Нигилизм это в философии: Нигилизм — значение и история понятия

Содержание

Нигилизм | Понятия и категории

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто) — отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. В России получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Становится популярным, особенно среди молодежи, в кризисные моменты истории.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 350-351.

 

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто, ничего) — термин, получивший широкое распространение в России в литературно-политической полемике 60-х годов 19 века. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Использовался реакционной и консервативной журналистикой и авторами так называемых антинигилистических романов (Н. С. Лесков, В. П. Клюшников, А. Ф. Писемский, P. M.

Tags: 

Идеология

НИГИЛИЗМ.

Отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. На духовное развитие европейского и русского общества XIX века сильное влияние оказывал культ науки и научного познания, связанного с успехами позитивного естествознания. Этот культ вызвал отрицательное отношение ко всем ценностям, которые не поддавались рационально-научному истолкованию. Техника завладела человеком настолько, что он стал считать возможным с ее помощью решить все вопросы бытия человечества. Н.

Tags: 

Идеология

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто) — вид негативного умонастроения (наряду с пессимизмом и скептицизмом), выражающий полное отрицание, исходящее из уверенности в абсолютной ложности отрицаемого. Статус социального отрицания (негативизма) нигилизм получает, когда направлен против социально значимых ценностей и общественных институтов. С этой точки зрения характерный элемент нигилизма — отрицательное отношение к культуре и ее ценностям, от неприятия элитарного статусного присвоения культуры, канонизации ее форм, до бездумного отрицания «всего и вся» и прямого вандализма.

Tags: 

Идеология

НИГИЛИЗМ В РОССИИ. В России термин «нигилизм» впервые употреблен Н.И.Надеждиным в опубликованной в 1829 в «Вестнике Европы» статье «Сонмище нигилистов». Несколько позже, в 30–40-х гг. 19 в., его использовали Н.А.Полевой, С.П.Шевырев, В.Г.Белинский, М.Н.Катков и ряд других русских писателей и публицистов, при этом употребляя термин в различных контекстах. С ним были связаны как положительные, так и отрицательные моральные коннотации. М.А.Бакунин, С.М.Степняк-Кравчинский, П.А.Кропоткин, напр., вкладывали в термин «нигилизм» положительный смысл, не видя в нем ничего дурного.

Tags: 

Идеология

НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — исходно — одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н. (или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы; оформленной же и получившей имя является приносящая страдания иллюзия. Жизнь, таким образом, выступает ничем иным, как нескончаемой сменой рождений и смертей, лишенной смысла и назначения. Спасение человека суть спасение от жизни. В истории философии европейского типа Н. воплощался в ряде разнокачественных версий:

Tags: 

Идеология

НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — в самом общем смысле учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов. Нигилизм — сложное социально-историческое явление, имеет много разновидностей.  Существует нигилизм социально-политический, связанный с отрицанием общественно-политического строя. Такой нигилизм проявляет себя в революционном движении; сторонники его склоняются к анархизму. Существует этический нигилизм, отрицающий общечеловеческую мораль, существование добра вообще. Такой нигилизм переходит в пессимизм.

Tags: 

Идеология

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто, ничего) — отрицание установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов. На ранних этапах общедемократического революционного движения нигилизма может играть революционизирующую роль, выражать отрицательное отношение к изжившим себя реакционным общественным порядкам. Однако общей чертой нигилизма является отсутствие четкой положительной программы борьбы. Бывает также нигилизм реакционный, попирающий любые ценности человеческой культуры и морали, цинично утверждающий лишь силу и власть эксплуататорских классов.

Tags: 

Идеология

НИГИЛИЗМ (NIHILISME). Нигилист это человек, не верящий ни во что (nihil), даже в то, что есть на самом деле. Нигилизм есть своего рода отрицательная религия — Бог умер, унося с собой все, что считалось плодом его творения, — бытие и ценность, истину и благо, мир и человека. Не осталось ничего, кроме ничто, во всяком случае, ничего стоящего, ничего заслуживающего любви, ничего, что хотелось бы защищать, — все на свете стоит друг друга, и ничто ничего не стоит.

Tags: 

Идеология

НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами. Термин «нигилизм» впервые применен Якоби, в России распространение получил благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». Реакционеры называли нигилистами революционных демократов, приписывая им безоговорочное отрицание всей прошлой культуры. На деле революционная демократия выдвигала свою положительную программу. Ленин различал революционный Нигилизм как законное отрицательное отношение к реакционным общественным порядкам (Т. 4. С.

Tags: 

Идеология

Кроме полонизма, на современное наше общество особенно вредно действует так называемое нигилистическое учение. В последнее время оно усиливается и не только заражает учащуюся молодежь, легко увлекающуюся всякими утопиями, но находит последователей даже в среде общественных деятелей, преимущественно между преподавателями учебных заведений; и наконец, вредное это учение стало проникать в низший слой нашего общества, и революционная пропаганда не остается бесследною среди простого народа, на который большое влияние имеют члены мировых и земских учреждений и чиновники акцизного ведомства, большею частию проникнутые демократическим направлением.

..

Tags: 

Идеология

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • следующая ›
  • последняя »

Нигилизм Ницше — странное открытие для общества

ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Реклама.

ЛГ online

Мой мастер

13.10.2022
Светлой памяти Эдуарда БАЛАШОВА.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

Альфа Анастасии Цветаевой

08.10.2022
К 130-летию Марины ЦВЕТАЕВОЙ.
О выдающихся сестрах размышляет Александр БАЛТИН.

Хагги Вагги – это зло

02. 10.2022
Комплексное заключение по объекту (изделию), позиционируемому производителями и продавцами как «детская игрушка».

ЛГ плюс

На Север, на Север, на Север…

12.10.2022
В поэзии Алексея ПОЛУБОТЫ ощущение Родины выражено отчетливо и глубоко.

Задолбали музыканты

01.10.2022
Представляем пародии Евгения МИНИНА на стихи известного барда Алесандра ГОРОДНИЦКОГО.

«Забой» требует слова

24.09.2022
Известное литературное объединение донбасского города Горловка представляет своих авторов.

Спецформат

Горечь запретного плода

15.10.2022

О новой книге Веры БОГДАНОВОЙ размышляет Александр МОСКВИН.

Гений из Бобруйска

10. 10.2022
Всеволод НЕПОГОДИН о книге Сергея ЛИСИЧКИНА и Дмитрия ПРОКОПЕНКО «Александр Прокопенко. Народный футболист».    

Отметили хороших переводчиков

07.10.2022
Награждение победителей конкурса художественного перевода «Резьба по камню» прошла в Махачкале.

ОПРОСНИК

    1. Постоянно
    2. Иногда
    3. Никогда

Позиция

Карагайцы всей страны, объединяйтесь!

14.10.2022
О том, как люди решили развивать свои родные места, не надеясь на власть предержащих.

Запах предательства

03.10.2022
Михаил ШАХНАЗАРОВ о громком провале «прорусской» партии на выборах в Латвии.

Доброволец по зову сердца

25. 09.2022
Пензенский корреспондент «Литературной газеты» Антон ХРУЛЕВ сумел добиться того, чтобы его зачислили в ВС РФ.

Колумнисты ЛГ / Философские беседы
Гиренок Фёдор

Теги: общество , мнение , самосознание , Ницше , нигилизм , значение , культура


Оценить:

Оценка: 5.26 — Голосов: 19

 

12+





Новости

15.10.2022

«Литературные знакомства»: презентация

В московской библиотеке имени Николая Федорова представят новый российский журнал.
15.10.2022

Вспомнят историка и педагога

Вечер памяти Нины Севериковой состоится в Москве.
14.10.2022

Наследники Станиславского

В Москве проходит VI театральный фестиваль «Уроки режиссуры».
14.10.2022

«Про мой район»

К участию в конкурсе приглашаются москвичи в возрасте от 8 до 15 лет.
13.10.2022

Культура, природа, обычаи

В галерее «Листок» состоится открытие коллективной выставки живописи «Острова».

Все новости

Книга недели

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ

События и мнения

Интересы и ценности

Недавно в Австрии случился скандал из-за слов президента Александра Ван дер Белл…

События и мнения

Идти до конца

Референдумы 30 сентября в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях закрепили …

Литература

Акварельный рот

В писчебумажных отделах книжных магазинов моего детства золотая и серебряная акварели…

Общество

Нюрнберг: окончание следует

1 октября 1946 года Международный военный трибунал в Нюрнберге вынес приговор нацистским. ..

События и мнения

Дети своих отцов

Недавно, ещё до решения о частичной мобилизации, была в гостях.


разбираем суть понятий простыми словами

Здравствуйте!

В поисках смысла жизни и своего места в ней люди постоянно придумывают новые подходы, некоторые из которых становятся особо популярными. Сегодня речь пойдет как раз об одном из таких понятий. Мы узнаем, что такое нигилизм и почему одни философы считают его опасным, а другие уверены, что лучше быть активным нигилистом, чем пассивным.

Определение понятия

В переводе с латинского слово nihil означает “ничто”.

Нигилизм – это философия, которая ставит под сомнение или вовсе отрицает общепринятые ценности, идеалы, порядки, нормы нравственности и культуры, а также такие устойчивые понятия, как существование, знание и смысл жизни.

Сейчас многие из вас могли подумать, что речь в статье пойдет о неких асоциальных личностях: дебоширах, вандалах, алкоголиках и т. п. На самом деле нигилизм – это куда более широкое и сложное понятие. Среди его представителей есть немало привлекательных примеров.

Этот термин рассматривается в разных направлениях.

Каждое из них дает свое значение:

  1. в нравственной философии нигилизм определяется как отрицание морали;
  2. в истории – полный скептицизм по отношению к общепринятым в обществе законам и принципам;
  3. в литературе – стремление к индивидуализму, выходу за рамки привычного уклада жизни, системы;
  4. в психологии – представляет собой защитный механизм психики, при котором человек склонен разрушать привычный мир, чтобы тот не разрушил его первым.

Если говорить в общем смысле и простыми словами, то нигилизм – это негативное отношение к некоторым или ко всем сторонам общественной жизни. Соответственно, нигилист – это человек, который отрицает общепринятые ценности и устои.

Для справки! Существует еще одно понятие – антинигилизм. Так называют мировоззренческую позицию, когда стремление к переоценке ценностей и иные разрушительные идеи переустройства отрицаются человеком. Вместе с тем такой взгляд считают крайним выражением консервативной идеологии, а не объективным стремлением к развитию общества.

История и примеры

Учение нигилизма существовало еще в средние века. Оно отвергало человеческое естество Иисуса Христа. В западную философию термин ввел немецкий писатель Фридрих Генрих Якоби в 1799 году, описав его в своей работе Sendschreiben an Fichte. Суть нигилизма здесь была уже в отрицании смысла жизни.

Расцвет нигилизма пришелся на вторую половину XIX века. Идеи Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра и Освальда Шпенглера были пронизаны нигилистическими взглядами. Можно сказать, что именно эти великие умы развили и трактовали это направление философии.

Однако первым радикальным нигилистом считается их земляк Макс Штирнер – мыслитель, обосновывавший нигилистическое отношение к морали.

Он утверждал, что любая мораль – это призрак, от которого нужно непременно избавляться.

Безусловным благом он называл эгоизм, а решением проблемы считал даже не революцию, а преступление, убийство.

Шопенгауэр придерживался куда менее резких взглядов. Он считал жизнь бессмысленной и полной страданий и скуки. Единственным способом познания мира он видел безразличное созерцание.

По мнению Шпенглера, нигилизм представляет собой умозрение утомленных горожан, у которых впереди нет ничего хорошего.

Читайте на нашем блоге, что такое социум.

Нигилизм по Фридриху Ницше

Отдельного рассмотрения заслуживает позиция Фридриха Ницше.

В своем дневнике он описал два вида нигилизма: активный и пассивный. Ницше говорил, что подобное состояние появляется тогда, когда высшие ценности теряют свою ценность.

К примеру, по его мнению, истину и справедливость люди часто наделяют чрезмерной силой, приписывают этим ценностям сверхъестественные свойства.

Люди уверены, что истина освобождает и что справедливость восторжествует. А когда надежды не оправдываются, т. е. истина не освобождает, а справедливость не торжествует, приходит разочарование.

Но вместо того, чтобы признать свои ошибки в суждениях, мы начинаем упрекать сами ценности.

Вот тогда-то человек и решает, стать ему активным или пассивным нигилистом:

  1. Активный нигилист отвергает навязанные ему ценности и создает собственные.
  2. Пассивный продолжает верить в традиционные идеалы несмотря на сомнения, предпочитая не рисковать и держаться за безопасность.

Ницше утверждал, что позиция пассивного нигилиста гораздо опаснее, поскольку слепая вера ради самой веры неизбежно ведет к поверхностной жизни и смиренному принятию всего того, во что верят другие.

Русские нигилисты

Среди наиболее известных представителей отечественного нигилизма XIX века можно отметить мыслителя и революционера Михаила Бакунина, географа и революционера-анархиста Петра Кропоткина, критика и публициста Дмитрия Писарева.

В отличие от западных, наши нигилисты решили опереться на теорию Дарвина. Они заявляли, что человек – это животное, а потому должен жить по законам борьбы за существование вида.

В русской литературе термин “нигилизм” впервые употребил Николай Иванович Надеждин в своей статье “Сонмище нигилистов” в 1829 году. Упоминал его и социолог В. В. Берви-Флеровский, приравнивая данное понятие к скептицизму.

Нигилизм Базарова

По-настоящему крылатым слово “нигилизм” сделал роман Тургенева “Отцы и дети”, вышедший в 1862 году. Один из главных героев – нигилист Евгений Базаров. Его прототипом стал молодой провинциальный доктор, идеи которого произвели сильное впечатление на писателя.

Базаров – человек резкий и бесцеремонный, он противопоставляет себя всему и всем, рассматривает людей исключительно как биологический вид, отрицает духовность, общепринятые идеалы и “старую школу” отцов, верит только в науку.

Тургенев признавался, что симпатизировал герою и искренне пытался понять, как зарождается в человеке данная философия. Вместе с тем нигилистические взгляды Базарова он не разделял.

После романа Тургенева русская литература стала заполняться новыми героями-нигилистами, как положительными, так и отрицательными. Таким термином начали называть всех, кто идет против дворянско-крепостнических норм построения общества того времени.

Характеристика нигилиста

Кратко резюмируем, что из себя представляет нигилист:

  1. скептик, циник и эгоист, который ориентируется только на физическое и материальное, не признавая духовное начало;
  2. для него нет авторитетов;
  3. ему неважно, что о нем подумают окружающие;
  4. он отрицает смысл жизни и устройство мира, а потому ни одно занятие не рассматривает как приоритетное;
  5. считает, что Бога нет, поскольку нет неопровержимых доказательств его существования;
  6. верит только в научные факты;
  7. уверен, что общественные порядки и нормы только лишь мешают и ограничивают свободу;
  8. в речи он любит использовать язвительные шутки, сарказм, насмешки, провокации;
  9. может объединяться с другими людьми таких же взглядов, чтобы вместе противостоять обществу.

Хочется выделить одну важную особенность нигилистов. Они презирают существующие устои и стремятся их сломать, но при этом ничего нового взамен не предлагают. Иными словами, они только критикуют и отрицают, но не предлагают.

Причины возникновения

По мнению психологов, нигилизм – это защитная реакция психики. И как многие другие проблемы, она берет свое начало еще в детстве.

К примеру, гиперопека и авторитарная модель воспитания могут спровоцировать недоверие и непринятие самого себя, мира, родителей.

В таких условиях легко зарождается агрессия, холодность, злость.

А поскольку человек априори является социальным существом и нуждается в других людях, в их поддержке и признании, в сознании разжигается противоречие, внутренний конфликт.

Виды нигилизма

В зависимости от характера ценности, которая отрицается, принято выделять несколько видов нигилизма:

  1. Социальный. Здесь не признаются общественные правила, стереотипы, мораль. Расцвет пришелся на период перестройки в России, когда отрицалось все, что представляло ценность для советского общества.
  2. Правовой. Это особая форма правосознания, отрицающая законодательство и принятые государством нормы. Может выражаться в нарушении правопорядка, в оправдании противоправного поведения, непризнании судебной системы как авторитетной и т. п.
  3. Моральный. Его также называют этическим. Мораль считается бессмысленной, а моральные ценности кажутся иллюзорными.
  4. Культурный. Этот тип нигилизма возник на Западе в 60–70-е годы прошлого века. Его представители – хиппи – отрицали существующую на тот момент массовую культуру и признавали только авангард.
  5. Юношеский, или демонстративный. Относится к определенному возрастному периоду, когда подростку хочется выделяться из общей серой массы и быть не как все.
  6. Эпистемологический.  Представляет собой крайнюю степень скептицизма, отрицающую знание о реальности.
  7. Мереологический. Отрицает существование целого по причине того, что любое целое состоит из частей. Если руководствоваться этой теорией, то леса не существует, а есть только отдельные деревья.

Есть и другие виды нигилизма. К примеру, географический, космический, экзистенциальный. Суть каждого из них одна – отрицание и непринятие.

Отдельным видом можно отметить позитивный нигилизм. Его краткая суть в следующем: все мы умрем, поэтому смысл жизни заключается в веселье и получении удовольствия. А после смерти будет уже неважно, что правильно, а что нет. Позитивные нигилисты стремятся жить так, как хочется, а не так, как диктуют субъективные нормы.

Как избавиться от нигилизма и нужно ли это делать

Вряд ли какой-то радикальный нигилист будет задаваться вопросом о том, как ему начать признавать все то, что он отрицает. Кроме того, если эта философия продиктована внутриличностным конфликтом, родившимся после детской травмы, то самостоятельно справиться с этим состоянием не получится. Самым верным решением будет обратиться к грамотному психологу.

В этом разделе мы постараемся изложить самые популярные советы специалистов тем людям, которые сами хотят изменить свою позицию:

  1. Напоминайте себе как можно чаще, что желание разрушить мир – это не что иное, как попытки защитить себя, пока мир не разрушил вас. Чего или кого вы так боитесь? От чего хотите себя защитить? Задумайтесь над этим.
  2. Подумайте, какие ценности еще актуальны для вас. Возможно, вы немного лукавите, когда говорите, что вами управляет только разум. Почему в таком случае вы злитесь, испытываете страх, ненависть и другие сложные чувства?
  3. Возьмите листок бумаги и составьте список всего, чего лишает вас приверженность к нигилизму.
  4. Постарайтесь вспомнить, когда вы впервые почувствовали отрицание и непринятие мира. Какое событие этому предшествовало?
  5. Какую бы сферу бытия вы ни отрицали, в обществе всегда может найтись что-то хорошее для каждого. То, что заинтересует, привлечет, понравится. Что бы это могло быть для вас?
  6. Определите свою главную потребность, неудовлетворенность и поразмышляйте, как вы могли бы ее наиболее экологично компенсировать в обществе.
  7. Изучайте психологию человека, чтобы люди казались вам не биороботами, а уникальными личностями со своими слабостями, сомнениями, сильными сторонами, талантами, мотивами и т. д.
Заключение

Мы с вами разобрали значение слова “нигилизм” и узнали, кто такой нигилист.

Даже если до сегодняшнего дня у вас не было четкого понимания вопроса, в жизни вы ежедневно сталкиваетесь с примерами данной философии. Атеисты, феминистки, чайлдфри, люди, не признающие существующую систему образования, критикующие власть, неформалы, бросающие вызов обществу своим внешним видом или поведением, хулиганы, преступники – все это проявление нигилизма.

Элементы отрицания также сквозят в поэзии, музыке, фильмах, искусстве. Полагаю, что каждый из нас в чем-то может назвать себя нигилистом. Ведь вполне нормально не соглашаться со всем тем, что тебе предлагают, и иметь собственную позицию. Все зависит от меры.

А вы считаете себя нигилистом?

Что делать? Как реагировать на нигилизм | Континентальная философия: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКонтинентальная философия: очень краткое введениеОчень краткое введениеКонтинентальная философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКонтинентальная философия: очень краткое введениеОчень краткое введениеКонтинентальная философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Кричли, Саймон,

‘Что делать? Как реагировать на нигилизм ‘

,

Континентальная философия: очень короткое введение

, очень короткие представления

(

Оксфорд,

2001;

онлайн EDN,

Oxford Academic

, 24 Sept. 2013

), https://doi.org/10.1093/actrade/9780192853592.003.0005,

, по состоянию на 15 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКонтинентальная философия: очень краткое введениеОчень краткое введениеКонтинентальная философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКонтинентальная философия: очень краткое введениеОчень краткое введениеКонтинентальная философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Реферат

Что делать? Как отвечать на вопросы нигилизма: как свобода может действовать в мире природы, если последний управляется причинностью и механистически определяется законами природы? Признание свободы субъекта идет рука об руку с крушением нравственной определенности в мире. Рассматривается ницшеанский нигилизм и отделяется немецкий нигилизм от русского. Проблема философского модерна состоит в том, как противостоять проблеме нигилизма после того, как мы увидели, что ценности Просвещения не только не могут овладеть повседневной жизнью, но и ведут к ее постепенному растворению.

Ключевые слова: атеизм, континентальная философия, счастье, метафизика, пантеизм, психоанализ, романтизм, добродетель

Предмет

Континентальная философия

Серия

Краткие введения

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Логика нигилизма — Архив журнала философов

Нигилизм часто определяется как идеологический отказ от общепринятых традиций, обычаев, ценностей и идеалов. Другими словами, нигилисты — это те, кто утверждает, что Бога нет, что познание невозможно, что мораль — это иллюзия, а жизнь бессмысленна. Однако нигилизм также можно рассматривать как способ мышления и аргументации, как риторическую стратегию для победы в дебатах и ​​даже для победы на выборах. Учитывая нынешнее состояние мировых дел, необходимо попытаться точно определить, как нигилизм может функционировать не только как отрицание логики, но и как собственная логика.

Нигилизм против логики

Цель логики состоит в том, чтобы иметь возможность судить об аргументах по их структуре, а не по внешнему виду. Поскольку мы можем легко поколебаться риторикой, которая кажется нам приятной, может быть трудно определить, согласны ли мы с аргументом, потому что он является истинным, или потому что мы хотим, чтобы он был верным. Поэтому логика стремится помочь устранить эту трудность, предоставляя нам объективную методологию для рациональной оценки аргументов. Сосредоточившись на вопросе о том, как делаются выводы, мы можем освободиться от предубеждений, связанных с вопросом о том, нравятся ли нам сделанные выводы.

Однако нигилизм возникает тогда, когда мы начинаем сомневаться в том, сможем ли мы когда-нибудь освободиться от предубеждений, возможна ли объективность и настолько ли рациональность чиста, как уверяют нас такие философы, как Кант. Если логика была изобретена, потому что людям нельзя было доверять, чтобы они самостоятельно судили об истинности аргументов, то, как утверждает нигилист, почему мы должны доверять людям, чтобы они могли судить об истинности логики? Логика работает, сводя аргументы к их основной структуре, чтобы судить об аргументах, таких как математические задачи. Но если математические задачи часто кажутся оторванными от реальности, то не является ли логика таким же способом сосредоточиться на абстракциях, чтобы избежать беспорядка реального мира?

Эти опасения по поводу логики были классно драматизированы в сериале «Звездный путь » через Спока и его товарищей-вулканцев. Вулканцы должны были быть инопланетным видом, настолько преданным логике, что превратили ее в религию, религию, требующую ритуальных жертвоприношений не девственниц, а эмоций. Выяснилось даже, что вулканцы стали поклоняться логике именно из-за ее способности освобождать их от эмоций, и поэтому логика принесла мир в когда-то раздираемый войной мир. Тем не менее, заменяя войну логикой, мы должны ясно видеть, что вулканцы также заменили жизнь логикой. Превращение логики из средства для достижения цели в самоцель влечет за собой то, что миролюбие вулканцев основано не на разрешении раздора, а на безразличии к нему. Поскольку быть эмоциональным — будь то в форме ненависти или любви — значит быть нелогичным, вулканцы заменили антагонизм апатией.

Точно так же в Воля к власти Ницше утверждает, что логику можно рассматривать как нормативную, основанную не на том, что действительность есть , а на том, какой реальностью должно быть . Аристотель утверждал, что в основе логики лежит принцип непротиворечия, или идея о том, что нечто не может быть одновременно истинным и ложным. Этот принцип является аксиомой, поскольку он не может быть доказан, а только утверждается, так как это то, что должно предполагаться всеми логическими утверждениями. Однако Ницше утверждает, что сам принцип предполагает, что реальность должна соответствовать этому принципу, и что это «должен» поэтому действует как императив, требуя, чтобы реальность была логичной, а не хаотичной.

Если логику можно подорвать таким радикальным скептицизмом, сомневаясь в том, чего она может достичь, или в том, каковы ее основы, то это может создать пространство для нигилистического отрицания логики. Однако, отвергая логику, важно понимать, что нигилист не перестает пользоваться логикой, точнее, не перестает пользоваться словом «логика». И то, что Платон называл софистикой, и то, что Фрейд называл рационализацией, могут стать для нигилиста тем, что называют логикой. Для нигилиста логическая забота об определении обоснованности аргументов заменяется простым определением того, что если аргумент звучит хорошо, то он должен быть оправдан. 0181 логический .

Нигилист не отвергает логику, например, оспаривая истинность принципа непротиворечия, а просто не заботясь о принципах логики. Логика — это область изучения, существовавшая веками, но для нигилиста она имеет смысл только в той мере, в какой может быть полезной, а для нигилиста она полезна только потому, что ее словарь звучит убедительно для других. Лишая логику всякого смысла, нигилист сводит логику к набору выдолбленных слов — «Недействителен!» «Ошибочно!» «Субъективно!» — это можно использовать в спорах, чтобы попытаться запугать других, чтобы они прекратили спорить, или разочаровать людей, чтобы они перестали спорить. В любом случае, нигилист побеждает, а это то, что нигилисту небезразлично.

Нигилизм как логика

Но важно понимать, что для нигилиста победа не означает победу в споре. Многие люди сводят логику к простому инструменту для победы в спорах. Просто подумайте о ком-нибудь из дебатной команды. Но для нигилиста победа в споре ничем не отличается от поражения в споре. Ибо, отвергая логику как бессмысленную, нигилист также отвергает как бессмысленную аргументацию. Именно по этой причине нигилист хочет победить, не прекращая спор, а прекращая сам спор.0182 , превратив споры из практики в нежелательное и бессмысленное занятие.

Может показаться противоречием утверждение, что нигилист будет заботиться о прекращении споров как практики, или что нигилист будет заботиться о чем бы то ни было. В конце концов, нигилизм обычно ассоциируется с вопросом «Кого это волнует?» образ жизни. Но нигилизм — это не апатия. Нигилизм — это когда не заботятся о в том смысле, что не хотят заботиться о реальности . Поскольку спор требует, чтобы мы (1) были заинтересованы в реальности, чтобы судить об истинности аргументов, и (2) были открыты для критики, нигилист стремится уклониться от спора как часть более крупного нигилистического стремления уклониться от реальности, чтобы уклоняться от всего, что может вызвать нигилистическую боль. И чтобы избежать спора, нигилист должен сделать спор таким же нежелательным для других, как и для нигилиста.

Нигилистическое разрушение логики достигается путем атаки на традиционную логику новой логикой, логикой нигилизма. Чтобы понять логику нигилизма, давайте рассмотрим следующий аргумент — аргумент, который, вероятно, довольно часто можно встретить в настоящее время в Твиттере или Фейсбуке — в качестве примера:

Всех опасных людей следует держать подальше от нашей страны.

Иммигранты опасные люди.

Поэтому иммигрантов следует держать подальше от нашей страны.

Этот аргумент кажется логичным, поскольку его заключение следует из его посылок (1 + 2 = 3). По этой причине заманчиво обсудить логику этого аргумента, сосредоточив внимание на вопросе о том, истинны ли посылки на самом деле. Обычно это делается путем предоставления контрпримеров и контрдоказательств, например, путем перечисления имен известных иммигрантов, которые не были опасными людьми. Или давая статистику об уровне преступности иммигрантов по сравнению с остальным населением.

Так что плохого в том, чтобы участвовать в такого рода логических дебатах? Во-первых, существует опасность, связанная с принятием фрейминга этого аргумента. Сосредоточив внимание на посылке (2), посылка (1) игнорируется. Это создает впечатление, что посылка (1) по крайней мере молчаливо принимается как истинная. Такое впечатление может помочь сделать логику этого аргумента разумной для других и, таким образом, помочь получить поддержку для продолжения продвижения такого рода аргументов.

Во-вторых, существует опасность, связанная с принятием языка этого аргумента. При обсуждении посылки (2) в отношении вопроса о том, является ли она фактической, идея обращения с «иммигрантами» как приемлемого способа объединения нескольких групп людей в одну абстрактную категорию получает дополнительное доверие. Точно так же включение известных иммигрантов в список может сделать их, с одной стороны, исключениями, а с другой стороны, иммигрантами, имеющими значение только в том случае, если они известны, а не потому, что они люди. Кроме того, использование статистики преступности в качестве контрдоказательства может помочь еще больше укрепить в сознании людей ассоциацию иммиграции с преступностью.

В-третьих, существует опасность, связанная с признанием того, что человек, выдвинувший этот аргумент, на самом деле заинтересован в добросовестном обсуждении. Обсуждая человека, выдвинувшего этот аргумент, другие видят в этом человеке человека, достойного обсуждения и, следовательно, внимания. И вполне вероятно, что внимание было тем, чего действительно добивались, выдвигая этот аргумент в первую очередь. Следовательно, действительно важно не то, сможет ли человек, выдвинувший этот аргумент, выиграть дебаты по поводу этого аргумента, а его способность обманом заставить людей тратить их время и внимание на недобросовестные аргументы.

Растет осознание этих и других опасностей, связанных с попытками участвовать в логических дебатах в постоянно ухудшающейся атмосфере недобросовестных споров. Из-за этого люди все чаще предупреждают других, чтобы они не вмешивались, не спорили, не «кормили троллей». И в этом истинная опасность и истинная логика нигилизма. Ибо логика нигилизма заключается не в создании недобросовестных аргументов, а скорее в эксплуатации недобросовестных аргументов.

Благодаря развитию социальных сетей и распространению паранойи по поводу троллей, ботоферм, пропагандистских кампаний становится все труднее понять, когда спорить, о чем спорить и с кем спорить. Поскольку любой, кто предлагает аргумент, может искать последователей, а не факты, или пытаться запутать, а не прояснить, стало невозможно понять разницу между добросовестными и недобросовестными аргументами. Таким образом, токсичными стали считаться не только социальные сети, но и сами дебаты.

Следовательно, безопасным считается не предлагать контрдоказательства, не проверять истинность утверждений, не участвовать в дебатах. Даже проверка фактов стала рассматриваться как нечто, что можно использовать в качестве оружия. Если кто-то делает, казалось бы, возмутительное заявление, кажется, что безопаснее просто проигнорировать его и двигаться дальше или сделать снимок экрана и пошутить над ним для своих друзей и подписчиков. Другими словами, то, что считается безопасным, — это избегать соблазна спорить. Поскольку именно знание логики часто является источником этого искушения — только подумайте, как соблазнительно сказать кому-то, что он неправильно использует «задает вопрос», — знание логики становится все более нежелательным. И вот как логика нигилизма, логика уклонения, а не практики спора, может заменить традиционную логику.

Как нигилизм завоевал мир

Симона де Бовуар предупреждала в своей книге Этика двусмысленности , что нигилизм может распространяться как болезнь. Эта метафора может создать впечатление, что нигилизм — это что-то болезненное и изнуряющее. Однако верно как раз обратное, и именно поэтому так легко распространяется нигилизм. Ибо надо ценить, насколько безболезнен, утешителен нигилизм.

Не спорить — это, конечно, гораздо более расслабляющий способ провести время, чем спорить, точно так же, как избегание реальности — гораздо менее напряженный способ жизни, чем противостояние реальности. Этот простой факт может помочь объяснить, почему идея о том, что спор может быть не только контрпродуктивным, но и даже опасным, может быть достаточной, чтобы убедить людей отвергнуть логику и принять нигилизм. Таким образом, нигилизм становится меньше похожим на пораженчество и больше на здравый смысл. Или, другими словами, нигилистический пораженческий дух все больше принимается как здравый смысл. Только подумайте, как часто в наши дни люди высказывают, казалось бы, безобидные советы вроде «Не трудитесь спорить, это бессмысленно!» или «Не волнуйся так сильно, это вредно для здоровья!»

Опасность здесь, как указывала Ханна Арендт, заключается в том, что демократия выживает только до тех пор, пока люди спорят друг с другом, и увядает, когда люди начинают предпочитать личные интересы политическим обязанностям. Вот почему Арендт была так обеспокоена подъемом бюрократии, поскольку это свидетельствует о том, что «политика» стала рассматриваться как нечто, чего следует избегать, как нечто, о чем должны беспокоиться избранные представители, чтобы остальное население могло вместо этого сосредоточиться на попытках вести счастливую, здоровую жизнь.

По этой причине Арендт предостерегала от того, что она называла «психологией пустыни»: попытки избежать страдания, а не противостоять ему, рассматривая страдание только с точки зрения личности как нечто, что можно излечить психологически, а не рассматривая его как структурное и как нечто, с чем можно справиться только политически. Арендт описала эту психологизирующую позицию как создание «пустыни» из-за того, что вызываемый ею индивидуализм отдаляет людей друг от друга, заменяя общественную жизнь демократии личной безжизненностью пустыни.

Таким образом, нигилизм может не только заменить традиционную логику собственной логикой, но также может заменить традиционную политику собственной политикой. Нигилизм предлагает нам не демократию гражданской активности и публичных дебатов, а демократию бюрократической активности и экспертных дебатов. Точно так же, как логика нигилизма помогает убедить нас в том, что спорить плохо для нас, на риск не стоит идти, она также помогает убедить нас в том, что спор следует оставить другим, тем, кто может пойти на такой риск, потому что они лучше знают.

Таким образом, логика нигилизма создает редуктивную бинарность, через которую можно рассматривать демократию: либо политический аргумент достоин обсуждения, и поэтому его следует оставить для обсуждения экспертам, либо политический аргумент не заслуживает обсуждения и, следовательно, можно игнорировать. Независимо от того, что происходит с тем или иным конкретным аргументом, эта дефлированная демократия может позволить гражданам оставаться беззаботными и чувствовать себя в безопасности, не вмешиваясь в нее, а это как раз то, к чему стремится нигилизм. Единственное, чем граждане в такой демократии должны заниматься в политическом плане, — это голосовать за экспертов, которые будут вести дебаты, чтобы нам не пришлось это делать. Проблема, конечно, в том, что вопрос о том, за кого голосовать, также является политическим аргументом, и поэтому логика нигилизма требует, чтобы и этот аргумент был либо предоставлен экспертам (т.е. экспертам и опросам), либо просто проигнорирован (т.е. и не обращая внимания).

Поэтому неудивительно, что такая пустая демократия приведет, с одной стороны, к возникновению фашизма, а с другой стороны, к возникновению ИИ. В мире, где политика считается слишком сложной и слишком опасной для участия в ней обычного гражданина, внезапное появление кого-то (или чего-то), способного сделать политику намного проще и безопаснее, очень привлекательно. Фашизм значительно упрощает политику, превращая мир в бинарную оппозицию националистических героев и глобалистских предателей и предлагая сделать выборы устаревшими, превратив демократию в диктатуру. ИИ делает политику намного безопаснее, превращая мир в бинарную оппозицию объективных машин и предвзятых людей и предлагая сделать выборы устаревшими, превратив демократию в технократию.

Опасность диктатур прошлого сделала будущее с технократией еще более привлекательным. Но если это тот же самый нигилистический импульс, который приводит нас к желанию быть управляемыми либо фашистами, либо алгоритмами, тогда между этими альтернативами может не быть такой большой разницы, как мы могли бы подумать. Будь то тиран или технология, которая спасает нас, с точки зрения нигилизма важно только то, что мы спасены. Следовательно, вопрос, который мы должны задать, заключается не в том, кто может нас спасти или что может нас спасти, а скорее в том, от чего, по нашему мнению, нам нужно спасаться? Потому что ответ, кажется, заключается в том, что нам нужно спастись от самих себя, спастись от наших нигилистических импульсов.

Заключение

Из-за своего противодействия тому, что он назвал «стадным менталитетом», Ницше считал, что путь преодоления нигилизма заключается в том, чтобы стать самостоятельным, а не зависеть от того, что другие говорят нам, что делать и что думать. Хотя Арендт приписывала Ницше открытие нигилизма, она критиковала его диагноз этого, поскольку она утверждала, что его искомый индивидуализм никогда не мог бороться с нигилизмом, а только способствовал ему. Вместо этого Арендт и де Бовуар утверждали, что мы должны думать о нигилизме как о политическом, а не как о личном, и что, следовательно, ответ на нигилизм следует искать в общественной сфере, а не в частной сфере. Если мы хотим помешать нигилизму захватить мир, мы должны работать вместе, чтобы найти способы оживить политический образ жизни.

Но для достижения этой цели нужно сначала найти способ оживить публичные дебаты и практику споров. Согласно Арендт, политика существует только тогда, когда мы спорим друг с другом как способ объединить наш ограниченный опыт в общее понимание мира. Другими словами, мы можем извлечь урок из нигилизма и понять, что победа и поражение в спорах не имеют большого значения. Скорее, для нас должно иметь значение то, что мы рассматриваем спор не как воинственный, а как конструктивный. Арендт предупреждала, что нигилизм есть постоянная опасность, присущая мышлению, которое, в отличие от сократовского диалога, направлено не на поиск истины, а на поиск цели мышления. Итак, как бы шокирующе это ни звучало из уст профессора философии, мы можем спасти мир от нигилизма, если сохраним желание думать и спорить об этом вместе.

Нолен Герц — доцент прикладной философии Университета Твенте, автор книг «Нигилизм и технология» (Rowman-Littlefield International, 2018) и «Нигилизм» (MIT Press, 2019).

Джеффри Мецгер, редактор журнала «Ницше, нигилизм и философия будущего» — Hunter College

Лондон: Bloomsbury Academic, 2009. xi + 207 стр. ISBN 978-1-84-706556-8. 58,50 фунтов стерлингов (ткань).

Отзыв Джеффри Черча

В своем предисловии Джеффри Мецгер утверждает, что «в какой-то момент за последние 20 или 30 лет… имя Ницше [стало] больше не ассоциироваться в первую очередь с нигилизмом» (1). Мецгер указывает на растущий интерес современных ученых к эпистемологии, натурализму и метаэтике Ницше. Достойная цель этого тома состоит в том, чтобы попросить нас еще раз исследовать лежащую в основе философскую проблему, ответом на которую являются эти взгляды, а именно нигилизм. Эта книга напоминает нам о том, что философская мотивация Ницше все еще нуждается в прояснении и что мы можем полностью понять конкретные взгляды Ницше, только уловив фундаментальные философские цели Ницше.

Как и многие отредактированные тома о Ницше, эссе различаются по качеству и эклектичны по подходу. Хотя в этом томе основное внимание уделяется теме нигилизма у Ницше, авторы по-разному определяют нигилизм. Соответственно, читатель не получит пользы от продолжительного и систематического рассмотрения темы, как в недавней книге Бернарда Регинстера «Утверждение жизни » (2006), в которой также была предпринята попытка восстановить понятие нигилизма у Ницше. Тем не менее разнообразие подходов в томе Мецгера позволяет обозреть множество значений нигилизма, присутствующих в текстах Ницше.

Что такое нигилизм? Наиболее известное определение нигилизма Ницше дает в собрании заметок «Воля к власти» , как когда «высшие ценности обесценивают себя», когда «идея бесполезности, бессмысленности» сталкивается и мучает человека. ( WP 11). Авторы книги Ницше, нигилизм и философия будущего сосредотачиваются на этих и других утверждениях Воли к власти (см. Розен, Корнгольд, Портер, Анселл-Пирсон), а также на обсуждении Ницше нигилизма в .0013 Генеалогия морали (см. Conway, Metzger). Однако, несмотря на то, что они сосредоточили внимание на похожем текстовом материале, эти авторы развивают заметно разные подходы.

В этом томе представлены три интерпретации нигилизма. Во-первых, нигилизм — это описание состояния конкретной культуры, а именно культуры, система ценностей которой рухнула или саморазрушилась. Высшая ценность в культуре — ее видение хорошей жизни — оказывается бесполезным или иллюзорным, так что мир в целом кажется бессмысленным и жестоким изнутри этой культуры. Аскетический идеал, например, избегает мирских удовольствий в пользу грядущей истины, но кульминацией аскетического идеала является знание того, что грядущей истины нет, и, следовательно, мир в основе своей пуст и бессмысленен. Внимательное и проницательное прочтение Дэниелом Конвеем эссе III в Генеалогия морали предлагает прекрасное изложение этой версии нигилизма Ницше. В таком понимании нигилизма бессмысленность есть черта самой культуры, а значит, преодоление нигилизма возможно через трансформацию или «переоценку» культуры. Эта трансформация должна создать культуру, которая утверждает, а не отрицает жизнь. Вклад статьи Конвея состоит в том, чтобы выявить воспитательную и риторическую стратегию Ницше для осуществления этой трансформации. Конвей различает «косвенную коммуникацию», которую Ницше использует, чтобы вывести свободных умов из культуры, в которой доминирует аскетический идеал, и увещевать их «обратить разрушительную силу аскетического идеала против самой себя» (83–4).

Вторая интерпретация нигилизма — это философская точка зрения, согласно которой рациональное мышление никогда не может найти оправдания в иррациональности, хаосе и текучести бытия. Соответственно, все нормативные притязания на авторитет — это вопрос не поиска и утверждения истины, поскольку истины нет, а вопрос властных отношений между агентами. Хотя Стэнли Корнгольд и Джефф Уэйт используют это понимание нигилизма, статья Стэнли Розена дает его наиболее ясное выражение. Согласно Розену, философия Ницше является «кульминацией современной эпистемологии», которая отвергает «как естественную, так и трансцендентальную метафизику» и, следовательно, возлагает все притязания на истину на природу и структуру человеческой воли (9).). Розен утверждает, что эта эпистемология саморазрушается у Ницше, для которого воля — это воля к власти. Однако сила или сила — это антитеза истине, и, таким образом, сам Ницше является нигилистом, а не находит и преодолевает нигилизм в других.

Проблема с этой интерпретацией, однако, заключается в том, что она приписывает Ницше прозвище — нигилист — которое он сам не принимал, а стремился превзойти. Однако Розен занимается философской критикой Ницше, а не просто научной задачей точной интерпретации Ницше. Однако и в этом отношении Розен упрощает аргументацию Ницше. Розен утверждает, что для Ницше «функция философии [состоит] в том, чтобы артикулировать структуру искусства», однако для того, чтобы провести различие между благородным и низменным, нам нужен стандарт, который «сам по себе не может быть просто произведением искусства». 19). Для Розена Ницше не может дать такого стандарта. Однако тот факт, что люди являются творческими или творческими животными, является открытием, а не изобретением Ницше, и, следовательно, может служить стандартом, который ищет Розен. Длинная линия исследований Ницше, начиная с книги Александра Нехамаса «Жизнь как литература », разработала именно эстетический стандарт хорошей жизни, а Розен не рассматривает эту аргументацию.

Третья форма нигилизма в томе проявляется в собственном вкладе Мецгера, в котором он спрашивает, «насколько глубоки корни нигилизма»: являются ли они чертами западной культуры или «общества как такового» (125)? Мецгер развивает концепцию нигилизма, которая сочетает в себе две формы, обсуждавшиеся выше, а именно, что нигилизм является как чертой человеческой культуры, так и философским взглядом на иррациональность существования как такового. Он предлагает проникающее чтение Генеалогия морали , эссе II, уделяя особое внимание насилию, сопровождающему все политические основания, чтобы осветить эту версию нигилизма. Кроме того, мы можем видеть этот тип нигилизма в действии в начале Ницше « Рождение трагедии », в котором он вводит идею о том, что если бы люди постигли всю истину существования, не приукрашенного искусством, мы бы судили вместе с Силеном, что жизнь есть не стоит жить.

Полезно обрисовать в общих чертах эти различные значения нигилизма, потому что каждое из них приводит к совершенно разным решениям. Например, разное понимание отношения Ницше к политике в томе можно объяснить разным пониманием нигилизма Ницше. Некоторые из авторов — Анселл-Пирсон, Гиллеспи и Корнгольд — считают, что Ницше защищал «бесстыдно элитарный «радикальный аристократизм»» против «идеалов Просвещения свободы, равенства и братства» (121). Если придерживаться первого типа нигилизма, что западная современность достигает кульминации в нигилизме и этот нигилизм можно преодолеть, то можно прийти к тому, чтобы подчеркнуть аристократические политические и военные элементы у Ницше. Будущие хозяева Европы обещают новую культуру, способную породить здоровое утверждение жизни. Анселл-Пирсон защищает эту точку зрения, проводя яркое противопоставление мыслителю, современнику Ницше, которого Ницше читал и восхищался его «имморализмом», — Жану-Мари Гюйо. Однако Гюйо только поднялся до уровня «свободомыслящего» в сознании Ницше, но еще не до «свободного духа». Это эссе вносит важный вклад в наше понимание Ницше в его историческом контексте.

Майкл Гиллеспи также понимает нигилизм как болезнь либеральной демократии, которую можно вылечить путем воспитания «военной аристократии» (20). Вдумчивое эссе Гиллеспи сопоставляет взгляды Ницше с взглядами Платона как общие ответы на основную политическую проблему, необходимость насилия для создания и поддержания политического сообщества. Такое насилие лучше всего осуществляется классом обученных воинов, однако сам этот класс представляет опасность для политического сообщества своей грубой силой и могуществом. Гиллеспи приводит убедительные доводы в пользу того, что Платона и Ницше отличает то, что первый разработал систематический механизм для «смягчения класса воинов», в то время как Ницше не может описать, как появятся воины и как можно уменьшить их силу (25).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *