Ненормативную лексику – Ненормативная лексика — Википедия

Содержание

лексика ненормативная — это… Что такое лексика ненормативная?


лексика ненормативная

Это совокупность слов, находящихся за пределами литературной нормы.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

  • лексика научного стиля
  • лексика обсценная

Смотреть что такое «лексика ненормативная» в других словарях:

  • лексика ненормативная —    Это совокупность слов, находящихся за пределами литературной нормы …   Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • Ненормативная лексика — (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от лат. obscene  непристойный, распутный, безнравственный)  сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, богомерзкие …   Википедия

  • ненормативная лексика — арго, ругательства, крепкие выражения, сквернословие, сильные выражения, брань, крепкие слова, сильные слова, ругань, бранные слова, проклятия Словарь русских синонимов. ненормативная лексика сущ., кол во синонимов: 23 • арго (9) …   Словарь синонимов

  • Обсценная лексика — Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику …   Википедия

  • Табуированная лексика — Табуированная лексика  слои лексики в языке, являющиеся табу по соображениям религиозным, мистическим, моральным, политическим, соблюдения хорошего тона в обществе или в каких то его слоях, либо при случаях. Обсценная лексика является одним… …   Википедия

  • Бранная лексика — Бранная лексика  это пласт лексики, заключающий в своей основе грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные выражения, выступающие в качестве спонтанной реакции на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. А так же к бранной …   Википедия

  • Мат (лексика) — Мат (матерщина, матерный язык) разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках. Согласно кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, публичное употребление мата может расцениваться как мелкое… …   Википедия

  • нецензурная лексика — сущ., кол во синонимов: 14 • мат (48) • матерная брань (11) • матерный язык (12) …   Словарь синонимов

  • обсценная лексика — сущ., кол во синонимов: 17 • бранные слова (26) • крепкие выражения (22) • мат (48) …   Словарь синонимов

  • Латинская нецензурная лексика — Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику …   Википедия

Книги

  • Ампир»В», Виктор Пелевин. Миром правят вампиры. Не вечно молодые романтичные юноши и девушки с бессонными глазами и кровавыми губами, а вполне обыкновенные мужчины и женщины со следами жизненного цинизма на лице. Им… Подробнее  Купить за 249 руб аудиокнига
  • П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана (сборник), Виктор Пелевин. В новую книгу Виктора Пелевина «П5» вошли пять произведений: «Зал поющих кариатид», «Кормление крокодила Хуфу», «Некромент», «Пространство Фридмана», «Ассасин». Пословам издателей, эта книга… Подробнее  Купить за 249 руб аудиокнига
  • Идеаль, Фредерик Бегбедер. Фредерик Бегбедер, всеевропейская литературная звезда, автор мировых бестселлеров “99 франков”, “Любовь живет три года”, “Windows on the World”, “Романтический эгоист”,прославился за эти годы… Подробнее  Купить за 169 руб электронная книга
Другие книги по запросу «лексика ненормативная» >>

lingvistics_dictionary.academic.ru

Ненормативная лексика в маркетинге: за и против

Мы сталкиваемся с ругательными словами постоянно – это неотъемлемая часть жизни. Нецензурные выражения присутствуют не только в разговоре на работе или в метро. Ругательства также частенько используются маркетологами.

Гэри Вайнерчук (Gary Vaynerchuk), известный своим постоянным употреблением слов на букву «F» , имел огромный успех в качестве маркетолога. А Дуг Кесслер (Doug Kessler), креативный директор агентства Velocity Partners, провел несколько тренингов и создал презентации о преимуществах ненормативной лексики в маркетинге.

Итак, как можно ругаться, не рискуя потерять уважение?

Давайте рассмотрим некоторые примеры и взглянем на результаты исследований.

Немного о ненормативной лексике

История

Как и любые другие слова в языке, нецензурная лексика имеет свою историю и этимологию. Ну, например, слово на букву «F», можно отнести к XVI веку и к германскому происхождению. Скорее всего оно произошло от шведского слова focka и голландского fokkelen, перевод которых достаточно провокационный. Но если вам действительно интересно узнать об этимологии нецензурных слов, необходимо заглянуть в самую суть этого явления.

Психология

В 1999 году исследователи из Медицинского колледжа в Вейлле  смогли связать употребление нецензурных выражений с амигдалой – «массой серого вещества» в мозге, которая отвечает за наши эмоции. Оказывается, когда мы слышим ругательство, часть мозга  воспринимает его как «языковую угрозу». Другими словами, мы психологически обрабатываем ругательства также, как и словесную агрессию.

Амигдала также контролирует память. Исследователи сделали следующие выводы:

  1. Ваша память активно включается, когда вы слышите ругательные слова.
  2. Неоднократная встреча с ненормативной лексикой смягчает реакцию на неё.

Профессор психологии Тимоти Джей выяснил, что существуют такие места, где ненормативная лексика является «табу», например, церковь. А если мы берем примеры маркетинга, то табу – это рекламные ролики, транслируемые по государственному телевидению.

Но запретные слова не исчезают  из языка, потому что они усиливают эмоциональность общения.

В этом основная причина, по которой нам нравятся маркетологи, которые употребляют мат и жаргонные словечки – они заряжают нас на эмоциональном уровне, их речь отличается от обычной.

Так как же эта практика выглядит в маркетинге?

Суть ругательств в маркетинге

Чтобы узнать больше о том, почему нецензурные слова могут быть актуальны в маркетинге, мы обратимся к Кесслеру, который зарекомендовал себя как эксперт в этой теме. Он даёт следующие характеристики практике ругательств в маркетинге:

  • удивительная,
  • самоуверенная,
  • привлекательная,
  • веселая,
  • яркая.

Это связано с психологией, о которой мы говорили ранее. Однако Кесслер предостерегает маркетологов от чрезмерного употребления нецензурной лексики. По сути, применять ругательства стоит только для создания “эффекта неожиданности”. Если перегнуть палку и часто повторяться, необходимая реакция спадет на минимум. А если мат просто не в вашем стиле или противоречит вашим убеждениям, вообще забудьте об этом приеме.

Но если вы все-таки решили “украсить” свою маркетинговую практику употреблением бранных словечек, хорошенько подумайте, будет ли это резонировать с вашими единомышленниками, рассмешит ли их и добавит ли огня в рассказ о вашем продукте.

Может быть нецензурная лексика не так плоха, если употреблять её вовремя и правильно?

Рассмотрим детали.

Почему нам нравятся маркетологи, которые ругаются

1) Ругательства подразумевает честность

Каждый год Center for Public Integrity проводит исследование State Integrity Investigation: «Комплексная оценка подотчетности и прозрачности государственного управления … на основе существующих законов и анализа того, насколько хорошо они реализованы».

Исследователи оценивали баллы каждого штата по показателям того, как часто их жители ругаются (на основе данных исследования на Facebook). Оказалось, что в некоторых штатах, где по опросам люди ругаются чаще, например, в Коннектикуте, реализация государственных законов была лучше. А там, где  люди меньше используют ругательства в своей речи, законы нуждались в корректировке и улучшении.

В маркетинге это явление показывает то, что бренду нечего скрывать. Ненормативная лексика может быть не для всех, но используя её, вы будто говорите публике: «Все в порядке, мы настоящие».

2) Они делают бренд ближе

До 3.4% слов, которые мы говорим каждый день, являются ругательствами. Может показаться, что это немного. Но лишь 1% от сказанных нами за день слов являются личными местоимениями. Следовательно, мы ругаемся даже чаще, чем говорим о себе.

Вообще, людям нравится использовать нецензурные слова.

Вот почему ругательства могут помочь сделать бренд узнаваемым – в них есть частичка нас самих. Так, 66% опрошенных офисных работников говорят о том, что если бы их начальники употребляли мат на работе, то они бы тоже делали это.

3) Употребление ругательств вовсе не свидетельствует о глупости

Иногда мы боимся заработать плохую репутацию из-за своего стиля речи, ведь бранный сленг может заставить людей думать, что мы недостаточно умны. Эти опасения напрасны!

Исследователи из колледжа Марист и Массачусетского колледжа свободных искусств обнаружили интересный факт. Частое использование ненормативной лексики связано с общей беглостью речи, и, как отмечают авторы исследования, «устная беглость является отличительной чертой интеллектуальной проницательности; чем больше ругательных слов знает и использует человек, тем шире его словарный запас и выше интеллектуальная проницательность».

Другими словами, многие умные люди, в том числе и маркетологи, любят крепкое словцо.

Беглость в устной речи также является признаком остроумия. Взгляните на эту ироничную рекламу. Скорее всего, вы досмотрите ролик до конца, ведь он по-настоящему интригует. Дети и нетипичная для них речь побуждают нас узнать, что же будет в самом конце.

4) Наличие мата не исключает наличия смысла

Использование ненормативной лексики заставляет зрителя смотреть рекламу до конца, ведь так хочется послушать всех этих милых детишек.

Но эта реклама не только забавная, у неё есть смысл, и этот факт делает её вдвойне привлекательной. Конечно, ругательства в рекламе должны нести юмор и интригу, но не стоит забывать и о смысловой нагрузке.

Сталкиваясь с чем-то забавным в повседневной жизни, мы испытываем большую симпатию. Классические исследования показывают, что «юмор создает и поддерживает чувство общности людей».

Успех или провал?

Некоторые скептически относятся к брендам, которые используют нецензурную речь в своей рекламе. Автомобильные бренды – это одно, особенно в такой современной категории, как смарт-автомобили.

Но как насчет брендов, ориентированных на семью?

Ненормативная лексика может работать на благо маркетинга и в этом секторе.

В рекламе ниже Kmart использует повторяющуюся фразу с намеком на ругательство и применяет ее для продвижения онлайн-шопинга.

Этот приём, Кесслер называет альтернативой. Здесь маркетологи не решаются использовать ругательные слова напрямую из-за опасения показаться вульгарными. И на помощь приходят «читы». Это могут быть омонимы или звездочки: F * ck, или «ship» вместо вы сами знаете чего.

Но все равно нецензурная брань подходит не для всех. Стоит сто раз подумать, будет ли использование ругательств уместным для вас и вашей аудитории.

И да, при правильном подходе к этой практике ваш бренд может завоевать большую популярность 🙂

rusability.ru

Способы устранения ненормативной лексики из речи детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются причины употребления ненормативной лексики детьми дошкольного возраста. Представлены способы устранения ненормативной лексики из речи дошкольников.

Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.

 

Речь — форма общения людей посредством различных элементов языка. Речь является, пожалуй, самой важной составляющей нашей жизни. Всем известен тот факт, что речь есть отражение интеллектуального развития человека. Несмотря на внешние качества человека, при общении мы обращаем внимание именно на его речь. Недаром в народе существует пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Таким образом, мы делаем вывод не только об умственном развитии собеседника, но и уровне культуры.

Один из аспектов речи — эстетический. Правильная речь, богатая различными стилистическими окрасками, выразительностью доставляет эстетическое удовольствие, способствует повышению уровня культуры человека. Причиной же неприятия речи становится не только ее бедность и монотонность, но и ненормативная лексика. Соответственно из неприятия речи следует и неприятие человека в целом.

Употребление ненормативной лексики, а именно нецензурной брани, — актуальная во все времена проблема. Следует отметить, что данное явление как проблему способны осознать те, для кого употребление нецензурной брани неприемлемо и недопустимо. Это та малая часть общества с высоким уровнем культуры, которая неравнодушна к данной проблеме и ищет пути по её устранению и повышению уровня культуры людей. Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативной лексикой большинство владеет в совершенстве. Мы вынуждены констатировать тот факт, что употребление ненормативной лексики становится приемлемым и популярным у подростков. Причем при многократных исследованиях было выявлено, что значение некоторых самых оскорбительных слов подростки не знают, однако активно употребляют их в речи со сверстниками. Напрашивается вопрос: «Что же тогда подростки считают оскорбительным?» [5, c.61].

Употребление нецензурной брани — глобальная проблема, решение которой можно найти только совместными усилиями общества нашей страны. По эстетическим и этическим представлениям, нецензурная брань представляется как «грязь» и «мусор», встречающиеся в речи большинства людей, подрывающие эстетические эталоны. От такого «мусора» необходимо избавляться, тем самым «очищая» общество нашей страны и повышая уровень культуры.

Все нецензурные выражения являются ругательством и оскорблением. Их употребление в речи говорит о безнравственности, агрессивности, легкомыслии, неуверенности в себе, иногда и жестокости. Таким образом, складывается соответствующий имидж конкретного человека.

Необходимо выделить тот факт, что употребление нецензурной брани можно встретить уже в речи детей в детском саду. Это связано со многими причинами. Одной из таковых является открытое и безнаказанное употребление нецензурной брани в СМИ: это и в различных телепередачах, в видео роликах по интернету, в современных песнях, в кинематографе, и даже в современной литературе. Общество пытается устранить эту проблему так называемым «запикиванием» брани по телевизору. Однако этому подвергаются далеко не все ненормативные, нецензурные слова. Многие бранные слова настолько вошли в активный словарь общества, что в последнее время уже становятся нормой. И настораживает тот факт, что нормой они становятся не только в разговорной, но и порой деловой речи [4, c. 134].

Другая причина — употребление ненормативной лексики родителей и ближайшего окружения. Это оказывает самое мощное воздействие на дошкольников. Всем известно, что ребенок впитывает всё то, что сознательно или бессознательно вкладывают в него родители. Что должно быть в ребенке, если его родители буквально разговаривают нецензурной бранью?

Важно начинать работу по устранению нецензурной брани в речи в дошкольном возрасте. Однако главное не в том, чтобы устранить употребление нецензурной брани, а в том, чтобы донести до ребенка бесценность этих слов. У детей не должно быть мотивов и желания в употреблении ненормативной лексики. Если же в детском саду не проводить такую работу, употребление нецензурной брани закрепится у ребенка как норма, и он перенесет это и во взрослую жизнь.

Начиная с младшего дошкольного возраста дети, услышав где-либо бранное незнакомое слово, тут же пытаются его повторить, не понимая значения данного слова. В дальнейшем ребенок, как правило, употребляет его в речи, если взрослые закрепили это слово в активном словаре малыша. Таким образом, ребенок, являясь «носителем» нецензурной лексики, «заражает» других детей в группе детского сада. Впоследствии многие родители удивляются, откуда их ребенок знает нецензурную брань, ведь мама и папа никогда не употребляют ненормативную лексику.

Работая с ребенком по устранению из его активного словаря ненормативной лексики, следует начать с поиска причин появления нецензурной брани в его лексиконе. В основном, причиной тому является употребление нецензурной брани ближайшим окружением ребенка: родителями, близкими родственниками, друзьями и т. д. Другой причиной может быть совместный просмотр с родителями телепередач, кинофильмов, в которых присутствует ненормативная лексика. Третий причиной, как правило, является следующее: часто родители совместно с ребенком слушают музыку (например, в машине), не обращая внимания на слова песен, в которых также может присутствовать ненормативная лексика. Также ещё одной причиной может быть совместное посещение родителей (чаще отца) с ребенком различных баров. Такие случаи чаще встречаются в семьях, где мало внимания уделяется воспитанию ребенка. Следовательно, выяснив причины появления в словаре ребенка нецензурной брани, необходимо эти причины устранить. С этой целью следует проводить систематические беседы с родителями. В беседе воспитатель или психолог преследует две цели. Во-первых, по речи родителей психолог может определить, употребляют ли ненормативную лексику родители ребенка. Во-вторых, он призывает родителей обратить внимание на телепередачи, которые могут смотреть их дети; на речь бабушек и дедушек, а также старших братьев и сестер (если они есть), которые также часто являются носителями ненормативной лексики. Следовательно, воспитатель призывает родителей принять меры по устранению ненормативной лексики из окружения ребенка [5, c. 62].

Следующий шаг в работе с детьми младшего дошкольного возраста — это обогащение активного словаря ребенка и, тем самым, вытеснение из его словаря ненормативной лексики. С этой целью необходимо читать дошкольникам художественную литературу, обогащать детей впечатлениями от прогулок, походов в выставочный зал, различных экскурсий, праздников и утренников. Прогулки не должны проходить «сухо». Всё, что привлекло внимание дошкольников, следует прокомментировать. Всё это способствует обогащению словаря ребенка. Также полезно призывать детей делиться впечатлениями от выходных со сверстниками под контролем и с помощью воспитателя. Так дети научатся составлять рассказы, не употребляя ненормативную лексику. Важно отметить, что если младший дошкольник всё же произнес нецензурную брань, не следует придавать значение этому слову, чтобы не закрепить его в словаре ребенка.

Начиная с 4–5 лет, дошкольники уже сознательно начинают употреблять ненормативную лексику. С данной категорией детей необходимо проводить систематическую работу. Причинами сознательного употребления нецензурной брани ребенком могут быть следующие: это может быть формой проявления вербальной агрессии; способ привлечь внимание взрослых; подражание взрослым, которые употребляют ненормативную лексику. Работу следует начать с ребенком-«носителем» ненормативной лексики. Такого ребенка во время бурной эмоциональной вербальной агрессии следует отстранить от других детей. Можно отвести ребенка в зону уединения в группе, чтобы он успокоился. В этой зоне можно дать ребенку предметы, действие с которыми позволит выплеснуть агрессию (порвать бумагу, смять глину или пластилин). Затем необходимо провести беседу с дошкольником и объяснить, что употребление нецензурной брани — показатель невоспитанности, неуважения к другим. Ребенок должен усвоить, что это плохие слова, и если их употреблять, то сверстники не будут общаться с таким ребенком. В качестве наказания можно применять временное отстранение от сверстников. Однако такому дошкольнику необходимо уделять больше внимания, проявить любовь и уважение, придать значимость ребенка в группе. Это можно сделать каким-либо небольшим поручением. При выполнении поручения, необходимо похвалить дошкольника в присутствии других детей, тем самым придавая значимость ребенка среди сверстников [1, c. 32], [3, c.93].

Старшим дошкольником следует объяснить, что нецензурную брань можно заменить множеством других слов, употребление которых не будет оскорбительным для собеседников. Здесь можно провести игру «Слова», где необходимо подобрать синониму к какому-либо слову. Так дети научатся разносторонне описывать какую-либо проблему, не употребляя ненормативной лексики. Полезным окажется также составление рассказов на какие-либо темы по образцу воспитателя, что способствует не только обогащению словаря детей, но и совершенствованию связной разговорной речи. Педагог должен ежедневно знакомить детей с различными стилистическими окрасками. Можно также моделировать различные проблемные, конфликтные ситуации, где дети смогут не только потренироваться в продуктивном разрешении конфликтов, но и в уместном применении нормативных слов, избегая нецензурной лексики. Следует использовать театрализацию, где дети смогут взять на себя различные роли и выучить тексты разного стиля и с различными стилистическими окрасками. Это также способствует обогащению активного словаря ребенка. Важно поощрить всех дошкольников, но порицать необходимо только лично. При порицании не должно быть действий, оскорбляющих ребенка или унижающих его достоинство [2, c.37].

Некоторые психологи предлагают методику по устранению ненормативной лексики из словаря ребенка «Коробочка ругательств». В данной методике ребенку предлагается изготовить коробочку, в которую при неудерживающим желании необходимо говорить все плохие слова в укромном месте, затем закрыть эту коробочку, чтобы слова остались в ней. И так, каждый раз ребенку можно обращаться к этой коробочке при желании выругаться. Эффективность данной методики в том, что дошкольник не будет употреблять ненормативную лексику при других детях. Методика проводится систематически, пока ребенку не захочется больше употреблять в собственной речи ненормативную лексику. Впоследствии необходимо совместно с ребенком избавиться от этой коробочки (по возможности лучше сжечь), мотивируя это тем, что ребенок справился с проблемой и больше не будет употреблять нецензурную брань. Целесообразно поощрить ребенка за успехи.

Следует упомянуть ещё один способ устранения нецензурной брани из словаря детей, популярный в Америке, — промывание рта с мылом. Такой способ практикуют во многих семьях и в России. Суть данного способа в том, что если ребенок произнес какое-либо нецензурное слово, то в наказание родители промывают ребенку рот с мылом (нецензурное слово — это «грязь», и её необходимо смыть). Такое наказание в нашей стране в детском саду недопустимо, так как промывание рта с мылом — вид физического наказания. Психологи ставят под сомнение эффективность этого наказания и расценивают его не только как физическое, но и психологическое насилие над ребенком, так как такие действия унижают достоинство ребенка, способствует появлению тревожности, или же наоборот агрессивности. К тому же, нет гарантии того, что дошкольник не будет употреблять ненормативную лексику при сверстниках и воспитателе, которые не могут применять такой вид наказания по отношению к ребенку.

Необходимо помнить, что работа будет эффективной только в том случае, если она проводится в системе. Единые требования к ребенку со стороны воспитателя и родителей — важный аспект в работе, без которого результативность будет минимальной. К тому же единство требований — важный принцип в работе с детьми, который способствует профилактике тревожности и агрессивности и сохранению психологического здоровья детей.

Таким образом, существует множество способов устранения ненормативной лексики из активного словаря детей дошкольного возраста: беседа с родителями как неотъемлемая часть работы, обогащение словаря, словесные игры, составление рассказов, моделирование проблемных ситуаций, театрализация. Эту работу необходимо проводить с дошкольниками, чтобы употребление ненормативной лексики не закрепилось в дальнейшем. Главное в работе с детьми — уважать достоинство ребенка и помнить, что причину нужно искать не в ребенке, а в его окружении. Это позволит не только правильно выстроить работу, но и достичь высоких результатов.

 

Литература:

 

1.         Анисимов, В. Обойдемся без выражений!: сквернословие как проявление вербальной агрессии / В. Анисимов // Здоровье детей. — 2009. — № 1. — С. 31–33.;

2.         Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. — 96 с.;

3.         Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2003. — 176 с.;

4.         Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. Москва, 1997. — 352 c.;

5.         Кузина, Н. На каком «языке» говорят наши дети: ненормативная лексика — мода и пошлость / Н. Кузина // Библиотека. — 2010. — № 6. — С. 60–62.

moluch.ru

Обсценная (ненормативная) лексика — происхождение и понятие

Такое качество правильной речи, как чистота речи, включает в себя и отношение к употреблению инвективной, обсценной, т.е. ненормативной лексики.

Происхождение обсценной лексики

Ученые считают, что происхождение такой лексики в русском языке связано с культом матери-земли, процессами зачатия и рождения. Т.е. можно говорить, что эта лексика достаточно древняя. Отмечается, что в русской жизни в период принятия христианства возможны были молебны о дожде и как молитвы, и как обращение к богу эмотивными словами. Рассмотрим этот феномен с нескольких позиций:

1.Психология. Психологи считают, что обсценная лексика необходима человеку для снятия стресса. Причем не всякого стресса (вот если молотком по пальцу!)

2.Религия. Любая религия считает сквернословие грехом и пороком, что, впрочем, не мешает людям, относящим себя к верующим, сквернословить.

3.Лингвисты. Некоторые ученые считают, что в современном мире происходит снятие табу (запрета) с данной лексики, превращение ее в слова-паразиты, т.е. данные слова будут восприниматься как слова-пустышки (как «вот», «значит», «ну»).

4.Люди, общество. Отношение общества и людей к таким словам разное и разнообразное. До 1917 года за сквернословие на улице околоточный мог отвести человека в участок. В художественных текстах такие слова заменялись многоточием. В знаменитой книге Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» одна из глав целиком состояла из матерных слов. В предисловии Ерофеев писал, что людям, которые не приемлют такую лексику, не надо читать эту главу, но этим он добился только обратного: начинали читать именно с этой главы, что привело впоследствии к тому, что автор снял эту главу вообще.

Анатолий Найман вспоминал, что Анна Андреевна Ахматова любила щеголять такими словами, говоря:

«Мы филологи, нам можно».

Не думаю, что это было через каждое слово. Борис Гребенщиков в одном из интервью сказал:

«Ненормативная лексика сопряжена с такой долей гнева, что при любом ее использовании даже в юмористических целях или для украшения речи рискуешь лишиться части собственной энергии. Иногда я этим грешил, но только не в песнях, песни – это слишком сильное оружие»

Как же относится к обсценной лексике?

Считаю, что это моральный выбор каждого. Задайте себе вопрос:

«Вы хотите, чтобы ваши дети ругались матом, или вам нравится, когда матом ругаются дети?».

На сто процентов взрослые относятся к этому отрицательно. Но дети не понимают значения это лексики, они ее используют, только когда так говорят взрослые.

Как бороться с этим у детей? – такой вопрос задают довольно часто. Ни в коем случае не фиксировать внимание детей на этих словах запретом

(запретный плод сладок),

постарайтесь отвлечь ребенка, переключить его внимание.

Один психолог рассказывал, что, когда его сын принес из сада такие слова, то этот психолог провел целую беседу (есть плохие слова, от них надо избавиться, иначе тебе будет плохо). Они пошли на берег реки, и когда отец сказал, что надо прокричать эти слова, чтобы от них избавиться, то сын спросил: «А что кричать?»

Итак, у Вас есть моральный выбор для себя и для своего окружения. Выбирайте!

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

что собой представляет нецензурное слово?

Всем людям известно, что скрывается под таким термином, как «нецензурное слово». К сожалению, крепкие выражения мы слышим чуть ли не ежедневно, хотим того или нет. На улице, в магазине, в транспорте — брань может проскочить где угодно. К сожалению, не все люди задумываются о чистоте нашего языка и захламляют его матерными и нецензурными словами.

Научное определение

Нецензурное слово — это практически то же самое, что и ненормативная лексика. Можно ещё его назвать «непечатной бранью». Названий масса — вот только суть от этого не меняется. Ещё среди более интеллигентных личностей встречается такое определение, как обсценная лексика. Произошло такое выражение от латинского слова «obscene», что в переводе на русский означает «безнравственный». В принципе, всё верно. Нецензурное слово является элементом бранной лексики самых разных языков, который выражает, чаще всего, спонтанную реакцию человека на какую-либо ситуацию. Если выражаться по-другому, то ненормативная лексика — это то, что позволяет максимально выразить свои эмоции (зачастую отрицательные).

Интересные факты

Стоит отметить, что многие люди замечают — после того, как от души выругаешься, становится будто бы легче. Действительно ли это так? И чем это обусловлено? Что же, нецензурное слово, конечно, звучит некрасиво и неприлично, но у него есть своеобразные «магические» свойства. Конечно, всё утрировано, но вообще их можно таковыми обозначить.

Интересно, что в прошлые века существовало поверье — чтобы избавиться от ощущения, что неприятный вам человек оказывает на вас психологическое воздействие, стоит обругать его как следует. Любое нецензурное выражение будет в этом случае помощником, и чем крепче — тем лучше. Действительно, матерная лексика отличается емкостью, экспрессией, в ней очень грамотно (если можно так сказать в данном случае) расставлены акценты. И если человек использует слова, принадлежащие к ней, в какой-нибудь подходящей ситуации, то ему и правда может стать легче. Во всяком случае прилив уверенности и адреналина ощутить получится. Так что некоторая польза от этого есть, вот только ни в коем случае не стоит этим оправдываться. Да и вообще, надо помнить о чистоте нашего могучего языка — он велик и богат, так что не нужно захламлять его грязными словами.

Функции употребления

Многие специалисты-лингвисты интересуются тем, какое влияние оказывает нецензурное слово на общество, и активно изучают эту тему. Вследствие некоторых наблюдений были даже определены функции употребления ненормативной лексики. Первая, и самая распространенная — это повышение эмоциональности речи. Также снижение психологического напряжения (о чем говорилось чуть выше). Конечно же, мат используют для унижения и оскорбления собеседника. И чтобы продемонстрировать свою независимость и словесную раскованность (хотя это очень ошибочное мнение, ведь красивее и изысканнее речь от этого не станет). Ещё таким образом можно показать своё пренебрежительное отношение к чему-либо — например, к общественным запретам.

Закон и порядок

Естественно, с распространением ненормативной лексики в обществе пытаются бороться. Например, был даже опубликован запрещенный список нецензурных слов. Роскомнадзор включил в него четыре выражения. В законе прописано, что ненормативное обозначение женских и мужских половых органов, девушек легкого поведения и процесса соития категорически запрещено, точно так же, как и все слова, что могут быть от них образованы.

В СМИ употребление подобных выражений недопустимо. Если они будут обнаружены — то изначально Роскомнадзор вынесет предупреждение, а потом, в случае повторения такой ошибки, издание могут и вовсе лишить лицензии. И это правильно. Ведь СМИ — четвертая власть, которая не только преподносит людям информацию, но ещё и формирует общественное мнение и влияет на мировоззрение.

fb.ru

Ненормативная лексика в общении

Стр 1 из 11Следующая ⇒

В последние годы наблюдается широкая экспансия ненормативной лексики в язык повседневного общения, Значительно увеличилась в сознании людей степень публично допустимого в разговорной речи, используются слова и выражения, ранее никогда публично не произносившиеся, вплоть до грубой и нецензурной лексики. Общее огрубление речи, широкое распространение мата в разных социальных группах населения, расширение сферы функционирования бранной лексики является тревожным сигналом переоцен-

ки духовно-нравственных ценностей. Использование ненормативной лексики обусловлено теми или иными причинами. К ним могут относиться эмоциональное состояние, социальный статус, желание выделиться, а для некоторых людей бранные слова являются неотъемлемой частью лексикона. Ненормативная лексика, являясь одним из способов выражения речевой агрессии, в последнее время расширяет сферу функционирования и всё чаще выступает как средство оптимизации межличностного взаимодействия в бесконфликтном общении. Сквернословие уже не воспринимается однозначно как негативное коммуникативное явление. Используя сквернословие, коммуниканты преследуют ту же цель, что и при использовании жаргона и диалекта – приблизить собеседника, минимизировать дистанцию, продемонстрировать полное равенство. Так же как диалект, жаргон и сленг, они являются маркером внутригрупповой принадлежности и средством устранения межличностной границы.

Подобная ситуация наблюдается во многих странах, но в каждой стране она имеет свои особенности. Необходимо отметить, что сфера употребления ненормативной лексики в английской коммуникации, где она воспринимается как допустимая, шире, чем в русской. Такие слова, как hell, bastard, shit часто употребляются в дружеской обстановке, и даже самое сильное в английском лексиконе слово fuck, как и все его производные, не являются более столь шокирующими, как это было еще недавно. Все эти слова можно услышать как с экранов телевизоров, так и в разговорах интеллигентных людей. Это так называемый «дружеский мат», который не является нарушением языковой нормы. Употребляя ненормативную лексику в дружеском контексте, коммуниканты стремятся приблизить собеседника, минимизировать дистанцию, продемонстрировать полное равенство.

В русском языке, который, как известно, обладает богатым словарем сквернословия, подобные слова в основном сохранили свое инвективное (ругательное) значение и имеют ярко выраженный негативный смысл. Они воспринимаются как непристойные и недопустимы в вежливом общении, тем более, в присутствии женщин и детей.

Явления, наблюдаемые в последнее время, к сожалению, свидетельствуют о том, что в русской коммуникации все заметнее те же процессы, которые мы наблюдаем в английской. Обесценная лексика все чаще встречается в разных сферах общения, в том числе в речи образованных людей.

В своей основе мат крайне неэстетичен. И вот парадокс: это тоже обусловливает его популярность. Использование ненормативной лексики в художественной литературе необходимо рассматривать в контексте произведения: как иллюстрацию, которая придает произведению определенное звучание, смысл, в то же время трудно воспринимать как искусство такое произведение, в котором употребление мата заведомо аморально, где автор делает вызов общественному мнению, грубо нарушает общественную нравственность.

В коммуникативной сфере мат как средство общения удобен для малограмотных людей, сводит многообразие русского языка всего лишь к нескольким словам и производным от них. Такая упрощенность языка прекрасно соответствует упрощенной психической организации.

Употребление нецензурных выражений частью интеллигенции часто является выражением конформизма (быть с народом, почувствовать себя частью массы).

 

Культура общения по телефону

Культура делового общения.

Культура делового общения предполагает знание: общих правил телефонного разговора и основных правил телефонного делового этикета.Общие правила телефонного разговора:

1. Поднимайте трубку до четвертого звонка: первое впечатление о вас или вашей фирме складывается уже и от того, как долго приходится ждать ответа;

2. Беседуя по телефону, следует на время оставить все посторонние разговоры. Ваш собеседник имеет полное право на внимание к себе;

3. Во время телефонного разговора считается неприличным, что-то есть, пить, курить, шуршать бумагой, жевать резинку;

4. Недопустимо, сняв трубку и ответив: «Минуточку», заставлять звонящего ждать, пока вы справитесь со своими делами. Это возможно только в крайнем случае и только в пределах одной минуты. Если в данный момент вы очень заняты и не можете разговаривать, лучше извиниться и предложить перезвонить;

5. Перезванивайте всегда, когда ждут вашего звонка;

6. Если вы «не туда попали», не следует выяснять: «А какой у вас номер?». Можно уточнить: «Это номер такой-то…?», услышав отрицательный ответ, извиниться и положить трубку;

7. Звонок домой является вторжением в личную жизнь, поэтому всегда спрашивайте, в удобное ли время вы звоните: «У вас есть время со мной поговорить?», «Вы сейчас очень заняты?» и т. п. Если ответ положительный, вы можете поговорить в свое удовольствие, но услышав первые признаки желания завершить беседу, следует вежливо попрощаться. На службе время телефонного разговора тоже ограничено;

8. Разговор по телефону должен быть предельно вежлив. Недопустимо кричать и раздражаться во время телефонного разговора, это является грубым нарушением этики межличностного и делового общения. В ответ на оскорбление кладут трубку. Ругань по телефону считается противозаконной;

9. Беседа по телефону должна быть учтиво, но немедленно завершена, если к вам в дом пришел гость или посетитель в офис. Следует извиниться и, кратко назвав причину, договориться о звонке. Дома вы можете сказать: «Прошу меня извинить, ко мне пришли гости, я перезвоню вам завтра вечером (утром)»; на работе: «Простите, ко мне пришел посетитель, я перезвоню вам примерно через час». Обязательно выполните свое обещание.

10. Если во время разговора оборвалась связь, следует положить трубку; вновь набирает номер тот, кто позвонил. Если представитель компании разговаривал с заказчиком или клиентом, то тогда он должен набрать номер;

11. Инициатива завершения телефонного разговора принадлежит тому, кто позвонил. Исключение составляет разговор со старшими по возрасту или социальному положению;

12. Ничто не заменит теплых слов благодарности и прощания в конце любой беседы, разговора. При этом следует помнить, что слова прощания должны содержать возможность будущего контакта: «Давайте созвонимся в следующий вторник», «увидимся завтра» и т. д.

Основные правила делового телефонного этикета:

Необходимо помнить, что деловой телефонный разговор не должен превышать четырех минут. Правила этикета требуют, услышав ответ абонента:

Приветствие и представление во время разговора с незнакомым человеком – процедура взаимная и обязательная.

Главное правило делового протокола – телефонный разговор должен быть персонализирован. Если абонент не представился, следует вежливо спросить: «Простите, с кем я разговариваю?», «Позвольте узнать, с кем я разговариваю?» и т. п.

2. Если звонок идет через секретаря и там, куда вы звоните, вас не знают, секретарь имеет право спросить о причине звонка.

3. Независимо от обстоятельств постарайтесь улыбнуться, иначе вы не сможете расположить к себе собеседника.

4. Всегда держите под рукой блокнот и ручку для необходимых записей.

5. Готовясь к телефонному разговору, составьте перечень вопросов, которые необходимо обсудить. Повторный звонок с извинениями по поводу того, что вы что-то упустили, оставляет неблагоприятное впечатление и допустим только в крайнем случае.

6. Если вы не смогли застать нужного вам человека, поинтересуйтесь, когда удобнее перезвонить.

7. Планируйте сообщение заранее, если знаете, что информация будет передана через третье лицо или через автоответчик.

 

8. Если вы оставляете сообщение на автоответчике, после приветствия и представления назовите дату и время звонка, а затем краткое сообщение и слова прощания.

Когда звонят вам — по правилам этикета, сняв трубку, вам необходимо:

1. Если хотят поговорить не с вами, а с кем-либо другим: «Одну минуточку, я сейчас передам трубку»; тот, кого зовут к телефону, должен поблагодарить: «Спасибо», «Спасибо, я сейчас подойду».

2. Если нужного лица нет в этот момент на месте, то подошедший уточняет, что данное лицо отсутствует. Подобные ответы должны включать просьбу перезвонить через определенное время: «Не могли бы вы перезвонить через час» и т. п.

3. Если звонит телефон, а вы в это время говорите по другому аппарату, следует, сняв трубку, извиниться, по возможности завершить первый разговор, положить трубку, затем приступить к разговору со вторым собеседником или извиниться и попросить перезвонить через определенное время. Недопустимо заставлять ждать звонящего более одной минуты.

4. Лучше воздержаться от ответа на звонки, если вы проводите деловое совещание или деловую встречу. Приоритет всегда принадлежит живому голосу.

5. Если вам звонят по важному делу, когда в кабинете находятся люди, лучше ответить на звонок из соседнего помещения или при отсутствии такой возможности попросить перезвонить через определенное время, или сократить разговор до минимума.

В современной деловой культуре общения особое внимание уделяют телефонному разговору. Несколько аксиом телефонного общения, особенно если Вы звоните в первый раз.

Искусство разговора по мобильному телефону.

Мобильные телефоны прочно вошли в нашу жизнь. Наверное, необходимость и преимущества этого средства коммуникации бесспорны, и мобильную связь следует принимать как плод цивилизации. Поэтому можно сформулировать некоторые общие правила этикета при использовании сотового телефона. Изучите его характеристики и функции, другими словами, прочитайте руководство. Помните, когда следует выключить телефон или поставить режим вибрации. Выключен: собрания, кино, спортивные игры, богослужение, семинары, общение с клиентом.

В режиме вибрации: в общественных местах, где вы можете ответить на звонок не мешая другим. Если вокруг вас люди, но вам надо поговорить, не кричите. Сотовый телефон действительно более чувствителен к звуку и голосу, чем обычный телефон. Можно даже говорить чуть тише, чем обычно, и вас услышит ваш абонент (а не другие люди в комнате). Избегайте разговоров по телефону за столом в ресторане. Если вам необходимо ответить на звонок, попросите звонящего подождать минуту, извинитесь, выйдите из-за стола и переговорите у телефонов-автоматов в ресторане или на улице. Избегайте разговоров там, где вы можете отвлечь внимание людей. Избегайте разговоров на личные темы там, где вас могут услышать. Сознавайте кто вокруг вас. Не перебирайте грязное белье на людях. Если вы все же поступили неправильно, лучше избежать ненужных отговорок. Говорить: «Извините, я забыл его выключить» – так же нехорошо, как и оставлять телефон звонить. Используйте функцию голосовой почты. Помните, что лифт, поднимаясь, может обрывать звонки. Закончите разговор перед тем как войти в лифт. Будьте кратки. Если вам позвонили и вы не один, 30 секунд – это максимум. Если вам звонят в общественном месте или на частной встрече, это неприятно втройне: 1) выставляет вас в плохом свете, и вы представляетесь невежливым и глупо выглядите; 2) всех приводит в замешательство; 3) вы ставите звонящего в неудобное положение, давая ему понять, что «вы на совещании» (большое дело!), а он пристает с болтовней.

Реальность показывает: отвечая на звонок во время совещания, вы тем самым говорите вашему будущему клиенту или заказчику: «Я не ценю вас и свое время проведенное с вами. Вы не так важны, как человек, который может позвонить». Но имейте в виду: есть ситуации, когда вы должны ответить на звонок – больной ребенок, ожидание большой сделки, важное сообщение. По правилам этикета перед собранием обязательно следует предупредит присутствующих, что вы ждете важного звонка, и получить разрешение.

 

 

8. Внешность как элемент имиджа: общие требования к внешности человека (прическа, макияж, осанка, жесты)

Как считают ученые-психологи, в 85 случаях из 100 первые впечатления о человеке при встрече с другим, мнение о его интеллигентности и воспитанности, о среде, в которой он живет, обусловлены внешним обликом незнакомца, и впоследствии, как правило, сложившийся образ очень трудно поддается переоценке. Привлекательный, ухоженный, со вкусом одетый и причесанный человек с приятными манерами сразу вызывает к себе уважение, симпатию и доверие окружающих. Красивый внешний облик людей положительно действует на их самочувствие, поднимает настроение, работоспособность, и, наоборот, недостатки во внешнем виде угнетают человека, часто бывают причиной подавленности и застенчивости, порождают ощущение неудобства, чувство собственной неполноценности в общении с другими.

Внешний вид людей — это зеркальное отражение их внутренней, духовной сущности, уровня развития интеллектуальной, эстетической культуры и эстетического вкуса, глубинной способности «внутреннего Я» индивида, подобно художнику, творить собственный, неповторимый образ, искусно завершая то, что было предоставлено в его распоряжение биологической природой.

Внешний вид человека — многоуровневое образование, включающее в себя физическое тело, позы, жесты, мимику, прическу, украшения, манеры и т.д. Во все исторические времена племена и народы, живущие на земле, с особой заботой и вниманием относились к своей внешности, желая быть красивыми и совершенными.

По свидетельствам ученых, эталон физической красоты формируется под воздействием природно-климатических условий бытия народа, под влиянием образа жизни, социального строя, религиозных верований, традиций и обычаев.

Одним из распространенных способов оформления внешности считается искусство макияжа, уходящее корнями в глубокую древность.

Современный этикет рекомендует женщинам следующие правила:

-злоупотребление косметикой никого еще не украшало: косметическими средствами нужно пользоваться в меру и умело;

-цвет пудры должен быть на тон темнее цвета кожи: самое гигиеничное — пудриться ватой, которую после употребления рекомендуется выбрасывать;

-тон губной помады должен соответствовать цвету лица, волос, лака для ногтей и туалету;

-чужой губной помадой не пользуются и свою не предлагают другим;

-неэстетично, когда губной помадой выпачканы зубы; не рекомендуется помадой менять форму губ;

-заботу о внешности не проявляют на людях: место для ухода за собой, начиная от расчесывания волос и кончая чисткой ногтей,

— дома, в косметическом салоне или парикмахерской;

-в общественных местах привести себя в порядок можно в туалетной комнате или найти подходящий момент, когда нет поблизости посторонних;

-духами пользуются аккуратно, чтобы от них шел едва уловимый тонкий аромат.

Даже самая совершенная фигура, идеальные пропорции и правильные формы, чистота и опрятность в единстве с утонченно-изысканным и аккуратным макияжем не сделают человека красивым, если ему не хватает подтянутости, умения красиво держаться, если у него неправильная осанка. Для того, чтобы спокойная и гордая осанка стала привычной позой человека, нужна настойчивая и терпеливая работа над собой. Специалисты — имиджелоги рекомендуют полезное упражнение, доступное каждому, кто заботится о своей внешности и безукоризненном образе: нужно без обуви встать у стены, плотно прислониться к ней головой, спиной, пятками, положить на голову книгу; не придерживая её руками, идти вперед по прямой линии и повторять ежедневно, пока данная поза не станет привычной и естественной.

В исключительных случаях «царственная» осанка — щедрый дар природы, но почти всегда она есть итог воспитания и самовоспитания, результат длительных упражнений.

Красивый человек и стоит, и сидит, и ходит красиво. У него грациозно-легкая, ритмичная и индивидуально-величественная походка: тело выпрямлено, голова слегка откинута назад, руки естественно помогают ходьбе, движения плеч и бедер почти незаметны.

Неизменным атрибутом культуры внешнего облика человека являются и жесты — движения рук или кистей рук. Жесты символизируют необъятную палитру различных смыслов и оттенков, поскольку руки могут выполнять около 700 тысяч различных движений Зачастую одни и ге же жесты в разных культурах имеют разные смыслы: например, жест японцев «иди сюда» воспринимается россиянами как «до свидания». Один из самых известных в мире жестов, большой и указательный пальцы, сомкнутые в кольцо, в США означают «о кэй», во Франции — ноль, в Японии — деньги, в Тунисе — «Я тебя убью» и т.д. Например, рука около мочки уха — нейтральный для россиян жест, но для испанцев, греков, итальянцев и мальтийцев ассоциируется с совершенно разными оскорблениями. Проблема жестов при межнациональном общении становится особенно актуальной, поскольку незнание смысловых оттенков жестов иной культуры может стать серьезной причиной непонимания и даже конфликтов. Этикет в данных случаях рекомендует воздерживаться от излишней жестикуляции и движений. Общие же правила относительно жестов в собственной субкультуре следующие, они должны быть целесообразными и умеренными, естественными и выразительными, способными дополнить речь человека и украсить его поведение.

Неизменным составляющим внешнего облика человека является прическа. Главное требование к современной прическе — здоровые, чистые, ухоженные волосы. Для будней нужна простая и скромная прическа, которая не требует много времени. Сложная праздничная прическа с обилием локонов, завитков, волн — для торжественных случаев и романтического вечера.

Прическа должна быть не только красивой, но и удобной, соответствовать духу времени, стилю работы, особенностям внешности человека: росту, фигуре, лицу.

Правила этикета рекомендуют содержать в чистоте гребенки и щетки. Неприлично просить у другого его расческу: чужой расческой не пользуются так же, как и чужой зубной щеткой; не рекомендуется разбрасывать гребенки и щетки где попало, да еще с запутавшимися в зубцах волосами, а также дуть на расческу после причесывания.

Важную роль в оформлении внешнего образа человека играла и играет одежда. Культура одежды является одним из существенных показателей уровня общей культуры личности.

Современный этикет вносит свои коррективы в требования к костюму и внешнему облику человека. Сегодняшняя мода, особенно дамская, изменчива, непостоянна и непредсказуема, как капризная женщина, но тем не менее существуют неизменные, довольно устойчивые нормы и правила, касающиеся одежды и внешнего вида людей, которые обязательны для цивилизованного человека. Самое главное: найти свой стиль и суметь приспособить к своей индивидуальности капризы существующей моды.

Прежде всего следует отметить, что один из основных секретов безукоризненного внешнего вида и элегантности, — это удобство одежды, возможность чувствовать себя в ней спокойно, свободно и комфортно. Одежда не должна стеснять движений, требовать всевозможных одергиваний и подтягиваний: чем меньше костюм напоминает о себе, тем лучше.

Воспитанный человек всегда будет помнить о том, что аккуратность и чистота в одежде всегда ассоциируются с внутренней организованностью и дисциплинированностью человека, а неухоженность и расхлябанность — это символы несобранности, суетливости и забывчивости. В современном мире особенно большое значение имеет внешний вид делового человека, поскольку безукоризненность манер, костюма, прически и т.д. является своеобразным кодом, демонстрирующим респектабельность и надежность потенциального партнера. Доверие, уверенность в его добросовестности, пунктуальности, ответственности, верности слову вызывает тот, кто имеет чувства вкуса и меры, ухожен и элегантен. И в сфере бизнеса «встречают по одежке», а потом уже оценивают деловые и профессиональные способности и возможности человека. Без сомнения, внешний облик делового человека — один из немаловажных факторов его успеха.

Для мужчин современный этикет рекомендует следующие правила. Начнем с костюма. Как известно, тон костюма влияет на окружающих. Черный старит и раздражает, видимо, по ассоциации с трауром. Серый смягчает напряженную обстановку, темно-синий облагораживает своего хозяина и располагает собеседника, коричневый мягких оттенков способствует атмосфере уюта и т.д.

Повседневный костюм, аккуратно отглаженный, дополненный чистой светлой рубашкой и соответствующим галстуком в тон, вполне заменит парадно-выходную одежду и уместен в любой торжественной ситуации.

Следует запомнить, что с пиджаком в полоску или в клетку носят однотонные брюки, а с брюками в клетку или полоску — однотонный пиджак.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут, нижнюю пуговицу, как правило, не застегивают никогда. Застегнутыми входят в квартиру к знакомым, в ресторан, особенно в обществе дамы, в кабинет на совещание, в зрительный зал театра. У сидящего в президиуме за столом или выступающего с докладом пиджак должен быть застегнут; танцуют также в застегнутом пиджаке. Расстегнуть пуговицы пиджака можно во время завтрака, обеда и ужина или в кресле театра. Поднимаясь, необходимо застегнуться на верхнюю пуговицу. В гостях у знакомых обычно просят разрешения снять пиджак, на других приемах, как правило, ждут предложения хозяина.

С элегантным костюмом не носят сумок спортивного типа. Наиболее приемлемые цвета для дневного рабочего костюма — темно-синего, темно-серого и серого оттенков. Выбор брюк также зависит от роста мужчины. Широкие брюки делают фигуру более приземистой, поэтому только высокий мужчина может позволить себе носить широкие брюки. Очень важна длина: нижний край закрывает пятку, а стрелка сзади должна изображать прямую линию. Следует запомнить, что мужчина, закидывая ногу на ногу, не должен подтягивать штанину так высоко, чтобы выше носка была видна голая нога.

Жилет, короткая одежда без рукавов, часто является частью костюма. Правила этикета рекомендуют следующее: мужчине не следует снимать пиджак и оставаться в обществе только в жилете.

На торжественные и праздничные мероприятия надевают белую рубашку, к костюму в полоску не подходит сорочка в клетку,и, наоборот, к сорочке в полоску не идет костюм в клетку. Обычно к пестрому костюму подбирается однотонная рубашка.

Сорочка и костюм могут контрастировать друг с другом и по-другому: чем темнее костюм, тем светлее рубашка.

Сорочка, надеваемая с костюмом, должна иметь длинные рукава.

Воротник сорочки плотно облегает шею и виден сзади чуть больше одного сантиметра, манжеты рубашки должны быть видны из рукавов пиджака, когда руки опущены вниз, примерно на 1 см и более, если руки согнуты в локтях. Лучше всего подобрать рубашку без нагрудных карманов.

Особого внимания в костюме современного мужчины требует галстук, который берет свое начало от шейных платков древних римлян. Второй родиной галстука стала Франция, где при дворе Людовика 14 первыми его стали завязывать хорваты из личной гвардии короля. В российский костюм галстук вошел после реформ Петра I, а галстук ленточного типа (почти современного образца) стали носить с конца 19 века.

Галстук элегантного мужчины сдержан, как и его хозяин, тон его — некричащей расцветки и не режет глаз, гармонирует по цвету с костюмом и рубашкой.

Выбор галстука зависит от цвета, рисунка и ткани костюма. Как правило, к пестрому костюму подбирается однотонный галстук, подходящий по цвету. Допускается контраст в тоне костюма и галстука, но он должен быть единственным в данном туалете.

К костюму галстук обязателен всегда, исключение -пиджаки спортивного покроя, которые можно носить с футболкой. К шерстяной рубашке галстук также не нужен.

Галстук должен быть аккуратно и правильно завязан: в завязанном состоянии он нижним концом касается пряжки ремня. Не допускается, чтобы затяжной конец был на виду, выступая из-за лицевой части, а его ширина, как правило, должна быть соразмерной ширине лацканов пиджака.

Следует запомнить, что галстук не носят с рубашкой с короткими рукавами. Ремень обычно подбирается под цвет обуви.

Цвет носков всегда должен быть темнее тона костюма, рекомендуется иметь в основном однотонные темные носки, а для светлой обуви — бежевые, но не белые.

Элегантный мужчина всегда имеет при себе два носовых платка: один, в кармане брюк, используется по назначению, другой, во внутреннем кармане пиджака, — для непредвиденных ситуаций (протереть, например, очки и т.д.).

Существует так называемая салонная одежда для официальных и торжественных посещений. Фрак — парадная мужская одежда (род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади), которую носят в особо торжественных случаях (на парадном обеде, официальном представлении, приеме, балах и т.д.). В дипломатическом общении во фраке приходят на вечерние аудиенции. Его носят дирижеры больших оркестров и хоров, солисты и играющие в оркестре музыканты, официанты ресторанов-люкс.

В смокинге, однобортном иди двубортном черном пиджаке с открытой грудью и длинными, обшитыми шелком лацканами, как правило, ходят на послеобеденные и вечерние торжества, на театральные премьеры. Утром смокинг никогда не надевают.

Элегантный облик современной женщины не терпит безрассудного, слепого следования за модой. Со вкусом одетая дама — это всегда индивидуальность, утонченность, особенный стиль, помогающий ощущать себя красивой, привлекательной, обаятельной и уверенной, вызывающей интерес и уважение к себе как личности. Женщине этикет рекомендует следующее:

— модель костюма (платья), фактура, рисунок, цвет ткани должны соответствовать возрасту, социальному статусу, росту, строению фигуры, цвету волос и лица;

-ткани с крупными узорами подходят высоким, стройным женщинам. Надевая платье с вертикальными полосками, дама выглядит выше и тоньше, с поперечными — ниже и полнее;

для деловой одежды наиболее подходящая модель — строгое, элегантное платье или костюм с длинными рукавами. Лучшие тона — оттенки синего, коричневого, бежевого цветов. Удачен выбор однотонной ткани, не подходят набивные ткани с разного рода яркими абстрактными рисунками, изображением цветов, птиц и т.п.;

-при выборе тона костюма всегда следует помнить о том, что черный цвет подчеркивает морщины: белые воротнички, жабо, вставки, светлые аксессуары на темном фоне освежают лицо;

-как правило, платье и дополнения к нему выдерживаются в

одной цветовой гамме. Не рекомендуется сочетать в одежде более двух тонов: один — основной, другой — отделочный; выбирая одежду, женщина должна учитывать и эстетические предпочтения и пожелания своего мужчины;

на службу, на торжественные мероприятия, даже в жаркую погоду, женщина надевает чулки;

выбирая сумочку, следует придерживаться следующего требования: хрупкой и изящной даме не подходит большая сумка, и, наоборот, высоким и крупным женщинам не следует

приобретать маленькие сумочки. Деловая женщина должна иметь кожаный кейс или классическую сумочку из хорошей кожи;

обувь у элегантной дамы всегда чистая, удобная, из добротного материала, её цвет и модель гармонируют с фасоном и тоном платья;

по правилам приличия, деловая женщина пользуется ручкой достойного класса;

на официальные приемы и в торжественных случаях даме рекомендуется носить одежду строгих, скромных линий и умеренно-спокойных тонов;

в гости в дневное время не ходят в роскошном наряде -достаточно остановить свой выбор на стильном и элегантном платье или платье-костюме. На приемы, начинающиеся в 8 часов вечера и позже, дамы надевают нарядные и открытые вечерние платья. Шляпу с вечерним платьем, как правило, не носят. Праздничный наряд можно дополнить шелковыми и кружевными перчатками: чем короче рукава платья, тем длиннее перчатки, и наоборот;

чувство меры и вкуса, простота и изящество, цветовая, смысловая, стилевая гармония во всем облике — эстетические ориентиры настоящей женщины, которая всегда помнит одну из главных заповедей: «Если хотите быть элегантной, замените количество качеством и всегда из надетого на Вас лучше еще что-нибудь убрать, чем прибавить».




infopedia.su

Удивительные преимущества употребления ненормативной лексики.

Текст содержит ненормативную лексику. Просьба чувствительных людей не читать данную статью.

Матерная брань и крепкие ругательства ассоциируются у нас с низким уровнем образования или не слишком высоким социальным статусом. И все же дела обстоят далеко не так однозначно. Употребление ненормативной лексики может иметь свои скрытые преимущества. Например, делать наши высказывания гораздо более убедительными или помогать нам терпеть боль.

«Окончательную правду русскому человеку всегда сообщают матом»
Виктор Пелевин

Когда в нашей жизни начинается война с ненормативной лексикой? Пожалуй, тогда, когда мы приносим домой из детского сада первое слово из трех или пяти букв и с гордостью озвучиваем его маме. Мама, как водится, хватается за голову, папа — за ремень, а бабушка выступает с традиционным встречным предложением вымыть рот с мылом. Между тем, проблема знакомства с матом свойственна всем малышам: исследования показывают, что большинство детей начинает ругаться уже в шестилетнем возрасте или даже раньше. А мы, взрослые, как правило, ругаемся и материмся приблизительно от 0,5 до 0,7% общего вербального времени. Это может составлять десятки ругательства в день — в зависимости от вашей болтливости.

При этом, употребляя очередное крепкое словосочетание, мы даже не задумываемся о том, что при этом в работу включается совершенно не та часть мозга, которая отвечает за наш словарный запас. Ричард Стифенс, психолог и автор книги «Паршивая овца: Скрытые Преимущества быть плохим» убежден, что брань обрабатывается мозгом совершенно иначе, чем обычный язык. В то время, как большинство лингвистических способностей находится в коре головного мозга, и в конкретных языковых областях левого полушария, ругань может быть связана с более рудиментарным и древними областями нашего мозга.

В качестве одного из доказательных примеров Стифенс приводит афазию — системное нарушение уже сформировавшейся речи, обычно связанное с повреждениями левого полушария. Есть множество зарегистрированных случаев, когда люди, страдающие от афазии, продолжают произвольно и свободно использовать стереотипную речь — например, они могут петь песни или свободно материться. Исследования людей, страдающих от синдрома Туретта — то есть, неконтролируемых тиков ругательств — предполагают, что за болезнь и связанную с ней брань отвечают более глубокие части мозга, лежащей в структуре базальных ганглиев.

Члены древних общин часто видели друг друга обнаженными. Понятие «частная жизнь» еще не вошло в обиход. Именно поэтому вопрос телесности был гораздо меньше табуирован — считает Мелисса Мор, профессор Стенфордского университета, автор недавно вышедшей книги о нецензурной лексике «Holy Sh*t: A Brief History of Swearing»

Конечно, система табу, накладываемая на определенные группы слов, сильно различается от культуры к культуре. Например, в английском языке этимология слов «ругаться» и «проклятие» указывает на религиозные истоки табу. В Средние века в английском языке произошло табуирование оскорбления религиозных клятв и употребления слова «черт» — пишет профессор Мор.

Другая распространенная группа нецензурной лексики традиционно связана со словами, используемыми для описания интимных частей тела. Но в более раннюю историческую эпоху они не были столь оскорбительными! Например, слово «Fuck» считающееся крайне оскорбительным сегодня, ранее встречалось даже в названиях улиц и фамилий. «Это прямое доказательство того, что в замкнутых и сплочённых общинах люди часто видели друг друга обнаженными и не придавали этому особенного значения — вопрос телесности не был строго табуирован» — поясняет Мелисса.

Все изменилось в эпоху Возрождения, когда тело, его осознание и восприятие его красоты вышли на первый план: сексуальные термины получили больше значение. «Поэтому в тех местах, которые не были затронуты протестантской революцией, а позиции религии по-прежнему очень сильны, именно религиозные бранные слова — мощное средство. Это означает, что в таких местах, как Испания или Италия оскорбление религиозных деятелей — или даже артефактов — может восприниматься как очень серьезное.
В азиатских культурах многие ругательства связаны с социальным статусом, предками и с ситуациями, когда важно сохранить лицо.

По мнению исследователей, использование ненормативной лексики может увеличить частоту сердечных сокращений, а значит, предполагает эмоциональный отклик.


Ругаясь, мы становимся более убедительными?

Казалось бы, проще всего исключить из собственного лексикона ту лексику, которая оскорбляет чувства и эстетическое восприятие окружающих. Но результаты недавнего исследования показывают, что есть несколько скрытых преимуществ ее использования.
Наиболее очевидным — и часто используемым — преимуществом мата является возможность более эффективно и доходчиво общаться. Ругаясь, мы не только сообщаем смысл предложения, но и добавляем ему эмоциональный заряд, нашу психологическую реакцию на смысл. Определенные словосочетания позволяют нам выразить гнев, отвращение или боль. Или традиционно указывают оппоненту на то, что ему нужно отступить, без необходимости прибегать к физическому насилию над ним. Ругань может повысить эффективность и убедительность сообщения, особенно когда оно рассматривается как позитивный сюрприз. В том числе, при работе с политическими высказываниями: исследование, опубликованное в 2014 году показало, что при чтении записи в блоге о выдуманных политиках, пост с бранными словами увеличивал воспринимаемость информации и улучшил впечатления людей о политике — хотя, когда их спросили прямо, они ответили, что этого не достаточно для того, чтобы изменить вероятность голосования за этого политика.

Twitter раскрепощает: в социальных сетях мы ругаемся гораздо больше, чем при личном общении.

Исследователи также выдвигают гипотезу о специфике общения в виртуальном пространстве: как правило, в интернете мы склонны ругаться чаще. В недавнем диагностическом исследовании, например, были найдены пользователи Twitter ругавшиеся около 1,15% времени — то есть на 64% больше, чем когда мы общаемся с глазу на глаз.
Удивительно, но в ряде исследований, Стефенс и его коллеги доказали, показали, что брань может увеличить терпимость к боли. Во время экспериментов студенты, которые повторяли ругательство, смогли дольше продержать руку в ведре с ледяной водой, чем те, кто произносил нейтральное слово.
«Кроме изменения восприятия болевых сигналов участники также показали увеличение частоты сердечных сокращений. Когда вы материтесь, частота сердечных сокращений повышается еще больше. Это демонстрирует существование эмоционального отклика на саму ругань. — сказал Стефенс. — «Все это — часть ответа организма на стресс и этот механизм работает в качестве обезболивающего средства».

Брань как форма вежливости?
Вопреки распространенному мнению, ученым удалось доказать, что даже нецензурная лексика может быть формой вежливости. Группа ученых из Новой Зеландии изучала групповое взаимодействие и использование термина «fuck» среди рабочих на мыловаренном заводе. Исследователи из Университета Виктории в Веллингтоне обнаружили, что в то время как работники регулярно ругались между собой, они не использовали ненормативную лексику при общении с коллегами из других бригад. В результате ученые пришли к выводу, что в контексте этой работы слово «fuck» было связано с выражением солидарности и использовалось как средство установления эмоциональной связи с членами бригады. Оно помогало ослабить напряженность и уравновешивало между собой членов бригады с различными уровнями власти и ответственности.

Иногда ругаться — выгодно. Но что подумают о нас окружающие?
Многие из нас, наверное, знают из собственного опыта, почему стоит держать язык в узде перед нашими руководителями или бабушками — ругань может выставить нас в плохом свете. В исследованиях, проводившихся начиная с 1970-х годов люди, регулярно употребляющие нецензурную брань были оценены как менее компетентные и вызывающие меньше доверия. Психологи утверждают, что из большой пятерки личностных качеств, табуированная лексика положительно коррелирует с невротизмом и открытостью / экстраверсией и отрицательно коррелирует с уступчивостью и сознательностью. Это значит, что у матерящихся людей отмечается более высокий уровень невротизма и открытости новому опыту, а такие личностные качества как сознательность или уступчивость им менее свойственны.

Развенчание мифов
«Паливец слыл большим грубияном. Каждое второе слово у него было «задница» или «дерьмо». Но он был весьма начитан и каждому советовал прочесть, что о последнем предмете написал Виктор Гюго, рассказывая о том, как ответила англичанам старая наполеоновская гвардия в битве при Ватерлоо».
Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка

Недавние исследования в значительной степени развенчали застарелый миф о том, что ругань — неотъемлемая черта тех, кто принадлежит к низкому сословному классу, не имеет высшего образования или владеет языком на крайне ограниченном уровне.

В августе 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв, запертый в Форосе, после прибытия к нему членов ГКЧП поприветствовал их словами: «Ну что, доигрались, мудаки?!».

Отнюдь: Тимоти Джей и его коллеги обнаружили, что склонность к нецензурной лексике коррелируют с вербальной беглостью в более общем плане, и не является результатом ограниченности и убогости словарного запаса. Стефенс в «Паршивой овце» отдельно отмечает результаты исследования, проведенного в Университете Ланкастер в 2004 году: несмотря на то, что количество употребляемой ненормативной лексики уменьшается с повышением социального класса, элита среднего класса ругается значительно больше, чем более низкое сословье среднего класса. Очевидно, ступая на определенную ступеньку социальной лестницы, люди перестают заботиться о том, что подумают о них окружающие.

Ругань может выполнить основную потребность человека — быть самим собой, считает профессор Мелисса Мор. «Когда каждый ведет себя наилучшим образом, нередко мы оказываемся в странной социальной ситуации, когда пытаясь быть вежливым никто не говорит ничего существенного, поэтому ничего не происходит». — сказала она. Для того чтобы разрешить ситуацию часто достаточно бывает нескольких крепких фраз. «Запретные слова являются универсальными. Ругательства удовлетворяют нашу потребность открыто выражать эмоции и быть самим собой. Помните, об этом, когда в следующий раз долбанете себе молотком по пальцу». 🙂

Историко-лингвистическая быль
Анализируя опыт второй мировой войны американские военные историки обнаружили, что при внезапном столкновении с силами японцев американцы побеждали намного чаще, даже если силы противника были превосходящими. После проведения лингвистического исследования ученые пришли к выводу, что средняя длина слова у американцев — 5.2 символа, а у японцев — 10.8. Поэтому на отдачу приказов у американцев уходит на 56% меньше времени. То есть пока японцы еще ставят боевую задачу, американцы уже начали стрелять. После этого в американской армии был введен обычай давать короткие клички как своей боевой технике, так и технике противника.
А что же русские? Ради интереса все те же американские ученые они проанализировали русскую речь. Длина слова в русском языке — в среднем 7.2 символа на слово. Но, как это водится в России, в критических ситуациях наш командный состав переходит на ненормативную лексику и длина слова сокращается до… 3.2 символов в слове. В итоге некоторые словосочетания и даже фразы могли заменяться всего одним, но емким словом. В качестве примера замены американские ученые использовали фразу «32-ой! Приказываю немедленно уничтожить вражеский танк, ведущий огонь по нашим позициям»
В исполнении наших комбатов фраза состояла из…18 символов!
Каких именно — предстоит угадать вам:)

В статье используется материал компании BBC: оригинал

psy-health.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *