Низшие психические функции это: Культурно-историческая психология — Психологос

Культурно-историческая психология — Психологос

Лев Семёнович Выготский

Предмет: психика, преобразованная культурой

Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович

Давид Эмиль Дюркгейм

Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Ее основатель Э. Дюркгейм (1858-1917) с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал такие понятия, как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества.

Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного» мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.

Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики.

Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа.

Люсьен Леви-Брюль

Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работах Л.С.Выготского, разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

  • натуральной,
  • культурно опосредствованной.

В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики. Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом, надо запоминать стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить его перед глазами. Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет просто сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».

Пьер Жане

Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходит само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет.

Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» — превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

Что такое теория высших психических функций по Выготскому

Впервые в России это понятие использовал советский психолог Лев Семёнович Выготский, хотя оно было известно за рубежом с середины XIX века. Исследователь настаивал на том, что самые сложные функции человеческой психики формируются хоть и на основе изначальных, но под влиянием среды перерастают в то, что по сути является мощнейшим результатом развития.

Теория Выготского была намного шире этого термина, однако, благодаря последователям, его имя ассоциируется именно с высшими психическими функциями.

В этой статье:

Что такое высшие психические функцииВысшие и низшие психические функцииПсихологические инструменты

Новости СМИ2

Что такое высшие психические функции

Фото автора Andi Alexander: Pexels

Традиционно к высшим психологическим функциям приписывают те, которые прошли через влияние социума. То есть не врождённые, исконные, а сформированные в ходе культурного и социального становления.

ВПФ можно назвать:

  • восприятие,
  • воображение,
  • память,
  • мышление,
  • речь.

Несмотря на то, что многие считают, высшие психологические функции привилегией исключительно человечества, учёные подтвердили, что это не совсем верно. Их проявления имеются у высших приматов, китообразных, некоторых птиц и, что кажется удивительным, головоногих моллюсков. Так что можно предложить, что не только огромный путь развития человечества связан с ВПФ.

Высшие и низшие психические функции

Выготский проводил различие между человеческими высшими и низшими психическими функциями. Он считал низшие или элементарные психические функции теми функциями, которые наследуются генетически, природными и естественными умственными способностями. Они формируются без влияния среды, человек с ними рождается.

Теория высших психических функций по Выготскому

Это, например:

  • непроизвольная память,
  • непроизвольное внимание.

Проще всего это отследить на маленьких детях. Малыши не способны контролировать такие функции. Они любуются тем, что ярче по цвету, оно кажется им более красивым. В памяти откладывается случайная информация. Низшие психические функции – это, можно сказать, семена. Но потом они прорастают и превращаются в высшие психические функции (например, произвольное внимание и произвольная память).

Автор теории считал, что наши высшие психические функции развиваются через социальное взаимодействие, будучи социально или культурно опосредованными. Варианты поведения ограничены, когда функционирование происходит на элементарном уровне.

Giphy

Без обучения, которое происходит в результате социального взаимодействия, без самосознания или использования знаков и символов, которые позволяют людям мыслить более сложным образом, представители человечества остались бы рабами ситуации, непосредственно реагируя на окружающую среду.

Примером такой прямой реакции на мир вокруг является обезьяна, отделенная от банана забором и растерянная, хотя дверь, через которую она способна достичь цели, находится всего в нескольких метрах от нее. Обезьяна не может дистанцироваться от ситуации, чтобы посмотреть на доступные ей варианты. Вместо этого у неё остается слюноотделение, она полностью сосредоточена на объекте своего желания и, разумеется, фрустрирована.

Напротив, высшие психические функции позволяют человеку перейти от импульсивного поведения к инструментальным действиям. Культурные люди отличаются от примитивных людей и, раз уж был приведён пример про обезьяну, приматов тем, что они не реагируют напрямую на окружающую среду. Человеческая психология опосредована культурными средствами. С младенчества люди учатся, взаимодействуя с другими. По сути, мы становимся разумными из-за других.

Психологические инструменты

Именно психологические инструменты позволяют людям преодолеть разрыв между низшими и высшими психическими функциями. Эти психологические инструменты включают:

  • различные системы подсчета;
  • мнемонические приемы;
  • системы алгебраических символов;
  • произведения искусства;
  • письмо;
  • схемы, карты и технические чертежи;
  • всякие условные знаки и т. д.

Из психологических инструментов, которые опосредуют человеческие мысли, чувства и поведение, язык является наиболее важным. Язык изначально используется во взаимодействии между взрослым и ребенком как средство общения. Постепенно это становится средством собственного мышления малыша и контроля над его или ее собственной деятельностью.

Image by Mariana Anatoneag from Pixabay

Язык – один из инструментов, которые позволяют проявить самосознание и произвольный контроль над своими действиями. С маленькими детьми родители действуют, чтобы контролировать их поведение, поскольку ребенок начинает лучше понимать, что приемлемо, а что нет, он или она берет на себя часть этого контроля. Если изначально взрослый говорит ребенку «да» или «нет», в конечном итоге малыш скажет «да» или «нет» ему или себе.

Чтобы ребенок стал ответственным за свои действия, необходимо самосознание. Язык дает людям инструменты для осознания себя и, следовательно, для добровольного контроля над своими действиями.

Культура обеспечивает основные ориентации, которые структурируют поведенческую среду личности. Дифференциация себя от других и объектов, а также способность размышлять о себе с точки зрения другого необходимы для поддержания общественного порядка. «Я» и объектная ориентация позволяют понять среду, в которой мы живем, и соответственно ориентироваться.

Мотивация – это причина, по которой люди действуют, и она охватывает спектр потребностей, интересов, желаний и взглядов, присущих культуре и необходимых для ее выживания. То, что человек воспринимает как желаемое или представляющее угрозу для себя, будет зависеть от социальной среды, в которой он живет.

Фото: @gratisography

Если он должен действовать по отношению к окружающей среде, ему необходимо знать, где он находится, также необходимо, чтобы у него было какое-то понятие времени, чтобы видеть, где он был, и соотносить его с тем, где он планирует быть в какой-то момент в будущем. С точки зрения ответственности за себя – это очень важно.

Способность оценивать свою работу с позиции соблюдения социально одобренных стандартов имеет важное значение для добровольного контроля над своими действиями. Именно нормы определяют стандарты, ожидаемые от каждого человека.

Понимание теории социального развития Выготского

Человек — существо социальное. По сути, это означает, что он не может выживать и процветать самостоятельно, потому что в его характере и характере заложено быть с другими — взаимодействовать с ними, общаться с ними и даже развивать отношения. Эта его природа заставляет его искать чувство принадлежности и участвовать в жизни общества.

Аристотель даже процитировал: «Человек по своей природе является общественным животным» и что «общество есть нечто предшествующее индивидууму». Смысл его слов в том, что любой, кто не может вести себя естественно в обществе, не является человеком. Это интерпретировалось по-разному, и одна из этих интерпретаций приравнивает человечество к необходимости общаться и взаимодействовать с другими в социальной среде.

Несколько других известных мыслителей выступили даже спустя много времени после смерти греческого философа, каждый со своими собственными теориями человеческого развития и роли социального фактора в нем. Их теории социального научения легли в основу нескольких дисциплин и направлений психологии.

Одной из наиболее часто обсуждаемых областей является когнитивное развитие, которое относится к развитию человека от младенчества и детства до подросткового и взрослого возраста с точки зрения его мыслительных процессов, решения проблем и принятия решений.

© Shutterstock.com | Rawpixel.com

Одним из таких мыслителей был русский психолог Лев Выготский, основным вкладом которого были его теории о социальном обучении и его влиянии на развитие ребенка. Его мысли и идеи по этому вопросу нашли воплощение в том, что сейчас известно как Теория социального развития.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Имя Выготского может быть не так узнаваемо, как, скажем, Пиаже, Павлов и Фрейд, которые были его ровесниками, когда он разрабатывал свою теорию, но спросите любого, изучающего психологию, и они обязательно узнают, кто он такой. Возможно, он умер в относительно молодом возрасте 37 лет в 1934, и, возможно, потребовалось около 4 десятилетий, прежде чем его идеи были официально представлены и включены в учебные программы по психологии в университетах западного мира, но с тех пор они стали неотъемлемой частью изучения психологии, особенно в области педагогической психологии и психологии раннего детства. .

Среди его современников те, чьи теории были тщательно изучены в сравнении с Выготским, были Жан Пиаже, швейцарский детский психолог, который разработал свою Теорию когнитивного развития. По мере продолжения обсуждения мы попытаемся указать на различия между работами этих двух психологов.

Теория социального развития Выготского, или ТСР, ввела два основных принципа :

  1. Когнитивное развитие ограничено до определенной степени или в пределах определенного диапазона в любом данном возрасте человека; и
  2. Полное когнитивное развитие человека требует социального взаимодействия.

Эти принципы заключены в трех теориях или темах: социальное взаимодействие, более знающий другой (MKO) и зона ближайшего развития (ZPD).

I. Социальное взаимодействие
Ключевая концепция №1 Социальное взаимодействие играет центральную роль в когнитивном развитии.

В каждом человеке, даже в детстве, заложено искать смысл во всем. Любознательность зарождается рано, в детстве, и вы, наверное, замечали, как уже с самого раннего возраста человек начинает задавать вопросы. Он будет озираться, широко раскрыв глаза, удивление и интерес в его наблюдательных глазах. Можно с уверенностью сказать, что человек начал процесс поиска или «создания смысла». И для того, чтобы найти или сделать этот смысл, он должен оглянуться вокруг себя, быть вовлеченным и играть активную роль на «пути к открытию».

Когнитивное – и человеческое – развитие, по Выготскому, является результатом «динамического» взаимодействия личности и общества. Эти динамические отношения обозначают отношения взаимности между ними. Как общество влияет на человека, так и человек влияет на общество.

Дети не могут учиться и развиваться, если они изолированы от общества или им запрещено взаимодействовать с ним. Взгляните на типичное развитие ребенка: его первыми учителями были родители, которые научили его первым словам и направляли его, когда он делал первые шаги или «ходил на горшок». На свиданиях он научился играть с другими детьми своего возраста и постепенно наладил связь с одним или двумя детьми, с которыми он в конечном итоге стал самым близким.

В первый день в школе он встретил своего учителя, а в последующие годы еще нескольких учителей. Процесс обучения также требовал от него тесного сотрудничества с другими людьми, помимо учителей, например, со старшими учениками и одноклассниками.

Благодаря этому опыту социального обучения он смог постепенно развиваться и расти. И это подводит нас к следующей концепции социального взаимодействия.

 

Ключевая концепция № 2 Социальное обучение предшествует развитию.

Выготский утверждает, что ребенок не сможет развиваться, если он сначала не подвергнется социальному обучению или не испытает его на себе. Он выделил две области или уровня, в которых функции культурного развития ребенка проявляются в:

  1. Социальный уровень, или интерпсихологический. Сначала функции появляются между людьми. Здесь человеку придется взаимодействовать, подключаться и связываться с другими людьми. Это уровень, на котором происходит социальное обучение.
  2. Индивидуальный уровень, или интрапсихологический. Это область внутри ребенка или индивидуума. Как только он пройдет социальный уровень, на котором он приобрел социальные знания, функции появятся во второй раз и на этот раз более развитые и, таким образом, ведущие к когнитивному развитию.

Проще говоря, без обучения этот человек не сможет функционировать и стать полностью развитым.

Однако это не означает, что люди рождаются с абсолютно нулевыми способностями. Выготский сразу указывает, что каждый человек рождается с базовыми или элементарными функциями или способностями, которые помогут ему встать на путь интеллектуального развития.

К элементарным психическим функциям относятся те, которые возникают естественным образом при рождении и росте, без влияния внешнего стимула. Другими словами, эти способности не приобретаются, непроизвольны и часто действительно не требуют от человека никаких размышлений. Выготский дошел даже до того, что сказал, что большинство этих элементарных психических функций ребенок приобретает в результате генетики

.

Примеры элементарных или низших психических функций (НМФ):

  • Сенсация. Ребенка не нужно учить, что что-то бывает горячим, холодным, сладким или горьким. Его чувства автоматически передают эти сообщения в его мозг, чтобы он мог реагировать соответствующим образом.
  • Голод. Существуют телесные процессы, которые человек не контролирует, и один из них – голод. Когда младенец голоден, он голоден, и поэтому он показывает это плачем или беспокойным поведением. Ему не нужно говорить, что он голоден, так как его тело проявит этот факт.
  • Память. Точнее, естественная или непосредственная память. Маленькие дети способны сразу запоминать вещи естественным образом. Малыш моментально узнает звук маминого голоса или вкус детского питания. Но это все. Он не обязательно сможет связать — или впоследствии распознать какую-либо ассоциацию — звук голоса своей матери с теми моментами, когда она пела ему колыбельную, и он вряд ли идентифицирует это детское питание как то, что он очень любит поесть.

По мере взросления ребенка и увеличения его социального обучения за счет большего количества социальных взаимодействий его элементарные психические функции эволюционировали в его «высшие психические функции» или HMF. В отличие от элементарных психических функций они стимулируются. Им учат, и они изучаются в социальных условиях или среде, и они часто имеют социальное значение.

Приведенные примеры включают:

  • Язык. По мере развития ребенка растут и его способности к языкам. Необходимость общаться с окружающими — будь то выражение своего недовольства чем-либо или информирование родителей о том, что он голоден или ему нужно сходить на горшок, — подстегнет потребность в изучении языков. По мере того, как он становится старше и подвергается множеству других социальных процессов, изучение языка также будет продвигаться вперед, как и его мыслительные процессы.
  • Память. Это относится к тому, что происходит после того, как ребенок прошел стадию естественной памяти. На этот раз его память можно развивать и контролировать, и теперь у него есть доступ к вспомогательным средствам и инструментам памяти. Теперь он может создавать соответствующие ассоциации и выбирать вещи, которые, по его мнению, необходимо запомнить, используя эти инструменты. Примеры этих так называемых инструментов интеллектуальной адаптации или инструментов, которые позволяют детям более эффективно использовать свои элементарные умственные функции, включают в себя интеллект-карты, мнемонику памяти, ведение заметок и другие визуальные подсказки и вспомогательные средства.
  • Добровольное внимание. Возможно, вы слышали, что о малышах и маленьких детях говорят, что у них короткая продолжительность концентрации внимания. Это потому, что в этом возрасте их мыслительные процессы недостаточно стабильны, чтобы поддерживать концентрацию на одном конкретном объекте или мысли. Конечно, они могут сосредоточиться на чем-то одном, но не знают, что делать с этой способностью, и поэтому переключаются на что-то другое. Социальное обучение вооружит ребенка способностью фокусироваться и концентрироваться, а также способностью понять, что с этим делать. Он решает, на каких объектах, действиях или мыслях сосредоточиться. Полное когнитивное развитие означает, что, в конце концов, он будет способен к выборочному или сфокусированному вниманию, а также к разделяемому или разделенному вниманию и поддерживает его.
  • Восприятие. Благодаря ощущению ребенок способен распознавать сенсорные раздражители… но на этом все и заканчивается. Его отсутствие навыков восприятия сделает его неспособным интерпретировать смысл или значение, стоящее за этим. Социальные взаимодействия помогают повысить уровень восприятия ребенка, повышая его осведомленность и способность понимать, почему вещи такие, какие они есть.

Обучение, о котором говорил Выготский, не указывает на конкретный тип или стандарт, потому что он также признавал, что культурные различия могут вызывать вариативность, когда речь идет об обучении, и как культура в целом влияет и оказывает влияние на формирование или формирование чьего-либо познания. .

Ключевое понятие №3 Язык ускоряет когнитивное развитие.

Само собой разумеется, что язык очень важен в любом социальном взаимодействии, поскольку он является основным средством общения в любой социальной среде. Но это не единственная причина, по которой язык играет очень важную роль в когнитивном развитии человека.

Сначала рассмотрим три стадии развития речи по Выготскому.

Этап 1 – Социальная или внешняя речь

Это относится к довербальной стадии, обычно в возрасте до трех лет, когда ребенок еще не может транскрибировать свои мысли в полные мыслесообщения. Его мысли довольно просты, а его эмоции примитивны, и в нем нет никаких интеллектуальных или мыслительных упражнений.

Однако, несмотря на это, он все еще хочет иметь возможность контролировать поведение других. Поэтому он использует свою ограниченную речь для выражения простых мыслей о голоде, удовольствии, неудовольствии, удовлетворении и неудовлетворенности посредством плача, смеха, крика и бульканья. По мере взросления он начнет использовать то, что мы называем «детской речью», с такими фразами, как «Хочу молока» и «Иди на горшок».

Стадия 2 – Эгоцентрическая речь

Если на первом этапе целью речи ребенка является управление поведением других людей, то эгоцентрическая речь на втором этапе высказывается как способ управления ребенком собственным поведением.

Это обычно проявляется в возрасте от 3 до 7 лет, когда ребенок начинает более четко произносить слова и формировать более полные предложения, с большим смыслом или мыслью. Они практикуют это, разговаривая вслух сами с собой. На самом деле для них на этом этапе нормальное поведение — делать что-то, даже просто играть с поездом, постоянно комментируя каждую мелочь, которую они делают.

Стадия 3 – Внутренняя речь

Заключительный этап развития речи наступает, когда ребенок становится старше и начинает взрослеть, и он может использовать его для управления как своим мышлением, так и результирующим поведением или действием. Для этого не требуется, чтобы его мысли озвучивались вслух, при этом все мыслительные процессы совершались в его голове. Он может производить расчеты в уме, анализировать ситуацию со всех сторон, не говоря ни слова, и формировать мнение, не озвучивая свои аргументы.

Именно на этой стадии индивидуум теперь способен заниматься всеми другими высшими психическими функциями.

Язык включает в себя речь – как ее выражение, так и понимание. Двусторонний характер общения требует, чтобы язык был выражен или произнесен, а также чтобы его понимали. При другом или даже ошибочном выражении получатель получит другое значение.

По сути, это означает, что язык может диктовать, как люди смотрят на вещи и как они обрабатывают информацию. Он достаточно силен, чтобы влиять на скорость или скорость когнитивного развития, учитывая, как он связан или связан с другими когнитивными функциями. Например, язык может влиять на то, как человек что-то воспринимает. Страна с культурой, которая признает только основные цвета и не знает о цвете под названием «шампанское», скорее всего, воспримет этот оттенок просто как «оттенок розового».

Точно так же, как человек более мотивирован запоминать то, что написано на понятном ему языке, и игнорировать то, что выражено на языке, который ему совершенно чужд.

Узнайте о преимуществах двуязычного мозга из следующего видео.

 

Ключевая концепция № 4 Самостоятельное открытие и совместный диалог способствуют когнитивному развитию ребенка.

По словам Жана Пиаже, врожденное любопытство маленьких детей побуждает их активно участвовать в обучении и побуждает их самостоятельно открывать и исследовать новые вещи. Именно они активно инициируют процесс открытия и разработки. Для Пиаже это самостоятельный и практический подход к обучению открытиями — лучший способ обучения детей.

Выготский во многом согласен с Пиаже, за исключением последней части. Он постулировал, что социальные и культурные условия, в которых происходит деятельность детей, требуют социального взаимодействия и общения, и что дети лучше всего учатся через эти социальные взаимодействия. Они приобретают знания и оттачивают навыки через эти взаимодействия, а также через окружающую их культуру, и это в конечном итоге формирует их познание.

Благодаря концепции «совместного или совместного диалога» ребенок может выучить свои первые слова, алфавит, свою первую потешку и научиться считать от 1 до 10 от своих родителей. Когда он станет старше, он будет взаимодействовать с наставниками и учителями, которые, вероятно, будут давать словесные инструкции и моделировать или демонстрировать поведение, которое, следовательно, будет направлять его.

II. The More Knowledgeable Other (MKO)

Познакомьтесь с MKO, человеком с лучшим пониманием и значительно более высоким или превосходящим уровнем способностей, навыков или знаний о конкретном предмете, задаче или процессе, чем человек, который пытается учиться (также называемый учеником ).

На самом деле это здравый смысл. Почему вы стремитесь учиться у того, кто знает меньше, чем вы?

МКО часто приходит в лице учителя, начальника на работе или коллеги с большим опытом. Бывают случаи, когда он может быть кем-то моложе, но с более развитыми знаниями и навыками. В наш цифровой век МКО может быть даже компьютером или любой разумной машиной. В глазах ребенка взрослые — МКО.

Возьмем, к примеру, отца и его маленького сына, отправившихся на задний двор, чтобы поиграть в мяч. Он умеет играть в бейсбол и планирует научить своего мальчика основам, пока тот еще молод. В данном случае МКО является отцом, в силу своего совершеннолетнего статуса и своих знаний и умений в спорте.

Двадцать лет спустя сын стал профессиональным бейсболистом, а его отец только что вышел на пенсию. Перед крупной игрой сын вручает отцу новейшую, самую совершенную модель видеокамеры, чтобы он мог снимать игру со своего VIP-места. Он садится со своим отцом и учит его, как управлять видеокамерой. На этот раз МКО — сын, так как он больше разбирается в устройстве.

Чтобы подготовиться к игре, сыну пришлось уйти, но перед этим он скачал на мобильный телефон своего отца приложение, которое поможет ему в дальнейшем, как работать с видеокамерой. Затем отцу оставалось изучать возможности видеокамеры, используя голосовые подсказки из приложения на своем телефоне. МКО теперь электронное устройство, его сотовый телефон.

В то время как обучение и открытия, которые инициируются самостоятельно, эффективны, обучение становится более продуктивным и способствует когнитивному развитию, если оно получено от MKO.

Концепция МКО всегда сочетается с другой его концепцией, Зоной Ближайшего Развития.

III. Зона ближайшего развития (ЗБР)

Представьте круг, разделенный на три кольца. Внутренний круг или кольцо представляет то, что ребенок уже знает, а третий, крайний круг или кольца представляет то, что он еще не знает. Или мы могли бы использовать внутренний круг, чтобы включить те, которые ребенок может достичь или открыть самостоятельно. Самый внешний круг или кольцо включает в себя те, которые он не может достичь или открыть самостоятельно, но может сделать это только с помощью или под руководством кого-то более опытного или знающего.

А второй, или средний круг?

Этот промежуток или эта пустая область между внутренним и внешним кругами и есть Зона Ближайшего Развития. Именно там будет проходить обучение.

Выготский сказал, что ZPD — это место, где ребенку будут давать самые деликатные инструкции или указания, в сочетании с большим количеством поддержки, от MKO. Обратите внимание, что использовались слова «инструкция» и «руководство», а не «полная помощь». Это связано с тем, что MKO предоставит необходимое количество рекомендаций, а затем позволит ребенку учиться и развивать свои навыки. Позволяя ему делать это самостоятельно, МКО поможет ребенку быстрее развивать свои высшие психические функции, тем самым ускоряя познание.

Вернемся к примеру отца и сына. Первые несколько раз отец учил сына ловить и бросать мяч, держа его за руку, обучая захватывать, оттягивать назад и бросать. Показав, как это делается несколько раз, он отступит и позволит своему сыну сделать это самостоятельно. Время от времени он будет указывать и исправлять, но по большей части он позволяет своему сыну практиковаться самостоятельно.

Он сделал то же самое, обучая другим навыкам. Вскоре сын научился разбираться во всем самостоятельно, поэтому начинает практиковаться в игре в мяч самостоятельно, не обращаясь за помощью к отцу без крайней необходимости.

Когда сын подарил отцу видеокамеру, он показал ему, как ее включить и какие кнопки нажимать для записи, увеличения и уменьшения масштаба, паузы и других ключевых функций. Затем он передал его своему отцу, который практиковал то, чему его только что научили.

Обучение в ЗПД, как было сказано ранее, облегчается с помощью МКО, именно поэтому мы сказали, что эти два часто идут вместе. Процесс обучения сам по себе представляет собой социальное взаимодействие, которое может осуществляться прямо или косвенно (возможно, с использованием технологий) между обучающимся и МКО, который может быть учителем, профессором, коучем, наставником или кем-либо еще. пожилого человека, или сверстника, или даже кого-то моложе, который оказался более умелым, опытным или знающим в области, предмете или дисциплине, которые изучаются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С появлением стольких психологических школ по когнитивному развитию неудивительно, что некоторые концепции теории социального развития Выготского ставятся под сомнение. Тем не менее, никто не может отрицать влияние его теорий и то, как они широко принимаются и применяются в области образования, особенно в дошкольном воспитании.

Теория Выготского

Теория Льва Выготского подчеркивает роль культуры в развитии ребенка познавательные способности такие как рассуждение и общение. Согласно теории Выготского, в обществе взрослые способствуют когнитивному развитию детей, вовлекая их в значимых и сложных видов деятельности.

Выготский был ключевой фигурой в советской психологии, изучая детей и разрабатывая собственные теории о том, как происходит обучение. Он считал, что обучение происходит на трех разных стадиях: когнитивной, двигательной и социокультурной. Когнитивное обучение включает в себя размышления о концепциях и идеях; моторное обучение предполагает действия; а социокультурное обучение предполагает взаимодействие с другими людьми.

Теория Выготского предполагает, что каждый этап основывается на предыдущих, и он считал, что взрослые учатся, наблюдая за детьми. Он также считал, что дети учатся через игру, и что игра является формой социокультурного обучения. Его работы стали неотъемлемой частью современной психологии.

Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, Выготский привел пример мальчика, играющего в кубики. Когда мальчик играет с кубиками, он учится манипулировать объектами, а затем использует эти навыки для создания конструкций. Продолжая играть, он начинает понимать концепцию гравитации и в конечном итоге развивает способность читать книги.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) утверждал, что культура оказывает значительное влияние на умственные способности ребенка. Выдающиеся психологи Gesell и Piaget считали, что когнитивное развитие и психологические функции происходят непосредственно от ребенка. Хотя Лев Выготский признавал активную роль внутреннего развития, он считал, что концепции, письма и устная речь, возникающие в результате культурного развития, вызывают высший уровень умственных способностей   и психологические функции. Он предположил, что социальные взаимодействия ребенка с более образованными сверстниками и взрослыми могут поддерживать потенциальное развитие ребенка в умственных функциях. Он считал, что в отсутствие межличностных инструкций психологические функции ребенка могут не показать большого прогресса, поскольку их психические процессы будут основываться исключительно на их открытиях .

Выготский принципиально использовал свои идеи для объяснения развития детей. Его теории основывались на наблюдениях за детьми в России в XIX в.20-х и 1930-х годов. Однако они актуальны и сегодня. Дети начинают жизнь как чистый лист, и они учатся через наблюдение и подражание. Позже они начинают создавать свои собственные мысли и мнения и продолжают расти в социальном плане до совершеннолетия. Согласно его теории, ребенок учится, наблюдая за взрослыми и подражая им. Когда ребенок видит, что кто-то что-то делает, он пытается подражать этому поведению. По мере того, как ребенок продолжает наблюдать и подражать, он или она начинает понимать концепцию поведения.

Этот процесс имитации и наблюдения называется интернализацией. Интернализация позволяет нам передавать знания от одного человека к другому. Например, если вы учите кого-то играть в теннис, вы можете ожидать, что он или она со временем станет игроком в теннис. Выготский также считал, что то, как мы общаемся с другими, влияет на то, как мы учимся. По его словам, мы учимся, разговаривая с другими и слушая, что они говорят. Затем мы пытаемся применить то, чему мы научились, в подобных ситуациях в будущем.

Помимо изучения детей, Выготский большую часть своей карьеры посвятил работе с учителями. Его цель состояла в том, чтобы разработать способы, с помощью которых учителя могли бы улучшить способности учащихся к обучению. Одна из его идей заключалась в том, что методы обучения должны быть адаптированы к каждому ученику. Его теории повлияли на образовательную практику во всем мире. Однако его идеи также подвергались критике. Некоторые утверждают, что акцент Выготского на взаимодействии между учителем и учеником слишком упрощен. Другие считают, что его внимание к внешним факторам, а не к внутренним, ошибочно.

Независимо от того, согласны ли вы с его теориями, влияние Выготского нельзя отрицать. Его идеи продолжают формировать образование сегодня.

Лев Выготский

Зона ближайшего развития (ЗБР) — наиболее известная концепция психического развития, предложенная Л. С. Выготский. Согласно этой теории, ZPD указывает на широкий спектр когнитивных процессов, которые ребенок демонстрирует под наблюдением эксперта, но не может выполнять самостоятельно.

Каковы стадии ZPD?

Учащийся может относиться к одной из трех различных категорий умственных функций в зависимости от набора навыков. Для успешных психологических функций и обучения эксперт должен знать конкретное состояние психических функций обучаемого.

Задания, которые учащийся не может выполнить в присутствии помощника

Вне ZPD учащегося , это задачи, которые учащийся выполняет в настоящее время , а не позволяют ему завершить даже при помощи эксперта. Согласно теории развития Л. С. Выготского, здесь специалист может снижать уровень сложности и искать более подходящие задания в соответствии с умственным развитием и уровнем навыков обучаемого.

  1. Задания, которые учащийся может выполнять в присутствии Помощника

Учащийся почти овладевает набором навыков, необходимых для выполнения задания, тем не менее, ему все еще требуется наблюдение эксперта. Л. С. Выготский считает, что здесь эксперт может применять различные приемы, позволяющие обучаемому лучше понять навыки и понятия, необходимые для выполнения задания без помощи .

  1. Задания, которые учащийся может выполнять в отсутствие помощи

Учащийся овладел набором навыков, необходимых для самостоятельного выполнения задания. Помощь специалиста не требуется. По мнению Л. С. Выготского, после достижения этого этапа эксперт может повысить индивидуальный уровень сложности задания, чтобы найти следующий ЗПД ребенка.

Выготская зона ближайшего развития

По данным Л.С. Выготского, когда учащийся находится в своей ЗПД , эксперт окажет соответствующую помощь учащемуся, чтобы помочь ему выполнить новый навык или задачу. Согласно теории строительных лесов, ресурсы, инструменты, инструкции и действия, которые используются для поддержки процесса обучения, называются лесами .

Леса относятся к конструкции, созданной другими учащимися при изучении навыка. Когда кто-то изучает новый навык, он обычно выполняет ряд шагов, чтобы овладеть им. Эти шаги называются «каркасами», и они обеспечивают основу, на которой учащийся строит свои навыки.

При обучении студентов учителя обычно создают подмости, чтобы направлять их на каждом уроке. Леса помогают учащимся понять концепции и запомнить детали, а также позволяют учителям сосредоточиться на конкретных областях обучения, а не на каждой отдельной теме.

Ниже приведены примеры строительных лесов , которые могут использовать инструкторы:

  1. Спрашивать учащегося о любых других способах решения проблемы, спрашивать его, что нужно делать дальше, и спрашивать о его психологических процессах!
  2. Моделирование того, как выполнить аналогичную задачу или решить аналогичную проблему;
  3. Объединение учащихся в группы для обсуждения новой темы перед тем, как приступить к ней;
  4. Использование визуальных ресурсов, позволяющих учащимся осмыслить задачу перед ее выполнением;
  5. Просьба к учащимся использовать прошлые знания для лучшего понимания более сложных предметных областей;
  6. Согласно теориям психологического развития, использование метакогнитивных веб-инструментов, таких как самокоррекция и самооценка материала, чтобы помочь учащимся понять концепции;

В конце концов, учащийся может выполнить все задание после удаления строительных лесов.

Хотя леса чаще всего связывают с Л. С. Выготским ЗПД , это не было концепцией, первоначально предложенной советским психологом. Этот термин был введен другими исследователями человеческого развития и психических функций, входившими в круг Выготского. Они расширили на L.S. Выготский оригинальных теорий развития человека.

Scaffolding Теория может быть очень полезной для обучения учащихся новому навыку или концепции умственного развития. Однако, если учитель не знает об уникальном ZPD каждого ученика, применение теории лесов может быть не очень эффективным.

Хотя строительные леса полезны как для учителей, так и для учащихся, их эффективное применение может быть затруднено. Учителя, которые пытаются заставить учащихся запоминать факты и процедуры, рискуют воспитать зубрежку, лишенную креативности и критического мышления. В то же время, учителя, которые недостаточно подготовлены, рискуют вообще ничему не научить студентов.

Чтобы не попасть ни в одну из ловушек, учителя должны найти баланс между тем, чтобы дать учащимся много опор и позволить им найти творческие решения проблем. К счастью, есть несколько способов достичь этого баланса. Например, учителя могут давать учащимся практические упражнения, которые требуют от них творческого решения проблем. Они также могут задавать вопросы, требующие от учащихся объяснения своих рассуждений. Наконец, они могут моделировать эффективные методы решения проблем, а затем давать учащимся возможность применять их самостоятельно.

Помимо помощи учителям в укреплении отношений со своими учениками, строительные леса помогают учащимся стать независимыми. Поскольку строительные леса обеспечивают основу для обучения, учащиеся могут изучать темы на своих собственных условиях. Это позволяет им обрести уверенность в своих силах и побуждает искать дополнительные ресурсы в случае необходимости.

Ниже перечислены некоторые трудности, с которыми могут столкнуться учителя при использовании строительных лесов в классе.

  • Требуется больше времени и/или ресурсов, чтобы понять уровень когнитивных навыков и уровень успеваемости каждого учащегося;
  • Может быть сложно понять постоянно меняющийся уровень способностей и умственное развитие каждого ученика в классе, где слишком много учеников;
  • Согласно теории социального развития, некоторым учителям может быть трудно понять фундаментальную роль ментальных концепций, таких как техника строительных лесов, в развитии ребенка;
  • Согласно теориям психологического развития, поддерживать достаточную когнитивную гибкость для выполнения техники строительных лесов может быть трудной задачей;
  • Согласно теориям психологии развития, учителя должны быть очень организованными, чтобы применять технику строительных лесов в своем обучении.

Согласно психологии эмоций и социальной речи, люди разговаривают сами с собой внутренне. В большинстве случаев они разговаривают сами с собой, когда борются с чем-то неправильным, когда испытывают эмоции или пытаются что-то вспомнить. То же самое и с процессом развития у детей. Пиаже интерпретировал это как Эгоцентрическая речь.

Эгоцентрическая речь возникает из-за неспособности ребенка воспринимать вещи с точки зрения другого человека. Но специалист по возрастной психологии Выготский считал, что в эгоцентрической речи дети разговаривают сами с собой, чтобы прояснить мысли или продемонстрировать навыки решения проблем. Согласно теории социального развития, когда дети учатся использовать слова в процессе мышления, они, как правило, делают это громким голосом, прежде чем, наконец, войдут во внутреннюю речь или 9.0015 Частная речь пока их губы закрыты.

Мышление громким голосом, наконец, становится мыслью наряду с внутренней речью, и люди начинают говорить сами с собой только при попытке что-то вспомнить или чему-то научиться. Выготский считает, что внутренняя речь людей противоположна речи внешней. Внутренняя речь не так детализирована, как внешняя речь, которую человек использует для общения с другими.

Согласно теории когнитивного развития Пиаже , , когда учителя берут на себя управление процессом обучения детей, ставит индивидуальное развитие детей в пассивное положение. Согласно психологии развития, учителя могут объяснять абстрактные идеи без фактического понимания уровня развития ребенка, и вместо этого дети просто повторяют то, что слышат. Согласно теории когнитивного развития Piaget , детям должны быть предоставлены возможности для психологического развития и изучения концепций самостоятельного обучения. С другой стороны, согласно когнитивной теории Выготского, дети могут достичь более высокого уровня когнитивного развития в овладении языком даже в отсутствие учений, которым обучают более образованные люди. Обе теории психологов развития, Пиаже и Выготский, вносят значительный вклад в понимание людьми того, как дети учатся и выполняют когнитивные функции.

Выготский и Пиаже

Согласно теории развития Выготского, социальное взаимодействие между учащимся и более знающим человеком является обязательным условием успешного социального обучения и социального развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *