Неосознаваемые явления в психике их классификация –  Неосознаваемые явления в психике, их классификация

 Неосознаваемые явления в психике, их классификация

Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Сознание — единство субъективного и объективного. Отсюда становится ясным истинное взаимоотношение сознательного и бессознательного, которое разрешает парадокс бессознательной психики.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, про-приоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знаковости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Психическое явление у человека редко бывает вовсе вне сознания. Но возможно неосознанное переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий. Неосознанно является связь переживания с тем, к чему оно относится. Психическое явление может быть осознано самим субъектом лишь через то, переживанием чего оно является.

Можно сильно переживать какое-либо чувство и не осознавать его. Неосознанное чувство — то, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Аналогично и настроение часто создается вне контроля сознания.
Существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, памят

Понятие психического состоянияиспользуется для условного выделения в психике индивида относительно статического начала, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамичность психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивые проявления психики индивида в структуре личности.
      Психические свойства, или свойства личности, отличаются от психических процессов и психических состояний своей большей стойкостью, постоянством, хотя и поддаются формированию в процессе воспитания и перевоспитания. К ним относятся характер, темперамент, способности, черты личности.

      Психика существует прежде всего как процесс – непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты: психические состояния, психические образы, понятия, чувства, решения и т. п. (С.Л. Рубинштейн). Эта концепция раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей проявляется и формируется в деятельности.

Важным шагом в изучении сознательного отражения окружающей реальности является определение круга явлений, которые принято называть неосознаваемыми, или бессознательными. Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса:

1.      неосознаваемые механизмы сознательных действий;

2.      неосознаваемые побудители сознательных действий;

3.      надсознательные процессы.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

1.      неосознаваемые автоматизмы— действия или акты, которые совершаются как бы «сами собой», без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, Или автоматическими действиями. Они либо являются врожденными, либо сформировались очень рано — в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, схватывание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые известны как вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;

2.      неосознаваемые установки — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении, фактов, демонстрирующих готовность или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. В качестве примеров неосознаваемых установок можно назвать мышечную преднастройку к осуществлению физического действия — моторную установку, готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом — перцептивную установку, готовность решать проблемы и задачи определенным способом — умственную установку, и т.д. Установки имеют очень важное функциональное значение:субъект, подготовленный к действию, способен осуществить его более эффективно и экономично;

3.      неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет; человек, наблюдающий за кем-то, переносящим боль, имеет горестное выражение лица и не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимику, жесты, пантомимику). Они являются также объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека — его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.

Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание — скрытые, латентные знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде — как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, — оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, — они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом процессе Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание — скрытые, латентные знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде — как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, —оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, — они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом — психоанализе.

Выдающийся отечественный психолог А.Н.Леонтьев также утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознаются. Но, по его мнению, мотивы могут проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Человек способен осознать мотивы своего поведения, не прибегая к помощи психолога. Однако это представляет собой специальную задачу. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой — рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.

Подсознательные процессы — это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня в день в течение длительного времени. Размышляя над проблемой, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется: иногда это возникает неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, в действительности является интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако человек не имеет представления о ходе последнего. «Надсознательное»— это процессы, происходящие над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.

Выделенные классы неосознаваемых психических явлений расширяют наше представление о психике, не ограничивая ее только фактами сознательного отражения реальности. Следует особенно подчеркнуть, что сознательное и бессознательное— это не противоположности, а частные проявления психического.

students-library.com

Неосознаваемые явления в психике. Их классификация. Различные подходы к изучению.

Асмолов выделил 4 группы бессознательного:

1. Надындивидуальные надсознательные явления

(К.Г. Юнг): архетипы, социальные стереотипы, явление бессознательной установки, совокупность социальных представлений;

2. Неосознаваемые побудители поведения личности: неосознаваемые мотивы, смысловые установки. Смыслы рождаются в процессе деятельности (Леонтьев А.Н.)

3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности: операциональные установки (перцептивные установки), контекст;

4. Неосознаваемые резервы органов чувств – подпороговые субсенсорные воспринимающие системы (антиципация, интуиция).

Неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:

1.  неосознаваемые механизмы сознательных действий

2.  неосознаваемые побудители сознательных действий

3.  «надсознательные» процессы

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

  • неосознаваемые автоматизмы: действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Две группы автоматических процессов:

1. автоматические действия - либо врожденные акты либо те которые формируются очень рано (сосательные движения, мигания, ходьба и др.). Первичные автоматизмы не осознаются и поддаются осознанию.

2. автоматизированные действия - навыки. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: действия начинают осуществляется быстро и точно и происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия.

Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, периферию и границу за которой начинается область неосознаваемого. Отношения различных компонентов действий к сознанию не стабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержания: предстает то один, то другой слой иерархической системы актов составляющее данное действие. Движение в одну сторону: это уход выученного компонента из фокуса сознания на его периферию и из периферии на его границу, в область неосознаваемого. Движение в противоположную сторону: возращение каких-то компонентов навыков в сознание, это происходит при возникновении трудностей или ошибок при утомлении эмоциональном напряжении, это может быть и результатом произвольного намерения. - этим свойством навыки отличаются от автоматических действий.   

Психологии много внимания уделялось   проблеме механизмов формирования навыков.

Бихевиористы: навык вырабатывается за счет «проторения» путей мозговых центров в результате механического повторения или зазубривания одного и того же действия.

Отечественная психология: Н. А. Бернштейн выдвинул принцип «повторение без повторения, который означает, что при отработки навыка человек постоянно варьирует его в поисках оптимально формулы движения, т. е. важная роль принадлежит сознанию.

Итак, выработка навыка - это процесс идущий с двух противоположных сторон: со стороны субъекта и со стороны организма.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

  • явления неосознаваемой установки: установка занимает очень важное место в психологии. Д. Н. Узнадзе - создал теорию установки. Установка - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Если навык относится к периоду осуществлению действия, то установка - к периоду предшествующему ему.

Виды установок:

1. моторные (двигательные настройки)

2. перцептивные 

3. умственные

Субъект подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его более быстро и точно, т. е. более эффективно. Однако не всякая установка неосознаваемая.

  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий: входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а так же вегетативные реакции (слезы, дрожь, изменение зрачка) сопровождающие действия и состояния человека.

Важность этих процессов определяется двумя обстоятельствами:

1.    обсуждаемые процессы включены в общение и представляют дополнительные средства коммуникации

2.    они могут быть использованы как объективные показатели различных характеристик человека (намерений, скрытых желаний, мыслей и т.д.).

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий

З. Фрейд описал и проанализировал неосознаваемые причины некоторых психических явлений и действий; создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют три области:

-сознание

-предсознание (скрытые, латентные знания)

-бессознательное (знания, оказывающие влияния на наши действия и состояния)

Отличительные свойства бессознательных проявлений - это их действенность и трудность перехода в сознание, что объясняется работой механизмов вытеснения и сопротивления.

Три основные формы проявления бессознательного:

1.  сновидения

2.  ошибочные действия (забывание вещей, имен; описки, оговорки)

3.  невротические симптомы (следы вытесненных травмирующих переживаний)

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них - метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых - сексуальное влечение (либидо). Оно проходит через ряд стадий и форм в детстве. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Прорываясь в сознательную жизнь человека, они принимают искаженную или символическую форму.

3. Надсознательные» процессы - Это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознание и меняет его течение. Относятся процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т.п.

Отличия надсознательных процессов: во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет надсознательный процесс. Сознательные процессы предполагают цель действия. Во-вторых, неизвестен момент, когда надсознательный момент закончится; часто он совершается внезапно для субъекта. Сознательные действия предполагают контроль и оценку момента, когда цель будет достигнута. 

students-library.com

Неосознаваемые явления в психике, их классификация — КиберПедия

Все неосознаваемые процессы можно разделить на три класса:

1) Неосознаваемые механизмы сознательных действий

  • неосознаваемые автоматизмы
    • первичные (безусловные рефлексы)
    • вторичные (условные рефлексы)
  • неосознаваемые  установки
  • неосознаваемое сопровождение сознательных действий

2) Неосознаваемые побудители сознательных действий (явления, описанные Фрейдом)

· сновидения

· ошибочные действия

· невротические симптомы

3) Надсознательные процессы

( интегральные продукты длительной сознательной деятельности)

· изменённые состояния сознания

· циркадные ритмы (биоритмы) - циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи, «внутренние часы» организма. Период циркадных ритмов обычно близок к 24 часам.

 

 

1) Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе». Следует отметить, что процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но за тем перестали фиксироваться в сознании. Первые процессы составляют группу первичных автоматизмов (автоматические действия). В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Вторая группа процессов явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, ( навыки). К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически.

Неосознаваемые установки. Понятие «установка» занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явления пронизывают практически все сферы психологической жизни человека. В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки в очень широких масштабах. Данное направление было создано основателем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), который многие годы разрабатывал его со своими учениками.



По мнению Д. Н. Узнадзе, установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. В этом определении делается упор на готовность к действию или реагированию. Можно предположить, что скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, поэтому навык и установка — это одно и то же. Однако следует подчеркнуть, что понятия «навык» и «установка» абсолютно не тождественны. Если навык проявляется во время осуществления действия, то готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Существуют различные виды установки: моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных вам способов; перцептивная установка — готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, и т. д.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. Например, вы могли видеть, как человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой. Или человек, орудующий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями. Лицо человека, который смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее выражение, при этом сам человек этого не замечает. Все эти явления и есть неосознаваемое сопровождение сознательных действий. Следовательно, к неосознаваемым сопровождениям сознательных действий мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, являются классическим объектом изучения физиологии. Однако все они чрезвычайно важны и для психологии. Во-первых, эти неосознаваемые процессы могут рассматриваться как дополнительные средства коммуникации между людьми. В некоторых случаях такие средства не только придают речи эмоциональную окраску, но и заменяют саму речь. Во-вторых, они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека.



cyberpedia.su

Неосознаваемые психические явления и их классификация. Презентация

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека — неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека — неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.

Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация — лишь «верхушка айсберга». Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.

Что воспринимает человек?

ВСЕ НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РАЗДЕЛЕНЫ НА
ТРИ КЛАССА

В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

  • неосознаваемые механизмы сознательных действий,
  • неосознаваемые побудители сознательных действий,
  • надсознательные процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса: 

  • неосознаваемые автоматизмы,
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека — неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.

Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация — лишь «верхушка айсберга». Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.
В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

  • неосознаваемые механизмы сознательных действий,
  • неосознаваемые побудители сознательных действий,
  • надсознательные процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на два подкласса:

  • неосознаваемые автоматизмы,
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

  • неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются как бы сами собой, без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, или автоматическими действиями. Они либо врожденные, либо сформировались очень рано, в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, хватание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые — вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;
  • неосознаваемые установкиэто готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. Например, мышечная преднастройка к осуществлению физического действия называется моторной установкой. Готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом — перцептивная установка. Готовность решать проблемы и задачи определенным способом — умственная установка. Установка имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к действию, имеет возможность осуществить его более эффективно и экономично;
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет. Или другой пример: на лице человека, наблюдающего за кем-то, испытывающим боль, появляется горестная гримаса, и он не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика). Они также являются объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека — его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.

Поле сознания

Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у него в самом начале врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно Фрейду, в психике существуют три сферы: сознание, предсознание, бессознательное.

Предсознание — скрытые, латентные знания, которыми располагает человек, но в данный момент они в сознании не присутствуют, однако при надобности легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, наоборот, с трудом становится достоянием сознания, но вместе с тем обладает большим энергетическим зарядом и влияет на сознание, проникая туда в измененном виде как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы. Фрейд считал, что истинные причины поведения человеком не осознаются, они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом процессе — психоанализе.

Выдающийся отечественный психолог А. Н.Леонтьев также утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознается. Однако они могут проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Человек может осознать мотивы своего поведения, не прибегая к помощи психолога, однако это представляет собой специальную задачу. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой — рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.

«Надсознательные процессы» — это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня вдень, в течение длительного времени. Размышляя, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется — иногда это происходит неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, является действительно интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако он не имеет представления о ходе последнего. «Надсознательное» — это процессы, происходящие осознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными участками, они как целое находятся за его пределами.

Выделенные классы неосознаваемых психических явлений расширяют наше представление о психике, не ограничивая ее только фактами сознательного отражения реальности. Тем не менее следует сказать, что сознательное и бессознательное — это не противоположности, а частные проявления психического.

Неосознаваемые психические явления и их классификация. Презентация

Купить презентацию

michaeltitov.ru

Неосознаваемые процессы. Часть 1 (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию)

Гиппенрейтер Ю.Б. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ М., 1996
Раздел I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

Лекция 5 НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ

Вы уже хорошо знаете, что психология поведения сделала объектом своего изучения факты поведения, рассматривая их в качестве антитезы явлениям сознания. Напомню, что противопоставление поведения и сознания шло по линии метода выявления соответствующих фактов. В случае сознания это было постижение внутреннего опыта – субъективный метод; в случае поведения регистрация внешне наблюдаемых событий – объективный метод.

Однако сознанию можно противопоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому – внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые, или бессознательные, психические процессы. Им и будет посвящена эта лекция. Неосознаваемые психические процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала нашего века. Уже первые результаты этого изучения фактически нанесли смертельный удар по психологии сознания, вполне соизмеримый тем, который она получила со стороны бихевиоризма.

Поэтому знакомство с неосознаваемыми процессами вам совершенно необходимо для более полного представления о тех драматических событиях, которые сопровождали поиск и уточнение предмета психологии.

Однако поскольку к «неосознаваемому психическому» обращались в разное время очень разные ученые, излагать эту тему, прослеживая развитие какого–то одного направления или одной теории, невозможно. Поэтому я изберу не исторический, а систематический способ изложения.

Целью лекции будет: познакомить вас с фактами неосознаваемого психического; дать классификацию этих фактов; наконец, наметить проблемы, которые изучались и обсуждались в связи с последними.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:
(1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;
(2) неосознаваемые побудители сознательных действий;
(3) «надсознательные» процессы.

В первый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят в свою очередь три различных подкласса:
а) неосознаваемые автоматизмы;
б) явления неосознаваемой установки;
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Рассмотрим каждый из названных подклассов.

а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые – группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые – автоматизированными действиями, или навыками.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Рассмотрим какой-нибудь пример. Возьмем обучение игре на фортепиано. Если вы сами прошли через этот процесс или наблюдали, как он происходит, то знаете, что все начинается с освоения элементарных актов. Сначала нужно научиться правильно сидеть, ставить в правильное положение ноги, руки, пальцы на клавиатуре. Затем отрабатываются отдельно удары каждым пальцем, подъемы и опускания кисти и т. д. На этой самой элементарной основе строятся элементы собственно фортепианной техники: начинающий пианист учится «вести» мелодию, брать аккорды, играть стаккато и легато... И все это – лишь основа, которая необходима для того, чтобы рано или поздно перейти к выразительной, игре, т. е. к задачам художественного исполнения.

Так, путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство. И в конце концов выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда, по словам Гейне, «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка». Почему в исполнении мастеров–пианистов остается «одна музыка»? Потому, что они в совершенстве овладели пианистическими навыками.

Говоря об освобождении действий от сознательного контроля, конечно, не надо думать, что это освобождение абсолютно, т. е. что человек совсем не знает, что он делает. Это не так. Контроль, конечно, остается, но он осуществляется следующим интересным образом.

Поле сознания, как вы уже знаете, неоднородно: оно имеет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. И вот эта неоднородная картина сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы – наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия – оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию сознания; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Надо сказать, что отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний: представленным в нем оказывается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих данное действие.

Движение в одну сторону, повторим, это уход выученного компонента из фокуса сознания на его периферию и с периферии – за его границу, в область неосознаваемого. Движение в противоположную сторону означает возвращение каких–то компонентов навыка в сознание. Обычно оно происходит при возникновении трудностей или ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Это возвращение в сознание может быть и результатом произвольного намерения. Свойство любого компонента навыка вновь стать осознанным очень важно, поскольку оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его дополнительного совершенствования или переделки.

Между прочим, этим свойством навыки отличаются от автоматических действий. Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, попытки их осознать обычно расстраивают действие. Это последнее обстоятельство отражено в хорошо известной притче о сороконожке. Сороконожку спросили: «Как ты узнаешь, какой из твоих сорока ног нужно сейчас сделать шаг?». Сороконожка глубоко задумалась – и не смогла двинуться с места!

В психологии много внимания уделялось проблеме механизмов формирования навыка, которая, как вы уже хорошо понимаете, имеет большое практическое значение.

Бихевиористы, считавшие, что психология должна встать на службу практики и при этом заниматься внешними действиями человека и животных, очень много исследовали этот вопрос. Однако их теория и практика экспериментирования находились в рамках очень механистических представлений. Согласно этим представлениям навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического повторения, или «зазубривания», одного и того же действия. Об участии и роли сознания в этом процессе для бихевиористов, конечно, не могло быть и речи.

В советской психологии проблеме формирования навыков также уделялось большое внимание. Однако подход к этой проблеме был совсем другой. Он не был отягощен бихевиористским требованием исключения роли сознания; в результате был найден целый ряд очень важных и совершенно не вписывающихся в бихевиористскую схему механизмов.

Большой вклад в эту проблему внес советский физиолог Н. А. Бернштейн, об идеях которого я буду говорить более подробно позже. Сейчас лишь упомяну о том, что он выдвинул совсем другой принцип: «повторение без повторения», который означает, что при отработке навыка человек не затверживает одно и то же действие, а постоянно варьирует его в поисках оптимальной «формулы» движения. При этом сознанию принадлежит очень важная роль.

В доказательство того, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем «сознательное», Н. А. Бернштейн приводит следующий факт из личных наблюдений. Надо сказать, что он был очень хорошим пианистом и использовал собственные фортепианные упражнения для анализа интересовавших его механизмов.

Так вот, будучи молодым человеком и экономя время, которое ему жалко было тратить на Отработку фортепианной техники, он делал следующее: ставил на пюпитр книгу, читал ее, а в это время разыгрывал гаммы или этюды, тренируя пальцы. И вот после достаточно длительного периода таких занятий, он с удивлением обнаружил, что никакого прогресса в технике нет! Тогда он оставил чтение и перешел на вдумчивую отработку техники, после чего сразу достиг заметных результатов.

Между прочим, к выводу о необходимости сосредоточения внимания на отрабатываемых движениях давно пришли педагоги и тренеры. Вы, наверное, знаете, что в спорте существуют приемы идеомоторной тренировки – тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося.

Есть такой прием и в фортепианной педагогике: человеку предлагается разыгрывать пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их подъема и пространственного смещения, – вы просто кладете руки на плоскость и тоническими нажатиями «проигрываете» произведение. Если кто-нибудь из вас играет и хочет технически отработать сложную вещь, попробуйте этот способ. После того как вы час или два позанимаетесь таким образом, вы почувствуете необыкновенную усталость – гораздо большую, чем при реальной игре (а большая усталость говорит и о большей загрузке мозговых центров). Зато после такого двухчасового упражнения прогресс оказывается гораздо более заметным, чем при физической, т. е. при внешнедвигательной игре.

Гимнастика йоги, по-видимому, имеет тот же смысл. Когда мы делаем упражнения, размахивая руками и ногами, то с большой вероятностью оберегаем свои моторные центры от излишней нагрузки; мы лишь формально проделываем движение, не задумываясь о его тонких деталях. Гимнастика йоги построена исключительно на тонических напряжениях мышц. Вся эта работа идет под сознательным контролем, идет интенсивно и приносит очень хорошие результаты.

Итак, выработка навыка – это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны субъекта и со стороны организма. Мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Этим мы обязаны уже собственно физиологическим свойствам и механизмам нашего организма. Он обладает таким замечательным даром: перенимать на себя в ходе автоматизации значительную часть работы, организуемой сознанием.

До сих пор наши примеры касались преимущественно двигательных автоматизмов. Возникает вопрос: а существуют ли автоматизмы в других сферах психической жизни человека, например в восприятии? Да, конечно, существуют. Хорошо известно, что высшие формы зрительного или слухового восприятия требуют длительных упражнений. Именно в ходе длительной практики вырабатываются, например, такие способности, как «чтение» рентгенограмм, восприятие радиокода Морзе и др.

Но можно взять примеры из повседневной жизни. Попробуйте вспомнить, как вам слышалась иностранная речь на чужом когда–то языке: это был сплошной, нерасчлененный поток звуков. А после обучения этому языке вы стали воспринимать его совершенно иначе, четко выделяя слова и целые фразы. Этим вы обязаны образованию слуховых автоматизмов.

В нашем обычном восприятии мира трудно увидеть «черновую работу» неосознаваемых механизмов. Но с помощью специальных приемов она может быть обнаружена.

Дело в том, что иногда, будучи поставлены в необычные условия, перцептивные автоматизмы искажают восприятие, т. е. становятся причиной иллюзий, и тем самым себя обнаруживают. Приведу пример. Перед вами оконная рама (рис. 3). Она называется «иллюзией окна» или «окном Эймса», по имени ее автора, американского психолога. Это плоская модель рамы, которая насажена на ось. Моторчик вращает ось и приводит раму в движение.

Итак, я задаю вам вопрос: как вращается это «окно»? Вы отвечаете: «То туда, то сюда», и это ваше вполне четкое впечатление. Так? Так!

Ну, а теперь я вам скажу, что это впечатление ошибочно: рама все время вращалась в одну сторону, по часовой стрелке. Не верите? Да, трудно поверить: ведь вы отчетливо видели колебательные движения! И все–таки это так. А теперь разберемся, в чем тут дело.

Объяснение иллюзии надо начать с рассмотрения формы окна. Вы видите, что оно имеет форму трапеции. Основана эта иллюзия на очень сильном признаке глубины – линейной перспективе. В чем этот признак состоит? Он хорошо известен: если вы смотрите на уходящие вдаль рельсы, то они кажутся сходящимися, т. е. Расстояние между ними кажется постепенно уменьшающимся.

Точно так же если вы смотрите на обычное окно в комнате под углом, то сторона, которая ближе к вам, выглядит большей, а та, которая дальше, – меньшей. Такая связь видимого размера и удаленности повторялась в вашем опыте многие тысячи раз на очень многих объектах. В результате теперь, когда вы видите одно из двух реально одинаковых тел меньше, то понимаете, что оно дальше, а точнее, видите его находящимся дальше. В этом и состоит суть обсуждаемого перцептивного автоматизма; его можно описать как «срабатывание» признака линейной перспективы.

Этот неосознаваемый процесс относится к группе автоматических актов, которые формируются без участия сознания. Уже маленькие дети фактически используют этот признак, не отдавая себе в нем отчета. Да и взрослые его непосредственно не осознают, а узнают о нем разве что из учебников психологии или руководств по проективному рисунку.

Итак, автор иллюзии использовал описанный перцептивный автоматизм – срабатывание признака линейной перспективы; это во-первых.

Во-вторых, он учел наш перцептивный опыт в отношении формы оконных рам, перцептивное «знание» того, что они прямоугольные, т. е. что их стороны одинаковые.

Главная «хитрость» его состояла в том, что он сделал окно непрямоугольным. В результате, когда окно поворачивается так, что его большая сторона оказывается к вам ближе, вы видите расположение окна правильно: большую сторону ближе, меньшую дальше. Когда же на вас начинает «находить» меньшая сторона, то ее размер (при убеждении, что стороны одинаковы) не позволяет «пропустить» ее вперед – и вы видите меньший край окна снова отходящим назад.

Механизмами такого рода много занимался Г. Гельмгольц. Для их описания он предложил термин «бессознательное умозаключение». Г. Гельмгольц подчеркивал, что слово «умозаключение» надо ставить в кавычки потому, что этот процесс подобен умозаключению только по результату: по природе же он отличается от истинного умозаключения, так как происходит бессознательно. Мы как бы рассуждаем, но на самом деле этого не делаем: за нас подобную работу производит неосознаваемый перцептивный процесс.

Например, в случае иллюзии окна процесс этот эквивалентен следующему умозаключению. Известно, что когда одна из одинаковых сторон меньше, то она дальше (большая посылка). Эта сторона – меньше (малая посылка). Значит, она дальше (вывод). Поскольку процесс протекает бессознательно, сознательные усилия изменить его не могут. Бессознательные умозаключения, по выражению Гельмгольца, «непреодолимы». И действительно, сколько бы я вас ни убеждала, что на самом деле окно движется в одну сторону, сколько бы вы его не «трогали руками» (в буквальном или переносном смысле), вы все равно будете видеть его движение иллюзорно.

Спросим себя, а есть ли автоматические процессы в умственной сфере? Конечно, есть. Их так много, что сразу даже трудно выбрать какой-нибудь простой пример. Лучше всего, наверное, обратиться к области математики. Именно там для нас наиболее очевиден процесс последовательного наслоения все более сложных действий, умений или знаний на автоматизированные предшествующие «слои». Уход более элементарных действий на неосознаваемый уровень сопровождается моментальным «усмотрением» того, что вначале требовало развернутого процесса мышления.

Рассмотрим такой алгебраический пример:

Чему равно это выражение? Одним словом, в ответе – единица. Так? Так. А теперь посмотрим, на что опиралось решение. Оно опиралось на непосредственное «видение» того, что, например, в числителе имеется неполный квадрат суммы и разность квадратов, а в знаменателе – разность кубов; на знание их разложения; на моментальное использование правила сокращения одинаковых сомножителей в числителе и знаменателе; на знание того, что 1 – это и 12 и 13, и т. д. Все эти «ви́дения», «использования правил», «знания» – автоматизированные умственные действия, путь к которым состоял из многих и многих шагов, которые мы проделали, начиная с обучения в первом классе.

На этом мы заканчиваем знакомство с первым подклассом неосознаваемых механизмов и переходим ко второму –

б) явлениям неосознаваемой установки.

Понятие «установка» заняло в психологии очень важное место, наверное, потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. В советской психологии существует целое направление – грузинская школа психологов – которое разрабатывает проблему установки в очень широком масштабе. Грузинские психологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886–1950), который создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы силами большого коллектива.

Собственно теорию установки я с вами разбирать не буду: это большая и сложная тема. Ограничусь знакомством с явлениями неосознаваемой установки.

Прежде всего, что такое установка. По определению, это – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

Замечу, что речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует. Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Как я уже говорила, они относятся к разным сферам психической жизни индивида.

Например, ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д. Подобные пред настройки позы руки иллюстрируют моторную установку.

Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку – это тоже моторная установка.

Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего–то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка «у страха глаза велики» отражает явления перцептивной установки.

Когда вам дается какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка решать его с помощью формул тригонометрии, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям. Это пример умственной установки.

Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т. е. более эффективно.

Но иногда механизмы установки вводят человека в заблуждение (пример необоснованного страха). Приведу вам еще один пример, на этот раз заимствуя его из древнекитайского литературного памятника.

«Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший топор, глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое движение выдают в нем вора. Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашел свой топор. На другой же день посмотрел на сына соседа: ни жестом, ни движением не похож он на вора» [9, с. 271].

Именно «ошибки установки», которые проявляются в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к наиболее выразительным ее проявлениям и раньше всего привлекли внимание психологов.

Надо сказать, что не всякая установка неосознаваема. Можно сознательно ждать страшного – и действительно видеть страшное, можно осознанно подозревать человека в краже топора – и действительно видеть, что он ходит, «как укравший топор».

Но наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе.

Основные опыты, которые явились отправной точкой для дальнейшего развития концепции Д. Н. Узнадзе, проходили следующим образом. Испытуемому давали в руки два шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Больший шар, предположим, давался в левую руку, меньший – в правую. Испытуемый правильно оценивал объемы шаров, и проба повторялась: снова в левую руку давали больший шар, а в правую – меньший, и испытуемый снова правильно оценивал объемы. Снова повторялась проба, и так раз пятнадцать подряд. Наконец, в очередной, шестнадцатой, пробе неожиданно для испытуемого давались два одинаковых шара с той же самой инструкцией: «сравнить их объемы». И вот оказалось, что испытуемый в этой последней, контрольной пробе оценивал шары ошибочно: он воспринимал их снова как разные по объему. Зафиксировавшаяся установка на то, что в левую руку будет дан больший шар, определяла, или направляла, перцептивный процесс, испытуемые, как правило, говорили, что в левой руке шар меньше. Правда, иногда ответы были также, как и в установочных пробах, т. е. что в левой руке шар больше. Ошибки первого типа были названы контрастными иллюзиями установки, ошибки второго типа – ассимилятивными иллюзиями установки.

Д. Н. Узнадзе и его сотрудники подробно изучив условия возникновения иллюзий каждого типа, но я не буду на них сейчас останавливаться. Важно другое – убедиться, что установка в данном случае была действительно неосознаваемой.

Непосредственно это не очевидно. Более того, можно предположить, что в подготовительных пробах испытуемые вполне осознавали, что идут однотипные предявления, и начинали сознательно ждать такой же пробы в очередной раз. Повторение проб служило цели укрепления, или фиксации, установки, соответственно описываемые опыты получили название экспериментов с фиксированной установкой.

Предположение это абсолютно справедливо, и для того, чтобы его проверить, Д. Н. Узнадзе проводит контрольный эксперимент с гипнозом.

Испытуемого усыпляют и в состоянии гипноза проводят предварительные установочные пробы. Затем испытуемый пробуждается, но перед тем ему внушается, что он ничего не будет помнить. Вслед за пробуждением ему дается всего одна, контрольная проба. И вот оказывается, что в ней испытуемый дает ошибочный ответ, хотя он не знает, что до того ему много раз предъявлялись шары разного размера. Установка у него образовалась и теперь проявилась типичным для нее образом.

Итак, описанными опытами было доказано, что процессы образования и действия установки изучаемого типа не осознаются.

Д. Н. Узнадзе, а за ним и его последователи придали принципиальное значение этим результатам. Они увидели в явлениях неосознаваемой установки свидетельство существования особой, «досознательной», формы психики. По их мнению, это ранняя (в генетическом и функциональном смысле) ступень развития любого сознательного процесса.

Можно различным образом относиться к той или иной теоретической интерпретации явлений неосознаваемой установки, но безусловный факт состоит в том, что эти явления, как и рассмотренные выше автоматизмы, обнаруживают многоуровневую природу психических процессов.Читать дальше...

anchiktigra.livejournal.com

Неосознаваемые психические явления: их классификация и динамические связи с осознаваемым - Общая психология



4.4. Неосознаваемые психические явления: их классификация и динамические связи с осознаваемым

Важным шагом в изучении сознательного отражения окружающей реальности является определение круга явлений, которые принято называть неосознаваемыми, или бессознательными. Ю. Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления натри больших класса.

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

3. "Надсознательные" процессы.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются как бы сами собой, без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, или автоматическими действиями. Они либо врожденные, либо сформировались очень рано, в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, хватание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые - вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;

неосознаваемые установки - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. Например, мышечная преднастройка к осуществлению физического действия называется моторной установкой. Готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом - перцептивная установка. Готовность решать проблемы и задачи определенным способом - умственная установка. Установка имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к действию, имеет возможность осуществить его более эффективно и экономично;

неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет. Или другой пример: на лице человека, наблюдающего за кем-то, испытывающим боль, появляется горестная гримаса, и он не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика). Они также являются объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека - его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.

Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у него в самом начале врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно Фрейду, в психике существуют три сферы: сознание, предсознание, бессознательное. Предсознание - скрытые, латентные знания, которыми располагает человек, но в данный момент они в сознании не присутствуют, однако при надобности легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, наоборот, с трудом становится достоянием сознания, но вместе с тем обладает большим энергетическим зарядом и влияет на сознание, проникая туда в измененном виде как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы. Фрейд считал, что истинные причины поведения человеком не осознаются, они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом процессе - психоанализе.

Выдающийся отечественный психолог А. Н.Леонтьев также утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознается. Однако они могут проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Человек может осознать мотивы своего поведения, не прибегая к помощи психолога, однако это представляет собой специальную задачу. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.

"Надсознательные процессы" - это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем "вторгается" в сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня вдень, в течение длительного времени. Размышляя, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется - иногда это происходит неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, является действительно интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако он не имеет представления о ходе последнего. "Надсознательное" - это процессы, происходящие //осознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными участками, они как целое находятся за его пределами.

Выделенные классы неосознаваемых психических явлений расширяют наше представление о психике, не ограничивая ее только фактами сознательного отражения реальности. Тем не менее следует сказать, что сознательное и бессознательное - это не противоположности, а частные проявления психического.

geum.ru

Общая психология. Лекция 4. (Конспект лекций по общей психологии)

 

 

второе высшее образование "психология"
в формате MBA
предмет: Общая психология
Конспект лекций (2011)

Читает: Пальм Галина Аркадьевна
Лекция №4 (7-8)

Тема 4. Неосознаваемые психические явления

4.1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.
4.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.
4.3. Надсознательные процессы.

Литература по теме:
Сознание и бессознательное (Немов Р.С. Психология) 
Неосознаваемые процессы. Часть 1 (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию)
Неосознаваемые процессы. Часть 2 (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию)
Неосознаваемые процессы. Часть 3 (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию)
По ту сторону сознания (А.Г.Асмолов) отрывок, часть1
По ту сторону сознания (А.Г.Асмолов) отрывок, часть 2
Сознание и бессознательное (Фрейд З. Я И ОНО, отрывок)
Психология бессознательного (Юнг К-Г Личное и сверхличное или коллективное бессознательное) отрывок1
Психология бессознательного (Юнг К-Г Личное и сверхличное или коллективное бессознательное) отрывок2
Психология бессознательного (Юнг К-Г Личное и сверхличное или коллективное бессознательное) отрывок3

4.1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Неосознаваемые психические явления являются обратной стороной сознания человека.

Все неосознаваемые психические процессы можно разделить на 3 класса:
1) Неосознаваемые механизмы сознательных действий
2) Неосознаваемые побудители сознательных действий
3) Надсознательные процессы

К неосознаваемым механизмам относят:

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АВТОМАТИЗМЫ – действия или акты, которые совершаются без участия сознания
Первичные автоматизмы: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, конвергенция глаз
Вторичные автоматизмы (навыки) – прошли через сознание и перестали осознаваться

НЕОСОЗНАВАЕМАЯ УСТАНОВКА – готовность к совершению определенного действия или к реагированию определенным способом
моторная установка (напр.поймать мяч)
перцептивная установка (готовность увидеть, восприятие)
умственная установка
НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ СОПРОВОДИТЕЛИ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ не реализуют действие, как автоматизмы и не подготавливают его как установка, и именно сопровождают. К ним относят: непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика, пантомимика, вегетативные реакции, которые сопровождают действия и состояния человека.

4.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий

Впервые конкретно-психологическое изучение неосознаваемых факторов сознательных действий начал З.Фрейд. Он определил направление развития всей мировой психологической науки ХХ ст., поместив психологию в центр человеческой культуры. Это стало возможным благодаря тому, что он создал теорию нового типа - психоанализ. 

Психоанализ - это название:
1) процедуры исследования психических процессов, которые почти непостижимы никаким другим способом;
2) метода (основанного на таком исследовании) лечения невротических нарушений;
3) суммы психологической информации, полученной таким путем, постепенно собираемой в новую научную дисциплину.

Основные открытия Фрейда:
1) Описав бессознательное, он показал, что в психической жизни человека нет разрывов и непоследовательностей.
2) Для изучения бессознательного он изобрел особый метод - психоанализ
3) Для описания бессознательного он создал особый язык - язык психоанализа

Основные положения теории Фрейда
1. Психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни.
2. Тело - единственный источник душевного опыта.
3. В душевной жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину, но могут “казаться” возникшими спонтанно.
4. Влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смысле слова, играют невероятно большую роль в возникновении нервных заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа.

Структура психики по Фрейду
Сознание
Предсознание - часть бессознательного, но такая его часть, которая легко может стать сознательной.
Бессознательное - первичный психический процесс, исходный момент душевной жизни, настоящая психическая реальность.

“Мы называем бессознательным психический процесс, существование которого мы должны предполагать, выводить по каким-то причинам из его следствий, - но о котором мы ничего не знаем”
(З.Фрейд)

Если какие-то мысли или чувства кажутся не связанными с предыдущими мыслями или чувствами, связь следует искать в бессознательном. Если оно обнаруживается, мнимая несвязность рушится.

К бессознательномы принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию. Кроме того, в бессознательном содержится материал, который отделен от сознания, подвергнут цензуре и подавлен. Этот материал не забыт и не потерян, но он не допускается в сознание. Мысль или воспоминание действует на сознание, но косвенно.

Бессознательный материал имеет жизненность и непосредственность. Через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы.

В бессознательном находятся основные детерминанты личности, источники психической энергии, побуждения и инстинкты.

Инстинкты – напряжения, которые направляют организм к определенным целям. Инстинкт для Фрейда - это причина любой деятельности.

Физический аспект инстинктов – потребности
Психологический аспект инстинктов – желания

Компоненты инстинкта
источник - часть тела или все тело, в которой возникла потребность;
цель - уменьшение потребности до такой степени, что действие далее перестает быть нужным, т.е. цель в том, чтобы дать организму то удовольствие, которого он в данный момент желает;
импульс (импетус) - то количество энергии, силы или напряжения, которое используется, чтобы удовлетворить инстинкт, определяется силой или настоятельностью потребности;
объект – те предметы, действия или выражения, которые удовлетворяют первоначальную цель.

Основные инстинкты
СЕКСУАЛЬНЫЙ (поддерживающий жизнь)
АГРЕССИВНЫЙ (зовущий к смерти)

Обе этих силы действуют вместе - и в этом состоит фундаментальный биологический конфликт человека.

С сексуальным инстинктом связан особый вид энергии - либидо (от лат.желание), это энергия жизни, доступная количественному измерению. Либидо подвижно, оно может переходить из одной сферы в другую.

“Сексуальные инстинкты замечательны своей пластичностью, той легкостью, с которой они могут менять свою цель, замещать одну форму удовлетворения другой, и тем, как они могут быть сдерживаемы...”

Сублимация - это процесс, посредством которого энергия, первоначально направленная на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуальным или культурным.

Юмор - попытка социально приемлемо выразить агрессию (замаскированная агрессия)

Кроме инстинктов, бессознательное содержит вытесненный материал. Вытесняются те желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, потому что они не отвечают социальным нормам.

Бессознательное проявляется в сновидениях, ошибочных действиях, невротической симптоматике, юморе.

В окончательном варианте психическая сфера была поделена на три части:

СВЕРХ-Я (СУПЕРЭГО)
Я (ЭГО)
ИД (ОНО)

Карл Густав Юнг развивал другое представление о динамике бессознательного. Он рассматривал психику как взаимодействие сознательных и бессознательных компонентов при непрерывном обмене энергии между ними. Для него бессознательное не было свалкой оторванных инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательно ассимилированных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, который связывает индивида со всем человечеством, с природой и Космосом.

Главное отличие от Фрейда - бессознательное наполнено созидательным конструктивным материалом, с которым мы связаны.

По мнению Юнга, психика складывается из нескольких дифференциированных, но взаимозависимых систем:

Структура психики по Юнгу

Эго
Личное бессознательное
Коллективное бессознательное

ЭГО - сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. ЭГО отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания

Личное бессознательное - регион, которые прилегает к ЭГО. Состоит из переживаний, некогда бывших осознанными, но вытесненных, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы достичь сознания. (Те переживания, которые вытесняются из сознания, в силу их травматичности, высокой значимости). Содержание личного бессознательного, подобно материалу предсознательного у Фрейда, доступно сознанию. Между личным бессознательным и ЭГО идет сильное двухстороннее движение. Структурные единицы личного бессознательного - комплексы. Комплексы - организованная группа или констелляция чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний, существующих в личном бессознательном. Каждый комплекс имеет ядро, которое притягивает разные переживания.

Коллективное бессознательное
(трансперсональное) - хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; врожденная расовая основа всей структуры личности. На нем вырастают ЭГО, личное бессознательное и другие индивидуальные достижения.
Структурный компонент коллективного бессознательного - архетипы. Архетип - универсальная умственная форма (идея), которая содержит значительный эмоциональный элемент. Архетип - постоянный осадок переживаний, которые стабильно повторяются на протяжении многих поколений. Основные архетипы: рождение, возрождение, смерть, власть, волшебство, целостность, герой, ребенок, Бог, мудрый старец, мать-земля, животное.

Архетипы структуры личности:
-Тень - то, что мы в себе не принимаем. В сновидениях Юнг видел символы архетипов.
-Персона - то, как мы себя предъявляем другим - одежда, дом, машина.
-Анима и Анимус. Анима-женская часть мужской души, Анимус - мужская часть женской души.
-Индивидуация - развитие личности (самость), архетип целостности, порядка.

4.3. Надсознательные процессы.

Надсознательные процессы - это процессы образования некоего интегрального продукта больш

anchiktigra.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о