Образ создаваемый на основе изучения компонентов структуры личности – —

Проблема описания структуры личности | Psylist.net

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют три таких компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни компоненты направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на второй план, личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни способности доминируют, другие – им подчиняются.

На характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде.

Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность), во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач. Поэтому можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни. В структуре личности важное значение имеют психологические процессы и состояния. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К.К. Платонов.

Личность – человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира.

Человек как целостность и как индивидуум, т.е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры. Он может рассматриваться либо как организм, либо как личность. Индивид – это конкретный человек как единица общества.

Индивидуальное – это особенное в индивиде. Ряд индивидуальных особенностей (в частности, множество черт личности) делает человека (личность) индивидуальностью.

Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воз

psylist.net

функциональные компоненты – тема научной статьи по психологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

=======================ПЕДАГОГИКА======================

УДК 378.1

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

© 2011 А.А.Ангеловский

Южно-Уральский государственный университет

Статья поступила в редакцию 17.01.2011

В данной статье представлен структурный анализ термина «личность профессионала». Дана характеристика компонентам профессионализма личности как субъективной составляющей профессии, проиллюстрирован каждый компонент и продемонстрирован механизм реализации данных компонентов на практики.

Ключевые слова: профессиональная пригодность, профессиональное мышление, самооценка профессиональной деятельности, профессиональная направленность.

Актуальность исследования проблемы профессионализма человека в любой сфере деятельности сегодня обусловлена не только ростом значимости субъективного фактора профессионализма - профессионального совершенства личности, ее инициативности, деловитости, творческого мышления, но и объективными особенностями развития профессиональных явлений в трансформирующемся обществе: изменениями в сфере экономики, совершенствованием профессиональной структуры общества, сменой профессиональных предпочтений и приоритетов.

В то же время проблемы профессионализма как социального явления недостаточно изучены в современной психолого-педагогической и социально-философской литературе. Несмотря на то, что термин «профессионализм» и «профессионал» сегодня являются общеупотребительными, а выражение «Будущее за профессионалами» стало ходовым в общественно-политической лексике, специальных работ, посвященных комплексному теоретическому, структурному, функциональному анализу этого явления практически нет. В немногочисленных работах рассматриваются лишь некоторые аспекты становления и развития профессионализма в конкретных видах трудовой деятельности.

Мы считаем, что именно личность как индивидуальный субъект профессионализма обладает системой представлений о своих профессиональных качествах. Профессионал должен осознавать свое отношение к труду, мотивы профессиональной деятельности, цели, свои профессиональные действия, внутренние условия дея-

тельности: уровень подготовленности, опыт, личностные качества, индивидные свойства, необходимые для успешного осуществления им деятельности, а также внешние обстоятельства деятельности: объект деятельности, орудия труда и различные приспособления.

На наш взгляд, структура личности профессионала в современном широком понимании этого термина будет включать в себя следующие компоненты: 1) Психологический компонент: психологические особенности личности, определяющие ее способность и готовность к профессиональной деятельности, природные способности, задатки. В психологический компонент также следует включить черты характера личности, обусловливающие ее профессиональные возможности, интересы и склонности, профессиональную пригодность. 2) Гносеологический (когнитивный, интеллектуальный) компонент: включает в себя знания, умения и навыки, как узкопрофессиональные, так и общемировоззренческие, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Центральным элементом профессиональной структуры личности становится профессиональное мышление, фундаментом которого является общая интеллектуальная подготовка личности. Особенность профессионального мышления состоит в том, что предметом рефлексии субъекта-профессионала становится не только окружающий мир в единстве и многообразии его предметных и социальных связей, но и собственная профессиональная деятельность. 3) Аксиологический (ценностный) компонент: в него включены нормы, идеалы и ценности, усвоение требований профессиональной морали, самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности. Самооценка профессионалом собственной профессио-

Ангеловский Алексей Анатольевич, кандидат педагогических наук, заместитель директора лингвистического центра E-mail: [email protected] ru

нальной деятельности представляет собой определение им своих возможностей выполнения реально осуществляемой или предстоящей деятельности. В аксиологический компонент входит также профессиональная нравственность личности, которая проявляется в выборе адекватных способов и средств выполнения деятельности в соответствии с нормами профессиональной и общей морали. 4) Эмоционально-волевой компонент: в него включен комплекс «переживания профессии», осознание личностью своего профессионального долга, чувство ответственности за результаты профессиональной деятельности, а также профессиональная направленность личности, включающая в себя представления о необходимых профессиональных качествах, мотивы и цели профессионального труда.

Рассмотрим подробнее наиболее значимые характеристики отмеченных выше компонентов. Существенным элементом психологической составляющей профессиональной структуры личности является профессиональная пригодность. В психологическом словаре термин «профессиональная пригодность» определяется как «совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений и навыков общественно приемлемой эффективности труда; в это понятие входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов»1.

Профессиональная пригодность человека во многом обусловлена его природными качествами и способностями. «Только люди, обладающие хорошим голосом, могут стать профессиональными певцами. Индивиды, не обладающие этим качеством, не могут заниматься этой профессией, но если все же они случайно «пробрались» в эту профессиональную организацию, то очень скоро им придется либо бросить это занятие, либо их увольняют. Только человек с чрезвычайной физической силой может заниматься профессиональной борьбой. Рассеянный человек не может стать кассиром или бухгалтером; кристально честный и искренний человек не может быть дипломатом; слабоумный - профессором университета; глухонемой - оратором, проповедником или политиком, человек, который не выносит вида крови - хорошим хирургом или солдатом; калека - профессиональным танцором и т.д.»2.

1 Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: 1996.

2 Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобиль-

ность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: 1992. - С. 420.

В то же время многие авторы подчеркивают, что профессиональная пригодность не является врожденным качеством, она формируется в ходе обучения и трудовой деятельности человека. Профессиональные способности человека имеют большое социальное значение. Они представляют собой своеобразное средство осуществления социальных задач в пределах той организации и предметно-технологической ситуации, в контекст которой включена личность. Профессиональные способности человека бессмысленны сами по себе как некий автономный психолого-физиологический элемент, они обязательно должны найти среду своего социального приложения.

Довольно долгое время в психологической литературе профессиональная пригодность человека определялась в основном его психологическими и физиологическими свойствами. Однако уже в 30-х годах некоторыми советскими психологами стал выделяться ряд профессий, пригодность к которым человека определялась не только специфическими особенностями его психики (память, внимание, моторика и т.д.), но и т.н. «тенденциями» (интересы, склонности)3.

Е.А.Климов в своих исследованиях выделяет следующие «основные обстоятельства (факторы)», от которых зависит выбор субъектом профессии: 1) Склонности субъекта. О склонностях судят по тому, чем охотнее всего занимается человек по собственной инициативе. 2) Осведомленность субъекта (что и как он знает о мире профессий, о профессиональных учебных заведениях, о потребностях общества в кадрах). 3) Уровень притязаний субъекта (на место среди людей, на общественное признание, вознаграждение его труда и т.д.). 4) Личные профессиональные планы субъекта (кем, с кем и где он собирается работать, где собирается обучаться и т.п.). 5) Планы родителей (или заменяющих их лиц) в отношении профессионального будущего субъекта. 6) Планы, так или иначе навязываемые субъекту его сверстниками, товарищами, т.е. микрогруппой. 7) Объективные потребности общества в притоке кадров в те или иные области труда. 8) Состояние здоровья субъекта.

Анализируя данные факторы, выделяемые Е.А.Климовым, можно отметить, что только первые три пункта непосредственно относятся к психологическим характеристикам личности. Четвертый пункт также примыкает к первым трем, однако является показателем не столько психологических особенностей личности, сколько ее мотивационного блока. Пятый и шестой факторы относятся к социально-психологическим особенностям среды субъекта, седьмой и

3 Болтунов А.П. Принципы и система профориентации в школе // Материалы школьной психотехнической лаборатории ЛПИ. - Л.: 1931. Вып.1. - С.141 - 142.

восьмой - к объективной ситуации общественного и личного развития.

Очевидно, что профессиональная пригодность как совокупность психологических особенностей человека является необходимым условием профессионализма. Высокое профессиональное мастерство, творческий подход к профессиональной деятельности и способность к широкому мировоззренческому анализу профессиональных проблем опираются на психологические и физиологические характеристики личности. Не подлежит сомнению и тот факт, что профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации; ее возникновению и упрочению способствует система материальной и моральной стимуляции. Посредством разнообразных стимулов общество, социальная среда активно участвует в становлении и развитии профессиональной пригодности, профессионализма в целом.

Становление профессиональной пригодности может иметь большое количество индивидуальных вариантов. Формирование профессиональной пригодности стимулирует творческую активность человека, которая реализуется в поисках и нахождении оптимальных способов самовыражения в профессии, т.е. совершенствование профессиональной пригодности, в свою очередь, способствует развитию профессионализма личности. Профессиональная пригодность накладывает отпечаток не только на психосоматические свойства человека, но и на стереотипы речи и мышления, на его установки и ценностные ориентации.

Еще в начале XX в. А.Ф.Лазурский писал: «Когда подходящая профессия найдена, то она очень скоро придает всему облику человека значительную определенность и законченность. Благодаря многократному повторению укрепляются и, так сказать, кристаллизуются в определенных профессиональных проявлениях те черты, которые наиболее характерны для данного индивидуума и которые заставили его остановиться именно на этой профессии, в то время как все остальное отходит на задний план, становится малозаметным... В тех случаях, когда преобладающая группа наклонностей выражена у человека не особенно отчетливо, удачно выбранная профессия может поддержать ее, укрепить и оформить, между тем как неудачный выбор зачастую окончательно лишает таких людей всякой определенной физиономии... Для характеристики человека важно не столько то, каким делом он занимается, сколько то, как он им за-нимается»4.

4 Лазурский А.Ф. Классификация личности. - СПб.:

Профессиональная пригодность во многом определяет специфику профессионального мышления личности. Профессиональное мышление человека есть высшая форма отражения «профессиональной реальности», т.е. целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание явлений, связей и отношений, складывающихся в процессе профессиональной деятельности субъекта. Функция профессионального мышления состоит не только в познании, но и в творческом созидании новых идей, а также в прогнозировании событий и действий в ходе осуществления субъектом профессиональной деятельности. Профессиональное мышление возникает и реализуется в процессе постановки и решения теоретических и практических профессиональных проблем.

Профессиональное мышление является центральным компонентом гносеологической составляющей профессиональной структуры личности. При этом оно само составляет элемент более широкой системы - образа мышления человека. Интересы дела накладывают отпечаток не только на профессиональные отношения, но и на все стороны жизни профессионала. В результате профессиональный тип мышления явственно проступает в целостном образе мышления, зачастую играя в нем решающую роль. Связь профессионального мышления с различными видами профессиональной деятельности очевидна: социальные формы профессиональной деятельности, воспринимаемые, выражаемые и организуемые мышлением, становятся его собственными формами.

Анализируя внутреннюю структуру профессионального мышления, А.А.Баталов выделяет три определяющих ее фактора: принципиальная схема трудовой деятельности, многообразие специальностей в системе разделения труда, совокупность основных функций мышления5. С его точки зрения, профессиональный тип мышления детерминирован сложной организацией мира профессий и эмпирически представлен множеством разновидностей. Их особенности вытекают из различия между профессиями по предмету, технологии, организационным формам и т.д., т.е. обусловлены специализацией труда как моментом профессионализации.

Проблема выделения различных типов профессионального мышления наиболее часто обсуждается в психологической литературе, где вполне четко прослеживаются две тенденции: с одной стороны, явственно проступает стремление увязать мышление с миром профессиональной

1921. - С.120 - 121.

5 Баталов А.А. Профессиональное мышление: философские проблемы: Автореф. дисс... докт.филос.н. - Свердловск: 1986. - С.5.

деятельности; с другой стороны, так же отчетливо дает о себе знать традиция рассматривать мышление с точки зрения психофизиологии и формальной логики.

Так, А.А.Зворыкин выделяет следующие основные сферы трудовой деятельности: промышленность, сельское хозяйство, просвещение, медицина, наука, художественное творчество, редакционная деятельность, торговля и служба быта, финансы, государственное и хозяйственное руководство, техника. Одновременно он различает соответствующие типы психического склада личности: эмоционально-рассудочный, эмоционально-интуитивный, мыслительно-рассудочный, мыслительно-интуитивный, рассудочно-интуитивный, рассудочно-мыслительный, интуитивно-эмоциональный, интуитивно-эмоциональный, интуитивно-мыслительный, эмоционально-рассудочный с заторможенными чувствами, мыслительно-эмоциональный с заторможенными чувствами, мыслительно-интуитивный внутренне сосредоточенный6.

По мнению автора, указанные типы психического склада соответствуют определенным формам профессиональной деятельности, т.е. могут считаться типами профессионального мышления. Например, мыслительно-рассудочный тип оптимален для руководящей работы; интуитивно-эмоциональный - для науки, юриспруденции, журналистики; эмоционально-рассудочный -для промышленности и сельского хозяйства и т.д. Данная классификация типов профессионального мышления является весьма характерной, однако в этом случае профессиональное мышление трактуется узко, без учета его социальной обусловленности.

Существуют также типологии профессионального мышления по социальному основанию, в частности, по характеру профессиональной деятельности. К ним можно отнести уже приводимую выше классификацию профессий по Климову, где наряду с выделением различных типов профессиональной деятельности подчеркиваются специфические черты соответствующих типов профессионального мышления. В исследовательской литературе можно встретить различение образного, практически-оперативного и теоретического типов мышления7. Авторами выделяются художественное, техническое, педагогическое, научное, военное и др. типы профессионального мышления. Подобные теоретические поиски следует признать оправданными и

6 Зворыкин А.А. Личность как единство генотипических, психолого-физиологических, социальных сторон человека и среды и методы ее изучения // Проблемы личности: Матер. симпозиума. - Т.2. - М.: 1979. - С. 7 - 17.

7 Человек и профессия / Под ред. Е.А.Климова и

С.Н.Левиевой. - Л.: 1975. Вып.1.

перспективными, однако необходимо отметить, что любая типология профессионального мышления непосредственно связана с классификацией профессий в целом.

На наш взгляд, можно вполне согласиться с А.А.Баталовым в том, что при создании подобных классификаций принцип типообразования более важен, чем полнота систематики. При философском анализе профессионального мышления следует учитывать его социально-историческую обусловленность. При этом профессиональное мышление необходимо понимать не только как комбинацию психических свойств индивида, определяемых особенностями устройства и работы высших отделов нервной системы, но и, главным образом, как результат специализированного развития мышления социальных групп в ходе исторического становления той или иной профессии. Суть профессионального мышления состоит в том, что специфический материал, цель, технология, особые отношения, характерные для данных профессионалов, будучи переведенными в формы духовной деятельности, становятся конкретно-всеобщими схемами мышления.

По мнению В.Г.Зазыкина и А.П.Чернышева, профессиональное мышление носит практический характер и обладает следующими особенностями: 1) Профессиональное мышление отличает действенный, преобразующий характер. Опытный профессионал мыслит объект, с которым он работает как движущуюся и развивающуюся систему. 2) Профессиональное мышление отличается сущностной направленностью на объект. Оно способно глубоко видеть проблемы, выбирать наиболее оптимальный момент для их решения, оценивать соответствие имеющихся средств поставленным задачам. 3) Профессиональное мышление работающего специалиста индивидуализировано, существенная часть мыслительного процесса и его механизмов и детерминант не осознается, т.к. обеспечивается стереотипами, сформировавшимися в ходе профессиональной деятельности. В то же время мышление способно выйти за пределы стереотипов и решать проблемы в нестандартных ситуациях8. 4) Профессиональное мышление в структуре личности профессионала тесно связано с оценочной деятельностью. Профессионализм личности подразумевает не только идеальное определение объекта профессиональной деятельности, но и выбор оптимального способа профессионального самоутверждения самого субъекта. Поэтому ценностные ориентации являются существенными компонентами профессионального сознания личности.

8 Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические портреты профессии. - М.: 1992. - С.17.

По нашему мнению, в профессиональном сознании личности можно выделить три класса ценностных представлений: когнитивный, эмоциональный и смысловой. Каждый из этих классов отражает различные по генезису, структуре и значению уровни профессионального сознания: 1) К когнитивному уровню относятся такие ценностные представления, которые представлены в сознании в форме знаний, социальных стереотипов, норм; эти ориентации еще не имеют личностной значимости и прямо не влияют на поведение профессионала. 2) Ценностные представления второго класса представляют собой эмоциональные переживания профессионала в связи с реализацией его профессиональных целей, потребностей, мотивов. 3) К смысловому уровню относятся ценностные представления, отражающие различные смысловые отношения профессионала: к самой профессии, работе; к предмету своего профессионального труда; к различным формам организации труда; к материальным благам; к другим людям; к образованию; к образу жизни. Ценностные ориентации этого уровня являются внеситуативными, соотносятся со всей жизнедеятельностью человека и включают в себя систему доминирующих мотивов и ценностей.

Аксиологический компонент в структуре профессионального сознания личности представлен также нравственной составляющей: нормы профессиональной морали, профессиональные нравственные ценности играют важную роль в профессиональном становлении личности, в развитии профессионализма. Важнейшим аксиологическим элементом профессионального сознания личности является самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности. По мнению Л.Н.Корнеевой, саморегулирование профессиональной деятельности представляет процесс активного, целенаправленного, произвольного воздействия профессионала на выполняемую им деятельность, включающий «постановку профессиональных целей, составление и коррекцию программ действий, соответствующих этим целям, условиям деятельности и собственным возможностям, оценку результатов деятель-ности»9. Автор выделяет следующие виды самооценки профессиональной деятельности: 1) прогностическая самооценка, формирующаяся до начала осуществления человеком деятельности; 2) корригирующая самооценка, формирующаяся и изменяющаяся в ходе деятельности; 3) ретроспективная самооценка - даваемая человеком оценка результатов деятельности после ее окончания.

9 Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. -Л.: 1989. Вып.4. - С.91.

Добавим к этому, что самооценка профессиональной деятельности представляет собой определение человеком своих возможностей выполнения реально осуществляемой или предстоящей деятельности. При этом адекватность самооценки является необходимым условием профессионализма личности. Адекватная самооценка профессионала определяет степень расхождения между уровнем его притязаний и реальным уровнем осуществления профессиональной деятельности, точность постановки целей, адекватную эмоциональную реакцию на различный результат деятельности.

Завышенная самооценка способствует постановке целей, не соответствующих возможностям человека. В данном случае субъект профессиональной деятельности ориентирован на успех, пренебрегает необходимой информацией, не прилагает больших усилий для достижения поставленных целей, не включает в работу творческий элемент. Заниженная самооценка не менее вредна для успешной профессиональной деятельности. Она приводит к пассивности, боязни ответственности, к склонности ставить более легкие задачи, к ожиданию неуспеха и, в конечном счете, к профессиональной деградации личности.

Неадекватная самооценка, как завышенная, так и заниженная свидетельствует о недостаточно высоком профессионализме личности и не позволяет человеку полностью реализовать свои возможности в профессиональной деятельности, стать подлинным профессионалом. Для успешного профессионального самоопределения личности исключительно важна личностная активность субъекта, осознание своего настоящего положения, оценка субъективных и объективных возможностей и профессиональных притязаний. Преломляясь через психологические свойства личности, ее профессиональное сознание и предшествующий опыт, внешние воздействия социально-профессиональной среды побуждают человека к активной профессиональной деятельности. Совокупность побудительных сил, профессиональные потребности, интересы личности, а также установки и тенденции ее профессионального развития составляют профессиональную направленность личности.

В современной исследовательской литературе направленность рассматривается как одна из подсистем личности: черта личности, входящие в эту подсистему, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Понимаемая широко, направленность личности формируется путем воспитания и включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения10.

10 Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.:

На основе общей направленности личности формируется профессиональная направленность. Ее характеризуют профессиональные интересы, склонности, стремления и их мотивация. Профессиональная направленность личности может быть также определена как особое избирательное отношение человека в области профессиональной деятельности, как отношение к профессии, составной частью которого следует считать отношение к труду в целом. Необходимо отметить, что восприятие человеком собственной профессиональной деятельности и его отношение к труду выступали в качестве одного из важнейших критериев профессионализма в ходе исторического развития профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность личности формируется в ходе профессионализации. Она включает в себя систему ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности. Эти мотивы представляют собой выражение единства внешних влияний (идеологии, образа жизни, системы воспитания и обучения) и внутренних условий (интересы, потребности, стремления, идеалы, убеждения)11. Основой профессиональной направленности личности можно считать способность к самоактуализации, т.е. творческую направленность субъекта профессиональной деятельности, настойчивое стремление к повышению мастерства, поиск собственной индивидуальности12. В структуре профессиональной направленности можно выделить следующие компоненты: частное проявление общей жизненной позиции личности, ее ценностной ориентации; наличие профессиональных планов, в которые входят цели и средства их достижения; степень активности личности при реализации этих планов.

Высокий уровень развития и зрелости профессионального сознания предполагает не только наличие в структуре личности профессиональной направленности, но и степень осознанности этой направленности. Данный показатель характеризует степень осмысления человеком своих ведущих профессиональных побуждений. Осознание собственных мотивов, системы своих жизненных профессиональных задач открывает для личности оптимальные возможности саморегулирования, самовоспитания и профессионального совершенствования. В качестве критериев профессиональной направленности личности можно выделить следующие: 1) удовлетворенность избранной профессией и своей профессио-

1986. - С.20 - 25.

11 Парамзин В. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. - Новосибирск: 1984. - С.31 - 33.

12 Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. - Алма-Ата:

1990. - С.21.

нальной деятельностью; 2) представление о необходимых и профессионально важных качествах и самооценка их наличия; 3) профессиональное самовоспитание.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что профессиональная направленность личности является важным регулятивным и эмоционально-волевым компонентом структуры личности профессионала. Наличие в структуре личности профессионала указанных выше компонентов, а также степень их осознания является основным критерием зрелости профессионального самосознания личности. Профессиональное самосознание также включает в себя следующие элементы: 1) понимание личностью требований, предъявляемых со стороны профессии к человеку; 2) осознание профессиональных отношений в группе, т.е. отношений к своим коллегам по профессиональной деятельности; 3) осознание своих профессиональных функций и обязанностей по отношению к обществу в целом; 4) соотнесение своих индивидуальных особенностей с конкретными профессиональными требованиями.

Одним из важнейших понятий, отражающих современные научные представления о высоком уровне развития профессионализма личности, является понятие «профессиональная компетентность». Анализ исследовательской литературы показывает, что «в научной литературе в понятие компетентности включается помимо общей совокупности знаний еще и знание возможных последствий, конкретного способа воздействия, уровень умения и опыт практического использования знаний»13. Основным, общим, что характеризует точку зрения различных авторов, является то, что знания специалиста выступают только потенциалом, научно-практическим багажом, которым он располагает. Актуализировать этот потенциал могут лишь дополнительные факторы, следовательно, компетентность - это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими при использовании своих функций.

Наиболее полно понятие компетентности в профессиональной сфере рассмотрено А.К.Марковой. Автор различает разные виды профессиональной компетентности: 1) специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; 2) социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессио-

13 Психологические вопросы трудового воспитания / Под ред. В.И.Войтко, В.А.Моляко. - Киев: 1979. -С.78.

нального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда; 3) личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; 4) индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд14.

Отметим при этом, что названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом и не уметь общаться или осуществлять планирование перспективной профессиональной деятельности. В последнее время уместно говорить о т.н. «экстремальной» профессиональной компетентности, когда специалист готов выполнять свои профессиональные функции несмотря на интенсивно меняющиеся окружающие условия. Наличие и гармоничное сочетание в лично-

сти всех указанные выше видов компетентности означает зрелость человека в профессиональной деятельности, высокий уровень ее профессионализма. Профессионал - это человек, который компетентен в самых различных сферах, прямо или опосредованно связанных с его профессиональной деятельностью.

Основной функцией личности профессионала является регулирование профессиональной деятельности. Развитое профессиональное самосознание выступает как фактор, регулирующий осуществление субъектом текущей деятельности и прогнозирование будущей, а также как одно из важнейших условий профессионального развития личности в целом. Выступая необходимым условием профессионализма личности, профессиональное самосознание формируется и дифференцируется в ходе профессионального развития личности. Большую роль в его развитии играют не только психологические, но и социальные, а также этические факторы.

14 Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: 1996. - С.32 - 34.

STRUCTURE OF PROFESSIONAL PERSONALITY: FUNCTIONAL COMPONENTS

© 2011 A.A.Angelovskiy South Ural State University

The article presents the structural analysis of the term «professional personality». It characterizes components of the personality as a subjective part of a profession. The article illustrates each component and shows the way of their practical use.

Keywords: competence, professional mind, self-esteem of professional activity, professional focus.

Aleksey Anatolievich Angelovskiy, Candidate of Pedagogy, Deputy Director of Linguistic Centre. E-mail: [email protected] ru

cyberleninka.ru

Электронная библиотека ВГУЭС. Электронная библиотека

Багана Жером
Analyse grammaticale du mot dans la phrase (Грамматический анализ слов в предложении) : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Сидоренко Т.В.
Essential English for Law (английский язык для юристов) : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Казаков Е.Ф.
Homo nudes : МонографияНаучное издание 2020
Багана Жером
Langue francaise: Techniques d`expression ecrite et orale : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Кравченко Л.В.
Photoshop шаг за шагом. Практикум : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Костромина Е.В.
Авиатранспортный маркетинг : УчебникУчебное издание 2020
Беляков В.В.
Автоматические системы транспортных средств : УчебникУчебное издание 2020
Беляков В.В.
Автоматические системы транспортных средств : УчебникУчебное издание 2020
Братан С.М.
Автоматическое управление процессами механической обработки : УчебникУчебное издание 2020
Стуканов В.А.
Автомобильные эксплуатационные материалы : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Тарасова Т.В.
Аддитивное производство : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Зиновьева О.П.
Административное судопроизводство : УчебникУчебное издание 2020
Махина С.Н.
Административное судопроизводство : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Миронов А.Н.
Административно-процессуальное право : Учебное пособиеУчебное издание 2020
Кисленко В.Н.
Адсорбция бактерий почвой и её эпидемиологическое значение : МонографияНаучное издание 2020

abc.vvsu.ru

Проблема структуры личности.

Стратегии изучения структуры личности.

1. Констиционно - антропометрическая (Кречмер, Шелдон).

В качестве объекта выступают врожденные предрасположенности к реагированию, часто отождечтвляемые с темпераментом, как ядром личности.

Прямые методики диагностики – выделение типичных способов реагирования человека в разных ситуациях + антропометрические измерения – характеристики телосложения или, например, особенности протекания нервных процессов = (корреляционный и факторный анализ) = вывод о причинной детерминации (например об обусловленности характера личности строением тела).

Организация личности сводится к выявдению типов характера, причем характеристики темперамента нередко отождествляются между собой (сейчас вместо типов характера говорят о параметрах, свойствах).

Материал для изучения: клинические наблюдения, анализ выходящих за пределы норм психических свойств личности.

2. Факторная стратегия.

Объект анализа черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности с помощью опросников выявляют поверхностные черты личности (корреляционный и факторный анализ) = обобщенные исходные черты, являющиеся причинами выступления на поверхности реакций человека. Элемент анализа – черта личности.

Кеттел, Айзенк, Гилфорд. Структура личности – набор черт. Диагностируя структуру личности с помощью таких процедур, получаем представление о модальных формах личности, т.е. о созвездии черт, характерной для той или иной популяции людей в определенной культуре.

Кеттел. Категории черт личности.

А) Поверхностные черты – исходные черты.

Поверхностные: совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве (неспособность сосредоточится + нерешительность + беспокойство = невротизм).

Исходные: основополагающие структуры, определяющие постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Это более глубокий уровень личности.

Б) Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой (это два подтипа исходных черт).

Конституциональные – развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума (наркомания – раздражительность).

Средовые – обусловлены влияниями социального и физического окружений (результат научения).

В) Способность, темперамент и динамические черты. Это модальности исходных черт. Способности – умения человека, темперамент – эмоциональные и стилистические качества поведения, динамические – мотивационные элементы поведения.

Г) Общие и уникальные черты.

Общая – присутствует в различной степени у всех представителей данной культуры (но организация общих черт в личности всегда уникальна).

Уникальная – у одного или нескольких.

Черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях.

Айзенк. Интроверсия-экстроверсия * нейротизм-стабилбность. Это суперчерты (типы). Эти суперчерты построены из составных черт. Черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые в свою очередь формируются из специфических реакций (улыбается и протягивает руку – если всякий раз, то это привычная реакция приветствовать другое лицо – общительность – экстраверсия).

Для факторных концепций характерна позиция двойной детерминации развития личности, признание изменения базовых врожденных предрасположенностей под влиянием научения, т.е. среды.

3. Блочная стратегия. структура личности собирается из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни блоков (их называют иногда уровнями или подструктурами). Блоки располагаются по вертикали: биологическое – социальное, т.е. в качестве критерия выделения подструктур личности.

Направленность (отношения л-ти к миру)

прошлый опыт (навыки, знания)

психические процессы

индивидные свойства (темперамент, особенности организма). Личность – вместилище блоков.

Джемс: физическая личность, социальная и духовная.

Физическая: физический мир личности – его организм, одежда, родные, имущество, продукты труда).

Социальная: это признание другими личности (роль общения), представления в известном свете человека, стереотипы и привычные действия.

Духовная: полное объединение состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей свойств, мыслящий субъект. Не выявляются генетические взаимосвязи, связи функционирования???

4. Мотивационно-динамическая стратегия.

Является преобладающей.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Вопросы: 1. Почему организм приходит в состояние активности – изучение проявлений потребностей, влечений, инстинктов; 2. На что направлена активность – проявление мотивов; 3. Каким образом осуществляется регуляция динамики поведения – проявление эмоций. Субъективных переживаний и установок личности.

Исторически мотивационно-динамическая стратегия возникла в психоанализе.

Фрейд. Оно, Я, Сверх-Я.

Оно: примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Оно функционирует целиком в бессознательном. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Механизмы избавления личности от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы (в первом случае автоматический ответ на сигнал – чихание, если рефлекторный акт не возможен, то первичные процессы представления – психический образ объекта, сновидения, галлюцинации, психозы).

Эго: компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго эволюционирует из Оно, заимствуя часть энергии для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Эго помогает обеспечить безопасность и сохранение организма( дифференциация событий психических и реальных (образ пищи в представлении и реальная пища), цель достигается при помощи определенных действий, дающих Оно возможность выражать свои инстинктивные проявления в соответствии с нормами и этикой социального мира, эта цель заставляет человека учится, думать, рассуждать, воспринимать и т.д.).

Эго подчиняется принципу реальности. Цель – сохранить целостность организма., путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда буден найдена возможность достичь разрядки подходящим образом. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго является исполнительным органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Сверх-Я: система ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации. Сверх-Я – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами.

Две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Эго-идеал – поощрительный аспект Сверх-Я. Установление для себя высоких стандартов и их достижение.

Движущая сила поведения – энергия возбуждения, производимого телесными потребностями.

К.Юнг. Личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессозн.

Эго – цент сферы сознания. Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые когда –то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно содержит в себе комплексы. Или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного.. Эти комплексы скомпонованы вокруг самых обычных тем (влияют на поведение индивида). Например комплекс власти – расходует психическую энергию на деятельность прямо или символически связанную с темой власти. Комплекс может быть осознан. Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.

Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации.

Архетипы: персона – наше публичное лицо, множество проигрываемых нами ролей. Она для других и скрывает истинную сущность.

Тень – темная, дурная и животная сторона личности. Но это и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция Эго направить в нужное русло энергию тени.

Анима и анимус.

Самость – сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию, целостность.

Развитие личности – обретение самости. Конечная цель – полная реализация Я, становление единого, неповторимого и целостного индивида. Конечное выражение индивидуализации – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог индивидуализации–самореализация.

Компоненты теории личности:

Адлер. Принципы теории:

А) чувство неполноценности и компенсация.

Чувство неполноценности берет свои истоки в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. Это нормальная компенсация – устремление человека к саморазвитию, росту, компетентности.

Гиперкомпенсация – комплекс превосходства (преувеличение своих возможностей).

Б) Стремление к превосходству – потребность возвысится от несовершенства к совершенству. Это стремление врождено, мы никогда от него не избавимся, это сама жизнь.

В) Стиль жизни – уникальный способ для индивида к адаптации к жизни, в плане поставленных целей.

Г) Социальный интерес – социальное чувство, чувство общности. Предпосылки его врождены. Но они должны проявится. Особый вклад делает мать (направление и поощрение). От развитости социального интереса зависит психическое здоровье.

Д)Творческое Я – источник активности человека, люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут.

Е) Порядок рождения – у каждого последующего нет идентичных условий развития с предыдущим.

Единственный ребенок – эгоцентризм.

Первый ребенок – одинок, консервативен, стремится к власти. Второй – старший конкурент, лучший темп развития, соперничество и честолюбие.

Последний ребенок – высокая мотивация превзойти остальных.

Ж) Фикционный финализм – поведение индивида подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Роджерс. Поведение вдохновляется и регулируется тенденцией к актуализации 9выявление лучших качеств своей личности, заложенной в ней от природы). Это единственный мотив. Все остальные ему подчинены.

studfiles.net

Компоненты теории личности. Теории личности

Компоненты теории личности

Как мы уже отмечали, основные функции теории сводятся к объяснению того, что уже известно, и предсказанию того, о чем пока не известно. Кроме объяснительной и предсказательной функций теории, есть еще и стержневые вопросы и проблемы, которые ставит сама теория. О чем в действительности рассуждает теория? Какие основные компоненты она в себе содержит, и как эти компоненты должны быть структурированы, чтобы стало возможным последовательное и логичное объяснение поведения человека? Вопросы, подобные этим, пытливые студенты задают, когда приступают к изучению психологии личности. При обсуждении значения теорий, представленных на страницах книги, уместно рассмотреть, какое развитие получали наиболее серьезные вопросы, которые вставали перед всеми теоретиками. Проще говоря, теория личности состоит из многих «минитеорий», каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах, рассматриваемых психологией. В этом разделе мы обсудим шесть вопросов, которые должна стремиться разрешить полная теория личности. Эти темы составляют концептуальную область теории личности — они раскрывают содержание теории и границы ее приложения.

1. Структура личности

Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики. В этом смысле они аналогичны таким понятиям, как атомы и клетки в естественных науках. Однако структурные концепции строго гипотетичны по своей природе. Их невозможно увидеть под микроскопом, как, скажем, нейроны мозга.

Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций — это концепция черт личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Здесь есть некоторое сходство с определениями, даваемыми непрофессионалами, когда они рассуждают о наиболее характерных поведенческих реакциях других людей. Распространенные примеры черт личности — импульсивность, честность, чувствительность и робость. Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк, трое ведущих авторитетов в области изучения черт личности, полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.

На другом уровне анализа структура личности может быть описана при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами. По сравнению с концепциями, имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими чертами, выраженными в разной степени, их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Например, Карл Густав Юнг придерживался мнения, что люди разделяются на две категории: интровертов и экстравертов. С этой точки зрения любая личность — непременно либо одно, либо другое.

Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Некоторые теоретики выдвигают в высшей степени сложные и тщательно разработанные построения, множество составных частей которых связаны друг с другом мириадами путей. Предложенное Фрейдом разделение личности на три уровня — ид, эго и суперэго является иллюстрацией необычайно сложного описания структуры и ее организации. Другие теоретики, наоборот, предлагают более просто организованные системы, с ограниченным набором составных частей и малым количеством связей между ними. Примером может служить концепция личностных конструктов, предложенная выдающимся теоретиком когнитивной психологии Джорджем Келли для объяснения относительно постоянных измерений структуры личности.

Итак, любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека. Проблема структуры и, что более важно, природа ее организации и влияние на функционирование индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности.

2. Мотивация

Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации, или, другими словами, процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека. Вот примерный тип вопросов, относящихся к этому второму компоненту теории личности: «Почему люди ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?», «Какие специфические мотивы заставляют человека действовать и направляют его поступки?»

Усилия, сопряженные с попытками понимания преходящих, текущих аспектов поведения, привели к множеству теоретических находок. В некоторых теориях высказывается предположение, что все личностные процессы — от сексуальной разрядки до чувства юмора — происходят от попыток индивидуума уменьшить напряжение. Так называемая редукционистская модель мотивации, первоначально описанная Фрейдом, предполагает, что физиологические (биогенные) потребности индивида создают напряжение, и это заставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных потребностей. Многие виды основных жизненных потребностей, такие как голод, жажда, потребность в сне, в половых отношениях, укладываются в объяснение мотивации человека с позиции редукции напряжения. В противоположность редукционистским, другие теории делают основной упор на стремление человека овладевать окружающей средой и на жажду получения нового опыта с целью наслаждения. Приверженцы этой точки зрения утверждают: по мере того как человек взрослеет, его поведение все чаще направляется на приобретение навыков и умений в основном для того, чтобы повысить компетентность или эффективно взаимодействовать с окружением, и все реже его поведение бывает направлено исключительно на уменьшение напряжения.

<Некоторые теоретики подчеркивают, что человек испытывает потребность в повышении напряжения, побуждающую его переживать новый опыт, связанный с риском и даже угрозой для жизни. Тем самым повышается его личностная реализация.>

Конечно, мы не должны ограничиваться ни редукционистской моделью мотивации человека, ни моделью мотивации компетентностью. Маслоу, выдающийся теоретик в области мотивации, полагал, что в какие — то моменты индивидуумом движет дефицит потребности и тогда он стремится уменьшить напряжение. В другое время его ведут за собой возрастающие потребности, и тогда он стремится усилить напряжение, пользуясь этим как средством реализовать свой личностный потенциал. Хотя подобный обобщенный взгляд и кажется правдоподобным, все же большинство теоретиков склоняются к использованию одной из этих двух моделей при объяснении мотивации поведения человека.

3. Развитие личности

Если рассматривать личность как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик, понимание того, как они развиваются, приобретает характер чего — то большего, чем праздное любопытство. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно, некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развития эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые — теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я — концепция индивидуума — и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении — под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально — экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие — физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т. д., — показывает, какой сложной является проблема развития человека.

Принадлежность к той или иной культуре приводит в конце концов посредством социализации к нормативным моделям в мышлении, эмоциях и поведении. Осознаем мы это или нет, культурная среда формирует у нас образ себя, форму отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, а также цели, к достижению которых мы стремимся. Точно так же принадлежность к определенному социально — экономическому классу оказывает влияние на ценности, установки и стиль жизни. В сущности, очень незначительное количество аспектов нашего развития может быть понято без учета групп, к которым мы принадлежим. Даже в таком плюралистическом обществе, как наше, принадлежность к социальному классу часто определяет наш индивидуальный статус, участие в социальной жизни, привилегии и возможности, которыми мы обладаем. Факторы, обусловленные принадлежностью к определенному социальному классу, оказывают значительное влияние на то, в каких наиболее типичных стрессовых или конфликтных ситуациях мы оказываемся, а также как мы справляемся с ними. Есть даже доказательства того, что вероятность заболевания некоторыми формами психических расстройств коррелирует с принадлежностью к тому или иному социальному классу. Исследования (Myers et al., 1984), проведенные среди 10 000 американцев в пяти общинах, показали: у тех, кто получил среднее образование, гораздо меньше проблем с психическим здоровьем, чем у не закончивших среднюю школу. Данные также говорят о том, что психические расстройства преобладают в группах бедных чернокожих американцев, живущих в городах (Gould et al., 1981).

Влияние семейного окружения также ощутимо сказывается на развитии индивидуума. Особое значение здесь имеет форма родительского поведения, убеждений и целей. Родители служат моделью для подражания и, посредством собственных поступков, оказывают влияние на детей, сохраняющееся на протяжении дальнейшей их жизни.

Генетические факторы — это тот род влияния на поведение, который передается от родителей к детям благодаря механизмам наследственности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в обусловливании развития личности. Так, исследование, проведенное на близнецах, предоставляет надежное доказательство того, что эмоциональная устойчивость, экстраверсия, альтруизм, застенчивость и робость устойчиво передаются по наследству (Rose et al., 1988; Rushton et al., 1986). К другим личностным особенностям, которые имеют, как минимум, умеренно выраженный генетический компонент, относят отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям, лидерство, воображение и чувство благополучия (Tellegen et al., 1988).

Оживленные дебаты по поводу относительной значимости генетических и средовых факторов (то есть противопоставление природы и воспитания) недавно дали толчок развитию новых теоретических представлений. Речь идет о понимании того, каким образом должны упомянутые факторы взаимодействовать, чтобы это привело в итоге к появлению определенных характеристик поведения. Теоретики, занимающие такую интеракционистскую позицию, считают, что любой индивид вырастает, испытывая на себе воздействие окружающей среды, и развивается под влиянием генетической одаренности. Иначе говоря, согласно этой точке зрения, наследственность налагает ограничения на диапазон развития тех или иных характеристик, но, тем не менее, в пределах этого диапазона дальнейшее развитие характеристик определяется факторами окружающей среды (Scarr, Carter — Saltzman, 1982; Scarr, McCartney, 1983).

Теории личности расходятся в том, какое значение в них придается вопросам развития и изменения в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное развитие, а также в признании относительной роли генетических и средовых факторов, влияющих на развитие личности. Тем не менее полная теория личности должна объяснять развитие структур и процессов, лежащих в основе поведения человека.

4. Психопатология

Еще одна проблема, с которой сталкивается всякая теория личности, заключается в необходимости объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нем. На самом деле, каждый персонолог уделяет внимание вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этиология — изучение и объяснение причин ненормального функционирования — является центральной темой этого компонента теории личности.

Необходимость объяснения причин патологического поведения привела к развитию различных подходов. Например, теоретики, придерживающиеся психодинамической ориентации, убеждены, что конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, могут приводить к патологическому поведению в зрелом возрасте. Сами эти конфликты возникают в результате одновременного существования противоречивых желаний в отношении секса и агрессии. Конфликты приводят к развитию болезненных симптомов. Далее, поскольку эти конфликты не осознаются и человек не понимает, что же послужило причиной появления симптомов, последние усиливаются, тем самым усугубляя страдания. Бихевиоральное направление, наоборот, само поведение рассматривает как проблему. Ученые, стоящие на подобных позициях, полагают: чтобы объяснить ненормальное поведение, нет необходимости в построении гипотез и тщательном исследовании глубинных, недоступных наблюдению механизмов. Вместо этого следует проанализировать, как произошло научение отклоняющемуся поведению в прошлом и благодаря каким обстоятельствам окружения индивидуума это поведение сохранилось в настоящем.

Некоторые теоретики предполагают, что поведение людей — как нормальное, так и ненормальное — несет на себе отпечаток семейного окружения, общества и культуры. Все мы являемся частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей; некоторые виды взаимоотношений с окружающими, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения. Приверженцы социокультурной модели психической патологии утверждают, что стрессы и конфликты, которые люди переживают в повседневном взаимодействии, могут вызывать и поддерживать патологические формы поведения.

Необходимость анализа причин психических расстройств привела за относительно короткую историю теории личности к появлению множества различных подходов. Те из них, что приведены в этой книге, рассматривают не только причины появления отклоняющегося от нормы поведения, но также предлагают принципы лечения. Важно признать, однако, что полная теория личности должна содержать обоснованный анализ причин того, почему некоторые люди ощущают жизнь такой напряженной и не могут выработать эффективные навыки решения проблем.

5. Психическое здоровье

Пытаясь учесть многообразие аспектов поведения человека, надежная теория личности должна предложить критерии оценки здоровой личности. Вопрос состоит в том, что именно входит в понятие здорового образа жизни. Поставленный теоретиками личности, он является важным компонентом их наиболее общих концептуальных моделей. Дуэйн Шульц задавался этим вопросом: «Многие психологи думают, что первостепенной задачей психологии должно быть изучение здоровой личности; какая другая дисциплина исследует обстоятельства жизни? Какая сущность обладает большим могуществом в изменении мира к лучшему или к худшему, чем личность? И что оказывает большее влияние на содержание нашей жизни, чем уровень психического здоровья, с которым мы подходим к нашим проблемам?» (Schultz, 1977, р. 5).

В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего складывается психологическое благополучие. Например, Фрейд полагал, что функционирование зрелой личности характеризуется способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. И, хотя этот критерий психического здоровья может на первый взгляд показаться слишком глобальным и неспецифичным, при более внимательном рассмотрении здесь напрашиваются важные выводы. Так, согласно Фрейду, способность работать предполагает способность ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, а также справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении. Сходным образом, акцент на удовлетворительные социальные отношения предполагает способность наслаждаться широким спектром эмоций без чувства угрозы, а также привносить созидательные элементы в удовлетворение сексуальных и агрессивных побуждений.

Психическое здоровье можно также определить в терминах теории социального научения. Например, Бандура уделяет особое внимание понятиям, отражающим нашу способность удовлетворять требованиям жизни (Bandura, 1982). В его понимании самоэффективность, или осознание собственной способности выбирать именно те виды поведения, которые необходимы для достижения цели, является важнейшей особенностью приспособления. Более того, Бандура утверждает, что люди, оценивающие сами себя как сильных личностей, ставят перед собой более трудные задачи, затрачивают больше усилий и в результате могут быть более успешными в достижении своих целей.

Некоторые персонологи уделяют большое внимание созданию психологического портрета здоровой личности и основных составляющих здорового образа жизни. Наиболее очевидная иллюстрация в этом случае — теория самоактуализации Маслоу, базирующаяся на иерархии потребностей. По Маслоу (Maslow, 1987), для нормального личностного роста требуется сдвиг относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потребности безопасности) к наиболее возвышенным или наиболее «человеческим» (в истине и красоте). Маслоу также изучал людей с реализованной потребностью в самоактуализации и сформулировал результаты своих наблюдений в терминах личностного профиля, куда вошли такие качества, как эффективное восприятие реальности, потребность в уединении и частной жизни, а также принятие себя и других.

Бесспорно, критерии оценки психического здоровья — центральный вопрос для любой исчерпывающе полной теории личности. Подавляющее большинство теорий, которые мы будем обсуждать, содержат обоснования и предложения относительно понятия психологической зрелости.

6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия

Поскольку теории личности дают определенную информацию для понимания причин психопатологии, отсюда естественным образом вытекает, что они также предлагают пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения. Шестой и последний вопрос имеет решающее значение для теоретических рассуждений о личности. Это вопрос о том, как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных личностных изменений.

Во многих теориях личности были достаточно подробно разработаны клинические, или консультативные, аспекты. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что мы наблюдаем почти столько же терапевтических направлений, сколько существует самих теорий. Различия между ними заключаются не только в методах лечения, но также и во взглядах их создателей на личность в целом. На одном полюсе находится психодинамическая теория, придающая первостепенное значение неосознанным конфликтам и опыту научения в детстве, рассматриваемым как доминирующие факторы в контроле поведения. Поэтому психодинамическая модель терапевтического воздействия фокусируется на том, чтобы оказывать людям помощь в выявлении вытесненных из сознания причин и источников конфликтов детского возраста, а также в понимании того, как эти конфликты влияют на их жизнь в зрелости. На другом полюсе лежит бихевиористская теория, придерживающаяся того взгляда, что поведение в значительной степени обусловлено жизненными событиями и окружающей средой. Теоретики, стоящие на этих позициях, предполагают, что люди с нарушенной адаптацией или в свое время не смогли научиться навыкам, необходимым для того, чтобы соответствовать требованиям повседневной жизни, или приобрели недостаточные или дефектные навыки, которые закрепились у них под воздействием некоторых форм подкрепления. Соответственно, бихевиоральный подход к лечению ставит задачу помочь людям обучиться новым формам поведения вместо старых, дефектных или избавить их от недостаточно адаптивных поведенческих реакций.

С помощью терапевтического воздействия у человека появляется возможность переоценить и изменить многие аспекты своей личности и поведения: представление о себе, стиль межличностных отношений, познавательные процессы, эмоциональные реакции, ценности, жизненные цели, способы структурирования времени — и это далеко не полный перечень. В свою очередь, тщательное изучение личностных особенностей помогает выбирать средства, с помощью которых могут быть модифицированы нежелательные формы поведения, так чтобы данный индивидуум мог перейти к более эффективным способам функционирования.

Существует множество различных теоретических подходов к пониманию личности. Несмотря на все их разнообразие, теории личности имеют общую концептуальную основу, каркас, состоящий из шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопатология, психическое здоровье и изменение личности вследствие терапевтического воздействия. Совокупность концепций, выдвигаемых теорией с целью объяснить каждый из этих блоков, говорит нам об основном содержании данной теории личности. Способы решения этих концептуальных вопросов дают возможность понять наиболее общие перспективы каждой теоретической позиции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

1.3. Личность и ее структура

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

1.3. Личность и ее структура

  В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г. Ковалёв, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков).
  Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К. Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:
  1) направленность личности;
  2) опыт;
  3) индивидуальные особенности психических процессов;
  4) биопсихические свойства.
  Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности).
  1. Подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.
  2. Подструктура личности, названная «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.
  3. Подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.
  4. Подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и патологию.
  Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.
  А.В. Петровский и В.А. Петровский понимали структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида.
  Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспектрассмотрения - интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту.
  Второй аспект - интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».
  Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения:её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них, его персонализации. Сущность этой идеальной представленности - в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно - потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субьекта или его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях - не статичный отпечаток. Речь идёт об активном процессе, о своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида. личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни , но персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет мистики, ни метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характеризуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.
  Психологическая структура личности очень сложна и многогранна. Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п.- составные компоненты духовной жизни личности. Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее “Я”, руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими [28, с.89-90].
  Психологическая структура личности включает следующие структурные компоненты:
  1) направленность личности: потребности, мотивы, убеждения, идеалы, интересы, привычки, мировоззрение, установки, темперамент, характер;
  2) индивидуально-типологические особенности: темперамент, характер;
  3) возможности личности: способности, знания, умения и навыки;
  4) психические процессы: познавательные, эмоционально-волевые;
  5) система саморегуляции [29, с.130].
  В структуре личности различают типичное и индивидуальное.
  Типичное - это наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально - волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей.
  Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.
  Говоря о строении личности, чаще всего имеют в виду ее широкое понимание, иногда настолько широкое, что психология личности практически совпадает по содержанию со всей психологией. Так, получившая широкое распространение «карта личности» включает способности, черты характера, темперамент, особенности всех психических процессов, социальную и профессиональную направленность и даже прошлый опыт и уровень культуры. Теоретическим обоснованием такой сверхширокой трактовки личности может служить так называемый личностный подход, получающий большое распространение в психологии. Согласно этому подходу нет, например, мышления вообще, а есть мышление конкретной личности, и мы ничего не сможем узнать, по существу, об этом процессе без знаний о самой мыслящей личности.
  Суть такого подхода хорошо сформулировал С.Л.Рубинштейн: «Вся психология человека... является психологией личности», поскольку, во- первых, любые индивидуальные особенности психических процессов определяются особенностями личности в целом; во-вторых, любая психическая функция развивается не по самостоятельным линиям, а в тесной зависимости от общего развития личности; в-третьих (и это главное), у человека психические процессы «не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач» [51, с.95-96].
  В психических процессах проявляются психические свойства личности, а сами психические процессы, в свою очередь, выполняя определенную роль в жизни личности, переходят в ее свойства. Поэтому они не должны изучаться в отрыве друг от друга. Изучение психологической стороны деятельности является изучением психологии личности в процессе деятельности [51, с.98].
  В контексте сказанного представляется справедливым выделение в личности двух основных составляющих - потребностно- мотивационной и познавательной сфер личности. В первую входят потребности, мотивы, интересы, эмоции, воля, задатки и способности, темпер

txtb.ru

Понятие о личности и ее структуре

Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее индивидуальность — своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути — это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Структуру личности рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек — природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное — то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное — это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры,
Первая — направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая — это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья — это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура — биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Психологическая структура личности очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п. — составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.

psyera.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о