Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка – Олимпиада по обществознанию 10 класс, школьный уровень

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, обществознание , 10 класс) по теме: Тесты по теме "Человек" вариант 2.

Тест.

Тема «Человек».

Вариант 2

А1. «Вторая природа»  человека — это:

  1.  мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
  2.  мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
  3. сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
  4. результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека.

А2. Природа человека:

  1.  это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
  2.  есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
  3.  представляет собой основные и неизменные качества человека.
  4.  это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.

А3. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

  1. трудовой деятельности        

 2) сохранении рода    

 3) самосохранении  

 4) физической активности

А4. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются):

1) членораздельная речь                                                            

 2) сознание и мышление

3) способность брать ответственность на себя          

4) наличие физических потребностей

А5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть

     окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

1) верно только А              

2) верно только Б          

3) оба суждения верны              

4) оба суждения неверны

А6. Основным фактором формирования личности является:

  1. природная среда      

2) общение с окружающими    

 3) механизм наследственности

4) врожденные склонности

А7. Личность – это:

  1.  человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт,  

      свойств и качеств

  1.  темперамент человека, его характер
  2.  неповторимые психофизиологические особенности человека
  3.  совокупность оригинальных человеческих способностей

А8. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

       А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания  и

            разума.

       Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него  

            определённого набора инстинктов.

1)верно только А            

 2) верно только Б          

 3) оба суждения верны              

4) оба суждения неверны

А9. Понятие «индивидуальность» определяет:

  1. единичного представителя человеческого рода
  2. особенности темперамента человека, его характер
  3. трудовую активность человека
  4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А10. Ориентирами человеческой деятельности являются:

  1. ценности          

2) влечения    

3) потребности          

4) интересы.

А11. Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении  человека?

        А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека

             заменяются нормами    (правилами).

        Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.

1)верно только А            

 2) верно только Б          

 3) оба суждения верны            

 4) оба суждения неверны

А12. Какой признак характеризует человека как личность?

1) активная жизненная позиция                                

2) физическое и психическое здоровье

3) принадлежность в виду homo sapiens                    

 4) особенности внешности

А13. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных  свойств». Данное утверждение является примером

1) художественного образа                          

     2) мифологического знания

3) религиозной нормы                                

     4) научного знания

А14. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с  

        другими людьми, характеризуют его как:

  1. индивида        

          2) индивидуальность        

          3)организм      

          4) личность

А15. Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является:

  1. административной    

     2) практической        

3)материальной        

4)творческой

А16. И человеку, и животному свойственны потребности в

  1. самореализации          

 2) самосохранении      

 3) самопознании          

4) самообразовании

А17. Человек в отличие от животного способен

  1. совершать привычные действия                

 2) предварительно обдумывать своё поведение

3) проявлять эмоции                                            

4) заботиться о потомстве

А18. В отличие от животного человек способен

  1. реагировать с помощью чувств                            

2) вырабатывать условные рефлексы

3) удовлетворять потребности                                      

4) прогнозировать результаты действий

А19. К социальным потребностям человека относится потребность

  1. дышать        

2) питаться            

3) спать            

4) общаться

А20. Научные открытия представляют собой результат деятельности

  1. материально-производственной                            

 2) социально-преобразовательной

 3) практической                                                              

 4) духовной

А21. Игра, учение, труд выступают в качестве

  1. критериев истины    

     2) видов деятельности  

     3)социальных качеств    

     4) биологических потребностей

А22. Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от

         поведения животных:

  1. проявление активности                                

     2) целеполагание  

3) приспособление к среде обитания                  

4) взаимодействие с окружающим миром

А23. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

  1. самообразование  

     2) самопознание        

     3) самосохранение          

     4) самолюбование

А24. Результатом самопознания, в частности, является:

  1. накопление знаний о человека и природе                        

2) познание ценностей общества

3) изучение социальных норм                                                  

4) представление о своих способностях

А25. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

  1. собственной внешности                                              

2) различных типов темперамента

3) моральных и правовых норм                                          

4) взаимодействия человека и природы

А26. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-

         исторической деятельности, является характеристикой его

  1. социальной сущности                              

     2) биологической природы

3) физиологических особенностей                  

     4) психологических качеств

А27. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,  

         психологической и социальной. Социальная составляющая включает

  1. знания и умения          

2) чувства и волю  

3) физическое развитие      

     4) возрастные особенности

А28. Верны ли следующие суждения о личности?

        А. Личность – продукт биологической эволюции.

        Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А              

2) верно только Б          

          3) оба суждения верны            

          4) оба суждения неверны

А29. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

         А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку  деятельность

              предполагает взаимодействие.

         Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,  

             действиями.

  1. верно только А            

          2) верно только Б          

          3) оба суждения верны            

          4) оба суждения неверны

А30. Основой человеческого существования является

  1. потребительство        
  2. деятельность    
  3. любовь          

4) дружба

Часть В.

В1.    Завершите фразу:

«В основе потребностей человека лежат ...»

Ответ: ___________________________________

В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «биологические потребности человека».

Воспроизводство рода; питание; дыхание; движение; общение; отдых.

Ответ____________________

ВЗ.    Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя

А. Индивидуальность

2. Отдельно взятый представитель человеческого рода

Б. Индивид

3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств

В. Личность

В 4. Найдите в приведенном списке проявления, отражающие социальную природу

        человека. Номера запишите в порядке возрастания.

  1. интересы
  2. мировоззрение
  3. задатки
  4. умения
  5. наследственность
  6. идеалы

Ответ_________

В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.  

        Определите, какие предложения  носят:  1) фактический характер ;

                                                                              2) характер оценочных суждений

  (А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS – сообщений.  (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника, сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS – зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS-сообщения по семь и более часов в день.

Ответ_________

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст,  в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«В труде, учении, ____(1) формируются и проявляются  все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ____(2) – её способности и характерологические  черты – формируются в ходе жизни. Врожденные _____(3) организма являются лишь ____(4)- весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют  психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - ____(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

А) особенность

Б) способности

В) личность

Г) игра

Д) общество

Е) задатки

Ж) общение

З)деятельность

 И) группа

 

Ответ_________

В7. Найдите в приведенном списке результаты учебной деятельности. Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Учителя
  2. Компьютерное обеспечение
  3. Знание основ наук
  4. Наглядные пособия
  5. Учащиеся
  6. Умения применять знания
  7. Практические навыки

Ответ___________


Ключи к тесту «Человек».

Вариант 2.

Ответы

1

4

2

2

3

1

4

3

5

2

6

2

7

1

8

1

9

4

10

1

11

3

12

1

13

4

14

4

15

4

16

2

17

2

18

4

19

4

20

4

21

2

22

2

23

2

24

4

25

1

26

1

27

1

28

2

29

3

30

2

В1

мотивы

В2

общение

В3

ВБА

В4

1246

В5

1211

В6

ГВАЕБЗ

В7

367

nsportal.ru

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

Дорогие участники школьного этапа всероссийской олимпиады

по обществознанию!

Поздравляем вас с началом школьного этапа всероссийской олимпиады школьников!

Представлять себя в интеллектуальных состязаниях такого уровня – не только большая честь, но и большая ответственность для каждого из вас.

Уверены, что ваши таланты, ваш упорный труд смогут не только помочь вам в вашем выступлении на олимпиаде, но и в недалёком будущем станут залогом успешного развития нашей страны.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 1 час (60 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 24 задания.

Часть А включает 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых правильный.

Часть В состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа.

Часть С включает проблемные вопросы, текст и вопросы к нему, высказывание и его анализ. Эти задания предполагают умения отбирать нужную информацию из текста, раскрывать (в том числе, на примерах) его отдельные положения, соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применять имеющиеся знания при анализе социальных ситуаций, высказывать и обосновывать собственное мнение.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.

За правильный ответ на каждое задание части А ставится 1 балл. Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом; В3-В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Выполнение заданий С1, С2 оценивается от 0-2 балла, С3, С4 от 0– 3 балла.. Максимальное количество баллов за выполненную работу – 33 .

Пусть вам сопутствует удача, успех и победа!

Задания для 10 класса

Часть А

1. Сущность проблемы “Севера” и “Юга” состоит в

а) росте культурного многообразия

б) формировании сети международных террористических организаций

в) истощении природных ресурсов

г) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты

 

2. Человек воздействует на природу:

а) его влияние не имеет последствий

б) благоприятно

в) неблагоприятно

г) и благоприятно, и неблагоприятно

 

Характерной чертой индустриального общества является

а) слабость и неразвитость демократических институтов

б) преобладание коллективного сознания над индивидуальным

в) преобладание частной формы собственности

г) широкое использование внеэкономического принуждения к труду

 

4. А. Тойнби сформулировал закон:

а) единства и борьбы противоположностей

б) “вызов – ответ”

в) смены общественно-экономических формаций

г) классовой борьбы

Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное “Я” – это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

а) оба суждения неверны

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) верно только А

6. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

а) субъектом выступает отдельная личность

б) средства должны соответствовать целям

в) цель состоит в получении достоверного знания

г) результатом является новый продукт

 

studlibrary.com

Олимпиада по обществознанию 10 класс, задания с ответами

На этой странице вы найдете примеры заданий олимпиады по обществознанию. Здесь представлены тестовые вопросы и открытые вопросы, которые заставят учащихся 10 класса не просто повторить материал, изученный на уроках, но также анализировать изученное, уметь применять свои знания в решении различных задач. Таким образом, используя данный материал, школьники подготовятся к олимпиаде и смогут добиться высоких результатов.

Представленный комплект заданий олимпиады по обществознанию одинаково успешно можно использовать как на уроках в 10 классе, так и во время самостоятельной подготовки. Ученики смогут самостоятельно оценить себя, сверяясь с правильными ответами и решениями, записанными внизу страницы.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
А) росте культурного многообразия
Б) формировании сети международных террористических организаций
В) истощении природных ресурсов
В) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты

2. Человек воздействует на природу:
А) его влияние не имеет последствий
Б) благоприятно
В) неблагоприятно
Г) и благоприятно, и неблагоприятно

3. Характерной чертой индустриального общества является
А) слабость и неразвитость демократических институтов
Б) преобладание коллективного сознания над индивидуальным
В) преобладание частной формы собственности
Г) широкое использование внеэкономического принуждения к труду

4. А. Тойнби сформулировал закон:
А) единства и борьбы противоположностей
Б) «вызов — ответ»
В) смены общественно-экономических формаций
Г) классовой борьбы

5. Верны ли следующие суждения о самопознании?
1 — Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
2 — Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
А) оба суждения неверны
Б) верно только второе
В) оба суждения верны
Г) верно только первое

6. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
А) субъектом выступает отдельная личность
Б) средства должны соответствовать целям
В) цель состоит в получении достоверного знания
Г) результатом является новый продукт

7. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре
А) элитарной
Б) массовой
В) национальной
Г) обыденной
8. Верны ли следующие суждения о самообразовании? Самообразованием можно заниматься для
1 — заочного приобретения образования.
2 — повышения индивидуального уровня культуры.
А) верны оба суждения
Б) оба суждения неверны
В) верно только второе
Г) верно только первое

9. Целью правового государства является
А) создание вертикали власти
Б) формирование правовой культуры общества
В) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию
Г) создание законодательной системы

10. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?
А) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора
Б) монарх является верховным главнокомандующим
В) власть монарха не имеет законодательных ограничений.
Г) монарх утверждает главу кабинета

Открытые вопросы

Вопрос 1
Назовите общее понятие для приведенных ниже:
— Инвестор, брокер, андеррайтер, дилер.
— Государственные органы, территория, исключительное право издавать законы, сбор налогов.

Вопрос 2
Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.
— Валютная спекуляция, тариф на экспорт, экспортная субсидия, импортная квота, эмбарго.
— Верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, выборность органов государства.
— Насилие, убеждение, наследство, богатство, знания.

Вопрос 3
Сотрудники Следственного комитета при расследовании убийства получили оперативную информацию, согласно которой одним из подозреваемых является гражданин М., и что указанный гражданин на следующий день после убийства был на исповеди у священника К. Для проверки версии о причастности гражданина М. к убийству К. был вызван на допрос в качестве свидетеля. Обязан ли К. давать показания? Ответ обоснуйте.

Вопрос 4
Вставьте понятие:
__________________ — это часть общих издержек фирмы, величина которых зависит от объема выпуска. Большая часть этих издержек приходится на труд и сырье.

__________________ — накопленная сумма дефицитов государственного бюджета, то есть общий объем непогашенных государственных обязательств (внешних и внутренних).

Вопрос 5
Проанализируйте следующую информацию и ответьте на поставленные вопросы.
Участник научного симпозиума гражданин Н. заявил, что государство должно исключить «агрессивное насилие», то есть применение силы или угрозы применения силы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица. При том, запрет на агрессивное насилие должен быть правовым, а не этическим, то есть нарушения данного запрета должны преследоваться в судебном порядке.
Каких идеологических взглядов придерживается гражданин Н? Кто из современных российских экономистов или политиков разделяет эти взгляды?

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Г Г В Б Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В А Б В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:
1 — профессиональные участники рынка ценных бумаг.
2 — характерные признаки государства
Ответ на вопрос 2:
Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.
1 — Валютная спекуляция. В ряду приведены примеры внешнеторговой политики, а валютная спекуляция является примером получения доходов физическими или юридическими лицами на валютном рынке от спекуляций с валютой.
2 — Лишним является выборность органов государства, поскольку она не является существенным признаком правового государства.
3 — убеждение – метод властвования, остальные – источники власти.
Ответ на вопрос 3:
К. не обязан давать показания, т.к. в соответствии со ст. 56 УПК РФ священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.
Ответ на вопрос 4:
1 — Переменные издержки
2 — Государственный долг
Ответ на вопрос 5:
Либертарианской идеологии. Например, Андрей Илларионов

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

PPT - Самопознание. Самооценка. Самосознание. PowerPoint Presentation

  • изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Самопознание.Самооценка.Самосознание. эмоциональное отношение к собственному образу Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

  • Познание Познание мира Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное Истина и ее критерии Многообразие форм человеческого знания. Научное познание Науки о человеке и обществе Деятельность человека, ее основные виды Самореализация Личность, ее социализация и воспитание Сознательное и бессознательное Самопознание и самосознание Свобода и ответственность личности Вопросы кодификатора

  • Повторение изученного .Работа с тестами АВС 1. Субъектом познания является 1) мировой разум 2)человек 3)природа 4) любое живое качество 2. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»относится к понятию 1)Гипотеза 2) представление 3)восприятие4) ощущение 3. Верны ли следующие суждения о процессе познания? А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 4. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. В социальном познании его субъект и объект совпадают. Б. В социальном познании активно используется эксперимент. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 5. К формам научного познания относится 1) гипотеза 2)теория 3)проблема 4)все указанное выше

  • Повторение изученного .Работа с тестами АВС 1. Субъектом познания является1) мировой разум 2)человек 3)природа 4) любое живое качество 2. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»относится к понятию 1)Гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение 3. Верны ли следующие суждения о процессе познания? А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 4. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. В социальном познании его субъект и объект совпадают. Б. В социальном познании активно используется эксперимент. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 5. К формам научного познания относится 1) гипотеза 2)теория 3)проблема 4)все указанное выше

  • В1. Запишите слово, пропущенное в схеме. Научное познание СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ Социальное познание СУБЪЕКТ  СУБЪЕКТ Самопознание ……………  СУБЪЕКТ В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление». Ответ: ________________________ В3.Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ A) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств 1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие Ответ: С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «самопознание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о самопознании.

  • В1. Запишите слово, пропущенное в схеме. Научное познание СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ Социальное познание СУБЪЕКТ  СУБЪЕКТ Самопознание ……субъект………  СУБЪЕКТ В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление». Ответ: _____ ощущение _____ В3.Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ A) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств 1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие Ответ:2134 С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «самопознание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о самопознании.

  • «Я» и окружающий мир Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания. Ребенок выделяет себя из окружающего мира с 7-8 месяцев.

  • «Я» и окружающий мир «Я» формируется на основе чувств и ощущений. Следующий этап – самовосприятие. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

  • «Я» и окружающий мир К 7 годам формируется способность оценивать себя – самооценка. Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

  • Фазы самопознания и самооценки

  • ОБРАЗ «Я» Совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах

  • Я - личность • Знания, умения, навыки; • Умственные способности; • Трудолюбие, прилежание; • Предприимчивость; • Доброта; • Честность; • Ответственность; • Целеустремленность; • Общительность; • Творческие способности; • Оптимизм и т.д.

  • Я многогранное • Ролевое; • Внешнее, внутреннее; • Сознательное, неосознаваемое; • Поведенческое; • Хорошее, плохое; • Прошлое, настоящее, будущее; • Фантастическое; • Идеальное, реальное.

  • «Я» скрытое – вы знаете, другие не знают – секреты, все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе Образ «Я» «Я» неизвестное – никто не знает – то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях. "Я" неизвестное "Я" скрытое "Я" слепое «Я» слепое – вы не знаете, другие знают – то, что интересно другим, а вам не очень ясно "Я" открытое «Я» открытое – вы знаете, другие знают – знания о себе, о других

  • «Я» - концепция. Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я». • «Я» - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Составляющие «Я» - концепции Когнитивная (осознанная)составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная— это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает

  • «Я» - концепция Я перспективное Я личностное Я умственное Я физическое Я социальное Человек

  • «Я» - концепция. • По временной отнесенности можно выделить: • «Я»-настоящее • «Я»-прошлое • «Я»-будущее.

  • «Я» - концепция. • По содержанию можно выделить образы: • «Я»-физическое • «Я»-умственное • «Я»-эмоциональное • «Я»-социальное.

  • «Я» - концепция. По источнику информации: разные зеркальные «Я» – «Я» глазами родителей, друзей и т.п.

  • Идентичность (англ. identity) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр. Идентичность. Три аспекта идентичности • Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем • Идентичность предполагает восприятие собственной целостности , единства, тождественности самому себе • Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости

  • Анализ теста « Кто Я».

  • Варианты обретения идентичности у подростков. • Диффузная идентичность: характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора. • Предрешенная идентичность: характеризуется выбором подростка не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих. • Подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее. • Реализованная идентичность: • подросток делает свой выбор • осознанно и вполне самостоятельно, • на основе прохождения через • стадию переживания кризиса • идентичности.

  • Компоненты самосознания (Компоненты самосознания по В.С.Мерлину - советский психолог.) • сознание своей тождественности; • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; • осознание своих психических свойств и качеств; • определенная система социально-нравственных самооценок.

  • Функции самосознания • получение информации о себе. • Эмоционально-ценностное отношение к себе. • Саморегуляция поведения.

  • Значение самосознания • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

  • Спасибо за внимание!

  • Автор презентацииУчитель истории и обществознания МОУ «СОШ №14 с углубленным изучением отдельных предметов » г.Сергиев Посад Балашова Елена Леонидовнатехническая поддержка Балашова Анастасия

  • www.slideserve.com

    Самопознание и формирование личности. Формирование самооценки » mozok.click

    Обдумайте и обсудите ситуацию. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Я не один год размышлял: в чем результат воспитания проявляется ярче всего? Жизнь доказала: первый и самый заметный результат воспитания проявляется в том, что человек начинает думать о себе. Задумывается над вопросом: что во мне есть доброго и что плохого?» О каком важном процессе говорит Сухомлинский?

    Самопознание и формирование личности

    Личность человека формируется путем самопознания, самоопределения, самовоспитания, самоконтроля, самооценки. Именно эти процессы позволяют человеку приобрести такие качества, как ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений, умение управлять собственным поведением и действиями, обдумывать свои поступки и отвечать за них.

    Какой я? Каким бы я хотел стать? Что нужно сделать для того, чтобы быть таким, как я хочу? Самопознание ответит на первый вопрос, самоопределение — на второй, а самовоспитание — на третий. Самоконтроль поможет не отклоняться от выбранного пути, а самооценка даст ответ на вопрос: «Достиг ли я поставленной цели?»

    Самопознание — это способ приобретения личного опыта, начальный этап самовоспитания личности, изучение своих свойств, системы ценностей, жизненных намерений, характера. Оно позволяет в полной мере использовать свои возможности в обучении, работе, в общении с другими людьми, в занятии каким-либо делом.



    Самопознание — это важная и сложная для человека задача. Как ни удивительно, но оказывается, что совсем непросто наблюдать

    за собой, познавать и оценивать самого себя. Это постоянная внутренняя работа, которую мы должны выполнять самостоятельно.

    Формирование самооценки

    Самооценка — это оценивание человеком собственных возможностей, качеств, преимуществ и недостатков. Постепенно на основе приобретенного опыта у человека формируется образ собственного «я». Этот образ появляется в результате общения с другими людьми. Самооценка — важная черта личности и регулятор поведения. Поскольку человек по-разному воспринимает собственное поведение и его последствия, его самооценка может быть завышенной, адекватной или заниженной. От уровня самооценки зависят отношения человека с другими людьми, отношение к своим успехам и неудачам.

    Какие факторы влияют на самооценку человека?

    Во-первых, на самооценку человека влияет уровень его притязаний. Чем выше уровень притязаний, тем больше усилий нужно для того, чтобы удовлетворить их, соответствовать им. Сопоставление уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности может повлиять на самооценку.


    Например, подросток считал, что все знает, но не смог ответить на простой вопрос; думал, что он смелый, но оказалось, что не смог дать отпор даже тому, кто слабее его. В этом случае у подростка был высокий уровень притязаний, а он получил меньше, чем ожидал.

    Впрочем, бывает и так, что человек, имеющий высокий уровень знаний, не уверен в них; красавица считает себя непривлекательной; подросток, который много работает, считает себя ленивым, т. к. многие дела еще не сделаны. Это заниженная самооценка, при которой человек ожидает меньше того, на что он заслуживает.

    Наши успехи и неудачи, поражения и победы влияют на самооценку.

    Неудачи обычно снижают уровень притязаний, а успехи повышают его.

    Во-вторых, на самооценку человека влияет сравнение себя с другими людьми по тем или иным критериям. Например, по уровню знаний, умений, навыков, успехам в какой-либо деятельности, по материальному благополучию, творческим способностям и достижениям.

    В-третьих, на самооценку человека влияет мнение других людей о нем.

    Существует такое понятие, как референтная группа. Референтная группа — это люди, мнение которых для нас важно и является основой для самооценки или для формирования собственных стандартов поведения, мыслей.

    Люди, чьим словам мы доверяем, становятся для нас информационной референтной группой. При этом неважно, обманываемся мы или близки к истине, соответствует эта информация действительности или нет. Главное то, что мы доверяем тем сведениям, которые предлагает эта группа.

    Самоидентификация — это отождествление себя с определенной социальной группой, принятие ее целей, интересов, ценностей и норм общения, осознание себя ее частью. Группа прямо или опосредованно заставляет нас придерживаться определенных правил жизни.

    Также на общую самооценку личности влияют ее собственные индивидуальные особенности и ценности.

    Поскольку факторы влияния на самооценку действуют непрерывно, то самооценка может со временем изменяться в зависимости от обстоятельств жизни человека, особенностей его обучения и развития.

    Больше о самопознании и формировании самооценки вы можете прочитать в дополнительном материале к параграфу на сайте.

    Опорные точки. Самопознание является необходимым условием формирования личности, способом обретения личного опыта, позволяет в полной мере использовать свои возможности. Самопознание — это постоянная внутренняя работа, которую должен выполнять каждый человек.


    Самооценка является важным качеством личности и регулятором поведения. К факторам, влияющим на самооценку человека, относятся уровень его притязаний, сравнение себя с другими людьми по тем или иным критериям, мнение других людей о нем, его собственные индивидуальные особенности и ценности. Самооценка может меняться на протяжении жизни человека.

    Вопросы для повторения и обсуждения

    I уровень

    1. Что такое самооценка?

    2. Что вы знаете о референтных группах?

    3. Какие процессы позволяют человеку приобрести такие качества, как ответственность, умение управлять собственным поведением?

    II уровень

    4. Как происходит формирование личности человека?

    5. Почему иногда люди склонны обвинять в своих неудачах других?

    6. Что происходит, когда человек постоянно боится услышать негативное мнение о себе и очень неуверен в себе?

    III уровень

    7. Как наши успехи и неудачи, поражения и победы влияют на нашу самооценку?

    8. Почему самооценка человека меняется на протяжении его жизни?

    9. Как уровень самооценки влияет на отношения человека с другими людьми, отношение к своим успехам и неудачам?

    IV уровень

    10. Почему самопознание является необходимым условием саморазвития личности? Приведите примеры.

    11. Докажите, что самооценка является важным компонентом личности и регулятором поведения человека.

    12. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния мнения других людей на человека.

     

    Это материал учебника Основы здоровья 9 класс Таглина

     

    mozok.click

    Самопознание и самооценка личности — Мегаобучалка

    Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание чело-веком самого себя является очень сложным и длительным про-цессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продол-жается всю жизнь по мере развития и изменения физических и психических функций организма.

    Сначала человек познает свои внешние особенности, срав-нивает их с особенностями других людей, в результате чего у него формируется представление о своем внешнем облике. За-тем на основе самонаблюдения и рефлексии у него возникает система знаний о своих внутренних психических свойствах. На основе сложившихся представлений и знаний о своей личности у человека возникает сложное психическое образование, которое получило название “образа - Я”.

    В структуре образа “Я” можно выделить три основных ком-

    понента: когнитивный ( познавательный), поведенческий и эмоциональ-ный. Познавательный компонент включает в себя представления и знания о своей внешности, об особенностях своего телосложения, а также понятие о внутренних психических свойствах своей личности. В поведенческий компонент входят представления и знания об особен-ностях своих движений и действий, о двигательных навыках и умени-ях, о привычных формах поведения, о совершаемых поступках и т.п. В эмоциональный компонент входят переживаемые личностью эмоции и чувства, в которых проявляется отношение к самой себе: самокритич-ность, самоуважение, собственное достоинство, скромность, застен-чивость, совестливость, стыдливость и т.п.

    В образе “Я” закреплены механизмы управления личностью, ее действиями, поступками, психическими процессами и состояниями. На основе функционирования образа “Я” человек осуществляет самоконт-роль и саморегуляцию поведения среди людей.

    Закрепившийся в определенный период жизни образ “Я” на-зывается “реальным” или “сиюминутным” образом “Я”. В свя-зи с тем, что личность все время изменяется и развивается, то ориентиром, направляющим ее развитие является “идеальный” образ “Я”. В этом образе отражены такие свойства и качества, которые являются для личности самыми желаемыми и притяга-тельными.



    Наряду с образом “Я” в когнитивной психологии было опи-сано особое образование, получившее название “Я” - схемы или “Я” - концепции. В “Я” - концепцию входят такие значимые све-дения о своей личности как имя и фамилия, имена своих близких, знания об особенностях своего и их характера, понятие о жиз-ненных целях и ценностных ориентирах, осознание своих потреб-ностей и мотивов поведения и т.п. “Я” - концепция может изме-няться по мере того как личность заново осознает себя в насто-ящее время и какой она может стать в будущем.

    На основе образа “Я” и “Я” - концепции формируется са-мооценка личностью своих качеств, которая определяет ее от-ношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке зафиксирована степень принятия личностью, присущих ей свойств, которые определяют ее поведение наедине с собой и в обществе.

    Самооценка личности, как и оценка личности другого че-

    ловека, по мнению Дж. Келли ( основоположника когнитивного п од ход а к изучению личности) осуществляется на основе познания “конст рук-тов”, присущих каждому человеку. Личностные конструкты - это мо-дели или идеи, отражающие личностные свойства людей. Все конст-рукты имеют альтернативный характер. В них зафиксированы сход-ные и контрастные черты личности. Например: “ум н ы й - гл упый”, “хо-роший - плохой”, “дружелюбный - враждебный”.

    Конструктов у человека имеется большое количество. Все они взаимосвязаны и соподчинены. От сложности конструктов зависит самопознание и оценка себя и других людей. Человек, имеющий четко отдифференцированные конструкты легко может отличить себя от других людей, оценить свои и их личностные свойства, предсказать свое поведение и поведение других людей. Человек, не обладающий четкой конструктивной системой, не в состоянии это сделать.

    Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возмож-ностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятель-ности.

    От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности. Установлено, что самооценка и притязания личности могут быть адекватными и неадекватны-ми. При адекватной оценке уровень притязаний является нор-мальным и личность добивается успеха в том виде деятельнос-ти, которая соответствует ее возможностям, благодаря чему у нее все время сохраняется самоуважение.

    При неадекватной самооценке уровень притязаний может быть заниженным или завышенным. При заниженном уровне при-тязаний личность недооценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая заведомо может быть выполнена. Всякая более сложная деятельность ею отвергается. При завы-шенном уровне притязаний личность переоценивает свои возмож-ности и берется за такую деятельность, которая ей не под силу, хотя она субъективно считает, что справится с нею.

    В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и воз-можностей у личности начинает проявляться или комплекс не-полноценности или комплекс превосходства. При наличии ком-плекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса пре-

    восходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и личность проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презритель-ное отношение к окружающим. Но по мере того, как сама личность, да и окружающие люди, начинают понимать, что дело, за которое взялся человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснован-ными, он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает стоять на своем. Но поскольку окружающие, видя беспомощность его действий, начинают противодействовать ему, он начинает проявлять нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мстительность. Убе-дившись в своем крахе он приходит в подавленное состояние, замыка-ется и теряет самоуважение.

    Однако ни одна личность не может нормально существовать в таком состоянии. Она должна обязательно восстановить самоуваже-ние.

    Американский психолог У. Джемс еще в начале ХХ в.

    предложил формулу сохранения самоуважения.

    успех . Самоуважение =

    притязания Согласно этой формуле самоуважение сохраняется, если ус-пех соответствует уровняю притязаний. Если успех не соответ-ствует уровню притязаний, то самоуважение нарушается. Для того, чтобы его восстановить надо или добиться, чтобы успех соответствовал уровню притязаний или снизить уровень притя-заний. Только при этом условии личность может сохранить свое душевное спокойствие, продолжать нормально жить, совершен-ствоваться и развиваться.

    megaobuchalka.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *