Алкоголизм — проблема общества — ГБУЗ Нижнеломовская межрайонная больница
Употребление алкоголя является одним из факторов риска в развитии хронических неинфекционных заболеваний. Даже несистематическое и в небольших количествах употребление алкоголя может привести к тяжелым последствиям. Чем крепче алкогольные напитки, тем они вреднее. При повторных выпивках алкоголь во внутренних органах задерживается на длительный срок. Употребление спиртных напитков приводит к развитию заболевания — хронический алкоголизм. Алкоголиком можно стать употребляя даже пиво. Пивной алкоголизм развивается гораздо медленнее, чем водочный или винный, но не менее опасен. Это болезнь как социальная, так и бытовая. Страдают от этой болезни не только люди, но и общество. К сожалению, часто такие люди не считают себя больными и конечно, не обращаются за специализированной медицинской помощью. Лечение заболевания наиболее эффективно на ранних стадиях. У хронических алкоголиков происходят нарушения со стороны внутренних органов и систем: * заболевания пищеварительного тракта, наиболее высок показатель заболеваемости печени, как результат алкогольного отравления со временем переходит в цирроз печени. Постоянным спутником при употреблении алкоголя является панкреатит. * органов дыхания, у хронических алкоголиков намного тяжелее протекают бронхиты, воспаление легких, бронхиальная астма. В 3-4 раза чаще болеют туберкулезом. * сердечно-сосудистой системы, причиной которых является токсическое воздействие алкоголя на сердечную мышцу и приводящее к нарушению обменных процессов в ней. В большинстве случаев инфаркт миокарда у пьющих людей возникает в более молодом возрасте; * расстройство нервной системы, появляются следующие симптомы: — частая головная боль, бессонница, раздражительность, учащение пульса, сердцебиение. При поражении периферической нервной системы в форме алкогольных полиневритов, для которых характерны онемение и похолодание ног, кистей рук, снижение болевой чувствительности. Со временем может развиться атрофия мышц. Длительная алкогольная интоксикация может привести к алкогольному психозу, который характеризуется тяжелым течением и может закончиться смертью. Не менее серьезным осложнением является алкогольная эпилепсия, проявляющаяся внезапно возникающими судорожными припадками; * нарушения половой функции, у мужчин наблюдается половое бессилие, у женщин — неспособность к зачатию, появляются выкидыши, преждевременные роды, мертворождения. Очень опасно употребление алкоголя для потомства. У пьющих людей дети рождаются с уродствами: «заячья губа», «волчья пасть», пороки сердца. Важно знать, что алкоголизм формируется незаметно. Чаще всего начинается с «безобидного» употребления спиртного в компании друзей — «Не хотелось выглядеть белой вороной», «Неудобно отказаться» и т п. А затем всѐ чаще появляется желание употреблять спиртные напитки. Поэтому, ни на какие уговоры нельзя поддаваться, чтобы выпить рюмку спиртного, не говоря уже о большем. В интересах каждого человека, всего общества, будущего наших детей и внуков с употреблением алкогольных напитков, необходима бескомпромиссная борьба. В наркологическом кабинете постоянно ведется диспансерное наблюдение за пациентами, по показаниям назначается медицинское обследование, стационарное или амбулаторное лечение.
ПРОБЛЕМА НОВЫХ УЯЗВИМОСТЕЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА | Кравченко
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс–традиция, 2000.
2. Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? (1998-2004). Анали-
3. тический доклад. М.: АИРО-ХХ, 2005.
4. Князева Е.Н. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.:
5. Алетейя, 2002.
6. Кравченко С.А. Становление сложного социума: к обоснованию гуманистической теории сложности.
7. Монография. М.: МГИМО-Университет, 2012.
8. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству? М., 1999.
9. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Соч. в 2-х т. М., 1990.
10. Осипов Г.В., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивили-
11. заций. М.: Институт экономических стратегий, 2007.
12. Падение Берлинской стены: до и после. Россияне о внешнеполитических процессах прошлого и
13. настоящего / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М.: Весь Мир, 2010.
14. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.
15. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М.: Феникс, 1992.
16. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001.
17. Пригожин И.Р. Сетевое общество. Социс. 2008. № 1.
18. Россия и Китай: изменения в социальной структуре общества. М.: Новый хронограф, 2012.
19. Россия на новом переломе: страхи и тревоги / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М.:
20. Альфа-М, 2009.
21. Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет современной России / под общ. ред. М.К.
22. Горшкова. М.: ИИК «Российская газета», 2007.
23. Сорокин П. Катастрофы и общество. М., 2000.
24. Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги). Вопросы социологии. 1993.
25. № 3.
26. Тихонов А.В. Социология управления. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007.
27. Bauman, Z. Liquid Times. Living in an Age of Uncertainty. Cambridge: Polity Press, 2009.
28. Beck, U. World at Risk. Cambridge: Polity Press, 2010.
29. Boudon, R. The Unanticipated Consequences of Social Action. London: Macmillan, 1982.
30. Giddens, A. The Politics of Climate Change. Cambridge: Polity Press, 2009.
31. Merton, R. The Unanticipated Consequences of Purposive Action // American Sociological Review, 1936. Vol.1.
32. Perrow, Ch. Normal Accidents: Living with High-Risk Technologies. Princeton: Princeton Univercity Press, 1999.
33. Perrow, Ch. The Next Catastrophe: Reducing our Vulnerabilities to Natural, Industrial, and Terrorist Disasters.
34. Princeton University Press, 2011.
35. Ritzer, G. Enchanting a Disenchanted World: Continuity and Change in the Cathedrals of Consumption. Los
36. Angeles, London: Sage, 2010.
37. Tiryakian, E.A. Civilization in the Global Era: One, Many… or None? // Book of Abstracts. XVII ISA World
38. Congress of Sociology. Gotheberg, Sweden: ProQuest, 2010.
39. Urry, J. Mobilities. Cambridge: Polity Press, 2008.
40. Yanitsky, O.N. Russian Environmentalism. The Yanitsky Reader. Moscow: Taus, 2010.
Социальные проблемы — Социология — Оксфордские библиографии
Введение
Термин «социальная проблема» обычно используется для обозначения социальных условий, разрушающих общество или наносящих ему ущерб, — преступности, расизма и т. п. «Социальные проблемы» — это название курса бакалавриата, который преподается во многих колледжах; типичный курс обсуждает то, что известно о ряде состояний, считающихся социальными проблемами. Напротив, социология социальных проблем иначе определяет социальную проблему и использует другой аналитический подход. Этот подход, иногда называемый конструкционистским, определяет социальную проблему как процесс, а не как тип условия. Основное внимание уделяется тому, как и почему люди приходят к пониманию того, что некоторые условия следует рассматривать как социальную проблему, то есть тому, как они социально конструируют социальные проблемы. Как правило, процесс социальных проблем начинается с тех, кто утверждает, что какое-то состояние следует считать проблемой, что эту проблему следует понимать определенным образом и что ее необходимо решать. Другие люди реагируют на эти утверждения и переделывают их так, чтобы социальная проблема конструировалась и реконструировалась средствами массовой информации, широкой публикой, политиками, социальными работниками, проводящими политику, и критиками, оценивающими эффективность политики. Процесс сложный: одни претензии вызывают быструю реакцию, другие с трудом находят аудиторию. Конструкционистский подход стал ориентиром для исследователей в XIX в.70-х годов и породил значительную литературу, которая продолжает развиваться в новых направлениях.
Учебники
Большинство вводных учебников по социальным проблемам не развивают конструкционистскую перспективу. Скорее, в их главах представлена основная информация о наборе социальных условий, обычно понимаемых как социальные проблемы, такие как преступность и расизм. Такие традиционные учебники демонстрируют минимальную теоретическую интеграцию; то есть они не обсуждают преступность как социальную проблему и не сравнивают социальные проблемы. Три книги занимают последовательно конструкционистскую позицию. Классическое заявление Спектор и Китсьюз 1977. Два более поздних текста имеют несколько иную ориентацию: Loseke 2003 более микросоциологичен, а Best 2017 — более макросоциологичен.
Бест, Джоэл. 2017. Социальные проблемы . 3-е изд. Нью-Йорк: Нортон.
В меньшей степени касается феноменологических вопросов, чем предыдущие учебники, и больше ориентирована на интеграцию конструкционистской литературы и установление связей с другими социологическими исследовательскими специальностями, такими как социология социальных движений и политическая социология. Организовано вокруг этапов процесса решения социальных проблем.
Лосеке, Донилин Р. 2003. Размышление о социальных проблемах . 2 изд. Социальные проблемы и социальные вопросы. Хоторн, Нью-Йорк: Альдин де Грюйтер.
Доступное, но относительно абстрактное введение в конструкционизм с сильным акцентом на теоретические и особенно феноменологические вопросы. Акцент на микросоциологии и способах, которыми социальные проблемы создаются посредством социального взаимодействия.
Спектор, Малкольм и Джон И. Китсьюз. 1977. Конструирование социальных проблем . Менло-Парк, Калифорния: Каммингс.
Классическое изложение конструкционистской точки зрения. С феноменологической точки зрения. Предлагает историю социологических дебатов о природе социальных проблем и определяет предмет этой области с точки зрения предъявления претензий. Увлекательное чтение для начинающих.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
1.1 Что такое социальная проблема? – Социальные проблемы
Цели обучения
- Дайте определение «социальной проблеме».
- Объясните объективную и субъективную составляющие определения социальной проблемы.
- Понять социальный конструкционистский взгляд на социальные проблемы.
- Перечислите этапы естественной истории социальных проблем.
Социальная проблема — это любое состояние или поведение, которое имеет негативные последствия для большого числа людей и которое обычно признается состоянием или поведением, требующим решения. Это определение имеет как
Компонент цели таков: чтобы любое состояние или поведение считалось социальной проблемой, оно должно иметь негативные последствия для большого числа людей, как обсуждается в каждой главе этой книги. Откуда мы знаем, что социальная проблема имеет негативные последствия? Разумные люди могут и расходятся во мнениях относительно того, существуют ли такие последствия, а если да, то относительно их масштабов и серьезности, но обычно накапливается массив данных — из работ академических исследователей, государственных учреждений и других источников, — которые убедительно указывают на обширные и серьезные последствия. последствия. Причины этих последствий часто вызывают горячие споры, а иногда, как мы увидим в некоторых главах этой книги, иногда оспаривается само существование этих последствий.
Текущий пример изменение климата : Хотя подавляющее большинство ученых-климатологов говорят, что изменение климата (изменение климата Земли из-за накопления парниковых газов в атмосфере) является реальным и серьезным, менее двух третей американцев (64 процента) в опрос 2011 года показал, что они «думают, что происходит глобальное потепление» (Leiserowitz, et. al., 2011).Этот тип спора указывает на субъективный компонент определения социальных проблем: должно быть восприятие того, что условие или поведение необходимо решить, чтобы оно считалось социальной проблемой. Этот компонент лежит в основе социального конструкционистского взгляда на социальные проблемы (Rubington & Weinberg, 2010). С этой точки зрения существует множество типов негативных условий и поведения. Многие из них считаются достаточно негативными, чтобы приобрести статус социальной проблемы; некоторые не получают этого внимания и, таким образом, не становятся социальной проблемой; а некоторые становятся социальной проблемой только в том случае, если граждане, политики или другие стороны обращают внимание на состояние или поведение.
История внимания, которое уделялось изнасилованиям и сексуальным домогательствам в Соединенных Штатах до и после 1970-х годов, служит примером этой последней ситуации. Эти акты сексуального насилия в отношении женщин, вероятно, происходили с самого начала человечества и, безусловно, были очень распространены в Соединенных Штатах до 1970-х годов. Хотя мужчин иногда арестовывали и привлекали к уголовной ответственности за изнасилование и сексуальные посягательства, сексуальное насилие в остальном игнорировалось законодателями и мало освещалось в учебниках для колледжей и в средствах массовой информации, и многие люди думали, что изнасилование и сексуальные посягательства были просто чем-то, что произошло (Эллисон и Райтсман, 19 лет93). Таким образом, хотя сексуальное насилие существовало, оно не считалось социальной проблемой. Когда в конце 1970-х зародилось современное женское движение, вскоре оно сосредоточилось на изнасиловании и сексуальных домогательствах как на серьезных преступлениях и как на проявлениях неравенства женщин.
Благодаря такой направленности изнасилования и сексуальные посягательства со временем вошли в общественное сознание, взгляды на эти преступления стали меняться, и законодатели стали уделять им больше внимания. Короче говоря, сексуальное насилие в отношении женщин стало социальной проблемой. Взгляд социального конструкционизма поднимает интересный вопрос: когда социальная проблема является социальной проблемой? По мнению некоторых социологов, придерживающихся этой точки зрения, негативные условия и поведение являются
Этот тип дебатов, вероятно, сродни извечному вопросу: если дерево падает в лесу, и никто не слышит его, издается ли звук? Как таковой, на него нелегко ответить, но он подкрепляет одно из ключевых убеждений социального конструкционизма: восприятие имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем реальность. В соответствии с этим убеждением социальный конструкционизм подчеркивает, что граждане, заинтересованные группы, политики и другие стороны часто соревнуются за влияние на общественное восприятие многих типов условий и поведения. Они пытаются повлиять на освещение в средствах массовой информации и общественное мнение о характере и масштабах любых негативных последствий, которые могут иметь место, причинах, лежащих в основе рассматриваемого состояния или поведения, и возможных решениях проблемы.
Акцент социального конструкционизма на восприятии имеет провокационный подтекст: точно так же, как состояние или поведение не может считаться социальной проблемой, даже если для этого восприятия существует веская основа, так и состояние или поведение может считаться социальной проблемой, даже если для этого существует мало оснований.
В связанной динамике различные стороны могут искажать определенные аспекты существующей социальной проблемы: политики могут выступать с речами, средства массовой информации могут использовать пугающие заголовки и интенсивное освещение, чтобы заинтересовать читателей или зрителей, предприятия могут использовать рекламу и оказывать влияние освещение новостей.
Освещение насильственных преступлений в средствах массовой информации дает множество примеров такой динамики (Robinson, 2011; Surette, 2011). Средства массовой информации чрезмерно драматизируют насильственные преступления, которые гораздо менее распространены, чем преступления против собственности, такие как кражи со взломом и воровство, публикуя так много историй о них, и это освещение способствует страху общества перед преступностью. Сообщения в СМИ о насильственных преступлениях также, как правило, более распространены, когда обвиняемый преступник черный, а жертва белая, а также когда преступник является несовершеннолетним. Считается, что этот тип освещения усиливает предубеждение общественности по отношению к афроамериканцам и способствует формированию негативного мнения о подростках.Естественная история социальной проблемы
Мы только что обсудили некоторые трудности определения социальной проблемы и тот факт, что различные стороны часто пытаются повлиять на общественное восприятие социальных проблем. Помимо этих вопросов, большинство социальных проблем проходят через естественную историю , состоящую из нескольких стадий своего развития (Spector & Kitsuse, 2001).
Стадия 1: Возникновение и предъявление требований
Социальная проблема возникает, когда социальная организация (например, группа социальных изменений, средства массовой информации или влиятельные политики) начинает привлекать внимание к условиям или поведению, которые она считает нежелательными. и нуждается в исправлении. В рамках этого процесса он пытается повлиять на общественное восприятие проблемы, ее причин и возможных решений. Поскольку социальная сущность предъявляет претензии по всем этим вопросам, этот аспект Стадии 1 называется процессом предъявления претензий. Не все попытки превратить состояние или поведение в социальную проблему увенчаются успехом, а если они не увенчаются успехом, социальная проблема не возникает. Из-за ресурсов, которые у них есть или которых у них нет, некоторые социальные образования с большей вероятностью, чем другие, преуспеют на этом этапе. Несколько обычных людей имеют небольшое влияние в общественной сфере, но массы людей, которые участвуют в протестах или другой политической деятельности, обладают большей способностью способствовать возникновению социальной проблемы. Поскольку политики прислушиваются к средствам массовой информации и другим видам влияния, их взгляды на социальные проблемы часто очень влиятельны. Большинство исследований этой стадии социальной проблемы сосредоточено на усилиях групп социальных изменений и более крупных социальных движениях, к которым они могут принадлежать, поскольку большинство социальных проблем начинаются с усилий таких групп снизу вверх.
Стадия 2: Легитимность
Как только социальной группе удается превратить состояние или поведение в социальную проблему, она обычно пытается убедить правительство (местное, штатное и/или федеральное) предпринять какие-либо действия — расходы и разработку политики— для решения проблемы. В рамках этих усилий он пытается убедить правительство в том, что его утверждения о проблеме законны, что они имеют смысл и подтверждаются эмпирическими (основанными на исследованиях) данными. В той мере, в какой группе удается убедить правительство в легитимности своих заявлений, гораздо более вероятны действия правительства.
Стадия 3: Возобновление подачи заявлений
Даже если правительство предпринимает действия, группы социальных изменений часто приходят к выводу, что действия слишком ограничены по целям или масштабам, чтобы иметь возможность успешно решать социальные проблемы. Если они приходят к такому выводу, они часто решают заново выдвинуть свои требования. Они делают это, подтверждая свои заявления и критикуя официальный ответ, который они получили от правительства или других авторитетных заинтересованных сторон, таких как крупный бизнес. На этом этапе может возникнуть значительная напряженность между группами социальных изменений и объектами их требований.
Стадия 4: Разработка альтернативных стратегий
Несмотря на возобновление заявлений, группы социальных изменений часто приходят к выводу, что правительство и устоявшиеся интересы не реагируют адекватно на их заявления. Хотя группы могут продолжать настаивать на своих требованиях, они, тем не менее, осознают, что эти требования могут не получить адекватного ответа со стороны установленных интересов. Это осознание приводит их к разработке собственных стратегий решения социальной проблемы.
Ключевые выводы
- Определение социальной проблемы имеет как объективный, так и субъективный компонент. Объективный компонент включает в себя эмпирические доказательства негативных последствий социального состояния или поведения, в то время как субъективный компонент включает в себя восприятие того, что состояние или поведение действительно являются проблемой, которую необходимо решить.
- Социальный конструкционистский взгляд подчеркивает, что состояние или поведение не становится социальной проблемой, если нет понимания, что его следует считать социальной проблемой.
- Естественная история социальной проблемы состоит из четырех стадий: возникновение и предъявление претензий, легитимность, возобновление предъявления претензий и альтернативные стратегии.