Психическая норма и патология: где границы?
Норма — установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Нормы существуют лишь там, где есть человеческие потребности и соответственно цели. В природе, не включенной в человеческую деятельность, норм нет. Соответствует норме и, следовательно, является нормальным лишь тот объект, который служит достижению не любой, а лишь благой цели, т. е. объект, включенный в процесс реализации смысла человеческой жизни.
Виды норм:
- Статистическая — уровень или диапазон уровней функционирования организма, который свойственен большинству людей.
- Идеальная — идеальный образец состояния человека; субъективный, произвольно устанавливаемый норматив, который принимается за совершенный образец.
- Функциональная — оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели.
- Социальная – контролирует поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому или установленному властью образцу.
- Индивидуальная – предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.
Норма задает границы количественных изменений объекта, в которых он сохраняет свое качество служить средством для достижения благой цели. Различают нижнюю границу нормы (минимум), верхнюю (максимум) и “золотую середину” между ними (оптимум). Оптимальное средство для достижения поставленной цели называют также идеальным. Норма — это частный случай меры — интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. В ряде случаев (напр. в заповеди “Не убий”) минимум, максимум и оптимум нормы сливаются, идеал и норма становятся неразличимыми.
Границы нормы лишь в простейших случаях задаются только целью. Никаких умозрительных критериев для определения границ нормы нет. Для этого необходимо знание не только чистой теории, но и реального положения дел.
Наиболее известная область применения нормы — диагноз как познавательный прием, позволяющий установить, находится ли реальный эмпирический объект в границах нормы. Именно эту задачу решают медицинский, социальный, технический и др. виды диагноза. Норма — довольно грубый критерий для диагностирования. Она делит объекты на два класса — годные и негодные для достижения цели и игнорирует все различия внутри этих классов.
Социальные, медицинские, технические, грамматические, гносеологические и другие нормы изучаются особыми отделами наук и даже целыми науками. Наиболее тщательно разработана теория социальных норм. Здесь выделяют две главные системы нормативной регуляции — мораль и право. Социальные нормы различают также по области применения (общезначимые и специфические), по способу фиксации (устные и письменные), по способу выражения (предписания и запреты), по средствам, обеспечивающим их выполнение (внутренняя потребность и внешнее принуждение) и т. д.
Норма — в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт — для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта (объектов) (которые могут рассматриваться, как девиация, патология). В этих науках понятие нормы тесно связано с изучением патологии.
Патология – это нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биомеханизмов регуляции поведения).
Проблема психической нормы и патологии
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.
Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.
Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.
Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.
Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.
При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам».
www.psychologos.ru
6. Психическое здоровье и психическая норма, психическое и психологическое здоровье
Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Психическая норма— стандарт психического здоровья, выбранный в качестве правила для сравнения результатов Норма – процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.
Выделяют четыре основные группы людей с разными показателями психического здоровья: 1) совершенно здоровые, жалоб нет; 2) легкие функциональные нарушения, о чем свидетельствуют эпизодические жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией; 3) люди с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации; 4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации.
2.психологическое здоровье предполагает устойчивое, адаптивное функционирование человека на витальном, социальном и экзистенциальном уровнях жизнедеятельности.В. А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности:• соматическое здоровье; • развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека; • умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» – Я–желающим и Я–долженствующим; • умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм.
3. духовное здоровье.
Его показатели психолог выделяет тогда, когда сталкивается в своей работе с обоснованием человеком способов воздействия на себя и на других. Критерии духовного здоровья проявляются в общении с людьми, в способности не только брать, но и отдавать. Духовное здоровье включает в себя целостность внутреннего мира, который задаётся системой правил и сужений, принятых для себя человеком осознанно.Дубровина И. В., вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа.
Пахальян В. Э. определяет психологическое здоровье как «…динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно–психологические возможности на любом этапе развития».
7. Уровни психического здоровья по б.С.Братусю: личностный, индивидуально-психологический, психофизиологический
3 ур-ня психич. здоровья по Б. С. Братусю :
1) психофизиологический (определяется особен-тями нейрофизиологич. организации психич процессов). Базовый ур-нь. Имеется биологич и нейрофизиологич база, которая обуславливает возможность функционир-я психики.
2) ур-нь реализации или индивидуально-исполнительный(индивидуально-психологический) (способностью к использованию адекватных способов реализации смысловых устремлений;
3) личностный или личностно-смысловой (наивысший ур-нь, который определяется качеством смысловых отношений чел-а, регулирует подчинённые ур-ни). Ответственен за производство смысловых ориентаций определённого общего смысла и назначения своей жизни, отношение к другим людям. Для реализации опредмечивания этих отношений необходима организационная активности чел-а, его деятельность, несущая на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических св-тв и черт.
studfiles.net
Психическая норма
Психическая норма
Введение
Вопрос определения, что является нормой в отношении психики человека, а что можно считать психическими отклонениями, является достаточно сложным, и граница между нормой и отклонением может быть довольно-таки расплывчатой.
Каким образом мы учимся отличать норму от патологии? В процессе развития, с ранних лет мы познаем себя и других людей. Мы видим, что люди отличаются между собой, и что они реагируют на одни и те же события по-разному. Мы учимся взаимодействовать друг с другом, и в процессе становления личности, столкновения с различными социальными институтами, мы знакомимся с определенными правилами, установленными обществом, — правилами поведения, правилами мышления.
Существуют некие общественные правила поведения, обусловленные исторически, с целью сохранения жизни, здоровья и благополучия людей в социуме. Такими правилами могут быть обычаи, традиции и нравственные нормы. Во всех мировых религиях также очерчены определенные правила поведения, мышления, которые, будучи верно истолкованы, направляют человека по пути его развития и сохранения его от разрушения себя и окружающего мира.
Мы учимся гармонично взаимодействовать с такими правилами, принимать их либо не принимать, исходя из собственного отношения к ним либо отношения к людям, их представляющим. Для кого-то одни правила могут быть понятными и принятыми в силу их совпадения с личными характеристиками человека, в том числе его характером. А для других такие же правила могут вызвать негативную реакцию, и это также будет обусловлено его собственными качествами характера.
В таком случае может возникнуть вопрос — какие правила брать за основу для определения «нормальности» или «ненормальности» психики человека? Что вообще означает понятие «норма»? Как можно отличить человека психически здорового от человека с психической патологией? Что является психической патологией?
В этой работе я попытаюсь ответить на указанные вопросы и разграничить клинические проявления психической нормы и патологии.
1. Психическая норма
Психическая норма — относительное понятие, она может быть определена лишь оценочным суждением с использованием тех или иных критериев. В свою очередь, именно при ограничении определенной психической нормы, очерчивании ее пределов, возможно, отличить и установить здоровые состояния человеческой психики и наличие психических отклонений, то есть фактически — отклонений от психической нормы. Что же означает само понятие психической нормы?
1.1 Определение психической нормы
Норма — понятие социально обусловленное. Это руководящее правило, образец. Это среднестатистическая величина, то, что характерно для большинства людей. Обратимся к определению понятия «нормы» в словарях русского языка.
Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки). 3) В полиграфии — совокупность сведений (номер типографского заказа, сокращенное название издания или фамилия автора книги), помещаемых в левом нижнем углу 1-й полосы печатного листа (из «Энциклопедического словаря» под редакцией Введенского Б.А.).
Норма — 1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-н. Н. поведения. Нормы литературного языка. Войти (прийти) в норму (прийти в порядок, в обычное состояние). 2. Установленная мера, средняя величина чего-н. Н. выработки. Н. высева семян. Н. выпадения осадков. В норме кто-что (разг.) — чувствует себя нормально, находится в нормальном состоянии (из «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И.).
Норма — (ж. лат.) общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Нормальный вес, мера, принятые за общее где-либо правило и служащие основаньем; единица веса и меры (из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даль В.И.).
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма — этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.
Наиболее распространенным пониманием понятия «психической нормы» является следующее — это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.
То есть при определении психической нормы существует привязка к определению образцов, стандартов, к определению отклонений, то есть понятие «психическая норма», в свою очередь, опирается на определение критериев общепринятого, наиболее распространенного, и понятие «патология».
Таким образом, к определению «психической нормы» можно отнести: — состояние индивидуальной психики относительно самой себя; — соответствие общественным правилам, стандартам, наиболее распространенным характеристикам, которые являются неким образцом; — способность к адаптации, к принятию решению, к самостоятельной жизнедеятельности в обычных, «нормальных» условиях; — отсутствие психических болезней, патологий.
По сути указанных определений психическая норма — это состояние, в котором человеку комфортно, при способностях к жизнедеятельности и здоровому взаимодействию с окружающим миром, при отсутствии отклонений, и которое соотносится с общепризнанными (по различным критериям), некими установленными правилами.
1.2 Основные подходы к определению «норма — патология»
В психологии одним из источником заимствования является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма — патология».
Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни». В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и заболеванием существует множественные многообразные ступени.
В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы»:
. Статистический подход. Этот подход состоит в понимании нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут понимать как аномальную. Грубо говоря, исходя из статистического подхода, быть нормальным — значит быть как все, соответствовать усредненному стандарту оценки возможностей человека. Однако, поскольку нормативы, полученные статистическим путем, обусловлены культурно, исторически, территориально, они являются относительными и не могут в полной мере быть критериями «нормальности». Отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Статистически «нормальное» общество не будет развиваться. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.
. Адаптационный подход — исходит из такого утверждения, что быть нормальным — значит быть приспособленным, адаптированным. Достоинство такого подхода состоит в целостном взгляде на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Последователи этого подхода рассматривают «норму» в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития. В целом норма и не норма — это постоянно процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма — процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации. Понятие «нормы» смещается до границ индивида. Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы значительно снижается.
. Культурно-релятивистский подход. Исходя из такого подхода, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что совершенно нормально для одной социальной группы, для прочих будет рассматриваться как патология. То есть, нормальное — это то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований, исключают однозначное определение нормального и патологического поведения. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (например, требования родственников, друзей, трудового коллектива, социальной среды и т.д.). Кроме того, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.
. Психопатологический подход. Является достаточно распространенным среди исследователей, которые стали принимать за основу оценки негативные критерии нормы. Исходя из этого подхода, норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Таким образом, здоровье определяется через нездоровье, норма — через аномалию. Однако, и этот подход не лишен некоторой однобокости.
. Гуманитарный (гуманистический) подход. Проявляется в оценке нормы самой по себе при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот подход прямо противоположен психопатологическому подходу, поскольку описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Рассматривает не отсутствие тех или иных ущербов и недугов, а самочувствие личности как некоторое особое достояние, полнота.
Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма — это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:
эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;
принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;
непосредственность, простота, естественность;
центрированность на цели;
независимость и наличие потребности в уединении от суеты;
автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;
спокойное отношение к социальным поощрениям;
свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;
вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;
глубокие межличностные отношения;
разграничение целей и средств;
философское чувство юмора;
сопротивление окультуриванию.
Э. Фромм выделяет следующие характерные черты нормы: — продуктивное дело, т.е. созидание; — связь человека с внешним миром через эмоции и переживания; — постижение объективной реальности своим интеллектом; — осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми; — отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным; — постоянное возрождение нормального человека; — нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.
Исходя из вышеизложенного, границы между «нормой» и «ненормой» есть динамичны, поэтому вопрос о «норме» и «ненорме» должен решаться «здесь и сейчас». В психологии сформулированы несколько подходов, которые имеют свои достоинства и недостатки, и применению их должен предшествовать анализ индивида сразу в нескольких направлениях, чтобы найти верное решение в отношении него. Подходов к пониманию «нормы» и «ненормы» достаточно много, поэтому для решения определенных задач в своей практике психолог должен выбирать наиболее уместный и правильный подход к норме в данном, конкретном случае.
1.3 Психическое здоровье
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология <#»justify»>2. Определение акцентуации
Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности <#»justify»>3. Психическая патология
Патологическое поведение, мысли и эмоции — это поведение, мысли и эмоции, которые сильно отличаются от наших представлений о том, что является нормой. Суждения о том, что считать патологией, зависят от разных обстоятельств. В мире, в котором мы живем, могут сильно воздействовать на психику крупные катастрофы и различные бедствия. И какую реакцию на негативные события в таком случае можно назвать здоровой, нормальной, а какую — нет?
3.1 Определение психической патологии
Патология (от греч. pathos — страдание и logos — учение) — учение о болезнях; отклонение от нормы. Патологический — больной, ненормальный. Кант называет патологическим то, что определяется чувствами или влечениями (а не является самодеятельным, не определяется свободным разумным решением).
Психология <#»justify»>Выводы
В настоящее время уже не возникает сомнений в размытости границ между «нормой» и «патологией». Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно просторно представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока ещё далека от решения в виду своей сложности. Но, используя выведенные принципы, подходы и критерии в психологии и психиатрии, а также развивая и расширяя границы своего понимания человека в совокупности с определяющими его качества обстоятельствами, в том числе внешним факторами, мы имеем возможность найти и обозначить границы — где психическая норма, а где есть психическая патология.
Список литературы
1.Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. — Москва: Медицина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)>, 2003. — Т. 1-4. — 2440 с.
2.Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002. — 960 с.
.Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 28-30. — 607 с.
.Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология — 2-е изд, — М.: Медицина, 1984. — 272 с.
.Личко А.Е. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Психопатии и акцентуации характера у подростков <http://www.psychology.ru/library/00034.shtml> / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0>, В.Я. Романова <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1>. — Санкт-Петербург <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3>: Речь <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%B5%D1%87%D1%8C_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>, 2009 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2009>. — 256 с.
.Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М., 2001. — 592 с.
.Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики <http://www.tchernyshova.ru/Fromm-Chelovek-1.html> = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics (1947 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1947>) / Перевод Э.М. Спировой <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0&action=edit&redlink=1>. — Москва <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0>: Аст, 2010 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2010>. — 352 с.
.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA>. Институт русского языка им. В. В. Виноградова <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%BC._%D0%92._%D0%92._%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0>. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2002. — 939 с.
.Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. — М.: Инфра-М, 2003. — 576 с.
Теги: Психическая норма Контрольная работа Психология
Просмотров: 44464
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Психическая норма
diplomba.ru
Понятие о психической норме. Норма и патология — Consulty.ru
Вконтакте
Google+
LiveJournal
Норма – руководящее начало, правило, образец. Это понятие социально. Норма — среднестатистическая величина ( то, что характерно для большинства людей), которая зависит от выборки исследования. За статистическими исследованиями часто скрывается суть исследования, которая является значимой для эксперимента. Можно ли говорить о личности, как о соответствующей среднестатистическим критериям нормы?
Психическая норма – это состояние индивидуальной психики относительно самой себя. В этом определении содержится признание роли и значимости индивидуальных различий.
Психическая норма – это способность к адаптации.
Психическая норма – это соответствие требованиям культуры. Следует учитывать изменения культуры с течением времени. Также культура включает в себя большое количество субкультур.
Психическая норма – это отсутствие психической болезни, патологии.
Очень часто психическая норма определяется через приписывание личности определенных черт, способностей.
Эрик Фромм: «Норма – это продуктивность, неотчуждаемость от общества, связь через эмоции с внешним миром, постижение объективной реальности своим интеллектом, осознание собственной неповторимости и связи с ближними. Психически нормальный человек не признает иррациональных авторитетов, но охотно подчиняется рациональным по совести и по разуму. Он постоянно возрождается и смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных благ».
Осознание ситуации выбора и возможность этот выбор осуществить является критерием нормы по Фромму. Центральным симптомом многих заболеваний является уход от сложных связей с обществом. Нарушение качества этой связи.
Патология (патос) – страдание, страсть, изменение души под влиянием какого-либо воздействия. Патологическое расстройство – это или душевное расстройство, или функциональное состояние расстройства, дезадаптации.
Патология относится не только к конкретному человеку, может быть патология семейных отношений, социальных связей и т.д.
consulty.ru
Вконтакте
Google+
LiveJournal
consulty.ru
Психическая норма
Современная медицина…хорошо умеет определять границы болезни, но гораздо хуже определяет границы здоровья.
Джеймс Нил, генетик.
Клинические исследователи и практики, специализирующиеся в психопатологии, сталкиваются с проблемой, которая осложняет их работу: что такое психическая патология? Патологическая психика – это отклонение. Но отклонение от чего?
Патологическое поведение, мысли и эмоции – это поведение, мысли и эмоции, которые сильно отличаются от наших представлений о том, что является нормой. Каждое общество устанавливает нормы – писаные и неписаные — того, каким должно быть поведение. Например, 100 лет назад на Западе участие женщин в бизнесе считалось чем-то нежелательным и странным. Сегодня же такое поведение одобряется обществом. Суждения о том, что считать патологией, зависят от разных обстоятельств. В мире, в котором мы живем, могут сильно воздействовать на психику крупные катастрофы и различные бедствия, изнасилование, жестокость по отношению к детям, войны, смертельные болезни, постоянная боль. Может ли быть какой-то нормальный способ реагировать на подобные вещи? Можно ли назвать такие реакции патологическими?
Психологические заметки.
В одном обзоре приводятся данные о том, что довольно много людей призналось в следующих поведенческих отклонениях: некоторые, будучи в гостях пользовались случаем, чтобы заглянуть в аптечку хозяина (39%), другие – что видели приведение(10%), некоторые не всегда спускали за собой воду в туалете (23%). Следует ли считать их поведение патологическим?
Даже поведение, которое принято считать необычным, совсем необязательно классифицируется как патологическое. Люди могут быть просто эксцентричными, необычными, странными. Попытки определить, что такое психическая патология, помогают найти ответы на меньшее количество вопросов, чем поднимают. Основная трудность в том, что об этом явлении можно судить в контексте духовных ценностей данного общества. Социум выбирает общие критерии для определения патологии и затем использует их для того, чтобы выносить суждения в каждом конкретном случае. Понятно, что общество может с трудом отделять патологию, нуждающуюся в лечении, от необычных особенностей индивидуального поведения – в этом конкретном случае никто не имеет права вмешиваться в жизнь человека. Все мы иногда видим или слышим о людях, которые с обычной точки зрения ведут себя странно, например, живет один с дюжиной кошек и практически ни с кем не разговаривает. Поведение подобных людей отклоняется от нормы, оно может приносить человеку неприятности и горе, может способствовать психической дисфункции, однако многие специалисты считают его скорее эксцентричным, чем патологическим.
Итак, основными чертами патологического поведения являются отклонение от нормы, страдания, которые испытывает человек, психическая дисфункция и опасность, которую представляет его поведение для окружающих или для него самого. Кроме того, поведение человека должно рассматриваться в том контексте, в котором оно имеет место, при этом концепция того, что считать патологией, зависит от норм и ценностей самого общества. Но мы не должны забывать, что эти критерии бывают весьма расплывчатыми. Где та грань, когда признаки патологического поведения – отклонение от нормы, страдания, дисфункция и опасность – проявляются в такой степени, что поведение человека следует признать патологическим? Скорее всего, на этот вопрос ответить невозможно. Большинство вопросов из этой области клиницисты продолжают обсуждать.
Единой причины психических заболеваний нет. И настоящий уровень науки не всегда позволяет точно установить, от чего они возникают. К психическим заболеваниям с установленной причиной, относятся органические поражения, вызванные, например, травмой мозга, атеросклерозом, инфекциями, старческими атрофическими процессами. Остальные психические заболевания делятся на 2-е группы: болезненные процессы, развивающиеся без видимых причин, но по определенным законам (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения) и функциональные заболевания (реактивные психозы и неврозы). Очень близко к последним стоит и группа психических отклонений, называемых психопатиями. Их без ограничений нельзя даже назвать болезнями, это, скорее психические нарушения, средние между болезнью и здоровьем. Их еще называют пограничными.
Функциональные заболевания развиваются от так называемых функциональных причин – разного рода неприятностей, несчастий. В зависимости от тяжести психогении и от почвы, на которую она попадает, то есть от личности, могут возникать и реактивные психозы, и неврозы. Скорее это случается с теми, кто перед самым несчастьем был чем-то ослаблен – инфекцией, переутомлением, бессонницей. Огромное значение имеет и структура самой личности (характер, выносливость, устойчивость и т.д.)
В последнее время установлено, что старое представление о психопатиях как о врожденных особенностях личности не всегда соответствует действительности, что многие случаи психопатии зависят от среды, в которой воспитывался ребенок. Можно даже утверждать, что определенная неблагоприятная среда приводит к формированию определенного типа психопатий.
Психолог, психотерапевт в Ростове-на-Дону.
Шадина М.Е.
psiholog-sexolog.ru
22. Критерии психической нормы.
Ведущие критерии психического здоровья.
В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) приведено наиболее полное и точное определение понятия «здоровье»: состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Для здоровья наиболее типичны следующие главные признаки: структурная и функциональная сохранность систем и органов человека; индивидуальная высокая приспособляемость организма к типичной для него физической и общественной (социальной) среде и, наконец, сохранность привычного самочувствия, которое всегда оказывается наиболее тонким барометром душевного и социального благополучия.
Понятие о психической «норме» человека, не может быть однозначным.
Уловить переход от нормы к патологии иногда очень сложно, а на основании оценки лишь
одной грани поведения человека, в отрыве от всего комплекса его психической деятельности, как
правило, вообще невозможно. Это связано с тем, что граница нормальной и патологической
психической деятельности не похожа на тонкую линию. Она достаточно широка, и определяющие
ее механизмы имеют большой диапазон функциональных возможностей. Выдающийся
отечественный психиатр П.Б. Ганнушкин указывал: «Когда говорят о нормальной личности, то
сплошь и рядом забывают, что соединение двух таких терминов, как «личность» или
«индивидуальность», с одной стороны, и «норма» или «средняя величина» — с другой, — такого
рода соединение грешит внутренним противоречием; это есть соединение двух по существу
совершенно не согласных друг с другом терминов. Слово «личность» именно подчеркивает
индивидуальное и противоположно схеме, норме, середине.
23. Психическое здоровье, психическая болезнь, психическое расстройство.
Психи́ческое здоро́вье (мента́льное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как: …состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.
Критерии психического здоровья
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Психи́ческое расстро́йство (психи́ческое заболева́ние; душе́вная боле́знь) — в широком смысле — состояние психики, отличное от нормального, здорового. Противоположностью этого термина является Психическое здоровье. Однако он может иметь более частное значение в таких областях, как юриспруденция, психиатрия и психология.
Представления о том, что является, а что не является психическим расстройством, меняются вместе с развитием науки..
Для скрининга и предварительной диагностики различных психических расстройств применяются специальные диагностические тесты. В психиатрии и клинической психологии отталкиваются от МКБ-10, и понимают под термином перечисленную в нём клинически определенную группу симптомов или поведенческих признаков, обычно причиняющих страдание и препятствующих функционированию личности.
Можно выделить: органические психические расстройства (то есть обусловленные органическими нарушениями), расстройства личности, расстройства поведения, эмоциональные (аффективные) расстройства, расстройства связанные (вызванные) применением психоактивных веществ, посттравматическое стрессовое расстройство и другие. Часть этих групп могут пересекаться. Виды психических расстройств
Экзогенные виды психических расстройств. Причинные факторы направлены извне, например: алкоголь, промышленные яды, наркотические вещества, токсические вещества, радиация, вирусы, микробы, черепно-мозговые травмы, психо-травмы.
Эндогенные виды психических расстройств. Внутренние причинные факторы. Пример: хромосомные аберрации (нарушения), генные заболевания, заболевания с наследственным предрасположением (могут передаваться через несколько поколений; из-за травмированного гена).
САМ. РАБОТА
studfiles.net
Понятие психического здоровья. Понятие психической нормы.
Психическое здоровье — интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида.
В психологии и медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья, обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования.
Традиционная медицинская модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни).
В психоанализе представление о здоровье как таковом вообще отсутствует; каждый человек выступает как носитель того или иного «патоса», потенциальной болезни, переходу которого в «нозос» — актуальную болезнь — препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике.
Для бихевиоризма характерно сведение личности к ее социальному функционированию и к определению нормы или здоровья через понятие равновесия со средой, с использованием таких критериев, как адаптация, стабильность, успешность, продуктивность, конформность.
С развитием идей гуманистической и экзистенциальной психологии была предложена концепция «позитивного психического здоровья», в которой делался акцент на специфически человеческом способе существования. В центр этого подхода был поставлен анализ здорового функционирования как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия
— самореализации, самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюллер),
— полноценного человеческого функционирования (К. Роджерс), аутентичности (Дж. Бюдженталь),
— стремления к смыслу (В. Франкл) и др.
Однако характерной чертой моделей позитивного психического здоровья явился преимущественно их описательный характер; перечни черт, характеризующих здоровую личность, не позволяют ответить на практический вопрос о механизмах поддержания и восстановления психического здоровья при его нарушениях.
Б. С. Братусь предложил многоуровневую модель психического здоровья, выделив несколько уровней структуры личности, каждому из которых соответствует свое понимание психического здоровья. Согласно этой модели,
высший уровень личностного здоровья, отвечающий за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла жизни, отношение к себе и к другим,
оказывает регулирующее влияние на нижележащие уровни, характеризующие степень адаптации и психофизиологическое состояние.
Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психическое здоровье как
зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции,
меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.
Критерии психического здоровья по определению ВОЗ:
1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»;
2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
3) критичность к себе и к результатам своей деятельности;
4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
5) способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;
7) способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.
Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.
О соотношении понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественных и зарубежных исследованиях
1. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979 году. В США и Великобритании, (и в целом в англоязычных публикациях) словосочетание “mental health” обозначает успешное выполнение психических функций, имеющим результатом продуктивную деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями.
С раннего детства до поздних периодов жизни психическое здоровье составляет основу интеллектуальной деятельности и коммуникативных навыков, научения, эмоционального роста, устойчивости и самоуважения.
В других определениях подчеркивается, что психическое здоровье – это относительно устойчивое состояние бытия, в котором индивид достаточно удовлетворен собой и чувствует интерес к жизни и самореализации.
В психологическом словаре под термином «психическое здоровье» понимается «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности». Это такое состояние индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и адекватные формы поведения.
2. Понятие «психологическое здоровье» было введено в научный лексикон И.В. Дубровиной. С ее точки зрения, если термин «психическое здоровье» имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам,
то термин «психологическое здоровье» – относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Многие авторы указывают на тесную связь данных понятий, например, Б.С. Братусь выделяя три уровня здоровья:
1. психофизиологическое,
2. индивидуально-психологическое и
3. личностное,
первый относит к психическому здоровью, в то время как второй и третий – к психологическому благополучию или психологическому здоровью.
Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.
Таким образом, можно сказать, что психологическое здоровье несомненно связано с психическим здоровьем, именно последнее создает основу для здоровья психологического. Четкое понимание данных понятий, их сущностная характеристика и особенности очень важны, так как важно разграничивать сферы деятельности специалистов, работающих в области охраны и укрепления психического здоровья (психиатры, психологи, психотерапевты и т.д.) и профессионалов, изучающих психологическое здоровье (психологов, психотерапевтов).
students-library.com