Общение межгрупповое – . , —

Межличностное, личностно – групповое и межгрупповое общение — Мегаобучалка

(рассмотрим классификацию — по категориям)

Чтобы было понятнее, давайте представим класс. А теперь ученицу Катю из 10 «а» класса. Она сидит рядом с Дашей, домой возвращается с Верой, а ещё ей нравится Владимир – симпатичный одноклассник. Катя с ними общается, интересуется, как прошли выходные, смотрит модные журналы. В то же время Даше всё равно, что думает о ней Вера и симпатичный Володя, а Володя совсем недавно появился в этом классе и ещё не определился, кто ему больше нравиться Катя или Света. Всё это и называется межличностным общением. Но стоит войти в класс Марии Петровне, и общение из межличностного превратиться в лично – групповое. Это общение, в котором один участник – личность, другой – коллектив. В данном случае первым участником (личностью) будет Мария Петровна, а вторым (коллективом) – все, кто присутствует на уроке. А после уроков в актовом зале проходит награждение победителей математической олимпиады, где должны присутствовать все 10 –е классы (10 «а», 10 «б», 10 «в») теперь это уже межгрупповое общение.

Но если во время этого мероприятия наша Катя поделиться секретом о том, как она гуляла с Володей, с Юлей из 10 «в», то это уже опять межличностное общение. А вот если Даша из 10 «а» от имени всего класса объявит благодарность всему 10 «в» и примет её ученик Петя, то это общение уже межгрупповое.

4. Непосредственное и опосредованное общение(общение можно классифицировать по степени опосредованности)

Непосредственное – это когда общение происходит без каких – либо промежуточных звеньев, например, Володя пригласил Катю в кино, шепнув ей об этом на ухо во время урока математики.

Если же Володя пригласит Катю в кино, позвонив ей по телефону, или передаст записочку, то это уже опосредованное общение, т.е. опосредованным общение является тогда, когда между собеседниками появляются посредники.

Эти виды общения имеют свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.



 

Существуют ещё не одна классификация видов общения, некоторые из них в виде схем даны в приложении 1, 2, 3.

Приложение 1.

 

 

По времени

 

 

По направленности

 

 

По связям

 

 

По результатам

 

 

По субъектам

 

Приложение 2.

 

Приложение 3.

Заключение

Итак, из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод:

Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.

Феномены общения чрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию видов общения растёт. К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое – либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь несправедливо незамеченными. Поэтому большинство их существующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, навешивают такие ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ни чего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.

 

Список литературы

1. Битянова М. Р. «Социальная психология» М. «Межд. Пед. Академия», 1994г. – 106с.

2. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. «Грамматика общения» Л. изд-во ЛГУ, 1990г. – 208с.

3. Сафьянов В. И. «Этика общения: учебное пособие» М. изд-во МГУП «Мир

книги», 1998г. – 164с.

4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. «Атлас по психологии» информационно методическое пособие по курсу «Психология человека» М. Пед. Общество России, 2006г. – 276с.

5. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. «Большой психологический словарь» СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2006г. – 672с.

6. Леонтьев А. А. «Психология общения» М: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005г. – 368с.

7. Андреева Г. М. «Социальная психология» М: Аспект Пресс, 2006г. – 363с.

8. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского,

М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

 

 

megaobuchalka.ru

Виды общения | Psylist.net

Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованности, законченности, желательности и др.

В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном коллективе люди общаются друг с другом. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в способах контактирования. Осведомленность общностей о содержании общения или присутствии третьего в момент общения двух лиц меняет картину коммуникации. В этом случае выбор средств ограничен, поскольку контактирующие личности должны заботиться о престиже представляемых ими общностей.

Лично-групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом. При этом необходимо иметь в виду, что руководитель общается с отдельной личностью как представителем группы, носителем группового мнения, содержания, а также с группой в целом (например, командир воинского подразделения в момент подачи команды и исполнения ее подчиненными).

Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, а могут и не совпадать. Если цели совпадают, то происходит сложение сил, и общение носит «мирный» характер. Если цели не совпадают, то возникает конфликтная ситуация, и общение приобретает вид конфронтации, противоборства. Межгрупповое общение – не безликое аморфное воздействие. В нем каждая личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им. В соответствии с этим личность выбирает средства общения, которые наилучшим образом выражают коллективную позицию.

Общение бывает непосредственное и опосредованное. Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение лицом к лицу, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи, и соответственно, каждый из общающихся получает через них информацию о степени принятия содержания другой стороной.

Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Если например два человека разговаривают по телефону, то опосредованность можно считать минимальной: они слышат друг друга, но не могут друг к другу прикоснуться. В том случае, когда один другому посылает письмо или передает сообщение через третьих лиц, опосредованность значительная.

Рассматривая непосредственное и опосредованное общение, следует иметь в виду, что непосредственное взаимовосприятие партнеров не является главным показателем непосредственного общения. Восприятие друг друга дает определенную информацию каждому о каждом, но это не есть содержательное взаимодействие. Как только между контактирующими происходит обмен даже незначительной информацией, это общение.

Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер. Оно является своеобразным катализатором содержания и способов общения. Кратковременное общение (в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов) с незнакомым человеком отличается от акта общения со знакомым. Если оно носит деловой характер, то с незнакомым лицо

psylist.net

Межгрупповая коммуникация

                                        Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межгрупповой коммуникации.

1.1. Понятие, специфика  и каналы межгрупповой коммуникации.

1.2. Основные теоретические  подходы к исследованию межгрупповой  коммуникации.
1.3 . Экспериментальные исследования и выводы М. Шерифа и Г. Тэшфела

Глава 2. Межгрупповые характеристики.

2.1 Межгрупповая дифференциация

2.2 . Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции

2.3 Факторы детерминации  межгрупповых отношений

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Я выбрала тему своей курсовой работы межгрупповая коммуникация, так как она актуальна. Коммуникация межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в коммуникации. Межгрупповая коммуникация – это общение уже не между личностями, а между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Чаще всего это общение в политической сфере, так как объединение людей по интересам обычно сопровождается постановкой политических целей, то есть связано с влиянием на власть или стремлением к власти.  Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Речь идет прежде всего о феномене внешне-групповой враждебности, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все западные социальные психологи. Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания.

Степень научной разработанности темы. Данную проблему исследовали различные ученые, среди которых можно выделить таких, как: М.Шериф, З.Фрейд, Тернер, В.С. Агеев, Т. Адорно, Г.Тэджфела и другие.

Объект исследования –  межгрупповая коммуникация и межгрупповые конфликты.

Предмет исследования –  межгрупповая коммуникация.

Целью исследования является описание понятия и сущности кмежгрупповой  коммуникации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

1. Изучить понятие и  специфику межгрупповой коммуникации.

2.Рассмотреть теоретические  подходы к изучению межгрупповой  коммуникации.

3.Рассмотреть экспериментальные исследования и выводы М. Шерифа и Тэшфела

4. Изучить межгрупповую  дифференциацию.

5. Найти факторы межгрупповой  дифференциации и интеграции.

 Гипотеза: В межгрупповой коммуникации всегда будет возникать межгрупповой конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межгрупповой коммуникации.

1.1. Понятие, специфика  и каналы межгрупповой коммуникации.

Межгрупповые  коммуникации — отношения между  различными социальными группами людей (не только малыми, но и большими). 

Сфера межгрупповых коммуникаций — (согласно В. Агееву) — затрагивает коммуникации не только большими, но и малыми социальными группами. В число главных тем подобных исследований входит изучение процессов восприятия и понимания друг друга представителями различных социальных групп (межгрупповых социально-перцептивных процессов). В данном случае социальная группа выступает как субъект и объект восприятия со стороны представителей других социальных групп.

Особенность межгрупповой коммуникации — ее целостность (в сравнении с межличностной  коммуникацией). (например, общие для  той или иной социальной группы —  установки, убеждения, стереотипы, и  т.п.) Межгрупповая коммуникация имеет большую устойчивостью, стабильностью, инертностью. А также является ценностным, и отражает в основном социальные отношения между группами, в то время как межличностная — базируется на личных взаимоотношениях соответствующих людей. Основные феномены межгрупповой коммуникации — межгрупповая предупрежденность и ингрупповой фаворитизм, причем оба названных феномена функционально связанны между собой. Межгрупповая предубежденность проявляется в том, что члены одной социальной группы, социально и психологически отделяя себя от представителей других социальных групп, относятся к ним не так, как они относятся к членам своей социальной группы. (Свою группу они считают лучшей, а другие группы — уступающими ей). Ингрупповой фаворитизм — это обратная сторона межгрупповой предубежденности. Проявляется в том, что в большинстве случаев члены группы отдают предпочтение «своим», т.е. участникам их собственной группы. («Чужие» находятся на втором плане, лишаясь привилегий, которыми обладают члены своей социальной группы.)

Межгрупповая коммуникация – это общение уже не между  личностями, а между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Чаще всего это общение в политической сфере, так как объединение людей  по интересам обычно сопровождается постановкой политических целей, то есть связано с влиянием на власть или стремлением к власти.

Каналы  межгрупповых коммуникаций.

Каналами межгрупповых коммуникаций называют сложившуюся в группе систему общения или обмена информацией между ее членами (т.е. члены группы могут обмениваться нужной информацией друг с другом, взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности).

Существуют  разные системы каналов коммуникаций в группе. Централизованные структуры  каналов коммуникаций — один из членов группы всегда оказывается на пересечении всех направлений передачи информации или взаимодействия членов группы, находится в центре внимания всех и играет основную роль в организации групповой деятельности. (Через такого человека в группе осуществляются взаимодействия и обмен информацией между другими членами группы.) Существует три варианта централизованной структуры: фронтальная, радиальная и иерархическая.— Фронтальная структура — участники непосредственно находятся рядом, что позволяет им учитывать поведение друг друга в совместной деятельности.

— Радиальная структура коммуникаций — участники совместной деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и в состоянии обмениваться информацией или взаимодействовать только через одно лицо, занимающее центральное положение в группе.

— Иерархическая структура — имеется несколько уровней соподчинения участников группы. Межличностное общение каждого члена группы при этом ограничено, и коммуникации между ними осуществляются с располагающимися рядом людьми (относящимися к одному уровню соподчиненности).

1.2. Основные теоретические  подходы к исследованию межгрупповой  коммуникации.

Мотивационный подход

Впервые стройная система  психологических взглядов на область  межгрупповых отношений была выдвинута  в поздних работах З.Фрейда (1925, 1930). В описании межгруппового взаимодействия и прежде всего межгрупповой агрессии З. Фрейд многое заимствовал из работ  Г. Лебона (1896) и У. Мак- Даугола (1916). Фрейд  охотно воспринял основные идеи обоих  авторов относительно агрессивных  аспектов поведения «толпы неорганизованной»  (Г.Лебон)  и  «толпы организованной» (У. Мак-Доугол) ,но дал им законченную  психологическую, точнее, психоаналитическую  интерпретацию. В работе Г. Лебона Фрейду особенно импонировала «блестяще выполненная  картина» тлго, как под влиянием толпы индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное  начало (Фрейд,1925). Не случайно, поэтому  упомянутая работа Фрейда « Психология масс и анализ человеческого «  Я» начинается частым цитированием книги  Г. Лебона. Фрейд соглашался также  и с лебонвским описанием «вожаков»  толпы. Однако, по его мнению, Лебон лишь констатировал этот важнейший для понимания « психологии толпы» феномен, не дав ему адекватного психологического объяснения. У самого же Фрейда, как будет показано в дальнейшем, этот момент выступает на первый план и становится решающим объяснительным принципом. Собственная точка зрения З. Фрейда относительно в области межгрупповых явлений может быть коротко охарактеризована тремя моментами. Во-первых, он постулировал факт неизбежности , универсальности аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии. Во-вторых, он определил функцию этой враждебности, интерпретировав ее как главное средство поддержания сплоченности и стабильности группы. Фрейд самым тесным и взаимозависимым образом связал аутгрупповую враждебность и внутригрупповую сплоченность. Здесь мы обнаруживаем удобное и относительно безобидное удовлетворение агрессивной наклонности, облегчающее членам коллектива их сплоченность. В-третьих, в работах  З. Фрейда описан самый механизм формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим». Таким механизмомЮ как и следовало ожидать, являлся эдипов комплекс,его имманентное развертывание уже не только в детском, но и в зрелом возрасте. Хотя в поздних работах Фрейд постулировал существование самостоятельного и независимого инстинкта агрессии в целом механизмы аутгрупповой агрессии могут быть выведены как прямые следствия эдипова комплекса из амбивалентности ранних эмоциональных отношений в семье.

2.Ситуативные  подходы

Мотивационная теория подверглась  критике со стороны других течений, в частности сторонников ситуативных  и когнитивных подходов. Одним  из наиболее радикальных критиков был  М. Шериф. Он усматривал причины межгрупповых конфликтов в факторах непосредственного  взаимодействия между группами  Шериф тем самым наметил принципиально  иной путь анализа этой области в  целом.   Его полевые эксперименты были признаны впоследствии классическими. Концепция Шерифа также оказалась  в известном смысле ограниченной и односторонней.  Акцентируя внимание на взаимодействие и именно в непосредственных характеристиках такого взаимодействия видя основную линию детерминации межгрупповых феноменов, концепция М. Шерифа упускает из виду не менее существенные для понимания этих феноменов внутренние, психологические, когнитивные  и эмоциональные процессы. Шериф стремился представить закономерности межгруппового взаимодействия на уровне малых групп, поученные  в его экспериментах, в качестве универсальной модели для объяснения социальных отношений вообще, в том числе и на уровне взаимодействия между большими социальными группами. Исследования в значительной степени стимулировали интерес к самой проблеме обусловили целый ряд конкретных исследований, различающихся между собой по степени оригинальности или заимствования у этого автора.

Когнитивные подходы

Жесткая , однозначная, прямолинейная  зависимость межгрупповой враждебности от исключительно внешних факторов, постулируемая «реалистической  теорией», была оспорена представителями  когнитивной ориентации. Началом  критики послужил ряд экспериментов, в которых было показано, что аутгрупповая враждебность или по крайней мере межгрупповая дискриминация наблюдается  и без объективного конфликта  интересов. Исследования Дж. Рабби и  М. Горвитц внови привели к  постановке вопроса о причинах и  формах межгрупповой дискриминации, о  роли чисто когнитивных процессов  в регуляции межгруппового взаимодействия. Попытки ответить на этот вопрос породили массу конкретных исследований в  русле когнитивистикой традиции. Наиболее интересные  из них дали основу для так называемой «теории  социальной идентичности». Когнитивисты возражали против главного пункта реалистической теории межгруппового конфликта. Несовместимость  целей считали необходимым и  достаточным условием возникновения  враждебности и конфликта между  группами. Точнее говоря, они соглашались  с тем, что несовместимость целей  является достаточным условием, но оспаривали ее трактовку как условие необходимого. В качестве доказательство того, что межгрупповая дискриминация будет наблюдаться какого бы ни было конфликта интересов, Г. Тэджфел его последователи использовали результаты множество оригинальных и весьма остоумных эксперементов, получивших широкий резонанс в зарубежной социальной психологии, где они так фигурируют под рубрикой « эксперименты Тэджфелофскими матрицей», или же с «эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации» . Главные результаты этих экспериментов сводятся к тому, что наиболее типичной оказалась стратегия максимизировать различия между суммами, отдаваемыми членам собственной и противоположной группы.                                                                                                                                   

Деятельностный  подход

Устанавливая важные закономерности функционирования когнитивной сферы, когнитивисты полностью отходят  от признания просто воспринимаемых противоречий.  Сравнивая позиции  сторонников теории социальной идентичности с их главными оппонентами-бихевиористами,нельзя не признать, что они также страдают односторонностью. Исследование зависимости,  опосредствованности внутренней, психической деятельности субъекта от его внешней, практической деятельности и составило одно изглавных направлений в советской психологической науке (Выготский, 1983;Рубинштейн, 1959). В гораздо меньше степени в советской психологии получила дальнейшее развитие и в плане теории, и в плане экспериментальных исследований,другая не менее важная сторона теоретических воззрений Л.С. Выготского, непосредственно связанная с его общей идеей о социальной, культурно-исторической обусловленности психики человека. Главным оставалось изучение зависимости внутреннего, психического мира человека от его индивидуальной деятельности. Конечно, всеми охотно признавался социальный характер человеческой деятельности. Но такое  признание выступало в значительной степени лишь в качестве общего методологического принципа, но не являлось, за редким исключением, предметом непосредственного изучения. Конкретные социальные аспекты индивидуальной деятельности, ее «актуально» социальный характер, задаваемые фактом совместности, взаимодействия, зачастую оставались за бортом эмпирических исследований.

Это до сих пор сказывается  на качестве исследований, посвещенных  социальному поведению и межгрупповому  взаимодействию.  Деятельностная природа  регулятивных психологических механизмов социального поведения, к числу  которых,несомненно. Должны быть отнесены и те /, которые так подробно исследовались когнитивистами , продолжает оставаться скорее прдметом научных деклораций , чем научных исследований. Выдвигая изучение деятельностной природы когнитивных процессов, ответствеых а  социальные аспекты поведения личности, в качестве важнейшей теоретико-методологической и исследовательской задачи. Когнитивные процессы, и пооцессы социальной идентификации в том числе, должны стать не конечным объяснительным принципом, а предметом специальных исследований. Зависимость социального поведения от соиальной идентичности, определяемой групповым членством, — лишь одно звено каузальной цепочке. Причем звено не исходное, не изначальное, но промежуточное, в свою очередь зависимое и определяемое целым рядом фактораов, которые если обозначить их одним словом, и есть те объективные условия, в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы.

stud24.ru

отношение межгрупповое — это… Что такое отношение межгрупповое?


отношение межгрупповое

— в психологии — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение, восприятие многообразных связей, возникающих между группами социальными, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Специфика восприятия межгруппового заключается:

1) в объединении индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;

2) в длительном и недостаточно гибком формировании представлений межгрупповых, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;

3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

В целом представления межгрупповые отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а потому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам некоей группы или общности социальной без достаточного осознания возможных различий между ними. Названные особенности восприятия межгруппового четко проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации отношений межгрупповых.

Самый типичный эффект межгруппового сравнения — тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражаемая в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих» групп (эффект дискриминации межгрупповой) и нередко сопровождаемая недооценкой последних (фаворитизм внутригрупповой). Менее распространена обратная тенденция — установление позитивно оцениваемых различий в пользу некоей другой группы, коей отдается предпочтение перед собственной. В крайних выражениях первая тенденция приводит к появлению напряженности и враждебности в отношениях межгрупповых, вторая — к ослаблению связей внутригрупповых, девальвации ценностей внутригрупповых, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой.

Отечественными исследователями обоснован вторичный характер этих эффектов по отношению к объективным условиям взаимодействия групп, вопреки широко распространенному в зарубежной психологии мнению об их универсальности и неизбежности в отношениях межгрупповых. Так, показано, что эти эффекты определяются типом совместной деятельности межгрупповой, зависят от уровня развития группового и нетипичны для подлинного коллектива. Подчеркивается, что как социальное явление отношения межгрупповые в конечном счете обусловлены не психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, а идеологическими, экономическими, политическими и другими социальными факторами.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • отношение материнское
  • отношение межличностное

Смотреть что такое «отношение межгрупповое» в других словарях:

  • психология спорта — раздел психологии, изучающий закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности. Специфика спортивной деятельности: 1) в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Цыгане — Запрос «Цыган» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Цыгане Самоназвание рома …   Википедия

  • История развития понятий «общение» и «коммуникация» — Активное использование понятий О. и коммуникация (К.) в отеч. психологии началось в 1970 1980 х гг. одновр. с развитием общей, социальной, пед., инженерной психологии, психологии труда, а также психологии личности, медицинской психологии,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Категоризация понятий общение и коммуникация — Аналитическое исследование развития понятий О. и коммуникация (К.) показало, что в отеч. психологии по прежнему нет однозначной всеми разделяемой трактовки этих понятий. Начавшееся в 1970 1980 х гг. стремительное развитие в нашей стране… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Затрудненное общение: понятие и причины — К затрудненному общению (З. о.) следует относиться как к глобальному, интегральному феномену, как к явлению, представленному в сознании и переживаниях партнеров (В. Н. Куницына). Появление трудностей О., по мнению Л. А. Петровской, обусловлено… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Этика общения — Все моральные проблемы «открытые» и «закрытые» возникают и проявляют себя в О. людей друг с другом. О. обычно рассматривается как одна из наиболее значимых форм взаимодействия между людьми, основанная на потребности в др. человеке. О.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • конфликт — (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции… …   Большая психологическая энциклопедия

  • общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Групповая сплоченность (group cohesiveness) — Г. с. определялась различными способами. Леон Фестингер определял это понятие на основе сил, к рые заставляют индивидуума остаться или покинуть данную группу. Один из способов понимания Г. с. опирается на представление о «задаче». Имплицитно или… …   Психологическая энциклопедия

  • Общение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общение (значения). Сюда перенаправляется запрос «Коммуникация (психология)». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

psychology.academic.ru

Особенности внутригруппового и межгруппового взаимодействия и их проявление в педагогическом процессе

Внутригрупповое взаимодействие – особенность формирования внутригрупповых отношений – это отношения между людьми входящими в общественную группу. В процессе этих отношений люди влияют друг на друга, по отношению к ним есть ожидания со стороны других. Общение на основе ролей, в зависимости от статуса.

Роль – нормативно одобренный образец поведения ожидаемый от каждого, занимающего какую-то позицию в группе. Сначала роль воспринимается извне, затем переходит во внутрь. Это процесс интериоризации роли и она становится компонентом самосознания. Роль – отношение человека к какой-либо деятельности. Любая роль предполагает определенное положение в группе, т.е. статус (роль – лидер, статус — высокий).

Статус– социальное положение человека, его место в социальной структуре группы. Статус не бывает постоянен, он зависит от группы.

Роли бывают: формальные – официально заданные извне; неформальные – на основе личностных симпатий, межличностных отношений.

Межгрупповое взаимодействие – в истории рассматривается как групповая агрессия.

Основой взаимодействия между группами являются экономические, правовые, политические вопросы. Всегда отношения между группами строятся на принципах противопоставления и обособления.

Новиков: в гр. Форм-сягруппов. самосзн – через традиции, нормы: форм-сячув-во общности, это дает поддержку, силы, форм-ет У. «мы» и «они».

Данная проблема мало изучалась до недавнего времен, но интерес «породил» следующие исследования: исследования межгрупповой агрессии в концепции Г.Лебона, негативных установок на другую группу Т.Адарно, враждебности и страха в психоаналитических теориях.

Эксперименты:

50-е годы – эксперименты М.Шерифа в лагере для подростков. Выявил межгрупповую враждебность при использовании двух влияющих факторов: конкуренции и пооперации. Источники межгрупповой враждебности или сотрудничества заключаются не в мотивах отдельной личности (как у психоаналитиков), а в ситуациях группового взаимодействия. Это было новым шагом в понимании межгрупповых отношений, но при предложенном понимании взаимодействия были утрачены чисто психологические характеристики — когнитивные и эмоциональные процессы.



Когнитивный подход: эксперименты А.Тэшфела. Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами, т. е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений. Причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе. Сделан вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений — это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Но упускается вопрос о адекватности восприятия друг другом, т.е. насколько воспринимаемые различия соответствуют действительности.

Деятельностный подход Агеева. В центре внимания стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера. Главное направление изучения — это причинно-следственные зависимости, обусловленность когнитивных процессов, сопровождающих совместную групповую деятельность. Важно, при каких условиях группа превращается для индивида в психологическую реальность; и как, межгрупповые отношения отражаются в сознании членов групп и предопределяют их восприятие друг другом.

Социальная перцепция — это упорядочение индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это новое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-субъекта восприятия это «целостность» («все» или «не все» думают о другой группе так-то). Относительно группы-объекта восприятия это «унифицированность» («все» в другой группе такие или «не все»). Целостность и унифицированность — специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа. Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности (но могут возникать при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами). Большая роль стереотипов при восприятии (быстрая категоризация, может наполняться негативными характеристикамиÞ межгрупповая враждебность).

Д.Кэмпбел сформулировал «гипотезу контакта»: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа.

Эксперименты Агеева. Первая серия экспериментов на студентах.

В качестве показателей адекватности межгруппового восприятия выступали:

  • прогнозирование групповой победы в ситуации межгруппового соревнования;
  • объяснение причин победы или поражения своей и чужой групп в этом соревновании;
  • представление о потенциальных успехах своей и чужой групп в различных сферах деятельности, не связанных непосредственно с экспериментальной ситуацией.

В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Вывод о том, что межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности.

Вторая серия экспериментов в пионерском лагере.

Две ситуации соревнования с различной организацией (соревнование и кооперация). В 1-ом случае – внутригрупповой фаворитизм, неадекватность восприятия, значение общей (надгрупповой) цели, оторванность от социально значимой совместной деятельности. Во 2-ом: важнейшим фактором, который привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности межгруппового восприятия, явилась не сама по себе ситуация межгруппового взаимодействия, но принципиально новая по своей значимости (социально значимая) деятельность, с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогрупповыми целями. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.

Схема генезиса межгрупповых процессов: Объективные условия совместной межгрупповой деятельности ® Характер непосредственного межгруппового взаимодействия ® Параметры процессов межгруппового восприятия.

Сделаны следующие общие выводы:

Межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любыхмежгрупповых отношений.

Социальные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях. Она может быть снята посредством совместной деятельности групп.

Характер межгруппового взаимодействия влияет на внутригрупповые процессы: удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и др. (В случае стабильной неудачи значительно ухудшается качество межличностных отношений: наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов.Констатация подобных сдвигов может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития.).

Для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы.

Перспектива исследований межгрупповых отношений должна включит в себя два сечения: 1 – отношения между группами по «горизонтали», т.е. между группами, не связанными отношениями подчинения; 2- отношения между группами по «вертикали», т.е. в системе некоторой их иерархии.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *