Образная память в психологии это: Память образная . Что такое «Память образная «? Понятие и определение термина «Память образная » – Глоссарий

Память образная . Что такое «Память образная «? Понятие и определение термина «Память образная » – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Память образная – это вид памяти, который связан с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений. Кроме того, образная память способна воспроизвести свойства, отношения и связи между ними. К образной памяти относится музыкальная память, слуховая память, тактильная память и другие.

Образы памяти могут иметь разную степень сложности. Это могут быть образы единичных предметов и обобщенные представления, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание, а может быть образ группы предметов, где связей и отношений, соответственно, больше. Очень часто человек использует так называемую мнемоническую технику запоминания, которая неразрывна связана с

образной памятью. Лучше всего эта техника работает в рамках обучения какому-нибудь сложному предмету, ее же используют на начальных стадиях учебы, например, в начальных классах или в детском саду.

Суть этой техники заключается в том, что человек связывает какое-либо сложное для него понятие с определенным образом путем ассоциативного ряда, который возникает у него при осознании этого понятия. Мнемоническую технику можно применять в самых разных ситуациях, и, как показывает практика, она достаточно эффективна. Таким же образом человек может догадаться о значении какого-нибудь слова, которого он прежде не знал.

Например, у нас есть итальянское слово reabilitazione. Если человек, не знающий итальянского языка, попробует прочитать и несколько раз произнести его, получится «реабилитазионэ», или, если человек немного знаком с правилами сочетания некоторых букв в итальянском алфавите, – «реабилитацьонэ».

Сразу возникает ассоциация со словом в русском языке – «реабилитация», что в действительности совпадает со значением данного слова.

< Память мгновенная, или иконическая память

Память сенсорная >

Популярные термины

    Память образная

    6 упражнений для развития зрительной памяти

    Путаете малознакомых людей, потому что не помните их лиц? Не в силах удержать в голове, как пишется слово «паллиативный»? Никак не удается запечатлеть в памяти схему метро, и вы то и дело выбираете неправильный переход? Во всем повинна зрительная память. Как ее «прокачать»?

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Иногда испытываю беспричинную тревогу, появились проблемы со сном. Что со мной?»
    • «Бывший мстит за расставание, обжимаясь с другими девушками»
    • Мужчины или женщины: кто считает себя умнее, чем на самом деле, — ответ ученых
    • Тайная страсть: почему нас возбуждают секретные отношения — 3 причины
    • «Пожалей меня»: бонусы роли жертвы, от которых пора избавляться
    • «Аж трясет!»: 5 шагов, чтобы справиться с внутренней дрожью, — мнение психосоматолога
    • Что такое неглект: 3 признака эмоционального пренебрежения в браке — прочитайте примеры
    • «Я устала работать и хочу уйти на пенсию. Разве это нормально?»

    Сегодня читают

    • «Момент истины»: что значит утро после первого секса — интервью социолога
    • Ожидания мешают нам создать счастливые отношения: как это происходит — объясняет нейробиолог
    • Ради чего продолжать жить в кризисный период: для тех, кто потерял смысл жизни
    • «Муж уверен: он умнее всех, всегда прав. И не разрешает мне завести ребенка»
    • Психологи выяснили, почему мужчины и женщины изменяют

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72

    Подробнее

    спецпроекты

    📖 1. Что такое образная память?, Введение. Мнемоника. Литвак М. Е. Страница 2. Читать онлайн


    1. Что такое образная память?

    Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание, память Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая — человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

    Психология bookap

    Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. «Ну допустим, — скажут скептики, -хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти — абстрактной, словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти мнемотехника?»

    Ну что можно на это ответить? Древние говорили: «Мысль изреченная есть ложь.» Каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глубин…, твоей мысли доступно все…, такая резкость и ясность воображения… И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом -подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшать память — надо все время специально учиться и тренироваться: для того, чтобы учиться — нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией — большей частью ненужной — и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят уже бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него оставалось.

    Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что(события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир.

    Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

    2. Что дает нам образная память?

    Ни для кого не секрет, что любой разговор на бытовую тему может длиться бесконечно. Любой научный — уже через пятнадцать минут упирается в тупик усталого внимания. Поэтому первые ведутся где угодно, когда угодно, о чем угодно. Для вторых организуются специальные семинары, симпозиумы, съезды. Определенный круг слов и понятий объединяется вокруг определенной сферы профессиональной деятельности — относительно замкнутой части реального мира.

    Для того, чтобы подготовить детей к восприятию и занятиям, необходимо восстановить разрушенное школой детское целостное, яркое, образное восприятие мира. Его подменяют тусклыми, разжеванными до потери интереса, не прочувствованными кусками чужого опыта, громко именуемого «Педагогической программой подготовки к жизни». Личность подавляется, она в рабстве бесполезного хлама, заполняющего память. Способности глушатся, так и не раскрывшись. Хорошо, если у ребенка возникает интерес к какому-либо занятию: детское восприятие возвращается.

    Психология bookap

    Почему же так? Немного теории. Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое — образное полушарие, левое — словесное. Правое — это эмоции, левое — разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть — в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ — модель, в левом — соответствующие ему слова.

    Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные стихи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естественно.

    Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде — голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. В одном полушарии оно впечатывается. B другом — бесформенное пятно. Отсюда неконтролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.

    Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип «Повторение — мать учения». Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой.

    От здоровой психики зависит и хорошее здоровье.

    Психология bookap

    Не тратишь время на зубрежку — оно освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить — значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял — представил. Представил — уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и т.д.

    То есть образная память возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Это более стойкая форма памяти, разрушить которую почти невозможно, так как она исходит из интересов и профессиональных знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Все, что он будет делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениальности, будет делать ее методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью.

    Растет скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс учебы, освобождено от зубрежки время и улучшилось здоровье, растет емкость оперативной памяти. Если словесная — это 7+(-)2 бит/сек на один образ, то образная — 60+(-)5 бит/сек. Бит информации — это однозначный вопрос с ответом «да» или «нет». Если мозг словесной памятью задает пять-девять таких вопросов в секунду, то образной 55-65.

    Кроме того, запомним, что человек даже в окружении книг может творчески работать только с тем, что держит в голове. Образная память — это библиотечка минимум из 10-15 книг. Можно и больше. Это зависит от желания.

    Образный язык | Психология Вики

    в: Образный язык, Семантика

    Просмотреть источник

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


    Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
    Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете. Короче говоря, буквальный язык относится к изложению фактов без каких-либо преувеличений или изменений рассматриваемого предмета, в то время как образный язык излагает факты со сравнением с аналогичными событиями и некоторыми возможными преувеличениями; эти сравнения и преувеличения известны как фигуры речи.

    Содержание

    • 1 Буквенный язык
    • 2 Образный язык
    • 3 См. также
    • 4 Внешние ссылки

    Буквальный язык

    В традиционном анализе слова в буквальных выражениях обозначают то, что они означают в соответствии с общепринятым или словарным употреблением, в то время как слова в образных выражениях обозначают дополнительные слои значения. Когда человеческое ухо или глаз получает сообщение, разум должен интерпретировать данные, чтобы преобразовать их в смысл. Это включает в себя использование когнитивной структуры, состоящей из воспоминаний обо всех возможных значениях, которые могут быть доступны для применения к конкретным словам в их контексте. Этот набор воспоминаний будет выделять наиболее распространенные или буквальные значения, но также предлагать причины для приписывания разных значений, например, читатель понимает, что автор имел в виду что-то другое.

    Например, слова «Земля жаждет и голодна» смешивают употребления. Земля не живая, и поэтому ей не нужно пить или иметь эссенцию жизни, чтобы получить характеристики, необходимые для еды. Читатель может сразу понять, что буквальное толкование не подходит, и уверенно интерпретировать слова как означающие «земля сухая»: раздражитель, который вызовет чувство жажды в живом организме. А вот фразу «Когда я впервые увидел ее, у меня затрепетала душа» труднее интерпретировать. «Когда я впервые увидел ее, я начал паниковать», или что-то совсем другое. В то время как жажда земли может чувственно относиться только к ее сухости, душа может трепетать, чтобы представлять целый ряд чувств, в том числе взаимоисключающих. Только тот, кто знаком с чувствами говорящего, мог точно истолковать это утверждение. Другой способ выразить трудность заключается в том, что без контекста нескольким словам можно придать лишь предварительный набор значений, причем наиболее подходящее становится очевидным только тогда, когда становится доступным больше информации.

    Образный язык

    Классическая и традиционная лингвистика по некоторым подсчетам выявила более двухсот пятидесяти различных фигур речи. Совсем недавно некоторые сократили список до более удобных размеров; другие утверждали, что могут классифицировать весь образный язык либо как метафору, либо как метонимию.

    Более простое определение. Образный язык или речь содержат изображения. Писатель или оратор описывает что-то, используя необычные сравнения, для эффекта, интереса и для большей ясности. Результатом использования этой техники является создание интересных образов.

    Более жесткое определение — Образный язык не предназначен для буквального толкования. Апеллируя к воображению, образный язык дает новые способы смотреть на мир. Он всегда использует сравнение между различными вещами. Образный язык сравнивает две вещи, которые достаточно различны, так что их сходство, если указать, интересно, уникально и/или удивительно.

    Было принято характеризовать буквальное как антоним фигуративного, как будто они находятся в диалектической оппозиции. Но эта точка зрения не является устойчивой. Каждая семиотическая ниша в культуре придет к соглашению о обычное или фактическое значение общеупотребительных слов. Это не будет исправлено, но будет меняться со временем. Следовательно, например, первоначальное определение злого относилось к поведению, которое было аморальным или греховным, но в некоторых субкультурах это слово теперь имеет коннотации положительного одобрения. Таким образом, когда аудитория начнет расшифровывать входящее сообщение, буквальным значением всего будет значение, использующее общеупотребительное значение для каждого слова. Дословный перевод между двумя языками не передаст понимание оригинала. Полная система интерпретации требует применения сложного набора правил, чтобы поместить предварительные значения, присвоенные отдельным словам, в полный контекст, в котором вся доступная информация, лингвистическая и нелингвистическая, будет применяться для определения того, где будет находиться окончательный перевод. по спектру значений от буквального к переносному.

    Когнитивная лингвистика, в частности, может в конечном итоге объявить все различия между буквальным и образным языком несущественными. Жиль Фоконье и Марк Тернер говорят

    То, что называется буквальным значением, является правдоподобным значением по умолчанию только в минимально определенных контекстах. Неясно, играет ли понятие «буквальное значение» какую-либо привилегированную роль в конструировании смысла в режиме онлайн. (Fauconnier and Turner, p. 64)

    продемонстрировано на примере выше; это всего лишь значение, которое читатель, скорее всего, придаст слову или фразе, если он или она ничего не знает о контексте, в котором оно должно использоваться.

    Одним из примеров является популярное использование самого слова «буквально». Как и в «Меня буквально поймали со спущенными штанами», «буквально» обычно является примером гиперболы. Хотя использование «буквально» таким образом может показаться грубой ошибкой, оно имеет литературный прецедент, появляющийся в произведениях таких писателей, как сэр Вальтер Скотт, Диккенс, Шарлотта Бронте, Томас Харди и Генри Джеймс. Использование в настоящее время широко распространено. Другие, более интуитивные варианты, такие как «метафорически», могут показаться преуменьшающими, а не подчеркивающими смысл истории, и поэтому их избегают.

    См. также

    • Аналог
    • Коннотации
    • Фигуры речи
    • Языкознание
    • Метафора
    • Философия языка
    • Риторика
    • Семантика
    • Семиотика
    • Подобие
    • Символизм
    • троп
    • Вербальное значение

    Внешние ссылки

    • Руководство, объясняющее, что такое образный язык и как его использовать от
    • Слово, которое мы любим ненавидеть. Буквально. из журнала Slate Magazine
    • Введение в образный язык от Essay Forum
    • Фигуры речи от Silva Rhetoricae
    На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

    Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

    Зрительная рабочая память требует обработки обычного метафорического языка | Американский журнал психологии

    Skip Nav Destination

    Исследовательская статья| 01 апреля 2021 г.

    Элисон Уайтфорд-Дамералл

    Американский журнал психологии (2021) 134 (1): 13–29.

    https://doi.org/10.5406/amerjpsyc.134.1.0013

    • Иконка Цитировать Цитировать

    • Делиться
      • Facebook
      • Твиттер
      • LinkedIn
      • MailTo
    • Разрешения

    • Поиск по сайту

    Citation

    Элисон Уайтфорд-Дамералл; Зрительная рабочая память требует обработки обычного метафорического языка. The American Journal of Psychology 1 января 2021 г.; 134 (1): 13–29. doi: https://doi.org/10.5406/amerjpsyc.134.1.0013

    Скачать файл цитаты:

    • Zotero
    • Менеджер ссылок
    • EasyBib
    • Подставки для книг
    • Менделей
    • Бумаги
    • Конечная примечание
    • РефВоркс
    • БибТекс
    панель инструментов поиска

    Расширенный поиск

    Abstract

    Согласно теории концептуальных метафор (CMT; Lakoff & Johnson, 1980), концептуальные метафоры, такие как «Жизнь — это путешествие», используются для отображения характеристик абстрактных областей (например, жизнь ) на более доступные конкретные домены (например, путешествие ). Такие употребления, как «бесперспективная работа» и «они на правильном пути», являются проявлениями этой концептуальной метафоры. Когда и как эти сопоставления могут быть созданы, остается неясным. Гипотеза метафоры Боудла и Гентнера (2005) предполагает, что метафоры в форме «X есть Y» (например, «адвокат — это акула») претерпевают изменения в способе обработки по мере того, как эти метафоры переходят от новых концептуальных пар к знакомым. те. В текущем исследовании задается вопрос, доступны ли ассоциации между концептуально связанными понятиями, когда метафорический язык обрабатывается в рабочей памяти (РП), и если да, то ограничивается ли роль РП знакомством. Если обработка лингвистических приложений концептуальных метафор включает в себя активный доступ к конкретной исходной области, обработка метафорического языка, как и конкретного языка, на который он отображается, должна включать активацию конкретных репрезентаций и привлекать больше визуальных ресурсов WM, чем буквальный абстрактный язык. Эксперимент 1 не обнаружил различий в требованиях визуального WM к обработке буквального языка и общепринятых выражений концептуальных метафор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *