что важнее? • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсАнтропология чувствАудиолекцииМатериалыПравда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему
Автор Мария Пироговская
Во многих европейских языках, включая и русский, есть выражения и устойчивые сочетания, так или иначе связанные со зрением. Мы можем «рассматривать вопрос», «фокусироваться на чем-то», «высказывать свою точку зрения» или «делиться взглядом на проблему», «рисовать целостную картину», «видеть что-либо в определенной перспективе», «менять воззрения», «расширять свой кругозор». Во всех этих выражениях зрение выступает субститутом разума, рационального и интеллектуального подхода, или взвешенной дистанции. Никакие другие чувства таких ассоциаций не предполагают. Как же это случилось и почему? И как возник сам вопрос о роли зрения в европейской культуре?
В 1942 году в оккупированном немцами Париже вышла книга историка Люсьена Февра, одного из основателей новой исторической школы.
Так историческая наука стала задаваться вопросом, как социальные процессы влияют на конфигурацию чувств. Можно ли однозначно сказать, что до определенного времени люди меньше полагались на зрение и больше — на остальные ощущения? Мало кто из историков сомневался в том, что культура Нового времени — это культура преимущественно визуальная. Именно Новое время дало нам книгопечатание, рост грамотности, линейную перспективу, новое представление о том, что такое наука и ее методы — эксперимент и наблюдение. Но всех интересовали источники и характер этой визуальности. И разные ученые описывали их по-разному. Кто-то связывал визуальность с контролем всевидящего государства, кто-то — с новым способом изображать пространство.
Самая масштабная попытка объяснить роль зрения в европейской цивилизации принадлежит не историку и не антропологу. Наверняка многие слышали афоризм «The Medium is the message» — «Средство коммуникации и есть само сообщение». Это самая популярная цитата из одноименной книги канадского философа и теоретика коммуникации Маршалла Маклюэна. Она же суммирует идею, которую Маклюэн развивал в своих предыдущих работах. С его точки зрения, средства коммуникации — это лишь технологичные продолжения сенсорных систем человеческого тела, поэтому переходы от одного массового средства коммуникации к другому можно рассматривать как переключения между ведущими способами восприятия. Люди Средневековья воспринимали мир синтетически, с помощью всех органов чувств, пока в XV веке не появились подвижные литеры и типографский станок.
Изобретение Иоганна Гутенберга сделало печатную книгу массовым средством коммуникации и в дальней перспективе привело к тому, что зрение (и чтение) стало основным средством получения и усвоения информации. Вдобавок типографский станок стал символом перехода от устной культуры к письменной: этот переход Маклюэн назвал «великим водоразделом» (англ.Более того, сам по себе сюжет о книгопечатании, которое изменило мир, Маклюэн вписывал в более широкую теорию. Если средства коммуникации — это такие продолжения наших чувств, то почему бы не попробовать описать всю человеческую цивилизацию как смену власти одного чувства властью другого? Маклюэн рассматривал чувственную конфигурацию как результат политических и социальных процессов и как артефакт разных способов познания: например, если мы считаем, что слуховая информация важнее тактильной, мы тем самым поощряем приоритет слуха. Допустим, человек Нового времени и вправду в первую очередь полагается на печатное знание. Например, он уверен, что книга или газета — это более авторитетный источник, чем записка или слухи. И тогда зрение выходит на первый план, а вся остальная информация объявляется не очень надежной. Тогда бессмысленно и обращать внимание на то, что говорят другие сенсорные системы. Соответственно, чем совершеннее наши технологии, тем хуже работает наше чувственное восприятие в целом.
Чтобы это продемонстрировать, Маклюэн рисовал глобальную стадиальную схему. Весь процесс цивилизации делился на четыре этапа. Каждый этап опирался на какое-то одно средство коммуникации и поощрял одну сенсорную систему. Например, в архаичных бесписьменных культурах коммуникация держалась на звучащей речи — и это поддерживало слух как ведущее чувство. Чтобы послушать сказки или эпос, люди собирались вместе — и заодно это тренировало осязание и обоняние. Изобретение письменности выдвинуло на передний план зрение. Тем не менее долгое время сам способ письма — рукопись, нацарапанная палочкой или пером на глине, воске или пергаменте — был более чувственным и более непосредственным, чем печать книги в типографии.
Эта соблазнительная теория какое-то время пользовалась огромным влиянием. Казалось, что с ее помощью легко объяснить особенности самых разных культур. Самые разные ученые пытались связать отсутствие письменности с высоким статусом устного знания, а наличие письменности — с приоритетом зрения. Например, в лингвистике были довольно наивные попытки перенести теорию Маклюэна на разные языки и распределить их по разным сенсорным типам. Таким образом, африканские тоновые языки должны были усиливать роль слуха, а отсутствие геометрических терминов в других языках могло свидетельствовать о том, что зрение для носителей этих языков не очень важно. Однако критика со стороны узких специалистов звучала все громче, что вполне понятно: сентенции Маклюэна (вроде того что «китайцы до сих пор представляют собой племенных людей — людей слуха») не могли не вызвать удивления. Для них это были философские обобщения, мало подкрепленные знанием конкретных обществ.
Сомнения вызывала и однозначная связь между зрением, письменностью и знанием. На этот счет сильные расхождения обнаруживаются уже в классических традициях. Например, древнееврейская культура трактовала знание и понимание как слышание (собственно, библейское Слово, которое было в начале всего, — это звучащее слово), а древнегреческая культура трактовала знание как видение — но при этом греческое видение было совсем не похоже на западноевропейское видение Нового времени. Если же отклониться от западноевропейского культурного континуума, обнаружатся еще более интересные ассоциации. Например, у нигерийского народа хауса есть всего два термина для чувственного восприятия: хауса выделяют зрение и не-зрение, в котором соединены все остальные способы получения информации.
У бесписьменных — то есть сосредоточенных на слуховых данных — индейцах хопи с юго-запада США или у индейцев десана из Колумбии используется очень сложная символика движения и цвета. В общем, то, что у какого-то народа нет письменности, не говорит о том, что ему чуждо пристальное разглядывание и рефлексия над визуальной информацией — хотя зрение может и не иметь репутации объективного и рационального чувства.
Например, в Бразилии есть такой народ суйя, который живет в верховьях реки Шингу в штате Мату-Гросу. У суйя слух и речь считаются социальными способностями, а зрение и обоняние — антисоциальными, связанными с колдовством, опасностью и животным миром. Однако нельзя сказать, что зрительная информация для суйя неважна: наоборот, как все опасное, она имеет жизненную важность. То есть мы видим, что физиологически одно и то же чувство может осмысляться совершенно по-разному, а говорить о зрении и слухе как двух высших чувствах не вполне корректно. Есть культуры, в которых слух может вообще не выделяться как что-то особенное и включаться в какие-то сложные альянсы с другими чувствами.
Собственно, главная претензия к теории «великого водораздела» — которая, напомню, была сформулирована не антропологом, а философом — заключается в ее близорукости. Она хотела быть всеобъемлющей, но фактически была сфокусирована на истории элит в обществах Старого Света. А само деление культур на визуальные и аудиальные просто игнорировало каналы восприятия за пределами аристотелевских пяти чувств. Тем самым классификация Маклюэна оказывалась еще продуктом западноевропейской мифологии чувств — и пыталась объяснить многообразие культур в западноевропейских терминах.
Маклюэн делал глобальные выводы на основании развития технологий. Продуктивнее ли зайти с другой стороны и смотреть на изменение чувств сквозь призму социальных изменений? Так от большой теории мы переходим на уровень конкретного исторического материала. Почти в одно время с Маклюэном об изменении чувственных ориентаций в Европе Нового времени стал писать Мишель Фуко. Для него источником изменений стали не новые средства коммуникации, а политические изменения, связанные с необходимостью контролировать человеческое тело и социальное тело, то есть общество в целом. То есть государство все больше оказывается заинтересовано в здоровых и упорядоченных телах: государство дисциплинирует людей, отделяет здоровых от больных, полезных от бесполезных. Инструментами служат такие машины контроля, как армия, школа, больница, сумасшедший дом и тюрьма.
А импульсом для изменений становится появление новой анатомии в середине XVI века и реформирование медицины. Тогда написанное в учебниках и классических текстах стало подвергаться сомнению, а затем и корректироваться теми данными, которые естествоиспытатели наблюдали своими глазами и показывали всем желающим в анатомических театрах и на публичных лекциях. В медицине и натуральной истории глаз оказывался главным судьей. Этот глаз можно было усиливать и вооружать, чтобы увидеть что-то очень далекое или что-то очень маленькое, — так появляются телескоп и микроскоп.
Так появляются научное наблюдение и художественное созерцание, когда естествоиспытатель или художник изучающе смотрят на натуру, в том числе натуру обнаженную. Историк искусства Джон Бергер первым заговорил о специфическом «мужском взгляде», который был присущ художникам Нового времени: зрение считалось не только аналитическим, но и специфически мужским свойством. Оно воплощало рациональность. Женщины же рациональными существами не считались, поэтому обладать высшим интеллектуальным свойством не могли. Поэтому в разные периоды им приписывали приоритет какого-либо из трех низших чувств. То есть чувства и чувственные данные могли использоваться для создания инаковости, непохожести — и по сравнению с мужчиной, модельным человеком, ближайшим иным считалась женщина.
Зрение влияло не только на восприятие пространства, но и на восприятие времени. Медленно, но верно глаз отнимал у уха такую важную социальную функцию, как счет часов. В Средние века люди долго ориентировались на звук церковного колокола: весной и летом, во время длинного светового дня, колокол отсчитывал конец рабочего времени. Часы, которые сначала появляются на колокольне, а затем становятся личным аксессуаром, не вытесняли колокольный звон, но делали его менее важным: теперь время всегда можно было «посмотреть». Дополнительную поддержку визуализации времени оказала промышленная революция. До середины XIX века в соседних городах или деревнях церковные и городские часы могли показывать разное время. Но в какой-то момент унификация времени становится критически важной: от нее зависят производство и железные дороги. Часы синхронизируют, минуты и секунды становятся все важнее. Соответственно, церковный колокол, отсчитывающий крупные отрезки от мессы до мессы, теперь бьет только для воцерковленных людей: только их слух выделяет удары как что-то важное. Время переводится в визуальную форму — и даже сейчас это работает: хотя наручные часы умирают, мы по-прежнему смотрим время на смартфоне.
Кажется, что такая картина — подход через социальные и политические изменения — более правдоподобна, чем теория «великого водораздела». Эти новые исследования могут поставить под сомнение и главный вывод — что глаз победил. Например, если считалось, что мужчины и женщины видят по-разному, то вряд ли можно сказать, что дворяне и крестьяне видели одинаково.
Более того, в тех областях, где глаз, казалось бы, главенствовал, он царил не безраздельно. В частных музейных собраниях, выросших из кунсткамер, комнат чудес и барочных кабинетов редкостей, посетитель не только рассматривал, но и ощупывал многие экспонаты. В медицине и естественных науках наблюдение усиливалось другими чувствами: симптомы многих болезней и качества химических веществ распознавались по запаху, на ощупь и на слух. И наоборот, окончательность видимого то и дело ставилась под вопрос: с эпохи барокко и до Первой мировой войны европейцы изучали оптические иллюзии, обманки, гротески, микроскопические изображения — и приходили к выводу, что мы много чего не в силах увидеть ни голым, ни вооруженным взглядом.
Разведение кроликов, скупка мертвых душ и поиск невесты: 10 проектов героев русской литературыКак добивались успеха Чичиков, Вера Павловна, Левин и другие герои русской и советской литературы и что помогло им в запуске проектов и менеджменте
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсыСпецпроекты
Аудиолекции
25 минут
1/4
Почему чувств на самом деле не пять?
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
Читает Мария Пироговская
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
18 минут
2/4
Зрение и слух: что важнее?
Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему
Читает Мария Пироговская
Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему
17 минут
3/4
Обоняние: запах между естественным и безобразным
Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов
Читает Мария Пироговская
Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов
18 минут
4/4
Осязание: что можно трогать, а что нельзя?
Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Читает Мария Пироговская
Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Материалы
Пять лучших книг о пяти чувствах
Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание в рассказах и исследованиях
История чувств, рассказанная через искусство
От средневековой фрески до современных инсталляций
Собаки лают — к дождю? Тест про слух в фольклоре
Что значат звуки в русских приметах
Льдистый глаз, волосы дыбом, одна ноздря: страх в фольклоре
Что пугает в фольклоре и как тело реагирует на испуг
Русский дух и кожаная пушка: запахи в фольклоре
Чем пахнут иностранцы, грешники, покойники и дьявол
О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры ArzamasОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Слух, зрение, обоняние и осязание
Во время охоты у лисицы все чувства — и слух, и зрение, и обоняние, и осязание — находятся часто в совместной работе и создают успех. Только разве при гоньбе по зрячему — слух и обоняние отдыхают.
Слух лисицы — отличный. Она слышит и отдаленный глухой лопот вздымающегося косача и дальнее шипение взмахов ворона и томный пересвист тетеревят и, чуть не за сотню шагов, воспринимает тоненькое попискивание и шуршание мыши под толщею снега, в побуревшем травянистом клочке сорной травы и всякой ветоши. Лисица хорошо понимает источники разнообразных звуков и великолепно усваивает расстояние, с которого эти звуки долетают до нее. Это обстоятельство, несомненно, также характеризует ее слух и, вместе с тем, свидетельствует о развитости и приспособленности никогда не дремлющего охотничьего инстинкта.
Зрение и зрительная память лисицы — хорошие, но зрение более приспособлено к острому восприятию движений. Еле заметное колебание былинки, по которой взбирается божья коровка, не остается незамеченным ею. Понятно, что она умеет также, даже в ветер, прекрасно и точно заметить, подкрадываясь к птице, как слегка потряхивается метельчатая трава от бегущих тетеревей, и как почти незаметно кивает осока от уползающих утят. Как охотник, стреляющий на шум, так и лисица, не видя дичи, но еще с большим успехом ловит дичь, делая прыжок всеми четырьмя лапами в точку, где затихло последнее движение травы, и хватает если не на земле, так на подъеме взлетающую птицу. Интересно отметить, что чутье при такой охоте обыкновенно уже не руководит направлением прыжка, который делается лишь по указаниям зрения, либо по слуху; чутье же, благодаря распылению и расхождению запаха в воздухе, дает лишь приблизительное понятие о местонахождении предмета.
Хотя лисица во время охоты и во время переходов смотрит по низу, по линии земли, верхушек трав, или по поверхности снега, но она, подняв голову, обнаруживает и свое дальнозоркое зрение, замечая летящих у линии горизонта птиц и несущегося вдали по обширному полю русака. Но если охарактеризовать кратко ее зрение, то следовало бы сказать, что лисица видит прежде всего движение предмета, а не предмет.
Характер многих видов охоты, которыми кормится лисица, несомненно требует очень часто хорошего чутья, без которого ни слух, ни зрение не нашли бы затаившуюся дичь. Чутье лисицы весьма удовлетворительное. Я затрудняюсь назвать его острым, полагая, на основании многих данных, что у чутьистой легавой собаки оно лучше. Естественно, что у домашнего животного — легавой собаки, выведенной с определенною целью, чутье должно быть не только не хуже, а лучше лисьего, так как назначение, для которого она служит человеку, выполняется исключительно одним органом обоняния без всякого взаимодействия зрения. Охоте же лисицы способствуют четыре чувства — обоняние, слух, зрение и осязание; они и находят дичь и ловят ее (совмещают в одном лице и собаку и охотника), создавая в совокупности мощный аппарат для удовлетворения лисьей продовольственной и охотничьей потребности.
Для полноты описания характера лисицы необходимо сказать несколько слов о четвертом чувстве, содействующем лисьим охотам, — об осязании.
Я уже упоминал о характерных бросках всеми четырьмя лапами в одну точку. Прежде чем схватить зубами пойманную таким образом добычу, нужно почувствовать ее лапами; иногда пойманный предмет, будучи весьма незначительным, например, землеройка или мышь, находится еще кроме того под слоем снега, в ломи или пучках травы, или в жнивнике. При таких условиях кисти лап должны быть чувствительными. Нередко лисица, наступая на что-то, несколько пружинистее мха, обнаруживает осязанием гнездо шмелей или мыши. Также чувствует она лапою разрыхление земли, сделанное не только кротовым ходом, но землеройкою или мышью, не говоря уже про самую норку.
Об осязании, следовательно, нельзя не упомянуть, говоря о повадках лисицы, а их охотнику полезно знать, так как совокупность мелочей дает понимание характера зверя, а это совершенно необходимо для того, чтобы если не сегодня, так завтра лисица была бы в наших руках наверняка.
Вернуться к оглавлению
КОММЕНТАРИИ0
2104
для печатиПозаботьтесь о своих чувствах: наука об утрате чувствительности и риске слабоумия
На этой странице:
Вид лиц внуков, запах домашней кухни, звук голоса друга: Мы воспринимаем так много жизни через наши глаза, уши и нос. В то время как многие пожилые люди испытывают некоторое ухудшение своих чувств с возрастом, появляется все больше научных данных о том, что эти изменения также могут быть связаны с деменцией и общим состоянием мозга.
Примерно у одной трети пожилых людей к 65 годам возникают те или иные проблемы со зрением или его потеря, и почти у 50% людей старше 75 лет наблюдается инвалидизирующая потеря слуха. Аносмия, медицинский термин, обозначающий снижение или потерю обоняния, также может нанести серьезный удар по качеству жизни. Тем не менее, у большинства пожилых людей эти общие признаки старения не влияют на когнитивное здоровье.
Слишком многие пожилые люди считают снижение чувствительности чем-то, с чем они должны научиться жить, однако существуют доступные варианты лечения. Ученые изучают, можно ли снизить риск когнитивных проблем при лечении этих состояний — с помощью очков, операции на глазах, слуховых аппаратов или других подходов к охране здоровья. Читайте дальше, чтобы узнать, как исследователи, финансируемые NIA, находят новое понимание того, как глаза, уши и нос могут влиять на наше общее когнитивное здоровье.
Связи между глазами и мозгом
Элисон Абрахам, доктор медицинских наук, магистр медицинских наук, адъюнкт-профессор эпидемиологии и офтальмологии Школы общественного здравоохранения Колорадского университета, долгое время изучала взаимосвязь между глазами и мозгом. Она является главным исследователем исследования глазных детерминант познания (EyeDOC), финансируемого NIA.
У Авраама есть семейная история проблем со зрением, что подогрело ее личный интерес к тому, как потеря зрения влияет на эмоциональное благополучие, физическое функционирование, социальное взаимодействие и здоровье мозга. В своей работе она сотрудничает с общественными группами и поставщиками медицинских услуг над стратегиями увеличения числа рутинных проверок зрения и расширения доступа к офтальмологической помощи для пожилых людей.
Кредит: детали сосудов при сканировании сетчатки глаза. Изображение предоставлено Элисон Абрахам, доктором философии, магистром наук, MHS, Школа общественного здравоохранения Университета Колорадо,. Исследование Абрахама сосредоточено на сетчатке, области в задней части глазного яблока, которая передает визуальную информацию через зрительный нерв в мозг. «В утробе матери развитие сетчатки и мозга тесно связаны», — сказал Абрахам.
В исследовании EyeDOC Абрахам использует для исследования сетчатки неинвазивный метод визуализации, называемый оптической когерентной томографией (ОКТ). ОКТ в настоящее время используется для диагностики и лечения заболеваний, включая ретинопатию, связанную с диабетом, и глаукому. По сравнению с более интрузивными тестами визуализации мозга, такими как МРТ или ПЭТ, ОКТ представляет собой более простой и менее дорогой способ узнать о состоянии, толщине и строении нервов и кровеносных сосудов сетчатки. Первоначальные исследования с ОКТ показали очевидные различия в толщине нервных волокон сетчатки между когнитивно здоровыми пожилыми людьми и людьми с болезнью Альцгеймера и связанными с ней деменциями.
Абрахам продолжает исследования в этой области и надеется, что ОКТ можно будет использовать для разработки биомаркеров сетчатки для более раннего скрининга людей с риском когнитивных нарушений. Другие исследователи обнаружили, что экстракция катаракты в значительной степени связана с более низким риском развития деменции.
Рецепт сканирования сетчатки
Как и Абрахам, Майя Коронио-Хамауи, доктор философии, магистр наук, профессор отделения нейрохирургии Cedars-Sinai, также изучает тесные связи сетчатки с мозгом в поисках подсказок о когнитивное здоровье и риск заболеваний головного мозга.
В последние годы Коронио-Хамауи и ее коллеги обнаружили первые доказательства специфических диагностических признаков связанных с болезнью Альцгеймера бляшек бета-амилоида в сетчатке пациентов с болезнью Альцгеймера и легкими когнитивными нарушениями. В серии нескольких инновационных исследований, финансируемых NIA, ее команда обнаружила увеличение количества амилоидных бляшек в сетчатке и связанную с этим дегенерацию кровеносных сосудов сетчатки и нервных клеток у пациентов по сравнению с когнитивно здоровыми людьми того же возраста и пола.
Ее команда также создала недорогой неинвазивный метод для обнаружения белковых бляшек болезни Альцгеймера с очень высоким разрешением в сетчатке живых пациентов. Кроме того, они разработали модифицированную версию мощного инструмента визуализации глаза — сканирующего лазерного офтальмоскопа, — который включает более широкий обзор ранее упускаемых из виду периферических областей сетчатки. Они сочетают это сканирование с пероральной дозой куркумина, природного соединения, которое придает изюминку и оранжевый цвет индийским специям, таким как карри и куркума. Куркумин естественным образом связывается с бета-амилоидом, белком, из которого состоят бляшки болезни Альцгеймера в головном мозге, что облегчает его обнаружение исследователями.
«Вы можете посмотреть на сетчатку и увидеть вещи на молекулярном, клеточном и сосудистом уровнях, такие как белковые агрегаты и сосудистые аномалии», — сказал Коронио-Хамауи. Ее команда изучает, может ли оптическая визуализация сетчатки с куркумином быть экономически эффективным тестом для выявления патологии Альцгеймера, в том числе у людей с легкими когнитивными нарушениями. «Мы обнаружили параллели между влиянием болезни Альцгеймера на сетчатку и мозг и тем, что специфические изменения в областях сетчатки имитируют изменения в мозге и когнитивном статусе», — добавила она.
Команда Коронио-Хамауи сотрудничает с экспертами-невропатологами из США, Европы и Австралии, чтобы расширить свои исследования ретинопатии Альцгеймера и нарушения зрения, чтобы увидеть, может ли аналогичный тест обнаружить накопление белка тау, еще одного признака болезни. в сетчатке. Они надеются разработать недорогую и доступную технологию сканирования сетчатки глаза, которую когда-нибудь можно будет использовать в сочетании с обычной когнитивной визуализацией и визуализацией мозга для более раннего выявления болезни Альцгеймера и связанных с ней деменций, болезни Паркинсона и инсульта.
Потеря зрения может стать снежным комом социальной изоляции.
Потеря зрения без лечения может быть особенно разрушительной. Используя данные исследования здоровья и выхода на пенсию, ученые, финансируемые NIA, недавно обосновали включение нарушения зрения в качестве фактора риска развития деменции, оценив, что почти 100 000 случаев деменции в США можно было бы предотвратить с помощью существующих методов лечения зрения.
Пожилые люди перестают водить машину, перестают выходить на улицу, испытывают трудности с чтением и мало занимаются физическими упражнениями, потому что боятся упасть. Невылеченные проблемы со зрением действительно снижают социальное взаимодействие, эмоциональное благополучие и физическую активность, которые являются факторами риска снижения когнитивных функций.
— Элисон Абрахам, Ph.D., MS, MHS, Школа общественного здравоохранения Университета Колорадо
Потеря слуха и слабоумие
Глаза — не единственные органы чувств, связанные с памятью и познанием. Исследования также связывают слух со здоровьем мозга. Два эксперта Школы общественного здравоохранения и Медицинской школы Блумберга имени Джона Хопкинса — Дженнифер Дил, доктор философии, эпидемиолог и геронтолог, и Фрэнк Лин, доктор медицинских наук, директор Центра слуха и общественного здоровья Cochlear. — изучают, способствует ли невылеченная потеря слуха снижению когнитивных функций у пожилых людей. Они также работают над поиском медицинских и политических решений проблемы.
Интерес Линя к этой области проявился еще в детстве, когда он стал свидетелем того, как потеря слуха его бабушки повлияла на качество ее жизни. Дил начала свою карьеру в фундаментальной науке, но заинтересовалась изучением деменции и снижения когнитивных функций в надежде реально изменить жизнь пожилых людей. Во время обучения на хирурга уха, носа и горла Лин наткнулся на документ JAMA, опубликованный почти двумя десятилетиями ранее, в 1989 году, в котором была показана четкая связь между большей потерей слуха и вероятностью развития деменции.
«Это действительно поразило меня, потому что это имело для меня клинический смысл, основанный на том, что я наблюдал у своих пациентов», — сказал Лин. «Но до середины 2009 года, когда я заканчивал свое обучение по оториноларингологии, было проведено мало исследований, чтобы опираться на эти выводы и исследовать связь дальше». Примерно в это же время Лин познакомился с научным директором NIA Луиджи Ферруччи, доктором медицинских наук, который призвал его погрузиться в обширные данные Балтиморского лонгитюдного исследования старения (BLSA) по этой теме.
В 2011 году Ферруччи, Лин и их коллеги опубликовали знаменательную статью о связи между деменцией и слухом. С тех пор исследования неоднократно подтверждали эти связи: Комиссия Lancet по деменции 2020 года оценила потерю слуха как единственный крупнейший потенциально поддающийся изменению фактор риска деменции.
Перегрузка цепей памяти
Какова биологическая связь между проблемами слуха и когнитивными функциями? «У человека с потерей слуха в мозг поступает искаженный сигнал, что затрудняет его расшифровку», — сказал Дил. Невылеченная потеря слуха заставляет мозг работать усерднее, что в конечном итоге перегружает компенсирующие сети мозга, обычно используемые для памяти и мышления. Этот эффект известен как когнитивная нагрузка или прослушивание с усилием.
Пожилые люди с невылеченной потерей слуха часто стремятся избежать смущения, когда им трудно слышать друзей и членов семьи, или трудностей с пониманием разговоров во время поручений, покупок или других повседневных дел. Это может привести к социальной изоляции, что приведет к меньшей сенсорной стимуляции, что усугубляет проблему, поскольку области мозга, обрабатывающие звук, могут начать сокращаться.
Начиная со своей статьи 2011 года Лин, Дил и их коллеги продолжали исследовать, может ли лечение потери слуха помочь предотвратить этот разрушительный цикл и замедлить снижение когнитивных функций. Чтобы выяснить это, они вскоре завершат пятилетнее клиническое испытание, известное как исследование «Оценка старения и когнитивного здоровья пожилых людей» (ACHIEVE). ACHIEVE отслеживает почти 1000 пожилых людей с потерей слуха в Соединенных Штатах, чтобы сравнить навыки мышления и памяти между теми, кто лечился от потери слуха (например, с помощью слуховых аппаратов), и контрольными группами, которые активно не занимаются лечением потери слуха.
Защитите свой слух и лечите тугоухость
Главный совет для пожилых людей – защищать слух от громких звуков, которые могут повредить его. Нежные клетки нашего внутреннего уха, кодирующие звук, не регенерируют со временем, как клетки кожи, сердца или печени. «То, с чем вы родились, то и получите», — сказал Лин.
Лин, Дил и его коллеги проводят кампанию по повышению осведомленности общественности,earningnumber.org, которая объясняет, как теперь взрослые могут измерять свой собственный слух дома с помощью смартфона, подобно тому, как люди могут самостоятельно контролировать свое кровяное давление, вес или глюкоза. Статистические данные показывают, что у большинства пожилых людей в конечном итоге будут серьезные нарушения слуха, поэтому важно регулярно контролировать свой собственный слух или проверять его у специалиста. Если у вас диагностирована потеря слуха, лечите ее.
Расширение доступа к лечению слуха
Стоимость слуховых аппаратов является основным препятствием для лечения потери слуха. Лин отмечает, что менее 20% американцев с потерей слуха на самом деле пользуются слуховыми аппаратами. «Слуховые аппараты невероятно дороги, и Medicare не покрывает слуховые аппараты или любые связанные с ними услуги по уходу за слухом», — сказал он. Лин уже давно работает с государственными, научными и медицинскими группами, добиваясь расширения доступа к недорогим слуховым аппаратам. В августе 2022 года в ответ на предыдущий двухпартийный закон Конгресса, принятый в 2017 году, и по настоянию Белого дома Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов выпустило новые правила для расширения доступа к более дешевым безрецептурным слуховым аппаратам, которые стали поступит в продажу в конце 2022 года. Чтобы узнать больше о безрецептурных слуховых аппаратах, посетите сайт www.nidcd.nih.gov/health/over-counter-hearing-aids.
Обоняние как ворота к памяти
Обоняние тесно связано с памятью, возможно, в большей степени, чем любое из наших чувств, и снижение обонятельной чувствительности может предвещать слабоумие. Группа ученых NIA обнаружила, что для участников BLSA более низкие баллы по тестам на чувствительность к запахам предсказывали легкие когнитивные нарушения и имели связь с патологией, связанной с деменцией, наблюдаемой при сканировании мозга.
Марк Альберс, доктор медицинских наук, невролог Массачусетской больницы общего профиля, обнаружил дополнительные доказательства того, что изменение обоняния может служить ранним предвестником нейродегенеративных заболеваний. Кроме того, Альберс работает с начинающей компанией над разработкой домашнего теста на запах, который можно будет оценить онлайн.
Альберс и его товарищи по команде изучают область обонятельной луковицы — округлые массы мозговой ткани над каждой носовой полостью, в которых находятся нервные клетки, участвующие в обонянии. Эта область мозга также является частью цепочки нейронов, участвующих в памяти. «Из-за этой прямой проводки возникает тесная связь», — сказал Альберс. «По какой-то причине эта схема особенно уязвима для типов патологий, вызывающих болезнь Альцгеймера. Наша гипотеза состоит в том, что изменение обонятельной способности человека — это «канарейка в угольной шахте», где мы можем обнаружить эти изменения еще до того, как у людей появятся симптомы памяти».
Эта гипотеза, впервые проверенная на мышах, также была подтверждена в исследованиях на людях. Альберс руководил исследованием обонятельной чувствительности в когорте из более чем 200 участников исследования, чьи когнитивные способности варьировались от нормального познания до легких когнитивных нарушений и слабоумия. Добровольцам был предложен тест на запах с множественным выбором, чтобы оценить, насколько хорошо они могут обнаруживать, идентифицировать и различать запахи. Исследователи обнаружили, что потеря обонятельной чувствительности коррелирует с биомаркерами болезни Альцгеймера, включая истончение ткани в областях мозга, связанных с памятью.
«До того, как у людей появились симптомы, мы обнаружили, что снижение обонятельной чувствительности было предупреждающим сигналом, указывающим на то, что их память начинает подводить», — сказал Альберс. «Мы смогли продемонстрировать, что у многих из этих пациентов развились легкие когнитивные нарушения». Альберс и его команда используют специализированные алгоритмы для точной настройки тестов на чувствительность к запахам.
Альберс призывает пожилых людей, у которых ухудшается обоняние, обратиться к врачу, чтобы исключить другие причины. Он отмечает, что потеря обоняния при нейродегенеративных заболеваниях, таких как болезнь Паркинсона или деменция с тельцами Леви, обычно достаточно глубока, чтобы люди сразу замечали это, но ухудшение обоняния, связанное с болезнью Альцгеймера, происходит очень постепенно.
Зрение и слух: ключевое сочетание для познания и независимости
Двойное ухудшение зрения и слуха особенно опасно для здоровья мозга. Исследование, проведенное учеными из Школы общественного здравоохранения Вашингтонского университета, показало, что по сравнению со взрослыми без сенсорных нарушений люди с «двойной» потерей слуха и зрения подвержены более высокому риску развития той или иной формы слабоумия.
«Сейчас наблюдается большое движение за признание того, что сенсорная потеря не происходит изолированно, что часто у людей может быть более одного дефицита сенсорной функции», — сказал Дил.
Шеннон Л. Рисачер, доктор философии, адъюнкт-профессор Медицинской школы Университета Индианы, еще один ученый, изучающий пересечение множественных органов чувств и риск слабоумия. Вместо того, чтобы сосредоточиться только на одной сенсорной области, она недавно расширилась, чтобы изучить влияние упадка нескольких сенсорных систем на познание, а также их связь с бета-амилоидом и тау-белком в мозгу. «Только за последние несколько лет было опубликовано пять или шесть исследований, в которых предполагалось, что такого рода изменения во многих чувствах являются особенно важным сигналом того, подвержен ли кто-то риску болезни Альцгеймера или нет», — сказал Рисачер.
Она отметила, что другие исследования показали, что люди с параллельным снижением слуха, зрения и обоняния имеют более высокий риск прогрессирования болезни Альцгеймера по сравнению с теми, у кого есть нарушения только одного чувства. В настоящее время ее команда изучает, как социальная изоляция и отсутствие стимуляции, вызванные множественной сенсорной потерей, могут ускорить снижение когнитивных функций.
Когда у вас начинаются множественные сенсорные изменения, это подвергает вас почти вдвое большему риску деменции по сравнению с единичным сенсорным изменением. Итак, если у вас одновременно начинаются изменения зрения и слуха, и особенно если у вас есть семейная история болезни Альцгеймера или другой формы деменции, обратитесь к врачу.
— Шеннон Л. Рисачер, доктор философии, Медицинский факультет Университета Индианы
Сегодня, работая в Исследовательском центре болезни Альцгеймера в Университете Индианы, Рисачер входит в число нескольких исследователей по всей стране, проявляющих растущий интерес к влиянию множественных органов чувств на познание. Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско недавно наблюдали за более чем 1800 людьми в возрасте от 70 до 79 лет в течение десяти лет, у которых изначально было нормальное когнитивное здоровье. Они обнаружили тесную связь между более низкими показателями комбинированных сенсорных тестов и более высоким риском развития деменции за этот период времени, даже у людей с легкой потерей чувствительности.
Хотя две наиболее распространенные сенсорные проблемы могут быть пугающими, они также хорошо поддаются лечению. «Я думаю, что мы склонны считать, что потеря слуха и зрения — это просто часть старения», — сказал Абрахам. «Многие пожилые люди не воспринимают их так серьезно, как диабет или сердечно-сосудистые заболевания. Но потеря слуха и зрения — две большие причины, которые легко поддаются коррекции. Проверьте свое зрение, купите очки для чтения в местной аптеке, проверьте слух. Это важно для качества вашей жизни».
Волнение перед будущим
Несмотря на то, что очень важно работать с врачом для лечения потенциально излечимых состояний, таких как потеря слуха или зрения или снижение обонятельной чувствительности, на горизонте появляются новые тесты и методы для улучшения когнитивного здоровья. как мы стареем. Оставайтесь на связи с NIA, чтобы узнать больше о последних разработках, включая более доступные диагностические тесты и новые инструменты для раннего выявления и лечения сенсорных и когнитивных проблем.
Вас также может заинтересовать:
- Информация о потере слуха
- Понимание того, как старение влияет на зрение
- Выяснить, как меняются запах и вкус с возрастом
Sight Taste Smell — Etsy Turkey
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.