Нигилизм в философии это: Нигилизм — значение и история понятия

Содержание

Что такое нигилизм?

Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано!

Никому не говорите о покупке, которую собираетесь совершить. Не рассказывайте друзьям о статье, которую пишете или собираетесь написать. Не анонсируйте программу, которая находится на стадии идеи или уже в процессе разработки. Держите в секрете ваши планы на будущее. Будьте партизаном касательно того, что собираетесь сделать. Вы делаете подножку сами себе, раскрывая свои карты раньше времени. Хваление незавершенными делами грозит полным провалом! Каждый из нас был в ситуации, когда в голове рождается замечательная идея, зажигающая изнутри. Идея, которую хочется обязательно претворить в реальность своими силами. Конечный результат привлекателен для нас, преград не видно – берись и делай! Желание бывает настолько жгучим, что сразу возникает стремление поделиться этой мыслью с окружающими. Нам хочется рассказать о своих планах и обрисовать задуманное во всех подробностях друзьям и знакомым. Нам интересно увидеть реакцию людей, но здесь таится самая распространённая ошибка, которую люди допускают снова и снова – тщеславие.

Тщеславие может принимать самые различные облики. Оно может маскироваться в форме желания услышать мнение окружающих о вашей задумке. Иногда тщеславие прячется за маской поиска советов и идей касательно реализации желаемой цели. Тщеславие многообразно в своих проявлениях и люди, дающие ему волю, спотыкаются на ровном месте. Как говорится в народе: «Тёплая водица не держится в одном месте». Самая распространённая форма тщеславия – это хвастовство в кредит. Вы хвалитесь незавершёнными делами и очень велика вероятность того, что цель так и не будет достигнута. Вспомните ситуации, когда вы рассказывали о своих планах друзьям, а затем не выполняли обещания. Вы либо начинали что-то делать, но в итоге пропадал интерес, либо вообще не приступали к тому, о чем так живописно рассказывали окружающим. В результате мы, скорее всего, виним себя за то, что распространились о своих планах, а воз и ныне там. Сколько замечательных идей так и остались всего лишь идеями! А причиной этому является банальное человеческое тщеславие.
Данная статья призвана объяснить внутренние процессы, происходящие в человеке, который хвалится в кредит. Она даст вам исчерпывающие объяснения и рекомендации относительно того, как доводить задуманное дело до победного конца. Вы осознаете причины, ставшие преградой вашей мотивации и поймёте, почему интерес к замечательной идее «внезапно» погас. Особенности работы мозга Однажды учёные, изучавшие работу головного мозга, сделали поразительное открытие: мозг практически не различает физические движения от воображаемых. Когда человек думает, как выполнить движение, его моторная кора активизируется, как если бы он и в самом деле двигался! Это можно легко продемонстрировать с помощью соответствующей аппаратуры. Если мы приседаем или же визуализируем этот процесс, не осуществляя реальных физических действий, электроэнцефалограмма мозга показывает активность одних и тех же зон. Тот же эффект наблюдается, когда человек «прокручивает» в голове музыку, которую слышал ранее.
Несмотря на то, что в данный момент он находится в полной тишине, аппаратура показывает активность зон мозга, ответственных за реальное прослушивание музыки. Спортивные тренеры раньше других поняли, что отчетливо представлять и делать – это почти одно и то же. То есть, если вы играете в футбол, то можете значительно улучшить свои движения, просто включив в тренировки технику визуализации. Не секрет, что профессиональные спортсмены, претендующие на золото, проводят много времени, отчётливо представляя каждое своё движение. Вывод первый: Мозг не видит разницы, хвалится человек уже завершённым делом или делом, которое еще не завершено. К чему это приводит? Когда к нам приходит идея, мозг воспринимает её как незавершённую и человек чувствует желание достичь её. Если у нас нет фотоаппарата, который мы хотим купить, для мозга это является неоспоримым фактом. Фотоаппарата нет. Мы не держим его в руках, мы не фотографируем. Нам нужно хорошенько поработать в этом месяце, чтобы заработать денег.
Но что происходит, когда мы рассказываем друзьям о своём намерении приобрести конкретный фотоаппарат, конкретной модели? Мозг автоматически начинает визуализировать то, как мы приходим в магазин и покупаем его. Или же мы начинаем представлять, что фотоаппарат у нас уже есть. Мы хвастаемся фотоаппаратом, будто он уже имеется в наличии. Мозг воспринимает это буквально. Если хвалимся – значит есть. А если фотоаппарат приобретён, то зачем напрягаться и зарабатывать на него деньги? Если вы рассказываете друзьям, что собираетесь написать компьютерную игру, будьте уверены, что мозг воспринимает, будто игра уже готова. Зачем напрягаться и программировать, если игра завершена? Мозг не видит смысла в мотивировании человека. Сразу хочу оговориться. Есть большая разница между визуализацией конечной цели и визуализацией цели в момент тщеславия. В первом случае вы программируете сознание и подсознание на выполнение поставленной задачи и даёте чёткую картину пункта назначения.
Во втором случае вы делитесь уже свершившимся фактом с друзьями – именно так воспринимает это наш мозг. Намеренно визуализировать конечную цель необходимо для того, чтобы действительно её достичь. Кто не знает конечной точки движения, тот никогда её не достигнет. Энергия тщеславия — мощная природная сила. Используйте её! Допустим, у вас возникла идея нового бизнеса. Будь то открытие необычного книжного магазина или создание интересного Интернет-проекта. Что угодно. Как только мы подумали о конечной цели, сразу же возникает особая эмоция – желание воплотить идею в реальность. В рамках данной статьи, для упрощения, назовём эту эмоцию особым видом энергии — энергией мотивации. Энергия мотивации выделяется ресурсами организма по запросу. Как только нам захотелось достичь цели, появляется необходимое количество энергии для её воплощения. Чтобы добиться желаемого результата, нам необходимо использовать все сто процентов выделенной энергии, не меньше. В данном случае, эмоция желания завершить дело, и есть та самая мотивация.
Это топливо, которым организм наполнил наши баки, чтобы мы доехали до пункта назначения. Топливо, необходимое для конкретных физических и умственных действий. Но как мы распоряжаемся им? Желание достичь цели, порою, бывает насколько жгучим, что мы непременно хотим поделиться с окружающими. Мы хотим увидеть удивление и восхищение в глазах тех, с кем делимся. Мы спешим поскорее рассказать о своих планах. И что в результате? Мимолётное удовлетворение. Как часто вам удаётся возвыситься в глазах друзей, рассказав им о том, чего еще не существует? Вряд ли вас кто-то похвалит. Итак, изначально у нас есть 100% необходимой энергии мотивации. Мы пришли к другу Пете и рассказали о том, что собираемся открыть необычный Интернет-магазин. Отнимите 10% от выделенного топлива. Теперь вы пришли к товарищу Васе и описали ему во всех подробностях свою идею. Отнимите еще 10%, а лучше все 20%. Затем вы рассказали коллегам по работе, что свободное время собираетесь посвятить новой задумке. Вычтите еще 20%.
Рассказали подруге Маше? Снова сделайте соответствующие вычисления. Сколько процентов топлива мотивации осталось в итоге? 30? 5? -60? Дело в том, что нам нужны все 100%! Мы не доедем до конечного пункта, у нас не хватит бензина. Но что если вы уже потратили половину выделенного топлива? Вы чувствуете потерю интереса. Вы остановились на полпути. Теперь либо вы откажетесь от цели, либо будете ждать, и накапливать топливо снова. Печально, учитывая тот факт, что вы уже рассказали знакомым о своём желании обязательно закончить этот треклятый Интернет-магазин. Вывод второй: Используйте желание похвастаться для достижения цели. Стисните зубы и наберите в рот воды! Пускай желание похвастаться толкает вас вперёд! Именно оно движет нас к достижению, подливая масла в огонь. Вы желаете, чтобы окружающие поскорее увидели ваш шедевр, поэтому начинаете делать всё возможное, чтобы это действительно произошло быстрее. Молчите как партизаны во время второй мировой. Это ваши козыри.
Перестаньте расплёскивать понапрасну бесценное топливо. Общайтесь с друзьями, как ни в чем не бывало, будто вам не о чем им рассказывать. Собственно, по сути, так оно и есть! Таким образом, мы убиваем два зайца. Во-первых, мы не растрачиваем понапрасну энергию мотивации, а во-вторых, даже если мы и остановимся на полпути, об этом никто не узнает. Обратите внимание, по-настоящему плодотворные люди не делятся своими планами. Они удивляют нас, когда показывают конечный результат. Мы чувствуем уважение к тем, кто несколько месяцев молча делал шедевр. Всё верно. Такие люди действительно заслуживают уважения и вызывают восхищение. А они, в свою очередь, добиваются превосходных результатов лишь потому, что не поддаются желанию разбазаривать собственную мотивацию. Подведём итоги: 1. Мозг не чувствует разницы делитесь вы реальными достижениями или же своими планами на будущее. Когда вы рассказываете о конечной цели, мозг автоматически ставит галочку «цель достигнута».
Доказано учёными, проверено электроникой. 2. Не путайте намеренную визуализацию конечной цели и автоматическую визуализацию, которая возникает, когда вы делитесь планами на будущее. Это две разные вещи. Намеренную визуализацию можно и нужно использовать в повседневной жизни. Она даёт команды нашему подсознанию, а оно, в свою очередь, обязательно находит пути для реализации задуманного. 3. Когда мы ставим перед собою цель, нам даётся необходимое количество топлива для её достижения. Топливо это насколько мощно, что стремиться реализовать себя любым доступным способом. Не позволяйте ему реализоваться только лишь в разговорах с окружающими. На этом всё, дорогие друзья. Спасибо за уделённое внимание. Надеюсь, эта статья внесла кое-какую ясность в то, чем является тщеславие и как использовать эту мощную силу на своё благо. Желаю вам успеха в достижении самых сокровенных желаний! Автор: Иван Пирог

Что такое Нигилизм — Узнай Что Такое

Нигилизм — это вера в то, что все ценности безосновательны и что ничего нельзя узнать или передать словами. Нигилизм часто связан с крайним пессимизмом и радикальным скептицизмом, осуждением существования.

Слово нигилизм происходит от латинского «nihil», что означает 1) «ничто», 2) ни в чём, ни в каком отношении, совсем не; безо всякого основания, зря.

Нигилист — это тот, кто понимает, что все общественные и моральные ценности безосновательны, и не видит смысла ни в чём. Истинный нигилист не верит ни во что, не имеет никаких привязанностей и никаких целей, кроме, возможно, импульса к разрушению.

Нигилизм Ницше

Фридрих Ницше — немецкий учёный, философ.
Место рождения: Рёккен, Германия (1844—1900 гг.)

Среди философов Фридрих Ницше чаще всего ассоциируется с нигилизмом. Для Ницше в мире нет объективного порядка или структуры за исключением той, которую мы сами же ему и даём.

Проникая через обёртку, подпираемую убеждениями, нигилист обнаруживает, что все ценности безосновательны, а разум бессилен.

Ницше пишет в книге «Воля к власти» 1883–1888 гг. (название в оригинале «Der Wille zur Macht»):

«Каждая вера и каждая мысль о чём-то истинном обязательно ложная, потому что истинного мира просто не существует».

По его мнению, нигилизм требует радикального отречения от всех навязанных ценностей и мнений (из «Воля к власти»):

«Нигилизм — это… не только вера в то, что всё заслуживает гибели. На самом деле человек закатывает рукава и уничтожает».

Также в «Воле к власти» Фридрих Ницше утверждает, что ядовитая сила нигилизма безусловна, и во время его изучения “высшие ценности обесцениваются. Цель отсутствует, и «почему» не находит ответа» (из «Воля к власти»).

Фридрих Ницше предполагает, что нигилизм неизбежно обнажит все заветные верования и неприкосновенные истины как симптомы дефектного западного мифа.

Этот крах смысла, уместности и цели будет самой разрушительной силой в истории, представляющей собой самое настоящее нападение на реальность и не что иное, как величайший кризис человечества.

«Если ты долго смотришь в бездну…»

Знаменитая фраза Фридриха Ницше из его работы «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» полностью звучит следующим образом:

«Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

Когда наши предки в прошлом успешно охотились и убивали опасных животных, достигали средств к существованию и безопасности. Так они заслуживали уважение, любовь и восхищение остальной части племени.
Когда-то мы воспринимали акт охоты как единственный способ выжить, мы рассматривали животных как монстров, которых мы должны были убить, так мы защищали себя и прокармливали.
Но одновременно, благодаря охоте, мы научились превращаться в безжалостных убийц. И в конце концов произошло так, что человек начал убивать и другого человека, и из-за какой-то другой причины, что не самозащита или пропитание. И таким образом, человек превратился в монстра, с которым сам и сражался.

А по поводу бездны, вероятно, этой фразой философ пытался до нас донести, что на любое действие существует своё противодействие. Пассивный акт созерцания становится интерактивным процессом трансформации личности. Каким бы пассивным оно ни казалось, но любой опыт в жизни меняет человека, в позитивную или негативную сторону.

Он также писал в своих записях (1886-1887):

«Фактов нет, а есть только интерпретации».

Вся наша «объективность» видимой действительности — это лишь деятельность нашего мозга, результат работы ума, сотворившего её в согласии со своим понимании о ней.

Активный нигилизм и пассивный нигилизм

Ницше делит нигилизм на активный и пассивный.

Активный нигилизм — это «знак повышенной мощи духа». Активный нигилизм предлагает постигать истину, метафизическую и квазиметафизическую, как вид власти или как ценность.

Пассивный нигилизм — это «падение и регресс мощи духа». По мнению философа, пассивный нигилизм склоняет к осмыслению, что истины на самом деле не существует.

Ницшеанство

Философское направление (по имени его основателя Фридриха Ницше), выступающее за теорию о сильной личности, путём переоценки всех ценностей в его доктрине о сверхчеловеке, где подчёркивается воля как главная движущая сила как у личности, так и у общества.

Моральный нигилизм

Моральный нигилизм — это метаэтический взгляд, согласно которому этические утверждения, как правило, ложные. Моральный нигилизм гласит, что объективных моральных фактов или истинных утверждений просто не существует, нет ничего морально хорошего, плохого, неправильного, правильного и т. д., потому что не существует моральных истин.

Например, моральный нигилист сказал бы, что убийство не является неправильным, но также и не является правильным, зависит от обстоятельств.

Экзистенциальный нигилизм

Экзистенциальный нигилизм — теория в философии, согласно которой жизнь не имеет внутренней стоимости или значения. Согласно этой теории человек — одно изолированное рождение во вселенной, которому запрещено знать «почему», но всё же он вынужден приобрести его значение. В философской школе экзистенциализма исследуется врождённая бессмысленность жизни, там есть возможность создать своё субъективное «значение» («цель»). Из всех типов нигилизма этот привлекает самое большое внимание философов и писателей.

Политический нигилизм

Политический нигилизм — это ветвь нигилизма, которая следует характерному отказу нигилистов от нерационализированных или недоказанных заявлений. В данном случае происходит отрицание большинства фундаментальных социальных и политических структур, таких как: правительство, семья или даже правоохранительные органы.

В некотором смысле эта вера слабо связана с либертарианской социальной анархией, но среди политических нигилистов меньше разногласий по поводу ценности, необходимости или даже допустимости определённых социальных явлений, таких как капитализм и демократия, чем среди либертарианских социальных анархистов.

Русский нигилизм

В России нигилизм был явлением по большей части петербургским, которое не прижилось в провинции. Нигилизм середины XIX века считается массовым явлением, который захватил русскую культуру.

Среди литературных героев нигилистов можно увидеть таких персонажей, как: Базаров, Верховенский и Кириллов. А среди общественных деятелей фигурируют такие личности, как Дмитрий Иванович Писарев и Сергей Геннадиевич Нечаев.

Движение нигилизма в России

Александр II вступил на престол в 1855 году (до 1881) и на шестом году своего правления, освободил крестьян. Это означало, что они имели права далеко за пределами любого другого крестьянства в Европе. Это создало основу для нигилизма.

Русский нигилизм можно разделить на два периода.

Основополагающий период когда «контр-культурные» аспекты нигилизма шокировали Россию пришёлся на 1860-1869 года. Тогда даже самые незначительные неосторожности приводили нигилистов к ссылке в Сибирь или к тюремному заключению на длительный срок. В то время и сформировалась философия нигилизма.

Другим периодом был революционный период нигилизма (1870–1881), когда брошюра «Катехизис революционера» вдохновила «движение в ожидании» на «активное движение», с десятками акций против российского государства.

Революционный период заканчивается убийством царя Александра II (13 марта 1881) серией бомб и последующим разгромом нигилистического движения.

Нигилизм в литературе

Два романа поистине считаются классикой русского нигилизма — «Отцы и дети» и «Бесы». В них мы можем полностью прочувствовать и понять русский нигилизм.

Но до появления «Отцов и детей» Тургенева термин «нигилист» не имел никакого конкретного смысла и вероятно поэтому не получил распространения.
Только образ Базарова в этом романе сделал этот термин известным, даже боевым словом, которое потом десятилетиями не сходило со страниц художественной, а также политической литературы.

Нигилизм в романе “Отцы и дети”

Нигилизм в образе Базарова в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» будоражит умы читателей с момента своего создания в 1860-х годах.

Образованный, умный, имеет свою точку зрения, но не знает как применить свои знания на практике. Базаров — это «новый человек», бунтарь, считавший, что сначала нужно всё разрушить (как в истинном нигилизме), а потом думать, что на этом освободившемся месте построить.

В тот период в обществе происходили изменения политического и социального характера, и Базаров был прекрасным показателем того времени.

Смотрите также значение Экзистенциализм и Философия.

Оптимистический нигилизм: значение прямо перед вами | Томас Оппонг | Личностный рост

Оптимистический нигилизм: значение «прямо перед вами» | Томас Оппонг | Личностный рост | Medium

У вас есть полное право определить и создать осмысленную жизнь

Опубликовано в

·

6 минут чтения

·

22 марта

Фото: Friedrich Nietzsche/Wikimedia

Нигилизм часто несет в себе негативный оттенок. Он вызывает в воображении образы отчаяния, бессмысленности и безнадежности.

Это философское убеждение, которое отвергает или отрицает существование неотъемлемого смысла, цели или ценности жизни.

Автор: Томас Оппонг

13,7 тыс. подписчиков

·Писатель для

Писатель | Куратор | Привычки | Философия | Психология. Как видно из Forbes, Inc. и Business Insider. Мои популярные эссе можно найти здесь: https://thomasoppong.com

Еще от Томаса Оппонга и Личного роста

Томас Оппонг

в

Мудрость Алана Уоттса: 6 идей для осмысленной жизни за 5 минут

Преодолеть иллюзию контроля

·6 мин чтения·2 июня

Бенни Глик 900 05

в

43 Подсказывает, что Изменит вашу жизнь к лучшему

«Всякий раз, когда вы оказываетесь на стороне большинства; пора остановиться и подумать».

— Марк Твен

Чтение: 14 мин·13 марта 2017 г.

Джон П. Вайс

в

Жизнь так ужасна и прекрасна одновременно

Как вы держите все это в своем сердце?

·8 мин чтения·10 июня

Томас Оппонг

в

Жан-Поль Сартр 5 основных уроков жизни

Мы осуждены ed to be free

·5 минут чтения·10 июня

Посмотреть все от Thomas Oppong

Рекомендовано от Medium

JP Brown

Что на самом деле происходит с человеческим телом на глубинах Титаника

Миллисекундное объяснение

·Чтение через 4 минуты·22 июня

Блейк Лейн

in

Мы не наши тела: A Мистический опыт раскрывает правду

Неразумно полагать, что после смерти ничего нет. Грустно.

·11 минут чтения·4 дня назад

Списки

Истории, которые помогут вам жить лучше

21 история·198 сохранений

Продуктивность 101

20 историй·231 сохранение

Самосовершенствование 101

20 историй·213 сохранений

Руководство по выбору, планированию и достижению Личные цели

13 историй · 197 сохранений

Кэти И. Лоуренс

Как стать невероятным рассказчиком

Ваш путеводитель по привлечению аудитории и заботе о ней

·5 мин чтения·22 июня

900 06 Доктор Т.Дж. Джордан

Как негатив правит нашей жизнью

И как начать использовать силу плохого, чтобы найти хорошее…

·5 мин чтения·4 дня назад

Джеймс Хортон, доктор философии

в

Ваши эмоции не иррациональны

Ваше сердце заслуживает большего, чем увольнение

·6 минут чтения·4 дня назад

Стори Уотерс

ориентироваться осознанно.

Вы создаете себя, читая эти слова.

·9 мин чтения·3 дня назад

Посмотреть больше рекомендаций

Статус

Карьера

Преобразование текста в речь

Нигилизм | Encyclopedia.com

В истории, охватывающей более двух с половиной столетий, термин нигилизм использовался для обозначения широкого круга явлений. Он по-разному использовался для выражения презрения или ужаса с одной стороны, одобрения и восхищения с другой. В двадцатом и двадцать первом веках это почти всегда был эмоциональный и аксиологический термин, часто используемый для того, чтобы прекратить дебаты по моральным вопросам, представляя определенную позицию как абсолютную, тотальную и крайнюю.

Ранняя история термина

Слово нигилизм образовано от латинского nihil, «ничто» и греческого суффикса ism. В сборнике Historisches Wörterbuch der Philosophie (Исторический словарь философии) Вольфганг Мюллер-Лаутер указывает 1733 год как самую раннюю из известных дат появления немецкого Nihilismus и отмечает возникновение слова nihilisme во Франции в конец восемнадцатого века.

С конца восемнадцатого века до первой половины девятнадцатого века нигилизм следовал курсу, который ученые уже проследили в значительных деталях. Враги немецкого идеализма бросали этот термин в адрес, например, Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте, протестуя против пустоты философии, отрицающей возможность сколько-нибудь надежного контакта с миром вещей в себе. По мере того как европейская мысль все больше двигалась к беспристрастным, светским объяснениям религиозных верований (утверждая, например, что такие верования являются естественным и предсказуемым продуктом человеческого сознания или что они отражают естественную человеческую тенденцию порождать мифы), те, кто стремился защитить традиционные вера все чаще выдвигала обвинение в нигилизме против секуляризирующих мыслителей. Давид Фридрих Штраус (1808–1874), знаменитый и очень ругаемый автор Das Leben Jesu: kritish bearbeitet (1835–1836; Жизнь Иисуса: критический анализ), одной из многочисленных биографий Иисуса девятнадцатого века, и Людвига Фейербаха (1804–1872), столь же известного автора скептически настроенного Das Wesen des Christentums (1845; Сущность христианства) были обвинены в пропаганде нигилизма. Макс Штирнер (псевдоним Иоганна Каспара Шмидта; 1806–1856), автор первичного евангелия эгоизма, Der Einzige und sein Eigentum (1845; Эго и его собственное), и доницшеанский вестник смерти Бога, был описан как ранний нигилист. Считалось, что все такие мыслители сведены на нет (9).0195 nihil ) как вера, так и ее трансцендентный объект.

Нигилизм в России и как русский экспорт

Термин нигилизм ( нигилизм ) употреблялся в России в начале XIX века, но он ворвался на сцену с особой силой и с совершенно новым смыслом. в январе 1862 г., когда Иван Тургенев (1818–1883) опубликовал « отцов и детей». Герой Тургенева, Евгений Васильевич Базаров, — человек науки, представитель нового поколения, решившего, что, по крайней мере теоретически, во Вселенной нет ничего, кроме объяснительной силы эмпирического метода. Одним словом, он нигилист. Как выразился его неопытный юный друг представителям старшего поколения («отцам»), нигилист — это человек, «который ко всему подходит с критической точки зрения… не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает единый принцип веры, каким бы уважением ни окружал этот принцип». Базаров препарирует лягушек (чтобы лучше понять людей), отрицает ценность художественного выражения и предсказуемо сбивается с толку, когда оказывается безнадежно влюбленным, то есть в состоянии, которое совершенно не соответствует самой основе его материалистического мировоззрения.

Если нигилизм, как его понимал тургеневский герой, заключал в себе и окончательный материализм, и окончательный антиэстетизм, то уже можно было найти и то, и другое в апостоле нового прогрессивного поколения, Николае Гавриловиче Чернышевском (1828–1889), который получить известность в 1863 году как автор дидактического романа Что делать? В своей магистерской диссертации Эстетическое отношение искусства к действительности (1855) Чернышевский отрицал существование красоты как самостоятельного качества в искусстве, говоря, что красота не может быть ничем иным, как самой жизнью. А в The Anthropological Principle in Philosophy (1860), он свел человеческую свободу и, если на то пошло, человеческую самобытность к нулю, утверждая, что индивидуальная свобода является иллюзией в равной степени как для человечества, так и для низших форм животной жизни. Чернышевский добавит третью черту к определению нигилизма в Что делать? Идеализированные герои его романа ведут себя в соответствии со странной смесью утилитаризма и просвещенного эгоизма, сводя на нет традиционные этические ценности.

После публикации Что делать? нигилизм как понятие или отношение имел в России три основных направления. Во-первых, в литературной жизни она взращивала тенденцию к реализму. Дмитрий Писарев (1840–1868), молодой критик, который в положительной рецензии на « отцов и детей» способствовал распространению положительного образа тургеневского героя, в 1860-х годах продвинул антиэстетизм Чернышевского еще на один шаг, посвятив серии эссе «разрушению эстетики» и к пропаганде жестко реалистического стиля в литературе. Во-вторых, в политической жизни термин нигилизм стал использоваться, часто с враждебными намерениями, для описания группы внутри революционного движения, характеризующейся беспринципными методами и беспринципными целями. Федор Достоевский способствовал популяризации этого чувства нигилизма , предлагая жестокие карикатуры на левых политических деятелей. что мы видим, прежде всего, в Дьяволах (также называемых Одержимыми ; 1871). Главный «дьявол» в этой книге, Петр Верховенский, самопровозглашенный нигилист, известный своим желанием вызвать ужасные разрушения и полным отсутствием заботы о том, что может последовать за этим разрушением. Как писал реальный прототип Петра Верховенского, печально известный анархист Сергей Нечаев (1847–1882) в IX в.0195 Катехизис революционера (1869 г.), «Революционер презирает всякое доктринерство и отвергает всякую мирную науку… Он знает только одну науку: науку разрушения». В-третьих, термин нигилизм стал использоваться, опять же в политической жизни, в сочувственном смысле для обозначения русского революционного движения в широком смысле. Русский революционер Сергей Михайлович Кравчинский (1851–1895; более известный под псевдонимом Сергий Степняк) после бегства из России в 1878 году большую часть своей жизни публиковал — на английском и итальянском — апологии русского освободительного движения, которое он в широком смысле назвал нигилизм. А анархисты Эмма Гольдман (1869–1940) и Александр Беркман (1870–1936), русские иммигранты в США, использовали термин нигилист в своих мемуарах для обозначения героев русского революционного движения, героев, которые вдохновил их на собственную революционную карьеру.

Ницше и нигилизм

Если бы не Фридрих Ницше (1844–1900), нигилизм — слово и то, что оно стало обозначать, — несомненно, сильно отличались бы от того, чем он стал на самом деле. Загадочное указание на «нигилизм по петербургскому образцу» (очевидная ссылка на Тургенева) находим в ч. 5 (1887 г.) из The Gay Science, , но этот термин встречается в его опубликованных работах в основном в связи с философиями, которые Ницше рассматривает как отрицающие мир или жизнь. Например, в «Генеалогия морали» (1887) он предлагает термин нигилизм как синоним буддизму, означающий отказ от мирских дел. В The Anti-Christ (1888) нигилизм по существу является синонимом «отрицания жизни», а Ницше определяет жалость, коренное чувство христианства, как «практику нигилизма».

Однако большая часть комментариев Ницше о нигилизме появляется в неопубликованных произведениях ( Nachlass, или «литературное наследие») 1880-х годов. Именно здесь Ницше описывает нигилизм как состояние, при котором «высшие ценности обесценивают себя» и при котором ответ на вопрос «Почему?» пропал, отсутствует. Есть два возможных ответа на это условие, объясняет Ницше в записной книжке, которую он вел в 1887 году. Мы можем набраться сил и признать, что существующие цели больше не адекватны, установив новые ценности вместо старых, или мы можем сдаться слабость («буддизм», как выразился Ницше), не способная породить новые ценности. Первая реакция называется «активный нигилизм», вторая — «пассивный нигилизм».

В течение многих лет велись споры о том, был ли сам Ницше нигилистом. Дискуссия ошибочна. Беглое прочтение того, что Ницше говорит по этому поводу, показывает, что для него нигилизм является попеременно плачевным и потенциально плодотворным состоянием, но в любом случае временным. Любой, кто склонен истолковывать провозглашение Бога мертвым как выражение нигилизма, должен помнить, что Ницше объявил религию, чей Бог якобы мертв, формой нигилизма. Подлинным наследием Ницше была ассоциация нигилизма с ценностями (их отсутствие, их отрицание, их синтез). Будущие социальные комментаторы, которые используют термин нигилизм оплакивать потерю традиционной морали может винить или не винить Ницше; то, что они вольно или невольно ему должны, — это определение, которое, по крайней мере, имплицитно содержится в том, что они говорят.

Нигилизм и беды двадцатого века

С 1936 по 1946 год Мартин Хайдеггер (1889–1976) написал составные части того, что стало двухтомным исследованием Ницше. Простой взгляд на заголовки глав и подразделов покажет, до какой степени нигилизм в глазах Хайдеггера был фундаментальным для мышления Ницше. Вторая мировая война и период, непосредственно предшествовавший ей, были подходящим фоном для хайдеггеровского ощущения, что мы должны рассматривать нигилизм Ницше в более широком контексте того, что он называет «концом метафизики» в Европе. Он определяет этот конец как «начало серьезного отношения к этому «событию»: «Бог умер». По мнению Хайдеггера, нигилизм является одним из пяти «главных направлений» (9).0195 Haupttitel ) в мысли Ницше, остальные четыре (с которыми она неразрывно связана) — это переоценка всех прежних ценностей, воля к власти, вечное возвращение того же самого и сверхчеловек. Если комментарии Хайдеггера по поводу нигилизма Ницше отчасти являются комментариями к современному европейскому ситуации, они также частично являются комментарием к его собственной более ранней работе. Например, в главе о пяти основных направлениях Хайдеггер определяет то, что он называет «классическим нигилизмом» Ницше, как «то завершение нигилизма, в котором нигилизм считает себя освобожденным от необходимости мыслить именно то, что составляет его сущность». составляет: nihil, ничто — как завесу истины Бытия того, что есть [ des Seins des Seienden ]». Подобный отрывок, вероятно, больше полезен исследователю хайдеггеровского Бытия и времени (1926), чем исследователю нигилизма.

Вторая мировая война и вся история тоталитаризма в Первая половина двадцатого века спровоцировала одно из самых настойчивых применений нигилизма в качестве морального и политического термина. Мятежник ). Как сказал Камю на первых страницах своей книги: «Если наш век легко допускает, что убийство может иметь свои оправдания, то это из-за того безразличия к жизни, которое является признаком нигилизма». Центральным вопросом становится, возможно ли предложить рациональное оправдание убийству, как это делается в этот «век идеологий». Нигилизм имеет отношение к ценностям, как это было у Ницше. Когда Камю начинает показывать внутреннее противоречие в «абсурде» (его термин для отношения, порожденного нигилизмом или «абсолютным отрицанием»), он говорит следующее: сохранить жизнь, тогда как жить — это само по себе оценочное суждение. Дышать — значит судить». Можно возразить, что эта позиция представляет собой petitio principii (напрашивающийся вопрос), но даже в этом случае очевидно, что для Камю она служит паллиативом в мире, еще не оправившемся от сталинских чисток и ужасов Холокоста.

За пределами русских революционных кругов нигилизм был термином, предполагаемые сторонники которого редко принимали его, особенно потому, что он редко употреблялся благосклонно. Некоторые ученые пытались разделить его на несколько подтипов. Дональд А. Кросби в книге «Призрак абсурда», видит пять типов нигилизма: политический (в основном русский революционный), моральный (при котором все моральные суждения отвергаются как индивидуальные или произвольные), эпистемологический (при котором всякая истина претензии рассматриваются как чисто относительные), космические (в которых космос рассматривается как бессмысленный) и экзистенциальные (в которых человеческое существование рассматривается как бессмысленное). Карен Л. Карр, в The Banalization of Nihilism, предлагает аналогичную таксономию. По ее мнению, существует пять видов нигилизма: эпистемологический («отрицание возможности познания»), алетиологический («отрицание реальности истины»), метафизический («отрицание независимо существующего мира»), этического («отрицание реальности моральных или этических ценностей») и экзистенциального, или аксиологического («ощущение пустоты и бессмысленности, вытекающее из суждения «Жизнь не имеет смысла»»).

С такими широкими категориями нигилизм может быть применен к целому ряду явлений, обычно связанных с утратой ценностей или центрированностью. Можно даже сказать, что нигилизм как ярлык стал настолько популярен во второй половине двадцатого века, что его часто не произносили. В известном выпуске журнала Time за 1966 год был поставлен вопрос «Умер ли Бог?» четкими красными буквами на черном фоне на обложке. В статье, непосредственным вдохновением которой послужил рост «теологии смерти Бога», практикуемой определенной группой американских теологов, Джон Т. Элсон размышлял о своем возрасте как о «времени без религии», цитируя Сёрена Кьеркегора (1813–1813 гг.). 1855) и Ницше как пророков современного безбожия, и предложил такой комментарий к современному искусству: «От золотушных бомжей Сэмюэля Беккета до уставших аристократов Антониони, антигерои современного искусства бесконечно внушают, что ожидание Бога тщетно, поскольку жизнь лишена смысла».

Слушание моего учителя оживило жуткое зрелище: окровавленное тело, пронзительные вопли, искаженные лица жандармов, свистящие в воздухе кнуты и с резким шипением обрушившиеся на полуголого человека. Все сомнения относительно нигилистов, оставшиеся у меня от детских впечатлений, теперь исчезли. Они стали для меня героями и мучениками, отныне моими путеводными звездами.

источник: Эмма Гольдман, в Living My Life (1931), узнав о порке крестьян в России.

Хотя нигилизм и сопровождающее его экзистенциальное отчаяние едва ли являются ничем иным, как позой для американцев, поскольку язык, полученный из нигилизма, стал частью их образования и проник в их повседневную жизнь, они стремятся к счастью способами, определяемыми этим языком. Существует целый арсенал терминов для разговоров ни о чем — забота, самореализация, расширение сознания и так далее, практически до бесконечности.

источник: Аллан Блум, Закрытие американского разума (1987).

Многие, однако, не колеблясь назвали болезнь. Например, в 1987 году Аллан Блум (1930–1992) опубликовал свою атаку на американское высшее образование «: Закрытие американского разума». Вторую часть этой книги он назвал «Нигилизм по-американски», имея в виду патологическое состояние, которое он наблюдал в Америке как внутри академии, так и за ее пределами: «ценностный релятивизм». Главный виновник — не кто иной, как Ницше. По мнению Блума, целью Ницше был не только Бог, но и современная демократия. Демонстрируя пристрастие Ницше к необоснованным, огульным утверждениям, Блум заявляет: «Никто на самом деле не верит ни во что. больше, и каждый проводит свою жизнь в бешеной работе и бешеной игре, чтобы не смотреть в лицо факту, не смотреть в бездну».0005

Будущее нигилизма

Если слово нигилизм в течение двадцатого века часто использовалось для обозначения состояния — и сопровождающего его чувства отчаяния — которое возникает, когда отсутствуют установленные и фиксированные моральные ценности, неудивительно, что оно получили распространение в то время, когда в большей части мира господствовали идеологии, которые отвергали такие ценности или открыто призывали к разрушению. На рубеже веков основным политическим источником навязчивого страха в Западной Европе и Соединенных Штатах был анархизм. Большую часть оставшейся части века это были фашизм и коммунизм. В начале двадцать первого века это был исламский фундаментализм. Что бы ни истолковывала фраза «исламский фундаментализм», можно с уверенностью сказать, что если она действительно представляет угрозу для Запада, то из-за ценностей, которые воспринимаются как чуждые, а не из-за утраты всех ценностей. На данном этапе нигилизм как термин стал, пожалуй, простым пережитком.

См. также Анархизм ; Атеизм ; Экзистенциализм .

библиография

Блум, Аллан. Закрытие американского разума: как высшее образование подвело демократию и обнищало души сегодняшних студентов. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1987.

Камю, Альберт. Мятежник. Перевод Энтони Бауэра. Лондон: Х. Гамильтон, 1953.

Чернышевский, Николай. Что делать? Перевод Майкла Р. Каца. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1989.

Кросби, Дональд А. «Нигилизм». В Routledge Encyclopedia of Philosophy, под редакцией Эдварда Крейга. Том. 7. Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1998.

——. Призрак абсурда: источники и критика современного нигилизма. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, 1988.

Элсон, Джон Т. «Бог умер?» Время 87, вып. 14 (апрель 1966 г.): 82–87.

Гердт В. «Нигилизм». В Historisches Wörterbuch der Philosophie, под редакцией Иоахима Риттера и Карлфрида Грюндера. Том. 6. Базель и Штутгарт: Швабе, 1984.

Гольдман, Эмма. Жить своей жизнью. 2 тт. Нью-Йорк: Кнопф, 1931.

Гоудсблом, Йохан. Нигилизм и культура. Оксфорд: Блэквелл, 1980.

Хайдеггер, Мартин. Ницше. Пфуллинген, Германия: Неске, 1961.

Нечаев, Сергей. «Катехизис революции». В Апостолах Революции, от Макса Номада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *