступив к практике аскезы, он отказался от любых потворств чувственным удовольствиям.
Рассуждения, которые часто питают аскетизм, переворачивают средний подход к чувству. Вместо погони за удовольствиями и избегания боли аскетическая практика, как правило, основана на погоне за болью и избегании удовольствий. В конце концов Будда обнаружил, что этот подход не предлагает реального решения затруднительного положения подчинения самсаре .
Вместо того, чтобы причинять себе боль в надежде, что это очистит, требуется этический взгляд на чувства. Некоторых приятных чувств действительно следует избегать, а именно чувственных. Но к другим, таким как радость глубокой концентрации, следует стремиться. То же основное различие справедливо для болезненных и нейтральных чувств. Другими словами, ключевой вопрос заключается в том, вызывает ли конкретное чувство лежащую в его основе склонность (9).0003 анусайя ) в уме.
Основные тенденции
Отношение чувства к основным тенденциям является одной из нескольких тем, рассматриваемых в «Кратком дискурсе с вопросами и ответами», Culavedalla-sutta (MN 44). С этой беседой я перехожу ко второму отрывку, поднятому на симпозиуме в BCBS, относительно того, существуют ли нейтральные чувства как отдельная категория.
Эта беседа состоит из серии вопросов, заданных мирской последовательницей Вишакхой монахине Дхаммадинне. Соответствующий отрывок сообщает об одном из объяснений, данных мудрой монахиней, следующим образом:
Друг Вишакха, с приятным чувством настойчивость приятна, а изменение болезненно. При болезненном чувстве настойчивость болезненна, а изменение приятно. При нейтральном чувстве знание приятно, а незнание болезненно.
Можно задаться вопросом, не подтверждает ли это представление предположение о том, что нейтральных чувств на самом деле не существует. В конце концов, когда тебя узнают, это, по-видимому, становится приятным.
Тем не менее, это не похоже на смысл этой презентации. Вместо этого учение, данное в этом отрывке, указывает на необходимость знать нейтральные чувства такими, какие они есть на самом деле, и это знание приятно.
Прохождение — это не просто смена одного чувства на другое. Это видно и по приятным ощущениям. Изменение удовольствия болезненно (или, по крайней мере, «неприятно»), даже если такое изменение приводит только к нейтральному переживанию. Тем не менее такое изменение будет восприниматься как неприятное; это не приветствуется. То же самое относится и к болезненным чувствам, когда переход к нейтральной гедонистической тональности опыта будет приятным просто потому, что боль прошла.
В случае нейтрального чувства удовольствие исходит от его знания. С практической точки зрения, простое знание чувств в настоящий момент может стать источником радости. Это довольно тонкая форма радости, которую можно культивировать посредством постоянной практики внимательности.
Нейтральное чувство является особенно полезной отправной точкой для такой практики из-за его мягкого характера. Хорошим примером является осознание дыхания. Обычно ощущаемое ощущение вдохов и выдохов будет нейтрального гедонистического тона. Именно эта аффективная нейтральность и является причиной того, что обычное дыхание обычно не регистрируется в уме и почему требуются преднамеренные усилия и тренировка, чтобы осознавать его; дыхание само по себе просто не может привлечь наше внимание.
Направляя осознанность на дыхание и мягко удерживая ее там, возникают удовольствие и радость. Это не чувства, вызванные самим дыханием. Наоборот, это приятные ощущения, возникающие в результате развития внимательности.
Без внимательности мягкость нейтрального чувства склонна побуждать к поиску чего-то другого, более стимулирующего. Уму становится скучно, и он хочет чего-то более захватывающего.
Именно это делает незнание нейтральных чувств болезненным или, лучше сказать, «неприятным» в том смысле, что скука на самом деле является формой неудовольствия.
Именно по этой причине монахиня Дхаммадинна связывает нейтральное чувство со скрытой тенденцией к невежеству. В то время как приятные чувства связаны с лежащей в основе тенденцией к похоти, а болезненные (или неприятные) чувства — с лежащей в основе тенденцией к отвращению, при столкновении с мягкой гедонистической тональностью нейтральных чувств средняя реакция сводится именно к следующему: игнорируйте это!
Отношения между нейтральными чувствами и глубинной тенденцией к невежеству снова поднимаются в «Рассуждении о шести шестерках», Чачакка-сутта (MN 148). Соответствующий отрывок описывает следующее затруднительное положение:
Будучи затронутым нейтральным чувством, если не понять, что это возникновение, исчезновение, удовлетворение, неудобство и бегство в отношении этого чувства, тогда лежащее в его основе в основе лежит склонность к невежеству.
Напротив, когда человек понимает эти измерения нейтрального чувства, скрытая тенденция к невежеству не активируется. Следовательно, знание возникновения и исчезновения нейтральных чувств (а также их удовлетворения и вреда) позволяет осознать бегство от нейтральных чувств и лежащей в их основе склонности к невежеству.
Невежество является отправной точкой для зависимого возникновения дуккха . Это наделяет любую практику, которая противостоит основной тенденции к невежеству, выдающимся потенциалом. Из этого следует, что нейтральные чувства вовсе не являются несколько неуместной категорией чувств, которые можно было бы игнорировать, а заслуживают медитативного внимания как благодатная почва для взращивания освобождающего прозрения.
***
PDF-версию этой статьи с диакритическими знаками и аннотацией можно скачать здесь.
Определение эмоциональной нейтральности
Что такое эмоциональная нейтральность?
Эмоциональный нейтралитет — это концепция исключения жадности, страха и других человеческих эмоций из финансовых или инвестиционных решений.
Цель эмоциональной нейтральности состоит в том, чтобы исключить психологическое влияние эмоций из процесса принятия объективных финансовых решений, чтобы можно было принять наилучшее возможное решение, независимо от того, какие эмоции эти решения могут вызывать.
Ключевые выводы
- Эмоциональный нейтралитет относится к рациональному принятию решений, при котором человеческие эмоции, такие как жадность и страх, исключаются из инвестиционных и финансовых решений.
- Эмоции потенциально могут повлиять на инвестиционные решения таким образом, что это не приведет к оптимальной производительности и прибыли.
- Некоторые инвесторы используют противоположную стратегию по отношению к рынкам, чтобы противодействовать эмоциональным тенденциям в инвестировании; они покупают, когда другие продают, и наоборот.
Понимание эмоционального нейтралитета
Гипотеза эффективного рынка предполагает, что инвесторы учитывают всю информацию, относящуюся к акции, при принятии связанных с ней решений. В соответствии с гипотезой эффективных рынков предполагается, что инвесторы рациональны и не подвержены эмоциям и, следовательно, как группа принимают решения, которые точно отражают доступную информацию, которая должна определять рыночные цены.
Некоторые исследователи утверждают, что эмоции инвесторов также играют роль, которые могут искажать инвестиционные решения и влиять на рынки в сторону от идеальной эффективности. Например, известный экономист Роберт Шиллер заявил в своей книге 9.0003 Иррациональное изобилие что одним из факторов, ответственных за рост акций технологических компаний во время пузыря доткомов на рубеже тысячелетий, было эмоциональное состояние инвесторов.
Концепция эмоциональной нейтральности возникает из типичной человеческой реакции на прибыли и убытки: инвесторы обычно довольны, когда их сделки приносят прибыль, и недовольны, когда их сделки приносят убытки. Сторонники эмоционального нейтралитета утверждают, что если инвесторы смогут устранить влияние своих эмоций на их торговые решения, это приведет к повышению эффективности торговли.
Однако эта теория предполагает, что люди, учитывая их предпочтения и ограничения, способны принимать рациональные решения, эффективно взвешивая затраты и выгоды каждого доступного им варианта. Исследователи поведенческой экономики и финансов часто оспаривают, что это так, даже при отсутствии эмоционального влияния из-за различных когнитивных искажений. Поведенческие экономисты, опираясь на психологию и экономику, утверждают, что люди не рациональны и неспособны принимать правильные решения.
Приложения эмоционального нейтралитета
Делая еще один шаг вперед, некоторые инвесторы применяют так называемую противоположную стратегию, в которой они пытаются покупать ценные бумаги, когда все остальные их продают, и продавать ценные бумаги, когда все остальные их покупают. Смысл этой стратегии заключается в том, что если инвесторы не являются эмоционально нейтральными, их эмоции будут влиять на их торговые решения и, таким образом, занижать или переоценивать ценные бумаги, создавая возможность для получения прибыли противоположными трейдерами.
Когда в отношении акций царят всеохватывающие пессимистические настроения, они могут привести к такому падению цены, что падение и риски акций компании будут преувеличены, что приведет к привлекательным возможностям для покупки.
Выяснение того, какие проблемные акции покупать и продавать после восстановления компании, тем самым повышая стоимость акций, является основной игрой для противоположных инвесторов. Это может привести к тому, что прибыль по ценным бумагам будет намного выше, чем обычно. Однако слишком оптимистичный взгляд на раскрученные акции может иметь противоположный эффект.
Пример эмоционального нейтралитета
Предположим, что акции ABC, Inc. не росли в течение последних шести месяцев или около того. Его доходы снижались, и мнение большинства аналитиков, освещающих его, неоднозначно. Шорты против акций раздулись, как и негативная пресса. Общий эффект этого негатива заключается в том, что цена акций ABC упала более чем на 10% за этот период времени. Но ABC является лидером в зарождающейся отрасли, у которой большие перспективы на будущее.
Эмоциональный инвестор, владеющий акциями ABC, может начать нервничать из-за падения акций. Он мог бы рассматривать нисходящую траекторию ABC и негативные новости как признаки того, что пришло время для продажи.
Однако эмоционально нейтральный инвестор может посмотреть на рынок в целом и оценить плюсы и минусы владения акциями.
Например, он может рассмотреть предполагаемые временные рамки и целесообразность дополнительных инвестиций в ABC в долгосрочной перспективе. Он также может просмотреть новостные сообщения и проанализировать первопричину падения цены ABC. Снижение цены может быть просто здоровой коррекцией акций ABC.