Общая характеристика воображения в психологии: его общая характеристика, функции, формы и приемы (техники) . Воображение. Виды воображения.

Содержание

его общая характеристика, функции, формы и приемы (техники) . Воображение. Виды воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

    Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;

  2. Регулирование эмоциональных состояний;

  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

48. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ. Шпаргалка по общей психологии

48. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда – специфически человеческой деятельности – из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Благодаря этому образы воображения создаются путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Общая характеристика

Общая характеристика Луна является пассивно-негативным психологическим типом.

Это единственный тип с подобным сочетанием двух основных характеристик. Направленность его внимания на пассивное начало показывает, что этот тип воспринимает внешний мир как нечто такое,

Общая характеристика

Общая характеристика Тип Венера является пассивно-позитивным. Так же, как и тип Луна, он воспринимает мир как огромный и сложный механизм, скорость протекания процессов в котором настолько высока, что за ними просто невозможно поспеть. Скорость циркуляции внутренней

Общая характеристика

Общая характеристика Тип Меркурий активен по взаимодействию и негативен по восприятию. Его активная природа выражается как во внутреннем взгляде на жизнь, так и во внешних проявлениях. Он обладает отличной реакцией и способностью мгновенно адаптироваться к изменениям.

Общая характеристика

Общая характеристика Тип Сатурна – активно-позитивный. Он самый заметный из всех типов. Его отличают отменные организаторские способности. Позитивность типа Сатурн – это внутренняя позитивность. Она проявляется в виде безграничной уверенности в себе, а также в

Общая характеристика

Общая характеристика Этот смешанный тип сочетает в себе черты активно-негативного типа Меркурий и активно-позитивного типа Сатурн. Поэтому помимо меркурианской опрятности, властности, желания быть на виду, нетерпения, быстроты восприятия, трезвого расчета и хитрости у

Общая характеристика

Общая характеристика Юпитер – это пассивно-позитивный тип. Позитивность этого типа очевидна. У него прекрасное чувство юмора. Он добродушен, приветлив, общителен и всегда находит нужные слова, когда требуется подбодрить или поддержать кого-либо. Тип Юпитер во всем

Общая характеристика

Общая характеристика Как и любой другой смешанный тип, тип Юпитер-Луна сочетает в себе качества двух чистых (классических) типов – пассивно-позитивного типа Юпитер и пассивно-негативного типа Луна. Тип Юпитер-Луна склонен быть консервативным в одежде и формальным в

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются

75. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

75. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и

а) общая характеристика

а) общая характеристика Со времени классической и средневековой литературы вплоть до конца девятнадцатого века было потрачено много усилий на описание образа достойного человека и достойного общества, какими они должны быть. Такие идеи находили выражение отчасти в

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА Одна из существующих точек зрения понимания природы психического развития человека сводится к утверждению неизменности, абсолютности возрастных стадий. Такое представление о возрасте связано с пониманием психического развития как

1.1. Общая характеристика метода

1.1. Общая характеристика метода В метод СОЭВУС (или метод психокоррекции) входят: исцеляющие настрои[1] (тексты), принципы построения настроев, методика их усвоения и приемы самоизменения, а также пути использования данного метода в разных условиях и с разными

Роль воображения в творчестве | Философия творчества: новые очерки

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия творчества: новые очеркиЭстетика и философия искусстваPhilosophyPhilosophy of MindPhilosophy of ScienceBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия творчества: новые очеркиЭстетика и философия искусстваPhilosophyPhilosophy of MindPhilosophy of ScienceBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Stokes, Dustin,

«Роль воображения в творчестве

,

в Эллиоте Самуэле Поле, и Скотт Барри Кауфман (ред. ) (

Нью-Йорк,

2014;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 19июнь 2014 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199836963.003.0009,

, по состоянию на 11 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия творчества: новые очеркиЭстетика и философия искусстваPhilosophyPhilosophy of MindPhilosophy of ScienceBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия творчества: новые очеркиЭстетика и философия искусстваPhilosophyPhilosophy of MindPhilosophy of ScienceBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Стоукс утверждает, что воображение важно даже для самых минимально творческих мыслительных процессов. Как отмечает Стоукс, немногие философы продумывали различие между воображением и творчеством, и лишь немногие психологи непосредственно проверяли разницу между этими двумя конструкциями. Основывая свою главу на современной философии, Стоукс также опирается на когнитивную психологию и психологию развития, чтобы определить архитектурные особенности, общие для творчества гениального уровня, а также более повседневные формы творчества. Стокс начинает с того, что проводит различие между «ограниченностью правдой» — когнитивными состояниями, функционирующими для точного представления мира, и «не связанными с правдой» состояниями, которые не функционируют для точного представления мира, а вместо этого облегчают манипулирование информацией. Они представляют. Стоукс утверждает, что богатые творческие достижения в искусстве и науке, а также более повседневные прорывы основаны на процессах когнитивного манипулирования. Стоукс заключает, что воображение выполняет роль когнитивного манипулирования и характеризуется четырьмя чертами: оно не связано с истиной, находится под непосредственным произвольным контролем, взаимодействует с аффективными и мотивационными системами, а также управляет выводами и принятием решений. Глава Стокса затрагивает ряд философских проблем, связанных с воображением и вымыслом, а также психологических проблем, связанных с ролью сознательного, преднамеренного мышления в творчестве.

Ключевые слова: креативность, минимальная креативность, воображение, познание, когнитивные прорывы, когнитивная работоспособность, когнитивная игривость

Предмет

Философия наукиЭстетика и философия искусстваФилософияФилософия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Яркие горизонты | Развитие творчества и воображения для развития ребенка

Клео, 4-летняя дошкольница, взволнованно сказала своей маме: «… а потом мы пили фиолетовое молоко от фиолетовой коровы». Вебстер определяет воображение как «способность формировать в уме картину чего-то, чего вы не видели и не испытывали; способность думать о новых вещах». Каждый ребенок рождается с воображением. Иногда родители и взрослые питают воображение детей и радуются их творческим мыслям и действиям. В других случаях мы могли бы (намеренно или неосознанно) подавлять детское воображение, возможно, опасаясь, что дети не понимают, что на самом деле. Однако большинство детей старше трех лет знают, что фиолетовых коров на самом деле не существует, но наслаждаются возможностью воображать и мыслить творчески. Позволить детям использовать свое воображение полезно, и воображаемая игра дает много преимуществ для развития ребенка. По словам Сьюзен Энгель, доктора философии, автора книги «Настоящие дети: обретение смысла в повседневной жизни», дети двух с половиной лет понимают разницу между настоящим и притворным. Но когда они находятся в режиме игры, они могут упустить это различие из виду, или оно становится неважным.

Креативное мышление и воображение для развития ребенка

Эйнштейн сказал: «Воображение важнее знания». Воображение — это дверь к возможностям. Именно здесь начинается творчество, изобретательность и нестандартное мышление для развития ребенка. Образная и творческая игра — это то, как дети познают мир. Во время творческой игры дети манипулируют материалами, выражают себя вербально и невербально, планируют (намеренно или ненамеренно), действуют, взаимодействуют, реагируют и пробуют разные роли. Большие возможности для обучения возможны, когда дети участвуют в творческой игре с куклами, транспортными средствами, кубиками, камнями, картоном или коробками. Использование творческого мышления при работе с пластилином, создание рецептов путем смешивания грязи и воды, работа с художественными материалами, плескание в лужах или притворство полета могут способствовать развитию ребенка.

Воображение способствует познавательному и социальному развитию. Все хотят вырастить детей, которые достигают своего наивысшего интеллектуального и социально-эмоционального потенциала. В дошкольном образовании навыки критического мышления и способности к творческому решению проблем являются целями развития детей. Воображение, пробование новых способов ведения дел и экспериментирование помогают развить критическое мышление у детей и способствовать творческому решению проблем. Кроме того, воображение способствует социально-эмоциональному развитию, позволяя детям обдумывать различные решения, тем самым повышая уверенность детей, которую можно использовать во взаимодействии с другими. Воображение и креативность также являются навыками, которые понадобятся нашим детям, когда они присоединятся к рабочей силе будущего.

Творчество для детей: советы по развитию творческих способностей

Ниже приведены советы и предложения по развитию воображения и творческих способностей вашего ребенка:

  • Проведите время на свежем воздухе. Польза природы для развития ребенка безгранична. Поскольку природа постоянно меняется, она предоставляет бесчисленные возможности для открытий, творчества и решения проблем. Мир природы вдохновляет детей думать, задавать вопросы, делать предположения и развивать творческие способности. Дети могут рисовать на песке, делать узоры из веток, строить крепости из веток или просто лежать на земле и смотреть в небо.
  • Изобретайте сценарии. Когда ваш ребенок придумывает сценарий, он примеряет множество разных ролей и организует свои мысли, развивая социальные и вербальные навыки. Предложите ребенку поиграть в дом, доктора, зоопарк, ферму, космическую станцию, школу или магазин. Присоединяйтесь к творческой игре, взяв на себя роль. Играйте с мягкими игрушками или марионетками (сделайте простые куклы, засунув руку в носок). Позвольте вашему ребенку вести вашу игру вместе. Если ваш ребенок увлекается супергероями, подумайте о силе, которая может понадобиться вашему ребенку, как о его собственном ощущении сверхспособности. Подумайте о том, чтобы ваш ребенок создал нового супергероя!
  • Вербальная деятельность. От рифм до загадок, от глупых звуков до акустики, от таких игр, как «Я шпионю», или от сочинения текстов на обычные мелодии — вербальные интерактивные занятия могут вдохновлять и развивать творческие умы. Одновременно эти занятия расширяют словарный запас и помогают вашему ребенку выучить фонетику. Эти игры также являются идеальным и интересным способом провести время в автомобильных поездках.
  • Поощряйте художественную деятельность. Искусство — это творческое выражение, которое питает воображение, а не урок следования направлениям. С помощью живописи, скульптуры, коллажа, глины, рисунка или любого другого средства искусство позволяет детям работать с эмоциями, принимать решения и выражать свои идеи. Манипулирование художественными материалами дает ощущение свободы, а также способствует сосредоточенности и концентрации. Художественные занятия также развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. Кроме того, художественная деятельность укрепляет уверенность, потому что дети обретают чувство мастерства над материалами, что приводит к созданию нового творения.
  • Поделитесь действиями по обучению грамоте. Сделайте время чтения незабываемым и обсудите другие возможные сценарии или окончания истории, используя воображение вашего ребенка. Придумывайте истории вместе с ребенком, иногда с ним в качестве главного героя; в других случаях предлагаются моральные дилеммы. По очереди сочиняйте продолжающийся рассказ.
  • Задавайте открытые и наводящие на размышления вопросы. Задавать вопросы, стимулирующие образное и творческое мышление, — это эффективный способ предложить ребенку выразить свои идеи и поделиться своими взглядами, одновременно давая ему понять, что его идеи важны. «Как вы думаете, что произойдет, если….?» «Какая разница между собакой и кошкой?» «Какие другие способы сделать это?»
  • Ограничьте время использования экрана (телевидение, фильмы, компьютер, планшет, смартфон, карманные компьютеры, видеоигры и т. д.). Воспитание воображения и воспитание детей в цифровую эпоху может быть трудным делом. Сосредоточение внимания на экране — пассивный способ обучения для детей. Альтернативой может быть поощрение детей к созданию чего-то нового и необычного. Вовлечение детей в кинестетическую манеру, используя все их тела и их пять чувств, также открывает разум.
  • Не забудьте учесть время простоя. Неструктурированное, незапланированное время дает детям возможность воображать и творить.

Раннее детство — лучшее время для развития детского воображения. Так что, если ваш ребенок приходит домой и говорит: «… а потом мы пили фиолетовое молоко от фиолетовой коровы» или что-то подобное, поощряйте его творчество и воображение.

Подробнее по этой теме

  • Развивать воображение можно и на игровой площадке. Узнайте о преимуществах игр на игровой площадке для развития ребенка и о том, как использовать классические детские подвижные игры для улучшения обучения.
  • Благодаря воображению и творчеству картонная коробка становится для детей совершенно новым миром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *