О вреде компьютерных игр – Польза и вред компьютерных игр, влияние на организм человека

Содержание

Польза и вред компьютерных игр, влияние на организм человека

Компьютерные игры давно вошли в жизнь современного человека и заняли практически первое место среди всех видов отдыха. И это можно объяснить: виртуальная реальность имеет свойство притягивать своими неограниченными возможностями, а разработчики не перестают радовать любителей игр новыми продуктами. Однако многих волнует вопрос, в чем же на самом деле заключаются польза и вред компьютерных игр для человека: опасны они для здоровья или нет.

Причина увлеченности компьютерными играми

Порой человек, не в силах оторваться от экрана, сам не замечает, как медленно втягивается в игровой процесс. Польза от переключения на приятное увлекательное занятие и возможность расслабиться перерастают во вред зависимости. И на это есть своя причина: увлекаясь какой-либо компьютерной игрой, мы автоматически принимаем на себя образ игрового персонажа, как бы надеваем на себя его маску. И тогда появляется способность напрямую влиять на игровой мир, подстраивая под себя всю виртуальную реальность.

В голове у компьютерного игрока возникает своего рода иллюзия власти и всесилия: именно он получает свойства подчинять себе инсталлированный мир, установить там собственные правила и добиваться всех поставленных целей. И человек, заполучив такое величие и превосходство в компьютерном мире, постепенно перестает нуждаться в мире реальном. В этом просто нет необходимости – ведь в физической реальности уже нельзя так легко манипулировать окружающими. В реальной действительности — уже в маске обычного человека — игрок теряет свое могущество. Именно поэтому компьютерные игроманы, пребывая в физическом мире, так ждут возвращения в свою, собственную Вселенную.

Психологические исследования показали, что зачастую во вред игровой зависимости попадают не удовлетворенные жизнью люди, страдающие от одиночества или отсутствия цели в жизни. Благодаря свойствам виртуального пространства они обретают все те возможности, которых лишены в реальной жизни. За счет достижения определенных целей и задач в игре самооценка таких людей имеет свойство повышаться, человек получает искусственно самоутверждение.

Считается, что с помощью компьютерных игр нам свойственно убегать от своих реальных проблем, и чем глубже проблемы – тем сильнее желание забыть о реальности тем глубже погружение в мир игры. Именно поэтому прежде чем лечить приносящую вред игровую зависимость, необходимо разобраться: какие полезные мотивы замещает активность в выдуманном мире? От каких проблем реальности человек пытался таким способом сбежать?

Чем полезны компьютерные игры

Многие считают, что современные компьютерные игры не представляют собой абсолютно никакой пользы, оказывая негативное влияние как на наше сознание, так и на физическое состояние. Однако следует отметить, что компьютерные игры обладают рядом преимуществ и положительных для здоровья свойств:

Развивают память, внимание и логику

В 2009 году ученые провели исследование пользы и вреда действия компьютерных игр на способности, главным объектом которого стала всем известная видеоигра японских разработчиков «Марио», где по условиям игроку необходимо «прыгать» с платформы на платформу, собирая монетки и прочие призы. Группе испытуемых было предложено ежедневно уделять «Марио» определенное количество времени. Через несколько дней исследователи подвели итог: оказалось, что платформеры (именно к этому жанру игр и относится «Марио») развивают полезные способности ориентации человека в пространстве, стимулируют работу памяти, развитие логики и стратегического планирования.

Данные другого эксперимента показали, что головоломки типа «Тетрис» также имеют пользу помогать избавляться от неприятных мыслей, тяжелых воспоминаний, а также излечивать посттравматические расстройства и понижать тягу к перееданию.

Улучшают зрение

Далеко не секрет, что долгое времяпрепровождение за экраном компьютера влечет вред ухудшения зрения. Однако было доказано и обратное: некоторые компьютерные игры обладают полезными свойствами для наших глаз.

В ходе эксперимента учеными Рочестерского университета сделано заключение о пользе компьютерных игр-шутеров от первого лица (вида экшн-игр, так называемых стрелялок, в которых игрок ассоциирует себя с героем). Например, всем известная компьютерная игра «Call of Duty» улучшает способности различать самые маленькие детали вещей и предметов: к примеру, тонкие оттенки серого цвета. Такой полезный навык особенно может пригодиться водителям в туманную погоду.

Компьютерные шутеры от первого лица также имеют полезное свойство стимулировать работу передней поясной коры, теменной и лобной долей мозга. Именно эти участки отвечают за наше внимание и способность к многозадачности.

С тем же важно знать меру в подобных полезных «тренировках мозга», чтобы не столкнуться с обратным эффектом. Оптимальным, не дающим вред негативного воздействия считают время игры до 6 часов в неделю.

Снимают стресс

Компьютерные игры способны приносить пользу и для психического состояния человека, помогая избавиться от стрессов, депрессии, успокоить нервы и поднять настроение.

Это доказали ученые Оксфордского университета: в ходе исследований было установлено, что полезные свойства увлечения видеоиграми проявляются в снижении травматических воспоминаний и тяжелых переживаний, которые содержит наше сознание.

В течение 20 минут группе испытуемых демонстрировали материалы, провоцирующие бурную эмоциональную реакцию. В образный ряд были включены автомобильные аварии, различного рода трогательные или трагические сцены. После этого половине испытуемых было предложено поиграть 10 минут в «Тетрис», в отличие от контрольной группы участников.

Результаты показали, что эмоциональная реакция людей, игравших в «Тетрис», оказалась более уравновешенной, чем у контрольной группы – их память освободилась от большей части негативных переживаний, полученных в первой части эксперимента.

Существует ряд компьютерных игр, созданных для широкого круга пользователей – они отличаются довольно простыми условиями и цветным, приятным глазу интерфейсом. Если игрок сталкивается с определенной трудностью – игра обязательно поможет и подскажет, что делать дальше. Такие приложения разрабатываются с пользой заполнения досуга или, например, времени, которое человек проводит в общественном транспорте – всего полчаса игры в день имеют полезное свойство, отвлекая, устранять беспокойство, плохие мысли, облегчать вред депрессивных состояний, поднимать позитивный эмоциональный фон.

Почему компьютерные игры вредны

Однако, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, компьютерные игры имеют как плюсы, так и минусы. Злоупотребление видеоиграми может нанести серьезный вред физическому и психическому здоровью человека.

Агрессивность и озлобленность

«Чрезмерное увлечение видеоиграми способно вызвать в нас агрессию» — такое заключение сделали Малте Элсон и Кристофер Фергюсон, ученые-психологи Вестфальского университета им. Вильгельма. В ходе исследования, которое длилось на протяжении 25 лет, ученые выяснили:

  • проявление агрессивности у человека напрямую зависит от стрессогенных факторов окружающей среды;
  • люди, обладающие высоким порогом переносимости жестокости (иными словами, те, кто когда-либо подвергался или подвергается насилию со стороны окружения), имеют свойство чаще проявлять свою агрессию при наличии малейших стрессовых факторов;
  • люди, минимально сталкивающиеся с насилием, менее расположены к проявлению агрессии.

Таким образом, компьютерные видеоигры выступают своего рода возбудителем агрессивного состояния. Тот человек, кто предрасположен к агрессивному поведению и жестокости, будет вести себя озлобленно, копируя поведение своего героя в компьютерной игре. Именно поэтому компьютерные игры несут высокую опасность для подростков, чье эмоциональное состояние меняется буквально каждую минуту.

Интересно отметить: люди, склонные к агрессии в реальной жизни, чаще всего выбирают именно те компьютерные игры, где доминируют сцены жестокости и насилия.

Ученые также обнаружили, что люди, которые предпочитают компьютерные игры в компании, меньше подвержены агрессивному поведению, в отличие от тех, кто играет в одиночку.

Игровая зависимость

Считается, что среди всех видов компьютерных игр наибольший вред несут именно сетевые игры. Изначально игрок лишь ассоциирует себя с героем на экране, однако вскоре человек полностью растворяется в своем персонаже, постепенно уходя от реального мира в виртуальный. Человек переносит всю свою физическую жизнь в киберпространство: здесь он и влюбляется, и заводит друзей, и строит семью. При этом взаимоотношения в компьютерной игре становятся гораздо ярче, нежели в реальной жизни.

В психологии компьютерной игровой зависимости выделяют такие важные аспекты:

  • потеря счета времени;
  • непрерывное ощущение чего-то нового;
  • частичное или полное изменение сознания;
  • ощущение всемогущества виртуальной власти;
  • появление антисоциальной направленности.

Игрок так сильно увлекается процессом компьютерной игры, что абсолютно теряется в ощущении времени и реального пространства. Со временем его мозг постепенно перестает различать реальный и виртуальный миры. Известно множество случаев, когда зависимые от компьютерной видеоигры люди не покидали игровой мир на протяжении нескольких дней, без отдыха, еды и сна.

За счет постоянных обновлений от разработчиков (новые функции, интерфейс, графика) геймеры могут проводить за одной и той же компьютерной игрой десятки лет, при этом она нисколько им не надоедает: скорее, наоборот, они все время стремятся как можно скорее оказаться в своем мире, чтобы оценить его новые возможности.

Происходит искажение сознания, из-за чего реальный мир начинает осознаваться с большим трудом. Рассеивается внимание человека, ухудшается память, замедляется процесс мышления.

Игроману в какой-то момент начинает казаться, что он может достигнуть всего, чего пожелает: в итоге его идеальная самооценка и вера в себя значительно возрастает. Однако, лишь в идеальном, виртуальном мире.

Зависимый от компьютерной игры человек постепенно превращается в «социального инвалида». Геймеры перестают ходить на работу и учебу, выбираться в людные места, встречаться с друзьями и родственниками.

Важно! Вследствие игромании у человека может развиться боязнь открытых пространств и скопления людей.

Туннельный синдром

Туннельный синдром, или «карпальный туннельный синдром», — это неврологическое нарушение, вызванное защемлением срединного нерва. Зачастую оно возникает вследствие непрерывных однообразных движений кистей рук или пальцев. Сами движения могут быть довольно простыми: клики пальцем по клавише компьютерной мышки или же по клавиатуре. На первый взгляд, ничего серьезного, однако даже такие легкие, но частые телодвижения могут нести негативные последствия.

Развивается туннельный синдром вследствие постоянного напряжения кистей. Наиболее подвержена риску именно «рабочая» рука игрока, правая или левая. В результате защемления нерва возникает сильная боль в руке, а вскоре нерв начинает просто атрофироваться – это сопровождается потерей чувствительности пальцев.

Играющие в компьютерные игры люди наиболее подвержены этому нарушению, ведь практически каждая видеоигра требует от рук нагрузки.

Чтобы избежать тяжелых последствий, рекомендуется каждые 20 — 30 минут проводить небольшую «зарядку» для кистей рук, приводя их таким образом в чувство и давая отдохнуть.

Геморрой

Уткнувшись в экран монитора, человек на протяжении долгого времени может оставаться на одном и том же месте, практически не двигая корпусом. Следствием этого может стать развитие наиболее распространённого заболевания прямой кишки – геморроя. Для этого заболевания характерно расширение вен нижнего отдела прямой кишки. Причиной всему — застой крови в венах из-за сидячего образа жизни. Сами расширенные вены выпирают в просвет прямой кишки, а иногда провисают из анального отверстия.

В особо тяжелых случаях геморроя возможно развитие тромбоза, который сопровождается сильными болями и кровотечением.

Во избежание этого заболевания каждые полчаса сидения за компьютером необходимо разбавлять элементарной активностью – можно подняться с места, пройтись по квартире или же сделать легкие физические упражнения.

Проблемы со спиной

Как и геморрой, заболевания спины возникают в результате долгого сидения. Спектр таких заболеваний довольно широк: сюда входят остеохондроз, сколиоз, артроз и множество других.

Наиболее популярен остеохондроз – он встречается у 9 из 10 взрослых людей в возрасте от 20 лет.

Более того – при компьютерных играх от непрерывного сидячего положения также страдают мышцы шеи и верхних отделов спины, становясь слабее: ведь их нагрузка снижается. Чего не скажешь о пояснице – нагрузка на нее случае возрастает вдвое. Чтобы не столкнуться с проблемами спины, во время компьютерной игры необходимо время от времени разминать спину, чередуя нахождение перед экраном с легкой гимнастикой или физической нагрузкой.

Ухудшение зрения

Ухудшению зрения вследствие долгого времянахождения за компьютерным монитором наиболее подвержены люди в возрасте от 18 до 45 лет.

Симптомами этого могут стать дискомфорт и усталость глаз, краснота, сухость роговицы глаза, слезотечение, расфокусировка и снижение остроты зрения.

Из-за длительного слежения за компьютерным монитором может возникнуть «сухость глаз», которую офтальмологи выделяют как одну из самых опасных болезней. Ее симптомы включают в себя жжение и рези в районе глаза, ощущение, что туда что-то попало. Больше всего «сухость глаз» наблюдается у людей, носящих контактные линзы.

Причина — в моргании: в обычном состоянии человек моргает в среднем двадцать раз в минуту, однако во время долгого безотрывного взгляда на светящийся компьютерный экран частота моргания снижается в три раза. Глаз постепенно «высушивается», со временем снижается его острота, а вскоре зрение рискует и вовсе пропасть.

Каждый час необходимо устраивать отдых для глаз, делая при этом простые, но в то же время неоценимо полезные упражнения:

  1. Провести глазами слева направо, сверху вниз.
  2. Вращать зрачками по часовой стрелке и против нее поочередно.
  3. Поставить указательный палец на уровень глаз и сосредоточиться на нем. Затем быстро перевести взгляд на другой предмет, находящийся на расстоянии – и снова посмотреть на палец.

Повторять каждое упражнение следует в течение 2 — 3 минут.

Больше информации о влиянии компьютерных игр на здоровье человека — в видео:

Компьютерные игры для детей: польза или вред

На вопрос о пользе и вреде компьютерных игр для детей до сих пор не найден однозначный ответ, ведь мнения сильно расходятся. Кто-то считает, что детям незачем увлекаться такой ерундой – читать книги и делать уроки будет более полезно, нежели портить зрение за экраном монитора. Другие же уверенны, что компьютерные игры развивают ребенка, приносят ему удовольствие – тогда в чем же беда?

Все зависит от вида компьютерной игры, которой увлекается ребенок.

  • «Стрелялки»: такие игры зачастую содержат в себе сцены насилия и убийств. Играя в одну из них, ребенок буквально воспринимает все происходящее на экране, где он в упор расстреливает своих врагов. В результате вид крови и трупов становятся для него довольно привычными вещами, и сам он невольно начинает переносить всю агрессию из игры в реальный мир. Именно поэтому детские психологи настоятельно рекомендуют оградить ребенка от кровожадных компьютерных игр, заменив их развивающими.
  • Развивающие компьютерные игры, в свою очередь, могут оказаться весьма полезными для детского развития: с их помощью можно тренировать память и внимание ребенка, моторику рук и глаз, развивать образное мышление и фантазию. Существует многообразие развивающих компьютерных игр, рассчитанных на разный характер и возраст ребенка. Например, активному и подвижному малышу рекомендуется давать быстрые и динамичные игры, в то время как тихий и спокойный ребенок с удовольствием пройдет компьютерный квест, где предлагается решить определенную задачу.

С какого возраста можно играть в компьютерные игры

Игры для ребенка – это среда его развития. По этой причине разрешать малышу садиться за компьютерную игру можно не раньше 4 лет, когда начинает закладываться фундамент его психики. Именно с этого возраста ребенок способен видеть связи между компьютерной мышью и происходящим на экране, начинать строить логические цепочки и искать решение задач.

При этом в детском возрасте очень важно ограничивать время ребенка, проведенное за компьютером – не более 1 часа в день.

Правильный выбор компьютерных игр

Каждому родителю необходимо знать, как правильно выбрать компьютерную игру для своего малыша, которая не причинит вреда его психике. Именно от правильного выбора компьютерной игры зависит развитие таких важных факторов, как восприятие цвета, количества, формы и т. д.

На сегодняшний день в мире проводятся множество исследований относительно влияния компьютерных игр на развитие психики детей. Основываясь на их результатах, разработчики создают множество игр для ребенка любого возраста. Качественные компьютерные видеоигры доступны как в сети Интернет, так и в специальных игровых магазинах. С их помощью малыш может научиться считать, рисовать, читать, быстро запоминать необходимую информацию.

Выбирая компьютерную игру, необходимо учитывать пол и возраст ребенка, поскольку игры для мальчиков и девочек и для детей разных возрастных категорий существенно различаются. Для девочек наиболее интересными будут, например, игры на кулинарные темы, красоты и моды, в то время как мальчики зачастую интересуются гонками и спортивными играми.

Детям помладше подойдут познавательные развивающие компьютерные игры.

Заключение

Польза и вред компьютерных игр до сих пор продолжают быть предметом изучения во всем мире. В ходе исследований было доказано, что компьютерные видеоигры все же обладают полезными свойствами: они способны помочь развитию логики, мышления, памяти, даже в определенных условиях улучшить зрение. Однако стоит помнить и о высоком риске зависимости компьютерных игр и необходимости контроля времени, проводимого за увлекательным занятием.

Была ли Вам данная статья полезной?

Да Нет

poleznii-site.ru

вреда или пользы? / ASUS Russia corporate blog / Habr

Большинство людей, сталкивавшихся с компьютерными играми, имеют об этом времяпрепровождение либо отрицательно, либо положительное мнение. Равнодушных, в общем-то, немного. И вот уже много лет не утихают споры между противниками и сторонниками компьютерных игр, причём аргументы приводятся самые разнообразные. Порой диву даёшься, какие логические цепочки выстраивают. И в основном обе стороны упирают на моменты, связанные с психикой, социумом, личностным развитием. Давайте попробуем разобраться, что думают о видеоиграх психологи.

В США 99% мальчиков и 94% девочек регулярно играют в видеоигры. Из них 97% тратят на это не менее часа в день. Совокупный доход игровой индустрии ещё пять лет назад превысил $25 млрд в год, а сами по себе игры давно уже стали неотъемлемой частью попкультуры.

На видеоигры смотрят косо, пожалуй, с момента их появления. Многие десятилетия им приписывают всевозможный вред, оказываемый на организмы и разумы детей и подростков. С выходом Wolfenstein 3D, а за ним и первого Doom, начала набирать силу неутихающая по сей день народная любовь к трёхмерным шутерам. В результате к списку грехов компьютерных игр добавились пропаганда насилия и кровожадность. Также принято считать, что излишнее увлечение играми может вызывать психологическую зависимость, а иногда и депрессию, когда игрок слишком сильно сопереживает каким-то не слишком радостным сюжетным ходам. Также на игры возлагают ответственность за то, что некоторые психически неуравновешенные подростки время от времени устраивают стрельбу в американских школах. В этой стране даже существуют программы, нацеленные на отвлечение детей от видеоигр. Но, несмотря на это, дети там играют практически поголовно и упоённо.

Так действительно ли игры вредны? И если да, но насколько? Этим вопросом исследователи задаются уже несколько десятилетий, но результаты различных тестирований и наблюдений оказываются довольно противоречивыми. В конце концов психологи всё чаще начали говорить, что пора бы уже обратить внимание не только на негативные, но и на позитивные стороны увлечения видеоиграми, которые обычно игнорируются, ведь исследователи изначально ставят себе целью поиск негатива. А ведь игры в последние годы сильно изменились, стали гораздо сложнее, реалистичнее, более социально-ориентированными. Должно же это оказать какое-то влияние. И результаты некоторых исследований, проведённых в последние пять лет, говорят о том, что с играми не всё так плохо. Психологи отмечают, что современные видеоигры могут способствовать развитию социальных и когнитивных навыков, дают новый эмоциональный опыт, и даже иногда способствуют общему оздоровлению психики.

Исследования в сферах возрастной и эволюционной психологий долгое время недооценивали позитивное влияние игр, особенно в детском и подростковом возрастах. Играя в социальные игры, дети не только опробуют различные сценарии взаимодействия с другими людьми, но и учатся решать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Игры позволяют безопасно «отрепетировать» власть и доминирование, агрессию, боль и разрывы.

Некоторое время назад исследователи выяснили, что у крыс в ходе шутливых потасовок вырабатываются факторы роста в областях мозга, отвечающих за социальную активность. В результате медиальная префонтальная зона получает дополнительную стимуляцию и со временем лучше развивается. А учитывая большое сходство некоторых социальных игр у животных и людей, можно предположить, что и на мозг наших детей игры могут оказывать сходное влияние.

Но можно ли считать, что видеоигры также могут помочь подрастающему поколению «прокачать скиллы»? Согласно мнению Изабелы Граник, одного из авторов исследования преимуществ видеоигр, — да, эта разновидность социального взаимодействия может давать игрокам такие же преимущества, как и «оффлайновые» игры. Любой геймер прекрасно знает, что видеоигры не только дают уникальные возможности взаимодействия с внутриигровой системой, недоступные при более пассивных формах развлечения (кинематограф, телевидение), но и позволяют соревноваться в сети с сотнями и тысячами других людей.

Под знамёнами одной из самых популярных онлайн-игр — WoW, — собралось более 20 миллионов игроков, исследующих мир, сражающихся друг с другом и с игровыми монстрами, собирающихся в кланы, добывающих сырьё, создающих предметы, общающихся в чатах, торгующих друг с другом. Успех Minecraft нельзя объяснить реалистичной графикой и превосходной физикой мира, а ведь этой игре миллионы людей проводят несметные человеко-часы, создавая виртуальные миры и делясь ими с другими игроками. А чего стоит серия игр Sims, в которых игрок посредством своего персонажа живёт виртуальной жизнью, обыденной или необычной, исключительно в меру своего воображения. Существует огромное количество популярных игровых миров, в которых увлечённо проводят время и взаимодействуют друг с другом представители едва ли не всех стран мира.

Итак, что же выяснила Изабела Граник со своими коллегами? Что могут дать нам видеоигры, какие навыки можно развить с их помощью?

Когнитивные способности. У поклонников экшенов улучшается пространственное воображение, способность мысленно вращать трёхмерные объекты, они быстрее и точнее могут переключать своё внимание, они визуализируют процессы с более высоким пространственным разрешением. Ориентирование в пространстве улучшается довольно быстро, причём зачастую результат получается не хуже, чем после прохождения специальных физических тренировок. Видеоигры способствуют более активному и эффективному взаимодействию нейронов, что повышает способность к концентрации и распознаванию шаблонов. Лучше всего дела обстоят у поклонников шутеров, а наименьшие улучшения отмечены о любителей головоломок и ролевых игр. Хотя надо отметить, что современные игры зачастую очень сложны, что сильно затрудняет вынесение каких-то вердиктов относительно их влияния на когнитивные способности.

Сетевые игры помогают детям и подросткам учиться разрешать проблемные ситуации, заставляя применять разные подходы. Интерактивные игры также могут стимулировать творческие способности, изобретательность. Хотя пока нет полной ясности относительно корреляции навыков, полученных в играх, с реальными жизненными ситуациями, но имеющиеся данные всё же обнадёживают.

Мотивация. При решении специфических игровые задач, невзирая на препятствия, у молодёжи может вырасти уверенность в себе, они поймут цену упорству и настойчивости. Благодаря немедленной обратной связи при решении проблем игроки получают наглядное представление о своих способностях и уровне интеллекта, о которых они могли не подозревать. Игры помогают детям осознать, что интеллект — вещь инкрементальная, то есть он может увеличиваться со временем, благодаря прилагаемым усилиями.

Кроме того, немедленная обратная связь позволяет игрокам находиться в «зоне ближайшего развития» (это понятие введено Львом Выготским). С ростом сложности игры уровень мастерства игроков тоже повышается, как и в результате длительной практики. А с помощью периодических подкреплений игры стимулируют не сдаваться, несмотря на всё новые и более сложные вызовы.

Как и в предыдущем разделе, пока имеется мало доказательств, что полученная в ходе игр мотивация может переноситься в реальную жизнь. Хотя многие навыки решения виртуальных проблем могут быть применены и в повседневных ситуациях. Кроме того, большое значение играет характер игрока, его индивидуальные особенности.

Эмоции. Большинство людей играют в видеоигры для удовольствия, для повышения настроения. Помимо эскапизма (это особенно важно для подростков), успешная игра способствует снижению раздражительности и расслаблению. Многие игроки отмечают ощущение гордости, а глубокое погружение в игру даёт ощущение контроля, при котором полностью забываешь о себе. Это ментальное состояние, описываемое игроками, соответствует понятию «потока». Согласно мнению психологов, состояние «потока» способствует росту уверенности в себе и в своих силах, что, теоретически, может позитивно влиять на душевное состояние.

Положительные эмоции, возникающие в результате регулярного глубокого погружения в игру, также могут повысить восприятие и заставить по-новому взглянуть на свою жизнь. Барбара Фредериксон, автор психологической теории broaden-and-build, считает, что положительные эмоции способствуют расширению спектра желаемых типов поведения и построению социальных связей, помогающих достигать целей и справляться с неудачами. Пока не ясно, укладываются ли в эту теорию эмоции, возникающие в ходе видеоигр, однако большинство геймеров высоко ценят получаемую ими эмоциональную отдачу.

Социальные навыки. Современные видеоигры как никогда ранее нацелены на интенсивную социальную активность. Несмотря на стереотипное восприятие геймеров как нелюдимых интровертов, свыше 70% игроков активно взаимодействуют в виртуальных мирах со своими друзьями, играя с ними в командах или соперничая. Благодаря социальной активности во время игр, молодёжь учится общаться с другими людьми, что может проецироваться и на реальную жизнь.

Несмотря на агрессивный сюжет многих игр, они всё же учат игроков работать в команде, уделяя внимание взаимодействию с каждым из участников. Согласно результатам исследования, если играть в шутер в компании с друзьями, то уровень враждебности и агрессивности снижается сильнее, чем если играть в ту же игру в одиночку. Учитывая критику со стороны обеспокоенной общественности, в этой сфере имеет смысл провести дополнительные исследования. Но можно с определённой долей уверенности говорить, что совместная игра улучшает социальные навыки и снижает уровень агрессии.

Другие применения игр


Несмотря на то, что видеоигры имеют исключительно развлекательный статус, их популярность поставили на службу медицине, с целью повышения мотивации у пациентов. Например, для больных раком детей была создана игра Re-Mission. Это шутер, в котором надо управлять нанороботом внутри человеческого тела и уничтожать раковые клетки. Дети, играющие в эту игру, больше узнают о своей болезни, побочных эффектах лечения и важности соблюдения медицинских предписаний. Согласно исследованиям, у игроков (а их уже более 200 000) в Re-Mission действительно усиливается вера в своё выздоровление.

Множество других игр уже участвовало в академических исследованиях применительно к изучению иностранных языков, истории, географии, математики, физики и т.д. Некоторые педагоги считают, что видеоигры могут быть новым инструментом, помогающим в усвоении учебного материала. Хотя влияние именно образовательных игр пока исследовано слабо, так что вопрос контроля качества изучения материала пока открыт. К тому же всегда нужно будет искать компромисс между развлекательной и образовательной составляющими, так что вряд ли стоит надеяться на широкое распространение обучающих игр.

* * *

Как уже отмечалось выше, во многих публикациях отражён однобокий негативный взгляд на видеоигры. Но вешать на них ярлык — «плохие», «хорошие», «агрессивные», «социальные» — означает упускать из виду многие аспекты, присущие современным играм. Люди выбирают игры с их преимуществами и недостатками в зависимости от своей внутренней мотивации.

Несомненно, в будущем нужно исследовать одновременно как преимущества, так и недостатки видеоигр, чтобы лучше понимать их влияние на юные разумы, в том числе на разных стадиях становления личности. А современная система маркировки игр по возрастным категориям, принятая в игровой индустрии, не подкреплена никакими исследованиями.

habr.com

Как видеоигры влияют на здоровье и психику детей и взрослых?

С тех пор как в нашем мире появились компьютерные игры, а именно с середины прошлого столетия, люди по сей день задаются вопросом — какое влияние они оказывают на организм? Приносят ли пользу или только вред? Сегодня мы ответим на эти вопросы.

Как компьютерные игры влияют на здоровье?

Как ни странно, такое увлечение может оказывать не только негативный, но и положительный эффект. На данный момент проведено не мало исследований, подтверждающих это. И о них мы поговорим немного позднее.

Неблагоприятное действие видеоигр

Такое влияние игры могут оказывать из-за ряда причин, например, длительное нахождение человека в сидячем положении. Стоит ли говорить, что малоподвижный образ жизни приводит к увеличению массы тела и ожирению в последствии? При такой позе напрягаются мышцы шеи, головы и конечностей, повышается нагрузка на позвоночник, что увеличивает риск развития остеохондроза и сколиоза. Суставы кистей рук перегружаются, это способствует их изнашиванию и повреждению связок данной области. Из-за постоянного клацания по клавиатуре и мыши пальцы быстро устают, а в подушечках возможно появление парестезии — это расстройство чувствительности, при котором появляется онемение, покалывание, ползание мурашек.

Также компьютерные игры воздействуют на зрительный аппарат. Это проявляется ухудшением зрения. Это связано с тем, что мышцы глаз находятся в длительном сокращении, а для их нормальной работы необходимо и расслабление. Могут появиться слезотечение, двоение изображения и головная боль. К сожалению, улучшить зрение возможно только хирургическим путём, поэтому, чтобы не ходить всю жизнь в очках или линзах, рекомендуем к выполнению следующие упражнения. Их желательно выполнять после каждого часа усердной работы за компьютером. Это займёт всего 5 минут, но поможет сохранить зрительное здоровье.

Влияние видеоигр на психику

В одном из университетов США в Индианаполисе было проведено исследование на 44 подростках по поводу реакций в головном мозге, вызываемых компьютерными играми. В статье с опубликованными данными можно выделить то, что людям, которые играют в видеоигры с присутствием насилия, больше свойственны проблемы с концентрацией внимания и самообладанием. Они становятся менее восприимчивы к жестокости в реальности и на простые жизненные ситуации реагируют более агрессивно. И это проявляется всего лишь после 30 минут непрерывной игры. Для детей такое воздействие более опасно, так как их нервная система является ещё недоразвитой.

Интересно, что совместная игра с кем-либо уменьшает уровень агрессии. Регулярно проводящие в кооперативе игроки-союзники лучше справляются с совместными задачами в реальной жизни, а соперники делают это ещё быстрее. Это доказала группа студентов из университета штата Огайо в своём исследовании.

Однако существуют статьи и с другими результатами, которые утверждают, что взаимосвязи между играми с насилием и повышенной жестокостью нет. Поэтому тема остаётся дискуссионной и в настоящее время.

Можно ли умереть от переигрывания?

Ответ — да.

Видеоигры могут провоцировать приступы эпилепсии, а также вызывать изменение сердечного ритма у предрасположенных к этому людей. Но чаще всего смерть геймеров наступает из-за истощения, так как игроки забывают о приёмах пищи, физической активности, а самое главное — сне. А наш мозг нуждается в постоянном поступлении питательных веществ, процессах обмена и выведении отработавших продуктов. И вот несколько примеров в подтверждение этому:

  • В 2005 мужчина корейской национальности в возрасте 28 лет скончался после того, как непрерывно играл 50 часов в Starcraft.
  • В 2012 году 18-летний юноша из Тайвани умер после 40-часовой игры в Diablo 3.
  • В 2017 в США геймер скончался после 22 часов игры в World of Tanks на благотворительном марафоне.

Польза компьютерных игр

Видеоигры бывают разными, в том числе общеобразовательными и развивающими, что немаловажно для детей. Они способствуют развитию логики, координации движений, моторики, вниманию, усидчивости, а некоторые и вовсе помогают сформировать навыки коммуникации. Также игры влияют на процессы адаптации к новым условиям. Преодолевание препятствий развивает целеустремлённость и упорство.

Компьютерные игры могут улучшать цветовое зрение. Исследования, опубликованные в журнале Nature Neuroscience доказали, что у любителей динамичных видеоигр  увеличивается цветовой спектр и повышается способность различать оттенки серого на 43%. Также видеоигры повышают нейронную пластичность, которая является обязательным механизмом в процессе обучения, формировании памяти и когнитивных навыков, необходимых для нормального функционирования нервной системы.

medical-daily.ru

О вреде компьютерных игр

О вреде компьютерных игр

ВРЕД ИЗ КОМПЬЮТЕРА

«Что наша жизнь? Игра!» — сказал когда-то Шекспир. Знал ли великий драматург, что уже через несколько столетий капиталисты перевернут эту фразу, и Игра будет сравниваться с Жизнью, а не наоборот? Сегодня миллионы людей добровольно заточают себя в матрицы компьютерых игр, приковав себя к клавиатурам зависимостью от виртуальной реальности. Увлеченные захватывающими фэнтезийными сражениями, жертвы зависимости живут в игре, оставляя в нашем мире лишь сгорбленное, ожиревшее тело. Иногда его системы жизнеобеспечения отказывают во время очередного сеанса компьютерых развлечений, и человек умирает. А тем временем безжалостная машина игровой индустрии пожинает на загубленных душах миллиардные прибыли, производя все более совершенные «заменители реальности». Геймер (так называют зависимого от компьютерных игр) уходит в виртуальные миры, откуда возвращаются лишь единицы.

А ведь «Минздрав предупреждал». В начале девяностых годов прошлого века только ленивый психолог не отметился публикацией о вреде компьютерных игр, тогда еще только поднимавших свою голову. Сейчас же на месте этих статей печатаются обзоры новых образцов виртуального дурмана: как-никак, XXI век на дворе, да и психологи уже не актуальны. Что мы, сами не разберемся? Разобрались, и теперь производители игр соревнуются в реалистичности виртуальных миров, возможностях для развития своего персонажа, количестве «бонусов». На первый план выходит показатель «времени на прохождение», что в общепринятой терминологии то же самое, что и сила наркотика. Человек тратит реальное время на вымышленное развитие, обменивает свое здоровье на увеличение цифр, существующих лишь в памяти компьютера и больном воображении.

Из всех зависимостей самой сильной является психологическая. Когда не остается сил бороться с чем-то, единственная возможность для труса — убежать от проблемы. Отвернуться от реальности. Так подсаживаются на наркотики или алкоголь. Компьютерные игры не лучше, увязший в придуманных мирах человек теряет фундаментальные инстинкты: осознание пространства и времени, жизни и смерти. Мораль и навыки общения с людьми остаются далеко позади, но кому до этого есть дело, когда в игре можно чувствовать себя сильным, геройствовать, в случая неудач переигрывая неприятные моменты! Мерцание монитора согревает забитую душу, унося ее в мир грез. И чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем страшней становится зависимость, изменяя сознание жертвы. Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, а в кровь выбрасывается адреналин — сам по себе наркотик, заставляющий работать участки мозга, ответственные за удовольствие. В обычных ситуациях (взять хотя бы спорт) этот гормон «подстегивает» организм, заставляя нас делать все «быстрее, выше, сильнее», а сам разрушается при движении. Но в крови сидящего тела он застаивается, разрушая нервную систему. Как результат — неврастения и непоправимые изменения в работе мозга.

Сознание начинает существовать уже «по ту сторону экрана». Чем увлеченней играет геймер, тем меньше он реагирует на внешние раздражители. Необходимость есть и спать подменяются нуждой убийства виртуальных монстров, а разум человека перестает слышать естественные сигналы организма. В результате — дисфункция сердечно-сосудистой системы, истощение организма, потеря сознания и омертвение тканей. Человек медленно умирает, сам этого не осознавая. Так, например, умерли тайцы Танет Соммои и Юен Лонг, проиграв целую ночь в «Counter-Strike» и «Diablo II» соответственно. Несчастным «повезло», произошедшее получило огласку только потому, что случилось в интернет-кафе. А ведь таких случаев множество, и отличаются они лишь причиной смерти (чаще всего это кровоизлияние в мозг) и местом действия. Также с компьютерными играми связано огромное количество самоубийств. В 2001 году Россию потрясло самоубийство шести школьников, фатально увлекшихся игрой «Последняя Фантазия». В том же году широкий общественный резонанс приобрел суицид Шона Вуллей из США, «не вернувшегося» из игры «Everquest». «Это было похоже на любую другую зависимость, — рассказала журналистам Элизабет, мать погибшего, — Ты либо умрешь, либо сойдешь с ума, либо выкарабкаешься. Мой сын умер.» После случившегося она создала программу по лечению игровой зависимости, которая в настоящий момент не справляется с потоком клиентов.

По воздействию на организм компьютерные развлечения сродни наркотикам. Но если с дурманящими веществами непримиримо борется весь мир, то до игромании есть дело лишь у отдельных энтузиастов. Особенно сложная ситуация с геймерской зависимостью обстоит в России, где процветает компьютерное «пиратство». Игры легко доступны, а население недостаточно образованно, чтобы оценить исходящую от них опасность. Чаще всего жертвами виртуальной реальности в нашей стране становятся дети и подростки — родители поощряют виртуальные приключения своих отпрысков, наивно думая, что это лучше дурной компании в подворотнях. Увы, учат убивать как раз компьютерные стрелялки. Сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие как единственные способы решения проблемы, и, даже если ребенок не впадет в зависимость от виртуальности, его психика все равно будет повреждена железным монстром. Поведенческие основы формируются в детстве, знаете ли.

«Это не игра, это жизнь», — такими словами любят завершать обзоры очередных многогибайтных стрелялок рецензенты игровых журналов. Красивые слова, вот только несколько жизней бывают лишь у героев компьютерных игр. Мы живем один раз, альтернативы у жизни нет, и «переиграть» ее нам никто не даст. Игровой индустрии остается лишь выпускать псевдореальный суррогат, медленно, но верно ведущий к смерти его потребителя. Самая интересная игра — это все-таки наша жизнь, о чем и говорил классик. Менять ее на мертвые мерцающие картинки не стоит, уж поверьте.

Жанна Алексеенко

Статья перепечатана с сайта: http://studmedia.info/node/80 

Вред некоторых компьютерных игр

Кимберли Томпсон и Кевин Ханингер из Гарварда установили: популярные видеоигры категории Е, рекомендованные для детей старше шести лет, воспитывают в чадах склонность к насилию и жестокости. Там нужно бить, стрелять и убивать, и за это полагается вознаграждение. В играх типа «action» на насилие уходит 91 процент времени, причем в 27 процентах игр насилие приводит к смерти.

Но параллельно с прививкой жестокости у компьютерного поколения происходит падение умственных способностей. Ученые университета Тохоку в Японии обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.

Так вот, компьютерные игры ведут к деградации именно лобных долей. А те дети, которые занимаются старой доброй арифметикой и решают традиционные математические задачи, лобные доли развивают. Когда их интеллектуальные способности сравнили с Успехами тех юных, которые дни напролет проводили за видеоприставкой «Нинтендо», то оказалось, что для решения арифметических задачек уровня наших прадедушек нужны гораздо большие интеллектуальные усилия, чем те, которые «видекомпьютерные» чада тратят на свои «стрелялки» и «ходилки», и усилия эти как раз и приходятся на лобные доли нашего мозга. Кроме математики, лучше всего мозг развивают занятия, которым предавался еще Михаило Ломоносов в эпоху свечей и парусов, — чтение и письмо.

Самая крупная в мире ассоциация психологов — американская APA — похоже, пришла к окончательному выводу, что видеоигры с элементами насилия оказывают негативное воздействие на детей и молодежь.

Ассоциация заключила, что «игровое» насилие провоцирует «агрессивные мысли, агрессивное поведение и гневные чувства среди молодежи».

«Показывая насильственные действия без последствий, игры учат молодежь тому, что насилие является эффективным средством разрешения конфликтов», — заявила психолог APA Элизабет Карлл. По ее словам, «наигравшись» в насилие, подростки могут захотеть продолжить эксперименты с агрессией в реальной жизни.

А сегодняшние игры предлагают именно заниматься садизмом в извращенной форме и еще от этого получать удовольствие, реалистично показывая что будет на самом деле. То есть ребенка не остановит, что убив одного человека он вдруг увидет пульсирующий фонтан крови из раны и предсмертные судороги жертвы. Он УЖЕ посчитает это нормальным и пойдет убивать дальше, ловя кайф. Отсюда и получаются ситуации как в америке — школьник пол-дня ловит кайф убивая своих сверстников, пока это ему просто не надоест.

Статья перепечатана с сайта: http://profi-rus.by.ru/pravoslavie/text/vred-comp.html

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Относится это и к компьютерным играм — тем более, что ими в основном увлекаются дети и подростки. В обществе все больше распространяется мнение о том, что они опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг его интересов, обедняют эмоциональную сферу

Компьютер, конечно, полезная в хозяйстве вещь. Им можно забивать гвозди. Нет? Не получится? Ну, тогда на него можно поставить вазочку с цветами и налепить наклеек. Опять нет? Тогда за него можно посадить ребенка — пусть учится постигать интерактивное пространство. Всем понятно, что это — инструмент, с помощью которого можно и деньги заработать, и пообщаться, и много полезного узнать. Все дело в том, как использовать компьютер. В чем опасность? В мире возрастает озабоченность родителей тем, что дети проводят слишком много времени за компьютером и в Интернете.

До недавнего времени Интернет ассоциировался с источником, где дети могли почерпнуть огромное количество полезной информации. Известно, что компьютер — лишь средство более быстрой и удобной передачи информации, он позволяет охватить нам более широкий круг людей. Греческая мифология, математические игры, усвоение грамматики по английскому — все это помогает усовершенствовать свои знания. Теперь все эти плюсы стали минусами. Как показали исследования, дети очень мало времени проводят в Интернете, учась чему-нибудь. В основном компьютер необходим для игр, Интернет — для скачивания музыки и программ (преимущественно тех же игр), а также для интерактивного общения. Большинство онлайновых игр сопровождается чатами, и под видом своих персонажей игроки общаются друг с другом. Именно общение в чате и привлекает многих подростков, которые пока одиноки и не чувствуют себя членами общества, а принимая участие в игре, они удовлетворяют свою потребность в общении и иногда только там и находят друзей. Компьютерные игры — это, конечно, очень интересно и популярно сейчас. Люди зарабатывают на играх огромное количество денег. И огромное количество детей заражено желанием играть в игры. Дети спешат после школы домой или в специальные клубы, чтобы поскорей продолжить начатую игру и посмотреть, что же будет дальше. В Интернете открыто множество сайтов, посвященных этим «игрушкам», и на этих сайтах счетчики показывают большие числа.

В век всеобщей компьютеризации, когда уроки информатики в школах стали обычным делом, подростка, никогда в жизни не садившегосза компьютер, в большом городе уже не встретишь… Если дома нет компьютера, обязательно кто-то из друзей или знакомых однажды да пригласит поиграть и посмотреть. Как не пойти? Ведь все идут… Все играют. А ведь действительно — играют все! Компьютерные игры стали чем-то вроде детской инфекции. Сегодня многие ученые и социологи считают, что компьютерные игры — это наркотики. Они вызывают привыкание, возбуждают азарт. И сложно потом отвыкнуть от них. Но не каждый осознает в себе, что в играх столь много вредного. Я, как и все родители, понимаю, что эта проблема может возникнуть в любой семье самым неожиданным образом. Если раньше дети, придя из школы, сразу бежали на улицу, играть в футбол, то сейчас все бегут к мониторам или в компьютерные клубы играть в футбол по сети. А ведь толку-то с того — ни на грош! Небезразличные родители бьют тревогу: дети практически не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, у них возникают сложности с личным общением. Мнения родителей по поводу того, что же именно вредит ребенку, разделились: некоторые считают самым большим злом то, что дети слишком много времени проводят за компьютером, другие видят проблему в содержании просматриваемых сайтов. Компьютерные игры вообще — вещь странная. Многие считают их крайне опасными — по целому ряду причин: уход от реальности, возможность чудесного воскрешения после гибели, насилие в компьютерных играх. Психологи утвержда ют, что компьютерная индустрия породила миллионы асоциальных зомби, не знающих иных способов общения, кроме игр и виртуальной среды, склонных к насилию. Такие подростки теряют жизненный тонус, становятся легко возбудимыми и сердитыми к окружающим, их легко задеть, и они становятся предрасположенными к ссорам даже с близкими и любимыми им людьми.

Главный вред от компьютерных игр, главным образом, связан с неумеренным их использованием. Для любого возраста существуют, как известно, определенные временные нормы, и придерживаться их надо неукоснительно. Но те, для кого компьютерные игры — источник средств к существованию (производители игр, авторы геймерских изданий, повествующих о пользе компьютерных игр, владельцы компьютерных клубов) утверждают совершенно обратное — есть заинтересованные стороны. Просто каждый из них заинтересован в своем и пытается этого добиться любыми, доступными ему способами. А чего вы хотели — бизнес есть бизнес… Сторонники мнения, что компьютер абсолютно безопасен для подростков, считают, что введение компьютерных игр в структуру увлечений подростка лишь на несколько недель от влекает его от других видов досуга, а затем большинство детей возвращаются к своим прежним хобби. Помимо того они утверждают, что проводящие за компьютером свое свободное время подростки в целом более сообразительны и целеустремленны, чем их сверстники, и лучше оценивают свои способности и возможности. Просто, по их мнению, есть фанаты, число которых, однако, не превышает 10–12 %. Но цифры цифрами, а за каждой из них стоят человеческие жизни. Спросите тех родителей, которые столкнулись с трудноразрешимой проблемой компьютерной зависимости собственного ребенка, разве их волнует вопрос: много это или мало — 10%?

После того, как в 1994 году социологи обозначили феномен психологической зависимости человека от программного обеспечения, общественность, как ей и положено, разделилась на три лагеря. Первые ратовали за незамедлительный запрет компьютерных игр в любом их проявлении, включая «Тетрис». Вторые утверждали, что проблема вообще «высосана из пальца», а игры являются не более чем приятным способом проведения досуга. А третьи, пока не определившиеся, равнодушно на блюдали за развивающимися действиями и ждали, чем же все это закончится. С тех пор прошло почти десятилетие. Сегодня эта проблема не только не решена, но стала еще больнее и глубже, споры стали громче и агрессивнее, а самих игр стало намного больше. В этом смертельном грехе чаще всего обвиняли игры жанра action, которые в народе называют «стрелялками», которые в основном обвиняются за присутствие сцен жестокости и насилия. По мнению специалистов, участие в таких играх приводит к тому, что игроки начинают использовать подобные методы решения проблем в реальной жизни. Таких историй на самом деле существуют десятки. Паника вполне обоснована. И не стоит легкомысленно отмахиваться от этой новой зависи мости, мол, до полной компьютеризации страны нам еще далеко, поэтому опасность не велика. Когда-то так же легкомысленно мы относились к наркомании. Обратите внимание, многие подростки практически все свободное время проводят в клубе. Когда же и чему они научатся, чтобы стать востребованными во взрослой жизни людьми? Человек, не получивший других навыков, кроме умения двигать мышкой, громко вскрикивать от радости или огорчения и возможности отличить одну игру от другой, выйдя во взрослую жизнь, должен будет спешно чему-то научиться. В противном случае ему придется пополнить собой ряды тех же алкоголиков и наркоманов, либо он должен будет идти воровать, потому что зарабатывать деньги не умеет. Как такой человек будет содержать семью? И способен ли он будет создать семью? Ведь навык общения с девушками тоже не возник. А здоровье? Не будет ли у молодого человека проблем с воспроизведением потомства, не будет ли заболеваний, связанных со снижением остроты зрения, сосудистыми проблемами, гиподинамией? Не являемся ли мы сейчас свидетелями появления очередного «потерянного поколения»?

Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. Однако самое смешное кроется в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно и зарезать старушку. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются. Мне вспоминается вице-президент компании Sony Online Entertainment Скотт Макданиел. Когда ему предложили на упаковках EverQuest делать надписи, предупреждающие о потенциальной опасности, он ответил: «Любым продуктом нужно пользоваться ответственно, ведь на автомобили не вешают предупреждения типа «Не дави людей». Во всем нужно знать меру, а тем, у кого есть дети, следует интересоваться, чем они занимаются». И он прав.

Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу. Делаем выводы, господа! 

Статья перепечатана с сайта: http://www.biz.kr.ua/info/articles/computer-game.html


www.deticamp.ru

НАУКА О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ ВИДЕОИГР


Компьютерные игры – это, как правило, видеоигры, работающие на основе ком­пью­тер­ной программы. Они между собой различаются по жанрам и под­дер­жи­ваю­щим их тех­но­ло­ги­чес­ким платформам. В отношении пользы ком­пью­тер­ных игр или их вреда значение имеет только жанр. Да и вообще, не имеет зна­че­ние, иг­ра­ет ли человек на игровой приставке или персональном компьютере, глав­ное, что­бы с «мыш­кой». Хотя, если речь идет не о том, чтобы «тащить», а о влиянии игр на здо­ро­вье, то при­ме­не­ние раз­ных ти­пов джойстиков, наоборот, положительно ска­зы­ва­ет­ся на эф­фек­те игрового про­цес­са. В тоже время, следует понимать, что из­бы­точ­ное зло­упот­реб­ле­ние ком­пью­тер­ны­ми играми может и навредить.

Как завещал Парацельс, «всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд не­за­мет­ным». Это, как никогда, актуально в отношении вреда и пользы ком­пью­тер­ных игр. Ес­ли в ком­пью­тер­ные иг­ры играть умеренно, то они могут быть по­лез­ны, мо­гут развивать когнитивные функции, особенно в престарелом возрасте, сни­мать стресс, а се­год­ня уже существуют и такие игры, которые можно смело назвать да­же дви­га­тель­ной ак­тив­нос­тью. Но если создавать из игр культ, сублимируя в них все свои же­ла­ния, то в та­ком случае ком­пью­тер­ные игры являются зависимостью, сродни нар­ко­ти­чес­кой. Вот да­вай­те и разберемся, в каком случае компьютерные игры могут быть по­лез­ны, а в ка­ком на­нес­ти вред.

Вред компьютерных игр


Главный вред компьютерных игр в том, что они позволяют легко получать удовольствие [1][3]. В этом от­но­ше­нии особенно опасны MMORPG, поскольку они способны пол­нос­тью за­ме­нить потребность в достижениях и социальных контактах [4], [5]. А ком­пью­тер­ные иг­ры спе­ци­ал­ьно скон­ст­руи­ро­ва­ны таким образом, чтобы удерживать поль­зо­ва­те­лей, как мож­но дольше. Таким образом, с одной стороны компьютерные игры пре­дос­тав­ля­ют поль­зо­ва­те­лям вызов, с другой стороны, он достаточно умеренный, что­бы поль­зо­ва­те­ли мог­ли его преодолеть. Игроки могут почувствовать себя «центром все­лен­ной» и реа­ли­зо­вать­ся в тех областях, в которых они не способны реализоваться в реаль­ной жиз­ни [6]. И имен­но это и вынуждает пользователей предпочитать ком­пью­тер­ные иг­ры реаль­ной жиз­ни.

Кто-то, конечно, может сказать, что его это не касается, что ему просто нравится играть в ком­пью­тер­ные игры. Но это не так! Эмоции детерминированы гормонами [7], которые мо­ти­ви­ру­ют ту или иную деятельность. Вот и получается, что, если человек стимулирует гор­мо­наль­ный от­вет ком­пью­тер­ны­ми играми, наркотиками, тренажерным залом или дру­гой дея­тель­нос­тью, являющейся сублимацией реальных достижений, то он тем са­мым ни­ве­ли­ру­ет внут­ренvнюю не­об­хо­ди­мость этих достижений добиваться. А причем здесь тре­на­жер­ный зал?! А при том, что, если человек занимается про­фес­сио­наль­но спор­том или в ка­чест­ве хобби, то это хорошо и прекрасно, а если человек работает двор­ни­ком и про­па­да­ет в тренажерном зале, чтобы выступить на любительских со­рев­но­ва­ни­ях по пауэр­лиф­тин­гу, то это точно такая же сублимация, и уход от ре­аль­нос­ти, как и ком­пью­тер­ные иг­ры.

Но поскольку заниматься спортом сложнее, чем нажимать на кнопки, компьютерные иг­ры по­лу­чи­ли боль­шую популярность [8]. И именно в связи с этой их по­пу­ляр­нос­тью спе­циа­лис­ты из Аме­ри­канс­кой Ассоциации Психиатров включили игровую зависимость в спи­сок Диаг­нос­ти­чес­ко­го и ста­тис­ти­чес­ко­го руководства по психическим рас­стройст­вам [5]. Со­про­вож­да­ет­ся иг­ро­вая зависимость депрессией, приступами тре­во­ги, по­вы­шен­ной утом­ляе­мос­тью и нарушениями сна [9]. Подростки, страдающие иг­ро­вой за­ви­си­мос­тью, часто социально изолированы [10]. Хотя последнее, конечно, мо­жет быть не сто­лько следст­вием, сколь­ко причиной «задротства».

Стоит так же заметить, что хотя уже появляется довольно много физически активных ком­пью­тер­ных игр [6], большинство игр все ещё предполагают сидение на стуле, что не­га­тив­но влия­ет на здоровье и повышает риск смертности [11]. Немало внимания в ис­сле­до­ва­ни­ях уде­ля­ют и повышенной агрессивности игроков в реальной жизни, хотя пря­мой кор­ре­ля­ции между игрой в жестокие игры и агрессивностью нет [12]. Скорее все­го, что ре­бя­та просто «забывают, что они не в интернете». И если девушкам, воз­мож­но, при­дет­ся дол­го вникать в ошибки своей поведенческой модели, то парням обыч­но объяс­ня­ют все сра­зу и предельно доходчиво.

Польза компьютерных игр


Хобби: если человек умеренно играет в компьютерные игры, то они способны снять стресс и по­мочь расслабиться [13], [14], обеспечивая эмоциональную стабильность [15]. Вооб­ще, все оз­ву­чен­ное выше является плюсом, если в компьютерные игры иг­рать уме­рен­но, рас­смат­ри­вая их, как одно из возможных нерегулярных развлечений, ко­то­ры­ми че­ло­век время от времени занимает свой досуг [5]. От ком­пью­тер­ных игр нет по­хме­лья, они полезнее, чем просмотр телевизора [16], в них можно играть вместе с дру­зья­ми и пос­ле это­го можно спокойно садиться за руль. Есть даже люди, за­ра­ба­ты­ваю­щие на том, что иг­ра­ют в игры, но это уже совсем другая история, и хотя слож­но ска­зать, что день­ги бесполезны, но к теме статьи это не относится.

Тренировка: дети, подростки и престарелые могут развивать когнитивные функции, иг­рая в ком­пью­тер­ные иг­ры [6]. Но то, какие именно когнитивные функции будут раз­ви­вать­ся, за­ви­сит от жанра компьютерной игры. Экшн игры от первого и третьего ли­ца раз­ви­ва­ют в боль­шей сте­пе­ни реак­цию, наб­лю­да­тель­ность и скорость принятия ре­ше­ний [17]. Стра­те­гии в большей степени развивают долгосрочную память, а ролевые ком­пью­тер­ные иг­ры все виды памяти [6]. Особенно эффективны MMORPG [18], по­сколь­ку вза­имо­дейс­твие с раз­ны­ми игроками постоянно ставит перед пользователем но­вые за­да­чи. Но, как уже говорилось выше, MMORPG и самые опасные игры, поэтому де­тям в них иг­рать не ре­ко­мен­ду­ет­ся, а вот людям в престарелом возрасте имеет смысл про­во­дить свой до­суг имен­но так, а не перед телевизором.

Заключение: компьютерные игры могут быть полезны в качестве тренировки ког­ни­тив­ных функ­ций и расслабляющего хобби, но они так же могут быть и вредны, ес­ли это хоб­би перерастет в зависимость. Помните, что все хорошо в меру, и на­слаж­дай­тесь всем мно­го­об­ра­зи­ем жизни, а не циклитесь на её отдельных аспектах.

Полезные материалы

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18275311/

[2] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19141627/

[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2894772/

[4] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17201605/

[5] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4493444/

[6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4130645/

[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4449495/

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3905489/

[9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4712762/

[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3905568/

[11] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3404815/

[12] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17914672/

[13] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19006465/

[14] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21165683/

[15] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22173739/

[16] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11554666/

[17] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2896818/

[18] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18212333/

fit4power.ru

Польза компьютерных игр

Гаджеты — настоящий бич современных родителей. Раньше детей выгоняли гулять из-за книжек, а сейчас эти выросшие дети, в свою очередь, уговаривают уже своих сыновей и дочерей хотя бы читать те самые книжки, не говоря уж о прогулке.

Смартфоны, планшеты, компьютеры стали частью повседневной жизни, и если раньше, по мнению старшего поколения, причиной плохого зрения становилась художественная литература, то в настоящее время в этом виноваты гаджеты. Еще они виноваты в плохих отметках, отсутствии друзей и, конечно, в агрессивности нынешних подростков, да и взрослых тоже, ведь чему еще могут научить «эти ваши стрелялки». Так, да не так.

Не так страшен черт

…как его малюют. На самом деле даже те самые стрелялки не особо-то и влияют на агрессивность детей или взрослых, по крайней мере, не повышают ее. Да, были исследования, утверждающие, что такая связь есть, но позже выяснилось, что они проводились с ошибками.

Свежайшие эксперименты показывают: во что бы люди ни играли, уровень их агрессивности от этого не зависит. В Германии, например, разделили 77 человек на 3 группы: одни 2 месяца играли в GTA V, другие в Sims 3, третьи ни во что. Уровень агрессии у всех оставался неизменным хоть в ходе работы, хоть спустя несколько месяцев, так что утверждать, что игры однозначно вредят психике, не стоит. А вот о том, чем они полезны — вполне можно поговорить.

Электронный психотерапевт

Мы не будем рассматривать приложения, в игровой форме обучающие тому или сему, хотя и они вполне могут считаться играми (без сомнения, приносящими пользу). Учить языки, соревноваться в эрудиции, постоянно узнавая новые факты, да даже знакомиться с азбукой — программы есть для всего, что только можно себе представить, и еще несколько для того, чего представить нельзя.

Однако даже игры, которые созданы просто для убивания времени, все равно могут при правильном применении давать положительный эффект. Например, «Тетрис» помогает при психологических травмах. Как он это делает — не очень ясно, видимо, переключает внимание.

Обнаружили это следующим образом: взяли людей, попавших в ДТП, и части из них дали поиграть в «Тетрис», а другой части предложили выполнить какие-то еще задания. Так вот те, кто был занят кирпичиками, реабилитировались после аварии быстрее, их не так интенсивно преследовали воспоминания. А казалось бы, ерунда какая — «Тетрис»: палку сюда, букву «г» туда, ура, три линии ушло.

Фитнес для мозга и тела

Но не «Тетрисом» единым жив человек. Есть такое заболевание — деменция, для него характерно снижение когнитивных функций, таких, например, как обучаемость или память. Оно очень распространено в мире, им страдают миллионы.

Читайте также:
Компьютерные игры про врачей

Разумеется, ученые работают над тем, во-первых, чтобы собрать о заболевании побольше данных (знание — сила), а во-вторых, чтобы как-то замедлить его прогрессирование. В обоих случаях помогают видеоигры. Сведения о том, как пожилые люди осознают пространство и манипулируют различными предметами при достижении цели, прекрасным образом собирает специальная игра, где человеку нужно бегать по лабиринту и охотиться на монстров.

Обычным образом такие сведения собирались бы очень долго, а в игре это происходит едва ли не само собой. А уж если игра активная — например, игровая приставка со считывающим движение модулем, — то это и вовсе прекрасно, потому что игроку приходится сразу думать и делать, и это сочетание активности для тела и мозга тормозит болезнь.

Физическая активность, конечно, очень полезна, но если на улице мороз или слякоть — даже до магазина гулять не больно-то хочется, не то что до тренажерного зала. А тут поиграл, скажем, в симулятор боулинга или еще чего — и в душ, потому что мокрый насквозь.

Польза, как сообщили ученые, не только в физической активности как таковой, но еще и в том, что такие игры помогают пожилым людям лучше сохранять баланс, снижают боль, которую люди могут испытывать, ну и, наверное, повышают настроение, а почему нет. Положительный настрой тоже важен.

Впрочем, даже и без физической активности все равно идет тренировка мозга и реакции — в Канаде вот выяснили, что игра про веселого водопроводчика Марио, спасающего принцессу, улучшает когнитивные процессы. А еще есть игра, которая помогает при СДВГ. А другая — при диагностике аутизма. А еще, может быть, играми будут лечить депрессию. И болезнь Альцгеймера тоже. И, видимо, много чего еще. Конечно, сложно представить себе, что от игр бывает польза, когда пытаешься выудить из смартфона подростка, еще не сделавшего уроки, но здесь, как и везде, работает правило «всё хорошо в меру».

Ксения Якушина

Фото istockphoto.com

apteka.ru

Статья на тему: О вреде и пользе компьютерных игр

Компьютер сегодня занимает огромное место в жизни практически каждого человека. С его помощью мы работаем и отдыхаем. Компьютер и интернет дарят нам возможность попасть в любой уголок земного шара, посмотреть последние новости, поиграть в игры. Однако именно вокруг этого чуда техники не утихают споры по поводу пользы или вреда для детей.

Наши дети родились и растут в мире, где компьютер — такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. Однако родителей очень волнует влияние компьютера на здоровье их детей. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети, как и многие взрослые, не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье. Не секрет, что увлечение компьютером может испортить зрение, искривить позвоночник, и самое страшное – сформировать психологическую зависимость.  Вот именно поэтому, приобретая для своего ребенка компьютер – мы должны понимать, что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт компьютер детям.

Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие зрительной памяти, музыкального слуха. Маленький ребёнок может раскрашивать на компьютере или играть в пазлы, однако обычные настольные игры в данном возрасте гораздо предпочтительнее, ведь компьютер часто формально имитирует то, что можно сделать на бумаге.

В 7-8 лет  работа с компьютером этом может помочь в развитии внимания, логического и абстрактного мышления, внимания, памяти, на это нацелены различные логические игры, головоломки, ребусы. С помощью компьютерных игр вы можете ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету. Такие игры размерены, и их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным. Компьютерные игры детям помогут научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Владение компьютером – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер — это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Таким образом,  общение с техникой не только не навредит ребенку, а и будет способствовать его умственному развитию. Главное -соблюдать меру!

Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное — ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Время занятий должно быть определено вами сразу — малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут — и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет — не более часа-полутора.

В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям — большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

  1. Расстояние до монитора не менее 40-50 см, положение монитора должно быть прямо перед глазами, или на несколько сантиметров ниже глаз, чтобы ребенок смотрел на монитор сверху вниз, а не наоборот.
  2. Освещение в комнате должно быть ровным, не должно быть резких источников света рядом с монитором. Помещение должно быть освещено так, чтобы на монитор не попадали блики от лампы или прямой солнечный свет.
  3. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову.
  4. Монитор должен быть настроен правильно, частота обновления экрана рекомендуется не менее 85 Гц.
  5. Обязательно регулярно проверяйте его у окулиста, чтобы на начальной стадии выявить все проблемы со зрением.
  6. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум.

Сидячий образ жизни вредит здоровью. В сидячем положении ухудшается кровообращение, работа венозной и лимфатической систем. Малоподвижность опасна чрезмерным набором лишнего веса и сердечно-сосудистыми заболеваниями, длительная неподвижность вызывает изменения в обмене веществ человека. Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что дети часто не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь. Кроме того, компьютер способствует очень сильному переутомлению, после проведенного времени за компьютером дети могут жаловаться на головную боль, часто становятся раздражительными и капризными. Если родители замечают негативные перемены в поведении ребенка после нахождения за компьютером, то самый верный способ уменьшить вред компьютера, это ограничить по времени его пользование. Следует делать регулярные перерывы, очень желательно, что бы ребенок был на улице хотя бы один-два раза в день между пребыванием за компьютером.

 Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютера без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними.

Если же вы уверены, что дело просто в сильном увлечении, то для того чтобы оторвать ребенка от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое занятие. Неплохо будет увлечь ребенка спортом, найти ему какое-нибудь подвижное хобби, хорошо, если ребенок ходит в секции, укрепляет здоровье, занимается языками.

Чтобы вокруг компьютера не возникало семейных скандалов и ссор, с детьми нужно изначально поговорить без «страшилок», нравоучений и давления, просто и понятно объяснив, почему долго сидеть за компьютером детям вредно. Будьте честны с ребёнком – он это почувствует и запомнит на всю оставшуюся жизнь.

Известно, что любая деятельность оставляет неизгладимый след в душе ребенка. Те занятия, которые ребенок делает систематически, становятся чертой  характера, и далее, формируют судьбу.

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.

Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в оффлайн. Крайняя степень игровой зависимости – когда у игромана пропадает аппетит (ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи) и сон (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов). Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной. Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, так как их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость, то есть устоявшаяся привычка и нежелание ничего менять. Нужно сделать над собой усилие и пусть в принужденном порядке приступить к формированию НОВОЙ привычки. По-сути, это формула для изменения внутри себя. На протяжении месяца не поиграть после школы в любимую компьютерную игру, и весьма вероятно, что потом тебя в неё не потянет.

Говоря о вреде компьютерных игр для детей, стоит отметить, что особую опасность в этом плане представляют различные стрелялки, бродилки, леталки и гонки. Эти игры требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Это самый опасный вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрей. Ученые утверждают, что увлекающий жестокими играми человек чаще совершает преступления и менее склонен помогать ближним или проявлять сострадание. Людям, жестоким по жизни, просто требуется подобная разрядка и, вероятно, игры таким людям доставляют больше удовольствия, помогают сбросить напряжение, избавится от стресса и поднять настроение. Но необходимо понять причину агрессии, которая чаще всего кроется в неудовлетворенной потребности в любви и базовом доверии личности, основы которых закладываются в детстве!

Именно поэтому прямая обязанность родителей – не запретить ребенку взаимодействовать с компьютером, и вызвать обиду и агрессию, спровоцировав его к побегам в Интернет-клубы, а подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр, составить план занятий по ним, позволить играть во «вредные» стрелялки определенный лимит времени, стимулировать ребенка к отдыху не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.

      Родитель должен привить ребенку творческое отношение к игре. Опытные педагоги могут подсказать, как это сделать. К примеру, в детском саду № 262, Дзержинского района педагог по ИКТ  (информационные компьютерные технологии) ВМЕСТЕ с  детьми создает игры, мультфильмы. Каждый ребенок должен создать хотя бы одну свою собственную игру. Чтобы сделать «прививку» от игровой зависимости, представляется необходимым уже к возрасту пяти лет создать условия для того, чтобы ребенок мог анимировать на компьютере, делать простейшие движки и реализовывать простые сцены. Необходимо научить ребенка создавать свои компьютерные игры, хотя бы при помощи специальных инструментальных средств. Взрослый должен подавать пример владения компьютером, а не тем, что компьютер владеет им. Довольно часто родители, преимущественно отцы, имеют компьютерную зависимость, и не признавая этого демонстрируют ее детям, как пример для бессознательного подражания.

Все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека. Это должен быть просто один из вариантов досуга, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями…

Компьютерные игры сами по себе ни плохи, ни хороши — все зависит от того, какое место они занимают в жизни конкретного человека и чем обусловлено увлечение ими. Производство компьютерных игр очень прибыльная индустрия, но живет она  за счет  наших вредных привычек! А привычку формируем мы САМИ! В действительности же  хороший родитель должен суметь сумеет устроить воспитание своего ребёнка таким образом, что увлечение играми будет не чрезмерным, но и некоторая часть из них будет развивающей.

.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *