Низкий уровень тревожности: Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Содержание

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

На протяжении всего жизненного пути, в разных сферах деятельности люди сталкиваются с многочисленными трудными жизненными ситуациями. В жизни людей возникают разного рода обстоятельства, способствующие развитию или регрессу личности, открывающие или закрывающие путь для ее нормального психического развития и функционирования. Для каждой личности в соответствии с ее индивидуальностью характерен свой неповторимый, уникальный способ жизни, способ ее структурирования, организации. В жизни каждого человека могут возникнуть такие ситуации, когда человек не может реагировать на внешние воздействия привычным способом, ему нужно адекватно выходить из сложившейся трудной ситуации. Среди авторов, занимавшихся изучением трудных жизненных ситуаций, можно назвать Б. С. Братуся, Л. Ф. Бурлачука, Ф. Е. Василюка, Е. Е. Данилову, К. Муздыбаева, М. Тышкову и др. Изучению проблемы эмоциональных состояний посвящены многие современные исследования С.  В. Ковалева, Д. Магнуссона, А. В. Филиппова и др.

Умение преодолевать жизненные трудности, выработка собственных стратегий поведения и отношения к различным проблемам не теряет своей актуальности и по сей день. В современной психологии многие исследователи ищут ответы на вопрос, каким образом, какими способами человек справляется с ситуациями, событиями в своей жизни, как он их разрешает. Ответы на этот вопрос представляют большой теоретический и практический интерес. Одним из частных аспектов указанной проблемы является изучение способов поведения человека в трудных ситуациях и влияние на него уровня тревожности. Решению проблем и вопросов, связанных с исследованием уровней тревожности, посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов.

Зарубежные исследователи (Х.Хекккаузен, З.Хелус) в своих работах подчеркивают связь тревожности с определенной сферой деятельности и общения, с типом ситуации.

В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами личности — с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности.

С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой деятельности.

В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована, как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности.

Кроме того, тревожность может быть связана с переживаниями угрозы престижу, самооценке, самоуважению человека; при повышении уровня тревожности, человек теряет возможность к актуализации собственной личности, так как повышенная тревожность мешает двигаться вперед, расти по социальной и профессиональной лестнице.

В нашем экспериментальном исследовании мы ставили цель — выявить уровень личностной тревожности респондентов и проследить ее влияние на социальную фрустрацию, иными словами проследить взаимосвязь между тревожностью и удовлетворенностью человеком какими — либо достижениями жизни. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы попытались выяснить возможную зависимость уровня тревожности от удовлетворенности жизнью. Мы предположили, что чем выше уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние, и наоборот, чем меньше уровень тревожности в силу умения управлять своим состоянием, тем выше результат удовлетворенности своим социальным положением, статусом. Иными словами, чем ближе общее состояние личности к оптимальному уровню тревожности, тем выше результат удовлетворенности, тем ниже уровень социальной фрустрации. Человек с низким уровнем тревожности и социальной фрустрации не только больше удовлетворен своей жизнью, но и более позитивен, оптимистичен.

Основными методами, используемыми для изучения психических состояний, являются: непосредственное наблюдение, аппаратурные методы для регистрации вегетативных реакций, анкеты и личностные опросники, основанные на самооценке испытуемых.

Личностные опросники и анкеты удобны в практическом использовании, не требуют специальной аппаратуры и не занимают много времени для их заполнения. Этот метод, наиболее удобный для исследования, был и выбран нами для изучения психологической проблемы тревожности.

Испытуемыми выступили 25 сотрудников компании «Колавто» (г.Актобе), которые были опрошены методом анонимного анкетирования.

Применялась методика «Шкала самооценки и оценки тревожности Ч. Спилбергера». Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности. Мы предположили, что при средних показателях уровня тревожности, являющихся нормой для индивида, некоторыми из респондентов их обычная реакция будет восприниматься столь привычно, не проявляя себя, что опрашиваемые будут склонны определить ее как «отсутствие» всякой реакции.

В каждом пункте имеются 4 варианта ответа, из которых надо было выбрать один, характеризующий наиболее типичное состояние респондента.

Анализ результатов выявил: 45 % опрошенных обнаружили низкие показатели уровня тревожности, умеренный уровень обнаружен у 30 % респондентов и 25 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень тревожности. У респондентов уверенных в себе, выносливых, спокойных, не склонных к нервозности отмечается значительно более низкий уровень тревожности. Поэтому относительно низкий уровень тревожности можно считать одним из основных показателей удовлетворенностью жизнью. Общая оценка респондентов с выявленным высоким уровнем тревожности характеризуется напряженностью и беспокойством, сильной возбудимостью. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Повышенная тревожность, несоразмерная с вызвавшим ее явлением или ситуацией, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в физиологических системах организма. Причем эти сдвиги, возникающие под влиянием эмоционально напряженных ситуаций, бывают значительно более выраженными, чем при сильных физических перегрузках и нормализуются обычно медленнее.

Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Между тревожностью и саморегуляцией существует прямая зависимость. Под воздействием внутренней тревоги человек зачастую совершает необдуманные поступки, так как все разумные мысли парализованы чувством страха и неуверенности в себе. Таким людям тяжело идти на контакт, они очень редко достигают успеха в чем-либо. Личности с нормальным уровнем тревожности легко владеют ситуацией, своими эмоциями и поведением. Таким людям легко идти по жизни. Они очень мобильны, общительны, целеустремленны.

Таким образом, можно видеть, что тревожность является склонностью индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом возникновения тревоги; она выступает как один из основных параметров индивидуальных различий.

Многие специалисты полагают, что в целом тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности. Она может повышаться в следующих случаях: а) при нервно — психических и соматических заболеваниях; б) у людей, переживающих последствия психической травмы; в) у людей с отклоняющимся поведением. Однако необходимо заметить, что в этом ряду не указан, на наш взгляд, социальный фактор. Поскольку результаты нашего исследования позволяют предположить, что причиной тревожности людей может быть неудовлетворенность своим социальным положением, статусом и т. д. Исследованию связи между двумя указанными переменными и посвящена наша работа.

Социальная фрустрация возникает, когда удовлетворение потребностей людей раз за разом наталкивается на какие-то препятствия. Возникает состояние разочарования, в котором человек ощущает, что лишен того, к чему стремился. Результат — агрессия, направленная против ставшего источником фрустрации, либо перенесенная на кого-то другого, даже на самого себя.

Социальная фрустрированность — вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Поясним сказанное. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. Интеллект при этом отражает, с одной стороны, то, что в принципе может быть достигнуто в той или иной сфере, и то, что человек конкретно сам смог достичь, — с другой стороны. Социум как бы «вырабатывает» шкалы, или ступени, роста и достижений, а индивид соответственно своим притязаниям и возможностям достигает того или иного уровня.

В исследовании применили методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (Модификация В. В. Бойко). Цель методики: определение степени неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизни и деятельности. Исследуемый читает вопрос из предлагаемого списка опросника и дает один наиболее подходящий ему ответ.

Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Под социальной фрустрированностью автор понимает: вид психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально значимых иерархиях.

Каждое общество в конкретный период своего существования в зависимости от своей ориентации, материально — экономического развития, уровня правовой и нравственной культуры предлагает своим членам определенные возможности социального роста и удовлетворения потребностей. Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности –неудовлетворенности. При этом он испытывает фрустрацию не столько от достигнутого, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего.

Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины среднего балла по каждому пункту. Чем больше его величина, тем выше уровень социальной фрустрированности.

Проведенный анализ ответов показал, что у респондентов очень низкий уровень фрустрированности взаимоотношениями на работе, с коллегами по работе, с субъектами своей профессиональной деятельности, своим положением в обществе, отношениями с супругом, с ребенком, с родителями, обстановкой в обществе, отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми. Пониженный уровень удовлетворенности своим образованием, содержанием работы в целом, условиями профессиональной деятельности, жилищно-бытовыми условиями, сферой услуг и бытового обслуживания, возможностями выбора места работы, своим образом жизни в целом. Неопределенный уровень фрустрированности проведением досуга, возможностями проводить отпуск. Умеренный уровень фрустрированности материальным положением, сферой медицинского обслуживания.

Применив методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, мы получили следующие данные: у 45 % испытуемых пониженный уровень социальной фрустрированности, у 14 % неопределенный уровень, у 15 % повышенный и у 36 % очень низкий уровень фрустрированности. Большая часть испытуемых относится к группе с оптимальной фрустрированностью, имеющих психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению значимых целей, удовлетворения потребностей.

Неудовлетворенность социальными достижениями жизни характеризуется неуклонным ростом, а также тенденцией к снижению стрессоустойчивости значительной части населения.

Установлено, что неудовлетворенность потребности приводит индивида к фрустрации — психическому состоянию дезорганизации, вызываемому объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей. В ситуации фрустрации люди ведут себя по-разному. Многие мобилизуют свои внутренние ресурсы, энергично ищут себе новую работу, выбирают и осваивают себе новую профессию или открывают собственное дело. Но так реагируют не все. Иногда реакцией людей является игнорирование интересов других или агрессия, направленная как на других, так и на самого себя. Иногда фрустрация заканчивается тем, что человек становится безразличным ко всему, утрачивает интерес и активность.

Данные, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют, что неудовлетворенность потребности по-разному влияет на людей.

Так, у группы респондентов — менеджеров фирмы по сравнению с продавцами и обслуживающим персоналом, более низкий уровень тревожности, соответственно удовлетворенность выше. Вероятно, данный факт можно объяснить тем, что в компании у менеджеров более высокий социальный статус (наличие высшего или среднего специального образования, более высокая зарплата, возможность карьерного роста и т. д.). Мотивы у группы достаточно специфичны. В настоящем они живут признанием окружающих, имеют способы удовлетворения этой потребности, так как она подкрепляется активной деятельностью.

Продавцы, охранники и технички, несмотря на то, что их профессия необходима, общественно полезна, имеют более низкий социальный статус. Это связано с низкой заработной платой, непрестижностью профессии. Низкий уровень фрустрированности среди продавцов, охранников и техничек свидетельствует не об удовлетворенности, а скорее о том, что респонденты дают социально желательные ответы, предпочитают довольствоваться тем, что имеют на данный момент, скрывают свою неудовлетворенность.

Возможно, испытуемые считают, что их положение лучше, чем у других людей, которые не имеют постоянной работы или выполняют тяжелую низкооплачиваемую работу или вовсе являются безработными.

Получение стабильного положения, материального благополучия и профессиональная деятельность связываются в сознании респондентов со стремлением занять достойное положение в обществе, побуждает к переменам в жизни в будущем. Так, некоторые респонденты при личной беседе с автором признались, что хотят получить высшее образование и найти более престижную работу, занять соответствующе положение в обществе (другие испытуемые из этой же группы уже учатся заочно в различных вузах). Однако для этих людей важны не только социальные достижения, но и общение с людьми является базовой потребностью и ассоциативно связано с признанием окружающих.

У менеджеров базовой потребностью является потребность в самореализации, карьерном росте, направленность на профессиональную деятельность. Будущее и прошлое связаны: ожидается, что все будет, как и раньше. Прошлое и будущее определяется такими ценностями и видами деятельности, как семья и работа, стабильное положение и определенные перемены в жизни, достижение успеха и высокого положения в обществе, выполнение профессионального долга. Материальное благополучие расценивается, как один из элементов повышения социального статуса.

У группы продавцов достижение успеха, семья, обязанности представляют для них ценность, но фрустрированы, так как не всегда удовлетворяются в настоящем. Будущее не связано ни с настоящим, ни с прошлым и в представлениях данной категории людей наполнено только общением с людьми и признанием окружающих. Настоящее не является привлекательным, и не связано ни с какими видами деятельности. Под влиянием настоящей ситуации дополнительные потребности не актуализируются.

В заключении, необходимо отметить, что во всех группах наблюдалось отсутствие интересов и увлечений, свидетельствующее о фрустрации базовых потребностей. Если даже сфера увлечений была представлена в сознании испытуемых в настоящем, то она не ассоциировалась ни с одним из видов деятельности, способных привести к ее удовлетворению. Чаще наблюдалась ситуация, когда увлечения и интересы, будучи связаны в сознании с какими-либо способами деятельности, были представлены не в сфере субъективного настоящего, а только в прошлом или будущем.

Литература:

1.        Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. — М.: МГУ, 1987.

2.        Астапов В.  Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал.1982.т.13. № 5.

3.        Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М., 1984.

4.        Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с.104–113.

5.        Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе (Под ред. проф. Н. Н. Обозова). — Л.: ЛГУ, 1984.

6.        Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1989.

7.        Карен Хорни. Тревожность. Собр. Сочинений в 3 том. М., 1997.т.2. стр.174–180.

8.        Наенко Н. И. Природа психической напряженности. М.,1976.

9.        Никишина В. Б., Т. Д. Василенко. Психодиагностика в системе социальной работы. М., 2004.

10.    Ольшанникова А. Е. К психологической диагностике эмоциональности.//Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии.  — М.,1988, с.246–262.

11.    Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология //Межвузовский сборник. — Л.: ЛГУ, 1991.

12.    Тарабрина Н. В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях //Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М. 1983. — С. 121–125.

13.    Творогова Н. Д. Страх и тревожность. //Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. — М.: ВУНМЦ, 1998, с.271–275.

14.    Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда //Психологический словарь (Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова) — М.: Педагогика-Пресс, 1999.

15.    Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Прогресс, 1986

Основные термины (генерируются автоматически): уровень тревожности, профессиональная деятельность, социальная фрустрация, жизнь, признание окружающих, работа, ситуация, удовлетворение потребностей, уровень, базовая потребность.

Особенности тревожности студентов разных направлений подготовки

Клемес Виктория Сергеевна,старший преподавательфакультета социальных наук АмГУ «Амурский Государственный университет», г. Благовещенск[email protected]

Бычкова Светлана Евгеньевна,студентка4 курса факультета социальных наук АмГУ «Амурский Государственный университет»,г. Благовещенск[email protected]

Особенности тревожности студентов разных направлений подготовки

Аннотация. В статье рассматриваютсяособенности тревожности студентов разных направлений подготовки; представлены результаты диагностикистудентов инженернофизического факультета и студентов факультета социальных наук Амурского Государственного Университета.Ключевые слова:тревога, тревожность, виды тревожности, тревожность в студенческом возрасте, тревожность студентов разных направлений подготовки.

Проблема тревоги и тревожности одна из центральных проблем современной цивилизации. Недаром ХХ век был признан и признается по сей день веком тревоги. Стоит отметить, что данной проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.В отечественной литературе исследований по проблемам тревоги итревожности довольно мало, в отличие от западной.

Это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия.В отличие от тревоги, тревожность является личностной чертой, отражающей уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному Я в любых ситуациях; тревожность это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.Именно тревожность, как отмечают Дж. Тейлор, А.М. Прихожан, Р. Мэй, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель преневротического состояния, её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как деликвентность и аддиктивное поведение [1].
Исследование проводилось с помощью методики Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности, которая позволила выявить уровень реактивной и личностной тревожности студентов и методики Д. Тейлора Личностная шкала проявления тревоги, с помощью которой был определён общий уровень тревожности каждого студента.Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина позволяет определить уровень реактивной и личностной тревожности, как индивидуальный показатель чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх, опасение.Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина состоит из двух шкал по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.Экспериментальное исследование тревожности проводилось на базеАмурского Государственного Университета. В исследованиях приняли участие студенты 4 курсов факультета социальных наук в количестве 15 человек и студенты инженернофизического факультета в количестве 15 человек в возрасте 1822 года.
Для исследования личностной и ситуативной тревожности, была использована Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. В таблице 1 отображены результаты исследования по методике Ч.Д. Спилберга студентов факультета социальных наук. Таблица 1Результаты исследования студентов факультета социальных наук по методике Ч.Д. Спилбергер

ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньколво%

колво%колво%Личностная тревожность533 %1067 %00 %Ситуативная тревожность320 %320 %960 %

В таблице 1 видно, что у студентов факультета социальных наук преобладает, средний и высокий уровень личностной тревожности. 33 % респондентов обладают высоким уровнем личностной тревожности, что свидетельствует о склонности воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Высокий уровень тревожности, свидетельствует о том, что появление у людей состояния тревожности проявляется в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. 67 % испытуемых обладают средним уровнем тревожности. Это говорит о том, что это естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности —это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.Ни у одного студента в процессе обработки результатов, не было выявлено низкого уровня личностной тревожности.При оценке реактивной тревожности, наоборот, доминирует низкий уровень. 60 % испытуемых обладают низким уровнем реактивной тревожности, что свидетельствует о том, что такиесубъекты не склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций.
Из этого можно сделать вывод, что на момент проведения методики, у студентов преобладал низкий уровень тревожности, но общий и постоянный уровень тревоги, довольно высокий.Так же у 40% испытуемых был выявлен высокий и средний уровень ситуативной тревожности.Рассмотрим результаты по методике Ч.Д. Спилбергера, но уже студентов инженерно –физического факультета (таблица 2). Таблица 2Результаты исследования студентов инженернофизического факультета по методике Ч.Д. Спилбергер

ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньколво%

колво%колво%Личностная тревожность427%1173%00%Ситуативная тревожность17%426%1067%

По данным, приведённым в таблице видно, что у студентов ИФФ так же, как и у студентов ФСН, в личностной тревожности отсутствует низкий уровень. Средний же уровень заметно преобладает над высоким. В показателях ситуативной тревожности, у студентов инженерно–физического факультета, так же преобладает низкий уровень тревожности. С высоким уровнем оказалось всего лишь 1 студент из 15 (что составляет 7 %).

Если сравнить обе таблицы, можно заметить разницу. У студентов факультета социальных наук показатели личностной и реактивной тревожности выше, чем у студентов инженерно –физического факультета. Показатели низкого уровня у обоих факультетов практически одинаков.В таблице 3 мы приведём данные, полученные с помощью Личностной шкалы проявления тревоги Д. Тейлора. Таблица 3Результаты исследования студентов факультета социальных наук и студентов инженернофизического факультета по методике Д. Тейлора

СтудентыОчень высокий уровеньВысокий уровеньСредний с тенденцией к высокомуСредний с тенденцией к низкомуНизкий уровеньКолво%Колво%Колво%Колво%Колво% ФСН17 %213 %746 %427 %17 % ИФФ00 %17 %960 %533 %00 %

По данной таблице 3 сказать, что данные по студентам инженерно –физического факультета получились довольно усреднённые, т.е. нет очень высоких и низких значений. Основные показатели средний уровень с тенденцией к высокому. Высокий уровень говорит о том,что испытуемым с высоким уровнем тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. У студентов инженерно –физического факультета данные довольно размытые, но при этом, так же преобладает средний уровень тревожности с тенденцией к высокому.По обеим методикам данные по студентам факультета социальных науки студентам инженерно –физического факультета довольно похожие, но тем не менее имеют определённые различия. Для выявления особенностей тревожности студентов разных направлений подготовки нами использовался Uкритерий Мана Уитни. При оценке различий уровня тревожности между студентами факультета социальных наук и студентами инженерно –физического факультета с помощью критерия U Манна Уитни, получились следующие результаты.При сравнении уровня личностной тревожности двух направлений подготовки получились значения:Uэмп. = 103Uкр. = 72 (0,05)(0,01)Вывод: Н1 (p≤0,01). Следовательно, значимых различий по личностной тревожности не выявлено.

Уровень личностной тревожности студентов разных направлений подготовки одинаков.При сравнении уровня ситуативной тревожности студентов ФСН и ИФФ получились значения:Uэмп. = 90Uкр. = 72 (0,05)(0,01)Вывод: Н1 (p≤0,01). Следовательно, значимых различий по ситуативной тревожности не выявлено. Уровень ситуативной тревожности студентов разных направлений одинаков.При сравнении общего уровня тревожности двух курсов получились значения:Uэмп. = 97,5Uкр. = 72 (0,05)(0,01)Вывод: Н1 (p≤0,01). Следовательно, значимых различий по общей тревожности не выявлено. Уровень общей тревожности студентов ФСН и ИФФ курса одинаков.Таким образом, мы выяснили, что уровень тревожности у студентов разных направлений подготовки одинаков. Судя по полученным данным, уровень тревожности студентов ФСН и ИФФ одинаков. Но необходимо учесть, что в данной работе мы не рассматривали отдельные компоненты тревожности, а лишь брали тревожность как целостную черту личности.Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
Ч.Д. Спилбергер, исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на реактивную и активную, ситуативную и личностную тревожность[2].Ситуационная тревожность это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в другихситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно.Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность.Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.Обычно, тревожные студенты это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности[3]. Таким образом, в данной работе мы рассмотрели понятиетревожности. Так же, мы провели исследование уровня тревожности студентов разных направлений подготовки, сравнили полученные результаты с помощью таблиц и математической статистики. Получив результаты качественной и количественной обработки, можно утверждать, что различий уровня тревожности студентов факультета социальных наук и инженерно –физического факультета нет.

Ссылки на источники1.Аракелов, Г.Г. Стрессфакторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества /Г.Г. Аракелов // Психологическая наука и образование. –2008. 2.Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления психических ситуаций / Ф.Е. Василюк. –М.: Издательство МГУ, 2010. –186 с.3.Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. –РостовнаДону: Издательство «Феникс», 2007. –736 с.

Есть ли у меня тревога или тревога: какая разница?

Вы когда-нибудь думали о том, чтобы устроиться на новую работу или устроиться в учебу, и ваше сердце бешено колотилось, а мысли гонялись за чередой «а что, если»? Если это так, вы можете задаться вопросом: «Есть ли у меня тревога?»

Беспокойство — это естественная система реакции организма на угрозу. Когда ваш мозг считает, что вы в опасности, он посылает вашему телу серию сигналов, что приводит к реакции «бей или беги».

Беспокойство является компонентом симптомов тревоги

Тревога имеет три основных компонента: эмоциональный, физиологический и когнитивный.

Представьте, что вам предстоит презентация на работе. Вы можете заметить чувство страха и страха, два примера эмоционального компонента. Вы также можете заметить телесные ощущения, такие как учащенное сердцебиение, потливость или стеснение в желудке, которые представляют собой физиологический компонент. Наконец, вы можете подумать: «Я не могу этого сделать» или «Я опозорю себя». Беспокойство и негативные мысли о том, что может произойти в будущем, являются когнитивным компонентом. Таким образом, несмотря на то, что беспокойство является важной частью беспокойства, оно является лишь одним из трех основных строительных блоков.

Спектр тревожных расстройств

Беспокойство само по себе не является плохим. Нормальные уровни тревожности лежат на одном конце спектра и могут проявляться низким уровнем страха или опасения, легкими ощущениями мышечного напряжения и потливости или сомнениями в своей способности выполнить задание. Важно отметить, что симптомы нормальной тревожности не мешают повседневному функционированию. Они могут на самом деле улучшить ваше внимание и решение проблем, мотивировать вас усерднее работать над достижением цели или предупредить вас о потенциальной угрозе. Например, беспокойство по поводу предстоящего экзамена, скорее всего, заставит вас полностью подготовиться, а беспокойство, которое может испытать турист при встрече с медведем, позволит ему убежать в безопасное место. Эти примеры демонстрируют, как нормальный уровень тревожности может быть адаптивным и полезным в повседневной жизни.

Клинические уровни тревоги падают на другой конец спектра. Диагностируемые тревожные расстройства возникают, когда уровень тревожности повышается настолько, что быстро снижает работоспособность и вызывает ухудшение.

Как узнать, перешли ли вы в зону полномасштабного тревожного расстройства? Тревожные расстройства характеризуются сильной, стойкой тревогой, чрезмерной для данной ситуации, и крайним избеганием провоцирующих тревогу ситуаций. Эти симптомы вызывают дистресс, нарушают повседневную деятельность и проявляются в течение значительного периода времени. Например, человек, которому приходится оставаться дома несколько дней подряд из-за панических атак, скорее всего, страдает тревожным расстройством.

Различные методы лечения, основанные на фактических данных, наиболее эффективны при различных тревожных расстройствах. Например, мужчине, страдающему паническим расстройством, скорее всего, поможет экспозиционная терапия, в то время как женщине, страдающей социальной фобией, лучше всего подойдет когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Если вы считаете, что у вас может быть тревожное расстройство, обратитесь за помощью как можно скорее.

Что такое «почти тревожно» и как с этим справиться?

По мере того, как тревожность перемещается по спектру от нормального к клиническому, серая область в середине все еще может оказывать негативное влияние на вашу жизнь: «почти тревожная» область. Когда уровень беспокойства, который вы испытываете, больше не является адаптивным или полезным для вашей работы и становится препятствием для вашего удовольствия от жизни, но еще не достигает диагностического порога тревожного расстройства, вы «почти встревожены». Вы можете обнаружить, что изо всех сил пытаетесь сосредоточиться на задачах, отвлекаетесь на негативные мысли, страх или неприятные телесные ощущения. Например, человек, который «почти тревожен», может целый день просиживать за своим столом, делая минимальный прогресс в выполнении задания из-за постоянных переживаний и стеснения в желудке. Хотя тревога не делает невозможным выход на работу, уровень переживаемой тревожности затрудняет работу. Использование этой концепции «почти тревожного» может помочь вам поймать тревогу до того, как она станет слишком сильной, и нацелить ее, используя основанные на фактических данных стратегии, которые помогают вернуть тревогу по спектру на адаптивный уровень.

Когда вы чувствуете себя слишком тревожно, попробуйте методы, основанные на фактических данных, описанные в книге Почти тревожно , чтобы вернуть уровень тревожности в норму. Вот несколько инструментов, которые можно попробовать:

  • Если вы обнаружите, что думаете: «Я не могу этого сделать», «Я никогда не выполню это задание» или подобные негативные мысли, бросьте вызов этому, спросив, так ли это. действительный или полезный. Скорее всего, вы обнаружите, что эти мысли просто подпитываются вашим беспокойным мозгом, поэтому важно остановить их.
  • Если вам кажется, что ваши мысли выходят из-под контроля, уделите несколько минут практике осознанности. Сосредоточение внимания на настоящем моменте уводит ваши мысли от прошлого и будущего, помогая вам снова сосредоточиться.
  • Определите ситуации, которые вызывают у вас тревогу, и приближайтесь к ним, а не избегайте их. Например, если вы боитесь публичных выступлений, говорите перед другими как можно чаще. Со временем вы обнаружите, что дискомфорт исчезает, когда вы сталкиваетесь с теми же вещами, которые раньше вызывали у вас беспокойство!

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) — HelpGuide.

org

тревога

Вы чрезмерно беспокоитесь или чувствуете напряжение и тревогу в течение всего дня? Узнайте о признаках, симптомах и лечении ГТР.

Что такое генерализованное тревожное расстройство (ГТР)?

Каждый человек иногда испытывает тревогу, но если ваши тревоги и страхи настолько постоянны, что мешают вам функционировать и расслабляться, у вас может быть генерализованное тревожное расстройство (ГТР). ГТР — это распространенное тревожное расстройство, которое включает в себя постоянное и хроническое беспокойство, нервозность и напряжение. В отличие от фобии, когда ваш страх связан с определенной вещью или ситуацией, тревога при ГТР носит рассеянный характер — общее чувство страха или беспокойства, которое окрашивает всю вашу жизнь. Эта тревога менее интенсивна, чем паническая атака, но длится гораздо дольше, что затрудняет нормальную жизнь и делает невозможным расслабление. Генерализованное тревожное расстройство утомляет умственно и физически. Это истощает вашу энергию, мешает спать и изнашивает ваше тело.

Если у вас ГТР, вы можете беспокоиться о тех же вещах, что и другие люди, но вы поднимаете эти беспокойства на новый уровень. Небрежное замечание коллеги об экономике становится видением неминуемой ошибки; телефонный звонок другу, на который не ответили немедленно, становится тревогой по поводу того, что отношения в беде. Иногда одна только мысль о том, чтобы прожить день, вызывает тревогу. Вы занимаетесь своими делами, наполненными преувеличенным беспокойством и напряжением, даже если ничто или почти ничего не может их спровоцировать.

Осознаете ли вы, что ваше беспокойство сильнее, чем того требует ситуация, или считаете, что ваше беспокойство каким-то образом защищает вас, конечный результат один и тот же. Вы не можете отключить свои тревожные мысли. Они продолжают прокручиваться в вашей голове в бесконечном повторении. Но какими бы ошеломляющими ни казались сейчас вещи, вы можете освободиться от хронического беспокойства, научиться успокаивать свой беспокойный разум и вновь обрести чувство надежды.

Знакомо?

  • «Я не могу заставить свой разум остановиться… это сводит меня с ума!»
  • «Он опаздывает — он должен был быть здесь 20 минут назад! Боже мой, он, должно быть, попал в аварию!»
  • «Я не могу спать — мне просто так страшно… и я не знаю почему!»

Разница между «нормальным» беспокойством и ГТР

Беспокойство, сомнения и страхи являются нормальной частью жизни. Вполне естественно беспокоиться о предстоящем тесте или беспокоиться о своих финансах после того, как вам неожиданно выставили счета. Разница между «нормальным» беспокойством и генерализованным тревожным расстройством заключается в том, что беспокойство, связанное с ГТР:

  • Чрезмерно.
  • Навязчивый.
  • Постоянный.
  • Разрушительный.
«Нормальное» беспокойство против обобщенного тревожного расстройства
«Нормальное» беспокойство: Обобщенное расстройство тревоги:
. Ваша тревога не станет в пути. обязанности. Ваше беспокойство значительно мешает работе, занятиям или общественной жизни.
Вы можете контролировать свое беспокойство. Ваше беспокойство не поддается контролю.
Ваши заботы хоть и неприятны, но не причиняют серьезного беспокойства. Ваши заботы очень расстраивают и вызывают стресс.
Ваши заботы ограничены небольшим числом реальных проблем. Вы беспокоитесь о самых разных вещах и склонны ожидать худшего.
Приступы беспокойства длятся очень недолго. Вы беспокоитесь почти каждый день в течение как минимум шести месяцев.

Не все люди с генерализованным тревожным расстройством имеют одинаковые симптомы, но большинство людей испытывают сочетание эмоциональных, поведенческих и физических симптомов, которые часто колеблются, усиливаясь во время стресса.

Эмоциональные симптомы ГТР включают:

  • Постоянные беспокойства проносящиеся в голове
  • Ощущение, что ваше беспокойство не поддается контролю ; вы ничего не можете сделать, чтобы остановить беспокойство
  • Навязчивые мысли о вещах, которые вызывают у вас беспокойство; вы пытаетесь не думать о них, но у вас не получается
  • Неспособность терпеть неопределенность ; вам нужно знать, что произойдет в будущем
  • Всепроникающее чувство опасения или страха

Поведенческие симптомы включают:

  • 0038
  • Сложность концентрируясь или сосредоточенность на вещах
  • , отказавшись от , потому что вы чувствуете себя перегруженным
  • Избегание ситуаций , которые заставляют вас беспокоиться

.

Физические симптомы включают:
  • 7 . скованность мышц или боли в теле
  • Проблемы с засыпанием или с продолжительным сном из-за того, что ваш разум не может успокоиться
  • Чувство раздражения , беспокойство или нервозность
  • Проблемы с желудком , тошнота, диарея

Симптомы ГТР у детей

У детей чрезмерное беспокойство сосредоточено на будущих событиях, прошлом поведении, социальном признании, семейных делах, личных способностях и успеваемости в школе. В отличие от взрослых с ГТР, дети и подростки часто не осознают, что их тревога непропорциональна ситуации, поэтому взрослым необходимо распознавать их симптомы. Наряду со многими симптомами, которые появляются у взрослых, некоторые тревожные сигналы ГТР у детей:

  • «Что, если» опасается ситуаций в далеком будущем.
  • Перфекционизм , чрезмерная самокритичность, боязнь ошибиться.
  • Чувство, что они виноваты во всех бедствиях , и их беспокойство не даст случиться трагедии.
  • Уверенность в том, что несчастье заразно и обязательно с ними случится.
  • Потребность в частом заверении и одобрении.

В BetterHelp работает более 25 000 лицензированных консультантов, и у вас есть терапевт, который соответствует вашим потребностям. Зарегистрируйтесь сегодня и получите соответствие.

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%

Совет по самопомощи при генерализованном тревожном расстройстве 1: общайтесь с другими

Поддержка других людей жизненно важна для преодоления ГТР. Социальное взаимодействие с кем-то, кто заботится о вас, — это наиболее эффективный способ успокоить вашу нервную систему и рассеять тревогу, поэтому важно найти кого-то, с кем вы можете общаться лицом к лицу на регулярной основе — вашей второй половинки, члена семьи или близкого человека. друг, наверное. Этот человек должен быть тем, с кем вы можете говорить в течение непрерывного периода времени, кем-то, кто будет слушать вас, не осуждая, не критикуя и не отвлекаясь на телефон или других людей.

Создайте сильную систему поддержки. Люди — социальные существа. Нам не суждено жить в изоляции. Но сильная система поддержки не обязательно означает обширную сеть друзей. Не недооценивайте преимущества нескольких людей, которым вы можете доверять и рассчитывать на то, что они будут рядом с вами.

Говорите об этом, когда ваши заботы начинают нарастать. Если вы начинаете чувствовать себя переполненным тревогой, встретьтесь с членом семьи или другом, которому вы доверяете. Просто поговорив лицом к лицу о своих тревогах, вы можете сделать их менее угрожающими.

Знайте, кого следует избегать, когда вы чувствуете тревогу. Ваш тревожный взгляд на жизнь может быть тем, чему вы научились, когда росли. Если ваша мать хронически беспокоится, она не лучший человек, которому можно позвонить, когда вы чувствуете тревогу, независимо от того, насколько вы близки. Раздумывая, к кому обратиться, спросите себя, чувствуете ли вы себя лучше или хуже после разговора с этим человеком о проблеме.

Имейте в виду, что наличие ГТР может помешать вам общаться с другими людьми. Беспокойство и постоянное беспокойство могут заставить вас чувствовать себя нуждающимся и неуверенным, вызывая проблемы в ваших отношениях. Подумайте о том, как вы ведете себя, когда чувствуете беспокойство, особенно беспокойство по поводу отношений. Проверяете ли вы своего партнера? Отзывать? Выдвигать обвинения? Стать навязчивым? Как только вы узнаете о каких-либо моделях отношений, связанных с тревогой, вы сможете найти лучшие способы справиться с любыми страхами или неуверенностью, которые вы чувствуете.

Совет 2. Научитесь быстро успокаиваться

Хотя общение с другим человеком лицом к лицу — это самый быстрый способ успокоить нервную систему, не всегда реально иметь рядом друга, на которого можно опереться. В таких ситуациях вы можете быстро успокоиться и облегчить симптомы тревоги, используя одно или несколько своих физических чувств:

Зрение – Посмотрите на все, что вас расслабляет или вызывает улыбку: красивый вид, семейные фотографии, фотографии кошек в Интернете.

Звук – Послушайте успокаивающую музыку, спойте любимую мелодию или поиграйте на музыкальном инструменте. Или насладитесь расслабляющими звуками природы (вживую или в записи): океанские волны, ветер в деревьях, пение птиц.

Запах – Зажгите ароматические свечи. Запах цветов в саду. Дышите чистым, свежим воздухом. Распылите свои любимые духи.

Вкус – Не спеша съешьте любимое лакомство, смакуя каждый кусочек. Выпейте чашку горячего кофе или травяного чая. Пожуйте жевательную резинку. Наслаждайтесь мятой или вашими любимыми леденцами.

Прикосновение – Сделайте себе массаж рук или шеи. Обниматься с питомцем. Завернитесь в мягкое одеяло. Посидите снаружи на прохладном ветру.

Движение — Прогуляйтесь, попрыгайте вверх и вниз или слегка потянитесь. Танцы, игра на барабанах и бег могут быть особенно эффективными.

Реклама

Снижение стресса, улучшение здоровья и достижение баланса в жизни

Узнайте, как снижение стресса на основе осознанности (MBSR) может помочь вам испытывать меньше беспокойства, меньше стресса, а также меньше физической и эмоциональной боли и болезней с помощью этого онлайн-сервиса. программа от Sounds True.

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ СЕГОДНЯ

Совет 3: Двигайтесь

Упражнения — это естественное и эффективное средство от беспокойства. Он снимает напряжение, снижает уровень гормонов стресса, повышает уровень химических веществ, вызывающих хорошее самочувствие, таких как серотонин и эндорфины, и физически изменяет мозг таким образом, что он становится менее подверженным тревоге и более устойчивым.

Для максимального облегчения ГТР старайтесь уделять физической активности не менее 30 минут почти каждый день. Упражнения, которые задействуют как руки, так и ноги, такие как ходьба, бег, плавание или танцы, являются особенно хорошим выбором.

Чтобы получить еще больше преимуществ, попробуйте добавить в свои тренировки элемент осознанности. Осознанность — это мощное средство для борьбы с тревогой и простая техника, которую можно включить в свою программу упражнений. Вместо того, чтобы отвлекаться или сосредотачиваться на своих мыслях во время тренировки, сосредоточьтесь на том, как ваше тело чувствует себя во время движения. Попробуйте заметить, например, ощущение, когда ваши ноги касаются земли, или ритм вашего дыхания, или ощущение ветра на коже. Вы не только получите больше пользы от тренировки, но и прервете поток постоянных забот, пронизывающих вашу голову.

Совет 4. Взгляните на свои заботы по-новому

Основным симптомом ГТР является хроническое беспокойство. Важно понять, что такое беспокойство, поскольку убеждения, которых вы придерживаетесь относительно беспокойства, играют огромную роль в возникновении и поддержании ГТР. Вам может казаться, что ваши беспокойства исходят извне — от других людей, событий, которые вызывают у вас стресс, или сложных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь. Но на самом деле беспокойство возникает само по себе. Триггер исходит извне, но ваш внутренний диалог поддерживает его.

Когда вы беспокоитесь, вы говорите себе о вещах, которых боитесь, или о негативных событиях, которые могут произойти. Вы прокручиваете в уме пугающую ситуацию и думаете обо всех способах, которыми вы могли бы с ней справиться. По сути, вы пытаетесь решить проблемы, которых еще не было, или, что еще хуже, просто зацикливаетесь на наихудших сценариях.

Все это беспокойство может создать у вас впечатление, что вы защищаете себя, готовясь к худшему или избегая плохих ситуаций. Но чаще всего беспокойство непродуктивно — оно истощает вашу умственную и эмоциональную энергию, не приводя к каким-либо конкретным стратегиям или действиям по решению проблем.

Как отличить продуктивное беспокойство от непродуктивного

Если вы сосредоточены на сценариях «что, если», ваше беспокойство непродуктивно.

Как только вы откажетесь от мысли, что ваше беспокойство каким-то образом помогает вам, вы сможете начать справляться со своим беспокойством и тревогой более продуктивными способами. Это может включать в себя борьбу с иррациональными тревожными мыслями, обучение тому, как перестать беспокоиться и научиться принимать неопределенность в своей жизни.

Совет 5. Практикуйте техники релаксации при ГТР

Тревога — это больше, чем просто чувство. Это физическая реакция организма «бей или беги» на предполагаемую угрозу. Ваше сердце колотится, вы дышите чаще, ваши мышцы напрягаются, и вы чувствуете головокружение. Когда вы расслаблены, происходит полная противоположность. Ваш сердечный ритм замедляется, вы дышите медленнее и глубже, ваши мышцы расслабляются, а кровяное давление стабилизируется. Поскольку невозможно быть одновременно тревожным и расслабленным, усиление реакции вашего тела на расслабление является мощной тактикой для снятия беспокойства.

К эффективным методам релаксации для снятия беспокойства относятся:

Глубокое дыхание. Когда вы беспокоитесь, вы дышите быстрее. Эта гипервентиляция вызывает такие симптомы, как головокружение, одышка, головокружение и покалывание в руках и ногах. Эти физические симптомы пугают и приводят к дальнейшему беспокойству и панике. Но глубоко дыша диафрагмой, вы можете обратить эти симптомы вспять и успокоиться.

Прогрессивная мышечная релаксация может помочь вам снять мышечное напряжение и взять «тайм-аут» от ваших забот. Техника включает в себя систематическое напряжение, а затем расслабление различных групп мышц тела. Когда ваше тело расслабится, ваш разум последует за ним.

Медитация. Исследования показывают, что медитация осознанности действительно может изменить ваш мозг. При регулярной практике медитация повышает активность левой части префронтальной коры — области мозга, отвечающей за чувство безмятежности и радости. Попробуйте медитацию «Поездка на дикой лошади» из бесплатного набора инструментов эмоционального интеллекта HelpGuide.

РЕКЛАМА

Совет 6: Привыкайте избавляться от беспокойства

Здоровый, сбалансированный образ жизни играет большую роль в предотвращении симптомов ГТР. В дополнение к регулярным физическим упражнениям и отдыху попробуйте принять другие привычки образа жизни, чтобы справиться с хронической тревогой и беспокойством:

Высыпайтесь. Тревога и беспокойство могут вызвать бессонницу, что может подтвердить каждый, чьи мысли не дают ему спать по ночам. Но недостаток сна также может способствовать беспокойству. Когда вы недосыпаете, ваша способность справляться со стрессом снижается. Когда вы хорошо отдохнули, гораздо легче сохранить эмоциональный баланс, который является ключевым фактором в преодолении беспокойства и прекращении беспокойства. Улучшите свой ночной сон, изменив любые дневные привычки или режим сна, которые могут способствовать бессоннице.

Ограничьте потребление кофеина. Прекратите пить или, по крайней мере, сократите потребление напитков с кофеином, в том числе газированных напитков, кофе и чая. Кофеин — это стимулятор, который может вызвать всевозможные нервные физиологические эффекты, которые выглядят и ощущаются очень похожими на тревогу — от сильного сердцебиения и дрожи в руках до возбуждения и беспокойства. Кофеин также может ухудшить симптомы ГТР, вызвать бессонницу и даже спровоцировать приступы паники.

Избегайте алкоголя и никотина. Несколько порций алкоголя могут временно помочь вам почувствовать меньше беспокойства, но алкоголь на самом деле усугубляет симптомы тревоги по мере того, как они проходят. Хотя может показаться, что сигареты успокаивают, на самом деле никотин является мощным стимулятором, который повышает, а не снижает уровень беспокойства.

Правильно питайтесь. Еда не вызывает беспокойства, но здоровое питание может помочь вам оставаться на плаву. Если вы слишком долго не едите, это приводит к снижению уровня сахара в крови, что может вызвать у вас беспокойство и раздражительность, поэтому начинайте день с завтрака и продолжайте регулярно питаться. Ешьте много фруктов и овощей, которые стабилизируют уровень сахара в крови и повышают уровень серотонина, нейротрансмиттера с успокаивающим эффектом. Также уменьшите количество рафинированных углеводов и сахара, которые вы едите. Сладкие закуски и десерты вызывают резкий скачок уровня сахара в крови, а затем резкое падение, оставляя вас эмоционально и физически истощенными.

Лечение генерализованного тревожного расстройства

Если вы приложили усилия к самопомощи, но все еще не можете избавиться от беспокойства и страхов, возможно, пришло время обратиться к специалисту по психическому здоровью. Но помните, что профессиональное лечение не заменяет самопомощи. Чтобы контролировать свои симптомы ГТР, вам все равно нужно изменить образ жизни и посмотреть, как вы думаете о беспокойстве

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это один из видов терапии, который особенно полезен при лечении ГТР. КПТ исследует искажения в нашем восприятии мира и самих себя. Ваш терапевт поможет вам определить автоматические негативные мысли, которые способствуют вашему беспокойству. Например, если вы катастрофизируете — всегда представляя себе наихудший возможный исход в той или иной ситуации — вы можете бросить вызов этой тенденции, задав такие вопросы, как «Какова вероятность того, что этот наихудший сценарий действительно сбудется?» и «Какие положительные результаты более вероятны?».

Пять компонентов когнитивно-поведенческой терапии тревоги:

Образование. CBT включает изучение генерализованного тревожного расстройства. Он также научит вас различать полезное и бесполезное беспокойство. Более глубокое понимание своего беспокойства побуждает к более терпимому и активному реагированию на него.

Мониторинг. Вы научитесь отслеживать свое беспокойство, в том числе то, что его вызывает, конкретные вещи, о которых вы беспокоитесь, а также серьезность и продолжительность определенного эпизода. Это поможет вам получить перспективу, а также отслеживать ваш прогресс.

Стратегии физического контроля. CBT для GAD обучает вас методам релаксации, чтобы помочь уменьшить физическое чрезмерное возбуждение реакции «бей или беги».

Стратегии когнитивного контроля научат вас реалистично оценивать и изменять модели мышления, которые способствуют генерализованному тревожному расстройству. Когда вы бросите вызов этим негативным мыслям, ваши страхи начнут утихать.

Поведенческие стратегии. Вместо того, чтобы избегать ситуаций, которых вы боитесь, когнитивно-поведенческая терапия учит вас справляться с ними. Вы можете начать с представления того, чего вы боитесь больше всего. Сосредоточив внимание на своих страхах, не пытаясь их избежать или избежать, вы почувствуете себя лучше и меньше беспокоитесь.

Лекарство от беспокойства

Лекарство от ГТР обычно рекомендуется только в качестве временной меры для облегчения симптомов в начале процесса лечения, а терапия является ключом к долгосрочному успеху.

Существует три типа лекарств, назначаемых при генерализованном тревожном расстройстве:

Буспирон. Этот противотревожный препарат, известный под торговой маркой Buspar, обычно считается самым безопасным препаратом при генерализованном тревожном расстройстве. Хотя буспирон снимет остроту, он не устранит тревогу полностью.

Бензодиазепины. Эти успокаивающие препараты действуют очень быстро (обычно от 30 минут до часа), но физическая и психологическая зависимость часто возникают после более чем нескольких недель использования. Как правило, они рекомендуются только при тяжелых, парализующих эпизодах тревоги.

Антидепрессанты. Антидепрессанты облегчают тревогу не сразу, и полный эффект не ощущается в течение шести недель. Некоторые антидепрессанты также могут усугублять проблемы со сном и вызывать тошноту или другие побочные эффекты.

Авторы: Мелинда Смит, магистр искусств и Джин Сигал, доктор философии.

      • Ссылки

        Grupe, D.W., & Nitschke, J.B. (2013). Неопределенность и ожидание в тревоге. Обзоры природы. Неврология, 14(7), 488–501. https://doi.org/10.1038/nrn3524

        Болдуин, Д. С., Уолдман, С., и Аллгуландер, К. (2011). Доказательная фармакологическая терапия генерализованного тревожного расстройства. Международный журнал нейропсихофармакологии, 14(5), 69.7–710. https://doi.org/10.1017/S1461145710001434

        Локк, А.Б., Кирст, Н., и Шульц, К.Г. (2015). Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства и панического расстройства у взрослых. Американский семейный врач, 91(9), 617–624. https://www.aafp.org/afp/2015/0501/p617.html

        Краске, М. Г., и Штейн, М. Б. (2016). Беспокойство. Ланцет (Лондон, Англия), 388 (10063), 3048–3059. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(16)30381-6

        Борза, Л. (2017). Когнитивно-поведенческая терапия генерализованной тревожности. Диалоги в клинической неврологии, 19(2), 203–208. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5573564/

        Эффективность прикладной релаксации и когнитивно-поведенческой терапии при лечении генерализованного тревожного расстройства. – ПсихНЕТ. (н.д.). АПА PsycNET. https://doi.org/10.1037/0022-006X.61.4.611

        ДеМартини, Дж., Патель, Г., и Фанчер, Т. Л. (2019). Генерализованное тревожное расстройство. Анналы внутренней медицины, 170 (7), ITC49–ITC64. https://doi.org/10.7326/AITC201

        0

        Отте, К. (2011). Когнитивно-поведенческая терапия при тревожных расстройствах: современное состояние доказательств. Диалоги в клинической неврологии, 13 (4), 413–421. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3263389/

        Толин Д. Ф. (2010). Является ли когнитивно-поведенческая терапия более эффективной, чем другие виды терапии?: метааналитический обзор. Обзор клинической психологии, 30 (6), 710–720. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2010.05.003

        Хофманн, С.Г., Сойер, А.Т., Витт, А.А., и О, Д. (2010). Влияние терапии, основанной на осознанности, на тревогу и депрессию: метааналитический обзор. Журнал консалтинга и клинической психологии, 78 (2), 169–183. https://doi.org/10.1037/0022-006X.61.4.611

        Айлетт Э., Смолл Н. и Бауэр П. (2018). Упражнения в лечении клинической тревоги в общей практике – систематический обзор и метаанализ. BMC Health Services Research, 18(1), 559. https://doi.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *