Новым подходом в воспитании детей является по фгос – Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС

Содержание

Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС

Библиографическое описание:

Орлова Т. В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3070/ (дата обращения: 20.10.2019).



На современном этапе развития системы образования происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается больший упор на раскрытие индивидуальности личности, развитие ее самостоятельной творческой деятельности. Сегодня специфической чертой современной российской действительности является изменение понятия роли личности в обществе. В парадигме «личность — общество» наблюдается повышенный интерес именно к личности, становящейся главным компонентом. Развитые в конце прошлого века коллективистские идеи сменяются мировоззрением, центрированным индивидуально.

Именно поэтому перед современным учителем стоит вопрос не в том, как привить ребенку знания, умения и навыки, а в том, чтобы в первую очередь воспитать личность, способную существовать в современном обществе, социализированную, то есть приспособленную к продуктивному взаимодействию с другими личностями. Это невозможно организовать, если воспитательный процесс организуется в рамках традиционной методики. Невозможно научить ребенка организовывать собственную работу, общаться, жить в обществе, если не ставить его в активную позицию, не используя современные подходы к воспитанию. Процесс формирования индивидуальности у обучающихся возможен только в результате активной деятельности самого обучающегося в решения проблемной ситуации, когда учитель становится консультантом и умело направляет деятельность обучающегося. При воспитании ребенка в соответствии с новыми стандартами учитель становится проводником, консультантом, тьютором в воспитательной деятельности, который организует, сопровождает и направляет ученика, получающего, в свою очередь, опыт непосредственной деятельности, общения в коллективе, взаимодействия с другими людьми, решения коммуникативных и развивающих задач. Следовательно, в концепции ФГОС любое занятие, как учебное, так и воспитательное понимается, в первую очередь как развивающее, целью которого становится приобретение опыта коллективной или индивидуальной деятельности обучающихся.

Методологическая основа процесса современного воспитания в школе описана наиболее полно в принятой в 2009 году «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». В этом документе описаны воспитательные ориентиры, опирающиеся на базовые нравственные ценности (патриотизм, семья, труд и творчество, гражданственность, литература, искусство, человечность и др.) До недавнего времени в системе образования делался больший упор на развитие конкурентоспособной, мобильной личности, способной найти себя на рынке труда, но чаще всего следует учитывать, что такая личность не всегда обладает высоким духовно-нравственным развитием. Существующие в современном обществе проблемы низкого морального уровня развития населения обуславливают необходимость воспитания именно высоконравственной личности. Поэтому в школе в соответствии с новыми стандартами следует большее внимание уделять личностно-ориентированному обучению, как способу не столько обучить ребенка определенным навыкам, сколько воспитать его достойным гражданином России. Таким образом на первый план выходят личностные результаты, развитие Я-концепции, самоопределения, мотивации.

Первое, на что следует обратить внимание при обучении и воспитании в условиях школы, это личностно-ориентированный подход. Сегодня много говорится о том, что школа должна воспитать всесторонне развитую личность, а главным становится умение ребенка учиться, то есть каждый педагог должен в первую очередь быть воспитателем, развитым духовно, творчески и интеллектуально, только в этом случае он сможет передать весь свой опыт и все знания ребенку. Много говорят о творчестве, как одном из способов воспитания личности. Конечно, как и в любом деле, не стоит бросаться из крайности в крайность и все уроки посвящать лишь творчеству. Пение, танцы и рисование — это хорошо, но всегда есть риск потерять за этим главное — обучение. Тем не менее творческая обстановка на уроках позволяет полнее раскрыться ученику, показать свои способности в какой-либо области, а следовательно, проявить сильную сторону своей личности, попасть в ситуацию успеха и ощутить радость победы. Согласно теории А. Н. Алексеева, личностно-ориентированное обучение — это «такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. ЛОО — это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций».

Таким образом, личностно-ориентированное обучение ставит своей целью не формирование личности по установленному шаблону, напротив, создание таких условий, при которых каждый ребенок как личность получает возможность развития тех качеств, которые у него уже заложены природой. Для реализации такого подхода важно использовать следующие принципы: дифференцированный подход, разноуровневое, индивидуальное и субъектно-личностное, «воспитывающее» обучение. Это позволяет подойти максимально индивидуализировано к каждому ученику, увидеть и раскрыть в нем те способности, которыми он обладает, дать ему такое задание, которое он может выполнить и получить от этого удовольствие. Именно это и создает мотивацию: понимание ребенком того, что каким бы он ни был, в любом случае он может сделать шаг вперед, добиться своего личного успеха. Учитель же в этой ситуации становится тем, кого сегодня называют модным словом «тьютор», то есть куратор, опекун, воспитатель. Он не учит в привычном смысле этого слова, а помогает сформулировать проблему, решение которой ребенок должен найти сам, он лишь направляет, консультирует, подсказывает направление размышлений.

Важной в личностно-ориентированном обучении становится различная групповая и парная работа, когда ученики начинают осознавать, что от их мнения и их работоспособности зависит успех всей группы, понимают свою ответственность и, с другой стороны, учатся слушать других и высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя убедительные аргументы.

Наконец, результатом личностно-ориентированного обучения становится не столько отметка в журнале, сколько саморефлексия в конце урока, когда есть возможность оглянуться на то, что было сделано и оценить для себя значимость полученных знаний, еще раз сформулировать основные тезисы урока, а значит, понять что изменилось в своей личности, какой маленький шажок сделан на этом уроке в сторону гармонического развития.

Одним из методов, имеющих большое значение для воспитания личности, на котором хотелось бы остановиться, — театрализованная деятельность (школьный театр). Возможности использования различных театрализованных постановок поистине безграничны: возможно присутствие на уроке какого-либо исторического персонажа в качестве помощника, эксперта, экскурсовода; театральная деятельность во внеурочное время — подготовка и проведение костюмированных вечеров, театральных постановок, спектаклей. При кажущейся несерьезности и простоте такого вида работы, она имеет большое значение для понимания того фактического материала, который изучается на уроках, социализации личности, развития интереса к изучению предмета. Во-первых, подготовка любой постановки связана с изучением первоисточников, что развивает интерес к изучению школьного предмета. Во-вторых, в процессе создания сценария и репетиций неизбежно происходит общение участников постановки, возникновение и разрешение конфликтных ситуаций, установление коммуникации, что ведет к развитию навыков жизни в обществе.

Театрализация не только развивает познавательные возможности ученика, но и его личность, как нельзя лучше сочетаясь с личностно-ориентированным обучением. Совокупность этих методов позволяет в итоге сформировать такого выпускника школы, портрет которого описан в ФГОС, а учителю помогает оставаться консультантом, воспитателем, тьютором, направляющим познавательную деятельность ученика в нужное русло.

Итак, современная система образования сменила ориентиры, нацелившись на стимулирование личностных достижений школьников, развитие их духовной культуры, нравственности. Важными здесь становятся умения человека жить в обществе, устанавливать коммуникацию с другими членами социума, нравственного поведения. Реализовать данный подход возможно при личностно-ориентированном обучении, ставящем целью не столько обучение ребенка, сколько его воспитание. А главным становится создание воспитательно-развивающей среды. Именно эти новые ориентиры помогут воспитать новое поколение, каждый субъект которого является истинным гражданином России.

Литература:

  1. Алексеев Н. И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. И. Алексеев. — Тюмень: Изд. ТюмГУ, 1997. — 95 с.
  2. Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью (Избр.пед.труды): в 2 т. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.–т. 2.–504 с.
  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М., 2009.
  4. Новиков А. Н. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы формирования. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. е.С. Савинов. М., 2011
  6. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. — М., 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): личностно-ориентированное обучение, личность, урок, ребенок, общество, воспитательная деятельность, больший упор.

Похожие статьи

Личностноориентированный подход в воспитании

Так, И. С. Якиманская пишет: «Личностноориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее

Личностноориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка.

Личностноориентированное
обучение
на основе современных…

Личностноориентированное обучение — это обучение, в основе которого ставится личность обучаемого, ее индивидуальность, ценность

Задачи личностноориентированного обучения — направленность деятельности детей на поиск и обработку информации…

Основные идеи технологии личностно ориентированного

Работа по личностноориентированному воспитанию направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей.

Смысл воспитательной деятельности состоит в помощи ребенку с ОВЗ стать и быть самим собой, содержание воспитательного процесса…

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно

учебная деятельность, личностноориентированное обучение, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик

Личностноориентированная технология на уроках математики… ориентированное обучение, учебный материал, ребенок, задание…

Личностноориентированный подход в процессе преподавания

Технология личностноориентированного обучения. учебная деятельность, личностноориентированное обучение, учебный материал

личностноориентированное обучение, технология обучения, личностноориентированный подход, современный урок

Технология личностноориентированного обучения

ориентированное обучение, учебный материал, ребенок, задание, учебный предмет, познавательная деятельность, ориентированный урок, учебный процесс, подростковый возраст, индивидуальная работа. Учебная деятельность учащихся в условиях личностно

Личностно ориентированный подход в учебновоспитательном

Костюк Г. А. Личностно ориентированный подход в учебновоспитательном процессе — ключевое направление всех

Именно в этом возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность

Проблематика личностноориентированного подхода…

Проблематика личностноориентированного обучения в отечественной педагогике появилась совсем недавно.

— отношение к ребёнку как к субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному…

Личностноориентированная технология на уроках математики…

Личностно ориентированный урок. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.

Основные термины (генерируются автоматически) : ориентированное обучение, учебный материал, ребенок, задание, учебный предмет, познавательная деятельность

moluch.ru

деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе (доклад)

Системно — деятельностный подход в воспитании

как основа ФГОС в начальной школе

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно — деятельностный подход.

В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

Все мы прекрасно понимаем, что учитель сегодня — это специалист, для которого очень важно уметь выстраивать и перестраивать свою работу в соответствии с быстро меняющимися запросами общества. Мы не только учим, но и постоянно учимся сами, постоянно находимся в поиске наиболее эффективных методов, приемов и технологий обучения. Стандарты нового поколения требуют от нас обеспечения развития личности ребенка на основе усвоения способов деятельности. На мой взгляд, для педагога это задача более сложная, чем обеспечение усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков, следовательно, перед каждым учителем стоит задача: отбора и оптимального использования педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта.

Создавая условия для реализации системно — деятельностного подхода, каждый из нас создает свою модель использования современных технологий и методик в образовательном процессе.

Для меня в этой модели первое место занимают здоровьесберегающие технологии. Сегодня, как мы все понимаем, вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников стоит очень остро.

Что касается других современных педагогических технологий для обеспечения системно — деятельностного подхода, то я определила для себя сферы их преимущественного употребления. Так, например, технологию коллективно-творческого дела использую, преимущественно, во внеурочной деятельности обучающихся, технологию проблемно-диалогического обучения – в урочной деятельности, а информационно-коммуникационные технологии, проектную и исследовательскую деятельности, считаю наиболее универсальными методиками и использую их как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

При организации воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно — деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.

Вторая особенность в том, что на ребенка оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности.

Мы должны помочь ребенку разобраться во всем этом многообразии.

Золотые правила деятельностного подхода:

  • подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;

  • веди ребёнка от собственного опыта к общественному;

  • будь не «над», а «рядом»;

  • радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

  • учи анализировать каждый этап работы;

  • критикуя, стимулируй активность ребенка.

Главный стимул любой деятельности, организуемой классным руководителем — ее результативность.

Чтобы деятельностный подход имел результат, всё должно быть в системе, а значит, предполагает у классного руководителя некой воспитательной программы, в которую будут включены все виды деятельности ФГОС. Наличие такой программы у педагогов даёт возможность достичь тех уровней воспитательных результатов, которые предполагает ФГОС.

Говоря о системно – деятельностном подходе в воспитании мне бы хотелось выделить следующие формы работы:

  • Проектная деятельность.

  • Деловые игры.

  • Коллективные творческие дела.

  • Самоуправление.

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации системно — деятельностного подхода, обеспечивают включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку.

Метод проекта, способствует развитию следующих личностных качеств младшего школьника: познавательность, эмоциональность, творческий потенциал, коммуникативную компетенцию.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, может лежать в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении.

Главной структурной единицей коллективного творческого дела является класс как первичный коллектив.

Вся внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно. Поэтому важно знать уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.

Коллективно-творческое дело – это форма работы, которая направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение классного коллектива, и развитие личности учащегося на основе усвоения способов деятельности.

Влияние КТД на всех участников воспитательного процесса

Самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Все мы знаем, как сложно ученику и его родителям адаптироваться первый год в школе, а тем более ещё и в чём — то найти себя, проявить интерес в той или иной области. На помощь может прийти исследовательская и проектная деятельность. Но нужно помнить, что на этом этапе очень важна помощь взрослых. Можно провести тестирование, которое позволит разделить класс на группы по интересам и характерам детей.

Это решает ещё и коммуникативную задачу, общение без конфликтов – всегда легче найти общий язык, если есть общие интересы.

В программе воспитания педагог должен разработать такой план работы на учебный год, где главной целью было увидеть, на что способен ученик и к каким способностям он склонен.

Если начать работу с самого трудного, например «Проектная и исследовательская деятельность», в 1 классе, можно увидеть, как важен именно деятельностный подход в такой работе, где ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу.

Работая над проектом, сплачивается не только коллектив класса, но и коллектив родителей, а учителю представляется возможность тесно пообщаться с родителями класса, и узнать какую помощь могут оказать и взрослые (кто шьет, кто рисует, мастерит, сочиняет и т. д.). Как результат проектов может стать совместная работа, например «Праздник букваря»: (защита новых названий учебных предметов, новые названия учебников и т.д.)

Второй год обучения может предполагать раскрытие творческих способностей учащихся в области театрального и художественного искусства, чтобы не только выявить талантливых детей, но и помочь раскрыться детям замкнутым, стеснительным, а также определиться, кто на что способен – это артисты, декораторы, режиссёры, костюмеры, художник и т.д. Результатом второго года обучения, может быть деятельность учеников , которая направлена на пробу себя в области искусства – рисование, технология, литература, музыка.

В это время класс может разделиться ещё на несколько групп, и работа будет направлена уже непосредственно на работу в группах. У каждого ученика будет своя цель, которую он непременно должен достичь. Среди учеников появятся дети, которые хорошо рисуют, мастерят, сочиняют, поют, читают стихи и прозы. Как результат в конце года может быть постановка спектакля, изготовление афиши, декорации, костюмов, программки, памятки о правилах поведения в театре, общественных местах.

Третий год обучения, может быть, посвящён общественно-полезному труду, а главное, показу обучающимся, как можно изменить мир к лучшему.

В этом направлении деятельностный подход позволит каждому ученику попробовать себя в роли исследователя, садовода, дизайнера и просто наблюдателя над своей деятельностью.

Такими проектами могут стать озеленение классных комнат, работа в кружке, где ребята не только самостоятельно выращивают цветы, соблюдая всю технологию посадки и ухода, конечно, им пришлось немало извлечь из дополнительной литературы, Интернета информации, в которой они нашли много полезного для себя.

В классе может развернуться настоящая лаборатория, где ученики самостоятельно ставят опыты и наблюдают за растениями.

Специальная литература, опыты, соблюдение всех технологий позволяют ученикам убедиться, что даже из невозможного можно добиться прекрасных результатов. Эта деятельность позволяет ученикам работать не только самостоятельно, но и показывает, что даже ученик начальной школы может перевернуть мир к лучшему.

Конечно, когда трудно – тогда и интересно. А результатом станут зеленые кабинеты, клумбы цветов на пришкольном участке. И благодарные слова учителей, родителей, учащихся школы.

На четвёртый год обучения, учитель знает, на что способен его ученик, в каком творчестве преуспел. Именно на этом этапе хорошо организовать кружок «Информатика и ИКТ». Учащиеся достаточно хорошо владеют компьютером, выходят в Интернет и самостоятельно могут участвовать во всероссийских дистанционных конкурсах, викторинах. Они не просто работают на компьютере, но и учатся ориентироваться в Интернете, ищут и вычитывают нужную информацию, самостоятельно загружают работы и отправляют на конкуры.

Когда выпускник начальной школы чувствует себя уверенно, принимает активное участие во всех школьных, классных делах, знает что хочет, в какой области ему нет равных – ему этого уже мало, он хочет показать всего себя и помочь тому, кто в этом нуждается.

Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет не только ученику начальной школы найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность найти себя ещё и в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно. Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его труд, деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши ученики.

Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

infourok.ru

Системно-деятельный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС.

Системно-деятельный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС.

Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания?

Ребенок с раннего возраста должен уметь планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации — о владении теми или иными компетенциями.

Кто же, как не школа, призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения и воспитания, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
— ставить цели,

— решать задачи,

-отвечать за результаты.
Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Школьные стандарты второго поколения отменяют “минимум знаний” и вводят понятие социального заказа. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное, на наш взгляд, это перестройка сознания учителя: переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение — это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”. Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить “ловить рыбу”, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий.
Поэтому современное обучение должно быть развивающим.

Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя — организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Учитель на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Например, в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.
Уроки истории и обществознания, проведенные в рамках системно-деятельностного подхода к преподаванию, предполагают также формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам, самое главное умение проводить параллель истории с современностью.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Конечно, работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребует от педагогов глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного процесса.

Наличие воспитательной программы даёт возможность достичь тех уровней воспитательных результатов, которые предполагает ФГОС.
Работая по программам духовно-нравственного воспитания и ЗОЖ организуя дополнительное образование (в виде кружков и секций), мы убедились, что деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. Ведь на занятиях во внеурочной деятельности, педагоги, как раз и создают условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Применяя технологию деятельностного метода на уроках и имея положительный результат, мы можем с точность говорить, что и во внеурочной деятельности нужно продолжение этого подхода, ведь через имеющийся личный опыт, ученик проверяет его в действии. Мы знаем, на практике, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, что может, а где ему ещё нужно узнать или сделать для себя новые открытия.

Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет не только ученику начальной школы найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность найти себя ещё и в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно. Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его труд, деятельность имеет успех.

Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.


Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

infourok.ru

Статья по теме: Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

      Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит  совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

         Системно-деятельностный подход предъявляет новые требования к качествам классного руководителя:
1. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей и реагировать на их потребности.

2. Выступать в роли инструктора, наставника, консультанта, занимать позицию куратора, управленца, помощника.

 3. Готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию, применять полученные знания в профессиональной деятельности. Владеть современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ.
      Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела  самоуправление – это то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни. Это и есть системно-деятельностный подход, который приносит свои плоды, несомненно, не сразу, но ведёт к достижениям.  Главным стимулом любой деятельности, организуемой классным руководителем, является её результативность.

      Главная обязанность учителя начальных классов — заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети смогли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.  В младшем школьном  возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно. 
      В процессе самоуправленческой деятельности у школьников развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.
    Задача классного руководителя  — оказать  помощь ученикам  в организации самоуправления  и научить их в нём работать, постепенно предоставляя детям всё больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми. Таким образом, классный руководитель становится помощником актива класса.  

       Систему классного самоуправления начинаю формировать в 1 классе сразу, как только дети приходят в школу. Вначале моё внимание, как классного руководителя, уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. (наблюдение, анкетирование родителей «Мой ребёнок») Выбираются звеньевые, формируется актив класса. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение.
        При распределении поручений я учитываю возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его интересы и способности, которые постоянно и постепенно развиваю и усложняю содержанием поручений, расширяю права и обязанности учащегося.                                                                                       
       Поручение жизненно, если оно понятно, доступно, общественно значимо, интересно. А сменяемость ребят в различных видах деятельности идет через перемену участков работы, перевыборов, очередности в выполнении дел.
       Для успешного выполнения учащимися общественных поручений необходима постоянная моя педагогическая поддержка.                                                                              
     Система общественных поручений позволяет мне расширить представление об учащемся, увидеть в нем личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях.
      Анализ поручений, выполняемых детьми, помогает мне в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися. Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах: участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; дежурство по классу; участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, классные и школьные  праздники, спорт и спортивные мероприятия. Так, например, с учениками 4 класса работали над созданием газеты, посвящённой сочинской олимпиады. Всем классом по звеньям набросали идеи. Группе художников поручили нарисовать газету. Или следующее мероприятие: «Письмо солдату» к празднику 23 февраля. Дети выбрали группу учащихся, которые посетили семью солдата, узнали адрес, принесли фотографию солдата в школу. Рассказали на классном часе о том, что узнали. Это заинтересовало буквально всех детей. Было принято решение: нарисовать рисунки к празднику 23 февраля и написать письмо солдату в армию. Коллективно составлялся текст. Письмо оформляла и отправляла группа учащихся – представители  от каждого звена. Результат этой деятельности — мы получили письмо-ответ от солдата. Организация работы по сбору материала для  «Книги памяти Мелекесского района»  —  совместный продукт деятельности детей и родителей. С учащимися распределили адреса по звеньям, согласовали с родителями на родительском собрании. Образовали поисковые группы и таким образом собрали необходимый материал.
      Деятельность ученика в школе очень многогранна: урочная, внеурочная, досуговая и др.

  Прежде всего ученики овладевают знаниями на уроках. Итоги учёбы подводятся по классному журналу. По учёбе преуспевать будут одни и те же, а другим будет не интересно, но вот им-то можно преуспевать в других  видах деятельности, которые учитываются в нашей школьной жизни, и они могут быть даже лидерами.
 * Участвуешь в школьных праздниках, и это увидят и отметят.
 * Участие в конкурсах по различным направлениям.
 *Дежурство в классе.
 * И наконец, «правонарушение» — это нежелательная « деятельность», но она к сожалению бывает и очень резко снижает результативность
         Всё это отражается в классном уголке по звеньям, подводятся итоги.
       Постепенно из года в год формируются традиции, система ценностей и взаимной ответственности, растёт самосознание классного коллектива, а, следовательно, усложняется и сама совместная деятельность. Раз в 2 недели подводятся итоги в безотметочный период, затем еженедельно.
                    В 1 классе мы уже совместно с ребятами разрабатываем и утверждаем законы нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия размещаем в школьный уголок.  Учащиеся усваивают, что они создали законы, чтобы  не совершать поступков, которые мешают другим.

        Хочется отметить и роль школьного рейтинга активности классов, который позволяет  классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания
       Одной из популярных форм работы, способных в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.
        Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.
       Ребенок активно участвует в творческой деятельности только при наличии мотивации. Поэтому задачей первого этапа становится формирование положительной мотивации для участия в деле. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Для того, чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности можно смоделировать ситуацию творческого поиска: «мозговой штурм», «разведка интересных дел».
         Вторым этапом коллективно-творческого дела является совместное планирование, поиск способов достижения общей цели. На этом этапе целесообразно провести обсуждение с детьми содержание предстоящего дела. Все предложения детей рассматриваются. На этом этапе важно узнать мнение детей, каким они видят будущее мероприятие, что они могут сделать, чтобы дело было запоминающимся и полезным.
         Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли с учетом желания и возможностей каждого.
       Третим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а «преподнести» проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям.  Действия участников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации, и в них особенно чётко проявляются положительные качества детей, их слабости.
     Общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, в каждой из которых есть лидеры, составляющие «Совет дела». При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
         Четвертый этап — проведение КТД. По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчёркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.
       Так мы готовились к классным мероприятиям, например, «День именинника». 1 группа готовила игры. 2 группа —  сценарий. 3 группа – подарки и поздравления, 4 группа отвечала за музыкальные и хореографические постановки. Группы распределились не по звеньям, а по интересам. Что касается проектной  деятельности, то  это – один из путей формирования:

— готовности к целеполаганию;

— готовности к оценке;

— готовности к действию;

— готовности к рефлексии;

— готовность к самовоспитанию и самообразованию.
             Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
            Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Так во втором классе был создан коллективный проект «Мы помним ваши имена», с которым ребята выступали в классе перед  обладателем медали «Дети войны» Антоновой Клавдией Дмитриевной, а затем на концерте, посвященному Дню Победы;  индивидуальные проекты «Плесень – друг или враг», «В мире акул», «Жили-были динозавры», которые были представлены на школьной и районной конференциях. Творческий проект «Моя семья – моя крепость», где каждый создавал свой герб семьи.» «Здравствуй, дедушка Мороз», который из индивидуального превратился в коллективный.

            Деловая игра — это форма работы, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания деятельности, система отношений.  Актуальность использования деловой игры заключается в том, что это: форма работы, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности; эмоциональная опора личности, элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников; самоутверждение и самореализация взрослеющего человека.

           Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Но получится она только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

           Особенность игровой деятельности заключается в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.

       Основная задача педагога – организовать игру, принять в ней активное участие, завлечь ребенка, научить его играть. Тем самым на педагога возлагается огромная ответственность – открыть игру для младшего дошкольника и в игре развивать его возможности. Так в форме деловой игры был проведён классный час «Права человека»

      Для реализации системно — деятельностного подхода педагогам необходимо владеть наиболее продуктивными воспитательными  технологиями, такими как: технология моделирования воспитательной системы класса, технология совместного планирования жизнедеятельности в классе; технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа; технология ценностно-смыслового диалога; игровые и коммуникативные технологии; технологии психолого-педагогической диагностики.

 

nsportal.ru

Материал на тему: Доклад на тему:«Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

                                                                «Детство – важный период жизни, и от того, как

                                                                 прошло детство, что вошло в разум ребенка и его

                                                                 сердце, зависит, каким человеком станет

                                                                 сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

(слайд1)

Приоритет школьного образования, главенствующий достаточно долгое время в системе образования, определял применение в дошкольных учреждениях тактик форсирования или ускорения темпов развития детей и прямую подгонку социально-педагогических приоритетов дошкольного образования к требованиям школы.

В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс, строился по организующим моментам. Каждый организующий момент строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музыкальное воспитание, лепка, аппликация, конструирование, рисование, математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела, и предлагались конкретные формы работы.

В 1960 г. в нашей стране был создан первый научно — исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР (позднее АПН СССР), который возглавил академик А.В.Запорожец. В исследованиях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, в ходе которых исследователи пришли к выводу о том, что ни одна из них не может быть успешно решена ДОО без сотрудничества с семьей и, что хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, но формы, содержание, методы воспитания и обучения детей значительно различаются.

В 2013г. А.Г Асмолов возглавил группу разработчиков Стандарта, которые призывают отойти от традиционного понимания ДОО как места, где за ребенком присмотрят и обеспечат уход. Выстроить цепочку доверия между ребенком и его родителями могут помочь в дошкольной образовательной организации, полагают разработчики нового Стандарта. Методологической основой Стандарта являются:

-культурно-исторический подход;

-системно-деятельностный подход. 

Главную задачу дошкольного образования А.Г Асмолов видит в том, чтобы дать ребенку точку опоры, чтобы он почувствовал уверенность в своих знаниях и силах.

   С 01 января 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который является документом, учитывающим современные традиционные подходы, инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста и требования по взаимодействию ДОО с родителями.(слайд 2)

ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, в интересах человека, семьи, общества.

Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования ДОО обязана:(слайд 3)

— информировать   родителей (законных        представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но    и   всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

— создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

— поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

— обеспечить вовлечение семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том   числе   посредством     создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе    выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

— создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

В связи с внедрением ФГОС ДО в дошкольных группах МБОУ СОШ с.Большая Поляна  мы пересмотрели подходы к воспитательно-образовательному процессу, искали новые формы взаимодействия с семьей, инновационные технологии в построении образовательного процесса и стараемся обогатить духовный мир детей, насыщаем их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями.

          Мы начинаем работу с анкетирования  (слайд4), анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в дошкольных группах, изучения медицинских карт, наблюдения за детьми. Личные беседы  с родителями помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия.(слайд 5) 1. Состояние и качество оформления информационного уголка____________________
2. Актуальность информации, представленной в информационном уголке___________

3. Раскрытие и доступность тем в папках,  в папках-передвижках_________________
4. Тактичность и культура поведения педагогов с родителями_____________________
5. Полнота и качество подачи информации о ребенке во время бесед________________

6. Умение воспитателей ответить на вопросы родителей во время бесед и собраний___
7. Незамедлительное реагирование и эмоциональный отклик во время беседы________
8. Полнота и освещенность вопросов на тематических консультациях_______________
9. Уровень проведения родительских собраний__________________________________
10. Понятность излагаемой информации на родительских собраниях________________

1.  Помощь в развитии материальной базы группы.
2.  Активное участие в занятиях.
3.  Участие в подготовке и проведении праздников и утренников.
4.  Оформление помещений детского сада.
5.  Пошив костюмов.  
6.  Изготовление декораций.
7.  Подготовка подарков детям.  
8.  Посещение родительских собраний.  
9.  Внесение предложений по совершенствованию работы детского сада, группы.
10.  Активное участие в обсуждении вопросов.
11.  Участие в развлечениях,  досуговых мероприятиях (спортивных праздниках и эстафетах, викторинах и др.).
12.  Родительский клуб (клубные встречи, вечера).
13.  Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, фотовыставки.

14.  Участие    в  творческих  фестивалях, акциях, конкурсах и др.. 

15.  Совместные поездки, встречи с интересными людьми. 

16.  Совместные походы и экскурсии.
17.  Родительский день в детском саду (совместное проведение дня с детьми в детском саду для пожелавших родителей).
18.  Руководство кружковой деятельностью.

19.  Поддержание постоянной связи с помощью интернет ресурсов.

Мы интересуемся, какие трудности у родителей, говорим об обязательном режиме дня, питании, приближенном к ДОО, но, не навязывая, а выстраивая диалог, объясняем, как организовать деятельность с детьми дома. Например, если родители очень заняты, предлагаем посадить ребенка рядом играть, если ребенок рассыпает муку — предлагаем создавать условия для лепки или другой альтернативной деятельности, в ходе которой сформируется самостоятельность, и родителям можно будет потом просто присматривать за ребенком.

В уголках для родителей регулярно вывешиваем информацию, которую стараемся преподнести четко, коротко, лаконично, чтобы заинтересовать родителей.

На родительских собраниях стараемся родителей заинтересовать, увлечь проблемой. Чтобы настроить родителей на эмоциональный лад в начале собрания дети старшей группы могут показать театрализованную деятельность, по интересующей проблеме, и мы можем спросить: «А есть ли у вас такая проблема?».

Проведение открытых занятий в  дошкольных группах  организуется по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители являются активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. 

На традиционные праздники  приглашаются  почетные жители села, представители по охране природы (слайд 6), представители полиции и др.  

К праздничным датам  в дошкольных группах оформляются  плакаты, газеты, выставки  совместного  творчества детей  и  родителей,  педагогов.

Традицией при проведении праздника «День  Победы» является возложение вместе с родителями воспитанников цветов к памятнику «Неизвестный солдат», (Слайд 7) а также участие воспитанников  в праздничном концерте в школе.

 В основу формирования личности детей на протяжении всего дошкольного детства мы  ставим идею обогащения их духовного мира, насыщение их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями. Детский сад  для  детей является особым микромиром, в котором создается «счастливая культурная социоситуация для детей» . Главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться. Стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. И если ранее под ней понималось использование особого подхода к достижению детьми нормы развития, т.е. установленного оптимального уровня для конкретного возраста, то в рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства.

Мы  разработали для каждого ребёнка  карту индивидуального образовательного маршрута , который будет учитывать особенности его нервно- психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития .(слайд8,9)

Но говоря об важнейших характеристиках личности дошкольника необходимо отметить, что формирование их происходит, прежде всего, посредством игровой деятельности.

       На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях –перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

ФГОС определяет виды деятельности (слайд 10)

 виды деятельности :

в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

В нашем  детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому наши воспитатели в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства.
Мы ввели в этом  году в расписание новый вид деятельности-игровую деятельность.

 

Мы-воспитатели, обязаны хорошо понимать, что дошкольный возраст – благоприятный возраст для разностороннего развития ребенка, а разные подходы к воспитанию у родителей и воспитателей ломают личность ребенка. И от того, насколько грамотно будет спланирована образовательная деятельность в ДОО и претворена в жизнь, зависит развитие и эмоциональное благополучие ребенка. (слайд 11)

nsportal.ru

Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Григорьева М.Н.

Классный руководитель 10 а класса

МБОУ «Ивнянская СОШ №1»

ФГОС второго поколения — национальный проект, который даёт воспитанию статус общенациональной темы, предлагая адекватную форму проектирования духовного и нравственного воспитания человека (А.Г. Асмолов, А.А.Кузнецов, Н.Д.Никандров). Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Стратегии воспитания в рамках ФГОС:

  • Воспитание в процессе общего образования: на уроке (личностный результат)

  • Воспитание в процессе внеурочной деятельности (личностный результат).

  • Воспитание в процессе дополнительного образования (личностный результат).

Воспитание в школе – это не особая педагогическая и воспитательная деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед обучающимися настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни. Речь идёт о воспитательной среде образовательного учреждения, в которую входят:

-нравственные ценности

-уклад школьной жизни, определяющий урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся

— качества личности педагогов и воспитанников

— программы духовно-нравственного воспитания

— социальный опыт школьников

— система отношений социальных субъектов – участников воспитания.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы. Это имеет прямые следствия для организации школьного воспитания:

— воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно принятие (а не просто узнавание) детьми ценностей;

— воспитание должно продвигать ребёнка от вопроса к вопросу, от смысла к смыслу, от понимания к пониманию. Эволюция знаний, переживаний, опыта воспитанника обеспечивается постоянным преобразованием и наращиванием содержания и форм, способов и средств, которыми располагает воспитатель;

— школьное воспитание не может поддаваться моральному релятивизму, даже если он распространён в социальной среде;

— воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовую, художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую деятельность и др.;

— в объективной ситуации полисубъектности воспитания и социализации деятельность различных социальных институтов (семьи, СМИ, общественных и религиозных организаций, молодёжных сообществ и т. д.) должна быть согласована, и школе принадлежит ведущая роль в этом согласовании.

Перечисленные подходы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог – классный руководитель. Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни школьника множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общение младших школьников с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

Выделены и обоснованы три уровня воспитательных результатов: первый — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; третий — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Современный классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в школе: организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общества, отвечает за качество воспитательной работы в своём классе. Основное предназначение – создать условия для становления личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни; при необходимости скорректировать учебно — познавательную деятельность детей, помочь им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее. Главное: отследить как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия.

Что изменилось в деятельности классного руководителя в условиях перехода на ФГОС?

Отметим положительные стороны:

  1. КР получил больше свободы в выборе форм, способов и приемов в проведении занятий, в том числе на основе возможностей Интернет-ресурсов.

  2. Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь, – это достижение личностных и метапредметных результатов. Специфика внеурочной деятельности позволяет не только узнавать новое, но и учит действовать, чувствовать, принимать решения. Дети получили возможность выбора деятельности по интересам.

  3. Активное взаимодействие со школьниками осуществляется во второй

половине дня на базе школы. Организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т.д. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и родителей.

  1. Новые формы и содержание ведут к разностороннему раскрытию способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом, деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Обеспечена благоприятная адаптация ребенка в школе, улучшены условия для развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  2. Улучшилось материально-техническое оснащение, что способствует качественной организации внеурочной деятельности.

infourok.ru

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ, КАК ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС ДО

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ, КАК ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС ДО

Дадаева И.Н.

МДОУ «Детский сад № 29» (Саранск)

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровье-сберегающей). Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности и пр.), педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным при обучении.

Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности)оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей, в т.ч. не посещающих ДОУ.

ФГОС ДО предъявляет требования и к условиям реализации Программы, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования.

Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей — и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства.

Литература

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 96 с.

2. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2010.-111с.

3. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011. -128с.

4. Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой. — М.: Школьная пресса, 2012. — 154 с.

5. Шмонина Л.В., Зайцева О.И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ.- Волгоград: Учитель,2011.-215с.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *