Какая главная проблема современного общества?
О главном нерве эпохи и об Алексее Навальном рассказал в интервью Никите Рудакову на канале RTVI писатель Алексей Иванов.
— В гостях писатель («Пищеблок», «Географ глобус пропил») и сценарист Алексей Иванов. Здравствуйте! В своих интервью вы часто повторяете фразу Козьмы Пруткова «если у тебя есть фонтан, заткни его. Я предпочитаю затыкать его». Так вы часто отвечаете на вопросы, связанные с участие в политических движениях.
— Вы хотите, чтобы я сказал, кому я адресую эти слова?
— Да, было бы интересно поговорить о главных агрессорах.
— Я считаю, что это будет бестактно с моей стороны.
— А таких людей много или нет? И становится ли их больше с каждым годом?
— Не знаю, я же не социолог. Не провожу выборки, не отслеживаю тенденции. Но мне кажется, что их достаточно для того, чтобы они надоели.
— Вы хорошо сказали, «чтобы они надоели». Как вы думаете, они надоедят? Кажется, они сидят уже так долго, что все привыкли. А привычка свыше нам дана.
— Возможно, это самое страшное. Если бы они надоедали, то публика просто отворачивалась, а они же встраиваются в ментальный генокод, становятся голосом в голове, и уже начинают управлять людьми. Это и можно назвать зомбированием.
— Просто представил себе, что включу однажды телевизор, а там не будет Соловьева.
— Я очень хотел назвать эту фамилию. И вот вы назвали, а я присоединяюсь.
— Как вы думаете, не будет ли это коллапсом, если люди включат вечером телевизор, а там не будет Соловьева или Киселева?
— В начале, может быть, и будет некий дискомфорт, но не думаю, что он продлится надолго. Свято место пусто не бывает, и вместо этих людей будут другие.
— А вы бы назвали этих людей героями нашего времени?
— Нет, ни в коем случае.
— Тогда кого вы бы назвали героем? Есть одна, две или больше фамилий?
— Смотря как относиться к этой персоне. Обычно героем нашего времени называют человека, который в данный момент на слуху, который совершает какие-нибудь общественно-важные поступки. А в культурологическом смысле такие люди не всегда герои нашего времени. Дело в том, что культурный тип героя нашего времени это тип человека, внутренняя драма которого совпадает с основной драмой нашего эпохи.
Вот мы все сейчас боремся за свободу. Это безусловно очень важная борьба, но это не основная драма эпохи. Свобода уже давно есть, мы просто боремся за соблюдение наших прав. А новая драма — это взаимоотношения человека и интернета. И, например, борец за свободу Алексей Навальный это не культурный тип героя нашего времени.
— Я разговаривал с главой Молодежного театра, в котором в этом году поставили Горе от ума. И я спросил, как вы считаете, можно ли сравнить с героем своего времени Чацкого с героем нашего — Навальным. Он же во многом тоже просто мечет бисер, потому что реакция нашего общества во многом похожа на реакцию фамусовского. Он говорит правильные вещи, но его мало кто слушает.
— Всегда мало, кто слушает. Даже Христа мало слушали при жизни, поэтому ничего страшного в этом нет. И в отличие от Чацкого Навальный не только говорит, но и делает. У Навального есть конструктив, который он воплощает в жизнь. И как общественный деятель Навальный на голову выше Чацкого.
— А мог бы Навальный стать лидером в отличие от Чацкого, который все бросил и уехал?
— Мне кажется, он давно уже стал. Навальный — политик.
— Вы достаточно скептически относитесь к соцсетям и блогерству. Вы говорите, что они не авторитет. И это действительно так, ведь сейчас любой может заявить, что он эксперт, и его будут слушать. С другой стороны, а что плохого? Это воплощение демократии — любой может высказать мнение.
— Не согласен с вами сразу по двум пунктам: во-первых, про воплощение демократии. Демократия — это власть народа. То есть кроме народа, существует слово «власть». А те, кто говорят в интернете, никакую власть не имеют. Это просто болтовня в интернете. А во-вторых, проблема не в том, что люди присваивают себе компетенции. А в том, что в интернете отменяется сам институт авторитета, хотя он важен. Например, авторитет — это ответственность за свои слова, ее нет в интернете.
Интернет дает всем право голоса. Раньше его приходилось зарабатывать, теперь оно есть у всех. И у всех голоса одинаковые: и у академика, и у пятиклассника.
Из-за интернета мы идем к ситуации, где нет иерархий. А оттуда следующий путь — это не демократия, а тоталитаризм. Поэтому территория зоны ru — очень тоталитарное пространство.
Проблема отношений государства и общества
скачатьскачать
Автор: Конышев С. О. — подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(59)/2010 — подписаться на статьи журнала
Термин «общество» используется в широком и узком смыслах. К примеру, в бытовой лексике обществом часто называют любой человеческий коллектив независимо от его занятий и размеров. Среди научных значений термина выделяются два: широкое и узкое. В наиболее широком понимании обществом называют ту часть мира, которая выделена из природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» обозначает «социальность вообще», «выступающую как антитеза природы и природного»[1], то есть системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям как коллективной, так и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они встраиваются в особый мир, отличный от природы и выделенный из нее. В этом значении понятие «общество» синонимично понятиям «социокультурная реальность», «надорганический мир», «социум», «социальная форма движения материи», с помощью которых различные социально-философские школы передают субстанциальную специфику неприродных реалий нашего мира.
Второе значение является существенно более узким и представляется более актуальным и применимым для настоящего исследования. Общество в таком понимании – это особый человеческий коллектив, обладающий самодостаточностью и способный создавать все необходимые условия для своей жизни, в том числе формировать людей как социальных существ. В этом контексте общество выступает как «совместная форма деятельности людей по производству материальных и духовных ценностей»[2]. Именно в таком значении термин «общество» используется для обозначения автономных очагов социальности, реальных или типизированных сообществ людей.
Переходя к значениям термина «государство», мы должны отметить их множественность. Обобщая все возможные определения, мы можем выделить две наиболее популярные трактовки. В первом случае (широкая трактовка) государство понимается как страна, то есть реальная группа людей, имеющая конкретные координаты в пространстве и истории, существующая на политической карте мира и «находящаяся под властью одной определенной государственной машины»[3]. Именно такое значение этого термина имеют в виду, когда называют число государств в Европе, Азии или Африке. Такое словоупотребление не является точным. Исторический опыт человечества свидетельствует о том, что были общества без государства и существовали общества, которые утрачивали собственную государственность.
Хорошей иллюстрацией сказанному является индийское общество времен британской колониальной империи. В этот период своей истории индийское общество полностью утратило свою государственность, но продолжало существовать как самовоспроизводящийся социальный коллектив.Государство в узком значении этого термина, которое мы будем использовать в этой статье, выступает как определенный социальный институт, как особая организация, обладающая уникальной публичной властью и специализированным функциональным механизмом управления обществом. Будучи частью общества, в течение уже многих тысячелетий государство призвано «следить за сохранением жизнеспособности общества»[4], «обеспечивать политическую и административную целостность, координировать различные сферы его жизни»[5], выполнять всеобщие регулятивные функции по отношению к нему, являясь своего рода инструментом для решения общественных задач (хотя нередко в статусе общественных выступают задачи и интересы господствующего класса).
Государство является изначально чисто функциональным институтом, который в отличие от общества как самоцельной системы создается зачем-то, с какой-то целью.
Государство, как писал Ф. Энгельс, «изобретается» людьми. Люди не могут уснуть в обществе, в котором не существует этот институт, и пробудиться при неизвестно откуда взявшейся системе государственного управления. С возникновением государства общество и государство начинают существовать в неразрывном единстве.Итак, от определения основных понятий перейдем к анализу интеракций, в которые вступают государство и общество в процессе своего существования.
Общество первично по отношению к государству. Никто не оспаривает факт, вполне подтвержденный различными научными исследованиями и социальным опытом, что в любой части земного шара вначале появлялось и существовало, принимая самые различные догосударственные формы (фратрия, племя, род и т. д.), человеческое общество, а затем на его фундаменте и из его среды вырастало государство. Из накопленного богатого этнографического материала нам известны общества, которые не обладают своей собственной государственностью и между тем реально существуют.
Такая хронологическая первоочередность общества по отношению к государству в теоретическом плане означает то, что общество обладает определенным приоритетом перед государством уже в силу факторов его генезиса.
Государство есть продукт развития общества и главная управляющая им система. Государство как определенный институт создается на основе общества, рождается из него и во многом изначально обусловливается его характером. Возникнув на определенном этапе развития человеческого общества вследствие социальных, экономических и других закономерностей, государство стало его основной политической системой. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс дает этому следующую характеристику: «…государство никоим образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу… Государство есть продукт общества на известной ступени развития… эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство»[6].
Государственно-организованное общество получило принципиально новые возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, науки, нравственных устоев.
Существует корреляция между уровнем развития государства и уровнем породившего его общества. Чтобы обосновать это, необходимо ответить на вопрос: могло ли современное капиталистическое государство возникнуть и успешно развиваться, скажем, на фундаменте рабовладельческого общества или наоборот? Ясно, что ответ на этот вопрос будет отрицательным, хотя в истории можно найти примеры рассогласования, свидетельствующие о возможности симбиоза буржуазных отношений с докапиталистическими укладами или капиталистического общества с полуфеодальным государством. Примером тому – система рабства в южных штатах США в XIX в., Российская империя XIX – начала XX в.
Другой, еще более актуальный на сегодняшний день вопрос: можно ли представить себе современную форму демократического политического устройства в обществе, где подавляющая часть населения с экономической точки зрения не относится к среднему классу и в большей своей массе является носителем политарной ментальности?
Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен. Однако если иметь в виду проблему в целом, ответ будет отрицательным, поскольку в основе функционирования каждого из указанных выше типов общества находятся совершенно разные социально-политические предпосылки, отличающиеся друг от друга социальная и экономическая база, разные ментальности, адаптированные к определенной государственной специфике.
Также следует заметить, что связь общества с государством вовсе не означает строгой детерминированности государственного механизма общественной средой. Общество по степени своего развития, по своим нормам может стоять значительно выше того государственного строя, в рамки которого его укладывает или в которых его держит власть. Яркий пример этого состояния – Испанские Нидерланды середины XVI в., Франция времен реставрации монархии Бурбонов и т. д.
Также возможна и обратная ситуация, которая тоже часто случается в истории, когда власть направляет общество в государственные формы, к которым оно пока не подготовлено. Хороший пример такой ситуации – радикальные и стремительные реформы в России 90-х гг. XX в. или современный Ирак и Афганистан, в которых Соединенные Штаты пытаются выстроить современную модель демократического государства на общественном субстрате, совершенно не готовом к этому.
Резюмируя вышесказанное, мы можем заметить явное наличие прямых и обратных связей между государством и обществом. Являясь относительно самостоятельным институтом, обладающим большими по сравнению с отдельным индивидом материальными, организационными и иными ресурсами, государство оказывает сильное воздействие на общество, подвергаясь в свою очередь обратному влиянию со стороны общества.
Существует еще одна крупная проблема в линии отношений «государство – общество». Речь идет о том, что в процессе взаиморазвития происходит отчуждение государства от общества. Имея своим материнским субстратом общество, возникнув на его основе, государство начинает играть в нем особую роль, постепенно от-чуждаясь от него, приобретая собственное бытие и тенденции развития. С точки зрения марксизма «буржуазное государство» представляет собой власть эксплуататорского меньшинства.
Сторонники этого направления полагают, что создание государства, учрежденного на социалистических принципах, ликвидирует социальные основы отчуждения. Хотя особо отмечается, что полностью отчуждение ликвидировано быть не может. Из этого делается вывод, что проблема отчуждения может быть снята только с отмиранием самого государства – в условиях созданного безгосударственного коммунистического управления. В этот момент общество, по словам Энгельса, «отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором»[7].Существуют и альтернативные марксистскому взгляды на проблему отчуждения. К ним можно отнести и анархизм с его неприятием государства как такового, и различные либеральные теории, согласно которым современное государство, выстроенное на принципах демократии, широком осуществлении прав и свобод личности и обладающее сильным гражданским обществом, в целом объективно воспринимает и выражает интересы общественного большинства, в силу чего проблема отчуждения государства от общества преодолевается и теряет свою былую остроту.
Историю взаимоотношений государства и общества можно представить как поиск оптимальных форм взаимосоответствия. В таком контексте вся история человечества может быть фактически представлена не только как стремление человека совершенствовать самого себя и окружающую социальную среду – человеческое сообщество, но и как постоянные попытки найти более эффективную форму организации своей жизни – более совершенную форму государства. В настоящее время в условиях глобализации мира и мирового финансового кризиса идет поиск новых форм организации человеческого сообщества в виде межгосударственных и наднациональных институтов. Причем важно отметить, что поиск новых форм организации общественной жизни, независимый от того, идет ли речь о государственной или надгосударственной форме, на протяжении всей истории существования человеческой цивилизации происходил не самопроизвольно, а в тесном взаимодействии с процессом развития их социального содержания, то есть с учетом характера и уровня развития общества.
Рассматривая характер соотношения государства и общества с точки зрения формы и содержания, нельзя, конечно, чрезмерно преуменьшать или наоборот – преувеличивать, абсолютизировать силы и роль государства по отношению к обществу, с одной стороны, и общества по отношению к государству – с другой.
Подводя итоги, скажем, что как государство, так и общество являются многоплановыми и исторически изменяющимися явлениями, которые существуют в неразрывном единстве, но тем не менее обладают относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Понятие «государство» есть политическое понятие, оно представляет собой ядро политической философии. Понятие «общество» имеет более широкое значение и включает в себя все сферы жизни, в том числе и политическую.
[1] Момджян, К. Х. Социум. Общество. История: учеб. пособ. – М., 1994. – С. 67.
[2] Социальная философия: учеб. / под ред. И. А. Гобозова. – М., 2003. – С. 49.
[3] Семенов, Ю. И. Философия истории. – М., 2003. – С. 22.
[4] Гобозов, И. А. Философия политики. – М., 1998. – С. 115.
[5] Момджян, К. Х. Введение в социальную философию: учеб. пособ. – М., 1997. – С. 247.
[6] Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. – М., 1978. – С. 190.
[7] Энгельс, Ф. Указ. соч. – С. 194–195.
1.1 Что такое социальная проблема? – Социальные проблемы
Цели обучения
- Дайте определение «социальной проблеме».
- Объясните объективную и субъективную составляющие определения социальной проблемы.
- Понять социальный конструкционистский взгляд на социальные проблемы.
- Перечислите этапы естественной истории социальных проблем.
Социальная проблема — это любое состояние или поведение, которое имеет негативные последствия для большого числа людей и которое обычно признается состоянием или поведением, требующим решения. Это определение имеет как объективный компонент и субъективный компонент .
Компонент цели таков: чтобы любое состояние или поведение считалось социальной проблемой, оно должно иметь негативные последствия для большого числа людей, как обсуждается в каждой главе этой книги. Откуда мы знаем, что социальная проблема имеет негативные последствия? Разумные люди могут и расходятся во мнениях относительно того, существуют ли такие последствия, а если да, то относительно их масштабов и серьезности, но обычно накапливается массив данных — из работ академических исследователей, государственных учреждений и других источников, — которые убедительно указывают на обширные и серьезные последствия. последствия. Причины этих последствий часто вызывают горячие споры, а иногда, как мы увидим в некоторых главах этой книги, иногда оспаривается само существование этих последствий. Текущий пример изменение климата : Хотя подавляющее большинство ученых-климатологов говорят, что изменение климата (изменение климата Земли из-за накопления парниковых газов в атмосфере) является реальным и серьезным, менее двух третей американцев (64 процента) в опрос 2011 года показал, что они «думают, что происходит глобальное потепление» (Leiserowitz, et. al., 2011).
Этот тип спора указывает на субъективный компонент определения социальных проблем: должно существовать восприятие того, что условие или поведение необходимо решить, чтобы оно считалось социальной проблемой. Этот компонент лежит в основе социального конструкционистского взгляда на социальные проблемы (Rubington & Weinberg, 2010). С этой точки зрения существует множество типов негативных условий и поведения. Многие из них считаются достаточно негативными, чтобы приобрести статус социальной проблемы; некоторые не получают этого внимания и, таким образом, не становятся социальной проблемой; а некоторые становятся социальной проблемой только в том случае, если граждане, политики или другие стороны обращают внимание на состояние или поведение.
История внимания, которое уделялось изнасилованиям и сексуальным домогательствам в Соединенных Штатах до и после 1970-х годов, служит примером этой последней ситуации. Эти акты сексуального насилия в отношении женщин, вероятно, происходили с самого начала человечества и, безусловно, были очень распространены в Соединенных Штатах до 1970-х годов. Хотя мужчин иногда арестовывали и привлекали к уголовной ответственности за изнасилование и сексуальные посягательства, сексуальное насилие в остальном игнорировалось законодателями и мало освещалось в учебниках для колледжей и в средствах массовой информации, и многие люди думали, что изнасилование и сексуальные посягательства были просто чем-то, что произошло (Эллисон и Райтсман, 19 лет93). Таким образом, хотя сексуальное насилие существовало, оно не считалось социальной проблемой. Когда в конце 1970-х зародилось современное женское движение, вскоре оно сосредоточилось на изнасиловании и сексуальных домогательствах как на серьезных преступлениях и как на проявлениях неравенства женщин. Благодаря такой направленности изнасилования и сексуальные посягательства со временем вошли в общественное сознание, взгляды на эти преступления стали меняться, и законодатели стали уделять им больше внимания. Короче говоря, сексуальное насилие в отношении женщин стало социальной проблемой.
Взгляд социального конструкционизма поднимает интересный вопрос: когда социальная проблема является социальной проблемой? По мнению некоторых социологов, придерживающихся этой точки зрения, негативные условия и поведение являются , а не социальной проблемой, если только они не признаны таковыми политиками, большим числом простых граждан или другими слоями нашего общества; Таким образом, эти социологи сказали бы, что изнасилование и сексуальные домогательства до 1970-х годов не были социальной проблемой, потому что наше общество в целом уделяло им мало внимания. Другие социологи говорят, что негативные условия и поведение следует считать социальной проблемой, даже если им уделяется мало внимания или вообще не уделяется никакого внимания; Таким образом, эти социологи сказали бы, что изнасилование и сексуальные домогательства до 1970-х годов были социальной проблемой.
Этот тип дебатов, вероятно, сродни извечному вопросу: если дерево падает в лесу, и никто не слышит его, издается ли звук? Как таковой, на него нелегко ответить, но он подкрепляет одно из ключевых убеждений социального конструкционизма: восприятие имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем реальность. В соответствии с этим убеждением социальный конструкционизм подчеркивает, что граждане, заинтересованные группы, политики и другие стороны часто соревнуются за влияние на общественное восприятие многих типов условий и поведения. Они пытаются повлиять на освещение в средствах массовой информации и общественное мнение о характере и масштабах любых негативных последствий, которые могут иметь место, причинах, лежащих в основе рассматриваемого состояния или поведения, и возможных решениях проблемы.
Акцент социального конструкционизма на восприятии имеет провокационный подтекст: точно так же, как состояние или поведение не может считаться социальной проблемой, даже если для этого восприятия существует веская основа, так и состояние или поведение может считаться социальной проблемой, даже если для этого существует мало оснований. или нет оснований для такого восприятия. «Проблема» женщин в колледже представляет собой исторический пример последней возможности. В конце 1800-х ведущие врачи и медицинские исследователи в Соединенных Штатах писали журнальные статьи, учебники и газетные колонки, в которых они предостерегали женщин от поступления в колледж. Причина? Они боялись, что стресс, вызванный учебой в колледже, нарушит менструальный цикл у женщин, а также боялись, что женщины плохо сдадут экзамены в «это время месяца» (Ehrenreich & English, 2005)! Теперь мы, конечно, знаем лучше, но сексистские убеждения этих писателей превратили идею поступления женщин в колледж в социальную проблему и помогли ужесточить ограничения со стороны колледжей и университетов на прием женщин.
В связанной динамике различные стороны могут искажать определенные аспекты существующей социальной проблемы: политики могут выступать с речами, средства массовой информации могут использовать пугающие заголовки и интенсивное освещение, чтобы заинтересовать читателей или зрителей, предприятия могут использовать рекламу и оказывать влияние освещение новостей. Освещение насильственных преступлений в средствах массовой информации дает множество примеров такой динамики (Robinson, 2011; Surette, 2011). Средства массовой информации чрезмерно драматизируют насильственные преступления, которые гораздо менее распространены, чем преступления против собственности, такие как кражи со взломом и воровство, публикуя так много историй о них, и это освещение способствует страху общества перед преступностью. Сообщения в СМИ о насильственных преступлениях также, как правило, более распространены, когда обвиняемый преступник черный, а жертва белая, а также когда преступник является несовершеннолетним. Считается, что этот тип освещения усиливает предубеждение общественности по отношению к афроамериканцам и способствует формированию негативного мнения о подростках.
Естественная история социальной проблемы
Мы только что обсудили некоторые трудности определения социальной проблемы и тот факт, что различные стороны часто пытаются повлиять на общественное восприятие социальных проблем. Помимо этих вопросов, большинство социальных проблем проходят через естественную историю , состоящую из нескольких стадий своего развития (Spector & Kitsuse, 2001).
Стадия 1: Возникновение и подача заявлений
Социальная проблема возникает, когда социальная организация (например, группа социальных изменений, средства массовой информации или влиятельные политики) начинает привлекать внимание к состоянию или поведению, которые она считает нежелательными. и нуждается в исправлении. В рамках этого процесса он пытается повлиять на общественное восприятие проблемы, ее причин и возможных решений. Поскольку социальная сущность предъявляет претензии по всем этим вопросам, этот аспект Стадии 1 называется процессом предъявления претензий. Не все попытки превратить состояние или поведение в социальную проблему увенчаются успехом, а если они не увенчаются успехом, социальная проблема не возникает. Из-за ресурсов, которые у них есть или которых у них нет, некоторые социальные образования с большей вероятностью, чем другие, преуспеют на этом этапе. Несколько обычных людей имеют небольшое влияние в общественной сфере, но массы людей, которые участвуют в протестах или другой политической деятельности, обладают большей способностью способствовать возникновению социальной проблемы. Поскольку политики прислушиваются к средствам массовой информации и другим видам влияния, их взгляды на социальные проблемы часто очень влиятельны. Большинство исследований этой стадии социальной проблемы сосредоточено на усилиях групп социальных изменений и более крупных социальных движениях, к которым они могут принадлежать, поскольку большинство социальных проблем начинаются с усилий таких групп снизу вверх.
Стадия 2: Легитимность
Как только социальной группе удается превратить состояние или поведение в социальную проблему, она обычно пытается убедить правительство (местное, штатное и/или федеральное) предпринять какие-либо действия — расходы и разработку политики— для решения проблемы. В рамках этих усилий он пытается убедить правительство в том, что его заявления о проблеме законны, что они имеют смысл и подтверждаются эмпирическими (основанными на исследованиях) данными. В той мере, в какой группе удается убедить правительство в легитимности своих заявлений, гораздо более вероятны действия правительства.
Стадия 3: Возобновление подачи заявлений
Даже если действия правительства действительно предпринимаются, группы социальных изменений часто приходят к выводу, что действия слишком ограничены по целям или масштабу, чтобы быть в состоянии успешно решить социальную проблему. Если они приходят к такому выводу, они часто решают заново выдвинуть свои требования. Они делают это, подтверждая свои заявления и критикуя официальный ответ, который они получили от правительства или других авторитетных заинтересованных сторон, таких как крупный бизнес. На этом этапе может возникнуть значительная напряженность между группами социальных изменений и объектами их требований.
Этап 4: Разработка альтернативных стратегий
Несмотря на возобновление заявлений, группы социальных изменений часто приходят к выводу, что правительство и устоявшиеся интересы не реагируют адекватно на их заявления. Хотя группы могут продолжать настаивать на своих требованиях, они, тем не менее, осознают, что эти требования могут не получить адекватного ответа со стороны установленных интересов. Это осознание приводит их к разработке собственных стратегий решения социальной проблемы.
Key Takeaways
- Определение социальной проблемы имеет как объективный, так и субъективный компонент. Объективный компонент включает в себя эмпирические доказательства негативных последствий социального состояния или поведения, в то время как субъективный компонент включает в себя восприятие того, что состояние или поведение действительно являются проблемой, которую необходимо решить.
- Взгляд социального конструкционизма подчеркивает, что состояние или поведение не становится социальной проблемой, если нет понимания, что его следует считать социальной проблемой.
- Естественная история социальной проблемы состоит из четырех стадий: возникновение и предъявление претензий, легитимность, возобновление предъявления претензий и альтернативные стратегии.
Ссылки
Эллисон, Дж. А., и Райтсман, Л. С. (1993). Изнасилование: Непонятое преступление . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.
Эренрайх, Б., и Инглиш, Д. (2005). Для ее же блага: Два столетия советов экспертов женщинам (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Anchor Books.
Лейзеровиц, А., Майбах, Э., Розер-Ренуф, К., и Смит, Н. (2011). Изменение климата в сознании американцев: убеждения и отношение американцев к глобальному потеплению в мае 2011 г. . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский проект по информированию об изменении климата.
Робинсон, МБ (2011). Освещение преступности и уголовного правосудия в СМИ . Дарем, Северная Каролина: Академическая пресса Каролины.
Рубингтон, Э., и Вайнберг, М.С. (2010). Изучение социальных проблем: семь точек зрения (7-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Спектор, М., и Китсьюз, Дж. И. (2001). Конструирование социальных проблем . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.
Суретт, Р. (2011). СМИ, преступность и уголовное правосудие: образы, реалии и политика (4-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
25 Основные социальные проблемы (примеры) (2023)
Социальные проблемы составляют ключевую тему социологии. Они относятся к разного рода бедам, негативно влияющим на общество, его социальную структуру и его ценности.
Социальные проблемы могут включать глобальные проблемы, такие как бедность, перемещение и терроризм. Они также могут включать проблемы в конкретном обществе или регионе, например, неотложную проблему бездомности в Сиэтле и Портленде.
В отличие от личных проблем или стихийных бедствий, социальные проблемы создаются обществом и могут быть решены им.
Определение социальных проблем
Проще говоря, социальные проблемы — это проблемы, которые наносят ущерб группе людей в обществе.
Они также относятся к:
«Социальные условия, процессы, общественные устройства или отношения, которые обычно воспринимаются как нежелательные, негативные и угрожающие определенным ценностям или интересам…» (Jamrozik & Nocella, 1998, стр. 1)
Социальные проблемы могут наблюдаться в отдельной стране или затрагивать международное глобальное общество. Они могут воздействовать на общество, нанося ущерб его гармонии, стабильности, безопасности или свободе.
В отличие от физических проблем или природных проблем, социальные проблемы связаны с социальными процессами и социальными взаимодействиями. Например, хотя недоедание может показаться физическим состоянием, на самом деле это социальная проблема, возникшая в результате войны, конфликта, бедности или жестокого обращения.
Большинство социальных проблем являются результатом социального неравенства и его последствий (Jamrozik & Nocella, 1998). Например, социально-экономическое неравенство приводит к отсутствию доступного жилья и бездомности.
Социальную проблему можно определить по трем основным характеристикам:
- Социальные причины: Состояние должно иметь социальную причину, чтобы считаться социальной проблемой.
- Негативное воздействие: Социальная проблема должна оказывать негативное влияние на общество, угрожая его безопасности, свободе или другим ценностям.
- Социальные решения: Социальная проблема должна быть условием, которое может быть решено с помощью социальных решений (Jamrozik & Nocella, 1998).
Получить PDF-файл этой статьи для класса
Получите доступ к этой статье в формате pdf только для подписчиков относится к не имеющим работы, частично занятым людям иметь только неполный рабочий день, случайную или временную работу. И безработица, и неполная занятость являются социальными проблемами на глобальном уровне. Они наносят вред отдельным лицам и сообществам, ограничивая их производительность и нанося ущерб их социально-экономическому статусу.
- Нехватка медицинских услуг : Отсутствие доступа к своевременной и качественной медицинской помощи является социальной проблемой, которая все больше затрагивает канадское и американское общество, что приводит к чрезвычайно длительному времени ожидания приема у врача. Это также негативно влияет на общее качество психического и физического здоровья.
- Перемещение : Вынужденная миграция и перемещение людей из стран их происхождения является социальной проблемой глобального уровня. Каждый год тысячи людей вынуждены становиться беженцами из-за войн, конфликтов, бедности и изменения климата.
- Политическая коррупция : Политическая коррупция означает злоупотребление властью государственными чиновниками для получения личной выгоды. Это социальная проблема, которая порождает недоверие и подозрительность к политическим властям.
- Злоупотребление психоактивными веществами: Проблема злоупотребления психоактивными веществами часто заключается в том, что это делает общество менее безопасным и может внести нестабильность и причинить вред семьям с уязвимыми людьми.
- Ожирение: Плохое качество продуктов питания в магазинах, высокая стоимость свежих продуктов и плохие кампании по социальному просвещению могут привести к ожирению, что снижает ожидаемую продолжительность жизни.
- Социальная изоляция: Социальная изоляция часто случается с пожилыми людьми или уязвимыми группами населения с низким социальным капиталом. Их изоляция может нанести ущерб их психическому здоровью.
- Стеклянный потолок: В результате социальной несправедливости в практике найма женщины занимают лишь 19% руководящих должностей и 6% должностей генеральных директоров S&P 500.
- Гендерный разрыв в оплате труда: Женщины зарабатывают 83 цента на каждый доллар, заработанный мужчинами. Это связано с рядом сложных социальных и культурных факторов.
- Эйджизм: Подразумевает жестокое обращение или предвзятое отношение к людям из-за их возраста. До 64 процентов пожилых работников говорят, что сталкивались с возрастной дискриминацией на рабочем месте.
- Ferrymandering: Это включает в себя фальсификацию избирательных округов, чтобы отдать предпочтение одной части над другой. США считаются страной с несовершенной демократией из-за махинаций.
- Пол в образовании: В развивающихся странах миллионам девочек отказывают в образовании из-за гендерной дискриминации.
- Брак по принуждению: Во всем мире более 15 миллионов человек вынуждены вступать в брак против своей воли. 88% жертв — женщины.
- Религиозная дискриминация: христиан сталкиваются с санкционированной правительством дискриминацией в 168 странах. Мусульмане сталкиваются с санкционированной правительством дискриминацией в 121 стране.
- Детская бедность: У детей из бедных семей в США результаты тестов в среднем на 10% ниже, и в детстве у них больше проблем с психическим здоровьем.
- Неравное предоставление услуг: Часто больше всего страдают сельские и отдаленные районы. Например, в Канаде до сих пор 71 отдаленная община коренных народов не имеет чистой питьевой воды.
- Торговля людьми: Уязвимых людей часто забирают из дома нелегально или под принуждением, чтобы они могли работать за низкую заработную плату. Сегодня в мире насчитывается более 20 миллионов жертв торговли людьми.
- Стереотипы: Гендерные, расовые, классовые и другие стереотипы продолжают подавлять людей с различной социальной идентичностью.
- Детский труд: Сегодня в мире насчитывается 160 миллионов жертв принудительного труда. Часто это происходит потому, что семьи слишком бедны, чтобы отправить своих детей в школу.
- Дискриминация по инвалидности: Люди с инвалидностью чаще сталкиваются с дискриминацией и физическими угрозами, и менее вероятно, что полиция будет воспринимать их всерьез.
- Цифровой разрыв: Плохой доступ к технологиям увеличивает разрыв между богатыми и бедными. Только 39% жителей Африки имеют доступ к Интернету, по сравнению с 94% жителей США.
- Колониальная практика: Коренные жители составляют 5% населения мира, но составляют 15% населения мира, живущего в условиях крайней нищеты.
Социальная изоляция является острой социальной проблемой для пожилых людей. Это происходит, когда пожилые люди теряют связь со своими семьями или их семьи вымирают, а друзья или члены сообщества не могут вмешаться, чтобы помочь.
Это может привести пожилых людей к депрессии и, в худшем случае, к тому, что у них не будет поддержки, чтобы выжить в собственных домах. Некоторые общества справляются с этим посредством бесплатного или субсидируемого проживания с уходом, в то время как в других нет достаточной инфраструктуры и политики, чтобы смягчить социальную изоляцию.
Обратите внимание, что социальная изоляция может возникнуть в более молодом возрасте, особенно среди инвалидов, нейродивергентов и других лиц, которым трудно взаимодействовать с сообществом.
2. НедоеданиеНедоедание является серьезной социальной проблемой как в развитых, так и в развивающихся странах, угрожающей безопасности и функционированию этих обществ.
Многие общины в Соединенных Штатах страдают от недоедания из-за проживания в продовольственных пустынях: районах, где в непосредственной близости нет доступных продуктовых магазинов или других источников здорового питания (Christian et al. , 2020).
Еще одной причиной недоедания является расстройство пищевого поведения, такое как анорексия, булимия или компульсивное переедание. Исследования показывают, что расстройства пищевого поведения являются постоянной проблемой среди подростков, особенно девочек-подростков (Chamay-Weber et al., 2005).
3. Злоупотребление психоактивными веществамиЗлоупотребление психоактивными веществами является социальной проблемой, которая приводит к тысячам смертей в Канаде и других частях мира (Rehm et al., 2006).
Это также наносит вред обществу, вызывая расходы на здравоохранение, расходы на правоохранительные органы и снижение безопасности и производительности (Rehm et al., 2006).
Исследования показывают, что злоупотребление психоактивными веществами тесно связано с другими социальными проблемами, включая отсутствие доступа к надлежащей психиатрической помощи и бездомность (Folsom et al., 2005). Все чаще общество рассматривает эту зависимость как проблему психического здоровья, а не криминальную, чтобы помочь людям выздороветь.
4. Жилищный кризисЖилищный кризис относится к нехватке доступного, безопасного и доступного жилья и жилья в регионе. Он также включает более конкретные социальные проблемы, такие как бездомность и незащищенность жилья.
Жилищный кризис уже давно наблюдается в нескольких городах Северной Америки и Европы.
Однако недавние глобальные события в области здравоохранения усугубили кризис за счет роста цен на жилье и арендной платы во многих странах, таких как США и Турция (Li & Zhang, 2021; Subaşı & Baycan, 2022).
Как социальная проблема жилищный кризис оказывает негативное влияние на общество, усугубляя существующее социально-экономическое неравенство и повышая уязвимость неблагополучных слоев населения.
5. ПеремещениеВынужденная миграция и перемещение являются глобальными социальными проблемами, от которых в настоящее время страдают более 89 миллионов человек во всем мире (UNHCR, 2022).
Каждый год миллионы людей вынуждены бежать из своих стран из-за войн, конфликтов, преследований или изменения климата (UNHCR, 2022).
Будучи социальными проблемами, вынужденная миграция и перемещение отражают несправедливость, с которой сталкиваются беженцы и лица, ищущие убежища, которые живут в небезопасных условиях.
Каждый год тысячи просителей убежища гибнут, тонут в Средиземном море, пытаясь добраться до Европы (Statista, 2021).
Во многих случаях беженцы продолжают сталкиваться с проблемами даже после прибытия в безопасную страну. В этом смысле перемещение также взаимодействует с другими социальными проблемами, такими как расовая дискриминация.
Заключение
Социальные проблемы относятся к разного рода вопросам и проблемам, которые негативно влияют на безопасность, свободу, гармонию и другие ценности общества.
Социальные проблемы отличаются от индивидуальных, физических и естественных проблем, поскольку они имеют социальные корни. Это социальные условия, которые каким-либо образом вредят или угрожают обществу. Они могут быть решены с помощью социальных средств и мер.
Социальные проблемы могут существовать в одном конкретном обществе или затрагивать несколько обществ по всему миру. Примеры современных социальных проблем включают бедность, бездомность и перемещение.
Важно изучать и понимать социальные проблемы, поскольку они иллюстрируют, как различные формы социального неравенства могут по-разному вредить обществу.
Ссылки
Шаме-Вебер, К., Нарринг, Ф., и Мишо, П.А. (2005). Частичные расстройства пищевого поведения у подростков: обзор. Журнал здоровья подростков , 37 (5), 416-426.
Кристиан, В. Дж., Миллер, К. Р., и Мартиндейл, Р. Г. (2020). Отсутствие продовольственной безопасности, недоедание и микробиом. Текущие отчеты о питании , 9 (4), 356-360.
Фолсом, Д. П., Хоторн, В., Линдамер, Л., Гилмер, Т., Бейли, А., Голшан, С. , … и Джесте, Д. В. (2005). Распространенность и факторы риска бездомности и обращения за услугами по охране психического здоровья среди 10 340 пациентов с серьезными психическими заболеваниями в крупной государственной системе охраны психического здоровья. Американский журнал психиатрии , 162 (2), 370-376.
Джамрозик, А., и Ночелла, Л. (1998). Социология социальных проблем: теоретические перспективы и методы вмешательства . Издательство Кембриджского университета.
Рем, Дж., Балиунас, Д., Брошу, С., Фишер, Б., Гнам, В., Патра, Дж., … и Тейлор, Б. (2006). Расходы на злоупотребление психоактивными веществами в Канаде, 2002 г.
Statista. (2021, 17 сентября). Гибель мигрантов в Средиземном море 2021 . Статистика. Получено с https://www.statista.com/statistics/1082077/deaths-of-migrants-in-the-mediterranean-sea/
УВКБ ООН. (2022). Глобальные тенденции . УВКБ ООН. Получено с https://www.unhcr.org/globaltrends
.Санам Вагефи (аспирант)
Веб-сайт | + посты
Санам Вагефи (бакалавр наук, магистр искусств) — социолог, педагог, кандидат наук. Она имеет многолетний опыт работы в Университете Виктории в качестве ассистента преподавателя и инструктора. Ее исследования по социологии миграции и психического здоровья были отмечены наградами за эссе Канадской социологической ассоциации и IRCC. В настоящее время она сосредоточена на поддержке студентов онлайн в рамках своего академического коучинга и репетиторства Lingua Academic Coaching OU.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии.