Нигилизм в современном обществе — его виды и последствия. Что такое нигилизм
В западной философской мысли термин «нигилизм» (нем. Nihilismus ) ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби . Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса , которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада , которое может привести к мировой катастрофе.
Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:
- Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
- Объективной нравственности не существует;
- Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.
Разновидности нигилизма
- Философская мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры;
- Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
- Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности не обязательно;
- Эпистемологический нигилизм — отрицание знания;
- Моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
- Правовой нигилизм — активное или пассивное отрицание обязанностей личности, а также установленных государством норм и правил.
Нигилисты в России
В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы », 1829 год) . В 1858 году вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма .
В настоящее время широко распространён термин «правовой нигилизм » — неуважение к праву. Он отражает широко распространённый феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая легитимные социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов.
Нигилизм в исследованиях психологов
Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом . Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряжённость) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, — это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера.
Что лучше – быть категоричным в суждениях или оставаться демократичным и стараться понимать и принимать чужое мнение? Каждый из нас выбирает свое, то, что ближе. Существует много разных выражающих позицию человека течений. Что представляет из себя нигилизм, и какие есть принципы нигилизма — предлагаем разобраться.
Нигилизм — что это?
Все словари говорят, что нигилизм – это мировоззрение, ставящее под сомнение общепринятые принципы, нормы и ценности. Можно найти определение отрицания, полного отрицания социально-нравственного явления и умонастроения. Становится очевидно, что определение данного термина и его проявление в разные времена было разным и зависело от культурно-исторического периода.
Важно говорить про нигилизм и его последствия. В современном мире нередко можно слышать дискуссии относительно того, является данное течение заболеванием или, наоборот, лекарством от недуга. Философия сторонников этого течения отрицает такие ценности:
- нравственные принципы;
- любовь;
- природа;
- искусство.
Однако человеческая нравственность основывается на данных фундаментальных понятиях. Каждый человек должен понимать, что в мире есть ценности, отрицание которых является невозможным. Среди них – любовь к жизни, к людям, желание быть счастливым и наслаждаться красотой. По этой причине последствия такого отрицания могут быть негативными для сторонников данного направления. Как вариант, спустя время человек осознает неправильность своих суждений и отказывается принимать нигилизм.
Кто такой нигилист?
Под нигилизмом понимают жизненную позицию отрицания. Нигилист — это человек, который отрицает принятые в обществе нормы и ценности. Помимо того, такие люди не считают нужным склоняться перед какими-либо авторитетами и мало во что и в кого верят вообще. При том, для них не имеет значение даже авторитет источника. Интересно, что впервые данное понятие возникло еще в Средние века, когда было отрицание существования и веры в Христа. Спустя время появились новые виды нигилизма.
Нигилизм — плюсы и минусы
Понятие нигилизм как отрицание современности выражает негативное отношение определенного субъекта к определенным ценностям, взглядам, нормам, идеалам. Он представляет собой форму ощущения мира и определенного социального поведения. В качестве течения общественной мысли нигилизм возник давно, но свою популярность получил в прошлом столетии в странах Западной Европы и России. Тогда его связывали с именами Якоби, Прудона, Ницше, Штирнера, Бакунина, Кропоткина. Это понятие имеет свои плюсы и минусы. Среди преимуществ нигилизма:
- Возможность человека проявить свою .
- Возможность личности заявить о себе, отстоять собственное мнение.
- Поиски и вероятность новых открытий.
Однако есть у нигилизма немало противников. Они называют следующие недостатки течения:
- Категоричность в суждениях, приносящая вред самому нигилисту.
- Невозможность выйти за рамки собственных взглядов.
- Непонимание со стороны окружающих.
Виды нигилизма
Такое понятие как нигилизм в современном обществе разделяют на множество видов, основные такие:
- Мереологический – определенная позиция в философии, утверждающая, что состоящие из частей объекты не существуют.
- Метафизический – теория в философии, говорящая, что существование объектов в реальности не является обязательным.
- Эпистемологический – отрицание знания.
- Моральный – метаэтическое представление, что ничто не может быть аморальным или моральным.
- Правовой – активное или же пассивное отрицание обязанностей личности и установленных государством правил, норм.
- Религиозный – отрицание и даже порой бунт против религии.
- Географический – отрицание, непонимание, неправильное использование географических направлений.
Правовой нигилизм
Под правовым нигилизмом понимают отрицание права как некого социального института, а также системы правил поведения, успешно регулирующей взаимоотношения людей.
Данный юридический нигилизм состоит в отрицании законов, приводящий к противоправным действиям, хаосу и торможению правовой системы. Причины правового нигилизма могут быть такими:- Законы не соответствуют интересам граждан.
- Исторические корни.
- Разные научные концепции.
Моральный нигилизм
Научная литература говорит, что значит нигилизм и какие есть его виды. Моральным нигилизмом принято называть метаэтическую позицию, согласно которой ничто не может быть аморальным или моральным. Сторонник данного вида нигилизма предполагает, что убийство вне зависимости от причин и обстоятельств нельзя назвать хорошим или плохим поступком. Моральный нигилизм является близким к моральному релятивизму, признающим за высказываниями некую возможность быть как истинным, так и ложным в субъективном смысле, но при том не допускает их объективной истинности.
Юношеский нигилизм
Известно про понятие нигилизм и подрастающему поколению. Нередко в подростковом возрасте дети хотят лучше понять себя и выбрать собственный . Однако нередки случаи, когда подросток многое отрицает. Такое поведение называют юношеским нигилизмом. Юношеский нигилизм, как и юношеский максимализм, представляет из себя пылкое и порой даже сопровождающееся яркими эмоциями отрицание чего-либо. Этот вид нигилизма может быть присущ не только подросткам и юношам, но и эмоциональным людям разного возраста и проявляется в самых разных сферах:
- в религии;
- в культуре;
- в общественной жизни;
- в знаниях;
- в правах.
Мереологический нигилизм
Один из распространенных видов такого понятия как нигилизм в наше время – мереологический. Под ним принято понимать некую философскую позицию, по которой состоящие из частей объекты не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Примером может быть лес. Нигилист уверен, что в реальности он не существует как отдельный объект. Это множество растений в ограниченном пространстве. Само понятие «лес» создали для того, чтобы облегчить мышление и общение.
Географический нигилизм
Бывают самые разные формы нигилизма. Среди них – географический. Он заключается в отрицании и непонимании непоследовательного использования:
- географических направлений;
- географических признаков частей света;
- подмене географических направлений;
- частей света культурологическим идеализмом.
Данный вид нигилизма является новым понятием. Нередко его называют неправильным, говоря про то, что при отрицании значений за природными условиями и пытаясь вырвать человеческое общество из материального мира, можно прийти к идеализму. Другими словами, данный недостаток состоит в том, что при игнорировании естественной среды это может привести к недоучету данных условий. Учитывая их влияние нужно осознавать, что на разных его этапах одинаковое сочетание природных условий может иметь разное значение и при этом оказывать не одинаковое внимание.
Эпистемологический нигилизм
Под эпистемологическим нигилизмом понимают радикальную форму скептицизма, утверждающую сомнительность возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. Первыми поддержали скептицизм софисты. Спустя время сформировалась отрицающая возможность идеального познания школа. Уже тогда была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать необходимые знания.
Культурный нигилизм
Популярный современный нигилизм – культурный. Он проявляется в отрицании культурных направлений во всех сферах жизни общества. Еще в шестидесятых годах на Западе возникло мощнейшее движение «контркультура». Тогда оно опиралось на взгляды Руссо, Ницше и Фрейда. Контркультура полностью отрицала всю западную цивилизацию и буржуазную культуру. Самая резкая критика направлялась против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Сторонники этого направления были уверены, что достоин сохранения и развития только авангард.
Религиозный нигилизм
Справедливым будет утверждение, что нигилизм — современное явление. Одним из его самых популярных видов является религиозный нигилизм. Под данным термином принято понимать восстание бунт против религии с позиции эгоистической личности, отрицание и негативное отношение к духовным ценностям общества. У такой критики религии есть своя специфика, выражающаяся в бездуховности, прагматическом отношении к самой жизни. Без преувеличения нигилиста можно назвать циником, для которого нет ничего святого. Такой человек может осквернять религию из-за своих эгоистических целей.
Социальный нигилизм
Социальный нигилизм — это течение, выражающееся в самых разных проявлениях, среди которых:
- Непринятие определенными слоями общества существующего курса реформ.
- Непринятие нового уклада жизни и новых ценностей.
- Недовольство нововведениями, переменами.
- Социальные протесты против различных шоковых методов и преобразований.
- Несогласие с разными политическими решениями.
- Неприязнь (иногда вражда) по отношению к государственным институтам.
- Отрицание западных образцов поведения.
В научный обиход термин ввел немецкий философ Фридрих Генрих Якоби (1743 — 1819) в изданной в 1799 году в Гамбурге книге «Sendschreiben an Fichte» (Гугл переводит название как «Послание к ели»).
Однако «жизнь» понятие приобрело благодаря другому философу, и тоже немцу, Ф. Ницше. Он обозначил «нигилизмом» разочарование части европейских интеллектуалов, те есть, людей имеющих возможность и способность к размышлению (большинству ведь было не до раздумий, они боролись за выживание) существующими порядками, осознание ими бессмысленности мира, крушение их мира ценностей.
Основные утверждения нигилизма
- Нет доказательств существования создателя или высшего разума
- Нравствености не существует
- Жизнь не имеет смысла, потому что правда у всех разная
Впрочем, ко времени Ницше (1844 — 1900) «нигилизм» прочно вошел в словарь русского языка. В 1829 году литературный критик Н. И. Надеждин в «Вестник Европы» (№1, 2) опубликовал статью «Сонмище нигилистов». Через 29 лет термин появился в книге «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни» казанского профессора В. В. Берви. Публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости» М. Катков «обзывал» нигилистом другого литературоведа Дм. Писарева…
Но славу понятие завоевало благодаря роману И. Тургенева «Отцы и дети», в котором тема нигилизма — ведущая. Главный герой книги Е. Базаров, личность препротивная, не скрывает своего нигилизма, то есть отрицательного отношения не лишь к «язвам капитализма»: крепостническому строю, «бюрократизму и бездорожью», но вообще ко всему традиционному, что существует в человеческом обществе, чем люди веками жили и гордились: любви, поэзии, философским размышлениям, семейным ценностям, нравственным категориям — долгу, праву, обязанностям. Он проповедует всеобщее разрушение с целью строительства новой жизни, новых отношений. Причем, выражает Базаров свои мысли резко, бескомпромиссно, грубо, чем постоянно шокирует оппонента (ведь не мог же он проповедовать в пустоту) милейшего, добрейшего и благороднейшего Павла Петровича Кирсанова.
В советской школе Базарова, конечно, представляли героем положительным, хотя даже Чернышевский, уж на что революционер из революционеров, считал, что, рисуя портрет Базарова, Тургенев преследовал цели революционеров опорочить, скомпрометировать и высмеять.
Существует ли нигилизм сегодня?
Ещё как!
- Это так называемый правовой нигилизм, когда законы человеческого общества нарушаются намеренно
- Это отрицание наследия предков, когда объявляется, что всё былое не верно, ошибочно, вредно
- Это скептическое отношение к нравственности, «закона джунглей» — прав тот, кто сильнее
- Это неверие в прогресс, конечное торжество добра, правды, справедливости
Нигилизм — это упадочничество, декаданс, депрессия, цинизм, выраждение и безверие
Нигилизм. .. Что это за явление? Так называют учение, утверждающее, что вся жизнь и действительность ограничены лишь явлениями, нет ничего выше чувственного. Но это только теория нигилизма, на деле же отрицает важность добра, доблести и правды и высших основ бытия.
Развитие нигилизма началось в XIX веке в результате притока атеистических и материалистических идей. Нигилисты придерживались точки зрения полного отрицания, для них не было ничего, достойного уважения. Они считали пустяками все, чему люди привыкли преклоняться, глумились над общепринятыми категориями, стремились поломать и отринуть все, за чем утверждена вековая давность.
Сами нигилисты считали себя людьми, которые ко всему относятся критически, не признают авторитета и не принимают на веру принципов. Отрицание доходило у нигилистов до мании, они даже стыдились, если приходилось разделять с кем-либо свое мнение. Нигилизм — что это? Безусловное отрицание или противоречие принципам? Согласно нигилизму все идеалы человечества — это просто призраки, которые ограничивают свободное сознание человека и мешают ему жить правильно.
Нигилизм признавал в этом мире только материи, только атомы, которые образуют то или иное явление. Основные причины нигилизма — это эгоизм и чувство самосохранения, не знающее чувства духовной любви. Все творческое, по мнению нигилистов, — сущая ерунда, ненужная и напускная. Понятно, что к религии они относились тоже враждебно. Нигилизм отрицает существование Бога и бессмертие души.
К тому же, отвечая на вопрос: «Нигилизм — что это?», нельзя не отметить нравственную распущенность, которую проповедовали нигилисты. Они не считали нужным сохранять нравственную стыдливость, так как стыд — это один из признаков слабости.
Характеристические черты русского нигилизма
По воззрениям нигилизма, брак и семейные узы всех уровней считались лишь непонятным и ненужным предрассудком. Это учение высмеивало проявление сердечных и родственных привязанностей. В отношениях со своими родными нигилисты проявляли бесчувственность, и в результате духовной деградации нигилисты становились жесткими циниками не только на словах, но и на деле: нигилисты стремились пренебречь всеми правилами приличия и в поступках, и в общении, и даже в манере одеваться.
Отрицание и является основной характерной чертой русского нигилизма. Сами представители так определили нигилизм — что это «ни за что не приниматься серьезно, только ругаться». Поэтому вполне объяснимо, что отрицания нигилистов приводили к полному разрушению внутреннего мира, оставляя после себя пустоту и нерадостное ничтожество. Нигилистам близко только все негативное, они наполнены презрением ко всему.
Это учение проявляется в преувеличенном сомнении в известных принципах и ценностях. Существует еще и в котором объектом отрицания является право. В этой разновидности нигилизма правовые нормы не считаются идеальным способом для урегулирования общественных отношений.
Нигилизм представляет собой философское движение, не признающее правил и авторитетов, установленных обществом. Человек, который разделяет такое мировоззрение и ставящий под сомнение любые общепринятые нормы — это Нигилист. Данный термин приобретает всё большую популярность во многих направлениях: религия, культура, право, социальная сфера.
Рассмотрев нигилизм как составляющую общественной сферы, можно выяснить, почему возникло это направление и в какое время. Важно проанализировать принципы и взгляды нигилистов и цели, которые они обычно преследуют.
Нигилист — это тот, кто считает, что жизнь не имеет цели, ценности или значения, включая его собственную.
Нигилисты не верят в существование какой-либо объективной морали, и любые правила/законы, которым они следуют, если таковые имеются, являются поверхностными или соблюдаются ими только из практических соображений.
Нигилист и нигилизм — значение
Значение слова «нигилист» определяется как отрицание индивидуумом определенных вещей, таких как смысл существования личности, наличие авторитетов и поклонение религиозным идолам.Лексическое значение слова «нигилист» подразумевает определенное лицо, которое является сторонником радикально-демократического рассуждения и выражающий свое неприятие к общепринятым законам, правилам и традициям.
В современном обществе смысл слова нигилист приобрел более глубокий и расширенный смысл. Но взгляды и убеждения таких людей также как прежде не изменились. Нигилисты 21 века также придерживаются мировоззрений позволяющие ставить под сомнение правила и стандарты общества, а так же отрицают любые идеалы, моральные и этические нормы и закономерные формы социального существования.
Направление, внутри которого придерживаются нигилистических принципов, приобрело название нигилизм. Это движение характеризует образ мысли, и жизни подразумевающее непринятие всего. Более конкретизированное значение и его проявление в той или иной ситуации зависит от конкретных обстоятельств и временных рамок.
В большинстве источников нигилистов характеризуют как отрицательных и негативных личности. По мнению большинства, эти личности постоянно в состоянии протеста и бунта, которые не довольны установленными правилами и законами социума. Сторонники нигилизма встречаются во многих сферах общества. Каждый участник движения отрицает удобное для себя направление: политику, культуру, религию.
Первое упоминание нигилизма появилось в средние века Александром III. Немецкий философ Ф.Г. Якоби так же использовал термин нигилизм.
Также известно, что Ницше был нигилистом. Он придерживался утверждения, основанного на отрицании Бога и несостоятельности христианства как религии.
Нигилист, если только он логичен, сомневается в существовании своего собеседника и не уверен в своём собственном существовании.
Виктор Гюго. Отверженные
Традиционный нигилизм является основой для появления более глубоких и новых видов данного направления. Участники нигилистического движения не всегда единогласны в своих рассуждения и заключениях. Еще больше споров возникает между обществом и представителями нигилизма. Обычные представители общества не могут понять нигилистов и их убеждения.
Еще сложнее понять нигилиста, который не приемлет никаких взаимодействий и не верит ни во что. Нигилистам сложно понять общество, которое идеализирует и придает смысл вещам без веской на то причины. Они своим протестом пытаются доказать что существование мира не зависит от людей и их идеалов. Мир и вселенная функционирует отдельно от всего и не нуждается в культивировании и поклонении.
Таким образом, для нигилизма характерно мировоззрение, которое основывается на прогрессе и рациональности.
Основные принципы и взгляды нигилистов
Взгляды нигилистов всегда являются четкими и лаконичными. Их утверждения подчинены конкретным принципам и утверждениям, в которые они верят.Наиболее распространенными утверждениями нигилистов принято считать следующие:
- Главного правителя нет или создателя, т.е. Бога не существует, так как нет разумных и понятных доказательств этого факта.
- Мораль и нравственность в независимом виде не существует.
- У жизни нет истины и любое объективное действие не важнее другого.
Виды нигилизма
- Философский , утверждающий, что существование не несет в себе конкретной смысловой нагрузки, правды, фактора и ценности.
- Мереологический . Согласно этому типу, объекты и предметы, созданные из отдельных деталей не существуют.
- Метафизический . Тут основой является позиция, основанная на теории отрицания существования объектов в реальном времени.
- Эпистемологический вид нигилизма отрицает любые виды знания.
- Моральный вид утверждает с учетом метаэтического мнения, что нет таких понятий как моральный или аморальный.
- Правовой нигилизм. Тут под сомнения ставятся нормы и правила поведения, установленные органом управления. В данном мышлении в общественной среде присутствует активное и пассивное отрицание прав личности. Это препятствие нормальному развитию общества и может стать причиной возникновения противозаконных действий.
Как выглядит нигилист и нигилизм в реальной жизни и в литературе
На территории России определение нигилизма появилось в 1829 году. Первым, кто использовал этот термин, был Надеждин Н.И. В более позднее время нигилизм указывался в произведении Берви В.В. Более широкую известность нигилизм в таком виде, в котором мы его знаем, приобрел в романе Тургенева И.С. «Отцы и дети». Известность данного произведения позволило термину нигилизм превратиться в крылатое выражение.
В современном обществе нигилистом можно часто встретить в реальной жизни, а также и в литературе. Несомненно, в литературе наиболее ярко и полно термин нигилизм описал Тургенев в своем произведении. С помощью главного героя как нигилиста автор донес до читателя весь смысл этого понятия, и последствия такого поведения. Этот роман тал очень востребованным и приобрел своих поклонников. По истечению времени значение слова нигилизм стал включать в себя все больше значений. К ранее установленным принципам добавляется отрицание авторитетов и сомнение в правовых возможностях граждан.
Нигилизм есть отчаяние человека о неспособности делать дело, к какому он вовсе не призван.
Василий Васильевич Розанов. Апокалипсис нашего времени
Нигилизм как направление в основном встречается в России и других странах постсоветского пространства. В западных странах нигилизм как философское движение почти не существует и проявляется в единичных случаях. Нигилизм в России появился в начале 60-х годов 19 столетия. Яркими представителями этого направления были Чернышевский, Писарев и Добролюбов. К более поздним представителям нигилистического движения можно отнести В.И. Ленина. Некоторые черты его поведения и взглядов позволяют отнести его к таким последователям.
Помимо представителей российского нигилизма, наиболее известным является немецкий философ Ницше. Он был ярым нигилистом во всех отношениях. Его мировоззрение и убеждение основано на обесценивание высоких ценностей и отрицании Бога. Помимо всего этого он отрицал необходимость сострадание человека к другому и принимал наличие такого качества за слабость. По его определению идеальным является злой и эгоистичный человек, который не способен к сопереживанию и сочувствию.
Заключение
Хотя нигилизм явление и не новое, но на многие вопросы, касающиеся этого термина, до сих пор нет ответов. Для каждого это понятие трактуется по-разному. Одни воспринимают такую позицию как болезнь, мешающую нормально существовать в обществе. Для других это наоборот панацея от всех заболеваний.Нигилист отрицает семейные ценности, духовную жизнь, нравственные принципы, т.е. он не признает эти фундаментальные понятия, на которых держится и существует социум. Каждый должен осознавать, что это все эти основы важны и без них не возможно нормальное функционирование среди людей.
А вы как думаете, нигилизм — это приговор, или всё-таки возможно изменить мировоззрение человека? Нигилистами рождаются или становятся?
Нигилизм в романе Отцы и дети Тургенева
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Нигилизм в романе Отцы и дети
Произведение «Отцы и дети» знакомо многим (краткое содержание произведения). Его автор, Тургенев Иван Сергеевич, на страницах смог описать конфликт двух поколений и показать читателю мнение и идеи как «отцов», так и «детей». Они разнились, а две стороны не смогли прийти к компромиссу. Но помимо этого, в романе одной из главных тем была тема нигилизма. Нигилистом был главный герой, друг Кирсанова, Базаров. Что же такое нигилизм и как он относится к роману Тургенева?
Для каждого человека, соответственно и для каждого героя романа слово «нигилизм» означает что-то своё. Друг Евгений Аркадий считал, что нигилистом является тот человек, который всё отрицает. Павел Петрович с высоты своих лет немного по-иному воспринимал нигилизм, он считал, что это понятие означает отказ от каких бы то ни было авторитетов и принципиальных устоев. Сам же нигилист не считал, нигилизм чем-то собственно полученным, он говорил, что стал нигилистом после того, как увлёкся наукой, и такая судьба ждёт почти всех учёных. У героя это являлось профессиональной деформацией. Он всё время был чем-то занят, никогда не сидел сложа руки, а любую теорию проверял на практике. Базаров отрицал не только искусство, он отрицал и чувства, а особенно любовь. До того, как встретил Одинцову, Евгений считал свои мысли единственно правильными, но благодаря ней он перестал быть нигилистом. Любовь, то, что он так не любил и что так отрицал, убила в нём этого практичного человека.
Кроме настоящего нигилиста, на страницах произведения можно встретить и ненастоящих. Таким, к примеру, является Ситников. Он пытается подражать Евгению, хочет занять хорошее положение в обществе и стать свободным, но этот его псевдонигилизм чувствуется за версту, поэтому его так не любит Базаров. Ещё «нигилистом» является Кукшина. Эта женщина отчаялась, потому что её бросил муж. Ей ничего не остаётся, кроме как быть «нигилисткой». Базаров понимает, что Кукшина не знает всего, что должен знать нигилист, что она глупа и не образованна, поэтому тоже не принимает её. Это жалкие пародии, поэтому они выглядят так комично.
Итак, нигилизм в данном произведении основывается на отрицании авторитетов и критическом подходе абсолютно ко всему. Хорошей бы эта концепция была, если бы Евгений Базаров предложил что-то взамен, но он сам признаётся, что ничего не смог придумать, из чего можно сделать вывод, что это не самая полезная философия.
Вариант 2
В своем произведении Тургенев знакомит нас с таким понятием, как нигилизм и четко обрисовывает представителей данного учения. Для начала попытаемся понять, кто такой нигилист и в чем состоит его мировоззрение. Нигилист – человек, чей устав состоит в полном отрицании всех моральных ценностей и правил, которые он подвергает критике.
В романе, роль главного нигилиста отведена Евгению Базарову. Тургенев описывает его , как человека с гордым характером, смотрящего на всех свысока и уверенного полностью в своих суждениях в отношении многих жизненных аспектов. Но под чрезмерным максимализмом и самоуверенностью, которые Евгений выставляет напоказ, скрывается тонкая и ранимая душа, способная на сострадание и любовь. Эти чувства Базаров стесняется демонстрировать напоказ, так как они полностью противоречат убеждениям и принципам основ нигилизма. Его взгляды и стереотипы, как нигилиста начинают рушиться, в тот момент, когда он встречает Анну Одинцову. При каждой встрече с Анной, Евгением овладевают нежные чувства к ней. Любовь, которую он отрицал ранее, создает некий конфликт внутри Евгения. Он влюблен, но боится признаться в этом и в первую очередь себе самому, так как понимает, что это полностью противоречит основам нигилизма, которые он так явно проповедовал, отрицая и презирая любовь. Все эти мысли обрушиваются на Базарова и приводят его к выводу, что нигилизм является не состоятельным учением с очень хрупкой основой. В результате всех этих событий и разочарований Евгений трагически погибает.
Еще одни персонаж романа, который также является приверженцем нигилизма — Аркадий Кирсанов. Аркадий в целом понимает суть утверждений и ценностей, которые являет собой нигилизм, но его с трудом можно отнести к рядам ярых сторонников этого учения. Он лишь копирует модель поведения Базарова, но в целом сомнения в качестве правильности этих поступков в нем присутствует.
Самыми что ни на есть лженигилистами, можно назвать Ситникова и Кукшину. Они абсолютно далеки от тех идеалов, что несет в себе нигилизм, имея лишь поверхностное понимание о нем. Ситниковым движет желание выделиться из толпы и стать приверженцем чего-то нового. Кукшина же в меру своей не совсем привлекательной внешности, пытается спрятать под нигилизмом все свои комплексы.
Нигилизм – актуален и в наше время, его более можно сравнить с юношеским максимализмом, когда молодые люди в подростковом возрасте бросаются от крайности в крайность, отрицая все то, что им навязывает старшее поколение. Но методом проб и ошибок, по истечению времени приходят всегда к одному выводу, что старые ценности несут большую пользу обществу.
Другие сочинения:← Смысл произведения Отцы и дети↑ ТургеневТургеневская девушка в Асе →
Нигилизм в романе Отцы и дети
Несколько интересных сочинений
Нигилистические последствия гуманизма — Griffith Review
Провокацией стали нигилистические последствия гуманизма, движения, зародившегося в эпоху Возрождения с целью основать человекоцентричный взгляд на существование, чтобы заменить предшествовавший ему религиозный. Ему не удалось найти собственный ответ на великие метафизические вопросы, которые стоят перед всеми людьми: откуда я взялся, что мне делать со своей жизнью и что происходит со мной после смерти? Философ Ницше сказал, что со «смертью Бога» истина о существовании стала заключаться в том, что жизнь либо абсурдна, либо ужасна. Он высмеивал современного человека как «последнего человека», единственным интересом которого в жизни является его пищеварение, то есть комфорт.
Мрачный взгляд Ницше с тех пор проецируется в бесчисленных произведениях литературы, искусства и музыки, изображающих человеческое состояние как бессмысленное и депрессивное – «бесплодный мыс» Гамлета. Также возникла тема, что если смерть не имеет смысла — просто биологическое событие, заканчивающееся гниением и вонью, — то не имеет смысла и жизнь.
Нигилизм – вера в то, что ничего нет – неизбежный конец гуманистического культурного эксперимента. Излишне говорить, что люди не могут жить с окончательным выводом, что это все, что есть. Таким образом, гуманистическая современность породила ряд реакций против самой себя. Фундаментализм один.
От веры во что-либо происходит скачок к противоположному — фанатичной привязанности к корпусу доктрин, который считается абсолютным и универсальным, к слову самого Бога, изреченному непосредственно через того или иного избранного им пророка. Фрейд включил бы эту реакцию в свою психологическую категорию «отрицания», когда страх перед тем, что я ни во что не верю, проявляется как его противоположность, догматическая уверенность в том, что я знаю единую Истину. И дело обстоит так, что люди, глубоко знающие то, что они знают, обычно расслаблены в себе, не чувствуя необходимости отстаивать свою веру. Потребность убеждать других скрывает потребность убеждать себя. Именно неуверенность в вере запускает нетерпимую догму в качестве защиты. Фундаментализм — это симптом хрупкой веры.
Обобщая, все церкви, которые принимают символы веры и доктрины в соответствии с их внутренней тенденцией, защищают себя от собственного недоверия к своим основаниям. Фундаментализм — это просто преувеличенная общая церковная ориентация. И, заключает аргумент, чем агрессивнее утверждение веры, тем более ненадежным является основание.
Социологическая карикатура на аномальную жизнь в современном городе правдоподобна. Одинокий, анонимный человек, затерянный в массовом мегаполисе, с работой, приносящей мало удовлетворения, близостью, которая имеет тенденцию быть половинчатой и мимолетной, обнаруживает, что его или ее эндемическая тревога анестезирована рогом изобилия потребления. Беспокойный ум можно отвлечь в роскошных квартирах, обставленных мебелью из Икеи и постоянно новых гаджетах; в оргиастическом спорте, ночных клубах и постоянных банкетах с едой, напитками и наркотиками; в изобилии интеллектуальных причуд, поставляемых в супермаркете New Age. В этом контексте самым заманчивым из противоядий является уверенность. В частности, то, что манит, так это уверенность, обеспечиваемая принадлежностью к сильному сообществу с фиксированными границами, и уверенность догматической, неоспоримой веры.
Основные христианские церкви с их либеральными взглядами, их терпимостью ко всем и ко всему кажутся бледными и неэффективными ответвлениями нигилистического гуманизма. Поэтому неудивительно, что растут именно пятидесятнические церкви, сочетающие в себе жизненно важную современную музыку и фундаменталистские взгляды на Священное Писание и мораль. Точно так же либеральный и светский иудаизм породил фундаменталистскую реакцию.
Фундаменталистский ислам приносит с собой дополнительный мощный ингредиент — зависть к власти. Как написал в своей книге 2002 года выдающийся исламовед Бернард Льюис Что пошло не так? (Oxford University Press), мусульманский мир провел 500 лет в экономической и социальной стагнации, наблюдая, как Запад безжалостно увеличивает свое богатство и мировую мощь. Наполеон завоевал Египет; Османская империя рухнула; крошечный Израиль побеждает гораздо более крупные арабские державы; и западные вкусы и ценности пронизывают Ближний Восток.
Усама бен Ладен сочетает в себе фундаменталистскую веру с манией разрушения. Его мотивация проявляется в отсутствии у него какой-либо склонности к восстановлению мусульманских обществ. Его внимание сосредоточено на том, чтобы нанести ущерб Западу. Его целями 11 сентября были не религиозные объекты, а центры американской власти. У него есть западные аналоги. В литературе харизматичный лидер Джозефа Конрада Сердце Тьмы и его переработка в недавнем фильме Бойцовский клуб , оба находят свое последнее удовольствие в оргии разрушения. То же самое было верно для Гитлера и Сталина, обоих продуктов нигилистической западной современности, которые приняли два светских фундаментализма — фашизм и коммунизм.
Льюис утверждает, что фатальным недостатком ислама была его ксенофобия, его отказ открыться благам гуманизма. Он закрыл свой разум для современной науки и всего духа исследования, который двигал западный прогресс. Точно так же он закрылся от единственного культурного достижения гуманизма, его положительного, просвещенческой веры в универсальные права человека и практического осуществления этой веры в либерально-демократических политических порядках.
Фундаментализмы вообще нелиберальны. В бегстве от гуманистического нигилизма они отвергают и гуманистическую толерантность.
Запад продолжает генерировать целый ряд светских фундаментализмов, лишенных ужасных последствий тоталитаризма 20-го века. Есть фанатичные зеленые, которые считают, что повредить одно дерево — значит отравить Эдемский сад. Возникает злобный новый антиамериканизм. Существует самодовольная ненависть к тому или иному политическому лидеру, воображаемая, что он или она вызовет социальную коррупцию, даже конец света, если он или она останется у власти.
Фундаментализм сегодня — одна из патологий гуманизма. Это творение Запада, и оно будет продолжаться до тех пор, пока мы не сможем заново открыть в нашей собственной культуре убедительные ответы на центральные метафизические вопросы. Без таких ответов мы, люди, не можем жить. ♦
Моральный нигилизм и его последствия
- Идентификатор корпуса: 149553859
@inproceedings{Krellenstein2017MoralNA, title={Моральный нигилизм и его последствия}, автор = {Марк Крелленштейн}, год = {2017} }
- Marc Krellenstein
- Published 2017
- Philosophy
SHOWING 1-10 OF 38 REFERENCES
SORT BYMost Influenced PapersRecency
A Darwinian Dilemma for Realist Theories of Value
- S. Street
Philosophy
- 2006
Моральный релятивизм и моральная объективность
- Гилберт Харман, Дж. Томсон
Философия
- 1996
Предисловие. Часть I: Моральный релятивизм (Харман):. 1. Моральный релятивизм. 2. Социальные контракты. 3. Выражение принципиального несогласия. 4. Универсальность практических причин? 5. Суждения о посторонних. Часть II:…
Опасная идея Дарвина: эволюция и смыслы жизни
- Д. Деннет
Философия
- 1995
Объяснение сознания, демонстрирует силу теории естественного отбора и показывает, как Дарвин…
Плавающая опера и конец дороги
- J. Barth
Art
- 1997
Мир без значений: эссе о теории моральных ошибок Джона Маки
- R. Joyce, S. Kirchin.
Философия
- 2010
На протяжении веков некоторые моральные философы утверждали, что мораль — это иллюзия, сравнимая с разговорами о привидениях или единорогах. Эти моральные скептики утверждают, что мир просто не содержит…
Обзорная статья: Введение в деловую этику для обучения и исследований в области управления человеческими ресурсами
- E. Trezise
Бизнес
- 1996
Содержит справочник по работам авторов в области деловой этики для тех, кто рассмотреть включение этого в преподавание управления человеческими ресурсами. Рассматривает вопрос: «Какова роль…
Большинство людей счастливы
- Э. Динер, К. Динер
Психология
- 1996
Майерс и Динер (1995) спросили: «Кто счастлив?» но рассмотрели вопрос о том, кто более и кто менее счастлив На самом деле большинство людей отмечают положительный уровень субъективного благополучия (СБ) и говорят, что…
Инвариантности: структура объективного мира. Роберт Нозик, The Belknap Press, 2001, 416 страниц
Альтруистические эмоции, познание и поведение
- Н.