Невербальная коммуникация примеры: Примеры невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % — позы и жесты.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

— внешний вид собеседника,

— мимика (выражение лица),

— пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

— вокальные качества голоса,

— его диапазон,

— тональность,

— тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

— темп речи,

— паузы,

— смех и т.д.

Мы будем изучать три подсистемы, имеющие наибольшее значение, несущие максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофи-циальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения (Почепцов, Г. Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств. Калинин, 1981. 52стр). Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

Т. А. ван Дейк (Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 34ст) в качестве одного из уровней анализа высказывания выделяет Паралингвистическую деятельность и относит к ней дейктические и прочие жесты, выражение лица, движение тела и физические контакты между участниками.

В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая).

Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир . Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты.

Обмен невербальной информацией.

Хотя вербальные символы (слова) — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.

Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).

По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет.

Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл. Вопрос: “У вас есть какие-нибудь идеи?” — на бумаге означает очевидный запрос о предложениях.

Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: “Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим”.

Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит: “Хорошо… я дам поручение” — то пауза после слова “хорошо” может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или не знает, что именно следует предпринять.

Пример: Вообразите сцену, которая иллюстрирует, как невербальные символы могут создавать шум в процессе обмена информацией. Вы входите в кабинет вашего руководителя, чтобы получить определенную информацию о проекте, над которым вы работаете. Вы вошли, а он несколько секунд продолжает рассматривать бумаги у себя на столе. Затем смотрит на часы и говорит отчужденным невыразительным голосом: “Чем могу быть вам полезен?”

Хотя его слова сами по себе не имеют негативного смысла, язык поз и жестов ясно указывает, что вы — нежелательное отвлечение от его работы. С каким чувством вы будете задавать вопросы? Какие мысли придут вам в голову скорее всего, когда в следующий раз у вас возникнет вопрос к руководителю? Можно думать, они никоим образом не будут позитивными. Представьте теперь, как при вашем появлении в кабинете, руководитель, напротив, сразу поднимает на вас взор, приветливо улыбается и бодрым тоном обращается к вам: “Как продвигается проект? Чем могу быть вам полезен?”

Руководитель, который использовал негативные символы языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как тот, чьи невербальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные.

Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что реципиенты почти наверняка неправильно воспримут сообщение.

Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность американцев с недоумением реагировать на “каменное выражение” лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.

Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него.

Невербальные коммуникации — Энциклопедия по экономике

Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изме-  [c.178]
Вербальные и невербальные коммуникации.  [c.173]

Понятие и особенности деловых коммуникаций. Трансакции и коммуникационные структуры. Деловая эффективность коммуникационных структур. Вербальные и невербальные коммуникации.  [c.439]

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание  [c.389]

Таблица 9.1. Невербальная коммуникация
Основные типы невербальной коммуникации Примеры  [c.390]

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Этим во многом определяется то, как слова будут интерпретированы.  [c.391]


В США для бизнесмена очень важным считается увидеть выражение глаз собеседника, так как именно это является важнейшей частью невербальной коммуникации. Именно невербальная коммуникация выступает важнейшей частью английского языка. В Японии прямой взгляд кому-нибудь в глаза будет воспринят как грубое действие. Японец во время разговора обычно фокусирует свое внимание на шее собеседника или на узле его галстука. Использование слова да означает разные вещи в Японии и США. Говоря да , японцы имеют в виду, что они слушают то, что вы говорите. Это не означает, что они согласны с вами. В США да означает, что человек соглашается с тем, что вы говорите. Это знак того, что обсуждение проходит хорошо и, возможно, будет успешным.  [c.375]

Тема 2. Роль информации и коммуникаций в процессе принятия управленческих решений. Информация и ее роль в принятия управленческих решений. Информация и ее виды. Релевантная и нерелевантная информация. Системы сбора, отбора, и обработки информации. Методы обработки информации. Агрегирование, дезагрегирование, усреднение показателей. Графические методы Статистико-математические методы. Экономико-математические методы. Ранжирование параметров. Кодирование информации. Качество информации. Информационные системы. Носители информации. Современные информационные системы. Коммуникации в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Коммуникации и коммуникационные процессы в управлении. Виды коммуникаций печать, радио, телевидение деловые контакты с партнерами и подчиненными. Деловой этикет. Вербальные и невербальные коммуникации. Сила слова. Формальные и неформальные коммуникации. Барьеры, возникающие в процессе коммуникаций. Обратная связь.  [c.5]


Сосредоточение внимания на самом коде теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса (или метаязыковая) Жи-ши пишется с буквой и . Объяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе Сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти .  [c.40]

Что такое вербальная и невербальная коммуникация Приведите примеры каждого из видов коммуникации и охарактеризуйте их влияние на мотивацию и производительность труда персонала организации.  [c.259]

Мы видим, что в невербальной коммуникации работают константные характеристики собственно вербальной коммуникации, типа разграничения мужского и женского голосов. Они не меняются динамически во время разговора, а носят постоянный характер. Соответственно, на них нарастают свои собственные значения. Так, низкий мужской голос под воздействием кинематографических клише стал признаком мужественности, и множество молодых людей в Америке сорвали голос, пытаясь им подражать. Или иностранный акцент к примеру, на «Голосе Америки» в период холодной войны намеренно привлекали к работе дикторов с акцентом, поскольку они психологически не воспринимались как «предатели». Или же приятный тембр голоса. Елена Федорова приводит следующую цитату из античного источника по поводу Клеопатры «У нее был чудеснейший голос, и благодаря своему обаянию она умела разговаривать со всяким. Сидеть и слышать ее было великое наслаждение, поэтому она и могла повергнуть любого и человека хладнокровного, и немолодого. Цезаря она решила поразить этим обычным способом и возложила на свою красоту все надежды на достижение благоприятного исхода дела»23. Название статьи на всю полосу «Комсомольской правды» (1996, 12 июля) звучит так «А почему у генерала Лебедя такой голос «. Л. Браун также пишет «Голос обозревателя является такой же неотъемлемой частью его имиджа, как его внешность или журналистское мастерство»24.  [c.236]

Необходимо усвоить невербальная коммуникация очень важна и для политика, и для бизнесмена. Время всесильных  [c.240]

Традиционно выделяют две формы коммуникации вербальную и невербальную. При вербальной коммуникации в качестве символов используются слова человеческого языка. Невербальная коммуникация  [c.289]

Процесс общения наряду с речью обеспечивает и другие формы невербальной коммуникации жесты, мимика, интонация, взгляд, расположение партнеров в пространстве. Иногда интонация приходит в противоречие со значением слова, и именно по ней мы определяем смысл сказанного. Так лее внимательно следует относиться и к другим невербальным формам передачи информации в общении.  [c.197]

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРЕГРАДЫ. Хотя вербальные символы (слова) — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смыс-ла).  [c.178]

Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. В книге Non-Verbal ommuni ation ( Невербальная коммуникация ) Мехребиен указывает, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит Хорошо… я дам поручение — то пауза после слова хорошо может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или не знает, что именно следует предпринять.  [c.179]

Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания. Как показано в примере 6.2., приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербально коммуникации — склонностьамсриканцсв с недоумением реагировать  [c.179]

Подтверждением доминирующей роли национальной культуры и традиций является неудача компании M Donald s приучить российских служащих радостно ( по-американски ) улыбаться посетителям. Как известно, в России (в отличие от США) радостно ( широко ) улыбаться первому встречному не принято. Внимание и доброжелательность по отношению к посетителю традиционно выражается иными знаками невербальных коммуникаций (разворот к посетителю, наклон головы, приветливое выражение лица и т. д.). Поскольку улыбки продавцов получались натянутыми и ненатуральными (что чувствовали российские покупатели), руководство компании приняло решение в дальнейшем не настаивать на их внедрении . Известный во всем мире фирменный знак радушия компании M Donald s не прижился на почве российской культуры.  [c.49]

Классическая работа с описанием экспериментов и диагностического инструментария по проблемам невербальной коммуникации язык поз и жестов, невербальное поведение ребенка, диагностика чувств, распознавание лжи, куль-туральные различия экспрессии.  [c.378]

Главными формами мультимедиатехнологии, обеспечившими переход от вербальных к невербальным коммуникациям, стали электронный обмен информации (ЭОИ) и система Интернет.  [c.313]

И в перформансах, и в любом другом виде общения важную роль играет невербальная коммуникация. Она охватывает не только внесловесные характеристики (типа тембра, тона), но и характеристики движения, позы (добавьте сюда же тип прически, внешность, костюм). Если быть кратким, то это многое из того, что мы получаем, в первую очередь, по зрительным каналам. Это наиболее древний способ воздействия, поэтому он более эффективен и более всеохватен. Любые современные средства (и письмо, и даже телевидение) все равно требуют специального обучения для того, чтобы правильно пользоваться данным средством. Поэтому наиболее древние способы воздействия и оказываются сильнейшими.  [c.229]

Множество примеров невербальной коммуникации зафиксировано в воспоминаниях Отто фон Бисмарка5. Например  [c.230]

Невербальное общение — SoftSkillLessons

опубликовано Шенли Раунтри 31 марта 2016 г., 6:00 [ обновлено 29 июля 2017 г. , 17:56 ]

Межличностное общение — это гораздо больше, чем явное значение слов, передаваемой информации или сообщения. Он также включает неявных сообщений, преднамеренных или нет, которые выражаются через невербальное поведение.

К невербальным коммуникациям относятся мимика, тон и высота голоса, отображаемые жесты через язык тела ( кинесика ) и физическое расстояние между коммуникаторами ( проксемика ).

Эти невербальные сигналы могут давать подсказки и дополнительную информацию и значение помимо устного (вербального) общения. Чувства часто передается посредством языка тела

Типы межличностного общения, которые не выражаются вербально (речью), называются невербальными коммуникациями.

Существует множество различных типов невербального общения.

Они включают:

  • Движения тела ( Кинесика ) , например, жесты рук или кивки или качание головой;

  • Поза , или как вы стоите или сидите, скрещены ли ваши руки и так далее;

  • Зрительный контакт , где степень зрительного контакта часто определяет уровень доверия и надежности;

  • Параязык или аспекты голоса помимо речи, такие как высота тона, тон и скорость речи;

  • Близость или личное пространство ( Proxemics ) , определяющий уровень близости;

  • Мимика , включая улыбку, хмурый взгляд и даже моргание; и

  • Физиологические изменения , например, повышенное потоотделение или моргание при нервозности.

В этом видео хорошо показаны различные примеры невербального общения в социальных ситуациях, но помните, что это также важный навык, который необходимо освоить на рабочем месте, чтобы обеспечить четкое общение!

Проблемы с просмотром? Нажмите здесь для просмотра в полноэкранном режиме> https://www.youtube.com/watch?v=OvEci5Bjgd4


Время разыграть шарады!

Цель игры состоит в том, чтобы угадай какой предмет, человека, персонажа, фильм, сериал или закажи свою команду приятель разыгрывает НЕ ГОВОРЯ И НЕ ИЗДАВАЯ НИКАКИХ ЗВУКОВ .

  • Разделите класс на две команды. Держите счет на доске.
  • Один человек из команды А подходит и смотрит на свое слово. У них есть одна минута, чтобы отыграть свое слово, не говоря ни слова. Их команда выкрикивает ответы до тех пор, пока они не угадают разыгрываемое слово. Присуждается балл.
  • Если время истечет до того, как слово будет правильно угадано, то противоположная команда получает ОДНО предположение, чтобы проверить, знают ли они, что это такое. Присуждается балл.
  • Теперь команда Б предлагает человеку разыграть новое слово и отгадать его за одну минуту.
  • Используйте этот отличный генератор шарад, чтобы выбрать разные слова в зависимости от уровня и темы: http://www.wordgenerator.net/charades-generator.php (он находится посередине страницы… и не забудьте отключить проектор для этого!)

Примеры невербального общения на рабочем месте | Малый бизнес

Автор Kate McFarlin Обновлено 31 января 2019 г.

Невербальное общение играет важную роль на рабочем месте, особенно когда вы имеете дело с общественностью. Существует известное правило «7 процентов», которое предполагает, что общение — это только 7 процентов того, что мы говорим, и 93 процента того, что мы делаем. Независимо от того, правда это или нет, невербальные сигналы сообщают говорящему, слушаете ли вы его и заинтересованы ли вы в том, что он хочет сказать. Изучение нескольких примеров может помочь вам научиться правильному невербальному взаимодействию с другими людьми.

Посмотри мне в глаза

Глаза и выражение лица слушателя важны для говорящего. Если слушатель закатывает глаза, у него скучающее выражение лица или он кажется остекленевшим, это явные признаки того, что слушатель на самом деле не слушает или ему все равно, что говорит говорящий. Хотя некоторым трудно установить зрительный контакт, попытка сделать это во время разговора заставляет вас выглядеть бдительным и заботливым. Хотя это и не настоящее выражение лица, движения головы, такие как кивание, также являются важными визуальными сигналами, которые дают людям понять, что вы слушаете, обрабатываете информацию и заботитесь о том, что говорится.

Разговор с рукой

Эта область невербального общения зависит от человека. Не все «разговаривают» руками, но включение жестов в общение — хороший способ донести свою точку зрения. Примерами, которых следует избегать, могут быть указывание на слушателя, поскольку это вызывает конфронтацию, или дикие жесты рук, которые отвлекают от того, что вы говорите. Выступающие часто используют жесты рук, чтобы закрепить мысль, которую они высказывают, с легким движением руки вниз для выразительной мысли или широкими жестами, чтобы подчеркнуть большую мысль.

Общий язык тела

Скрещивание рук на груди означает для слушателя, что вы не согласны с ним и что вы закрыты от того, что он говорит. Если вы ерзаете во время прослушивания, вы также даете понять, что вас не интересует то, что происходит. Это включает в себя манипулирование руками или рисование, а также махание ногой, скрещивание и скрещивание ног. Сохранять тишину во время прослушивания может быть непросто, но это дает говорящему понять, что вам небезразлично то, что он говорит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *