Нужно уважать и свое равнодушие и не менять его ни на что так как – Читать онлайн Афоризмы Чехова страница 19

Читать онлайн Афоризмы Чехова страница 19

И молодые люди могут быть пьяницами.

(Дачное удовольствие)

ПЬЯНСТВО

Женщины пьют чаще, чем вы думаете.

(Записная книжка II)

*

Одною рюмкою вы не напоите пьяным того, кто уже выпил целую бочку.

(М. В. Киселевой, 14 января 1887 г.)

*

Пить, как крокодилы.

(Н. А. Лейкину, 22 ноября 1886 г.)

ПЯТКИ

Пятки. Местопребывание души у провинившегося мужа, проговорившегося обывателя и у воина, бегущего с поля брани.

(Из записной книжки Ивана Иваныча)

Р

РАБ

Отставной раб.

(Название рассказа Чехова)

*

Человек – это раб не только страстей, но и своих ближних.

(Человек)

РАБОЛЕПСТВО

Мы переутомились от раболепства и лицемерия.

(Записная книжка IV)

РАБОТА

Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее. Для настоящего человечество будет жить только разве в раю, оно всегда жило будущим.

(Записная книжка I)

*

Если человек не работает, не живет постоянно в художественной атмосфере, то будь он хоть Соломон Премудрый, все будет чувствовать себя пустым, бездарным.

(Из воспоминаний И. А. Бунина о Чехове)

РАБСТВО

Благородное, возвышенное рабство! – в нем-то и заключается высокий смысл женской жизни.

(На пути)

РАВЕНСТВО

только на том свете будет равенство людей, а на земле оно невозможно. Даже религия признает господ и рабов, богатых и бедных…

(Записная книжка IV)

РАВНОДУШИЕ

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть.

(Скучная история)

*

Легкость, с какою евреи меняют веру, многие оправдывают равнодушием. Но это не оправдание. Нужно уважать и свое равнодушие и не менять его ни на что, так как равнодушие у хорошего человека есть та же религия.

(Дневниковые записи, 1897 г.)

*

Природа … мирит, т. е. делает человека равнодушным. А на этом свете необходимо быть равнодушным. Только равнодушные люди способны ясно смотреть на вещи, быть справедливыми и работать – конечно, это относится только к умным и благородным людям; эгоисты же и пустые люди и без того достаточно равнодушны.

(А. С. Суворину, 4 мая 1889 г.)

*

Фермопилы равнодушия. Фермопилы – узкое ущелье, где в сентябре 480 до н. э. в ходе греко-персидской войны героически погиб отряд из 300 спартанских гоплитов, преграждая путь персидскому войску царя Ксеркса I.

(Осколки московской жизни)

РАДОСТЬ

Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»

(Из записной книжки Ивана Иваныча)

*

Когда у тебя в кармане загораются спички, то радуйся и благодари небо, что у тебя в кармане не пороховой погреб.

(Жизнь прекрасна)

*

Радуйся, что ты не лошадь конножелезки, не коховская «запятая», не трихина, не свинья, не осел, не медведь, которого водят цыгане, не клоп… Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный… Радуйся, что в данную минуту ты не сидишь на скамье подсудимых, не видишь пред собой кредитора.

(Из записной книжки Ивана Иваныча)

*

Так называемая детская чистая жизненная радость есть животная радость.

(

Записная книжка I)

РАДУШИЕ

Игра в радушие и в хлебосольство.

(Записная книжка I)

РАЗВИТИЕ

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

(Черный монах)

РАЗВРАТ

Есть люди, которых развратит даже детская литература.

(М. В. Киселевой, 14 января 1887 г.)

*

Легкий разврат есть соус к жизни…

(Записи на отдельных листах)

РАЗДОР

См. Благо.

РАЗДРАЖЕНИЕ

См. Организм.

РАЗОЧАРОВАНИЕ

За неудачами и разочарованиями быстро проходит время, не видишь настоящей жизни…

(А. М. Пешкову (М. Горькому), 3 января 1899 г.)

РАСПУТИЦА

Распутную жизнь ведут почтальоны и ямщики, когда ездят осенью в распутицу.

(Словотолкователь для «барышень«)

РАССКАЗ

В хорошем рассказе, как на военном корабле, не должно быть ничего лишнего.

(Рассказ неизвестного человека)

*

Первая и главная прелесть рассказа – это простота и искренность.

(А. Н. Плещееву, 5 или 6 июля 1888 г.)

*

У больших, толстых произведений свои цели, требующие исполнения самого тщательного, независимо от общего впечатления. В маленьких же рассказах лучше недосказать, чем пересказать.

(И. Л. Леонтьеву-Щеглову, 22 января 1888 г.)

*

Я не хочу признавать рассказов без помарок.

(Ал. П. Чехову, 30 апреля 1893 г.)

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ

См. Женщина

РАССУЖДЕНИЕ

В рассуждении чего бы покушать.

(Жалобная книга)

РЕВНОСТЬ

…ничто так не обогащает женщин, как ревность любовников.

(Заказ)

РЕКЛАМА

Реклама – великое дело.

(Сара Бернар)

РЕЛИГИЯ

Легкость, с какою евреи меняют веру, многие оправдывают равнодушием. Но это не оправдание. Нужно уважать и свое равнодушие и не менять его ни на что, так как равнодушие у хорошего человека есть та же религия.

(Записная книжка I)

РЕПУТАЦИЯ

См. Водка.

РЕЧЬ

Говорил так, как будто объяснял ученикам.

(Записи на отдельных листах)

*

Ерундистая речь.

(Осколки московской жизни)

*

Надо вдумываться в речь, в слова.

(«Из воспоминаний об А. П. Чехове» С. Н. Щукина

)

РОВ

Зачем мне ждать, пока ров зарастет или затянет его водой? Лучше я перескочу через него или построю мост.

(Записная книжка I)

РОДСТВЕННИК

И дальние родственники суть наши ближние. Люби их.

(Не тлетворные мысли)

*

Когда к тебе на дачу приезжают бедные родственники, то не бледней, а торжествуя восклицай: «Хорошо, что это не городовые!»

(Из записной книжки Ивана Иваныча)

РОК

рок неумолим, как судебный пристав.

(Осколки московской жизни)

РОМАН

Читаешь, и оторопь берет. Страшно делается, что есть такие страшные мозги, из которых могут выползать такие страшные «Отцеубийцы», «Драмы» и проч. [романы]. Убийства, людоедства, миллионные проигрыши, привидения, лжеграфы, развалины замков, совы, скелеты, сомнамбулы и… чёрт знает, чего только нет в этих раздражениях пленной и хмельной мысли!

(Осколки московской жизни)

РОМАНИСТ

Романист-поденщик.

(Осколки московской жизни)

РОССИЯ

В России больше охотнорядских мясников, чем мяса.

(Мои остроты и изречения)

*

В России вздор, а не медицина.

(Л. В. Средину, 22 мая 1904.)

*

В России нет философии, но философствуют все, даже мелюзга.

(Палата № 6)

*

dom-knig.com

Читать онлайн Словарь афоризмов русских писателей страница 106

* * *

Нет ничего такого, чего бы история не освящала.

* * *

Нет слаще покоя, покупаемого трудом.

* * *

Никакая литература не может своим цинизмом перещеголять действительную жизнь…

* * *

Никакой красотой женщина не может заплатить мужу за свою пустоту.

* * *

Никогда не рано спросить себя: делом ли я занимаюсь или пустяками?

* * *

Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их.

* * *

Никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства.

* * *

Ничто так не усыпляет и не опьяняет, как деньги; когда их много, то мир кажется лучше, чем он есть.

* * *

Нужна собаке свобода, но все-таки ее нужно на цепи держать.

* * *

Нужно всегда думать о школах, больницах и тюрьмах. Это единственный способ победить природу.

* * *

Нужно стремится к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.

* * *

Нужно уважать и свое равнодушие и не менять его ни на что, так как равнодушие у хорошего человека есть та же религия.

* * *

Нужны умные, образованные люди; по мере приближения человечества к лучшей жизни число этих людей будет увеличиваться, пока они не составят большинства.

* * *

Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни.

* * *

Обыкновенные лицемеры <смотрят> прикидываются голубями, а политические и литературные — орлами. Но не смущайтесь их орлиным видом. Это не орлы, а крысы или собаки.

* * *

Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.

* * *

Отдать идее все — молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, — какой высокий, какой счастливый удел!

* * *

Очень многие интеллигентные женщины пишут письма прекрасным литературным языком.

* * *

Писатель должен много писать, но не должен спешить.

* * *

Пишите роман целый год, потом полгода сокращайте его, а потом печатайте.

* * *

Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели.

* * *

Подобен он <Гиляровский> тем верующим, которые не решаются молиться богу на русском языке, а на славянском, хотя и сознают, что русский ближе к их сердцу.

* * *

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте же добро!

* * *

Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом… Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, а мыслящий — от самого себя.

* * *

Порядочных в настоящем смысле можно встретить только среди людей, имеющих определенные консервативные или либеральные убеждения…

* * *

Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас.

* * *

Поэзия и художественные произведения содержат не то, что нужно, а то, что хочется; они не идут дальше толпы и выражают только то, что хотят лучшие из толпы.

* * *

Прав тот, кто искренен.

* * *

Праздная жизнь не может быть чистою.

* * *

При нашей несерьезности, при неумении и непривычке большинства вглядываться и вдумываться в явления жизни, нигде, как у нас, так часто не говорят: «какая пошлость!», нигде не относятся так слегка, часто насмешливо к чужим заслугам, к серьезным вопросам. И, с другой стороны, нигде так не давит авторитет, как у нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы.

* * *

Призвание всякого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни.

* * *

Приобретайте друзей богатством неправедным. Так сказано, потому что вообще нет и не может быть богатства праведного.

* * *

Провинциализмы, как «подборы», «хата», в небольшом рассказе кажутся шероховатыми…

* * *

Публика в искусстве любит больше всего то, что банально и ей давно известно, к чему она привыкла.

* * *

Пусть грядущие поколения достигнут счастия: но ведь они должны спросить себя, во имя чего жили их предки и во имя чего мучались.

* * *

Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.

* * *

Разница между мужчиной и женщиной: женщина, старея, все более и более углубляется в бабьи дела, а мужчина, старея, все более и более уходит от бабьих дел.

* * *

Россия — громадная равнина, по которой носится лихой человек.

* * *

Рубить леса из нужды легко, но пора перестать истреблять их… Леса трещат от топоров, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи.

* * *

Русский суровый климат располагает к лежанью на печке, к небрежности в туалете.

* * *

Русскому в высшей степени свойственен возвышенный образ мысли, но почему же в жизни хватает он так не высоко?

* * *

Самая лишняя вещь в несчастье — это слезы.

* * *

Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские.

* * *

Сила и спасение народа в его интеллигенции, в той, которая честно мыслит, чувствует и умеет работать.

* * *

Смерть страшна, но еще было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь.

* * *

Смысл жизни только в одном — в борьбе.

* * *

Со временем будут удивляться лжи, с какою теперь борются со злом, служа лицемерно тому же злу; например, говорят о свободе, широко пользуясь услугами рабов.

* * *

Солнце не всходит два раза в день и жизнь дается не дважды, — хватайтесь же цепко за остатки вашей жизни и спасайте их.

* * *

Сон есть дивное таинство природы, обновляющее все силы человека, телесные и духовные.

* * *

Стройте фразу, делайте ее сочней, жирней…

* * *

Счастье и радость в жизни не в деньгах и не в любви, а в правде. Если хочешь животного счастья, то жизнь все равно не даст тебе опьянеть и быть счастливым, а то и дело будет огорошивать тебя ударами.

* * *

Так называемая детская чистая жизненная радость есть животная радость.

* * *

Так называемые правящие классы не могут оставаться долго без войны. Без войны они скучают, праздность утомляет, раздражает их, они не знают для чего живут, едят друг друга, стараются наговорить друг другу побольше неприятностей, по возможности безнаказанно, и лучшие из них изо всех сил стараются, чтобы не надоесть друг другу и самим себе. Но приходит война, овладевает всеми, захватывает, и общее несчастье связывает всех.

* * *

Талант — прежде всего труд.

* * *

Там хорошо где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным.

* * *

Теперь, когда порядочный рабочий человек относится критически к себе и к своему делу, то ему говорят: нытик, бездельник, скучающий; когда же праздный пройдоха кричит, что надо дело делать, то ему аплодируют.

* * *

Тля ест растения, ржа металлы, а лжа душу.

* * *

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.

* * *

Тогда человек станет лучше, когда вы покажите ему, каков он есть.

* * *

Только то прекрасно, что серьезно.

* * *

Только тот не хорош, тот может каяться, кто чувствует себя неправым.

* * *

У бедных просить легче, чем у богатых.

dom-knig.com

Читать онлайн Откровения русской души страница 16

Зимний пейзаж (фрагмент). Крымов Н. П.

Мелочи человеческой жизни преодолеваются великодушием.

М. М. Пришвин

Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы!

Е. Л. Шварц

Жалеть всех невозможно, и ежели плакать обо всем, так слез недостанет.

А. Н. Островский

Жалеть… Нужно жалеть или не нужно жалеть – так ставят вопрос фальшивые люди. Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо – уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше.

В. М. Шукшин

И едва ли даже когда-нибудь человека нужно пожалеть… Лучше – помочь ему.

М. Горький

Нельзя не жалеть человека, когда он страдает.

М. П. Прилежаева

Жалость и любовь к миру – едины.

Вен. Ерофеев

Кому порок не гадок, тот сам понемногу втянется.

А. Н. Островский

Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!

И. А. Крылов

Вечно угрюмые постники мне всегда подозрительны; если они не притворяются, у них или ум, или желудок расстроены.

А. И. Герцен

Когда переведутся Дон-Кихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать.

И. С. Тургенев

Если все время человеку говорить, что он «свинья», то он действительно в конце концов захрюкает.

М. Горький

Есть люди, в которых самые пороки милее и безвреднее, чем у иных добродетели.

В. О. Ключевский

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен – и в романе,
И там уж торжествует он.

А. С. Пушкин

Ничто так не обескураживает порок, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Наблюдение чужих пороков очень полезно для самоисправления: собственный порок становится особенно противен, когда увидишь его в другом и почувствуешь, как неприятно обладать тем, что сейчас осмеял, ибо мы любим осмеивать всех и вся, кроме себя и своего.

В. О. Ключевский

О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево доставшейся добродетели, – ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!

И. С. Тургенев

Черти в аду мучительно завидуют, наблюдая иезуитскую ловкость, с которой люди умеют порочить друг друга.

М. Горький

Всякий дурной поступок носит в себе кнут для спины своего виновника.

В. О. Ключевский

Желают, волнуются, страдают из-за дурного. Хорошее совершается без волнения.

Л. Н. Толстой

Неизбежен ли этот закон, по которому то, чего мы особенно желаем избежать, более всего притягивает нас?

Л. Н. Толстой

Варька. Лемох К. В.

Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело.

А. П. Чехов

Из всех человеческих пороков самым отвратительным является благоразумие.

В. Н. Войнович

Равнодушие – это самое коварное оружие! Можно бороться со всякою силою, но как одолеть это гробовое молчание невидимого врага, это непризнавание значения, прав…

И. А. Гончаров

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть.

А. П. Чехов

Моральное равнодушие – болезнь слишком образованных людей.

В. Г. Белинский

Нужно уважать и свое равнодушие и не менять его ни на что, так как равнодушие у хорошего человека есть та же религия.

А. П. Чехов

От равнодушия недалеко до порока.

А. Н. Островский

О некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого: слезы ближних не пробивают их, а только скользят по ним.

П. А. Вяземский

С какою изумительною быстротой поселяется в сердце вялость и равнодушие ко всему, потухает огонь любви к добру и ненависть ко лжи и злу!

М. Е. Салтыков-Щедрин

Ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает.

Н. С. Лесков

Трусость – самый тяжкий порок.

М. А. Булгаков

Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.

И. А. Крылов

Трус умирает сто раз, храбрый однажды, и то не скоро.

А. А. Бестужев-Марлинский

Под влиянием гнева мы возводим такие обвинения на человека, возбудившего в нас гнев, какие показались бы нам забавными в спокойную минуту.

К. Д. Ушинский

Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его.

Н. В. Гоголь

Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде.

Л. Н. Толстой

Состояние бестолкового, необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты или нежности.

К. Д. Ушинский

Бойтесь тихих людей, которыми овладел гнев, и унылых людей, одержимых удачей.

Ю. Н. Тынянов

Если даже тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в то же время и на себя самого, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.

Н. В. Гоголь

Сердиться же – совсем немыслимо; сердятся только молодые люди, которые воображают, что только и света, что в их окошке…

И. С. Тургенев

Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо.

А. П. Чехов

dom-knig.com

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904), русский писатель.

 

 

*****

Мне противны игривые евреи, радикальный хохол и пьяный немец… Такие писатели, как Н.С.Лесков и С.В.Максимов, не могут иметь у нашей критики успеха, так как наши критики почти все — евреи, не знающие, чуждые русской корневой жизни, ее духа, ее форм, ее юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца. У петербургской публики, в большинстве руководимой этими критиками, никогда не имел успеха Островский; и Гоголь уже не смешит ее… Лёгкость, с какою евреи меняют веру, многие определяют равнодушием. Но это не оправдание. Нужно уважать и своё равнодушие и не менять его ни на что, так как равнодушие у хорошего человека есть та же религия.

*****

”Дело Дрейфуса” закипело и поехало, но еще не стало на рельсы. Золя, благородная душа, и я …(принадлежащий к синдикату и получивший уже от евреев сто франков) в восторге от его порыва…У нас только и разговоров, что о Золя и Дрейфусе. Громадное большинство интеллигенции на стороне Золя и верит в невиновность Дрейфуса. Золя на целых три аршина вырос, от его протестующих писем точно свежим духом повеяло…Пошли небылицы. Дрейфус – офицер, насторожились военные; Дрейфус – еврей, насторожились евреи…Заговорили о милитаризме, о жидах….Когда у нас что-нибудь неладно, то мы ищем причины вне нас и скоро находим: “Это француз гадит, это жиды, это Вильгельм…” Капитал, жупел, масоны, синдикат, иезуиты – это призраки, но зато как они облегчают наше беспокойство! Они, конечно, дурной знак. Раз французы заговорили о жидах, о синдикате, то это значит, что они чувствуют себя неладно, что в них завёлся червь, что они нуждаются в этих призраках, чтобы успокоить свою взбаламученную совесть… Чума не очень страшна…Мы имеем уже прививки, оказавшиеся действительными, и которыми мы, кстати сказать, обязаны русскому доктору Хавкину, жиду. В России это самый неизвестный человек, а в Англии же его давно прозвали великим филантропом. Биография этого еврея, столь ненавистного индусам, которые его едва не убили, в самом деле замечательна. (Из писем к А.С.Суворину, 1899 – А.З.)

*****

Что касается моих уже напечатанных рассказов, то они в полном вашем распоряжении, и перевод их на еврейский язык и напечатание в сборнике в пользу пострадавших в Кишинёве евреев не составит мне ничего, кроме сердечного удовольствия. ( Из письма к Шолом-Алейхему, 1903 – А.З.)

*****

Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно? Зачем Яков всю жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал свою жену и, спрашивается, для какой надобности давеча напугал и оскорбил еврея? Зачем люди вообще мешают жить друг другу? Ведь от этого такие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.
( Из рассказа «Скрипка Ротшильда» – А.З.)

          Комментарий: Чехов не питал симпатии к евреям. Это известно, да он этого и не скрывал. Но он с недоверием относится и к тем евреям, которые легко открещиваются от еврейства. Ему чудилась в еврействе большая органическая сила, от которой нельзя освободиться просто по желанию. Чехов присматривался внимательно к евреям и с тонкостью опытного наблюдателя открывал еврейские черты в людях, с первого взгляда ничем не выдающих своего происхождения. Еврей остается чужим в русском обществе, чужим даже в том случае, если он отрекся от еврейства. Русифицированный еврей ненатурален, в нем нет простоты. Для Чехова есть в нем нечто лишнее и тяжелое, напускное, искусственное.

zelikm.com

Из дневника — Русская — Художественная литература — Читать онлайн

Русский человек знает какую-либо одну из этих двух крайностей, середина же между ними не интересует его; и потому обыкновенно он не знает ничего или очень мало.

Легкость, с какою евреи меняют веру, многие оправдывают равнодушием. Но это не оправдание. Нужно уважать и свое равнодушие и не менять его ни на что, так как равнодушие у хорошего человека есть та же религия.

15 февр. Блины у Солдатенкова. Были только я и Гольцев. Много хороших картин, но почти все они дурно повешены. После блинов поехали к Левитану, у которого Солдатенков купил картину и два этюда за 1100 р. Знакомство с Поленовым. Вечером был у проф. Остроумова; говорит, что Левитану «не миновать смерти». Сам он болен и, по-видимому, трусит.

16 февр. вечером собрались в редакции «Русской мысли», чтобы поговорить о народном театре. Проект Шехтеля всем нравится.

19-го февр. Обед в «Континентале» в память великой реформы. Скучно и нелепо. Обедать, пить шампанское, галдеть, говорить речи на тему о народном самосознании, о народной совести, свободе и т.п., в то время, когда кругом стола снуют рабы во фраках, те же крепостные, и на улице, на морозе ждут кучера, — это значит лгать святому духу.

22 февр. поехал в Серпухов на любительский спектакль в пользу Новосельской школы. До Царицына меня провожала Ганнеле-Озерова, маленькая королева в изгнании, — актриса, воображающая себя великой, необразованная и немножко вульгарная.

С 25 марта по 10 апреля лежал в клинике Остроумова. Кровохарканье. В обеих верхушках хрипы, выдох; в правой притупление. 28 марта приходил ко мне Толстой Л.Н.; говорили о бессмертии. Я рассказал ему содержание рассказа Носилова «Театр у вогулов» — и он, по-видимому, прослушал с большим удовольствием.

1 май. Приезжал ко мне Иван Щеглов. Благодарит за чай и обед, извиняется, боится опоздать на поезд, много говорит, часто вспоминает о своей жене, как гоголевский Мижуев, сует для прочтения корректуру своей пьесы — то один лист, то другой, хохочет, бранит Меньшикова, которого «проглотил» Толстой, уверяет, что застрелил бы Стасюлевича, если бы последний в качестве президента республики присутствовал на параде, опять хохочет, пачкает свои усы щами, мало ест — и все-таки в конце концов добрый человек.

booksbunker.com

Читать онлайн «Словарь афоризмов русских писателей» автора Тихонов Александр Николаевич — RuLit

* * *

Не женятся и сидят в старых девах, потому что не представляют друг для друга никакого интереса, даже физического.

* * *

Не любить — погубить значит жизнь молодую.

* * *

Не понимает человек шутки — пиши пропало! И знай, это уже ненастоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу.

* * *

Не так связывают <людей> любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь.

* * *

Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

* * *

Небогатые врачи и фельдшера не имеют даже утешения думать, что служат они одной идее, так как все время думают о жалованье, о куске хлеба.

* * *

Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки и менее, чем глупцы, способны понимать друг друга. Не соединяет, а разъединяет людей несчастье…

* * *

Нет ничего такого, чего бы история не освящала.

* * *

Нет слаще покоя, покупаемого трудом.

* * *

Никакая литература не может своим цинизмом перещеголять действительную жизнь…

* * *

Никакой красотой женщина не может заплатить мужу за свою пустоту.

* * *

Никогда не рано спросить себя: делом ли я занимаюсь или пустяками?

* * *

Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их.

* * *

Никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства.

* * *

Ничто так не усыпляет и не опьяняет, как деньги; когда их много, то мир кажется лучше, чем он есть.

* * *

Нужна собаке свобода, но все-таки ее нужно на цепи держать.

* * *

Нужно всегда думать о школах, больницах и тюрьмах. Это единственный способ победить природу.

* * *

Нужно стремится к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.

* * *

Нужно уважать и свое равнодушие и не менять его ни на что, так как равнодушие у хорошего человека есть та же религия.

* * *

Нужны умные, образованные люди; по мере приближения человечества к лучшей жизни число этих людей будет увеличиваться, пока они не составят большинства.

* * *

Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни.

* * *

Обыкновенные лицемеры <смотрят> прикидываются голубями, а политические и литературные — орлами. Но не смущайтесь их орлиным видом. Это не орлы, а крысы или собаки.

* * *

Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.

* * *

Отдать идее все — молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, — какой высокий, какой счастливый удел!

* * *

Очень многие интеллигентные женщины пишут письма прекрасным литературным языком.

* * *

Писатель должен много писать, но не должен спешить.

* * *

Пишите роман целый год, потом полгода сокращайте его, а потом печатайте.

* * *

Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели.

* * *

Подобен он <Гиляровский> тем верующим, которые не решаются молиться богу на русском языке, а на славянском, хотя и сознают, что русский ближе к их сердцу.

* * *

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте же добро!

* * *

Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом… Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, а мыслящий — от самого себя.

* * *

Порядочных в настоящем смысле можно встретить только среди людей, имеющих определенные консервативные или либеральные убеждения…

www.rulit.me

Из дневника — Чехов Антон Павлович

Чехов Антон Павлович
Из дневника

Антон Чехов

Из дневника

1896

Мой сосед В.Н. Семенкович рассказывал мне, что его дядя Фет-Шеншин, известный лирик, проезжая по Моховой, опускал в карете окно и плевал на университет. Харкнет и плюнет: тьфу! Кучер так привык к этому, что всякий раз, проезжая мимо университета, останавливался.

В январе я был в Петербурге, останавливался у Суворина. Часто бывал у Потапенко. Виделся с Короленко. Часто бывал в Малом театре. Как-то я и Александр спускались по лестнице; из редакции вышел одновременно Б.В. Гей и сказал мне с негодованием: «Зачем это вы вооружаете старика (т.е. Суворина) против Буренина?» Между тем я никогда не отзывался дурно о сотрудниках «Нового времени» при Суворине, хотя большинство из них я глубоко не уважаю.

В феврале проездом через Москву был у Л.Н. Толстого. Он был раздражен, резко отзывался о декадентах и часа полтора спорил с Б. Чичериным, который все время, как мне казалось, говорил глупости. Татьяна и Мария Львовны раскладывали пасьянс; обе, загадав о чем-то, попросили меня снять карты, и я каждой порознь показал пикового туза, и это их опечалило; в колоде случайно оказалось два пиковых туза. Обе они чрезвычайно симпатичны, а отношения их к отцу трогательны. Графиня весь вечер отрицала художника Ге. Она тоже была раздражена.

5 май. Дьячок Иван Николаевич принес мой портрет, написанный им с карточки. Вечером В.Н. Семенкович привозил ко мне своего друга Матвея Никаноровича Голубовского. Это заведующий иностранным отделом «Московских ведомостей», редактор журнала «Дело» и врач при моск. имп. театрах. Впечатление чрезвычайно глупого человека и гада. Он говорил, что «нет ничего вреднее на свете, как подло-либеральная газета», и рассказывал, будто мужики, которых он лечит, получив от него даром совет и лекарство, просят у него на чаек. Он и Семенкович о мужиках говорят с озлоблением, с отвращением.

1-го июня были на Ваганьковском кладбище и видел там могилы погибших на Ходынке. В Мелихово со мною поехал И.Я. Павловский, парижский корреспондент «Нового времени».

4 августа. Освящение школы в Талеже. Талежские, бершовские, дубеченские и

nemaloknig.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *