О смерти и жизни: 70 цитат о жизни и смерти, которые вдохновляют » 1Gai.Ru

Цитаты о жизни и смерти со смыслом великих людей

От факта существования смерти как неотъемлемой части жизни никуда не деться. Да, человек смертен. Эта хотя и печальное обстоятельство, но вполне естественное. Во-первых, в мире все, что имеет начало, имеет и конец. Во-вторых, смерть любого живого существа биологически неизбежна, она запрограммирована на генетическом уровне. Смерть не является просто внешней противоположностью жизни, она — момент самой жизни. Мысли великих людей очень часто касались этой проблематики, поэтому и существует столько цитат о жизни и смерти со смыслом.

Эта классическая проблема является не только философской, но и общенаучной, комплексной. Она актуальна для психологии, этики, культуры и других наук.

Бесспорной представляется связь жизни и смерти, невозможность понять место смерти без выяснения смысла жизни. Этому и посвящены цитаты о жизни и смерти великих людей со смыслом, которые мы представляем вашему вниманию.

   Умирать – мучительно горько, но идея умереть даже не живя – просто невыносима.
Эрих Фромм

   Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.
Козьма Прутков

   Мысль о смерти вводит нас в заблуждение, ибо она заставляет нас забывать жить.
Люк де Клапье Вовенарг

   Жизнь – это путешествие, но не беспокойтесь, место для парковки в конце пути найдется.
Айзек Азимов

   Вам не дано выбирать, как или когда вы умрете. Вы можете только решить, как вы намерены жить сейчас.
Джоан Баэз

   Наша жизнь – это наше сегодня, а завтра ты станешь пылью, тенью и преданием. Живи, помня о смерти; этот час мимолетен.
Персий Флакк

   Жизнь только по имени жизнь, на деле же – смерть.
Гераклит

   Жизнь – болезнь неизлечимая.
Абрахам Коули

   Жизнь, начала которой мы не помним и конца которой не знаем…
Болеслав Прус

   Рождение и смерть были легкими. Трудной была жизнь.
Том Роббинс

   Жизнь стала редким явлением. Большинство людей не живет, а существует.
Оскар Уайльд

   Главная ирония жизни заключается в том, что из нее едва ли кто-нибудь выходит живым.
Роберт Хайнлайн

   Жизнь-то прошла, словно и не жил.
Антон Чехов

   Трагедия жизни есть то, что умирает в человеке еще при его жизни.
Альберт Швейцер

   Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь – смерть.
Виссарион Белинский

   Можно дожить до ста лет, если отказывать себе во всем том, что вызывает желание жить до ста лет.
Вуди Аллен

   Имей в виду, что любой день может оказаться для тебя последним. Приятным будет наступление часа, на который ты не надеялся.
Гораций

   У каждого из нас имеется лишь одна жизнь – наша собственная.
Еврипид

   Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь.
Леонардо да Винчи

   Для жизни пригодны лишь те, кто не боится умереть.
Дуглас Макартур

   Тот, кто живет ради вечности, никогда не страшится умереть.
Уильям Пенн

   Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее.
Лев Толстой

   Я тот, кто должен умереть, когда наступит мое время умереть, а потому позвольте мне прожить мою жизнь так, как я хочу.
Джими Хендрикс

   Лучше живой попрошайка, чем зарытый в землю император.
Жан де Лафонтен

   Проживешь ты сто лет или один день, все равно придется уйти из этих чертогов, радующих сердце.
Бабур

   Смерть такая же часть жизни, как и рождение. Ходьба заключается в том, что ногу поднимают, а затем снова ставят на землю.
Рабиндранат Тагор

   Небеса дали вам душу, Земля даст могилу.
Кристиан Нестел Боуви

   Держу пари, что самое трудное в смерти – это мгновения, когда перед тобой проходит вся твоя жизнь.
Джейн Вагнер

   Человека, подобно ночному костру, разжигают и гасят.
Гераклит

   Все мы подчиняемся смерти; это жизни мы не подчиняемся.
Грэм Грин

   Важно не то, как человек умирает, а то, как он живет. Процесс умирания большого значения не имеет, он продолжается недолго.
Сэмюэл Джонсон

   Мертвую меня оценят выше, чем живую. Не плачьте обо мне после того, как я уйду; плачьте обо мне сейчас.
Марлен Дитрих

   Если я обречен, то обречен не только на смерть, но также и на сопротивление до самой смерти.
Франц Кафка

   Лучше страдать, чем умереть – вот лозунг человечества.
Жан де Лафонтен

   Как хорошо прожитый день дает спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь дает спокойную смерть.
Леонардо да Винчи

   Если тебе не удалась жизнь, то, может быть, удастся смерть?
Фридрих Ницше

   Нормальный человек не жаждет царства небесного: он жаждет продолжения жизни на земле.
Джордж Оруэлл

   Глупо и неправильно оплакивать погибших. Справедливее было бы благодарить Бога за то, что эти люди жили.
Джордж Паттон

   Почему мы радуемся, когда кто-то рождается, и горюем на чьих-то похоронах? Только потому, что мы лишь сторонние наблюдатели.
Марк Твен

   Никто не выздоравливает от болезни, имя которой рождение, – самая смертельная рана из всех возможных.
Эмиль Чоран

Рекомендуем вам также цитаты о жизни со смыслом.

Цитаты про жизнь и смерть.

Высказывания, афоризмы и цитаты о жизни и смерти.

Показано 1-30 из 387

Сортировка: Нет Популярность А-Я Длина

Like

+

101

Я познание сделал своим ремеслом, Я знаком с высшей правдой и с низменным злом. Все тугие узлы я распутал на свете. Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.

• Омар Хайям

Жизнь и Смерть, Зло, Мудрость

Like

+

90

Жизнь короткую, но честную, всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.

• Эпиктет

Жизнь, Жизнь и Смерть, Честность

Like

+

118

Смерть — величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи.

• Василий О. Ключевский

Жизнь и Смерть, Смерть

Like

+

94

Человек сам своими руками должен прокладывать путь в жизни.

• Агата Кристи

Жизнь и Смерть, Путь, Рука

Like

+

95

Хотя человеческой жизни нет цены, мы всегда поступаем так, словно существует нечто еще более ценное.

• Антуан де Сент-Экзюпери

Жизнь, Жизнь и Смерть

Like

+

91

Жизнь всегда дает человеку меньше, чем он от нее требует.

• Джек Лондон

Жизнь, Жизнь и Смерть

Like

+

91

Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга.

• Демокрит Абдерский

Дружба и Друзья, Жизнь и Смерть, Истинный друг, Мудрые цитаты

Like

+

82

Число годов свидетельствует о длине жизни; жизнь человека измеряется тем, что он в ней сделал и почувствовал.

• Сэмюэл Смайлс

Жизнь и Смерть

Like

+

76

Всего ошибочнее мерить жизнь мерою смерти.

• Вовенарг Люк де Клапье

Жизнь и Смерть

Like

+

138

Имей в виду, что любой день может оказаться для тебя последним.

• Квинт Гораций Флакк

Вид, Жизнь и Смерть

Like

+

97

Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества.

• Федор М. Достоевский

Бессмертие, Жизнь, Жизнь и Смерть

Like

+

105

Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние. Сильно страдая, он только себя истязает, а покойнику нет от этого никакой пользы. Тот, кто умен, со слезами провожает умершего на кладбище, но, предав его земле, изгоняет из сердца скорбь.

Он вспоминает, что и сам смертен, что ему уготована та же участь.

• Менандр

Грустные цитаты, Жизнь и Смерть, Любимый человек, Наставления, Отчаяние, Скорбь, Смерть

Like

+

99

Старая штука смерть, а каждому внове.

• Иван С. Тургенев

Бытие, Жизнь, Жизнь и Смерть, Смерть

Like

+

82

Не все убелённые сединами и покрытые морщинами жили долго. Многие только были долго.

• Сенека Луций Анней

Жизнь и Смерть, Морщины

Like

+

88

Жить — это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.

• Жан-Жак Руссо

Действие, Жизнь, Жизнь и Смерть, Мудрые цитаты, Чувства

Like

+

114

Жизнь — странная вещь. Много я думал, долго размышлял о ней, но с каждым днем она кажется мне все более непонятной. Почему у нас такая жажда жизни? Ведь жизнь — это игра, из которой человек никогда не выходит победителем. Жить — значит тяжко трудиться и страдать, пока не подкрадется к нам старость, и тогда мы опускаем руки на холодный пепел остывших костров. Жить трудно. В муках рождается ребенок, в муках старый человек испускает последний вздох, и все наши дни полны печали и забот. И все же человек идет в открытые объятия смерти неохотно, спотыкаясь, падая; оглядываясь назад, борясь до последнего. А ведь смерть добрая. Только жизнь причиняет страдания. Но мы любим жизнь и ненавидим смерть. Это очень странно!

• Джек Лондон

Жизнь, Жизнь и Смерть, Игра, Победитель, Смерть

Like

+

113

Молчи, прошу, не смей меня будить. О, в этот век преступный и постыдный Не жить, не чувствовать — удел завидный… Отрадно спать, отрадней камнем быть.

• Фёдор И. Тютчев

Век, Жизнь и Смерть, Отрада

Like

+

97

Плохо живут те, которые всю жизнь лишь собираются жить.

• Публий Сир

Жизнь, Жизнь и Смерть

Like

+

94

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

• Марк Аврелий

Большинство, Жизнь и Смерть

Like

+

101

Всякий, кто сделает попытку жить полной жизнью, жить ради того, чтобы ощущать жизнь, обречен быть непонятым и терпеть постоянно разочарование в своих взаимоотношениях с другими людьми.

• Ричард Олдингтон

Взаимоотношения, Жизнь и Смерть, Ощущения

Like

+

94

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.

• Мишель де Монтень

Жизнь и Смерть

Like

+

80

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

• Антуан де Сент-Экзюпери

Жизнь и Смерть, Роль, Смысл жизни

Like

+

108

От зол удаляет смерть, а не от благ.

• Марк Туллий Цицерон

Жизнь и Смерть

Like

+

103

Некоторым не удается жизнь: ядовитый червь гложет им сердце. Да приложат они все силы свои, чтобы смерть лучше удалась им!

• Фридрих В. Ницше

Жизнь и Смерть, Сила

Like

+

72

Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся.

• Василий Великий

Жизнь, Жизнь и Смерть, Смерть

Like

+

63

Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления.

• Жан-Жак Руссо

Жизнь, Жизнь и Смерть, Ценности

Like

+

110

Умереть всё равно придётся, эта чаша вас не минует. Зачем же уходить из зала, не досмотрев спектакль до конца? А вдруг пьеса, в которой, между прочим, каждый исполняет главную роль, ещё удивит вас неожиданным развитием сюжета?

• Борис Акунин

Главное, Жизнь и Смерть, Роль

Like

+

93

В жизни все вещи друг от друга отличаются, а в смерти все одинаковы. При жизни отличаются друг от друга умные и глупые, знатные и низкие; в смерти же одинаковы тем, что все смердят и разлагаются, гниют и исчезают… Следует наслаждаться при жизни, к чему хлопотать о том, что будет после смерти!

• Ян Чжу

Жизнь и Смерть, Отличие, Ум и Умный, Хлопоты

Like

+

93

Путь в подземное царство отовсюду одинаков.

• Марк Туллий Цицерон

Жизнь и Смерть, Путь

Like

+

100

Жизнь, достойная своего имени, — это посвящение себя благу других людей.

• Букер Вашингтон Т.

Жизнь и Смерть, Имя, Посвящение

Топ 10 авторов

Омар Хайям525
Сенека Луций Анней421
Ошо462
Оскар Уайльд459
Иосиф А. Бродский377
Лев Н. Толстой436
Игорь М. Губерман726
Уильям Шекспир410
Жан де Лабрюйер273
Ашот Наданян418

Больше популярных авторов

Топ 10 тем

Война309
Вера508
Любовь3807
Мотивирующие цитаты880
Саркастичные цитаты434
Россия324
Ценности177
Обучение
93
Родина112
Дружба и Друзья382

Больше популярных тем

Что смерть должна научить нас жизни и жизни

Один из великих еврейских духовных учителей 20-го века, раввин Авраам Джошуа Хешель утверждает, что столкновение со смертью придает жизни смысл; что жизнь и смерть являются частью великой тайны; что в силу того, что мы созданы не иначе как по образу Божию, мы можем вообразить загробную жизнь для человечества — и в то же время сама смерть есть противоядие от человеческого высокомерия; и что в смерти мы воздаем благодарность за чудо и дар нашего существования.

Смерть как способ постижения смысла жизни

Наш первый вопрос: с какой целью и по какому праву мы думаем о странной и совершенно недоступной теме смерти? Ответ кроется в нашей высшей уверенности в существовании человека: он не может существовать без чувства смысла. Но существование включает в себя и жизнь, и смерть, и в некотором смысле смерть является проверкой смысла жизни. Если смерть лишена смысла, то жизнь абсурдна. Окончательный смысл жизни остается неясным, если только он не отражается перед лицом смерти.

Факт смерти должен быть главным фактором в нашем понимании жизни. Однако лишь немногие из нас сталкивались лицом к лицу со смертью как с проблемой или вызовом. Медлительность, задержка, пренебрежение с нашей стороны думать об этом. Ибо тема не волнующая, а скорее странная и шокирующая.

Что характеризует отношение современного человека к смерти, так это эскапизм, игнорирование ее суровой реальности, даже стремление стереть горе. Однако он вступает в новую эпоху поиска смысла существования, и ему придется столкнуться со всеми кардинальными проблемами.

Жизнь как способ понять смысл смерти

Смерть мрачна, сурова, жестока, источник бесконечного горя. Наша первая реакция — испуг. Мы ошеломлены и растеряны. Постепенно наше чувство тревоги сменяется чувством тайны. Внезапно вся жизнь окутала себя тайной. Наша речь останавливается, наше понимание терпит неудачу. В присутствии смерти есть только тишина и чувство благоговения.

Является ли смерть не чем иным, как уничтожением, абсолютным отрицанием? Взгляд на смерть зависит от нашего понимания жизни. Если жизнь ощущается как неожиданность, как подарок, не поддающийся объяснению, тогда смерть перестает быть радикальным, абсолютным отрицанием того, что представляет собой жизнь. Ибо и жизнь, и смерть являются аспектами великой тайны, тайны бытия, тайны творения. Помимо драгоценности отдельного существования стоит чудо того, что оно связано с бесконечной тайной бытия или творения.

Таким образом, смерть — это не просто конец человека. Он также входит в начало.

Наше величие: вопрос о загробной жизни и «Образ Божий»

Кроме того, есть тайна моего личного существования. Проблема того, кем я буду и буду ли я после смерти, тесно связана с проблемой того, кем и каким я был до своего рождения. Тайна загробной жизни связана с тайной предсуществования. Душа не вырастает из ничего. Значит ли это, что оно погибает и растворяется в ничто?

Человеческая жизнь приближается издалека; оно прошло через века опыта, роста, страдания, прозрения, действия. Мы такие, какие мы есть, благодаря тому, из чего мы произошли. Индивидуальному существованию предшествует обширный континуум, и вполне законно предположить, что существует континуум, следующий за индивидуальным существованием. Человеческая жизнь всегда идет своим чередом, и смерть не является конечным пунктом.

На языке Библии умереть, быть погребенным, значит «собраться с народом своим» (Бытие 25:8). Они «собирались к отцам своим» (Судей 2:10). «Когда же исполнятся дни твои, пойди к отцам твоим» (1 Паралипоменон 17:11).

Души превращаются в прах? Превращается ли дух в пепел? Как могут души, способные создавать бессмертные слова, бессмертные произведения мысли и искусства, полностью раствориться, исчезнуть навсегда?

Другие могут возразить: Вера в то, что человек может иметь долю в вечной жизни, не только не поддается проверке; это даже наивно. Кто мог бы серьезно утверждать, что представители рода человеческого, класса млекопитающих, достигнут вечности? Какой образ человечества предполагает вера в бессмертие? Действительно, надежда человека на вечную жизнь предполагает, что в человеке есть что-то достойное вечности, нечто родственное божественному, созданное по подобию божественного…

[П]оподобие Божие означает подобие Того, Кто не похож на человека. Подобие Божие означает подобие Того, по сравнению с которым все остальное подобно ничему.

Действительно, слова «образ и подобие Божие» [в библейской истории сотворения] скрывают больше, чем открывают. Они означают то, что мы не можем ни понять, ни проверить. Ибо что такое наш образ? Каково наше подобие? Есть ли что-нибудь в человеке, что можно сравнить с Богом? Наши глаза этого не видят; наш разум не может понять это. В буквальном смысле эти слова абсурдны, если не кощунственны. И все же они содержат самую важную истину о значении человека.

Каким бы туманным ни было значение этих терминов, они, несомненно, обозначают нечто неземное, нечто принадлежащее сфере Бога. Демут [подобие] и целем [образ] принадлежат к более высокому роду бытия, чем вещи, созданные за шесть дней. Это, кажется, то, что стих намеревается передать: Человек причастен к неземному божественному роду бытия.

Наша малость: Смерть учит смирению

Смерть — это радикальное опровержение силы человека и суровое напоминание о необходимости соотноситься со смыслом, лежащим за пределами измерения человеческого времени. Человечество без смерти было бы бесконечным высокомерием. Благородство коренится в человечестве, а человечество черпает большую часть своей силы из мысли о смерти.

Смерть опровергает обожествление и искажает надменность человека.

Он Бог; то, что он делает, правильно, ибо все пути его справедливы; Бог верности и безошибочности, Он справедлив и прав.

Справедлив ли Ты, Господи, причиняющий смерть и жизнь; ты, в чьих руках все живые существа и хранил, далек от тебя, чтобы изгладить нашу память; да откроются к нам очи Твои в милосердии; ибо Твое, Господи, милость и прощение.

Мы знаем, Господи, что суд Твой праведен; ты прав, когда говоришь, и прав, когда выносишь приговор; нельзя придираться к твоей манере судить. Ты праведен, Господи, и суд Твой верен.

Истинный и праведный судья, благословен ты, чьи суды праведны и истинны.

Господь дал и Господь взял; благословенно имя Господа.

— Молитвенник на каждый день от похоронной службы

Смерть как благодарность за существование

Если жизнь — это паломничество, то смерть — это прибытие, праздник. Последним словом должна быть не тяга и не горечь, а покой, благодарность.

Нам так много дано. Почему результат нашей жизни, сумма наших достижений так мала?

Наше смущение похоже на бездну. Все, что мы отдаем, намного меньше того, что мы получаем. Возможно, в этом и есть смысл умирания: отдать всего себя.

Смерть не рассматривается как просто разорение и катастрофа. Это ощущается как потеря дальнейших возможностей испытать и преумножить славу и благость Бога здесь и сейчас. Это не ликвидация, а подведение итогов, конец прелюдии к симфонии, о которой у нас есть лишь смутное предчувствие надежды. Прелюдия бесконечно богата возможностями как усилить, так и расстроить терпеливых Божьих, непрекращающихся усилий по искуплению мира.

Смерть — это конец того, что мы можем сделать, чтобы стать соучастниками искупления. Жизнь, которая последует, должна быть заработана, пока мы здесь. Оно не возникает из ничего; это собирание, урожай вечных мгновений, достигнутых на земле.

Если мы не разовьем в себе чувствительность к славе, пока мы здесь, если мы не научимся предвкушать небеса на земле, что нас ждет в грядущей жизни? Семя вечной жизни посажено внутри нас здесь и сейчас. Но семя тратится впустую, когда его кладут на камень, в души, которые умирают, пока тело еще живо.

Величайшая проблема не в том, как продолжать, а в том, как возвысить свое существование. Вопль о загробной жизни самонадеян, если нет вопля о вечной жизни до нашего сошествия в могилу. Вечность — это не вечное будущее, а вечное присутствие. Он посеял в нас семя вечной жизни. Грядущий мир — это не только потусторонний мир, но и здесь и сейчас.

Наша самая большая проблема не в том, как продолжить, а в том, как вернуться. «Как я могу отплатить Господу за все Его щедрые дела со мной?» (Псалтирь 115:12). Когда жизнь — это ответ, смерть — это возвращение домой. «Драгоценна пред Господом смерть святых Его» (Псалтирь 116:14). Ибо наша величайшая проблема — это не что иное, как резонанс заботы Бога: как я могу отплатить человеку за все его щедрые дела со мной? «Ибо вовек милость Божия».

В этом смысл существования: примирить свободу со служением, преходящее с вечным, вплести нити временности в ткань вечности.

Самая глубокая мудрость, которой может достичь человек, — это знать, что его предназначение — помогать, служить. Мы должны победить, чтобы уступить; мы должны приобрести, чтобы отдать; мы должны победить, чтобы быть побежденными. Человек должен понимать, чтобы верить, знать, чтобы принимать. Стремление получить; совершенство состоит в том, чтобы дозировать. В этом смысл смерти: окончательное посвящение себя божественному. Смерть, понимаемая таким образом, не будет искажена стремлением к бессмертию, ибо этот акт отдачи есть ответ со стороны человека на Божий дар жизни. Для благочестивого человека это привилегия умереть.

Эти отрывки взяты из эссе Хешеля «Смерть как возвращение домой», опубликованного в журнале «Еврейские размышления о смерти » под редакцией Джека Римера (Schocken Books).

Подпишитесь на путешествие сквозь горе и скорбь. Если вы недавно потеряли любимого человека или просто хотите изучить основы еврейских траурных ритуалов, эта серия электронных писем из 8 частей проведет вас через все, что вам нужно знать и помочь вам почувствовать поддержку и утешение в трудную минуту.

Ищете, как сказать Кадиш Скорбящих на миньяне? Ежедневный онлайн-миньян My Jewish Learning дает скорбящим и другим возможность произнести кадиш в обществе и поучиться у ведущих раввинов.

Подпишитесь на наш информационный бюллетень

Расширяйте возможности своих еврейских открытий, ежедневно

Как смерть формирует жизнь, согласно философу из Гарварда – Harvard Gazette

В то время как глобальное число жертв COVID достигает 5 миллионов, гарвардский философ размышляет о сокровенном, универсальном опыте знания о том, что конец придет, но не зная, когда

By Коллин Уолш Гарвардский штатный писатель

Дата

Влияет ли понимание того, что наш последний вздох может прийти завтра, на наш выбор жизни? И как нам понять жизнь, оборвавшуюся в результате случайного происшествия, или коллективное существование, в котором потеря 5 миллионов жизней из-за пандемии часто кажется затмеваемой другими заголовками? За ответами The Gazette обратилась к Сюзанне Сигел, профессору философии Эдгара Пирса из Гарварда. Интервью было отредактировано для увеличения длины и ясности.

ГАЗЕТА: Как нам пережить день, когда смерть окружает нас?

ЗИГЕЛ: Этот вопрос возникает потому, что мы можем чувствовать себя неловко, отвлекаться или сходить с ума из-за смерти в любой форме: массовая смерть или перспектива нашей собственной; смерти неизвестных нам людей, о которых мы только слышим или читаем; или смерти людей, которые рвут ткань нашей жизни, когда уходят. И в политике, и в повседневной жизни самое худшее, что мы можем сделать, — это привыкнуть к смерти, относиться к ней как к ничему не примечательному или как к чему-то другому, кроме потери. Этот факт имеет глубокие последствия для каждого аспекта жизни: политики и управления, межличностных отношений и всех форм человеческого сознания.

Когда дела идут хорошо, смерть остается на заднем плане, и оттуда, тайно, она формирует наше осознание всего остального. Даже когда мы легко проживаем день, перспектива смерти все еще так или иначе окружает нас.

ГАЗЕТА:  Может ли философия помочь понять, как смерть влияет на сознание?

ЗИГЕЛЬ: Философы Серен Кьеркегор и Мартин Хайдеггер каждый по-своему рассматривают смерть как горизонт, который неявно формирует наше сознание. Это то, что дает будущим временам то давление, которое они оказывают на нас. Горизонт — это то, что обычно находится на заднем плане — что-то, что ограничивает, частично определяет и создает основу для того, на чем вы фокусируетесь. Эти два философа помогают нам увидеть, каким образом смерть занимает фон сознания — и что фон находится там, где ей место.

«Как в политике, так и в повседневной жизни самое худшее, что мы можем сделать, — это привыкнуть к смерти, относиться к ней как к ничему не примечательному или как к чему-то другому, кроме потери», — говорит Сюзанна Сигел, профессор философии Эдгара Пирса из Гарварда.

Стефани Митчелл/штатный фотограф Гарварда

Эти философские прозрения ярко выражены в короткой и потрясающей поэме Райнера Мари Рильке «Der Tod» («Смерть»). В переводе Бертона Пайка с немецкого стихотворение начинается так: «Стоит смерть, голубоватое варево / в чашке без блюдца». Это открытие заводит меня каждый раз. Смерть стоит. Он стоит так же, как жидкость стоит в контейнере. Иногда инструкции по приготовлению говорят вам кипятить смесь, а затем дать ей постоять, пока вы выполняете другую часть рецепта. Вот как смерть в стихотворении: стоит, ожидая, когда вы продвинетесь дальше, чем бы вы ни занимались. Он будет там, пока вы работаете, он будет там, когда вы закончите, и в некотором роде он является фоновой частью этих других задач.

Через несколько строк в стихотворении предполагается, что кто-то давным-давно, «за дальним завтраком», увидел пыльную, треснутую чашку — ту чашку, в которой стояла синеватая смесь, — и этот человек прочитал слово «надежда». написано блеклыми буквами на боку кружки. Надежда — это чувство, направленное в будущее, и в стихотворении это слово написано на поверхности, под которой находится смерть. В нынешнем виде смерть формирует горизонт жизни.

GAZETTE: Каковы этические последствия этих философских взглядов?

SIEGEL: Нам известно, как навязчивая мысль о смерти может нервировать, парализовать или пустить человека под откос. Крайний пример показывают люди с синдромом Котара, которые сообщают об ощущении, что они уже умерли. Это считается «монотематическим» бредом, потому что эта странная реакция ограничивается другими убеждениями больных. Они открыто признают, как странно быть одновременно мертвыми и при этом докладывать об этом. Они, как правило, находятся в глубокой депрессии, обремененные ощущением, что все возможности для действия просто закрыты, закрыты, недоступны. Лишенные чувства будущего, казалось бы, лишенные возможностей для действия, людям в этом состоянии кажется естественным описывать его как состояние уже мертвого.

Синдром Котара — это крайний случай, который иллюстрирует, как вынесение смерти на передний план сознания может казаться совершенно беспомощным. Это наблюдение имеет политические последствия, которые очевидны в культуре, которая относится к любому виду насилия со смертельным исходом как к чему-то, что мы должны ожидать и планировать. Ярким примером может служить насилие с применением огнестрельного оружия с его тренировками по изоляции детей, его постоянным потоком одних и тех же событий, снова и снова — как будто эти смерти можно встретить только с пожатием плеч и вздохом, потому что они просто часть стоимость других людей, осуществляющих свою свободу.

Выводить смерть на передний план сознания, создавая атмосферу насилия, не только угнетающе, но и опасно. Любое политическое устройство, которое позволяет массам людей умирать, тематизирует смерть, делая насилие со смертельным исходом ощутимым, частым, бросающимся в глаза, обсуждаемым и терпимым. Привлечение внимания к смерти таким образом может создать, а затем усилить чувство экзистенциальной неустойчивости, которое, в свою очередь, эмоционально вооружает людей в массовом, общенациональном масштабе, чтобы терпеть насилие как инструмент для получения политической власти. Теперь стало обычным явлением врезаться в протестующих на транспортных средствах, запугивать избирателей и работников избирательных участков и готовиться к нападению на правительственные здания и людей внутри. Эта атмосфера принижает жизнь, а затем обещает насилие как защиту от такого удешевления и средство контроля.

GAZETTE: Когда мы читаем в газете о смерти от несчастного случая, это может сильно нервировать, даже если жертва незнакомец. И мы слышим о постоянном потоке смертей от COVID-19 в течение почти двух лет, до такой степени, что подсчет смертей является лишь частью ежедневных новостей. Почему важно думать об этих потерях?

ЗИГЕЛ: Может показаться, что это не имеет прямого отношения к политике, но когда вы реагируете на оборвавшуюся жизнь, думая: «Если это ужасное может случиться с ними, то это может случиться и со мной», эта реакция является основной формой гражданское отношение. Он хрупок и очень чувствителен к тому, как сообщают о смертях и изображают их публично. Проходящий момент беспокойства может показаться незначительным, но его вытесняет нечто гораздо худшее, когда смерти изображаются таким образом, что это может вызвать такие вопросы, как «Что они сделали, чтобы попасть в беду?» или такие подозрения, как «Вероятно, они это сделали», или такие бессердечные смирения, как «Они все равно собирались умереть». Мы видели некоторые из этих реакций во время пандемии. Это отказ признать ужас смерти.

Смерти могут казаться еще более навязчивыми, если их не признают настоящей потерей, поэтому так важно, как смерть изображается правительствами и в средствах массовой информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *