Нигилизм панацея от социальных болезней или болезнь века – Нигилизм панацея от социальных болезней или болезнь века?

Содержание

Нигилизм панацея от социальных болезней или болезнь века?

Нигилизм панацея от социальных болезней или болезнь века? — страница №1/1


Нигилизм — панацея от социальных болезней или болезнь века?


Нигилизм — панацея от социальных болезней или болезнь века? Начнем с определения, что же такое нигилизм?

Нигилизм — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
В философии существуют несколько позиций в определении нигилизма: философская позиция, утверждающая, что бытие не имеет объективного смысла, причины, истины или ценности; мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют; метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно; эпистемологический нигилизм — отрицание знания; моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным.

Обычно нигилисты придерживаются некоторых утверждений, например: нет разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя; «реальной нравственности» не существует; в жизни не существует абсолютных истин, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого. В отечественной культуре второй половины 19 в. нигилистами называли представителей течения разночинцев-шестидесятников, которые отрицали социальные восприятия, религиозность …

Нигилизм является мировоззрением, сложившимся ещё в средние века, это понятие употребляли многие люди, наверное так всегда будет ,ведь взгляды на жизнь у всех разные.

Думаю, что нигилизм — болезнь века. Допустим, герой романа Тургенева Базаров понимал необходимость перемен, но ничего не предпринимал, отчего и пострадал.

Нигилизм не так страшен, он будет присутствовать всегда. Конечно же, его стоит остерегаться, но никуда от него не денешься, где-то это вредит, а где-то помогает!

umotnas.ru

Нигилизм панацея от социальных болезней или болезнь века?

Нигилизм панацея от социальных болезней или болезнь века? — страница №1/1


Нигилизм — панацея от социальных болезней или болезнь века?


Нигилизм — панацея от социальных болезней или болезнь века? Начнем с определения, что же такое нигилизм?

Нигилизм — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
В философии существуют несколько позиций в определении нигилизма: философская позиция, утверждающая, что бытие не имеет объективного смысла, причины, истины или ценности; мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют; метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно; эпистемологический нигилизм — отрицание знания; моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным.

Обычно нигилисты придерживаются некоторых утверждений, например: нет разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя; «реальной нравственности» не существует; в жизни не существует абсолютных истин, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого. В отечественной культуре второй половины 19 в. нигилистами называли представителей течения разночинцев-шестидесятников, которые отрицали социальные восприятия, религиозность …

Нигилизм является мировоззрением, сложившимся ещё в средние века, это понятие употребляли многие люди, наверное так всегда будет ,ведь взгляды на жизнь у всех разные.

Думаю, что нигилизм — болезнь века. Допустим, герой романа Тургенева Базаров понимал необходимость перемен, но ничего не предпринимал, отчего и пострадал.

Нигилизм не так страшен, он будет присутствовать всегда. Конечно же, его стоит остерегаться, но никуда от него не денешься, где-то это вредит, а где-то помогает!

davaiknam.ru

Урок-размышление «Нигилизм и его последствия» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок-размышление

«Нигилизм и его последствия»

(по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Цель: дать понятие о нигилизме, познакомиться с характеристиками определения нигилизма, данными в разных источниках разного времени; сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова; показать, как влияют убеждения человека на его судьбу; проанализировать последствия нигилизма, подвести к мысли о разрушительном воздействии нигилизма на характер личности и общества; развитие навыков устной монологической речи, выразительного чтения.

Эпиграф:

«Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком».
Борис Зайцев.

  1. Вступительное слово учителя.

Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? Могут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?

Тема сегодняшнего урока «Нигилизм и его последствия». Сегодня мы поговорим об убеждениях Базарова, о том, что скрывается под пугающим словом «нигилизм».

Попытаемся ответить на вопрос: «Зависит ли судьба человека от его убеждений. Могут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?»

При подготовке к уроку вы, ребята, должны были перечитать отдельные главы романа «Отцы и дети», выполнить некоторые задания.

2. Нам предстоит 

словарная работа.

Посмотрим, как одно и то же понятие «нигилизм» раскрывается в разных источниках.
(Чтение формулировок определений нигилизма, данные в Большом энциклопедическом словаре, словаре В.Даля, Толковом словаре и Британской энциклопедии.)

Нигилизм (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
Большой энциклопедический словарь

Нигилизм – «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».
В.Даль

Нигилизм – «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм».
Толковый словарь русского языка

Нигилизм – «философия скептицизма, отрицания всех форм эстетического». Социальные науки и классические философские системы полностью отрицались, отрицалась любая власть государства, церкви, семьи. Наука для нигилизма стала панацеей от всех социальных проблем.

Британника

— На что вы обратили внимание?

— Интересно отметить, что в разных источниках даётся свой вариант толкования этого понятия и его возникновения. Британская энциклопедия ведёт его историю со Средних веков. Современные исследователи относят его к началу XIX века. Некоторые издания считают, что понятию нигилизм впервые дал определение немецкий философ Фридрих Ницше. «Что означает нигилизм? – спрашивает он и отвечает:- То, что высшие ценности теряют свою ценность…нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»

Интересна история слова «нигилист» в России.

Сообщение ученика:

— Слово «нигилист» имеет сложную историю. Оно появилось в печати в конце 20-х гг. XIX в. И вначале это слово употребляли по отношению к невеждам, которые ничего не знают и не хотят знать. Позднее, в 40-е гг., слово «нигилист» как бранное стали употреблять реакционеры, называя так своих идейных врагов – материалистов, революционеров. Передовые деятели не отказались от этого названия, но вложили в него свой смысл. Герцен утверждал, что нигилизм означает пробуждение критической мысли, стремление к точному научному знанию.

— Итак, нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Можно ли считать нигилизм социально позитивным явлением? Почему?

— Нигилизм – это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций. Философия нигилизма позитивной быть не может, т.к. отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира.

Слайд

3. И.С.Тургенев в своём знаменитом романе «Отцы и дети» изложил в общедоступной форме идею нигилизма устами персонажа Евгения Базарова.

Слайд

Давайте вспомним взгляды Базарова. Дома вы должны были заполнить таблицу, подобрав цитаты из романа (чтение цитат и их обсуждение).

Научные и философские взгляды:

  1. «Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой».

  2. «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».

  3. «Мы теперь вообще над медициной смеёмся и ни перед кем не преклоняемся».

Политические взгляды:

  1. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»

  2. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… — подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем… Всё…»

  3. «А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди, и обличители никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только налиться дурману в кабаке…»

  4. «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр».

  5. «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет…да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух будет расти, ну, а дальше?»

Эстетические взгляды:

  1. «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».

  2. «И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»

  3. «Рафаэль гроша медного не стоит…»

  4. «…Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросать эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать…»

  5. « Помилуй! В 44 года человек, отец семейства, в …м уезде – играет на виолончели! (Базаров продолжал хохотать…)»

— Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?

— Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, всего и всех: нравственных законов, музыки, поэзии, любви, семьи; попытка объяснить все явления действительности, даже необъяснимые, с помощью научных изысканий, материалистически.

— А что говорят о нигилистах герои романа «Отцы и дети»?

Николай Петрович Кирсанов говорит, что нигилист – это человек, «который ничего не признаёт».

Павел Петрович добавляет, «который ничего не уважает».

Аркадий: «который ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

— Какое из 3 толкований больше подходит к нигилизму Базарова?

А что же признаёт Базаров? (науку, огромную роль самовоспитания, труд, работу)

— Хорошо это или плохо: относиться ко всему с критической точки зрения?

— Глядя на всё критически, можно найти недостатки, ошибки, исправить их. Сомнения и отрицание всегда были двигателем научного и социального прогресса. Всё новое строится на основе отрицания старого. Но нельзя всё слепо отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, от традиций. Обязательно должна быть новая позитивная программа. Что предлагаешь взамен, какими способами?

— Базаров критически относился к крепостному праву, к самодержавию, к государственному строю вообще, к религии, к законам, к традициям. Базаров собирается «место расчистить», т.е. сломать старое.

— Как называются люди, ломающие старый строй?

— Революционерами.

— Значит, Базаров по взглядам – революционер. Тургенев писал: «…и если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Теперь скажите, во имя чего ломают старое? Зачем?

— Чтобы построить новое – лучше старого.

Ничего. Он говорит, что это не его дело. Его дело – место расчистить, и всё.

Хорошо, что он видит недостатки современного общества. Плохо, что не знает, что строить, и не собирается строить. У него нет созидательной программы.

Автор не разделяет нигилистических убеждений Базарова, наоборот, он всем ходом романа последовательно их развенчивает. С его точки зрения, нигилизм обречён, т.к. не имеет позитивной программы.

  • Тургенев по своему мировоззрению либерал, по происхождению – аристократ. Как же мог он своего противника сделать лучше и дать ему одержать победу?

Слайд

— Возможно ответ на этот вопрос вы найдёте в высказывании самого Тургенева: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

По этим словам Тургенева получается, что образ Базарова — это объективная истина, хотя она противоречит симпатиям автора.

— Как вы относитесь к Базарову? Почему Тургенев так пишет о своём герое: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, — я виноват и не достиг своей цели».

— Тургенев – великий психолог. Его Базаров, будучи циничным, бесстыдным на словах, в душе человек нравственный. В Базарове скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное счастье, и умение ценить красоту и поэзию. (В минуты отчаяния бродит по лесу, перед дуэлью замечает красоту природы; стремясь скрыть своё смущение, ведёт себя развязно; дуэль).

— Почему Базаров не отказался от участия в дуэли?

Павел Петрович угрожал в случае отказа ударить его палкой. Что ж с того? Человек, который искренне не признаёт никаких условностей, может позволить себе не заботиться об общественном мнении. Базаров гораздо моложе Павла Петровича и вряд ли позволил бы себя избить. Но он испугался другого – позора. И это доказывает, что далеко не ко всему, о чём отзывался с презрительной ухмылкой, он действительно был равнодушен.

Сам этого не осознавая, Базаров живёт по достаточно высоким нравственным принципам. Но эти принципы и нигилизм несовместимы. От чего-то придётся отказаться. Базаров как нигилист и Базаров как человек борются между собой в душе.

— Как вы думаете, отражаются ли убеждения человека на его судьбе?

— Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе. Они моделируют его судьбу. И получается, что сильный и властный человек, перед которым ещё никто не спасовал, отрицающий романтизм, настолько доверяет своим идеям, что одна только мысль об ошибке приводит его в уныние, в состояние депрессии. За это он будет страшно наказан: врачебные занятия окажутся для него роковыми, а медицина, которую он так почитал, не сможет его спасти. Логика романа заставляет нас видеть в смерти Базарова торжество сил здравого смысла, торжество жизни.

4. Последствия нигилизма.

— Можете ли вы привести примеры нигилизма в истории нашей страны?

Слайд

— Я хочу прочитать строчки из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»:

«Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нам.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода современности».

Эти слова были написаны в 1912 году. Под ними подписи нескольких поэтов, в том числе В.Маяковского.

Слайд

Авторы манифеста называли себя футуристами, от лат. futurum – будущее. Они презирали общество и его законы, старую литературу с её традициями, общепринятые правила поведения, принципы, авторитеты. Они выступали с чтением своих странных, грубых, диких стихов, появлялись перед публикой вызывающе одетые, с раскрашенными лицами, они постоянно издевались над читателями и слушателями, хамили им, показывая им, как они презирают сытый благополучный мир. Они пытались сокрушить даже язык и совершали дерзкие опыты над поэтическим словом.

Мне кажется, что эти люди похожи на нигилистов.

— О футуристах мы будем с вами подробно говорить на будущий год. Что это за направление, что оно привнесло в литературу. Но хочу отметить, что В.Маяковский примыкал к футуристам лишь в самом раннем творчестве. А позднее взгляды его не были уже такими крайними. Мало того, у него появились стихи, в которых он беседует с Пушкиным о назначении поэта и поэзии.

Похожий период в истории нашей страны был и после Великой Октябрьской социалистической революции, когда некоторые деятели искусства решили отказаться от всего предшествующего опыта и создать на голом месте новую пролетарскую культуру.

Слайд

Именно к этому периоду относится мнение Бориса Зайцева, взятое в качестве эпиграфа к нашему уроку: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком».

Борис Зайцев прожил долгую жизнь. Наблюдал расцвет культуры Серебряного века, а затем – раскол мира, уничтожение общества, в котором он жил и творил, истребление культуры и цивилизации. Вынужденный эмигрант, всю оставшуюся жизнь проживший за границей, прекрасный знаток классической литературы, он имел право увидеть в нигилизме Базарова воинствующий нигилизм большевика и связать все события, произошедшие через полвека, с идеями, которые проповедовал Базаров.

 

— Сейчас много говорят и пишут о надвигающейся экологической катастрофе. Исчезли многие виды животных и растений. Уменьшается озоновый слой. В больших городах не хватает питьевой воды. В разных точках планеты возникают различные катаклизмы: то землетрясения, то наводнения, всемирное потепление. Вы спросите, причём здесь нигилизм? Вспомним фразу Базарова: «Природа – это не храм, а мастерская». На протяжении лет человек действительно относится к природе как к мастерской. Он придумывает новые высокие технологии, использует новейшие достижения химии, физики, генной инженерии. И в то же время не думает, что отбросы этих высоких технологий, всевозможные эксперименты наносят большой вред природе и самому человеку. И к природе мы должны относиться в первую очередь как к храму, а потом как к мастерской.

Проблема диалога человека и природы – проблема общечеловеческая. Она постоянно рассматривалась русской литературой как XIX, так и XX веков. Давайте сейчас прослушаем стихотворение Роберта Рождественского. Написанное с 70-годы оно, к сожалению, и сейчас остаётся актуальным.

***

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше – окружающей природы,
Всё больше – окружающей среды.

Да, вокруг нас всё меньше живой природы, всё больше зон, не пригодных для проживания человека: зона Чернобыля, зона Арала, зона Семипалатинска… А это результат бездумного вторжения в мир природы научно-технического прогресса.

— Итак, нигилизм – это болезнь или лекарство от болезней?

Нигилизм – очень знакомая нашей стране болезнь, которая приносила беды, страдания, смерть. Получается, что Базаров – герой всех времён и народов, рождающийся в любой стране, где нет социальной справедливости и благополучия. Нигилистическая философия несостоятельна, т.к. она, отрицая духовную жизнь, отрицает и нравственные принципы. Любовь, природа, искусство – не просто высокие слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности.

Мы должны понять, что есть на свете такие ценности, которые отрицать никак нельзя. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы…Богом ли, природой ли – как знать? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой…

Слайд №

— Взгляните, как прекрасна наша земля в любое время года! Воспитывайте в себе жалость к сломанному дереву, к брошенной собаке. А когда вырастете и станете рабочими, строителями, инженерами, умейте думать не только о производстве, но и о нашей земле, о природе.

В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи, основанные на любви, а непокорного, жёсткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему любят и помнят его родители.

Нужно понять: отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь как часть природы человека.

Пусть наш сегодняшний урок закончат финальные строчки романа Тургенева. Пусть прозвучат они как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь!

Слайд

«Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Слайд

Задание на дом.

1 группа – написать сочинение – эссе «Мои размышления по поводу урока «Нигилизм и его последствия».

2 группа – письменный ответ на вопрос «Как я понимаю нигилизм».

infourok.ru

панацея от социальных болезней или болезнь века

Нигилизм — панацея от социальных болезней или болезнь века?



Нигилизм — панацея от социальных болезней или болезнь века? Начнем с определения, что же такое нигилизм?

Нигилизм — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

В философии существуют несколько позиций в определении нигилизма: философская позиция, утверждающая, что бытие не имеет объективного смысла, причины, истины или ценности; мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют; метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно; эпистемологический нигилизм — отрицание знания; моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным.

Обычно нигилисты придерживаются некоторых утверждений, например: нет разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя; «реальной нравственности» не существует; в жизни не существует абсолютных истин, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого. В отечественной культуре второй половины 19 в. нигилистами называли представителей течения разночинцев-шестидесятников, которые отрицали социальные восприятия, религиозность …

Нигилизм является мировоззрением, сложившимся ещё в средние века, это понятие употребляли многие люди, наверное так всегда будет ,ведь взгляды на жизнь у всех разные.

Думаю, что нигилизм — болезнь века. Допустим, герой романа Тургенева Базаров понимал необходимость перемен, но ничего не предпринимал, отчего и пострадал.

Нигилизм не так страшен, он будет присутствовать всегда. Конечно же, его стоит остерегаться, но никуда от него не денешься, где-то это вредит, а где-то помогает!


reforef.ru

Каково воздействие нигилизма на личность и общество? Цель урока: осмыслить понятие «нигилизм»

Каково воздействие нигилизма на личность и общество?

Цель урока:

— осмыслить понятие «нигилизм»;

— подвести к мысли о разрушительном воздействии на характер личности и общества нигилизма, сопоставить это понятие с взглядами Базарова;

— выявить собственное отношение к нигилизму.

Оборудование:

словари; карточки с заданиями; древо понятия «нигилизм»; листы ватмана; карточки для оценок; маркеры, магниты.

Ход урока.

Сердце его (Тургенева) не могло быть с первым в нашей литературе большевиком.

Б. Зайцев

Пафос разрушения и переустройства настолько неприемлем для Тургенева,

что он заставляет Базарова в конце

концов вчистую проиграть Кирсанову.

П. Вайль, А. Генис.

^

Как вы думаете, ребята, зависит ли судьба человека от его убеждений? Могут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?

Сегодня мы поговорим об убеждениях Базарова. О том, что скрывается под пугающим словом «нигилизм».

Запишем дату, тему урока и эпиграфы.

Что же нам нужно сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока?

(постановка целей: -осознать сущность понятия «нигилизм»; — выявить собственное отношение к данной проблеме).

^

Чтобы осмыслить понятие «нигилизм», нам предстоит работа со словарем (группы ищут определения, учитель прикрепляет готовые листы ватмана на доску).

Обсуждение и самостоятельная запись выводного задания. Группы дают свое определение.

Выводное знание:

«Нигилизм» — это убеждения, основанные на отрицании общепринятых ценностей, духовных и душевных качеств человека, на сомнении в возможности достоверного познания объективной действительности, в обязательности чего-нибудь.

Как известно, активизируются эти убеждения в переломные эпохи: 60-70 гг. XIX в., начало XX в.

Может ли быть философия нигилизма позитивной, положительной? Почему?

— Не может, так как отвергает все, не предлагая ничего взамен.

Интересно отметить, что в разных источниках дается свой вариант возникновения термина «нигилизм». Британская энциклопедия ведет его историю со средних веков. Современные исследователи относят к 30-гг XIX в. При этом критики (Н. Надеждин, В.Г. Белинский) вкладывали в это слово иное значение: нигилистами назывались люди невежественные и темные. Только с появлением демократов – разночинцев это понятие стали неразрывно связывать с ними.

^

Соответствуют ли взгляды Евгения Базарова нигилистическим воззрениям или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?

Задание: каждая группа выписывает цитаты из текста, представляющие научные, философские, политические, эстетические взгляды Базарова.

Научные:— «Есть науки, как есть ремесла, знания; а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас есть мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех».

— «… мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся».

Философские:— «…Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит себе жизнь».

— «…я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мозг мой так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут».

Политические:— «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»

— «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… — подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

— «Что же, коли он (народ) заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?»

— «А я тогда буду готов согласиться с вами…, когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания».

— «… нравственные болезни происходят от духовного воспитания. От всяких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы; от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет. По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен».

Эстетические:— «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта…»

— «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»

— «Рафаэль гроша медного не стоит»

— «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть».

— «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично».

— «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время!»

— Проанализировав высказывания Базарова, можно прийти к выводу, что взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, всего и всех: нравственных законов, музыки, поэзии, любви, семьи – попытка объяснить все явления действительности, даже необъяснимые, с помощью научных изысканий – все это проявление нового направления, открытого Тургеневым и навеки запечатленного в образе Евгения Базарова.

^ Излечима ли она или смертельна для общества, подвергшегося ей?

^ : чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте отрывки на ваших карточках, поразмышляйте, рассудите.

Карточка 1.

Впереди – никакой высокой цели, в уме – никакого высокого помысла, и при всем этом – силы огромные.

Да ведь это безнравственный человек! Злодей! Урод! – слышу я со всех сторон восклицание негодующих читателей. Ну, хорошо, злодей, урод…

Если базаровщина – болезнь, то она болезнь нашего времени. И ее приходится выстрадать…Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели; такие люди долго остаются молодыми, сильными и годными на всякую работу.…теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум…

Д. Писарев, 1862 г.

Карточка 2.

Пусть с ужасом отвернутся от нас будущие поколения, пусть история заклеймит наши имена, как изменников общечеловеческому делу – мы все-таки будем слагать гимны уродству, разрушению, безобразию, хаосу, тьме. А там хоть трава не расти.

Л. Шестов, философ, 1905 г.

Карточка 3.

Савва: Я решил – уничтожить все.

Липа: Что ты говоришь?

Савва: Ну да, все старое.

Липа: А человека?

Савва: А тебе человека жалко? Останется, не бойся. Ему мешает глупость, которой за эти тысячи лет накопилась целая гора. Теперешние умные хотят строить на этой горе, но, конечно, ничего кроме продолжения горы не выходит. Нужно срыть ее до основания. Уничтожить все: старые дома, старые города, старую литературу, старое искусство, старое платье, все.

Липа: Но кто же это сделает, уничтожит все?

Савва: Я. Начну я, а потом, когда люди поймут, в чем дело, то присоединятся другие. Я принес на землю меч, и скоро все услышат его звон.

Липа: Это ужасно. Сколько крови!

Савва: Да. Многовато, но если бы был ее целый океан, все равно через это надо перешагнуть. Когда дело идет о существовании человека, тут уж не приходится жалеть об отдельных экземплярах. Только бы сам выдержал! Ну а не выдержит – туда ему, значит, и дорога, не в свои, значит, сани сел. Мировая ошибка произошла.

Л. Андреев. Драма «Савва», 1906 г.

Карточка 4.

У всех накопилась тоска по такому герою – лидеру, идеологу, уверенному в своей социальной правоте… Жизненная энергия и социальная правота Базарова, ниспровергателя обветшалых идей, до сих пор посылает нам кванты созидательной духовной силы.

Из сочинения десятиклассника, 1980-е гг.

Комментарии к ответам.

1 группа: По мнению Писарева, сочувствовавшему Базарову и считавшему его героем времени, — это новый герой, человек дела. «Базаровщина» — болезнь, но в ней не виновато общество. Оказывается, что болезнь могла бы стать спасительным лекарством для общества, в котором живут такие люди. Только они не находят достойного применения, поэтому им ничего другого не остается, как умереть, не применив своих знаний и сил.

2 группа: Если следовать мысли философа, нигилизм – болезнь времени, и неизлечимая. А если обратить внимание на дату (1905 г.), легко заметить, чем закончится для общества и страны эта болезнь. Разрушением и гибелью всего через 10 лет.

3 группа: Л. Андреев в драме «Савва» знакомит нас с представителем нового поколения, целеустремленным и почти безумным. Здесь по сути нигилистическая философия превратилась в средство оправдания террора и разрушения как пути достижения общих целей. Уничтожить легко, и эта легкость привлекательна для любого. Выходит, нигилизм – смертельная болезнь не только для общества, но и для всей планеты.

4 группа: Видно желание перемен. Но захотите ли вы пережить эпоху разрушения? Никогда нельзя разрушать все до основания. И уж никак нельзя найти в нигилизме «созидательной духовной силы», ибо он всегда разрушителен.

Нигилизм – очень знакомая нашей стране болезнь, болезнь, приносившая беды и разрушения, но по-прежнему привлекательная и раздражающая. Базаров – герой всех времен и народов, рождающийся в любой стране, где нет социальной справедливости и благополучия.

— Так на чьей стороне Тургенев? Согласны ли вы с мнением Бориса Зайцева и с мнением Вайля и Гениса?

^

Писатели Питер Вайль и Александр Генис видят основной конфликт романа в столкновении идей Базарова и охранителя традиций Кирсанова.

Мнение Б. Зайцева тоже заслуживает внимания. Вынужденный эмигрант, всю оставшуюся жизнь проживший за границей, прекрасный знаток классической литературы, ставший биографом Тургенева, он имел право увидеть в нигилизме Базарова воинствующий нигилизм большевика.

^

— А каково ваше отношение к нигилизму? Попробуйте отобразить это в рисунке и цвете (ватман, маркеры каждой группе или устные ответы).

VII. Итог.

Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могли не отразиться на его судьбе. Они моделируют его судьбу. И получается, что сильный и властный человек, отрицающий все, хоть сколько-нибудь напоминающее «романтизм», настолько последовательно и безоглядно доверяет бесплотным идеям, что одна только мысль об ошибке приводит его в уныние. Логика романа заставляет нас видеть в смерти Базарова торжество сил здравого смысла: отрицая природу, отрицаешь и свою жизнь как часть природы.

uch.znate.ru

Урок по литературе на тему «Нигилизм Базарова»

 Столкновение «цивилизаторского порыва с порядком культуры» (нигилизм Базарова и взгляды «охранителя традиций» П.П. Кирсанова)

Вступительное слово учителя.

— Тема сегодняшнего урока «Нигилизм и его последствия». Сегодня мы постараемся поглубже узнать, что скрывается под пугающим словом «нигилизм», поговорим об убеждениях Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Попытаемся ответить на вопрос: «Зависит ли судьба человека от его убеждений. Могут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?»

При подготовке к уроку вы, ребята, должны были перечитать отдельные главы романа «Отцы и дети», выполнить некоторые задания.

2. Нам предстоит словарная работа.

Посмотрим, как одно и то же понятие «нигилизм» раскрывается в разных источниках.
(Чтение формулировок определений нигилизма, данные в Большом энциклопедическом словаре, словаре В.Даля, Толковом словаре и Британской энциклопедии.)

— НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
Большой энциклопедический словарь

— НИГИЛИЗМ – «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».
В.Даль

— НИГИЛИЗМ – «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм».
Толковый словарь русского языка

— НИГИЛИЗМ – «философия скептицизма, отрицания всех форм эстетического». Социальные науки и классические философские системы полностью отрицались, отрицалась любая власть государства, церкви, семьи. Наука для нигилизма стала панацеей от всех социальных проблем.
Британника

— На что вы обратили внимание?

— Интересно отметить, что в разных источниках даётся свой вариант толкования этого понятия и его возникновения. Британская энциклопедия ведёт его историю со Средних веков. Современные исследователи относят его к началу XIX века. Некоторые издания считают, что понятию нигилизм впервые дал определение немецкий философ Фридрих Ницше. «Что означает нигилизм? – спрашивает он и отвечает:- То, что высшие ценности теряют свою ценность…нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»

Интересна история слова «нигилист» в России.

Сообщение ученика:

— Слово «нигилист» имеет сложную историю. Оно появилось в печати в конце 20-х гг. XIX в. И вначале это слово употребляли по отношению к невеждам, которые ничего не знают и не хотят знать. Позднее, в 40-е гг., слово «нигилист» как бранное стали употреблять реакционеры, называя так своих идейных врагов – материалистов, революционеров. Передовые деятели не отказались от этого названия, но вложили в него свой смысл. Герцен утверждал, что нигилизм означает пробуждение критической мысли, стремление к точному научному знанию.

— Итак, нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Можно ли считать нигилизм социально позитивным явлением? Почему?

— Нигилизм – это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций. Философия нигилизма позитивной быть не может, т.к. отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира.

3. И.С.Тургенев в своём знаменитом романе «Отцы и дети» изложил в общедоступной форме идею нигилизма устами персонажа Евгения Базарова.

Давайте вспомним взгляды Базарова. Дома вы должны были заполнить таблицу, подобрав цитаты из романа (чтение цитат и их обсуждение).

Научные и философские взгляды:

  1. «Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой».

  2. «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».

  3. «Мы теперь вообще над медициной смеёмся и ни перед кем не преклоняемся».

Политические взгляды:

  1. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»

  2. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… — подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем… Всё…»

  3. «А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди, и обличители никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только налиться дурману в кабаке…»

  4. «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр».

  5. «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет…да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух будет расти, ну, а дальше?»

Эстетические взгляды:

  1. «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».

  2. «И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»

  3. «Рафаэль гроша медного не стоит…»

  4. «…Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросать эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать…»

  5. « Помилуй! В 44 года человек, отец семейства, в …м уезде – играет на виолончели! (Базаров продолжал хохотать…)»

— Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим воззрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?

— Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, всего и всех: нравственных законов, музыки, поэзии, любви, семьи; попытка объяснить все явления действительности, даже необъяснимые, с помощью научных изысканий, материалистически.

— А что говорят о нигилистах герои романа «Отцы и дети»?

Николай Петрович Кирсанов говорит, что нигилист – это человек, «который ничего не признаёт». Павел Петрович добавляет, «который ничего не уважает». Аркадий: «который ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

— Какое из 3 толкований больше подходит к нигилизму Базарова?

А что же признаёт Базаров? (науку, огромную роль самовоспитания, труд, работу)

— Хорошо это или плохо относиться ко всему с критической точки зрения?

— Глядя на всё критически, можно найти недостатки, ошибки, исправить их. Сомнения и отрицание всегда были двигателем научного и социального прогресса. Всё новое строится на основе отрицания старого. Но нельзя всё слепо отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, от традиций. Обязательно должна быть новая позитивная программа. Что предлагаешь взамен, какими способами?

— Базаров критически относился к крепостному праву, к самодержавию, к государственному строю вообще, к религии, к законам, к традициям. Базаров собирается «место расчистить», т.е. сломать старое.

— Как называются люди, ломающие старый строй?

— Революционерами.

— Значит, Базаров по взглядам – революционер. Тургенев писал: «…и если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Теперь скажите, во имя чего ломают старое? Зачем?

— Чтобы построить новое – лучше старого.

И что же собирается строить Базаров?

Ничего. Он говорит, что это не его дело. Его дело – место расчистить, и всё.

Что же хорошо и что плохо в программе Базарова?

Хорошо, что он видит недостатки современного общества. Плохо, что не знает, что строить, и не собирается строить. У него нет созидательной программы.

Как относится Тургенев к убеждениям Базарова? Разделяет ли он их?

Автор не разделяет нигилистических убеждений Базарова, наоборот, он всем ходом романа последовательно их развенчивает. С его точки зрения, нигилизм обречён, т.к. не имеет позитивной программы.

Тургенев по своему мировоззрению либерал, по происхождению – аристократ. Как же мог он своего противника сделать лучше и дать ему одержать победу?

— Возможно ответ на этот вопрос вы найдёте в высказывании самого Тургенева: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

По этим словам Тургенева получается, что образ Базарова — это объективная истина, хотя она противоречит симпатиям автора.

— Как вы относитесь к Базарову? Почему Тургенев так пишет о своём герое: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, — я виноват и не достиг своей цели».

— Тургенев – великий психолог. Его Базаров, будучи циничным, бесстыдным на словах, в душе человек нравственный. В Базарове скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное счастье, и умение ценить красоту и поэзию. (В минуты отчаяния бродит по лесу, перед дуэлью замечает красоту природы; стремясь скрыть своё смущение, ведёт себя развязно; дуэль).

— Почему Базаров не отказался от участия в дуэли?

Павел Петрович угрожал в случае отказа ударить его палкой. Что ж с того? Человек, который искренне не признаёт никаких условностей, может позволить себе не заботиться об общественном мнении. Базаров гораздо моложе Павла Петровича и вряд ли позволил бы себя избить. Но он испугался другого – позора. И это доказывает, что далеко не ко всему, о чём отзывался с презрительной ухмылкой, он действительно был равнодушен.

Сам этого не осознавая, Базаров живёт по достаточно высоким нравственным принципам. Но эти принципы и нигилизм несовместимы. От чего-то придётся отказаться. Базаров как нигилист и Базаров как человек борются между собой в душе.

— Как вы думаете, отражаются ли убеждения человека на его судьбе?

— Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе. Они моделируют его судьбу. И получается, что сильный и властный человек, перед которым ещё никто не спасовал, отрицающий романтизм, настолько доверяет своим идеям, что одна только мысль об ошибке приводит его в уныние, в состояние депрессии. За это он будет страшно наказан: врачебные занятия окажутся для него роковыми, а медицина, которую он так почитал, не сможет его спасти. Логика романа заставляет нас видеть в смерти Базарова торжество сил здравого смысла, торжество жизни.

4. Последствия нигилизма.

— Можете ли вы привести примеры нигилизма в истории нашей страны?

— Я хочу прочитать строчки из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»:

Эти слова были написаны в 1912 году. Под ними подписи нескольких поэтов, в том числе В.Маяковского.

Авторы манифеста называли себя футуристами, от лат. futurum – будущее. Они презирали общество и его законы, старую литературу с её традициями, общепринятые правила поведения, принципы, авторитеты. Они выступали с чтением своих странных, грубых, диких стихов, появлялись перед публикой вызывающе одетые, с раскрашенными лицами, они постоянно издевались над читателями и слушателями, хамили им, показывая им, как они презирают сытый благополучный мир. Они пытались сокрушить даже язык и совершали дерзкие опыты над поэтическим словом.

Мне кажется, что эти люди похожи на нигилистов.

— О футуристах мы будем с вами подробно говорить на будущий год. Что это за направление, что оно привнесло в литературу. Но хочу отметить, что В.Маяковский примыкал к футуристам лишь в самом раннем творчестве. А позднее взгляды его не были уже такими крайними. Мало того, у него появились стихи, в которых он беседует с Пушкиным о назначении поэта и поэзии.

Похожий период в истории нашей страны был и после Великой Октябрьской социалистической революции, когда некоторые деятели искусства решили отказаться от всего предшествующего опыта и создать на голом месте новую пролетарскую культуру.

Именно к этому периоду относится мнение Бориса Зайцева, взятое в качестве эпиграфа к нашему уроку: «Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком».

Борис Зайцев прожил долгую жизнь. Наблюдал расцвет культуры Серебряного века, а затем – раскол мира, уничтожение общества, в котором он жил и творил, истребление культуры и цивилизации. Вынужденный эмигрант, всю оставшуюся жизнь проживший за границей, прекрасный знаток классической литературы, он имел право увидеть в нигилизме Базарова воинствующий нигилизм большевика и связать все события, произошедшие через полвека, с идеями, которые проповедовал Базаров.

— Сейчас много говорят и пишут о надвигающейся экологической катастрофе. Исчезли многие виды животных и растений. Уменьшается озоновый слой. В больших городах не хватает питьевой воды. В разных точках планеты возникают различные катаклизмы: то землетрясения, то наводнения, всемирное потепление. Вы спросите, причём здесь нигилизм? Вспомним фразу Базарова: «Природа – это не храм, а мастерская». На протяжении лет человек действительно относится к природе как к мастерской. Он придумывает новые высокие технологии, использует новейшие достижения химии, физики, генной инженерии. И в то же время не думает, что отбросы этих высоких технологий, всевозможные эксперименты наносят большой вред природе и самому человеку. И к природе мы должны относиться в первую очередь как к храму, а потом как к мастерской.

Проблема диалога человека и природы – проблема общечеловеческая. Она постоянно рассматривалась русской литературой как XIX, так и XX веков. Давайте сейчас прослушаем стихотворение Роберта Рождественского. Написанное с 70-годы оно, к сожалению, и сейчас остаётся актуальным.

***

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше – окружающей природы,
Всё больше – окружающей среды.

Да, вокруг нас всё меньше живой природы, всё больше зон, не пригодных для проживания человека: зона Чернобыля, зона Арала, зона Семипалатинска… А это результат бездумного вторжения в мир природы научно-технического прогресса.

— Итак, нигилизм – это болезнь или лекарство от болезней?

Нигилизм – очень знакомая нашей стране болезнь, которая приносила беды, страдания, смерть. Получается, что Базаров – герой всех времён и народов, рождающийся в любой стране, где нет социальной справедливости и благополучия. Нигилистическая философия несостоятельна, т.к. она, отрицая духовную жизнь, отрицает и нравственные принципы. Любовь, природа, искусство – не просто высокие слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности.

Мы должны понять, что есть на свете такие ценности, которые отрицать никак нельзя. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы…Богом ли, природой ли – как знать? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой…

Пусть наш сегодняшний урок закончат финальные строчки романа Тургенева. Пусть прозвучат они как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь!

«Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

infourok.ru

Роман «Отцы и дети»



Роман «Отцы и дети»


  • В марте 1861г был обнародован царский манифест об освобождении крестьян. И.С. Тургенев пишет «Отцы и дети», произведение, отразившее борьбу 2-х сил – либералов и демократов.



  • Тема: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса… Слабость, вялость и ограниченность. Если сливки плохи, что же молоко?»



  • Цели:проследить, как эпоха отражается в романе; развивать навыки работы с текстом; работать с интерактивной доской



«…если он называется нигилистом, то надо читать революционером.»

  • Нигилизм- панацея от социальных болезней или болезнь века? Излечима ли она или смертельна для общества, подвергшегося ей?



  • Панацея-средство, исцеляющее всё, помогающее при всяких случаях.

  • Всеисцеляющая (от греческого panakeia)



Кольцевая композиция

  • Марьино

  • Никольское

  • Родители Базарова



Какие проблемы романа являются современными и для вас?

  • ?

  • ?

  • ?

  • ?



Система образов романа

  • Базаров



Собирание материала по героям













Смысл названия романа?

  • ?


rushkolnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *