1.1 Понятие образа в психологии. Психические особенности принятия образа тела у склонных к полноте людей
Похожие главы из других работ:
«Образ–Я» и его развитие средствами диалога
Глава 1. КАТЕГОРИЯ «ОБРАЗА — Я» В ПСИХОЛОГИИ
…
Анализ женских образов в музыкальной индустрии на примерах зарубежных звезд эстрады
1.1 Понятие образа и его неотъемлемая часть в построении имиджа музыканта
Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки публичного человека, а в данном случае — музыканта, является впечатление, которое они производят, другими словами, их образ и имидж…
Анализ женских образов в музыкальной индустрии на примерах зарубежных звезд эстрады
2.1 Использование архетипов и ключевых аспектов формирования образа музыкального исполнителя на примере образа американской певицы Рианны
архетип личность имидж подсознание Полное имя Рианны — Рианна Робин Фенти родилась в семье бухгалтера и просто рабочего на острове Барбадосс, где и провела все свое детство…
Анализ женских образов в музыкальной индустрии на примерах зарубежных звезд эстрады
2.2 Использование архетипов и ключевых аспектов формирования образа музыкального исполнителя на примере образа американской певицы Селены Гомез
История успеха американской певицы, актрисы кино и телевидения, композитора и автора песен Селены Гомез, как и история Рианны из Барбадоса, похожа на историю Золушки. Селена жила в Техасе вместе с мамой Мэнди Корнетт, театральной актрисой…
Влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке
1.2 Проблема «образа семьи» в современной психологии
Проблема семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших (например…
Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста
1.1 Понятие здорового образа жизни
Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни [52, c.3-14]. Д.У. Нистрян пишет: “Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни…
Здоровый образ жизни как научная проблема
1. Понятие здорового образа жизни и его проблемы
Аспекты, характеризующие ЗОЖ. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Академик Лисцин Ю.П…
Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи
ГЛАВА I. Теоретические подходы к изучению самооценки, уровня притязаний и категории образа в современной психологии
…
Образное мышление как необходимая компонента теоретического мышления (на материале математики)
4. Понятие учебного образа, возможность использования
В работе «Визуальное мышление в структуре научного познания» выделяется два принципиально различных подхода к пониманию образа. Первый заключается в том…
Особенности восприятия девушками образа мужчины с разным эмоциональным восприятием образа отца
3. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕВУШКАМИ ОБРАЗА МУЖЧИНЫ С РАЗНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ ОБРАЗА ОТЦА
3.1 Особенности восприятия внешности образа мужчины На рисунке 3.1.1. представлены соотношение восприятия внешнего образа отца и мужчины в группе девушек, воспринимающих образ отца положительно. Таблица 3.1.1 Размещено на http://www.allbest.ru/ Рис. 3.1.1…
Особенности образа вертикального конфликта руководителей
2.1 Понятие образа в психологии
Особенности формирования представлений о здоровье у детей младшего школьного возраста
1. Проблема здорового образа жизни в психологии
…
Особенности Я-образа у подростков
Глава 2. Изучение особенностей соотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте
…
Понятие образа мира у детей в старшем дошкольном возрасте
1.1 Категория образа в психологии
Образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Исследуя психические явления, советские психологи пришли к пониманию того…
Проявление взаимосвязей между состоянием здоровья и факторами образа жизни студенческой молодежи
1.2 Понятие здорового образа жизни и фитнеса
здоровый жизнь студенческий мотивация С момента возникновения фитнеса его ведущим принципом был определен принцип «нагрузка ради здоровья». Наиболее полно отражает суть такого сложного понятия, как фитнес, определение…
psy.bobrodobro.ru
Понятие образа человека в психологии. — КиберПедия
Для раскрытия темы образа инвалида необходимо определить, что такое образ человека в целом.
Психика человека имеет образной характер. Другими словами, психика отражает реальность через образы. Образ принято считать субъективной психической реальностью, которая возникает во внутреннем мире, во время восприятия объективной реальности, в процессе контакта человека с внешним миром. Образ восприятия – это образ, с помощью которого человек описывает окружающий его мир, а так же образ самого себя. Основными свойствами образа восприятия выделяют предметность, константность, целостность и категориальность. Этими свойствами с самого рождения человек не обладает, а приобретает и проявляет их в жизненном процессе, посредству накопления опыта.
Предметность образа восприятия выражается тем, что различные ощущения, которые входят в состав образа, человек объединяет в четкий образ и относит его к определенному предмету.
Константность образа восприятия – это сохранение образа при изменении условий восприятия. Иными словами, не смотря ни на что, образ в сознании остается постоянным и узнаваемым.
Способность образа восприятия к формированию конкретного образа предмета, при этом, не имея достаточного количества информации о нем — называется целостностью восприятия.
Наконец, категориальность образа восприятия – это свойство восприятия, которое существует на уровне сознания и характеризует личностный уровень восприятия, является способностью к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих очерченные и устойчивые границы.
Можно сказать, что то, как мы субъективно видим или отражаем окружающий нас мир – и есть образ. Подтверждение этому можно найти в определении советского психолога А. Н. Леонтьева: «Психология образа (восприятия) есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды стоят образ мира – мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; – это знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире». [1]
Советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн пишет, что: «В результате всякого психического процесса как деятельности мозга возникает то или иное образование – чувственный образ предмета, мысль о нем и т.д. Это образование (образ предмета), однако, не существует вне соответствующего процесса, помимо отражательной деятельности, с прекращением отражательной деятельности перестанет существовать и образ». [2]
А что же происходит, когда человек пытается познать другого человека? Что такое образ человека в сознании?
Формирование образа человека – процесс его познания. Этот образ является совокупностью элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью других элементов, составляющих облик отражаемого человека. Современная наука считает восприятие человека человеком одним из рефлекторных процессов организма.
Психическое восприятие человека состоит из нескольких наиболее важных характеристик. Одна из них – форма и контур. Ее принято считать основной характеристикой воспринимаемого образа. И. М. Сеченев – выдающийся русский физиолог показал, что возможность усваивать контуры предметов позволила живым существам воспринимать многообразие окружающего мира. [5]
Психологические изменения зрительного образа восприятия человека человеком были рассмотрены М. Д. Александровой и Б. Ф. Ломовым. [4]
Ракурс, в котором воспринимается и наблюдается человек, так же является очень важной характеристикой.
Постоянство восприятия – особенность, изменение ракурса которой не препятствует восприятию основных черт человека, которые отличают его от других.
Устойчивость – определяется процессом зрительного восприятия объекта, поддерживающегося за счет микроскопических перемещений его образа по сетчатке глаза.
Формирование чувственного образа – является процессом сбора информации об объекте восприятия. В этой информации обязательно присутствуют характерные черты и признаки объекта, что бы впоследствии составить об объекте конкретный образ.
Образ человека выполняет следующие функции: во-первых, он является конструкцией картины мира, которая формируется как имплицитно, так и эксплицитно, что дает возможность ориентироваться в действиях и суждениях; во-вторых, как правило, имеет функцию управления действиями, то есть влияет на планирование, осуществление и анализ действий; в-третьих, искусство и литература также имеют свойство отражать образ человека; в-четвертых, развитие современного общества показывает, что образ человека может быть иллюзорным и иметь мало общего с фактическими функциями индивида в обществе.
В конечном итоге можно сказать, что образ человека – это описание типов его действительности.
Понятие инвалидности.
Для определения понятия «инвалид» обратимся к толковому словарю русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова [6]:
Инвалид (с латинского invalidus – бессильный) – человек, утративший трудоспособность частично или полностью вследствие увечья, болезни или старости.
Инвалидность – состояние, положение инвалида. Нетрудоспособность.
Официально инвалидом считается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности в результате наличия физических или умственных недостатков, нуждается в социальной помощи или защите. А так же, человек, имеющий действующее свидетельство по инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств.
В настоящее время термин «инвалид» почти не употребляется в зарубежных странах. Люди стараются избегать таких резких слов, как «калека», «слепой», «глухой», стараясь заменять их на более лояльные слова и словосочетания. Это необходимое решение было принято для того, чтобы не усугублять положение людей с ограниченными способностями, ведь, по данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. А в России, по официальной статистике, около 13 млн. инвалидов.
Принято три группы среди инвалидов:
1. Пенсионеры, получающие пенсию по возрасту,
2. Лица, получающие пенсию по инвалидности,
3. Работающие лица трудоспособного возраста, не получающие пенсию или пособие.
Существует множество распространенных причин инвалидности: трудовое увечье, общее заболевание, военная травма, патология и другие.
Первая группа инвалидности характеризует лица, нуждающиеся в постоянном уходе. Эти лица либо не могут заниматься никакой трудовой деятельностью, либо способны выполнять отдельные виды труда на дому.
Вторая группа устанавливается для тех, кому нельзя заниматься трудом (в зависимости от тяжести заболевания) или же для тех, кому разрешен труд в специально созданных для этого условиях.
Третья группа присваивается лицам способным к самообслуживанию и трудовой деятельности первой степени.
В отношении социально-психологического плана, наличие инвалидности предоставляет человеку большое количество проблем, несмотря на особое выделение инвалидов, как социально-демографической группы.
По словам председателя Совета Федерации – Сергея Миронова: «Инвалидность должна рассматриваться не как проблема отдельного человека, а как проблема общества». Этим высказыванием Миронов стремится привлечь интерес и внимание общественности к проблеме. Справедливо, что общество должно ценить каждого человека и способствовать устранению разнообразных барьеров, возникающих из-за ограничения каких-либо жизненных функций, учитывая специфические потребности. Решение проблем инвалидов является общенациональной задачей, которая, в свою очередь, определяет работу социальной государственной политики.
Так, 24 ноября 1995 года был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181 – ФЗ), который весомо способствовал реабилитации и интеграции инвалидов.
Об ошибках и недостатках социальной политики пишет Сергей Кавокин – член Российской академии социальных наук. Он касается таких тем, как вопросы социального обеспечения инвалидов, формирование безбарьерной среды и пути совершенствования законодательства, касающегося защиты прав инвалидов. [7]
О проблемах и сложностях социальной реабилитации инвалидов, в своих трудах писали такие авторы, как: М.С. Каган, В.Д. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и другие.
Из-за того, что инвалида принято рассматривать как пассивного участника процесса реабилитации, в реализации Индивидуальной программы реабилитации (ИПР) отсутствует должный эффект. Реабилитация – является социальным процессом, посредством которого общество идет навстречу инвалидам, адаптирует окружающую их среду и мотивирует к интеграции в общество. Равно как и люди с ограниченными способностями стремятся стать полноправными членами общества.
Инвалид в обществе.
Инвалидов остро волнует проблема отношения окружающих людей к себе. Большая часть лиц с ограниченными способностями чувствуют пренебрежение или даже брезгливость, исходящую от здоровых людей, которые часто не изъявляют желание общаться и идти на контакт. Здоровый человек нередко считает и представляет, что люди с ограниченными способностями замкнутые, скрытные и отрешенные. Именно такое мнение и соответствующее ему отношение порождает в инвалидах чувство неловкости, неудобства и напряжения. Они вынуждены уйти от общения, стремятся оборвать контакты, тем самым подтверждая свое «клеймо» отчужденной личности.
Отношение окружающих к любому человеку невероятно важно, так как оно прямым образом влияет на его становление и определение как социальной личности. Но из-за общественной реакции, нередко включающей в себя недоброжелательность и враждебность по отношению к инвалиду, такому человеку очень трудно, а порой и вовсе невозможно стать активным участником социальной жизни. В своих страхах, тревогах и прозрачных надеждах на лучшее будущее инвалиды ничем не отличаются от остальных людей. Социально-психологический процесс адаптации у инвалидов сильно затруднен. И одна из основных причин – низкая удовлетворенность жизнью, посредством возникающих трудностей во взаимоотношении и соответствующем эмоциональном состоянии.
А.И. Арнольдова – ученый-культуролог, в своих работах, посвященных проблемам инвалидов, писала о том, как формируются навыки коммуникации, способствующие интеграции инвалида в общество.
В 1966 году британец Пол Хант провел исследование и написал эссе «Критическое условие», в котором рассуждал о проблеме предубеждений, с которым часто сталкиваются инвалиды. Поскольку у большинства людей на первом месте стоят материальные ценности – то, следовательно, они рассматривают инвалидов как людей совершенно бесполезных, так как они неспособны принести ценностный вклад в общество.
Поэтому каждый должен понимать всю важность и необходимость интеграции инвалидов в обществе. Это подразумевает собой процесс, во время которого восстанавливаются разрушенные отношения инвалидов, благодаря вовлеченности в такие важные сферы жизнедеятельности, как быт, отдых и труд.
Так же в обязательном порядке следует помогать инвалидам реализовывать себя, способствовать раскрытию их потенциала, погребенного (не очень удачная формулировка для курсовой работы, может быть лучше как-то так «, которому трудно проявиться, в том числе из-за предвзятого общественного мнения и отношения») под общественным мнением и предвзятым отношением. Должно быть осуществлено как можно больше задач по изменению отношения здоровых людей к инвалидам на более благосклонное и понимающее, в котором не будет места неуважению.
Поведение людей, их действия и поступки определяют не только мнение об обществе в целом, но и уровень его культуры. ? (вот здесь не поняла J ? речь идет о том, что поведение людей, их поступки определяют не только мнение об обществе в целом, но и об уровне его культуры, так?
cyberpedia.su
Понятие образа человека в психологии
Обращаясь к толковому словарю Ожегова, [5] мы находим следующую трактовку понятия «образ»: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Тем не менее эта трактовка изначально может показаться нам неверной, как минимум из-за того, что в нашем сознании присутствуют и образы не имеющие ничего общего с материальным миром (к примеру, в сознании верующий людей присутствует образ Бога, хотя в материальном мире они не способны его увидеть или ощутить). Образ является одним из ключевых понятий в психологии. Как отмечает Д.Кехо : «Ваши мысли намного сильнее, чем вы предполагаете, а каждый мысленный образ является реальной силой, способной повлиять на вашу жизнь». [2] Так что же такое образ? И как было принято понимать (или интерпретировать) его значения?
Понятие образа возникает в психологии практически сразу после возникновения её как таковой. Впервые оно появляется в рамках структурализма, основатель которого — Вильгельм Вундт – рассматривает в качестве предмета психологии процессы сознания как структурное единство основных его элементов. Сам Вундт не считал образы таковыми элементами (по его мнению, ими являлись ощущения и чувства), но его ученик Э.Титченер сделал вывод о том, что в действительности именно «образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом – например, происходящие в нашей памяти». Примерно тогда же, в ходе своей работы над теорией психической наследственности Ф.Гальтон пришел к тому, что существуют определенные психические образы, которые лежат в основе законов ассоциации идей.
Далее вопрос понятия и структуры образа немало изучался представителями различных психологических школ, которым удавалось прийти к различным, зачастую вполне согласовывающимся друг с другом трактовкам. Так, представители гештальтпсихологии на стыке XIX и XX веков, пришли к тому, что образ – это функциональная структура, которая упорядочивает многообразие отдельных явлений.
Бихевиористы (в частности Д.Миллер, Е.Галантер и К.Прибрам) сделали вывод о том, что образ – это все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует; всё, что приобрёл организм – его оценки наряду с фактами.
Большой вклад в изучение образов внесли приверженцы психоанализа. Его основатель З.Фрейд рассматривал образ как воспроизведение в сознании инстинктов и влечений. З.Фрейд объяснял образы как своеобразный мост между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Другой представитель данного направления в психологии – К.Юнг, утверждавший, что «мы непосредственно живем исключительно в мире образов» [11] преподносит их как первичные активные феномены душевной жизни.
С точки зрения представителей, возникшего в середине XX века когнитивизма, в частности, Р.Солсо, образ — это «…репрезентация в уме не присутствующего объекта или события…» [10]. Следуя от этого он приходит к тому, что важнейшей функцией психических процессов является распознавание образов т.е. «способность абстрагировать некоторые элементы события и объединять эти элементы в хорошо структурированный план, придающий значение всему эпизоду».
Представители экзистенциальной психологии также имели свой взгляд на природу образа. К примеру, Ж.-П.Сартр в своих работах, рассматривает образ как особое интенциональное действие сознания: нет воображаемого предмета «внутри» сознания, есть только воображающее сознание. Воображение является способностью оживлять то или иное гилетическое содержание, то есть любой образ характеризуется [19]. Другими словами, образ — не особая «вещь», не посредник между сознанием и отсутствующим сейчас реальным предметом, но специфический акт сознания, направленный на отсутствующий или несуществующий предмет.
Обширными были исследования образов и среди отечественных психологов. П.Я. Гальперин пишет: «Условимся называть образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира». Большое значение для понимания сущности образа также имеют следующие положения ленинской теории отражения: а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний; б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания; в) ощущение выступает как субъективный образ; г) критерием истинности отражения является практика. С точки зрения, следующей из размышлений об образах советского психолога Б.Ф. Ломова образ представляет собой взаимосвязь внешнего и внутреннего мира, средство, благодаря которому характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его.
Так, изучая понятие образа мы приходим к выводу, что из-за неоднородности его структуры, а также недостаточных возможностей в сфере его изучения, на данном этапе развития психологии, мы не можем вывести однозначного определения понятия образ, которое могло бы послужить нам постулатом для дальнейших исследований. Однако, разумным шагом будет принять за основу следующую трактовку: «образ – есть конечный результат познавательной деятельности, продукт восприятия памяти, мышления и воображения, основными функциями которого являются смыслообразование, прогнозирование, мотивация и регуляция поведения», и вести дальнейшие исследования отталкиваясь именно от этого понимания образа.
Важную роль во всем многообразии образов играют социально-перцептивные образы. Это отражение в сознании человека образов других людей и самого себя, как члена человеческого сообщества.
Образ человека возник еще задолго до того, как его начали называть этим словом, и тем более пытаться его исследовать. Образы, содержащие информацию о других людях, к слову, появились гораздо раньше, чем образ собственного Я. Это связано в большей мере с временем в котором жили люди, и соответствующими этому времени правилам, канонам и стандартам поведения и мышления. Древние люди, были мало склонны к интроспекции (хотя разумеется, она существовала, что доказывают нам факты о стремлении к доминированию в древних общинах), но успешно воспринимали образы окружающих их людей, которые позволяли им совершать множество необходимых для выживания действий. Примером такого восприятия образов может послужить идентификация того или иного индивида с образам «врага» и дальнейшего нападения или же избегания его, или идентификация того или иного индивида с образом «подходящего для продолжения рода» и дальнейшего выполнения заданной самим образом функции.
Вместе с развитием человеческого общества соответствующими темпами происходило и расширение «ассортимента» образов человека, появляющихся в сознании его членов. Со временем мы научились воспринимать образы различных субъектов, окружающих нас, которые мы можем анализировать по ряду, важных в той или иной конкретной ситуации признаков. Люди научились идентифицировать образ хорошего и плохого человека, образ родного и чужого человека, образ труженика и тунеядца, образ мудрого человека и глупца, образ господина и раба, образ творческого человека, образ домохозяйки, образ политика, образ сумасшедшего и великое множество других образов, которые только возможно применить в отношении другого индивида.
Каждого человека, с которым нам приходится контактировать в процессе нашей жизнедеятельности, мы можем представить в виде совокупности его образов – всех наших отношений и впечатлений относительно него. Так один и тот же человек может восприниматься нами в форме образа друга, образа хорошего специалиста своего дела, при том в образе, к примеру, плохого мужа, и не слишком хорошего отца (хотя, несомненно, эти образы будут иметь немалое влияние друг на друга). Именно благодаря этим образам мы и способны познавать людей, выделять в обществе наиболее подходящих людей для нас самих, отождествлять себя с кем-либо или же противопоставлять. Именно образы людей позволяют нам в дальнейшем осуществлять взаимодействие с ними, и, как было отмечено Э.Берном, продуктивность этих взаимодействий состоит в прямой зависимости от того, насколько образ близок к действительности.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Тема 2.2. Отражение и образ в психологии Образ как феномен психического отражения.
Когда речь идет об образе, естественно, возникает вопрос: образ чего? Имеется в виду отношение образа к чему–то другому, к тому, что принято называть оригиналом. Что же это за отношение?
С позиций, разработанных в советской психологии, это есть отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого–либо объекта, предмета или события.
Продолжая линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, советские психологи пришли к пониманию того, что категории отражения принадлежит в психологической науке основополагающая роль: именно данной категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики. В этой связи они обратились к ленинской теории отражения, которая выступила в качестве общей методологической платформы, дающей возможность разобраться в лабиринте психологических понятий, концепций и направлений, определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем, разработать методы исследования.
Именно с освоения категории отражения в ее диалектико–материалистической трактовке и началось развитие советской психологии.
Особое значение для понимания сущности образа имеют следующие положения ленинской теории отражения:
а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний;
б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания;
в) ощущение выступает как субъективный образ;
г) критерием истинности отражения является практика.
Эти положения определили общий подход к изучению всей системы когнитивных (познавательных) процессов: прежде всего ощущения, восприятия, представления, мышления.
В многочисленных экспериментальных и теоретических исследованиях была вскрыта отражательная сущность перечисленных процессов и выявлены их основные особенности (Б.Г. Ананьев, С.В. Кравков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.).
Сформулировано общее положение о предметности психического образа (любого уровня сложности), т.е. о его отнесенности к предметам объективной действительности. Именно эти предметы (и явления) выступают как содержание образа. Предметность исходного, сенсорно–перцептивного, образа (ощущения и восприятия) связана с тем, что, как писал еще И.М. Сеченов, орган чувств (например, глаз) ощущает не сам себя (не изменения в сетчатке глаза), а внешнюю причину ощущений.
По замечанию К. Маркса, «световое воздействие вещи на зрительной нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза». В работе Б. Г. Ананьева мысль о предметности образа выражена так: «Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно–зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа».
С.Л. Рубинштейн же пишет: «Образ вообще, безотносительно к предмету, отображением которого он является, не существует». По его мнению, под образом в собственном смысле надо разуметь отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания.
Образ не представляет собой некоторого моментального снимка предмета. Его формирование — это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения непрестанно происходит реконструкция образа в направлении повышения уровня его адекватности предмету (и в зависимости от целей деятельности, которые человек ставит перед собой). Этот процесс не является монотонным; в ходе его развития неизбежно возникают противоречия: например, между ощущениями разных модальностей, уровнями дифференциации и интеграции сенсорных данных, чувственными и рациональными осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами познания, перцептивными и мнемическими образами, а также образами и воображением, образами и понятиями и т.д. В развертывании динамики образа возможны «зацикливания», отступления и искажения.
Решающая роль в преодолении противоречий, возникающих в процессе отражения, принадлежит деятельности субъекта.
Являясь отражением предметов (и явлений) объективной, т.е. существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту. Но что такое субъект?
В идеалистически ориентированных направлениях психологии субъект трактуется как некоторый внутренний наблюдатель, бестелесное нематериальное начало, существующее вне всеобщих взаимосвязей явлений материального мира; при этом утверждается, что субъективное может быть познано только путем интроспекции, интуиции и веры.
Марксистская психология исходит из принципиально иной трактовки: субъект — это не бестелесное, нематериальное начало, а живой, телесный индивид, включенный во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира, подчиняющийся объективным законам бытия. Человек рассматривается как субъект жизнедеятельности: прежде всего труда, познания и общения. Именно в жизнедеятельности он формируется как субъект. При таком подходе субъективный характер психического отражения раскрывается через анализ жизнедеятельности.
Поскольку психическое отражение формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, «обслуживая» его как целостность, оно не может не быть субъективным. Эта субъективность по–разному проявляется в различных связях человека с миром и на разных уровнях психического отражения. Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально–неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает.
Субъективность образа включает момент пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек, в той или иной мере ассимилируя этот опыт, что особенно отчетливо выражается в случаях, когда речь идет об образах, связанных с жизненно значимой для человека деятельностью. Поэтому для изучения образа методы кратковременных проб (тестов) недостаточны. Они должны дополняться данными, которые позволяли бы судить о том, как в изучаемом образе проявляется опыт человека, сложившаяся у него система установок, субъективных отношений, мотивов и целей.
Именно поэтому в данной книге большое внимание уделяется самоотчетам летчиков. Они дают возможность раскрыть влияние профессионального опыта на формирование тех образов, которые включены в летную деятельность, выполняя функцию ее психической регуляции.
studfiles.net
Психический образ | Психологическая энциклопедия 1vc0
Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психический образ могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Они несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
Психический образ возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а в результате активного их построения, в котором существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ обеспечивает систему движений.
На этом рисунки при рассмотрении вертикального ряд изображений фигура в центре интерпретируется как число 13. При рассмотрении горизонтального ряда — как буква В. Одна и га же фигура воспринимается по-разному в зависимости от того, в какой системе понятий она осмысливается.
Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности; они многомерны — функционируют в контексте данной деятельности (рис.).
В психических образах актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.
Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность действовать с ними, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость — он сам по себе может служить источником разнообразной информации.
Отражение мира в образах опосредовано у человека его общественно-трудовой сущностью. Мир человека — очеловеченный мир. Образы мира категориальны, они охватываются понятиями. Действительность и осознается человеком постольку, поскольку охватывается системой доступных ему понятий. (Как говорил древнегреческий философ Протагор, «человек — мера вещей».)
Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Психические образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному относятся к ней.
Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько целика, что мы даже «видим» несуществующие грани треугольников.
То, что мы воспринимаем, зависит не только от того, что находится перед нами, но и от нашей психической активности и психической организации. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. С другой стороны, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, но которые должны быть у него в данной ситуации (рис.).
В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности — информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.
Итак, психика, психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями. Идеальность психического образа есть не что иное, как представленность в нем общественно-исторического опыта, теоретически обобщенного в системе понятий.
wiki.1vc0.ru
1.1 Категория образа в психологии. Понятие образа мира у детей в старшем дошкольном возрасте
Похожие главы из других работ:
«Образ–Я» и его развитие средствами диалога
Глава 1. КАТЕГОРИЯ «ОБРАЗА — Я» В ПСИХОЛОГИИ
…
Анализ причин возникновения детской и подростковой агрессии
Глава 1. Агрессия как категория социальной психологии
…
Влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего
1.1 Категория образа в психологической науке
Образ как и многие другие категории психологической науки первоначально были осмыслены и разработаны в философии. Начиная с античных времен, велось изучение данного вопроса в соответствии с проблемой идеального…
Влияние родительского отношения на уровень тревожности у часто болеющего ребенка дошкольного возраста
1.1 Категория отношений и ее рассмотрения в психологии
Термин «отношение» охватывает бесчисленное множество самых различных признаков и свойств объектов в их взаимозависимости друг от друга, в их взаиморасположенности и взаимосвязи…
Интуиция и привычки
2.1 Категория привычки в психологии
Человеческая жизнь проявляется в поведении и деятельности. Сложное взаимное переплетение этих форм активности часто приводит к тому, что их трудно бывает вычленить и разграничить. Тем не менее, существенные их различия очень важны. [7…
Образ учителя профессионала в сознании старшеклассников
1. Категория «образ» в современной психологии
…
Особенности образа вертикального конфликта руководителей
2.1 Понятие образа в психологии
А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский одной из главных проблем в психологии выделяют проблему образа. Ее разработка имеет исключительное значение для развития как общей теории психологии…
Особенности отношения к собственному телу женщин, страдающих алиментарным ожирением
1.1 Категория «отношение» в психологии личности
К категории «отношение» обращались многие исследователи личности (Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Е.Б. Старовойтенко, А. Лэнгле, Г. Оллпорт, Ж. Пиаже и др.)…
Особенности формирования представлений о здоровье у детей младшего школьного возраста
1. Проблема здорового образа жизни в психологии
…
Психические особенности принятия образа тела у склонных к полноте людей
1.1 Понятие образа в психологии
Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, например…
Психология и педагогика
1. Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие
Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа…
Развитие познавательного интереса истории учащихся основной школы
Глава 1. Познавательный интерес как научная категория педагогики и психологии
…
Структурно-уровневая организация деятельности
1. Категория деятельности в психологии
Категория деятельности в отечественной психологии является центральной. Содержание именно этой категории помогает понять тайну психики, в том числе и души человека…
Условия протекания кризиса профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.1 Возраст как категория психологии развития
Традиционно в психологии развития возраст задается в трех аспектах. Первый — возраст как социокультурное образование. Возраст представляет собой систему социокультурных требований…
Экспериментальное исследование образа жизни рабочих как специфической социальной группы
1.2 Категория образа жизни
Многосторонняя связь культуры и образа жизни, сыгравшая значительную роль в фило — и онтогенезе общественного развития. Структурный и функциональный анализ конкретно — исторических форм образа жизни позволяет раскрыть сущность…
psy.bobrodobro.ru
Виды образных явлений, изучаемые в психологии. Функции образа » Психология | Самопознание, Саморазвитие | Эзотерика
Образ, прежде всего перцептивный, восприятие. Но образ имеет не один вариант. Скажем, в английском. Есть два разных слова, которые по-русски переводятся одинаково. Первое – индивидуально-конкретный образ. По латыни перцепт. Обладает качествами сенсорный, константный, предметный, индивидуальный. Второе – обобщенный образ, с английского имидж. В слове воображение обобщенный образ. Иногда называют «образ тип», «конкретный представитель класса объектов», «визуальное понятие».
Смотрим классификацию телосложений по Кречмеру и видим там фотографию. На ней человек, т.е. индивидуально-конкретный образ, но нам его представляют как представителя определенного класса, данного типа телосложения. Это есть обобщенный образ. Образ может оставаться конкретным, но являться при этом обобщенным.
Функция индивидуально-конкретного образа — изображение объекта. Функция обобщенного образа – символ, способ представления или понимания реальности, зависящий от практического действия в этой реальности. Символ это способ представления или понимания реальности, зависящий от практического действия субъекта.
Скажем, когнитивная карта по Толмену – это конечно и изображение местности, но на самом деле это и нечто более важное, это способ представить реальность, в которой я действую. Здесь образное представление выступает и в символической функции. Обычно функцию символа поясняют ещё и так – это возможное средство решения познавательной творческой задачи.
Ученые часто открывают что-то новое в форме образа. Хрестоматийный пример Кекуле. Он размышляет над тем, как должны быть организованы атомы углерода. Спокойная обстановка, человек задремал. Наблюдается перцептивная активность – перед мысленным взором, в полудреме остаются изображение огня на сетчатках глаз. Это не просто линии, а образы приобретают предметность. Это как бы танцующие змейки. Змейки пытаются укусить себя за хвост. Дрёма уходит он зарисовывает кольцевую структуру. С одной стороны галлюцинаторное изображение животного, а с другой наглядный принцип решения творческой задачи. Визуальное понятие и символ решения.
Теперь можно различить также образы прошлого и будущего. По вертикали мы либо наблюдали объект, либо брали сам момент решения творческой задачи. По прошествии времени это стало материалом для воображения. Восприятие или сенсорно-перцептивные процессы – это 1 и 2 квадрат. 3 и 4 квадраты – это обобщенные образы, значит это мыслительные образы. С другой стороны 1 и 3 квадраты – это память,
образы прошлого. А 2 и 4 – образы будущего или воображение. Есть сложный случай, когда вообще-то воображение – это имидж. В случае сцепление восприятия и воображения говорят об оперировании образами, тоже говорят о воображении.
1) Индивидуально-конкретные образы прошлого. Здесь объединились восприятие и память. Этот квадрат – перцептивная память, память-восприятие. Здесь также память-ощущение, сенсорная память, послеобразы. Непосредственные отпечатки на сетчатке – иконическая память (продолжается доли секунды). А слуховой образ – эхоическая память (продолжается 2-4 секунды).
Собственно перцептивные образы. Такие называются эйдетическими. Эти образы являются непосредственными отпечатками конкретных ситуаций, которые в отличие от послеобраза не зависит от движений глаз и расстояния до объекта. Послеобраз с книги может сместиться на другой объект и будет зависеть от расстояния до нового объекта. Эйдетический образ не зависит от движений глаз, его можно обследовать, перцептивно наблюдать, стабилен по размеру. Эти образы обычно наблюдаются у детей. Феноменов эйдетических образов становится всё меньше. Собственно образным восприятиям приходят на смену когнитивные схемы.
Эйдетический образ – есть непосредственный отпечаток ситуации, который в отличие от послеобраза не зависит от движений глаз и расстояния до объекта. Эйдетические образы могут наблюдаться перед сном (гипнагогические образы), после пробуждения. Если человек в сенсорной депривации , то очередно формируется образная активность. Эта активность начинается в первом квадрате (будет сетчаточный шум в виде точек и пятен, а затем фигуры, сложные конфигурации, обретающие предметность). Потом человек теряет представление о том, где он. И самое неприятное – может потерять чувство себя.
2) Индивидуально-конкретные образы будущего. Восприятие соединилось с воображением. Перцептивное воображение. Это есть мысленное оперирование наглядными образами. Это иногда называют также воссоздающим воображением. Это суть представление объекта или ситуации по их схеме, чертежу, образцу. Представить объект – это не только сформировать его перцепт, но и имидж.
Здесь в разных областях психологии разные названия – перцептивное воображение, конструктивные способности (чертежника, дизайнера). В психологии мышления — воссоздающее воображение.
Явлений перцептивного воображения немало. Есть такая метафора – наглядно оперировать образами значит мысленно вращать их, преобразовывать. В середине 70-х г. исследователь Шепард провёл эксперимент с мысленным вращением, опыт с мысленным поворотом образа.
В любой гипотезе существует связь между независимой переменной (та, которую меняет экспериментатор) и зависимой переменной (связанная с испытуемым).
Эксперимент Шепарда вызвал очерендной интерес к образам, образная революция.
3) Обобщенные образы прошлого. Встретились мышление и память. Смысловая или семантическая память . Перманентная, долговременная. Пометим только главное: меняются единицы ( были перцепты, а стали имиджи (когнитивные схемы, карты, визуальные понятия, образы-символы, т.е. принципы решения)).
4) Обобщенные образы будущего. Мышление и воображение. Могли бы назвать смысловым воображением, но есть более точное слово. В этой ситуации не хватает уже наличных средств для решения задачи. Смысловая память есть, а средств для решения будущих задач пока нет. Значит, материал смысловой памяти надо преобразовывать, видоизменять (менять схемы, карты, переходить от одних к другим понятиям, иначе категоризовать).
Это творческое воображение. Несколько определений. Первое – это процесс построения обобщенных образов как возможных средств (принципов) решения проблем (творческих задач). Тех проблем, которые до этого не были решены, а иногда вообще не могут иметь решения.
Если мы хотим представить творческое воображение, получается что надо представить задачу, которую пока неизвестно как решать. Тут можно вспомнить субъекта визуального типа мысли – Кулибина. 80% его чертежей – это чертежи вечного двигателя. Т.е. это было типовым материалом для процесса творческого воображения, построение обобщенных образов нерешаемой принципиально задачи. И рядом пример Да Винчи. Всю жизнь Да-Винчи решал какую-то проблему. Скажем, семейную проблему, проблему двух матерей. Почему Фрейд так говорил о художнике? А потому что до старости Да Винчи изображал женские улыбки и маленькие детские головки. Для Фрейда это было признаком того, что проблема осталась нерешенной. Да Винчи строил образы-символы нерешенной им личностной проблемы.
Второе – это процесс построения символов, как способов представления реальности. Что даёт символ? Он даёт понимание реальности. Первые слова, хотя формально знаки, но это символы для ребенка. Первая когнитивная схема, которая возникнет у ребенка, будет символической, ещё не знаковой, она даст возможность понять реальность. Ребенок вынужден быть творцом мира для себя.
Функции образа: 1) изображение объекта и 2) символ как способ представления реальности (конкретной задачи). В промежутке: 3) знаковая (Арнхейм Р.). У образа как знака есть важная особенность. Сам образ, его чувственный материал, сама фигура безразличен к содержанию. Лингвисты бы сказали, что знак условен, выбор знака произволен, может быть любым. В первых символических схемах ребёнок не воспринимает слова как знаки. Звучание как-то связано для него с содержанием образа.
Знак связан одновременно и с изображением и с символом. История любой письменности – это сначала письмо было изобразительным (идеографическим), а лишь затем буква стала знаком. Для ребенка буква, слово всегда должно быть на что-то похожим, на то, что называется этим словом, т.е. понимание ребенка не знаковое, а изобразительное.
Знак как-то связан с смиволом. Они сходны в том, что позволяют заменить предмет, заменить действие с ним и т.д. Но если символ ясен непосредственно. Подобное понимание должно быть и у ребенка, пусть даже неверное. А знак нуждается в расшифровке. Должна пройти целая история, прежде чем человек поймет, что знак в принципе может быть любым. Обозначающее и обозначаемое в принципе не зависят друг от друга.
Всё становление детского мышления, которое называют наглядной, наглядно-образной, наглядно-интуитивной в целом можно представить как переход от символов к знакам.
Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 1-30)
Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 31-54)
Общая психология: Лекции по общей психологии. Конспект курса лекций (Оглавление)
neo-humanity.ru