Нравственные ценности и идеалы: Идеалы и нравственные ценности.

33. Идеалы и нравственные ценности.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральную практику (выражающуюся в поведении), моральные отношения, моральное сознание.

Моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы и ценности — все это элементы морального сознания. Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей.

Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.). Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности. К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью;

альтруизм — бескорыстное служение ближнему;

милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу;

отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой

социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других. Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают  ценности — это образцы поведения и мироотношения, признанные в качестве ориентира, которые утверждаются в нормах. Когда говорят «будь честен», имеют в виду, что честность- ценность. Человеческие ценности имеют иерархию, т.е. существуют ценности более низкого и более высокого уровня. По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним.

Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Обществознание 5.3

 


1. Нравственный идеал
2. Категории этики
3. Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки
4. Долг, стыд и совесть


 

Нравственный идеал – это представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

В основе нравственного идеала лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности.

Содержание нравственного идеала изменчиво и отражает потребности, устремления людей, живущих в разные исторические эпохи.

Область нравственных ценностей – это вся область человеческого существования. Она простирается как внутри самого человека, так и вне его, даже за пределами его досягаемости: ведь человек гуманный заботится и о том, что будет, когда не станет его самого. Центральной среди них является ценность человеческой жизни.

Гуманистическое учение о ценностях руководствуется шкалой: «человечность – бесчеловечность».

Человечность – это сложное человеческое состояние и способность. В ней соединяются забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. В основе человечности лежат три краеугольных принципа: уважение, доброжелательность и совестливость.

Венчает все это созвездие добродетелей, освещая их своим светом, разум, который делает человечность мудрой и зрелой.

Все, что соответствует или не противоречит человечности становится нравственной ценностью. Все, что противоречиво в себе и состоит из смеси положительного и отрицательного, заслуживает названия псевдоценностей и подлежит критической оценке. Все, что бесчеловечно, то не ценность.

В результате образуются три области:
— область ценностей;
— область псевдоценностей;
— область антиценностей.

Категории этики — это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни, и они не зависят от сознания людей) и субъективны по форме (т.е. объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры, образа жизни и т.д.). Все категории этики являются и категориями морального сознания.

Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами. Особенности этических категорий отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них нравственный аспект.

Категории этики носят оценочный характер. Их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. В категориях этики в значительно большей степени, чем в категориях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений.

Самой общей категорией для обозначения моральных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенно большую совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения.

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Это фундаментальные категории морального сознания, от содержания которых зависят все другие этические представления.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящему злу. Добро заключается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между ними. Добро характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенствования. Понятие добра тесно связано с таким понятием как добродетель — морально положительное качество человека. Разные добродетели выражают разные грани добра: мужество и покладистость, доброта и суровость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не даются нам от природы, их необходимо воспитывать.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требо-ваниям морали, заслуживающим осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Зло – это деятельность, противоречащая принятым в данной культуре нор-мам морали (в конечном счете – идеалу), которая имеет негативное значение для состояния других людей или самого действующего объекта: причиняет материальный или духовный ущерб, вызывает страдания и сходные негативные чувства, ведет к деградации личности. Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремиться устранить и исправить: чувства, намерения, поступки, качества, характеры. Избавления от зла физического (страданий, смерти) и морального (греха) возведено в конечную цель человека во многих религиях.

Добро и зло не являются равноправными началами. Зло вторично по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей. Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» — одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры.

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, дру-гим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т.п. Долг может быть личным: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу, через призму высших моральных ценностей. Созна-ние долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения. Впро-чем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался человек долга — человек, умеющий обуздывать эгои-стические устремления.

Страх в процессе культурного развития человечества становится предпосылкой для формирования «первичного» компонента морали — стыда. Еще Аристотель писал, что стыд нередко рассматривают «как своего рода страх дурной славы».

Стыд означает порицание всего того, что считается не должным, дурным, и на этой основе формируются представления о нравственно должном и добром.

Но стыд еще не совесть. Чувство стыда еще не содержит в себе того «грозного судию», внутреннего «прокурора», той глубины размышлений и анализа, кото-рые характерны для развитой совести. Кроме того, для стыда, как правило, необ-ходимы свидетели, а для совести они совершенно не обязательны. Важно также и то, что совесть все оценивает по мерке высших общечеловеческих моральных ценностей. Стыд же более конкретен. Например, человеку может быть стыдно, если он одет не по моде.

Несмотря на определенные различия, именно стыд предопределил появление совести как стыда перед самим собой. Как замечал В. Соловьев, «безотчетный инстинкт стыда превращается в ясный голос совести».

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать.
Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть — нормальное состояние че-ловека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить.

Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. Стыд же полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица.

Стыд — это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно. Таким образом, стыд – это стыд перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

Совести нельзя научить. Совесть — это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 10
§ 35 стр. 240-252

Составление конспекта по плану:

1. …
2. …

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1.
2. …
3. …
4. …
5. …

Этика, мораль, принципы, ценности, добродетели и убеждения. В чем разница? – Институт ценностей

Доктор Алаа Ахмед

Существует большое количество литературы, посвященной этике, морали, принципам, ценностям, добродетелям и убеждениям, особенно в области моральной философии, организационной этики и даже поведения потребителей, но очень немногие статьи пытаются различать их, поскольку они вместе и часто взаимозаменяемо используются для описания товаров у человека. Однако мы считаем, что значения, предлагаемые понятиями, которые они представляют, сильно различаются. Давайте исследуем это вместе.

Содержание

Этика и мораль. Который какой?

Этика и мораль проводят различие между тем, что считается хорошим/правильным, и тем, что считается плохим/неправильным. Это общее определение заставило многих, иногда даже специалистов, использовать их взаимозаменяемо. Ключ к пониманию разницы между этикой и моралью заключается в том, чтобы посмотреть на уровень, до которого человек способен усвоить определенные стандарты. Чтобы объяснить это далее, давайте посмотрим на определение этики, данное Энциклопедией философии, как акт «систематизации, защиты и рекомендации концепций правильного и неправильного поведения», что предполагает, что это делается на уровне сообщества, часто с одобрения власти в указанном сообществе. Мораль, с другой стороны, — это личное принятие и применение тех рекомендаций, которые были систематизированы и защищены большей группой. Другими словами, этика — это социальные стандарты «правильного» и «неправильного», которые распространяются среди определенного сообщества, а мораль — это убеждения, составляющие личный кампус, который направляет поведение человека или организации.

Взаимодействие между этими двумя понятиями может быть запутанным. Например, человек может следовать этике, установленной определенной группой, скажем, религией, организацией или семьей, но может вообще не иметь никакой морали, потому что он не усвоил ни одного из стандартов, которым следует. В то время как другой может нарушать этику той же группы, чтобы поддерживать личные моральные нормы.

Этика может влиять на мораль, поскольку известно, что соблюдение определенных этических стандартов в течение длительного периода времени может повлиять на мораль человека в зависимости от уровня последовательности и влияния большей группы.

Принципы и ценности. Который какой?

Термины «принципы» и «ценности» обычно используются как выражение моральной позиции человека. Однако они носят противоречивый характер, хотя и присутствуют области совпадения. Возможно, одно из лучших описаний различия между двумя понятиями дал Стивен Кови, автор книги «7 навыков высокоэффективных людей». Он объясняет, что принципы — это объективная реальность, не связанная культурами и отдельными людьми, и поэтому они универсальны. Принципы включают в себя справедливость, честность и добросовестность, а также другие подобные бесспорные стандарты. В отличие от универсального и постоянного характера принципов, ценности представляют собой внутренние, субъективные и гибкие убеждения, которых люди придерживаются в отношении идей или проблем. Возьмем в качестве примера компанию по производству одежды, где честность – это принцип, которого руководство придерживается в силу его универсальной правильности, а быть модным и модным – это ценности, которые руководство поддерживает в связи с их отношением к их конкретному направлению деятельности, например, к производству одежды.

Мы замечаем, что такие ценности, как быть модными и модными, на самом деле повышают ценность линии одежды и, таким образом, оправдывают свое присутствие. В случае, когда компания должна была изменить свою деятельность, скажем, корпоративный учет, они, вероятно, продолжат отстаивать честность как принцип, но откажутся от модных и модных ценностей, поскольку они больше не служат цели компании.

Принципы, будучи наиболее преобладающими и постоянными, пользуются наибольшей силой, они являются семенами, из которых вырастают все остальные понятия. Этические кодексы поведения, распространяемые университетами, например, основаны на принципах честности и защиты интеллектуальных прав других. Если бы такие этические кодексы поведения не соответствовали принципам, скорее всего, и студенты, и университеты в свое время будут сопротивляться им. Мы были свидетелями многочисленных случаев, когда этические стандарты в организациях подвергались сомнению из-за их несоответствия общепринятым принципам, таким как включение цветных людей, гендерное равенство, справедливое вознаграждение и т. д. 

Добродетели против убеждений. Который какой?

Добродетель — это черта или качество, которое считается морально хорошим. Он включает в себя части этики и морали, поскольку представляет собой оценку морали человека, определяемую группой людей. Например, целомудрие — это добродетель по определению некоторых сообществ, а трудолюбие — это добродетель по определению других сообществ. Кроме того, есть добродетели, установленные авторитетными сущностями, такими как религиозные тексты или лидеры организаций. По своей сути добродетели — это отношения, наклонности или черты характера, которые позволяют человеку быть и действовать в соответствии с установленными принципами, описанными Университетом Санта-Клары.

Убеждения — это мысли, лежащие в основе как добродетели, так и морали. Построение убеждения или системы убеждений в целом — это процесс, посредством которого этика и принципы, являющиеся коллективным выражением «добра», которые обычно находятся вне человека во внешней среде, интернализируются и трансформируются в мораль и добродетели, которые являются индивидуальным выражением. «хороших», которые обычно находятся внутри человека.

Что все это значит для отдельных лиц и организаций?

Несомненно, интересно посмотреть на появляющуюся литературу в области морали и этического поведения, способности создавать и убеждать людей, а также на ту, где обсуждается различие между принципами и ценностями в целом. Однако также существует значительное количество специализированной литературы, в которой обсуждаются эти темы в сфере конкретной отрасли, страны или организации. Понимание абстрактных значений, присущих этим понятиям, облегчает читателю осмысление при работе со специализированным текстом и при размышлениях о применении этих понятий в различных условиях, будь то семейные, организационные или другие.

Понимание этих, можно сказать, не столь тонких различий между этикой, моралью, принципами, ценностями, добродетелями и убеждениями также важно для понимания человеческого поведения. Он дает объяснение многим человеческим явлениям, например, почему один сотрудник оспаривает кодексы поведения, а другой нет, или почему люди ведут себя непоследовательно в разных ситуациях.

Помимо понимания человеческого поведения, эти знания помогают лидерам лучше руководить, сосредотачиваясь на морали, добродетелях и убеждениях, которые являются внутренним двигателем перемен.

Последнее изменение Рубрики: Ценности

О докторе Алаа Ахмеде

Доктор Алаа имеет степень доктора делового администрирования Ливерпульского университета. Она имеет большой опыт в академическом письме, концептуальных основах, методологии и дизайне исследований. Доктор Алаа базируется в Манаме, Бахрейн.

Наши моральные ценности | Нация

  • Политика
  • Редакция
  • Выпуск от 6 декабря 2004 г.

Щелкните здесь для получения информации о бестселлере Джорджа Лакоффа

«Не думай о слоне!» Знайте свои ценности и формируйте дебаты .

18 ноября 2004 г.

Мы — 55 миллионов прогрессистов, которые собрались вместе на этих выборах, проголосовали за Керри и отвергли повестку дня Буша.

Щелкните здесь для получения информации о бестселлере Джорджа Лакоффа «Не думай о слоне!» Знайте свои ценности и формируйте дебаты .

Мы собрались вместе из-за наших моральных ценностей: забота и ответственность, справедливость и равенство, свобода и мужество, реализация в жизни, возможности и общность, сотрудничество и доверие, честность и открытость . Нас объединили политические принципы: равенство, справедливость (если ты зарабатываешь на жизнь, ты должен зарабатывать на жизнь) и правительство для людей — для всех людей.

Это традиционные американские ценности и принципы, которыми мы больше всего гордимся в этой стране. Неудача демократов была неспособностью представить наше моральное видение, прославить наши ценности и принципы и провозгласить их вслух.

Мы должны немедленно убедить наших лидеров объединиться вокруг этих ценностей, выразить наше общее моральное видение и выступить против программы Буша, потому что она аморальна! Буш назовет их обструкционистами. Они должны позиционировать себя как движущихся в правильном направлении, идти вперед, а не назад, защищать величайшие из американских идеалов и моральных принципов, работать против радикально правой программы, которая приведет нашу страну к катастрофе, и выступать от имени более 55 миллионов высоконравственных, патриотичных американцы.

Если мы ясно изложим наши ценности, большинство людей признают их своими, более аутентичными и более глубоко американскими, чем те, которые выдвигают консерваторы. По крайней мере, они увидят, что прогрессисты придерживаются глубоко укоренившихся традиционных американских принципов. Это был бы огромный шаг вперед по сравнению с нынешним состоянием, в котором консерваторы рассматриваются как обладающие монополией на «ценности», а прогрессисты представляются партией «если вам нравится, делайте это» без каких-либо высших принципов.

Нравственные ценности на национальном уровне — это идеализированные семейные ценности, проецируемые на нацию. Прогрессивные ценности – это ценности ответственной воспитательной семьи, где родители (если их двое) несут равную ответственность. Их работа состоит в том, чтобы воспитывать своих детей и воспитывать их так, чтобы они были воспитателями для других. Воспитание имеет два аспекта: сочувствие и ответственность — как за себя, так и за своих детей. Отсюда вытекают все прогрессивные ценности, как в семье, так и в политике.

Если вы сочувствуете своим детям, вы захотите, чтобы у них было сильная защита, справедливое и равное обращение и удовлетворение в жизни. Исполнение требует свободы, свободы требует возможности и возможности требует процветания . Поскольку ваша семья проживает в общине и нуждается в ней, вам потребуется общественное здание и общественная служба . Сообщество требует сотрудничество , что требует доверие , что требует честность и открытое общение . Это прогрессивные ценности – как в политике, так и в семейной жизни.

Защита. Помимо физической защиты, есть охрана окружающей среды, защита работников и защита прав потребителей, а также все «страховочные сетки» — Social Security, Medicare и так далее. Равенство означает полное политическое и социальное равенство, независимо от богатства, расы, религии или пола. Открытость требует открытого правительства и свободной любознательной прессы. Прогрессивные политические идеалы — это воспитывающие моральные идеалы.

С другой стороны, семейная модель строгого отца предполагает, что зло и опасность всегда будут подстерегать мир, что жизнь трудна, что всегда будут победители и проигравшие и что дети рождаются плохими – они хотят делать то, что чувствует себя хорошо, а не то, что правильно, и должно быть сделано хорошо. Строгий отец нужен, чтобы защищать и поддерживать семью и учить своих детей правильному от неправильного. Это можно сделать только одним способом: наказание настолько болезненное, что, чтобы избежать его, дети научатся внутренней дисциплине, необходимой для того, чтобы быть нравственными. Эта дисциплина также может сделать их преуспевающими, если они преследуют свои личные интересы и никто не вмешивается. Мама недостаточно сильна, чтобы защитить семью, и слишком мягкосердечна, чтобы дисциплинировать детей. Вот почему нужны отцы.

Применим это, используя метафору, к нации: нам нужен сильный президент, который отличает хорошее от плохого, чтобы защитить нацию. Социальные программы аморальны, потому что они дают людям то, чего они не заработали, и тем самым делают их недисциплинированными — и зависимыми, и менее способными действовать морально. Преуспевающие люди — хорошие люди. Те, кто не богат, заслужили свою нищету. Налоги отнимают законное вознаграждение у процветающих. Нарушители должны быть строго наказаны. Правительство должно убраться с пути дисциплинированных (следовательно, хороших) людей, преследующих собственные интересы. Президенту следует подчиняться; поскольку он отличает правильное от неправильного, его авторитет законен и не подлежит сомнению. Во внешней политике он также является абсолютным моральным авторитетом и поэтому не нуждается в советах меньших стран.

Так называемые «моральные вопросы» оскорбляют строгую отцовскую мораль. Брак строгого отца не может быть однополым; это должно быть между мужчиной и женщиной. Для жены, которая сама добивается аборта, или для дочери, которая нуждается в аборте, это оскорбление строгого контроля отца над поведением женщин в его семье. Они не являются главными моральными проблемами сами по себе; скорее они символизируют всю идентичность строгого отца применительно ко всем сферам жизни. Вот почему они так сильны для консерваторов.

У колеблющихся избирателей есть обе модели — в разных сферах жизни — и они не уверены, какую из них применить к политике на конкретных выборах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *