НЛП: Упражнение «Алфавит» из Нового Кода: akry — LiveJournal
Небольшое упражнение, предложенное Джоном Гриндером для «Нового кода» НЛП. Более практичное приложение «зомбо-алфавита». 🙂
Суть его в том, что пока сознание занято непосильной задачей сортировки букв и рук, подсознание спокойно и без помех решает поставленную перед упражнением задачу. Ну или хотя бы просто отдыхает.
Теория, почему это работает, довольно обширна, занудна и мало интересует кого-либо, кроме специалистов.А практика веселит, бодрит и радует. Ей и займёмся.
Делается упражнение так:
- Выберите себе задачу. Например «как перестать беспокоиться и начать жить». Или что-то попроще: «меня нервирует сосед справа, хочу относиться к нему спокойнее».
- Запускаете игру. Перед вами появляются буквы алфавита (вы можете выбрать кириллицу или латиницу). Под каждой буквой один из трёх символов: «Л» означает «левая рука», «П» означает «правая рука», «О» означает «обе руки» (для английского соответственно «L», «R» и «B»).
- В то время как буквы зажигаются по одной, вы должны отчётливо вслух произнести название буквы и поднять означенную руку — хотя бы до уровня локтя.
- Даже если вы ошиблись, спокойно продолжайте упражнение. Вы можете расслабиться, игра идёт не на деньги. 🙂
- Одновременно с этим (одновременно — это важно!) вы стараетесь думать про поставленную задачу.
- Если вам это удаётся легко, увеличьте скорость. Для этого предусмотрен ползунок с надписью «speed».
- Выполняйте упражнение минуты три-четыре.
- Как закончите, дайте отдохнуть глазам и снова подумайте о задаче и оцените разницу в эмоциональном отношении к проблеме до упражнения и после. Эта игра не панацея от всех болезней, но частенько помогает.
Игра «Алфавит» из Нового кода НЛП
++ Камрады! Помогите пожалуйста перевести описание игры на английский! Вдруг наши заграничные братья заинтересуются, что мы им скажем на это? Продадим кириллический домен?
примечания: 1. JavaScript должен быть включен; 2. Программа as-is, безо всякой ответственности с моей стороны за любой вред или пользу. Используйте на свой страх и ужас.
эта статья в liveinternet
akry.livejournal.com
Путеводитель по техникам и упражнениям Нового Кода
личные инструменты
Путеводитель по техникам и упражнениям Нового Кода
Эта страница отвечает на вопрос «Зачем?» — зачем нам нужны техники Нового Кода? Когда, в каких ситуациях они могут помочь? Какие именно?
Или, если сказать по-другому, отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ:
Конкретные ситуации/задачи/проблемы:
Если что-то «достает» или если есть проблема, по поводу которой постоянно «паришься», или есть ситуация, которая сильно вывела/выводит из себя, расстраивает; или отношения, которые беспокоят:
Если нужно очень быстро перейти в хорошее продуктивное состояние, а нет сил и времени играть в игры (например, на работе, во время презентации или во время разговора с начальником в лифте):
Если есть проблема, которая повторяется раз за разом, несколько раз в течение жизни, или решается, а потом возвращается снова:
- Техника «Сталкинг» — применяется для распрограммирования паттернов (когда вы замечаете, что в определенной ситуации у вас есть только один способ реагирования, и он не самый лучший).
Если хочется изменить образ себя, например, быть одновременно умным и красивым, или добрым и справедливым 🙂
Если хочется, чтобы зарядка по утрам «делалась сама», или вам хочется с помощью игр НК не только активизировать сознание, но и вовлечь в движение все тело:
Относительно универсальные методы нахождения решений:
Если вам нужно создать что-то новое или найти новые способы думать, чувствовать, действовать в привычной ситуации:
Если перед вами стоит достаточно сложная, комплексная проблема, и вы хотите принять взвешенное решение, быть уверенным, что приняли во внимание все факторы:
Жизнь в целом (взгляд с высоты птичьего полета):
Если нужно увидеть ситуацию/проблему в целом, как систему, с самого высокого логического уровня, понять каких других людей или события она затрагивает:
Если вы хотите увидеть свою жизнь в целом, понять какие в ней есть важные для вас для роли или контексты, и как они между собой соотносятся, понять и трансформировать возможные противоречия между разными ролями/контекстами. Также это возможный способ выявить свои ценности из контекстов жизни.
Если у вас есть цели в разных контекстах жизни, и они вступают друг с другом в противоречие (например, «финансовое благополучие» и «отдых» или «любовь»)
Если вы хотите понять, отвечает ли данная конкретная задача/дело вашей миссии (вашему пути) в целом:
- Если вы хотите получить содержательный ответ на поставленные вопросы, такие как «Кем быть?», «Чем мне заниматься?» или даже «Что делать» или пытаетесь расшифровать ответ от бессознательного типа 42:
Если вы хотите подвести итоги (года, проекта) и понять куда они вас ведут, куда двигаться дальше:
Жизнь как практика:
- Если вы замечаете, что улучшения, которые наступают в результате применения разных техник и упражнений, оказываются временными, то возможно, дело в том, что они не изменяют «средний уровень». И может быть, вы уже дошли до того, что разовых «таблеток» становится недостаточно, и пришло время создать свою собственную интегральную практику. То есть превратить то, что вы делаете, то есть свою жизнь 😉 — в практику. Может быть добавив в нее, осознанно добавив, еще каких-то регулярных (ключевое слово!) занятий.
- Практики работы с телом — важная составляющая интегральной практики.
Если так фигово, что нет сил даже сыграть в НК-игру:
Мы продолжаем искать ответ на вопрос что делать с этим состоянием. Вот несколько идей, про которые уже известно, что они работают:
Иногда помогает признать, что раз с проблемой ничего не хочется сделать, может она и не такая сильная или для чего-то тебе нужна?
- Можно попытаться понять зачем тебе эта проблема (например, погрузившись в даун-тайм транс с помощью упражнения хаотичное дыхание
Если нет сил играть в НК-игру, иногда оказывается достаточным хотя бы просто выписать проблему, тем самым явно признавшись себе (и вселенной), что она у вас есть. Большим шагом вперед будет если вы, выписывая, сможете переформулировать проблему в позитив, от противного. Например, ваша проблема — скука или «как меня достала эта работа», а вы записываете ее как устремление: «у меня увлекательная работа». Важно принять ситуацию как есть на текущий момент и просто оставить на какое-то время.
- Очень полезно сделать какое-то физическое упражнение. Как минимум, встать, встряхнуть плечи, попрыгать, повертеть головой, сделать махи руками. Если вы занимаетесь какой-то телесной практикой и у вас есть силы сделать ее — сделайте. Многие позы из йоги могут довольно сильно изменять эмоциональное состояние, особенно те, которые направлены на раскрытие грудной клетки (например, вот эта и эта). Или вот еще «8 поз от уныния» из йоги айенгары.
Это открытый cписок, который может пополняться.
Disclaimer: вышеизложенные ответы основаны собственном опыте применения игр Нового Кода участниками лаборатории. Они не являются ответом на все вопросы мироздания. При употреблении используйте собственную голову и здравый смысл 🙂
Тэги:
www.newcode.ru
Игра Нового Кода НЛП «Алфавит» Алфавит — это одна из самых первых Игр Нового Кода НЛП, и одна из самых легендарных. Возможно, именно поэтому Алфавит широко распространен, причем в самых разных вариациях, не все из которых, к сожалению, оказываются рабочими. Причина этому, как правило, заключается в том, что играя в Алфавит, люди стремятся как можно более точно выполнить условия игры, забывая, зачем они играют на самом деле. Цель любой Игры Нового Кода НЛП — это получение состояния высокой продуктивности, которое возникает естественным образом, когда вы в нее играете, а условия игры нужны только для того чтобы задать направление вашим действиям в ходе игры. Вспомните, как играют дети — это очень похоже. Игра, это не спорт и не экзамен, в ней вы можете допускать ошибки и не исправлять их, делать игру более удобной для себя, упрощать или усложнять ее, в общем, делать все, что поможет процессу игры быть для вас легким и интересным. Легкость — отсутствие напряжения и негативных эмоций, это обязательное условие любой Игры Нового Кода НЛП. Если в ходе игры вы заметите, что чувствуете напряжение, или слишком часто ошибаетесь, отрегулируйте уровень сложности игры таким образом, чтобы вам было легко в нее играть, но при этом не слишком просто, чтобы сохранялся интерес и процесс игры полностью захватывал вас. Выход из игры наступает тогда, когда вы замечаете, что находитесь в состоянии высокой продуктивности. Это может произойти через 15-20 минут, а может и через 5-10, продолжительность совершенно индивидуальна и каждый раз может быть разной. Как вы узнаете, что вошли в состояние высокой продуктивности? Скорее всего, когда оно появится, вы его сразу почувствуете на контрасте с тем состоянием, в котором вы начнете играть. Это ощущение полной вовлеченности, в котором играть становится легче и интереснее. Интенсивность не обязательно будет большой — состояние может появляться волнами, постепенно, а может и сразу в полной мере. Для всех индивидуально. Еще одним критерием того, что вы находитесь в состоянии высокой продуктивности будет тот факт, что вы играете уже довольно долго не совершая ни одной ошибки, и при этом совершенно расслаблены. Хотя это и не обязательный критерий — ошибки допустимы. И совершенно точным (но тоже не обязательным) критерием будет появление естественного смеха или улыбки при ошибках. Главное, не пытайтесь себе представить, что бы это могло быть, и вызвать это специально — так можно ошибиться. Вообще не думайте о состоянии, когда будете играть — просто играйте и следите, чтобы в вашем теле не было лишнего напряжения. Состояние придет само. Правила игры «Алфавит» Оригинальный вариант Алфавита, предложенный Джоном Гриндером, выполнен на листе А4, разлинованном на 30 клеток, в каждую из которых вписаны по две буквы. Верхние буквы соответствуют алфавиту, а нижние — являются вспомогательными и обозначают слова: П — «правая», Л — «левая», В — «вместе» (иногда буква «В» заменяется буквой «О», что обозначает слово «обе» и имеет тот же смысл). И верхние и нижние буквы должны быть одного размера и стиля. Алфавит на листе Для того чтобы играть в Алфавит с листа, его нужно повесить на уровне глаз, так, чтобы хорошо видеть все буквы. Правила игры следующие. Очень высоко поднимать руки нет необходимости — поднимайте их настолько, насколько это вам комфортно, но так, чтобы рука участвовала не меньше, чем от локтя. Когда вы дочитываете алфавит до конца, можете начать читать его по новому кругу, а можете пойти в обратном направлении (от Я к А), так, как вам будет интереснее. Главное, не усложняйте себе игру чрезмерно. Если чтение в прямом и в обратном порядке становится уже слишком легким и выполняется практически без ошибок, начните читать алфавит по столбцам, по строчкам, «змейкой» и т.п. Когда все варианты чтения алфавита выполняются легко, и необходимо еще усложнить игру, добавьте следующий элемент. Поднимая правую руку, одновременно поднимайте левую ногу, а поднимая левую руку — правую ногу. Поднимая обе руки — привставайте или приседайте, как вам удобнее. Помните, смысл игры заключается не в перегрузке сознания, а в появлении состояния высокой продуктивности — это не одно и то же. Поэтому сохраняйте ту степень сложности, при которой вы остаетесь достаточно успешными. Не бойтесь ошибаться, не цепляйтесь излишне за правила и относитесь к игре легко. Одного Алфавита на листе обычно хватает на одну-две, максимум три игры, потому что мозг очень быстро запоминает соотношение букв и играть становится слишком легко. Поэтому периодически нужно рисовать новый Алфавит. Делается это просто. Вы расставляете одинаковое количество вспомогательных букв «Л», «П» и «В» в случайном порядке, кроме трех клеток. Под буквой алфавита «Л» обязательно ставится вспомогательная буква «П», под буквой алфавита «П» — ставится вспомогательная буква «Л», а под «В» — ставится вспомогательная буква «В» (если вместо вспомогательной буквы «В» вы используете «О», она ставится под буквой «О»). Электронный «Алфавит» Алфавит на листе очень удобен за счет универсальности своего использования. Кроме того, бумажный Алфавит является самой легкой версией и оптимален для первых шагов. Но по ходу развития ваших навыков игре в Алфавит, вам станет более интересна электронная версия Алфавита. В электронном Алфавите буквы автоматически генерируются компьютером, что обеспечивает постоянную новизну вариантов. Благодаря этому, его нельзя запомнить, и он всегда новый. Кроме того, в электронном Алфавите буквы по очереди появляются на экране, за счет чего можно задать фиксированный ритм игры и определенную скорость, регулируя таким образом уровень сложности. Помимо удобства, возможность изменять уровни сложности добавляет в игру спортивный интерес=). Ну и еще одним достоинством электронного Алфавита является фактор случайного появления букв в разных местах экрана, что заставляет держать широким фокус внимания и дополнительно способствует входу в состояние высокой продуктивности. Автором электронной версии Алфавита, является мой коллега по Лаборатории НеоКода — Алексей Каптерев. Алексей создал первую версию электронного Алфавита, которая работает в Excel и имеет множество функциональных настроек, нужных продвинутому игроку в Алфавит. В последствии, участниками нашей Лаборатории были созданы другие электронные версии Алфавита (за что им большое спасибо от всех нас), и, в том числе, электронная версия Алфавита для мобильного телефона. В этот самоучитель тоже встроен электронный Алфавит, для его запуска в меню слева выберите «Играть в Алфавит». Остальные версии электронного Алфавита можно найти на странице Электронный Алфавит Нового Кода НЛП сайта NLPING.ru Попробуйте поиграть в Алфавит (в любую версию), чтобы освоиться. Сейчас вам не обязательно играть до появления состояния высокой продуктивности — целенаправленно в него входить мы научимся дальше, а на данном этапе я предлагаю вам просто познакомиться с игрой и подобрать наиболее подходящий для себя режим игры. Когда вы почувствуете, что подобрали подходящий для себя режим, в котором можете играть продолжительное время, переходите к следующей главе. Калибровка состояния высокой продуктивности Когда играешь в Алфавит, состояние высокой продуктивности, как правило, приходит волнами, и, на первых порах, оно каждый раз немного разное. Это естественный процесс наработки опыта этого состояния. Но, тем не менее, хочется побыстрее научиться в него входить как можно полнее. Это родило потребность во внутренних критериях, по которым можно было бы определить, находимся ли мы уже в состоянии высокой продуктивности, близки ли к нему, и если мы уже почти в нем, то чего не хватает, чтобы быть в нем полностью? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы решили в ходе работы Лаборатории НеоКода провести следующий эксперимент: описать состояние высокой продуктивности с помощью простых общеизвестных состояний. Собрав в группе те состояния, которые присутствуют у всех нас всегда, когда мы находимся в состоянии высокой продуктивности, мы получили групповую статистику. Из этой статистики, был получен, своего рода, «чек-лист» — список простых состояний, с помощью которого, если ты близок к состоянию высокой продуктивности, можно легко увидеть, чего не хватает и тут же скорректировать свое состояние. На основе этого материала, Алексеем Каптеревым была разработана мнемоническая модель «О.Р.У.Ж.И.Е.», с помощью которой можно легко запомнить (и, главное, затем вспомнить!=)) список состояний чек-листа. Но, помимо этого, модель О.Р.У.Ж.И.Е. обладает еще и обратным действием: с ее помощью можно очень быстро (в течение 1-3 минуты) войти в особое состояние, из которого перейти в состояние высокой продуктивности с помощью Алфавита можно практически мгновенно! Состояние, вызываемое с помощью модели О.Р.У.Ж.И.Е., не является самим состоянием высокой продуктивности, но между этими состояниями — один шаг. Итак, давайте познакомимся с этой моделью. |
rumagic.com
123
Электронный Алфавит Нового Кода НЛПИгра «Алфавит» изобретена Джоном Гриндером.
1. Игра случайным образом активирует нервно-сенсорные связи во всем мозге и теле. Случайность позволяет выключить из деятельности накопленные стереотипы и автоматизмы, которые строятся предсказуемостью. Плюс полнота связей: левое-правое, верхнее-нижнее. Я бы еще добавил изменение размера букв для задействования образа «приближения-удаления» и волны «ускорения-замедления» появления букв.
Тем самым вы настраиваетесь на состояние полноты и готовности к неожиданному. Это прекрасное состояние для восстановления умственно-психической свежести, для обучения и развития способностей. В мозгу и нервной системе задействуется все больше связей. В результате: растет тонус, появляется легкость и пластика движений, улучшается концентрация внимания и скорость мышления, высвобождается природный творческий потенциал.
2. Ваша задача: произносить верхнюю букву + реагировать на нижнюю соответствующим движением (Л-левым, О-общим, П-правым). Движения рук активируют передние части мозга, движения туловища и ног активируют задние и более глубокие части мозга. Произношение букв (глухо-звонко, тихо-громче, от ног-живота-груди-головы, с движением тела вперед-назад-влево-вправо-вверх-вниз…) меняет фокус двигательной доминанты.
3. Установки:
• Начинать следует с удобной и приятной скорости, постепенно ее
увеличивая и избегая лишнего дискомфорта (частные ошибки, ‘горящая’
интенсивность).
• Буквы лучше произносить нараспев: это задействует обе половины
мозга и создает мелодию процесса. Также лучше произносить их вслух и
задействовать выдох от живота (или ориентироваться на такую
концентрацию процесса, которая активирует непроизвольное поджатие
низа живота при произношении).
• Движения должны быть схожими с теми, на которые вы настраиваетесь.
Например для развития клавиатурных навыков вы ставите кисти на
клавиатуру и реагируете на нижние буквы схожим с предстоящими
движениями образом. А для массажа всей системы нервно-сенсорных
связей вы разнообразно двигаете руками или стопами или туловищем или
руками и ногами и т.д.
• На ошибки реагируйте легко и позитивно, как на любопытные-забавные-диалоговые-волшебные
неожиданности.
• Для настройки на цель или предстоящую деятельность
(процесс/явление) потратьте несколько минут на освежение их образа.
Например картируйте их на листе бумаги, выписывая и группируя их
условия, свойства, ваши ожидания и затем представьте что это уже
происходит и настройтесь на соответствующее самочувствие. Затем поиграйте
этим самочувствием в алфавит.
• Игра продолжается пока балансируется деятельность мозга и
нервно-сенсорных связей. Т.е. это не тренировка, а именно
восстановление и настройка органичного баланса. Это занимает 5-15
минут и отчетливо воспринимается сначала как вовлеченность (играть
становится легче и интересней, тело само играет), затем как гармония
(тело улыбается на ошибки, появляется грация и связность процесса) и
в итоге получается состояние спокойной легкости.
+ чувственный настрой: играю легко-хорошо-весело, погружаюсь в глубокое живое озеро, я озеро, я ветер, я ручей (камни, извивы, сужения-расширения, мелко-глыбко), я река, я океан, я солнце, я вселенная…
+ сначала выдаем голосовую реакцию, потом ориентационную и наоборот
+ подумайте о своих естественных реакциях на неожиданность, оптимизируйте их логически и чувственно (смех от неожиданности, собранность от неожиданности, стильность от неожиданности) и используйте ваши ошибки в этой игре для тренировки таких реакций
Инструкция для начинающих
(освойте ее, а далее импровизируйте)
1. Выберите настроение, которое вы будете культивировать.
Например: собран, позитивен, улыбаюсь ошибкам или «торможениям».
2. Выберите стартовый интервал поудобнее: чтобы успевать верно в 85% реакций. Пусть будет 5 секунд, пусть 4….
3. На нижнее Л реагируем легким поднятием левого колена, на П —
правого, на О — общим движением (что-то вроде приподнятия
живота/таза).
• Сначала используем стратегию: первая реакция (осмысление) на
нижнюю букву (=движение), следом — произношение верхней буквы.
• Движение должно быть приятным, озвучка — тоже (тембр, громкость,
мелодика, гармоника, довольная отдача в тело).
• Если ошибаемся или спотыкаемся (задержка-затык реакции), то
реагируем хорошо — улыбка, смех, вау, рррр…..
• Постепенно количество ошибок и неровностей уменьшается, вы входите
в строй (помните о выбранном настроении). Тогда можно попробовать
обратную стратегию: сначала реагируем голосом, движение — прицепом.
Если вошли в свой строй, можно уменьшить интервал и продолжить.
• Продолжаем пока идет позитивный процесс — ощущение приятной игры,
улучшается настроение, приятное состояние охватывает
мозг-нервы-тело-самочувствие.
Целевая практика
1. Выберите задачу. Например, настрой на хорошее самочувствие (прямо сейчас), или на день или на занятие (их притягательные образы).
Предлагаю в качестве практики весьма полезное упражнение: восстановление и развитие природной эйдетики. Это способность есть у всех малых детей и сохраняется, несмотря на противоречивый жизненный опыт и практику, примерно лет до 11. Затем гаснет, скрывается под прессом сознательного опыта в бессознательные глубины.
Эйдетика — это способность видеть образ с закрытыми глазами. Т.е. смотрим, к примеру на кисть руки или чайник в течение 10-15 секунд, внимательно и увлеченно разглядываем форму-фактуру-особенности… затем закрываем глаза и оппа! – образ появляется перед нами (четкий реалистичный, или смазанный-подвижный, или клубок-сгусток серо-темной мешанины….). Лучше сначала с рукой, ориентируясь дополнительно на ее телесные ощущения. 10-15 секунд — увлеченно разглядываем, 10-15 секунд — наблюдаем послеобраз. Продолжать упражнение в течение 5-15 минут (до часа).
2. Попробовали. Получили представление о задаче и соответствующий ее чувственный образ. Например, «уррааа!» или «ничего не выходит». А ведь иногда всплывает подобный образ — когда задумаемся, или в полудреме, или неожиданным озарением. И ведь может вы видеть с закрытыми глазами, и еще как видеть, например во сне. Вот и поправьте ваш образ задачи в сторону такого хорошего озарения-видения.
И теперь включайте Алфавит и активируйте выбранный целевой образ. 5 минут — эйдетика, 5 минут — Алфавит. Повторить 3-4 раза (30-40 минут).
3. Далее скорее всего включится психологическая инерция: «ну вот какой ерундой я занимаюсь», «фигня это все никому ненужная», «что-то не получается и как-то муторно становится — ну не мое это»……. С таким попутчиком далеко не уедешь. Вам необходимо время, чтобы опыт-практика-восприятия накопились и родилось чувство (новое качество, более глубокое-мощное-объемное-живое восприятие). Таков порядок становления нового чувства, нового умения, нового видения, новой высоты.
Берем эту самую несносную инерцию и целевой мотив: эйдетика дана нам от природы, она прекрасно проявляется во сне или в гипнотическом трансе или под действием сильного стресса и служит первичной основой для хорошей памяти, для довольного развития новых умений и привычек, для творческого дара-видения. И соединяем в игре Алфавит, двигая инерцию в сторону позитива и хорошего самочувствия. Здесь оперативной целью является получение удовольствия от игры Алфавит — иначе нам никак не добраться до 30-40 минутных практик в течение 2-х недель (таков цикл формирования новых белковых цепочек ДНК-РНК, основы наших чувств-убеждений-знаний-умений).
4. Так мы тренируем свою способность порождать и развивать свои новые качества. Добавляя в опытную часть (эйдетические пятиминутки) разнообразие: например, представляя как мы рисуем живьем что-то на холсте (солнце, холм, речка, деревья….). Это идеомотрика, сама по себе полезная для развития способностей к рисованию. Или угадываем в этих сгустках темноты какие-то реальные или волшебные образы (заяц? ромашка! шар. волна. дома? смола? трава. кузнечик!….), как в угадывании фигур в облаках, только с широко закрытыми глазами — глядя в свое необозримое подсознание. Затем 5 минут игры в Алфавит для расширения, обогащения и плюс-трансофрмации накопленного чувственного опыта.
Что происходит?
Вы стоите у окна и откладываете игру. В чем дело? — Если настроение хорошее — откладывать нет причин. Если настроение не очень — игра поможет вам его вернуть. 10 минут до позитива. Теперь, завтра, всегда и везде. Что же останавливает?
• Мытарь духа может предположить, что это страх. Ведь если вы всегда в плюсе, то и виноватых нет и просить прощения не за что и не у кого. Обыденная основа этики исчезает и дух подвисает в пустоте. Со страхом всегда так, как сказал Дон Хуан: это первый враг человека, двигающегося к лучшей судьбе. И нет никакого решения тут, кроме как будучи вполне устрашенным — все-таки двигаться вперед. Сначала будет страшно, будет сложно, будет порой невмоготу… но цель начнет все-таки проявляться. Сначала проблеском света, или ощущением что все возможно и в нашем небе засверкают алмазы, или неожиданной мыслью «один раз живем»… И тут же вы снова будете охвачены страхом и страданием духа. Но продолжая путь, вы обнаружите что эти проблески-ощущения-голоса появляются чаще и задерживаются дольше. Пока наконец свет не станет постоянным и станет нарастать.
• Когда вы играете в Алфавит, нашему разуму приходится совершать немыслимый подвиг — угадывать совершенно случайные звуки и движения. Вариантов движений всего три и задача кажется поначалу посильной. Но теория вероятностей побеждает разум, поэтому разум застывает и стопорит ваши реакции или заставляет ошибаться. А ведь задача простая. Скорость нашей реакции находится в пределах 0.1-0.15 секунды. Поэтому простая-наивная-последовательная реакция вполне может уложиться в 0.5 секунды. А вам не хватает и 2-3 секунд. Особенно когда вы начинаете реагировать с верхних букв — их ведь 29!!!
Наконец, разум под прессом ошибок сдается и на сцену выходит тело. Скорость быстро растет. Вы успеваете и за 3 и за 2.5 и за 2 и за 1.5 секунды. И новый барьер. Ведь логический разум сдался понарошку, позволил правому полушарию действовать — но под его присмотром. И все же скорость реакции мозга не быстрее 1 секунды. Плюс телу тоже нужно время.
Все проблемы от головы — будь она хоть левой (логической-речевой), хоть правой (чувственной-образной). Необходимо буквы превратить в прямые символы действия, а это под силу только нашей целостности — то есть всему телу и всей душе и всему разумению. При естественной доминанте тела (все же оно и больше и источник жизненной силы и действовать приходится именно ему).
Между 1.5-секундной реакцией и 1-секундной — революция мышления и духа.
• Мир непрерывно меняется и игра моделирует такую непрерывно-неожиданную реальность. Играя в Алфавит — вы тренируетесь жить в настоящем мире, быть готовым к любым сюрпризам внешней среды и быстро и эффективно реагировать на эти неопределенности, сохраняя — а то и повышая свою личную силу. Прямой ресурс вашей конкурентоспособности.
Это и полезно и выгодно. Мы ведь еще даже до капитализма не совсем добрались, живем в лидерной пирамиде феодализма.
• Если эйдетика с Алфавитом пока не даются (30-40) — спуститесь на ступеньку ниже. Попробуйте просто улучшить свое самочувствие и продержаться в игре 10 минут. Экспериментируя таким образом в любой удобный момент, вы обнаружите что эта игра — лучший способ восстановления после умственной и психической рутины. Ведь налаживаются нервные связи между полушариями и во всем теле, объем восприятия растет и переваривает все эти накопленные благоглупости (они частенько больше возможностей разума, но никогда не сравняются с объемом нашей целостности — ведь все они суть порождения чужих ограниченных разумов).
Итак: играю просто-легко-хорошо-увлеченно-весело, погружаюсь вглубь живого океана энергии вселенной, все получается, я и вселенная едины…
Страх разума — это фантом былой боли. Но здесь ведь нет никакого подвоха? — И разум отступает и на арену выходит наша целостность, а ей все по плечу и она быстро и напрямки выводит нас к поставленной цели. Игра — первая школа творчества.
Артур Васильев.
pro3001.narod.ru
Новый Код НЛП – опыт первого класса.
Есть такой известный американский поп-гуру – Тони Роббинс. Неоднозначный, но без сомнения выдающийся тренер и коуч, человек, который работал с несколькими президентами США, известными бизнесменами, членами королевских семей, олимпийскими чемпионами и даже (о ужас) с Михаилом Горбачевым. Тони может вести семинары на 5 тысяч человек, он изумительный оратор и мотиватор. Если вам когда-то представится возможность послушать его – послушайте, он того стоит. Раньше у Тони было лицензионное соглашение с Ричардом Бэндлером, соавтором НЛП, и хотя сам он давно уже не ассоциирует себя с НЛП, многое из того, что он делает – НЛП и есть. Но не все.
У Тони есть забавная модель: он называет ее классы опыта (по-английски – classes of experience). В жизни есть несколько типов переживаний, говорит Тони. Опыт первого класса – это когда вы делаете что-то, что одновременно полезно, приятно, полезно другим и служит высшей цели. Это – лучшее, что вы можете делать. В идеале – который не кажется таким уж недостижимым – вся жизнь должна состоять только из опытов первого класса. К сожалению, так не всегда получается. Потому что кроме первого класса, есть еще три.
Опыт второго класса – это что-то, что неприятно, но полезно. А кроме того, полезно другим, и тоже служит высшей цели. Бывают ли такие ситуации в вашей жизни? Я уверен, бывают. Вставание холодным утром из теплой постели, замена лопнувшего колеса под проливным дождем, изощренные лечебно-оздоровительные процедуры, которые, кажется, были разработаны Маркизом де Садом по специальному заказу Захер-Мазоха. Неприятно, но приходится. Ключевое слово здесь – «надо» — оно так плохо работает в качестве мотивации именно потому, что ассоциируется с опытом второго класса. А хотелось бы — первого.
Но опыт второго класса – далеко не самое худшее, что может случиться с вами. Ведь есть еще и опыт третьего класса – что-то, что, в общем, довольно приятно. Но не полезно, не полезно другим и не служит высшей цели. Такого, увы, тоже в жизни достаточно. Телевизор, шоколад, сигареты, в общем, вы меня понимаете. Либо ведет к ожирению, либо незаконно. Саморазрушение – любимое времяпрепровождение значительного количества людей на нашей планете и по мере развития цивилизации их число нисколько не сокращается. Количество соблазнов растет, рынок услужливо предоставляет нам все, что мы хотим, но он не может принять за нас решение, когда нам остановиться. А это очень сложно, принять решение остановиться, когда что-то приятно. Для многих — практически невозможно.
Опять же, опыт третьего класса — это еще не предел морального и нравственного падения. Потому что еще есть опыт четвертого класса – вещи, которые мало того, что не полезны для вас и окружающих, не служат высшей цели, так еще и неприятны вам самим! Зачем же их делать, спросите вы? По привычке или из страха. Или от отсутствия контроля. Такое тоже бывает. Самый простой пример: идете вы по улице и вдруг ни с того ни сего вспомните какую-то гадость, которая была когда-то с вами, или вообще не с вами, с вашим знакомым, но вам так становится стыдно… и за себя, и за него и вообще за всех на свете. Кому от этого стало легче? Никому. Ну а зачем тогда так делать? А вы и не собирались. Оно как-то само так получилось… само.
Ну хорошо, скажете вы, но причем же тут какой-то Новый Код. А вот причем. Одна из центральных идей Нового Кода – это принятие на себя ответственности за собственное состояние. Новый Код очень мало говорит про достижение целей. Зато вы найдете здесь массу всего о том, как изменить собственное состояние, как иметь больше контроля над бессознательными процессами, как добавлять себе выбора в ситуациях, где вы до этого выбора не имели. Новый Код – это такой специальный образ жизни по переработке опытов второго, третьего и особенно четвертого класса в опыты первого класса.
Занимаясь Новым Кодом, вы постоянно ведете свой собственный «расстрельный список» — список негативных ситуаций, состояний, недотягивающих до первого класса. Новый Код предоставляет, возможно, самые эффективные в мире техники для самостоятельной работы с такими переживаниями. И эта работа именно самостоятельная – вы можете заниматься полностью наедине, не завися ни от оператора, ни от группы. Конечно, если у вас есть возможность время от времени общаться с тренером или сообществом единомышленников – это очень сильно помогает и продвигает вас вперед.
Техники Нового Кода представляют собой увлекательную охоту за высокопродуктивными состояниями сознания. Большинство из них – игры, сконструированные таким образом, чтобы задействовав равномерно оба полушария, высвободить ресурсы бессознательного и позволить им решить проблему, с которой сознание по каким-то причинам не может справиться. Полученный результат часто бывает неожиданным, нелогичным и даже странным – но приемлемым для сознания!
Идея нахождения внутренней целостности, создания слаженного взаимодействия между сознательным и бессознательным далеко не нова. В НЛП говорят о конгруэнтности с 70-х годов. А помните про «воспитание силы воли»? Подчинения своих желаний единой цели? Но, оказалось, что одной только сознательной силой воли всех проблем не решить. У бессознательного тоже есть свое мнение относительно того, что хорошо, а что плохо, что надо делать, а что не надо. И очень часто это мнение оказывается ничуть не менее обоснованным и заслуживающим не меньшего внимания, чем мнение сознательного ума. Новый Код – это умение прислушиваться к собственному бессознательному, к собственной интуиции. Умение интерпретировать невнятные голоса и ощущения внутри, превращая их в разумные возражения. Потому что тогда, когда все возражающие голоса угомонятся и беспокоящие ощущения утихнут – только тогда ваше бессознательное позволит вам сделать именно то, вы хотите. Только тогда вы будете целиком и полностью довольны собой. Только тогда ваша жизнь превратится в непрерывный опыт первого класса.
— Alexei Kapterev 2007/09/20 17:47
www.newcode.ru
Новый код НЛП — это… Что такое Новый код НЛП?
Новый код НЛП (Новый код нейролингвистического программирования) — совокупность моделей и техник, расширяющих и дополняющих оригинальный вариант нейролингвистического программирования, называемый «классическим кодом» или «старым кодом». Новый код был создан Джоном Гриндером, со-автором классического кода, и его коллегой Джудит Делозье в середине 1980-х годов в ответ на критику первого поколения техник НЛП. Последователей классического НЛП критиковали за излишнюю механистичность процессов, личную неконгруэнтность во время применения «техник-ритуалов» и в недостаточном внимании к системным источникам возникновения проблем.
Как и классическое НЛП, Новый код не является направлением академической психологии.
Новый код и классическое НЛП
Как утверждает Гриндер, Новый код был разработан под влиянием идей антрополога Грегори Бейтсона о теории информации, книг Карлоса Кастанеды, а также того опыта, который Гриндер получил во время своего визита в Конго, где он обучался местным традициям танца, пения и игры на барабанах. В отличие от классического кода, который во многом являлся продуктом НЛП-моделирования «гениев» психотерапии, таких как Милтон Эриксон, Фриц Перлз и Вирджиния Сатир, Новый код является продуктом сознательной разработки, дизайна.
Список основных паттернов Нового кода НЛП, отличающих его от классического:
- Множественные позиции восприятия, в частности, тройное описание (1-я, 2-я и 3-я позиции)
- Явное задание рамки взаимодействия (задача, намерение, проверки на существенность)
- Упорядоченные взаимоотношения, включая иерархии, такие как логические уровни Бейтсона (в отличие от «нейро-логических уровней» Роберта Дилтса)
- Линии времени (разработанные в качестве упражнения на совместном семинаре Гриндера и Роберта Дилтса в начале 80-х)
- Вербальный набор (Verbal Package) — усовершенствованная и упрощенная версия Мета-модели
- Единый формат изменений (4-шаговая модель)
- Упражнения на «выслеживание» состояний («сталкинг»)
- Многочисленные способы коммуникации с бессознательным через непроизвольные сигналы
- Применение характерологических прилагательных
В настоящее время большая часть из этих паттернов включается в дизайн курсов «НЛП-практик» и «НЛП-мастер», проходящих в России.
Основное заявленное приложение Нового кода — само-мастерство, управление собственными состояниями. Наиболее заметным технологическим отличием Нового кода от классического НЛП является большая степень доверия бессознательному: выбор ресурсов, необходимых для осуществления желаемого изменения, осуществляется не через диссоциированный анализ ситуации, а через погружение в так называемое «высокопродуктивное состояние» (high performance state), в котором выбор осуществляется бессознательно, автоматически.
«Высокопродуктивное состояние» в терминологии Гриндера представляет собой разновидность внешнеориентированного трансового состояния, похожего на то, которое вызывается танцем или активной игрой. В описании «высокопродуктивного состояния» Гриндером прослеживаются параллели с исследованиями «состояния потока» американского психолога М.Чиксентмихайи. Для попадания в «высокопродуктивное состояние» используются специально разработанные процессы — игры Нового кода.
Единый формат изменений (4-шаговая модель)
В наиболее общем виде процесс изменений Нового кода можно описать так:
- «Клиент» выбирает конкретную ситуацию в жизни, в которой ему бы хотелось достичь позитивных изменений
- «Оператор» помогает «клиенту» настолько подробно, насколько это возможно, перепрожить ситуацию здесь и сейчас, воспроизведя в воображении все стимулы, которые предъявляет ситуация клиенту: образы, звуки, ощущения, внутренний диалог (при работе с сильными травматическими опытами применяется несколько иной подход)
- «Оператор» вызывает у «клиента» высокопродуктивное состояние с помощью игр Нового кода
- «Оператор» вновь помещает «клиента» в воображаемый проблемный контекст. Критерием успешного выполнения техники являются субъективное улучшение восприятия «клиентом» старой ситуации в новом состоянии. В дальнейшем производится поведенческая проверка: «клиент» в реальной жизни возвращается в проблемную ситуацию и обнаруживает (либо не обнаруживает) там новые, более продуктивные способы реагирования на предъявляемые стимулы
На практике возможно самостоятельное применение данной модели, то есть роль «оператора» может быть выполнена самим «клиентом» либо компьютерной программой.
Игры нового кода представляют собой 10-15 минутные процессы, более всего напоминающие динамические медитации, основная функция которых — перегрузка сознания и создание условий для сильной концентрации на игре. Гриндер предлагает шесть критериев, при которых процесс может быть успешным в вызове высокопродуктивного состояния:
- Задействованы оба полушария головного мозга
- Задействованы все репрезентативные системы (подробнее см. статью НЛП), причем не только на вход, но и на выход, то есть игрок должен активно взаимодействовать с окружением
- Параллельный процессинг — игрок должен выполнять действия, вовлекающие разные полушария и разные репрезентативные системы одновременно
- Игрок поддерживает минимальное мышечное напряжение
- Игра включает в себя ритмический компонент
- Игра масштабируется, то есть существует возможность делать ее проще или сложнее в зависимости от навыков игрока
Классическими играми нового кода являются «Алфавит» и «НАСА».
Литература
- Д. Гриндер, Д. Делозье «Черепахи до самого низа», — М.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-165-5
- Д. Гриндер, К.Бостик-Сен Клер «Шёпот на ветру. Новый код в НЛП», — М.: Прайм-Еврознак, 2005. ISBN 5-93878-188-4
- Т. В. Гагин, С. С. Уколов «Новый Код НЛП, или Великий Канцлер желает познакомиться!», — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. ISBN 5-89939-098-0
Ссылки
dic.academic.ru
|
funer.ru