В чем главный смысл жизни на Западе и на Востоке? — Данила Уськов
Данила Уськов, 27 января 2020, 19:54 — REGNUM Вопрос о смысле жизни часто считают «философским» в плохом смысле этого слова. Мол, обсуждать его бессмысленно, бесполезно, и это ни к чему не ведет. В итоге часто говорится, что у каждого смысл свой, или что-то еще менее определенное, вроде: «смысл жизни в самой жизни», и так далее. Однако, если посмотреть на культуру, то видно, что существуют определенные схемы и жизненные сценарии, в рамках которых осуществляется жизненный выбор. Эти сценарии всегда имеют религиозную основу и выходят из тех или иных мистерий и ритуалов, которые всегда проглядывают сквозь философские концепции (хоть светские, хоть религиозные) и те институты, которые установили в каждой конкретной стране мировые религии. Через христианство, ислам, буддизм в каждом их конкретном проявлении в той или иной стране просвечивается автохтонная традиция того народа, на землю которого они пришли. За всеми философскими построениями любого философа всегда стоит тот или иной «сценарий», корнями уходящий в ритуал.
Сражение воинств Рамы и демона Раваны
Asianart.com
Если говорить очень грубо, то по большому счету существует два типа сценариев. Первый тип, я его условно называю «закрытым сценарием», подразумевает расписанность всего сценария от начала до конца, включая и то, что лишь условно можно назвать словом «будущее». Второй тип, который я условно называю «открытым сценарием», подразумевает открытый финал, где очерчен только сам вход в будущее, но само будущее не описывается. «Закрытый тип» не подразумевает новизны и будущего, а «открытый тип» подразумевает обретение возможности самостоятельного пути в него. В будущем же может быть все что угодно, и просчитать это невозможно. Это и есть исторический путь, осуществляемый по стреле времени, а не по языческому коловращению времен года, например.
Поэтому, пока существует возможность будущего, ничего просчитать до конца в принципе невозможно. Такова «открытая» концовка большинства известных нам с детства сказок.Виктор Васнецов. Иван-Царевич на Сером Волке. 1889
Сначала обычно идет вроде бы универсальный сценарий — странствие за сокровищем-женой. Главный герой женится. Потом прилетает Змей-Горыныч или Кощей-Бессмертный и крадет жену. Герой идет ее искать и в итоге убивает дракона и вызволяет жену. Все это действительно в целом универсально. Однако главное обычно заключено именно в концовке. А знакомая многим из нас с детства концовка гласит: «Стали они жить поживать, да добра наживать». И все! Помню, многие справедливо задавались вопросами: «Что значит жить-поживать?» «Какого добра наживать»? «Каким образом»? И так далее. Ответ же на эти и другие вопросы одновременно сложен и прост: «а как хочешь, так и живи». Такая степень свободы, которая, согласно «Великому инквизитору» Достоевского, для многих «невыносима», связана не только с постепенным распрямлением вечного природного коловращения и освобождением человека от всевластия природных циклов, но и с отношением к материи как таковой.
Такой «открытый» сценарий жизни в этой статье я условно назвал «западным», а «закрытый» сценарий — «восточным». В реальности эти два варианта географически сильно перемешаны, хотя все равно «восточное» тяготение у «закрытого» сценария остается заметным и поныне. Его я далее немного и рассмотрю.
Павел Александрович Гринцер
Самым известным, наиболее очевидным носителем «кода» «закрытого сценария» по миру была великая индийская поэма «Рамаяна». Такое мое утверждение порождено далеко не только моими собственными размышлениями, а огромным количеством сведений и мнений специалистов по данному вопросу.
Наш отечественный востоковед Павел Александрович Гринцер во вступительной статье к русскому переводу «Рамаяны» под названием «Первая поэма древней Индии» писал следующее:
«По своей популярности в Индии с «Рамаяной» может сравниться одна «Махабхарата», но и та значительно уступает поэме Вальмики, когда речь заходит о влиянии санскритского эпоса вне границ Индии. Две китайские версии сказания о Раме: «Джатака о Безымянном царе» и «Нидана о царе Десяти-усладах», которые датируются III в. и 472 годом н. э., входят в состав китайского переложения буддийского канона «Трипитаки». В первых веках н. э сказание о Раме, по-видимому, проникло в Тибет и в Восточный Туркестан, где были обнаружены шесть рукописей повести о Рамане (Раме), по которым можно восстановить почти весь текст тибетского сказания. Сравнительно недавно в научный обиход были ведены, по крайней мере, четыре версии монгольской «Рамаяны», которые попали в Монголию из Тибета (вероятно, в XVI — XVII вв.) в составе общей массы индо-тибетской буддийской литературы. Наконец, три восточноиранские (согдийские) рукописи «Рамаяны», относящиеся, видимо, к IX веку и вместе составляющие один текст, были обнаружены в Хотане».
Храмовый комплекс Прамбанан
hibino
То есть «Рамаяна» стала переносчиком по всему миру определенного сюжета-сценария, в котором заключены, разумеется, модели человека, власти, государства и всего остального.
«Упомянем, кстати, что сцены из «Рамаяны» воспроизведены на рельефах яванских храмов в Прамбанане (IX в.) и Панатране (XIV в.), а также скульптурного комплекса Ангкор-Вата (XII в.) в Камбодже. Сюжеты, почерпнутые из «Рамаяны», составляют основу репертуара индонезийского теневого театра ваянг, сиамского театра масок кхон, кхмерской танцевальной драмы, бирманских кукольных спектаклей и т. д.»
К комплексу Ангкор-Вата, Камбодже и пещерам Бирмы я еще вернусь в связи с исследователями французского антрополога и практика Француа Бизо, который подробно делился данными о том, как именно понимался и использовался в религиозных практиках заложенный в «Рамаяне» сценарий. Пока же продолжу цитирование Гринцера:
«Замечательной особенностью сказания о Раме было то, что в любой стране, куда ему доводилось попасть, оно становилось полноправным достоянием местной традиции, обильно впитывало в себя элементы местного фольклора, культуры и идеологии, воспринималось повсюду слушателями и читателями не как перевод или переложение чужеземного источника, но как собственный, национальный эпос. В малайском хикаяте «Сери Рама» наряду с индуистскими богами, принятыми в национальный пантеон, фигурируют и легендарные персонажи мусульманских преданий (Адам, Авель, Ной, дьявол Идаджиль), и местные, индонезийские, божества. У буддистов Таиланда и Бирмы Рама выступает в качестве не просто царя, но и буддийского мудреца, который то и дело обращается к своим сторонникам и противникам с буддийскими наставлениями».
Ангкор-Ват
shankar s
Тут Гринцер говорит о взаимодействии «Рамаяны» с исламом, о буддийско-индуистском синкретизме, осуществляемом на основе этой поэмы, а также о том, что главный герой — царь Рама (он же воплощение бога Вишну), являлся и является реальным образцом для верховных представителей власти во многих странах. Так, например, стоит вспомнить, что многих монархов Тайланда и других сопредельных стран называли: Рама I, Рама II и так далее. Разумеется, эти властители реализовывали в своем правлении те подходы и представления о власти, государстве и человеке, которые были заложены в сценарии «Рамаяны».
По-видимому, одним из лучших специалистов по теме трактовок и влияния сюжета «Рамаяны» на культурно-религиозные традиции является французский исследователь Француа Бизо. Он занимался реставрацией храмового комплекса Анкор-Вата в Камбодже. Беседовал с буддийскими монахами в Бирме. Попадал в плен к «красным кхмерам», из которого неслучайным образом был вызволен одним их кхмерских лидеров Канг Кек Иеуем (он же «товарищ Дуть»). Потом Бизо давал показания на Канг Кек Иеуя, который в итоге получил пожизненное заключение. Кроме того, Бизо — автор книги «Врата», по которой в 2014 году режиссер Режис Варнье снял фильм «Время признаний». Короче говоря, Бизо не только исследователь, но и практик и активный участник культурно-политических процессов.
Франсуа Бизо
Thesupermat
Исследовательница Кэйт Кросби в статье «Тантрическая Тхеравада», посвященной открытиям Бизо (именно Кросби познакомила с данными Бизо англоязычное востоковедческое сообщество), пишет:
«Главные события рассказа Бизо интерпретирует следующим образом:
Создание ключевых персонажей и их появление символизируют собой формирование эмбриона и рождение в лоне намарупы (namarupa).
Свадьба Рама и похищение Сеты символизируют реализацию в лоне драгоценного камня и его немедленную потерю из-за наличия факторов существования.
Сражения с Рабом и победа Рама символизируют саматхивипассана-камматтхан (samathavipassana-kammatthan, медитационные упражнения).
Пересечение океана символизирует достижение острова, который является нашим изначальным телом, т. е. разрушение фактора существования и овладение драгоценным камнем.
Перерождение символизирует конец посвящения».
А далее следует ключевая для нас фраза:
«Изгнание Сеты символизирует невозможность союза с драгоценным камнем до того, как истощится физическая составляющая йогавачары, т. е. до смерти йогавачары».
То есть, если в той концовке, к которой мы привыкли, счастье наступает после возвращения героя с женой домой и состоит в загадочном совместном «жить поживать», то согласно сценарию «Рамаяны» идеал соединения с любимой достижим только после смерти героя Рамы (он же духовный практик йогавачара, он же ум).
Канг Кек Иеу
Эта разница даже не в сценариях только, а в самих, я бы сказал, диаметрально противоположных подходах к жизни как таковой и к ее ценностям, задает все остальное. В рамках этих двух подходов к жизни ищутся все более конкретные, частные и индивидуальные ее смыслы. Сначала же необходимо определиться именно с этим подходом, а потом начинать более детальный разговор.
Политически же, что особо актуально сегодня для нашей страны, «наш» «нерамаяновский» подход говорит о хилиастической возможности царства божия именно на земле. Такая возможность, сколько бы на нее не было возведено напраслин и обвинений многими служителями церкви, никогда официально не была осуждена ни на одном вселенском соборе.
Кроме того, в лице философии Маркса и основанной на этой философии идеологии, наша страна уже свой выбор делала, когда принимала обличие СССР. Хотя, конечно, подобный выбор она делала не раз и до 1917 года.
Ведь Маркса упрекали и упрекают в том, что у него нет моделей ни государства, ни его институтов. А вот, мол, у Гегеля все это есть. Совершенно верно! Ведь если бы Маркс описал все, как Гегель (тут не важно, была у него такая реальная физическая возможность или нет), то он был бы не Марксом и изменил бы сути своей философии. Ведь если будущее можно конкретно описать, то оно перестает быть будущим. Гегель же описал все и подробно, и именно поэтому далее провозгласил конец истории. А то, что Россия всегда всем своим существом не хотела этого конца, как до Маркса, так и после него, и именно поэтому спасла мир от фашизма, мне представляется достаточно очевидным…
Якоб Шлезингер. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. 1831
Смысл жизни: какие есть варианты
Шапка статьи
Семь вариантов смысла жизни для разных задач
Теги статьи
Содержимое статьи
Если вы столкнулись с ценностным кризисом или экзистенциальным ужасом, попробуйте смысл жизни. Смысл жизни даёт чёткие ориентиры: что хорошо и что плохо; что делать, а чего не делать. Кто понимает смысл своей жизни, тому легче принимать решения в состоянии неопределённости — например, как сейчас.
Вот несколько вариантов смысла жизни. Примерьте их на себя и посмотрите, что откликается.
Нигилизм и моральный релятивизм
В чём суть: смысл жизни — выдуманная категория, объективного смысла нет и всё относительно. Любые действия лишены смысла, потому что всё в итоге приходит к смерти, а Вселенная стремится к хаосу. Нет ни бога, ни какого-либо ещё морального компаса, нет загробной жизни и оценки человеческих поступков после смерти.
✅ Плюсы: хорошо работает во время подросткового бунта; хорошая отправная точка для выстраивания собственной независимой системы ценностей на основании личного опыта, а не навязанных родителями ценностей. Сочетается с сериалом «Рик и Морти».
❌ Минусы: обычно под «любые действия лишены смысла» понимают «любые трудозатратные действия лишены смысла». Под это попадает полезная работа, саморазвитие, учёба, создание семьи и другие занятия, против которых обычно бунтуют подростки. Затяжной нигилизм обычно приводит к ухудшению здоровья, стагнации карьеры и разрушению отношений.
Счастье через удовольствие (гедонизм)
В чём суть: смысл жизни в том, чтобы испытать как можно больше наслаждения и максимально избежать страданий.
✅ Плюсы: удовольствия.
🤔 Противоречие: что, если для достижения наслаждения нужно подвергнуть себя какому-то страданию? Сколько допустимо пахать ради удовольствия, чтобы эта пахота не противоречила смыслу жизни?
❌ Минусы: любое наслаждение временно — либо иссякает источник наслаждения, либо человек перестаёт реагировать на него тем же уровнем счастья. Человек вынужден всё время «увеличивать дозу». Движение к постоянному удовольствию трудозатратно.
Помощь другим и забота о них
В чём суть: на протяжении жизни человек выбирает разных людей и заботится о них. Это может быть партнёр, ребёнок, родитель, ученики, незащищённые люди (инвалиды, сироты, беженцы).
✅ Плюсы: в некоторых случаях отношения с этими людьми укрепляются; появляется ощущение, что человек улучшает мир вокруг себя и приносит пользу.
🤔 Противоречие: очень сложно заботиться о ком-то, не превращая это в опеку. Опека может делать другого человека слабым, а это, в свою очередь, ухудшает жизнь опекуна.
❌ Минусы: в заботе о других легко презреть собственные интересы и подорвать здоровье. Если человек ожидал благодарности или признания, этого можно не дождаться. Чувство удовлетворения от жизни зависит от других людей.
Смысл в другом человеке
В чём суть: выбирается один человек (ребёнок или супруг), на него налагается набор собственных целей и ожиданий. Если он достигает этих целей, жизнь удалась. Если нет, то нужно приложить усилия, чтобы он достиг.
✅ Плюсы: можно игнорировать собственную жизнь.
❌ Минусы: другой человек может отказаться быть чьим-то смыслом жизни; отказаться оправдывать чужие ожидания. Или, напротив, посвятить себя реализации этого смысла, утратив внутреннюю автономность. В некоторых случаях такая жизнь неотличима от абьюза и психологического насилия.
Любовь
В чём суть: человек провозглашает, что смысл жизни в любви, и наделяет эту фразу каким-то своим смыслом. Например:
- встретить другого человека и любить его,
- делать добрые дела для всех окружающих,
- находиться в перманентном состоянии благости.
✅ Плюсы: круто звучит в интервью и соцсетях.
🤔 Противоречие: неясно, что делать и как себя чувствовать рядом с людьми, которые желают тебе зла; как защищать свои интересы и быть неудобным для окружающих.
❌ Минусы: невозможно постоянно пребывать в каком-то одном эмоциональном состоянии. Романтическая влюблённость со временем сходит на нет. Окружающие могут предать или отдалиться.
Труд
В чём суть: смысл жизни в труде, созидании, производстве материальных и культурных ценностей, в обеспечении работы предприятий.
✅ Плюсы: в любой непонятной ситуации можно спокойно трудиться; есть стабильный доход и профессиональный рост.
❌ Минусы: сам по себе труд может не приводить к существенному росту дохода или уровня жизни. В мире много людей, которые работают в две-три смены, но едва нарабатывают на еду, одежду и жильё. В какой-то момент у человека пропадает способность трудиться.
🤔 Противоречие: труд внутри чужого предприятия повышает капитализацию этого предприятия, а не трудящегося. Если ты 30 лет проработал на заводе, ты не станешь владельцем завода.
Приводить свой мир в порядок
В чём суть: человек представляет, что извне подступает хаос (например, в виде экономического кризиса, инфляции, войны, конкуренции на рынке труда и т. д.) Видя эту перспективу, человек делает смыслом жизни защиту себя и своего круга от этого хаоса, а для этого необходимо приводить в порядок себя и свой мир:
- получать образование и востребованные навыки;
- следить за физическим и ментальным здоровьем;
- поддерживать социальные связи, укреплять отношения в семье;
- развивать в себе дисциплину, быть внимательным;
- ремонтировать сломанное и разрешать разногласия.
✅ Плюсы: высокое качество жизни, долгосрочный результат.
🤔 Противоречие: невозможно однажды привести мир в порядок — это постоянный процесс. Ты никогда не будешь полностью готов ко всему. Хаос всегда у тебя на пороге, а ты всё время должен его прогонять.
❌ Минусы: необходимость постоянного труда. Необходим некоторый уровень тревожности, чтобы постоянно помнить о реальных опасностях будущего. Не выглядит круто в глазах общественности.
Что с этим делать?
Посмотрите, какие из этих смыслов вам ближе. Возможно, вы выберете нечто среднее или составите собственный смысл на основании этих.
Если есть какие-то ещё варианты смысла жизни, которые тут не описаны, но вам хотелось бы их обсудить — приходите к нам в соцсети: Вконтакте, Telegram.
Теги статьи
Поделиться:
- Телеграм
- ВКонтакте
Текст:
Максим Ильяхов
Корректор:
Ирина Михеева
Вёрстка:
Кирилл Климентьев
Иллюстратор:
Сергей Котов
Еще по теме:
404: Страница не найдена
Страница, которую вы пытались открыть по этому адресу, похоже, не существует. Обычно это результат плохой или устаревшей ссылки. Мы извиняемся за любые неудобства.
Что я могу сделать сейчас?
Если вы впервые посещаете TechTarget, добро пожаловать! Извините за обстоятельства, при которых мы встречаемся. Вот куда вы можете пойти отсюда:
Поиск- Пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы сообщить, что эта страница отсутствует, или используйте поле выше, чтобы продолжить поиск
- Наша страница «О нас» содержит дополнительную информацию о сайте, на котором вы находитесь, WhatIs.com.
- Посетите нашу домашнюю страницу и просмотрите наши технические темы
Просмотр по категории
Сеть
- система управления сетью
Система управления сетью, или NMS, представляет собой приложение или набор приложений, которые позволяют сетевым инженерам управлять сетевыми …
- хост (в вычислениях)
Хост — это компьютер или другое устройство, которое обменивается данными с другими хостами в сети.
- Сеть как услуга (NaaS)
Сеть как услуга, или NaaS, представляет собой бизнес-модель для предоставления корпоративных услуг глобальной сети практически на основе подписки.
Безопасность
- токенизация
Токенизация — это процесс замены конфиденциальных данных уникальными идентификационными символами, сохраняющими все необходимые …
- безопасность обмена сообщениями
Безопасность обмена сообщениями — это подкатегория унифицированного управления угрозами или UTM, ориентированная на обеспечение безопасности и защиту …
- API веб-аутентификации
API веб-аутентификации (WebAuthn API) — это программный интерфейс приложения (API) для управления учетными данными, который позволяет веб-…
ИТ-директор
- управление потоком создания ценности
Управление потоком создания ценности — это новый бизнес-процесс, предназначенный для измерения потока ценности в бизнес-ресурсы и . ..
- программа аудита (план аудита)
Программа аудита, также называемая планом аудита, представляет собой план действий, в котором документируются процедуры, которым аудитор будет следовать для проверки …
- децентрализация блокчейна
Децентрализация — это распределение функций, контроля и информации вместо того, чтобы быть централизованным в едином учреждении.
HRSoftware
- командное сотрудничество
Совместная работа в команде — это подход к коммуникации и управлению проектами, который делает упор на командную работу, новаторское мышление и равенство …
- самообслуживание сотрудников (ESS)
Самообслуживание сотрудников (ESS) — это широко используемая технология управления персоналом, которая позволяет сотрудникам выполнять множество связанных с работой …
- платформа обучения (LXP)
Платформа обучения (LXP) — это управляемая искусственным интеллектом платформа взаимного обучения, предоставляемая с использованием программного обеспечения как услуги (. ..
Обслуживание клиентов
- Net Promoter Score (NPS)
Net Promoter Score (NPS) — это показатель, который организации используют для оценки лояльности клиентов к их бренду, продуктам или …
- B2C (бизнес-потребитель)
B2C, или бизнес-потребитель, представляет собой модель розничной торговли, при которой продукты или услуги поступают непосредственно от предприятия к конечному пользователю, у которого есть …
- сегментация рынка
Сегментация рынка — это маркетинговая стратегия, в которой используются четко определенные критерии для разделения общей адресной доли рынка бренда …
Положительный аффект и переживание смысла жизни
. 2006 г., январь; 90 (1): 179–96.
дои: 10.1037/0022-3514. 90.1.179.
Лора Кинг 1 , Джошуа А. Хикс, Дженнифер Л. Крулл, Эмбер К. Дель Гайсо
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Миссури, Колумбия, MS 65211, США. [email protected]
- PMID: 16448317
- DOI: 10.1037/0022-3514.90.1.179
Лаура А. Кинг и др. J Pers Soc Psychol. 2006 9 января0003
. 2006 г., январь; 90 (1): 179–96.
дои: 10.1037/0022-3514. 90.1.179.
Авторы
Лора Кинг 1 , Джошуа А. Хикс, Дженнифер Л. Крулл, Эмбер К. Дель Гайсо
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Миссури, Колумбия, MS 65211, США. [email protected]
- PMID: 16448317
- DOI: 10.1037/0022-3514.90.1.179
Абстрактный
В шести исследованиях изучалась роль положительного аффекта (ПА) в переживании смысла жизни (МИЖ). Исследование 1 показало тесную связь между показателями настроения, оценкой целей и МИГ. В многофакторном анализе PA был более сильным предиктором MIL, чем оценки цели. В исследовании 2 наиболее последовательным предиктором ощущения смысла в течение дня была ПА, переживаемая в этот день. Позже глобальный MIL прогнозировался по среднесуточной PA, а не по среднесуточной MIL. Исследование 3 не продемонстрировало предполагаемой связи между показателями МИЛ и ФА в течение 2 лет. В исследовании 4 начальные концепции позитивного настроения усиливали МИГ. В исследовании 5 манипулирование позитивным настроением повышало рейтинги MIL у тех, кому не давали атрибутивной подсказки для их настроения. В исследовании 6 ФА была связана с высоким уровнем различия между значимой и бессмысленной деятельностью. Результаты показывают, что позитивное настроение может предрасполагать людей к ощущению смысла жизни. Кроме того, позитивное настроение может повысить чувствительность к значимости ситуации.
((c) APA 2006 г., все права защищены).
Похожие статьи
К идиотскому пониманию роли решения социальных проблем в повседневных событиях, настроении и здоровье: перспективный ежедневный дневниковый подход.
Бейкер С.Р. Бейкер СР. Br J Health Psychol. 2006 г., 11 сентября (часть 3): 513-31. дои: 10.1348/135910705X57647. Br J Health Psychol. 2006. PMID: 16870059
Положительный аффект, смысл жизни и перспектива будущего: применение теории социально-эмоциональной избирательности.
Хикс Дж.А., Трент Дж., Дэвис В.Е., Кинг Л.А. Хикс Дж.А. и соавт. Психологическое старение. 2012 март; 27(1):181-9. DOI: 10.1037/a0023965. Epub 2011 27 июня. Психологическое старение. 2012. PMID: 21707177
Социальные угрозы, счастье и динамика смысложизненных суждений.
Хикс Дж.А., Шлегель Р.Дж., Кинг Л.А. Хикс Дж.А. и соавт. Pers Soc Psychol Bull. 2010 окт; 36 (10): 1305-17. дои: 10.1177/0146167210381650. Epub 2010 20 августа. Pers Soc Psychol Bull. 2010. PMID: 20729336 Клиническое испытание.
Положительное и отрицательное влияние в области депрессии, стресса и усталости: двухфакторная модель дистресса Глобальной шкалы настроения (GMS).
Денолле Дж., Де Врис Дж. Денолле Дж. и соавт. J Аффективное расстройство. 2006 апр; 91(2-3):171-80. doi: 10.1016/j.jad.2005.12.044. Epub 2006 3 февраля. J Аффективное расстройство. 2006. PMID: 16458366
Поиски смысла в негативных событиях: концептуальный анализ.
Скэггс Б.Г., Бэррон Ч.Р. Скэггс Б.Г. и соавт. J Ад Нурс. 2006 март; 53 (5): 559-70. doi: 10.1111/j.1365-2648.2006.03761.x. J Ад Нурс. 2006. PMID: 16499677 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Может ли выражение терпеливой благодарности повысить эффективность инноваций? Роль осмысленности работы и супервизорской поддержки.
Лю Б., Лю М., Ван Х., Ян Ю., Ма Ю., Вэй Х. Лю Б. и др. Фронт Псих. 2022 14 декабря; 13:1024211. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1024211. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36591044 Бесплатная статья ЧВК.
Перекрестная проверка в рамках исследования показателя ценности как идеала: уровни ценностной ориентации объясняют изменчивость в благополучии.
Бесика А. Бесика А. Гелион. 2022 9 декабря; 8 (12): e12131. doi: 10.1016/j.heliyon.2022.e12131. электронная коллекция 2022 дек. Гелион. 2022. PMID: 36582713 Бесплатная статья ЧВК.
Смысл жизни, смыслообразование и посттравматический рост у больных раком: систематический обзор и метаанализ.
Алмейда М., Рамос С., Масиэль Л. , Басто-Перейра М., Леал И. Алмейда М. и др. Фронт Псих. 2022 9 декабря; 13:995981. doi: 10.3389/fpsyg.2022.995981. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36570997 Бесплатная статья ЧВК.
Смысл жизни пожилых людей: интегративная модель.
Гринблатт-Кимрон Л., Каган М., Зихлински Э. Гринблатт-Кимрон Л. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 14 декабря; 19(24):16762. дои: 10.3390/ijerph292416762. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36554641 Бесплатная статья ЧВК.
Хорошего дня! Выборочное исследование ежедневных значимых и приятных занятий.
Крайсс С., Шнелл Т. Kreiss C, et al. Фронт Псих. 2022 16 ноября; 13:977687. doi: 10.