Общение мальчиков и девочек: Особенности общения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте

Дружба мальчиков и девочек

МОУ Бурмакинская СОШ №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Дружба мальчиков и девочек»
(выступление на общешкольном родительском собрании)

 

 

Выполнила: Коршунова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Бурмакино
2013 год

 

Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях (Википедия)

Каждый человек имеет друга или несколько друзей. Они помогают преодолевать друг другу неприятности, радуются вместе приятным событиям, делятся секретами. Но чаще всего мальчики выбирают себе в друзья мальчиков, а девочки – девочек. Это происходит, потому что  интересы мальчиков совпадают, как совпадают интересы девочек. Но бывает и по-другому, когда дружат мальчик и девочка, знакомые с малых лет. Но бывает, что некоторые ровесники дружбу мальчика и девочки высмеивают, не считая невозможными такие взаимоотношения.

Подобная дружба часто складывается еще в детстве и продолжается в подростковом возрасте. Сначала дети вместе играют, а потом делятся мыслями и открытиями! Лучший друг или подруга вполне может быть противоположного пола. Эти отношения можно сравнить с отношениями брата и сестры, которые хорошо ладят. «Братско-сестринскую» дружбу между мальчиком и девочкой обязательно нужно сохранить. Благодаря ей ребёнок узнает много интересного о противоположном поле. Она позволит лучше понять человеческие отношения, потому что мальчики и девочки не всегда ведут себя одинаково.

Конечно, в этой дружбе есть доля романтики, но она позволяет безбоязненно изучать противоположный пол.

В каком бы возрасте ни дружили мальчик с девочкой, их привязанность — прекрасный способ лучше узнать психологию противоположного пола. А эти знания в жизни всегда пригодятся. Поскольку такой шанс выпадает не часто, нужно постараться сохранить эту дружбу. Если девочке нравится общаться с мальчиком, совсем не обязательно, что она в него влюбилась. То же справедливо и для мальчиков. Тот, кто смеется над такой дружбой, просто завидует. Главное — не позволить ложному стыду разрушить эту дружбу.

Дружба мальчиков и девочек в детском саду

Отношения полов начинаются в  раннем детстве, когда различия между мальчиком и девочкой не носят такой  выраженный характер, как в юности или зрелости. Однако  дружба между мальчиками и девочками, как правило, недолговечна:  становясь старше, они выбирают себе однополых друзей. В семейной жизни  мужчина и женщина редко бывают друзьями – возможно потому, что не  успевают научиться этому за короткий период детской привязанности.

В детской дружбе случается масса мелких конфликтов: Таня забрала куклу у  Ани, Дима подрался с Денисом, все в слезах бегут жаловаться друг на  друга, но уже через пять минут мирятся. Родители обычно не воспринимают  всерьез ссору двух девочек или двух мальчиков. Но если мальчик обижает  девочку, начинается разбирательство. Мама мальчика извиняется, ругает  сынишку, мама девочки говорит дочке » Все мальчики — хулиганы невоспитанные. Не дружи с ним!» ? и, может быть, даже посоветует: «В следующий раз не давай ему свои игрушки и не бойся стукнуть его, если будет что-нибудь отбирать».  Если происходит наоборот – девочка обижает мальчика, мама девочки почти  никак не реагирует, мама мальчика чувствует обиду и неприязнь к  этой девчонке, объявив девчонку плаксой, с которой не стоит и возиться.  И для таких детей

первый ценный этап знакомства с разной психологией мальчиков и девочек, к сожалению, будет потерян. Получается, что война полов между детьми провоцируется взрослыми. Нужно ли обращать внимание детей на различия, заложенные природой, или  лучше нивелировать их до поры до времени? Скорее всего, если мальчик и  девочка дружат, родителям стоит воспользоваться возможностью  контролировать ситуацию с целью сформировать у них навык общения с  противоположным полом, старатся объяснить детям: «Понимаешь, Вася же мальчик, ему свойственно стремиться к лидерству, быть первым, он хочет защищать, поэтому и не пускает тебя на опасные качели/сам хочет первым попробовать сыграть в эту игру…Не нужно ссориться и драться, ты девочка, принцесса, веди себя красиво» . Мама мальчика в свою очередь постарается объяснить ему, что «девочки — ранимые, впечатлительные, их легко расстроить, поэтому даже если ты делаешь что-то из лучших чувств, всегда нужно быть деликатным и вежливым». Такие объяснения возможны. Поэтому очень важно, чтобы родители и педагоги не мешали дружбе, а наоборот, помогали ей состояться. А при необходимости всегда объясняли различия с положительной точки зрения — не «он — драчун», а «он —
активный
и всегда стремится к лидерству».

Если мальчик и девочка не поделили игрушку, предложите детям: «А ну  давайте тянуть жребий, кто первый будет играть! Кто вытянет длинную  травинку, тот и первый». Или сформулируйте условие: кто играет вторым, будет играть на несколько минут дольше.. И посмотрите, кто что  предпочтет. В любом случае так будет справедливо по отношению к обоим  детям.

Дружба мальчиков и девочек в школе

В школьном и подростковом возрасте дружба мальчика и девочки создает благоприятные условия для воспитания у мальчиков настоящего мужского благородства. Мальчик, который дружит с девочкой в школе, раньше своих сверстников понимает, что девочек надо защищать, на них нельзя поднимать руку, их не надо обижать, их надо пропускать вперед, когда заходишь в автобус или в класс, подавать пальто и т. д. Опять же, если в этот момент разорвать дружбу мальчика и девочки, то теория благородства может так и остаться только в теории. И надежды родителей, что с возрастом этикет привьется сам собой, скорее всего, не оправдаются.

Чем полезна задушевная дружба с мальчиком? Когда мальчишка  считает девочку своим другом, он часто бывает с ней откровенным и  делится своим мнением о других девочках. Такие разговоры по душам с  мальчиком очень полезны для девочки-подростка. От него она может узнать,  что думают ребята о девочках в классе, во дворе, кто им нравится, кто  нет – и почему, какое поведение девчонок вызывает у них насмешку или  презрение, каких девчонок они уважают

Чем полезна задушевная дружба с девочкой? Многие юноши боятся  знакомиться с девушками, стесняются завести разговор, взять за руку.  Если мальчик в детстве дружил с девочкой, позже у него обычно нет страха  перед прекрасным полом. Он привык к общению с девчонкой, он знает, как  себя вести, как показать свою симпатию, как мириться после ссоры. У него  есть необходимый опыт. Много теряют те, кто не дружит с девочками. Потому что, чем старше становятся такие мальчишки, тем боязней им становится подойти к девчонке. У них возникает комплекс неполноценности.

Они замыкаются в себе. У них начинает страдать психика. И это, порой, трудно исправляется.

Разный взгляд на абсолютно одинаковые вещи поможет друзьям стать более компромиссными в период подросткового максимализма, позволит увидеть мир более полно, посмотреть на проблемы с другой стороны. Это очень важный опыт. И он очень ценен, потому что накапливается незаметно, зато на всю жизнь.

Дружба между молодым человеком и девушкой в старших классах и институте чаще всего натыкается на испытание песенками «Тили-тили-тесто»… В такую дружбу окружающие не верят и активно подтрунивают над друзьями. А ведь эта дружба позволяет справиться молодым людям с застенчивостью, которую они могут испытывать при знакомстве с людьми противоположного пола. И эта дружба в какой-то мере позволяет компенсировать отсутствие такого опыта в детстве и подростковом возрасте. Это как бы ускоренная программа изучения — этикета, благородства, психологии полов. Не надо загадывать и предполагать. Не надо мешать.

Молодые и всегда эгоцентричные люди пытаются научиться понимать других, видеть мир не только своими глазами. Лучшее, что могут в этой ситуации взрослые — не мешать, но и не пускать всё на самотёк

Пример: Подростки проводят долгие зимние вечера в доме  девочки, под присмотром ее мамы. Это очень хорошо с точки зрения  безопасности детей, но доставляет определенные неудобства в бытовом  плане. Уже 8 вечера, а они слушают музыку, болтают, и Димка, похоже, не  собирается домой. Выгнать его неудобно, но так тоже не годится.  В таком случае мама мальчика должна объяснить сыну, что существуют  правила приличия, согласно которым проводить все вечера в гостях нельзя.  У девочки есть обязанности в семье – постирать свои мелкие вещи, помочь  маме приготовить ужин, накрыть на стол. Нужно уважать чужие  потребности. Да и для него самого дома дело найдется, не говоря уже об  уроках, которые он потом делает до 12 ночи или не делает вообще. Мама  девочки может посоветовать дочке ограничить время «свиданий на дому»,  пояснив это теми же причинами.

Пример: Подросшие дети поссорились и привлекли в  союзники третьих лиц, она подружек, он товарищей.  Отношения выясняют путем взаимной критики, ее подружки ругают Димку, его  друзья – Юльку. Это уже похоже на настоящую войну полов и на конец  детской дружбы.  Здесь уже хорошо бы сказать свое веское слово папе мальчика. Попробуйте  объяснить сыну, как это не по-мужски – позволять мальчишкам высмеивать  Юлю. Он сам должен разобраться, как ему поступить. Он может помириться с  ней или нет, никто ему не навязывает решение, но настоящий мужчина не  советуется с друзьями по такому поводу.  Мама девочки тоже может подсказать дочери, как правильно повести себя в  такой ситуации. Например, она может сказать, что подружек не стоит  слушать, потому что не исключено, что одна из них сама не против дружить  с Димкой. Тебе же, мол, потом будет обидней. Не хотите больше дружить –  не надо, но ссориться зачем? Пусть он вспоминает о вашей детской дружбе  с теплом.

Говоря с детьми об их проблемах, советуйте им всегда ставить себя на  место другого, чтобы понять, почему он ведет себя так, а не иначе.   Готовьте их к ситуациям, с которыми они могут столкнуться во взрослой  жизни. Не забывайте произносить ключевые фразы «ты мальчик (девочка)»,  «она девочка (он мальчик)». Не думайте, что указывая им на разницу между  ними, вы сеете рознь между мальчиком и девочкой и разъединяете детей.  Во-первых, разница существует, и дети должны это уяснить, чтобы в  будущем не страдать от различий в мировосприятии.  Во-вторых, в ребенке нужно «культивировать» его пол с малых лет.

Кроме того, во – первых, дружба дает нам прекрасный опыт человеческого общения.

Во-вторых, дружба  мальчиков с девочками, готовит их к навыкам будущего совместного проживания.

Если в детстве мальчик и девочка дружат продолжительное время, можно  считать, что повезло им обоим. А для родителей это шанс научить своих  детей уважать друг в друге различия полов и видеть за ними

Консультация «Особенности общения мальчиков и девочек» | Консультация на тему:

«Особенности общения девочек и мальчиков».

В соответствии с современными концепциями развития личности полоролевая социализация может быть представлена как процесс вхождения мальчика и девочки в новую социальную общность, обуславливающий определенный статус сына и дочери, внука и внучки и т.п. (М.В.Колясникова, И.С.Кон, В.С.Мерлин, Л.И.Столярчук и др.). По их мнению при благоприятно складывающихся обстоятельствах этот процесс проходит три взаимообусловленные фазы.

Проблема генезиса полоролевой социализации рассматривается разными авторами. Так Т.А.Репина выделяет три этапа в процессе половой социализации.

1-й этап — осуществление половой идентификации. Научаясь различать мужчину и женщину, девочку и мальчика и знать, какого рода поведение характеризует каждого из них, ребенок причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам.

2-й этап — формирование половых предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Этот этап тесно связан с первым, так как для того, чтобы возникли полоролевые предпочтения, ребенок должен знать, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола.

3-й этап — овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей.

Автор отмечает, что второй и третий этапы могут сосуществовать вместе.

В исследованиях Л.В.Коломинского описывается динамика полоролевого развития ребенка в раннем и дошкольном детстве более детально.

При рождении у ребенка определяется его акушерский, паспортный или гражданский пол. С этого момента начинается процесс полоролевого развития. Ребенок становится объектом и субъектом полоролевой социализации.

К полутора годам формируется первичная половая идентичность, в основе которой лежит знание своей половой принадлежности на номинативном уровне. Не выделяя себя среди других и не называя себя «Я», ребенок уже знает, кто он — мальчик или девочка, ориентируется на требования соответствующей половой роли (предпочтения в одежде и игрушках для своего пола, подражание в манере поведения). Мнения психологов относительно того, какое из начал — биологическое, психологическое или социальное – детерминирует такую картину развития ребенка раннего возраста, различны и даже противоречивы. В исследованиях Д.Л.Хэмпсон и Ф.Г.Хэмпсон показано, что ориентация на половую роль не является врожденной. Если биологическое изменение пола происходит в течение первого года жизни, переадаптация необходима только для родителей. Психологическое изменение пола позже полутора лет, по мнению Я.Л.Коломинского и М.Х.Мелтсас, может быть существенно затруднено.

Таким образом, можно сделать вывод, что первичная половая идентичность является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания.

От полутора до пяти-шести лет ребенок осваивает свою половую роль и знакомится с различиями полов. Интенсивное освоение половых ролей и полоролевого репертуара обеспечивают: разъяснения взрослых, прямо инструктирующих ребенка, и их реакции на соответствие или несоответствие его поведения этим инструкциям; наблюдения за поведением людей разного пола; оценки взрослых и сверстников степени проявления мужественности и женственности ребенка; влияние мужских и женских литературных и телевизионных образов; жизненный опыт дошкольника и др.

На этом этапе у дошкольника обнаруживается действие всех известных механизмов социального развития человека: подражания, идентификации, социального контроля, моделирования, социальной ингибиции, социальной фассилитации, рефлексии и др.

К трем годам ребенок овладевает категорией «Я», которая сливается с осознанием своей половой принадлежности, то есть формируется базовая половая идентичность. Половой категоризации усвоения полоролевых представлений способствуют и процессы идентификации «физического Я». В это время появляются первые вопросы о появлении ребенка на свет. Интерес к телесному устройству и деторождению наблюдается у всех нормально развивающихся детей, а удовлетворение его отвечает познавательной активности ребенка и входит необходимой частью в процесс полоролевой ориентации (И.С.Кон, В.Е.Каган и др.).

Полоролевые представления и предпочтения неустойчивы. Лишь немногие дети этого возраста могут мотивировать свои ответы и рассказать о различиях полов. Ребенок все еще полагает, что в силу каких-либо обстоятельств пол возможно изменить.

В возрасте от трех до пяти-шести лет осуществляется половая идентификация ребенка с родителями своего пола( B.C.Мухина, Л.Ф.Обухова, А.И.Захаров, Т.А.Репина), которая в пять-шесть лет приобретает характер ролевой идентификации (А.И.Захаров). Идентификация с ролью рассматривается как способность ребенка, представляя себя на месте родителя или другого значимого человека своего пола, воспроизводить его образ действий. Мотивационный механизм ролевой идентификации с родителями того же пола, по мнению Л.В.Коломинского, заключается в потребности исполнения полотипизированной роли в общении со сверстниками, то есть в стремлении соответствовать образцу  адекватному полу поведения с тем, чтобы быть принятым среди сверстников и чувствовать себя компетентным и уверенным в их среде. В этих условиях родители выступают как необходимая и доступная модель идентификации.

Необратимость половой принадлежности теперь уже осознается ребенком, что, вероятно, стимулирует процесс дифференциации интересов, деятельности и формирования полоролевых установок. Половая дифференциация способствует возникновению двух подструктур в группе детского сада — группы девочек и группы мальчиков. В группе сверстников своего пола ребенок получает возможность осознать полоролевые различия и апробировать освоенную половую роль в среде себе равных людей.

Ребенок уже более активно и настойчиво интересуется проблемой деторождения, размышляет и стремится получить ответы на вопросы: откуда берутся дети, как они попадают к маме в живот, как оттуда выходят, какую роль в процессе деторождения играет папа. Источниками информации являются родители и сверстники.

К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью (идентичностью),которая выражается единством сознания и переживания себя как носителя половой роли и проявляется в характерных для людей того или иного пола способах поведения, у него формируется системная половая идентичность (B.C.Каган).В основе полоролевой идентичности, согласно В.Е. Кагану, лежит «адаптационный образ Я» как представителя определенного пола. «Адаптационный образ Я» преимущественно складывается под влиянием бытующих в обществе стереотипов мужественности-женственности. Содержание освоенной половой роли в большей мере является отражением той полоролевой парадигмы, которая существует в обществе в виде незыблемых ценностей, норм и стандартов мужского и женского поведения (Т.А.Репина, оЛ.В.Коломинского, ). Старшие дошкольники склонны выделять, прежде всего, то, что разделяет эти роли, а не то, что их сближает.

В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности,и это совпадает с бурным усилением половой дифференциации интересов, деятельности и установок(И.С.Кон). У мальчиков и девочекпроявляются разные интересы и стили поведения, они по собственной инициативе выбирают разные игры и игровых партнеров. Определяя содержание половых ролей, дети указывают на различия по физическим данным («мальчики сильные», «девочки слабыеи красивые») и особенностям игры («любят строить гаражи, мосты, пороги и играть в машинки»), описывают полоспецифическое поведение («мальчики дерутся») и межполовые отношения («мальчики защищают девочек»). У детей начинают проявляться и элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганят, а мальчик — что они защищают девочек.

У дошкольников разного пола проявляется много  психических особенностей. Исследование Л.В.Поповой, эксперименты Т.А.Репиной и ее учеников свидетельствуют, что уже в три года у детей, воспитывающихся в детском саду, имеются предпочтения к поло-типичным игровым объектам, и в большей степени они выражены у девочек. Это также находит отражение в сюжетах игр детей и предпочитаемом содержании рисунков.

Многие работы и наблюдения отечественных исследователей показывают что, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», детский сад, больницу, магазин.

Работы отечественных авторов (Т.А.Репина) по изучению игровых предпочтений детей дошкольного возраста свидетельствует, что в дошкольном детстве очень ярко проявляются различия в выборе характера игр у мальчиков и девочек. Эти различия ни менее отчетливо выступают также в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по играм. Формирующиеся к старшему дошкольному возрасту полоролевые стандарты приобретают для детей значение моральных законов. Многие мальчики считают, что «девчоночьи» игры «плохие» и в них не положено играть мальчикам. В свою очередь, для большинства девочек неинтересно играть в игры мальчиков (исследования Л.В.Градусовой, Н.В.Плисенко). Изучая общение дошкольников в игре, Т.В.Антонова выявила, что у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, имеет место ориентация не только на процесс игры, но и на сверстника и характер отношений с ним. Резкое различие обнаружилось в мечтах детей, обращенных в будущее. Мальчики мечтали быть «большими и сильными», стать машинистом, летчиком, моряком, спасателем. А девочки — «вырасти и быть красивой», стать «мамой», учительницей, врачом, балериной и т. п.

Различия в интересах мальчиков и девочек, формирующиеся дошкольном возрасте, проявляются и в тематике рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности.

У мальчиков большинство рисунков посвящено индустриальной и военной тематике. Они рисуют чаще всего машины разных марок, танки, корабли, самолеты, подъемные краны, космонавтов, рыцарей, персонажей мультфильмов. У девочек преобладает бытовая тематика и интерес к изображению природы. Они любят рисовать цветы, деревья, животных, людей (особенно — принцесс и невест).

Некоторые особенности манеры рисования у детей разного пола были обнаружены Б.Г.Ананьевым, К.С.Мухиной. По технике исполнения рисунки девочек носят более законченный характер, чем у мальчиков, имеют элементы декоративности. При изображении человека они чаще рисуют девочек, «тетенек», тщательно вырисовывают платье, прическу и пользуются разнообразными украшающими элементами. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны, чем у девочек.

Половые предпочтения сказываются и в музыке: девочки любят больше лирическую музыку, а мальчики, как правило, предпочитают бравурную, маршевую. Хотя все дошкольники обожают сказки, детские мультфильмы, но мальчики выбирают, в первую очередь, книги и фильмы про войну, про подвиги, про ковбоев и индейцев.

В процессе полоролевой социализации у детей происходит становление некоторых личностных черт, в большей степени характерных для того или другого пола. Так, исследование О.Смолевой было посвящено изучению неуверенности и особенностей ее проявления у дошкольников разного пола. Ею были установлены факты, подтверждающие некоторые положения Т.П.Хризман: среди мальчиков неуверенных детей в два раза больше, чем среди девочек, и у них труднее проходит период адаптации к дошкольному учреждению.

Широко распространено мнение, что мальчики более самоуверенны и дают себе более высокие оценки, чем девочки. Проведенный Т.А.Репиной оценочный эксперимент в детском саду, выявил, что мальчики более высокие оценки по ряду качеств давали девочкам, а не сверстникам своего пола. Та же тенденция проявилась у них при самооценивании. Е.Кох, проведя исследование, также обнаружила, что девочки-дошкольницы имеют более высокое мнение о себе, чем мальчики, которые оценивают девочек выше, чем самих себя.

Многочисленные работы посвящены изучению агрессивного поведения и проявлению гнева у маленьких детей. Ф.В.Гуденух, изучая проявления гнева и агрессии у детей в возрасте от 12 месяцев до трех лет, установила, что в три года взрывы гнева у мальчиков наблюдаются в три раза чаще, чем у девочек. X. Дейв, проанализировав 200 ссор 40 дошкольников, подтвердил, что мальчики больше ссорятся, чем девочки. Кроме того, ссоры чаще происходят между детьми одного пола и у старших дошкольников их меньше, но они продолжительнее по времени. В. Д.Фешбек наблюдала игры маленьких детей в США, Швейцарии и Эфиопии. Она также установила большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками.

Целый ряд работ об агрессивности выполнен Р.Р.Сиерсом, М.Н.Пинтлер, Р.С.Сиерс, Е.Холленбергом, М.Сперри, Дж.Уолтером, Д.Пирс, Л.Даме, А.Бандурой, Р.Уолтерсом. В них хотя и была обнаружена большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но исследователями это также объясняется разными для первых и вторых социально одобряемыми моделями поведения. Некоторые авторы (Е.Кох, Б. и Дж.Уайтинги) считают, что одной из причин меньшей агрессивности девочек, является их большая степень взаимодействия с малышами, так как девочек привлекают к воспитанию маленьких детей гораздо чаще, чем мальчиков. Дж. Стоккард выражает мнение, что агрессия мальчиков более опасная, она растет с возрастом. К их агрессии примыкает доминантное поведение, поэтому часты ссоры. Девочки более конформны, что с точки зрения автора связано с игрой в куклы: обучая делать куклу «так, как надо», девочки-дошкольницы имеют широкую возможность приобщаться к культурным нормам семьи.

Многие авторы (Е.Беллер, В.Хартуп, Е.Кох, Б.Фагот и др.) утверждают, что девочки по сравнению с мальчиками более боязливы и застенчивы, неуверенны в своих силах, более эмоциональны, легче фрустрируемы, менее активны и поэтому не стремятся к лидерству.

Большое количество исследований посвящено зависимому поведению у дошкольников, которое проявляется в поисках помощи и одобрения, в нежелании быть одному, в «выпрашивании» любви и требованиях поддержки. В этих работах отмечается, что зависимые дети, как правило, ласковые, послушные. Они очень чувствительны к оценке взрослого, и что, с одной стороны, зависимость выступает как важный аспект половой социализации, но, с другой стороны, недостатком зависимости детей является отсутствие самостоятельности, пассивность. Б. и Дж.Уайтинги на основе результатов проведенных исследований утверждают, что девочки более зависимы, чем мальчики, и менее агрессивны и это врожденные особенности детей. А.Бандура, изучая проявления зависимости у девочек и мальчиков дошкольного возраста, отмечает, что оно не врожденное, что дети с высокой степенью зависимости воспитываются в семьях у сверхэмоциональных родителей, проводящих много времени со своими детьми и поощряющих их зависимость (материалы приведены по работе Т.А.Репиной).

Е.Маккоби и К.Джеклин замечают, что степень активности дошкольников разного пола, стремление их к доминантности и достижениям, не имеют психологических различий между мальчиками и девочками. Девочки не менее активны в своей деятельности, чем мальчики, но сферы их активности могут отличаться.

Е. Маккоби и К. Джеклин считают, что большая застенчивость и боязливость у девочек по сравнению с мальчиками в дошкольном  возрасте не обнаруживается. Авторы также возражают против утверждения, что мальчики в большей степени стремятся к контактам со сверстниками, чем девочки, и заключают, что поиски контактов со взрослыми и детьми не связаны с полом ребенка. Они полагают, что умственные способности мальчиков и девочек равны, но поскольку в большинстве обществ умственные способности представительниц женского пола не поддерживаются, то у девочек они не получают такого развития, как у мальчиков. Исследователи выдвигают возражение и против большей конформности девочек, так как конформность у мальчиков и девочек, как они полагают, проявляется по-разному: девочки более конформны к директивам родителей, у мальчиков большая конформность к групповым нормам сверстников.

В исследованиях ряда психологов доказано, что девочки имеют больше друзей-сверстников, более инициативны, у них более высокое мнение о себе, чем у мальчиков, в то время как мальчики проявляют больше зависимости, чем девочки. Выявлено также, что формирование таких качеств, как агрессивность, доминантность, соревновательность зависит во многом от того, является ли ребенок младшим или старшим в семье, и от пола и возраста брата или сестры. Не только у мальчиков, но и у девочек, если они являются старшими, может ярко обнаружиться агрессивность, враждебность, стремление к контролю над младшим.

В ряде исследований отмечается, что девочки в большей степени, чем мальчики, социально ориентированы на других людей, более социально активны, а мальчики больше ориентированы на решение конструктивных задач, т. е. у них преобладает деловая ориентация

В исследованиях зарубежных и отечественных ученых показано, что у дошкольников очень рано начинают проявляться склонности к более благожелательному отношению к сверстникам своего пола и кооперированию с ними в совместной деятельности.

Г.Крайг считает, что влияние сверстников гораздо сильнее сказывается на поведении девочек, чем на поведении мальчиков. При этом дети обоего пола ориентируются на мнение сверстников и в большей степени подражают мальчикам. Влияние стереотипов на поведение детей является настолько сильным, что в обществе сверстников, чтобы не вызывать осуждения дети выбирают игрушки, соответствующие стереотипам игр мальчиков и девочек, тогда как в одиночестве они могут пользоваться любыми игрушками.

Изучая общение дошкольников в разных возрастных группах, Т. А.Репина обнаружила половую дифференциацию между детьми, причем с явной тенденцией консолидации со сверстниками своего пола; и чем старше дошкольники, тем более явно проявляется данная тенденция. С момента осознания своей принадлежности к половой группе ребенок вынужден усваивать поведенческие стереотипы, характерные для людей этой группы, для удовлетворения потребности в позитивной идентификации с образом «Мы», принятия в своей половой группе, возможности играть и общаться в среде равных себе людей.

Зарубежные исследователи, Е.Маккоби, Б.Торн, также показали, что мальчики и девочки дошкольного возраста живут в разных социальных мирах, мало сообщающихся между собой, и в каждом из них действуют свои правила. Случаи тесного взаимодействия мальчиков и девочек не противоречат теории «разделенных миров». Б.Торн отмечает, что они могут иметь место в детском саду, когда пол не имеет значения для выполнения задания или когда дети объединены не по половому признаку, а на любой другой основе.

В исследованиях П.Арчера выявлены особенности общения мальчиков и девочек. Так, общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе делового или игрового взаимодействия у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. Автор отмечает, что две половые группы представляют два разных типа культуры. В частности, мальчики играют в больших группах и в людных местах, в грубые игры с драками, стремятся превзойти друг друга в физической силе. Девочки чаще играют с одной или двумя лучшими подругами и устанавливают с ними отношения равноправного сотрудничества. Более того, по-разному используют речь: девочки — для поддержания дружеских отношений, мальчики — для самоутверждения. Для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно. Нетерпимость к проявлению у мальчиков поведения, свойственного девочкам, — это способ подчеркнуть более высокое общественное положение мужчин по сравнению с женщинами. Выявленные различия в стиле общения могут быть объяснены влиянием биологических и социальных факторов на их проявление и формирование. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики склонны к большему количеству отрицательных взаимооценок .

Гендерные различия в стилях общения

Перейти к содержимому
  • Просмотреть увеличенное изображение

Гендерная коммуникация относится к специализированной области, которая фокусируется на различиях в том, как общаются мужчины и женщины. Это интересная область, которая стала еще более сложной из-за меняющихся определений пола в 21 веке.

Большинство исследований в области гендерной коммуникации сосредоточено на роли людей разного пола в таких областях, как средства массовой информации, политика, спорт, бизнес и научные круги. Это может включать в себя изучение комментариев в Интернете от людей разного пола или того, как гендер был представлен на протяжении всей истории в произведениях искусства, художественной литературе и даже государственной политике 9.0007

Студенты онлайн-программы бакалавриата по связям с общественностью и рекламе приобретают опыт в гендерной коммуникации, поскольку их профессиональная карьера связана с общением с общественностью. Создание эффективных сообщений требует понимания гендерных различий в стилях общения.

Важно понимать, что многое из того, что следует ниже, относится исключительно к мужчинам и женщинам. Мы живем в переходную эпоху, когда трудно отследить меняющееся отношение к полу и гендеру.

Кроме того, всего около 50 лет назад начались исследования в области гендерной коммуникации, первоначально сосредоточенные на различиях языковых стилей.

Мужчины и женщины тоже по-разному говорят. Мужчины склонны к «отчетному» стилю, то есть они используют речь, содержащую факты, данные и направленную на решение проблем. Они склонны опускать личную информацию или анекдоты. Они также склонны пытаться доминировать в разговоре.

Женщины больше используют стиль «взаимопонимания», направленный на построение отношений. Они, как правило, делятся более личной информацией и подчеркивают включение всех говорящих.

Невербальные сигналы у разных полов 

Исследования гендерных различий в стилях общения расширились до области невербального общения. Он включает в себя следующие идеи.

Выражение лица . Мужчины используют меньше из тысяч доступных выражений лица, чем женщины. В том числе меньше улыбаться.

Параязык . Это включает в себя такие области, как тон, высота тона и скорость речи. Женщины используют параязык для выражения смысла гораздо чаще, чем мужчины.

Физическое пространство . Мужчины предпочитают говорить лицом к лицу и будут стоять ближе к женщинам, чем к мужчинам. Женщинам так же удобно разговаривать бок о бок (например, в машине), и им удобнее находиться рядом с другими женщинами.

Сенсорный . Женщины используют прикосновения, чтобы успокоить или установить связь, например, касаясь руки, чтобы поддержать говорящего. По данным обучающей технологической компании Valamis, мужчины чаще используют прикосновения как демонстрацию доминирования, включая похлопывания, шлепки по спине и прикосновения к плечу.

Попадание в глаза. Женщины используют зрительный контакт как способ связаться с говорящим, показывая, что они вовлечены и слушают. Мужчины могут вообще избегать этого или слушать с закрытыми глазами, когда говорит другой человек.

Также важно отметить, что мужчины не умеют обращать внимание как представители пола. Исследования также показали, что мужчины менее успешны, чем женщины, в чтении невербальных сигналов и отправке невербальных сигналов, согласно Psychology Today.

Хотя исследования подтверждают эти различия, специалистам по связям с общественностью и рекламе важно избегать использования только стереотипов, когда речь идет о мужчинах и женщинах. Многие мужчины могут использовать стили общения, которые в основном ассоциируются с женщинами, и наоборот. Когда речь заходит о гендерных различиях в стилях общения, ключевым моментом является понимание как общих правил, так и нюансов общения.

Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

Различия в навыках общения мальчиков и девочек

Главная » Различия в навыках общения мальчиков и девочек

Есть ли разница между языковыми навыками мальчиков и девочек?

Вы заметили большую разницу между навыками общения мальчиков и девочек? Вы когда-нибудь заходили в дошкольный класс, и к вам подходила маленькая девочка и начинала болтать так, как ну не по годам? Конечно, намного выше навыков вашего собственного малыша?

Это не по годам развитое поведение одновременно очаровательно и немного сбивает с толку. нормальный ?

Бабушка говорила: «девочки быстрее развиваются». Они правы, когда дело доходит до общения.

Средний возраст первого слова 7-12 месяцев. и девочки чаще, чем мальчики, попадают на более раннюю сторону.

В 16 мес. Девочки, вероятно, имеют словарный запас, который более чем в 2 раза больше, чем у их сверстников-мужчин, в среднем 95 слов против 25. Способность комбинировать слова, которую мы ожидаем развить к 2 годам, также имеет тенденцию проявляться в среднем. , 3 мес. раньше у девочек, чем у мальчиков. (Кажется, существует «критический порог» размера словарного запаса, необходимый для начала словосочетаний, поэтому имеет смысл, что если девочки быстрее овладевают большим словарным запасом, это также приведет к более быстрому достижению следующей вехи.)

Даже когда дело доходит до артикуляции, мы видим различия. Мальчики обладают навыками, которые отстают от девочек в усвоении звуков речи.

Мальчики по-прежнему должны находиться в среднем диапазоне развития.

В чем бабушка может быть не совсем права, так это в том, что касается развития мальчиков. Да, девочки часто опережают, когда речь заходит о выполнении речевых и языковых вех, но мальчика все же должны попадать в средний диапазон.

Независимо от пола, мы по-прежнему ожидаем:

  • Первое слово к 7-12 мес.
  • Словарь 50 на 18 мес.
  • Объединение двух слов по 24 мес.
  • Овладение всеми звуками речи к 7-8 годам

И нет ничего, что указывало бы на то, что мальчики отстают в коммуникативных навыках к тому времени, когда они достигают возраста начальной школы. (Несмотря на то, как это может выглядеть в реальной жизни.)

Есть исключения.

Однако мальчики подвержены большему риску некоторых продолжающихся коммуникативных расстройств, особенно аутизма, которым мальчики страдают почти в 4–5 раз чаще, чем девочки. Некоторые ранние языковые навыки, которые немного отстают у мальчиков, — зрительный контакт, жестикуляция и совместное внимание/упоминание — обычно несовершенны у детей с аутизмом. Игнорировать эти возможные ранние признаки в надежде, что «они перерастут это», не рекомендуется, тем более что раннее вмешательство является одним из лучших показателей улучшения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *