Предмет, задачи и методологические основы психологии как науки
в раздел Оглавление
Глава первая. Предмет, задачи и методологические основы психологии как науки
Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе.
И дело просвещения — научить человечество обращаться с этим сокровищем.
Н.К. Рерих
Психология — достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на современные запросы социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология — это особая область знаний, в которой, с одной стороны, многое не укладывается в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой -присутствуют своеобразные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.
Задачи любой науки определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний.
Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Методология психологии — это результат осмысления ее теории (т.е. совокупности взглядов, представляющих собой результат изучения и осмысления проявления психики людей в процессе их жизни и деятельности) и естественно-научных основ познания ее происхождения.
1.1. Предмет и задачи психологии
КОММЕНТАРИИ
Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека — это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.
Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.
Личность — это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Поведение — внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.
Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов как результата отражения воздействий объективной действительности.
При этом психология ставит перед собой и ряд других задач.
- Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
- Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.
- Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.
- Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).
1.2 Мир психических явлений
КОММЕНТАРИИ
Мир психических явлений — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.
Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.
Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.
Именуют богатством
блага те, что вовне,
Настоящее благо
Существует во мне.
Р. Тагор
1.3. Этапы развития психологии
КОММЕНТАРИИ
1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.
Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.
3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.
4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.
Объект и предмет общей психологии.
Общая психология выступает в качестве фундаментальной науной дисциплины. Она занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом. Однако, границы, отделяющие общую психологию от других разделов, очерчены нечетко.
Предмет психологии = это то, что она изучает.
Психологическое знание = знание о предмете психологии.
Огромное разнообразие точек зрения.
Методологические понятия (отступление). Любая наука имеет свой объект и предмет.
Объект = какая-либо область объективной действительности, какой-либо круг явлений, развивающихся по своим собственным внутренним закономерностям. Объект существует независимо от того, изучает его какая-то наука или нет.
Предмет науки = результат абстрагирования. В процессе познания исследователь отвлекается, абстрагируется от одних характеристик предмета, и все свое внимание направляет на другие. То, что в данном объекте изучает только эта наука и никакая другая.
Объект исследования у разных наук может совпадать. Например, человек – это объект изучения самых разных наук. Предмет у разных наук не может совпадать. Он определяет своеобразие науки.
В 50-е годы (период в истории психологии «Павловская сессия») предметом психологии являлась физиология ВНД. В психологии собственно не было нужды.
Объект: человек, группы разного рода (текст, любой продукт человеческой деятельности является ее своеобразным носителем).
Как искать объект психологического изучения?
Психологию интересуют те объекты, которые являются носителями психики (это главный признак). В форме, не только в содержании объекта, отражается так или иначе человеческая психика.
ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ – ЧЕЛОВЕК.
Объем знаний о человеке очень велик. Психология для упорядочивания этих знаний пользуется системой понятий Б.Г. Ананьева – тетрада (снизу – вверх):
— индивидуальность
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
— личность
— субъект
— индивид
Это аспекты рассмотрения человека.
1) Человек как индивид – как представитель биологического вида. Человек как существо биологическое: развитие индивида с момента зачатия родительской парой до биологической смерти человека. Индивидные свойства: пол, возраст, тип телосложения (связан с обменом веществ), свойства нервной системы.
2) Человек как субъект. Главное – это анализ активности, деятельности человека. И человек – это субъект познания, общения и труда. Развитие субъекта с начала деятельности до окончания разных видов деятельности.
3) Личность – макрохарактеристика человека, которая рассматривается в значительной степени с соотнесением с социумом относительно инвариантной устойчивой черты. Это некий потенциал, который придает психические свойства, поведение человека, необходимую последовательность и устойчивость. Один из подходов – анализ биографии человека, жизненного пути.
4) Индивидуальность – это неповторимость, уникальность каждого отдельного человека. Включает в себя все характеристики, их совокупность. Каждый вариант развития неповторим, уникален (нарастает неповторимая характеристика индивида).
Предмет психологии. Греческая буква Ψ (пси) – символ психологии. Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.
Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:
1.
2. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.
3. В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.
Научная терминология выступает в роли защиты психологического знания некомпетентного использования.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ = ПСИХИКА ИЛИ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.
Стремление избежать определения психики. Принцип сомнения.
ПСИХИКА ИЛИ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (рабочее определение) = ЭТО ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ (в традициях Санкт-Петербургской психологической школы).
Психические процессы протекают в актуальном времени («здесь и сейчас»). Они делятся на познавательные (наиболее изучены), эмоциональные и волевые. С познания психических познавательных процессов начиналось становление психологии как науки. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, мышление и речь, память, внимание. Фундаментальный набор эмоций включает в себя: страх, гнев, радость, тоска (печаль) – из них развиваются более сложные эмоциональные явления. Волевые процессы связаны с саморегуляцией человеком своих действий и поведения: борьба мотивов, принятие решения, поддержание усилий для того, чтобы довести дело до конца.
Психические свойства (наиболее устойчивые психические явления) описывают двояко:
1) темперамент, характер, направленность и способности;
2) более частные характеристики (например, экстраверсия — интроверсия).
Психические состояния – промежуточная категория. Они имеют относительно небольшую продолжительность (от нескольких минут до нескольких дней).
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Объект и предмет общей психологии.
От 250 руб
Контрольная работа
Объект и предмет общей психологии.
От 250 руб
Курсовая работа
Объект и предмет общей психологии.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьРепрезентация объектов как центральная проблема когнитивной науки | Истоки знания объектов
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Origins of Object KnowledgeПсихология развитияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Origins of Object KnowledgeПсихология развитияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Сантос, Лори Р. и Брюс М. Худ (редакторы), «Представление объектов как центральный вопрос когнитивной науки», Брюс М. Худ и Лори Р. Сантос (редакторы), The Origins of Object Knowledge ( Oxford , 2009 г., онлайн-издание, Oxford Academic, 22 марта 2012 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199216895.003.0001, по состоянию на 31 мая 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Origins of Object KnowledgeПсихология развитияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Origins of Object KnowledgeПсихология развитияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе авторы обсуждают некоторые наиболее важные исторические работы по репрезентации объектов возникли в результате развития и сравнительное исследование. В центре внимания авторов: вопрос об объектах как постоянные объекты; вопрос об объектах как объектах со свойствами; и вопрос об объектах как сущностях, которыми можно манипулировать. Авторы ссылаются на Подход конструктивиста Жана Пиаже к проблеме исследования младенцев знание. Пиаже предположил, что младенцы приобретают более взрослые знания о физический мир, конструируя его сами своими действиями на мир. Авторы также упоминают гипотезу основных знаний (CK). Элизабет Спелке и ее коллеги. Нативист К.К. утверждает, что наш взрослый человек знание физического мира проистекает из независимого от опыта, врожденного принципы рассуждений о сущностях в области неодушевленных физические объекты.
Ключевые слова: исследование развития, сравнительное исследование, постоянные сущности, сущности со свойствами, конструктивист, Жан Пиаже, младенческое знание, репрезентация объекта, гипотеза ядра знания, Элизабет Спелке
Предмет
Психология развитияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеНаучная революция — История психологии
История научной психологии начинается с научной революции. Научная революция не только породила идею о том, что психология может быть наукой, но и породила новые концепции разума и тела, лежащие в основе развития психологии. Научная революция создала концепцию сознания, вокруг которой были организованы первые психологии, и создала концепцию, согласно которой вселенная является машиной, предполагая, что живые тела были органическими машинами.
Преобразование материи
Древние люди представляли вселенную как живой организм или как книгу. Как живой организм Вселенная представляла собой взаимосвязанное целое, развивающееся упорядоченным образом. Этому особенно учили стоики, а христиане подхватили эту идею, рассматривая вселенную как творение рук Бога, а историю как разворачивающийся план Бога. Как книга, Вселенная была набором символов, которые нужно было расшифровать. Таким образом, люди пытались истолковать значение кометы как знак какого-то грядущего события.
Основой научной революции была идея о том, что мир — это не живой организм и не книга, а машина — гигантский часовой механизм, подчиняющийся обычным механическим принципам, выражаемым математическими законами. Триумфальным воплощением и краеугольным камнем революции были Principia Mathematica (1687) Исаака Ньютона (1642-1727). Ньютон показал, что движение звезд и планет, а также движение физических тел в любой точке Вселенной можно объяснить несколькими законами движения и гравитации. Более того, механистическая концепция Вселенной обещала, что наука выполнит обещание Бэкона и даст человеку власть над природой. С другой стороны, в ньютоновской схеме комета Галлея представляла собой грязный снежный ком на солнечной орбите, не имеющий никакого космического значения.
Психология будет глубоко озабочена вопросами, поднятыми новой механической философией. Если Вселенная — не живое существо, а машина, то являются ли животные — и люди — тоже машинами? Какое место занимает душа в науке и физическом мире? Если вещи и события не имеют смысла, почему они кажутся? Какая часть нашего перцептивного опыта принадлежит вещам самим по себе, а какая принадлежит только нам?
Трансформация опыта
До научной революции философы учили, что мы воспринимаем мир непосредственно. Объекты окружающего нас мира обладают такими свойствами, как размер, форма и цвет, которые улавливаются нашим аппаратом восприятия. Более того, древние и средневековые философы считали, что свойства предметов, событий и действий, такие как красота или нравственность, также являются объективными фактами о мире, которые мы воспринимаем непосредственно. Так, например, люди находят Давида Микеланджело прекрасным, потому что он действительно красив, и люди находят героизм в битве нравственно достойным, потому что он действительно нравственно достоин.
Однако, начиная с Галилео Галилея (15641642), ученые различали первичные и вторичные смысловые свойства (термины Локка). Первичные чувственные свойства — это те, которые действительно принадлежат машине физического мира: они объективны. Вторичные свойства добавляются к опыту нашим сенсорным аппаратом: они субъективны. Галилей писал в своей книге «Пробирщик»:
Всякий раз, когда я представляю какую-либо материальную или телесную субстанцию, я немедленно… думаю о ней как об ограниченной и имеющей ту или иную форму; как быть большим или маленьким [и] как в движении или в покое. … Из этих условий я не могу отделить такую субстанцию ни при каком напряжении своего воображения. Но то, что оно должно быть белым или красным, горьким или сладким, шумным или тихим, сладковатым или дурно пахнущим, мой ум не чувствует себя обязанным приводить в качестве необходимого сопровождения… Следовательно, я думаю, что вкусы, запахи, цвета и т. д. … пребывают только в сознании, [так что] если бы живое существо было удалено, все эти качества были бы стерты и уничтожены. (Цитируется по Смиту, 1990)
Ключевое слово — сознание. Для древних философов существовал только один мир, реальный физический мир, с которым мы находимся в непосредственном контакте. Но понятие о вторичных чувственных свойствах создало новый мир, внутренний мир сознания, населенный психическими объектами (идеями), обладающими чувственными свойствами, отсутствующими в самих объектах. Некоторые из этих вторичных свойств соответствуют физическим характеристикам. Например, цвет соответствует разным длинам волн света, на которые реагируют рецепторы сетчатки. О том, что цвет не является первичным свойством, свидетельствует, однако, существование дальтоников, у которых цветовосприятие ограничено или отсутствует. Объекты не окрашены, окрашены только идеи. Другие вторичные свойства, такие как красота или добро, доставляют больше хлопот, потому что они, кажется, не соответствуют никаким физическим фактам, а обитают только в сознании. Наше современное мнение о том, что красота и добро являются субъективными суждениями, основанными на культурных нормах, является одним из следствий трансформации опыта, вызванной научной революцией.
Создание психологии: Рене Декарт
Течения, приведенные в движение Ренессансом и научной революцией, объединились в работах Рене Декарта (1596-1650), который создал влиятельную основу для размышлений о разуме и теле, фундаментальных для основания психологии. Набожный католик-реформатор и работающий ученый, Декарт пытался примирить свою религиозную веру в существование души с его приверженностью механическому взгляду на материальную вселенную как на часовой механизм, управляемый жесткими математическими законами. Хотя многие из конкретных тезисов Декарта вскоре были отвергнуты, его концепция просуществовала веками. Декарт говорил, что люди — это души, соединенные с механическими телами; животные были бездушными машинами. Единственной психической функцией, которую он приписывал душе, было мышление — знаменитое декартовское cogito, ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую») — включая самосознание и язык.
Декарт унаследовал проблему, которая, хотя и уходит корнями в греческую философию и медицину, стала более актуальной во время научной революции. У людей и животных много общего в том, что принято называть психическим, например, животные ясно воспринимают, учатся и запоминают, поэтому, поскольку у животных нет души, восприятие, обучение и память должны быть функциями тела, а не души или разума. . Это осознание привело некоторых мыслителей к формулировке двух ересей. Один помещал человеческую душу вообще вне тела, видя ее как божественный внутренний свет, исходящий от Бога при жизни и возвращающийся к нему после смерти. Другой — принятый ренессансным натурализмом — вообще обходился без души, рассматривая людей как сложных животных, а разум как функцию мозга.
Поскольку обе теории противоречили личному бессмертию, Декарт оказался в затруднительном положении. Как ученый, он признавал, что животные — это машины, и что, следовательно, большая часть умственной деятельности на самом деле представляет собой механическое функционирование тела. Как христианин, он верил в человеческую душу, которая была духом, а не материей. Затруднительное положение Декарта переросло в кризис в 1633 году, когда инквизиция осудила Галилея. Декарт запретил публикацию своих физических работ. «Мир» и отказался от своей книги по психологии «L’Homme» («Человек»). В ней Декарт рассматривал людей только как машины, исследуя, насколько человеческое поведение можно объяснить физиологически. В двух философских трудах «Рассуждение о методе» и «Размышления о первой философии» Декарт пытался создать философию, которая оправдала бы его науку и защитила бы от ереси, нарисовав картезианскую картину сознания, разума и мозга.
Декартовский дуализм тела и души отразил новое научное различение физического и ментального миров. Декарт считал живые тела сложными машинами, ничем не отличающимися от мировой машины. Животные были только машинами; человеческие существа были машинами, в которых обитала душа, самость. Картину Декарта удачно назвали картезианским театром: душа сидит внутри тела и смотрит на мир как на театральный экран, завесу идей, нависшую между познающим себя и познаваемым миром. В картезианских рамках можно было бы принять два отношения к опыту. Первая установка была естественнонаучной. Ученые продолжали думать об идеях как о частичных отражениях физического мира. Первичные свойства соответствовали действительности; второстепенных не было.
Представление о сознании, населенном идеями, создало второе, отчетливо картезианское отношение к опыту, давшее начало психологии. Можно рассматривать идеи как таковые, не как проекции из внешнего мира, а как объекты в субъективном мире сознания. Декарт создал идею отступить от опыта и поразмышлять над ним. Хороший путь к пониманию картезианского театра лежит через современное искусство, зародившееся в девятнадцатом веке одновременно с научной психологией. До импрессионистов художники в основном пытались изображать людей и места такими, какие они есть на самом деле. Таким образом, наш интерес к портрету Наполеона заключается в том, чтобы узнать, как он выглядел. Реалистичные картины воплощают традиционное отношение к переживанию; наш интерес заключается главным образом в нарисованном объекте. не картина. Однако, начиная с импрессионистов, художники заняли новую психологическую позицию, прося людей смотреть на холст, а не через него на мир. Они пытались запечатлеть субъективный опыт, то, как художник выглядел и ощущал вещи в определенный момент времени. Первые психологи-экспериментаторы поступали так же, прося наблюдателей описывать, как вещи выглядят в сознании, а не так, как наблюдатели представляли их себе в реальности.
Психология создана самоанализом, отражением на экране сознания. естествоиспытатель исследует объективный природный мир физических объектов; психолог исследует субъективный ментальный мир идей. Перед психологами была поставлена задача объяснить, откуда берутся вторичные свойства. Если цвета в мире не существует, то почему и как мы видим цвет? Декарт также сделал психологию важной для философии и науки. Для них, стремящихся к истине, стало жизненно важным разобраться, какие части опыта были объективными, а какие — субъективными химерами сознания.
Декарт также участвовал в другом проекте, центральном для основания научной психологии, связанном с разумом и мозгом.