Общечеловеческие ценности в самопознании – Общечеловеческие ценности на уроках самопознания в школе

Общечеловеческие ценности на уроках самопознания в школе

14.01.2018

Общечеловеческие  ценности на уроках самопознания  в школе

Вечные общечеловеческие ценности (духовно-нравственные ценности) –это абсолютные ценности, т.е.ценности,

значимые не для какого-то ограниченного круга людей, а имеющие значение для всего человечества. Эти ценности принадлежат всем народам, имеют глубокий внутренний смысл, в их основе лежит Совесть человека, как воплощение любви, истины, спокойствия долга, ненасилия,  добра, сострадания. Таким образом, общечеловеческие ценности имеют вечную духовную природу, являются инвариантами в изменчивой системе социальных,  политических, национальных, личностных и других ценностей. Они потенциально заложены в каждом человеке и структуре материальной Вселенной. Абсолютные общечеловеческие ценности пронизывают собой

все стадии духовного роста человека и заложены в нем с самого рождения в  непроявленном  виде. Степень  проявленности  нравственных качеств  свидетельствует о духовном уровне личности.

Вечные общечеловеческие ценности: ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ВНУТРЕННИЙ ПОКОЙ, ЛЮБОВЬ и НЕНАСИЛИЕ – можно представить в виде Древа человеческого бытия: В основе жизни – корни. Корни

символизируют  ИСТИНУ. Как корни дерева невидимы глазу человеческому, так и ИСТИНА является невидимой основой всего видимого…Чтобы корни были крепкими – дерево необходимо поливать водой…Вода –

олицетворение ЛЮБВИ… Как вода является источником жизни для всего живого, так и энергия ЛЮБВИ пронизывает ,питает все общечеловеческие ценности. Благодаря обильному поливу водой у дерева будут крепкие корни. Крепкие корни – залог могучего ствола и прочных ветвей. Ствол и ветви символизируют ПРАВЕДНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ (долг). Если человек живет по совести, совершает праведные поступки, то в его душе расцветают благоуханные цветы – символ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ. Когда человек обретает покой в мыслях и чувствах он способен постичь ИСТИНУ человеческого бытия. Постигнув ИСТИНУ, он приходит к НЕНАСИЛИЮ (плоды).

НЕНАСИЛИЕ – это любовь в понимании ,т.е.осознание того ,что все мы едины духовным

началом.

Почему наши современные дети не хотят учиться, хотя мы знаем, что изначально все дети любознательны,

стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир? В чем же парадокс? Ответ прост: дети жаждут знаний,  но они жаждут знаний живых. Тогда какие знания живые, а какие-мертвые? Выдающийся педагог ,вдохновитель

гуманной педагогики, Ш .А .Амонашвили  так отвечает на этот ворос : «Что есть мертвые знания? Это те знания, о которых мы заведомо знаем, что их можно вовсе не знать. Это те знания, которые забываются сразу, как только сообщаются. В общем, мертвые знания -это те знания, которые молодые люди дальше порога школы брать

не будут и жалеть об этом тоже не будут.

Живые знания составляют Культуру Образования. Живые знания-те знания, которые: — одухотворяют человека;

влекут к горизонтам науки; способствуют творить новую жизнь; воодушевляют мысль на новые поиски; несут просветление и эволюцию; Живые знания – крылья, мертвые знания –гири на ногах.

Действительно, современные дети ждут от нас живых знаний и целостной картины мира

Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее, образование

для ума) и нравственно-духовного (внутреннее, образование для сердца). Необходимо воссоединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию. Внешнее образование означает успех во внешней жизни. Внутреннее образование означает нравственность в жизни. Успех приходит и уходит. Нравственность приходит и

возрастает.

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьных знаний ,выявление их нравственно-духовной сущности, это целостные знания, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей .Вечные ценности должны составить единое целое с тем ,чему мы учим. Необходимо отметить, что все методы, используемые на уроках самопознания, можно и желательно применять в преподавании любой школьной дисциплины. Вот основные методы: Каждое занятие важно начинать и заканчивать 2-4 минутами позитивного настроя; цитаты помогают учащимся настроиться на хороший лад, в людях видеть только хорошее, слышать только хорошее, поступать только хорошо; рассказывание историй, притч вызывает интерес, захватывает внимание, внушает понятие о ценностях без усилий и не вызывает у учащихся сопротивления. Притча при этом должна иллюстрировать какую-либо ценность; Групповая (творческая) деятельность помогает направить энергию учащихся в нужное русло и одновременно научит лучше ладить с людьми; Музыка и пение хором – это эффективные методы ,помогающие детям как запомнить ценности, так и укрепить чувства спокойствия, любви и радости. Спокойная гармоничная музыка вызывает самые возвышенные чувства и поселяет в душе ощущения покоя и красоты настоящего момента.

 «Вечные ценности вызывают у каждого человека чувство радости и долга ,чувство вдохновения, любви и сурового вечного порядка».А.Маслоу

 «Мы оказываемся в более одухотворенной жизни,…погружение в эту среду должно стать конечной целью образования в самом широком понимании этого слова». А.Маслоу

 

sc0002.akkol.aqmoedu.kz

Общечеловеческая ценность — истина

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»

Реферат

«Общечеловеческая ценность — истина»

Выполнил (а):

учитель самопознания

Долинчик Е.В..

КГУ «Токушинская ШГ»

Тренер: Альмишева А.Ж.

Петропавловск, 2017 г.

Содержание

Введение

I. Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания духовно-нравственного образования «Самопознания».

II. Истина как общечеловеческая ценность. Ее роль в становлении человека.

III. Практика истины

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современное человечество вошло в третье тысячелетие с ясным представлением об опасности интеллекта, не обремененного нравственными критериями, и пониманием того, что идеология потребителя наносит ущерб духовному развитию личности и добрые перемены в мире немыслимы без участия каждого из нас. В свое время Д.И.Менделеев сказал: «Знания в руках необлагороженного человека – то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Позже, Д.С.Лихачев, так прокомментировал это высказывание: «Знания бездуховных начал вредны. А учитель, сам не обладающий духовными началами, не может принести сегодня – именно сегодня – ту пользу, которая нужна обществу, нужна нашим детям».

В настоящее время перед нашим обществом встала такая глобальная проблема, как нравственно — духовное воспитание молодого поколения, поиска вечных общечеловеческих ценностей, которые способствуют становлению между людьми добра и справедливости.

Нравственно-духовное образование современной молодежи призвано быть основой утверждения в обществе высоких нравственно-духовных идеалов, воспитания достойных граждан, обладающим благородным характером и нравственными качествами[1].

Можно с уверенностью сказать, что будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через некоторое время станут творить судьбы страны и нового времени.

Предмет «Самопознание» призван помочь подрастающему поколению осознать своё высшее духовное начало. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» как инновация в отечественном образовании и как сказала С.А.Назарбаева: «Наша задача — переосмыслить свое мировоззрение, научиться любить и уважать себя,  быть ответственным за свои мысли, слова, и дела, жить в согласии со своей совестью, заниматься честно делом, которое тебе по душе и которое ты умеешь делать, помогать людям, быть благодарным, научить всему этому поколение, которое идет за нами. Молодые должны быть счастливы, жить в радости, гармонии, творить, созидать, любить». 

I. Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания

духовно-нравственного образования «Самопознания».

В современную эпоху глобальных изменений особую значимость приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины как фундаментальные основы духовной культуры, предполагающие гармонию и равновесие целостного восприятия человечества. В истории каждого народа, каждой культуры существует постоянное и изменчивое, вечное и временное. Если одно из них развивается, достигает расцвета, стареет и умирает, то другое, преобразуясь в той или иной форме, переходит из одного состояния в другое, внутренне не изменяясь, а трансформируясь лишь внешне. Эти ориентиры, принимаемые людьми вне зависимости от их классовой принадлежности, места жительства, религиозных, философских и иных взглядов, получили название 

общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие ценности – это то, что остается неизменным и вечным на протяжении всей истории человечества.

С каждым годом общество все дальше отходит от духовных ценностей, которые исконно считались общечеловеческими, все более важными становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Между тем, без формирования у подрастающего поколения общечеловеческих моральных ценностей, общество становится разобщенным и вырождается.

Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.

Настоящее образование должно давать человеку возможность использовать приобретённые знания, подготовить к встрече с трудностями жизни и сделать всех людей счастливыми, насколько это возможно. Рождённый в обществе, человек должен работать для благополучия и развития общества.

Итак, что же такое общечеловеческие ценности?

Истина – это знание об изначальной природе всего сущего – духе, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E=mc2, которая означает, что материя – это уплотнённая энергия.

Праведное поведение – это знание истины, выраженное в действиях. Если наша цель — реализация своего божественного потенциала, то наше поведение автоматически становится праведным, потому что проявления алчности, злобы, ненависти, зависти или агрессии не способствуют реализации этой цели.

Покой. Это именно то, в чём так остро нуждается обезумевший в погоне за материальными благами мир.

Любовь. Она неразрывно связана с остальными ценностями. Способность любить – это то, что делает нас истинно человеческими существами. Жизнь без любви лишена смысла.

Ненасилие, непричинение вреда. Эта ценность является естественным продолжением четырёх предыдущих.

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное поведение, внутренний покой, любовь, ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по настоящему образованным человеком. Рассматривая общечеловеческие ценности, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека. Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать вечным общечеловеческим ценностям[2].

II. Истина как общечеловеческая ценность. Ее роль в становлении человека.

Рассмотрим, что же представляет собой общечеловеческая ценность — Итина. Древняя мудрость гласит: «Когда сердце человека полно ЛЮБВИ, тогда в душе его царит ПОКОЙ, слова его ИСТИННЫ, а поступки ПРАВЕДНЫ, тогда он никогда и никому не может причинить вреда». НЕНАСИЛИЕ является естественным проявлением ЛЮБВИ в миропонимании человека.

Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё, понимание факта, что мы не есть это тело, мы не есть этот ум. Мы хозяева всего этого. Мы все есть чистый дух, творящий на уровне души, ума и тела. И цель нашей жизни на земле не в накоплении богатства или знаний, не в обретении высокого социального положения или власти, не в воспроизведении себе подобных, но в получении духовного опыта, в реализации на практике собственной божественности, в радостном созидательном творчестве. Мы – вечный бессмертный дух, время от времени облекающий себя в бренную оболочку, чтобы проявляться на материальном уровне. Каждый из нас по своей природе божественен и должен поступать в соответствии с этим высоким статусом.

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т. п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.

Абсолютная и относительная истины— это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это т. н. вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов [3].

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная — это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества.

Под Истиной понимают то, что происходило в мире. То, что мы утверждаем сегодня, завтра мы можем и не утверждать. Истина Постоянна. Она неизменна во все три периода времени: в прошлом, настоящем и будущем. Все объекты материального мира также непостоянны. Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть.

III. Практика истины

Прослушав курсы по Самопознанию, я вновь стала задумываться над жизнью, над тем, что истинно. Много мыслей приходят ко мне. Сама жизнь — это Истина. Я понимаю, что надо жить в гармонии с собой, с внешним миром. Я счастлива, что могу преподавать предмет Самопознание. Рассказывать детям то, что только правильное поведение и позитивное мышление — путь к Истине. Истина — это то, что внутри человека. Истина — это совесть. Я стараюсь жить в ладу со своей совестью. Но, признаюсь честно, не всегда это получается. В мире, где есть, к сожалению, несправедливость, и ты вносишь свою лепту. В мире, где важно материальное, и ты не можешь полностью отречься от материального. Но я стараюсь думать о духовном, понимаю, что каждый человек где-то должен когда-то отчитаться за свои грехи. Но я, благодаря Самопознанию, научилась не обижаться, никогда никому не желать зла.

Я считаю, что в первую очередь программа «Самопознание» направлена на изменение нас, учителей! Так как мы являемся примером для наших учеников, родителей. Благодаря урокам самопознания, я заметила в себе большие изменения: я стала спокойнее, терпеливее, перестала злиться и обижаться. Благодаря программе НДО «Самопознание» мы направляем учащихся на раскрытие и развитие в себе общечеловеческих ценностей. И помочь детям в этом должны мы – учителя! Но эта помощь нужна не только ученикам, но и родителям, нашим коллегам! А начиная со своей школы, мы будем способствовать нравственно-духовному развитию всего общества. А в обществе всегда ценились и ценятся  доброта, верность, честность, истина, правильное поведение, любовь, ненасилие, покой.

У преданного своему делу учителя, будут тысячи благородных учеников. И снова приведу слова своего любимого педагога Ш. А. Амонашвили: «Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни».

Заключение

Таким образом, стремление к истине и красоте как высшему благу есть, соглас­но Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил Л.Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной. Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высо­кий нравственно-эстетический смысл. Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Главная цель познания – достижение научной истины. Применительно к философии Истина является не только целью познания, но и предметом исследования [3]. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру.

Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть[4].

Стремление к истине — единственное занятие, достойное героя.

Джордано Бруно

Список использованной литературы

1. Информационное письмо «О массовом внедрении в организациях образования в 2010/2011 учебном году предмета «Самопознание».

2. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. «Общечеловеческие ценности» (5–11кл.). методическое пособие для учителей // Алматы, ННПООЦ «Бобек», 2014

3. Толстой Л.Н. Книга об истине, жизни и поведении. Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-20177.

4. http://sai.org.ua/ru/207.html

multiurok.ru

Актуализация общечеловеческих ценностей предмета «Самопознание» в работе с родителями учащихся.

Актуализация общечеловеческих ценностей предмета «Самопознание»

в работе с родителями учащихся.

Полонец Н.В.

учитель самопознания,

школа-гимназия №1 им. А.С. Пушкина

г. Шымкент, Казахстан

Семья – это стержень казахстанского общества,

основа всех новых достижений нашей страны

в экономике, культуре, социальной политике.

Н.А. Назарбаев

Детские годы – самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, учителей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своём выступлении на встрече с представительницами женской общественности Казахстана «Көктем шуағы» в Акорде отметил: «Человеку нужны дети, которых ты правильно воспитал — это главные ценности… Мы отвечаем за воспитание наших детей, за то, чтобы они взяли у нас все то хорошее, чем мы живем: нашу дружбу, нашу доброту».

Глава государства считает также, что можно было бы «учредить звание «Достойная семья» и отмечать широко в стране», а также, подчёркивая роль матери, он отмечает: «Я предлагаю учредить День матери». Президент обратил внимание на то, что женщины являются хранительницами не только очага, но и спокойствия в стране: «Несмотря на то, что в Казахстане почитают восточные традиции, женщины в нашем обществе – это не только домохозяйки. Они участвуют в управлении государством, делают бизнес, спасают жизни людей, совершают научные открытия, преподают и прославляют страну на международной арене».

В менталитете народов запада доминируют индивидуализм, прагматизм, личностная свобода, независимость, законопослушность, игнорирование и недооценка социальных основ общества. В азиатском менталитете доминируют духовность, коллективизм, трудолюбие, уважение семейных ценностей, социальная послушность. Ментальной особенностью казахского народа является любовь и уважение к земле, народу, почитание семейных ценностей, уважение к старшим, добродушность, отзывчивость, гостеприимство, толерантность.

В педагогике и психологии воспитаниеэто целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.

Воспитание в локальном значении – это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи; в узком смысле – это целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Воспитание в широком смысле понимается как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека в обществе.

Задача школы – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста и убедить родителей в том, что неталантливых детей не бывает. Не всегда легко растить детей в современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Но не все могут, не умеют свою любовь проявить, наставить на верный путь. В этом могут помочь общечеловеческие ценности: истина, праведное поведение, внутренний покой, любовь, ненасилие, которые изучаются на уроках самопознания в школах с 1 по 11 классы. Им соответствуют следующие аспекты человеческой личности:

— Истина – интеллектуальный аспект;
— Праведное поведение – физический аспект;
— Внутренний покой – эмоциональный аспект;
— Любовь – нравственный аспект;
— Ненасилие – духовный аспект.

Каждая из ценностей раскрывает свою суть. Истина предстаёт как знание окружающего мира, познание самого себя. За всяким действием стоит мысль и очень важно, чтобы мысли были добрыми, не эгоистичными. Поэтому необходимо развивать силу различения, научиться контролировать свои мысли, чтобы они не были затемнены злыми намерениями. Очень важно для человека научиться говорить правду. Произнесение неправды ведёт к разрушительному, негативному влиянию на человека.

В основе праведного поведения лежит принцип не причинения вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать и уважать законы природы, морали и государства, а также выполнять свой долг и обязанности по отношению к близким, обществу и т.д. Необходимо анализировать свои поступки и обращаться к голосу совести при их совершении. Каждое действие человека не должно быть бесполезным, бестактным или вредным для себя и для других. Праведное поведение включает в себя, в том числе, и заботу о своём физическом теле, чтобы оно было здоровым, хорошо координированным и служило человеку при выполнении им жизненных предназначений.

Любовь – энергия, преобразующая духовное сердце человека. Когда сердце наполняется любовью, человек совершает бескорыстные поступки, проявляет такие качества, как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание, начинает видеть красоту, которая его окружает. Именно любовь заставляет человека желать счастья другому и радоваться его благополучию. Энергия любви исцеляет человека, способствуя улучшению здоровья. Когда мотивом действия является любовь, то оно становится праведным. Когда слова содержат в себе любовь, они превращаются в истину. Если чувства человека наполняются любовью, то он испытывает внутреннее спокойствие, умиротворение и счастье.

Внутренний покой – это гармония, равновесие, дающее человеку душевный покой, а также умение творить мир вокруг себя. Наполняясь душевным покоем, человек испытывает счастье и радость, становится уверенным в себе и живёт в мире со всем миром.

Ненасилие рассматривается, как не причинение вреда живым существам ни мыслью, ни словом, ни действием. Чтобы это было возможно, необходимо воспитать в человеке миропонимание, тогда придёт осознание тесной связи каждого объекта в мире.

Общеизвестно, что семья как ячейка общества является неотделимой составной частью социума. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является – уважение другого.

Роль родителей трудно переоценить в семейном воспитании. Особая роль во все времена отводилась матери. Мать – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни. Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с матерью. Поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Материнская любовь является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой.

Большинство психологов считают, что ребенку необходим доступ к матери, чтобы у него родилось чувство безопасности и не возникало чувства тревоги. Но важно, чтобы материнская любовь не поглощала личное пространство, не подавляла независимость ребенка и не стояла на пути его взросления. Мать должна иметь не только желание быть со своим малышом, но и желание отделить и отпустить его от себя. Физическое присутствие матери, общение с ней, эмоциональное отношение, все это интегрируется с ростом и развитием ребенка и в дальнейшем влияет на здоровье и жизненный путь детей.

«Материнская любовь – это безусловное утверждение жизни и потребностей ребенка. Большинство матерей дают своим детям «молоко», но лишь немногие дают еще и «мед», – пишет Э.Фромм – Материнская любовь должна внушить ребенку любовь к жизни, а это могут сделать только счастливые женщины. В ином случае, ребенку передается тревога и все это сильно влияет на личность ребенка. Суть материнской любви – способствовать росту ребенка, любить растущего ребенка, помогать ему отделиться. На это способны женщины умеющие любить других».

Психологи сделали вывод, что одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Связь воспитания с перечисленными ценностями, а так же место воспитания в целостной личности человека – все это и должно придать воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Ведь на сегодняшний день родители стремятся дать образование детям, но их не заботит, что за образование они получают. Образование должно помочь сделать учеников воплощением общечеловеческих ценностей.

Академические знания могут помочь зарабатывать на жизнь. Но образование должно выходить за пределы подготовки к зарабатыванию денег. Оно должно морально и духовно подготовить к трудностям жизни. Только из-за отсутствия общечеловеческих ценностей «образованные» люди находятся в состоянии тревоги и беспокойства. Первостепенной обязанностью родителей является воспитание характера ребенка.

Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья – это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания и взаимоадаптации с детьми, где общение с детьми – большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. Разумная любовь характеризуется принятием ребенка, сочетанием положительного эмоционального отношения к нему с разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии.

Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам – в этом выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.

Использованная литература:

  1. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на встрече с представительницами женской общественности Казахстана «Көктем шуағы». — г.Астана, Акорда. – 2013 г., 7 марта.

  2. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы-ответы. Структурные схемы: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –367 с.

  3. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. –М.: Владос, 2006. – 96 с.

  4. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. -М.: 2009. – С. 4-5.

infourok.ru

«Общечеловеческие ценности на уроках»

План: Позитивный настрой «Концентрация на свет».

1.Психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования Самопознания.

Результаты исследований показали, что глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные проблемы, а прежде всего духовно-нравственные проблемы. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовно-нравственные.

-Какие проблемы в нравственности учащихся вы наблюдаете?

-В чём это проявляется?

«Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения: патриотизм, нормы морали и нравственности, физическое и духовное развитие. Эти ценности должны развиваться во всех учебных заведениях»,- говорится в Послании Президента нашей страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана.

Решать поставленные Президентом задачи призван, основанный на многовековой народной педагогике и мировом опыте обучения детей общечеловеческим ценностям проект Сары Алпысқызы Назарбаевой по нравственно-духовному образованию, который занял достойное место в системе образования РК. Программа НДО «Самопознание» может стать основой нравственно-духовного возрождения нашего общества.

Принципы построения программы НДО «Самопознание»:

1.Принцип гуманистической направленности предполагает то, что нравственно-духовное образование – это процесс преображения не только ученика, но и учителя.

2.Принцип общечеловеческих ценностей, согласно которому содержание предмета «Самопознание» следует основывать на вечных общечеловеческих ценностях, понимаемых как проявление высшей духовной природы человека.

3.Принцип социального взаимодействия предписывает обращение к дополнительной специальной внеучебной деятельности.

4.Принцип национального наследия актуализирует необходимость познавать общечеловеческие духовные ценности через призму национальной духовной культуры.

5.Принцип природосообразности учитывает возрастные и индивидуальные особенности личности.

К наиболее распространенным методам и методическим приемам относятся: позитивный настрой, обсуждение цитат, рассказывание историй и притч, беседа, творческие задания, групповое пение.

-Какие методы и приёмы используете вы на уроках Самопознания для достижения воспитательных целей ?

— Какие из них вам больше всего удаются?

— Какие приёмы нравятся детям? Приведите примеры.

2.Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Аксиология-учение о ценностях.

Общечеловеческие ценности – это то, что остается неизменным и вечным на протяжении всей истории человечества. Это Ненасилие ,Истина, Любовь , Покой, Праведное поведение. Они заложены в сердце каждого человека от рождения, они едины для всех людей, не зависят от национальности, расы, среды обитания и неизменны во времени.

Посмотрите на Дерево ценностей.

Рассмотрим эти ценности и послушаем мысли великого мыслителя и педагога Л. Н. Толстого об абсолютных человеческих ценностях:

  1. Истина-это раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении.

«Самый верный признак истины-простота и ясность»

  1. Покой-это состояние души,когда человек живёт в ладу со своей совестью.

«Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть».

  1. Бескорыстная Любовь- это мощная энергия, способная преобразовывать мир, рождающая и поддерживающая жизнь,это могущественная и великая сила жизни.

«Любовь-это бесценный дар.Это единственная вещь,которую мы можем подарить, и всё же она у тебя остаётся»

  1. Праведное поведение-жизнь по законам природы, морали и государства.

«Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей».

  1. Ненасилие- это непричинение вреда ни себе, ни другим людям, ни природе; милосердие, заботливость, уважение, доброжелательность.

«Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение,что ты сделал людям хоть каплю добра»

Творческое задание.

1.Объединение в группы по ценностям.

2.Задание: на ватмане представить:

Я есть -Истина, Я – есть Бескорыстная любовь, и т.д.

3.Время для сотрудничества.

4.Представление своих мыслей по ценности.

Вопросы:

-Какие ценности вы применяете в воспитании своих учеников?

— Какие качества вы в них развиваете?

-Являетесь ли вы примером для своих учеников?

-Какими вы хотите видеть своих учащихся в будущем?

Видео «Гуманная педагогика» (Ш.А. Амонашвили)

Какие мысли великого педагога вам запомнились?

3. Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» и других дисциплин.

«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Л. Н. Толстой.

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования.

Великий мыслитель Мишель Монтень, в своих «Опытах подчеркивал важность приоритета нравственно-духовного образования над интеллектуальным обучением: «Величайшее недомыслие – учить наших детей науке о звездах, раньше, чем науке об их собственных душевных движениях».

Образование, основанное на общечеловеческих ценностях, принесет с собой мир и прогресс и одновременно создаст гармонию между человеком и окружающим миром.

Каждый предмет может стать инструментом духовно-нравственного воспитания детей.

Внешняя и внутренняя интеграция Самопознания и других дисциплин.

Интеграция внешняя — это применение методических приёмов Самопознания на любом уроке (5Д, позитивный настрой, рассказывание притчи, вдохновляющих примеров из жизни великих людей, завершающая минутка урока и др.)

Интеграция внутренняя – это интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока.

Полезно включать в содержание урока задачи и упражнения, раскрывающие общечеловеческие ценности; давать творческие задания, объединяя детей в группы; сочинять стихи, иллюстрировать рассказы, проводить игры, тесты, разыгрывать сценки и петь хором добрые песни.

Творческая работа, прежде всего, активизирует творчество, стимулирует воображение. Воображение – это одно из сокровищ детства, которое ведет к творческому и образному мышлению.

Необходимо отметить, что творческая работа является средством выражения. Каждая личность уникальна, и ей присущи свои собственные мысли, идеи и чувства. Занятия творчеством тренируют детей в плане самовыражения и самораскрытия в какой-то конкретной форме.

Творческий процесс на уроке помогает расслабиться и радоваться. Занятия творчеством не только поднимают настроение, но и делают учащихся более раскованными.

-Получается ли у вас на уроке поднять настроение детей?

-Какие приёмы вы используете для этого?

-Удалось ли вам раскрыть способности ваших учеников?

— Удивляли ли вас их неожиданные высказывания и поступки?

Анкетирование.

Песня «Доброта»

Музыка Д. Дунаева

Текст песни Т. Беловой

Доброту глухой услышать может

И увидит без труда слепой…

Каждый день, что будет нами прожит,

Озарим, давайте, Добротой!

Бескорыстно руку протяните,

Тем, кого постигла вдруг беда.

Добрые слова вы говорите,

Каждому нужны они всегда…

Припев:

Старайтесь быть добрее и сердечнее,

Благим делам не надо счёт вести,

Давайте все мы будем человечнее!

Лишь Доброта сумеет Мир спасти!!!

Иногда совсем не так уж сложно,

Исполнять заветные мечты…

Чудеса творить, поверьте, можно

С помощью Любви и Доброты!

И от вас зависит, чтобы снова

В обиходе доброта была,

Доброе и ласковое слово,

Добрый взгляд и добрые дела…

Припев:

videouroki.net

Общечеловеческая ценность — истина

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»

Реферат

«Общечеловеческая ценность — истина»

Выполнил (а):

учитель самопознания

Долинчик Е.В..

КГУ «Токушинская ШГ»

Тренер: Альмишева А.Ж.

Петропавловск, 2017 г.

Содержание

Введение

I. Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания духовно-нравственного образования «Самопознания».

II. Истина как общечеловеческая ценность. Ее роль в становлении человека.

III. Практика истины

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современное человечество вошло в третье тысячелетие с ясным представлением об опасности интеллекта, не обремененного нравственными критериями, и пониманием того, что идеология потребителя наносит ущерб духовному развитию личности и добрые перемены в мире немыслимы без участия каждого из нас. В свое время Д.И.Менделеев сказал: «Знания в руках необлагороженного человека – то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Позже, Д.С.Лихачев, так прокомментировал это высказывание: «Знания бездуховных начал вредны. А учитель, сам не обладающий духовными началами, не может принести сегодня – именно сегодня – ту пользу, которая нужна обществу, нужна нашим детям».

В настоящее время перед нашим обществом встала такая глобальная проблема, как нравственно — духовное воспитание молодого поколения, поиска вечных общечеловеческих ценностей, которые способствуют становлению между людьми добра и справедливости.

Нравственно-духовное образование современной молодежи призвано быть основой утверждения в обществе высоких нравственно-духовных идеалов, воспитания достойных граждан, обладающим благородным характером и нравственными качествами[1].

Можно с уверенностью сказать, что будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через некоторое время станут творить судьбы страны и нового времени.

Предмет «Самопознание» призван помочь подрастающему поколению осознать своё высшее духовное начало. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» как инновация в отечественном образовании и как сказала С.А.Назарбаева: «Наша задача — переосмыслить свое мировоззрение, научиться любить и уважать себя,  быть ответственным за свои мысли, слова, и дела, жить в согласии со своей совестью, заниматься честно делом, которое тебе по душе и которое ты умеешь делать, помогать людям, быть благодарным, научить всему этому поколение, которое идет за нами. Молодые должны быть счастливы, жить в радости, гармонии, творить, созидать, любить». 

I. Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания

духовно-нравственного образования «Самопознания».

В современную эпоху глобальных изменений особую значимость приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины как фундаментальные основы духовной культуры, предполагающие гармонию и равновесие целостного восприятия человечества. В истории каждого народа, каждой культуры существует постоянное и изменчивое, вечное и временное. Если одно из них развивается, достигает расцвета, стареет и умирает, то другое, преобразуясь в той или иной форме, переходит из одного состояния в другое, внутренне не изменяясь, а трансформируясь лишь внешне. Эти ориентиры, принимаемые людьми вне зависимости от их классовой принадлежности, места жительства, религиозных, философских и иных взглядов, получили название общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие ценности – это то, что остается неизменным и вечным на протяжении всей истории человечества.

С каждым годом общество все дальше отходит от духовных ценностей, которые исконно считались общечеловеческими, все более важными становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Между тем, без формирования у подрастающего поколения общечеловеческих моральных ценностей, общество становится разобщенным и вырождается.

Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.

Настоящее образование должно давать человеку возможность использовать приобретённые знания, подготовить к встрече с трудностями жизни и сделать всех людей счастливыми, насколько это возможно. Рождённый в обществе, человек должен работать для благополучия и развития общества.

Итак, что же такое общечеловеческие ценности?

Истина – это знание об изначальной природе всего сущего – духе, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E=mc2, которая означает, что материя – это уплотнённая энергия.

Праведное поведение – это знание истины, выраженное в действиях. Если наша цель — реализация своего божественного потенциала, то наше поведение автоматически становится праведным, потому что проявления алчности, злобы, ненависти, зависти или агрессии не способствуют реализации этой цели.
Покой. Это именно то, в чём так остро нуждается обезумевший в погоне за материальными благами мир.

Любовь. Она неразрывно связана с остальными ценностями. Способность любить – это то, что делает нас истинно человеческими существами. Жизнь без любви лишена смысла.

Ненасилие, непричинение вреда. Эта ценность является естественным продолжением четырёх предыдущих.

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное поведение, внутренний покой, любовь, ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по настоящему образованным человеком. Рассматривая общечеловеческие ценности, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека. Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать вечным общечеловеческим ценностям[2].

II. Истина как общечеловеческая ценность. Ее роль в становлении человека.

Рассмотрим, что же представляет собой общечеловеческая ценность — Итина. Древняя мудрость гласит: «Когда сердце человека полно ЛЮБВИ, тогда в душе его царит ПОКОЙ, слова его ИСТИННЫ, а поступки ПРАВЕДНЫ, тогда он никогда и никому не может причинить вреда». НЕНАСИЛИЕ является естественным проявлением ЛЮБВИ в миропонимании человека.

Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё, понимание факта, что мы не есть это тело, мы не есть этот ум. Мы хозяева всего этого. Мы все есть чистый дух, творящий на уровне души, ума и тела. И цель нашей жизни на земле не в накоплении богатства или знаний, не в обретении высокого социального положения или власти, не в воспроизведении себе подобных, но в получении духовного опыта, в реализации на практике собственной божественности, в радостном созидательном творчестве. Мы – вечный бессмертный дух, время от времени облекающий себя в бренную оболочку, чтобы проявляться на материальном уровне. Каждый из нас по своей природе божественен и должен поступать в соответствии с этим высоким статусом.

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т. п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.

Абсолютная и относительная истины— это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это т. н. вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов [3].

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная — это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества.

Под Истиной понимают то, что происходило в мире. То, что мы утверждаем сегодня, завтра мы можем и не утверждать. Истина Постоянна. Она неизменна во все три периода времени: в прошлом, настоящем и будущем. Все объекты материального мира также непостоянны. Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть.

III. Практика истины

Прослушав курсы по Самопознанию, я вновь стала задумываться над жизнью, над тем, что истинно. Много мыслей приходят ко мне. Сама жизнь — это Истина. Я понимаю, что надо жить в гармонии с собой, с внешним миром. Я счастлива, что могу преподавать предмет Самопознание. Рассказывать детям то, что только правильное поведение и позитивное мышление — путь к Истине. Истина — это то, что внутри человека. Истина — это совесть. Я стараюсь жить в ладу со своей совестью. Но, признаюсь честно, не всегда это получается. В мире, где есть, к сожалению, несправедливость, и ты вносишь свою лепту. В мире, где важно материальное, и ты не можешь полностью отречься от материального. Но я стараюсь думать о духовном, понимаю, что каждый человек где-то должен когда-то отчитаться за свои грехи. Но я, благодаря Самопознанию, научилась не обижаться, никогда никому не желать зла.

Я считаю, что в первую очередь программа «Самопознание» направлена на изменение нас, учителей! Так как мы являемся примером для наших учеников, родителей. Благодаря урокам самопознания, я заметила в себе большие изменения: я стала спокойнее, терпеливее, перестала злиться и обижаться. Благодаря программе НДО «Самопознание» мы направляем учащихся на раскрытие и развитие в себе общечеловеческих ценностей. И помочь детям в этом должны мы – учителя! Но эта помощь нужна не только ученикам, но и родителям, нашим коллегам! А начиная со своей школы, мы будем способствовать нравственно-духовному развитию всего общества. А в обществе всегда ценились и ценятся  доброта, верность, честность, истина, правильное поведение, любовь, ненасилие, покой.

У преданного своему делу учителя, будут тысячи благородных учеников. И снова приведу слова своего любимого педагога Ш. А. Амонашвили: «Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни».

Заключение

Таким образом, стремление к истине и красоте как высшему благу есть, соглас­но Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил Л.Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной. Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высо­кий нравственно-эстетический смысл. Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Главная цель познания – достижение научной истины. Применительно к философии Истина является не только целью познания, но и предметом исследования [3]. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру.

Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть[4].

Стремление к истине — единственное занятие, достойное героя.

Джордано Бруно

Список использованной литературы

1. Информационное письмо «О массовом внедрении в организациях образования в 2010/2011 учебном году предмета «Самопознание».

2. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. «Общечеловеческие ценности» (5–11кл.). методическое пособие для учителей // Алматы, ННПООЦ «Бобек», 2014

3. Толстой Л.Н. Книга об истине, жизни и поведении. Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-20177.

4. http://sai.org.ua/ru/207.html

multiurok.ru

Самопознание «Ценности» — прочее, презентации

Ценности

Определение и классификации

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их.

Ценности — это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

Классификация ценностей

 

  • Традиционные — ориентированы на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни. Современные — возникают под влиянием изменений в общественной жизни.

2. Базовые — характеризуют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными и второстепенные.

3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном общества средства достижения целей).

Ценности разделяют:

  • материальные   (ценности, которые существуют в форме вещей — одежда, продукты питания, техника, недвижимость)
  • духовные  — моральные, религиозные, художественные, политические и др.

материальными ценностями (их иногда называют благами), которые удовлетворяют телесное бытие человека считают:

  • экономические
  • технические
  • приветственные ( состояние здоровья, экологии).

Духовные ценности:

— религиозные (святость)

  • моральные (добро)
  • эстетичные (прекрасное)
  • правовые (справедливость)
  • философские (истина)
  • политические (благо общества)

Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют  психические  и социальные  ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды

Переживание радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек хочет и которые ценит, не принадлежат ни к духовной, ни к материальной сферам.

Они являются  душевными , а не духовными, ценностями.

Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями — такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п.

Ценности-цели и

ценности-средства

Учитывая роль ценностей в жизни человека, выделяют ценности-цели и ценности-средства.

Ценностями-Целями считают изначальные жизненные ориентиры, которые не нуждаются в обосновании, а имеют значение сами по себе. Их человек воспринимает на веру, они являются очевидными для нее. Такими ценностями есть, например, истина, добро, прекрасное, жизнь, любовь, счастье.

Ценности-Средства воплощают в себе определенную ситуативную цель, они служат средствами достижения других, значимых целей, средством самоутверждения, привлечения к себе внимания, которое также может рассматриваться лишь как средство в достижении жизненного успеха (карьера, любовь), а карьера — как средство получения славы, богатства.

Ценности-Цели и ценности-средства должны согласовываться между собой. Благородную цель, например, нельзя воплощать никакими антигуманными средствами, а если для ее утверждения нужны именно такие средства, то она не является благородной.

Модель иерархии ценностей

Ценности высшего

и низшего порядка

  • Ценности высшего порядка формируются, как правило, очень надолго или навсегда, и изменяются только под влиянием очень тяжелых экстремальных воздействий.
  • Ценности низшего порядка формируются, когда индивидуум обращает на феномен свое внимание, именно они формируют значительную часть разнообразия ценностей личности, как таковых.

Чем выше порядок ценностей, тем меньше ценностей данного порядка может существовать. Это можно объяснить, прежде всего, необходимостью выживания и адаптации, ибо если бы у человека все ценности были ценностями высших порядков, то он должен был бы или постоянно жертвовать жизнью, или принимать невыгодные для себя решения, что с точки зрения социальной адаптации, конечно, недопустимо.

Модель иерархии ценностей

Кружками разной толщины изображены ценности разных порядков, при этом отражено, что ценностей высоких порядков меньше, чем ценностей низких порядков.

  • Естественная иерархия ценностей базируется на представлении о том, что чем сильнее воздействие , под влиянием которого индивидуум способен отказаться от данного запрета, тем выше порядок ценностей.
  • Ценности в процессе жизни меняют свой порядок, постоянно мигрируя. Чем выше порядок ценности, тем ниже ее возможность к изменению порядка (подвижность), но количество ценностей низкого порядка всегда больше, чем ценностей высокого порядка.

Можно так же использовать в качестве критерия построения внешней классификации жизненные сферы, с которыми имеет дело индивидуум в процессе своего существования, тогда все ценности можно будет разделить на следующие группы:

Ценности здоровья

всё связанное со здоровьем, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья

Личная жизнь

совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия

Семья

отношение к семье, родителям и детям

Профессиональная деятельность

требования к работе и финансам

Интеллектуальная сфера

мышление и интеллектуальное развитие

Смерть и духовное развитие

отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви

Социум

отношение человека к государству, обществу, политической системе

Увлечения

увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом

Особенность ценностей как феномена культуры заключается в том, что разные, а иногда и противоположные ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит себя не с одной ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя систему, которая является существенным элементом организации человеческого поведения.

kopilkaurokov.ru

Реферат по самопознанию на тему:- общечеловеческая ценность- «ЛЮБОВЬ»

Реферат

на тему: «Общечеловеческая ценность «Любовь»

Любовь – начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому- то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек. Конфуций

«Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши.

Но не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те,

кто нас любят.»

Л.Н. Толстой

«Любовь смотрит не глазами, а сердцем».

Уильям Шекспир

Задаваясь в тысячный раз одним вопросом что есть жизнь? Я так и не могу прийти к согласию с самой собой. Но есть определенные моменты, в которых мы уверены даже не осознавая всю глубину этих слов и чувств. Одним из таких чувств является любовь. Что есть любовь? У каждого она свая, как и правда. Я считаю, что на нашем голубом шарике нет такого человека, который бы не испытал это состояние души и разума. Это чувство, присущие не уму, а сердцу. Чувства любви, праведности и справедливости, уважения ко всем проявлениям жизни, сострадания и терпимости. Разве именно не в этом нуждается сейчас наш беспокойный мир, каждый из нас?

Многие философы, великие духовные учителя, поэты, писатели, педагоги размышляли о том, что такое любовь, какова её сущность, в чем её сила, какова её значение в жизни в человеке и как она связана с познанием человеком самого себя. В чем их отличались, но в одном, большинство из них приходили к поразительно схожим выводам. В чем же заключается это сходство, каковы эти выводы?

Безусловно, понятие «любовь» имеет очень много разных значений, но есть высшее духовное понимание любви, с высоты которого остальные трактовки этого понятия являются частными и неполными. Существует много разных видов любви: любовь к Родине, любовь к матери, любовь к родственникам, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к науке, природе, искусству, любовь к кому-то или чему-то отдельному. И, если, этот кто-то или что-то, исчезают из нашей жизни, или меняются, становятся не такими как мы ожидали, мы испытываем страдание.

Но есть любовь ко всему, ко всем людям, не только к близким, ко всем матерям, не только к близким, ко всем матерям, не только к своей собственной, ко всем странам, не только к родной стране. Это любовь расширение. Тогда мы любим не кого-то за что-то, а просто осознаем, что мы едины, осознаем высшую Духовную Природу в себе и в других людях. Это любовь – безусловное принятие. Тогда мы не делим мир и людей по принципу «нравится – не нравится», хороший или плохой, свой или чужой. В каждом человеке мы можем видеть его высшую духовную природу и любить её. Это чистая бескорыстная любовь. Мы любим, не ожидая ничего взамен, просто потому что наша истинная природа – любить!

Общечеловеческая ценность Любовь – это то, что объединяет все сердца, все жизни, все времена, все нации, все религии, всю природу, всю вселенную. Так что ж это такое я попробую хоть немного приподнять завесы неизвестного до конца.

Любовь бывает мимолетной безграничной непонятой глубокой и прекрасной. Любовь ребёнка к родителям. Родителей к ребенку. Любовь между мужчиной и женщиной. Любовь к кумирам и любимому делу. А также любовь к материальному и духовному во всех проявлениях. Но сегодня мы говорить и рассуждать, и практиковать бескорыстную любовь.

В толковых словарях дается такое определение, что такое любовь:

«Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе, она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

Чистая, бескорыстная любовь (незагрязнённая, неэгоистическая, безусловная и постоянная любовь ко всему и ко всем). Именно эта любовь выявляется в сердцах учащихся, в процессе изучения предмета «Самопознание».

Великий казахский духовный учитель Абай в «словах назидания» говорил о Любви как о вечной общечеловеческой ценности: «…в человеческой душе должны быть два качества, два чувства Справедливость и Любовь…», «Люби, брат, всех людей на земле». Подходы Абая и Я.А.Коменского поражают своей глубиной и сходством позиции. Абай также различал плотскую и духовную любовь: «…любовь и страсть — это разные пути…». Любовь – это всегда труд и забота. Если человек бескорыстно любит, то искренняя забота будет её естественным проявлением.

В.А. Сухомлинский в своей книге писал: «Мудрая любовь к детям — вершина нашей педагогической культуры, мыслей и чувства, является результатом длительной работы педагога над самовоспитанием чувств».

Самая бескорыстная любовь — ребенка к матери. Малыш родился. Такой маленький он уже любит свою маму, любит просто так, потому что она есть. Он не требует, чтобы она была красивой, образованной и начитанной. Ему неважно, что на ней надето – вечернее платье, или старенький ситцевый халатик важно одно – чтобы мама была рядом. Он единственный человек на свете, который любит бескорыстно.

«Любовь не ищет своего» — сказано в Библии, но готовы ли мы отдавать, а не получать? Не каждый человек ведь может пожертвовать чем-то ради другого человека. Ведь во время войны многие люди, искренне любя Родину, своих товарищей, близких и родных: бросались под танки, закрывали собой амбразуры пулеметов, отправляли свои самолеты на вражеские эшелоны. Они ничего не требовали за свою жизнь, просто иначе поступать не могли.

Бескорыстной любви посвящены очень много литературных произведений. Также понимание любви как общечеловеческой ценности можно найти у большинства великих духовных учителей, поэтов, писателей, педагогов.

Значение слова «любовь» претерпело много изменений за прошлые годы, но в современной научной литературе оно обретает особый смысл. Например, современные физики приходят к выводу, что любовь – это не просто эмоция, желание или привязанность. Любовь — это мощная энергия, которая способна преображать окружающий мир, это энергия, рожденная и поддерживающая жизнь.

Многочисленные исследования физиков, биологов, медиков, психологов подтверждают чудодейственное влияние энергии Любви на все сферы человеческой жизни.

Человек является проводником энергии любви, подобного тому, как метал, является проводником электрической энергии. Недостаток энергии любви приводит к душевным и физическим расстройствам. Многие проблемы во взаимоотношениях людей связаны с недостатком энергии любви.

Человеческая жизнь начинается с любви и складывается из истории любви: история любви с материю, история любви с отцом, история любви с друзьями, учителями, история любви с супругом, детьми. Оттого как осуществились эти истории любви, зависит, как осуществилась история жизни человека.

С.А. Назарбаева в своей книге «Этика жизни» пишет: «Я часто спрашивала себя — что такое Любовь? И нашла ответ: Любовь — это Бог. А Бог — это Любовь. Божья искра, Божественное начало есть в каждом живущем на этой земле».

В истории очень много примеров бескорыстной любви. Такими являются жены декабристов – это яркий пример любви и верности русских женщин. Я была поражена тем, как женщина может любить мужчину, чтобы ради него лишиться: богатства, титулов, привилегий, уважения в кругу своих знакомых и отправиться неизвестно куда, за тысячи километров, в голод, в холод, в суровую Сибирь. Подвиг жен – декабристов уникален. Как, мне кажется, в современном мире сложно найти женщину, которая бы последовала их примеру. Ведь мало, кто откажется сейчас от богатства, благополучия, тихой размеренной жизни. Я задумалась над этим: а хватило бы у меня силы духа отказаться от привычной жизни? Наверное, нет. А вот жены декабристов пошли на это. Ничего не нужно было им без любимых: ни титулов, ни денег, ни власти. Самое главное, чего хотела каждая – любить и быть рядом со своим любимым человеком. Вот это настоящий подвиг бескорыстной любви.

Мне выпало практиковать в своей деятельности и в повседневной жизни во время дистанционного периода общечеловеческую ценность – любовь и в завершении практики необходимо было написать реферат. Я задавалась вопросами: почему именно бескорыстная любовь как я ее покажу, о чем буду писать. Но передо мной стояли еще более важные задачи, подготовить уроки, собрание, семинар и вне учебной деятельности, а также отчеты. И я отодвигала реферат на потом.

Но время пролетело быстро, и когда подошло время к выполнению этой работы, я задумалась, о чем я могу написать, смогла ли я её практиковать, я даже испугалась — а выполню ли это задание?! И тогда я стала вспоминать и анализировать, чем я жила весь этот месяц, что я делала, с кем я говорила, кого и чему я учила? И тут неожиданно для самой себя я ответила, а ведь сама того не зная, я практиковала эту ценность, дарила свою любовь всем кто окружает меня, с кем говорила, с кем общалась только по телефону, с теми кто дорог мне – это муж, моя мама с папой, свекровь, коллеги и ученики и все те, кто так или иначе присутствуют в моей жизни, а так же мой дорогой «сына» так я называю своего кота, которого 2 года назад взяла из приюта для животных совсем крохой которого очень люблю переживаю за него действительно как за своего ребенка, и понимаю что чувство любви и у него ко мне есть, я думаю что у котов нет корысти, то есть и любит он меня безкорыстно. Когда я приехала домой я его обнимала, целовала, и даже плакала я поняла как очень сильно по нему соскучилась. И даже его мурлыканье для меня стало особенным, я не злюсь на то что когда я что то делаю а он ко мне лезет, я его обниму посажу на колени и он успакаивается.

Я вспомнила первый день выхода на практику, когда пришла в школу, увидела после долгой разлуки своих коллег, свой воспитательный сектор я к каждому подошла обняла их и сказала как мне кажется искренне что очень по ним скучала. На моем обратном пути мне встретились дети которые бежали ко мне с вытинутыми руками и кричали «О наша О.В. приехала» Я поняла на тот момент что я их еще больше люблю, что я очень по ним всем соскучилась что мне их безумно не хватало. Что я хочу по скорей вернуться в свою школу и начать вести уроки в своих классах, видеть улыбки своих учеников, радовать их новыми интересными методами на уроках.

Мои родители, муж и его родители, наши друзья заметили во мне изменения. А мне действительно хотелось сделать для окружающих меня людей что-то приятное просто так бескорыстно. Ведь я не тот человек, который будет считать, что мне должны тоже оказать помощь взамен полученной, улыбаться мне в ответ если я улыбнулась им а также, что я в каких-то вопросах компетентнее других, а просто потому что не могу не прийти на помощь, а приходя искренне на помощь людям – я радую их. Ведь так?! Вот она практика бескорыстной любви!

На уроках «Самопознания» мы тоже всегда говорим о бескорыстной любви помощи доброте и милосердии, и когда у детей спрашиваешь какой предмет самопознание они часто отвечают-добрый!

На родительском собрании, родителям мы всегда говорим о том, что дети любят Вас родители бескорыстно и вам только нужно поддержать и развивать эту любовь на окружающий мир, на человечество. Именно своим доверием, истиной, правильным поведением. И тогда наши дети будут бескорыстными в любви, поведении, и все будут делать от чистого сердца.

В конце своего реферата я бы хотела написать про любовь матерей к детям и детей к матерям! Как жаль, что нынешнее поколение не совсем понимают драгоценное слово «Мама», как жаль, что многие дети остаются без материнской ласки и любви, бескорыстной любви!

Все мы когда-то приходим к такому возрасту что понимаем, что самая чистая, светлая любовь — это «Мамина любовь». Вот и я к своим 23 годам пришла к тому, что как мама любит меня так как никто никогда любить не будет, я стала все чаще нуждаться в этих словах от мамы. Я живу и работаю в Аксу, куда приехала, когда вышла замуж, мама осталась в деревне с папой. Я езжу к ней, но это с работой получается редко. Я понимаю, как сильно мне ее не хватает.

Каждый телефонный звонок я начинаю с того что говорю, как я очень сильно её люблю, что она самая лучшая мама на земле, каждый раз я слышу, как она плачет после моих слов «Люблю тебя Мамочка». Ведь в подростковом возрасте мамы зачастую слышат эти слова редко… Дети не так часто говорят эти слова. И мне очень жаль, что я их редко говорила своей маме! Я попросила у нее прощенья за то, что она слышала не так часто слово люблю!!!Я люблю ее просто за то, что она у меня есть, не могу представить жизни без неё, когда слышу ее замечательный голос, он меня окрыляет, чем я становлюсь взрослее, тем я все сильнее отдаю себе отчет как сильно я люблю ее как мне не хватает ее родных, самых нежных в мире рук, даже сейчас я сижу пишу и у меня наворачиваются слезы, я не видела её уже чуть больше недели….

Сегодня я обязательно вновь скажу, как сильно я её люблю!!! Не это ли бескорыстная любовь!?

Благодаря предмету «Самопознание» я меняюсь, в лучшую сторону. Любовь помогает мне проявиться, выявляя, увеличивая, развивая во мне хорошее, положительное, ценное.

В заключении хочется сказать любовь способна раскрывать в человеке его общественные качества, пробудить сочувствие к окружающим. Сделать его добрым, способным на бескорыстные поступки. Любовь сила все согревающая все видящая она сама сияет, поет и цветет. Человек не испытавший благотворного воздействия любви, остается бездушным. Бескорыстная любовь не имеет ни начала ни конца, не ищет наград она сама по себе награда.

Список использованной литературы:

  1. Руководство для учителя «Общечеловеческие ценности на уроке»

  2. Я Корчак и В.А. Сухомлинский о любви к детям: Сборник педагогических произведений и статей. Донецк. 2011.

  3. С.А. Назарбаева Этика жизни — Алмата, 2001 год

  4. Ш. Амонашвили Основы гуманной педагогики. Как любить детей М. Амрита – Русь, 2012г.

  5. Р.А. Мукажанова, Омарова Г.А. методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. — Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *