Произвольная и непроизвольная память
Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.
Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью.
10 Мышление,
отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
Обобщение результатов чувственного опыта, которое происходит, когда человек познает мир, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Такое опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.
Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.
Психология мышления рассматривается здесь в широком смысле этого понятния, поскольку мышление изучается не только в психологии и нейрофизиологии, но и в теории познания и логики, в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных процессов.
Процессы мышления как бы завершают цепь обработки информации, но, в тоже время, восприятие,вниманиеипамятьближе всего к нервной деятельности и являются фундаментальными процессами. Мышление — активный процесс, в котором происходит взаимодействие сохраненных и извлеченных ментальных репрезентаций для воспроизведения новых репрезентаций.
Мышление человека происходит посредством репрезентаций, каждое из которых выражается словом или несколькими словами, включающими существенные свойства класса объектов или представлений, которые можно определить как понятия. Собственно эти репрезентации (понятия) являются элементами мышления, различные их сочетания дают возможность переходить от одних мыслей к другим, т.е. протекать процессу мышления в различных его формах.
Любое понятие характеризуется содержанием (совокупностью существенных признаков данного понятия) и объемом (количеством объектов с общими существенными признаками).Логика и силлогизмы, логическое мышление
Более сложные виды работы мышления требуют других конструкций. Объективно сложившиеся в истории языка средства отражают не только внешние пространственные или временные отношения, но и логические отношения, более сложные отношения причины и следствия и т.п.
Дедуктивное мышление (дедукция), это процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям), и подразумевается установление истинности или ложности заключений на основе логических связей.
Делая логические выводы, человек использует сложные системы, образующие связи, по которым течет его мысль. Примером такой связи может служить силлогизм (суждение), т.е. отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это наборы утверждений (фактов) из которых делается заключение.
В силлогизме человек высказывает свое мнение о данном факте или предмете, определяет связи между фактами или предметами или/и свое отношение к какому-то явлению. В силлогизмах выражаются и чувства человека, его намерения: «Я люблю море», «Я хочу уехать в Петербург».
В истории языка и логики сформировались такие средства, которые автоматически передают человеку опыт поколений, избавляя его от необходимости получать соответствующую информацию собственным логическим путем.
Логические связи, получаемые человеком в результате развития, становятся основой его продуктивного мышления, но человек не рождается с логическим чувством. Человек должен научиться пользоваться логическими связями, используя не только свой личный опыт, а это совсем не легкий процесс. Мыслящий человек может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность.
Логические связи делают мышление доказательным, объективным и убедительным. Однако формальная логика (понятие, силлогизм) оставляет за «бортом» такие формы, как процессуальность мышления, этапы выявления и добывания данных, условия возникновения и развития мысли, взаимосвязь с чувственным познанием.
Для того чтобы следовать логическим суждениям, необходим большой объем оперативной памяти, поэтому могут случаться ошибки, когда не хватает этого объема.
Закономерности памяти по Петру Зинченко. Как использовать их в тренинге?
Несмотря на некоторое намеренно упрощенное изложение, надеемся, что знакомство с представленными эффектами позволит вам расширить знания о психологии обучения.
За основу изложения взята концепция Петра Ивановича Зинченко. Он не настолько знаком тренерам, как Джордж Миллер с «магическим числом» 7±2 (объем кратковременной памяти), но его научный вклад в изучение памяти нам видится даже более значимым.
Здесь мы согласны с мнением профессора Б.Г. Мещерякова, исследователя научного творчества Зинченко: «В своих исследованиях Зинченко впервые обнаружил ряд значительных мнемических эффектов, которые в соответствии с традицией и по справедливости могли бы быть названы его именем». (4)
Непроизвольное и произвольное запоминание
Зинченко изучал два вида памяти: непроизвольное и произвольное запоминание.
Непроизвольная форма памяти — это продукт любой целенаправленной деятельности. Когда мы стараемся понять содержание изучаемого материала, то многое запоминаем без специальных на то усилий. Индивидуальный опыт дошкольника фиксируется в основном за счёт непроизвольной памяти.
С возрастом отмечается закономерная тенденция к повышению показателей произвольного (преднамеренного) запоминания. При этом «с появлением произвольной памяти непроизвольная память не только не утрачивает своего значения, но и продолжает совершенствоваться». (1, с.
Опытный тренер знает, что есть специфические приемы обращения к произвольной и непроизвольной памяти.
- Добавляйте примеры в теорию. Удачный пример останется в непроизвольной памяти участников.
- Уберите то, что занимает непроизвольную память. Например, «украшения» в буклете которые не несут полезной информации.
- Объясняйте, что именно и почему важно запомнить, чтобы участники тренинга сделали усилие для запоминания.
- Оставляйте на стене в зоне видимости методически выверенные листы флипчарта с небольшим количеством информации, схемами, заголовками и так далее. Это — стимулирующий материал для непроизвольного запоминания. В тренинге для тренеров мы неоднократно повторяем: «Люди учатся со стен».
Значение эффектов памяти для тренера
В экспериментах Петра Ивановича Зинченко
обнаружены закономерности, имеющие практическое значение для людей, занимающихся обучением взрослых.Познакомимся с четырьмя эффектами памяти и узнаем, в чем их значение для конструирования различных методических приемов в тренерской работе.
Эффект №1. Интерференция
Несовместимость мнемической и познавательной задач.
В экспериментах Зинченко испытуемые решали задачу классификации карточек по содержанию изображений. В последующем им было непросто вспомнить, какие именно предметы были на карточках, так как они были сосредоточены на выявлении существенных свойств предметов, и перед ними не стояла мнемическая задача.
Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?
- Определите учебную цель задания — оно для намеренного запоминания (мнемическая задача) или для развития когнитивных навыков (познавательная задача).
- Для обсуждения результатов задания поставьте вопрос так, чтобы он на уровне формулировки был связан с целью задания. О неудачном составлении вопросов мы детально рассказали в другой нашей статье.
- Не стоит увлекаться сложносоставными инструкциями. Например, на тренинге по деловой переписке не стоит делать такой «замес»: Найдите ошибки в тексте письма клиенту, запомните удачные фразы и определите, какого типа эти ошибки. Проведите два задания: цель первого — запомнить наиболее удачные фразы, а другого — найти и разделить ошибки по разным основаниям.
Эффект №2. Активность
Лучшее запоминание материала наблюдается при выполнении познавательной задачи, опирающейся на содержательные и активные способы обработки материала. В экспериментах Зинченко подтвердил свою гипотезу, что «самым общим и необходимым условием непроизвольного запоминания объекта является наличие какой-либо активности по отношению к нему». (1, с. 165)
Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?
- Короткие лекции должны быть короткими, не более 15 мин
- В ходе заданий надо решать конкретные задачи и проблемы.
- Следует моделировать ситуации, где изученное — это информационная основа для действий, обратной связи и самоконтроля.
Эффект №3. Генерация
Лучше запоминается информация, сгенерированная самим человеком, в сравнении с аналогичной информацией, предлагаемой для чтения, просмотра или прослушивания. Зинченко обнаружил, что люди в арифметических задачах намного лучше запоминают числа, придуманные ими же, чем числа, предложенные в готовых примерах.
Генерация информации требует больше умственных усилий, чем чтение или слушание лекций. По мнению многих психологов, усилия способствуют лучшей запоминаемости, так как устанавливается большее число ассоциативных связей, что увеличивает количество «маршрутов доступа» к сгенерированной информации (6).
Современные когнитивные исследования говорят о неоднозначности эффекта генерации. Так в экспериментах психологов университета Восточной Каролины отмечен значимо сниженный эффект генерации для нового, незнакомого материала (5).
Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?
- Вместо чтения лекции разделите содержание на несколько блоков для 3-4 групп. Попросите каждую группу подготовить выступление с примерами из собственной практики по заданной теме, чтобы другие участники хорошо разобрались с этим материалом. Но не злоупотребляйте этим приемом. Помните, что стратегии запоминания, зависящие от эффекта генерации, будут иметь ограниченную эффективность, когда применяются к совершенно новому материалу.
- Создавайте задания на основе эффекта генерации: «заполнить пробелы», разгадать изображения-метафоры, показать сценку с ключевыми идеями модели/теории, создать сканворд, придумать вопросы по пройденной теме и так далее.
Эффект №4. Глубина осмысления
Непроизвольное запоминание зависит от вида умственной задачи. В экспериментах Зинченко испытуемые придумывали к каждому заданному слову новое слово по одному из трех правил:
- «По связям» — «молоток – гвозди», «шкаф – книга».
- «По свойствам» — «петух – поет», «дом – деревянный».
- «По начальной букве» — «мяч – масло».
Наиболее высокие показатели непроизвольного запоминания получены в задаче с придумыванием слов «по связям», хуже всего запоминались слова в задаче придумывания слов «по начальной букве».
Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?
- Теоретическая модель усваивается лучше, когда она сопоставляется со своим или чужим опытом. Например, в тренинге по разрешению конфликтов часто описывается разница между понятиями «позиция» и «интерес». Но более глубокое осмысление и запоминание происходит через анализ ролевой игры, в которой задействованы разные позиции и интересы сторон.
- Определите для себя, достаточно ли вы уделяете времени тому, чтобы участники могли осмыслить материал через задания разной сложности.
- Если время ограничено, выбирайте задание с более глубоким осмыслением. Например, разгадывание сканворда, состоящего из ключевых понятий тренинга, может быть увлекательно для некоторых участников, но особой глубины осмысления оно не предполагает.
- Оценивайте проверочные или тестовые задания с точки зрения глубины осмысления, если хотите повысить уровень запоминаемости материала. Проверочное задание на выбор верного ответа из 3-4 вариантов требует меньшего осмысления, чем задание на сопоставление «нужных» вопросов с этапами беседы по модели GROW. О составлении тестовых вопросов читайте здесь.
Отдавая дань памяти П.И. Зинченко, приведем напоследок сокращенную цитату из статьи, посвященной 110–летию со дня его рождения: «Спустя многие годы после издания «Непроизвольного запоминания», известные североамериканские когнитивные психологи пошли примерно тем же путем, сделав методический подход Зинченко главным способом проверки теории глубины обработки, в сущности очень близкой к идеям деятельностного подхода к памяти, разработанного Зинченко. Отчасти этот факт признал Роберт Солсо, автор крупной обзорной работы по когнитивной психологии…». (. 3)
В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.
Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!
Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!
Список литературы
1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
2. Зинченко В. П. Память и мышление в работах П. И. Зинченко // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения: Материалы первого всесоюзного симпозиума по психологии памяти. Харьков, 1970.
3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Петр Иванович Зинченко (1903-1969): его жизнь и труды. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013, №2, с.1-23.
4. Мещеряков Б. Г. Мнемические эффекты П. И. Зинченко// Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.3, 6-12.
5. Lutz J., Briggs А., Cain К. An Examination of the Value of the Generation Effect for Learning New Material. The Journal of General Psychology. Volume 130, 2003. P.171-188.
6. McCurdy, Sklenar, Frankenstein, & Leshikar. Theories of the generation effect and the impact of generation constraint: A meta-analytic review. July 2020. Psychonomic Bulletin & Review 27(11), 1139–1165
Непроизвольные автобиографические воспоминания | BPS
В романе Пруста « À la Recherche du Temps Perdu » рассказчика Марселя переполняет неожиданно яркое воспоминание, вызванное погружением мадлен в чашку чая. Такие переживания в настоящее время классифицируются как непроизвольные автобиографические воспоминания (IAM), которые приходят на ум без какой-либо преднамеренной попытки их извлечения. Эббингауз (1885/1964) первым определил их как отдельный тип воспоминаний, а Фрэнсис Гальтон (1879).) описал их появление во время своих знаменитых экспериментов с ментальными ассоциациями: «Передо мной проходили образцы моей жизни… которые я никогда не подозревал, что они составляли часть моих мыслей» (стр. 151). Совсем недавно их стали рассматривать как часть автоматического процесса запоминания, описанного как «экфория» (от греческого ekphorein «открывать»), когда сигналы в окружающей среде сопоставляются с хранимой информацией и доводят до сознания конкретную память без каких-либо усилий по ее устранению. часть вспоминающего.
В этой статье мы рассматриваем результаты недавних исследовательских программ, предлагающих понимание IAM в психопатологии, старении и их связи с реальным миром, а также других субъективных переживаний, таких как дежавю.
Что такое непроизвольные воспоминания?
Непроизвольные воспоминания бывают разных форм. Некоторые из них возникают в патологических состояниях и состояниях, вызванных наркотиками, например, «флешбэки», которые испытывают потребители ЛСД через некоторое время после первоначального трипа, вызванные слуховыми и визуальными сигналами. Эти воспоминания были определены как «преходящие, спонтанные рецидивы психоделического эффекта» (Wesson & Smith, 1976, стр. 425). Как правило, они уменьшаются по интенсивности и частоте после прекращения приема наркотиков, но часто причиняют беспокойство и изнурение, когда возникают. Некоторые из определяющих особенностей воспоминаний при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) заключаются в том, что они постоянно вторгаются в сознание, вызывают чрезвычайное беспокойство и их трудно контролировать. Спонтанное возвращение прошлых воспоминаний также было отмечено у пациентов с височной эпилепсией незадолго до или во время простых парциальных припадков.
Тем не менее, более современные направления исследований предполагают, что IAM на самом деле являются относительно нормальной частью нашей психической жизни и что они выполняют полезную и важную направляющую функцию, направляя мышление и поведение в настоящем и будущем. Сигналы в окружающей среде могут обеспечить быстрый доступ к прошлому опыту, который может иметь значение для выживания в ситуациях, которые могут быть опасными для жизни или требуют быстрого решения проблем (Rasmussen & Berntsen, 2009).
IAM происходят спонтанно без какого-либо преднамеренного намерения вспомнить что-либо. На самом деле они чаще всего возникают, когда люди занимаются регулярными автоматическими действиями, не требующими внимания, такими как ходьба, вождение автомобиля или прием пищи. Подсчитано, что они происходят в среднем от трех до пяти раз в день (Бернцен, 1996) и до трех раз чаще, чем произвольные воспоминания (Rasmussen & Berntsen, 2011). Так что для большинства людей они являются обычными, обычными явлениями, но иногда они могут быть чрезвычайно значимыми, как описано Прустом, или удивительными. «Колин», страдающий деменцией, ясно описывает такого рода неожиданные воспоминания:
Я думаю, если вы получите небольшой стимул, вы сможете довольно четко вспомнить происшествие и то, что с ним связано, ветвь за ветвью… возвращаясь назад, я думаю, что смогу пробираюсь к корням… например, я увидел фотографию человека, копающего яму в куске льда где-то, и сразу же это заставило меня вспомнить время, когда я был в Казахстане где-то зимой. (Clegg, 2010, стр. 133)
Как их можно измерить?
За десятилетия, прошедшие с тех пор, как Эббингауз впервые описал эти типы воспоминаний, для их изучения использовались разные методы. Некоторые авторы следовали подходу самопроверки, отстаиваемому Эббингаузом, например, Эстер Саламан (1970), которая систематически анализировала свои собственные непроизвольные воспоминания, но эмпирических исследований было немного. Только в последнее десятилетие 20-го века непроизвольные воспоминания стали предметом интереса когнитивных психологов, и в настоящее время они становятся постоянно растущей областью исследований (например, Berntsen, 19). 96, 2009, 2010; Мейс, 2007, 2010).
Непроизвольные воспоминания трудно вызвать экспериментально, потому что они требуют личных или идиосинкразических сигналов, и как только человек осознает, что пытается вернуть воспоминание, оно становится произвольным. Большинство исследований, проведенных за последние 10–15 лет, состояли из дневников и анкет, требующих от участников ведения записей любых непроизвольных воспоминаний, возникших в течение определенного периода времени, с подробным описанием того, как они были вызваны, их содержанием, яркостью и т. д. Эти исследования привели к интересным и воспроизводимым результатам, касающимся частоты и характера IAM.
Однако совсем недавно было разработано несколько лабораторных парадигм для изучения IAM в контролируемых условиях. Например, Mace (2006) показал, что участники сообщали о том, что испытывали IAM, когда вспоминали определенные воспоминания в ответ на ключевые фразы, такие как «нахождение на пикнике» — так называемая «цепочка воспоминаний». Болл (2007) вызывал IAM у студентов колледжа, используя метод свободных словесных ассоциаций, при этом участников инструктировали генерировать непрерывные ассоциации, вызванные такими словами, как «кофе» или «гром», до тех пор, пока экспериментатор не остановит их через 20–30 секунд. Ответы записывались, и после трех пробных словесных ассоциаций участники слушали свои ответы и указывали, приходил ли им на ум прошлый личный опыт во время испытаний. О IAM сообщалось во время 86 процентов испытаний. В нашем повторном исследовании с участием 31 взрослого человека в возрасте от 21 до 86 лет мы показали, что задача словесных ассоциаций привела к созданию ярких IAM в 9 лет.0 процентов наших участников (Bradley & Moulin, 2009). Например, 73-летний мужчина вспомнил сильный ливень с градом в Северном Уэльсе, который он испытал 55 лет назад, вызванный словом «буря». Он вспомнил вид приближающейся бури и чувство беспокойства, мокрости и раздражения. Кроме того, Шлагман и Квавилашвили (2008) разработали лабораторную парадигму, которая позволяет исследователям измерять время поиска IAM, в то время как участники выполняют простую задачу на бдительность, требующую обнаружения целевых вертикальных линий среди потока горизонтальных линий. В основном сообщается, что IAM инициируются случайными словами, которые участникам было приказано игнорировать, отображаемым в центре массива строк.
Результаты этих и других исследований неизменно показывают, что НИМ с большей вероятностью относятся к конкретному событию и приходят на ум значительно быстрее, чем произвольные автобиографические воспоминания. Они также чаще приводят к телесным реакциям и влиянию на текущее настроение, чем произвольные воспоминания (Berntsen & Hall, 2004). Однако никаких различий не наблюдалось с точки зрения восприятия памяти (поле по сравнению с наблюдателем) и точности (измеряемой собственными рейтингами достоверности участников) записанных воспоминаний (Mace et al., 2011).
Триггеры НИС
Один из последовательных выводов, сделанных в литературе, заключается в том, что большинство НИС вызываются легко обнаруживаемыми сигналами в окружающей среде или мыслями. Mace (2004) исследовал типы сигналов, которые с наибольшей вероятностью вызывают НАМ у здоровых взрослых в возрасте от 21 до 58 лет. Участники записывали свои непроизвольные воспоминания и триггеры в дневниках, охватывающих двухнедельный период. Результаты показали, что больше воспоминаний вызывалось абстрактными вербальными/лингвистическими сигналами (68%), чем сенсорными/перцептивными сигналами (30%). Точно так же в ходе недельного дневникового исследования молодых и пожилых участников Schlagman et al. (2007) обнаружили, что сообщаемые IAM с одинаковой вероятностью могут быть лингвистическими или сенсорными/перцептивными. Таким образом, Мейс (2004) пришел к выводу, что эти результаты не подтверждают «прустовскую» точку зрения о том, что IAM преимущественно запускаются вкусовыми и ароматическими сигналами.
Джонс и Мартин (2006) исследовали важность объектов для пробуждения воспоминаний в повседневной жизни. Они обнаружили, что участники ценили объекты, способные вызывать воспоминания, выше, чем другие характеристики, такие как их денежная ценность или удобство использования. Было обнаружено, что это соответствует двум возрастным группам: «молодым» (в основном студенты до 25 лет) и «старым» (работающие люди в возрасте 30 лет и старше). Джонс и Мартин предполагают, что люди могут намеренно держать предметы рядом с собой, зная, что они могут вызывать непроизвольные воспоминания, а не полагаться исключительно на способность произвольно вызывать эти воспоминания. Это было также поддержано Wildschut et al. (2006), которые обнаружили, что объекты, места и другие люди могут вызывать спонтанные воспоминания, сопровождающиеся чувством ностальгии, что, в свою очередь, может привести к положительному аффекту и повышению самооценки у вспоминающего.
Таким образом, исследование показало прочную связь между НИМ и сигналами в окружающей среде и мыслями, которые часто имеют вербальную/лингвистическую природу и связаны с ключевыми аспектами воспоминаний. Следовательно, IAM являются спонтанными не потому, что они не зависят от сигнала, а потому, что в данный момент нет намерения вспоминать (Бернтсен, 1996).
Старение и IAM
Исследования памяти имеют богатую традицию использования опыта и достижений пожилых людей для лучшего понимания функций памяти. Существует большое количество исследований, показывающих, что пожилые люди хуже, чем молодые люди, справляются с лабораторными задачами на эпизодическую память, такими как свободное воспоминание, узнавание и воспоминание по сигналу. То есть их аутоноэтические (саморефлексирующие) воспоминания о пережитых событиях уменьшаются, но они сохраняют чувство умственного знакомства (просто зная), что событие произошло. Значительные возрастные эффекты также были получены в тесте (произвольной) автобиографической памяти, где пожилые люди вспоминают меньше воспоминаний в ответ на словесные реплики, чем молодые люди. Кроме того, им требуется больше времени, чтобы вспомнить эти воспоминания, и они с меньшей вероятностью могут вспомнить конкретные события, которые произошли в определенное время и в определенное время. Эти результаты объясняются сниженной способностью пожилых людей участвовать в контролируемых процессах поиска. Однако будут ли получены аналогичные возрастные эффекты для IAM?
Согласно влиятельной модели автобиографической памяти Конвея и Плейделла-Пирса (2000), во время непроизвольного припоминания «экфорические» сигналы могут обходить обычный нисходящий путь стратегического поиска, включающий активацию левой лобной доли, что приводит к быстрому формированию памяти. Память. Этот автоматический путь к запоминанию может сохраняться у пожилых людей, вызывая непроизвольные воспоминания, в то время как более преднамеренные процессы стратегического поиска уменьшаются или нарушаются. Поэтому IAM пожилых людей должны быть такими же специфичными, как и у молодых людей, а частота этих воспоминаний должна быть сопоставима в разных возрастных группах.
Однако первые исследования дали противоречивые результаты. Таким образом, пожилые люди, как правило, сообщают о меньшем количестве IAM в своей повседневной жизни, чем молодые люди, что похоже на результаты добровольных автобиографических воспоминаний. Молодые и пожилые участники исследования Schlagman et al. (2009) должны были вызывать произвольные автобиографические воспоминания в ответ на словесные реплики и записывать свои IAM в дневник в течение семи дней. Результаты показали, что пожилые люди вспоминали меньше произвольных воспоминаний, а также меньше IAM, чем молодые люди. Однако, несмотря на значительное влияние специфичности произвольных воспоминаний, НИМ пожилых людей были столь же специфичны, как и НИМ молодых людей, что подтверждает теорию Конвея о том, что пожилые люди могут иметь автоматический доступ к некоторым воспоминаниям в ответ на сильные внешние или внутренние воздействия. реплики (Конвей и Плейделл-Пирс, 2000). Один из способов объяснить, почему пожилые люди сообщают о меньшем количестве IAM, состоит в том, чтобы предположить, что из-за ограниченных ресурсов внимания пожилые люди меньше осознают воспоминания, автоматически возникающие в ответ на сигналы, поскольку их внимание сосредоточено на текущей деятельности. Действительно, несколько исследований показали, что пожилые люди воспринимают свои текущие задачи как требующие большего внимания, чем молодые люди.
Какое значение и эмоциональную окраску несут эти воспоминания? Шлагман и его коллеги сравнили влияние возраста на непроизвольные и произвольные воспоминания и обнаружили, что пожилые люди оценивают свои непроизвольные воспоминания более положительно, чем молодые люди, и этот положительный эффект не был обнаружен в отношении произвольных воспоминаний (Schlagman et al., 2009). Шлагман и его коллеги ранее анализировали содержание непроизвольных воспоминаний, уделяя особое внимание позитивному эффекту в пожилом возрасте (Schlagman et al. , 2006). Они обнаружили, что молодые и пожилые люди вспомнили одинаковое количество положительных воспоминаний, но их старшая группа вспомнила меньше негативных воспоминаний. Если вызывались негативные непроизвольные воспоминания, пожилые люди оценивали их как нейтральные или даже позитивные.
Подводя итог, кажется вероятным, что пожилые люди могут сохранять автоматический быстрый путь к своим непроизвольным воспоминаниям, которые чаще всего обеспечивают приятные связи с их прошлым, даже если первоначальные события могут быть негативными.
Внутрикорковая стимуляция, дежа вю и IAM
Существует явное совпадение между переживаниями дежа вю и непроизвольными воспоминаниями: оба являются яркими, неконтролируемыми и относительно редкими переживаниями. Недавно была выдвинута идея, что дежа
вю и непроизвольная память могут лежать в континууме, при этом неконтролируемое чувство знакомства является дежа вю, а воспоминание о предшествующих событиях является непроизвольной памятью (Illman et al. , 2012).
Основные доказательства этой идеи исходят из исследований височной эпилепсии, области исследований, которая упускается из виду в литературе по непроизвольной памяти, и, в частности, исследований внутрикортикальной стимуляции. Известно, что Пенфилд (например, Penfield & Perot, 1963) смог вызвать дежавю, электрически стимулируя височную долю. Возникшие в результате феномены включали образы, звуки и эмоции прошлых событий, которые пациенты спонтанно распознавали как личные переживания и отмечали, что их «яркость или богатство деталей и сопровождающее их чувство непосредственности служат для того, чтобы отделить их от обычного процесса». воспоминаний» (стр. 679). Работа Пенфилда и более поздних исследователей, использующих аналогичные методы, показывают, что этот искусственный процесс порождает «иллюзии», такие как дежа вю, а также полностью сформированные воспоминания, которые, как мы предполагаем, переживаются таким же образом, как и непроизвольные воспоминания.
Такие переживания также возникают спонтанно при эпилепсии без стимуляции. В «Человеке, который принял жену за шляпу» Оливер Сакс (1985) описывает случай с пожилой женщиной, миссис О’К, у которой случился эпилептический припадок после перенесенного небольшого тромбоза в височной доле. В течение нескольких месяцев после инсульта она переживала яркие воспоминания, переносившие ее в детство, в «давно забытый дом, в объятия и присутствие матери». Сакс описывает это как «трепетную, глубокую и пронзительную радость… подобную открытию двери… которая упорно закрывалась всю ее жизнь» (стр. 156). Он утверждает, что такого рода «прустовские» воспоминания следует исследовать дальше, чтобы стимулировать «новую и прекрасную «экзистенциальную» науку и терапию» (стр. 142), которые могут помочь понять и поддержать пациентов с повреждением мозга.
Милтон и др. (2011) описывают пациента с эпилепсией, который поступил с обширной потерей автобиографических воспоминаний из своего прошлого, оставшихся после лечения. Ранее он никогда не испытывал дежа вю, но после периода лечения сообщил о шести или семи эпизодах дежа вю. После этих эпизодов он затем сообщил о спонтанном восстановлении ряда отдаленных воспоминаний, которые ранее были недоступны. Эти воспоминания были подтверждены его женой. Формальное тестирование показало, что одно из восстановленных воспоминаний было извлечено с тем же уровнем контекстуальной насыщенности или эпизодичности, что и контрольная группа.
Это совпадение дает нам возможность исследовать лежащие в основе нейронные механизмы, ответственные за оба, которые сходятся в ошибочной активации височной доли, отделенной от других структур. Короче говоря, мы предполагаем, что переживания дежа вю и непроизвольные воспоминания, вероятно, возникают в перекрывающихся нейронных областях, и оба они фиксируют некую субъективную форму неконтролируемого воспоминания. В то время как неврологических исследований дежа вю много, IAM меньше. Холл и др. (2008) провели ПЭТ-исследование у здоровых людей, используя эмоционально заряженные графические сигналы, и обнаружили, что непроизвольное извлечение памяти обходит первоначальный процесс поиска, опосредованный префронтальной корой, который происходит при сознательном произвольном извлечении. Это согласуется с мнением Conway и коллег (2000) о том, что непроизвольное извлечение может обойти путь, включающий активацию левой префронтальной доли.
Будущие исследования
Со времени первой характеристики непроизвольных воспоминаний Прустом было проведено несколько исследовательских программ по этой теме. Но исследования IAM по сравнению со стратегическим преднамеренным поиском все еще скромны. Учитывая характер IAM и их распространенность в повседневной жизни, а также связь, которую они имеют с такими состояниями, как посттравматическое стрессовое расстройство и эпилепсия, представляется целесообразным провести дополнительные исследования.
Комбинация нейровизуализации и лабораторных методов изучения НВМ, описанных ранее, может помочь пролить свет на процессы припоминания у здоровых людей, а также может помочь объяснить, почему люди, страдающие деменцией, такие как «Колин», способны испытывать непроизвольные воспоминания. Считается, что людям с деменцией трудно активно восстанавливать воспоминания, потому что их рабочая память нарушена, возможно, из-за повреждения лобных долей в результате болезни. Из-за автоматического характера извлечения непроизвольные воспоминания могут не требовать ввода рабочей памяти. Вполне возможно, что пациенты с деменцией сохраняют драгоценные автобиографические воспоминания, которые заперты вне досягаемости до тех пор, пока подходящие триггеры не высвободят их (напоминая пациентку Оливера Сака, миссис О’К.), и можно относительно простыми способами обучить лиц, осуществляющих уход, реактивировать их. эти воспоминания и, таким образом, помогают поддерживать ощущение себя и жизненных историй страдающих. Это может иметь положительный эмоциональный эффект: участники исследования Schlagman et al. (2009 г.) испытывали в основном положительные эмоции со своими непроизвольными воспоминаниями, а некоторые описывали чувство ностальгии, которое само по себе связано с удовольствием, радостью, добром и любовью (Wildschut et al., 2006.)
Розмари Дж. Брэдли
учится на доктора с Bradford Dementia Group, Bradford University
[email protected]
Chris J. A. Moulin
— Председатель высшего образования MCF Université de Bourgogne, France Christopher.Moulin @u-bourgogne.fr
Лия Квавилашвили
работает на факультете психологии Университета Хартфордшира
[email protected]
Ссылки
Ball, C.T. (2007). Можем ли мы вызвать непроизвольные автобиографические воспоминания в лаборатории? В Дж.Х. Мейс (ред.) Непроизвольная память (стр. 127–153). Оксфорд: Блэквелл.
Бернтсен, Д. (1996). Непроизвольные автобиографические воспоминания. Прикладная когнитивная психология, 10, 435–454.
Бернтсен, Д. (2009). Непроизвольные автобиографические воспоминания: введение в непрошеное прошлое. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Бернтсен, Д. (2010). Непрошенное прошлое: непроизвольные автобиографические воспоминания как основной способ запоминания. Современные направления психологической науки, 19 (3), 138–142.
Бернтсен, Д. и Холл, Н. М. (2004). Эпизодический характер непроизвольных автобиографических воспоминаний. Память и познание, 32 (5), 789–803.
Брэдли, Р.Дж. и Мулен, C.J.A. (2009). Лабораторные индуцированные воспоминания в группах молодых и старых. Неопубликованный отчет.
Клегг, Д. (2010). Скажите миссис Милл, что ее муж все еще мертв. Лондон: Trebus Projects.
Конвей, Массачусетс, и Плейделл-Пирс, К.В. (2000). Построение автобиографических воспоминаний в системе самопамяти. Психологический обзор, 107 (2), 261–288.
Эббингауз, Х. (1964) Память: вклад в экспериментальную психологию (HA Ruger & CE Bussenvis, Trans.). Нью-Йорк: Довер. (Оригинальная работа опубликована в 1885 г.)
Гальтон, Ф. (1879 г.). Психометрические эксперименты. Мозг, 2(2), 149–162.
Холл, Н.М., Джедде, А. и Куперс, Р. (2008). Нейронные механизмы произвольного и непроизвольного отзыва: исследование ПЭТ. Поведенческие исследования мозга, 186, 261–272.
Иллман, Н.А., Батлер, Ч.Р., Сучай, К. и Мулен, К.Дж.А. (2012). Дежа вю при височной эпилепсии. Исследования и лечение эпилепсии. doi:10. 1155/2012/539567
Джонс, Г.В. и Мартин, М. (2006). Первенство связи памяти при выборе среди ценных объектов. Память и познание, 34 (8), 1587–1597.
Мейс, Дж.Х. (2004). Непроизвольные автобиографические воспоминания сильно зависят от абстрактных сигналов: точка зрения Пруста неверна. Прикладная когнитивная психология, 18, 893–899.
Мейс, Дж.Х. (2006). Эпизодическое запоминание создает доступ к непроизвольной сознательной памяти: демонстрация непроизвольного припоминания в произвольной задаче припоминания. Память, 14 (8), 917–924.
Мейс, Дж.Х. (Ред.) (2007). Непроизвольная память. Оксфорд: Блэквелл.
Мейс, Дж.Х. (Ред.) (2010). Акт воспоминания прошлого: к пониманию того, как мы вспоминаем прошлое. Оксфорд: Уайли-Блэквелл.
Мейс, Дж. Х., Аткинсон, Э., Мокель, С. Х. и Торрес, В. (2011). Точность и перспектива в непроизвольной автобиографической памяти. Прикладная когнитивная психология, 25 (1), 20–28.
Милтон, Ф., Батлер, Ч.Р. и Земан, А.З.Дж. (2011). Транзиторная эпилептическая амнезия: дежавю, предвещающее восстановление утраченных воспоминаний. Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии, 82, 1178–1179.
Пенфилд, В. и Перо, П. (1963). Запись мозгом слухового и зрительного опыта. Мозг, 86(4), 595–696.
Расмуссен, А.С. и Бернтсен, Д. (2009). Возможные функции непроизвольных автобиографических воспоминаний. Прикладная когнитивная психология, 23, 1137–1152.
Расмуссен, А.С. и Бернтсен, Д. (2011). Непредсказуемое прошлое: спонтанных автобиографических воспоминаний больше, чем автобиографических воспоминаний, извлеченных стратегически. Сознание и познание, 20 (4), 1843–1846.
Сакс, О. (1985). Человек, который принял свою жену за шляпу. Лондон: Пикадор.
Саламан, Э. (1970). Коллекция моментов: исследование непроизвольных воспоминаний. Лондон: Лонгман.
Шлагман, С., Клигал, М., Шульц, Дж. и Квавилашвили, Л. (2009). Дифференциальное влияние возраста на непроизвольную и произвольную автобиографическую память. Психология и старение, 24 (2), 397–411.
Шлагман С. и Квавилашвили Л. (2008) Непроизвольные автобиографические воспоминания в лаборатории и за ее пределами. Память и познание, 36(5), 920–932.
Шлагман, С., Квавилашвили, Л. и Шульц, Дж. (2007). Влияние возраста на непроизвольные воспоминания. В Дж.Х. Мейс (ред.) Непроизвольная память (стр. 87–126). Оксфорд: Блэквелл.
Шлагман С., Шульц Дж. и Квавилашвили Л. (2006). Контент-анализ непроизвольных воспоминаний. Память, 14 (2), 161–175.
Вессон, Д.Р. и Смит, Д.Э. (1976). Анализ воспоминаний о психоделических препаратах. Американский журнал о злоупотреблении наркотиками и алкоголем, 3 (3), 425–438.
Вильдшут, Т., Седикидес, К., Арндт, Дж. и Рутледж, К. (2006). Ностальгия. Журнал личности и социальной психологии, 91(5), 975–993.
Новый взгляд на гипотезу повторного появления: повторяющиеся непроизвольные воспоминания после травмирующих событий и в повседневной жизни
Американская психиатрическая ассоциация (2000). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-IV-TR (4-е изд. , испр.). Вашингтон, округ Колумбия: Автор.
Google Scholar
Андерсон С.Дж., Коэн Г. и Тейлор С. (2000). Переписывая прошлое: некоторые факторы, влияющие на изменчивость личных воспоминаний. Прикладная когнитивная психология , 14 , 435–454.
Артикул Google Scholar
Болл, К.Т. и Литтл, Дж.К. (2006). Сравнение непроизвольных автобиографических воспоминаний. Прикладная когнитивная психология , 20 , 1167–1179.
Артикул Google Scholar
Бартлетт, ФК (1932). Воспоминания: исследование по экспериментальной и социальной психологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Бернтсен, Д. (1996). Непроизвольные автобиографические воспоминания. Прикладная когнитивная психология , 10 , 435–454.
Артикул Google Scholar
Бернтсен, Д. (2001). Непроизвольные воспоминания об эмоциональных событиях. Отличаются ли воспоминания о травмах и чрезвычайно счастливых событиях? Прикладная когнитивная психология , 15 , 135–158.
Артикул Google Scholar
Бернтсен, Д., и Холл, Н.М. (2004). Эпизодический характер непроизвольных автобиографических воспоминаний. Память и познание , 32 , 789–803.
Артикул Google Scholar
Бернтсен Д. и Рубин Д. К. (2002). Эмоционально заряженные автобиографические воспоминания на протяжении всей жизни: воспоминания о счастливых, грустных, травмирующих и непроизвольных воспоминаниях. Психология и старение , 17 , 636–652.
Артикул Google Scholar
Бернтсен Д. и Рубин Д. К. (2006a). Центральность шкалы событий: мера интеграции травмы в личность человека и ее связь с симптомами посттравматического стрессового расстройства. Исследование поведения и терапия , 44 , 219–231.
Google Scholar
Бернтсен Д. и Рубин Д. К. (2006b). Воспоминания-вспышки и посттравматические стрессовые реакции на протяжении всей жизни: возрастные последствия немецкой оккупации Дании во время Второй мировой войны. Психология и старение , 21 , 127–139.
Артикул Google Scholar
Бернтсен Д. и Рубин Д. К. (2007). Когда травма становится ключом к идентичности: усиленная интеграция воспоминаний о травмах предсказывает симптомы посттравматического стрессового расстройства. Прикладная когнитивная психология , 21 , 417–431.
Артикул Google Scholar
Бланшар, Э. Б., Джонс-Александер, Дж., Бакли, Т. С., и Форнерис, К. А. (1996). Психометрические свойства контрольного списка посттравматического стресса (PCL). Исследование поведения и терапия , 34 , 669–673.
Артикул Google Scholar
Брюин, Ч. Р., Далглиш, Т., и Джозеф, С. (1996). Теория двойного представления о посттравматическом стрессовом расстройстве. Психологический обзор , 103 , 670–686.
Артикул пабмед Google Scholar
Брюин, Ч.Р., и Холмс, Э.А. (2003). Психологические теории посттравматического стрессового расстройства. Clinical Psychology Review , 23 , 339–376.
Артикул пабмед Google Scholar
Чарльз, С.Т., Рейнольдс, К.А., и Гатц, М. (2001). Возрастные различия и изменения положительного и отрицательного сказываются на протяжении 23 лет. Журнал личности и социальной психологии , 80 , 136–151.
Артикул Google Scholar
Кристиансон, С.-Е. (1992). Эмоциональный стресс и память очевидца: критический обзор. Психологический бюллетень , 112 , 284–309.
Артикул пабмед Google Scholar
Конвей, Массачусетс (2005). Память и Я. Журнал памяти и языка , 53 , 594–628.
Артикул Google Scholar
Конвей, Массачусетс, и Плейделл-Пирс, К.В. (2000). Построение автобиографической памяти в системе самопамяти. Психологический обзор , 107 , 261–288.
Артикул пабмед Google Scholar
Долкос, Ф., Лабар, К.С., и Кабеса, Р. (2004). Взаимодействие между миндалевидным телом и системой памяти медиальной височной доли предсказывает лучшую память на эмоциональные события. Нейрон , 42 , 855–863.
Артикул пабмед Google Scholar
Долкос, Ф., Лабар, К.С., и Кабеса, Р. (2005). Вспоминая год спустя: роль миндалевидного тела и системы памяти медиальной височной доли в извлечении эмоциональных воспоминаний. Труды Национальной академии наук , 102 , 2626–2631.
Артикул Google Scholar
Элерс, А., и Кларк, Д.М. (2000). Когнитивная модель посттравматического стрессового расстройства. Исследование поведения и терапия , 38 , 319–345.
Артикул Google Scholar
Элерс, А., Хакманн, А., и Майкл, Т. (2004). Навязчивое переживание при посттравматическом стрессовом расстройстве: феноменология, теория и терапия. Память , 12 , 403–415.
Артикул пабмед Google Scholar
Элерс А. , Хакманн А., Стейл Р., Клохесси С., Веннингер К. и Винтер Х. (2002). Природа навязчивых воспоминаний после травмы: гипотеза предупреждающего сигнала. Исследование поведения и терапия , 40 , 995–1002.
Артикул Google Scholar
Фоа, Э. Б. (1995). Диагностическая шкала посттравматического стресса (PDS). Миннеаполис: Национальные компьютерные системы.
Google Scholar
Франкель, Ф. Х. (1994). Концепция ретроспективного кадра в исторической перспективе. Международный журнал клинического и экспериментального гипноза , 42 , 321–336.
Артикул Google Scholar
Фрейд, С. (1914). Запоминание, повторение и проработка. В J. Strachey (Ed.), Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (Том 12). Лондон: Хогарт.
Google Scholar
Фрейд, С. (1919). Введение в «психоанализ и военный невроз». В J. Strachey (Ed.), Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (Том 17). Лондон: Хогарт.
Google Scholar
Фрейд, С. (1920). За пределами принципа удовольствия. В J. Strachey (Ed.), Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (Том 18). Лондон: Хогарт.
Google Scholar
Фанхаузер, А.Т., Хирсбруннер, Х.П., Корню, К., и Баро, М. (1999). Сны и сновидения пожилых людей: обзор. Старение и психическое здоровье , 3 , 10–20.
Артикул Google Scholar
Герартс Э., Козарич-Ковачич Д., Меркельбах Х., Перайка Т., Еличич М. и Кандел И. (2007). Травматические воспоминания ветеранов: не такие уж и особенные. Сознание и познание , 16 , 170–177.
Артикул Google Scholar
Хакманн, А. , Элерс, А., Спекенс, А., и Кларк, Д.М. (2004). Характеристики и содержание навязчивых воспоминаний при посттравматическом стрессовом расстройстве и их изменения при лечении. Журнал травматического стресса , 17 , 231–240.
Артикул пабмед Google Scholar
Горовиц, М. Дж. (1992). Синдромы реакции на стресс (2-е изд.). Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон.
Google Scholar
Горовиц, М.Дж., и Рейдборд, С.П. (1992). Память, эмоции и реакция на травму. В С.-Е. Кристиансон (ред.), Справочник по эмоциям и памяти: исследования и теория (стр. 343–357). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Джеймс, В. (1890 г.). Принципы психологии (Том I). Нью-Йорк: Генри Холт и Ко.
Книга Google Scholar
Квавилашвили, Л. , и Мандлер, Г. (2004). Не в своем уме: исследование непроизвольных семантических воспоминаний. Когнитивная психология , 48 , 47–94.
Артикул пабмед Google Scholar
Мейс, Дж. Х. (ред.) (2007). Непроизвольная память . Молден, Массачусетс: Блэквелл.
Google Scholar
Макго, Дж. Л. (2003). Память и эмоции: создание прочных воспоминаний . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
Google Scholar
Меркельбах, Х., Мурис, П., Хорсенберг, Р., и Рассин, Э. (1998). Травматические вторжения как «наихудший сценарий». Исследование поведения и терапия , 36 , 1075–1079.
Артикул Google Scholar
Мрочек, Д.К. (2001). Возраст и эмоции во взрослой жизни. Актуальные направления психологической науки , 10 , 87–90.
Артикул Google Scholar
Нейссер, У. (1967). Когнитивная психология . Восточный Норуолк, Коннектикут: Appleton-Century-Crofts.
Google Scholar
Пиллемер, Д. Б. (1998). Знаменательные события, яркие воспоминания . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Google Scholar
Питман, Р. К. (1988). Посттравматическое стрессовое расстройство, кондиционирование и сетевая теория. Psychiatric Annals , 18 , 182–189.
Google Scholar
Ревонсуо, А. (2000). Переосмысление снов: эволюционная гипотеза функции сновидений. Науки о поведении и мозге , 23 , 1083–1121.
Google Scholar
Рубин, Д. К., и Бернтсен, Д. (2003). Жизненные сценарии помогают поддерживать автобиографические воспоминания о весьма позитивных, но не крайне негативных событиях. Память и познание , 31 , 1–14.
Артикул Google Scholar
Рубин, округ Колумбия, Фельдман, М.Э., и Бекхэм, Дж. К. (2003). Переживание, эмоции и фрагментация в автобиографических воспоминаниях ветеранов с диагнозом посттравматического стрессового расстройства. Прикладная когнитивная психология , 18 , 17–35.
Артикул Google Scholar
Рубин, Д.К., Шрауф, Р.В., и Гринберг, Д.Л. (2004). Устойчивость автобиографических воспоминаний. Память , 12 , 715–721.
Артикул пабмед Google Scholar
Рубин, Д.К., и Венцель, А.Е. (1996). Сто лет забвения: количественное описание удержания. Психологический обзор , 103 , 734–760.
Артикул Google Scholar
Сафер, М.А., Кристиансон, С.-Е., Отри, М.В., и Остерлунд, К. (1998). Туннельная память на травмирующие события. Прикладная когнитивная психология , 12 , 99–117.
Артикул Google Scholar
Шактер Д.Л., Вагнер А.Д. и Бакнер Р.Л. (2000). Системы памяти 1999. В E. Tulving & FIM Craik (Eds.), The Oxford manual of memory (стр. 627–643). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Спенс, Д. П. (1988). Пассивное запоминание. В книге У. Нейссера и Э. Винограда (редакторы), Переосмысление воспоминаний: экологические и традиционные подходы к изучению памяти (стр. 311–325). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Таларико, Дж. М., и Рубин, округ Колумбия (2003). Уверенность, а не последовательность, характеризует вспышки воспоминаний. Психологические науки , 14 , 455–461.
Артикул пабмед Google Scholar
Томпсон С.П., Сковронски Дж.Дж., Ларсен С.Ф. и Бетц А.Л. (1996). Автобиографическая память: Вспомнить что и вспомнить когда . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
ван дер Колк, Б. А., и Фислер, Р. (1995). Диссоциация и фрагментарный характер травматических воспоминаний: обзор и предварительное исследование. Журнал травматического стресса , 8 , 505–525.
Артикул пабмед Google Scholar
Уокер, В. Р., Сковронски, Дж. Дж., и Томпсон, С. П. (2003). Жизнь приятна — и память помогает сохранить ее такой! Обзор общей психологии , 7 , 203–210.
Артикул Google Scholar
Уэзерс, Ф.