Невротик это человек – ?

Содержание

Невротик – как распознать и общаться с невротиком?

Психологи утверждают, что людей с невротичным складом характера становится все больше. Такие люди не нуждаются в госпитализации и медикаментозном лечении, если только речь не идет о клинических проявлениях невротизма. Однако невротики окружают нормальных людей везде. Как их распознать и как общаться с невротиками, расскажем на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

 

Людям привычно думать, что если кого-то не увозит скорая помощь в психиатрическую лечебницу, значит, все являются здоровыми. Конечно, трудно четко разграничить, где человек еще является здоровым, а в какой момент становится больным. Многие здоровые люди продолжают лишь частично становиться невротиками. Однако заболевание может усугубиться, что приведет к клиническим проявлениям.

Если говорить коротко, то невротику всегда и везде плохо. Его отличает от психопата то, что он никогда не бывает довольным. Его недовольство возникает везде и по любому поводу:

  1. Он недоволен собой.
  2. Он недоволен своей жизнью.
  3. Он недоволен своим поведением и качествами характера.
  4. Его возмущают ситуации, которые случаются с другими людьми.
  5. Он всего боится.
  6. Он недовольствует поведением окружающих людей.

Невротики часто чего-то боятся, поэтому пытаются казаться культурными и правильными, читают нравоучения, а сами ничего не придерживаются.

Невротизм в легкой форме проявляется в том, что человек просто чувствует себя в любой ситуации плохо, несмотря на внешнее благополучие. Невротизм в тяжелой форме проявляется в виде раздражительности, истеричности, слабости и постоянной усталости, а также неспособности длительное время выполнять физическую или умственную работу.

Кто такой невротик?

Невротик – это личность с определенным складом мышления. Ему присуща тревога, неустойчивость эмоций и низкая самооценка (неуважение самого себя). Такой человек постоянно концентрирует внимание на плохих моментах. Даже внешнее благополучие не способно его осчастливить. Он всегда найдет нечто плохое в сложившейся ситуации. Это в результате приводит к тому, что невротик не достигает целей и не заканчивает дел, которые начинает, отчего еще больше уходит в свое невротичное состояние.

Невротик – это личность эмоциональная, которая инстинктивно реагирует и даже не контролирует своих эмоций. Такой человек не способен приспособиться к окружающему миру. Он всегда нуждается в помощи, поддержке, любви и заботе. Власть над другими он устанавливает путем эмоционального давления.

Однако есть невротики, которые становятся отшельниками, поскольку настолько не могут принять того, что происходит вокруг, что замыкаются и отгораживаются от цивилизации.

Невротик – человек, у которого постоянно плохое самочувствие и ему всегда плохо. От психопата он отличается тем, что психопату на самом деле хорошо, а вот окружающим людям с ним в компании плохо.

Эмоциональная нестабильность приводит невротика к стабильному негативизму. Невротику присущи:

  1. Страхи.
  2. Обвинения других в своих бедах.
  3. Самобичевание.
  4. Недоверие к людям.
  5. Зацикленность на своей персоне.
  6. Неуверенность в себе.

Невротики существуют везде. Даже в сериалах и фильмах нередко герои страдают различными невротичными состояниями, особенно когда речь идет о любви.

«Мой муж – алкоголик», «Почему мой муж не работает?», «Все мужики – козлы» и т. д. Сколько еще мужчины будут слушать в свой адрес, какие они плохие и неправильные. Следует отметить, что через какое-то время сами мужчины начинают точно так же относиться и к женщинам, которые постоянно капризничают, не ухаживают за собой, кажутся меркантильными и мужиковатыми. Формируется замкнутый круг, где сначала одна сторона не может проявить элементарного уважения к другой стороне, вызывая подобную ответную реакцию в свой адрес.

Мужчины становятся алкоголиками, а женщины – мужиковатыми бабами. Почему? Потому что ни мужчины, ни женщины не проявляют уважения, понимания и любви друг к другу.

Почему мужчина становится алкоголиком? В большинстве своем в его жизни были сложные ситуации, когда он ждал помощи и поддержки от своих родных и любимых людей. Но если женщина не поняла и не поддержала мужчину в трудную минуту, то она сама подтолкнула его на поиск другого источника поддержки и помощи. Алкоголь успокаивает и расслабляет, то есть дает мужчине то, чего не дает ему его любимая женщина. А теперь вопрос: кто помог мужчине стать алкоголиком? Мужчину никто не заставлял быть алкоголиком, но подтолкнула его женщина, которая не проявила любви и понимания в тот момент, когда мужчина в этом нуждался.

Почему женщины становятся мужиковатыми бабами, которые сами таскают тяжелые сумки, зарабатывают деньги, несут на себе все тяготы семейного быта и т. д.? Им хочется, чтобы рядом с ними были сильные и ответственные мужчины. Но какое отношение они к себе видят со стороны кавалеров? Вспомните все те ситуации, когда женщина говорила глупость, а над ней смеялись, говоря «Женская логика – ее не понять!»; когда женщина хотела себе очередную кофточку, а мужчина ее отговаривал от покупки, хотя сам потом жаловался на то, что она неухожена и не сексуальна; когда женщина была слабой и беззащитной, а мужчина унижал ее, говоря, какая она слабохарактерная. После таких случаев женщине хочется научиться саму себя защищать, то есть стать более мужественной и сильной, как мужчина.

В чем кроется проблема всех этих бед? В том, что ни мужчины, ни женщины не уважают и не ценят те отличительные качества, которые им присущи. Они не умеют любить и понимать друг друга, какими бы разными они ни были. Женщина не умеет общаться с мужчинами, а мужчина не умеет принимать слабость женщины. От этого и идут все те проблемы, которые распространяются, словно вирус.

Кому-то нужна ваша любовь, а не недовольство и критика. Мужчине не нужно слышать от вас, какой он плохой. Он желает видеть и знать, что может совершать ошибки, быть неидеальным человеком, но вы все равно будете его любить и помогать в преодолении трудностей. Женщине не нужно знать о том, что она капризная и слабая (она и так об этом знает). Ей нужно видеть и чувствовать, что вы все равно ее любите и готовы даже быть сильным и ответственным.

Подчеркнем тот факт, что вам не предлагается потакать слабостям своих любимых людей. Нет. Вам предлагается дать понять любимому человеку, что вы его любите и понимаете. И вместе с тем хотите, чтобы он решил свои проблемы, устранил недостатки. Вы готовы его поддерживать и помогать, продолжая любить даже в те минуты, пока он не справился со своими трудностями. Кому-то нужна ваша любовь, а не недовольство и критика. Поддерживайте своих любимых, вдохновляйте – это дает силы и желание решать свои проблемы. Но пока вы критикуете, не понимаете и лишь недовольствуете, то распространяете вирус алкоголизма, наркомании, мужиковатости женщин и т. д. Вы лишаете своих любимых поддержки и спокойствия, которое они ищут в том, что вам потом не нравится.

перейти наверх

Симптомы невротика

В легкой форме невротизм проявляется в плохом самочувствии при внешнем благополучии. Такой человек считается здоровым, просто что-то вывело его из душевного равновесия. А вот симптомы тяжелой формы невротизма проявляются в истеричности, навязчивости, астении, неспособности трудиться долго.

Невротика можно распознать по таким признакам:

  1. У него часто болит голова, случается головокружение.
  2. У него имеются проблемы с интимными отношениями.
  3. Случаются перепады кровяного давления.
  4. Возникает страх что-то пропустить.
  5. Страх заболеть, навязчивое желание заботиться о своем здоровье.

Постоянная эмоциональная напряженность делает невротика физически усталым. А это заставляет его порой уединяться. При всем своем благополучии невротик продолжает оставаться неуверенным в себе, забитым, замкнутым и всем недовольным.

 

Невротик понимает бессмысленность своих переживаний и действий, однако продолжает их совершать. Некоторые невротики пользуются своим «болезненным» состоянием и управляют окружающими людьми.

перейти наверх

Любовь невротика

Невротик в любви постоянно нуждается во внимании. Он не способен услышать, что партнер устал и хочет отдохнуть, воспринимая это как нежелание уделять внимание. Для получения своего невротик использует любую возможность. Выяснение отношений – это тоже способ получить внимание, даже если при этом испытываются отрицательные эмоции.

Невротик похож на малыша, который сосредоточен только на своих желаниях и потребностях. Он по несколько раз хочет созваниваться с партнером, говорить ни о чем, таким образом заполняя свою жизнь. Он не выносит одиночества, поэтому постоянно хочет видеться со своим партнером, не давая ему возможности отдохнуть и расслабиться. Невротик – это несчастный, маленький, капризный и требовательный ребенок.

Невротик умеет создавать только созависимые отношения, поскольку он заставляет себя любить и проявлять заботу, в чем партнер поначалу не отказывает. Невротик делает себя беспомощным и слабым, чтобы партнер делал все за него. Кстати, счастье, по мнению невротика, возникает только в результате действий партнера. Он не берет на себя ответственность самого себя делать счастливым человеком. Он перекладывает всю ответственность на партнера, полагая, что именно он должен сделать его счастливым.

В здоровых отношениях партнеры сами отвечают за свое счастье, имеют право уединяться и отдаляться на некоторое время. Невротик же не может отпустить от себя партнера, манипулирует чувством вины, жалостью, слезами и словами «Ты – вся моя жизнь… Я без тебя не смогу…».

Если невротик желает измениться, тогда нужно взять ответственность за свое счастье на себя, не зависеть от окружающих и прекратить себя жалеть. Нужно уметь справляться с негативными эмоциями, которые возникают в соответствующих неприятных ситуациях.

Как общаться с невротиком здоровому человеку?

  • Обучать и перевоспитывать невротика не следует, поскольку он не поддастся благим намерениям.
  • Показывать все прелести жизни тоже не следует, невротик найдет массу оправданий, почему это не так.
  • Принимать решения нужно жестко и категорично, поскольку с невротиком на компромиссы можно не идти.

Отношения с невротиком – это постоянные трагедии и проблемы. Главной причиной того, почему с невротиком отношения невозможны, — это то, что он только поглощает, но ничего не отдает взамен хорошего своему партнеру.

перейти наверх

Итог

Невротиками являются многие современные люди, хотя их проявления и поведение уже считается нормальным. Многие невротики страдают в любви, несчастны на работе, бедны и неблагополучны. Если же невротику удается достичь какого-то благополучия в жизни, то и это он сможет разрушить, поскольку будет оставаться несчастным и не оценит все по достоинству.

 

psymedcare.ru

как выглядит жизнь такого человека, какой он в отношениях

Невротизм — не душевная патология и не расстройство личности, а прибретенная черта характера. Отличительные особенности невротизма: зависимость от мнения других (даже незнакомых) людей, постоянная потребность в одобрении, страх быть отвергнутым, боязнь критики, неумение адекватно оценивать свои возможности, приступы ипохондрии, низкая самооценка, высокая тревожность по поводу и без, эмоциональная неустойчивость.

Как становятся невротиками

Как известно, все мы родом из детства, и это не красивая поговорка, а истина. Характер человека формируется в детстве под воздействием многих факторов: воспитание, полученные психологические травмы, социум, даже природные и погодные условия. Следует отметить, что у всех людей разная психоустойчивость, и при равных жизненных условиях один человек рискует стать невротиком, а другой — нет.

Британский психолог и психиатр считает, что невротики — это люди, детство которых продолжается: невротизм — прямое следствие полученных в детстве психологических травм. Чем больше травм было получено, тем тяжелее форма невротизма.

Ошибки родителей

Дети от 3 до 5 начинают получать первые психологические травмы, которые при грамотной поддержке родителей проживаются и не оставляют тяжелого следа. Но если родители не обращают внимания на психологические потребности ребенка, травмы «консервируются» на всю жизнь. Даже если человек о них забывает во взрослом возрасте, старые травмы дают о себе знать, как когда-то сломанная кость «ноет» на погоду.

К примеру, если родители проявляют излишнюю опеку, жесткость и авторитарность, предъявляют завышенные требования, игнорируют интересы ребенка и его желания, это оставляет серьезные травмы.

Отдельным пунктом хочется выделить, что для ребенка в любом возрасте самой важной потребностью является безопасность. Если в собственном доме ребенок живет с агрессивными родителями, реакции которых непредсказуемы и непоследовательны, ребенок не чувствует себя в безопасности. Результат такого детства — недоверие к миру и окружающим.

Немало психологических травм ребенок получает в подростковом возрасте, и это происходит не только в семье: травля в школе и во дворе, проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом, с друзьями и так далее. В этот период жизни детская психика особенно хрупка, у человека происходит ломка характера, и важно не «перегнуть палку» в воспитании, принимать участие в жизни и проблемх отпрыска.

Основные характеристики невротиков

Невротик остро реагирует на неприятности. Он очень быстро погружается в состояние негатива и медленно выходит из него. Он будет долго переваривать ситуацию, думать о том, что надо было сделать более качественно или ответить на неприятные слова жестче и остроумнее. Он будет долго рассказывать вам об этом, приглашать к обсуждению проблемы. Чем неприятнее ситуация, с которой он столкнулся, тем дольше человек будет зацикливаться на ней.

Вообще, невротики постоянно пребывают в мрачном состоянии духа, для них это привычно — не доверять другим, переживать, зацикливаться на той или иной проблеме, бояться что-то изменить в своей жизни, испытывать неуверенность в себе и своих силах.

Формы неврозов

Есть много видов невроза, у каждого невротика он свой, и поставить диагноз может только психотерапевт или психиатр, но форм невроза существует 2:

  • Легкая форма. У такого человека все более-менее хорошо, он не источает негативизм, не страдает депрессиями, просто иногда может зациклиться на какой-то проблеме и долго ее обдумывать. И пока он будет сосредоточен на этой проблеме, его настроение будет мрачным.
  • Тяжелая форма. Человек с неврозом в тяжелой форме отличается истеричностью, он не способен прислушиваться к конструктивной критике: ему кажется, что его критикуют, потому что не любят. У них нет «золотой середины» в отношениях — либо дружба и любовь, либо ненависть. У них крайне низкая самооценка, они постоянно ждут подвоха и отказа или отвержения, поэтому зачастую невротики, вступая в отношения, постоянно «заслуживают» любовь, пытаясь угодить своему любимому человеку. Люди, которые патологически боятся сказать слово «нет» другим, — это невротики. Патологические перфекционисты — это невротики. Люди с повышенной тревожностью — это тоже невротики. Тяжелая форма невроза многолика и у нее множество симптомов.

Как живет невротик

Невротики не причиняют вреда другим людям, только себе. Нелегко жить в постоянных рефлексиях и самоедстве, постоянно испытывая чувство вины практически за все. Они считают, что должны другим. Они уверены, что всегда должны быть на высоте как в личной, так и в профессиональной жизни.

Даже если они отлично справляются со своими обязанностями, они все равно ждут неудачи. У них много страхов и фобий, зачастую они терпят плохое отношение к себе.

Такое поведение обусловлено тем, что с детства их приучили к такому паттерну поведения, и они уже не осознают, что ведут себя не совсем нормально.

Какой невротик в общении

Как мы уже говорили, невротик не доверяет даже самым близким людям, поэтому общаться с таким человеком тяжело: постоянно приходится подбирать слова, чтобы ненароком его не обидеть, и требуется непрерывно доказывать человеку свою преданность и искренние намерения.

Невротик отчаянно нуждается в любви и принятии, но не способен ощутить теплые чувства другого человека, поэтому его постоянно мучает ревность. Про таких людей говорят: «ревнует к каждому столбу». Если ваш любимый человек страдает неврозом, нужно быть предельно внимательными и не проявлять чрезмерного интереса к противоположному полу, чтобы не ранить его и не стать причиной его погружения в депрессивное состояние.

Если невротик влюблен без взаимности, он будет зацикливаться на предмете влюбленности и может «накрутить» себя, попадая в зависимость.

Он жаждет отношений и в то же время боится сближения с другими. Он никогда не откроет свою душу по-настоящему никому. Это происходит оттого, что в детстве он открывался, а его высмеивали или использовали откровенность против него, теперь он боится повторения.

Есть 3 основных правила в общении с невротиками:

  • Не пытайтесь учить его жить.
  • Не пытайтесь доказать свою правоту, со временем он сам поймет, правы вы были или нет. Спорить с таким человеком следует так, как это делает Кунгфу Панда:

— Я никогда ни с кем не спорю.

— Но это же невозможно!

— Ну, невозможно, так невозможно.

  • Не стоит пытаться изменить его отношение к какой-то ситуации или человеку, это бесполезно.

Положительные черты невротиков

Из прочитанного выше создается впечатление, что невротики — крайне неприятные и тяжелые в общении люди, от которых следует держаться подальше. К счастью, это не так. У людей с неврозами есть масса положительных сторон.

Например, они тактичны, потому что боятся обидеть обеседника. Они верные и внимательные друзья, потому что знают, каково это — быть отвергнутым и ненужным. Они очень осторожны и предусмотрительны, так как уровень их тревожности обычно зашкаливает, поэтому инстинкт самосохранения никогда не дремлет. У тревожных невротиков есть еще одно преимущество: они практически всегда принимают правильные решения, потому что осмотрительны. Из них получаются хорошие родители, потому что они научились на ошибках своих предков и знают, как нельзя обращаться со своими детьми. Невротик-перфекционист становится незаменимым работником.

Излечим ли невроз?

Да, невроз успешно излечим. Легкие формы возможно излечить без фармакологических средств у врача-психотерапевта. В этом случае специалист помогает приобрести уверенность в себе, изменить привычки и стереотипное мышление, разблокировать некоторые чувства.

Тяжелые формы лечатся либо у психотерапевта, либо у психиатра и зачастую при помощи фармакологических средств.

Главное — невротик должен осознать свою проблему и обратиться к специалисту за помощью самостоятельно.

fb.ru

Невротик и здоровая личность — Психология PRO

В качестве эксперимента и для упрощенного восприятия информации решил не писать одну громоздкую статью, а сделал несколько небольших, где на узких примерах поясняю разницу между невротичным и здоровым отношением к жизни. Как и в прошлых текстах, здесь я всю картинку утрирую и описываю рафинированные крайности, чтобы неявное стало наглядным. Невротикам в статьях уделяю внимания больше, потому что здоровые проявления личности – естественно просты, о них много не скажешь, а невротичные – витиеваты и выражаются, куда многообразней. Предварительные темы: духовность, отношение к ошибкам, пассивность и активность, одобрение и осуждение. Начнем с конца.

Тварь ли я дрожащая или право имею?
Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

Главный вопрос невротика – «чего я заслуживаю?» Главный вопрос здоровой личности – «что я могу?», или – «какие у меня есть возможности?» Обратите внимание, оба вопроса ориентированы на достижение желаемой жизни, но подход абсолютно разный. Невротик озадачен своим абстрактным правом на счастье, здоровая личность озадачивается реальными возможностями его достижения.

Невротик думает о собственной важности, достоинстве, грехах и заслугах, ориентируясь на которые, пытается определить уготованную участь. Здоровая личность думает о том, что может получить сама, совершая реальные поступки.

Невротик уверен, что заслуживает судьбы соответствующей его личной важности и качественности. Если качество собственного «я» высокое, значит, судьба «обязана» радовать. Если качество низкое, приходится либо, опустив руки, мириться с ничтожностью, либо маскироваться, пытаясь убедить себя и окружающих в своей высокой стоимости.

Ум невротика загружен перманентной попыткой определить собственные права извне. Если мир благоволит, тревоги временно рассеиваются, а если осуждает, комплексы цветут и плодоносят. Каждый шаг по жизни – испытание на «профпригодность» к существованию.

Невротик уверен, что получит тем больше, чем сильней раздуется его важность. По итогу приходится так хитроумно балансировать, чтобы важность в своих же глазах не показалась блажью. Иначе она моментально сдувается до уровня ничтожества.

В уме невротика градус самооценки – это такой индикатор «положенного» успеха. Чем выше самооценка, тем сильней чувство собственной важности. Чем сильней чувство собственной важности, тем радостней на душе, потому что иррациональный ум безосновательно предвкушает «полагающееся» к этой важности счастье. Раздутое эго приписывает себе максимум прав и возможностей, вплоть до откровенно неадекватных притязаний, королевских замашек и репрессивной тирании.

Так, например, самовлюбленный нарцисс, убедившийся в своем величии, невозмутимо принимает чужие блага, как должное. Он чувствует, будто заслужил их, ввиду какой-то личной высокосортности, за которую окружающие «должны» отстегивать. А спокойное равнодушие, и тем более неприязнь в свой адрес, почитает за дерзкую несправедливость.

И напротив, человек, убедившийся в своей ничтожности, – глубоко несчастен, и любой признак одобрения принимает за честь. А когда ему улыбаются и благоволят, он и тогда ерзает и мямлит, пассивно ожидая, когда счастье поднесут на блюдечке. Только бы не показаться наглым и плохим.

Для здоровой личности вопрос о своей качественности не стоит. Она тоже анализирует и пытается понять, на что в этой жизни можно рассчитывать. Но в расчет берет не чувство собственной важности, а реальные способности, внешние возможности и необходимые для них усилия. А порой поступает еще проще – сразу действует, стучится в закрытые двери, проверяя на практике доступность желаемого. Возможные отказы и возражения встречает невозмутимо, как безличную статистическую закономерность. Из-за чего кажется невротику вопиюще наглой – дескать, «просто приходит и берет».

О пассивности и активности невротика я в ближайшее время буду говорить отдельно в новой статье.

Такую проверку своих возможностей опытным путем не стоит путать с самоуверенностью нарцисса. Он, поступая «нагло» не проверяет свои возможности, а с апломбом самодура пользуется, как он сам полагает, «законными» элитными правами. И спокойно встречать отказы не готов – принимает их за дерзновенную непочтительность.

Невротик избегает неодобрения и отвержения, потому что его нутро предчувствует, как низко после этого падет самооценка, и какой мрачной покажется жизнь. Даже двери закрывающегося перед носом лифта намекают ему на то, что он в этой жизни лишний.

Если невротик опирается на абстрактные мистические права, выраженные внешним признанием, то здоровая личность – на реалии. Кто угодно может невзлюбить, оттолкнуть, и в этом нет ничего страшного. Невозможно нравиться всем, а пытаться – и вовсе невыгодно, как ни посмотри. На progressman.ru эту тему я развивал глубже в статье о любви и одобрении.

Здоровая личность чувствует себя кем-то вроде уверенного покупателя, и воспринимает жизнь, как безграничную гряду шведских столов с обширным выбором. Не ждет, пока угостят «по заслугам», а берет ответственность в свои руки, и в рамках реальных возможностей активно выбирает то, что хочет. Такой «покупатель» – не ревнивый собственник, а скорей – честный и ответственный партнер по «бизнесу».

Невротик, напротив, подает себя, как товар на рынке. Ожидает, когда его выберут, занимается саморекламой, чтобы набить себе цену, беспокоится не столько о реальных качествах, сколько об имидже и чужом мнении. В роли товара невротик оценивает себя внешним спросом – чужим одобрением и осуждением.

Здоровую личность чужое мнение интересует постольку, поскольку лимитирует доступ к конкретным блюдам жизненного общепита. Деструктивная критика со столов не представляющих интереса, не воспринимается, вообще. Конструктивная принимается как полезная информация.

В роли товара невротик снимает с себя ответственность за выбор, и отдается во власть более инициативных участников «рынка». Это позиция жертвы, за которую все уже давно решено, и единственный способ как-то повлиять на ситуацию – распушить хвост, чтобы спрос был повыше.

Для невротика внешний спрос – то есть, чужое одобрение и критика – это индикатор его дальнейшей судьбы. При таком подходе вся жизнь проходит, словно в преддверии персонального судного дня. Невротик постоянно предвкушает внешнее наказание и поощрение за то, какой он «плохой», или «хороший». Здоровая личность не ждет, пока ее оценят, а выбирает сама желаемый маршрут движения по жизни.

© Игорь Саторин

П.С.
В следующей статье поговорим об иррациональности невротичного мышления.
П.П.С.
Картинки к статье – из мультфильма Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками».

progressman.ru

Невротизм — Психологос

Невротизм (нейротизм) — черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением и высоким чувством вины, иногда — вегетативными расстройствами. Невротизм — склонность к негативным переживаниям, неадекватным ситуациям и не имеющим адаптивного характера. Душевный дискомфорт при внешнем благополучии.

Тремя основными эмпирически получаемыми компонентами нейротизма являются раздражительность (irritability), незащищенность (insecurity) и эмоциональность (Saucier & Ostendorf, 1999).

Описание подробнее

Повышенный уровень невротизма характеризуется постоянной неадекватной тревожностью. Например, уйдя из дома и проверив все, человек все равно переживает, выключен ли свет и заперта ли дверь. Другим примером является боязнь общественного транспорта в рядовой ситуации. Или преувеличенные переживания по поводу своей внешности, сексуальной полноценности, верности мужа или жены. Или чрезмерная тревога из-за возможных проблем с деньгами. Или завышенные требования к себе и окружающим, переживания по поводу своего и их несовершенства. Или чрезмерные переживания по поводу своего нездоровья.

Человек начинает находиться в постоянном беспокойстве и (или) недомогании, в тревоге и в переживаниях даже во вполне благополучной ситуации. Он может стать болезненно раним, хронически тревожен или болезненно конкурентен в отношениях с людьми. Жизнь превращается в череду дискомфортных ситуаций при видимом внешнем благополучии. Плохо самому человеку, тяжело с ним и окружающим людям.

Границы невротизма

Линия: Невроз — невротизм — эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность — Солнышко.

Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек.

Негативные переживания становятся симптомами невротизма, когда они оказываются неадекватными (не соответствующими ситуации) и неадаптивными (не помогают решению возникших ситуаций).

Невротизм — уже не норма, но еще не патология.

Повышенный уровень невротизма вполне может развиться в невроз или даже в психоз.

Измерение степени невротизма

Невротизм измеряется, как правило, с помощью специальных шкал или личностных опросников.

www.psychologos.ru

Невротик как тип личности отличается детской эгоистичностью и неуравновешенностью. Это человек, не переживший «второго рождения», то есть не перешагнувший порог зрелости. И в 30, и в 40, и в 50 лет он, как в нежные годы, нуждается в покровительстве и одобрении.

Если зрелая личность задается вопросом «Что я могу?», то невротик зацикливается на том, что ему должны окружающие. Такая инфантильно-иждивенческая позиция порождает в душе невротика кучу детских страхов. Он боится неудачи, отвержения, одиночества, осуждения, перемен, решительных действий, близких отношений, самой жизни.

Симптомы невротика:

  • потребность вызывать восхищение окружающих;
  • стремление к превосходству любой ценой;
  • сочетание перфекционизма с привычкой откладывать дела на потом;
  • завышенные требования как к себе, так и к другим;
  • равнение на мнения окружающих;
  • конформизм;
  • неудачливость, как реализация негативных подсознательных прогнозов;
  • склонность к манипуляциям;
  • отсутствие энтузиазма, направленного на улучшение своего положения;
  • поиск выгод от наигранной беспомощности;
  • эмоциональная зажатость;
  • агрессивность от перманентной фрустрации;
  • сложности с психологической автономией;
  • проблемы с близкими отношениями, риск созависимости в собственной семье.

Откуда берутся невротики?

Психологи считают, что невротик как тип личности выходит из семьи, где не воспитывают, а травмируют ребенка. Родители постоянно кричат на него, обзывают, насмехаются над ним, требуют беспрекословного подчинения. Как правило, они и сами являются невротиками: импульсивными, слабыми, неудачливыми.

Такая горе-педагогика приводит к появлению нового невротика. Вырастая, он продолжает семейные традиции: ругает правительство, ненавидит богатых и пребывает в состоянии постоянного цейтнота. Что-то делать – ремонт, карьеру, предложение руки и сердца – их может заставить только чужое мнение. Сами они не способны ни решать, ни действовать, ни отвечать за свои поступки.

Типы невротиков

Наше время – безжалостное и стремительное – полно невротиков. Эти люди с травмированной психикой создают вокруг себя «токсичную» атмосферу. Поэтому их нужно уметь распознавать, чтобы избежать обременительных отношений.

Определимся с основными типами невротической личности:

  1. Самохвал. Такой человек стремится убедить окружающих в своей успешности. Он всем внушает, что у него высокая должность, хорошая зарплата, исполнительные подчиненные, мудрое начальство, влиятельные знакомые. Одевается он подчеркнуто изысканно: вещи подбирает с узнаваемыми логотипами. Ведет себя манерно, речь изобилует цитатами великих людей и «умными» фразами, почерпнутыми из СМИ.
  2. Зануда-пессимист. Этот тип напоминает вечного печального Ослика Иа из мультика про Вини-Пуха. Он полон пессимизма и негативизма, ожидает только худшего, сплошных подвохов. Жизнь его напоминает драму, каждую минуту готовую стать трагедией. Себя он ощущает личностью утонченной, талантливой и поэтому одинокой и отвергнутой этим жестоким миром.
  3. Альтруист. Симптомы невротика у этого индивида можно спутать с великодушием. Однако невротическое бессеребренничество – явление напускное. Стремление всем помочь у «альтруиста» вызвано желанием подчеркнуть свою оригинальность, дать понять окружающим, что деньги, всякие там блага – это не про него, он выше общества потребления. На деле благотворительность его направлена на то, чтобы показать свое превосходство над ничтожными «слабаками», не способными к такой неслыханной щедрости.
  4. Жмот. Данный тип невротика распознается сходу. Его мысли и слова сводятся к одному: как все дорого. На первое свидание он не постесняется прийти с одной замученной розочкой, в кафе будет торговаться с официантом, в завершение предложит даме отправиться домой на трамвайчике вместо того, чтобы посадить ее в такси. Та, кого угораздит связать с ним судьбу, будет вынуждена считать каждую копейку, даже не подозревая, что на счету у суженого кругленькая сумма. Но невроз ни при каких форс-мажорах не позволит ему обнаружить неприкосновенный запас.
  5. Агрессор. Его бесят все: приставалы-попутчики, соседи-неряхи, мошенники-официанты, водители-лихачи, учителя-невежды, врачи-шарлатаны. За отдавленную в автобусе ногу он запросто может броситься на человека с кулаками. На пляже он будет воевать за место под солнцем с яростью викинга. Его жизненное кредо – держать оборону и давать отпор. В реальности он хочет одного – чтобы все считались с его персоной.

При подобном разнообразии невротиков все они похожи на богатырей, лишенных силы. От природы умные, добрые, сильные, они не могут воспользоваться своими недюжинными задатками. Им не хватает энергии, воли, а главное – веры в себя. Вот и бегут они от жизни, зрелости, ответственности, затормаживая собственное развитие и портя жизнь окружающим.

Преодоление неврозов

Тем, кто хочет избавиться от дискомфорта невротического состояния, помогут три простых совета:

  • Начните с поиска истоков невроза, механизма его возникновения. Это могут быть неразрешенные в детстве конфликты или другие проблемные обстоятельства. Разобравшись в этом, вы одержите первую победу над неврозом.
  • Проведите ревизию своего окружения. Возможно, вокруг вас кишат невротики, источающие флюиды негативизма. В этом случае нужно срочно сменить среду общения. Лучшее лекарство от невроза – здоровые люди, бодрые, жизнерадостные, энергичные и открытые.
  • Имейте в виду: невротики – это беда и печаль городов-муравейников. Поэтому чаще отправляйтесь за город: на приусадебный участок, в лес, на речку – словом, на природу. Она, как никто, дает силы и помогает восстановить утраченную гармонию.

Эти три мудрые подсказки позволят вам убрать тормоза, мешающие личностному развитию. А значит, вы сможете добиваться своих целей и радоваться жизни.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Неврозы невротиков, или о том, как нормальные люди занимаются самообманом

Неврозы появляются, когда мы сталкиваемся с деструктивными противоречивыми или просто очень необычными переживаниями, с которыми наш разум справиться не способен. Эти переживания уходят в бессознательное. Невроз – это способ, которым подавленный в бессознательное «материал» дает о себе знать, когда прорывается за покровы защитных механизмов нашей психики. В быту неврозы – это обычные негативные переживания, которые проявляются в усиленной и навязчивой форме. Невротик – типичный персонаж мыльной оперы, у которого вместо здоровых отношений – любовная истерия, вместо реальных достижений – самоутверждение, а вместо здравомыслия – инфантильная эгоистичность. В общем, невроз – это такое нормальное состояние современного человека.

На фото отцы – психоанализа: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Зигмунд Фрейд, Стэнли Холл, Карл Юнг

Неврозы Фрейда

Существует мнение, что психоанализ Зигмунда Фрейда зародился благодаря озарению, которое его настигло во время сеанса гипноза. Этот сеанс проводил учитель Фрейда – Жан Мартин Шарко. Фрейд наблюдал, как загипнотизированному человеку давали команду – после пробуждения от гипноза – раскрыть зонтик. Действие с зонтиком происходило в помещении и потому выглядело особенно бессмысленным. Будучи в здравом уме после завершения гипноза, человек раскрывал зонтик, и когда его спрашивали о причине этого действия, всегда находился «рациональный» ответ. Человек, например, мог сказать, что «с потолка течет», или, что он проверяет работоспособность зонтика. Фрейд понял, что люди периодически совершают действия, не осознавая истинных побуждений для их совершения. При этом все мы находим «рациональное» объяснение таким действиям, в котором сами можем быть искренне уверенны. Этот механизм психологической защиты Фрейд назвал «рационализацией».

Человек априори не способен понять своим умом жизнь, потому что наш ум – лишь малая крупица жизни. Но сам ум при этом может свято верить, что «все понятно» и «никаких чудес не бывает». В этом проявляется механичность ума. Все «непонятные» процессы вытесняются в бессознательное. Задача ума при этом – лишь подобрать подходящее рациональное объяснение – самообман, на который мы купимся. Вроде как: «все понятно – можно успокоиться и двигаться дальше». Человек не способен воспринять чудо, потому что не готов его переварить, потому что чудо может травмировать его психику. Все слишком необычное и непривычное в нашей жизни подменяется рационализирующим объяснением ума. Поэтому наша жизнь такая нормальная, такая серая и привычная. Мы просто не замечаем жизни. Мы не осознаем происходящее. Мы спим в грезах ума, который «знает», и который своим знанием лишает нас истины.

Другой механизм психологической защиты, о котором я говорю чуть ли не в каждой статье – проекция. Суть его заключается  в том, что человек – склонен приписывать другим людям, или внешним явлениям то, что происходит в его собственном уме. Например, если у человека плохое настроение, он видит мир мрачным, а если хорошее – то в радужных тонах. Сам мир при этом не меняется, он остается за пределами ума. Меняются – проекции, сквозь которые мы на мир смотрим.

Фрейд и его последователи считали, что человек «рационализирует» и «проецирует» лишь иногда, пребывая в состоянии невроза. Однако по моему субъективному мнению, «нормальный» человек этим занимается практически непрерывно. Мы живем, не замечая жизни. Все, что мы знаем – это наша проекция и рационализация жизни. Мы всеми силами защищаемся от осознания собственного бытия здесь и сейчас. А «рационализации» и «проекции» по Фрейду – это случаи, когда самообман настолько очевиден, что не заметить его уже просто сложно. Когда, видя белое, человек говорит «черное», а глядя на «черное» начинает объяснять это падением курса доллара, механизмы самообмана психологической самозащиты ума раскрывают себя со всей очевидностью.

Неврозы «здоровых» людей

Фрейд считал, что бессознательный «материал» остается бессознательным, потому что мы непрерывно расходуем свою психическую энергию на защиту от этого «материала». Мы тратим силы на блокирование и подавление болезненных впечатлений, вытесняя их в бессознательное. Отсюда берут свои названия соответствующие механизмы психологической защиты: «подавление» и «вытеснение». Когда, по словам Фрейда, вытесненный материал становится доступным для сознания, психическая энергия освобождается, и может быть использована эго для достижения «здоровых» целей. Иными словами, избавляясь от неврозов, мы, ко всему прочему, можем пополнить запасы жизненной энергии, которая доселе растрачивалась на подавление этих неврозов в подсознании. Плюс к этому, устранение «блоков» сознания, и высвобождение неврозов, расширяет сознание и повышает наши интеллектуальные способности. Однако здесь не все так просто.

«Блоки» сознания, или иначе – механизмы психологической защиты – это не какая-то ошибка природы, от которой однозначно необходимо избавляться. Они помогают нам адаптироваться к происходящей жизни. Блоки защищают наше беспомощное эго от безусловной реальности, и помогают «ужиться» с подавленными переживаниями. Их глобальное разрушение – чревато стремительным съездом крыши расколом психики. Однако, как выше уже было отмечено, «плата» за такую «крышу» – остановка в развитии. Психологические «проблемы» – часть нашего взросления. Механизмы психологической защиты, подавляя неудобные для эго переживания, блокируют наше развитие. Блоки сужают сознание и ограничивают восприятие. Вместо наших хранителей, механизмы психической защиты, становятся нашими надзирателями. Как быть?

Имеет смысл работать с теми «блоками», проявление которых беспокоит в текущий момент жизни. То есть нам не стоит стремглав бросаться в пучину подсознания, отвоевывая у него все возможные психические территории, по принципу Наполеона: «главное ввязаться в драку, а там – будет видно…» В такой «драке» слишком легко – лишиться головы. Что-то схожее происходит с людьми во время употребления психотропных препаратов. Сознание под психоделиками хаотично выныривает в мирах за пределами обыденного ума. Это может быть интересно и увлекательно, а может столкнуть с такими пластами бессознательного, от которых человек потом будет шарахаться всю жизнь. Стоит осваивать техники «растворения», используя которые мы не вскрываем хаотично подсознание, но работаем с тем, что уже проявляется в нашей жизни. То, что уже проявлено – это и есть ступень, которую мы прорабатываем. А впереди паровоза – бежать попросту небезопасно. На этом пути мы обретаем терпение, сохраняя понимание: «это – не реальность такая, а временное переживание».

Психоанализ предлагает вытесненный в бессознательное материал сделать доступным для сознания. Через обострение, мы проживаем подавленное переживание и освобождаемся от невроза, высвобождая психическую энергию для дальнейшего роста. И здесь, я смею утверждать – то же самое нам предлагают духовно-эзотерические учения. К примеру, в тантрических учениях продвинутому адепту секты предлагают созерцать боль, которая во время однонаправленного созерцания начинает растворяться. Между сгоранием кармы в индуизме и освобождением от неврозов в психологии можно поставить вполне рациональное равенство. Наше мировоззрение – всего лишь способ рационализировать безусловную реальность. И чем более привычным, правильным и нормальным кажется нам знание, тем ярче в нем проявлен наш рационализирующий самообман.

Это – одна из причин, по которой мне до сих пор не хочется называть себя психологом. Слишком очевидно, что психология, также как и различные духовно-эзотерические учения и прочие науки – просто способ ума очередной раз совершить этот величайший самообман – сделать безусловную запредельную реальность – знакомой и понятной. И progressman.ru в этом смысле – не исключение.

Неврозы Адлера и Хорни

Ученик Фрейда – психолог Альфред Адлер рассматривал неврозы как «стратегию самозащиты эго». В быту невроз выступает как оправдание, или своеобразное «алиби», которое защищает «престиж личности». Так, например, инстинктивные животные влечения обрастают гламурными эффектами и всякими «рациональными» пояснениями. В этом отношении невроз становится способом «взросления» и «развития» невротика. Обратите внимание на кавычки. Вместо реального развития, невротик удовлетворяется показным развитием, когда успех не столько достигается, сколько изображается. И если жизнь тревожит его иллюзии о собственном «величии», невротик переживает невроз. Невротический стиль жизни характеризуют: неуверенность в себе, низкая самооценка, эгоистичные цели, повышенная ранимость, тревога, проблемы в общении и пр. Адлер выделял три основные жизненные «задачи», в которых высвечивается невротический конфликт: работа, дружба и любовь – самые важные и зачастую самые проблематичные сферы жизни. Основные причины невроза по Адлеру идут из нашего детства. Среди них: физические страдания, избалованность, чрезмерная опека, или наоборот – игнорирование и отвержение.

Психолог Карен Хорни считала, что в отличие от здоровых людей, невротик зависит от чужого мнения, от партнера, от своей «скромности», гордыни, власти, престижа, славы, амбиций и др. Зависимость от чужого мнения приводит к тому, что невротик нуждается в положительных оценках и одобрении окружающих. Невротик переоценивает значение отношений, и крайне боится быть брошенным, поэтому иногда склонен избегать отношений вообще. Невротик часто нуждается в защите и покровительстве. Невротик проявляет излишнюю скромность и неуверенность, поэтому страшится открыто выражать свои мысли. При этом невротик нуждается во власти и престиже, чтобы стать объектом восхищения. Невротик боится критики, поэтому избегает совершать ошибки и терпеть неудачи, в результате чего склонен уклоняться от новых начинаний, увязая в зоне комфорта. Как видим, исходя из этих признаков, здоровых людей в нашем обществе практически нет. Как любят говорить психологи: «все мы родом из детства».

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме

progressman.ru

../../Представления экзистенциальной психологии о невротической личности

Сегодня много пишут и рассуждают об эффективной личности, человеке счастливом и успешном. Одни предлагают воспитание в себе манипулятивного типа характера, и при этом, как мы знаем, личность разрушается (Шострем). Или использование типичных видов — клише поведения на все случаи жизни. Другие предлагают путь к аутентичному существованию человека в мире, который приведет его к истинному счастью.

Но, чтобы мы не обсуждали в связи с этим, одним из основных факторов, который мешает человеку построить свою жизнь так, чтобы ему было комфортно и удобно, это невротизация личности.

Невротическая личность или невротический характер являются сложным образованием, которое ограничивает возможности эффективного функционирования человека в социуме, непониманию себя, невозможности совершить аутентичное действие. Человек лишает себя возможности быть счастливым, понимая то, что он имеет личностные проблемы, ограничивающие его жизнь. Также его существование деформирует тревога.

Выдающийся экзистенциальный философ Кьеркегор анализировал не только тревогу, его особенно интересовали подавленность и отчаяние, которые являются результатом отстранения индивида от самого себя. Ранние представления Фрейда были посвящены также тревоге.

Кьеркегор пытался выделить разные формы и степени отстранения (Kierkegaard S.).

Рассмотрим различные отклоняющиеся психические состояния. Психотик, в отличии от невротика характеризуется потерей контакта с реальностью и слишком слабыми защитами. Если невротик полагает, что проблема кроется в нем самом, то психотик не сомневается в том, что что-то произошло с миром, и угроза идет от него.

Люди пограничного уровня психического состояния занимают промежуточное положение между невротиками и психотиками. Они отличаются некоторой временной стабильностью по сравнению со вторыми и нарушением стабильности — по сравнению с первыми. По Ж. Бержере, пограничная структура образуется вследствие того, что в период детства ребенок получил травму, которая привела к организации пограничной структуры.

Термин «невротик» применяется к относительно здоровым людям, которые имеют некоторые трудности, связанные с эмоциональными нарушениями.

Они обладают интегрированным чувством идентичности, т.е. способны описать себя, не испытывая трудностей в определении своих черт характера, предпочтений, интересов, особенностей темперамента, достоинств и недостатков. Невротики также успешно описывают других людей.

Невротики находятся в надежном контакте с реальностью, у них отсутствуют галлюцинации, маниакальные интерпретации опыта, они живут в одном мире с психотерапевтом. Некоторая часть своего эго, которая пациента тревожит, и по поводу которой он обратился к психотерапевту, рассматривается им отстраненно. Она — эго-дистонна. Так, параноидная личность невротического уровня будет считать, что ее подозрения исходят из ее внутренней предрасположенности воспринимать других людей враждебными и агрессивными. Параноидные пограничные или психотические пациенты считают, что их трудности имеют внешний характер и определяются особенностями окружающего мира, его болезненностью и нарушенностью.

Невротическая личность- это деформированная личность в процессе своего становления и развития. В детстве предпосылками формирования невротической личности являются часто «удушающая» любовь близких и родных, пренебрежительное отношение к ребенку или когда фактически его не замечают. На память приходит одна шутка, когда взрослый человек рассказывает о том, что в детстве до шести лет он думал, что его зовут «заткнись».

В неврозе мы имеем дело с теми характеристиками и функциями, которые являются собственно человеческими. Это как раз то, что неудачно работает у человека с нарушенным душевным равновесием. Условием существования этих функций является самосознание, которое объясняет феномен, обнаруженный Фрейдом, — невротический стереотип поведения характеризуется подавлением и блокировкой сознания. Идея Фрейда вполне экзистенциальна сама по себе. Человек из дня в день повторяет стереотипно неэффективные действия и поступки, говоря о том, что он все понимает и ничего не может с собой сделать и таким образом, оставаясь малоэффективным при наличии в своей личности эффективных ресурсов. К примеру, женщина, которая хочет быть любима определенным мужчиной, из дня в день разрушает созданные отношения и ведет к краху собственную личную жизнь. Или профессионал высокого класса в своей области знаний или практической деятельности, отказывается от предложенной опережающей работы, мотивируя это тем, что не справится.

Конечно, невротичные, тревожные дети вынуждены беспокоиться, например, о безопасности; и, конечно, взрослый невротик, и мы, изучающие его, привносим наши формулировки в голову ничего не подозревающего ребенка. Но не точно ли так же нормальный ребенок заинтересован в выхождении в мир, исследовании, подчиняясь любопытству и духу приключений, как и продолжает «учиться дрожать и трястись»? И если вы блокируете эти нужды ребенка, не вызываете ли вы у него такую же травматическую реакцию, как если вы лишаете его безопасности? Создается впечатление, что мы сильно преувеличиваем связь человеческого бытия с безопасностью и инстинктом выживания, потому что она хорошо подходит для нашего причинно-следственного мышления. В консультировании взрослых людей приходится сталкиваться с тем, что взрослый человек, понимая свою проблему, приходит к психологу или психотерапевту, но в процессе коррекционной работы «сходит с дистанции» и говорит, что ничего с собой поделать не может.

По видимому, Ницше и Кьеркегор были более правы, описывая человека как организм, который создает некие ценности — престиж, власть, нежность, любовь, — более важные, чем удовольствие, и даже более важные, чем собственное выживание..

Роло Мэй, один из основателей современной экзистенциальной психологии, писал о том, что в его психотерапевтической практике появляется все больше и больше доказательств того, что тревога в наши дни появляется не столько из боязни нехватки либидозного удовлетворения или безопасности, сколько из боязни пациента своих собственных сил и конфликтов, возникающих из этого страха. Это может быть отличительной особенностью «невротической личности нашего времени» — невротический стереотип современного «управляемого извне» общественного человека. Нам навязывают то, что нам носить из одежды, с кем стремиться дружить, как «приспосабливаться» к различным жизненным ситуациям, как «манипулировать» окружающими, как быть модными и др.

Тревога, пишет Р.Мэй, как страх за самое бытие экзистенции, должна «растворить» все невротические фобии: осознанная тревога может быть более болезненной, но она может быть использована также для интеграции «Я». Без тревоги невозможно позитивное развитие личности, она является необходимым элементом в структуре человеческой психики. Невротична не сама тревога, а попытки ее избежать (Тихонравов Ю.В., 1998).

Деформация личности, по моему мнению, которая приводит к формированию невротической личности, происходит на базе незрелой личности. Незрелая личность может проявлять себя как активная и пассивная. Невротическая личность плохо перерабатывает когнитивную и эмоциональную информацию, при сохраняющейся низкой стрессоустойчивости, которая обусловлена незрелостью и неадаптированностью. При оценке функционирования человека одни склоняются к значению разума для жизни человека, другие — к важности эмоций в развитии нашей личности. По большому счету противопоставление неуместно, так как мы должны уметь пользоваться разумом и управлять чувствами и эмоциями.

В экзистенциальной традиции мы можем говорить о том, что онтологическое измерение экзистенции не развивается, подавляется и это приводит к неврозу.

Человек пришел в этот мир, для того, чтобы осуществить самого себя, чтобы прожить свою жизнь (Унамуно). Поэтому, наше поведение должно соответствовать нашей картине построения реальности.

По мнению Э. Фромма, одного из основателей неофрейдизма и гуманистического психоанализа, для зрелого человека характерна полнота прожитой жизни, ощущение самореализованности и счастья.

С детства нас программируют в направлении того, что мы неспособны к рефлексивной позиции по отношению к социуму — совокупности нормативных образцов реакций на стандартные стимулы. Социум — это совокупность социальных отношений. На фоне внешне благоприятных условий жизни человек может испытывать внутренний дискомфорт, связанный с невозможностью удовлетворения значимых для него потребностей. Такая длительная психотравмирующая ситуация может привести к неврозу.

Причем подлинные причины нарушений часто остаются скрытыми не только от окружения, но и от самого человека. При этом проявляется «маскировочная депривация» ( Алексеенкова Е.Г.).

Интересной представляется мысль о том, что способность к трансцедированию, то есть выходу за пределы этих установок и образцовых реакций и можно назвать личностью! То есть личностью можно стать, только поставив под сомнение онтологическую состоятельность социального как такового. Принимать всё за чистую монету, верить всему, что говорят, полностью отождествившись с социальными отношениями как единственно возможными — это невротическая болезнь в тяжёлой форме (Кравчик А.С., 2012).

Таким образом, можно сказать, что нормальным с точки зрения личностного, является не столько приспособление к среде или приспособление среды к себе, а активное формирование собственной среды. И это есть признак свободы, такой важный для личности. При этом мы активно изменяем и создаем общество и культуру. И это, вне всякого сомнения, не является реализацией нашей биологической задачи. Итак, биологические и личностные задачи индивида абсолютно различны по своей онтологической сущности.

Все философские системы, провозглашающие радости бытия и оптимизм, созданы зрелыми людьми. Они же посвящали свои труды страху смерти и жажде бессмертия. Человек — в этом его трагедия — не адаптивное существо, а благодаря своему разуму и сознанию выходит мыслями за пределы индивидуального бытия (Дружинин В.Н, 2010).

В. Франкл, основоположник Европейской экзистенциальной психологии и логотерапии, называл отчаяние по поводу отсутствия смысла жизни «экзистенциальным неврозом», в отличие от клинического невроза. Выходом из этой ситуации Франкл видел в жизни-служении, когда человек думает больше о том, что он готов и хочет дать миру, в котором он живет, а не что взять от этого мира.

Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является патологической или патогенной. Она позволяет проявить большую осознанность своей жизни.

В. Франкл писал:»Не всякий конфликт обязательно имеет невротический характер… страдание не всегда является патологическим феноменом… Я решительно отвергаю предположения, что поиск смысла существования, или даже сомнение в его наличии всегда обусловлено каким-либо заболеванием или приводит к нему… Озабоченность или даже отчаяние человека по поводу смысла жизни есть экзистенциальное страдание, а вовсе не психическое заболевание«.

Природа неврозов и психозов

Хотя экзистенциальные конфликты могут развиваться и без невроза, каждый невроз имеет экзистенциальный аспект. Неврозы «коренятся в четырех совершенно различных слоях (или «измерениях») человеческого бытия» (Frankl, 1986, pp. 176-177) — физическом, психологическом, социальном и экзистенциальном, или духовном. Физиологические основы могут быть конституциональными (включая невропатию и психопатию) и обусловленными (например, шок после травматического переживания). Обусловливающие основания являются, вероятнее всего, ускоряющими факторами. Разные типы неврозов различаются с точки зрения относительной важности каждого из этих четырех измерений. Физиологические основы не подлежат психотерапевтическому лечению, а лишь медикаментозному, при значительной выраженности физиологического компонента психотерапия практически бессильна (Frankl, 1986).

Ноогенные неврозы. Термин ноэтический (noetic) относится к духовному измерению. «Ноогенные неврозы возникают из экзистенциальных проблем. Среди таких проблем фрустрация воли к смыслу играет значительную роль» (Frankl, 1985a, р. 123). Нарушение происходит не в духовном измерении как таковом, а проявляется в психосоматике. «Ноогенные неврозы есть заболевания «из-за духа» (aus dem Geist), но это не болезни самого «духа» (im Geist)» (Frankl, 1956, p. 125).

Коллективный невроз. Хотя XX век называли веком тревоги, сомнительно, чтобы тревога была более распространена, чем в другие времена. Начало XXI века мало чем отличается от XX, хотя развитие компьютерных технологий снижают социальную активность и адаптацию личности. Вместе с тем некоторые особенности современного человека имеют «сходство с неврозом» и могут быть определены как коллективный невроз. «Прежде всего это беспорядочное отношение к жизни» без долгосрочного планирования, что, по-видимому, связано с неопределенностью жизни после Второй мировой войны и создания атомной бомбы. «Вторым симптомом является фаталистическое восприятие жизни. Оно в свою очередь также возникло в результате последней войны» (Frankl, 1986, p. XXII). Теперь принято считать, что планировать свою жизнь невозможно. Живи одним днем и не морочь никому голову. И это является неверным, так как даже один проживаемый нами день жизни требует его планирования и оценки смысла. Ведь он может быть последним…

Следующий симптом — это коллективное мышление. «Человек предпочитает погрузиться в массы. В действительности он лишь тонет в массах; он отказывается от себя как от свободной и ответственной сущности» (Frankl, 1986, p. XXII).

Далее следует фанатизм. «Если коллективист игнорирует собственную личность, фанатик игнорирует личность другого человека… Имеет значение лишь его собственное мнение…»

Все эти четыре симптома берут свое начало из страха ответственности и бегства от свободы (Frankl, 1986, pp. XXII-XXIII). Для преодоления коллективных неврозов требуется скорее психологическое просвещение и психогигиена, а не психотерапия.

Неврозы. Ноогенные неврозы и коллективные неврозы относятся к неврозам в широком значении термина. В более узком смысле невроз затрагивает преимущественно психическое измерение человека. «Невроз не является ноэтическим (умственным) или духовным заболеванием, или же заболеванием человека, касающимся лишь духовности. Более того, это всегда заболевание человека в его единстве и целостности» (Frankl, 1956, р. 125). Психологические комплексы, конфликты, травматические переживания являются скорее проявлениями, чем причинами невроза, который более тесно связан с дефектом развития структуры личности. Тревога есть общий фактор, хотя и не причина невроза; вместе с тем она поддерживает невротический круг. Базовым элементом является антиципаторная тревога, при которой транзиторный симптом или минутная неудача в функционировании могут оказаться в центре внимания. Возникает страх рецидива симптома, подкрепляющий этот симптом, формируется невротический круг, который включает предупреждающую тревогу. В клинической психологии выделяют два основных типа неврозов: тревожный невроз и обсессивный невроз.

Тревожный невроз включает в себя нарушение функционирования вазомоторной системы, нарушение эндокринной функции или конституциональный элемент. Травматические переживания действуют как провоцирующие агенты за счет фокусирования внимания на симптомах, однако за невротической тревогой кроется экзистенциальная. Эта экзистенциальная тревога есть «страх смерти и одновременно страх жизни в целом» (Frankl, 1986, р. 180). Это результат ощущения вины перед жизнью из-за собственного нереализованного потенциала. Этот страх сосредоточивается на конкретном органе тела или концентрируется на конкретной символической ситуации в форме фобии. Пациентка, испытывающая страх открытых пространств, описывает свою тревогу как «чувство парения в воздухе», что соответствующим образом описывает и ее душевное состояние, выражением которого служит невроз (Frankl, 1986, р. 180). С экзистенциальной точки зрения невроз — это способ существования.

Обсессивный невроз, подобно всем другим неврозам, включает конституциональный фактор предрасположенности наряду с психогенным фактором. Однако имеется также экзистенциальный фактор, отражающий выбор или решение человека перейти к развернутому обсессивному неврозу. «Пациент не несет ответственности за свои навязчивые идеи», но «он, безусловно, ответствен за свое отношение к этим идеям» (Frankl, 1986, р. 188). Человек, страдающий обсессивным неврозом, не способен переносить неопределенность, напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть. Его мировоззрение характеризуется «стопроцентностью», или поиском абсолюта, стремлением к «абсолютной определенности в познании и решении» (Frankl, 1986, р. 191). В связи с невозможностью для такого человека достичь в жизни всего желаемого он концентрируется на конкретной области; но даже после этого человек может преуспеть «лишь частично… и всегда ценой своей естественности. Следовательно, все его стремления нечеловечны» (Frankl, 1986, р. 193). Мною вспоминается клиентка из числа невротических личностей, которая имела вначале грандиозные планы, в дальнейшем она их уменьшила, сама не решавшись их реализовать. Для этого она пригласила профессионального партнера, с которым она пыталась реализовать ту малую часть грандиозных планов. Но страх парализовал ее и не дал завершить начатое. Таким образом, небольшая часть профессионального плана была реализована, а за незавершенную осталась виновата партнер. Таким образом, она говорила о том, что она со своей стороны сделала все, что была должна.

Человек пытается в своей жизни найти то, ради чего стоит жить. Пока человек переживает конфликт совести, он не подвержен коллективному неврозу: экзистенциальный невроз избавляет его от коллективного невроза.

Фридерик Перлз, основоположник гештальттерапии писал, что невротик-это человек, который не видит очевидного. События, постоянно формирующие и усиливающие невроз, повторяются и анализ их проявлений личность не проводит. Другими словами, человек постоянно наступает на одни и те же грабли.

Невротическая личность не в состоянии определить, какая на данный момент потребность является ведущей. По мысли Перлза, невротик неспособен жить в настоящем, поскольку незавершённые гештальты держат его в прошлом.

Понятие «дело всей жизни» может быть характерной чертой невротической личности. Одна моя клиентка решила самостоятельно создать детский дом. Это был 1996 год и тогда детские дома семейного типа только начали появляться в нашей стране. Аргументом для этого был ее рассказ о том, что ее дедушка или прадедушка очень хотел создать детский дом в 1936 году. Он не успел этого сделать, так как был репрессирован и казнен. Поэтому она решила его мечту довести до завершения и сделать «делом своей жизни». Замечу еще то, что при наличии собственных детей замужем она не была и проживала с престарелой матерью.

Желания могут подавлять рассудок. Человек переходит в регрессивное состояние в позицию ребенка.

Это еще обусловлено тем феноменом, что резко возрастает ощущение недостатка по мере увеличения обеспеченности жизни. (Дружинин В.Н., 2010)

Невротическая личность склонна к проявлению экзистенциальных противоречий, которые постоянно приводят к нарушению его внутреннего равновесия. Это состояние отличает его от животного, живущего в «гармонии с природой» (Фромм Э.).

Экзистенциальную депривацию можно понимать как депривацию экзистенциальных потребностей. К экзистенциальным относят потребности, связанные с попыткой понять смысл существования человека, разобраться в вопросах жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, понять свое предназначение, обрести свое «Я» и т. п.

Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

При поиске смысла жизни человек пытается искать ответы на свои вопросы не внутри себя, а вовне, там, где этого в принципе нет.

С позиции К. Хорни, представителя неофрейдизма и экзистенциального психоанализа, невротическая личность развивается как реакция на базовую тревогу. Столкновение личности и общества не обязательно. Оно присутствует в том случае, когда неблагоприятное окружение не удовлетворяет наши эмоциональные потребности и вызывает страх и враждебность. По мнению К. Хорни в такой ситуации развивается невротическая реакция на неблагоприятные условия. Хорни пришла к выводу, что главной чертой невроза является отчуждение от реального «Я» в результате подавляющего воздействия окружения.

Хорни не отрицала значения детства для эмоционального развития, однако, по ее мнению именно патогенные условия, а не фрустрация либидозных желаний заставляет детей чувствовать себя неуверенно, считать себя нелюбимыми и ненужными. При возникновении таких условий у детей развивается базовая тревога, чувство беспомощности в потенциально враждебном мире, от которого они пытаются избавиться, развивая стратегию защиты: стремясь обрести любовь, власть и уединение.

Хорни казалось, что эти защитные стратегии обречены на неудачу, потому что создают порочные круги: средство, с помощью которого человек хочет развеять тревогу, только усиливает ее. В частности, неудовлетворенная потребность в любви делает эту потребность ненасыщаемой, а требовательность и ревность, сопровождающие ее, уменьшают вероятность того, что такой человек когда -либо будет к кому-нибудь по настоящему привязан. Люди, которых когда-то не любили или не показывали им свою любовь, начинают ощущать себя нелюбимыми и не замечают доказательств обратного. Дефицит любви делает их зависимыми от других, однако они боятся этой самой зависимости, которая может сделать их уязвимыми. Хорни проводит параллель с человеком, который умирает от голода, но не решающимся дотронуться до пищи из страха, что она может быть отравлена.

В своей книге «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни в 1937 году писала: «Человек предрасположен к неврозу -это кажется тот, кто в детстве остро пережил проблемы, обусловленные культурой и кто в последствии оказался неспособен их разрешить или разрешил только за счет своей личности ». Кроме того, когда неврозы родителей мешают им любить ребенка или хотя бы «воспринимать его как самостоятельную личность», у него возникает базовая тревога, мешающая ему «относиться к другим с непосредственностью подлинных чувств», вынуждающая его развивать защитные стратегии (Р. Фрейджер, 2002).

Хорни рассматривается кроме невротической потребности в любви проблема погони за властью, престижем и обладанием, возникающая, когда человек не надеется найти любовь. Одна моя клиентка не отказывала во взаимности и интимности ни одному мужчине, который проявлял к ней чувство любви. Она говорила, что не может отказать во взаимности тому мужчине, кто проявляет к ней это чувство. Однажды тяжело заболев и решив, что она умирает, решила обо всем рассказать мужу. Муж ее вылечил и развелся.

Хорни представила следующую парадигму возникновения невроза: расстройства в человеческих взаимоотношениях порождают базовую тревогу, провоцирующую развитие защитных стратегий. Защитные стратегии саморазрушительны и противоречат друг другу.

Таким образом, Карен Хорни считала, что невроз возникает как защита от таких неблагоприятных социальных факторов, как унижение, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей в детстве, пренебрежительное и агрессивное отношение родителей к ребёнку. Чтобы защититься, ребенок формирует три основных способа защиты: «движение к людям», «против людей» и «от людей». Движение к людям преимущественно представляет собой потребность в подчинении, в любви, в защите. Движение против людей — это потребность в триумфе над людьми, в славе, в признании, в успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в независимости, свободе, в отдалении от людей. У каждого невротика есть все три типа, однако один из них преобладает, таким образом можно условно классифицировать невротиков на «подчинённых», «агрессивных» и «обособленных». Карен Хорни уделяла много внимания не только проблемам, порождаемым противоречиями между этими тремя способами защиты, но и проблемам, порождаемым самими защитными тенденциями. Основной целью терапии она видела необходимость «восстановить личность для самого себя, помочь человеку обрести спонтанность реакции и центр тяжести в себе самом» (Хорни К., 1939).

Таким образом, на мой взгляд, у человека, переживающего психотравмирующую ситуацию, могут быть:

  1. Включение адаптационных механизмов с восстановлением психической и физической функции организма в короткий период времени.
  2. Невротические реакции, которые могут длительное время создавать проблемы для человека.
  3. Психосоматические реакции, которые проявляются на основе определенных психологических характеристик личности, могут протекать в виде психосоматических расстройств или формирования психосоматических заболеваний.

В психокоррекции и психотерапии мы видим, что поведение невротической личности может быть предсказано достаточно жестко; это потому, что поведение такой личности — продукт обусловленности стереотипами и влечениями. Но, хотя здоровая личность «предсказуема» в том смысле, что ее поведение целостно и совершаемые поступки зависят от характера, она всегда демонстрирует новые аспекты в своем поведении (Мэй Р.).

Некоторые психоаналитики говорят о «множестве эго в одной личности», не по отношению к невротичным личностям, а по отношению к так называемым «нормальным личностям»( Мэй Р.). На мой взгляд, «множественное эго» — точное описание невротической личности.

Если невротик боится потерять собственный центр, отказывается выходить за пределы себя и становится ригидным, замыкается в себе и живет в ограниченном пространстве, оберегая себя от внешнего влияния, то его рост и развитие блокируются. Это стереотип невротического подавления и торможения, обычные невротические проявления во времена Фрейда. В наше время распространена конформность, выражающаяся в податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. В связи с этим наиболее частыми невротическими реакциями оказываются такие, как, например, рассеивание собственного «я» в процессе объединения и отождествления с другими до тех пор, пока собственное бытие не опустеет(Мэй Р.).

Невротическая личность и экзистенциальная депривация

Человек, переживающий невротизацию постоянно, склонен к экзистенциальной депривации в силу глубоких переживаний, связанных с его личностью.

Экзистенциальная депривация — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих базовых потребностей, связанных с попытками осознания смысла своего существования, вопросов жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и своего места в Мире, обретение своего подлинного «Я», и т. п. Другими словами — экзистенциальная депривация — депривация экзистенциальных потребностей.

Живя в обществе, будучи хорошо интегрированным в него, человек может одновременно переживать глубокую изоляцию, пропасть между собой и миром. По своей природе люди склонны к экзистенциальной депривации.

Известный американский экзистенциальный психотерапевт И. Ялом пишет, что в той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство; осознавать свое авторство — значит отказаться от веры, что есть кто-то, кто охраняет тебя. Только человек чувствует космическое безразличие Вселенной: если у животных, возможно, и есть какое-то ощущение пастуха и приюта, то человек с его проклятием самосознания неминуемо остается открыт экзистенции.

Невротическая личность и зависть

Преступление, начинающее историю человечества, порождено завистью — убийство Авеля Каином. Невротик будет пытаться завуалировать свою грубую зависть, выдавая ее за зависть обоснованную. Не видя будущее, невротик не верит в то, что он может обладать тем, чего он хочет. А сама зависть, как феномен, парализует индивида от возможности делать что -либо важное и ответственное.

Экзистенциальные подходы в психокоррекции и психотерапии невротических расстройств

Излечить от невроза, писал Р. Мэй, значит научить творить, сделать человека артистом собственной жизни. Процесс терапии заключается в соединении друг с другом трех измерений — желания, воли и решения.

Бинсвангер Л. писал о том, что смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. (Тихонравов Ю.В., 1998, стр 63) То, что люди вообще могут стать невротиками, является знаком заброшенности экзистенции и ее возможного падения, знаком ее конечности, ее трансцендентальной ограниченности и несвободы (Тихонравов Ю.В., 1998, стр 82).

Цель логотерапии состоит в том, чтобы побудить человека сознательно принять ответственность за себя. «В связи с этим задача психотерапевта — выявить потенциал пациента, обнаружить его латентные ценности» (Frankl, 1986, р. 8). Логотерапия восполняет пробел в психотерапии; она «действует за пределами эдипова комплекса и комплекса неполноценности». Это «форма психотерапии, которая проникает за психическое заболевание невротика к его духовной борьбе» (Frankl, 1986, р. 11).

Таким образом, благодаря инсайтам, возникающим в процессе психокоррекции и психотерапии, в результате спонтанного акта выбора, человек может изменить всю свою жизнь.

В представленной статье мною проанализированы взгляды различных представителей экзистенциальной психологии и психотерапии на проблему невротической личности и невротических расстройств, представлены собственные рассуждения и умозаключения, имеющие отношение к данной проблеме.

Таким образом:

  • Кьеркегор анализировал не только тревогу, особенно его интересовали подавленность и отчаяние, которые являются результатом отстранения индивида от самого себя.
  • Р. Мэй писал о том, что тревога появляется из боязни пациента своих собственных сил и конфликтов, возникающих из этого страха.
  • Современный человек представляет собой «управляемого извне» общественного человека, у которого в принципе сформирован невротический стереотип.
  • Невротическая личность формируется на базе незрелой личности.
  • Признаком нормальности и свободы для личности есть возможность формирования собственной среды.
  • В. Франкл называл отчаяние по поводу отсутствия смысла жизни «экзистенциальным неврозом». Важно понять, что ты готов дать другим в этой жизни, чем то, что ты хочешь получить.
  • Невротик чаще всего полагает, что проблема кроется в нем самом.
  • По мнению Р. Мэя тревога появляется из боязни своих собственных сил и конфликтов, возникающих из страха.
  • Экзистенциальный невроз избавляет человека от коллективного невроза.
  • Невротическая личность не в состоянии определить, какая на данный текущий момент потребность является ведущей.
  • У невротиков принцип удовольствия преобладает над здравым смыслом.
  • У невротиков отмечается проявление невротической мотивации, при которой отмечается бегство от реальных проблем в свой иллюзорный мир, где нет адекватной оценки реальности и реальности поставленной перед собой задачи.
  • Невротическая личность одержима своей мечтой и действует очень не рационально.
  • Невротик оказывается в ситуации, когда добиться ничего невозможно, и бросить нельзя.
  • При поиске смысла жизни человек пытается искать ответы на свои вопросы не внутри себя, а вовне, там, где этого в принципе нет.
  • В результате спонтанного акта выбора, человек может изменить всю свою жизнь
Литература:
  1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации. Питер, Спб, 2009- 96 с.
  2. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. Питер, СПб, 2010- 156 стр.
  3. Мэй Р. Экзистенциальная психология, М., 2001
  4. Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. Питер, Спб, 2009
  5. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология Москва, 1998 -236 стр.
  6. Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1996. 776 с.
  7. Фрейджер Р, Фейдимен Д. Гуманистический психоанализ. Спб, Прайм — Еврознак, 2007 — 156 стр.
  8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., Республика, 1994 С. 195-196
  9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Айрис — Пресс, 2004 — 464 с.
  10. Унамуно М.де. О трагическом чувстве жизни. М., Символ, 1997. С. 34-35
  11. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Класс, 1999.
  12. Kierkegaard S., The Sickness Unto Death, trans. By Walter Lowrie (New York: Doubleday&Co., 1954)

Максименко Л.В.,

hpsy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *