Нигилизм примеры: понятие, примеры и виды, принципы, плюсы и минусы

понятие, примеры и виды, принципы, плюсы и минусы

Что такое нигилизм?

Нигилизм — это специфическое мировоззрение, построенное на отрицании общеустановленных ценностей, культурных норм, нравственных канонов и идеалов. В широком смысле нигилизм понимают как отрицание или откровенный негатив, выражаемый по отношению к тем или иным сторонам жизни общества. В различные эпохи понятие «нигилизм» наделялось разными значениями и трактовалось по-своему, его определение зависело от культуры и нравов того или иного времени.

Сторонники описываемого мировоззрения известны как нигилисты, они не верят в существование безусловной правды и истинной нравственности, а любые действия и поступки считают равнозначными, не разделяя их на более или менее предпочтительные. Нигилисты доверяют лишь проверенным фактам, объяснениям и обоснованиям, одновременно отрицая все, что только возможно отрицать.

Кроме того, нигилисты являются сторонниками полной свободы человека от веры, ценностей и моральных норм, государственной власти и самого общества. Нигилизм имеет множество проявлений, которые меняются со временем, однако, данный феномен сохраняет свою суть и не исчезает окончательно.

Принципы нигилизма

Нигилизму свойственен ряд собственных принципов, к ним относят следующие утверждения:

  • непризнание существования чего-либо, что невозможно видеть или осязать;
  • неприязнь к объективным моральным и нравственным ценностям, относимым сторонниками нигилизма к субъективному видению людей;
  • открытое отрицание истинности, неверие в смысл жизни.

Примеры и виды нигилизма

Нигилизм выражается в ряде поступков как положительного, так и отрицательного характера. Приведем несколько наглядных примеров, для удобства классифицируем примеры по категориям:

  • социальный — отрицание уклада жизни и ценностей большинства людей, а также непринятие социальных норм и институтов;
  • правовой нигилизм — отрицание ценности права, законов, правил;
  • нравственный (или моральный) — сторонники данного направления не признают абсолютно моральных либо аморальных явлений и вещей;
  • религиозный — отвергается религия и религиозное сознание в любом проявлении;
  • эпистемологический нигилизм — отрицание возможности достижения знания;
  • географический — отрицание значения важности географических факторов для развития общества;
  • юношеский (очень похожий на юношеский максимализм) — несогласие с жизненным укладом и ценностями предыдущего поколения;

Пример из литературы

Немалое количество примеров нигилизма можно отыскать в литературных произведениях, ярчайшим из них является Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Этот образ был создан писателем после знакомства с врачом, придерживавшимся нигилистических взглядов, а потому сполна отражает черты типичного нигилиста, к примеру:

  • оппозиционность во взглядах, демонстративное неприятие позиции несогласных с его взглядами людей;
  • полная независимость от мнения окружающих;
  • игнорирование тактичности, вежливости и правил этикета;
  • отрицание всех существующих общественных порядков.

Единственным настоящим авторитетом для Базарова стала наука, он отрицает веру, любовь и человеческие эмоции, а сам человек рассматривается им как исключительно биологическое существо.

Причины появления

Современная психология относит нигилизм к одному из защитных механизмов личности. Чаще всего на формирование нигилистического мировоззрения влияет воспитание и сложившийся внутри конкретной семьи микроклимат, постепенно приводящий человека к отрицанию всего внешнего мира, включая и самого себя. Итогом развития подобного внутреннего конфликта становится внешняя холодность и отсутствие эмоций, хотя внутри себя человек продолжает надеяться на любовь и понимание со стороны окружающих.

Обычно будущие последователи нигилизма воспитываются в строгих авторитарных семьях, построенных на безоговорочном подчинении младших старшим, хотя среди нигилистов встречается немало людей, которых наоборот чрезмерно баловали и опекали в детские годы. Результатом таких перегибов в воспитании является подавление личностью собственных желаний, что постепенно выливается в недоверчивое, холодное и отстраненное (иногда даже жестокое) отношение человека не только к окружающим его людям и миру, но и к самому себе.

История возникновения нигилизма

Нигилизм был известен еще в Средневековье, в то время к нигилистам относили сторонников учения, отвергавшего человеческое естество Иисуса. Позднее данный термин пришел в западную философию и первоначально он также имел религиозную подоплеку, однако, спустя определенное время понятие «нигилизм» стало ассоциироваться с отрицанием какого-либо смысла в жизни. К первым философам, начавшим изучать нигилизм, относят Якоби, Ницше, Шпенглера и некоторых других ученых.

В 70-ых гг. 19 века нигилизм окончательно отделился от философии, оформившись в отдельную дисциплину, а изучением его проблематики занялись В. Райх и Э. Фромм, выделившие основные причины, провоцирующие нигилистическое поведение. Так, Фромм относил нигилизм к защитному механизму человеческой психики, связанному с определенными трудностями, возникающими на почве проблем с самореализацией личности, а В. Райх рассматривал нигилизм с точки зрения невроза характера, не отрицая при этом теории о нигилизме как о защитном механизме. Еще одним ярким представителем нигилизма является немецкий философ Ф. Ницше, чье учение строилось на отрицании религии и обесценивании моральных ценностей и норм. Кроме того, Ницше относил к проявлению слабости человеческую способность сострадать, считая идеальными людьми злобных эгоистов, не умеющих сочувствовать и сопереживать другим.

В России распространение нигилизма было тесно связано с литературой, многие авторы подробно и детально описывали указанное явление в своих произведениях. Чаще всего к нигилистам в России относили людей, отрицающих религиозное мировоззрение и моральные нормы, а также тех, кто мечтал уничтожить существующие в стране порядки. По этой причине на Западе во второй половине 19 столетия под термином «нигилисты» часто понимались русские революционеры.

В наше время к нигилистам относят немалое число известных личностей, в их ряды входят философы, психологи, писатели и революционеры, к примеру, крупнейшие русские анархисты М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин, знаменитый литературный критик 19 века Д. И. Писарев, немецкие философы Ф. Ницше и Э. Фромм.

Плюсы и минусы нигилизма

В целом нигилизм можно отнести к двояким явлениям, имеющим как собственные плюсы, так и минусы.

Положительными сторонами нигилизма являются:

  • поиск индивидом собственной индивидуальности и заявление о ней окружающим;
  • приобретение навыков по отстаиванию и защите своей позиции, личных границ;
  • отрицание и неприятие общепринятых ценностей, правил и норм позволяет нигилистам отыскать собственные.

К отрицательным сторонам описываемого мировоззрения относят:

  • крайнюю категоричность суждений, очень вредную для самого последователя нигилизма;
  • отсутствие возможности изменить свои взгляды и мировоззрение, непризнание собственных, даже очевидных, ошибок;
  • непонимание, осуждение и преимущественно негативное отношение со стороны общества.

Заключение

Нигилизм прочно укоренился в нашей повседневности, его последователи, а вместе с ними и примеры нигилистического поведения, встречаются в самых разнообразных сферах человеческой жизнедеятельности во всех уголках мира. К тому же, элементы нигилистического мировоззрения проникли в культуру и искусство, их можно найти в кинематографе, музыке и литературе. При этом нигилизм нельзя отнести к однозначно негативным или сугубо положительным явлениям, его выражение в каждом конкретном случае зависит от поведения отдельного нигилиста в определенной жизненной ситуации.

Правовой нигилизм как социальная проблема современного российского общества

Библиографическое описание:

Абражеева, Д. В. Правовой нигилизм как социальная проблема современного российского общества / Д. В. Абражеева, А. А. Музыкин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12084/ (дата обращения: 17.12.2022).



Российская федерация согласно Конституции РФ является демократическим, а также правовым государством. Данный термин означает, что основными категориями в РФ являются право и закон, а также уважение прав и свобод граждан, защита и гарантирование которых обеспечивает государство. [1]

Это утверждение показывает то, что в РФ главное место занимает законодательство и законность, которые формируют права и свободы граждан, а также что их защита является главной задачей законодательства. В числе явлений, подрывающих, затрудняющих работоспособность права и законов в нашей стране является правовой нигилизм. Можно сказать, что сейчас эта проблема приобрела всемирную огласку и известность, но особенно она развита в России на протяжении всей её истории, поэтому ей уделяется колоссальное внимание. Это доказывают слова, сказанные Салтыковым-Щедриным давно, но не потерявшие смысл до нашего времени: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Бытует мнение, что рождение нигилизма произошло еще тогда, когда люди превратились в разумные существа и стали формировать культурные ценности. Но началом развития и распространения в Западной Европе и России принято считать 80-е годы ХХ века. С того момента он имеет множество форм и затрагивает все возможные слои общества и жизни людей, заставляет их задуматься о своём существовании в современном мире.

Нигилизм (от латинского слова «nihil» — ничего, ничто) — это негативное отношение субъекта к определённым ценностям, идеалам, отдельным, а иногда и всем, сторонам жизни человека. [5] Из этого следует, что правовой нигилизм — это именно отрицательно отношение субъекта к праву.

Можно выделить целый ряд форм выражения правового нигилизма:

1) Осознанное и умышленное нарушение законов, и подзаконных актов (преступление).

2) Массовое неисполнение и нарушение правовых норм.

3) Пропаганда в обществе псевдоправовой литературы и отрицательно настроенных идей: возникновение теорий и идей, оправдывающих противоправное поведение человека, запрещенное законодательством;

4) «Противостояние законов»: создание законов и подзаконных актов органами государственной власти различных ветвей власти, которые противоречат и исключают действующее законодательство; конфликт между законодательством федерального уровня и законодательством субъектов;

5) Массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина.

6) Понижение авторитета судебных и правоохранительных органов. [2]

Правовой нигилизм-это явление, поэтому для него характерен ряд признаков:

1) Широкое распространение и массовость.

2) Бесконтрольность.

3) Вариативность форм его проявления.

4) Дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.).

5) Соединение нигилизма с иными антиправовыми явлениями.

6) Распространение правового нигилизма при помощи средств массовой информации.

Существует мнение, что правовой нигилизм появился и развивается в России из-за правовой некомпетентности, правового незнания ее граждан. Часто субъекты правоотношение даже не знают о своих правах и обязанностях, не говоря уже о мониторинге изменений законодательства. Это, в свою очередь, является причиной увеличения роста преступлений и иных правонарушений. Так же известен факт, что определенный процент граждан руководствуется не правом в своем поведении, а нормами морали и нормами религиозными. Правовой нигилизм каждого государства отличается между собой, так как каждое государство уникально, поэтому и причины правового нигилизма отличается в зависимости от государства. Но в России главной причиной правого нигилизма нужно считать факт того, что не все законы исполняются полностью, и граждане знают об этом.

Это объясняется тем, что отрицательно направленный гражданин, узнав о так называемой «лазейке» в законе, попытается ее использовать в своих интересах и иногда противоправных. Данный факт приводит к тому, что человек перестает руководствоваться нормами права в своем поведении и доходит до правового нигилизма. Существует точка зрения, согласно которой правовой нигилизм в России вытекает из концепции «географического детерминизма». [3] Согласно данной концепции, «необъятные пространства» России искажают правовое сознание граждан. Данная концепция имеет свои недостатки, которые появляются, если применить эту теорию на практике. К примеру, если уровень правового нигилизма выше в странах с малой плотностью населения и с большой территорией, то, следовательно, в странах с небольшой территорией и большим числом жителей уровень правового нигилизма должен быть мал, но это не так, и доказательством может служить такие страны как Украина, страны Ближнего Востока. Что же касается практики, то Россия показала довольно удивительные примеры правового нигилизма реализованного в форме правового идеализма.
Существует точка зрения, в которой правовой идеализм, а именно необоснованная вера в право и в его способность решать любые проблемы, является не только формой правового нигилизма, но и его источником. Следуя этой точке, правовой нигилизм является продолжением разочарования на практике в праве и в его способностях регулятора отношений, так же разочарование происходит при недостаточности навыков применения права самим человеком, и право, вследствие этого, не реализует себя полностью.

Правовой нигилизм в России на сегодня проявляется в нарушении и не исполнении самых «простых и обычных» правовых норм, включающих правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, нарушение комендантского часа, невыплата налогов, девиантное поведение в обществе и т. д.

Мы считаем, что для преодоления такого явления, как правовой нигилизм, необходимо мотивировать граждан к стремлению повышения уровня правовой культуры общества и личности. Необходимо регулярно проводить профилактику преступлений и иных правонарушений, проводить просветительскую и агитационную работу среди граждан и особенно проблемных групп. В данной деятельности необходимо использовать все возможные средства: СМИ, литература, школы, высшие учебные заведения и даже церковь. Правовое воспитание должно выйти на первый план среди задач школ, ВУЗов и т. д. Таким образом, право как социальный регулятор и часть правовой культуры может преодолеть правовые нигилистические тенденции среди молодежи, что позволит, наконец, сформировать правовое государство.

Необходимо озвучить пути борьбы с правовым нигилизмом в нашей стране:

1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;

2) укрепление режима законности на территории государства;

3) осуществление верховенства основного и других законов государства;

4) совершенствование правовой системы государства;

5) осуществление правового порядка в государстве;

6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;

7) проведение в государстве правового воспитания. [4]

Правовой нигилизм является многосторонней проблемой современного общества и не только России. Поэтому для борьбы с ним необходимой использовать всевозможные способы и меры, основой которых должны быть гарантии государства по защите прав и свобод его граждан, а также по поддержке режима законности. Юридическими гарантиями является совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Среди данных юридических гарантий основными являются экономические и политико-идеологические (а именно: различные виды собственности и соответственный им способ производства, бескризисное развитие народного хозяйства, степень занятости населения в общественно полезном труде, идеология, состояние культуры) гарантии.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ]: Рос. газ., 21.01.2009.
  2. Байниязов Р. С. «Правовое сознание и правовой менталитет в России»// Саратов,2001. С.97–100.
  3. Вопленко Н. Н. «Правосознание и правовая культура»// Волгоград,2000, С.37–41.
  4. Гуляихин В. Н. «Правовой нигилизм в России»// Волгоград, 2005. С.55–58
  5. Ефимов Е. Г. «Правовой нигилизм как социокультурное явление»// сборник научных трудов Волжского филиала МЮИ// материалы Недели науки, 22–29 мая 2009 г.: Международный юридический институт, Волжский филиал. — М., 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой нигилизм, Россия, государство, гражданин, правовое воспитание, правовое государство, правовой идеализм, РФ, свобода граждан, свобода человека.

правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека

Правовой нигилизм как социальная проблема современного. .. правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека, свобода граждан, РФ, правовой идеализм, правовое государство, правовое воспитание, гражданин.

правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека

Правовой нигилизм как социальная проблема современного… правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека, свобода граждан, РФ, правовой идеализм, правовое государство, правовое воспитание, гражданин.

правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека

Правовой нигилизм как социальная проблема современного… правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека, свобода граждан, РФ, правовой идеализм, правовое государство, правовое воспитание, гражданин.

Правовой нигилизм в современной России | Статья в журнале…

Марченко Д. Э. Правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой инфантилизм как формы деаксиологического правового сознания: Монография.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой нигилизм, служащий, Российская Федерация, свобода человека

правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека

Правовой нигилизм как социальная проблема современного… правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека, свобода граждан, РФ, правовой идеализм, правовое государство, правовое воспитание, гражданин.

Влияние

правового нигилизма на развитие гражданского. ..

Проблемы преодоления правового нигилизма. Правовой нигилизм свойственен русскому человеку на протяжении веков это обусловлено

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, правовое государство, свобода человека

Права и

свободы граждан как критерий формирования

гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное самоуправление, свобода, Российская Федерация, Международный пакт, демократическое государство

правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека. ..

Правовой нигилизм как социальная проблема современного… правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека, свобода граждан, РФ, правовой идеализм, правовое государство, правовое воспитание, гражданин.

Проблемы преодоления

правового нигилизма

Правовой нигилизм свойственен русскому человеку на протяжении веков это обусловлено менталитетом, правовой безграмотностью, низким уровнем правовой культуры, пренебрежение к праву, его недооценка.

Нигилизм и поп-культура | Мнение

Любой, кто видел фильм Семь , наверное, согласится, что он был превосходен. Актерская игра была напряженной, сюжет захватывающим, а умелая режиссура значительно усилила драматическое воздействие фильма. Наблюдать за тем, как Брэд Питт и Морган Фриман играют друг с другом, изображая упертых детективов, было очень приятно. И все же, если бы я знал больше о Seven до того, как посмотрел его на прошлой неделе в Научном центре, я бы никогда не пошел. Увидев его, я пожалел, что он вообще был сделан.

Семь не только бесчеловечны по своей сути, но и попахивают бесчеловечностью. Ужасные убийства, которые должны раскрыть Питт и Фримен, настолько жестоки и интуитивны, что я удивляюсь тому, что кто-то может представить себе их, не говоря уже о том, чтобы решить, что они являются подходящей платой за проезд для крупного кинофильма. Финальная сцена фильма — славная дань нигилизму, в котором мир Брэда Питта разрывается на части бессмысленным преступлением, которое оставляет зрителя убежденным в том, что жизнь бессмысленна, что боль всегда восторжествует над счастьем и что лучше сделать аборт еще не родившемуся ребенку. чем принести его в мир.

В конце фильма есть один момент искупления. Морган Фриман упоминает, что за мир стоит бороться, но эта фраза кажется неуместной запоздалой мыслью и мало что делает для того, чтобы разбавить всепоглощающее ощущение духовной тьмы, которое можно убрать из Seven.

Чувства отчуждения и цинизма, к сожалению, очень популярны в массовой культуре и процветают в ней. Любой, кто слушал тексты таких групп, как Nine Inch Nails или Smashing Pumpkins, несомненно, чувствовал бессвязный и необъяснимый гнев, передаваемый музыкой. (Неудивительно, что Seven У режиссера Дэвида Финчера за плечами множество музыкальных клипов. Музыка, открывающая фильм, на самом деле является мелодией Nine Inch Nails.) И невозможно смотреть телевизор, не видя ток-шоу и криминальные драмы, которые усиливают и выпячивают человеческие страдания ради рейтингов.

Многие возразят, что искусство — это просто отражение общества; что неправильно обвинять его в выражении тенденций, которые просто являются частью нашей основной культурной ткани. Но искусство отнюдь не является беспристрастным образцом чувств и нравов, которым подвержены его творцы. Скорее, это линза, которая используется для фокусировки, выделения и усиления определенных тенденций, которые художник хочет привлечь внимание публики. Этот процесс, в свою очередь, помогает укрепить чувства, которые его породили.

Вот почему нигилистическая поп-культура и искусство так вредны. Они помогают увековечить самое пагубное и разрушительное отношение, которое только может быть в свободном и демократическом обществе: что жизнь не стоит того, чтобы жить и что все наши усилия в конечном итоге приведут к боли и разочарованию. Самый неприятный аспект этого заключается в том, что часто такие мысли не высказываются искренне, а скорее потому, что они шокируют, развлекают и приносят прибыль.

Даже если создатели Seven искренне испытывают чувства, которые они поддерживают, беспокоит то, что ни один из его продюсеров или финансовых спонсоров не пришел к выводу, что публика не нуждается или не заслуживает этой тускло освещенной дани боли и страданий. Художественная лицензия не отменяет социальной ответственности, и просто неправильно зарабатывать деньги, играя на худших инстинктах людей. Это не означает, что мы должны игнорировать или замалчивать наши коллективные проблемы и заботы или стремиться вернуться к репрессивной невинности, воплощенной в 19 веке.50-е годы. Но мы также не должны позволять маятнику качнуться совсем в другую сторону, к состоянию моральной анархии, в котором ничто, включая человеческую жизнь, не имеет внутренней ценности.

Очевидно, что не существует лакмусовой бумажки, по которой можно было бы определить, является ли фильм «приемлемым», и не должно быть. И совершенно неприемлема любая форма государственной цензуры СМИ. Но те, кто отвечает за создание популярной культуры, должны более пристально и вдумчиво взглянуть на то, что они говорят своими фильмами, музыкой и искусством, и научиться распознавать, когда один из их продуктов настолько морально несостоятелен, что было бы безответственно навязывать его. на общество. Seven — именно такой продукт, и далеко не единственный.

Колонка Дэвида Х. Голдбреннера выходит по четвергам.

Политический нигилизм интеллектуалов дал миру Брексит, Дутерте и Дональда Трампа

На первый взгляд может показаться, что интеллектуалы не имеют ничего общего с ростом глобального нелиберализма. Движения, поддерживающие Brexit, Дональда Трампа и лидеров третьего мира, таких как президент Филиппин Родриго Дутерте, радостно отвергают книги, историю и высшее образование в пользу ругани против общих врагов, таких как аутсайдеры и глобализация. И вы найдете немного сторонников Трампа среди преимущественно левой американской профессуры.

Тем не менее, интеллектуалы несут ответственность за рост этих движений, хотя и косвенно. Профессора выступили с резкой критикой неолиберального общества. Но они не смогли предложить общественности жизнеспособные альтернативы. Таким образом, они способствовали политическому нигилизму, который подготовил почву для новых движений, отвергающих либерально-демократические принципы терпимости и институциональных реформ.

Реклама

Интеллектуалы имеют долгую историю критики либерализма, который опирается на «философию прав личности и (относительно) свободных рынков». Начало в 19В XX веке, по словам историка Франсуа Фюре, левые мыслители начали приходить к единому мнению, «что современная либеральная демократия угрожает обществу распадом, потому что она распыляет людей, делает их безразличными к общественным интересам, ослабляет власть и поощряет классовую ненависть».

На протяжении большей части 20-го века антилиберальные интеллектуалы могли придумывать альтернативы. Жан-Поль Сартр лихо защищал Советский Союз даже тогда, когда стало ясно, что Иосиф Сталин был массовым убийцей. Французские, американские, индийские и филиппинские университетские радикалы были безнадежно очарованы культурной революцией Мао Цзэдуна в XIX веке.70-е годы.

Крах коммунизма все изменил. Некоторые левые интеллектуалы начали искать надежду в маленьких революционных партизанах в странах третьего мира, таких как мексиканский субкоманданте Маркос. Другие обратились к чистой критике.

Академики теперь в основном оводы, редко предлагающие стратегии политических перемен. Те, кто выдвигает альтернативы, предлагают альтернативы настолько расплывчатые или оторванные от реальности, что с тем же успехом они могли бы ничего не предлагать. (Профессор романтических исследований Университета Дьюка Майкл Хардт, например, считает, что зло современной глобализации настолько пагубно, что ответом может быть только любовь во всем мире.)

Реклама

Такое мышление способствует политической безнадежности. Он отвергает постепенные изменения как косметические, но покровительствует тем, кто думает иначе. Этот нигилизм легко распространяется из классных комнат и академических журналов на страницы статей в Zuccotti Park и, в конечном итоге, на широкую публику.

Для академических нигилистов сокращением мирового зла является «неолиберализм». Этот термин используется для обозначения идеологии свободного рынка, которая навязывала людям глобализацию, уменьшая власть правительств. Однако чем чаще используется этот термин, тем более расплывчатым он становится для обозначения всей глобальной рутины.

Демократическая политика в эпоху неолиберализма, по словам гарвардских антропологов Джин и Джона Комарофф, представляет собой «нечто вроде пирамиды: чем больше ей потворствуют, тем больше она требуется». Они утверждают, что наша вера в то, что мы можем использовать законы и конституционные процессы для защиты своих прав, является формой «фетишизма», которая в конечном счете «химерична».

Для теоретика литературы из Чикагского университета Лорен Берлант демократическое стремление к счастью в условиях неолиберализма — не что иное, как «жестокий оптимизм». Материалистические вещи, которых желают люди, «на самом деле являются препятствием для вашего процветания», — пишет она.

Реклама

Согласно этой логике, мы попали в ловушку наших собственных идеологий. Именно эта логика позволяет левым мыслителям безоговорочно становиться на сторону британских нативистов в их осуждении ЕС. Радикальный веб-сайт Counterpunch , например, описывает ЕС как «неолиберальную тюрьму». Он также рассматривает либералов, стремящихся реформировать ЕС, как «кооптированных правым крылом и его целями — от подрыва прогрессивных экономических идеалов до неолиберализма и активного принятия неоконсервативной доктрины».

По ту сторону Атлантики сторонники Трампа поют похожую песню. В разговоре с чернокожим геем с высшим образованием, сторонником Трампа, Саманте Би сказали: «У нас были эти катастрофы в неоконсерватизме и неолиберализме, и я думаю, что он [Трамп] является альтернативой обоим этим путям».

Академические нигилисты и трамписты сходятся во мнении по ключевому вопросу: система в корне сломана, а либералы, верящие в терпеливую работу над переменами, слабы. Для португальского социолога Боавентура де Соуза Сантуш «безразличие» является «отличительной чертой политического либерализма». Поскольку либералы уравновешивают разные интересы и права, пишет Сантос, у них нет постоянных друзей или врагов. Он предлагает миру «возродить дихотомию друг/враг». И в нечестивом смысле так оно и есть: современные политические движения противопоставляют американцев мусульманам, Британию — Европе, диктаторское правительство — преступникам.

К сожалению, академический антилиберализм не ограничивается Западом. Политолог из Корнелла Бенедикт Андерсон однажды назвал либеральную демократию на Филиппинах «касиковой демократией», в которой доминируют феодальные землевладельцы и капиталистические семьи. В этой системе трудно проводить осмысленные реформы, поскольку политическая система страны похожа на «хорошо управляемое казино», где столы фальсифицируются в пользу олигархических боссов. Я сам склонен к нигилистам, и однажды я повторил Андерсона, когда отчитал филиппинских националистов за то, что они проецировали «надежду на пространства внутри элитарной демократии». Как и Андерсон, я не предлагал альтернативы.

Реклама

Альтернатива прибыла недавно в образе Дутерте, нового президента Филиппин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *