Объективное наблюдение это в психологии: www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Объективное наблюдение. Основы общей психологии

Объективное наблюдение

Новый специфический характер приобретает в нашей психологии и внешнее, так называемое объективное, наблюдение. И оно должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Наблюдая внешнее протекание действий человека, мы изучаем не внешнее поведение само по себе, как если бы оно было дано в отрыве от внутреннего психического содержания деятельности, а именно это внутреннее психическое содержание, которое должно раскрыть наблюдение. Таким образом, во внешнем, так называемом объективном, наблюдении внешняя сторона деятельности является лишь исходным материалом наблюдения, а подлинным его предметом служит ее внутреннее психическое содержание. В этом основная принципиальная установка наблюдения в нашей психологии в отличие от поведенческой психологии, которая делала именно внешнюю сторону единственным предметом психологического наблюдения.

Так называемое объективное, т. е. внешнее, наблюдение — самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках.

Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением и восприятием. Необходимо поэтому прежде всего установить основные общие условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, для того чтобы подняться над уровнем случайных житейских наблюдений и стать научным методом.

Первое основное требование — это наличие четкой целевой установки. Ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем, давая ему правильную установку на предмет наблюдения. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению, и создать хотя бы минимальное единообразие условий наблюдения. При отсутствии единообразного плана наблюдения производятся каждый раз из колеблющихся, изменяющихся установок, изменения которых невозможно учесть. Поэтому остается неизвестным, за счет чего должны быть отнесены установленные изменения в наблюдениях — за счет ли не поддающихся учету изменений в условиях, при которых проводилось наблюдение, или за счет самих наблюдаемых явлений. Объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости и систематичности.

Если наблюдение должно исходить из четко осознанной цели, определяющей правильную установку на соответствующий предмет наблюдения, то оно должно приобрести избирательный характер.

Это требование избирательности находится как будто в противоречии с другим требованием, обычно предъявляемым к объективному наблюдению, — с требованием полноты или даже фотографичности наблюдения. Однако это противоречие кажущееся: лишь при выполнении первого условия и на его основе возможным оказывается выполнить и второе. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому неизбежно носит избирательный, или выборочный, частичный характер. Отбор материала осуществляется не стихийно и потому случайно, а сознательно, значит, планово. Лишь при этом условии оказывается возможной относительная полнота наблюдения внутри созданных таким образом рамок.

Требование фотографичности, которое технически стали осуществлять в психологии путем использования не только фотографии, но и кинематографа, должно означать не только, а иногда не столько требование полноты, сколько требование объективности наблюдения, т. е. фиксации фактического материала независимо от объективного его истолкования.

При этом надо учесть, что хотя и следует различать факты и их более и менее субъективное истолкование, но нельзя описание фактов и их истолкование друг от друга оторвать. Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез, с тем чтобы проверить их на новых наблюдениях и, отмечая исключения, уточнить первоначальные гипотезы или заменить их новыми. Такой организацией наблюдения объясняется тот факт, что некоторые науки без эксперименте смогли достичь большого совершенства и так полно выявить свои законы, как, например, социальные науки в исследованиях К.Маркса и как астрономия. Действительно, научно плодотворным объективное наблюдение становится постольку, поскольку оно связано с установлением и проверкой гипотез. Таким образом, фактический материал и его истолкование, не смешиваясь, объединяются теснейшим образом. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез.

При этом весь процесс познания движим внутренними противоречиями, единством и борьбой между различными его сторонами — между регистрацией фактов и их теоретическим истолкованием.

Исследование всегда исходит из какого-то понимания и является истолкованием изучаемого. Исходя из определенного понимания, оно, однако, обычно рано или поздно вскрывает факты, разрушающие или видоизменяющие старое, исходное понимание, которое привело к их раскрытию и ведет к новому; а новое понимание ориентирует исследование на новые факты, и т. д.

Лишь учтя эти общие методические соображения, относящиеся к методу наблюдения вообще, можно разрешить основную принципиальную трудность, с которой связано объективное наблюдение специально в психологии. Как можно посредством объективного,

внешнего наблюденияизучать психические, внутренниепроцессы? Что собственно является предметом объективного психологическогонаблюдения?

Сторонники объективной поведенческой психологии отвечают: только внешние реакции, различные движения, жесты и ничего больше, потому что только они — объективные факты. Но наблюдение, которое ограничилось бы внешними реакциями, могло бы быть объективным, но оно не было бы психологическим. Описание поведения, которое может представлять какой-либо интерес в психологическом плане, всегда должно содержать в себе психологическое истолкование. Недаром даже сугубо объективные описания такого крайнего представителя бихевиоризма, как Дж. Б.Уотсон, испещрены выражениями, заключающими психологическое содержание, как-то: »

ребенок стремилсядостать игрушку», или «он избегалприкосновения» и пр.

В действительности объективное наблюдение в психологии направлено не на реакции, не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. При этом приходится считаться с тем, что внешний акт непосредственно не тожествен с внутренней операцией и потому неоднозначно ее определяет. Поэтому точка зрения тех психологов, которые считают, что психологическое содержание интуитивно, т. е. непосредственно, дано во внешнем объективном наблюдении чисто описательного типа, в конечном счете так же несостоятельна, как и точка зрения тех, которые считают психологическое содержание вообще недоступным для объективного наблюдения.

Психологическое истолкование внешних данных (движений и прочее) <…> должно быть найдено на основе гипотез, которые не могут и не должны быть устранены в процессе объективного психологического наблюдения, но которые могут и должны быть в нем проверены. Судьба этих психологических истолкований решается в зависимости от того, приводит ли данное психологическое истолкование к раскрытию закономерных связей психических явлений, т. е. переходит ли описание в объяснение.

Описание явлений на основе наблюдения правильно, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней психологической стороны внешнего акта дает закономерное объяснение его внешнего протекания в различных условиях.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования.

При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, живого ребенка, подлежащего изучению.

Широко пользуется объективным наблюдением, в частности, психология ребенка. Значительное количество записей, дневников зафиксировало обширный материал по психологии раннего детства.

Дневники велись частично и неспециалистами. Таковы главным образом дневники матерей (см. дневники А.Павловой, В.А.Рыбниковой-Шиловой, Э.Стачинской). 14 Как на классический образец применения объективного наблюдения к психологическим проблемам можно в качестве примера указать на изучение выразительных движений в известном труде Ч.Дарвина «О выражении ощущений». 15

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ОБЪЕКТИВНОЕ САМОНАБЛЮДЕНИЕ ВМЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ СО СТОРОНЫ «СУПЕРЭГО»

ОБЪЕКТИВНОЕ САМОНАБЛЮДЕНИЕ ВМЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ СО СТОРОНЫ «СУПЕРЭГО» Для того чтобы увидеть, что представляет собой то самонаблюдение, которое может привести к пробуждению, мы должны на некоторое время отклониться от нашей темы и обратиться к проблеме социального

Объективное знание

Объективное знание В первой части этой беседы я хотел бы сформулировать то, что мы знаем об условиях, способствующих психическому развитию, и то, что мы знаем о процессе и характеристиках этого психического роста. Разрешите мне объяснить, что я имею в виду, когда говорю,

Наблюдение

Наблюдение Научившись концентрировать внимание, вы получаете возможность использовать третий элемент осознания – наблюдение. Наблюдение – это основная составляющая методики лечения ОКР Джеффри Шварца. Он учит людей не только обращать внимание на симптомы, но и делать

Наблюдение

Наблюдение Наблюдение – популярный инструмент практического психолога. В научной психологии наблюдение – сравнительно редкий гость, несмотря на свое главное достоинство – естественность и отсутствие трудностей, связанных с переносом полученных данных из

Объективное ментально представленное чувство собственного «я»

Объективное ментально представленное чувство собственного «я» Примерно в пятнадцать-восемнадцать месяцев ребенок достигает существенных успехов в развитии — он начинает ходить, может понимать и ссылаться на себя, как на объективное существо, отдельное от других. То

4. Наблюдение

4. Наблюдение Самым распространенным способом, применяемым в неэкспериментальных методах, является наблюдение. В процессе наблюдения психолог получает всю необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, о коммуникативных процессах, об

Наблюдение

Наблюдение Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.Традиционная, интроспективная психология считала самонаблюдение, или интроспекцию, единственным или,

Лекция V. «Семантические поля» и их объективное изучение

Лекция V. «Семантические поля» и их объективное изучение В предшествующих лекциях мы останавливались на том, что-слово имеет сложное смысловое строение; оно, с одной стороны, обозначает соответствующие предметы, действия или-признаки и имеет «предметную отнесенность», а

Наблюдение

Наблюдение Искусство писать есть искусство видеть и чувствовать. «Видеть» и «чувствовать» не только себя, но и других может лишь тот, кто не остается в границах самонаблюдения. Как остроумно заметил Стендаль, «чтобы узнать человека, достаточно заняться самим собою, чтобы

Общение объективное и субъективное

Общение объективное и субъективное Процесс обычного общения – когда мы встречаемся, разговариваем, видим и слышим друг друга – Хосе Сильва называет объективным общением. В таком общении задействовано левое полушарие мозга. Но существует еще и субъективное общение. Для

ГЛАВА 22 ОБЪЕКТИВНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЕСТЬ СУБЪЕКТИВНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

ГЛАВА 22 ОБЪЕКТИВНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЕСТЬ СУБЪЕКТИВНОЕ ПРИСУТСТВИЕ Я вернулся к тому, что вы бы назвали «подходом Махавьяки». Что бы вы сказали, если бы вас попросили назвать одну-единственную вещь, без глубокого понимания которой ничто другое не может иметь значения. И с

НАБЛЮДЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ Наблюдение — это получение информации, которую прихожанин сообщает невербальным путем. Такая информация передается через позу, выражение лица, телодвижения, реакцию, взгляд и т.д.Важность языка телодвижений показана в исследовании Мерабьяна (Egan, 1982, р. 63–64),

2. Наблюдение

2. Наблюдение (это упражнение надо повторять до тех пор, пока вы не почувствуете, что в совершенстве овладели этим умением).Нарисуйте таблицу, подобную той, что представлена ниже. Понаблюдайте в течение пяти минут за беседой, делая в таблице записи о том, как первоначально

Наблюдение

Наблюдение Еще один способ учебы на чужом опыте заключается в наблюдении. Посмотрите, что делают и как ведут себя преуспевающие люди. Это может многому вас научить. Понаблюдайте за тем, как успешный мужчина пожимает руку собеседнику. Понаблюдайте, как успешная женщина

Объективное наблюдение в психологии | Внешнее наблюдение в психологии

Саим Среда, 06 мая 2020 г.

Внешнее или объективное наблюдение всегда называли инструмент науки. На самом деле, это всегда было предпосылкой для хорошего ученый, чтобы иметь хорошее наблюдение. Этот метод является респектабельным и научным способ сбора информации.

Процесс объективного наблюдения очень прост, но Последующая работа трудоемка.

  1. Наблюдатель только наблюдает людей и окружающую среду в что ему интересно. И записывает даже мельчайшие подробности о них с полная точность.
  2. Объективное наблюдение работает в соответствии с нормами и правилами.
  3. Вопрос или вопросы должны быть ясны в уме наблюдатель, до того, как он сделает объективное наблюдение объекта или индивидуальный.
  4. Могут быть тысячи или даже миллионы наблюдений. Итак, для наблюдателя очень важно сосредоточиться на аспекте персонаж, который должен быть соблюден.  

Джейн Пиаже, , специалист по детям психология. Он был решительным сторонником этого метода объективного наблюдения. Согласно этому, как дети прогрессируют, они отвечают на лучшие вопросы, заданные в прошлом. То есть, с возрастом и опытом происходят значительные качественные изменения в ответы.

Характеристики эксперта по объективному наблюдению

Есть несколько важных качеств эксперта по объективному наблюдению .  

  1. Также важно, чтобы наблюдатель был обучен и беспристрастный.
  2. Не только хорошее образование, но и его бдительность и преданность делу тоже наиболее востребованы.
  3. Наблюдатель не должен быть неуклюжим, чтобы чувствовать разница между реальными и частичными движениями.
  4. Он знает обстоятельства лица, находящегося под наблюдение.
  5. Он может не знать положительных и отрицательных факторов заинтересованного лица заранее.
  6. Он не должен любить или ненавидеть человека, находящегося под наблюдением, чтобы он не может понизить или повысить свой статус.
  7. В наблюдении не должны участвовать личные симпатии и антипатии.

Внешние или объективные наблюдательные исследования происходящих движений в живых организмах. Чтобы понять внутреннее состояние других, мы должны изучить их роль.

Потому что, когда мы сравниваем характер других со своим внутреннее состояние, которое мы думаем и чувствуем так при данных обстоятельствах, другие будет думать и чувствовать то же самое в этих обстоятельствах.

Это как если бы мы стремились понять умы других в свете нашего собственного опыта. В связи с этим необходимо внимательно изучить движения и движения других, физические изменения и волнение, чтобы точно оценить свое психическое состояние.

Преимущества или преимущества объективного наблюдения

Есть некоторые преимущества или преимущества внешнего или объективного наблюдения.

  1. Помогает изучить роль других людей. Наблюдение за характер используется для понимания мыслей других. Мы можем изучать свои собственные умы, но чтобы понять другие умы, мы изучаем их внешние движения.
  2. Только через внешнее или объективное наблюдение мы можем изучать детей, животных и безумный. То, что наблюдается , есть их характер и их внутренний мир. о состоянии можно судить по самому персонажу. Потому что они не могут выразить их внутреннее состояние или чувства себя.
  3. Не все внутренние состояния известны посредством внутреннего изучения. Например, есть трудности с бессознательными состояниями. В этом случае только используется внешнее или объективное наблюдение . Именно через характер, который сознателен и известны бессознательные состояния.
  4. С помощью этого метода можно повторить полученные результаты и их здоровье также можно проверить. Этот метод изменил психологию человек. в научное и объективное знание. Когда мы сравниваем наше внутреннее состояние с характер других в наших собственных обстоятельствах, становится ясно, что есть сходство между нашим характером и характером других под определенные обстоятельства и законы.
  5. Характер также изучается через различные испытания, для этого также были объяснены различные испытания, которые способствовали развитию психологии.
  6. Этот метод не только дает нам знание персонажа, но и также помогает нам контролировать человеческий разум, а также может делать предсказания о это.
  7. Один из принципов Моргана состоит в том, что если есть два гипотез о животном характере, одну простую, а другую сложную, мы должны всегда принимайте простую гипотезу . Например, если собака лежит, мы не следует предполагать, что собака думает о решении философских проблем, а лучше бы сказал что собака отдыхает. Это не право приписывать животным человеческие качества.
  8. Этот метод сделал психологию наукой. Его доступ цель и стандарт. Его широта также больше, чем внутреннего наблюдения.

Недостатки внешнего или объективного наблюдения

Существуют также некоторые недостатки внешнего или объективного наблюдения .  

  1. Первый недостаток этого метода заключается в том, что мы сравниваем наш внутренний государство с характером других. Тип характера, который мы проявляем при определенных обстоятельства. Предполагается, что другие люди и животные думают и чувствуют то же самое. как мы делаем. Так что попробуйте протестировать других по тем же критериям. Вот почему они иногда обманывают.
  2. В внешнем или объективном наблюдении иногда мы не можем понять роль других, например, становится трудно понять взрослым детей, потому что они прошли определенный возраст, они не могут понять чувства детей до такой степени. Точно так же дети не могут понять чувств, мыслей и желаний детей. взрослые , потому что они их не понимают. Дети часто ошибаются, когда это касается взрослых, а взрослые тоже ошибаются, когда приходят к детям.
  3. С помощью этого метода мы не можем изучить действий рассуждения и мышление напрямую. Чтобы узнать мысли других, мы прибегать к своей внешней роли, тогда как ум не всегда проявляет наблюдаемый характер, но наши мысли и чувства продолжаются за кадром, о которых другие могут не знать.

Заключение

Несмотря на все это, можно сказать, что доступ к внешнее или объективное наблюдение равно цель и стандарт, и его объем более метод внутреннего наблюдения или самонаблюдения в психологии.

Самоанализ в психологии

Полная информация о важности методов наблюдения в психологии

Навигация

Статья поделилась

РЕКЛАМА:

Каждая наука основана на наблюдении за фактами, и, следовательно, методы наблюдения наиболее распространены в каждой науке. Как и все другие науки, психология также использует этот метод для изучения своего предмета.

Наблюдение может быть объективным или субъективным. При объективном наблюдении может наблюдать один наблюдатель или несколько наблюдателей, чьи выводы могут быть перепроверены и проверены. Обычный человек может наблюдать за внешней или явной деятельностью, и этот тип наблюдения является объективным наблюдением. Но когда человек чувствует боль, голод или усталость, другие не могут наблюдать эти переживания. Только сам человек может осознавать эти переживания и наблюдать за собой. Такой тип наблюдения называется субъективным наблюдением, иначе известным как самоанализ.

Психология изучает как открытую, так и скрытую деятельность, используя соответственно объективные и субъективные наблюдения. Наблюдение может производиться либо в лаборатории путем создания искусственной ситуации, либо в естественных условиях, где происходят события. Наблюдение за событиями в естественных условиях называется натуралистическим наблюдением.

РЕКЛАМА:

Буквальное значение наблюдения – ясное восприятие каких-то объектов или событий. Наблюдение составляет основу любого научного исследования. Научное наблюдение нельзя рассматривать как простое восприятие неспециалиста. Когда некоторые объекты или события наблюдаются научным образом, эти объекты или события изучаются систематически. Объективное наблюдение связано с событиями внешнего мира.

Психологи используют объективное наблюдение для изучения внешней активности организма. Субъективное наблюдение, называемое самоанализом, просит человека заглянуть внутрь себя и сообщить о своих ментальных переживаниях. Оба метода находят широкое применение в психологии. В последнее время для записи внутренних переживаний используется множество психологических инструментов. Однако у наблюдательных методов есть свои преимущества.

Наблюдение может проводиться в искусственной обстановке лаборатории (лабораторное наблюдение) или в естественных полевых условиях (натуралистическое наблюдение).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *