Непринужденное общение это: Как превращать незнакомцев в друзей: секреты уверенного и непринужденного общения

Как превращать незнакомцев в друзей: секреты уверенного и непринужденного общения


Ирина Балманжи

Мы не привыкли воспринимать праздные беседы всерьез, хотя именно они служат фундаментом для выстраивания отношений — как личных, так и профессиональных. К сожалению, далеко не все умеют общаться легко и свободно, особенно с малознакомыми людьми. Но этому вполне можно научиться!

Делимся полезными советами из книги «Говорить легко!».

Зачем говорить «о природе и погоде»?



Говорить легко!

Возможно, вы считаете разговоры «о погоде» пустой тратой времени и неизбежным злом, но они весьма полезны. Ведь что такое праздная беседа? Это легкое, приятное и непринужденное общение, помогающее людям познакомиться и узнать немного друг о друге перед тем, как развивать отношения.

В ходе такой беседы вы можете представиться, рассказать немного о себе и своих интересах и нащупать общие темы.


Болтовня «ни о чем» — это что-то вроде запроса на участие в беседе на более серьезную тему, представляющую обоюдный интерес. Источник

Непринужденный разговор не преследует какой-то конкретной цели: неважно, о чем вы говорите, важен сам факт, что вы вообще заговорили с другим человеком. Такие беседы распространены во всем мире и выполняют важную функцию — они объединяют людей.

Роль разговора о пустяках совсем не пустячная: благодаря вежливым попыткам заговорить с незнакомцем вы сможете перевести общение в дружеское и более комфортное.

Полоса разгона

Праздная беседа — это полоса разгона скоростной магистрали. Выезжая на скоростную трассу, сначала вы следуете по полосе разгона, которая позволяет вам безопасно набрать нужную скорость, чтобы затем слиться с потоком машин.

Вы не можете попасть на шоссе, минуя полосу разгона, — и точно так же не можете завести разговор на серьезную тему сразу после знакомства.

«Полоса разгона» — обмен любезностями — дает вам время влиться в поток общения и нащупать тему, которая интересна вам и вашему собеседнику. Пустая болтовня — это в действительности скрытое изучение людей.

Во время непринужденной беседы не нужно пытаться отстаивать свое мнение и говорить на заготовленные темы. Ваш ум должен быть гибким и живым, готовым откликнуться на любую идею или высказывание собеседника.

Используйте открывающие фразы

Итак, рядом с вами стоит человек с приветливым взглядом, явно расположенный к общению. Возможно, вы уже поздоровались, улыбнулись друг другу, обменялись рукопожатиями и познакомились. Теперь нужно начать непринужденную беседу, чтобы превратить этого незнакомца из чужака в друга.

Оглядитесь и найдите что-то, о чем можно завести разговор. Любая фраза о том, что происходит вокруг, будет хорошим вступлением к непринужденной беседе. Начните с простого наблюдения.

  • «Это новый председатель родительского комитета, да?»
  • «Лучшая речь, которую я когда-либо слышал!»
  • «И звание самого медленного лифта в мире достается… нашему лифту!»
  • «Похоже, снова начинается дождь. Угадайте, кто не захватил зонтик».
  • «Это портрет одного из отцов-основателей агентства?»

Заметьте, что все утверждения обезличены. В этом суть: с помощью таких невинных тем вы можете легко завязать общение. Вас не сочтут бестактным или назойливым человеком, который пристает с личными проблемами.

Не отвечайте односложно

Некоторые считают, что надо говорить как можно меньше.

ОНА: Вы часто здесь бываете?

ОН: Нет.

Теперь вы или ваш собеседник должны заново придумать открывающую фразу, чтобы начать разговор. И это продлится ровно столько, насколько вам обоим хватит терпения.

Обратите внимание, часто ли вы отвечаете односложно на вопросы, открывающие разговор. Подобные скупые высказывания (да, нет, угу) звучат невежливо и рубят общение на корню.

Не говорите только «да» или «нет», даже если вопрос подразумевает односложный ответ. Добавьте простую фразу, чтобы дать собеседнику пищу для размышления, поддержку и стимул продолжать разговор: «Нет, я так не считаю»; «Да, я видел его»; «Да, спасибо»; «Нет, я здесь не парковался».

Добавляйте в свои реплики информацию о себе

Открыться и поделиться информацией о себе очень важно для развития беседы. Любой дополнительный вопрос или факт может повернуть разговор в совсем иное русло.


По мере того как разговор будет развиваться в том или ином ключе, вы обязательно найдете общую тему. Источник

МИЛО: Отличная погода сегодня!

НИЛ: Точно! Самое время выгулять моего щенка на Эмбаркадеро. Наверное, много народу придет полюбоваться заливом. Вы бывали там?

Видите, как Нил ответил на вопрос? Он открылся, показав Мило, что не против продолжить разговор, и дав ему новые темы для беседы. Дальше Мило может спросить: «А где находится Эмбаркадеро?», или «Какой породы ваш щенок?», или «Оттуда видно мост Золотые Ворота?»

Чтобы поддержать беседу и разговорить собеседника, выйдите за рамки общих фраз и расскажите что-нибудь интересное о себе. Это поможет укрепить доверие между вами.

Задавайте открытые вопросы

Открытые вопросы подразумевают развернутый ответ и дают собеседнику возможность высказать свое мнение.

  • «Что вы думаете о докладчике?»
  • «А когда здесь открывается лыжный сезон?»
  • «Где в этом городе лучшие магазины женской одежды?»
  • «На какую наживку вы рыбачите?»
  • «Не знаете, почему тот джазовый клуб закрылся?»

Задавайте главные вопросы журналистов (что, почему, где и как), если хотите получить от собеседника развернутый ответ.

Так вы узнаете больше интересной информации и сможете поддержать беседу.

ДЖЕННИ: Что вы думаете о выступлениях клоунов с воздушными шарами?

ЛЮК: Честно говоря… Моему пятилетнему ребенку недавно подарили набор воздушных шаров на день рождения, и он сам может сделать большинство животных, которых мастерил клоун!

ДЖЕННИ: Набор воздушных шаров! Я бы не додумалась! Моя четырехлетняя племянница умна не по годам, ей бы понравился такой подарок. Не подскажете, где их купить?

Берите пример с Дженни. Один из лучших способов расположить к себе собеседника — спросить его о чем-то. Так вы покажете, что заинтересованы в теме разговора и продолжении беседы.

Не будьте занудой

Первая кошмарная форма занудства — пространная лекция. Вам задают простой вопрос о работе или хобби, а вы отвечаете так подробно, будто хотите рассказать вообще все, что знаете. Вы отнимаете у собеседника 12 ценных минут жизни, тогда как он, вероятно, был готов дать вам лишь 45 секунд.

Вторая убийственная форма занудства — длинный и запутанный рассказ о самом себе. Вы чувствуете, что должны описать все события с самого начала и в подробностях сообщить, что и как вы делали.

Вот советы, как заинтересовать слушателей (преданных или нет) и удержать их внимание.

— Помните: праздный разговор состоит из пауз и переключения между темами, а не из глубокого погружения в одну тему и обсуждения одного вопроса.

— Люди не любят затянутых историй. Вспоминайте об этой великой истине каждый раз, когда хотите открыть рот. Понаблюдайте за теми, кто умеет говорить кратко и по делу. Подружитесь с фразой «если вкратце, то…».

— Представьте, что вы играете в теннис. Вы подаете и принимаете или только подаете?

— Сразу переходите к сути. Переходите к ней до того, как кто-нибудь вас перебьет.

— Перебросьте мяч на сторону собеседника. Если вы очень хотите подробно рассказать о своем замечательном приключении, предложите встретиться за чашечкой кофе чуть позже. Отдайте мяч собеседнику — он сам решит, принимать ли ваше приглашение.

— Внимательно наблюдайте за собеседником: не скучно ли ему? Если он смотрит вам в глаза, продолжайте говорить. Но если он отводит взгляд, то вам, вероятно, пора замолчать и дать ему слово. Научитесь определять, слушают ли вас по-настоящему или просто ждут, когда вы закончите.

Посылайте невербальные сигналы дружелюбия и общительности

Эти правила помогут вам лучше управлять невербальными сигналами.

1. Улыбайтесь

Искренне улыбайтесь людям при знакомстве, иначе вас запомнят хмурым и угрюмым. Можете даже потренироваться перед зеркалом, чтобы понять, какая мимика помогает вам выглядеть дружелюбно и жизнерадостно.


Непринужденная беседа начинается с улыбки. Источник

2. Примите открытую позу

Открытая поза — это поза, при которой ваше тело развернуто к тому, с кем вы общаетесь. Руки и ноги не скрещены, голова и тело обращены к собеседнику. Расправьте плечи и разверните ступни в его сторону. Только не стойте по стойке смирно, иначе будете казаться напряженным. Ведите себя непринужденно.

3. Наклонитесь к собеседнику

Во время разговора наклонитесь к собеседнику или пододвиньтесь к нему поближе. Так вы покажете, что вас интересуют его слова, и продемонстрируете свою симпатию.

4. Установите зрительный контакт

Избавьтесь от привычки постоянно отводить глаза, рассматривать собственные колени или потолок во время разговора. Зрительный контакт помогает сосредоточиться на собеседнике, демонстрирует внимание, открытость и дружелюбие, а также сообщает о вашей отзывчивости.

Лекарство от социальной тревожности

Вы видите неулыбчивое лицо или чувствуете отстраненность и сразу делаете вывод, что человек не хочет с вами общаться. Но возможно, эти отрицательные социальные сигналы не имеют к вам никакого отношения. Вероятно, человек только что обнаружил, что потерял ключи от машины или что его подруга ему изменяет, а вы думаете, что он хмурится из-за вас.

Узнали что-то новое о своем эго? А стоило бы. Возможно, у вас болезненное самолюбие, поэтому вы пытаетесь выглядеть отстраненно, как будто чем-то заняты. Или же, наоборот, всегда следите за тем, какое впечатление производите на людей. Просто на всякий случай — вдруг кто-то смотрит на вас.

В таком случае вам стоит запомнить правило 18/40/60, сформулированное психиатром Дэниелом Аменом. Вот оно:

В 18 лет вы переживаете, что подумают о вас окружающие; в 40 лет вас больше не волнует их мнение; в 60 вы осознаете, что никто о вас и не думал вообще.

У людей полно других интересных дел, кроме как критиковать вас. Но чувство смущения не дает вам этого понять. Из-за него вы не можете проявить вашу естественную общительность и доброжелательность. Это как если бы вас ослепили светом прожектора. Вы погружены в себя, поэтому не можете разглядеть собеседника сквозь яркий свет и сосредоточить на нем внимание.

Как насчет того, чтобы начать проявлять интерес к окружающим? Это сместит центр вашего внимания с вас (и вашего чувства неловкости) на собеседника и поможет завязать дружеский разговор.

По материалам книги «Говорить легко!»
Обложка поста отсюда

НЕПРИНУЖДЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье излагаются некоторые результаты изучения непринужденного общения.

Формулируется определение понятия «профессиональное непринужденное высказывание»; рассматривается специфика непринужденной речи, которая используется в профессиональной сфере. Описываются ситуации применения данной речи в зависимости от направленности отраслей производства (материальная, духовная, сфера услуг). Непринужденная речь сравнивается с деловым общением, формулируются отличия между непринужденной и деловой коммуникацией. Выявляются некоторые психологические и лингвистические характеристики рассматриваемой речи, в частности, спонтанность, неподготовленность, непосредственность и другие. Приводятся признаки непринужденного высказывания, а также классификация его жанровых разновидностей в профессиональной сфере. В заключительной части статьи анализируются образцы непринужденных высказываний в диалогической и монологической разновидностях, иллюстрируются их речевые особенности, характеризуются экстралингвистические факторы непринужденной коммуникации.

Непринужденная коммуникация – это взаимодействие, предполагающее свободное, естественное, как правило, неподготовленное общение в неформальной дружеской ситуации. Она характерна для ситуаций и бытового, и профессионального взаимодействия, в которых имеют место такие психолого-лингвистические характеристики, как спонтанность, эмоциональность, неофициальность, неподготовленность. Это говорит о том, что непринужденная речь имеет более свободные формы реализации, нежели литературная разговорная речь, строго подчиненная кодификационным нормам, исключающим из своего состава жаргон, просторечия и диалектизмы. В неформальной или частично неофициальной ситуации разговорная речь может содержать отступления от правил лексики и грамматики в большей или меньшей степени, в зависимости от культурного уровня собеседников, их речевой подготовки, а также экстралингвистических факторов общения (места, времени, невербальных средств, особенностей личности собеседников, их количества). Важную роль в балансировании в сторону нормативности/ненормативности произносимой речи играют факторы стратификации собеседников, а именно, гендер, возраст, уровень образования, образ жизни, семейное положение, профессиональная роль и т.

п. То есть непринужденная речь по своим признакам «близка к нелитературным формам общения, поэтому нередко можно встретить квалифицирующее определение “разговорно-просторечный”, объединяющее литературную и нелитературную разновидности языка» [3, c. 41].

Непринужденное взаимодействие противопоставлено деловому общению, в котором недопустима речевая небрежность, грубые нарушения речевых норм, которые могут приводить к недопониманию в решении многих важных проблем, двусмысленности трактовки тех или иных профессиональных вопросов. Кроме того, важную роль играет техника речи, хорошо поставленный голос, особенно во время публичного общения, точное использование невербальных средств, а также безоговорочное соблюдение этикетных правил поведения. Необходимо отметить, что неформальное высказывание в рамках официальной или частично официальной ситуации при общении с коллегами и руководством имеет ряд ограничений, связанных со сложившимся корпоративным регламентом делового этикета организации, а также общими правилами поведения между сотрудниками корпорации.

Кроме того, организационные принципы, включающие требования общения на литературном языке, правила делового этикета, нормативы дресс-кода могут быть более строгими в крупных компаниях, предполагающих частые официальные коммуникации, встречи с инвесторами, партнерами и т.п.

Таким образом, деловое общение будет эффективным только при соблюдении совокупности специфических правил, которые детерминируют реализацию условий для осуществления профессиональной компетентности.

В профессиональной деятельности непринужденное общение, безусловно, тоже достаточно распространено. Однако корпоративная сфера взаимодействия – это официальная коммуникация, она направлена на решение конкретных прагматических задач, поэтому в зависимости от разделения труда по отраслям общественного производства, направленного на различные виды сферы услуг, создание материальных (различные виды промышленности, сельское хозяйство, ЖКХ и др.), нематериальных благ (образование, здравоохранение, спорт и др.), а также отраслей умственной или физической деятельности, квалификации сотрудников, трудящиеся в большей или меньшей степени могут использовать в своем общении непринужденную речь.

Непринужденная коммуникация в профессиональной деятельности возникает, как правило, во время неформальных моментов (перерыв на обед, беседы «на отвлеченные темы» во время учебной паузы в вузе, т.н. «перекур» на производстве). Данная речь может произноситься в период непосредственного осуществления трудовой деятельности, например, при беседе портних в цехе и т.д.

Естественный дискурс частотен в официальной обстановке, особенно если есть условия для неформального взаимодействия, и личность имеет достаточный опыт подобного общения, а также чувствует себя естественно и психологически комфортно. Это касается и ситуаций так называемого приватного разговора руководителя и подчиненного, когда необходимо решить проблему без участия посторонних лиц. Взаимодействие, безусловно, должно быть с соблюдением служебной субординации, однако если разговор из серии «по душам», к примеру, о повышении/понижении в должности, возможных психологических проблемах работника, выплате премии, конфликтных ситуациях в коллективе и т.

п., то фактор естественности беседы, «без галстуков» станет ведущим.

С нашей точки зрения, непринужденная речь в профессиональной сфере – это естественная речь, произносимая во время неофициальных пауз корпоративного общения в обстановке, как правило, паритетной коммуникации, предполагающей бытовую тематику или неформальное обсуждение профессиональных вопросов. Соблюдение норм речи определяется сферой (материальной или духовной), в которой используется непринужденное высказывание, уровнем культуры коммуникантов и т.п. факторами.

В качестве устных жанров непринужденного общения в организации можно назвать следующие: (этикетно-церемониальные: приглашение, застольное слово, поздравление, речь к подарку, утешение; конфликтные: оскорбление, жалоба, осуждение, претензия, назидание, выговор, нравоучение; рекреативные: шуточный рассказ, острота; проблемно-профессиональные: спор, реплика, сообщение, беседа на профессиональные темы; бытовые: устный рассказ, сплетня, беседа на бытовые темы, похвала).

Естественное общение, которое возникает при непосредственном контакте сотрудников компании, главным образом возможно в ситуации демократического стиля на уровне горизонтальных профессиональных отношений между коммуникантами, когда возможен открытый диалог и каждый говорящий может развивать более одной темы, которая покажется важной или интересной слушателям. Иногда собеседник эмоционально высказывается о какой-то проблеме дома или в профессиональной сфере с целью получения совета, поддержки или для того чтобы просто выговориться, снять эмоциональное напряжение среди товарищей-коллег. Это создает позитивные условия для развития дружеских межличностных отношений вообще и формирования условий для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Кроме того, большое значение имеет уровень психологической комфортности участников официального или неофициального взаимодействия, умение извлекать из долговременной или кратковременной памяти необходимые знания, готовность оперативно использовать хранящуюся в головном мозге информацию во внутренней речи, а затем и внешней форме речи как в полностью (или частично) подготовленной версии, так и в качестве словесной импровизации.

То есть результативность общения будет зависеть от хорошего знания предмета речи, опыта говорящего, объема его фоновых знаний. В общем высказывание во время профессиональной паузы может произнести каждый, но многое все-таки будет определяться уровнем культуры и коммуникативно-психологической готовности говорящего, его эрудицией и объемом словарного запаса. В противном случае общение будет скучным и однообразным. А в период производственной паузы люди, как правило, хотят перекусить, отдохнуть, расслабиться, переключиться со своего вида деятельности и т.п. Поэтому «душа компании» привносит в общение необходимую новизну, остроту и эмоциональный подъем.

Ситуацию непринужденного общения можно наблюдать во время специального мероприятия, например, корпоративного праздника.

Тимофеев М.И. отмечает, что важнейшим элементом корпоративной культуры, помимо дружеских взаимоотношений с коллегами; материальных льгот и вознаграждения, чувства принадлежности к чему-то значительному и т.п., являются поздравления коллег с повышением по службе, днем рождения или профессиональным (подлинным или придуманным) праздником [4, с.  40-41]. Поздравительная речь может сопровождаться небольшим застольем (шведский стол, фуршет, кофе-брейк и т.д.), а также вручением подарка и т.п. Подобные мероприятия способствуют укреплению корпоративной культуры. А застольное общение вызывает речевое раскрепощение, раскрытие некоторых творческих способностей личности, которые в полной мере не проявляются в строгом деловом общении. Кроме того, застольные беседы, особенно между бизнес-партнерами, могут выступать в качестве средства, опосредованно или прямо решающего производственные задачи: паритетность (общий стол, совместный праздник и пр.) создают толерантные условия для разного рода договоренностей – сытый и, соответственно, в хорошем расположении духа человек проявляет большую «сговорчивость» в обсуждении некоторых сложных или спорных вопросов.

Таким образом, праздничное общение и сопровождающие его жанры выполняют не только сугубо рекреативную функцию. На корпоративные торжества нередко приглашаются «полезные» для организации люди: деловые партнеры, спонсоры и т. п., что во многом облегчает решение многих производственных задач. Организация совместных мероприятий в организации создает дополнительные условия для сближения сотрудников, объединения во имя решения поставленных целей и осуществления глобальной миссии предприятия, способствует укреплению корпоративного духа в целом. Это касается и менеджеров разного уровня, и рядовых сотрудников фирмы.

В последнее время в корпоративной культуре важную роль приобретает «дух» человеческих отношений, который является необходимой базой не только любой цивилизованной деятельности, но и эффективной коммуникации в профессиональном коллективе [2, с. 3]. Поэтому проведение мероприятий, которые создают условия для непринужденного общения в организации, способствует сплочению сотрудников, идентификации их не как бездушных «винтиков» системы, а как единого коллектива, способного слаженно и результативно решать любые поставленные перед ними производственные задачи.

Что касается разновидностей речи, разговорная непринужденная речь реализуется преимущественно в диалогической (полилогической) разновидности. Короткие диалогические реплики на «свободные темы» создают условия свободного, незатрудненного общения, в котором не требуется жесткий контроль каждого слова или фразы, как это часто требуется в деловом общении. Собеседники играют естественные социальные роли, близкие их «натуральному» поведению.

Рассмотрим непринужденный диалог, состоявшийся между методистом и студентом 1 курса заочного отделения одного из вузов города Москвы:

  • Скажите, а где больше платят: на гражданском или уголовном праве?
  • Где нет нас…
  • Хм…
  • Большой роли выбор специализации не играет.
  • А Вы не знаете, кто наш куратор?
  • Дисциплина специализации также куратор.
  • Которая ведет?
  • Да. Вы бы какие-нибудь насущные вопросы задавали!
  • А какие?
  • Ликвидация финансовой задолженности, академических долгов.

Как видим, непринужденное общение происходит в официальном месте, общение осуществляется на «вы» и направлено на организационные темы, что свойственно для ситуации делового общения. Методист отвечает кратко, тон речи сухой, официальный. Однако содержание некоторых фраз указывает на непринужденный характер: короткие реплики диалога характеризуются неполнотой, свойственной разговорной речи, содержат клише и отступления от речевых норм. «Диалог обеспечивает естественность и непринужденность речи, ее неполноту, которая возмещается за счет ситуации общения» [1, с. 222].

При ответе на первый вопрос методист использует крылатое выражение из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», что свидетельствует о том, что собеседник хочет уйти от ответа, но в то же время все-таки дает ответ по существу: «Большой роли выбор специализации не играет». Для непринужденной речи свойственна экономия речевых средств, использование клише и устойчивых выражений. В данном случае о разговорности свидетельствует и неточный порядок слов в пословице. На вопрос студентки о кураторе сотрудник деканата отвечает, грамматически неверно построив предложение, стараясь экономить устные речевые ресурсы: «Дисциплина специализации также куратор». Однако студентка ее поняла, т.к. уточнила: «Которая ведет?». То есть куратор – преподаватель дисциплины специализации. Далее сама методист подчеркивает несущественность, по сути – неофициальность – некоторых вопросов студентки: «Вы бы какие-нибудь насущные вопросы задавали!»

В другом образце (фрагмент) представлен диалог между преподавателем и гардеробщицей.

  • А вы в котором часу заканчиваете?
  • Как вам надо, так и заканчиваю.
  • А, ну тогда хорошо. Я успею куртку забрать.
  • Я тут допоздна сижу, и студенты приходят. Мы поговорим когда. И преподаватели приходят. «Любовь Петровна, здравствуйте, как дела, как внуки?». У меня двое внуков и двое правнуков, внуки работают, живут со мной, а мне на глаз операцию нету денег, не дают. Я плохо видеть стала. Это я их кормлю. Со мной живут. Ухожу на работу, чтобы глаза их не видели. Я тут рядом живу. Добежал, и все.
  • Да вам отдыхать надо.
  • Нет, я не могу, на работу ухожу, чтоб глаза мои их не видели. Вот две недели их не кормила. Так они ели пельмени, я их уже видеть не могу, эти пельмени покупные. Я говорю: «Давайте, варите. Вот картошка, лук, все им даю, пусть готовят! Не готовят! Нет, говорят, ты вкуснее готовишь, сама готовь! И даже правнучки, четыре года и семь лет, говорят: «Ты вкуснее!» А внукам двадцать четыре и двадцать семь. Все работают. Я говорю: «Берите, варите нормальную еду». Сейчас опять готовлю я сама. А студенты сюда приходят, я их угощаю, они говорят: «Баба Люба, вкусно!» Приходят с ночи, говорят: как досижу, не знаю. Я им говорю: «Садись, пей кофе с печеньем или баранками!» Когда есть, разве жалко, иди, наводи кофе, да пей!

В данном примере представлен непринужденный диалог, в котором речь одного собеседника (преподавателя) – короткие реплики, высказывания другого (гардеробщицы) – более развернутые сообщения монологического характера. Речь гардеробщицы содержит явные признаки непринужденной разговорной речи: спонтанность, неподготовленность, непосредственность. Профессия гардеробщицы в образовательном учреждении принадлежит к сфере физического труда, в гардеробе женщина трудится в свою смену одна, поэтому, соответственно, у нее возникает потребность в общении с людьми, которые периодически оставляют верхнюю одежду в этом гардеробе. Кроме того, накопившиеся домашние проблемы, взаимное непонимание между ею и внуками, ищут выхода. И такая речевая «разрядка», выраженная в форме непринужденного разговора, дает определенный, безусловно, положительный психологический эффект. Ее речь – это небольшие разговорные монологи в жанре устного бытового рассказа, вплетенные в структуру диалога. О своей жизни пожилая, умудренная опытом женщина говорит просто, искренне, эмоционально. Языковые средства максимально упрощены, неполнота простых предложений, лексическо-грамматические повторы, речевые ошибки свидетельствуют о бедности словарного запаса, что в целом обусловлено неофициальностью ситуации.

Проанализированные примеры свидетельствуют о том, что непринужденная коммуникация в профессиональной сфере имеет свою специфику и направлена на решение как личных проблем, так и производственных задач.

Таким образом, непринужденные высказывания в профессиональной сфере имеют ряд языковых и экстралингвистических особенностей, отличных от делового профессионального общения, специфический набор жанров, диалогические и монологические разновидности, что определяет рассматриваемый вид общения как сложное многоуровневое образование, которое, являясь частью корпоративной культуры, служит средством психологической разгрузки, примирения конфликтующих сторон, помогает решать производственные задачи, способствует укреплению корпоративной культуры и в целом – гармонизации межличностных отношений в трудовом коллективе.

Эффективное общение: не так просто, как кажется

Общение. Это так просто, особенно со всеми современными технологиями, которые есть в нашем распоряжении. Мы без колебаний пишем тексты, твиты, сообщения электронной почты и т. д. Однако существует большая разница между коммуникацией и эффективной коммуникацией . Эффективное общение — это больше, чем просто обмен информацией; это также касается понимания эмоций, стоящих за информацией. Эффективное общение может улучшить отношения, создавая доверие и уважение, оно может помочь нам лучше понять ситуацию и может создать среду, в которой могут процветать творческие идеи, решение проблем и сотрудничество. Как ИТ-директор я знаю, что эффективная коммуникация — мой друг; и все же, удержаться на вершине может быть проблемой.

Эффективная коммуникация важна для ИТ-лидеров для поддержания видимости и доверия, а также для создания положительного восприятия ИТ-организации. Мы можем быть превосходны в предоставлении технологий, но без сопутствующей коммуникации восприятие может не соответствовать действительности. Часто восприятие, полученное из наших сообщений, важнее, чем само сообщение, и может быть разницей между успехом и неудачей ИТ-руководителя.

Существует много типов связи, как внутри ИТ-организации, так и за ее пределами с остальным высшим учебным заведением. Внешне ИТ-руководители могут сообщать о новых инициативах, о запланированных (или незапланированных) отключениях, о видении, стратегии и целях, или они могут сообщать общие маркетинговые сообщения для ИТ-организации и ее служб. Независимо от типа коммуникации сообщения должны быть целеустремленными, последовательными, своевременными, ясными и краткими, а также релевантными для аудитории.

Другими ключевыми элементами коммуникации, которые я стараюсь запомнить, являются быстрое изложение моей конкретной точки зрения путем целенаправленного и ясного структурирования сообщения, просмотра и редактирования текста и использования простого языка, свободного от технического жаргона. При создании сообщений для широкой аудитории я часто поручаю кому-то еще просматривать текст, чтобы найти пропущенные слова и опечатки и убедиться, что мое сообщение передано правильно.

Одна тактика, которую я использую, чтобы сосредоточиться, состоит в том, чтобы задать набор из пяти вопросов:

  1. О каком событии, проблеме или информации я хочу сообщить?
  2. Что мне нужно или что я хочу сказать об этом событии, проблеме или информации?
  3. Кому нужно услышать сообщение?
  4. Кому нужно доставить сообщение?
  5. Какие инструменты и/или формат следует использовать для доставки сообщения?

Как только я смогу четко сформулировать ответы на все пять этих вопросов, я смогу легко сформировать соответствующее сообщение для нужной аудитории для своевременной доставки.

Одна из самых больших коммуникативных оплошностей заключается в том, чтобы говорить о том, что мы хотим, чтобы наши коллеги знали или что, по нашему мнению, они должны знать, а не о том, что они хотят, чтобы знали. Все, что мы делаем в ИТ-организации, связано с академической и операционной эффективностью. Дело не в технологиях. Дело не в том, как работает эта технология, и даже не в том, почему мы выбрали конкретную технологию. Речь идет о ценности, которую мы предоставляем пользователям, и о том, что это значит для них. Чем полезна технология, как она помогает пользователям лучше выполнять свою работу и как улучшает процессы, обучение и исследовательскую деятельность? Без этой ценности технология — просто воздух, больше «мусора».

Одним из важнейших видов коммуникации является проектная коммуникация. Проекты составляют большую часть работы ИТ-организации и включают уникальный набор требований к коммуникациям. Я обнаружил, что ключом к реализации успешного проекта является разработка плана коммуникации как части общего плана проекта.

Когда дело доходит до крупных многогранных проектов (например, обновление нашей ERP-системы), мы создаем подкомитет по коммуникациям для проекта. В состав подкомитета могут входить одни и те же члены проектной группы, но часто в него входят и другие лица, не вовлеченные в повседневные детали проекта. Очень важно найти нужных членов подкомитета: мы хотим, чтобы они понимали цели проекта, базу пользователей, влияние, которое проект окажет на их работу, и опасения, которые могут возникнуть у затронутых пользователей в связи с изменениями, вызванными проект.

Способ подачи информации также важен. Вот почему, когда мы запускаем проект, который затрагивает весь университет (например, обновление системы информации для студентов), мы нанимаем члена университетской команды по маркетингу и коммуникациям, чтобы он присоединился к нам в подкомитете по коммуникациям проекта. Этот человек является экспертом в общении и, следовательно, может помочь нам управлять процессом наиболее подходящим и своевременным образом.

Наши планы коммуникаций по проекту включают в себя матрицу всех коммуникаций, связанных с этапами, целями и обучением для проекта. Подкомитет использует те же пять вопросов, которые были определены ранее, для разработки плана коммуникации. Например, когда новая функция запускается, может быть разослано множество сообщений: общая информация в еженедельных сводках новостей университета; специальное электронное письмо деканам и вице-президентам; целевое сообщение тем людям, которым требуется обучение новой функции; и уведомление на сайте.

Наконец, всем в ИТ-сфере приходится иметь дело с отключениями, как плановыми, так и, к сожалению, незапланированными. Информирование об отключениях жизненно важно. Отсутствие надлежащего общения делает сбой, особенно если он незапланированный, хуже, чем он есть на самом деле. Поскольку найти способ быстро связаться с затронутыми сторонами может быть очень сложно, моя команда создала специальную учетную запись электронной почты под названием «Оповещения ИТ-службы». Мы используем эту учетную запись только для сообщений о сбоях. Время от времени меня просили использовать эту учетную запись для отправки в кампус другой информации, связанной с технологиями, но я был непреклонен в том, что ее следует использовать только в случае сбоев. Таким образом, избиратели кампуса будут ассоциировать учетную запись с информацией об отключении и ни с чем другим.

Как я уже сказал, общаться легко. Мы просто не всегда сознательны в этом. Эффективная связь требует постоянных усилий. Для меня это один из тех инструментов, который я буду продолжать оттачивать.


Кэти Дж. Лэнг — директор по информационным технологиям Университета Маркетт.

© 2015 Кэти Дж. Лэнг. Текст этой статьи находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Обзор EDUCAUSE, vol. 50, нет. 5 (сентябрь/октябрь 2015 г.)

Родительские темы:

ИТ-директор Коммуникации Лидерство и управление

Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.

  • через твиттер
  • через Facebook
  • через LinkedIn
  • по электронной почте
Рекламное объявление
Рекламное объявление
Рекламное объявление

Пять слов для облегчения общения

Очень трудно знакомиться с новыми людьми. Проблема в том, что человек ничего о вас не знает. Поэтому можно составить список из пяти слов, которые могут дать хотя бы смутное представление о вашем характере. Конечно, эти пять слов не могут передать всех особенностей вашей сложной натуры. Однако у человека будет смутное представление о вашей личности.

Наши специалисты могут предоставить индивидуальное эссе
по вашим инструкциям
всего за $13.00 $11.05/стр.

308 квалифицированных специалистов онлайн

Узнать больше

Первое слово будет дружелюбным. Оксфордский словарь определяет этот термин как добрый и приятный (Friendly, n.d.). Я согласен с этим определением. Я очень добр к людям. Мне сложно сказать какие-то грубые слова или даже обидеть мужчину. Я чрезвычайно дружелюбный человек, и мне очень интересно общаться с людьми и заводить новые знакомства. Именно поэтому люди чувствуют себя комфортно, разговаривая со мной. Следующее слово будет юмористическим. Дело в том, что я ценю в людях хорошее чувство юмора.

Я глубоко обеспокоен тем, что хорошая шутка может изменить любую ситуацию к лучшему и расположить к себе человека. У меня также есть хорошее чувство юмора; поэтому я часто смеюсь и шучу. Этот факт может характеризовать меня как очень оптимистичного человека. Я считаю, что люди должны быть менее серьезными, поскольку смех является мощным противоядием от боли и стресса (Smith & Segal, 2014). Следующее слово независимое. Я стараюсь все делать сам и зависеть ни от кого, кроме себя.

Эта черта моего характера очень помогает мне в жизни, так как означает, что человек готов встречать все трудности на своем пути и преодолевать их, используя только собственные силы. Поэтому я считаю, что это слово нужно произносить, чтобы человек понял, каковы мои приоритеты. Третье слово, которое может меня охарактеризовать, — оптимист. Я глубоко поглощен тем, что это результат моей любви к смеху.

Можно сказать, что люди, которые любят пошутить и подшутить, не могут быть пессимистами, так как привыкают к положительным эмоциям и не могут ожидать от жизни чего-то неприятного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *