Осмысленность и обобщенность, Избирательность, Иллюзий
Восприятие — это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для нее определенное значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сут тности предмета. Сознательно воспринять предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в словові.
Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает
. Обобщенность восприятие — это отражение единичного случая как особого проявления общего. Видимо обобщения имеющееся в каждом акте восприятия
Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Скажем, ярко-красный цветок мы осознаем или как астру, или как представителя семейства сложноцветных. Слово — орудие. УЗА агальнення. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщенность хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки мы дополняем нашим опытом и зна ннямннями.
Следовательно, уже в акте восприятия отображение любого предмета приобретает определенный обобщения, предмет определенным образом соотносится с другими предметами. Обобщенность является высшим проявлением осознанного людськог го восприятия. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личноститі.
Избирательность
На наши анализаторы действует обычно ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия
. Избирательность восприятия — это смена деятельности органов чувств под влиянием предшествующего опыта, установок и интересов человека
Каждый специалист пытается воспринять в предметах и ??явлениях главным образом то, что его интересует, а поэтому он не замечает тех деталей, которые не касаются его специальности. Это создает индивидуальный подход к вос ймання. Поэтому и говорят о профессиональном восприятия у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем мире прежде красоту людей, природы, форм, линий, цветов; композитор визн ачае гармонию звуков, а ботаник — особенности строения растений тощщо.
Восприятие может характеризоваться и деятельностью, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил:»Все зависит от того, чему служит это восприятие. Я воспринимаю. Апель льсин так, когда его покупаю, иначе — когда им, и еще иначе — когда его рисуюо малюю».
Исследование. ИМ. Сеченова,. БМ. Тешюва,. БГ. Ананьева доказали, что главной возможностью восприятия является выделения контура предмета. И только после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается a анализ формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из фона составляет необходимое условие четкое восприятиериймання.
Предмет и фон динамические. То, что было предметом восприятия, может после завершения работы слиться с фоном то из фона на некоторое время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношение предмета и т фона объясняют переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимального возбуждения корой головного мозгазку.
Особенности психологической закономерности выделения предмета из фона восприятия и динамических взаимоотношений четко прослеживаются на так называемых двойных изображениях
Выделение объекта определяется прежде всего его объективными свойствами и условиями, в которых он воспринимается. К ним относится контраст объекта с фоном. На это внимание при выборе формы, окраски, буквенно ного шрифта для выделения пешеходного перехода, транспортных знаков. Стрелочники, рабочие-дорожники, выполняя свои функции, надевают специальные оранжевые жилеты, которые четко выделяются на фоне земли асфальта, снегігу.
Контрастные цвета способствуют выделения предмета из фона. Слово, написанное учителем мелом на черной доске, ошибка, подчеркнута в тетради ученика красным карандашом, привлекают к себе внимание. Выделение объект и зависит от расстояния, на котором мы его воспринимаем, от условий освещения и т.п.. На большом расстоянии, недостаточного освещения контуры объектов сглаживаются, что затрудняет выделения их среди других об ‘ объектетів.
стимулирующие роль в. Выделение предмета из фона играет предварительное ознакомление с объектом. Чтобы учащиеся могли самостоятельно разобраться в особенностях композиции конкретного литературного произведения, нужно заз здалегидь познакомить их с различными приемами композиции. Чтобы студент смог сделать психологический анализ методов, которыми пользуется учитель для поддержания внимания учащихся на уроке, важно постирает дньо ознакомить его с психологическими особенностями внимания и приемами тренировокня.
Обводка контуров предмета также помогает организации восприятия. Так, показывая на карте реку или остров, ученик обводит их рукой, что помогает ему выделить те объекты, которые сами не»бросаются в глаза»определить их особенности. Четкая постановка перед учащимися задач по выделению того или иного предмета или его части из многих — необходимое условие их успешного исполненииго виконання.
Иллюзий
Иллюзиями называют неадекватные восприятия, неправильно, искаженно, ошибочно отражают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии обусловлены различными причинами. Одной из них является активизация старых х временных связей в новых, существенно отличающихся от предыдущих ситуацияях.
Пример мышечной иллюзии. Перед испытуемым лежат две коробки одинаковой формы, одинакового веса, но разные по размеру: одна большая, вторая меньше. Испытуемому меньше коробка кажется тяжелее. Восприятие в этом случае имеет иллюзорный характер. Ошибка объясняют динамическим стереотипом, который до этого был произведен в обследуемого. В процессе зрительного восприятия большая коробка воспринимается как тяжелая, а меньшая — как легче, поскольку так часто бывает в жизни. Поэтому мышцам той руки, которой испытуемый поднимает большую коробку, он дает большего напряжения, а мышцам второй руки — меньшего. Поэтому небольшая коробка спр иймаеться как тяжелуюк важча.
Особенно распространены оптические иллюзии. Две линии одинаковой длины мы воспринимаем как разные по длине: и линия, на концах которой начертано углы, обращенные открытой стороной к ней, кажется короче. Спе ециальни наблюдения показали, что большое количество людей превышает длину вертикальных линии сравнению с горизонтальными. На этом основании возникает иллюзия переоценканки.
Существует немало иллюзий, обусловленных разницей в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном
Иллюзии порождает деятельность различных анализаторов распространенными являются зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полосу полнит фигуру, а в вертик ально — продлевает. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию простортору.
Зрительные иллюзии было замечено и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строится маскировка, которая является защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц. Один из эффективных способов маскировки — мы имикрия (слияния с фоном), другой способ маскировки состоит в использовании рисунка, деформирует, в котором такой степени возбуждено контуры животных, их даже нельзя распознать и различить. Например, дл яки ярким полосам зебры с расстояния невозможно выделить животное с окружающей средища.
Иллюзии имеют самые различные причины: производимые жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предсказания увиденного, дефекты зрения
Но какой бы сложной ни была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия
uchebnikirus.com
Обобщенность восприятия. Алгоритмы разума
Обобщенность восприятия
Основная проблема моделирования сложных объектов для целей интеллекта — это преодоление избыточного разнообразия, борьба с избыточной информацией. Чем более развит интеллект, тем более подробными должны быть модели управляемых объектов, тем большие отрезки времени они должны отражать. И тем не менее значительная часть информации о внешней среде, не представляющая ценности для целей интеллекта, должна быть отброшена, модели стерты. Но как произвести отбор. Для этого нужны критерии и способы отбора. При отборе используются все этапы действий с моделями: первичное отражение внешней среды при восприятии, первичное запоминание воспринятого, последующий анализ отраженного в первичной модели. Выход из противоречия между необходимостью запоминать большое количество информации и ограниченностью памяти только один — в огрублении моделей и в отборе их наиболее важных частей. На рис. 12 показано, как можно отразить сложный объект моделями разного уровня обобщенности. Разумеется, по мере упрощения теряется информация, возможно, ценная. Но всегда ли ценность — в подробностях картины, в деталях структуры. Нет, не всегда. Чаще главная информация представлена в грубой модели. И не все детали одинаково ценны. Следовательно, необходимо воспринимать, запоминать и забывать объекты «выборочно», обязательно «в целом» и, кроме того,— интересующие нас детали.
Рис. 12. Объект и его отражение в моделях разного уровня обобщенности. «Входы» и «выходы»: Эн — энергия; В — вещество.
Огрубление модели я называю термином «обобщение». Он относится одинаково к описанию как пространственных, так и временных изменений структуры.
Рис. 13. Модель, отражающая пространственное расположение объектов внешней среды с различной степенью активности и фокусирования. Объект а отражен четко и с высокой активностью. Объект б находится позади него и отражен менее четко и с меньшей активностью. Еще менее активным является отражение объектов в и г. Объект д находится впереди всех и отражен в модели весьма нечетко.
Понятия «обобщение», «обобщенность» и «степень обобщенности» модели я считаю важнейшими в теории интеллекта. В структурном выражении обобщенная модель — это такая модель, в которой представлены только крупные блоки структуры объекта или пространственного расположения объектов, без деталей (см. рис. 12).
Интенсивность возбуждения рецептора зависит не только от количества падающей на него энергии, но и от изменения его чувствительности, что описывается статической и динамической характеристиками. Яркость восприятия отражается активностью элементов первичной модели во временной памяти «рецепторного поля». Чувствительность рецептора определяется его настройкой и напряжением, регулируемых интеллектом. Восприятие объекта рецепторами непосредственно связано с характером первичной модели (ПМ на рис. 1, 2). «Орган зрения» любого интеллекта должен удовлетворять ряду требований. Первое — должно быть возможным фокусирование зрения, позволяющее ярко, с высокой активностью запечатлевать избранные части (детали) картины, а все остальное представлять в крупных блоках и с меньшей активностью. Второе требование относится к восприятию трехмерных структур. В модели нужно отразить не только часть, выделенную на плоскости, но и часть, выделенную по глубине. Все другие части, расположенные с боков, впереди и позади избранной, необходимо представлять в «крупноблочном» изображении и с меньшей активностью (рис. 13). Настройка рецептора должна обеспечить передвижение фокуса с одной части объекта на другую как по плоскости, так и по глубине, фиксируя эти движения в специальной модели настройки. В результате получится несколько кадров с плоскими моделями по типу системы моделей, представленной на рис. 17, причем каждый будет маркирован «знаком настройки». Передвижение фокуса или центра восприятия по деталям объекта может представить самостоятельную модель, отражающую его структуру (вспомним детские рисунки из палочек!).
Глаза человека наилучшим образом приспособлены к восприятию внешнего мира с разной степенью обобщенности и разной активностью частей картины. При напряжении внимания предмет рассматривается сфокусированным зрением, при этом мы четко видим мелкие детали в ограниченном пространстве, периферия же видна очень расплывчато, только в крупных структурных блоках. Если намеренно не фокусировать зрение, можно видеть одновременно большое количество объектов, но все они будут нечеткими, расплывчатыми. Разная настройка на глубину позволяет получать модели пространственного расположения объектов с выделением значимой фигуры на фоне второстепенных (см. рис. 13). Угол схождения глаз при фокусированном рассмотрении дает расстояние предмета от субъекта.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Основные свойства восприятия
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.
Свойства:
- Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
- Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
- объединение разных элементов в целом;
- независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
- Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
- Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
- Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
- Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.
Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.п.
Особенности восприятия: возникновение апперцепции (свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека). Апперцепция обуславливает различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или одним и тем же человеком в разное время.
Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации Личности.
Итог:
Восприятие – активный процесс, состоящий из участия двигательных компонентов анализаторов (движение руки, глаза и т.п.), возможности в процессе восприятия, активно перемещать свое тело. При восприятии формируется адекватный образ предмета.
www.psyworld.ru
Психология восприятия. — Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.
Страница 4 из 10Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.
Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы:
Объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.
Точность восприятия — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.
Полнота восприятия — степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.
Быстрота восприятия — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.
Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:
Константность восприятия — свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.
Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.
Структурность восприятия — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.
Целостность восприятия — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.
Предметность восприятия — отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.
Обобщенность восприятия — отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.
Избирательность восприятия — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.
Остановимся более подробно на некоторых основных свойствах восприятия.
ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Выражается в так называемом акте объективации. Объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практическойдеятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия. Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.
Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта:
— тенденция к заполнению пробелов и объединение разных элементов в целое;
— независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.
Указанные тенденции, характеризующие закономерности восприятия, были в свое время наиболее полно описаны представителями гештальтпсихологии. Среди основных закономерностей ими были, в частности, выделены:
1. Закон фигуры и фона — закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.
2. Закон транспозиции — закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение.
3. Закон константности (от лат. constans — постоянный) — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.
4. Закон близости — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.
5. Закон замыкания — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.
Принцип заполнения пробелов проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фразапредставлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. На рис. 1 (А) вы видите не группу отдельных линий, а контуры лица. А когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.
Объединение (группировка) элементов — это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство (подобие), непрерывность (воображаемая) или симметрия.
Так, по принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект. На рис. 1 (Б) легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом.
Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обладающие симметрией или периодичностью. На рисунке 1 (В) цифры предстают перед нами скорее в форме столбиков, чем в форме строк. Что касается продолжения беседы в общем шуме голосов, то оно возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном.
Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности. На рисунке 1 (Г) слева мы воспринимаем плоский элемент, пересекающий прямоугольник, а не три несвязанных элемента вроде тех, что изображены рядом.
Рис. 1
Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании единства структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования. Первая – выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Вторая – проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческого лица (рис. 1, А) достаточно лишь нескольких элементов его контура. В этом смысле целостность есть индифферентность образа по отношению к замене составляющих его элементов, то есть может рассматриваться как структурная константность.
С целостностью восприятия связана его СТРУКТУРНОСТЬ. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.
Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако, ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. И.М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия — результат рефлекторной деятельности анализаторов.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Сигналы, поступающие от окружающих нас предметов, непрерывно меняются. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.
Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при каждом нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы и все основные признаки, по которым человек узнает мир. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.
Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то, что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас. Если мы, например, смотрим на свои руки, причем левая находится в 20 см от лица, а правая протянута далеко вперед, то нам все-таки кажется, что их кисти одинакового размера. В то же время изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.
Каков же источник происхождения константности восприятия? Является ли этот механизм врожденным? Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.
Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия — наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10 — 12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.
Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т. п.
Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т.п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.
Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся впроцессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.
Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон (см. рис. 2). На этом рисунке выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза). Фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает — вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон — в фигуру.
Любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Чередование фигуры и фона свидетельствует о том, что восприятие (зрительное) не выводится просто из паттернов возбуждения на
Рис. 2. Взаимозаменяемость фигуры и фона (ваза Рубина)
сетчатке. Необходим еще какой-то тонкий процесс переработки (интерпретации) даже на таком элементарном уровне. Феномен чередования связан с именем датского психолога Эдгара Рубина. Он разработал простые, но остроумные штриховые рисунки, изображающие пару форм, разграниченных одной и той же линией. При этом происходит соперничество этих форм. Каждая из них поочередно “уходит” в фон, перестает восприниматься.
То, что человек воспринимает в данный момент, зависит от того, что вносится в этот процесс прошлым опытом, а также от того, чего он хочет в данный момент. Особенно заметна эта закономерность в процессе восприятия человеческого лица. Огромную роль играет внутренний шаблон, а также эмоциональное отношение к воспринимаемому: чем эмоционально ближе наблюдаемый человек, тем большие искажения в его облике корректируются воспринимающим.
Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.
Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как “фигура” на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.
Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.
ОБОБЩЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ тесно связана с личным опытом человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к предметному объекту, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму индивидуально закрепленного образа мира, лично обобщенной схемы действительности.
Восприятие – это одновременно и упрощение воспринимаемой действительности, фиксация наблюдаемых признаков с точки зрения их значимости для человека, сведение этих признаков в устойчивые комплексы и классификация на их основе различных объектов окружающего мира. Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности проявляется в надежности узнавания, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.
В этом смысле интересен такой пример. Один из критиков Платона заметил как-то: “Я вижу лошадей, а не лошадность”. На что Платон ответил: “Это оттого, что у тебя есть глаза, но нет ума”. Возникает вопрос: о какой “лошадности” идет речь, и кто прав? Разумеется, Платону представлялось очевидным, что если множество предметов обладает одним и тем же свойством — как все люди “человекостью” или все белые камни “белостью”, — то свойство это не ограничивается частным явлением в мире материи, пространства и времени. Оно нематериально, не поддается пространственно-временным ограничениям и трансцендентно по отношению к множеству отдельных своих проявлений. Прекратить свое существование может только та или иная вещь, но не это всеобщее свойство, которое эта вещь воплощает. Для Платона архетипическая лошадь, дающая вид всем лошадям, — реальность, более основополагающая, нежели реальность конкретных лошадей, которые суть не более, чем частные проявления идеи “лошадности”, конкретные воплощения ее формы.
Подводя предварительный итог, можно заключить, что восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т. п.). Кроме того, необходима и активность на макроуровне, т. е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.
Восприятие рассматривается как процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:
1) первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту;
2) поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект;
3) отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения;
4) окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и осмысленность, и обобщенность придают образу важную черту – независимость (в некоторых пределах) от условий восприятия и искажений. В этом смысле константность – это независимость от физических условий восприятия, предметность и осмысленность – от того фона, на котором объект воспринимается, целостность – независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое, обобщенность – это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за границы класса.
<< Предыдущая — Следующая >>
Оглавление |
---|
Психология восприятия. |
Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. |
Физиологические основы восприятия. |
Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность. |
Закономерности восприятия: апперцепция, роль моторных компонентов, внимание и восприятие. |
Основные виды восприятий. |
Восприятие пространства: восприятие формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления. Зрительные иллюзии. |
Восприятие времени и движения. |
Подпороговое и экстрасенсорное восприятие. |
Развитие восприятия. Условия адекватного восприятия окружающего мира. |
Все страницы |
geum.ru
13.4.
Восприятие каждого нового предмета осуществляется на основании имеющихся знаний и опыта человека. Человек воспринимает предмет или явление в определенном соотношении частей. В некоторых случаях значимыми являются не столько сами составляющие, как их взаимосвязи.
Важнейшими особенностями восприятия являются:
- предметность;
- целостность;
- структурность;
- константність;
- апперцепція;
- осмысленность;
- избирательность;
- иллюзия.
Предметность восприятие проявляется в том, что любой предмет или явление отражается не как механическая сумма качеств и свойств, а как объект, который имеет свое содержание, природу, назначение.
Предметность играет важную роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает несоответствие между внешним миром и его отражением, субъект должен искать новые способы восприятия, которые обеспечат правильнее отображения.
Целостность восприятия заключается в том, что образы отраженных предметов и явлений возникают в сознании в единстве многих качеств и свойств.
Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, аспекты, свойства и в то же время объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ.
Структурность восприятие проявляется в том, что, отражая предметы и явления в целостности, человек выделяет в них различные элементы, компоненты, подсистемы и т.д.
Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеет свою структуру. Например, на основе приобретенного опыта, знаний человек объединяет отдельные элементы в процессе восприятия в целостный образ, предоставляет им определенной структуры, сформированности. Например, воспринимая отдельно самолеты, взлетную полосу, ангары, радиотехнические средства и другое, мы определяем объект как аэродром.
Константність — это относительное постоянство величины, формы, цвета предметов и явлений, которые воспринимаются.
Константність формируется в процессе предметной деятельности и является необходимым условием жизни человека. Константність восприятия обеспечивается опытом, что приобретается в процессе индивидуального развития личности и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то во время каждого шага, поворота, движения, каждого изменения освещения мы бы имели дело с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее.
Апперцепція — это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, богатства знаний.
Апперцепція — одна из важнейших особенностей восприятия. Не именно глаз воспринимает, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляет конкретный живой человек. В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету восприятия.
Итак восприятие зависит от предыдущего опыта человека. Чем больше человек, знакомый с определенным объектом, тем полнее, точнее и содержательнее является ее восприятия этого объекта.
Восприятие — это не только чувственный образ, но и осознание виокремленого объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для нее определенное значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — значит мысленно назвать его, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.
Осмысленность восприятия заключается в том, что отражены предметы и явления сравниваются с прошлым опытом человека, информацией и знаниями о них, на основе чего возникает соответствующее отношение к ним.
Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использования, практическая деятельность с ними. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает.
Обобщенность восприятие — это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение есть в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний.
В акте восприятия отображения любого предмета приобретает определенный обобщения, предмет определенным образом соотносится с другими предметами. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия выражается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.
Избирательность восприятия заключается в том, что при отображении предметов и явлений происходит выделение одних по отношению к другим. Это происходит под влиянием предыдущего опыта человека, его склонностей, интересов, установок и потребностей.
Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей в предметах и явлениях, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятию. Поэтому и говорят о профессиональное восприятие у людей разных специальностей.
В избирательности оказывается, что контур предмета и его фон динамические. То, что было предметом восприятия, может после завершения работы слиться с фоном. Нечто из фона на некоторое время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношение предмета и фона объясняют переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением ячейки оптимального возбуждения в коре головного мозга.
Выделение объекта определяют прежде всего объективные его свойства и условия, в которых он воспринимается. К ним относится контраст объекта с фоном. Это учитывают при отборе формы, цвета, символов шрифта для различения пешеходного перехода, транспортных знаков.
Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искаженно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии может быть обусловлено разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуациях.
Существует немало заблуждений, обусловленных различием в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном.
Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Они имеют самые разнообразные причины: произведенные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвидения увиденного, дефекты зрения.
Но какой бы сложной не была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия.
Классификация восприятия. Восприятие делят на виды по нескольким основаниям.
За ведущим анализатором выделяют такие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кінестезичне, нюхове и вкусовое.
Процесс восприятия обычно осуществляет ряд взаимодействующих анализаторов. Как пример, можно назвать осязательное восприятие, в котором принимают участие тактильный и кінестезичний анализаторы. Даже процесс зрительного восприятия, когда зрительный анализатор является ведущим, требует участия двигательного анализатора, без которого невозможны движения глаз. То же самое можно сказать о слуховое восприятие, в котором, кроме слухового анализатора, что является основным, большое значение приобретает кінестезичний анализатор. Различные виды восприятия редко можно наблюдать в чистом виде, в основном они комбинируются друг с другом. Например, восприятие кинофильма имеет зрительный и слуховой характер, потому что зритель воспринимает кадры, которые проходят перед его глазами на экране, и разговор, и музыку, из которых состоит звуковая часть картины. Включается в этот процесс и двигательный анализатор, который участвует в восприятии речи и музыки. Преимущество того или иного анализатора в восприятии определяется характером самого объекта.
В основу второго типа классификации восприятия положено формы существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют такие виды восприятия: восприятие пространства, восприятие времени і восприятие движения.
За активностью восприятие разделяют на умышленно (произвольное) и непреднамеренное (самопроизвольное).
Непреднамеренное восприятие вызвано особенностями окружающих предметов: их яркостью, расположением, необычностью; интересом к ним человека. Идя по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим яркие витрины, воспринимаем различные запахи и т.д. В непредумышленном восприятии не существует заранее поставленной цели. Нет в нем и волевое усилие.
Умышленно восприятие имеет иную характеристику. Осуществляя его, человек ставит перед собой цель, прилагает определенных волевых усилий, чтобы лучше реализовать свое намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. Таким восприятием, например, есть слушания доклада или просмотр тематической выставки книг.
Восприятие пространства — это отражение в психике человека расположения, размера, формы, объемности, удаленности друг от друга предметов и явлений на земле и в небе.
Восприятие пространства имеет большое значение. Оно является обязательным условием ее ориентирование в этой среде.
В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов.
Взаимодействие человека с окружающей средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Человек, который чувствует мир, сама является материальным телом, что занимает определенное место в пространстве и имеет определенные пространственные признаки: величину, форму и размеры тела, направление движений в пространстве.
Доказано, что в основе различных форм пространственного восприятия лежит функционирования комплекса анализаторов, которые взаимодействуют между собой. Особую роль в пространственном ориентировании выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается эта взаимодействие.
Восприятие формы и величины предмета осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кінестезичного анализаторов. Однако основную роль играет зрительный анализатор. Аккомодация глаз с важным двигательным механизмом зрительного анализатора помогает воспринимать расстояние. Если нарушается аккомодация, снижается точность зрительного восприятия расстоянии.
Для восприятия расстоянии важное значение имеют движения глаз, в частности их конвергенция. Когда переводят глаза из дальнейшего объекта на более близкий, происходит их конвергенция, и тем больше, чем ближе объект. Конвергенция глаз наблюдается по условий бинокулярного зрения (видение двумя глазами). Для восприятия расстоянии одним глазом характерна недостаточная точность.
Через взаимодействие зрительного и кінестезичного анализаторов обеспечивается адекватное восприятие размера, формы рельефа, предметов и их удаленности от нас. И.М. Сеченов отмечал, что, воспринимая предметы разного размера и формы, мы обводим их движениями глаз, будто «щупальцами». Между движениями глаз и оттиском предмета на сетчатке устанавливается связь, что дает нам возможность лучше воспринимать размеры и формы предметов.
Найінформативнішою признаку, которую необходимо указать во время ознакомления с формой, является контур. Зрительная система имеет не только устанавливать границу между объектом и фоном, но и удерживать ее. Это осуществляется с помощью движений глаз, которые будто повторно выделяют контур, и является непременным условием создания образа формы предмета.
Восприятие величины и формы зависит от предыдущего опыта человека. Чем лучше человек, знакомый с конкретной формой, тем легче она выделяет ее среди других форм.
В восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение. При бинокулярном заре изображения падает на диспарантні, то есть на несовпадающие точки сетчатки правого и левого глаза. Когда изображение падает на идентичны, то есть вполне совпадающие точки сетчатки, его воспринимают как плоское. Если диспарантність изображение предмета очень большая, то оно начинает восприниматься двояко.
При одновременном видении двумя глазами соответствующее раздражение от правого и левого глаза интегрируется в мозговой части зрительного анализатора. Создается впечатление объемности предмета, что воспринимается.
За удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимное расположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек замечает эти особенности и учится, пользуясь світлотінями, правильно определять расположение предметов в пространстве.
В восприятии пространства, в частности расстоянии, принимают участие обонятельные и слуховые ощущения. По запаху можно, например, определить, что порядка есть столовая, по звуку шагов — распознать, далеко или близко от вас идет человек.
Восприятие времени — это отражение объективной продолжительности, скорости и последовательности явлений действительности. Благодаря восприятию времени отображаются изменения, происходящие в окружающем мире.
Физиологической основой процесса восприятия времени есть условные рефлексы, которые постоянно производятся в человека. Оно осуществляется путем взаимодействия анализаторов, которыми мы отражаем другие аспекты явлений объективной действительности.
Большое значение в восприятии времени принадлежит кінестезичному аналізаторові. Он выполняет важную роль в восприятии ритма. Под ритмом понимают ряд раздражителей, которые последовательно сменяют друг друга и имеют периодический характер.
Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. На оценку времени влияет установка личности. Человеку, который ожидает неприятных событий, время кажется скоротечным. При ожидании приятного обычно кажется, что это событие долго не наступает.
При упоминании прошлого наблюдается другая оценка времени. Время, наполненное в прошлом переживаниями, деятельностью, упоминается как более длительный, чем он был на самом деле, а значительные периоды жизни, обозначенные малоинтересными и однообразными событиями, упоминаются как мимолетные.
Степень субъективизма в оценке времени зависит также от возраста человека.
Восприятие движения — это отражение изменения положения объектов в пространстве. Оно дает возможность ориентироваться в относительных изменениях во взаимном расположении и взаимоотношении предметов окружающей действительности.
Сведения о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение. Установить, в какую сторону летит самолет, с какой скоростью он движется, куда направлен удар врага можно на основании опыта пространственной ориентации.
Восприятие движения также осуществляется на базе выводов. Например, о незначительные изменения в скорости автомобиля судят, наблюдая за изменениями в показателях спидометра. Существуют позы бега, прыжков, ходьбы, ползание, с помощью которых, учитывая личностный опыт, доходят выводов о осуществляемый движение.
Иллюзия движения может возникнуть при отсутствии реального движения предмета, при фиксированном взгляде. Если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, которые воспроизводят этапы движений предмета, то складывается впечатление движения. Это явление получило название стробоскопического эффекта. На его основе осуществляется восприятие движения во время просмотра кинофильма.
Восприятие движения осуществляется зрительным, слуховым и кінестезичним анализаторами. Восприятию движения помогает осмысления изменений в окружающей среде на основе индивидуального опыта и знаний личности.
В процессе познания окружающей действительности восприятие может перейти в наблюдения.
НАБЛЮДЕНИЕ — это целенаправленное планомерное восприятия объектов, в познании которых заинтересована личность.
Наблюдательность — это умение выделять характерные, однако едва заметные особенности предметов и явлений. Она формируется в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
У каждой личности индивидуальные особенности восприятия. Индивидуальный характер восприятия и наблюдения может оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.
В психологическом изучении особенностей восприятия людей сложилась такая классификация основных типов восприятия и наблюдения: синтетический, аналитический, аналітико-синтетический и эмоциональный.
Людям синтетического типа свойственна склонность к обобщенного отражения явлений и к определению основной сути того, что происходит. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них.
Люди аналитического типа в меньшей степени проявляют склонность к обобщенной характеристики явлений действительности. Для них характерно стремление выделять и анализировать прежде всего детали. Они вникают во все подробности. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления.
Люди аналітико-синтетического типа восприятие одинаковой мере пытаются понять основную суть явления и фактически его подтвердить. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением.
Личности эмоционального типа восприятие свойственна повышенная эмоциональная возбудимость к различным раздражителям.
1. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. — Львов: Край, 2005.
2. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 1. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.
3. Общая психология: Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. — К.: Форум, 2000.
4. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. — К.: А.Г.Н., 2002.
5. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. — М, 1999.
6. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
7. Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2-т. — К.: Форум, 2002.
8. Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. — 3-тэ вид., випра. — К.: Вища шк., 2004.
9. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. — К.: Лыбидь, 1996.
10. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ПЕР СЭ, 2003.
11. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. — К.: Сов. школа, 1968.
12. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. — 3-тэ вид. — К.: Лыбидь, 2001.
banauka.ru
Основные особенности восприятия — Студопедия.Нет
Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия, обобщенность .
. Предметность восприятия проявляется в том, что любой предмет или явление отражается не как механическая сумма качеств и свойств, а как объект, который имеет свой смысл, природу, назначение. Воспринимая предметы, лю юдина, в первую, очередь, ориентируется в них по их функциями. Предметность восприятия развивается в процессе жизнедеятельности человекни.
. Целостность восприятия заключается в том, что образы отраженных предметов и явлений возникают в сознании в единстве многих качеств и свойств. Даже если предмет не представлен для восприятия полностью, его перцепт тивный образ»достраивается»до завершенной формы на основе воспринятых элементов. Например, в слове восприятияі сприймання.
. Константность — это относительное постоянство величины, формы, цвета предметов и явлений, воспринимаемых при изменении расстояния, ракурса, освещенности
. Избирательность восприятия заключается в выделении одних объектов как основных сравнению с другими. То, что находит в центре внимания человека при восприятии называют объектом восприятия, а остальные — фоном. Иначе говоря, в воспримем манные человека в данный момент всегда что-то является основным, а что-то — второстепенным
Иллюзии. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искривленно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций.
апперцепция — это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, богатства знаний. Так, восприятие разных людей является отличным. Также довольно часто человек сп принимает не то, что есть наспради, а то, что является желательным для нее.
. Осмысленность восприятия заключается в том, отраженные предметы и явления человек сразу же называет, используя вторую сигнальную систему. Следовательно, уже в самом акте восприятия происходит соотнесение предмета спр риймання с его значением. Например, указание на то, что на рисунке изображена собака, сразу же формирует определенный образ восприятия
Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование, практическая деятельность с ними
. Обобщенность восприятие — это отражение
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
Социальная ситуация. У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.
Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.
Психическое развитие.Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины
Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения.
Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.
Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.
Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.
Длямышленияхарактерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.
Развитиевоображениязависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.
Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.
studopedia.net
ТОП 10: |
Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия. Предметность. В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающей действительности на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Она проявляется в акте объективации, т.е. в отнесении данных, полученных из внешнего мира, к этому миру. Без этого отнесения восприятие не может выполнять свои ориентировочные и регулировочные функции в практической деятельности человека. Предметность восприятия не является врожденным качеством; существует определенная система действий, которая дает субъекту возможность открыть предметный мир. Решающую роль здесь играют прикосновение и движение. Целостность и структурность. Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, свойства и одновременно объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ. Каждая составляющая образа восприятия приобретает значение лишь в соотношении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей его составляющих. Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее свою структуру. Во время разговора по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем суть разговора. Так, на основе приобретенного опыта и знаний человек в процессе восприятия объединяет отдельные элементы в целостный образ, придает им определенную структуру, сформированность . Константность. Под константностью понимают относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия обеспечивается опытом, который приобретается в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещенности мы не могли бы распознавать то, что было известно ранее. Константность имеет место в зрительном восприятии формы и цвета предметов. Например, когда на уроке рисования учащиеся рассматривают набор овощей на столе, каждый воспринимает их под своим углом зрения. Но образы этих предметов сохраняют постоянные размеры. Апперцепция — это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, знаний. Итак, восприятие зависит от предыдущего опыта человека. Чем больше человек знаком с определенным объектом, тем полным, точным и содержательным является восприятие этого объекта. Осмысленность. Восприятие — это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для него определенное значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет означает мысленно назвать, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает. Обобщенность восприятия — это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.
Избирательность восприятия- это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека. Выделение объекта определяется его свойствами и условиями, в которых он воспринимается. Прежде всего, это контраст объекта с фоном. Это учитывают при выборе формы, цвета окраски, литерного шрифта для выделения, пешеходного перехода, транспортных знаков. Стрелочники, рабочие-дорожники, выполняя свои функции, надевают специальные оранжевые жилеты, которые четко видны на фоне земли, асфальта, снега. Обведение контуров предмета также помогает организации восприятия. Так, показывая на карте реку или остров, ученик обводит их рукой, что помогает ему выделить эти объекты, которые сами не «бросаются в глаза», определить те или иные их особенности. Четкое определение учащимся задач относительно выделения того или иного предмета или его части из ряда других, является необходимым условием их успешного выполнения. Иллюзии. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искривленно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций. Существует немало иллюзий, обусловленных разницей в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном. Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвидение увиденного, дефекты зрения. Но какой бы сложной ни была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия.
|
infopedia.su