Нравственное развитие в психологии это: Нравственное развитие | это… Что такое Нравственное развитие?

Содержание

Нравственное развитие. Психология развития [Методы исследования]

Нравственное развитие. Психология развития [Методы исследования]

ВикиЧтение

Психология развития [Методы исследования]
Миллер Скотт

Содержание

Нравственное развитие

«Нравственное развитие» — глобальная тема, охватывающая множество аспектов развития ребенка. Фактически, в том виде, в котором нравственность рассматривают специалисты в области психологии развития, это действительно глобальная тема, поскольку под этой рубрикой изучаются различные аспекты развития. Поэтому первый раздел — самый большой из разделов, составляющих эту главу.

Традиционно выделяют три компонента нравственности: поведенческий, эмоциональный и когнитивный. Излагая материал, я также придерживаюсь этого традиционного деления, отводя для каждого из компонентов отдельный подраздел. В каждом из этих подразделов основное внимание уделяется первому из указанных выше общих вопросов: как измерять интересующие нас аспекты развития? Второй из общих вопросов, как исследовать детерминанты этих аспектов, анализируется в заключительной части данной главы.

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ У алкоголика развивается ряд предсказуемых признаков, вызванных употреблением алкоголя и наркотиков (15) (17) (19) (20). Эти признаки прогрессируют в трёх стадиях (17). На ранней стадии очень трудно отличить зависимое употребление от независимого потому, что видимых

ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание

ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание Наивысший уровень нравственного становления человека – направленность личности, в которой отражены наиболее типичные черты и качества, способы действий и формы поведения.

В основе поведения всегда должны лежать:1) знания о том, что

31. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

31. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Существует несколько видов воспитания, одним из них является нравственное.Нравственность – это сфера жизни общества и поведения людей, которая характеризует практическое воплощение в них идеалов человечности, духовности, справедливости,

Психосексуальное развитие

Психосексуальное развитие Интервал между латентным и пубертатным периодами известен как препубертатный, или предъюношеский, возраст. В этом интервале происходит подготовление к физической сексуальной зрелости. Анна Фрейд утверждает, что происходит количественное

Нравственное чувство

Нравственное чувство Роберт Фрэнк — экономист, но его идеи перекликаются с трудами двух психологов. Джером Каган — специалист по детской психологии, чьи исследования наследственности, развития и формирования личности привели его к акцентированию на эмоциях, а не на

Развитие внимания

Развитие внимания В развитии внимания у ребенка можно отметить прежде всего диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребенок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение.

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

Нравственное поведение

Нравственное поведение В основе душевного состояния дикаря лежит эмоция страха-злобы, а мотивация дикаря требует немедленного удовлетворения появляющихся желаний. Самой частой реакцией дикаря является страх. Каждое крупное млекопитающее бежит от сильного противника.

1. Нравственное отношение к деньгам

1. Нравственное отношение к деньгам «Буддийская мысль считает, что сами деньги не есть зло, ведь фактически человек с большими ресурсами может сделать намного больше добра, чем тот, у кого их нет. Вопрос скорее в том, как мы зарабатываем деньги, осознаем ли, откуда они

Развитие

Развитие Чтобы придать вашим идеям конкретную форму, ответьте для себя на следующие вопросы:• Насколько мой замысел соответствует существующим нормам, правилам, законам?• От кого и от чего зависит, чтобы все осуществилось как надо?• Кто конкретно будет заниматься

Морально-нравственное развитие в структуре культурно-правовой организации личности подростков с опасными социальными девиациями // Психология и право — 2019.

Том 9. № 2

Аннотация

В статье описывается морально-нравственное развитие в структуре культурно-правовой организации личности подростков с опасными социальными девиациями. Проблемой исследования является морально-нравственная сфера личности подростков. Рассматривается процесс формирования моральных суждений с учетом его динамики от преконвенционального до постконвенционального уровней развития у подростков с противоправным поведением. Обследовано 60 подростков с агрессивным асоциальным поведением в возрасте от 14 до 17 лет. Они подозревались в совершении различных правонарушений и в отношении них были возбуждены уголовные дела. Обследуемые были распределены на две группы: первая группа представлена подростками в возрасте 14—15 лет, вторая — 16—17 лет. Учитывался фактор проживания обследуемых (жители Москвы и приехавшие из различных регионов РФ). С помощью методики Л. Кольберга проводилось выявление особенностей морального сознания у обследуемых лиц. Обращалось внимание на уровни развития морального сознания (преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный уровени).

Выводами исследования являются сведения о развитости морально-нравственных суждений у подростков с опасными социальными девиациями. Получены данные о возрастной детерминации морального развития и в зависимости от региона проживания обследуемых.

Ключевые слова: социальные девиации, правовая социализация, моральные суждения, уровни морали, моральное развитие

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090218

Для цитаты: Славова Н. А., Чвякин В.А. Морально-нравственное развитие в структуре культурно-правовой организации личности подростков с опасными социальными девиациями [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 264–275. DOI: 10.17759/psylaw.2019090218

Полный текст

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления нарушений морально-нравственного развития у подростков, которые со временем становятся социально опасными. Дефекты правовой социализации личности уже в подростковом возрасте проявляют себя в качестве социально неодобряемых форм поведения [2; 6]. Крайним и наиболее опасным в общественном отношении проявлением социальной девиации считается социальная агрессия именно в молодежной среде [6; 11].

Такие социальные девиации самым негативным образом сказываются на развитии и самого подростка, поскольку препятствуют формированию у него полноценных социальных коммуникаций [7].

Подавляющее большинство социальных связей при условии наличия дефекта правовой социализации приобретают негативный характер, нередко криминализируются по своему содержанию, подросток ожесточается, становится изгоем. Поэтому проблема социальных девиаций в подростково-юношеской среде является значимой не только в общественном отношении, но еще и в отношении гуманитарном [5].

Правовая социализация личности подростка в значительной мере детерминирована его культурным окружением. Поэтому можно говорить, что процессы правовой социализации и культуры права взаимосвязаны между собой [4]. К тому же первичное отклонение подразумевает, что в целом поведение человека и его социальные действия соответствуют тем культурным нормам и морально-нравственным ценностям, которыми располагает общество. Одной из причин социальной девиации и вспышек агрессивного, девиантного (асоциального) поведения, в соответствии социологическими и (или) культурными теориями, может стать неудачная правовая социализация [3; 6].

Имеется в виду некорректное восприятие социальных норм и морально-равственных ценностей, в результате чего развитие морального сознания у подростка останавливается (задерживается), что в конечном итоге приводит к деформации культурно-правовой основы личности в целом. Приблизительно таким образом происходит процесс криминализации личности именно в подростковом возрасте [8; 10].

Этот процесс в дальнейшем зависит от условий жизни молодого человека, его окружения и от необходимости адаптироваться в социальном отношении. Социальная адаптация требует существенного напряжения, которое молодой человек не всегда способен преодолеть самостоятельно, поскольку необходимых для этого социальных качеств оказывается явно недостаточно [10].

Именно поэтому культурная детерминация процесса формирования социальных качеств в широком смысле представляется критическим регулятором выбора социальных ориентаций молодежи [2]. Развитие, происходящее в условиях социального комфорта, в значительной мере способствует гармоничному развитию личности. Однако нужно учесть, что условия социального комфорта не предполагают вседозволенности, порождающей стремление к волюнтаризму и другим отрицательным социальным явлениям. Социальный комфорт — такое состояние взаимоотношений человека и общества, при котором, с одной стороны,  поведение и социальные ценности человека не представляют существенную угрозу функционированию самого общества, а с другой стороны, когда нет никаких потенциальных рисков ограничения социальных свобод человека. Это довольно динамическое и нестабильное взаимодействие, но его нестабильность относительна, так как в здоровом обществе активны различные регуляторы поведения человека (право, культура, наука, спорт и др.). Усвоение таких социальных регуляторов поведения является важным для формирования культурно- правовой основы личности подростка [8].

Методология исследования обеспечивается теорией морального развития Л. Кольберга, в соответствии с которой моральное сознание — это система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам. Морально-нравственное развитие имеет три уровня: преконвенциона́льный, конвенциона́льный и постконвенциона́льный. Каждый уровень предполагает несколько стадий развития морального сознания [9].

Предмет исследования — морально-нравственная сфера личности подростков с общественно опасным поведением.

Новизна исследования заключается в установлении динамики формирования морально-нравственных качеств у подростков с явно выраженными социальными девиациями в виде противоправного поведения.

Цель исследования — выявить особенности развития морального сознания у подростков с выраженным асоциальным поведением.

Были обследованы 60 подростков с явно выраженным агрессивным асоциальным поведением в возрасте от 14 до 17 лет. Все они подозревались в совершении различных правонарушений и в отношении них были возбуждены уголовные дела. Поскольку этот возраст является критическим для формирования (созревания) морального сознания, все обследуемые были распределены на две группы: первая группа представлена подростками в возрасте 14—15 лет, вторая — 16—17 лет. Учитывался также фактор проживания обследуемых (жители Москвы и приехавшие из различных регионов РФ).

С помощью методики Л. Кольберга проводилось выявление особенностей морального сознания у обследуемых лиц. В частности, обращалось внимание на уровни развития морального сознания (преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный уровени). Соответственно каждому уровню оценивалось развитие моральных суждений:

а) преконвенциональный уровень (отличается эгоцентричностью) — поступки оцениваются по принципу выгоды.

б) конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда подросток некритично усваивает нормы своей референтной группы (семьи, класса, группы сверстников).

в) постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом они основаны на личном выборе и имеют общечеловеческое значение.

Учитывалось также, что в каждом из уровней имеется по две стадии развития морально-нравственных качеств. По мере развития уровня нравственных суждений увеличивается и соответствие нравственных оценок подростка его поведению.

Анализ результатов исследования показал, что представления о социальной нормативности поведения у подростков-правонарушителей довольно жестко детерминированы недостаточным развитием у них морально-нравственных установок и моральных суждений вообще.

Так, исследование развитости морального сознания у подростков-правонарушителей позволило установить, что большинство из них по выраженности своих моральных суждений были отнесены к преконвенциональному и конвенционльному уровню развития (табл. 1).

Таблица 1

Развитие морального сознанияу подростков (%)

Уровень морального сознания

1415 лет

1617 лет

%

Преконвенциональный

56

46

54

Конвенциональный

41

50

44

Постконвенциональный

3

4

3

Как следует из данных табл. 1, в обеих возрастных группах подростков-правонарушителей доминирует пре- и конвенциональное моральное сознание. Но в старшей возрастной группе 50% представителей характеризуются как носители конвенциональных моральных убеждений по сравнению с 41% младшей возрастной группы подростков-правонарушителей. Это свидетельствует о том, что по мере взросления отмечается относительное снижение представленности носителей преконвенциональных моральных убеждений с 56% до 46%. Такую динамику можно считать позитивной и дающей основание полагать, что меры педагогического воздействия в таких случаях еще могут дать положительный эффект.

Тем не менее, моральная нормативность поведения у подростков-правонарушителей формируется на уровне пре- и конвенциональности. Этого явно недостаточно для того, чтобы у подростков стали работать морально-нравственные регуляторы социально одобряемого поведения. Связано это с тем, что преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностыо — поступки оцениваются по принципу выгоды. Хорошо то, что доставляет удовольствие; плохо то, что причиняет неудовольствие (за что следует наказание). Конвенциональный уровеньразвития моральных суждений достигается тогда, когда подросток некритично усваивает нормы своей референтной группы: семьи, класса. Эти правила (даже очень хорошие) не выработаны самой личностью, а приняты как внешние ограничители.

Часто встречаемые в социальной психологии представления о безапеляционности суждений, моральной опустошенности и эмоциональной холодности подростков-правонарушителей требуют более углубленного изучения с позиций критиковавшихся ранее биологизаторских концепций личности, поскольку оперирование такими понятиями, как социально-психологическая дезадаптированность личности подростка-правонарушителя, по нашему мнению, имеет только теоретическое значение. О подростках с грубыми социальными девиациями, которые выражаются в уголовно наказуемом поведении, нередко можно слышать краткие, но емкие характеристики, типа моральное уродство и т. п. Такие характеристики не лишены основания.

Как показали результаты исследования (табл. 2), среди подростков-правонарушителей Москвы и регионов имеет место совпадение по представленности недостаточной развитости морального сознания. По-видимому, это связано с тем, что под наблюдением находились лица, которые уже были отнесены к категории риска по социальным девиациям, они уже совершили различные социально опасные действия и попали под контроль правоохранительных органов.

Таблица 2

Развитие морального сознания у подростков в зависимости от места жительства (%)

Уровень морального сознания

Москва

Регионы

Преконвенциональный

33

49

Конвенциональный

54

45

Постконвенциональный

13

6

Анализ данных табл. 2 показал, что в обеих группах 33—49% подростков-правонарушителей преимущественно являются носителями преконвенциального, а 45—54% — конвенционального морального сознания. В общей совокупности 87% подростков-правонарушителей из Москвы и 94% — из регионов имеют явный дефицит развития морально-нравственных убеждений о нормальном в социальном отношении поведении. Лишь 6—13% обследованных лиц имеют показатели постконвенциального уровня морального сознания.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что развитость моральных суждений у обследованных подростков полностью соответствует уровню выявленных стадий морально-нравственной регуляции поведения. Но однозначной возрастной детерминации в этом отношении выявлено не было. Несмотря на то, что обе группы обследованных подростков в возрастном отношении отличались, по-видимому, им присущи схожие условия морально-нравственной социализации и однотипность культурно-правовой организации личности в целом. Скорее всего, это связано с одинаковыми условиями воспитания и схожим социальнымопытом.

Исследование морального сознания подростков включало использование девяти дилемм, в оценке каждой из которых сталкиваются наличные моральные ценности разного уровня. При этом моральные умозаключения представляли собой не отдельные ответы—вопросы, а целостную (базальную) морально-психологическую организацию личности. В ее составе одни «операции» уже находятся в согласовании друг с другом, другие — в рассогласовании. Чем выше стадия развития, тем более согласованной становится моральная система личности. Ведущей функцией морального суждения считается рациональность или познавательная оценка ситуации. Это так называемая дискриптивнаяособенность суждения. Следующая особенность — предписательная, т. е. ориентирующая на выполнение определенных действий. При внутренне согласованной системе моральных ценностей потенциал предписательности растет. Это означает, что по мере развития уровня нравственных суждений увеличивается соответствие нравственных оценок подростка его поведению (и наоборот). В этом заключается смысл динамики процесса морально-нравственного развития и культурно-правовой организации личности подростка.

Таблица 3

Структура морального сознания у подростков в зависимости от возраста (%)

Уровень морального сознания

Стадия

1415 лет

1617 лет

%

Конвенциональный

3

22

28

25

4

21

24

23

Постконвенциональный

5

27

38

33

6

4

1

3

Несмотря на то, что однозначной возрастной детерминации развитости моральных суждений именно у обследованных подростков выявлено не было, некоторые отличия в структуре морального сознания у подростков в зависимости от возраста все-таки имеются. Так, анализ данных табл. 3 показал, что у 48% всех подростков-правонарушителей конвенциональный уровень морального сознания структурно был представлен 3—4-й стадиями развития. Только 36% из числа всех обследованных могут быть отнесены по уровню развития морального сознания к 5-й и 6-й стадиям. Причем шестая стадия постконвенциального уровня развитости морального сознания представлена 3%.

Структура морального сознания у подростков в зависимости от возраста свидетельствует о том, что моральные представления подростков о социальной нормативности поведения включали в своем подавляющем большинстве убеждения примитивного потребительского гедонизма, а отношение к идее самоценности человеческого существования было связано с количеством удовольствий, которые могут быть получены в результате конкретных паттернов асоциального (противоправного) поведения. Кроме того, ценность человеческой жизни у таких подростков смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет.

Такая мораль подростков-правонарушителей не просто социально опасна, но она еще и свидетельствует о негативных в общественном отношении тенденциях среди подростков вообще. Стремление к наслаждениям, которое не сдерживается запретами социального контроля, закономерно приводит к правонарушениям, так как растлевающее влияние гедонизма не компенсируется морально-нравственной зрелостью личности подростков. Степень развитости моральных суждений у таких подростков предполагает возможность правонарушения как поступка, необходимого для удовлетворения неосмысленных гедонистических и одновременно примитивных эгоистических потребностей. Именно в этом заключается дефект культурно-правовой организации личности подростков с явными признаками социальных девиаций.

Таблица 4

Структура морального сознания у подростков в зависимости от места жительства (%)

Уровень морального сознания

Стадия

Москва

Регионы

%

Конвенциональный

3

44

38

44

4

10

7

10

Постконвенциональный

5

10

6

10

6

3

0

3

Анализ данных табл. 4 показал, что у тех подростков-правонарушителей, моральное сознание которых в своем развитии достигло уровня постконвенциональности, уровень самой развитости может быть охарактеризован как 5—6-й. Необходимо отметить, что такой уровень моральных суждений позитивным образом ориентирован на систему социальных отношений и достаточно редко встречается даже у взрослых (сознательных) людей. По-видимому, это были дети из так называемых «благополучных» семей или они совершили «случайные» преступления.

Для девиантных подростков из Москвы характерно более частое проявление посконвенциональных норм морали (10% и 3% соответственно), по сравнению с подростками из регионов, у которых были выявлены признаки постконвенциональности морального сознания только на пятой стадии развития (6%).

Конвенциональные характеристики сознания встречаются в обеих группах значительно чаще, как в Москве, так и в регионах. Однако динамика этого уровня развития морального сознания негативная. При переходе от 3-й к 4-й стадии конвенциональности морального сознания отчетливо наблюдается снижение его показателей от 44 до 10% в группе подростков из Москвы и от 38 до 7% — у подростков из регионов. По-видимому, именно на этих стадиях происходит задержка морального-нравственного развития у обследуемых. И поэтому переход в дальнейшем к взрослости в этом отношении представляется достаточно проблемным, поскольку дефект морально-нравственного развития препятствует формированию культурно-правовой организации личности в целом.

Мораль, влияя на целеполагание человека, способствует социальной регуляции его поведения, возникает как реакция на противоречия, проявляющиеся между реальным и должным. Когда внутренний контроль не сформирован или ослаблен, а контакты с обществом нарушены или извращены, подросток становится опасным для социума. Результаты исследования показали, что у подростков-равонарушителей, независимо от их возраста и территориальной принадлежности, в большинстве случаев отсутствуют представления о моральной нормативности поведения. Поэтому в структуре их переживаний по поводу свершенных правонарушений не отмечалось чувство вины или стыда. Чаще, наоборот, преобладали хитрость, лживость и изворотливость.

Выводы

1. У всех подростков-правонарушителей доминирует пре- и конвенциональное моральное сознание. Но в старшей возрастной группе 50% представителей характеризуются как носители конвенциональных моральных убеждений по сравнению с 41% младшей возрастной группы подростков-правонарушителей. Это свидетельствует о том, что по мере взросления отмечается относительное снижение представленности носителей преконвенциональных моральных убеждений с 56% до 46%. Такую динамику можно считать позитивной и дающей основание полагать, что меры психолого-педагогического воздействия в таких случаях еще могут дать положительный эффект.

2. 33—49% подростков-правонарушителей являются носителями преконвенциального, а 45—54% конвенционального морального сознания. В общей совокупности 87% подростков-правонарушителей из Москвы и 94% представителей регионов имеют явный дефицит развития морально-нравственных убеждений о нормальном в социальном отношении поведении. Лишь 6—13% обследованных лиц имеют показатели постконвенциального уровня морального сознания.

3. Однозначной возрастной детерминации развитости моральных суждений у обследованных подростков выявлено не было. Но некоторые отличия в структуре морального сознания у подростков в зависимости от возраста все-таки имеются. Так, у 48% всех подростков-правонарушителей конвенциональный уровень морального сознания структурно был представлен 3—4-й стадиями развития. Только 36% из числа всех обследованных могут быть отнесены по уровню развития морального сознания к 5-й и 6-й стадиям. Причем шестая стадия постконвенциального уровня развитости морального сознания представлена 3%.

Структура морального сознания у подростков в зависимости от возраста свидетельствует о том, что моральные представления подростков о социальной нормативности поведения включали в своем подавляющем большинстве убеждения примитивного потребительского гедонизма.

4. У подростков-правонарушителей, моральное сознание которых в своем развитии достигло уровня постконвенциональности, моральные суждений позитивным образом ориентированы на систему социальных отношений. Такие моральные суждения достаточно редко встречаются даже у взрослых (сознательных) людей. По-видимому, это были дети из так называемых «благополучных» семей или они совершили «случайные» преступления.

Литература

  1. Александрова С.Н. Формирование правовой культуры у учащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2008. 287 с.

  2. 2. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 5—17.

  3. Астраханцева С.В. Теория и практика социально-культурного развития личности в сфере свободного времени: монография. М.: МГУКИ, 2011. 111 с.

  4. Беликова С.Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2006. С. 21.

  5. Блясова И.Ю. Девиантное поведение несовершеннолетних и правовой нигилизм: монография. Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 291 с.

  6. Воробьева К.А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях // Воспитание школьников. 2013. № 4. С. 45—49.

  7. Кобусь Н.Г. Социально-психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей: дисс. канд.психол. наук (19.00.05). М., 2006. 197 с.

  8. Муслумова Т.В. Правовая культура детей: Социально-философский анализ: монография. Уфа: РИЦ РИО БашГУ, 2003. 294 с.

  9. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. С. 103—112.

  10. Чвякин В.А. Социологическое исследование адаптивности и моральной нормативности поведения девиантных подростков // Полицейская деятельность. 2014. № 3. С. 239—250. doi: 10.7256/2222-1964.2014.3.12006

  11. Чвякин В.А., Жучков В.В. Общественная безопасность и коммуникативные регуляторы // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 2(8). С. 130—132.

  12. Черникова Н.В. Формирование нравственных качеств у подростков с девиантным поведением: дисс. канд. пед. наук. Липецк, 2007. 310 с.

Славова Наталья Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры юридических дисциплин, Российский новый университет, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Чвякин Владимир Алексеевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии, Московский политехнический университет, Москва, Россия, e-mail: 195805@mail. ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2186
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 504
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0

PlumX

Метрики публикации

Теория нравственного развития Пиаже

Моральное развитие относится к процессу, посредством которого дети вырабатывают стандарты правильного и неправильного в своем обществе, основанные на социальных и культурных нормах и законах.

Лоуренс Кольберг описывает нравственное развитие как процесс открытия универсальных нравственных принципов и основывается на интеллектуальном развитии ребенка.

Пиаже концептуализирует моральное развитие как конструктивистский процесс, посредством которого взаимодействие действия и мысли создает моральные концепции.

Пиаже (1932) интересовало главным образом не то, что дети делают (т. е. нарушают ли они правила или нет), а то, что они думают. Другими словами, его интересовали детские моральные рассуждения.

Пиаже интересовали три основных аспекта понимания детьми моральных вопросов.

Детское понимание правил.

Это приводит к таким вопросам, как
  • Откуда берутся правила?
  • Можно ли изменить правила?
  • Кто устанавливает правила?
Детское понимание моральной ответственности.
Это приводит к таким вопросам, как
  • Кто виноват в «плохих» вещах?
  • Является ли результат поведения, который делает действие «плохим»?
  • Есть ли разница между случайным и преднамеренным нарушением?
Детское понимание справедливости.
Это приводит к таким вопросам, как
  • Должно ли наказание соответствовать преступлению?
  • Всегда ли виновные наказываются?

Пиаже обнаружил, что представления детей о правилах, моральных суждениях и наказаниях имеют тенденцию меняться по мере взросления.

Другими словами, точно так же, как в познавательном развитии детей были этапы, были и универсальные этапы в их нравственном развитии.

Пиаже (1932) предложил два основных типа морального мышления:

  1. Гетерономная мораль (моральный реализм)
  2. Автономная мораль (моральный релятивизм)

Содержание

Гетерономная мораль

(5-9 лет)

Стадия гетерономной морали известна также как моральный реализм – мораль навязанная извне. Дети расценивают мораль как подчинение чужим правилам и законам, которые нельзя изменить.

Они признают, что все правила устанавливаются какой-то авторитетной фигурой (например, родителями, учителем, Богом) и что нарушение правил приведет к немедленному и суровому наказанию ( имманентное правосудие ).

Функция любого наказания состоит в том, чтобы заставить виновных страдать, поскольку суровость наказания должна быть связана с тяжестью проступка ( искупительное наказание) .

На этом этапе дети считают правила абсолютными и неизменными, т.е. «божественными». Они думают, что правила нельзя изменить, и они всегда были такими, как сейчас.

Поведение оценивается как «плохое» с точки зрения наблюдаемых последствий, независимо от намерений или причин такого поведения. Таким образом, большое количество случайных повреждений рассматривается как худшее, чем небольшое количество преднамеренных повреждений.

Результаты исследований

Пиаже (1932) рассказывал детям истории, воплощающие моральную тему, а затем спрашивал их мнение. Вот два примера:

Жила-была маленькая девочка, которую звали Мари. Она хотела сделать маме приятный сюрприз и вырезала для нее кусочек шитья. Но она не знала, как правильно пользоваться ножницами, и прорезала большую дыру в платье.

и

Маленькая девочка по имени Маргарет однажды пошла и взяла мамины ножницы, когда ее мамы не было дома. Она немного поиграла с ними. Затем, поскольку она не знала, как правильно ими пользоваться, она проделала небольшую дырочку в своем платье.

Затем ребенка спрашивают: «Кто более непослушный?»

Как правило, дети младшего возраста (предоперационные и ранние конкретно-операционные, т.е. до 9-10 лет) говорят, что Мари самый непослушный ребенок.

Хотя они и признают различие между благонамеренным поступком, который плохо кончается, и неосторожным, необдуманным или злонамеренным поступком, они склонны судить о непослушании с точки зрения тяжести последствий, а не с точки зрения мотивов. Вот что Пиаже имеет в виду под моральным реализмом .0066 .

Пиаже также интересовался тем, что дети понимают под ложью. Здесь он обнаружил, что серьезность лжи у младших детей измеряется величиной отхода от правды.

Таким образом, ребенок, который сказал, что видел собаку размером со слона, будет признан лжецом, который хуже, чем ребенок, который сказал, что видел собаку размером с лошадь, хотя первому ребенку вряд ли поверят. .

В отношении наказания Пиаже также обнаружил, что маленькие дети также имели характерный вид. Во-первых, они видели функцию наказания в том, чтобы заставить виновных страдать. Пейн назвал это карательным правосудием (или искупительным наказанием), потому что наказание рассматривается как акт возмездия или мести.

Если вам нравятся маленькие дети, придерживайтесь ветхозаветного взгляда на наказание («око за око»). Наказание рассматривается как сдерживающий фактор от дальнейших правонарушений, и чем оно строже, тем эффективнее, по их мнению, оно будет.

Они также верят в то, что Пиаже назвал имманентной справедливостью (что наказание должно автоматически следовать за плохим поведением). Например, он рассказал одну историю о двух детях, ограбивших сад местного фермера (сегодня мы можем взять пример детей, грабящих машины).

Фермер увидел детей и попытался их поймать. Одного поймали, и фермер дал ему взбучку. Другой, кто мог бежать быстрее, убежал. Однако по дороге домой этому ребенку пришлось пересечь ручей по очень скользкому бревну. Этот ребенок упал с бревна и сильно поранил ногу.

Теперь, когда вы спрашиваете младших детей, почему мальчик порезал себе ногу, они говорят не «потому что бревно было скользким», а «потому что он украл у фермера». Другими словами, маленькие дети интерпретируют несчастье, как если бы это было какое-то наказание от Бога или от какой-то высшей силы.

Маленьким детям справедливость кажется естественной. Виновные, по их мнению, всегда наказываются (в конце концов), а мир природы подобен полицейскому.

Пиаже (1932) описал описанную выше мораль как гетерономную мораль. Это означает мораль, которая формируется из подчинения чужим правилам.

Конечно, для маленьких детей это правила, которые им навязывают взрослые. Таким образом, это мораль, которая исходит из одностороннего уважения. То есть уважение, которое дети должны проявлять к своим родителям, учителям и другим людям.

Однако по мере того, как дети становятся старше, обстоятельства их жизни меняются, и все их отношение к нравственным вопросам претерпевает радикальные изменения. Примером этого является то, как дети реагируют на вопрос о проступке члена их группы сверстников.

Маленькие дети обычно «рассказывают» о других. Они считают, что их главная обязанность — говорить правду взрослому, когда его об этом просят. Старшие дети, как правило, считают, что их верность в первую очередь связана с друзьями, и вы не «травите» своих товарищей. Это был бы один из примеров двух моральных качеств ребенка.

Автономная мораль

(9-10 лет)

Стадия автономной морали также известна как моральный релятивизм – мораль, основанная на собственных правилах. Дети признают, что нет абсолютно правильного или неправильного и что мораль зависит от намерений, а не от последствий.

Пиаже считал, что примерно в возрасте 9-10 лет детское понимание моральных вопросов претерпевает фундаментальную реорганизацию. К настоящему времени они начинают преодолевать эгоцентризм среднего детства и развили способность видеть правила морали с точки зрения других людей.

Ребенок, способный принимать во внимание намерения и обстоятельства других людей, может перейти к более независимым моральным суждениям второй стадии. В результате у детей изменяются представления о природе самих правил, о моральной ответственности, о наказании и справедливости, и их мышление становится более похожим на мышление взрослых.

Теперь дети понимают, что правила не исходят из какого-то мистического «божественного» источника. Люди создают правила, и люди могут их изменять — они не начертаны на каменных скрижалях. Что касается «правил игры», то старшие дети признают, что правила необходимы для предотвращения ссор и обеспечения честной игры.

Действительно, иногда они даже сильно увлекаются этим вопросом и, например, обсуждают правила настольных игр (таких как шахматы, монополия, карты) или спорта (правило офсайда) со всем интересом юриста. Они также признают, что правила могут быть изменены, если диктуют обстоятельства (например, «У вас на одного игрока меньше, поэтому мы дадим вам стартовый счет в три гола») и если все с этим согласны.

Что касается вопросов вины и моральной ответственности, старшие дети учитывают не только последствия, но и мотивы. Дети начинают понимать, что если они ведут себя неправильно, но с добрыми намерениями, то они не обязательно будут наказаны. Таким образом, для них благонамеренный поступок, обернувшийся дурно, менее достоин порицания, чем злонамеренный поступок, не причинивший никакого вреда.

Итак, в предыдущем исследовании дети от 10 лет и старше обычно считали Маргарет самым непослушным ребенком. Хотя Мари сделала гораздо большую дыру в своем платье, ею двигало желание доставить удовольствие своей матери, тогда как Маргарет, возможно, причинила меньший ущерб, но не действовала из благородных намерений.

Все это показывает, по мнению Пиаже, что дети теперь способны оценить значение субъективных фактов и внутренней ответственности.

Взгляды детей на ложь тоже меняются. Серьезность лжи оценивается с точки зрения предательства доверия. Теперь они признают, что вся ложь не одинакова, и, например, вы можете сказать «ложь во спасение», чтобы пощадить чьи-то чувства.

Они также признают, что если кто-то говорит что-то, что, как им известно, не соответствует действительности, это не обязательно означает, что другой человек лжет. Возможно, они допустили ошибку или это различие во мнениях. Общая ложь теперь считается неправильной не потому, что за нее наказывают взрослые (мнение младших детей), а потому, что она является предательством доверия и подрывает дружбу и сотрудничество.

Что касается наказания , акцент теперь переносится с возмездия на реституцию. Его цель не в том, чтобы заставить виновных страдать, а в том, чтобы снова все исправить.

Другими словами, наказание должно быть направлено на то, чтобы помочь правонарушителю понять вред, который он(а) причинил(-а), чтобы он(-а) не был мотивирован(-а) к повторению преступления, и, по возможности, наказание должно соответствовать преступлению – скажем, например когда от вандала требуется возместить причиненный им ущерб.

Дети постарше также признают, что правосудие в реальной жизни — несовершенная система. Иногда виновные избегают наказания за свои преступления, а иногда несправедливо страдают невиновные. Для детей младшего возраста коллективное наказание считается приемлемым.

Например, они не будут возражать против наказания целого класса за проступки одного ребенка. Для старших детей всегда считается неправильным наказывать невинных за проступки виновных.

В целом Мораль старшего ребенка Пиаже описывает как автономную мораль, т. е. мораль, подчиненную своим собственным законам. Изменение частично рассматривается как результат общего когнитивного развития ребенка, частично из-за снижения эгоцентризма и частично из-за растущей значимости группы сверстников.

Референтная группа по моральным убеждениям детей все больше фокусируется на других детях, и споры между равными требуют переговоров и компромиссов. Вместо одностороннего уважения младших детей к своим родителям отношения между сверстниками регулируются отношением взаимного уважения.

Критическая оценка

Теорию нравственного развития детей Пиаже можно рассматривать как применение его идей о когнитивном развитии в целом. Таким образом, его теория здесь имеет как сильные, так и слабые стороны его общей теории.

1. Надежность

Piaget использует качественные методы (наблюдение и клинические интервью). Его исследования основаны на очень малых выборках. Его методы не стандартизированы и поэтому не воспроизводимы.

По его исследованиям невозможно сказать, насколько обобщаемы результаты. Это исследовательское исследование, полезное для генерирования новых идей, а не для тщательной проверки гипотез.

2. Валидность

Проверяет ли Пиаже то, что, по его мнению, он проверяет? Это не ясно. Например, в своем рассказе о разбитых чашках Пиаже утверждает, что обнаружил разницу во взглядах детей на то, что правильно и справедливо.

Однако может случиться так, что ответ, который дают дети, основан на их представлении о том, что на самом деле произойдет в таких обстоятельствах, а не о том, что, по их мнению, должно произойти.

3. Недооценка темпов развития детей

Пиаже утверждает, что переход от «морального реализма» к «моральному релятивизму» происходит в возрасте от 9 до 10 лет и что дети младше этого возраста не принимают во внимание мотивы, оценивая, насколько кто-то виноват.

Другие исследования показывают, что дети начинают понимать значение субъективных фактов в гораздо более раннем возрасте. Нельсон (1980) обнаружил, что даже трехлетние дети могли отличить намерения от последствий, если история была достаточно простой.

4. Что на самом деле означают ответы детей на рассказ?

Это опять же не обязательно ясно. Понимают ли они историю? Способны ли они запомнить его правильно? Дают ли они ответ, который, по их мнению, понравится экспериментатору? Руководствуется ли их ответ содержательными аспектами истории (что на самом деле происходит) или моральным принципом, заложенным в ней?

5. Сообщает ли нам Пиаже то, что мы хотим знать?

Исследование Пиаже посвящено моральным рассуждениям детей. Многие психологи утверждают, что гораздо важнее не то, что дети думают о моральных проблемах, а то, как они ведут себя на самом деле.

И не следует забывать, что между установками и поведением нет однозначной связи. Ла Пьер (1934) доказал это в своем исследовании с китайской парой, путешествующей по Америке.

Каталожные номера

ЛаПьер, Р. Т. (1934). Отношение против действий. Социальные силы, 13(2) , 230-237

Нельсон, С.А. (1980). Факторы, влияющие на использование маленькими детьми мотивов и результатов в качестве моральных критериев. Развитие ребенка , 823-829.

Пиаже, Дж. (1932). Нравственное суждение ребенка . Лондон: Кеган, Пол, Тренч, Трубнер и Ко.

Теории морального развития | Подростковая психология

Теории нравственного развития

Основатель психоанализа Фрейд (1962), предположил существование напряжения между потребностями общества и личности. Согласно Фрейду, нравственное развитие происходит, когда эгоистичные желания человека вытесняются и заменяются ценностями важных агентов социализации в жизни (например, родителей). Сторонник бихевиоризма, Скиннер (1972) также сосредоточился на социализации как на основной силе морального развития. В отличие от представлений Фрейда о борьбе между внутренними и внешними силами, Скиннер сосредоточился на силе внешних сил (условных подкреплений), формирующих индивидуальное развитие. Хотя и Фрейд, и Скиннер сосредотачивались на внешних силах, влияющих на мораль (родителях в случае Фрейда и поведенческих случайностях в случае Скиннера), Пиаже (1965) сосредоточены на индивидуальном построении, толковании и интерпретации морали с социально-когнитивной и социально-эмоциональной точек зрения.

Кольберг (1963) расширил представления Пиаже о нравственном развитии. В то время как они оба рассматривали нравственное развитие как результат преднамеренной попытки улучшить координацию и интеграцию своей ориентации в мире, Кольберг предложил систематическую 3-уровневую 6-этапную последовательность, отражающую изменения в моральном суждении на протяжении всей жизни. В частности, Кольберг утверждал, что развитие идет от эгоистичного желания избежать наказания (личного), к заботе о групповом функционировании (социальному), к заботе о последовательном применении универсальных этических принципов (моральному).

Туриэль (1983) выступал за подход к социальному познанию, основанный на социальной сфере, описывая, как люди различают моральные (справедливость, равенство, справедливость), социальные (конвенции, групповое функционирование, традиции) и психологические (личные, индивидуальные прерогативы) концепции от ранних в развитии на протяжении всей жизни. Результаты исследований, проведенных за последние 40 лет, подтверждают эту модель, демонстрируя, как дети, подростки и взрослые отличают моральные правила от общепринятых, идентифицируют личную сферу как нерегулируемую область и оценивают многогранные (или сложные) ситуации, в которых участвует более одного человека. домен.

За последние 20 лет исследователи расширили область нравственного развития, применяя моральные суждения, рассуждения и атрибуцию эмоций к таким темам, как предрассудки, агрессия, теория разума, эмоции, эмпатия, отношения со сверстниками и взаимодействие родителей и детей. .

Теория нравственного развития Пиаже

Чтобы понять взрослую мораль, Пиаже считал, что необходимо изучить как то, как мораль проявляется в мире ребенка, так и факторы, которые способствуют возникновению центральных моральных понятий, таких как благополучие, справедливость и права. Опрашивая детей, Пиаже (1965) обнаружили, что маленькие дети были ориентированы на властные предписания и что с возрастом дети становятся автономными, оценивая действия на основе набора независимых принципов морали.

Он разработал две фазы нравственного развития, одна из которых характерна для детей, а другая – для взрослых.

Гетерономная фаза

Первой является гетерономная фаза. Эта фаза, более распространенная среди детей, характеризуется идеей о том, что правила исходят от авторитетных фигур в жизни человека, таких как родители, учителя и Бог. Это также включает в себя идею о том, что правила постоянны, несмотря ни на что. В-третьих, эта фаза нравственного развития включает в себя убеждение, что «непослушное» поведение всегда должно быть наказано и что наказание будет соразмерным. Этот абсолютизм в нравственном развитии проявляется в детских играх с 5 лет, когда они слепо верят в правила и представления о добре и зле, переданные им старшими.

Автономная фаза

Вторая фаза в теории нравственного развития Пиаже называется Автономной фазой. Эта фаза чаще встречается после того, как человек повзрослел и перестал быть ребенком. На этом этапе люди начинают рассматривать намерения, стоящие за действиями, как более важные, чем их последствия. Например, если человек за рулем сворачивает, чтобы не сбить собаку, а затем сбивает дорожный знак, взрослые, скорее всего, будут менее сердиты на этого человека, чем если бы он или она сделали это нарочно, просто для развлечения. Несмотря на то, что результат тот же, люди более снисходительны из-за доброго намерения спасти собаку. Эта фаза также включает идею о том, что у людей разная мораль и что мораль не обязательно универсальна. Люди в автономной фазе также считают, что правила могут нарушаться при определенных обстоятельствах. Например, Роза Паркс нарушила закон, отказавшись уступить свое место в автобусе, что было нарушением закона, но, тем не менее, многие люди считают это моральным. На этом этапе люди также перестают верить в идею имманентной справедливости.

Теория морального развития Кольберга

Психолог Лоуренс Кольберг (1927–1987) расширил фундамент, построенный Пиаже в отношении морального и когнитивного развития. Кольберг, как и Пиаже, интересовался моральными рассуждениями. Моральные рассуждения не обязательно приравниваются к моральному поведению. Наличие определенного убеждения не означает, что наше поведение всегда будет соответствовать этому убеждению. Чтобы развить эту теорию, Кольберг ставил моральные дилеммы перед людьми всех возрастов, а затем анализировал их ответы, чтобы найти доказательства их конкретной стадии морального развития. Представив людям эту и другие дилеммы, Колберг рассмотрел ответы людей и поместил их на разные этапы морального рассуждения. Согласно Кольбергу, человек прогрессирует от способности к доконвенциональной морали (до 9 лет) к способности к общепринятой морали (ранний подростковый возраст) и к достижению постконвенциональной морали (после достижения формального операционального мышления), чего полностью достигают лишь немногие.

Моральные стадии по Кольбергу

Используя стадийную модель, аналогичную модели Пиаже, Кольберг предложил три уровня с шестью стадиями морального развития. Индивидуумы проходят эти этапы универсально и последовательно по мере того, как формируются убеждения о справедливости. Он назвал уровни просто доконвенциональным, конвенциональным и постконвенциональным.

Рисунок  9.2.1.  Кольберг выделил три уровня моральных рассуждений: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный: каждый уровень связан со все более сложными стадиями морального развития.

Доконвенциональный: послушание и взаимная выгода

Доконвенциональный уровень нравственного развития примерно совпадает с дошкольным периодом жизни и с дооперациональным периодом мышления Пиаже. В этом возрасте ребенок еще относительно эгоцентричен и нечувствителен к моральным последствиям действий для других. Результатом является несколько недальновидная ориентация на мораль. Первоначально (стадия 1 по Кольбергу) ребенок усыновляет  этика повиновения и наказания — своего рода «мораль избегания неприятностей». Правильность и неправильность действий определяются тем, вознаграждаются ли действия или наказываются властями, такими как родители или учителя. Если угощение печеньем вызывает у взрослых ласковые улыбки, то взять печенье считается морально «хорошим». Если вместо этого он приносит порицание, то это морально «плохо». Ребенок не думает о том, за что можно похвалить или поругать действие; на самом деле, говорит Кольберг, он был бы неспособен на стадии 1 рассмотреть причины, даже если бы их предложили взрослые.

В конце концов, ребенок учится не только реагировать на положительные последствия, но и учится, как производить их, обмениваясь услугами с другими. Новая способность создает Стадию 2, этика рыночного обмена . На этом этапе нравственно «хорошее» действие — это действие, выгодное не только ребенку, но и другому человеку, непосредственно участвующему в нем. «Плохое» действие — это действие, в котором отсутствует эта взаимность. Если обмен бутерброда с вашего обеда на печенье с обеда вашего друга является взаимоприемлемым, то обмен является морально хорошим; в противном случае это не так. Эта перспектива впервые вводит в мышление ребенка тип справедливости. Однако он по-прежнему игнорирует более широкий контекст действий — воздействие на людей, не присутствующих или не вовлеченных напрямую. На этапе 2, например, также считается морально «хорошим» платить однокласснику за выполнение домашнего задания за другого ученика — или даже за то, чтобы избежать издевательств — при условии, что обе стороны считают договоренность справедливой.

Обычный: Соответствие сверстникам и обществу

По мере того, как дети переходят в школьные годы, их жизнь расширяется, включая большее число и круг сверстников и (в конечном итоге) сообщества в целом. Это изменение приводит к общепринятой морали , которая представляет собой убеждения, основанные на том, с чем соглашается большая группа людей — отсюда и использование Кольбергом термина «традиционная». Сначала, на этапе 3, референтной группой ребенка являются его непосредственные сверстники, поэтому этап 3 иногда называют 9-м. 0065 этика мнения коллег . Если сверстники считают, например, что вести себя вежливо с как можно большим количеством людей нравственно хорошо, то ребенок, скорее всего, согласится с группой и будет рассматривать вежливость не просто как произвольную социальную условность, а как моральное «добро». ” Этот подход к моральным убеждениям немного более стабилен, чем подход на стадии 2, потому что ребенок принимает во внимание реакции не только одного другого человека, но и многих. Но это все равно может привести к заблуждению, если группа остановится на убеждениях, которые взрослые считают морально неправильными, например, «Воровство в магазинах ради шоколадных батончиков — это весело и желательно».

В конце концов, когда ребенок становится юношей и социальный мир расширяется еще больше, он или она приобретает еще больше сверстников и друзей. Поэтому он или она с большей вероятностью столкнется с разногласиями по этическим вопросам и убеждениям. Разрешение сложностей приводит к Стадии 4, этике закона и порядка , на которой молодой человек все больше формирует моральные убеждения с точки зрения того, во что верит большинство общества. Итак, поступок нравственно хорош, если он законен или хотя бы обычно одобряется большинством людей, в том числе людьми, которых молодежь лично не знает. Такая установка приводит к еще более устойчивому набору принципов, чем на предыдущем этапе, хотя и не застрахована от этических ошибок. Сообщество или общество может согласиться, например, с тем, что к людям определенной расы следует относиться с преднамеренным неуважением, или что владелец фабрики имеет право сбрасывать сточные воды в общее озеро или реку. Чтобы разработать этические принципы, которые надежно избегают подобных ошибок, требуются дальнейшие этапы нравственного развития.

Постконвенция: общественный договор и универсальные принципы

По мере того, как человек обретает способность мыслить абстрактно (или «формально» в смысле Пиаже), этические убеждения переходят от принятия того, что делает сообщество  верования, к процессу  посредством которых формируются общественные убеждения. Новый фокус составляет Стадию 5, этику общественного договора . Теперь действие, убеждение или практика являются морально хорошими, если они были созданы посредством справедливых, демократических процессов, уважающих права затронутых людей. Возьмем, к примеру, законы некоторых регионов, требующие от мотоциклистов носить шлемы. В каком смысле этичны законы об этом поведении? Был ли он создан путем консультаций и получения согласия соответствующих людей? Консультировались ли велосипедисты и давали ли они согласие? А как насчет врачей или семей велосипедистов? Разумные, вдумчивые люди не согласны с тем, насколько тщательно и справедливо эти консультации процессы должны быть. Сосредоточив внимание на процессах, посредством которых был создан закон; однако люди думают в соответствии со Стадией 5, этикой общественного договора, независимо от того, какую позицию они занимают в отношении ношения шлемов. В этом смысле убеждения обеих сторон в споре о проблеме иногда могут быть морально обоснованными, даже если они противоречат друг другу.

Соблюдение надлежащей правовой процедуры определенно должно помочь избежать бездумного подчинения общепринятым моральным убеждениям. Однако как этическая стратегия она тоже иногда может потерпеть неудачу. Проблема в том, что этика общественного договора возлагает на демократический процесс больше веры, чем он иногда заслуживает, и не уделяет достаточного внимания содержанию того, что решается. В принципе (а иногда и на практике) общество может демократическим путем принять решение об уничтожении каждого члена расового меньшинства, но сделает ли это решение в соответствии с надлежащей правовой процедурой этичным? Осознание того, что этические средства иногда могут служить неэтичным целям, приводит некоторых людей к Стадии 6, 9-й.0065 этика самовыбора, универсальные принципы . На этом заключительном этапе нравственно хорошее действие основывается на личных принципах, которые применимы как к непосредственной жизни человека, так и к более широкому сообществу и обществу. Универсальные принципы могут включать в себя веру в демократическую надлежащую правовую процедуру (этика Стадии 5), а также другие принципы, такие как вера в достоинство всей человеческой жизни или в неприкосновенность природной среды. На стадии 6 универсальные принципы будут определять убеждения человека, даже если эти принципы означают периодическое несогласие с тем, что принято (стадия 4), или даже с тем, что является законным (стадия 5).

Видео 9.2.1. Шесть стадий морального развития Кольберга объясняет стадии морального мышления и применяет их к примерному сценарию.

Колберг и дилемма Хайнца

Дилемма Хайнца — часто используемый пример, помогающий нам понять этапы морального развития Кольберга. Как бы вы ответили на эту дилемму? Колберга не интересовало, ответите ли вы на дилемму «да» или «нет»: вместо этого его интересовало обоснование вашего ответа.

В Европе женщина была на грани смерти от особого вида рака. Было одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Это была форма радия, которую недавно открыл аптекарь в том же городе. Изготовление лекарства было дорогим, но аптекарь брал в десять раз больше, чем стоило ему производство лекарства. Он заплатил 200 долларов за радий и 2000 долларов за небольшую дозу препарата. Муж больной женщины, Хайнц, ходил ко всем своим знакомым, чтобы занять деньги, но смог собрать только около 1000 долларов, что составляет половину его стоимости. Он сказал аптекарю, что его жена умирает, и попросил продать дешевле или позволить заплатить позже. Но аптекарь сказал: «Нет, я открыл это лекарство и собираюсь зарабатывать на этом деньги». Поэтому Хайнц впал в отчаяние и ворвался в магазин мужчины, чтобы украсть лекарство для его жены. Это должен был сделать муж? (Кольберг, 1969, с. 379)

С теоретической точки зрения не важно, что, по мнению участника, должен делать Хайнц. Теория Кольберга утверждает, что обоснование, которое предлагает участник, — это то, что важно, форма его ответа. Ниже приведены некоторые из многих примеров возможных аргументов, относящихся к шести стадиям:

  • Стадия первая (подчинение): Хайнц не должен красть лекарство, потому что в результате его посадят в тюрьму, что будет означать, что он плохой человек. ИЛИ Хайнцу следует украсть лекарство, потому что оно стоит всего 200 долларов, а не столько, сколько аптекарь хотел за него; Хайнц даже предложил заплатить за него и больше ничего не воровал.
  • Второй этап (корысть): Хайнц должен украсть лекарство, потому что он будет намного счастливее, если спасет свою жену, даже если ему придется отбывать тюремный срок. ИЛИ Хайнцу не следует красть лекарство, потому что тюрьма — ужасное место, и он скорее будет томиться в тюремной камере, чем из-за смерти жены.
  • Третий этап (соответствие): Хайнц должен украсть лекарство, потому что этого ожидает его жена; он хочет быть хорошим мужем. ИЛИ Хайнц не должен воровать наркотик, потому что воровать плохо, а он не преступник; он пытался сделать все возможное, не нарушая закона, его нельзя винить.
  • Четвертый этап (закон и порядок): Хайнц не должен красть лекарство, потому что закон запрещает воровство, что делает его незаконным. ИЛИ Хайнц должен украсть лекарство для своей жены, но также понести предписанное наказание за преступление, а также заплатить аптекарю то, что ему причитается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *