Об унынии, О восьми лукавых духах
преподобный Нил Синайский
О восьми лукавых духах
О духе 5О духе 7
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf12Мб
Глава 13.
Уныние есть изнеможение души, а душа в изнеможении не имеет того, что ей естественно, и не выдерживает мужественно искушений. Что пища для здорового тела, то искушение для мужественной души. Северный ветер питает произрастения, а искушения подкрепляют душевную твердость. Безводное облако уносится ветром, а не имеющий терпения ум – духом уныния. Весенняя роса прибавляет роста полевому плоду, а духовное слово возвышает состояние души. Дух3 уныния гонит монаха из дому его, а кто имеет терпение, тот всегда пребывает на безмолвии. Предавшийся унынию выставляет в предлог посещение больных, удовлетворяет же собственному своему намерению.
Хорошо утвердившееся дерево не колеблется от усилия ветров, и уныние не преклоняет окрепшие души. Бродящий монах – сухой пустынный сук: немного времени побудет на безмолвии и снова нехотя несется дальше. Переносимое с места на место растение не приносит плода, и бродящий монах не приносит плода добродетели. Больной не довольствуется одною пищею, и монах в унынии – одним делом. Сластолюбцу не довольно будет одной жены, и монаху в унынии недостаточно будет одной келлии.
Глава 14.
Глаз преданного унынию непрестанно устремлен на двери, и мысль его мечтает о посетителях. Скрипнула дверь – и он вскакивает; послышался голос – и он выглядывает в окно, не отходит от него, пока не оцепенеет сидя. Преданный унынию, читая, часто зевает и скоро склоняется ко сну, потирает лицо, вытягивает руки и, отворотив глаза от книги, пристально смотрит на стену; обратившись снова к книге, почитает немного, переворачивая листы, любопытствует видеть концы слов, считает страницы, делает выкладку о числе целых листов, охуждает почерк и украшения; а напоследок, согнув книгу, кладет под голову и засыпает сном не очень глубоким, потому что уже голод возбуждает его душу и заставляет позаботиться о себе.
Монах в унынии ленив к молитве и иногда не выговаривает молитвенных речений. Как больной не выносит тяжелого бремени, так преданный унынию не сделает прилежно Божия дела: то телесными силами расстроен, то ослабел в силах душевных. От уныния врачует постоянство, делание всякого дела с великою внимательностию и со страхом Божиим. Во всяком деле определи себе меру и не оставляй прежде, нежели кончишь, что назначено, также молись разумно и усильно, и дух уныния бежит от тебя.
* * *
Вместо: ευμα по рукописи читается: πνευμα.
О духе 5О духе 7
Источник: Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайскаго в 3 ч. — Москва : в Тип. В. Готье, 1858-. (Творения Святых Отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии). / Ч. 1. – 1858. – 426 с. / О восьми лукавых духах. 201-222 с.
Об унынии: tikkey — LiveJournal
Ольга Смолицкая перевела этот текст с итальянского, а откуда именно, я не знаю. Мне он показался любопытным дополнением к книжке отца Габриэля Бунге «Акедия».
Наставление об Унынии ( Ацедии).
Откуда происходит этот мутный поток, загрязняющий нашу душу, приводящий её к смятению.?
О чём идёт речь?
Уныние – это один из восьми смертных страстей
Смертные страсти (грехи) – это такие мысли, чувства, импульсы и склонности, которые проникают в сердце человека и совращают его, стремятся ввести его в искушение . Они – как бы ворота, через которые входит зло и разрушает человека.
Уныние подобно душевному параличу, грусть и внутренняя тяжесть, создают смятение в душе, и, в то же самое время,, возникают мысли, которые оправдывают привычку жить в смятении .
Термин «Ацедия», обозначающий «уныние», происходит от греческого «а-кедия», то есть «без заботы». Это состояние инертности и равнодушия, в котором нет ни боли, ни заботы о чём-то. На самом деле, это неспособность к упорному труду, к настойчивости, к самоотверженности и ответственности. Ацедия –это не столько желание ничего не делать (лень),, сколько нежелание делать именно то, что необходимо сделать сейчас! Мы отвлекаемся на множество других дел ( в том числе хороших), придумываем множество оправданий (в том числе благочестивых), лишь бы не продолжать начатое дело и не доводить его до конца. Мы часто говорим себе: «Зачем мне это надо? Я и так устал».
Уныние –это такая форма недовольства, грусти, зависти, пессимизма и скуки, что преследует тебя постоянно и делает неспособным к какой-либо деятельности. Тому, того, кто поражен унынием, всё видится беспорядочным и нелогичным, он испытывает одновременно два противоречивых чувства: ненавидит то, что у него есть и желает того, чего у него нет.
Уныние – это зло нашего общества. Мы идём к назначенной цели, и вдруг чувствуем усталость. Мы постоянно переходим от одного дела к другому. Уныние не только делает нас грустными, оно разрушает нас, толкая к смерти, вселяя в нас отвращение к жизни, когда всё кажется нудным, утомительным. Уныние окутывает нас мраком и заставляет всё видеть в мрачном свете. .Оно парализует душу.
Характерной чертой уныния является упадок духа, неспособность увидеть хоть что-нибудь хорошее и позитивное: всё вызывает негативизм и пессимизм. Обычной реакцией на действительность становится неудовлетворённость. Такое состояние может привести к серьёзной болезни- виктимизму. Тот, кто находится во власти «чёрных мыслей», уже охвачен унынием и рискует впасть в настоящую тяжёлую депрессию.
Открыли уныние Отцы- пустынники, древние монахи, которые в уединении познавали Бога, но также и человеческие слабости во всех их формах.
В первую очередь, надо сказать о наставлениях Евагрия Понтийского, который назвал туныние “бесом полуденного часа., так как это искушение овладевает монахами в середине дня, когда энтузиазм ослабевает, а жара усиливается.”
Святой Нил ( монах) поясняет, что именно в этот час монах одурманен. “Он постоянно смотрит в окно, и ему кажется, что кто-то пришёл навестить его. Чуть скрипнет дверь, он вскакивает, ему чудится чей-то голос, и он бежит к окну посмотреть, кто там.. При этом он не остается на улице, а возвращается в келью и сидит там как бы одуревший и оцепенелый. Если он читает, то он постоянно прерывается от какого-то беспокойства, а потом клонится в сон, трёт себе лицо руками, трёт пальцы, глаза его снова отвлекаются от книги, он смотрит на стену, пытается вернуться к книге и читает несколько строчек, не понимая смысла того, что читает. При этом голова его занята бессмысленными подсчётами, он считает страницы книги и листы тетради, в которой пишет. Буквы и прекрасные миниатюры, что он видит в книге, вызывают только отвращение. В конце концов он закрывает книгу и кладёт её под голову как подушку. Он погружается в сон, краткий и неглубокий, и просыпается с чувством беспокойства и голода, который надо немедленно насытить.” ( Святой Нил Сорский. О восьми главных страстях и победе над ними).
Проявления
1. Преувеличенный страх перед препятствиями, которые могут встретиться на пути. Это приводит к бездействию.
2. Отвращение ко всему, что сопряжено с трудом .
3. Пренебрежение к порядку и к правилам. Чувство непостоянства всего хорошего. Внутреннее беспокойство. Испытываю потребность в переменах. Меня не удовлетворяет сделанный выбор. Хочу поменять жильё, работу, друзей, спутника жизни.
4. Неспособность противостоять искушениям. Я живу в каком-то оцепенении, вялости и всё увеличивающейся небрежности, что приводит меня к неспособности противостоять греху. Речь идёт о малодушии, душа довольствуется посредственностью.
5. Отвращение к тем,кто по-настоящему усерден из-за того, что они всегда делают всё хорошо и по правилам. Раздражение против начальников, мужа или жены.
6. Трата времени попусту.
7. Предоставлена свобода чувствам, любоаытству, желанию развлекаться, стремлению использовать всё. Одним из следствий уныния является то, что душа перестает выносить однообразие повседневной жизни и каждодневных обязанностей.
8. Пренебрежение основными обязательствами, свойственными собственному положению.. Я забываю о той особой миссии, что связана с моим положением Состою ли я в браке или являюсь священником, я забываю о том. какова основная цель моей жизни.
Причина.
Причины уныния по-разному объясняют в традиции восточных монахов и в западной традиции.
Восточная традиция соединяет уныние с грустью. Откуда происходит грусть?
-от неприятия страдания или несправедливости в жизни, или просто от подавленности при столкновения с трудностями.
— от неудовлетворенности наших желаний (ложных?)
— от неумения жить сегодняшним днём ( ностальгия, идеализация прошлого, страх будущего или боязнь несовпадения с идеальным представлением о будущем).
Западная традиция соединяет уныние с завистью. Откуда происходит зависть?
Из постоянного сопоставления себя с другими. ( В том числе с самого детства. Ревность к кому-то из членов семьи бывает ужасной.). Наши глаза не способны разглядеть, чем мы сами обладаем. Мы смотрим на других и хотим того, что есть у них. Этот приводит к грусти, так как нам кажется, что мы ущемлены в наших желаниях, и мы переживаем счастье других как собственное несчастье.
Всё это можно объединить одной причиной: чрезмерная любовь к самому себе. Она заставляет человека думать только о себе и делает пленником собственного «я». Такая любовь к себе есть,. по сути, настоящее идолопоклонство самому себе, которое угрожает нашей жизни.
Такую чрезмерную любовь к самому себе Отцы церкви называли « филаутия». Основной источник Уныния – любовь к собственному комфорту,, стремление жить в своё удовольствие . «буржуазная» концепция внутренней жизни, следуя которой мы не желаем лишать себя чего-либо и хотим удовлетворять все свои прихоти .
Такое желание благополучной жизни губительно и приводит к тому, что мы слишком заняты собой, не можем выйти за пределы собственного «я» и по-настоящему отдаться чему-либо. И здесь надо заново открыть один духовный принцип: я существую для чего-то . Я существую, для того, чтобы возвещать Божью любовь, и я живу, чтобы свидетельствовать о Божьей любви. Именно в этом цель нашей жизни.
Инстинктивные Реакции на Уныние
Здесь возможны два полюса:
У минималистов: апатия,безразличие, отсутствие интереса к чему-либо, скука, лень, небрежность, «мне лень!»
У максималистов : перегруженность делами, заполне5нный ежедневник, активность – «Я супер занят!».
Ракспознавание по интенциям. Надо посмотреть, какая интенция лежит в основе того, что мы делаем или бросаем. Не совершаем ли мы добрые дела для себя самих или используя их в эгоистических целях?
Евагрий предлажил ещё два критерия для различения подлинной любви к ближнему:
Кротость. Подлинная любовь делает человека дружелюбным, спокойным, ласковым.
Активная деятельность, которая проистекает из уныния, напротив, делает человека желчным и нетерпеливым. (Ядовитым!).
Мир и покой в труде. Ты работаешь за четверых, но к концу дня ты не чувствуешь удовлетворения. Наоборот, настоящая любовь. даже если ты невероятно устал, даёт тебе мир. Если ты даёшь что-то с любовью, ты обретаешь отдых и покой!
Лекарства
В первую очередь, надо понимать, что уныние – это подлинный враг и с ним надо по-настоящему сражаться. Иначе, ты не сможешь хорошо жить и быть счастливым.
Это враг номер один! Необходимо всегда помнить об этом!
Энцо Бьянки («Борьба за жизнь. Как познать и победить смертные грехи» , 2011) пишет:
«Бороться необходимо, потому что такая духовная борьба есть борьба за полную жизнь, борьба, целью которой является любовь. Эта борьба позволяет понять, как лучше любить и как лучше быть любимым.»
7 классических средств против уныния:
1. Терпение (упорство)
2. Постоянство.
3. Молитва.
4. Бдение
5. Помнить об умерщвлении плоти.
6. Экзагурезис (открывать сердце духовному отцу)
7. Ручной труд
В предложенных средствах нет ничего особенного, мы знаем их, и они требуют от нашей жизни верности и постоянства. Однако, любое лечение приносит успех только тогда, когда мы используем его с верностью и постоянством.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=718352264877320&id=100001076604584&comment_id=718713378174542&offset=0&total_comments=7&ref=notif¬if_t=feed_comment_reply
7 Bible verses about Despondency, Causes Of
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- x
- Y
- Z
SASTERALN ARTERSES
777777 9005 37:00 37. 37.37:37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:00 37:8 -35И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего много дней. И встали все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его, но он не хотел утешаться. И он сказал: «Конечно, я сойду в преисподнюю оплакивать сына моего». Так его отец оплакивал его.
Исаия 38:9-12
Запись Езекии, царя Иудейского, после его болезни и выздоровления: Я сказал: «В середине моей жизни
я должен войти во врата шеола;
Я должен быть лишен остатка своих лет».
Я сказал: «Я не увижу Господа,
Господа на земле живых;
Я больше не увижу человека среди жителей мира.
подробнее.
«Как шатер пастуший, жилище мое поднято и удалено от меня;
Как ткач, я свернул свою жизнь.
Он отрезает меня от станка;
От дня до ночи Ты покончишь со мной.
2 Коринфянам 2:7
Понятия стиха
так что, напротив, вы должны скорее простить и утешить его, иначе такой может быть охвачен чрезмерной скорбью.
Числа 7:12-13
И принесший приношение свое в первый день был Наассон, сын Аминадава, из колена Иудина; и приношение его: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать сиклей, одна серебряная чаша в семьдесят сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничной мукой, смешанной с елеем, в приношение хлебное;
2 Коринфянам 7:5-6
Ибо, когда мы пришли в Македонию, плоть наша не имела покоя, но со всех сторон скорбели: вовне ссоры, внутри страхи. Но Бог, утешающий унылых, утешил нас пришествием Тита;
2 Царств 18:33
Понятия стиха
Царь был глубоко тронут, поднялся в комнату над воротами и заплакал. И так он говорил, идя: «О сын мой Авессалом, сын мой, сын мой Авессалом! О, если бы я умер вместо тебя, о Авессалом, сын мой, сын мой!»
Второзаконие 28:67
Понятия стиха
Утром скажешь: «О, если бы был вечер!» А вечером скажешь: «О, если бы было утро!» От страха сердца твоего, которого ты страшишься, и от вида глаз твоих, которого ты увидим.
Библейский Теазаурус
- Причины (150 случаев)
- Траур
- Страдание, эмоциональные аспекты
- еще 2 темы по Унынию,
Актуальность. Библия Copyright © 1960, 1962, 1963, 1968, 1971, 1972, 1973, 1975, 1977, 1995 Фонда Локмана, Ла-Хабра, Калифорния.
© Copyright [2011 — 2023] Knowing-Jesus.com — Все права защищены
Является ли уныние болезнью нашего современности?
В наши дни мы много слышим о «депрессии», но мало об «унынии» — состоянии, характеризующемся подавленным настроением и потерей надежды. Он также известен под термином, о котором сегодня говорят еще реже — acedia — который традиционно считался одним из «семи смертных грехов».
Однако симптомы уныния могут показаться вам более знакомыми, чем сам термин. Действительно, Олдос Хаксли — автор Дивный новый мир — считается одной из главных болезней современности.
Следующие симптомы уныния любезно предоставлены Габриэлем Бунге, который почерпнул их из сочинений монаха IV века Евагрия Понтийского:
1) Вы недовольны тем, что имеете, и хотите только того, что имеете нет.
«Все, что доступно [человеку], ненавистно [ему]; все, что недоступно, желательно».
2) Состояние внутреннего беспокойства.
«Нельзя больше выносить отчий дом, приобретенные трудовые навыки, общество друзей и знакомых… невозможно закончить начатое дело, дочитать книгу до конца… что-то берешь и кладешь снова вниз… часто не осознаешь, что происходит».
«…искушение двигаться…»
3) Чрезмерная забота о телесном здоровье или боязнь заболеть.
4) Желание сменить род деятельности.
«Искушение внезапно рассматривать свою работу или научную профессию как источник своего [печального] недомогания…»
5) Склонность обвинять других в своей печали.
«…Могут быть и «начальство» или «коллеги», короче говоря, люди, на которых мы возлагаем вину за свое несчастье. Унылый вдруг вспоминает в болезненных подробностях все несправедливости, с которыми ему пришлось смириться либо в действительности, либо в его воображении».
6) Постоянный поиск развлечений и развлечений.
«Вся индустрия развлечений и путешествий занята сегодня именно этим: облегчить бремя уныния нашим бедным современникам, вернее, не дать им даже осознать, что они поражены этим злом. Не должно быть ни стоянки, ни пустоты!»
7) Фальшивая активность.
«Неугомонность превращается в занятую, неутомимую активность… Это иллюзия полного календаря встреч, которая ослепляет нас к нашей внутренней пустоте. Оно тем более опасно, что служит так называемым высоким целям и поэтому неприступно. Чем дольше длится эта иллюзия, тем пагубнее последствия. Внезапный конец бреда, страшное пробуждение неизбежно наступает рано или поздно. Либо в отчаянии бросишь все, что до сих пор якобы составляло содержание жизни, либо будешь хвататься за новые и все более сильные дозы отвлечения. .. Истинная любовь делает человека милым; напротив, «благотворительная деятельность», порожденная унынием, делает человека озлобленным и нетерпимым».
И, наконец, знаменитое описание унылого человека у Евагрия:
«Око унылого постоянно смотрит в окно,
и его разум
представляет ему посетителей.
Дверные ручьи,
и он вскакивает;
он слышит голос,
и заглядывает в окно,
и он оттуда не уходит,
, пока, измученный, не сядет.
Если унылый прочитает,
потом много зевает,
и вскоре он погружается в сон.
Он трет глаза,
и протягивает руки,
и пока его взгляд блуждает по книге,
он смотрит в стену,
потом снова отворачивается,
и немного читает,
и когда он листает [книгу],
он ищет конец экспозиции.