Нонконформное поведение: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Психолог КФУ ответил на вопрос, зависим ли мы от тех, кто нас окружает

Доцент Института психологии и образования КФУ Ильдар Абитов пояснил, насколько люди зависят от окружения.

Долгое время в психологической науке бытовало мнение, что у человека существуют определенные психологические особенности, влияющие на его личность. Выявив их, можно прогнозировать, как человек будет вести себя в той или иной ситуации.

К примеру, если у человека повышена агрессивность, то можно предположить, что он будет вести себя асоциально. Сегодня различные исследования оспаривают это суждение. Предлагаем вам рассмотреть самые известные психологические эксперименты, меняющие наше представление о мотивах поступков и нашем взаимодействии с другими.

Хоторнский эффект

Первые исследования такого типа начались в 20-30 годах XX века с опыта, проведенного в Хоторне, в результате которого и был выявлен так называемый «хоторнский эффект».

Перед группой психологов во главе с Элтоном Мэйо стояла задача узнать, какие факторы влияют на производительность труда.

 

Оказалось, что кроме разных эргономических характеристик вроде расстояния от работника до станка на производительность влияет еще и факт наблюдения: когда за работой ткачих наблюдали, их производительность повышалась, хотя работниц заранее предупреждали о том, что на это не нужно обращать внимание, ведь «слежка» никак не скажется на премировании, равно как и не приведет к выговору. И все-таки, несмотря на все предупреждения, работницы работали лучше.

Когда этот эффект стали исследовать подробнее, выяснилось, что есть два объяснения подобного феномена. Первое заключалось в том, что у ткачих проявилась социабильность, или потребность в принадлежности к группе, а второе — в том, что эксперимент способствовал акцентированию неформальных отношений на работе, что, как оказалось, положительным образом сказалось на увеличении производительности. Выводы из этого эксперимента стоит взять на вооружение людям, работающим с малыми социальными группами, в том числе руководителям компаний.

Все мы в душе конформисты

Какова природа конформизма? В основе конформного поведения обычно лежит страх: «высунешься — хуже будет!». Как правило, группа негативно реагирует на того, кто ей противостоит. Люди, активно выходящие за рамки шаблонов, обычно подвергаются давлению и агрессии со стороны конформистов — «молчаливого большинства».

Вот эксперимент, который вошел в историю социальной психологии, —  провел его американский психолог Соломон Эш (S.Asch). Он разделил испытуемых на группы от 2 до 7 человек. Среди участников только один был наивным испытуемым, пребывающим в неведении в отношении цели эксперимента, остальные же были «подсадными утками».

Соломон Эш показывал группе две карточки: на первой был изображен один отрезок, на другой — три отрезка. Участникам он предлагал выбрать из трех отрезков тот, который по длине соответствует отрезку на первой карточке. Надо сказать, что отрезки сильно отличались, поэтому ошибиться было невозможно.

 

С каждым из «реальных» испытуемых Эш провел серию экспериментов. Начиналось все с того, что вся группа отвечала правильно, но в какой-то момент подсадные испытуемые начинали давать неправильные ответы. В этот момент с настоящими участниками происходила удивительная вещь: 30% людей вслед за группой отвечали неправильно на все вопросы. Также выяснилось, что 75% испытуемых хотя бы один раз дали неправильный ответ, следуя за большинством. Их объяснения по поводу того, почему они так сделали, были достаточно разными. Чаще всего участники говорили, что боялись ошибиться, полагая, что, возможно, они не знают того, что знает группа. 

Еще испытуемые объясняли свои ошибки тем, что просто не хотели отличаться от окружающих. Интересно также то, что само количество участников влияло на нонконформное поведение. Там, где было всего 2 человека в группе, искаженный ответ подсадного участника ничего не решал: реальный испытуемый без труда справлялся с заданием. В группах из трех человек происходило примерно то же.

Но там, где подсадных участников было больше, проявлялся эффект конформизма. После этого Эш создал такую модификацию эксперимента, где один из подставных участников начинал противостоять группе, утверждая, что окружающие ошибаются. В этом случае реальный участник гораздо чаще давал нонкомфорный ответ.

Диффузия ответственности

Прежде чем перейти к третьему эксперименту, стоит обратиться к историческому прецеденту. В 1964 году в одном крупном городе произошла трагическая история. Молодая женщина, Кэтрин Дженовезе, примерно 27-28 лет, возвращалась с работы в три часа ночи: она работала администратором в баре. Дженовезе приехала во двор своего дома, расположенного в довольно людном районе, и, выйдя из машины, увидела, что подозрительный человек, пригнувшись, наблюдает за ней.

Кэтрин побежала к телефонной будке, чтобы позвонить в полицию, но этот человек догнал ее и стал наносить удары ножом. На крики девушки стали выглядывать из окон проснувшиеся соседи. Они стали кричать: «Оставь девушку в покое!», однако никто не спустился вниз, чтобы помочь. Преступник испугался и скрылся, после чего Кэтрин попыталась добраться до подъезда. Свет в окнах погас, люди легли спать, а мужчина вернулся и продолжил издеваться над девушкой. Она снова стала кричать, люди выглянули из окон, и преступник сбежал. 

Так происходило еще три раза: мужчина возвращался и вновь наносил удары. В последний раз Кэтрин находилась возле своего подъезда и пыталась открыть дверь, но сделать это ей не удалось, и она была убита. После случившегося в газетах вышли статьи с информацией о том, что 38 человек являлись свидетелями преступления, но никто из них не помог, не вызвал полицию или скорую помощь. Тогда в публичном пространстве прокатилась волна обсуждений, на которых пытались выяснить, что же происходит с людьми в больших городах, что они становятся столь равнодушны к беде ближнего. 

Много говорили об особой лени и черствости городских жителей. Это суждение решили проверить социальные психологи Джон Дарли и Бибб Латане: они не верили, что люди ведут себя особым образом именно из-за проживания в крупном городе. Чтобы выяснить, в чем же причина такого безразличия, они провели несколько экспериментов. Один из них заключался в следующем: психологи набрали студентов в качестве испытуемых и сообщили, что будут исследовать жизненные трудности, с которыми молодые люди сталкиваются на первом курсе, и то, как они их преодолевают. 

Испытуемого посадили в отдельную комнату и дали микрофон. Экспериментаторы сказали, что в соседних помещениях тоже сидят студенты, но видеть друг друга они не должны. Теперь каждому участнику предстояло по очереди рассказать о своих трудностях. Первый студент рассказал, что в Нью-Йорке ему нелегко, учеба сложная, и, кроме того, у него периодически случаются припадки эпилепсии. Иногда они бывают настолько тяжелые, что он может умереть, если никто не окажет помощь. 

После него говорил следующий студент, и так очередь доходила до испытуемого, который также излагал свою историю. В конце слово возвращалось первому студенту, и вдруг в эфире появлялся шум, слышалось затрудненное дыхание, студент начинал просить о помощи, затем раздавались лишь хрипы.

Экспериментаторов интересовало, как в этой ситуации будут реагировать участники.

На самом деле никаких студентов, кроме одного испытуемого, не было. Все происходящее было записью, но участник эксперимента этого не знал. Экспериментатор же специально сидел снаружи, заранее предупредив, что не будет вмешиваться в процесс эксперимента, чтобы не влиять на его ход, и прослушает записи участников потом. Иными словами, студент думал, что вокруг него в нескольких комнатах сидят другие участники, а в коридоре находится ни о чем не подозревающий экспериментатор. 

Выяснилось, что только 31% участников таких исследований выбежали для того, чтобы сказать экспериментатору о случившемся или как-то помочь. При этом все участники были здоровыми, интеллектуально развитыми людьми. Таков оказался результат, когда испытуемые думали, что в соседних комнатах тоже находятся люди и знают о происходящем. 

Но когда эксперимент провели иначе, сказав, что есть только два участника — собственно, студент и вымышленный больной, — уже около 80% испытуемых бежали спасать умирающего сами и звали экспериментатора. Почему же результаты были различны? Вывод, которые сделали исследователи, заключается в том, что чем меньше людей, тем больше вероятность, что они помогут. Этот эффект был назван «диффузией ответственности».

Психологи выявили и еще одну закономерность: если испытуемый не выходит из комнаты в течение первых 3 минут, то, скорее всего, он уже не покинет помещение, чтобы оказать помощь. 

Подчиняйся!

Еще один эксперимент, ставший краеугольным камнем для психологии, провел Стэнли Милгрэм, в дальнейшем описавший его в книге «Подчинение авторитету». Он проходил в Йельском университете в начале 60-х годов и был непосредственно связан с социальной ситуацией того времени. Сравнительно недавно закончилась Вторая мировая война, историки и исследователи гуманитарного профиля строили гипотезы по поводу того, почему немецкие солдаты уничтожили огромное количество людей. 

Предположений было много, но наиболее популярной была психоаналитическая идея, связанная с именем Фрейда. Он считал, что для ребенка особенно значима фигура отца, поэтому ученые предположили, что немецкие мальчики, воспитанные в сильных патриархальных традициях, следовали за фюрером, так как он и был олицетворением отцовской фигуры. Милгрэм усомнился в этом суждении и решил опровергнуть его. 

Для этого он оборудовал кабинет под лабораторию и поставил туда устройство, напоминавшее электрический стул. Исследователь пригласил для участия студентов и людей с высшим образованием, обещая заплатить им за участие 4 доллара.

Милгрэм заявил, что с помощью эксперимента собирается исследовать особенности памяти и влияние на нее мер наказания. Он специально отобрал здоровых мужчин до 45 лет, которые совпадали по возрасту с немецкими военными. Психолог приглашал по одному участнику из группы, в лаборатории его встречал экспериментатор в белом халате. Участнику объясняли цель эксперимента, после чего появлялся подсадной испытуемый, актер по имени Уоллес.

Экспериментатор предлагал тянуть обоим жребий, который решал, кто будет учеником, а кто — учителем. Уоллес всегда вытягивал короткую, потому выполнял функцию ученика. Актера отводили в специальную комнату, где стоял электрический стул, и крепили к нему электроды. Через перегородку находилось место учителя, то есть реального испытуемого. Перед ним был аппарат с рубильниками, от которого вели провода к стулу ученика, а рядом сидел экспериментатор. Испытуемому предварительно давали пробный разряд тока в 45 вольт, чтобы он подумал, будто к подставному участнику действительно будет идти ток. 

Далее ему объяснили, что ученик должен будет повторять определенные комбинации слов. Если он ошибется, то нужно подать разряд, повышающийся с каждым разом, начиная с 15 вольт и заканчивая 450 вольт. На уровне 300 вольт находилась отметка «болевой шок», а на 450 – три икса. 

Эксперимент начался. Первый раз ученик, естественно, отвечал правильно, потом начинал ошибаться, и учитель бил его током. Важно отметить, что перед экспериментом Милгрэм провел опрос среди студентов, практикующих психологов, врачей-психиатров и психотерапевтов, желая узнать, сколько человек дойдет до самого конца шкалы в подобном эксперименте. Все отвечали, что около 0,5% от всех, так как довести дело до конца способны лишь психопаты: могут быть недиагностированные люди со склонностью к агрессии, что и выяснится во время опыта.

В действительности до конца дошло 65% участников, и все 100% из них добрались до отметки в 300 вольт. И это при том, что ученик-актер кричал, что ему очень больно, а когда до конца оставалось несколько делений, бил ногами в перегородку и затем замолкал. Из этого следует очень важный социально-психологический вывод: вопрос не в фигуре отца или других личностных факторах — все дело в подчинении авторитету.

На участников влияло то, что рядом находился человек в белом халате. Когда они хотели остановиться, экспериментатор на них не давил, однако повторял: «продолжайте, пожалуйста» и «нужно продолжить эксперимент».

Еще один важный момент, который стоит отметить: когда экспериментатор в самом начале исследования платил 4 доллара, он отмечал, что деньги уже ни при каких обстоятельствах не заберет, поэтому можно утверждать, что испытуемые делали это не из-за материального интереса.  

По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена:

«Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета». 

Потому-то, говоря о поведении людей, нельзя объяснять мотивы поступков лишь качествами характера и врожденными особенностями: наше поведение также зависит от каждой конкретной ситуации и социального окружения, чему на сегодняшний день посвящено немало любопытных исследований.

Конформизм и нонконформизм как модели поведения

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по социологии 

На  тему: 

«Конформизм и нонконформизм как модели поведения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение3 стр
1. Понятие  конформизма3 стр
2. Конформные  модели поведения4 стр
3. Понятие  нонконформизма9 стр
4. Нонконформные  модели поведения9 стр
5. Конформизм  и нонконформизм, как взаимосвязанные  процессы13 стр
6. Модели  поведения большинство vs. Меньшинство14 стр
8. Заключение: влияние конформизма на модели поведения18 стр
Литература19 стр

 

Введение 

В работе рассматриваются  явления конформизма, нонконформизма, их взаимосвязи и влияние на модели поведения людей.

 

Задачами  работы являются:

· рассмотреть  понятия конформизм и нонконформизм  в отдельности и во взаимосвязи

· охарактеризовать существующую взаимосвязь этих понятий и влияние на модели поведения 
 
 
 

1. Понятие конформизма 

     Конформность  [лат. conformis — подобный, сообразный] — «тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям».

     Начало  исследованиям конформности было положено в работах С.Аша, где конформность выступила, как тенденция индивида изменять свое мнение под давлением группы, принимать точку зрения, высказанную большинством. Эксперименты проводились в основном на диффузных группах, в которых испытуемые совместно решали простые, не имеющие существенного значения задачи. Например, в одном из них участникам предлагалось определить, какой из трех сравниваемых отрезков соответствует эталонному отрезку. Всего семеро участников, шестеро из которых в сговоре с экспериментатором. Выяснилось, что в случаях, когда подговоренные участники называли неверный ответ, в 37% случаев испытуемые проявляли конформизм и вслед за группой давали неверный ответ.

     С тех пор было проведено большое  количество экспериментов, изучающих  конформное поведение. В дальнейшем конформность была объявлена универсальной  закономерностью поведения человека в разнообразных ситуациях.

     Конформность  фиксируется там, где имеется  конфликт между собственным мнением  индивида и мнением группы, к которой  он принадлежит, если преодоление этого  конфликта осуществляется путем  согласия с мнением группы. Различают  внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

     Конформность  играет определенную роль в принятии людьми социальных стереотипов одной  группы по отношению к другой. Сформировавшись  однажды, стереотип сохраняется  преимущественно по инерции. Если он является социально приемлемым, многие люди пойдут по пути наименьшего сопротивления и будут сообразовывать свое поведение с этим стереотипом. Они будут относиться к другим группам в соответствии со стереотипом и действовать определенным образом в связи с потребностью нравиться и быть принятым в значимой для них группе.

     В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция — негативизм, сопротивление индивида давлению группы, отрицание во что бы то ни стало  всех стандартов группы. Однако негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это специфический случай конформности: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависти от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). В этих случаях в процессе такого сопротивления группе и вопреки ей возможно принятие индивидом социальных стереотипов, обратных мнению группы.  
 

2. Конформные модели  поведения

     Итак  конформизмом является проявление активности личности, которое отличается реализацией  отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление (точнее на давление большинства членов группы) с целью избежать негативных санкций — порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все.

     В определенном смысле подобную конформную реакцию на групповое давление демонстрирует  достаточно большое число людей, находящихся на первой стадии вхождения  в референтную группу — на стадии адаптации — и решающих личностно  значимую задачу «быть и, главное, казаться таким, как все». Особенно отчетливо конформизм проявляется в условиях тоталитарного общественного устройства, когда личность боится противопоставлять себя господствующей элите и подчиненному ей большинству, опасаясь не просто психологического давления, а реальных репрессий и угроз своему физическому существованию. На личностном уровне конформизм чаще всего выражается в качестве такой личностной характеристики, которая в социальной психологии традиционно обозначается как конформность, то есть готовность индивида поддаться как реальному, так и лишь воспринимаемому как таковое давлению группы, если не стремлению, то, во всяком случае, предрасположенности изменить свои позицию и видение в связи с тем, что они не совпадают с мнение большинства. Понятно, что в одних случаях подобная «податливость» может быть связана с реальным пересмотром своих позиций, а в другом — лишь со стремлением хотя бы на внешнем, поведенческом уровне избежать чреватого негативными санкциями противопоставления себя конкретному сообществу, будь то малая или большая группа.

     Таким образом, традиционно принято говорить о внешней и внутренней конформности. Классические эксперименты по схеме, предложенной и реализованной С. Ашем, будучи направлены на изучение, прежде всего, внешней конформности, показали, что на ее наличие или отсутствие, а также степень выраженности влияют индивидуально-психологические особенности индивида, его статус, роль, половозрастные характеристики и т. д., социально-психологическая специфика общности (в рамках классических экспериментов эта группа является подставной), значимость конкретной группы для испытуемого, чья склонность к конформным реакциям исследовалась, а также личностная значимость для него обсуждаемых и решаемых проблем и уровень компетентности как самого испытуемого, так и членов конкретного сообщества. Как правило, прямо противоположную конформной реакцию — реакция нонконформизма, или негативизма — считают реальной альтернативой проявлению конформизма. В то же время это далеко не так, так как нонконформная реакция, как и конформная отражает личностную уступку в условиях группового давления. Более того, поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретная личность оказывается в столь же конкретной группе на индивидуализационной стадии вхождения, когда первостепенной личностной задачей выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». Реальной альтернативой и конформизма, и нонконформизма выступает социально-психологический феномен самоопределения личности в группе. Следует специально отметить, что и конформное, и нонконформное поведение, будучи достаточно часто встречающимся в группах низкого уровня социально-психологического развития, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ.

     Наряду с упомянутыми экспериментами С. Аша к классическим исследованиям конформизма в социальной психологии обычно относят эксперименты М. Шерифа и С. Милграма, уже описанные нами в статьях об авторитете и влиянии. Экспериментальная проверка того, насколько далеко готов зайти человек, действуя вопреки своим убеждениям и установкам под давлением группы, была проведена С. Милграмом. Для этого его классический эксперимент, уже упоминавшийся в статье об авторитете, был модифицирован следующим образом: «В базовой экспериментальной ситуации команда из трех человек (двое из них — подставные испытуемые) проверяет четвертого человека по тесту парных ассоциаций. Всякий раз, когда четвертый участник дает неверный ответ, команда наказывает его ударом тока». При этом участники эксперимента получают от руководителя следующую инструкцию: «Учителя самостоятельно определяют, каким ударом наказать ученика за ошибку. Каждый из вас вносит свое предложение, и затем вы наказываете ученика самым слабым из предложенных вам ударов. Для того чтобы эксперимент прошел организованно, вносите свои предложения по порядку. Сначала вносит предложение первый учитель, затем — второй, последним вносит свое предложение третий учитель… Таким образом, роль, которую играет наивный испытуемый, дает ему реальную возможность предотвратить ужесточение наказания — например, он может на протяжении всего эксперимента предлагать наказывать ученика ударом тока в 15 вольт», что касается подставных испытуемых, то они каждый раз предлагают применить более сильный удар, и именно они первыми высказывают свое мнение. Параллельно проводился контрольный эксперимент, в рамках которого групповое давление исключалось. Испытуемый единолично принимал решение о том, каким разрядом следует наказывать «ученика» за неверный ответ.

     Как сообщает С. Милграм, «в исследовании принимали участие 80 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет; экспериментальная и  контрольная группы состояли из равного  количества участников и были идентичны  по возрастному и профессиональному  составу… Эксперимент… со всей очевидностью продемонстрировал, что существенное влияние на поведение испытуемых в экспериментальных условиях оказало давление группы…. Основной результат данного исследования состоит в демонстрации того факта, что группа способна формировать поведение индивидуума в области, которая, как думалось, крайне устойчива к подобным влияниям. Идя на поводу у группы, испытуемый причиняет боль другому человеку, наказывая его ударами тока, интенсивность которых намного превосходит интенсивность ударов, примененных при отсутствии социального давления. … Мы предполагали, что протесты жертвы и существующие в человеке внутренние запреты на причинение боли другому станут факторами, эффективно противостоящими тенденции подчинения групповому давлению. Однако, несмотря на широкий диапазон индивидуальных различий в поведении испытуемых, мы можем сказать, что значительное число испытуемых с готовностью подчинились давлению подставных испытуемых».

     Не  менее впечатляющие примеры проявления конформизма дает реальная жизнь. Как отмечает Д. Майерс, «в повседневной жизни наша внушаемость иногда потрясает. В конце марта 1954 года газеты Сиэтла сообщили о порче автомобильных стекол в городке, расположенном в 80 милях к северу. Утром 14 апреля поступили сообщения о подобных повреждениях лобового стекол за 65 миль от Сиэтла, а на следующий день — всего за 45 миль. Вечером непонятная сила, разрушающая лобовые стекла достигла Сиэтла. К полуночи 15 апреля в полицейское управление поступило свыше 3000 заявлений о поврежденных стеклах. В ту же ночь мэр города обратился за помощью к президенту Эйзенхауэру. Однако 16 апреля газеты намекнули, что истинным виновником может быть массовое внушение. После 17 апреля жалоб больше не поступало. Позднее анализ выбитых стекол показал, что это обычные дорожные повреждения. Почему мы обратили внимание на эти повреждения только после 14 апреля? Поддавшись внушению, мы пристально смотрели на наши лобовые стекла, а не сквозь них». Не столь масштабный, но, пожалуй, еще более яркий пример конформизма из своей собственной жизни приводит известный английский писатель Дж. Оруэлл. Этот случай произошел в Нижней Бирме, где Оруэлл служил офицером английской колониальной полиции. Как пишет Дж. Оруэлл, к моменту описываемых событий «…я пришел к выводу, что империализм — это зло, и, чем скорее я распрощаюсь со своей службой и уеду, тем будет лучше». Однажды Оруэлла вызвали на местный рынок, где, по словам бирманцев, все крушит сорвавшийся с цепи слон, у которого начался т. н. «период охоты». Прибыв на рынок, он не застал никакого слона. Десяток зевак указали десяток различных направлений, в которых скрылся слон. Оруэлл уже собрался идти домой как, вдруг, раздались истошные крики. Выяснилось, что слон все-таки был и, более того, раздавил некстати подвернувшегося местного жителя. Как пишет Дж. Оруэлл, «как только я увидел погибшего, я послал ординарца в дом моего друга, жившего неподалеку, за ружьем для охоты на слонов.

     Ординарец появился через несколько минут, неся ружье и пять патронов, а  тем временем подошли бирманцы и сказали, что слон в рисовых полях неподалеку… Когда я зашагал в том направлении, наверное все жители высыпали из домов и двинулись за мной следом. Они увидели ружье и возбужденно кричали, что я собираюсь убить слона. Они не проявляли особого интереса к слону, когда он крушил их дома, но теперь, когда его собирались убить, все стало иначе. Для них это служило развлечением, как это было бы и для английской толпы; кроме того, они рассчитывали на мясо. Все это выводило меня из себя. Мне не хотелось убивать слона — я послал за ружьем, прежде всего, для самозащиты. Слон стоял ярдах в восьми от дороги, повернувшись к нам левым боком. Он выдергивал траву пучками, ударял ее о колено, чтобы отряхнуть землю, и отправлял в пасть.

Что значит быть гендерно неконформным? 12 вещей, которые следует учитывать

«Гендерные нонконформисты» — это термин, который дается людям, которые не соответствуют ожидаемым от них гендерным нормам.

Термин обычно относится к гендерному выражению или представлению (то есть тому, как кто-то выглядит и одевается). Это также может относиться к поведению, предпочтениям и ролям, которые не соответствуют гендерным нормам.

Другими словами, гендерно-неконформный может использоваться для описания людей, а также действий, одежды и идей.

Быть гендерно нонконформным не обязательно означает, что вы трансгендер или небинарник, хотя вы можете быть и тем, и другим.

Мы можем определить гендерные ожидания как роли, одежду, поведение и внешний вид, которые общество ожидает от людей определенного пола.

Например, в одном конкретном обществе можно ожидать, что женщины будут брить ноги, а мужчины не будут проявлять уязвимости.

Большинство из нас не всегда полностью соответствуют этим гендерным ожиданиям.

Например, многие женщины предпочитают не брить ноги и предпочитают карьеру браку и детям. Многие мужчины проявляют уязвимость и красят ногти лаком.

Конечно, поскольку гендерные ожидания различаются в разных обществах и культурах, то, что считается гендерно неконформным в одной культуре, может не быть таковым в другой.

Во многих американских культурах это считается примером гендерного несоответствия:

  • Мужчина может проявлять эмоции и нежность.
  • В день свадьбы женщина может надеть костюм вместо платья.
  • Мужчина может пользоваться подводкой для глаз.
  • Женщина может заняться карьерой вместо замужества или материнства.
  • Мужчина может брить подмышки.
  • Женщина может быть напористой.
  • Мужчина может быть отцом-домоседом.

По вышеуказанным стандартам большинство людей являются гендерно-неконформными — очень немногие полностью соответствуют гендерным ожиданиям. Итак, все ли гендерно нонконформны? Этот ярлык распространяется на всех?

Не обязательно. Термин «гендерно-неконформный» обычно используется для описания того, кто намеренно ниспровергает эти гендерные нормы.

Частью их гендерного самовыражения может быть одежда, поведение или представление себя гендерно-неконформным образом.

В то время как некоторые люди считают гендерное несоответствие частью своей идентичности, для других это скорее решение и действие, чем идентичность.

Итак, если вы хотите идентифицировать себя с гендерным несоответствием или хотите использовать этот термин для описания себя, своего гендерного или социального самовыражения, вы можете это сделать. Это вопрос ваших предпочтений.

Согласно Merriam-Webster, первое зарегистрированное использование этого термина было в 1991 году, когда Лиза М. Даймонд, Сьюзен Б. Боннер и Жанна Дикенсон написали:

«Гендерная идентичность относится к внутреннему психологическому опыту человека быть мужчиной. или женщиной, тогда как гендерное несоответствие относится к степени, в которой внешний вид, поведение, интересы и субъективная самооценка человека отклоняются от общепринятых норм мужественности/женственности».

Гендерные роли включают поведение, отношение и ценности, которые вы должны иметь в зависимости от вашего пола. Гендерные роли различаются в разных культурах.

Во многих американских культурах, например, гендерные роли определяют:

  • какой пол должен завести роман
  • какой пол должен быть кормильцем или единственным кормильцем в семье
  • какой пол должен заботиться домашних обязанностей

Многие люди не соответствуют этим гендерным ролям. Это может быть примером гендерного несоответствия.

Быть гендерно нонконформным по определению означает, что вы не соответствуете гендерным ожиданиям. С другой стороны, термин «гендерный конформизм» используется редко.

Как уже упоминалось, большинство людей не полностью соответствуют гендерным ожиданиям — большинство из нас в чем-то им соответствует, а в чем-то подрывает их.

Постарайтесь не думать об этом как о выборе между гендерным соответствием и гендерным несоответствием. Думайте об этом как о подлинной жизни, независимо от того, «соответствует» ли она ожиданиям, возлагаемым на ваш пол.

Да, любой человек любого пола может быть гендерно нонконформным.

Быть гендерно нонконформным — это не то же самое, что быть небинарным, хотя некоторые люди идентифицируют себя с обоими терминами.

Вам не обязательно быть небинарным или трансгендерным, чтобы быть гендерно нонконформным.

Например, цисгендерный мужчина может носить лак для ногтей как выражение своего пола. Это не обязательно означает, что он небинарный, но может быть для него способом перестать соответствовать гендерным нормам.

Многие люди утверждают, что небинарные люди по определению являются гендерно-неконформными, потому что они не соответствуют гендерной бинарности или гендерным ожиданиям, предъявляемым к ним обществом.

Но все зависит от личных предпочтений человека. Вы единственный, кто может решить, что относится к вам или как вы хотите, чтобы вас описывали.

Гендерно-неконформные действия могут быть большими или маленькими. Опять же, важно помнить, что гендерное несоответствие зависит от культурного контекста.

Если в вашей культуре женщины должны отращивать волосы на ногах, а не брить их, соответствие этой норме не будет считаться гендерным несоответствием.

Гендерное несоответствие может выглядеть как ношение «мужской» одежды вместо «женской» для некоторых, но не для всех. Это также может выглядеть как ношение андрогинной одежды.

Гендерное несоответствие может распространяться на:

  • прически (например, мужчина с длинными волосами или женщина сбривает свои волосы)
  • макияж или его отсутствие , он также может включать отношения, жесты, гендерные роли и многое другое.

    Быть гендерно-неконформным чаще всего означает гендерное самовыражение, тогда как гендерквир или гендерная изменчивость больше связаны с гендерной идентичностью.

    Быть гендерквиром означает иметь гендерную идентичность, которая выходит за рамки гетеросексуальных и цисгендерных норм. Гендерная изменчивость означает наличие гендерной идентичности, которая меняется и меняется со временем.

    Тем не менее, некоторые используют термин «гендерно-неконформный» для описания своей гендерной идентичности — это действительно варьируется от человека к человеку.

    Гендерно-неконформные люди могут быть гендерными или гендерфлюидными, но это не всегда так. Гендерно неконформный человек может полностью идентифицировать себя как мужчина или женщина.

    Гендерный нонконформизм — полезное слово для описания гендерного самовыражения, выходящего за рамки гендерных норм.

    Это также широкий термин: гендерное несоответствие может включать в себя женские, мужские или андрогинные черты или их смесь.

    Этот термин может быть идеальным для людей, которым нравится играть с гендерным выражением или одеваться определенным образом, но которые не хотят использовать определенное слово для обозначения своей гендерной идентичности.

    Ярлык, который вы решите использовать, полностью зависит от вас. Однако не всегда легко понять, какой ярлык выбрать.

    Не существует «теста», чтобы выяснить, следует ли вам называть себя гендерно-нонконформным или нет.

    Чтобы понять это, вы можете попробовать следующее:

    • Поговорите с гендерно неконформными людьми на форумах, в онлайн-группах или в реальной жизни, чтобы узнать, что для них значит быть гендерно неконформным.
    • Прочитайте об опыте гендерно-неконформных людей и спросите себя, относитесь ли вы к этому. Имейте в виду, что опыт у всех разный.
    • Подумайте, какие аспекты вашего гендерного самовыражения вы считаете гендерно неконформными. Как они не соответствуют? Эта диверсия важна для вас?
    • Попробуйте этот термин, назвав себя гендерно нонконформным вслух или письменно. Вам не нужно делиться этим с кем-либо, если вы не хотите. Просто попробуйте и посмотрите, каково это.

    Помните, что нет правильного или неправильного ответа. Вы можете описать свой пол так, как считаете нужным.

    Многие люди обнаруживают, что их гендерная идентичность и самовыражение со временем меняются. Это довольно распространено. Если это ваш опыт, то все в порядке! Это не делает ваш опыт менее ценным.

    Быть гендерно нонконформным может быть сложно для многих людей из-за стигмы, связанной с отказом от гендерных ожиданий.

    Поддержка гендерно неконформных людей в вашей жизни может включать в себя информирование людей о гендерном несоответствии.

    Это может быть так же просто, как научить детей гендерной идентичности и гендерному самовыражению. Сюда также могут входить сложные люди, которые смотрят свысока на гендерно неконформных людей.

    Если у вас есть любимый человек, который не соответствует вашему гендеру, дайте ему возможность поговорить о том, что он не соответствует вашему гендеру, не ожидая, что он будет говорить об этом (поскольку он может этого не захотеть).

    Прими это и отпразднуй вместе с ними. Спросите, есть ли какие-то конкретные способы, которыми вы можете их поддержать.

    Если вы хотите узнать больше о гендере, существует множество онлайн-ресурсов. Например:

    • Nonbinary Wiki — это сайт вики-типа, который содержит много информации, касающейся гендерной идентичности.
    • На Genderqueer.me есть подробный список ресурсов по гендерной идентичности и смежным темам.
    • У Book Riot есть список книг о гендерной идентичности, включая как художественную, так и научно-популярную литературу.

    Вы также можете ознакомиться с нашим списком из 64 различных терминов для описания гендерной идентичности и самовыражения.


    Сиан Фергюсон (Sian Ferguson) — независимый автор статей о здоровье и каннабисе из Кейптауна, Южная Африка. Она увлечена тем, чтобы дать читателям возможность позаботиться о своем психическом и физическом здоровье с помощью научно обоснованной и чутко подаваемой информации.

    Родители более недовольны гендерно-неконформным поведением мальчиков, показало исследование

    Новое исследование реакции родителей на гендерно-неконформное поведение детей показывает, что дочери больше одобряют несоблюдение социальных норм, чем сыновья.

    В исследовании, опубликованном в журнале Psychology of Sexual Orientation and Gender Diversity , сообщается, что родители более комфортно относятся к гендерно-неконформному поведению девочек, чем к мальчикам, и чаще пытаются изменить поведение своих сыновей.

    Исследователи стремились найти взаимосвязь между различными характеристиками родителей и детей и тем, как родители реагируют на своего гендерно-неконформного ребенка. Стремясь побудить родителей поддерживать молодых людей, которые не соответствуют назначенному им полу, исследователи надеются рассказать родителям о преимуществах подтверждения поведения.

    Прошлые исследования показали, что дети, которые не соответствуют социальным нормам мальчиков и девочек, часто сталкиваются с негативными отзывами друзей и семьи. Таким образом, их психологическое здоровье может быть неблагоприятно затронуто, поскольку они подвержены большему риску симптомов депрессии, психосоциального дистресса и самоубийства во взрослом возрасте, чем их сверстники, соответствующие гендеру.

    В текущем исследовании исследователи ожидали обнаружить, что отцы, в большей степени, чем матери, будут меньше принимать сыновей, которые не соответствуют гендеру, чем дочери, и что гендерное несоответствие в целом будет соответствовать дискомфорту родителей. Кроме того, те родители, которые считают свой стиль воспитания более феминистским или социально равным, будут чувствовать себя более комфортно с гендерно-неконформным ребенком. Таким образом, исследователи стремились определить характеристики, которые заставляют родителей прилагать усилия, чтобы изменить поведение своего ребенка. Опять же, предсказание заключалось в том, что родители с большей вероятностью изменят поведение мальчиков, чем девочек.

    Онлайн-опрос, проведенный 151 матерью и 85 отцами, живущими в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, сообщил о 156 детях в возрасте от 3 до 13 лет. Опрос включал вопросы, касающиеся стиля воспитания, гендерных атипичных черт родителей, отношения к гендерным ролям и гендерно-неконформного поведения собственных детей.

    Как и ожидалось, родители сообщают, что девочки проявляют гендерно-неконформное поведение чаще, чем мальчики. В соответствии с прошлыми исследованиями, результаты текущего исследования показывают, что родителям больше некомфортно, когда мальчики проявляют гендерно-неконформное поведение, чем девочки, и они чаще предпринимают попытки изменить поведение. Однако, в отличие от других исследований, это исследование показывает, что матери и отцы с одинаковой вероятностью пытаются изменить поведение своих сыновей. Тем не менее, они не против того, чтобы их сыновья играли с девочками, а дочери играли в «мальчишеские» игры.

    Хотя первоначально исследователи предполагали, что теплота родителей по отношению к своим детям будет показателем принятия гендерно-неконформного поведения, исследование показывает обратное. Родители, которые сообщают о большей теплоте, также говорят, что предпринимают больше попыток изменить поведение своего ребенка, если оно не соответствует ожиданиям общества.

    Исследователи связывают этот результат с верой родителей в то, что вмешательство в такое поведение — это хорошо, а не негативно. Как показали предыдущие исследования, родители обеспокоены тем, как общественность может воспринять такое поведение, и считают, что они приносят больше пользы, чем вреда, пытаясь переориентировать своего ребенка на социальные нормы.

    Удивительное открытие состоит в том, что родители лучше принимают гендерно-неконформное поведение и чувствуют себя комфортно с ним, когда их ребенок участвует в нем чаще. Было обнаружено, что эти родители придерживаются эгалитарных принципов и придерживаются социального равенства. Они также проявляют меньший психологический контроль над своими детьми (например, если дочь хочет играть в футбол или сын хочет куклу Барби, им нужно больше власти!)

    опрос включал гипотетических. Проблема в том, что люди склонны «переоценивать вероятность того, что у них возникнет конкретная поведенческая реакция на ситуацию», в отличие от того, что они сообщают о нормальных реакциях, происходящих в реальной жизни.

    Еще одним ограничением исследования является то, что выборка участников репрезентативна только для населения Солт-Лейк-Сити, которое преимущественно состоит из мормонов и может придерживаться более традиционных ценностей. Кроме того, это довольно небольшая выборка, полученная через педиатрический кабинет, и для лучшего представления страны в целом потребуется гораздо более крупная и разнообразная в расовом отношении выборка. Исследователи также осознают ограниченность перспективы исследования, полагаясь исключительно на отчеты родителей. Будущие исследования, возможно, также захотят рассмотреть отчеты детей.

    Тем не менее, родители детей, ведущих гендерно-неконформное поведение, могут получить информацию и знания из текущего исследования. Родители, которые надеются изменить поведение своего ребенка, могут захотеть рассмотреть возможные последствия психосоциального дистресса для их ребенка.

    Кроме того, родители могут принять во внимание большее давление со стороны общества на то, чтобы «мальчики были мальчиками», чем на то, чтобы «девочки были девочками», и что и матери, и отцы предъявляют к мальчикам более высокие стандарты в этой области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *