Нигилизм и его последствия: «Нигилизм и его последствия».

Нигилизм в романе Отцы и дети Тургенева

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. Нигилизм в романе Отцы и дети

Произведение «Отцы и дети» знакомо многим (краткое содержание произведения). Его автор, Тургенев Иван Сергеевич, на страницах смог описать конфликт двух поколений и показать читателю мнение и идеи как «отцов», так и «детей». Они разнились, а две стороны не смогли прийти к компромиссу. Но помимо этого, в романе одной из главных тем была тема нигилизма. Нигилистом был главный герой, друг Кирсанова, Базаров. Что же такое нигилизм и как он относится к роману Тургенева?

Для каждого человека, соответственно и для каждого героя романа слово «нигилизм» означает что-то своё. Друг Евгений Аркадий считал, что нигилистом является тот человек, который всё отрицает. Павел Петрович с высоты своих лет немного по-иному воспринимал нигилизм, он считал, что это понятие означает отказ от каких бы то ни было авторитетов и принципиальных устоев. Сам же нигилист не считал, нигилизм чем-то собственно полученным, он говорил, что стал нигилистом после того, как увлёкся наукой, и такая судьба ждёт почти всех учёных.

У героя это являлось профессиональной деформацией. Он всё время был чем-то занят, никогда не сидел сложа руки, а любую теорию проверял на практике. Базаров отрицал не только искусство, он отрицал и чувства, а особенно любовь. До того, как встретил Одинцову, Евгений считал свои мысли единственно правильными, но благодаря ней он перестал быть нигилистом. Любовь, то, что он так не любил и что так отрицал, убила в нём этого практичного человека.

Кроме настоящего нигилиста, на страницах произведения можно встретить и ненастоящих. Таким, к примеру, является Ситников. Он пытается подражать Евгению, хочет занять хорошее положение в обществе и стать свободным, но этот его псевдонигилизм чувствуется за версту, поэтому его так не любит Базаров. Ещё «нигилистом» является Кукшина. Эта женщина отчаялась, потому что её бросил муж. Ей ничего не остаётся, кроме как быть «нигилисткой». Базаров понимает, что Кукшина не знает всего, что должен знать нигилист, что она глупа и не образованна, поэтому тоже не принимает её.

Это жалкие пародии, поэтому они выглядят так комично.

Итак, нигилизм в данном произведении основывается на отрицании авторитетов и критическом подходе абсолютно ко всему. Хорошей бы эта концепция была, если бы Евгений Базаров предложил что-то взамен, но он сам признаётся, что ничего не смог придумать, из чего можно сделать вывод, что это не самая полезная философия.

Вариант 2

В своем произведении Тургенев знакомит нас  с таким понятием, как нигилизм и четко обрисовывает представителей данного учения. Для начала попытаемся понять, кто такой нигилист и в чем состоит его мировоззрение. Нигилист – человек, чей устав состоит в полном отрицании всех моральных ценностей и правил, которые он подвергает критике.

В романе, роль главного нигилиста отведена Евгению Базарову.  Тургенев описывает его , как человека с гордым характером, смотрящего на всех свысока и уверенного полностью в своих суждениях в отношении многих жизненных аспектов. Но под чрезмерным максимализмом и самоуверенностью, которые Евгений выставляет напоказ, скрывается тонкая и ранимая душа, способная на сострадание и любовь. Эти чувства Базаров стесняется демонстрировать напоказ, так как они полностью противоречат убеждениям и принципам основ нигилизма. Его взгляды и стереотипы, как нигилиста начинают рушиться, в тот момент, когда он встречает Анну Одинцову. При каждой встрече с Анной, Евгением овладевают нежные чувства к ней. Любовь, которую он отрицал ранее, создает некий конфликт внутри Евгения. Он влюблен, но боится признаться в этом и в первую очередь себе самому, так как понимает, что это полностью противоречит основам нигилизма, которые он так явно проповедовал, отрицая и презирая любовь. Все эти мысли обрушиваются на Базарова и приводят его к выводу, что нигилизм является не состоятельным учением с очень хрупкой основой. В результате всех этих событий и разочарований Евгений трагически погибает.

Еще одни персонаж романа, который также является приверженцем нигилизма — Аркадий Кирсанов. Аркадий  в целом понимает суть утверждений и ценностей, которые являет собой нигилизм, но его с трудом можно отнести к рядам ярых сторонников этого учения. Он лишь копирует модель поведения Базарова, но в целом сомнения в качестве правильности этих поступков в нем присутствует.

Самыми что ни на есть лженигилистами, можно назвать Ситникова и Кукшину. Они абсолютно далеки от тех идеалов, что несет в себе нигилизм, имея лишь поверхностное понимание о нем. Ситниковым движет желание выделиться из толпы и стать приверженцем чего-то нового. Кукшина же в меру своей не совсем привлекательной внешности, пытается спрятать под нигилизмом все свои комплексы.

Нигилизм – актуален и в наше время, его более можно сравнить с юношеским максимализмом, когда молодые люди в подростковом возрасте бросаются от крайности в крайность, отрицая все то, что им навязывает старшее поколение. Но методом проб и ошибок, по истечению времени приходят всегда к одному выводу, что старые ценности несут большую пользу обществу.

Другие сочинения:

← Смысл произведения Отцы и дети↑ ТургеневТургеневская девушка в Асе →

Нигилизм в романе Отцы и дети

Несколько интересных сочинений

Нигилист Базаров в романе “Отцы и дети”

Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.

Принципы Базарова

Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С. Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего. Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Столкновение теории и реальности

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности.

Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нигилист Базаров», рассмотрит нигилистическую теорию главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенную на отрицании общепринятых норм и вступившую в противоречия с настоящей жизнью.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Нигилистические последствия гуманизма — Griffith Review

Провокацией стали нигилистические последствия гуманизма, движения, зародившегося в эпоху Возрождения с целью основать человекоцентричный взгляд на существование, чтобы заменить предшествовавший ему религиозный. Ему не удалось найти собственный ответ на великие метафизические вопросы, которые стоят перед всеми людьми: откуда я взялся, что мне делать со своей жизнью и что происходит со мной после смерти? Философ Ницше сказал, что со «смертью Бога» истина о существовании стала заключаться в том, что жизнь либо абсурдна, либо ужасна. Он высмеивал современного человека как «последнего человека», чей единственный интерес в жизни — его пищеварение, то есть комфорт.

Мрачный взгляд Ницше с тех пор проецируется в бесчисленных произведениях литературы, искусства и музыки, изображающих человеческое состояние как бессмысленное и депрессивное — «бесплодный мыс» Гамлета. Также возникла тема, что если смерть не имеет смысла — просто биологическое событие, заканчивающееся гниением и вонью, — то не имеет смысла и жизнь.

Нигилизм – вера в то, что ничего нет – неизбежный конец гуманистического культурного эксперимента. Излишне говорить, что люди не могут жить с окончательным выводом, что это все, что есть. Таким образом, гуманистическая современность породила ряд реакций против самой себя. Фундаментализм один.

От веры во что-либо происходит скачок к противоположному — фанатичной привязанности к корпусу доктрин, который считается абсолютным и универсальным, к слову самого Бога, изреченному непосредственно через того или иного избранного им пророка. Фрейд включил бы эту реакцию в свою психологическую категорию «отрицания», где страх перед тем, что я ни во что не верю, проявляется как его противоположность, догматическая уверенность в том, что я знаю единую Истину. И дело обстоит так, что люди, глубоко знающие то, что они знают, обычно расслаблены в себе, не чувствуя необходимости отстаивать свою веру. Потребность убеждать других скрывает потребность убеждать себя. Именно неуверенность в вере запускает нетерпимую догму в качестве защиты. Фундаментализм — это симптом хрупкой веры.

Обобщая, все церкви, которые принимают символы веры и доктрины в соответствии с их внутренней тенденцией, защищают себя от собственного недоверия к своим основаниям. Фундаментализм — это просто преувеличенная общая церковная ориентация. И, заключает аргумент, чем агрессивнее утверждение веры, тем более ненадежным является основание.

Социологическая карикатура на аномальную жизнь в современном городе правдоподобна. Одинокий, анонимный человек, затерянный в массовом мегаполисе, с работой, приносящей мало удовлетворения, близостью, которая имеет тенденцию быть половинчатой ​​и мимолетной, обнаруживает, что его или ее эндемическая тревога анестезирована рогом изобилия потребления. Беспокойный ум можно отвлечь в роскошных квартирах, обставленных мебелью из Икеи и постоянно новых гаджетах; в оргиастическом спорте, ночных клубах и постоянных банкетах с едой, напитками и наркотиками; в изобилии интеллектуальных причуд, поставляемых в супермаркете New Age. В этом контексте самым заманчивым из противоядий является уверенность. В частности, то, что манит, так это уверенность, обеспечиваемая принадлежностью к сильному сообществу с фиксированными границами, и уверенность догматической, неоспоримой веры.

Основные христианские церкви с их либеральными взглядами, их терпимостью ко всем и ко всему кажутся бледными и неэффективными ответвлениями нигилистического гуманизма. Поэтому неудивительно, что растут именно пятидесятнические церкви, сочетающие в себе жизненно важную современную музыку и фундаменталистские взгляды на Священное Писание и мораль. Точно так же либеральный и светский иудаизм породил фундаменталистскую реакцию.

Фундаменталистский ислам приносит с собой дополнительный мощный ингредиент — зависть к власти. Как написал в своей книге 2002 года выдающийся исламовед Бернард Льюис  Что пошло не так?  (Oxford University Press), мусульманский мир провел 500 лет в экономической и социальной стагнации, наблюдая, как Запад безжалостно увеличивает свое богатство и мировую мощь. Наполеон завоевал Египет; Османская империя рухнула; крошечный Израиль побеждает гораздо более крупные арабские державы; и западные вкусы и ценности пронизывают Ближний Восток.

Усама бен Ладен сочетает в себе фундаменталистскую веру с манией разрушения. Его мотивация проявляется в отсутствии у него какой-либо склонности к восстановлению мусульманских обществ. Его внимание сосредоточено на том, чтобы нанести ущерб Западу. Его целями 11 сентября были не религиозные объекты, а центры американской власти. У него есть западные аналоги. В литературе харизматический лидер Джозефа Конрада Сердце Тьмы и его переработка в недавнем фильме Бойцовский клуб , оба находят свое последнее удовольствие в оргии разрушения. То же самое было верно для Гитлера и Сталина, обоих продуктов нигилистической западной современности, которые приняли два светских фундаментализма — фашизм и коммунизм.

Льюис утверждает, что фатальным недостатком ислама была его ксенофобия, его отказ открыться благам гуманизма. Он закрыл свой разум для современной науки и всего духа исследования, который двигал западный прогресс. Точно так же он закрылся от единственного культурного достижения гуманизма, его положительного, просвещенческой веры в универсальные права человека и практического осуществления этой веры в либерально-демократических политических порядках.

Фундаментализмы вообще нелиберальны. В бегстве от гуманистического нигилизма они отвергают и гуманистическую толерантность.

Запад продолжает генерировать целый ряд светских фундаментализмов, лишенных ужасных последствий тоталитаризма 20-го века. Есть фанатичные зеленые, которые считают, что повредить одно дерево — значит отравить Эдемский сад. Возникает злобный новый антиамериканизм. Существует самодовольная ненависть к тому или иному политическому лидеру, воображаемая, что он или она вызовет социальную коррупцию, даже конец света, если он или она останется у власти.

Фундаментализм сегодня — одна из патологий гуманизма. Это творение Запада, и оно будет продолжаться до тех пор, пока мы не сможем заново открыть в нашей собственной культуре убедительные ответы на центральные метафизические вопросы. Без таких ответов мы, люди, не можем жить. ♦

 

Негативное влияние нигилизма на общество

Хаза Мохаммед, доктор философии. Филология романских языков.
Adele Cain M.A.

Цель этой статьи — обсудить опасность нигилизма и дать историко-философский анализ нигилистической идеологии, а также подтвердить важность философии в противостоянии идеологии, которая угрожает самой структуре нашего общества. . Действительно, философия есть высший уровень и тип мировоззрения: это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана раскрыть рациональный смысл и всеобщие законы существования и развития мира и человечества.

Философия и наука
В отличие от других наук, «философия хочет познать неизменное, вечное, существующее в себе; его цель — истина. Философия есть учение об абсолютной истине, и поэтому она претендует на роль абсолютной науки. В противоположность эмпирическим наукам философия есть наука о действительности, о сущностной необходимости в себе и для себя. Философия не существует для других наук, но они существуют для нее. Что касается социальной функции философии, то Гегель прямо говорит о необходимости слияния философии и государства. Он обосновывает «необходимость совпадения государственной власти, религии и принципов философии воедино, чтобы происходило примирение всей действительности вообще с духом, а государства — с религиозным сознанием и философским знанием». Если в обобщенном виде выразить то, как философия была представлена ​​в самосознании философов, то такое представление сводится к следующему: это наука о бытии, о первопричинах бытия, наука о науках, абсолютная наука, хранительница истины в последней инстанции, обладательница принципов, на основе которых может быть построена разумная жизнь.

Определение нигилизма
Суть нигилизма заключается в полном отрицании всего общепринятого, всех традиционных норм и ценностей, в том числе религии, государства, брака и семьи. В единичных проявлениях нигилизм существовал еще в древности у киников. Как массовое явление она начала проявляться в конце 18 — начале 19 вв. До этого весь образ жизни средневекового европейского общества традиционно строился на основе религиозных представлений. Однако эпоха Просвещения и, в частности, последовавшая за ней французская буржуазная революция сделали европейское общество светским. В результате, как писал Хайдеггер, Бог утратил власть как над существованием, так и над судьбой человечества. Но как только Бог перестал играть решающую роль в жизни общества, стали подвергаться сомнению и отвергаться идеалы, основанные на божественном авторитете, то есть те нормы и принципы, которые придавали порядок, цель и смысл жизни европейского человека. . Именно в этом и заключается суть нигилизма.

«Нигилизм» происходит от латинского слова nihil, что означает «ничего». Тот же корень можно найти в глаголе «аннигилировать», что означает свести на нет или полностью уничтожить. Нигилизм утверждает, что ничего нельзя познать или обобщить. Есть несколько определений нигилизма, все немного разные; в одних нигилизм представлен как простое отрицание объектов реальности, в других — как революционное движение против власти и вложение в иллюзию жизни.

Михаил Маслин определял нигилизм как разновидность негативного мышления (в связи с этим он связывает нигилизм с пессимизмом и радикальным скептицизмом), выражающего полное отрицание, основанное на уверенности в абсолютной ложности отрицаемого. Статус социального отрицания (негативизма) придается нигилизму, когда он направлен против общественно значимых ценностей и общественных институтов. Здесь прослеживаются такие черты нигилизма, как бездумное отрицание всего и вся: отрицание ценностей и устоев вплоть до откровенного вандализма.

История термина нигилизм: впервые употребил Фридрих Генрих Якоби (1743-1819)
Термин «нигилизм» впервые употребил Фридрих Генрих Якоби (1743-1819). Якоби использовал этот термин для характеристики рационализма и, в частности, «критической» философии Иммануила Канта до абсурда, согласно которой всякий рационализм (философия как критика) сводится к нигилизму и поэтому его следует избегать и заменять возвращением к какому-либо типу. веры и откровения.

Брет В. Дэвис пишет: «Первое философское развитие идеи нигилизма обычно приписывается Фридриху Якоби, который в известном письме критиковал идеализм Фихте как впадающий в нигилизм. Согласно Якоби, фихтеанская абсолютизация эго («абсолютного я», которое постулирует «не-я») есть раздувание субъективности, отрицающее абсолютную трансцендентность Бога». Родственной, но противоположной концепцией является фидеизм, который считает разум враждебным и уступает вере.
Нигилизм часто связывают с именем немецкого философа Фридриха Ницше, который дал подробный диагноз нигилизма как распространенного явления в западной культуре. Хотя эта концепция часто встречается в творчестве Ницше, он использует этот термин в различных формах, с разными значениями и коннотациями, причем все негативные. Карен Карр описывает данную Ницше характеристику нигилизма «как состояние напряжения, как диспропорцию между тем, что мы хотим иметь значение (или необходимость) и тем, как мир представлен и устроен». Когда мы узнаем, что мир не имеет объективного смысла или той ценности, которую мы хотим или во что давно верим, мы находимся в кризисе. Ницше утверждает, что с падением христианства и подъемом физиологического упадка нигилизм на самом деле является характеристикой современной эпохи, хотя он предполагает, что рост нигилизма еще не завершен и что еще многое предстоит преодолеть. В то время как проблема нигилизма становится особенно ярко выраженной в записных книжках Ницше, она неоднократно упоминается в его опубликованных работах и ​​тесно связана со многими упоминаемыми там проблемами.

Разновидности нигилизма.
Метафизический нигилизм есть теория о том, что объектов нет или что объекты не существуют в принципе и что, следовательно, эмпирическая реальность есть иллюзия; или, чаще, метафизический нигилизм утверждает, что не может быть объектов для всех (т. е. что существует возможный мир, в котором вообще нет объектов). Объект здесь относится к вещи или существу, которое может иметь свойства и связано с другими объектами. Эту позицию по-разному формулировали такие философы, как Парменид, Будда, Адвайта и Иммануил Кант.
Мереологический нигилизм утверждает, что объекты, состоящие из частей, не существуют, а существуют только основные строительные блоки (например, электроны, кварки). (Мереология есть теория отношения части к целому и отношения части к части в целом.) Таким образом, мир, который мы видим и ощущаем как целое, на самом деле наполнен предметами, состоящими из частей: это продукт искаженного человеческого восприятия. Философом, который утверждал нечто близкое к чистому мереологическому нигилизму, был Питер К. Унгер (1942-), который утверждал, что «нет обычных вещей» и «я не существую».
Моральный нигилизм — это метаэтическое представление о том, что этические утверждения обычно ложны. Он утверждает, что не существует объективных моральных фактов или истинных суждений — что нет ничего морально хорошего, плохого, неправильного, правильного и т. д. — потому что не существует моральных истин (например, моральный нигилизм утверждает, что убийство — это не неправильный поступок, а в то же время это тоже неправильно). Философию Никколо Макиавелли иногда преподносят как образец нравственного нигилизма, но это очень сомнительно, так как она во многом умалчивает о нравственных вопросах и, во всяком случае, представляет собой альтернативу этическим теориям своего времени, а не общее неприятие всякой морали.
Правовой нигилизм – негативное отношение к праву. Его основой является слабая вера в то, что закон полезен обществу. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Анатольевич Медведев неоднократно высказывался против правового нигилизма, подчеркивая необходимость повышения силы веры в закон и правосознания людей. Давление международного общественного мнения оказало существенное влияние на борьбу с внутриправовым нигилизмом в России. Многие ученые считают, что правовой нигилизм является деструктивным явлением.
Эпистемологический нигилизм утверждает, что знания абсолютно нет.

Проблема нигилизма
Несмотря на то, что термин «нигилизм» впервые был использован в XVIII веке Фридрихом Генрихом Якоби (1743-1819), тем не менее необходимо проследить его корни еще дальше. Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение как принцип мышления, особенно сомнение в достоверности истины. Умеренный скептицизм ограничивается знанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. Одной из проблем, с которой нигилист сталкивается интеллектуально, является проблема морали. Нельзя сказать, что нигилисты далеки от понимания морали и нравственности. Но у них принято думать, что мораль есть относительная константа. Однако нигилизм нельзя рассматривать как игнорирование моральных правил. Скорее, нигилист будет поддерживать эти правила, только если они выгодны для них самих. И если они имеют дело с традициями какого-либо народа, то понимают, что делать что-либо бесполезно, а потому, скорее всего, будут подчиняться правилам морали. Но они поймут, что мораль — это всего лишь устаревшая условность. Из приведенных выше примеров можно понять, что нигилизм — это особая этическая система, в которой понятия долга и ответственности относительны. Нигилисты не видят смысла прилагать усилия, если нет абсолютного добра и зла. Поэтому нигилисты считаются асоциальными (антисоциальными) личностями. Классический нигилист не заинтересован в самокопании. И все же в глубине души нигилист понимает, что у них тоже есть ценности и что эти ценности являются их собственными интересами. Поэтому нигилиста можно считать абсолютно здоровым человеком с точки зрения психики. Нигилист не склонен к саморазрушению. Нигилист считает людей, захваченных обязанностями по отношению к обществу, странными и наивными.
1.

Ницше как совершенный пример нигилизма.
Ницше, немецкий философ, эссеист и критик, писал об истине, морали, языке, эстетике, теории культуры, истории, нигилизме, власти, сознании и смысле существования. Его работы оказали огромное влияние на западную философию и историю. Ницше говорил о «смерти Бога» и предвидел крах традиционной религии и метафизики. Некоторые толкователи Ницше считают, что он основал нигилизм, отверг философские рассуждения, а также способствовал литературному изучению человеческого состояния, которое не связано с приобретением истины и знания в традиционном смысле этих терминов. Однако другие интерпретаторы Ницше говорили, что он призывал к радикальному, натуралистическому переосмыслению природы человеческого существования, знания и морали. Ницше утверждал, что образцовый человек должен развивать свою идентичность посредством самореализации и делать это, не полагаясь на такие понятия, как Бог или душа. По мнению некоторых ученых, Ницше выдвинул космологическую теорию «воли к власти», мира на пути напряжения к человеческой катастрофе. Считая себя главным нигилистом Европы, Ницше призывает людей понять нигилизм, так как считает его распространение неизбежным. Ведь именно эта тенденция выступит решением назревших в обществе проблем, решить которые иным путем будет невозможно. Вопросы, касающиеся согласованности взглядов Ницше — например, могут ли его взгляды быть взяты вместе без противоречия, должны ли читатели дискредитировать какую-либо конкретную точку зрения, если она окажется непоследовательной или несовместимой друг с другом, и тому подобное — продолжают привлекать внимание современных ученых. историки и философы. Ницше признавал, что он мог бы быть учителем других людей, потому что он знает о противоречиях жизни, он считает себя таким противоречием. Советские исследователи придерживались первого мнения, считая Ницше «безнравственным певцом насилия и жестокости», проповедником войны, воспевающим «социальное неравенство и рабство как двигатели культуры». Они утверждают, что эти постулаты его теории привели к рождению самого разрушительного подобного явления во всей истории: нацизма.

Русский нигилизм в XIX веке
Нигилизм — разрушитель межличностных отношений. Человек выпадает из социальных сетей, потому что они основаны на взаимных обязанностях и правах.
Умирающий Евгений Базаров тоже сказал выразительную фразу: «Я хотел отрицать смерть, но она отрицает меня». Он умирает от инфекции, но с его жаждой самоутверждения и желанием вступать в конфликты с окружающими людьми (он застрелился на дуэли с Павлом Петровичем) его жизнь в любом случае оборвалась бы рано.
Достоевский и нигилизм — тема настолько многогранная и таинственная, что к ней трудно подойти с какой-либо стороны; понятие «нигилизм» было для Достоевского чрезвычайно широким.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *