Виды невербального общения и их характеристика
переговоры личное развитие
16.11.2021
Автор: Academy-of-capital.ru
Добавить комментарий
Рейтинг:
(Голосов: 2, Рейтинг: 5) |
Из этого материала вы узнаете:
Существуют разнообразные виды невербального общения: от каких-то определенных жестов до прикосновений, от взгляда человека до его пространственного положения или даже просто внешнего вида. И каждый из таких сигналов несет определенную информацию, важно лишь ее правильно истолковать.
А получается это далеко не всегда. Если одни жесты вполне однозначны, то другие могут быть не совсем ясными для участника диалога, который не слишком хорошо понимает язык тела.
Разница между вербальным и невербальным общением
Практически каждый человек на Земле умеет общаться при помощи языка и жестов. Притом если речь мы учим, то второй способ часто используем неосознанно. Эти виды общения — вербальное и невербальное — являются средствами передачи информации между людьми. В зависимости от избранного варианта инструментом для них служат слово либо тело.
Невербальный вид примечателен тем, что посредством позы, мимики и жестов в различных обстоятельствах можно передать большое количество образов. Язык тела очень богат и ограничивается только способностями и воображением самого человека. Фактически это такой же эффективный способ общения, как и речь.
Оценить эту способность достаточно легко: можно просто сесть за просмотр фильма на неизученном иностранном языке. В условиях дефицита информации мозг сам начнет провоцировать вас на повышенное внимание к деталям. Например, жестам, мимике, незначительным телодвижениям и условиям, в которых происходит событие на экране. Даже несмотря на отсутствие понимания речи вы все равно заметите, что по эмоциям, интонациям и позам уже считываете часть информации, если не ее всю. Некоторые фильмы настолько богаты на невербалику, что можно отключить звук и смотреть только картинку: почти все будет понятно.
Сообщая, что владеет языком, человек зачастую даже не думает, что одновременно имеет в виду не только какой-то конкретный язык, например английский или русский. В действительности он постоянно транслирует информацию, даже когда молчит, посредством поз, мимики и жестов. Невербальный способ коммуникации позволяет общаться при наличии языкового барьера независимо от пола и возраста.
Речью необходимо овладеть, чтобы пользоваться. Изучить алфавит, произношение, правильное ударение и правила словообразования. Язык жестов же требует только тела и работы мышц. С его помощью можно транслировать примитивные образы для налаживания общения с любым человеком.
Безусловно, контакт будет на невысоком уровне, поскольку необходимо использовать базовые и универсальные для многих формы жестов. Однако именно невербальное общение делает наш внешний вид и позу информативными. Порой пара жестов заменяет большое эмоциональное восклицание. Так, иностранец, забыв нужные слова, может при помощи пальцев и мимики указать на то, что ему интересно.
Сознательное и бессознательное невербальное общение
В зависимости от того, насколько обдуманно человек пользуется способностями своего тела для контакта с окружающими, можно выделить 2 типа связи.
Рекомендуем
«Невербальное общение в бизнесе – мимика, позы, жесты и одежда»Подробнее
Первый — невербальное общение, совершаемое осознанно. Человек специально выбирает определенные позы, жесты, мимику, чтобы донести до собеседника свое мнение, настрой, необходимую информацию.
Второй – неосознанное невербальное общение. При нем практически все действия, совершаемые нами в процессе, спонтанны. Опытный человек может их прочесть, и они скажут ему гораздо больше о собеседнике, чем любые слова.
Можно довольно четко пронаблюдать, как различные виды невербальных средств общения применяются в актерском искусстве. Там это практически всегда происходит осознанно. Отработанные позы, жесты, мимика помогают актерам создать своего героя максимально реалистичным. Невербальный, или язык тела, при сознательном использовании открывает большие возможности.
Опытные и находчивые актеры обладают серьезным багажом знаний по части языка тела. Благодаря наблюдательности и внимательности они подмечают малейшие детали, которые можно использовать в позе для усиления сказанных слов, что помогает им создавать десятки и сотни вариаций поведения на любой случай.
Важность сознательного невербального общения
Коммуникация при помощи языка тела необходима для полноценности коммуникации. Общение посредством жестов усиливает сказанное, придавая ему необходимую эмоциональную окраску. Фактически именно различные виды невербального общения позволяют контактировать между собой людям с языковым барьером или проблемами с произнесением звуков.
Притом, если в первом случае сложность передаваемых образов можно увеличивать постепенно, то во втором это невозможно, поскольку жесты становятся в принципе единственным средством связи с другим человеком.
Большинство людей общается при помощи слов. У людей с ограниченными возможностями голоса и слуха остаются только пальцы и лицо как альтернатива речи и эмоциям. Они используют жесты и мимику, чтобы разговаривать друг с другом и окружающими.
Иногда возникают ситуации, когда передать что-то при помощи слов невозможно: звуконепроницаемые стенки, большое расстояние, шумная толпа. И тогда на помощь приходит как раз невербальное общение. Его сознательное применение можно наблюдать много где. Например, система условных знаков есть у охотников, дайверов, автомобилистов. Владение ими помогает быстро координировать многие действия.
5 функций невербального общения
Язык поз и жестов существенно дополняет человеческую речь. С его помощью любые сказанные слова приобретают эмоциональный окрас и в целом произносимое лучше воспринимается. Общение становится более конструктивным.
Психологи выделяют у невербального общения 5 функций:
- Дублирование. Человек дополняет свои слова, как бы подтверждая сказанное мимикой и жестами, какими-либо действиями, придавая ему однозначность.
- Противоречие. Случайно или специально человек противоречит сказанному при помощи подмигивания или покачивания головой.
- Подмена смысла. Очень многие фразы можно трактовать по-разному в зависимости от контекста. Наши телодвижения помогают пояснить, например, что словосочетание было употреблено именно в переносном смысле.
- Дополнение к сказанному. Порой нам не хватает слов для выражения своих эмоций или по какой-то причине их не стоит произносить, тогда к словам мы добавляем повороты головы, движения руками, чтобы показать, как что-либо надоело или кого-либо не хватает.
- Усиление смысла. Различные виды невербального способа общения помогают подкрепить слова поддержки улыбкой, а намерение – ударом кулака по столу.
Основные виды невербального общения
Передавать информацию, не используя речь, можно различными способами. Все они подразделяются по видам избранных для контакта средств/методов. Ниже подробно раскрыты особенности каждого.
- Кинетические сигналы
Наиболее распространенное средство самовыражения, поскольку позволяет дополнять сказанное позой, наклоном головы, сокращением лицевых мышц, жестами и вообще любыми движениями.
Применение действий сильно зависит от характера, темперамента и воспитания, а также национальных особенностей. Так, в одних культурах многое становится понятно именно за счет мимики и телодвижений, в других подобное не принято.
- Тактильные сигналы
Похожи на кинетику, но для них необходим физический контакт. Передаются касаниями, которые могут выражены в рукопожатии, хлопке по плечу, объятиях. Именно эта группа элементов помогает определить уровень социального и межличностного взаимодействия в каждом конкретном случае.
Топ-5 статей, которые увеличат ваши продажи
- Контроль отдела продаж: точки, инструменты, методы оценки
- Антикризисные продажи: как не стоить действовать в кризис
- Книги для руководителя отдела продаж: топ-15
- Отчет менеджера отдела продаж: виды и их особенности
- Руководитель отдела продаж: ключевые навыки и функции
- Зрительные сигналы
Подаются глазами, которые можно округлить, сузить, направить взгляд в нужную сторону. Имеет значение и длительность визуального контакта, его частота, напряженность или легкость.
- Пространственные сигналы
Положение тела в пространстве – это тоже виды невербального общения. В психологии существует целый раздел, помогающий интерпретировать истинный смысл сказанного человеком с поправкой на его позу, жесты. Важное значение имеют положение, расстояние между собеседниками и по отношению к окружающему пространству, боком или прямо они сидят.
Пространственные сигналы могут меняться в зависимости от обстановки и корректироваться на сознательном либо интуитивном уровне. Так, разговор наедине будет отличаться от публичного, а социальный сопровождается иными невербальными сигналами по сравнению с личным.
- Около- или паравербальная коммуникация
Наиболее сложно трактуемая группа, поскольку в нее входит все, что касается речи, а именно: интонации, скорость, ритм, модальность, наличие и длительность пауз, их частота. При этом трактуются сигналы всегда индивидуально, не имея как таковой базы для обобщения.
Причина кроется в том, что, например, общение на повышенных тонах у одного человека может означать крайнюю степень волнения, а у другого — всего лишь являться следствием привычки, профдеформацией. Запинки и паузы же возникают как из-за внутреннего состояния, так и вследствие внешних факторов.
Рекомендуем
«12 книг по психологии продаж»Подробнее
- Внешний вид
В некоторых случаях обстановка и то, как одет собеседник, играют роль. Например, небрежность или подчеркнутая аккуратность могут немало сказать о его собственном характере либо отношении к оппоненту и повлиять на диалог. Это не всегда принимается во внимание, однако порой подобные детали позволяют понять то, что не сказано вслух.
Особенности интерпретации невербальных сигналов
Существует статистика, согласно которой около 70 % информации человек получает посредством расшифровки невербальных сигналов. Происходит это направленно или интуитивно, но постоянно, поэтому полезно уметь трактовать их.
Однако не все можно распознать и правильно понять. Для того чтобы сделать это грамотно, необходимо различать виды невербального общения и знать их характеристику. Это поможет разделить сигналы на группы и определить наиболее мелкие, но оттого более правдивые, поскольку они менее очевидны и их сложнее контролировать.
При этом не стоит увлекаться и искать второй смысл там, где его нет. Необходимо учитывать характер собеседника, ситуацию, контекст и ряд факторов, чтобы интерпретировать знаки верно, а не попытаться «прочесть» реакции, вызванные внешними обстоятельствами.
Советы по развитию навыков невербального общения
Передача информации при помощи знаков тела является важной частью нашей жизни. Мы транслируем собственное настроение и улавливаем чужое. Давно знакомые люди понимают друг друга с полуслова как раз за счет того, что знают особенности поведения и могут сразу определить, когда приятелю что-то надо.
То же касается попыток манипуляции в отношении внимательных собеседников. Контроль и тренировка мимики, осанки, положения головы, рук, ног (например, у зеркала) помогают представлять себя в нужном образе и не показывать оппоненту лишнего.
Как понять, что клиент готов купить?
Для того чтобы лучше понимать язык тела, достаточно тренировать внимательность. Зная виды невербального общения, примеры для изучения можно находить на каждом шагу. Детали проявляются в непроизвольных движениях, взгляде, позе, темпе речи. Наблюдая за собеседником и обнаруживая определенные сигналы, можно понять его состояние и настроение, отношение к теме разговора.
Детали, говорящие о том, что человек неискренен, следует особенно принимать во внимание. Это может быть связано с намерением утаить какую-либо информацию — интуитивно или с определенным умыслом.
Например, если собеседник активно поддерживает разговор, не смотря в глаза или сбиваясь с темы, принужденно улыбается, стоит сгорбившись, это может означать, что его мысли заняты чем-то другим или ему грустно, но он не хочет вас волновать.
При этом важно воспринимать весь образ целиком, поскольку раздельно жесты малоинформативны. Смысл чтения языка тела именно в умении провести взаимосвязи между отдельными сигналами.
Если сосредоточиться на том, что собеседник при разговоре скрестил ноги, и думать, что он таким образом от чего-то закрывается, можно упустить из виду прямой взгляд, расслабленную позу и спокойные интонации. Таким образом он, скорее всего, показал свою усталость после ходьбы или сделал так по иной причине.
Многое могут сказать и испытываемые нами чувства в ответ на определенное поведение. Нередко они также дают пищу для размышлений, поскольку являются результатами интуитивного восприятия, которое, как известно, работает быстрее, чем мы успеваем подумать. Например, противоречивое чувство, что собеседнику весело, хотя он говорит абсолютно серьезно, может оказаться правдивым, просто он хорошо владеет собой.
Процесс изучения невербальных сигналов и их интерпретации со временем станет восприниматься как интересная и увлекательная игра. Мы регулярно общаемся с окружающими и постоянно своей позой, мимикой, жестами транслируем информацию о себе на текущий момент.
Сначала анализу будут подвергаться другие люди, затем внимание постепенно перейдет на собственную персону. Начнется отслеживание своего поведения и уже сознательная его коррекция с учетом желаемого. То есть вы будете грамотно общаться даже на невербальном уровне.
Способы невербального общения
Чтобы создать целостный образ о процессе общения, учитываются невербальные (не словесные) способы взаимодействия партнеров. Более половины данных о человеке можно получить просто при наблюдении за его поведением, это значит, что сперва мы видим и слышим человека, только потом у нас формируется представление о нем. Ученые обнаружили и зарегистрировали более тысяч невербальных знаков и сигналов. А. Мейерабином было установлено, что слова передают только 7% информации, звуковые средства (включая тон голоса, интонацию звука) – 38%, а невербальные средства – 55%.
Невербальное общение является общением с использованием паралингвистических способов передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы). Основными видами невербального общения являются визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные (рис. 1).
Рис. 1. – Виды невербальных средств общения
Невербальные проявления при общении
Появляется интересны вопрос, а можно ли обмануть собственное тело? На самом деле, нельзя, потому что совпадения между жестами будут отсутствовать. К примеру, раскрытые ладони говорят о честности, но, если обманщик раскроет вам свои объятия и улыбнётся, говоря при этом ложь, микросигналы его организма отразят его тайные мысли. Это может проявиться суженными зрачками, поднятой бровью, искривленными уголками рта. Такие сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке.
Лицо используют в разы чаще, чем какую-нибудь другую часть тела, чтобы скрыть ложные высказывания. Человек улыбается, кивает головой, подмигивает, чтобы скрыть неправду, но, к несчастью для обманщика, тело использует знаки, которые говорят истинную правду, и наблюдательный человек быстро заметит несоответствие между сигналами, которые считает с лица и тела, и словами. Поэтому изучение выражения лица можно назвать искусством.
На невербальных средствах общения оставляют след конкретные социально-культурные условия, поэтому не существует общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны необходимо изучать так же, как и вербальный.
Например, во Франции жест «О’Кей» значит «ноль» или «ничего», в Японии им обозначают «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна его используют для обозначения гомосексуальности мужчины.
В Америке, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большой палец используют в трёх значениях. Обычно его используют при «голосовании» на дороге. Во втором случае его используют как «всё в порядке», но если большой палец резко выбросить вверх, это будет расцениваться как оскорбительный знак, который значит нецензурное ругательство. Некоторые страны, например, Греция, этот жест используют в значении «заткнись», поэтому можете представить себе, как будет выглядеть русский турист, который пытается поймать попутную машину на греческой дороге.
Наиболее распространённые жесты
Рассмотрим жесты, которые встречаются чаще всего вне зависимости от культуры.
Рукопожатия
С помощью поворота ладони в разные стороны можно придать жесту властное, покорное или равное значение. Во время властного рукопожатия рука должна захватывать руку другого человека так, чтобы ладонь была развернута вниз. Таким образом, это будет сообщением человеку, что оппонент хочет быть главным в процессе общения с ним.
Закладывание рук за спину
Некоторым людям привычно ходить с высоко поднятой головой, вздёрнутым подбородком и с заложенными за спину руками. Это показатель уверенности человека в себе и, кроме того, чувства превосходства над другими. Жест, когда руки закладывают за спину и захватывают запястья, означает, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.
Жесты «лжи»
Быстрый темп некоторых жестов и их порядок зависят от возраста человека. Например, когда пятилетний ребёнок говорит неправду своим родителям, то сразу после этого он закроет руками рот. Если неправду скажет подросток, то рука прикрывает рот примерно так же, как и у пятилетнего ребенка, но только пальцами он будет слегка обводить линию губ. Когда лжет взрослый человек, мозгом ему посылается импульс прикрыть рот, чтобы задержать слова обмана, как это делают дети, но в последний момент человек убирает руку ото рта и прикасается к носу, потирает века, уши, оттягивает воротник.
Почёсывание шеи
Почёсывание шеи означает сомнение и неуверенность человека, который говорит: «Я не уверен, что я с вами соглашусь».
Скрещивание на груди рук
Руки в замке на груди показывают стремление спрятаться от неблагоприятной ситуации. Скрещивание рук – это универсальный жест, который практически во всех ситуациях означает оборонное или негативное состояние человека.
Наиболее эффективным способом заставить человека разомкнуть руки является предложение взять любой предмет, при взятии которого человек протянет руки вперед. Так он примет более открытое положение, и его состояние может измениться.
Но в ситуации, когда человек не только скрещивает руки на груди, но сжимает пальцы в кулак, это знак его враждебности и наступательной позиции. А если кисти скрещенных рук находятся на плечевой части руки, то это сигнализирует о том, что человек сдерживает негативные ощущения.
Скрещивание ног
Закидывание ноги на ногу может обозначать взволнованное состояние, сдержанную или защитную позицию. Когда кладут ногу на ногу с образованием угла, это показывает, что наблюдается соперничество и противоречие. Эта поза популярна у мужчин, которые имеют бойцовский характер. Человек, имеющий быструю реакцию, очень трудно изменяющий свою точку зрения в споре, чаще сидит, положив ногу на ногу и обхватывая ногу руками. Это значит, что перед вами твердый, упрямый человек, который требует к себе особый подход для нахождения общего языка.
Курение
Курение сигареты – это способ, с помощью которого подавляется внутреннее напряжение, которое позволяет тянуть время перед принятием решения. При этом, люди постукивают, помахивают сигаретой, что указывает на то, что человек испытывает напряжение. Если человек часто сбрасывает пепел с конца сигареты, то у него имеется высокое внутреннее напряжение и, возможно, его нужно успокоить. Когда курильщик зажигает сигарету, но сразу же гасит её, ещё не докурив до своей обычной длины, это сигнализирует о его желании закончить разговор.
Таким образом, кратко проанализированные особенности невербальной коммуникации говорят о том, что они занимают важное значение в процессе общения. Вместе с вербальной системой коммуникации с помощью них происходит обмен информацией, которая нужна людям для организации совместной деятельности и других форм взаимодействия.
Основные выводы
Коммуникация представляет собой обмен информацией между людьми, главная цель которого представлена выработкой общего смысла, общей точки зрения и согласия в различных ситуациях или проблемах.
Коммуникативные барьеры являются психологическими препятствиями на пути правильной передачи информации от одного партнера по общению к другому. Коммуникативные барьеры бывают трёх типов: понимания, социально-культурного различия и отношения.
Вербальной коммуникации свойственно использовать в качестве знаковой системы человеческую речь, которая является самым универсальным средством коммуникации. С помощью речи кодируется и декодируется информация. Незаменимый инструмент этого процесса – обратная связь, которая представлена сообщениями, посылающимися человеком в ответ на сообщения другого.
Обратная связь бывает:
- безоценочная, когда уточняется информация с целью получить дополнительные сведения;
- негативная, которая содержит критику или корректировку;
- позитивная, которая содержит одобрение или поддержку.
Психологической сущностью процесса обратной связи является необходимость людей выработать общую знаковую систему и одинаковое понимание обсуждаемых вопросов во время общения.
Совокупность определенных мер, которые направлены на повышение эффективности речевого воздействия, называется убеждающей коммуникацией.
Речевая деятельность является деятельностью общения между людьми с помощью языка и речи. По степени направленности выделяется внешняя и внутренняя речь. Внутренняя речь происходит беззвучно, как скрытое мышление в словесной форме, мышление про себя и для себя. Внешняя устная речь делится на монологическую и диалогическую.
Невербальным общением называется такой вид общения, при котором используются пара-лингвистические средства передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы). Основными видами невербального общения являются визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные.
11.2 Типы невербальной коммуникации – деловое общение для успеха
Цель обучения
- Описать сходства и различия восьми основных типов невербальной коммуникации.
Теперь, когда мы обсудили общие принципы, применимые к невербальной коммуникации, давайте рассмотрим восемь типов невербальной коммуникации, чтобы лучше понять этот сложный аспект коммуникации:
- Космос
- Время
- Физические характеристики
- Движения тела
- Сенсорный
- Параязык
- Артефакты
- Окружающая среда
Пространство
Когда мы обсуждаем пространство в невербальном контексте, мы имеем в виду пространство между объектами и людьми. Пространство часто ассоциируется с социальным статусом и является важной частью делового общения. Кому достанется угловой офис? Почему важен глава стола и кто за ним сидит?
Люди из разных культур могут иметь разные нормативные требования к пространству. Если вы из большого города, люди могут стоять рядом с вами, это нормально. Если вы из сельской местности или культуры, где люди ожидают большего пространства, возможно, кто-то стоит «слишком близко» для комфорта и не знает об этом.
Эдвард Т. Холл, служивший в инженерных войсках Европейского и Южно-Тихоокеанского регионов во время Второй мировой войны, совершил кругосветное путешествие. Переезжая из одного места в другое, он заметил, что люди в разных странах держатся на разном расстоянии друг от друга. Во Франции они стояли ближе друг к другу, чем в Англии. Холл задался вопросом, почему это так, и начал изучать то, что он называл проксемикой, или изучением использования человеком пространства и расстояния в общении (Hall, E. T., 19).63).
В The Hidden Dimension он указал, что есть два основных аспекта пространства: территория и личное пространство. Холл обратился к антропологии для рассмотрения концепций господства и подчинения и отметил, что более могущественный человек часто требует большего пространства. Это играет важную роль в современном обществе, от того, кто получает угловой офис, до того, как мы договариваемся о пространстве между транспортными средствами. Дорожная агрессия становится все более распространенной там, где возникает перенаселенность, и поскольку все больше транспортных средств занимают одни и те же дороги, напряженность из-за пространства становится предсказуемой.
Территория связана с контролем. Чтобы установить контроль над своей комнатой, возможно, вы покрасили ее в свой любимый цвет или развесили плакаты, отражающие ваши интересы или то, что вы считаете уникальным в себе. Семьи или домохозяйства часто отмечают свое пространство, возводя заборы или стены вокруг своих домов. Это чувство права контролировать свое пространство имплицитно связано с территорией. Территория означает пространство, которое вы считаете своим, за которое несете ответственность или хотите защищать.
Второй аспект, на который обращает внимание Холл, — это личное пространство, или «пузырь» пространства, окружающего каждого человека. Когда вы спускаетесь по лестнице, какую сторону вы выбираете? Мы можем выбрать правильную сторону, потому что узнали, что именно этого от нас и ожидают, и люди, поднимающиеся по той же лестнице, выбирают свою. Правильный выбор гарантирует, что личное пространство не будет нарушено. Но что происходит, когда некоторые приходят не с той стороны? Они нарушают понятные правила движения и часто исправляются. Но что произойдет, если они не меняют полосу движения, когда люди поднимаются и спускаются по лестнице? Они могут получить грязные взгляды или даже столкнуться, когда люди в толпе справятся с вторжением в «их» пространство. Здесь нет маркеров дорожек, а пузыри пространства вокруг каждого человека движутся вместе с ними, допуская возможность столкновения.
Мы признаем базовую потребность в личном пространстве, но нормативные требования к пространству сильно различаются в зависимости от культуры. Вы можете заметить, что в вашем доме люди спят по одному на каждую кровать, но во многих культурах люди спят по двое или больше, и это считается нормальным. Если бы вы делили эту кровать, вы могли бы чувствовать себя некомфортно, в то время как кто-то, воспитанный с нормами группового сна, может чувствовать себя некомфортно спать в одиночестве. От того, где вы стоите в классе аэробики по отношению к другим, до того, где вы кладете свою сумку с книгами в классе, ваши личные ожидания относительно пространства часто расходятся с другими.
Как в контексте лестницы существуют нормы невербального поведения, так и в контексте публичных выступлений. В Северной Америке ожидается зрительный контакт с аудиторией. Крупные движения и жесты обычно не ожидаются и могут отвлекать. Спикер занимает место на «сцене», даже если он находится перед классом. Когда вы занимаете это пространство, аудитория будет ожидать определенного поведения. Если вы разговариваете с экраном позади себя во время демонстрации презентации PowerPoint, аудитория может подумать, что вы не обращаете на нее внимания. Ожидается, что выступающие будут обращать внимание на аудиторию и взаимодействовать с ней, даже если обратная связь будет в основном невербальной. Ваши движения должны согласовываться с тоном, ритмом и содержанием вашей речи. Ходьба взад-вперед, держа руки в карманах или скрещивая руки, может свидетельствовать о нервозности или даже оборонительном поведении и отвлекать внимание от речи.
Рис. 11.2 Пространство: четыре основных категории расстояния
Как правило, старайтесь вести себя естественно, как если бы вы рассказывали другу историю, чтобы ваше тело расслабилось и ваши невербальные жесты стали более естественными. Практика является ключом к вашему уровню комфорта; чем больше вы будете практиковаться, тем более удобным и менее пугающим он будет вам казаться.
Холл сформулировал четыре основные категории расстояния, используемые в общении, как показано на рисунке 11.2 «Пространство: четыре основные категории расстояния» (Холл, Э., 1966).
Время
Вы знаете который час? Насколько вы осведомлены о времени, зависит от культуры и нормативных ожиданий соблюдения (или незнания) времени. Некоторые люди, а также сообщества и культуры, которые они представляют, очень ориентированы на время. Поезда Euro Railways в Германии славятся тем, что отправляются и прибывают строго по расписанию. Напротив, если вы сядете на поезд в Аргентине, вы обнаружите, что расписание является скорее приблизительным, когда поезд отправляется или прибывает.
«Время — деньги» — поговорка, распространенная во многих культурах и свидетельствующая о высокой ценности времени. В социальных контекстах это часто показывает социальный статус и власть. Кого ты готов ждать? Врач для посещения офиса, когда вы больны? Потенциальный работодатель на собеседовании? Ваша вторая половинка или дети? Иногда мы становимся нетерпеливыми, и наше нетерпение подчеркивает нашу ценность времени.
Когда вы проводите презентацию, ваша аудитория должна вас ждать? Время является важным фактором коммуникативного процесса в вашей речи. Лучший способ проявить уважение к аудитории — это соблюдать ожидания, связанные с вашим выступлением. Всегда старайтесь прекратить говорить до того, как аудитория перестанет слушать; если аудитория поймет, что вы «ушли со временем», она будет менее охотно вас слушать. Это, в свою очередь, окажет негативное влияние на вашу способность донести свое сообщение.
Предположим, вы произносите речь, состоящую из трех основных моментов. Ваша аудитория ожидает, что вы будете регулировать время и внимание к каждому пункту, но если вы будете тратить все свое время на первые два пункта и торопиться с третьим, ваша речь не будет сбалансированной и потеряет ритм. Оратор занимает позицию некоторой власти, но именно аудитория дает ему эту позицию. Проявляя уважение и сохраняя равновесие, вы будете более эффективно продвигаться по своим очкам.
Хрономика — это наука о том, как мы относимся к времени и воспринимаем его. Том Брюно из Рэдфордского университета всю жизнь исследовал, как время взаимодействует в общении и культуре (Брюно, Т., 19).74; Брюно, Т., 1990; Брюно Т. и Исии С., 1988). Как он отмечает, в западном обществе время часто считается эквивалентом денег. В некоторых обществах высоко ценится скорость (Schwartz, T., 1989). В других есть большое уважение к замедлению и взгляду на время в долгосрочной перспективе.
Когда вы заказываете еду в ресторане быстрого питания, каковы ваши ожидания относительно того, как долго вам придется ждать? Когда вы заказываете пиццу онлайн с доставкой, когда вы ожидаете, что она будет доставлена? Если вы заказываете кабельное телевидение для дома, когда вы ожидаете, что оно будет доставлено? В первом случае вы можете измерять доставку гамбургера секундами или минутами и, возможно, тридцатью минутами доставки пиццы, но вы можете измерять время от вашего заказа до рабочего кабеля днями или даже неделями. Возможно, вам даже придется находиться дома с 8 утра до полудня, ожидая его установки. Ожидания варьируются в зависимости от контекста, и мы часто разочаровываемся в культуре, чувствительной ко времени, когда результат не соответствует нашим ожиданиям.
Точно так же, сколько времени нужно, чтобы ответить на запрос клиента о помощи или информации? Если они звонят по телефону, как долго они должны оставаться на линии? Как скоро они должны ожидать ответа на электронное письмо? Как опытный деловой коммуникатор, вы будете знать, что нужно предвидеть нормативные ожидания, и сделаете все возможное, чтобы оправдать эти ожидания быстрее, чем предполагалось. Ваш быстрый ответ или предложение помощи в ответ на просьбу, даже если вы не можете решить вопрос на месте, часто расценивается положительно, способствуя формированию положительных коммуникативных взаимодействий.
В разных культурах значение времени может различаться. Некоторые мексиканские американские друзья могут пригласить вас на барбекю в 8 часов вечера, но когда вы приедете, вы будете первым гостем, потому что считается, что собрание на самом деле начинается только после 9 часов вечера. Точно так же во Франции в 20:00 приглашение на вечеринку будет пониматься как указание на то, что вы должны прибыть около 8:30, но в Швеции 8 часов вечера. означает 8 часов вечера, и опоздавшие могут не приветствоваться. Некоторые коренные американцы, особенно пожилые, говорят размеренными фразами и делают длинные паузы между фразами. Они не торопятся со своей речью и не соревнуются за свою очередь, зная, что их никто не перебьет (Маклин, С., 19).98). Некоторые ортодоксальные евреи соблюдают религиозные дни, когда не работают, не готовят, не садятся за руль и не пользуются электричеством. Люди во всем мире по-разному выражают ценность времени.
Физические характеристики
Вы не выбирали свое рождение, цвет глаз, натуральный цвет волос или рост, но люди ежегодно тратят миллионы, пытаясь изменить свои физические характеристики. Вы можете получить цветные контакты; Покрасить волосы; а если вы ниже ростом, чем вам хотелось бы, купите туфли, чтобы поднять свой рост на пару дюймов. Вы не сможете изменить свое происхождение, и как бы вы ни наклонялись, чтобы казаться ниже, вы не измените свой рост, пока время и возраст постепенно не дадут о себе знать. Если вы высокий, вам может быть сложно определить правильный размер обуви, длину брюк или даже длину матраса, но есть и преимущества. Вы когда-нибудь слышали, что более высоким людям платят больше (Бернем, Т. и Фелан, Дж., 2000)? В этой идее есть доля правды. Есть также некоторая доля правды в представлении о том, что люди предпочитают симметричные лица (где обе стороны равны) асимметричным лицам (с неравными сторонами, например, с кривым носом или с одним глазом или ухом немного выше другого) (Burnham, T., и Фелан, Дж., 2000).
Мы часто делаем суждения о личности или поведении человека на основании его физических характеристик, и исследователи быстро отмечают, что эти суждения часто бывают неточными (Wells, W., and Siegel, B., 1961; Cash, T., and Kilcullen). , Р., 1985). Независимо от цвета ваших глаз или волос, или даже вашего роста, чувствовать себя комфортно с самим собой — важная часть вашей презентации. Действуйте естественно и рассмотрите те аспекты презентации, которые вы можете контролировать, чтобы максимально создать положительный образ для аудитории.
Движения тела
Изучение движений тела, называемое кинесикой, является ключом к пониманию невербальной коммуникации. Поскольку ваши действия будут в значительной степени способствовать эффективности вашего делового взаимодействия, давайте рассмотрим четыре различных способа движений тела, которые дополняют, повторяют, регулируют или заменяют ваши словесные сообщения.
Движения тела могут дополнять устное сообщение, усиливая основную мысль. Например, вы можете предоставить клиенту вводную презентацию о программе. Когда вы говорите «Нажмите на эту вкладку», вы также можете инициировать это действие. Ваши вербальные и невербальные сообщения усиливают друг друга. Вы также можете усилить сообщение, повторяя его. Если вы сначала скажете: «Нажмите на вкладку», а затем сделаете движение рукой вправо, показывая, что клиент должен переместить стрелку курсора мыши на вкладку, ваше повторение может помочь слушателю понять сообщение.
Помимо повторения вашего сообщения, движения тела также могут регулировать разговор. Кивок головы в знак того, что вы слушаете, может побудить клиента продолжать задавать вопросы. Если вы поднимете руку ладонью вперед, это может послужить сигналом к остановке и дать паузу, во время которой вы можете начать отвечать.
Движения тела также заменяют или заменяют словесные сообщения. Экман и Фризен обнаружили, что черты лица сообщают другим о наших чувствах, но движения нашего тела часто показывают, насколько сильно мы переживаем эти чувства (Экман П. и Фризен В., 19).67). Например, если клиент делает разочарованное лицо при попытке использовать программу, ему может понадобиться помощь. Если они оттолкнутся от компьютера и физически отделят себя от взаимодействия с ним, они могут быть крайне разочарованы. Научиться измерять чувства и их интенсивность, выраженные клиентами, требует времени и терпения, и ваше внимание к ним улучшит вашу способность способствовать позитивному взаимодействию.
Прикосновение
Прикосновение в коммуникативном взаимодействии называется тактильным, и Уильям Сейлер и Мелисс Билл выделяют пять различных типов прикосновения, от безличного до интимного, как указано в таблице 11. 2 «Типы прикосновения».
Таблица 11.2 Типы Touch
Термин | Определение |
---|---|
1. Функционально-профессиональный сенсорный экран | Медицинский осмотр, лечебная физкультура, спортивный тренер, учитель музыки |
2. Вежливое прикосновение | Рукопожатие |
3. Прикосновение дружбы-тепла | Обнять |
4. Прикосновение любви-близости | Поцелуй между членами семьи или романтическими партнерами |
5. Прикосновение к сексуальному возбуждению | Сексуальные ласки и половой акт |
Перед презентацией вы можете общаться с людьми, обмениваясь рукопожатиями и непринужденной беседой. Это взаимодействие может помочь установить доверительные отношения, прежде чем вы выйдете на сцену. Выступая публично, мы не часто прикасаемся к людям в аудитории, но мы взаимодействуем с наглядными пособиями, нашими карточками для заметок и другими предметами. То, как мы справляемся с ними, может сообщить о нашем уровне комфорта. Всегда полезно попрактиковаться в использовании технологий, наглядных пособий или карточек для заметок, которые вы будете использовать в речи во время практических занятий. Правильное использование технологии путем нажатия правой кнопки мыши или правого переключателя на диапроекторе может повысить доверие к вам.
Параязык
Параязык является исключением из определения невербального общения. Возможно, вы помните, что мы определили невербальное общение как отсутствие слов, но параязык существует, когда мы говорим, используя слова. Параязык включает вербальные и невербальные аспекты речи, влияющие на значение, включая тон, интенсивность, паузы и даже тишину.
Возможно, вы также слышали о многозначительной паузе, полной смысла паузе между словесными сообщениями. Само значение может быть трудно понять или расшифровать, но, тем не менее, оно есть. Например, ваш коллега Ян возвращается с собрания по продажам безмолвным и с призрачно бледным лицом. Вы можете спросить, хорошо ли прошла встреча. «Ну, ааа…» может быть единственным ответом, который вы получите. Пауза говорит о многом. Что-то произошло, хотя вы, возможно, не знаете, что. Это могло быть личным, если отчет Яна не был хорошо принят, или оно могло быть более системным, например, новость о том, что показатели продаж снизились на 40 процентов, а розыгрыши, возможно, не сильно отстают.
Молчание или голосовые паузы могут свидетельствовать о нерешительности, указывать на необходимость собраться с мыслями или служить знаком уважения. Кит Бассо цитирует анонимный источник: «Это не тот случай, когда человек, который молчит, ничего не говорит» (Бассо, К. А., 1970). Иногда мы узнаем столько же или даже больше из того, что человек не говорит, чем из того, что он говорит. Кроме того, и Бассо, и Сьюзен Филипс обнаружили, что в традиционной речи коренных американцев особое внимание уделяется молчанию (Philips, S., 19).83).
Артефакты
Вы прикрываете свои татуировки, когда находитесь на работе? Вы знаете кого-то, кто делает? Или, может быть, вы знаете кого-то, у кого есть татуировка, и ему не нужно скрывать ее по работе? Ожидания сильно различаются, но боди-арт или татуировки по-прежнему вызывают споры на рабочем месте. По данным San Diego Union-Tribune (Kinsman, M., 2001),
- , 20 процентов рабочих указали, что их боди-арт был обвинен против них на работе.
- 42 процента работодателей заявили, что наличие видимого боди-арта снижает их мнение о работниках.
- 44 процента опрошенных менеджеров имеют боди-арт.
- 52 процента опрошенных работников имеют боди-арт.
- 67 процентов работников, у которых есть боди-арт или пирсинг, закрывают или снимают их в рабочее время.
В вашей сфере деятельности татуировка может быть важным наглядным пособием или может умалять вашу эффективность как делового коммуникатора. Пирсинг может выражать индивидуальность, но нужно учитывать, как его воспримут работодатели и клиенты.
Артефакты — это формы декоративных украшений, выбранные для представления самооценки. Они могут включать кольца и татуировки, а также названия брендов и логотипы. От одежды до автомобилей, часов, портфелей, кошельков и даже очков — то, чем мы себя окружаем, сообщает что-то о нашем самоощущении. Они могут проецировать пол, роль или положение, класс или статус, личность, членство или принадлежность к группе. Уделение внимания артефактам клиента может дать вам представление о том, что они хотят сообщить, и может позволить вам более точно адаптировать свое сообщение к их потребностям.
Окружающая среда
Окружающая среда включает в себя физические и психологические аспекты контекста общения. Окружающая среда — это не только столы и стулья в офисе, но и важная часть динамичного процесса коммуникации. Восприятие окружающего влияет на его реакцию на него. Например, Google славится своей рабочей средой, где созданы места для физической активности и даже круглосуточная служба доставки еды. Расходы, без сомнения, значительны, но действия Google говорят о многом. Результаты, полученные в среде, предназначенной для содействия творчеству, взаимодействию и сотрудничеству, стоят затраченных усилий.
Key Takeaway
Невербальное общение можно разделить на восемь типов: пространство, время, физические характеристики, движения тела, прикосновение, параязык, артефакты и окружающая среда.
Ссылки
Бассо, К.А. (1970). Отказаться от слов: молчание в западной культуре апачей. В D. Carbaugh (Ed.), Культурная коммуникация и межкультурные контакты (стр. 301–318). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Брюно Т. и Исии С. (1988). Коммуникативное молчание: Восток и запад. World Communication, 17 , 1–33.
Бернхэм, Т., и Фелан, Дж. (2000). Подлые гены: От секса к деньгам и еде: Приручение наших первобытных инстинктов . Кембридж, Массачусетс: Персей.
Брюно, Т. (1974). Время и невербальная коммуникация. Журнал народной культуры, 8 , 658–666.
Брюно, Т. (1990). Хрономика: изучение времени в человеческом взаимодействии. В J. DeVito & M. Hecht (Eds.), Невербальный читатель (стр. 301–311). Проспект Хайтс, Иллинойс: Waveland Press.
Кэш, Т., и Килкаллен, Р. (1985). Глаз смотрящего: восприимчивость к сексизму и бьютиизму при оценке кандидатов на руководящие должности. Журнал прикладной социальной психологии, 15 , 591–605.
Экман П. и Фризен В. (1967). Лечение головы и тела в суждении об эмоциях: переформулировка. Перцептивные и моторные навыки, 24 , 711–724.
Холл, Э. (1966). Скрытое измерение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Doubleday.
Hall, ET (1963). Проксемика: изучение пространственных отношений и границ человека. В Яго Галдстоне (ред.), Образ человека в медицине и антропологии (стр. 422–445). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
Родственник, М. (2001, 20 августа). Татуировки и кольца в носу. Сан-Диего Юнион-Трибьюн , с. С1.
Маклин, С. (1998). Очередь и длительная пауза: исследование стилей межличностного общения между поколениями в индейской резервации Уорм-Спрингс. В KS Sitaram & M. Prosser (Eds.), Гражданский дискурс: мультикультурализм, культурное разнообразие и глобальная коммуникация (стр. 213–227). Стэмфорд, Коннектикут: Издательская компания Ablex.
Филипс, С. (1983). Невидимая культура: общение в классе и с сообществом индейской резервации Уорм-Спрингс . Чикаго, Иллинойс: Waveland Press.
Шварц, Т. (1989, январь/февраль). Синдром акселерации: все ли живут на скоростной полосе? Утне Ридер, 31 , 36–43.
Зайлер, В., и Билл, М. (2000). Связь: Установление соединений (4-е изд.). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Уэллс, В., и Сигел, Б. (1961). Стереотипы соматипы. Психологические отчеты, 8 , 77–78.
9 типов невербального общения, о которых вы могли не знать
Лайл Ополентисима | источник: Здесь 3 июня 2022 г.
При изучении коммуникации используется множество терминов. Одним из них является кинесика, которая относится к языку тела и жестам. Кинесика — это только часть невербальной коммуникации — есть еще гаптика, проксемика, территориальность, окружение, вокалика (высота и громкость), хронемика (время) и аттракция. В этом посте мы рассмотрим некоторые из этих компонентов более подробно и, надеюсь, заставим вас задуматься о том, как вы общаетесь иначе, чем другие.
Кинесика
Кинесика – это изучение движений тела и жестов. Эти движения могут быть очень тонкими, но они по-прежнему являются важной частью невербального общения. Вы можете этого не осознавать, но вы используете кинесику, когда хотите подчеркнуть что-то или сделать себя более уверенным. Этот тип невербального общения включает в себя такие вещи, как зрительный контакт, выражение лица, поза и движения рук. Кинесика также включает в себя то, как мы говорим: наш тон голоса и скорость — все это важные факторы, влияющие на то, как мы общаемся с другими.
Поведение Kinesics включает в себя осанку: то, как вы держите себя, может многое сказать о вашем отношении – опущенные плечи говорят о грусти, в то время как выпрямление свидетельствует об уверенности или гордости; Выражение лица: это включает в себя улыбку и хмурый взгляд, а также поднятие брови в удивлении или сморщивание носа при появлении неприятного запаха; Жесты: жесты рук, такие как приветствие или указание на что-то, показывают, что кто-то хочет привлечь внимание к чему-то конкретному — например, махание на прощание после того, как вы провели время с кем-то, будет означать прощание как вербально (до свидания), так и невербально (махание рукой).
Тактильные ощущения
Тактильные ощущения — это форма невербального общения, в которой используется прикосновение. Прикосновения могут сообщать о привязанности, доминировании, комфорте или силе. Прикосновение может быть признаком привязанности или способом контролировать кого-то. Его можно использовать как знак эмпатии. Например, если вы пытаетесь утешить расстроенного человека, вы можете положить ему руку на плечо или даже обнять его. Прикосновения также часто используются во время ссор как способ утвердить свое превосходство над другим человеком и заставить его чувствовать себя неполноценным.
Проксемика
Проксемика — это изучение того, как люди используют пространство. Речь идет о том, как люди используют пространство по отношению к другим, и это может дать вам много информации о том, как они видят свои отношения с другими людьми.
Проксемика основана на идее о том, что вокруг человека есть четыре зоны: личная зона, социальная зона, общественная зона и интимная зона. Эти зоны определяются физическим расстоянием между двумя людьми (или отдельными людьми и кем-то еще, с чем они взаимодействуют). Чем ближе мы становимся к кому-то другому, тем выше становится наш уровень близости — и наоборот.
Территория
Одной из наиболее распространенных форм невербального общения является территория, которая может быть физической, социальной или психологической.
Когда мы хотим показать свою собственность на что-то, мы создаем барьер с надписью «это мое». Это может быть так же просто, как сесть, плотно прижав ноги друг к другу, или слегка наклониться вперед в кресле на работе, чтобы убедиться, что никто не сидит рядом с вами в поезде домой. Это может показаться незначительным действием, но оно может быть символическим и мощным, если использовать его целенаправленно; подумайте о том, как люди реагируют, когда видят логотип своей любимой спортивной команды на чьей-то футболке!
Территория также может использоваться как способ выражения власти или статуса (см. также Позиция власти). Например: человек, который хочет, чтобы другие чувствовали себя хуже, может стоять рядом с другим человеком, пока он многозначительно говорит ему на ухо, чтобы у свидетелей не было выбора, кроме как внимательно следить за ним — это посылает сигналы, которые указывают: «Эй, ребята, посмотрите, меня тоже слушают». этим важным человеком, стоящим рядом со мной! Разве я не особенный?»
Среда
Среда — это обстановка, в которой происходит общение. Это может влиять на то, как люди ведут себя и взаимодействуют, но также может усиливать или отвлекать от их сообщений. Несколько примеров того, как вы можете рассматривать свое окружение при общении, включают: Позиционирование себя вдали от отвлекающих факторов (например, других людей) Использование цвета для выделения ключевых моментов (например, зеленый для роста, красный для огня)
Вокалистика
Вокалистика — это изучение голоса. Он включает вокальный тон, высоту тона, качество и интонацию. Тон голоса относится к уровню энтузиазма или интереса человека к тому, что он говорит; он может быть высоким, если вы увлечены своей темой, или низким, если вам это надоело. Высота тона означает, насколько высоко или низко звучит ваш голос; более высокий тон означает, что ваши голосовые связки вибрируют с большей скоростью, чем обычно, тогда как более низкий тон означает более медленные вибрации. Высота тона может варьироваться от 100 циклов в секунду до более чем 7000 циклов в секунду для мужчин и женщин соответственно — этот огромный диапазон дает нам, людям, большую гибкость при устном общении! Качество голоса относится к тому, насколько гладко или грубо звучит речь человека; например, некоторые люди звучат более «резко», чем другие, из-за того, что мышцы их горла либо напряжены (напряжены), либо расслаблены (расслаблены). Это также влияет на интонацию, которую мы обсудим далее.
Хрономика
Хронемика изучает время, пространство и социальные взаимодействия. По данным Института хронемии, «речь идет о том, как люди используют свои графики для общения и управления своими отношениями».