Как самореализация влияет на личность человека //Психологическая газета
Часто к психологам приходят люди, у которых за проблемами с самооценкой или адаптацией скрывается конфликт соотношения социального и индивидуального. Особенности Я-концепции, безусловно, являются важными составляющими личности человека. Они влияют на многие личностные структуры, в том числе на эмоциональную сферу. Признаки Я-концепции могут быть обнаружены, например, в особенностях поведения, а также сопровождающих поведение эмоциональных переживаниях.
Американские психологи А. Тэшфел и Дж.Тернер выделили две равнозначные подсистемы Я-концепции: персональную и социальную идентичность, то есть самоопределение человека относительно своих индивидуальных черт и принадлежности к различным социальным категориям соответственно. Однако эти подсистемы имеют реципрокную взаимозависимость – актуализация одной подсистемы подавляет другую. При этом чаще актуализируется социальная идентичность. Это приводит к деперсонализации поведения – преобладанию групповых норм и прототипов над личными стандартами. Прототипы создаются для того, чтобы иметь возможные образцы поведения, соотнесение с которыми обеспечивает поддержание благоприятной самооценки (Y. Tajfel, «The context of social psychology» и Дж. Тернер, «Психология влияния»).
Воображаемое представление о том, каким может стать человек в будущем Е.Т. Хиггинс назвал возможным Я, в противовес рабочей Я-концепции – части общего репертуара Я в настоящее время (E. T. Higgins, «Self-Discrepancies»). Его теория предполагает, что различие между текущей рабочей Я-концепцией и возможным Я приводит к личностным расстройствам. Так, например, тревожное состояние – результат противоречия между тем, кем человек действительно является, и тем, кем, по его мнению, он должен быть.
Изучая структуру Я-концепции и её влияние на разные стороны личности, невозможно не обратить внимание на понятие самоидентичности.
В современных исследованиях идентичность и самоидентичность четко разделяют. Идентичность – это отождествление себя с кем-то или чем-то. Самоидентичность – понимание своей самобытности, неповторимости, отличия от других (Л.В. Парукова «Позитивная гендерная самоидентичность современной женщины и критерии ее оценки»).Я-концепция, в свою очередь, формируется в связи с самореализацией личности. Самореализация личности также связана с представлениями человека о себе. Именно тенденция к самоактуализации детерминирует процесс формирования Я-концепции личности.
Необходимо обратить внимание на роль ответственности в самоактуализации. Современные отечественные авторы называют ответственность одним из условий самореализации, наравне со свободой личности и материальным достатком (Солодовникова И.В., «Самореализация личности в зрелом возрасте»). Кроме того, ответственность является условием достижения эмоционального благополучия (Васильева О.С., «Психология здоровья человека»).
Действительно, реализация самого себя не может быть перепоручена другим людям, как не может быть перепоручена им вся жизнь. Основатель логотерапии Виктор Франкл считал, что ответственность и есть сама сущность человеческого существования. Когда выясняется, что невозможно заменить одного человека другим, в полной мере проявляется ответственность человека за свое существование и его продолжение. Человек, осознавший свою ответственность, уже не сможет бросаться своей жизнью (Франкл В. «Человек в поисках смысла»). Ответственность проявляется и в процессе самореализии, и в поиске смысла человеческого существования, как одной из основ самореализации.
С точки зрения логотерапии, стремление найти смысл жизни – основная мотивационная сила человека. Человеку нужен не гомеостаз, а экзистенциальная динамика в силовом поле напряжения, где один полюс является смыслом, который следует осуществить, а другой полюс – сам человек, который и должен это сделать (Франкл В.
«Человек в поисках смысла»).Эта точка зрения продолжает разрабатываться, в том числе отечественными авторами, считающими, что поиск смысла – динамический процесс взаимодействия с реальностью. Самореализация – диалектически противоречивый процесс поиска, обретения и осуществления личностью своих ключевых жизненных ценностей (Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни»).
В отношении самореализации существует противоречие: обществом одновременно признаётся необходимость профессиональной активности, но, в то же время, предназначением для человека остаётся создание семьи. Особенно остро этот диссонанс проявляется в отношении роли женщины. Такое противоречие способно привести к негативным последствиям – в первую очередь в отношении эмоционально-личностной сферы, так как смешение ролей в идентичности не может не сопровождаться отрицательными эмоциональными реакциями, возможно ведущими к эмоциональному обеднению и социальной изоляции.
Опрос Фонда «Общественное мнение» (2001) подтверждает такого рода данные. 72% женщин и 50% мужчин считают, что женщинам в России живётся труднее, чем мужчинам. В исследовании гендерной самоидентичности современных российских женщин было выявлено, что одним из важнейших параметров для них остаются образ жены и матери. 77,4% женщин выбирают в своих самоописаниях семейные роли, 13,2% – профессиональные, 28,6% – другие социальные роли (Л.В. Парукова «Позитивная гендерная самоидентичность современной женщины и критерии ее оценки»). При этом и мужчины, и женщины (63% и 62% соответственно) посчитали, что в жизни одиноких людей больше минусов, чем плюсов (Фонд «Общественное мнение», 2014).
В целом, успех в жизни для респондентов обоих полов определяется через благополучие семьи – 32%, материальный достаток – 27%, карьеру – 20% (Фонд «Общественное мнение», 2017). В другом опросе Фонда «Общественное мнение» (2016) респонденты выбрали также самым важным в их жизни благополучие семьи (75%), а профессиональное развитие оказалось важным только для 26% респондентов.
Таким образом, самореализация происходит чаще всего через семью. Возможно, это вынужденный процесс, триггером для которого являются социальные стереотипы. При этом в случае невозможности самореализации по предиктивному пути, человек выбирает другие варианты самоопределения, как позитивные, так и негативные. Это, безусловно, личностный выбор, но он зависит от социального одобрения и может привести к аффективным нарушениям, если стремления человека вступят в конфликт с социально признанными ценностями.
Эмоциональные переживания возникают не только из-за конфликта между личностными стремлениями и социальной идентичностью. Часто у человека просто нет стремления актуализировать свою персональную идентичность из-за отсутствия видимых альтернатив. Общество и семья транслируют определенные нормы и направления для самореализации, в итоге многие люди не видят возможность выбора на пути развития Я-концепции. Осознание проблемы приходит из-за постоянных негативных переживаний, трудностей в социализации, но человек никак не связывает эти переживания с блокированным стремлением к самореализации. При этом мы сталкиваемся с порочным кругом проблемы: социальные предикторы не дают личности развиваться по пути предпочтительной самоактуализации, из-за этого у человека возникают проблемы в социализации. При этом он не видит, где можно разорвать эту связь.
Выходом может быть определение других путей для самореализации и самоактуализации. Психолог должен помочь своему клиенту разглядеть множество способов развития. Если человек не замечает пути для самоактуализации, это не значит, что их нет. Наоборот, в поиске и ответственном выборе новых вариантов развития приобретается собственная идентичность как основа для дальнейшего самоопределения. А у личности с позитивной Я-концепцией обязательно будет социальное одобрение и психологическое благополучие.
Самореализация ребенка дошкольного возраста
Самореализация ребенка – это раскрытие детских личных возможностей, которые ведут к более счастливой и успешной жизни. У каждого индивида имеется ряд потребностей, без удовлетворения которых невозможно осуществление счастливой жизни. Очень сложно ребенку найти ту область, в которой он максимально раскроется, применит свои качества характера и достигнет определенных целей. Если личность находит такую область, то ее успех в самореализации гарантирован.
Условия для самореализации детей
В настоящее время ученые единодушны, что каждый индивид имеет огромное множество возможностей, которые хранятся в виде задатков и при определенных условиях развития их можно самореализовать.
На развитие самореализации детей влияют многие факторы: социально-экономический, биогенетический, педагогический. К сожалению, заблуждением индивида, особенно молодого, выступает недооценка заложенных природных способностей.
Важным условием для самореализации детей является создание взрослыми ситуаций успеха. Такие слова, как «хорошо», «давай поработаем еще», «молодец» должны звучать постоянно в адрес ребенка, а каждая детская деятельность нуждается в доброжелательной поддержке. Только такие условия создадут ситуацию успеха.
Психологи отметили, что чем активнее развивается творчески малыш, тем продуктивнее функционирует его мышление в разных плоскостях и направлениях.
Стимулом для творческого развития детей, расцвету их способностей, расширению диапазона интересов, а также гуманизации мыслей, поступков, чувств, созидательной активности выступает досуг.
Большинство обеспеченных людей страдает от нехватки того, чего они не в состоянии осознать или понять. Человеку очень важно найти свое место в жизни, чтобы ощущать полное удовлетворение от реальности, при этом максимально выразив себя и используя все свои природные задатки. Личность, реализующая свои ресурсы на благо социуму, является самой счастливой.
Самореализация включает получение удовольствия от процесса работы. Самореализация имеет тесную взаимосвязь с общественной оценкой. Зачастую люди испытывают страдания из-за того, что другие не видят у них положительных качеств и не ценят их. Самореализация может позволить каждой личности предстать перед социумом в блеске своих возможностей и талантов. Умение направлять свои плохие и хорошие черты характера на достижение целей всегда ценно в обществе. Личностей реализующих свой потенциал всегда любят и уважают.
Психологи считают, что возникновение массового молодежного движения, например, хиппи или панков появилось вследствие неудовлетворенной потребности в поиске себя. Поэтому задача родителей обеспечить те условия, которые будут способствовать детской самореализации, воплощая в жизнь что-либо новое и неизведанное сориентированное на творчество.
Отклонения в поведении подростков отмечаются в дефектах воспитания. Неумение взрослых заинтересовать ребенка, а также раскрыть его способности и возможности приводит к тому, что им начинают управлять случайные обстоятельства, а также стихийные всплески энергии.
Творческая самореализация детей
Творчество выступает не только атрибутом социализации детской личности и средством общения, развлечения, отдыха, но и мощным инструментом самовоспитания, уникальным средством просвещения, а также эстетического воспитания. Любая маленькая победа ребенка или просто участие в конкурсах, творческих проектах разного уровня влияет на развитие творческого потенциала.
В подростковом возрасте основными средствами в творческой самореализации являются клубы по интересам, кружки, спортивные секции и пр.
Творческую самореализацию подростка относят к важной составляющей развития личности. Психологами отмечено, что стимулом развития личности, а также поиском своего места в жизни выступает сама потребность в поиске. Поиск просто необходим для физического, психического, полового созревания и стремления к юношескому самоутверждению. Некоторые подростки самоутверждаются с помощью агрессивного поведения. Немецкий психотерапевт Г. Аммон считает, что каждый ребенок рожден с потенциалом «конструктивной» агрессивности. Под этим термином психотерапевт понимает желание и стремление к творческой самореализации, которые способствуют освоению и улучшению мира. Развивается и усиливается «конструктивная» агрессивность только при правильном воспитании ребенка. Ошибки в воспитании отмечаются при подавлении инициативы у детей взрослыми. Зачастую такие дети зажаты в играх, в общении с взрослыми и сверстниками. Когда дети сталкиваются с семейными конфликтами, у них возникает деструктивная агрессивность, которая сильно их травмирует. Неправильно сориентированная детская личность может проявить себя в немотивированной агрессии и нехороших поступках.
Самореализация детей дошкольного возраста
Достигая трехлетнего возраста, малыши знают, чего именно хотят и самостоятельно пытаются решить, что надевать, в какие игры играть, с кем дружить. Именно в этот период идет закладка понятия привязанности, дружбы, а также самовыражения всех важных жизненных аспектов, которые на протяжении жизни будут сопровождать малыша. Если малыш посещает детский коллектив, например детский центр или сад, то он там может самореализоваться. В домашних условиях самореализации ребенку добиться гораздо сложнее, поскольку члены семьи зачастую заняты домашними хлопотами, и малышу уделяют очень мало времени.
Однако даже если весь день ребенка и взрослых занят, не стоит забывать, что малышу нужна любовь близких людей. Родителям необходимо постоянно обнимать своих детей, рассказывать о своих переживаниях, чувствах и взрослые от своего чада обязательно получат отдачу. Нельзя малыша лишать эмоций. Вместе с детьми необходимо играть в детские игры и постепенно вовлекать их во взрослые. Для малыша обыденные дела: работа по дому с пылесосом, мытье посуды могут показаться просто волшебными. Необходимо позволить малышу участвовать в рабочем процессе по дому, и возможно в дальнейшем он будет помогать справляться с домашними хлопотами. Большинство родителей зачастую не доверяют малышу какую-то работу или процесс, тем самым ограничивают и прививают ему страх. Да, иногда ребенок может что-то уронить или разбить, однако какое удовольствие ему принесет выполнение трудовой операции. Самое главное сохранять спокойствие, не нервничать даже тогда, когда, кажется, что самим выполнить работу гораздо проще и быстрее.
Негативное настроение родителей зачастую очень быстро переходит к ребенку, и вместо полезного времяпрепровождения близкие получают обиженное выражение детского лица и надутые губки.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
У вас есть самореализованная личность? Маслоу снова посетил
Вид на вторую пирамиду с вершины Великой пирамиды. Фото предоставлено Библиотекой Конгресса.
Абрахам Маслоу был американским психологом 20-го века, наиболее известным тем, что объяснял мотивацию с помощью своей иерархии потребностей, которую он представил в виде пирамиды. В основе наших физиологических потребностей лежит пища, вода, тепло и отдых. Двигаясь вверх по лестнице, Маслоу упоминает о безопасности, любви, самоуважении и достижениях. Но после того, как все они были удовлетворены, мотивирующим фактором на вершине пирамиды является стремление полностью раскрыть свой потенциал и достичь творческих целей. Как один из основателей гуманистической психологии, Маслоу предположил, что путь к самопревосхождению и, в конечном счете, к большему состраданию ко всему человечеству требует «самореализации» на вершине его пирамиды — реализации своего истинного потенциала и становления подлинное я.
Теперь Скотт Барри Кауфман, психолог из Барнард-колледжа Колумбийского университета, считает, что пришло время возродить эту концепцию и связать ее с современной психологической теорией. «Мы живем во времена растущих разногласий, эгоистичных забот и индивидуалистического стремления к власти», — недавно написал Кауфман в блоге в журнале Scientific American , представляя свое новое исследование. Он надеется, что новое открытие принципов самореализации может стать именно тем тонизирующим средством, о котором взывает современный мир. С этой целью он использовал современные статистические методы для создания теста самоактуализации или, точнее, 10 характеристик, демонстрируемых самореализовавшимися людьми, и он был недавно опубликован в журнале 9. 0003 Журнал гуманистической психологии .
Кауфман впервые провел онлайн-опрос участников, используя 17 характеристик, которые, по мнению Маслоу, присущи самореализовавшимся людям. Кауфман обнаружил, что семь из них были излишними или неуместными и не коррелировали с другими, оставив 10 ключевых характеристик самореализации.
Затем он переформулировал некоторые оригинальные формулировки и обозначения Маслоу, чтобы составить современную анкету из 30 пунктов, включающую по три пункта, затрагивающих каждую из этих 10 оставшихся характеристик: постоянная свежесть оценки; принятие; подлинность; невозмутимость; цель; эффективное восприятие действительности; гуманизм; пиковые переживания; хорошая нравственная интуиция; и творческий дух (см. полную анкету ниже и пройти тест на сайте Кауфмана).
Так что же сообщил Кауфман? В ходе опроса более 500 человек на веб-сайте Amazon Mechanical Turk Кауфман обнаружил, что оценки по каждой из этих 10 характеристик, как правило, коррелируют, но также и то, что каждая из них вносит уникальный вклад в объединяющий фактор самореализации, что позволяет предположить, что это допустимая концепция, состоящая из 10 субпризнаков.
Суммарные баллы участников теста также коррелировали с их баллами по пяти основным личностным чертам (т. избегать порывов в достижении своих целей. То, что новый тест таким образом соответствовал установленным личностным характеристикам, служит дополнительным доказательством его достоверности.
Затем Кауфман обратился к современным теориям благополучия, таким как теория самоопределения, чтобы увидеть, коррелируют ли оценки людей по его шкале самореализации с этими современными показателями. Конечно же, он обнаружил, что люди с более высокими характеристиками самореализации также, как правило, имеют более высокие баллы по любопытству, удовлетворенности жизнью, самопринятию, личностному росту и автономии, среди других факторов — как и предсказывал Маслоу.
«В совокупности эта совокупность данных подтверждает утверждение Маслоу о том, что самоактуализированные люди больше мотивированы ростом и исследованием, чем удовлетворением основных потребностей», — пишет Кауфман. Он добавляет, что новая эмпирическая поддержка идей Маслоу «весьма примечательна», учитывая, что Маслоу совместил их с «недостатком фактических данных».
Понятие Маслоу о самореализации часто подвергается критике за то, что ее стремление поощряет эгоцентрическую сосредоточенность на собственных целях и потребностях. Однако Маслоу всегда утверждал, что только став своим истинным, подлинным «я», мы можем превзойти себя и смотреть вовне с состраданием на остальное человечество. Кауфман также исследовал это и обнаружил, что люди с более высокими баллами по его шкале самоактуализации, как правило, также имели более высокие баллы по чувству единства с миром, но не по снижению самоуверенности, чувству независимости и предвзятости в отношении информации, относящейся к себе. (Это два основных фактора современной меры самопревосхождения, разработанной психологом Дэвидом Яденом из Пенсильванского университета.)
Кауфман сказал, что это последнее открытие поддерживает «утверждение Маслоу о том, что самоактуализирующиеся личности способны парадоксальным образом сливаться с общим человечеством, в то же время сохраняя сильную идентичность и чувство собственного достоинства».
В чем новые данные противоречат Маслоу, так это в демографических факторах, которые коррелируют с характеристиками самоактуализации — он считал, что самоактуализация редка и почти невозможна для молодых людей. Кауфман, напротив, обнаружил, что баллы по его новой шкале нормально распределяются по его выборке (то есть распределяются равномерно, как рост или вес) и не связаны с такими факторами, как возраст, пол и уровень образования (хотя в личной переписке Кауфман сообщает мне кажется, что более новые данные — более 3000 человек с тех пор прошли новый тест — показывают небольшую, но статистически значимую связь между пожилым возрастом и наличием большего количества характеристик самореализации).
В заключение Кауфман пишет, что: «Надеюсь, текущее исследование… перенесет мотивационную структуру Маслоу и основные характеристики личности, описанные основоположниками гуманистической психологии, в 21 век». идеи, но если это поможет исцелить наш разделенный мир, то характеристики, необходимые для самореализации, должны быть не постоянными чертами нашей личности, а тем, что мы можем сознательно развивать. Я указал на это Кауфману, и он настроен оптимистично. «Я думаю, что есть много возможностей для развития этих качеств [путем изменения ваших привычек]», — сказал он мне. «Хороший способ начать с этого, — добавил он, — это сначала определить, где вы находитесь по этим характеристикам, и оценить свои самые слабые звенья. Извлеките выгоду из своих самых высоких качеств, но также не забывайте намеренно помнить о том, что может блокировать вашу самореализацию… Определите свои модели и приложите согласованные усилия, чтобы измениться. Думаю, при добросовестности и силе воли это возможно».
Как самореализация влияет на карьеру и отношения
Что такое самореализация?
Американский психолог Авраам Гарольд Маслоу создал иерархию потребностей : теорию мотивации , согласно которой людям необходимы пять основных потребностей для достижения истинного потенциала. К ним относятся:
- Физиологические потребности (еда, вода, тепло)
- Потребности в безопасности (безопасность, финансы)
- Потребности в принадлежности и любви (дружба, близость, семья)
- Потребности в уважении (самоуважение, уверенность, достижения)
- Самоактуализация
Ключевым пунктом иерархии потребностей Маслоу является реализация своего полного уникального потенциала (Krems 0 et al. ), 2 2 . Самореализация исходит из осознанного стремления к достижению и реализации своего человеческого потенциала посредством жизнедеятельности (Никадамбаева и др., 2020). Однако с течением времени концептуализация самореализации изменилась и утратила свое значение в современном обществе. Теперь он связан с физической самоэффективность , интегрированная личность и самооценка (Кремс и др., 2017).
Мифы о самоактуализации
Прежде чем мы перейдем к тому, как самореализация может вам помочь, необходимо развеять несколько мифов о самореализации. Теория самоактуализации очень хорошо известна, но ее также часто неправильно понимают или интерпретируют (Compton, 2018).
Иерархия потребностей Маслоу основана на пирамиде потребностей, где вы должны успешно удовлетворить одну потребность, прежде чем перейти к следующей. Некоторые считают, что у вас должны быть физиологические потребности, прежде чем переходить к более высоким потребностям, таким как любовь и самооценка (Compton, 2018). На самом деле это не так, поскольку Маслоу сказал: «До сих пор мы говорили, что иерархия потребностей представляет собой фиксированный порядок, но на самом деле она далеко не так жестка, как мы могли предположить». среднего человека устраивает:
- 85 % физиологических потребностей
- 70 % потребностей в безопасности
- 50 % потребностей в любви
- 40 % потребностей в самоуважении
- 10 % потребностей в самореализации
- Шкала опыта близких отношений
- Шкала отношения к любви
- Включение другого в шкалу Я
- Опросник саморасширения
- Пересмотренное краткое Индекс самореализации
LIFE Intelligence: приложение для личностного роста
Удовлетворенность работой и самореализация
Что делает вас удовлетворенным своей работой? Это ваши преимущества, условия труда, окружающая среда? Один из способов повысить удовлетворенность работой — это самореализация . В ходе исследования исследователи попытались найти влияние самореализации на удовлетворенность работой. Самореализация считается наивысшим состоянием мотивации, и человек, обладающий ею, может выразить свои способности/потенциал. Поскольку удовлетворенность работой влияет на мотивацию сотрудников, исследователи взяли 187 образцов и попросили заполнить анкету, чтобы проверить их самореализацию и удовлетворенность работой (Gopinath, 2020) 9.0005
Они обнаружили, что общие факторы, определяющие удовлетворенность работой сотрудников, включали (1) рабочую среду, (2) финансовые выгоды и (3) отношения с коллегами и начальством. Однако интересно то, что они обнаружили сильную взаимосвязь и значимость между самореализацией и удовлетворенностью работой . Когда лидеры помогали сотрудникам чувствовать себя более самореализованными, их удовлетворенность работой и приверженность организации повышались (Gopinath, 2020).
LIFE Intelligence: Жить разумноСамореализация в отношениях: Парная актуализация
У всех примерно одинаковое представление о том, что такое успешные отношения и как их достичь. Будь то парная терапия, терпение или просто пространство, на самом деле есть ключевой компонент «успешных отношений». Исследования показали, что самореализация связана со здоровыми и успешными отношениями (Карьядева, 2020). найти индикаторы, относящиеся к оптимальным уровням развития пары, и сгенерировать теорию пара-реализация . Чтобы увидеть, существует ли парная актуализация внутри пар, исследователи взяли 21 пару, которые считали, что их отношения считаются здоровыми. Исследователи использовали довольно много шкал для проверки актуализации пар внутри пар, таких как:
После сбора количественных данных по этим шкалам исследователи использовали полуструктурированные интервью, чтобы получить качественные данные от пар. В результате они обнаружили два различных типа актуализации пары (Карьядева, 2020). Они обнаружили, что пары, в которых оба человека проявляли высокую степень самореализации , демонстрировали положительные факторы, связанные со здоровыми и успешными отношениями (т. е. саморасширение, включение другого в себя, надежная привязанность , романтическая любовь и дружеская любовь). Кроме того, у этих людей было несколько негативных показателей, соответствующих нездоровым и неудачным отношениям (например, ненадежная привязанность, игровая любовь, маниакальная любовь или сексуальное орудие) (Карьядева, 2020).
LIFE Intelligence: жить лучшеПринятие решений и самореализация
Принятие решений — это одна из девяти задач (тем) в приложении LIFE Intelligence для личного развития . Мы постоянно сталкиваемся с трудными решениями, например, какую работу или супруга выбрать. Однако мы, как правило, не осознаем, что действительно влияет на наши решения в долгосрочной перспективе. Исследования показали, что принятие решений и самореализация положительно связаны друг с другом. Чувство самореализации может улучшить ваши способности принимать решения в долгосрочной перспективе (Pavai et al., 2020).
В ходе исследования исследователи хотели увидеть взаимосвязь между принятием решений и самореализацией. Это исследование было проведено с участием тысяч учащихся средней школы. В период подросткового возраста мы склонны исследовать нашу личную идентичность и потенциальные возможности в нашей жизни, которые затем решают, каким будет наше будущее. Самоактуализация считается движущей силой для расширения наших способностей и улучшения нашего будущего «я».
Используя опросник для принятия решений, опросник для самореализации и лист личных данных, исследователи пришли к выводу, что существует положительная связь между принятием решений и самореализацией. Знание того, что существуют значительные позитивные отношения, помогает принимать более правильные решения, строить здоровые отношения и способствует компетентности в столкновении с трудными жизненными реалиями (Pavai et al. , 2020).
LIFE Intelligence: Личное развитиеЛичное развитие для самореализации
LIFE Intelligence — это приложение для личного развития
Список литературы
Никадамбаева К., Кличева К., Кличева Г. (2021). Концепция самоактуализации в 21 веке. Журнал психологии и образования, 58 (2), 304-308.
Гопинат Р. (2020). Исследование взаимосвязи между самоактуализацией и удовлетворенностью работой академических лидеров. Международный журнал менеджмента, 11(8), 753-763.
Карьядева Р. (2020). Актуализация пары: абдуктивное исследование самоактуализации в контексте отношений пар. Публикация диссертаций ProQuest.
Кремс, Дж. А., Кенрик, Д. Т., Нил, Р. (2017). Индивидуальное восприятие самоактуализации: какие функциональные мотивы связаны с реализацией своего полного потенциала?, Бюллетень по личности и социальной психологии, 43 (9)), 1337-1352.
Комптон, WC (2018). Мифы о самоактуализации: что на самом деле сказал Маслоу? Журнал гуманистической психологии.
Паваи, С.П., Гита, К., Виннешвари, Дж., Суганти, М. (2020). Исследование связи между принятием решений и Самоактуализацией.