Невроз навязчивых состояний у детей и подростков причины, развитие, течение и прогнозы
Содержание статьи:
- Возникновение навязчивостей у детей
- Группа риска: возрастные рамки невроза
- Типология навязчивостей: виды заболевания
- Невроз навязчивых действий
- Навязчивые тики, связаны с другими невротическими проявлениями, вроде страхов и фобий
- Невроз навязчивых состояний у детей в виде фобий
- Особые невротические фобии
- Прогнозы
- Выводы
Возникновение навязчивостей у детей
У младших школьников и дошколят, невроз навязчивых состояний может следовать за психическим потрясением, связанным с сильным испугом. Такие же причины вызывают навязчивый невроз у детей со сниженным интеллектом, инфантилизмом (чрезмерная «детскость», не соответствующая возрасту).
В таком случае, самим навязчивым состояниям предшествует резкое и быстрое развитие невроза испуга, который сопровождается страхами сверхценного содержания, переходящими затем в ранг навязчивых фобий.
Важно обратить внимание, что невроз навязчивых состояний у детей неразрывно связан с личностью больного: сильнее, чем любое другое заболевание. Таким образом, невроз навязчивости с большей вероятностью возникнет у тревожно-мнительного ребенка. Развивается патология на основе повышенной боязливости, страха перед новым и неизведанным.
У дошколят проявляется нарастающая тревога, может развиваться плаксивость. Начинает развиваться симптоматика, подобная следующей:
- — Ребенок становится мнительным
- — Появляются ипохондрические страхи (боязнь заражения и грязи)
- — Развивается вера в приметы
- — Ребенок самостоятельно создает себе запреты
- — Развиваются игры, по виду схожие с неврозом навязчивости (вроде счета фонарей по пути, суммирования номеров автомобилей)
Имеют место и так называемые семейные факторы, обуславливающие навязчивый невроз. К ним относят чрезмерную опеку над ребенком, тревожную мать, постоянно опасающуюся за здоровье малыша. Эмоциональная депривация и требовательность также положительно действуют на развитие невроза навязчивых состояний у детей.
Группа риска: возрастные рамки невроза
Полностью оформляется патология к 10 годам, что связывается, в первую очередь, с необходимостью определенного уровня развития личности, который необходим для осознания навязчивостей и формирования особого отношения к ним.
Однако практика показывает, что психогенные навязчивости проявляются и в ранних возрастах. Но для оформления расстройства необходимо четкое отношение личности к своим действиям, так что формирующиеся в раннем возрасте отклонения стоит считать невротическими реакциями с вкраплениями навязчивостей, но не собственно неврозом.
Типология навязчивостей: виды заболевания
Двумя типами патологии у детей становятся фобические страхи и навязчивые действия – обсессии. От доминирующих проявлений в структуре патологии выделяют два типа неврозов:
- — Невроз страхов – фобический невроз
- — Невроз действий – обсессивный невроз
В чистом виде такие расстройства встречаются в большинстве случаев, но выделяют и пограничные состояния.
Невроз навязчивых действий
В подростковом возрасте, а также школьном, этот невроз навязчивости выражается простыми, не развернутыми действиями и движениями. У дошколят и первоклашек обнаруживаются элементарные навязчивости в виде тиков.
К группе невротических тиков относятся:
- — Наморщивания
- — Мигания
- — Движения плечами
- — Щелчки пальцами
- — Облизывания губ
- — Респираторые тики (покашливание, шмыганье носом, хмыканье)
Поскольку эти действия схожи с тиками, возникающими по соматическим причинам, а также при патологиях головного мозга, необходимо описать их особенности:
Навязчивые тики регулярны, происходят через более или менее определенный промежуток времени. Их задержка вызывает дискомфорт у ребенка. Например, если ребенок щелкает пальцами, родитель может остановить это действие и насильственно удерживать его. Если имеет место невроз навязчивых состояний, то у ребенка запустятся реакции протеста.
Навязчивые тики, связаны с другими невротическими проявлениями, вроде страхов и фобий
За исключением раннего и преддошкольного возраста, дети осознают свои навязчивости как бессмысленные, чужые, часто определяют их как дурную привычку.
Навязчивый невроз не определяет локализацию тика. То есть ребенок может щелкать как левой рукой, так и правой.
В состоянии эмоционального напряжения и при психотравмирующих факторах тики в разы усиливаются и могут повторяться беспрерывно, органические же тики наоборот угасают.
Навязчивые действия формируются на основе рефлексов защиты: облизывание губ при высыхании, мигание при попадании сора в глаз и т.д. В дальнейшем они отделяются от первоначальной функции.
В случаях с невротическими тиками психотерапия дает стойкий положительный результат.
Навязчивые действия всегда связаны с неприятными эмоциями или определенными страхами. В случае страхов, невроз навязчивых состояний служит как бы «разрядкой» тревожности. У детей действия такого защитного характера не разворачиваются и ограничиваются несколькими секундами, в подростковом возрасте навязчивые действия могут приобретать сложную систему.
Клинический случай. Нами наблюдалась девушка 15 лет с патологической боязнью отравления (неумышленного). Перед каждым приемом пищи она ставила тарелку с едой на голову и делала три оборота влево вокруг своей оси и два вправо. Бессмысленность действий понимала, тяготилась этим, но ничего сделать не могла. Таким образом, она снимала напряжение от страха отравления. Назначен курс седативных препаратов, проведена психотерапия: навязчивость снята, однако при сильных стрессах может проявляться снова (но тут же угасает).
Таким образом, навязчивости могут быть сняты, но при определенных условиях эпизодично возникают снова.
Невроз навязчивых состояний у детей в виде фобий
Первое, с чем стоит определиться – это с содержанием фобий. Маленькие дети боятся острых предметов, загрязнения и заражения. Биологические обоснованные страхи (темноты, высоты) здесь не проявляются.
Школьники обнаруживают устойчивые страхи, связанные с физиологией самих себя. Самыми распространенными являются фобии:
- — Страх внезапной смерти и заболевания
- — Навязчивый страх речи при заикании (логофобия)
- — Эрейтофобия – страх покраснения на людях
- — Боязнь подавиться (возникнуть может после реального случая)
Интересно, что страхи, связанные с физическим благополучием переносятся за рамки «Я» подростка и оформляются как страхи за здоровье родственников.
Особые невротические фобии
В категорию относится невроз ожидания, который неразрывно связан с предвкушением провала и неудачи при каком либо деле. Этот тип невроза навязчивости также проявляется и при нарушении операциональной стороны привычного действия.
В эту патологию входит часто встречаемый в школах страх устных ответов у доски, связанный с невозможностью из-за нарастающей тревоги ответить на вопрос при реальном знании ответа. Это расстройство часто выступает «аккомпанементом» для других нарушений и сильно ухудшает их.
Прогнозы
Невроз навязчивых состояний – длительное расстройство, однако в детском возрасте течения болезни благоприятнее и с большей вероятностью будет скорректировано. Невроз навязчивых состояний у детей в виде фобий устраняется посредством психотерапии, а вот неврозы действий могут требовать дополнительных препаратов, назначающихся специалистами.
Проблемы могут возникнуть с патологией у подростков, в характере которых доминируют тревожно-мнительные черты. Фобические неврозы развиваются патогенно реже, однако при отсутствии лечения они приводят к социальной дезадаптации, так как обрастают новыми формами действий, страхов и навязчивостей.
Выводы
Невроз навязчивых состояний у детей – далеко не самое редкое, но и не самое страшное расстройство. Заметить банальные странности поведения может любой родитель, объяснить их причину – меньше. Если удается устранить причины, вызвавшие фобии и тики своими силами, значит, вам удалось задавить зарождение невроза на начальной стадии.
В случаях развернутых нарушений не стоит откладывать поход к психиатру и психологу, чтобы назначить определенный курс лечения. Более того, необходимо провести диагностику у невролога, чтобы исключить поражения головного мозга. Но, будем надеется, что вам никогда не придется сталкиваться с подобными проблемами!
автор: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
love-mother.ru
Невроз навязчивых движений у детей (обсессивно-компульсивное расстройство): симптомы, лечение
.
На каждом этапе взросления малыша поджидают возрастные кризисы, следствием которых являются нервные расстройства. Такая ситуация обусловлена незрелостью центральной нервной системы. По статистическим данным, около 1% всех жителей земного шара страдают от синдромов навязчивых состояний разной степени тяжести, не диагностированных и не вылеченных в детском или подростковом возрасте.
Описание заболевания и его симптомов
Невроз навязчивых движений у детей и подростков относится к ряду обсессивно-компульсивных расстройств, сокращенно ОКР.
Дети, в возрасте до 1 года, часто демонстрируют следующие действия:
- раскачивания из стороны в сторону;
- сосание пальца;
- вращение головой и пр.
Такие явления абсолютно нормальны, и беспокойства вызывать не должны.
Пристальное внимание родителей у малышей старше 2 лет должны привлечь такие симптомы, указывающие на невроз разных движений у детей:
- мотание головой в разные стороны, не связанное со словом «нет», непроизвольное;
- зажмуривание глаз без явной, объяснимой причины;
- топтание ногами на одном месте, легкие притопы, усиливающееся со временем;
- смоктание одежды, одеяла, пальца;
- шмыганье носом, облизывание губ, откусывание ногтей и кожи вокруг них;
- перебирание пуговиц на одежде;
- пересчет ступенек или шагов;
- боязнь микробов, частое мытье рук;
- наматывание волос на палец или их вырывание.
Это не полный перечень навязчивых движений, в каждой ситуации движения и ритуалы, производимые ребенком индивидуальны. Под таким заболеванием, как невроз навязчивых состояний у детей, кроется расстройство центральной нервной системы, и повторяющиеся движения — одно из его проявлений. Они могут продолжаться короткий промежуток времени, но могут и длится так долго, что перерастают в привычку, с которой тоже сложно бороться.
Еще одним симптомом невроза навязчивых движений является нервный тик. В отличие от навязчивых движений, он неконтролируемый и непроизвольный. Проявляется он мышечными сокращениями, судорогами отдельных частей тела, часто это один глаз или уголок рта.
Тик и навязчивые движения — не единственные симптомы невроза у детей и подростков, картина усугубляется:
- Беспричинными истериками.
- Плохим сном.
- Отсутствующим аппетитом либо обжорством.
- Асоциальным поведением.
- Резкими переменами настроения.
- Отсутствием интереса к жизни и пр.
Причины невроза навязчивых состояний
Современные родители обязаны знать причины появления обсессивно-компульсивного расстройства. Тогда есть шанс скорректировать свои действия и выстроить план лечения ОКР у детей всех возрастов. Степень проявления симптомов и тяжесть лечения состояния у ребенка зависит от возраста, характера нанесенной травмы и силы эмоционального отклика на ситуацию. Психотерапевты выделяют ряд распространенных причин, спровоцировавших появление навязчивых состояний в детском возрасте:
- Поход в сад, школу либо же смена привычного коллектива.
- Обстановка дома, частые ссоры в кругу семьи, родители со вспыльчивым характером.
- Воспитание жесткое, повышенные требования, несоизмеримые с возрастом ребенка.
- Нагрузка физическая или эмоциональная, не соответствующая возрасту.
- Испуг, наличие фобий.
- Болезни центральной нервной системы и пр.
Вышеперечисленные причины условны, реакция у каждого ребенка индивидуальна, и для одного крик неуравновешенного родителя — это норма, а для другого 3 сильнейший триггер и почва для нервного расстройства, в т. ч. ОКР .
В большинстве случаев ребенок осознает нелогичность своих действий, но силы воли недостаточно или внутренние установки настолько сильны, что самостоятельно остановится малыш не в силах. Когда речь идет о нервном тике, нужно понимать, что к психологической травме добавилась и дисфункция ЦНС.
Лечение проявлений ОКР
Диагностика и лечение любого психологического расстройства происходит у психолога или психотерапевта. Но есть смысл посетить и невролога, и терапевта для исключения сопутствующих или скрытых заболеваний. Рекомендуют провести следующие исследования:
- Общий анализ крови и биохимия.
- Магниторезонансная томография.
- Электроэнцефалография.
- УЗИ.
Лечение навязчивых движений и состояний в детском возрасте происходит комплексно, применяют медикаментозные препараты, сеансы у психолога и физиотерапию. На ранних стадиях заболевания легко обойтись без медикаментов, достаточно скорректировать режим дня, обстановку дома и провести несколько сеансов с психологом.
Для медикаментозного лечения ОКР назначают мягкие успокоительные препараты с седативным действием, ноотропные средства, комплекс витаминов и минералов. Препараты выписывает только врач после осмотра, проведения необходимых лабораторных исследований и постановки диагноза. Назначение и прием препаратов психотропного действия должны проводиться под контролем специалистов, самолечение при данном заболевании опасно.
Работа с психологом направлена на выявление психологических причин и установок, приведших к компульсивному расстройству, борьбу с фобиями и страхами, повышение уверенности в себе и усиление личностных качеств.
Цели физиотерапии — улучшить состояние организма, укрепить мышцы, усилить кровообращение и насыщение крови кислородом. Назначают профилактические массажи, длительные прогулки на свежем воздухе, плаванье и т. д.
Заключение
Своевременные диагностика и начало терапии повышают шансы быстро избавиться от невроза. Будьте внимательны к своим детям, обращайте внимание на несущественные проявления. Невроз навязчивых движений — обратимое состояние психики. Подарите ребенку будущее без страхов и фобий.
urazuma.ru
Невроз навязчивых состояний у детей: основные моменты
На сегодняшний день невроз является довольно распространенным психическим заболеванием, которое проявляется, как у детей, так у взрослых.
Здесь, важно проконсультироваться со специалистом и назначить грамотное лечение, потому что невроз в дальнейшем может стать причиной для развития более серьезных заболеваний.
Содержание статьи:
Невроз навязчивых состояний у детей
Данное заболевание проявляет себя в качестве разнообразных действий, которые носят навязчивый характер. Это разнообразные поступки, которые простому человеку бывает трудно объяснить.
Также навязчивый характер может проявлять себе через какие-то мысли о негативных ситуациях, причем эти мысли преследуют ребенка, даже если он совсем не желает думать об этом.
Невроз навязчивых состояний у детей, чаще всего проявляется в виде каких — то страхов, фобий, в некоторых ситуациях может и вовсе выльется в депрессивное состояние, хотя никаких причин для этого нет.
Если ребенок подвержен каким-то навязчивым действиям – это обессивный невроз, если речь идет о постоянных страхах – это фобический невроз. Но на практике, как правило, встречается смешанная форма, когда оба типа дополняют друг друга.
Проявление невроза у детей
Невроз обессивного типа у детей от 5до 12 лет проявляется в виде каких-то навязчивых движений:
Данное заболевание проявляет себя в качестве разнообразных действий, которые носят навязчивый характер
- ребенок дергает плечами;
- морщит лоб;
- постоянно улыбается;
- хлопает в ладоши;
- притоптывает.
Это наиболее распространенные движения. Они всегда просты, поэтому не всегда привлекают внимание.
Главная их особенность заключается в том, что выполняются ребенком они непроизвольно. Все это напрямую связано с состоянием нервного тика, так как хлопанье в ладоши, пожатие плечами и прочие движения позволяют ребенку просто успокоиться и вернуть нормальный эмоциональный фон. Если он будет себя сдерживать в этом, то это может привести к серьезным психическим нервным расстройствам.
Второй тип детского невроза – фобический, это также, довольно распространенная форма среди детей.
Его суть заключается в том, что ребенок постоянно испытывает какой-либо страх: он боится запачкать одежду, опоздать в школу, боится, что родители будут ругать за плохие оценки.
Если не лечить эти страхи в детстве, то в подростковом возрасте, они будут носить более глобальный характер: страх умереть, страх общения с людьми и т.д.
Причины
Одна из самых распространенных причин неврозного состояния у малышей — это внезапно полученная психологическая травма, причем, родители, зачастую могут и не рассматривать ту ли иную ситуацию, в качестве травмы для ребенка.
В качестве примера можно привести следующую ситуацию: мама резко оторвала своего ребенка от груди. Малыш уже привык, что перед тем, как он уснет, он должен накрутить себе на палец мамины волосы. В данной ситуации, навязчивое состояние может проявлять себя в качестве сосания собственного пальца, сосание уголка одеяла и т.д.
Наиболее сильным фактором, который оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние ребенка, является общая обстановка в семье.
Невроз навязчивых состояний у ребенка может развиться на фоне постоянных сор родителей, их чрезмерных запретов, различных взглядов на воспитание, особенно в случае применения диктаторского стиля воспитания ребенка.
Изменения привычного образа жизни для ребенка, также могут спровоцировать психические расстройства. Например, поступление в детский сад или в школу – все это для ребенка является огромным стрессом, который может спровоцировать развитие навязчивых движений, страхов и фобий, особенно у детей, которые имеют слабую психику.
В особой группе риска находятся дети, которым пришлось перенести черепно-мозговые травмы, заболевания инфекционного характера, в случае, если у ребенка имеются хронические заболевания внутренних органов. Такие пациенты находятся в особой группе риска, так как подобные заболевания серьезно истощают центральную нервную систему, поэтому, казалось бы, самая простая жизненная ситуация, может привести к серьезным последствиям.
Лечение невроза навязчивых состояний
Необходимо сразу отметить, что любые психические расстройства, как у взрослых, так и у детей, лечить необходимо только под четким наблюдением
Если не лечить эти страхи в детстве, то в подростковом возрасте, они будут носить более глобальный характер
специалиста.
Важно, чтобы ребенок оставался под контролем врача и после того, как пройдет полный курс лечения, причем у одного и того же специалиста, который будет знать все особенности заболевания конкретного пациента.
Заранее стоит запастись родителям терпением, потому что психические расстройства у детей лечатся на протяжении длительного периода, и не стоит надеться на какие-то чудо — таблетки, которые за считанные дни избавят ребенка от данного заболевания.
Если в процессе лечения будут использоваться лекарственные препараты, то они должны быть строго назначены врачом на основе анализов ребенка, потому что ряд медикаментозных препаратов может спровоцировать аллергические реакции.
Лечение будет действительно эффективным в том случае, если будет выяснена истинная причина невроза, и по возможности, устранена. Например, если у ребенка возникли какие-то страхи, необходимо спокойно с ним поговорить и убедить его, что те или иные вещи не представляют для него никакой опасности.
Следующие меры помогут избежать возможных неврозов навязчивых состояний у детей:
- Родители не должны выяснять свои отношения при детях, взгляды на воспитание должны быть постоянные, нельзя использовать диктаторские методы, вводить большое количество запретов. Из этого, можно сделать выводы, что дети, которые живут в спокойной домашней обстановке, меньше подвержены каким-либо расстройствам психики.
- С ранних лет ребенок должен быть приучен к труду. Например, убирать за собой игрушки, к 3 годам уметь самостоятельно одеваться. Избалованным детям будет сложно влиться в общество в старшем возрасте, и именно тогда могут начаться проблемы с нервной системой.
- Ребенка необходимо закалять. Это не только полезно для здоровья и укрепления иммунитета, но это и вырабатывает определенное отношение к боли, холоду, жаре и т.д.
- Родителям необходимо обращать особое внимание на темперамент малыша. В особой группе риска находятся холерики и меланхолики. Так как характер в детстве только начинает формироваться, родители могут оказать непосредственное влияние на этот процесс, и способствовать развитию таких качеств, как упорство, решительность, самостоятельность и т.д.
Необходимо соблюдать режим дня. Ложиться спать и вставать ребенок должен в одно и то же время.
Умеренные физические нагрузки, чтение полезной литературы, занятия развивающими играми – все это только пойдет на пользу и будет развивать ребенка, как личность.
А вот за информацией из телевизора и Интернета необходимо держать контроль.
Проблема навязчивых состояний объясняется и решается в данном видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
01 Мар 2015 Юки 364 Поделитесь записью Рекомендуем прочитать вместе с этой статьейmamyideti.com
Детский невроз. Навязчивые состояния
Детский невроз. Навязчивые состояния
Навязчивый невроз является одним из видов психического расстройства, характеризующегося навязчивыми страхами и тревогами, непрерывными и повторяющимися во времени, которые чаще всего имеют основой тревожные мысли.
Навязчивые мысли очень часто приводят к принуждениям, представляющим собой попытки уменьшить тревожность выполнением определенных действий или ритуала повторно. Например, дети, имеющие невроз навязчивых состояний, могут тратить много времени на решение самых простых задач – чистить зубы, одеваться, кушать и т.д.
Главное, что необходимо помнить родителям — невроз является обратимым расстройством психики, не искажающим картины мира. И если он появился — от него нужно избавляться Опасность заболевания заключается вовсе не в его тяжести, а в отношении к этому состоянию. Ведь чаще всего родители либо вовсе не обращают внимания на признаки нервных расстройств у своего ребенка, либо относятся к ним поверхностно («само пройдет»).
Описание невроза навязчивых состояний
Этот вид детского невроза отличается от других преобладанием разнообразных навязчивых действий, движений, опасений, страхов, мыслей, представлений, постоянно возникающих вопреки желаниям ребенка.
Навязчивое состояние у детей подразделяется на обсессии (навязчивые действия и движения) и фобии (навязчивые страхи). От преобладания того или другого состояния условно выделяют обессивный невроз и фобический невроз. Очень часто такие состояния носят смешанный характер.
1. Обессивный невроз выражается навязчивыми движениями – тиками или простыми навязчивыми действиями. Это могут быть разнообразные непроизвольные движения – повороты головы, мигания, наморщивание кожи лица, подергивания плечами, шмыгания, хмыкания, покашливания и др. Такие явления связаны с эмоциональным перепряжением ребенка и бессознательно направлены на его снятие двигательным разрядом.
2. Фобический невроз у маленьких детей чаще всего заключается в навязчивом страхе загрязнения, замкнутых помещений, острых предметов (иголок). Фобия у ребенка старшего возраста может быть выражена в страхе заболеть (кардиофобия, канцерофобия и др.) или умереть, подавиться при еде, покраснеть при посторонних. Иногда у подростков могут встречаться контрастные навязчивые переживания – то есть аморальные представления и мысли, которые противоречат нравственным установкам ребенка. Более редкой формой являются навязчивые влечения. Подобные переживания крайне редко реализуются и сопровождаются страхом и тревогой.
Признаки невроза у детей варьируются в зависимости от степени расстройства. Навязчивый невроз может проявляться у ребенка в словах или фразах. Иногда родители могут заметить часто повторяющееся поведение у ребенка – к примеру, чрезмерно частое мытье рук. Либо ребенок делает всегда что-то большее, пытается все время усовершенствовать результат своих действий, часто повторяет одни и те же слова, фразы или числа, задает много раз тот же вопрос. Еще одним признаком расстройства у детей может стать развитие ритуалов – скажем, малыш всегда соблюдает строгий порядок действий при одевании. При этом, нуждаясь в постоянном выполнении таких ритуалов и действий, ребенок много времени тратит на их выполнение. Кроме того, насторожить должно возникновение и других проблем поведения, к примеру, появление истерики при прерывании ритуала ребенка.
Очень часто увидеть невроз у ребенка бывает трудно, так как дети пытаются скрыть такое поведение. Они критически относятся к своему состоянию, не понимают их психологии, пытаются сами с ним справиться. Ребенок, понимая необоснованность своих страхов и нелепость ритуалов, борется с ними, но чем борьба интенсивнее, тем тревога более выражена.
Причины развития неврозов у детей
Главной причиной любого невроза является чаще всего психическая травма, но их прямую зависимость можно наблюдать довольно редко. Неврозы возникают чаще всего как не прямая реакция человека на неблагоприятную ситуацию, причем переработка личностью этой ситуации занимает более или менее длительное время и характеризуется неспособностью человека адаптироваться к новым условиям.
На возникновение неврозов влияют следующие факторы:
1. биологические: наследственность, перенесенные заболевания, пол и возраст, особенности конституции и т.д.
2. психологические: психические травмы детства, преморбидные особенности личности, ятрогении, травмирующие жизненные ситуации.
3. социальные: семейные отношения, сексуальное воспитание, учебная и трудовая деятельность.
Повлиять на развитие невроза могут также перегрузки, как физические, так и умственные, недосыпание.
Но самая вероятная причина развития нервных заболеваний у детей кроется в ошибках воспитания. Повышенная принципиальная требовательность родителей, муштрование ребенка, противоречивое воспитание – все это отражается на детской психике и способствует развитию различных форм неврозов. Попытки ребенка предугадать, что его ожидает при той или иной форме поведения, заставляет начинать верить в различные приметы или придумывать собственные (например, «если первая попавшаяся машина будет светлого цвета, то мама сегодня не будет ругать, если темной, то…»).
Лечение неврозов у детей
Невроз у детей лечит врач-психотерапевт, при этом методик избавления от него немало, включая медикаментозное лечение, гомеопатию, гипноз и т.д. Для малышей широко применяют игровую терапию, сказкотерапию и т.д. Подход к каждому ребенку строго индивидуальный.
Справиться с проявлениями неврозов можно, лишь выявив их причину. Борьба с симптомом, не понимая начала его происхождения, редко приводит к положительным результатам, а иногда даже ухудшает состояние ребенка.
Важно, чтобы наблюдение ребенка происходило у одного и того же врача.
Главное, что нужно понимать родителям — лечение не будет эффективным без изменения подхода к воспитанию ребенка. Жизнь ребенка нужно менять, удалять отрицательные эмоции и формировать положительные, которые стирают все ненужные стереотипы.
Народные средства в лечении неврозов
Лечение неврозов методами народной медицины направлено на снятие симптомов. При этом лечить народными средствами детей нужно крайне осторожно, только под присмотром врача
Пион декоративный является сильным успокаивающим средством. Истертые в порошок корни пиона (1 ч.ложку) варят в 0,5л воды около пяти минут. Процеживают, дают по 1 чайной ложке 2—3 раза в день.
Настой из корня валерианы — чайную ложку измельченного корня заливают стаканом воды и кипятят 5 минут. Настаивают 1 час, процеживают. Принимают до 3х раз в день при возбужденных состояниях.
Хорошим успокаивающим нервную систему средством является сбор из 1 ст. ложки мяты и 1 ч. ложки мелиссы, который настаивают в литре кипятка 1 час. После процеживания принимают по 1 ч. ложке трижды в день.
Трав, обладающих успокаивающим эффектом, достаточно много.
При склонности к истерии, лучшее действие окажут травы хмеля, калины, настойка из перегородок грецких орехов.
Народная медицина практикует также при расстройствах нервной системы использование меда и другие продуктов пчеловодства. Цветочный мед рекомендуют принимать трижды в день 1—2 месяца, по 20г за прием. Перед сном хорошо выпивать стакан медовой воды (на 200мл воды – 1 ст.ложку меда).
Хорошее влияние оказывают травяные ванны из аира, валерианы, крахмала, лаванды, липового цвета, мяты, розмарина и полыни, ромашки.
Причины детского невроза
Виды невроза у детей
Страх и тревога у детей
Невроз у детей. Истерика.
Невроз у детей. Депрессия.
- < Назад
- Вперёд >
nevroz-psixoz.com
Неврозы у детей: симптомы, лечение, причины и виды неврозов
Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.
Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.
Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.
При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).
Почему возникают неврозы?
И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.
Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.
Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.
Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).
Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:
- предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
- психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы
Пусковым механизмом невроза могут служить:
- перенесенные заболевания
- частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
- тяжелые отношения в семье
Протекание заболевания и его выраженность зависит от:
- пола и возраста ребенка
- особенностей воспитания
- тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
- особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)
Психотравмы
Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).
- Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
- Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.
Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.
Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.
- В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
- Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.
Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.
Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?
Действия взрослых
Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:
- модель неприятия, подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
- модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
- авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
- модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
- разные подходы к воспитанию со стороны родителей
- чрезмерная жесткость родителей
- конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.
Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.
Внешние факторы
- изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
- посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
- изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.
Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.
Особенности характера ребенка
Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.
Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.
Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.
Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.
Общие проявления неврозов
- изменение поведения детей
- появление новых черт характера
- повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
- резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
- тревожность, ранимость.
Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:
- тахикардия и изменения АД
- нарушения дыхания, потливость
- расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
- нарушение концентрации внимания
- снижение памяти
- дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
- плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.
Проявления разного вида неврозов у детей
Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.
Тревожный невроз или невроз страха
Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:
- среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
- у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.
Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.
Невроз навязчивых состояний у детей
Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.
Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:
- мигать, моргать
- морщить нос
- вздрагивать
- притопывать ногой
- покашливать
- шмыгать носом
Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:
- При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
- При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.
Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. Подробнее о причинах возникновения и лечении нервных тиков у детей.
Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:
- кусание ногтей или сосание пальца
- прикасание к половым органам
- раскачивания туловища или конечностей
- накручивание волос на пальцы или их выдергивание.
Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.
Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:
- страха смерти или болезни
- замкнутых пространств
- разных предметов, грязи.
Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.
Депрессивные неврозы
Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.
Истерические неврозы
К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.
Неврастения
Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.
Ипохондрия
У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.
Невротический логоневроз — заикание
Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.
Сомнамбулизм — лунатизм, сноговорение
Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. Подробнее о лунатизме у детей и подростков.
Нервная анорексия
Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.
Отдельными вариантами неврозов являются:
- детский невротический энурез (недержание мочи)
- энкопрез (недержание кала).
Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.
Как поставить диагноз?
Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:
- Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
- Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
- Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
- Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
- Рисование и детальный анализ рисунков, по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.
На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.
Методы лечения невроза
В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:
- групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
- ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
- применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
- гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
- лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.
Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.
Применение психотерапии
Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.
Семейная терапия
Она проводится в несколько последовательных этапов:
- 1 этап — проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
- 2 этап — ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
- 3 этап — далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
- 4 этап — совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.
Индивидуальная психотерапия
Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:
- Рациональная (разъясняющая)
Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» — это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.
Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.
- Игровая терапия
Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.
Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.
- Аутогенные тренировки
Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.
- Суггестивная (метод внушения) психотерапия
Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.
Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.
Групповая психотерапия
Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:
- длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями — повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
- трудности в общении и связанные с этим расстройства — стеснение, робость, застенчивость, мнительность
- при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.
Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:
- в возрасте до 5 лет — не более 4 человек
- в возрасте от 6 до 10 лет — не более 6 человек
- в возрасте 11-14 лет — до 8 человек.
Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.
В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.
На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.
Медикаментозная коррекция
Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:
- общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
- дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
- ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
- препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
- фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.
При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).
При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.
При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.
С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:
- гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
- при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
- при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
- при сильной возбудимости может применяться сонопакс.
Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.
zdravotvet.ru
Невроз навязчивых состояний у ребенка – симптомы и лечение
Возможно, вы читаете монотонно, он в этот момент хочет заняться игрой (найдите другое время), ему не нравится именно эта книга (замените или пусть сам выберет из 2-3), вы отвлекаетесь во время чтения на звонки или домашние дела.
Невроз навязчивых состояний у детей — достаточно распространенное нервное расстройство, которое проявляется постоянным повторением одних и тех же движений и неконтролируемым тиком.
Симптомы невроза — навязчивые движения и тики
Главным проявлением невроза навязчивых состояний является повторение одинаковых движений. Чаще всего ребенок повторяет такие движения: сосание пальцев, обгрызание ногтей, вращение головой, щелканье суставами пальцев, причмокивание, накручивание волос на палец, скрежет зубами, щипание кожи. Часто встречаются такие навязчивые действия, как счет ступеней, частое мытье рук, укрывание одеялом с головой, зажмуривание глаз. Невозможно перечислить все навязчивые движения или действия, поскольку они являются сугубо индивидуальными проявлениями нервного расстройства у ребенка.
Еще одно проявление невроза навязчивых состояний у детей – тики. В отличие от навязчивых движений, тики являются непроизвольными сокращениями мышц, что вызывает неконтролируемые движения частей тела (судороги, подергивания).
Тики и навязчивые движения иногда сопровождаются истериками, раздражительностью, нарушением сна, потерей аппетита, замкнутостью, снижением познавательной активности.
Причины невроза навязчивых состояний у детей
Невроз навязчивых состояний чаще всего развивается вследствие сильного эмоционального потрясения, душевной травмы, испуга. У ребенка появляются страхи и фобии. Например, боязнь темноты, воды, высоты, отказ ездить в лифте или в машине, страх перед собаками, микробами, привидениями. Чтобы защититься от предполагаемой опасности ребенок придумывает и выполняет ритуалы, совершает навязчивые действия.
Ребенок нередко осознает нелогичность, ненормальность своих движений и действий, но с помощи силы воли преодолеть невроз навязчивых состояний очень сложно. Ведь он является только внешним проявлением глубоких внутренних переживаний – психологического дискомфорта, страха, паники, отчуждения.
Что же касается тиков, то они далеко не всегда вызваны причинами психологического характера, иногда они возникают вследствие неврологических нарушений.
Диагностика и лечение невроза навязчивых состояний у детей
Если родители заметили у своего ребенка некоторые из перечисленных симптомов, это еще не повод ставить диагноз — невроз навязчивых состояний. Иногда подобные проявления сопутствуют нормальному процессу взросления, познания мира, самопознания ребенка. В таком случае навязчивые движения и действия временны. Только в том случае, если симптомы невроза проявляются на протяжении длительного периода, ярко выражены, мешают полноценной жизни ребенка, следует обратиться к врачу.
Для комплексного лечения невроза навязчивых состояний у детей применяется сочетание медикаментозной терапии с психотерапией, физиотерапией.
schoolofcare.ru
Невроз навязчивых состояний у детей
Невроз навязчивых движений у детей — распространенное заболевание, оно может характеризоваться не только движениями, но и состояниями в целом. Невроз навязчивых состояний у детей — это возникающие непроизвольно навязчивые мысли, которые являются чуждыми самому ребенку, его личности, всевозможные сомнения, страхи, влечения, движения и прочее. Их довольно легко заметить в процессе развития ребенка, особенно внимательным родителям. У ребенка, как и у взрослого с подобным заболеванием, сохраняется критическое отношение к таким навязчивым состояниям, нередко от них ребенок хочет избавиться. Такое критическое отношение и здравая оценка состояния отличает навязчивый невроз от бреда и неконтролируемых его проявлений. Навязчивости могут проявляться у ребенка в отдельных формах, а также сочетаться вместе, и могут привести к серьезным последствиям нарушения личности. Поэтому не стоит откладывать лечение навязчивого невроза у детей на длительное время.
Рассмотрим некоторые навязчивости, которые могут проявляться и возникать у ребенка. Навязчивые идеи — не исключительно взрослый вариант навязчивостей, присущий и детям также. Это возникновение не обоснованных мыслей и желаний, которые не несут под собой никакой объективной основы. Ребенок, как правило, критически их оценивает и отметает, но с каждым разом это удается ему все более сложно. Навязчивые сомнения влекут за собой неуверенность в правильности своих действий и поступков, в их завершенности и уместности. У детей это может иметь меньшие проявления, нежели у взрослых, которые, к примеру, часто забывают, выключили ли они газ или утюг.
Навязчивые действия — наиболее распространенная форма навязчивого невроза у детей, которая предполагает непреодолимую тягу совершать те или иные действия, движения. Эти движения, действия напоминают вполне естественные и повседневные, но совершаются ребенком против его воли и желания, как будто сами по себе. Такие на первый взгляд естественные движения в корне своем утратили смысл. Это могут быть поглаживания одежды на себе, будто бы расправляя складки, отбрасывание волос с плеча, которых там не было и в помине, и так далее. Все это нужно уметь замечать на ранних стадиях, когда невроз не стал диагнозом.
Также у детей возникают навязчивые припоминания, которые характеризуются называнием дат, чисел, сведений или чьих-либо имен без необходимости для этого. Часто родители воспринимают это как игру своего ребенка или же, как процесс запоминания тех или иных сведений, важных для развития его памяти. Но тут следует отличать навязчивости и естественные процессы, так как первые возникают непроизвольно и неуместно.
Причины невроза:
Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:
1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.
2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.
3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:
4. Длительное недосыпание
5. Физические и умственные перегрузки
НО! Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят «с больной головы на здоровую» — если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза «на поверхность» может какой угодно напряженный момент — облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.
Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.
Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?
Возраст. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством «я». Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.
Дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.
Выраженность «я» — это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства «я», подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).
С нервно-соматической ослабленностью. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.
Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.
Что такое психическая травма как причина невроза?
Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывающая непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, «бегут в дом», т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕВРОЗА?
Лечением неврозов занимается врач- психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна.
Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада «смех — радость — счастье». Если отрицательные эмоции ( страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные — смех и радость — создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!
Каким бы ни было навязчивое состояние ребенка, прежде всего, необходимо поставить диагноз, после чего начинать работу с психотерапевтом. Самолечение и помощь семьи в данном случае являются исключительно второстепенными, иначе запущенный невроз может перерасти в хроническую стадию и остаться с ребенком на всю его жизнь.
А родителям нужно научиться проявлять терпение по отношению к заболеванию ребенка. Не стоит срываться на него, относиться слишком строго, подозревать в симуляции признаков болезни. Дети не испытывают удовольствия от того, что с ними происходит. Они часто подвергаются насмешкам со стороны других ребят. Поэтому родительский дом должен быть их крепостью, в которой они могут укрыться от всех невзгод и переживаний.
vsdnetu.ru