Никитины воспитание: Система воспитания и развития Бориса и Лены Никитиных — Педагоги — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

«Феномен Никитиных»: как воспитывали детей советские педагоги Никитины

За «феноменом Никитиных» несколько десятилетий наблюдала вся страна. Они воспитывали своих семерых детей довольно противоречивыми методами, без оглядки на общественное осуждение. Они стали примером для тысяч родителей и на двоих написали полтора десятка книг о детском здоровье и воспитании.

Последователь Макаренко и учительница русского

Борис Никитин и Лена Литвинова познакомились 10 декабря 1957 года на педагогической конференции в Москве. Борис, военный инженер-майор в отставке, преподавал в училище, Лена — учитель русского языка и литературы, меньше года назад вернулась с Алтая, куда поехала работать по собственной воле после окончания МПГУ.

Там, в деревенской школе, она пыталась внедрять собственные педагогические методики, недовольная существующей системой. Борис и еще 22 энтузиаста, поклонники и последователи Антона Макаренко, третий год пытались реализовать идею создания «трудовых школ». Никитину был 41 год, Литвиновой — 27. Оба они не хотели ехать на эту конференцию.

Умный и харизматичный, мысливший широко и независимо, Борис Никитин произвел на молодую учительницу из подмосковного Болшево огромное впечатление. Он познакомил ее со своими друзьями, поклонниками Макаренко, заразил новыми идеями воспитания. Под устройство первой «трудовой школы», где ученики, наравне с обычными предметами, должны были изучать и производственные профессии, власти уже собирались было выделить им помещение. Но в апреле 1958-го ветер сменился, и в газете «Правда» вышла статья «Прожектёры», после которой деятельность 23 энтузиастов, включая Бориса, стала фактически незаконной. Его, не в первый уже раз, уволили с работы за «несогласие с методиками воспитания молодежи».

«Пока он весь не станет прохладненький»

1 июня 1959 года у Бориса Павловича и Лены Алексеевны (именно Лены, не Елены: так назвал ее отец, убежденный коммунист, в честь восстания рабочих на золотых приисках на реке Лене в 1912 году) родился сын Алеша. Месяцем раньше они поженились. Для Бориса это был второй брак — от первого у него осталось трое детей, с которыми ему не разрешала видеться бывшая жена.

Молодые поселились в Болшево, в доме Лены, вместе с ее матерью Диной — тоже учительницей и депутатом местного райсовета. На втором месяце жизни на голове и лице у маленького Алеши начали появляться прозрачные прыщики непонятной природы, он их расчесывал, отчего кожа покрывалась сплошной коркой. Никакие меры, предписанные врачами, не работали — ни лекарства, ни мази, ни кварц, ни присыпки. В какой-то момент родители заметили, что прыщики проходят, если оставить Алешу в прохладном месте на полчаса или час, — зуд постепенно спадает.

Постепенно ребёнка приучили постоянно находиться в помещении с температурой не выше 15 градусов

Инженер по образованию и исследователь по природе, с первых дней после рождения сына Борис Никитин начал вести дневник наблюдений, куда записывал все, что связано со здоровьем и воспитанием Алеши. «Мы раздевали Алешу и голенького выносили в тамбур или даже на воздух зимой, — с отстраненностью ученого, проводящего научный эксперимент, писал Борис Никитин. — Сначала, конечно, побаивались и выносили на 10–15 секунд, а потом на минуту и больше, пока он весь не станет прохладненький. И так в любую погоду. К концу зимы мы уже так осмелели, что на двух-трехградусный мороз выходили, надев Алеше только распашонку и посадив его в мешок — мама нашила Алеше мешков с резинкой вместо пеленок, они очень удобны».

Педагоги и воспитатели Борис Павлович Никитин и Лена Алексеевна Никитина со своими детьми, 1978 год. Фото: РИА Новости / Виктор Ахломов

Семья-лаборатория

В 1960 году у Никитиных родился второй сын, Антон. В 1962-м — дочь Ольга. Все они с детства привыкали ходить в доме в одних трусах или вообще без одежды, спать их выносили на террасу, где была такая же температура, как и на улице. Питались дети просто (продолжая работать учителями, Борис и Лена зарабатывали немного) и ели только тогда, когда хотели.

Родители ничего им не запрещали, разрешали трогать и пробовать на вкус все, что те находили вокруг. Борис, который в юности всерьез занимался акробатикой и спортивной гимнастикой, построил для детей деревянный гимнастический комплекс: маленький турник, кольца, шведская стенка, по диагонали, от одного угла комнаты до другого, укрепил широкую доску, по которой можно было ходить, добираясь до самого потолка.

В 1963 году Борис Никитин написал книгу «Правы ли мы?», в которой подробно описал все принципы воспитания и сохранения здоровья своих детей. В ней он впервые озвучил идею «раннего развития», разработкой которой он будет заниматься всю жизнь. В 1965 году о семье, в которой «дети бегают босиком по снегу», написали несколько больших советских газет с миллионными тиражами. О Никитиных узнали и заговорили. Тогда же вышел короткий, на пятнадцать минут, фильм, названный, как и книга, «Правы ли мы?».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Большая семья Никитиных😊 (@nikitiny_official)

Примеры с одним неизвестным

Простой деревенский дом, два мальчика в самодельных, пошитых из старой занавески трусах, маленькая девочка в детском стульчике, по стенам развешаны географические карты, математические таблицы и грифельные доски, много книг, по полу разбросаны кубики, столярные инструменты, какие-то детали, в комнате кольца, турник, доска.

Черно-белые съемки, закадровый женский голос говорит: «Нашему старшему сыну, Алеше до школы еще три года. В последнее время он больше увлекается алгеброй, чем арифметикой: ему интереснее решать примеры с одним неизвестным».

Четырехлетний Алеша стоит у доски и выводит на ней уравнение, старательно вырисовывая Х. Оля, которая едва научилась ходить, цепляется за маленький турничок, переворачивается вниз головой, висит и хохочет. Соскучившись у доски и географической карты, Алеша и его младший брат Антон идут в другую комнату, где на небольшой высоте установлен столярный верстак. Старший берет пилу, вонзает ее в кусок твердого пенопласта, пилит, схватившись за рукоятку двумя руками. «Мама, — кричит он на кухню, где сидит, погруженная в тетради и книги, Лена Алексеевна, — ножовка затупилась!»

Смена кадра. Папа (мы видим только его ноги в черных ботинках) выходит за дверь, идет, похрустывая снегом, к калитке. За ним, босые, в тех же самых трусах, выбегают дети: «Мы проводим!» Мама, завернув маленькую Олю в одеяло, выносит ее спать на террасу, потом садится к швейной машинке: «Скоро наша семья станет еще больше.

К рождению маленького надо все приготовить», — говорит закадровый голос.

Мальчики вертятся на кольцах и лазят по шведской стенке, поставленной горизонтально, примерно в метре от земли. Каждую секунду любой из них может упасть. Но не падает. Мама даже не смотрит в их сторону. «Конечно, дети могут упасть, — спокойно говорит закадровый голос. — Но мы этого не боимся. Свобода действий вырабатывает, кроме силы и ловкости, осторожность. У наших детей ни разу не было серьезных ушибов».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Большая семья Никитиных😊 (@nikitiny_official)

После выхода фильма и еще нескольких статей семья Никитиных стала знаменитой на всю страну. Для многих они стали примером для подражания. Каждый день в Болшево приезжали журналисты.

Время больших открытий и полётов в космос требовало новых людей — таких, которые могут не замерзать зимой и решать уравнения с одним неизвестным в 4 года

К 1970 году у Никитиных родились еще трое детей: Юля, Иван и Люба. На каждого у Бориса был заведен дневник, все вместе они стали предметом для экспериментов и исследований — казалось, что в подмосковном Болшево решили вывести человека будущего.

«Сейчас нужен не только знающий человек, — писал Борис Никитин, — но и творчески осмысливающий свое дело, свое место в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности и умение применять их на практике, в труде, на любом месте, в любой жизненной ситуации.

Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Для этого вешали на стену карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, буквы печатные и прописные, измерительные приборы и, конечно, множество книг. Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знаний и даже развить определенные способности ребенка. Мы старались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и решить».

Принципы воспитания по Никитиным

  • Главное — здоровье и физическое развитие: закаливание и гимнастика с младенчества, никакой стерильности, легкая одежда, простое питание без перекармливания, спортивные снаряды, которые становятся для ребенка средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
  • Эмоциональное развитие: грудное вскармливание с первых минут жизни, частый телесный контакт с мамой и папой, совместный сон, возможность познавать мир без лишних запретов, общие с родителями занятия. Родительское неравнодушие к тому, что и как получается у детей, участие в их играх и соревнованиях.
  • Свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Они занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
  • Интеллектуальное развитие: богатая развивающая среда, счет, буквы, чтение, географические карты, головоломки и, наконец, специальные игры, которые разработали родители.

Почти через тридцать лет в книге «Исповедь» Лена Алексеевна признает, что их система воспитания все-таки была неидеальной: «Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: если он попадал в трудное положение (упал или не мог что-то достать), мы не обращали на это внимания, не помогали ему, несмотря на все его слезы и вопли. Пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш сам выбирался из затруднения. Но, сами того не подозревая, мы учили малыша… не считаться с остальными. И не только этому.

Семья Никитиных. Фото: РИА Новости / Дмитрий Чернов

Когда подрос второй сын, мы с ним поступали так же. И вот однажды младший плачет от ушиба и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону — точь-в-точь как мы, взрослые. Тут было просто равнодушие, безразличие к слезам брата. Это неприятно поразило меня. Тогда-то я и взглянула на себя, на нашу воспитательную меру со стороны и поняла, почему она подчас раздражает окружающих».

Тем не менее многие наработки и изобретения Никитиных стали очень популярны — например, домашние гимнастические комплексы и развивающие игры: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех». Многие молодые мамы, которые читали книги Никитиных, избавлялись от излишней тревожности. В 70-х годах к Никитиным в дом приходили до 800 человек каждый день — спросить совета или своими глазами увидеть чудесных детей-вундеркиндов, обещавших стать настоящими сверхлюдьми.

«Мама работает»

Но никто из семерых детей Никитиных не стал сверхчеловеком. В школе они перескакивали через классы и все равно скучали на уроках. Из-за того, что им приходилось учиться с детьми старше себя, возникали проблемы с социализацией. Дети поскорее старались вернуться домой, где они оказывались среди равных и снова становились самыми умными, самыми сильными и самыми нужными. Родители разрешали им пропускать занятия, если в школу идти не хотелось.

«И все же, вздыхая, свидетельствую, — вспоминала повзрослевшая дочь Никитиных Анна. — Чрезмерная уважительность к детским мнениям, да еще помноженная на публичность, дала не самый лучший результат. Как мне представляется сейчас, „сотрудничество“ со взрослыми превысило меру, когда оно было нам по-настоящему полезно, и перегрело нашу амбициозность».

В 70-х и 80-х годах Борис и Лена Никитины сформировали новую педагогическую систему, у которой появились и критики, и последователи. Их приглашали читать лекции в разные города СССР, их выступления часто заканчивались овациями. Лена Никитина вела рубрику «Домашний педсовет» в газете «Комсомольская правда», тираж которой превышал десять миллионов экземпляров, и передачу «Для вас, родители» на центральном телевидении. В 1982 году Лена Алексеевна опубликовала свою первую книгу «Отчий дом».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Большая семья Никитиных😊 (@nikitiny_official)

«»Отчий дом» я не люблю, — говорила Анна Никитина в интервью для книги немецкой журналистки Марианны Бутеншён „Дети Никитиных выросли“. — Это памятник периоду, когда мамы у нас просто не было. Была известный педагог, „та самая Никитина“. Были непрекращающиеся заседания каких-то советов и ассоциаций, работа для „Комсомолки“ и на телевидении, череда выступлений и поездок по всему Союзу. А если она и оставалась дома, то часто мы слышали одно: „Мама работает“.

Хозяйство — на старших сестрах, а она сидит где-нибудь на втором этаже за прикрытой дверью, за стареньким столом, приспособленным под письменный

Потом мама читает всему семейству то, что у нее получилось. Семейство всерьез обсуждает, делает замечания и советует что-нибудь подправить. Нам — от 8 (младшей Любаше) до 20 (Алексею). Мне, «главному критику», — едва ли 14. Так сказать, «педагогика сотрудничества» в действии. Мама выслушивает, поправляет. По ходу обсуждает с нами разные воспитательные проблемы и включает потом наши суждения в книжки. Мы, дети, знаем, что вместе с мамой делаем нечто очень важное, причем для всего человечества. В какой-то момент в «семье-лаборатории» роль авторитетной и представительной главы почти целиком поглотила нашу маму».

В 1992 году Лена Алексеевна записала: «Как-то после очередного выступления в большой аудитории у меня спросили: „Столько было встреч; вы, наверное, устали?“ А мне стало смешно: от этого да устать? От эйфории взаимной симпатии и уважения, атмосферы значительности происходящего? Да это все только бодрит! А возвращаюсь домой — обступают совсем другие дела и люди, среди которых ты обыкновенный человек, и я быстро выдыхаюсь, сникаю, даже болею… Раньше мы жили и об этом рассказывали и писали, а теперь рассказываем и пишем, не успевая жить».

Папа — инопланетянин

Пятеро из семерых детей Никитиных ушли из школы после восьмого класса. Алексей в 14 лет поступил в педагогическое училище, потом на физфак МПГИ, несколько лет работал учителем физики в школе, но быстро соскучился и перешел на работу в Физический институт Академии наук.

Антон с красным дипломом окончил химический техникум, поступил на химфак МГУ, потом в аспирантуру. Ольга окончила юрфак МГУ, Иван — высшие операторские курсы, Анна стала журналисткой, младшая Любовь — библиотекарем и «профессиональной мамой». У всех появились семьи, ни в одной из них не было разводов. У Алексея, Антона, Ольги и Юли родились по двое детей, у Анны — четверо, у Ивана — пятеро, у младшей, Любы, — десять.

Да, никто из них не стал мировой знаменитостью. Впрочем, ожидали от них этого не родители, а люди, наблюдавшие за чудесным экспериментом в Болшево. Сам Борис Павлович говорил об этих ожиданиях так: «Я совершенно не могу понять людей, которые мечтают, что из одного ребенка выйдет Бетховен, из другого — Ньютон, из третьего — Менделеев. Люди, которые так думают, вообще ничего не понимают в воспитании. Мы не ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей по их возможностям и желаниям».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Большая семья Никитиных😊 (@nikitiny_official)

Борис Никитин умер в январе 1999 года в возрасте 83 лет от разрыва аорты. За две недели до этого он продолжал рубить дрова во дворе в одной рубашке и выжимал гирю.

Впервые за всю жизнь его отвезли в больницу; врач, проводивший операцию, сказал, что у него «организм сорокалетнего мужчины»

«Папа наш, Борис Павлович, был как инопланетянин, — вспоминала Анна Никитина после смерти отца. — На него земные законы, правила и соблазны как будто не распространялись. Для него не имели значения ни жестокие гонения, ни оглушительная слава. Его не волновали ни бедность, ни достаток, и даже необходимость спать и есть не должны были мешать куда более важным вещам.

То, что ему давалось органично, легко и оставляло после себя только свет и благодарность, Лена Алексеевна, абсолютно земная женщина, добывала как шахтер, как крестьянин, — через круглосуточную мучительную, противоречивую внутреннюю работу. Точно по ее любимому Чехову: «Беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля». Если бы она продолжила свою творческую и общественную деятельность, то, вне всяких сомнений, написала бы еще много и добилась бы еще большего признания. Но к началу XXI века мама взбунтовалась против роли великого педагога. Она стала решительно отказываться от лекций, встреч и предложений написать еще пару-тройку новых книг.

Зимой 2008 года журналист Егор Болтаев взял у Лены Алексеевны несколько интервью, после чего вышла ее статья «Я учусь быть бабушкой» — это ее душа сплошным потоком. Счастье, что Лена Алексеевна прошла путь от «творческой личности», от звезды передовой педагогики, от успешного научного и общественного деятеля, от автора популярных брошюр и ведущего телепередач обратно к Маме и Бабушке».

Лена Алексеевна Никитина пережила мужа на пятнадцать лет и умерла дома, в окружении детей и внуков, в мае 2014 года. Ей было 84 года.

При подготовке материала использованы сайт семьи Никитиных и книги издательства «Самокат» «Мы, наши дети и внуки». Фото на обложке: РИА Новости / Дмитрий Чернов

Изображение на обложке: РИА Новости / Г. Щербаков

5 принципов педагогической системы Никитиных

Методика раннего развития, разработанная Борисом и Леной Никитиными в 70-х годах прошлого века для их собственных детей, была востребована в СССР, известна на Западе и даже в Японии. В чем были преимущества этой системы, обусловившее ее популярность? Давайте вспомним основные принципы методики Никитиных.

Борис Никитин, инженер по образованию, занялся педагогикой еще до знакомства со своей будущей женой Леной. Несогласный с принятыми в советской стране методами воспитания молодежи, Никитин в середине 50-х даже пытался создать собственную школу, но власти эту идею не поддержали. Идею о новом подходе к педагогике Никитину удалось развить и реализовать в своей семье: у них с Леной было семеро детей. Супруги написали немало книг о собственном опыте и возможностях РРР — раннего развития ребенка, в которых подробно изложили основы своей системы

Свобода превыше всего

Основная идея Никитиных — свобода естественного развития ребенка. «Заставлять — плохо, опекать — еще хуже, а что тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-нибудь удается, — это по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком», — так писали Никитины в одной из своих книг. Когда их дети совершали первые шаги, никто не страховал малышей: так ребенок учился полагаться на собственные силы. Когда младшие дети карабкались вверх по гимнастической стенке и боялись упасть, родители их не снимали оттуда, а подходили поближе, чтобы в случае чего поймать. Ребенок знал: он сможет слезть самостоятельно и ничего себе не сломает, потому что папа вовремя поймает.

В класической системе воспитания детей стараются оберегать от горячих чайников и острых ножниц, рассказывая, почему эту вещи опасны. Никитины же считали, что если ребенок на собственном опыте убедится, что о кипящий чайник можно обжечься, он без всяких слов будет осознавать эту опасность. «Не лезь», «Не трогай» — эти просьбы их дети практически не слышали.

Воспитание начинается до рождения

Никитины считали, что и протекание беременности, и процесс родов, и первые дни жизни малыша должны проходить с минимальным вмешательством. Они выступали против анестезии на родах, прививок, пеленания и за прикладывание новорожденного к материнской груди в первые минуты жизни, за грудное вскармливание до прорезывания первого зуба, за совместный сон.

Воспитание — это развитие

Цель воспитания Никитины видели во всестороннем развитии способностей ребенка. Они считали, что начинать заниматься этим нужно как можно раньше: если до трех лет ничему не научить ребенка, то его способности угаснут, а жизнь будет скучной. Борис Никитин даже сформулировал педагогический закон НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Чтобы этого не произошло, нужно создать ребенку максимально благоприятные условия, наблюдать за ним, но не вмешиваться и ни в коем случае не решать за него, чем он будет заниматься. Родителям следует хвалить малыша за успехи, не ругать за неудачи, ориентировать его на самый высокий результат.

Никитины при этом подчеркивали: они растят не вундеркиндов, их методика для этого не подходит. Они просто хотят, чтобы их дети выросли гармонично развитыми и самодостаточными людьми.

Труд и физкультура — путь к здоровью

Никитины полагали, что ребенок будет здоров только тогда, когда развиты его физические способности. Поэтому их дети закалялись, ходили босиком по снегу, с ранних лет занимались физкультурой. В свободном доступе у них были гимнастические брусья, кольца, канат. Родителям, согласно методике, при обращении к врачам следует воспринимать слова медиков просто как информацию, а не как догму.

Труд так же укрепляет организм, как и физкультура. Дети Никитиных совместно с родителями трудились в домашних мастерских и сами делали себе игрушки, с малых лет привлекались к уборке и другой работе по дому, в том числе и на огороде.

Игра бесценна

Развивать интеллект и творческие способности предполагается при помощи игр, которые сами Никитины и разрабатывали. Наследие Никитиных — разнообразные дидактические материалы: кубики «Сложи узор» и «Уникуб», игры «Сложи квадрат», «Дроби», «Кирпичики». Главный принцип этих игр — постепенное постижение правил. Ребенок смотрит, как играют другие, погружается в атмосферу игры и сам выводит ее правила. Так он учится мыслить аналитически и принимать решения. Вовлекать детей в игру следует добровольно и постепенно. Если интерес к игре потерян, ее следует отложить.

Как всякая педагогическая система, методика Никитиных и в свое время, и сейчас имеет не только приверженцев, но и критиков. Как относятся к этой системе специалисты? Своим мнением делится детский психолог Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Педагогическая система Никитиных — противоречивая, спорная и при этом неоправданно забытая методика раннего развития. Она уникальна прежде всего тем, что рождена в естественных условиях — в реальной семье. Второй несомненный плюс этой системы в том, что это действительно система. Никитины рассматривают взаимосвязь всех сфер развития ребенка: физической, психической, трудовой. Комплексность этой системы подтверждается разработанной дидактической базой, которая до сих пор популярна.

Дети Никитиных практически не имели никаких травм от занятий спортом и трудом, когда сами, в три года, делали себе игрушки при помощи пил и молотка. Согласно статистике, они и болели в 10 раз реже, чем дети из других семей. Этому можно верить: за Никитиными пристально наблюдали врачи, педагоги, другие специалисты. Сейчас наукой доказано, что физическое развитие способствует активной познавательной деятельности. Когда мы двигаемся, быстрее циркулирует и наша кровь, насыщаясь кислородом, быстрее работает мозг. Никитины продемонстрировали это на своем опыте: их дети читали с трех лет, в четыре с половиной решали уравнения с одной переменной. В школу они шли раньше других и заканчивали ее тоже с опережением ровесников, поскольку у них был высокий уровень интеллектуального развития.

А теперь о минусах. Никитины были очень вовлеченными родителями, которые принимали активное участие в жизни детей. Современным родителям с их занятостью такой вариант не подходит: он просто нереализуем.

В этой семье существовала и проблема социализации. Дети росли в доме, общаясь только друг с другом. Они прекрасно формировали семейные связи, но не умели взаимодействовать с людьми со стороны. В школе они показывали блестящие успехи в учебе, а вот дружить с одноклассниками им было попросту неинтересно. Недостаточно развита у них была и эмоциональная сфера. В два года у ребенка наступает пик эмоциональности, когда он учится понимать свои чувства и считывать чужие. Дети Никитиных в это время занимались совсем другим: исследованиями, трудом, чтением.

При воспитании детей по этой системе, в отличие от современной, не уделяется внимания гендерному аспекту: нет специфических навыков, которым обучают девочек и мальчиков.

При желании применить эту систему важно изучить все ее аспекты, посмотреть документальные фильмы о семье Никитиных, которых было немало, почитать их книги: «Правы ли мы?», «Мы, наши дети и внуки», «Интеллектуальные игры». Нужно составить максимально полное представление о методике, чтобы понять, подходит ли она вам.

Читайте также:

5 принципов педагогики Марии Монтессори

7 принципов вальдорфской педагогики

Эдьютейнмент — это лучший образовательный формат, и вот почему

Фото: Liderina/Ilike/Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

детивоспитаниеразвитиеобщество

Никитин Афанасий | Encyclopedia.com

Гейл

просмотров обновлено

Известный русский купец и автобиограф; точные даты рождения и смерти неизвестны.

Афанасий Никитин был русским купцом из Твери, который оставил дневник своих путешествий в Иран и Индию в течение четырехлетнего периода между 1466 и 1475 годами. его долгое путешествие. Под заголовком Путешествие за три моря, Путевая записка Афанасия представляет большой интерес как для историков, изучающих взаимоотношения средневековых русских с мусульманским Востоком, так и вообще как одно из первых автобиографических описаний в литературе. Она неоднократно издавалась на русском языке с аннотациями и переводилась на многие языки.

В записях Афанасия описано, как он покинул Тверь, намереваясь присоединиться к торговой экспедиции, направлявшейся в кавказское княжество Ширван. По дороге его отряд был ограблен. Он был спасен ширванским шахом, но, несмотря на большой риск, решил продолжить путь в Дербент, на знакомый ему базар, а затем в Баку, а не возвращаться в Тверь с пустыми руками. Затем он пересек Каспийское море, продолжил свое путешествие по Ирану, а затем пересек Индийский океан до Декана. После осмотра рынков, таможни и дворов империй Бахмани и Виджаянагар он вернулся в Россию, пересек Черное море. Где-то в районе Смоленска он встретил безвременную смерть. Купцы принесли его записи Василию Мамыреву, секретарю великого князя Ивана III Московского. Львовский летописец сообщает, что он получил записи Афанасия в 1475 г. и включил их в свою летопись, но никаких дальнейших сведений о путешественнике найти не смог.

Первые историки, изучившие его записи, увидели в Афанасии отважного исследователя и патриота. Однако, рассматривая это путешествие с коммерческой точки зрения, историк Джанет Мартин заключает, что, хотя Афанасий действительно путешествовал дальше, чем другие русские путешественники его эпохи, и посещал места, которые они не посещали, его записи раскрывают его как осторожного, даже консервативного купца. дискретных, ограниченных решений продолжить свое путешествие на основе информации о рынках, переданной торговцами, которых он встретил. Первоначально он планировал воспользоваться затишьем в военных действиях между Московией и Большой Ордой, чтобы доставить меха на Кавказ и в низовья Волги, что имело хорошие перспективы для получения высокой прибыли. Его путешествие в Иран проходило по хорошо известному торговому маршруту с длительными остановками в городах, известных своими базарами. Афанасий указывает, что его решение продолжить путь в Индию было основано на информации от мусульманских купцов, которых он встретил в Иране. Его заметки об Индии, незнакомом русским купцам рынке, содержат самую подробную информацию о товарах и рынках, а также советы по поиску убежища и предостережения о высоких таможенных пошлинах, взимаемых с христиан, и о принуждении к обращению в ислам. Эта информация была бы очень полезна для торговцев, рассматривающих такое предприятие. Только когда он пришел к выводу, что дальнейшее путешествие не принесет новых возможностей для торговли, он решил вернуться в Россию.

Длинные отрывки на креолизованном арабском языке, содержащие молитвы и выражение опасений по поводу неспособности путешественника исповедовать христианство в Индии, породили множество гипотез. Николай Трубецкой охарактеризовал записки Афанасия как лирическую повесть о убежденном православном христианине, страдавшем от религиозной изоляции, но сохранившем веру своей родины; иностранные термины и словосочетания придавали повествованию местный колорит, формируя его неповторимую художественную структуру, скрывая при этом самые сокровенные мысли путешественника от всех, кроме горстки читателей. Другие сомневались в вере Афанасия. Юрий Завадовский отметил обширные знания Афанасия мусульманских молитв и требований для обращения в ислам. Отчеты Афанасия о его собственном поведении навели историка Гейл Ленхофф на мысль, что он был социальным новообращенным в ислам. Это решение о переходе, по-видимому, изначально было продиктовано коммерческими интересами, поскольку мусульмане не должны были платить налоги или таможенные пошлины и могли более свободно торговать на рынках Декана. Его обращение обязывало его молиться на арабском языке и публично соблюдать мусульманские обычаи. Возрастающая доля арабских молитв в автобиографии и наличие заключительной благодарственной молитвы Аллаху за пережитую бурю, произнесенной им при приближении к христианской земле и должным образом зафиксированной в дневнике, могли свидетельствовать о том, что к концу пути Афанасий усвоил мусульманская вера.

См. также: внешняя торговля; ислам; торговцы

Ленхофф, Гейл и Мартин, Джанет. (1989). «Коммерческий и культурный контекст путешествия Афанасия Никитина за три моря». Jahrbücher für Geschichte Osteuropas 37 (3): 321–344.

Майор, Ричард Х., изд. (1857 г.). «Путешествие Афанасия Никитина», тр. Михаил Михайлович Виэльгорский. В году Индия в пятнадцатом веке. Общество Хаклюйт, сер. 1. том 22. Лондон: Общество Хаклюйт.

Мартин, Джанет. (1985). «Московские бродячие купцы: торговля с мусульманским Востоком (пятнадцатый и шестнадцатый века)». Исследования Центральной Азии 4(3):21–38.

Трубецкой Николай Сергеевич (1978). «Путешествие Афанасия Никитина за три моря как литературное произведение». В чтениях по русской поэтике: формалистские и структуралистские взгляды, изд. Ладислав Матейка и Кристина Поморская. Анн-Арбор: славянские публикации Мичиганского университета.

Гейл Ленхофф

Энциклопедия истории России

Подробнее Из encyclopedia.com

Ибн Батута , Ибн Батута Ибн Батута (Ĭ´bən bätōō´tä), 1304?–1378?, Мусульманский путешественник, р. Танжер. Известно, что ни один другой средневековый путешественник не путешествовал так далеко… Мусульмане, мусульмане МУСУЛЬМАНЕ На протяжении многих десятилетий ведутся непрекращающиеся споры о путях проникновения ислама в индийскую цивилизацию и культуру. Ти… Аллах, Аллах Слово «Аллах» происходит от арабского языка и означает просто Бог. Поскольку оно впервые получило валюту как имя божества в Кура… Эритрея, НАСЕЛЕНИЕ 4 465 651 человек МУСУЛЬМАНИСТ-СУННИТ 50 процентов ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО (TEWAHDO) 40 процент ВОСТОЧНЫХ КАТОЛИЧЕСКИХ (ВОСТОЧНЫЙ ОБряд) И РИМСКИХ КАТОЛИЧЕСКИХ 5,5 процентов П… Мохаммед Али Джинна, Джинна, Мохаммед Али Джинна, Мохаммед Али 1876-1819 гг.48 Мохаммед Али Джинна родился в 1876 году в Карачи, тогда небольшом портовом городке на западном побережье Б… Расширение Распространение ислама исторически охватывает два явления. Во-первых, расширение исламских государств, то есть государств, правящая элита которых состояла из…

Об этой статье

Обновлено О encyclopedia.com content Распечатать статью

You Might Like
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ
9000 2 Никитенко, Александр Васильевич 1804-1877

Никитас Дерек 1974-

Никита Минов Никон

Никишина Светлана (1958–)

Никипровецкий Толя

Никифор Каллистос

Nikephoros

Nikel, Lea

Nike: Спортивная мода

Nikambe, Шевантибай М. (1865 г.р.)

Никах

Нидзюси-рю

Неймегенский синдром поломки

Ниджар, Роб, Б.А. (Ванкувер-Кингсуэй)

Нижинский, Вацлав Фомич

Нижинский, Вацлав

Нижинский

Нижинская, Ромола (1891–1978)

Нижинская, Бронислава (1891–1972)

NIJ (Национальный институт юстиции) 9000 3

Нииза

Ниицу

НИИП

Ниинаме- сай

Ниими Токухидэ

Никитин Афанасий

Никитин Сергей Николаевич

Никитин Виктор

Никитина Алиса (1909–1978)

Никкель, Дэвид Х.

Nikken Global Inc.

Никки, Дикая Собака Севера

Никко

Никкио Нивано

Никлас Луманн

Никлас, Карл Дж.(Озеф)

Нико

Никодим Святой Горы:

Никодим Святой Горы

Никола Элен Кнез (1765–1842)

Никола-Лиза В. 1951-

Николаев Виктор Арсеньевич

Николаева Клавдия (1893–1944)

Николаева Ольга (1972–)

Николай (Касаткин), отец

Николай Иванович Гоголь

Николай Иванович Лобачевский

Николай Николаевич Лузин

Николай, Алвин

Ник olais, Alwin (Theodore)

Николай, Alwin Theodor

Афанасий Никитин | Русский землепроходец и писатель

В русской литературе: Произведения, отражающие могущество Москвы

…За три моря») купец Афанасий Никитин описывает свои путешествия в Индию и Персию в 1466–1472 гг. Однако самое поразительное в этот период то, чего не произошло: Россия не пережила Ренессанса и оказалась достаточно изолированной от Запада. Ничего похожего на западную светскую литературу, философию или науку…

Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:» ИНДЕКС»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:415224}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:415224,»title»:»Афанасий Никитин»,»url «:»https://www.britannica.com/biography/Afanasy-Nikitin»,»description»:»Русская литература: Произведения, отражающие власть Московской: …За тремя морями») купец Афанасий Никитин описывает свое путешествие в Индию и Персия в 1466–1472 гг. Однако самое поразительное в этот период то, чего не произошло: Россия не пережила Ренессанса и оказалась достаточно изолированной от Запада. Ничего похожего на западную светскую литературу, философию или науку,…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Афанасий Никитин»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается Афанасий Никитин: Русская литература: Произведения, отражающие Московская держава: …за три моря») купец Афанасий Никитин описывает свои путешествия в Индию и Персию в 1466–1472 гг. Однако самое поразительное в этот период то, чего не произошло: Россия не пережила Ренессанса и оказалась достаточно изолированной от Запада. Ничего похожего на западную светскую литературу, философию или науку,…»,»identifierHtml»:»Русский исследователь и автор»,»identifierText»:»Русский исследователь и автор»,»topicClass»:»биография»,»topicKey»:» Афанасий-Никитин»,»articleContentType»:»ИНДЕКС»,»ppTecType»:»ЛЮДИ»,»gaTemplate»:»ИНДЕКС»,»topicType»:»ИНДЕКС»,»relativeUrl»:»/biography/Афанасий-Никитин», «assemblyLinkPrefix»:»/media/1/415224/»},»topicLink»:{«title»:»Афанасий Никитин»,»url»:»https://www.britannica.com/biography/Afanasy-Nikitin» },»tocPanel»:{«title»:»Directory»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null, «websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«keywords»:»Афанасий Никитин»,»wordcount»:0,»url»:»https:// www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *