Невербальные виды общения – Невербальное общение — особенности, коммуникации, жесты, виды

Невербальная коммуникация и ее виды :: SYL.ru

Способы получения информации

Человек по своей сути – существо социальное, так или иначе, он на протяжении всей своей жизни прочно связан с обществом. Главный механизм его взаимодействия с другими индивидами – это коммуникация, то есть обмен информацией. Коммуникация необходима людям постоянно: в личных отношениях, в ведении бизнеса, в получении опыта и его передаче. Информация окружает человека повсюду и, конечно, главную роль в ее распространении играет вербальное (речевое) общение. Считается, что сведения, получаемые нами через речь, составляют около 80% принятых данных. Но, как бы удивительно это ни звучало, этих 80% часто бывает недостаточно, чтобы понять собеседника. Часто люди специально или неумышленно искажают информацию и говорят не то, что думают. В этот момент на помощь приходит невербальная коммуникация.

Что такое невербальное общение?

Невербальная коммуникация – это прием или передача информации не с помощью языка, а посредством мимики, жестов, интонации и прочих неречевых средств общения. Она не только дополняет сказанные фразы, но и может их усилить или ослабить. Например, фраза «очень приятно», сказанная благожелательно и с улыбкой, разительно отличается по смыслу от этой же фразы, сказанной недовольным тоном и с соответствующей мимикой. Одни и те же буквы, одни и те же слова, а значение этих двух выражений практически противоположное. Обычно невербальная коммуникация происходит неосознанно и спонтанно, и если человеку удается контролировать свою речь, то по жестам и движениям можно выявить его истинные намерения.

Основные виды невербальной коммуникации. Жесты

Жестами люди пользуются практически всегда и везде: здороваются, кивая головой, жестикулируют при спорах, машут рукой на прощание. Мало какая эмоция обходится без сопровождения жестами. Довольно часто такая невербальная коммуникация просто заменяет речь, например, в условиях, когда требуется соблюдать тишину, или, наоборот, на шумных вечеринках. Используя жесты за пределами своей страны, важно предварительно выяснить их смысл, чтобы не попасть в нелепые ситуации. Так, например, в Болгарии качание головой из стороны в сторону означает «да», а кивание — «нет».

Мимика

Очень часто мы слышим фразу: «у него на лице все написано». Действительно, очень трудно скрыть свои эмоции и душевное состояние таким образом, чтобы ничего не отразилось на лице. Актеры, например, специально разрабатывают мимические мышцы, чтобы повысить эмоциональную выразительность.

Интонация

Как уже писалось выше, эта невербальная коммуникация может перевернуть смысл сказанной фразы с ног на голову. Важно обращать внимание также на темп и тон разговора, паузы в предложениях.

Тактильная невербальная коммуникация

С помощью осязания мы также, порой неосознанно, передаем собеседнику различного вида сообщения. Сюда входят дружеские похлопывания по плечу, крепкие объятия, деловые рукопожатия.

Значение невербальной коммуникации

В наше время невербальному общению придают большое значение. Зная этот язык, человеку проще понять смысл переданной информации, выяснить реальное отношение к нему собеседника. Одновременно знание невербального общения позволяет научиться контролировать свои эмоции и управлять ими.

www.syl.ru

Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации


Коммуникация в социальной жизни общества.

Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Любой акт коммуникации способствует достижению той или иной цели, наладив контакт с собеседником: получить нужную информацию, побудить собеседника к действию, удовлетворить психическую потребность в общении и т.д. Коммуникация представляет собой процесс обмена информации для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов составляет больший процент общения.

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

Роль невербальной коммуникации современного человека.

Как показали проведенные исследования, современный человек за день произносит более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными действиями. Кроме языка существует огромное множество способов общения, служащих средством получения и сообщения информации. В каждой культуре за каждым знаком и символом закреплено собственное обозначение, которое понятно окружающим, либо группе посвященных лиц.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Как говорится, от правды не уйдешь.

Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный.

Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа:

  • Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.
  • Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.
  • Собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.

Основные виды невербальной коммуникации.

Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал.
Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:

  • Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;
  • Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые несомненно стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;
  • Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером;
  • Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;
  • Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;
  • Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависитот проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.

БЕСПЛАТНО: запросить план своей работы перейти

www.edu-psycho.ru

Невербальная коммуникация

Каждый день человек принимает участие в социальной жизни окружающих его людей. Любая попытка коммуникации способна привести к достижению определенной цели, наладить контакт с собеседником, найти точки соприкосновения, удовлетворить потребность в коммуникации и пр. Всем известно, что коммуникация — это процесс, во время которого происходит обмен информации, способствующий повышению эффективности общения.

Существует вербальная и невербальная коммуникация. Рассмотрим более подробно последний вид.

Итак, невербальная коммуникация представляет собой личностное поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональном состоянии обоих собеседников. Невербальные средства коммуникации находят свое выражение в прическе, походке, предметах, которые окружают человека и т.п. Все это способствует наилучшему пониманию внутреннего состояния вашего собеседника, его настроения, чувств и намерений.

Виды невербальной коммуникации

Данный тип общения включает в себя пять систем:

  1. Взгляд.
  2. Межличностное пространство.
  3. Оптико-кинестическая (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика).
  4. Околоречевая (голосовой диапазон, вокальные качества, тембр).
  5. Внеречевая (смех, речевой темп, паузы).

Стоит отметить, что к невербальным видам коммуникации относятся:

  1. Тактильное поведение собеседника. Учеными установлено, что каждый человек во время общения использует различные типы прикосновений к своим собеседникам. Так, каждый вид прикосновений носит в себе определенный характер, значимость. Условно данное поведение подразделяется на: ритуальные, любовные, профессиональные и дружеские прикосновения. Человек использует определенный вид прикосновений с целью усиления или же ослабления коммуникативного процесса связи.
  2. Кинесика являет собой ряд поз, телодвижений, жестов, которые применяются как более выразительное средство языка телодвижений. Ее главным элементом является совокупность взглядов, мимики, позы, жестов, которые имеют социокультурное и физиологическое происхождение.
  3. Сенсорика. В ее основе лежит чувственное восприятие реальности каждым человеком. Его отношение к собеседнику основывается на ощущениях органов чувств (восприятии звуковых сочетаний, ощущение вкуса, тепла, исходящего от собеседника и пр.).
  4. Хронемика — это использование времени во время невербального общения.
  5. Невербальные способы коммуникации также включают и проксемику. Этот вид основан на использовании отношений пространственности. То есть влияние расстояний, территории на процесс межличностных отношений. Существуют социальная, интимная, личная, публичная зоны невербальной коммуникации.
  6. Паравербальное общение зависит от голосового тембра, его ритма, интонации, с которым собеседник сообщает данную информацию и пр.

Особенности невербальной коммуникации

Особенным в бодиленгвидже является то, что невербальное поведение характеризуется своей спонтанностью, преобладанием неосознаваемых движений, непроизвольных над осознаваемыми, произвольными. Ситуативность, непроизвольность, синтетичность (экспрессивность в поведении собеседника сложно разложить на отдельные элементы) – все это составляет особенности в невербальной коммуникации.

Примеры невербальной коммуникации

Так уж сложилось, что, если француз или же итальянец считает, что определенная идея бессмысленна, глупа, то он стукнет себя ладонью по лбу. Этим он как бы говорит, что его собеседник сошел с ума, предлагая такое. А испанец или британец, в свою очередь, этим жестом символизирует удовлетворение собой как личностью.

Упражнения на невербальную коммуникацию

  1. Первое упражнение выполняется в группе или паре. Один участник – это «скульптор». Он устанавливает покорный, молчаливый «материал» (тело человека должно занять такую позицию, чтобы его положение было типичным для человека, который это изображает). Ваш партнер приказывает вам принять конкретное положение. Во время этого «творчества» положение изменяется до тех пор, пока «скульптор» не будет удовлетворен результатом.
  2. Ваша задача определить, как вы чувствовали себя в обеих ролях, что узнали о себе, своем собеседнике. В каких целях вы можете использовать полученную информацию
  3. Вам нужна помощь одного человека. Возьмите толстый лист бумаги, два фломастера. Не разговаривайте. Каждый участник на бумаге рисует цветную точку, с которой начинается беседа. Попеременно вы и ваш собеседник рисуете точки.
  4. Это упражнение дает вам возможность понять пережитые эмоции, ощущения, настроение, взаимопонимании с партнером без использования слов.
  5. Участвуют минимум два человека. Задания записываются на листах (к примеру, «посмейся над чем-то..», «откажись от чего-то..» и пр.). Участники вытягивают по очереди задания. Не нужно обдумывать решение написанного. Участвующие используют все, кроме вербального общения. Таким образом, это упражнение дает возможность ярко выражать свои эмоции.

Итак, невербальные средства коммуникации несут в себе особый смысл в сравнении со словесным общением. Благодаря изучению этого языка, вы сможете узнавать более детальную информацию о своем собеседнике.

 

womanadvice.ru

Невербальные средства общения

Наше тело может о многом рассказать, ведь оно так же дает сигналы, как и при помощи речевого общения (вербальное). Согласно исследованиям, язык нашего тела несет около 70% всей передаваемой нашему собеседнику информации. Невербальные средства общения могут помочь или даже наоборот, оттолкнуть, от нас собеседника, не смотря на соблюдение речевого этикета. Ведь невербалика может показать собеседнику наше внутреннее состояние, отношение к нему

Невербальные способы общения находят свое выражение в мимике, позе человека, его внешнем виде. Если вы способны как распознать, так и понять подсознательное поведение своего собеседника, то можно сказать, что вы способны достичь наивысшей степени взаимопонимания в общении с людьми. Ведь подобная дополнительная информация рассказывает об ожиданиях, намерениях, морально-личностных качествах, настроении общающихся людей.

Рассмотрим существующую классификацию бодиленгвиджа.

Виды невербального общения

  1. Тактильное поведение. Во время общения каждый человек использует различные, индивидуальные типы прикосновения к определенным собеседникам. Каждое прикосновение носит в себе различный характер и имеет, отличающуюся от других, значимость и эффективность. Этот вид общения условно делится на: ритуальное, профессиональное, любовное и дружеское. Каждый вид тактильных прикосновений используется человеком для усиления коммуникативной связи или ее ослабления. Необходимо учитывать, анализируя жесты этого вида, что в каждой культуре невербальные элементы имеют различное смысловое значение. К данному типу общения относятся: поцелуи, похлопывание по плечу или спине, рукопожатие.
  2. Кинесика. Особенности невербального общения в том, что общность жестов, телодвижений и мимики составляют выразительные средства коммуникации. Главные элементы этого вида: взгляды, мимика, жесты, имеющие социокультурное, физиологическое происхождение. Стоит отметить, что следить за своей кинесикой важно, к примеру, для бизнесменов. Так невербальное общение, при котором мимика должна быть под особым контролем, может оказать огромное влияние на то, одобрит ли ваш клиент ваше предложение или нет. К кинесике относятся: длительность взгляда, его направление, частота контакта.
  3. Сенсорика. Отношение каждого человека к собеседнику основывается на ощущениях, издаваемых органами чувств: ощущение вкуса, тела партнера, его тепла, запахов, цветовых, звуковых сочетаний. На этом и базируется невербальный язык общения с данным собеседником.
  4. Паравербальный вид коммуникации. Ритм, тембр голоса и интонация, использующиеся собеседником или вами для передачи высказывания, оказывает влияние при построении невербального общения.

Психология невербального общения играет важную роль при построении коммуникативной связи современного человека. Язык тела очень сложно контролировать. Известный психолог Аллан Пиз считается мастером языка телодвижений. Он посвятил долгие годы на изучение этого вида общения. Известно, что человек способен ловко скрывать большую часть своих невербальных жестов ближе к достижению зрелого возраста. Больше всего неспособны скрыть несоответствие сигналов вербального и невербального языка в основном только дети.

Невербальное общение дает огромную пользу в развитии человека как интересного собеседника, для этого необходимо только исследовать свои позы, своего собеседника.

К примеру, защита рта рукой показывает, что человек лжет. С возрастом люди неосознанно обучаются этот жест заменять прикрытие рта вместо всей ладно, несколькими пальцами. А почесывание шеи может свидетельствовать об неуверенности человека.

Необходимо отметить, что значение невербального общения необходимо оценивать, не отделяя каждый жест, стоит анализировать поведение человека, опираясь, в том числе, и на атмосферу, в которой он находится.

 

womanadvice.ru

Невербальное общение — функции, коммуникации, способы, виды, жесты

Одним из видов взаимодействия между любыми живыми существами, коммуницирующими друг с другом, оказывается невербальное общение, его функции – передача разноплановой информации без обращения к речевым механизмам. В качестве инструмента трансляции сообщений используется физическое тело индивида.

Под функциями невербального общения подразумеваются разнообразнейшие жесты и позы тела, лицевая мимика, голосовой тембр. Все эти средства добавляют передаваемой информации образности, эмоциональности. Часть исследователей утверждает, будто с использованием речевого канала общения передается не более 7% информации, 38% поступает через интонацию, тон голоса и 55% приходится именно на невербальные, первичные неречевые компоненты коммуникаций. Это свидетельствует о том, что пусть слова и первичны, но важно то, как они были сказаны, какой невербальный подтекст в них был заложен.

Невербальное общение – коммуникации

Индивид становится гораздо более понятным для окружающего его социума, когда есть возможность наблюдать его жесты, слышать интонации. Проводимые исследования свидетельствуют о параллельной эволюции общения на уровне биологического развития вида и в разрезе формируемой культуры.

Если акцентировать внимание на жестах, то они делятся на несколько категорий и могут свидетельствовать о многом, то есть понимание языка жестов очень важно и необходимо. Часть невербального общения – коммуникации, выражаемые через жесты. Например, когда собеседник потирает лоб или подбородок, это говорит о его подозрениях или о скрытности, о том же свидетельствует стремление избегать зрительного контакта с уводом глаз, попытки прикрывать руками лицо. Наоборот, об открытости будет свидетельствовать сокращение расстояния между собеседниками.

Когда человек при ведении разговора начинает периодически прикасаться к носу, это означает о его попадании в проблематичное для него положение. О том, что он в чем-то сомневается, будет говорить почесывание боковой части шеи, если почесывает ухо, сообщает о своем несогласии с тем, что слышит от партнера по беседе, если же периодически потягивает ушную мочку, дает понять, что слушать ему уже надоело, и он сам бы желал высказать собственное мнение.

В качестве иллюстрации невербальных коммуникаций весьма показательны рукопожатия, именно они говорят о многом во взаимоотношениях. Подача руки вверх ладонью указывает на подчиненность, если один из встречающихся захватывает руку при рукопожатии таким образом, что ладонь второго человека оказывается снизу, это говорит о властности первого. Если подается прямая, не согнутая в локте рука, это свидетельство о разном статусе встречающихся или о неуважении к партнеру по встрече. Когда для рукопожатия протягиваются лишь пальцы, это выражает неуважение к индивиду.

Очень сильно отличаются рукопожатия в разных странах. Крепкое и энергичное рукопожатие американца или европейца будет воспринято с недоумением человеком из Азии, где приняты долгие и мягкие рукопожатия.

перейти наверх

Невербальное общение – особенности

К особенностям невербального общения следует отнести практическую невозможность или высокую сложность контроля над положением тела и его членами. Напряженность характеризуется поднятыми плечами, когда человек расслабляется и настраивается на решение трудностей, его плечи опускаются, а голова наоборот, поднимается.

Голова наклоняется вбок – верный признак проявления любопытства, если собеседник – молодая женщина, это может указывать на кокетничанье. Немало о человеке может рассказать его лицо и особенно взгляд. Очень важным элементом невербального общения является умение распознавать жесты, которые невольно очень многое высказывают о собеседнике, ввиду своей бессознательности.
Особенно важны телодвижения, которые свидетельствуют об обмане со стороны собеседника, это и загораживание рта рукой, и касание носа либо ямочки под ним, увод глаз вниз или вбок.

перейти наверх

Способы общение вербальные и невербальные

Контакты между людьми, развивающиеся в процессе их совместной деятельности, подчиняются принципам коммуникативного взаимодействия, состоящим из трех частей:

  1. Коммуникативной, определяющей информационный обмен между контактирующими людьми.
  2. Интерактивной – организация средств обмена.
  3. Перцептивной, подразумевающей формирование восприятия индивидов друг другом для установления взаимопонимания между ними.

Как бы то ни было, но у коммуникативного взаимодействия есть невербальная и вербальная (словесная, речевая) составляющие, причем информация, которая передается словами, обрабатывается с применением логики и интеллекта, тогда как для интерпретации сигналов невербального уровня общения применима интуиция.

Поскольку человек владеет языком, используемым им для обмена самой разноплановой информацией, любое явление для него приобретает полный смысл лишь после его наименования, то есть после использования языка – системы базисного шифрования информации, порождающей слова. Именно слова и состоящий из них язык дают возможность не только генерировать отдельные вполне определенные установки у социума, но и впоследствии управлять откликом социума, прогнозируя и даже формируя его.

Нередко вербальное общение является неполным и создающим обманчивое впечатление полученного взаимопонимания, поскольку придание одним и тем же словам разного значения со стороны партнеров по общению, на самом деле не способствуют его достижению. Уровень потерь и искажения данных при словесном обмене может быть достаточно велик и обуславливается рядом факторов, в частности, грамотностью собеседников.

При этом невербальный язык оказывается более богатым, нежели словесная речь и существенно помогает в понимании истинного значения слов. Нередко из-за их несоответствия невербальным сигналам, в отношении к собеседнику возникает бессознательное инстинктивное недоверие.

перейти наверх

Невербальное общение и его виды

Как становится понятным из всего выше сказанного, невербальные связи имеют большое значение при обмене информацией и не только.

Уточним, что же относят к видам невербального общения, это:

  • внешний вид – формирует образ, воспринимаемый впоследствии окружающими;
  • жестикуляция и сопровождающие разговор движения. Множество едва уловимых, казалось бы, движений, наклонов, изменений позы, говорят об истинных намерениях партнера по общению;
  • голосовые модуляции – нередко один лишь тон голоса, его интонации говорят собеседнику об очень многом;
  • лицевая мимика – не должна противоречить словам и остальным сигналам, которые посылаются партнеру во время общения. Неискренняя улыбка, например, может все испортить, если поза и жесты ей противопоставляются.
перейти наверх

Невербальное общение – жесты

Нередко люди слышат одно, хотя на самом деле их собеседники подразумевают совершенно иное, также как и подразумевают совершенное другое, чем говорят. А причина в неумении правильной интерпретации языка тела.

О разновидностях способов невербального общения говорили выше, поэтому сейчас остановимся на том, как жесты подразделяются между собой.

Жесты невербального общения бывают:

  • иллюстрирующие, например, отмашка или указание;
  • регулирующие, например, кивок или же покачивание головой;
  • знаковые, заключающие в себе целостные понятия и фразы, например рукопожатие – приветствие;
  • адаптирующие, такие как поглаживания, прикосновения, подергивание предметов;
  • эмоциональные или иначе – жесты-аффекторы;
  • мелкие, почти незаметные жесты, такие, как легкое вздрагивание губ, например.

psytheater.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *