Нонконформистский конформизм адорно: PHENOMENA OF CONFORMISM AND NON-CONFORMISM UN THE CONTEXT OF «CRITICAL THEORY»

Содержание

PHENOMENA OF CONFORMISM AND NON-CONFORMISM UN THE CONTEXT OF «CRITICAL THEORY»

Research article

Andramonov D.K.

DOI:

https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.43.102

Issue: № 1 (43), 2016

Published:

2016/25/01

Андрамонов Д.К.

Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

ФЕНОМЕНЫ КОНФОРМИЗМА И НОНКОНФОРМИЗМА В КОНТЕКСТЕ «КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Аннотация

В статье представлены различные концепции дихотомии конформизм/нонконформизм в теоретических построениях представителей франкфуртской социологической школы («критическая теория»). Конформизм и нонконформизм рассматриваются на уровне стратегии как две противоположные тенденции социального и политического поведения. Отображается эта противоположность в терминах идеологии (как концепции «ложного сознания»), власти и отчуждения.

Ключевые слова: конформизм, нонконформизм, массовое общество, критическая теория, идеология, отчуждение.

Andramonov D.K.

Samara Regional Institute of Improvement of Professional Skill and Retraining of Education Workers

PHENOMENA OF CONFORMISM AND NON-CONFORMISM UN THE CONTEXT OF «CRITICAL THEORY»

Abstract

Different conceptions of conformism/non-conformism dichotomy in theoretical constructs of Frankfurt Sociological School («critical theory») are presented in the following article. Conformism and non-conformism are considered on the level of the strategy as two opposite trends of social and political behavior. This opposition is reflected in ideology terms (as a conception of «false consciousness») and in terms of power and subtraction.

Keywords: conformism, non-conformism, mass society, critical theory, ideology, subtraction.

 

 «Критическая теория» представляет собой совокупность междисциплинарных подходов к анализу общества и культуры, общим моментом для которых является оценка негативных сторон социокультурной реальности в духе «диагноза современности», и явная или неявная политическая ангажированность исследователя.

Сам термин отсылает нас к деятельности основателей франкфуртской социологической школы Т. Адорно и М. Хоркхаймера. В контексте данной статьи под «критической теорией» мы будем понимать весь комплекс идей авторов, близких данному направлению мысли. Роль базовых социальных категорий, используемых в критической теории, играют массы, массовое общество и массовая культура. Кроме того, франкфуртцы часто прибегают к марксистской терминологии: «отчуждение», «идеология», «ложное сознание», «эксплуатация» и т.д. Используя язык Маркса, «критическая теория» описывает уже далеко не марксистскую реальность, а современное постиндустриальное общество. Впрочем, доминирующей идеей франкфуртцев остается разоблачение идеологии капиталистического строя.

Феномен конформизма играет существенную роль в теоретических моделях критической теории. Франкфуртские социологи рассматривают конформизм как негативное явление и описывают его через термины «идеологии» и «отчуждения». С точки зрения Адорно и Хоркхаймера, к состоянию всеобщего отчуждения привели неконтролируемый рост производства ималоконтролируемые последствия технического прогресса, что порождает «самоотчуждение» индивидов, вынужденных и телесно и духовно формировать себя в соответствии с мерками технической аппаратуры». [1, С. 46]. Конформизм как поведенческая тактика является следствием этого вынужденного самоотчуждения. «К конформизму вынуждают конкретные условия труда в обществе, а не сознательные воздействия, способные лишь добавочно оглуплять угнетенных и отвращать их от истины». [Там же С. 54] Адорно и Хоркхаймер осуществляют весьма категоричную критику буржуазной власти как тотализирующего все общество принципа — «Эта сила «тотального», выступает одним из основных инструментов манипуляции и «производства сознания» [2, С. 210]. Заметим, что в их программном труде «Диалектики Просвещения» термин «нонконформизм» не фигурирует, но сама риторика, на наш взгляд, имеет нонконформистскую окраску.

Развивая идеи Адорно и Хоркхаймера, Герберт Маркузе прибегает к созданию концепта «одномерного общества», по сути общества тоталитарного типа. Он отмечает, что уже к началу Первой мировой войны техническая рациональность играла все большую роль в социальных процессах. Именно стремление к унификации общественно-политического пространства породило тоталитаризм как общеевропейскую норму. Маркузе и Адорно видели тоталитарные тенденции не только в фашистском и коммунистических режимах, но и в западном либерально-демократическом обществе. Такой взгляд основан на специфическом понимании «тоталитарного», которое «…здесь означает не только террористическое политическое координирование общества, но также не террористическое экономико-техническое координирование, осуществляемое за счет манипуляции потребностями посредством имущественных прав» [4, С. 4]. Расширяя объем понятия «тоталитарного», Маркузе указывает, что «тоталитаризму способствует не только специфическая форма правительства или правящей партии, но также специфическая система производства и распределения, которая вполне может быть совместимой с «плюрализмом» партий, прессы, «соперничающих сил» и т. п.» [Там же]. Исходя из этого, условно можно выделить две обозначенные Маркузе формы тоталитарно-репрессивной организации: явную и неявную. Фашизм и коммунизм относятся к первой, в то время как либерально-демократический режим ко второй.

В известной книге «Одномерный человек» (1964) под «одномерностью» Маркузе понимает конформизм как склонность каждого из членов современного общества некритически следовать за большинством Более того, либеральное общество, с точки зрения Маркузе, есть «общество без оппозиции». Согласно его мнению, нонконформизм как форма социального поведения там практически невозможен в силу самого характера общества, в котором «сводится на нет» внутреннее измерение сознания за счет подавления его критических функций. [4, С. 8]. Тем не менее, Маркузе предполагает наличие таких общественных сил, которые могли бы изменить социальную ситуацию коренным образом. В «одномерном человеке» он высказывает две противоречащие друг другу гипотезы: «(1) что развитое индустриальное общество обладает способностью сдерживать качественные перемены в поддающемся предвидению будущем; (2) что существуют силы и тенденции, которые могут положить конец этому сдерживанию и взорвать общество»[9, С. XVIII]. То сеть, «общество без оппозиции» не является таким уж безнадежно конформистским.

Феномен конформизма занимает центральное место в творчестве еще одного представителя франкфуртской социологической школы и неофрейдизма — Э. Фромма. Будучи психоаналитиком, Э. Фромм обращает внимание на следующую тенденцию в психоаналитических практиках современного ему общества, которая «наглядно стала проявляться как в акцентировании внимания многих психоаналитиков на проблемах адаптации человека к существующим условиям жизни, так и в определении психического здоровья с точки зрения способности индивида адаптироваться к нормам и требованиям общества» [3, С. 9]. Фромм критикует классический психоанализ за эти адаптивные, в его интерпретации – конформистские задачи. Разумеется, критика нацелена в сторону общества, которое порождает болезненную зависимость личности от коллективного одобрения. С точки зрения Фромма, личность в такой ситуации подвергают сильному давлению, что не способствует развитию «желаемых качеств». Фромм – наиболее яростный противник существующих общественных порядков, при этом в отличие от остальных мыслителей, чьи идеи мы отнесли к «критическому» дискурсу, Фромм убежден в возможности осуществления социальной альтернативы.

Он, наблюдая «ложное сознание» западного общества, порочность системы усматривает прежде всего в идеологии, влиянию которой подвержена и наука: «Нетрудно понять, почему социальные науки никогда не ставили в центр своего внимания вопрос об оптимальных условиях, необходимых для развертывания личности. К сожалению, за редким исключением, обществоведы выступают как апологеты, а не как критики существующей социальной системы. Это связано с тем, что (в отличие от точных наук) результаты социальных исследований почти не имеют значения для функционирования общественной системы. Даже напротив, ошибочные результаты и поверхностные выводы часто бывают гораздо желательнее (для реализации идеологических задач), чем правда, которая всегда является своего рода «динамитом», угрозой существующему
status qu
o» [7, С. 236]. Конформизм Фромм-психолог рассматривает в качестве следствия поражения личности перед давлением общества, как один из психологических механизмов «бегства от свободы», который в современном обществе стал основным способом воспроизводства социального. «Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием». [6, С. 182]. Негативные черты общества Фромм усматривал в экономической организации западных стран. Подобно Марксу он полагал, что капитализм в конечном итоге приводит к отчуждению не только в экономическом, но и в психосоциальном смысле. Социальную и индивидуальную альтернативу Фромм видел в необходимости развития в структуре личности таких качеств, как автономия и независимость. В итоге должен был получится нонконформистский (в смысле автономный) по отношению к status quo и гармоничный во всех отношениях человек, осознающий к тому же свои «истинные потребности».
Ориентация на обладание, характерная для капиталистического общества должна быть заменена ориентацией на бытие, о чем Фромм писал в книге «Иметь или быть?» (1976)[См. 8]. Похожие взгляды можно обнаружить в творчестве американского социолога Д. Рисмена. Он также указывает на высокую степень конформности и отчуждения в современном обществе, при этом, выделяя в качестве особого социального типа «автономную» личность, то есть личность, неподверженную массовой конформности. [5, С. 122].

Итак, дискурс феноменов конформизма/нонконформизма, который формирует «критическая теория» (назовем этот дискурс — критическим), во-первых, отличается от других социально-теоретических и социально-философских дискурсов более радикальной постановкой проблемы власти. Но отношения господства и подчинения в данном случае рассматриваются через понятия «идеология», «гегемония», «ложного сознание», «массовое общество».В этом контексте конформизм представляет собой следствие навязывания субъекту определенный тип ценностно-нормативных установок. Критический дискурс анализа явлений конформизма/нонконформизма в таком случае явно имеет «левую» политическую ангажированность и предстает в виде «диагноза современности». Другими словами – здесь критика имеет конкретного референта в современных формах общественно-политической организации. Итак, мы можем констатировать наличие прямой аксиологической посылки, согласно которой практически любая современная форма социального порядка репрессивна, а, следовательно, практически любая форма противостояния ему служит делу эмансипации. Конформизм и нонконформизм в рамках критической теории рассматриваются в качестве двух разнонаправленных тенденций, разнонаправленность их имеет стратегический характер, но в отличие от привычной и традиционной точки зрения именно конформизм представляет собой иррациональный и социально-безответственный тип поведения. Следуя этой логике, нонконформизм оказывается таким типом социального поведения, основания которого связаны со свободой личности. Таким образом, нонконформизм в контексте критической теории несет в себе противоположную конформизму положительную аксиологическую посылку.

Литература

  1. Адорно. Т. Хоркхаймер. М. Диалектика Просвещения. М.: Медиум, 1997 — 312 с.
  2. Жукоцкая А.В. Феномен идеологии. Самара: 2009. 272 с.
  3. Лейбин В. Предисловие/ Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002, 544 с. С.9
  4. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «REFL-book», 1994, 368 с.
  5. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество. // Социс, 1993, № 3. С. 121 – 129
  6. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Аст: Астрель 2012, 284 с.
  7. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002, 544 с.
  8. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М.: Айрис-пресс 2004, 384 с.
  9. Юдин А. Введение: Общество без оппозиции/ Маркузе Г. Одномерный человек М.: «REFL-book», 1994, X – XXI c.

References

  1. Adorno. T. Horkhajmer. M. Dialektika Prosveshhenija. M.: Medium, 1997 — 312 s.
  2. Zhukockaja A.V. Fenomen ideologii. Samara: 2009. 272 s.
  3. Lejbin V. Predislovie/ Fromm Je. Gumanisticheskij psihoanaliz. SPb.: Piter, 2002, 544 s. S.9
  4. Markuze G. Odnomernyj chelovek. M.: «REFL-book», 1994, 368 s.
  5. Rismen D. Nekotorye tipy haraktera i obshhestvo. // Socis, 1993, № 3. S. 121 – 129
  6. Fromm Je. Begstvo ot svobody. M.: Ast: Astrel’ 2012, 284 s.
  7. Fromm Je. Gumanisticheskij psihoanaliz. SPb.: Piter, 2002, 544 s.
  8. Fromm Je. Imet’ ili byt’? Radi ljubvi k zhizni. M.: Ajris-press 2004, 384 s.
  9. Judin A. Vvedenie: Obshhestvo bez oppozicii/ Markuze G. Odnomernyj chelovek M.: «REFL-book», 1994, X – XXI c.

Адорно | это… Что такое Адорно?

Теодо́р Лю́двиг Визенгрунд Адо́рно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германия — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ еврейского происхождения, радикальный левый социолог. Представитель Франкфуртской критической школы. Занимался музыковедением. Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 года был в эмиграции в Великобритании, с 1938 — в США. С 1949 года — вновь во Франкфурте-на Майне.

Содержание

  • 1 Философские взгляды
  • 2 Адорно и музыка
  • 3 Работы Адорно
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Биография
    • 4.2 Анализ, критика, рецензии

Философские взгляды

Критика культуры и общества, развитая Адорно совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле гегелевской диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно — рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950).

В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Развил идеи антисистематической «отрицательной диалектики», в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы: отрицание (которое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-дибо позитивной модели.

Адорно и музыка

Адорно — автор музыкальных сочинений, написанных в близкой экспрессионизму манере. Основной исполнитель и публикатор произведений Адорно для фортепиано — Мария Луиза Лопес Вито.

Работы Адорно

  • Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения : Филос. фрагменты. — М.: Медиум, 1997. — 310 с. — ISBN 5-85691-051-6
  • Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. — М.: Университетская книга, 1999. — 445 с. — (Культурология. XX век). — ISBN 5-7914-0041-1
  • Адорно Теодор В. Проблемы философии морали : Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова]. — М. : Республика, 2000. — 238 с — (Библиотека этической мысли). — ISBN 5-250-02744-X rar
  • Беньямин В., Адорно Т. Из переписки с Теодором В. Адорно // Беньямин В. Франц Кафка = Franz Kafka / Пер. М. Рудницкого. — М.: Ad Marginem, 2000. — 320 с — (Философия по краям.) ISBN 5-93321-015-3
  • Адорно Теодор В. Эстетическая теория : Пер. с нем. = Ästhetische Theorie / Пер. с нем.. — М.: Республика, 2001. — 526 с. — (Философия искусства). — ISBN 5-250-01806-8
  • Теодор Адорно Исследование авторитарной личности. — М.: Серебряные нити, 2001. — 416 с.
  • Адорно Теодор В. Философия новой музыки: пер. с нем. — М. : Логос, 2001. — 343 с — (Сигма). — ISBN 5-8163-0013-X
  • Теодор Адорно Негативная диалектика. — М.: Научный мир, 2003.
  • Адорно, Т. Оглядываясь на сюрреализм / Перевод с нем. и прим. И. Болдырева // Синий диван. — 2006. — Выпуск VIII.
  • Что значит «проработка прошлого»
  • К логике социальных наук
  • Хрестоматия по эстетике

Ссылки

  • Книги Теодора Адорно в библиотеке Гумер
  • Теодор Адорно в Рунете
  • Адорно, Теодор в «Журнальном зале»

Биография

  • Биография из издания История философии. Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
  • Биографический очерк Михаэля Дрозена
  • Биографическая справка

Анализ, критика, рецензии

  • Малахов В. Эта непреходящая классика // Иностранная литература. — 1998. — № 12.
  • Когава Т. Стратегия бездействия по Адорно // Взгляд с Востока = The look from the East / Информ.-исслед. центр «МедиаАртЛаб»; Рос. ин-т культурологии; Глав. ред. А. Исаев; Ред. и сост. О. Шишко. — М., 2000. — 288 с. — (Медиа сознание. Медиа культура. Медиа технология.)

критических заметок о социологии музыки и искусства Адорно | Журнал эстетики и искусствоведения

Фильтр поиска панели навигации Журнал эстетики и художественной критикиЭтот выпускЭстетика и философия искусстваФилософияФилософия литературыФилософия музыкиФилософия изобразительного искусстваКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Журнал эстетики и художественной критикиЭтот выпускЭстетика и философия искусстваФилософияФилософия литературыФилософия музыкиФилософия изобразительного искусстваКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Дональд Б. Куспит

Дональд Б. Куспит

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

Журнал эстетики и художественной критики , том 33, выпуск 3, весна 1975 г., страницы 321–327, https://doi.org/10.2307/428358

Опубликовано:

01 марта 197 5

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    Дональд Б. Куспит, Критические заметки по социологии музыки и искусства Адорно, Журнал эстетики и искусствоведения , том 33, выпуск 3, весна 1975 г., страницы 321–327, https://doi.org/10.2307/428358

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Facebook
    • Подробнее

Фильтр поиска панели навигации Журнал эстетики и художественной критикиЭтот выпускЭстетика и философия искусстваФилософияФилософия литературыФилософия музыкиФилософия изобразительного искусстваКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Журнал эстетики и художественной критикиЭтот выпускЭстетика и философия искусстваФилософияФилософия литературыФилософия музыкиФилософия изобразительного искусстваКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF

Закрыть

Этот контент доступен только в формате PDF.

© The American Society for Aesthetics

Эта статья публикуется и распространяется на условиях Oxford University Press, Standard Journals Publication Model (https://academic.oup.com/journals/pages/open_access/funder_policies/chorus/ standard_publication_model)

Раздел выпуска:

Артикул

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Кратковременный доступ

Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

У вас еще нет личного кабинета? регистр

Критические заметки о социологии музыки и искусства Адорно — 24-часовой доступ

ЕВРО €48,00

42 фунта стерлингов

52 доллара США.

Реклама

Цитаты

Альтметрика

Дополнительная информация о метриках

Оповещения по электронной почте

Оповещение об активности статьи

Оповещение о новой проблеме

Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

Ссылки на статьи по телефону

  • Последний

  • Самые читаемые

  • Самые цитируемые

Искусство по доверенности

Музыкальный антиформализм Канта (умеренный): ответ Соузе

Быть в фильме ужасов

Ответ Карри и Робсону, «Подлинность и импликация»

Вложенные типы и музыкальная гибкость

Реклама

Адорно на природе | Отзывы | Философские обзоры Нотр-Дама

Дебора Кук Adorno on Nature  является долгожданным вкладом в интерпретацию философии природы Теодора Адорно и ее современного значения для окружающей среды. В пяти главах эта книга предлагает всесторонний и тщательный анализ решающей и часто недооцениваемой роли природы в Адорно, прослеживая концепцию Адорно о «естественной истории» ( Naturgeschichte ) с 1930-х по 1960-е годы и формулируя ее значение для философии окружающей среды и активизм. Это тонкое исследование также критически анализирует вторичную литературу, окружающую Адорно. Он оспаривает тенденцию истолковывать проект Адорно как пессимистически-утопическое предзнаменование хабермасовской концепции коммуникативной рациональности или чрезмерно подчеркивать его некогнитивные аффективные и миметические аспекты, подчеркивая значение материализма и критического разума в работах Адорно.

«Естественная история» была основным, но оспариваемым понятием в марксистской и критической социальной теории со времени критики ранним Марксом антиисторического натурализма Фейербаха. С одной стороны, обращение к природе, кажется, привносит сомнительный неисторический и потенциально идеологический элемент, который ошибочно истолковывает преходящее как постоянное. Соответственно Маркс утверждает в «Немецкой идеологии» , что Фейербах не признает социально-исторического опосредования природы, в которой он живет и о которой говорит[1]. На этой исторически ориентированной основе Адорно был настойчивым критиком сциентистского натурализма и позитивизма с их некритической приверженностью идеологическому видению природы, науки и инструментальной рациональности, отражающим диалектику Просвещения и логику передовых капиталистических обществ.

С другой стороны, чистая историчность, по-видимому, ниспровергает критику существующего общества, заключая социального критика в тюрьму одного неизбежного социального горизонта и его предрассудков и отрицая биологические и антропологические условия человеческой жизни, которые позволяют апеллировать к человеческим потребностям и интересам вопреки всему. существующего отчуждения, господства и эксплуатации. Именно в этом контексте телесных страданий и счастья Адорно сосредотачивается на чувственном существовании человека, обещании счастья, заключенном в животной жизни, и миметических способностях, которые связывают людей с окружающей их средой и с животными. Кук развивает свой удачный портрет «критического материализма» Адорно в связи с этой диалектической и недвойственной связью природы и истории.

Кук описывает в своем введении и первой главе, как Адорно разработал аргументы в «Идее естественной истории» (1932), которые будут перестраиваться на протяжении всей его жизни, от его совместной работы с Максом Хоркхаймером, Диалектика Просвещения (1944), до его поздний опус «Негативная диалектика » (1966) и курсы лекций 1960-х гг. В этой главе Кук противопоставляет использование Адорно «естественной истории» как полностью критической материалистической модели с интерпретациями Адорно как антиматериалистического мыслителя. Кук обращается к этой ситуации, исследуя самоописание Адорно своего материализма как отстаивающего (1) приоритет природы над разумом и (2) взаимное значение субъекта и объекта. Адорно принимает утверждение Маркса о том, что «экономическое формирование общества рассматривается как процесс естественной истории» (стр. 8), поскольку Маркс одновременно защищал приоритет природы и социально-историческую мистификацию этой природы. В интерпретации Адорно признание Марксом естественной истории как преходящего момента опосредования предполагает то, что Адорно описал в 1932 как критический канон для двойного толкования природы и истории и исторического метаболизма людей с природой, несводимой к духу или разуму. Это ставит под вопрос «ошибку конститутивной субъективности»; неверное истолкование человеком себя как находящегося вне природы и превосходящего ее.

Иллюстрируя, как позиция Адорно обязана размышлениям Маркса о взаимном образовании и нетождестве природы и истории, Кук исправляет тезис Себастьяно Тимпанаро о том, что «пессимисты» Франкфуртской школы «все имеют антиматериалистический, антипросвещенческий, антиматериалистический характер». — якобинская ориентация, и все в конечном итоге занимают или, по крайней мере, склоняются к более или менее явно религиозным позициям» (стр. 7) [2]. На протяжении всей этой работы Кук демонстрирует, что мощная критика Адорно исторического материализма и революционной политики, Просвещения, разума и науки не свидетельствует об отказе от них ради мракобесного перевоплощения мира. Адорно указывал на двусмысленный диалектический характер этих исторически опосредованных понятий. В то время как их овеществленные мистифицированные формы служат средством нормализации и соответствия, Адорно настаивал против консервативной и антимодернистской культурной критики на том, что эти концепции сохраняют свое критическое и преобразующее измерение.

Во второй главе, «Природа, красная клыками и когтями», Кук проясняет критическое отношение Адорно к редуктивному материализму, который, устраняя сознание, устраняет нонконформистское сознание и подготавливает путь к фактической ликвидации индивида с его теоретическим устранением. В этой главе Кук разъясняет кантианские моменты в размышлениях Адорно о природе. Мы видим, как Адорно использует кантовский «блок» для проверки возможностей подводящего тождества и тотальности. Адорно подчеркивает пределы натурализации и социализации условной субъективности и хрупкой индивидуальности неидентичного «я». Критическая философия Канта предвосхищает инаковость объектов и различие самостей, которые нельзя свести к концептуальной структуре или исторической конструкции. Проблема современного капиталистического общества не в том, что существуют сильные автономные ответственные эго, которые уважают других как личности, а в том, что общество производит легко управляемые слабые нарциссические эго, созданные культурной индустрией для тревожного потребления.

Импульс к идентичности и мастерству основан на биологическом самосохранении. Это самосохранение, которое вышло из-под контроля, угрожает и подрывает то самое существо, которому оно должно было служить. Разум, порожденный инстинктами самосохранения, становится господством объекта и самого себя. Его инструментальный контроль растворяет внешнюю и внутреннюю «природу» в легко обрабатываемые расходные элементы. Кук ловко отвечает редукционистским критикам материализма Адорно, утверждающим, что природа — это чисто социальная конструкция. Стивен Фогель, например, не признает, что как природные, так и социальные объекты опосредованы и что ни природа, ни общество не являются непосредственной данностью, к которой можно свести другое (стр. 41). Точно так же Кук возражает против обвинения Дж. М. Бернштейна в том, что Адорно антропоморфизирует природу, аргументом, что неидентичное является скорее относительным, чем субстантивным. Адорно последовательно бросает вызов идолопоклонству природы, как подчеркивает Кук в своем обсуждении проблемной мистификации природы в философии окружающей среды, сохраняя при этом ее нетождественность и инаковость. Эта инаковость, отмеченная в перечитывании Адорно величественности природы в Третьем 9-м трактате Канта.0025 Critique , проверка на чары социально доминируемого человечества. Он намекает на рациональность, которая не доминирует над природой как противник из-за беспокойства о самосохранении и через субъективное мышление об идентичности, а рефлексивно и осознанно прислушивается к своему объекту и реагирует на него ради самого себя. Вопреки антикогнитивистским интерпретациям Адорно, это не аффективная интуитивная восприимчивость к объекту, лишенному концептуализации. Принимая гегелевское понятие «свободы по отношению к объекту», требуются понятия, которые диалектически указывают за пределы самих себя и отдают должное объекту. [3]

Следующая глава, «Мышление само мышление», является продолжением темы роли разума и понятия в мышлении Адорно. Кук умело разбирает антикогнитивистские прочтения Адорно, которые чрезмерно подчеркивают аффективность мимесиса, концепцию, которую Адорно не использует так часто, как предполагают эти интерпретации, и недооценивают опосредующую и освобождающую силу концептуализации и рефлексии у Адорно. Кук противопоставляет критическую саморефлексию и не-тождественное мышление, которые являются концептуальными достижениями, разрушающими принуждение идентичности, порожденное мимесисом, и открывают концепт тому, что выходит за его пределы, концептуальному фетишизму тождественного мышления, псевдоконкретности и иррациональности. фетишизация не-понятия. Чувствуемое, созерцаемое и переживаемое лишь обозначаются и приходят к себе через посредство понятий. Проект Адорно по освобождению неконцептуальных измерений внутренней и внешней природы человека требует более интенсивного критического использования понятий, чем отказа от них в идеологически структурированной непосредственности жизни. Поскольку чувственное, миметическое и материальное ядро ​​рациональности является источником ее признания преобладания объекта и обновления его творческой и критической функции, я бы сказал, что Кук заходит слишком далеко в концептуалистском направлении и недооценивает мимесис в сопротивлении прочтениям, которые чрезмерно отдают приоритет аффективной, миметической и пассивной идентификации с объектом.

В четвертой главе, «Эндшпиль Адорно», Кук бросает вызов усталому пессимистическому пониманию Адорно, признавая при этом его осознание ненадежности современной ситуации. Как может индивидуум — с его условной и хрупкой субъективностью, автономией и способностями к аффективности и критическому осмыслению — выжить и противостоять подавляющим безличным процессам обмена, труда и потребления, которыми он увлечен? Адорно поясняет, как завороженный индивид остается, тем не менее, точкой сопротивления деградации и овеществлению природы и человеческой природы в развитых капиталистических обществах. Этот индивид поражен тяжестью социально сформированного объективного мира и массово воспроизводимых социальных патологий. Однако сомнения Адорно в отношении коллективных действий проверяются перспективами образования, солидарности и уравновешенного обмена. Формирование критических способностей индивидуума, которому предают как ортодоксальный марксизм, так и классовое общество, является необходимым шагом для сдерживания патологий социальной жизни, формирующих движения сопротивления в товаризированном потребительском обществе.

Джон Эльстер отверг тезис Маркса о естественной истории, утверждая, что «упор Маркса на степени преобразования природы человеком является преувеличенным и бессмысленным». В последней главе «Адорно и радикальная экология» мы встречаем множество причин серьезно относиться к человеческому контролю над природой и к ущербу, который люди наносят окружающей среде и животным. Серьезность и глубина нынешнего экологического кризиса требует иного способа взаимодействия с природой. Альтернатива капиталистическому господству и уничтожению природной среды и животного мира раскрывается в критическом материалистическом и социалистическом ответе. Предвосхищая тезис о социальной экологии и экофеминизме, «критический материализм» Адорно раскрывает взаимосвязь между человеческим господством и эксплуатацией других людей и вытекающим из этого неравенством ресурсов, возможностей и возможностей для процветания, а также инструментализацией и господством над природой. . Ущерб, наносимый природе, отражает те же процессы, которые наносят ущерб индивидуальной человеческой жизни.

Существует коренная разница между теми, кто понимает господство природы в лучшем случае как метафору, поскольку «природы» нет, а если бы и была, то она не способна терпеть господства, и теми, кто утверждает, что иное необходим способ восприятия природы, окружающей среды и животных как взаимосвязанных с человеческой жизнью.[5] В современном контексте философия природы Адорно бросает вызов как расчетливому инструментальному прагматизму, повторяющему приспособление к существующему положению дел, так и мистифицирующим целостным онтологиям, мечтающим заново очаровать мир и ностальгически вернуться к заброшенной идентичности. Ни то, ни другое не адекватно кризису, вызванному структурно воспроизводимым господством и эксплуатацией. Поскольку индивидуального самопреобразования и чисто культурной критики недостаточно, альтернатива Адорно может быть осмыслена и реализована только в противовес материальному моменту структурного воспроизводства капиталистического общества. Современная значимость Адорно не в том, что он предлагает легкий выход. Его мысль не допускает умиротворяющего бегства от апорий природы и истории, индивидуально-личностного опыта и безличной социальной реальности, а более чуткой экологической чувствительности и перестройки и преобразования общества, подчиняющего жизнь неумолимому тождеству абстрактного обмена.

Есть две дополнительные темы, которые можно было бы включить в эту работу и которые могли бы стать ценным вкладом в общий тезис. Во-первых, это маргинализация материалистической заботы о природе в следующем поколении Франкфуртской школы, особенно у Хабермаса. Во-вторых, это богатый и разнообразный дискурс о марксистской и социалистической экологии, который обеспечит более полный контекст и дальнейшие стратегии для артикуляции и противостояния Адорно о природе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *